Троице сергиева варницкого монастыря

Содержание

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Троице-Сергиев Варницкий монастырь — древнейший монастырь, который находится недалеко от Ростова Великого. Его история начинается в 1427 году. Тогда в окрестностях еще были живы люди, которые помнили рассказы своих стариков о родителях Сергия Радонежского — Кирилле и Марии. Они же могли указать место, где находился боярский терем, в котором и родился будущий святой, почитаемый подвижник Русской земли, основатель Троице-Сергиевой лавры под Москвой.

Годы жизни Сергия Радонежского приблизительно 1314–1392.

История монастыря очень бурная, иногда прискорбная, но монастырь из всех неурядиц и бед выходил обновленным и если посмотреть на современное состояние, то можно сказать, что выходил даже «помолодевшим», несмотря на возраст.

Вначале все постройки монастыря были деревянными. Потом были разрушения: литовско-польская интервенция, пожары, а уже в 20 м веке разрушения, инспирированные богоборческой властью (не только взорвали главный Троицкий храм, но и по территории монастыря проложили автомобильную дорогу).

Монастырь был мужским, потом женским, потом вновь мужским.

Об истории монастыря можно прочитать на официальном сайте монастыря.

Во время нашего посещения, монастырь был совершенно безлюдным — видимо попали в такое время. Однако в свечной лавке нас уверили, что обычно в монастыре многолюдно — сюда часто приезжают паломники и туристы. Экскурсии в монастыре проходят ежедневно с 8 утра до 19 вечера. Здесь расскажут много интересного о том, как отрок Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) однажды в поле встретил старца и посетовал, что ему плохо дается учеба, после чего получил множество талантов в освоении наук и выдающуюся память.

(Сегодня св. Сергию Радонежскому принято молиться и об успехах в учебе. Студенты перед сессией идут именно к этому святому с просьбами, хотя ленивым он вряд ли поможет).

Во время нашего посещения монастыря экскурсия для одного человека стоила 100 рублей (дети — 50). Но стоимость могла и измениться.

Недалеко от монастыря находится православная гимназия, в ней учатся дети не только из близлежащих сел, Из Ростова Великого (до Варниц всего 3 км), но и из отдаленных мест.

Очень хвалят трапезную монастыря и гостиницу. Здесь можно неплохо остановиться на несколько дней или просто переночевать, а при желании посетить монастырские службы, которые здесь проходят ежедневно.

Первая служба — братский молебен в 6 часов утра.

Варницы можно даже избрать местом проживания и оттуда ездить по окрестностям — недорого и удобно.

Монастырь славится вкусным медом, бездрожжевым хлебом, квасом, которые изготовляют сами монахи.

Координаты для автолюбителей: 57.20224, 39.37767.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками

Мы собрали все (или почти все) сохранившиеся и даже плохо сохранившиеся монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками.

Сергий Радонежский, самый чтимый русский святой, основал за свою жизнь десять монастырей. Многочисленные ученики продолжили его дело и основали ещё 40 обителей. У этих учеников были свои ученики, многие из которых также основывали монашеские общины — в XV веке Московская Русь сделалась страной монастырей.

Ферапонтов монастырь, Кирилловский район, Вологодская область

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Ферапонтов монастырь гораздо меньше, но древнее (в нём вообще нет зданий моложе середины XVIIвека), и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО благодаря комплексу фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы (1490-1502).

Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область

Главный русский монастырь Сергий основал, еще будучи набожным мирянином Варфоломеем: с братом-монахом Стефаном поселился на холме Маковец в Радонежском бору, где своими руками построил церковь Святой Троицы. Пару лет спустя Варфоломей принял монашество с именем Сергий, а дальше вокруг него сложилась иноческая община, оформившееся к 1345 году в монастырь с общежительным уставом. Сергий был чтим при жизни, ходил по Руси и мирил враждующих князей, и наконец в 1380 году благословил на битву с ордынцами Дмитрия Донского и дал ему в помощь двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

В Троицком монастыре в 1392 году Сергий и преставился, а тридцать лет спустя были обретены его мощи, к которым потянулся народ. Монастырь рос и хорошел вместе с Россией, пережил в 1408 году разорение ордой Едигея, а в 1608-10 годах – осаду польско-литовским войском пана Сапеги. В 1744 году монастырь получил статус лавры – второй на Руси после Киево-Печерской. Ныне это грандиозный архитектурный комплекс, достойный крупнейших российских кремлей – около 50 зданий за неприступной стеной длиной 1,5 километра. Старейшие храмы – Троицкий собор (1422-23) и Свято-Духовская церковь-колокольня (1476), причём именно для первого Андрей Рублёв написал свою великую «Троицу». Успенский собор (1559-85) – один из самых больших и величественных на Руси. Колокольня (1741-77) выше Ивана Великого, и на ней висит крупнейший в России 72-тонный Царь-колокол. Храмы, жилые и служебные палаты, учебные и административные заведения, мощи и могилы исторических личностей, музей с уникальными экспонатами: Лавра – это целый город, а также «градооборазующее предприятие» немаленького города Сергиев Посад.

Благовещенский Киржачский монастырь. Киржач, Владимирская область

Порой Сергий покидал Троицкий монастырь на несколько лет, но где бы он ни поселился – возникала новая обитель. Так, в 1358 году на реке Киржач Сергий и его ученик Симон основали Благовещенский монастырь, где остался игуменом другой ученик Роман. Ныне это небольшой уютный женский монастырь на высоком берегу – с одной стороны город Киржач, с другой – бескрайние луга. В центре – белокаменный Благовещенский собор начала XVI века и церковь Всемилостивого Спаса (1656).

Бобренев монастырь. Коломна, Московская область

Один из героев Куликовской битвы Дмитрий Боброк-Волынский приехал в Москву из мест, ныне известных как Западная Украина и сблизился с князем Дмитрием настолько, что они вместе готовили план битвы с Мамаем. Боброку отводилась военная хитрость: когда через 5 часов боя русские начали отступать, его засадный полк ударил в тыл татарской рати, тем самым решив исход сечи. Возвращаясь с победой, Боброк с благословением Сергия основал монастырь у Коломны. Ныне это небольшая уютная обитель в поле между Новорязанским шоссе и Москвой-рекой с собором Рождества Богородицы (1757-90) и другими постройками XIXвека. К монастырю лучше всего пройти из Коломенского кремля по живописнейшему пути через Пятницкие ворота и понтонный мост.

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Коломна, Московская область

Большой монастырь на окраине Коломны хорошо виден с железной дороги, привлекая внимание тонкими ложно-готическими башенками ограды (1778), похожими на минареты. Его Сергий основал в 1385 году по просьбе Дмитрия Донского, и оставил игуменом своего ученика Григория. До 1929 года в монастыре был родник, по легенде забивший там, где сказал Сергий. В Средние века обитель была крепостью на дороге в Степь, но большинство нынешних построек, включая Богоявленский собор, относятся к XVIIIвеку.

Свято-Троицкий монастырь, Рязань

Одной из миссий Сергия была своего рода «дипломатия общего авторитета» – он ходил по Руси, примиряя враждующих князей и убеждая их в единстве русского дела. Самым непокорным был Олег Рязанский: с одной стороны, Рязань соперничала с Москвой за лидерство, с другой – была открыта ударам Орды, и потому Олег вёл двойную игру на грани предательства. В 1382 году он пособил Тохтамышу, отхватил у Дмитрия Коломну… Дело шло к новому распаду Руси, но в 1386-ом в Рязань пришёл Сергий и каким-то чудом предотвратил войну, а в знак мира основал малый Троицкий монастырь. Ныне это скромная городская обитель с декоративной оградой и церквями XVII(Троицкая), XVIII(Сергиевская) и XIX(иконы Божьей Матери «Знамения-Кочемная») веков.

Борисоглебский монастырь. Пос. Борисоглебский (Борисоглеб), Ярославская область

Ещё несколько монастырей Сергий основал как бы «в соавторстве» – не с учениками, а с монахами своего поколения. Например, Борисоглебский в 18 верстах от Ростова, где Сергий родился, – вместе с новгородцами Феодором и Павлом в 1365 году. Позже живший здесь затворник Иринах благословлял Кузьму Минина на защиту Руси. Великолепный архитектурный комплекс сложился в XVI-XVIIвеках, и снаружи, особенно при взгляде на ворота (коих у обители двое), башни или трёхпролётную звонницу, напоминает слегка упрощённый Ростовский кремль. Внутри несколько церквей, в том числе собор Бориса и Глеба 1520-х годов.

Богородице-Рождественский монастырь. Ростов Великий

Эту обитель ученик Преподобного Сергия инок Фёдор основал на родине учителя, и в сказочном пейзаже Ростова она заняла своё место за квартал от кремля. Первую каменную церковь основал митрополит Иона Сысоевич в 1670-ом году. Ныне это большой, но на первый взгляд не слишком зрелищный (тем более на фоне Ростовского кремля!) ансамбль храмов, корпусов и ограды XVII-XIXстолетий. Тем более стоит к нему приблизиться и присмотреться.

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Московская область

После смерти Сергия новый игумен Троицкого монастыря Никон почти сразу ушёл в шестилетний затвор, оставив настоятелем другого Сергиева ученика Савву. Сразу после возвращения Никона в 1398 году Савва ушёл в Звенигород и по просьбе местного князя основал монастырь на горе Сторожка. Как видно из названия, место было стратегическим, и в XV-XVIIвеках монастырь превратился в мощнейшую крепость. Но эту обитель особо чтили русские цари, порой уединявшиеся в ней для молитв и покоя: дорога сюда из Москвы называлась Царский путь, а ныне это не что иное, как Рублёвка. Монастырь стоит в чрезвычайно живописном месте, и за неприступными стенами скрывает образцовый «сказочный город» времён Алексея Михайловича – вычурные палаты, изящные звонницы, кокошники, шатры, изразцы, бело-красная гамма ансамбля. Есть тут даже свой Царский дворец, а также отличный музей. А в центре – маленький белый собор Рождества Богородицы, освящённый в 1405 году, при жизни Саввы-чудотворца.

Николо-Пешношский монастырь. Село Луговое, Дмитровский район, Московская область

Один из красивейших монастырей Подмосковья, основанный в 1361 году Сергиевым учеником Мефодием, оказался незаслуженно забыт – с 1960 года в его стенах обитал психоневрологический интернат, закрытый для посторонних. Внутри скрыты Никольский собор начала XVIвека, очень изящная колокольня, еще несколько храмов и палат. Интернат сейчас в процессе переезда, а храмы – в начале реставрации.

Спасо-Прилуцкий монастырь. Вологда

Вологодчину называли Северной Фиваидой за обилие уединенных и сказочно красивых монастырей, основанных в годы расцвета Русского Севера – страны купцов, рыбаков и монахов. Прилуцкий монастырь на окраине Вологды своими мощными гранеными башнями похож на кремль куда больше самого Вологодского кремля. Его основатель Дмитрий повстречал Сергия в 1354 году, будучи основателем и игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, и не без влияния Сергиевых идей ушёл на Север, надеясь обрести уединение где-нибудь в лесной глуши. В 1371 году он пришёл в Вологду и построил там большой монастырь, средства на который выделил сам Дмитрий Донской, и все последующие века обитель оставалась одной из богатейших в России. Отсюда Иван Грозный брал святыни в поход на Казань; в Смуту обитель трижды разоряли; в 1812 году сюда эвакуировали реликвии подмосковных монастырей. Главные святыни – икона Дмитрия Прилуцкого с житием и принесенный им же из Переславля Киликийский крест, ныне хранятся в вологодском музее. За мощными стенами 1640-х годов – Спасский собор (1537-42), Введенская церковь с трапезной палатой и крытыми галереями (1623), ряд зданий XVII-XIXвеков, пруд, могила поэта Батюшкова, деревянная Успенская церковь (1519), принесенная 1962 году из закрытого Куштского монастыря – старейший шатровый храм России.

Павло-Обнорский монастырь. Грязовецкий район, Вологодская область

Монастырь в верховьях реки Обноры в Вологодской области основал в 1389 году Сергиев ученик Павел, за плечами которого было 15-летнее затворничество. Он и здесь 3 года прожил один в дупле старой липы… Когда-то Павло-Обнорский монастырь был одним из крупнейших на Руси, но ему особенно не повезло при Советах: погиб Троицкий собор (1510-1515) с иконостасом Дионисия (уцелели 4 иконы, разошедшиеся по музеям), обезглавлена Успенская церковь (1535). В уцелевших постройках находился детский дом, позже пионерлагерь – поэтому и село, где стоит монастырь называется Юношеским. С 1990-х годов обитель возрождается, на месте Троицкого собора построена деревянная часовня с ракой мощей Павла Обнорского.

Воскресенский Обнорский монастырь. Любимовский район, Ярославская область

Небольшой монастырь в глухих лесах на реке Обноре в 20 километрах от городка Любим основал Сергиев ученик Сильвестр, проживший на этом месте много лет в уединении и случайно обнаруженный заблудившимся крестьянином, после чего молва о пустыннике разнеслась, да потянулись туда другие монахи. Монастырь упразднён в 1764 году, сохранились святой источник Сильвестра Обнорского да Воскресенская церковь (1825).

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь. Спас-Нурма, Грязовецкий район, Вологодская область

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь

Ещё один монастырь на реке Нурма в 15 километрах от Павло-Обнорского основал в 1389 году Сергий Нуромский, ученик Сергия Радонежского. Упразднен в 1764, Спасо-Сергиевская церковь в стиле «северного барокко» построена в 1795 уже приходской. Сейчас монастырская жизнь в этом лесной заброшенной обители постепенно возрождается, постройки восстанавливаются.

В калужском Боровске наиболее знаменит, конечно, Пафнутьев монастырь, но его основатель вышел из другого, ныне исчезнувшего Покровского монастыря в предместье Высокое, основанного в 1414 году Сергиевым учеником Никитой, и упразднённого опять же в 1764 году. Осталась лишь деревянная Покровская церковь XVIIвека на монастырском кладбище.

Спасо-Андроников монастырь. Москва

«Совместный проект» Сергия – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Богоявленско-Анастасиин монастырь. Кострома

Детище ученика Сергия — старца Никиты – Богоявленский монастырь в Костроме. Не столь известный, как Ипатьевский, он древнее и в самом центре города, а его святыня – Фёдоровская икона Богоматери. Обитель пережила многое, в том числе разорения Иваном Грозным и поляками в Смуту, но фатальным стал пожар 1847 года. В 1863 году храмы и палаты передали женскому Анастасьинскому монастырю. Собор состоит теперь из двух частей: белокаменный старый храм (1559) превратился в алтарь краснокирпичного нового (1864-69) – у этой конструкции 27 главок! На месте угловых башен – Смоленская церковь (1825) и шатровая колокольня. Если удастся заглянуть внутрь – можно увидеть бывшую трапезную (ныне семинарию) XVIIвека и очень красивый настоятельский корпус.

Троице-Сыпанов монастырь. Нерехта, Костромская область

Живописный монастырь на Сыпановом холме в 2 километрах от городка Нерехта основал в 1365 году Сергиев ученик Пахомий – как и многие другие ученики, и сам учитель, он ушёл в леса искать уединения, выкопал келью… и вскоре монастырь вокруг него сложился сам собой. Ныне это по сути просто Троицкая церковь (1675) в ограде (1780) с башнями и часовней – в 1764-1993 годах это и был приходской храм вместо упразднённой обители. А теперь – снова монастырь, женский.

Иаково-Железноборовский монастырь. Село Борок, Буйский район, Костромская область

Село Борок близ города Буй – крупного железнодорожного узла – в старину называлось Железным Борком, так как здесь добывали болотные руды. Основанный Сергиевым учеником Иаковом в 1390 году монастырь сыграл роль в двух русских Смутах: в 1442-м Василий Тёмный сделал его своей «базой» в походе на Дмитрия Шемяку, а в начале XVIIвека тут принял постриг Гришка Отрепьев – будущий Лжедмитрий I. Ныне от обедневшей в XIXвеке обители остались церкви Рождества Богородицы (1757) и Рождества Иоанна Предтечи (1765), колокольня — «карандаш» между ними, ограда и кельи.

Авраамиев Городецкий монастырь. Село Ножкино, Чухломской район, Костромская область

Одним из ярчайших продолжателей Сергиева дела был монах Авраамий, основатель четырех монастырей в глухой галицкой стороне (речь, конечно, не про Галицию, а про Галич Костромской области). Сохранился лишь Авраамиев Городецкий монастырь в селе Ножкино, где святой упокоился. Храмы видны из Чухломы и с солигаличской дороги за озерной гладью: Покровская и Никольская церкви XVIIвека и собор иконы Божьей Матери «Умиление» с колокольней, построенные Константином Тоном в стиле его московского «шедевра». Руины двух церквей еще одного Авраамиева Новоезерского монастыря сохранились напротив Галича, в селе с ласковым названием Умиление.

Череповецкий Воскресенский монастырь. Череповец

Сложно поверить, что индустриальный гигант Череповец когда-то был тихим купеческим городком, выросшим в XVIIIвеке у монастыря, основанного Сергиевыми учениками Феодосием и Афанасием. Монастырь упразднили в 1764 году, но его Воскресенский собор (1752-56) остаётся старейшим зданием, историческим сердцем Череповца.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область, Кирилловский район

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Кирилло-Белозерский монастырь ныне крупнейший в России, и на площади в 12 гектар размещается полсотни построек, в том числе 10 церквей, из которых лишь две моложе XVIвека. Монастырь так велик, что делится на «районы» – Большой Успенский и Ивановский монастыри слагают Старый город, к которому примыкает обширный и почти пустой Новый город. Все это – под защитой мощнейших стен и неприступных башен, а когда-то в обители была и своя цитадель Острог, служившая также «элитной» тюрьмой. Еще тут множество палат – жилых, учебных, больничных, хозяйственных, также почти сплошь XVI-XVIIстолетий, одну из которых занимает музей икон. В Новом городе – деревянные мельница и очень старая (1485) Ризоположенская церковь из села Бородавы. Добавьте сюда славную историю и красивейшее расположение – и получается одно из самых впечатляющих мест России. Кирилло-Белозерский монастырь дал больше всего «учеников третьего порядка»: его иноками были идеолог «нестяжательства» Нил Сорский, основатель Соловецкого монастыря Савватий и другие.

Лужецкий Ферапонтов монастырь. Можайск, Московская область

Белозерский князь Андрей Дмитриевич владел несколькими городами на Руси, в том числе Можайском. В 1408 году он попросил инока Ферапонта основать там монастырь, и Сергиев ученик вернулся в Подмосковье. Ныне Лужецкий монастырь на окраине Можайска – небольшой, но очень цельный ансамбль с собором Рождества Богородицы (1520), ещё парой церквей помоложе и шатровой колокольней за декоративными, но внушительными стенами и башнями.

Успенский Боровенский монастырь. Мосальск, Калужская область

Самый южный монастырь Сергиевых учеников основал тезка «северного» Ферапонта – инок Ферапонт Боровенский. Калужская земля в те времена была неспокойной окраиной, на которую покушались то Литва, то Орда, и уйти сюда жить беззащитному монаху – уже был подвиг. Монастырь, однако, пережил все войны… чтобы закрыться в 1760-е годы. Заложенную в 1740-е Успенскую церковь, одну из красивейших на Юге, освятили уже как приходскую. Ныне она стоит среди полей, заброшенная, но незыблемая, и внутри видны росписи, сделанные украинскими мастерами, в том числе «Всевидящее Око» на сводах.

Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь. Усть-Вымь, Республика Коми

Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь

Стефан Пермский родился в купеческом Великом Устюге в семье батюшки и крещёной зырянки (так в старину называли коми), и в историю вошел тем, что в одиночку присоединил к России целый край – Малую Пермь, страну коми-зырян. Приняв постриг и поселившись в Ростове, Стефан выучился наукам, и не раз беседовал с Сергием Радонежским, перенимая его опыт, а затем вернулся на Север и пошёл за Вычегду. Коми тогда были народом воинственным, с миссионерами их разговор был короткий, но когда они связали Стефана и стали обкладывать хворостом, его спокойствие так потрясло зырян, что они не только пощадили его, но и вняли к его проповедям. Так, обращая в Христову веру село за селом, Стефан дошёл до Усть-Выми – столицы Малой Перми, и там встретился с памой – верховным жрецом. По преданию, исход решило испытание: прикованные друг к другу цепью инок и жрец должны были пройти сквозь горящую избу, нырнуть в прорубь на одном берегу Вычегды и вынырнуть на другом… По сути они шли на верную смерть, и в готовности к ней была суть: пама убоялся, отступил и тем самым спас и Стефана… но враз потерял доверие своего народа. Это было в год Куликовской битвы. На месте капища Стефан построил храм, и ныне в центре Усть-Выми стоит небольшой, но очень ландшафтный монастырь из двух церковок XVIIIвека (и третьей 1990-ых годов) и деревянной монашеской обители, похожей на маленькую крепость. Из двух других монастырей Стефана выросли нынешние Котлас и Сыктывкар.

Высоцкий монастырь. Серпухов, Московская область

Монастырь на окраине Серпухова – одна из главных достопримечательностей древнего города. Его основал в 1374 году местный князь Владимир Храбрый, но для выбора места и его освящения позвал Сергия с учеником Афанасием, который и остался за игумена. Монастырь невелик, но красив: стены с башнями XVIIвека, изящная надвратная колокольня (1831), Зачатьевский собор времен Бориса Годунова и еще несколько церквей и корпусов. Но более всего обитель славится иконой «Неупиваемая Чаша», избавляющей от алкоголизма, наркомании и прочих пагубных пристрастий.

Масштаб личности святого Сергия Радонежского настолько велик, что историю России вполне можно делить на «до Сергия» и «после него».

Причем даже это «после» окрашено сильнейшим влиянием преподобного на духовную жизнь страны — через труды его учеников, служение основанного им монастыря.

Преемники

Старец Сергий покинул земную жизнь 25 сентября 1392 года.
Лучшие ученики преподобного во всем походили на учителя. Они стремились к молитвенной созерцательности и вовсе не желали власти. В свое время и Сергий с большой неохотой принял звание настоятеля. Никон через полгода руководства обителью упросил братию освободить его от этого бремени. Новым игуменом после долгих уговоров стал Савва. Шесть лет он вел монастырь курсом, проложенным святым Сергием: строгий распорядок дня, общие труды, смирение и послушание, непрестанная молитва. Но и Савва в конце концов пожелал удалиться от стольких хлопот.
Однако же им обоим не удалось укрыться в молитвенном затворничестве. Зажженную свечу не прячут. Иноки настояли на возвращении «в должность» Никона. А Савву в 1399 году пригласил в Звенигород князь Юрий, второй сын Дмитрия Донского. Там, на горе Сторожи, Савва по просьбе князя основал монастырь и возглавил его. Саввино-Сторожевская обитель стала одной из многих, созданных на Руси учениками и единомышленниками преподобного Сергия. Но на московской земле она со временем сделалась одной из крупнейших.

Епифаний Премудрый

После восстановления монастыря от татарского нашествия в нем вновь поселился монах Епифаний, еще один ученик Преподобного. Он был книжник — писатель, знаменитый своим стилем «плетения словес» и прозванный Премудрым. К тому времени он уже написал житие святого Стефана, епископа Перми, и много лет собирал сведения для жития Сергия Радонежского.
В 1411 году Епифаний присутствовал на освящении Троицкой церкви. По окончании молебна он наверняка прочитал перед всеми свое торжественное «Слово похвальное отцу нашему Сергию». Через семь-восемь лет, когда Епифаний закончил работать над житием Преподобного, «Слово» стало завершающей частью этого довольно объемного труда. Сергий еще не был прославлен в святых, а его житие — на пользу и память потомкам — уже существовало!
В монастыре старца Епифания любили и почитали. Несколько лет до своей смерти (около 1420 года) он был духовником братии.

Иконописцы дивные Андрей и Даниил

Руководили работой сборной артели знаменитые мастера, монахи Андрей Рублев и Даниил Черный. Когда-то, лет 25 назад, они жили в Троицком монастыре «в послушании» у игумена Никона, а потом перешли в Москву работать по заказам великого князя и митрополита. Наверняка они, как духовные ученики Преподобного Сергия, писали иконы и для Троицкой церкви 1411 года. Вероятно, свой изумительный образ «Троица» Андрей Рублев также создал для иконостаса этого деревянного храма.
И вот они снова, в 1425—1427 годах, работают «в похвалу» святому Сергию. Никону хотелось, чтобы храм был чудесен и изукрашен. Для этого он отовсюду собирал лучших художников, и самые горячие просьбы участвовать в росписи адресовал маститым старцам Андрею и Даниилу.
Никон спешил. Чувствуя приближение смерти, он желал увидеть готовый плод своих усилий. В 1428 году он был похоронен возле стены завершенного великолепного собора. В следующем веке его прославили как святого. С тех пор преподобные Сергий и Никон часто изображаются на одной иконе.

Преподобный Сергий становился молитвенником земли Русской, любимым святым русского народа.

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей.

— Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

— Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.

— Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.

— Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.

— Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.

— Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.

— Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.

— Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

— Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.

— Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.

— Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.

— Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.

— Преподобный Афанасий пустынник, где впоследствии был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.

— Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.

— Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.

— Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

— Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.

— Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

— Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.

— Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь — памятник великому русскому подвижнику

Адрес: Россия, Ярославская область, Ростовский район, поселок Варницы
Дата основания: 1427 год
Основные достопримечательности: Собор Троицы Живоначальной, собор Преподобного Сергия Радонежского, Введенская церковь
Координаты: 57°12’05.1″N 39°22’38.0″E

История монастыря

Архитектурные памятники на территории монастыря

Современное состояние и режим посещения

Как добраться

Троице-Сергиев Варницкий монастырь на карте

Историю монастыря, названного в честь одного из самых почитаемых на Руси чудотворцев, трудно назвать простой. Он выдержал тяжелые Смутные времена, разорение, пожары, страшный ураган, а также почти полное разграбление в годы борьбы советской власти с религией. Однако сегодня обитель полностью возрождена, и сюда едет много туристов и паломников. Они стремятся увидеть древние иконы, отреставрированную Введенскую церковь, а также заново выстроенные Троицкий собор и Сергиевский храм, которые расположены там, где был рожден Сергий Радонежский.

История Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Место для нового монастыря было определено решением ростовского архиепископа Ефрема. Им стало село, где появился на свет младенец Варфоломей – будущий Сергий Радонежский. И, разумеется, новую обитель нарекли именем чудотворца. Произошло это в начале июле 1427 года, через 5 лет после того, как были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Семья родителей Сергия жила неподалеку от Ростова, в старинной Никольской слободе, на берегу речки Ишна. Люди здесь издавна занимались соляным промыслом, отсюда возникло и название – «Варницы». Но слободской быт не был простым – местные жители терпели набеги ордынцев, а также последствия междоусобных войн между ростовскими князьями. И когда юному Варфоломею едва исполнилось 10 лет, обедневшая семья вынуждена была покинуть место его рождения и перебраться ближе к Москве — в Радонеж.

Первые документальные свидетельства об обители относятся к 1482 году. Известно, что до XVIII века все ее строения были деревянными. А в 1685 году в монастыре уже стояли большой Троицкий собор, храм, посвященный Сергию Радонежскому, и кельи, где жила братия. Территория же монастыря была обнесена крепкой деревянной оградой.

Во время наступления польско-литовских захватчиков монастырь не избежал печальной участи многих русских сел и пустыней. Он был разграблен и сожжен до основания. После Смуты обитель бедствовала до 1624 года, пока царь Федор Михайлович не поддержал ее «жалованной грамотой». До благополучия, а тем более процветания было еще далеко, но монастырь хотя бы воспрял после тяжелого разграбления.

Cобор Преподобного Сергия Радонежского

Документы свидетельствуют, что начиная с 1726 года в течение пяти лет монастырь стал девичьим. На это время по решению ростовского архиепископа сюда перевели монахинь из Рождественской обители. А насельники, жившие в Варницком монастыре, в свою очередь, переехали в Спасо-Песоцкую обитель близ Яковлевского монастыря.

При проведении церковной секуляризации, во второй половине XVIII века, Варницкий монастырь едва не упразднили. Но все же удалось оставить его в статусе «заштатного», то есть находящегося на самообеспечении. Чуть позже, в 70-е годы XVIII века здесь началось большое каменное строительство, финансируемое на средства благотворителей. Сначала был возведен Троицкий собор, а затем – Никольский храм. Однако последний простоял менее 50 лет и был разобран в 1820-е годы.

В 1811 году монастырские строения пострадали от сильной бури, прошедшей вокруг Ростова. Во время нее сильным ураганным ветром были снесены крыши почти со всех зданий Варницкой обители. Но спустя некоторое время их покрыли новым железом, закупленным на средства благотворительницы графини А.А. Орловой.

Внутри монастыря издавна располагалось кладбище, большой яблоневый сад и огород, школа и богадельня. А вне каменных стен обители принадлежали гостиница, в которой приживали многочисленные паломники, и кирпичный завод, сдаваемый монастырем в аренду.

Святые ворота (Южные)

Но времена изменились, и в 1919 году обитель упразднили. Сразу же начались изъятия самого ценного церковного имущества и реликвий. За последующие годы практически все монастырские постройки, включая ограду, были разорены, разобраны или взорваны. А через территорию была проложена дорога. Из всех зданий в полуразрушенном состоянии остались только Введенский храм и несколько братских корпусов.

Восстановление обители пришлось на середину 1990-х годов, после того, как она получила статус подворья Троице-Сергиевской Лавры. На месте уничтоженного Троицкого собора в те времена была помойка, а в разбитом Введенском храме находился сломанный инкубатор. За прошедшие годы полностью отреставрировали Введенскую церковь, вновь отстроили Троицкий собор и храм Сергия Радонежского. Огромная работа была проделана по возведению монастырской ограды и новой надвратной церкви, нескольких жилых зданий и вспомогательных построек.

Сегодня обитель считается восстановленной практически полностью, и по праву считается одним их красивейших архитектурных ансамблейРостовской земли – прекрасным памятником «Золотого кольца» России. Ведь кроме нее, едва ли много найдется монастырей, которые основывали на месте рождения почитаемого религиозного подвижника.

Троицкий собор с колокольней

Архитектурные памятники на территории Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Первые строения, сделанные из камня, в обители появились только в XVIII веке. Освящение каменного собора Живоначальной Троицы и колокольни произошло в 1771 году, когда ростовским епископом был Афанасий. Его возвели на месте древнего деревянного храма. Однако, в 1930 году этот собор и колокольня советскими властями были взорваны, а его фундамент срыт до основания.

После возврата монастыря церкви, в 2005 году собор возвели заново. Этот одноглавый храм построен в традиционном архитектурном решении «восьмерик на четверике». А его основание с трех сторон украшено классическими портиками. К Троицкому собору примыкает высокая четырехярусная колокольня, увенчанная шпилем.

В первой половине XIX века на средства, выделенные ростовскими купцами, в обители из кирпича построили теплую Введенскую церковь, ограду с башнями, а также жилые здания. Современную реставрацию Введенского храма закончили в 2002 году. Кроме того, совсем недавно, в 2014 году в центральной части монастыря был построен новый большой величественный храм, который посвятили преподобному Сергию Радонежскому.

В современной обители расположены также настоятельский корпус и корпуса для монахов, трапезная, учебный корпус гимназии, странноприимный дом, северная надвратная церковь, посвященная родителям Сергия — преподобным Кириллу и Марии, Святые Врата, а также Сергиев колодец, восстановленный в 1991 году. За пределами стен обители, там, где юный Варфоломей встретился с иноком, с 1992 года стоит Поклонный крест.

Введенская церковь

Современное состояние и режим посещения Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Монастырь можно посетить как в составе организованных туристических или паломнических групп, так и самостоятельно. Экскурсии на территории проводят каждый день с 8.00 до 19.00, и длятся они от 40 минут до часа. На территории монастыря все желающие могут остановиться в гостинице и питаться в монастырской трапезной.

Братский молебен в обители начинается ежедневно в 6.15. Утренние богослужения проходят по будням в 7.00, а по воскресным и праздничным дням — в 9.00. Вечерние службы по будням начинаются в 16.30, а по воскресным и праздничным дням – в 17.00.

В 700 м от монастыря открыта православная гимназия, носящая имя Сергия Радонежского. В ней в 1-9 классах проходят обучение дети из Ростова и окрестных сел. Ученики старших классов проживают в пансионе и учатся на монастырской территории. Все обучение в Варницкой гимназии бесплатное.

Для гостей в обители продают собранный монахами мед, вкусный бездрожжевой хлеб и выпечку, а также ароматный квас. Кроме того, в монастыре открыта церковная лавка, где можно приобрести иллюстрированную книгу по истории обители, свечи и необходимую церковную литературу.

Внутренний двор Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Как добраться до Троице-Сергиева Варницкого монастыря

Монастырь находится в Ярославской области пос. Варницы, с северо-запада от Ростова Великого, в нескольких километрах от городского центра.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. После въезда в город со стороны Москвы, нужно повернуть налево на Борисоглебском повороте, проехать через железнодорожный переезд и повернуть направо. Отсюда до Свято-Троицкого Варницкого монастыря остается полтора километра. Рядом с обителью есть место для бесплатной парковки.

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. От железнодорожного вокзала пешим ходом или на автобусе нужно добраться до Колхозной площади в центре Ростова. Отсюда в Варницы за 10-15 минут можно приехать на рейсовом автобусе № 108 или же воспользоваться для такой поездки услугами такси.

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 3.56

Троице-Сергиев Варницкий монастырь в Ярославской области на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Казань

Троице-Сергиев Варницкий монастырь (Варницы)

#Семейные#Путешествия

Точка: 57.201494, 39.378230 (Троице-Сергиев Варницкий монастырь, Варницы)

Монастырь основан в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского, через более чем 30 лет после его смерти. В момент, когда имя Сергия стало известно на всю Русь.

Основана обитель не просто так, а на месте, где находилась родная деревня Радонежского (чуть ли не на месте родного дома). По другой версии — Варницы наиболее вероятное место, где, согласно житию, родился Сергий и наиболее вероятно, что Варницы принадлежали родителям Сергия.

На этом связь Троице-Сергиево Варницкого монастыря с Радонежским заканчивается.

Хотя брендом «Родина Сергия» пользовались и пользуются. Что вполне хорошо. Преподобный Сергий один из тех, кто заслуживает вечной памяти и почитания. Не за чудеса, разумеется.

Основополагающим событием, которое дало импульс развитию монастырей и монашества на Руси, а также всех сопутствующих полезных явлений (грамотности, летописям и так далее) стала введение нового формата монастырей на основе нового устава.

Это позволило разворачивать полноценный монастырь почти везде в максимально короткие сроки. Автором проекта был митрополит Алексий. Сергий притворял в жизнь большую часть дела.

Что же они внедряли и почему оно так важно:

Суть реформы описана в Житии Сергия Радонежского следующими словами: «И тако разделишя братию по службам: ового келара, ового же повара, иным же хлебы решя пещи, иному же болным служити. Приложишя же и то — никому же ничто же не дръжати отнудь ни мало, ни много, ни своим звати, но вся обща имети». Для авторитетности реформы приведена благословенная грамота патриарха Филофея с подкрепляющей цитатой из Псалтыри: «Се ныне что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. CXXXII. 1).
В последующие годы появились более фундаментальные обоснования принципов общежительства. Одно из них содержится в ответах митрополита Киприана Афанасию Высоцкому, написанных в 1378 г.
В общежительном монастыре все иноки должны подчиняться жесткой дисциплине: «Черньцю же убо в послушании сущу и над собою воли не имущу». Службу, «приказанную» им от игумена, монахи обязаны «блюсти и служити, яко же самому Христу». Без благословения настоятеля они не могут покинуть пределы обители. Монах подобен ангелу Божию. Он должен думать только о душевном спасении, обращать весь помысел свой к Богу, жить в смирении и братолюбии. Не позволительно иноку впадать в «мирьскаа сплетениа», «зрети семо и онамо», объедаться и напиваться без меры.
Имуществом монахи владеют сообща («манастырскаа стяжаниа и именья обща суть игумену и всей братьи»). Иметь села монастырю не запрещается, однако монахам «николи не быти в нем, но мирянину некоему богобоязниву приказати, и тому печаловатися бы о всяких делех, в манастырь же бы готовое привозил житом и иными потребами».
Защита догматов Православия также составляла один из важнейших компонентов монастырской реформы. Касается этой темы и митрополит Киприан: при крещении следует не обливать водой, «яко же Латыни творят, но погружати в реце или сосуде чистом», в отношениях с еретиками — «не достоить християнину со еретиком общатися, но отвращатися их достоить».
В подобном же духе изложил правила общежития Суздальский архиепископ Дионисий в послании 1382 г. монахам псковского Снетогорского монастыря. Общность имущества обосновывается ссылкой на Номоканон: «Мнихом ничто же подобаеть своего имети, но все свое предати монастырю во власть». Авторитетом святоотеческих правил (Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Федора Студита) вводится общая трапеза («ести же и пити в трапезе вкупе всем, опричь же тряпезе ни ясти, ни пити никако же, ни до обеда, ни по обедех, а до пияна никако же не пити»), настаивается на однообразии и скромности одежды («а одеяние потребное имати у игумена, обычныи, а не немечьскых сукон, а шюбы бораньи носити без пуху, и обувь и до онущь имати у игумена, а лишних одежь не держати»).
Кроме того, Дионисий старается внедрить строгую дисциплину и утвердить авторитет и власть игумена: «А в церкви по правилу и по уставу святых отець да поють. А на службу, иде же аще послеть мниха, без ослушания да идеть; а без благословениа игуменя никако же не ходить никуды. Послушание же и покорение имети въ всем игумену: аще кто въпреки начнеть глаголати игумену и въздвигати начнеть свары, заперт таковый да будеть в темници, донде же покается; а непокориваго мниха, по первом и вторем и третием наказании, выженуть его из манастыря, да не вдадуть ему от внесенаго в монастырь ничто же».
«Житие Сергия Радонежского», Клосс Борис Михайлович

И тому подобное.

Проще говоря, дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина.

Современный вид Троице-Сергиев Варницкого монастыря – это наглядное отражение Сергиевского устава.

При входе возникает неподдельное ощущение нахождения на территории образцовой восковой части, что как раз вполне аутентично. Чисто до блеска, травка ровно подстрижена, бордюрчики побеленные. Красотень!

По большим открытым пространствам так и хочется пройти строевым. Монахи ходят в ногу строго по два и более (шучу-шучу). И так далее. Даже на фото это очень отчетливо видно.