Церковь 12 апостолов

Содержание

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов

Достопримечательность

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов

Страна

  • Россия

Местоположение

Москва

Епархия

РПЦ

Архитектурный стиль

русская архитектура

Основатель

Никон

Строительство

1635—1656 годы

Статус

ОКН № 7737301025№ 7737301025

Сайт

kreml.ru/ru/main/museums…

Медиафайлы на Викискладе

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов (вид с Соборной площади Кремля)Вид со стороны Троицкой площади

Патриа́ршие пала́ты и це́рковь Двена́дцати апо́столов — комплекс зданий на территории Московского Кремля, расположенный к северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Построены в 1635—1656 годах русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.

История

До упразднения патриаршества

Московские митрополиты, а затем патриархи жили на территории к северу от Успенского собора, начиная с первого поселившегося в Москве митрополита Петра (начало XIV века). За свою долгую историю здания митрополичьего, а затем патриаршего двора претерпели много изменений: здания перестраивались, разрушались и возводились вновь.

Первая каменная палата на территории усадьбы была построена в 1450 году, при митрополите Ионе, тогда же рядом воздвигли церковь Ризоположения, ставшую домовым храмом московских митрополитов. После московского пожара 1473 года двор выгорел, и в 1484—1485 годах (уже при митрополите Геронтии) церковь и палаты были отстроены заново. Впрочем, после пожара 1493 подворье опять пришлось восстанавливать. В 1566—1568 годах с восточной стороны к хоромам пристроили церковь Соловецких чудотворцев, подклете которой был устроен парадный проезд во двор усадьбы. С учреждением в 1589 году Московского патриархата митрополичий двор становится патриаршим. При первом московском патриархе Иове в 1597 году комплекс был обновлён: палаты основательно перестроили, сохранив при этом традиционную для Руси композицию жилья (два «жилья» по сторонам сеней). Тогда же с северной части двора была возведена ещё одна церковь — Трёх Святителей московских Петра, Алексия и Ионы. С палатами она была соединена переходом с проездом в подклетной части. Таким образом, в состав подворья входили три домовые церкви (вместе с церквями Ризоположения и Соловецких чудотворцев).

В Смутное время Патриарший двор был разорён, а затем сгорел во время московского пожара 1626 года. Уже к концу 1626 года на средства патриарха Филарета двор был восстановлен в прежних формах. В 1643—1646 годах (при патриархе Иосифе) палаты были капитально перестроены под наблюдением строителя Теремного дворца Антипа Константинова; строительство осуществлял сначала подмастерье Давыд Охлебинин, затем — ярославский мастер Тарас Тимофеев «со товарищи».

В 1652—1656 годах при Никоне старые постройки, и в том числе церковь Соловецких чудотворцев, были разобраны, и на их месте сооружены новые трёхэтажные палаты и домовая церковь, которую в 1656 году освятили во имя апостола Филиппа и митрополита Филиппа. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены (золочёные луковичные главы сохранялись до середины XIX века). Была перестроена Крестовая палата, её площадь достигла 280 м².

По размерам и роскоши убранства Патриаршие палаты не уступали царскому Теремному дворцу. Здесь располагалась богатейшая патриаршая ризница. Интерьер Крестовой палаты поражал современников. При своей внушительной площади, она не имела центральной опоры (помещение было перекрыто сомкнутым сводом на распалубках), что было новацией в зодчестве. Вскоре, во время суда над Никоном, Патриаршие палаты были приведены как пример его гордыни.

Палаты перестраивались и после Никона. Так, к 1673 году одна из проездных арок под церковью апостола Филиппа была заложена, а в 1680—1681 годах (при патриархе Иоакиме) она была перестроена и освящена в честь Двенадцати апостолов. Здесь патриархи совершали службы, кроме великих праздников, когда богослужения проходили в Успенском соборе. В 1691 году (при патриархе Адриане) над палатами был надстроен новый этаж, от которого до нашего времени сохранилась так называемая Петровская палатка (по легенде, в 1682 г. в ней пряталась от взбунтовавшихся стрельцов царица Наталья Кирилловна с малолетним Петром, но это анахронизм)

Синодальный период

После упразднения патриаршества с 1721 года в палатах расположилась Московская Синодальная контора. Под руководством архитектора Ивана Зарудного церковь Двенадцати апостолов была разделена на два этажа, и на верхнем разместили патриаршую библиотеку.

В 1722—1724 годах окна Крестовой палаты были переделаны. В 1748 году её осматривал архитектор Дмитрий Ухтомский, засвидетельствовавший наличие трещин по стенам и сводам. По его предложению они были пробраны и залиты щебнем и алебастром. Тогда же была сделана новая живописная печь.

В 1760-х годах обрушилась церковь Трёх Святителей, на паперти которой издревле совершался чин мироварения. Печь для приготовления мира перенесли в Крестовую палату (которая была переименована в Мироваренную), где церемония совершалась вплоть до 1917 года.

В начале 1780-х годов в сводах Мироваренной палаты были обнаружены новые трещины, образовавшиеся от верхних палаток. В 1782 году палатки были разобраны, а трещины кровли и другие повреждения исправлены архитектором Иваном Яковлевым.

В 1790 году предполагалось разобрать и возвести вновь старый свод над Мироваренной палатой, обе наружные стены по нижний этаж и пустоты для лестниц в углах нижнего этажа. Работы были выполнены к 1794 году. При этом сохранились размеры палаты и количество окон. Считается, что свод также сохранил свою форму.

После революции

Во время боёв в ноябре 1917 года церковь Двенадцати апостолов и стена Трапезной палаты пострадали от артобстрела. В 1918 году здание было национализировано, затем Патриаршие палаты были переданы музею. В годы советской власти проводились ремонтно-реставрационные работы, в 1929 году в храм был перенесён иконостас XVII века из разрушенного собора Вознесенского монастыря. В ходе реставрации были открыты два проезда, расположенных под церковью. Долгое время в здании располагались различные службы Кремля; как музей Патриаршие палаты впервые были открыты в 1961 году. Первая постоянная экспозиция открылась в 1967 году, современная экспозиция действует с мая 1987 года.

Архитектурные особенности

Упрощённая схема второго этажа: 1 — Лестница, вход; 2 — Приказные палаты (жилая комната); 3 — Приказные палаты (кабинет); 4 — Крестовая (Мироваренная) палата; 5 — Печь для приготовления мира; 6 — Малые сени; 7 — Парадные сени; 8 — Трапезная; 9 — Церковь Собора Двенадцати апостолов; 10 — Иконостас

В настоящее время Патриаршие палаты представляют из себя двух-трёхэтажное здание (в одном месте сохранился остаток четвёртого этажа — Петровская палатка), парадным фасадом выходящее на юг, на Соборную площадь. В состав здания включена пятиглавая церковь Двенадцати апостолов с двусветными окнами. Под церковью — две проездные арки. К северному фасаду пристроена галерея на столбах.

На первом этаже здания располагались хозяйственные службы и патриаршие приказы, на втором — палаты: парадная Крестовая, Столовая, приказные, парадные сени, трапезная, церковь Двенадцати апостолов. На третьем этаже располагались личные покои патриарха и домовая церковь апостола Филиппа.

К архитектурному декору здания относятся пилястры у проездных арок, килевидные фронтоны окон первого этажа, аркатурный пояс второго и третьего этажа. Второй этаж отделён от первого сильно выступающим карнизом, что характерно для московской архитектуры XVII века. Белокаменный портал церкви на уровне второго этажа свидетельствует о существовавшей когда-то обходной галерее вокруг здания. Украшения здания часто повторяют детали оформления соседних строений Соборной площади.

На восточную сторону выходят апсиды церкви.

Северный фасад (выходивший на двор палат) оформлен скромнее. Арочная галерея украшена узорчатыми изразцами.

Внутреннее убранство / интерьер

В настоящее время в помещениях палат располагается музей прикладного искусства и быта России XVII века. Помимо экспонатов, включённых в экспозицию музея, в палатах и церкви сохранились элементы первоначального убранства. В церкви сохранились фрагменты настенной росписи XVII века в барабанах, но иконостас (также XVII века) — не оригинальный (перенесён из Вознесенского монастыря). В Крестовой (Мироваренной) палате на своём месте находятся мраморная печь для мира с резной золочёной сенью XIX века и изготовленная по заказу Екатерины II двухсоткилограммовая серебряная кадь для мира.

Экспозиция музея

В экспозиции музея представлены художественные изделия, подлинные культовые и бытовые предметы — личные вещи патриархов и членов царской семьи, образцы шитья, книги, иконы, посуда, ювелирные изделия, часы. Изделия выполнены как русскими, так и зарубежными мастерами (немецкими, турецкими и др.).

Среди наиболее примечательных экспонатов (помимо упомянутых печи для мироварения, кади для мира, иконостаса) — алавастр, золотое кадило (вклад царя Фёдора Алексеевича), потешный кубок в виде коронованной персоны, подвесная пелена с изображением митрополита Ионы, часы патриарха Филарета, нефритовая чаша (подарок царю Михаилу Фёдоровичу), позолоченный серебряный кубок из Нюрнберга, богато украшенное Евангелие, конный портрет царя Алексея Михайловича, иконы Андрея Первозванного и Феодора Стратилата.

Экспонаты сгруппированы по тематике.

  • В Крестовой палате выставлены образцы традиционной посуды — блюда, стопы, стаканы, чарки, братины, посольские дары, одежда патриархов, богослужебная утварь, ювелирные изделия, часы.
  • В Трапезной представлено художественное шитьё.
  • В церкви Собора Двенадцати Апостолов расположена экспозиция икон.
  • В Приказных палатах представлен интерьер жилых покоев XVII века богатого русского дома — изразцовая печь, мебель (сундуки, стол, шкафы); во второй комнате палат воспроизведён интерьер кабинета с книгами, шахматами, глобусом, принадлежностями для письма.
  • Феодор Стратилат в молении (Симон Ушаков, 1676 год). Патрональная икона царя Фёдора Алексеевича

  • Экспозиция ювелирных украшений — пуговиц, запонов и т.п.

  • Часы XVII века

> См. также

  • Мироваренная палата

Примечания

  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 340—341. — 504 с. — 25 000 экз.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов
  • Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

Административные здания
и музеи

Памятники

Площади и сады

Соборы и монастыри

Достопримечательности

Примечания † — не сохранился ≠ — был разрушен и воссоздан ± — перенесён в другое место

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1656 год
Координаты: 55°45’05.0″N 37°37’02.4″E

История патриаршего подворья в Москве

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

Архитектурные особенности

Уникальная музейная экспозиция

Соборы Московского Кремля

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов на карте

Комплекс Патриарших палат – величественный памятник архитектуры середины XVII века на территории Московского Кремля. Он включает дворец, где размещалась резиденция иерархов Русской Православной Церкви, и их домовый храм Двенадцати апостолов. Патриаршие палаты замыкают с севера Соборную площадь.

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения. В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения. А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов. Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов. Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный. Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой. А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов. Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену. Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения. Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов. Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Архитектурные особенности

Трехэтажное здание Патриаршего дворца было для своего времени огромным. С его строительством завершилось формирование основного архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. При Никоне разрозненные прежде постройки были объединены в единой архитектурный блок. И собор Двенадцати апостолов органично влился в единый стиль здания.

Конечно, во внешнем декоре Патриарший дворец многое перенял у более ранних кремлевских построек. Например, барабаны храма Двенадцати апостолов схожи с подобными архитектурными элементами Архангельского собора. А южный фасад здания вторит отделке более старого Успенского храма.

Если внимательно посмотреть на белокаменный портал церкви, выходящий на площадь, легко представить себе окружавшую ее в старые времена обходную галерею. Многие части дворца имеют заметные архитектурные несоответствия. Это вызвано многократными перестройками и реконструкциями его фасадов и внутренних помещений. Так, за несколько веков в целостном комплексе палат сохранились все типы построек Средневековой Руси – от парадных помещений до маленьких жилых залов. Но сегодня весь архитектурный ансамбль Патриаршего дворца, над которым несколько веков трудились самые знаменитые русские зодчие, смотрится целостно и гармонично. А явная асимметричность оконных проемов придает зданию лишь большую живописность.

Купола собора

Уникальная музейная экспозиция

Для посетителей внутренние убранства и музейные коллекции Патриаршего Дворца и церкви Двенадцати апостолов доступны ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Второй этаж, где ранее располагались парадные помещения, представляет уникальную музейную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства и быта XVII века.

В Парадных сенях выставлены вещи, которые повседневно ипользовались патриархом Никоном, а также его церковное облачение. В помещениях Крестовой палаты, где проводились церковные соборы и торжественные приемы, сейчас можно увидеть коллекцию старинной посуды, а также предметы, которыми пользовался во время охоты царь Иван Грозный, и уникальную коллекцию старинных часов.

В Приказных палатах посетители имеют возможность увидеть прекрасно сохранившиеся шахматы и письменный прибор отца Петра I — государя Алексея Михайловича. А также букварь, специально изготовленный для сына Петра I — царевича Алексея знаменитым изографом и писателем того времени Карионом Истоминым. В Приказных палатах воспроизведена обстановка жилой комнаты, где выставлены подлинные предметы XVII века: столы, стулья, кресло, сундуки, лавки и великолепно выполненная печь, облицованная расписными изразцами.

Трапезная палата экспонирует выставку старинного лицевого и орнаментального шитья. Большинство представленных здесь художественных произведений – это предметы церковной утвари: покровы на престолы и жертвенники, пелены, украшавшие стены церквей, плащаницы и завесы царских врат. Собор Двенадцати апостолов представляет редкие подписные иконы XVII века, созданные художниками Москвы и других городов России.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади

И среди них работы известных мастеров кисти того времени Федора Зубова и Симона Ушакова. Реставрационные работы в комплексе Патриарших палат идут постоянно. Так, в 2013 году, мастерами были расчищены фрагменты настенной живописи XVII века в парадных сенях и Приказных палатах.

Все предметы, которые можно увидеть внутри Патриаршего дворца и собора, это подлинные вещи царского, боярского и патриаршего обихода. Они дают возможность легко представить средневековую столицу России и ее Кремль, и почувствовать дух той эпохи. Экскурсия в этот уникальный музей позволяет прикоснуться к одному из поворотных моментов российской истории – XVII веку, который внес много нового в культуру и традиции нашей страны.

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 >Соборы Московского Кремля

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов в Москве

Патриаршие палаты – один из памятников истории и архитектуры, построенных на Соборной площади. Белое каменное строение с пятью куполами расположено рядом с Царь-пушкой и включает в себя Патриарший дворец, служивший резиденцией для патриархов и митрополитов, и их домовую церковь Двенадцати апостолов.

История строительства

Первый дом для главы русской церкви был возведен в Кремле в 1325 году при московском князе Иване Калите. Это была деревянная постройка. По благословению московского митрополита, святителя Ионы, в 1450 году были воздвигнуты каменные палаты, а через год рядом была сооружена первая церковь Ризоположения, служившая домовым храмом московских митрополитов. В 1589 году после учреждения в России патриаршества митрополичьи палаты стали именоваться патриаршими.

Во время московских пожаров 1473, 1493 и 1626 годов палаты горели, но были заново отстроены.

В 1652 году после смерти патриарха Иосифа, по предложению царя Алексея Михайловича, на патриарший престол был возведен Никита Минин (Патриарх Никон). По его инициативе началось строительство нового Патриаршего дворца.

Описание

Патриаршие палаты строились в 1653-1658 годах. Для работ были приглашены лучшие мастера каменных шатровых храмов — Антип Константинов и Бажен Огурцов. Росписи внутренних помещений выполнили живописцы Ярославля и Костромы, а также лучшие царские иконописцы.

Первый этаж здания занимали дьяки многих приказов, также здесь находились хозяйственные помещения. На втором этаже располагались церковь во имя апостола Филиппа и парадные залы, в том числе Крестовая палата, или Мироварня (здесь готовилось миро, ароматическое масло, используемое для крещения и освещения храмов). Архитектура Мироварни уникальна – зал площадью 280 кв. метров был перекрыт сводом, не имеющим центральной опоры.

На третьем этаже находились покои патриарха Никона.

Существует легенда, что на четвертом этаже, где было лишь две комнаты, прятался от стрельцов малолетний Петруша, будущий император Петр Первый. От этих событий у него и сохранился нервный тик, возникавший в минуты сильного волнения.

По тем временам, трехэтажная постройка была огромной. Здание сооружено единым блоком и даже церковь Двенадцати апостолов составляет единое целое со всем строением. Храм, находящийся на уровне второго этажа, расположен на красивых проездных арках.

По своей красоте и роскоши Патриаршие палаты не уступали царским Теремным покоям. Позже, когда патриарха судили, Патриарший дворец был представлен как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём.

На протяжении всей своей истории Патриаршие палаты много раз изменялись. Реконструкция была проведена после сильного пожара 1682 года. В это же время Филипповская церковь была перестроена в новый храм Двенадцати апостолов, ставший домовой церковью церковных иерархов.

Стены храма были украшены необычайно красивой росписью, пол покрыли керамической плиткой, а установленный иконостас, первоначально предназначенный для Вознесенского монастыря Кремля, был великолепен.

В 1690 годах со стороны Соборной площади к зданию была пристроена открытая галерея, ведущая к церкви от жилых помещений.

Однако, Петр Первый в 1721 году упразднил патриаршество. Высшим государственным органом церковно-административной власти стал Святейший Синод. По сути, церковь утратила свою независимость и контролировалась императором. При новых хозяевах строение перестраивалось и потеряло свой первоначальный вид.

Историческое здание сильно пострадало во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года. В 1918 году Святейший Синод был ликвидирован, а его полномочия были переданы патриарху.

Интересно, что архитектура храма и внутренние интерьеры были воссозданы в советское время. Так, вторая проездная арка была открыта в 1920 году, а открытая галерея – два года спустя. Белокаменные полы во дворце и керамическую плитку на полу восстановили в 1950 году. Также в 1950-1960- х годах восстановлены многие архитектурные элементы и значительная часть древних росписей.

В настоящее время в историческом здании находится музей прикладного искусства. Здесь представлены подлинные предметы царского и патриаршего быта, в музейное собрание вошла и патриаршая ризница — одно из древнейших хранилищ произведений искусства. Вы увидите редкие подписные иконы XVII века и ювелирные украшения, старинную мебель и книги, осмотрите коллекцию русского художественного шитья конца XVI–XVII веков. Среди интересных экспонатов – часы, подаренные Ивану Грозному. Одни из них карманные в виде книжки, другие – большие настольные.

Посетить Патриаршие палаты будет интересно всем, кто любит историю и интересуется декоративным искусством.

Режим работы и стоимость билетов в Патриаршие палаты Московского Кремля

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов можно посетить по единому билету на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади.

Cобор Двенадцати Апостолов в Кремле

Фото из книги Н.А. Найденова Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле: через ее красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь, с которой она составляет единый идейно-архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами – Успенским, Архангельским и Благовещенским. Однако, в отличие от своих великих соседей, церковь Двенадцати Апостолов – самая поздняя из них. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с великолепными Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом. Этим величественным ансамблем патриарх Никон утверждал свой приоритет в политическом споре с царем о преимуществах духовной власти над светской.

Праздник 12 Апостолов появился в IV веке от Р. Х., когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа. И датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Уже император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.

Русские церковные иерархи и прежде имели в Кремле собственный домовый храм. Им была маленькая Ризположенская церковь близ Успенского собора, устроенная в 1451 году святителем Ионой, митрополитом Московским, на своем дворе в благодарность за чудесное спасение столицы от набега ордынского царевича Мазовши: 2 (15) июля, в праздник Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, его войско появилось около Москвы, и в тот же день внезапно повернуло обратно без боя, отчего этот набег прозвали в народе «скорой татарщиной». Ныне существующее здание этой первой домовой церкви выстроили в 1484–1486 г.г. те же псковские мастера Кривцов и Мышкин, которые возвели и Благовещенский собор — уже после того, как они потерпели страшную неудачу со строительством Успенского собора, обрушившимся до основания.

После учреждения на Руси патриаршества Ризположенская церковь стала первым кремлевским домовым храмом русских патриархов – до времени патриарха Никона. Никон же задумал построить новый Патриарший дом, величественный и парадный, не хуже царского Теремного дворца, с собственной домовой церковью. Место для строительства определили на кремлевской территории Патриаршего двора, которую отдал для русского митрополита еще сам великий князь Иван Калита, когда святитель Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву, сделав ее церковной столицей русского государства. А в 1450 году здесь появились первые каменные палаты митрополичьего двора.

Однако собор 12 Апостолов появилась в Кремле не сразу. Еще св. Филипп, митрополит Московский, построил здесь церковь во имя святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с приделом во имя своего небесного покровителя, св. апостола Филиппа. Вероятно, что она тоже была домовым митрополичьим храмом вместе с официальной Ризположенской. Когда Никон добился огромной власти, он приписал свой успех, как считал историк Иван Забелин, благосклонности и небесной помощи своего предшественника, св. митрополита Филиппа, и приказал выстроить на месте Соловецкого собора новый каменный храм во имя св. апостола Филиппа, освященный по тезоименитству московского святителя. Под обширное строительство выделили и часть бывшего двора Бориса Годунова.

В сентябре 1652 года, спустя два месяца после «покаянной» встречи честных мощей святителя Филиппа у Крестовской заставы, началось возведение кремлевского собора, а в конце февраля 1656 года патриарх Никон уже служил в новом храме Литургию. Мощный пятиглавый красавец-исполин с крестами, покрытыми позолоченной медью, стал классическим образцом никоновской церковной архитектуры. После того, как в 1648 году Никон запретил русское шатровое зодчество в храмостроительстве и повелел повсюду возводить «византийские» крестово-купольные пятиглавые храмы, он сам последовал своему указу, построив в Кремле в этом стиле собственный домовый храм. Торжественное грандиозное здание патриаршей домовой церкви символизировало могущество и величие патриарха Никона. Здесь подчеркнуто служило только монашествующее духовенство, в то время как в других кремлевских соборах, в том числе и в царском Благовещенском, — белое духовенство. А старая Ризположенская церковь после возведения нового домового патриаршего храма при палатах, стала дворцовой и была соединена лестницами с царскими теремами.

Весь же ансамбль Патриаршего Двора с собором строился двадцать лет – с 1636 по 1656 годы, и возводили его русские мастера Антип Константинов и Бажен Огурцов, а роскошное здание Патриаршего дома со знаменитой Крестовой палатой построил зодчий Давыд Охлебин. И уже в 1655 году патриарх Никон встречал в своих новых кремлевских владениях царя Алексея Михайловича, вернувшегося с победой из Вильно. Здесь он торжественно принял государя и благословил его. С тех пор на Патриарший двор вплоть до петровских реформ цари приходили в день своих именин с праздничным пирогом и принимали в Крестовой Палате благословение и поздравление от Предстоятеля.

Здесь же, в Крестовой палате, сам ее создатель патриарх Никон, предстал перед судом Вселенских Патриархов. А со времен императрицы Екатерины II в ней была учреждена Мироварня, где св. миро для всей России варилось на Страстной неделе и хранилось в Патриаршей Ризнице. При палатах находилась и крупнейшая в России бесценная Патриаршая (Синодальная) библиотека с раритетами.

И только в 1680–1681 году, много лет спустя после падения патриарха Никона, кремлевский собор во имя апостола Филиппа переосвятили во имя Двенадцати Апостолов по личному приказу патриарха Иоакима, а во имя св. апостола Филиппа устроили маленькую церковь на самом верхнем, третьем этаже Патриарших палат, которая и стала новым домовым храмом русского патриарха.

Иногда дореволюционные историки и вовсе относили появление церкви Двенадцати Апостолов к позднему времени правления Петра I. Якобы в 1723 году после отмены патриаршества и создания Святейшего Синода царь повелел устроить над кельями «Синодального Дома», (который разместился в бывших московских покоях патриарха), церковь во имя Двенадцати Апостолов с верхним придельным храмом св. Апостола Филиппа. А еще считали, что храм, сооруженный при Никоне – будущий Двенадцати Апостолов – был сперва освящен не во имя св. Апостола Филиппа, а во имя трех святителей Московских — Петра, Алексея и Ионы с приделом новопрославленного митрополита Филиппа, чтобы так подчеркнуть историческую преемственность патриарха Никона. Современные историки обычно не поддерживают ни одну из этих версий.

В кремлевском храме Двенадцати Апостолов были свои святыни и реликвии, одна из которых – древний византийский двустворчатый образ Святых Апостолов Петра и Павла, подаренный Петру I римским папой Климентом. А на наружной стене храма над бывшими патриаршими воротами находился Образ Спаса Нерукотворного. Однажды во время строительных работ часть стены обвалилась, и эти кирпичи упали оземь, но чудесным образом сохранился на них Лик Спасителя, и Его можно было видеть еще в начале ХХ столетия.

Храм страшно пострадал в ноябрьские бои 1917 года, попав под артиллерийский обстрел. Снарядами были пробиты его стены и разрушены внутренние помещения, с огромным трудом отреставрированные впоследствии музейными работниками. Новый иконостас взамен уничтоженного был перенесен из собора кремлевского Вознесенского монастыря, взорванного по постановлению новых жильцов Московского Кремля.

И уже в 1922 году была восстановлена старинная галерея, соединявшая храм с жилыми покоями патриарха, и раскрыты сами древние палаты. Позднее пол собора вновь был покрыт глазурованными плитками. В настоящее время в храме расположена музейная экспозиция. От верхнего храма апостола Филиппа остался только алтарь, и доступа в него сейчас нет.

За время своего существования собор имел несколько названий — Троицкий, Свято-Троицкая церковь, Старо-Соборная церковь и Саратовский Троицкий (Старый) собор. Собор находится недалеко от Волги. Это самый ранний архитектурный памятник Саратова. Троицкий собор построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674-1675 годах.

Здание собора построено в стиле московского или «нарышкинского» барокко. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем — три: главный — в честь Успения Божией Матери, в правом приделе — во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом — во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.

Что касается названия — Троицкий, то на этот счет имеется предположение о том, что собор построен стрельцами — коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня — Троице-Сергиева Лавра, с ее Троицким собором, построенным еще в 1422 году. «Тяготея душой и мыслями к Родине своей Москве и ее святыне, но живя вдали от них «ради службы Государевой» и в то же время не желая быть отчужденными от Родины, стрельцы дали новопостроенному на чужбине храму наименование «Троицкий собор».

Изначально собор был деревянным. Он несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того, как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Но дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, с 1684 по 1689 год. Наконец, 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней и подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон — небольшая галерея.

20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил Саратов. Не пощадил огонь и Троицкого собора. Его пришлось почти весь перестраивать заново. В этот период было принято решение о его расширении — пристройке новых трапезных по обоим этажам и о строительстве каменной колокольни.

Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов (это было второе посещение города государем) с 3 по 4 июня 1722 года и даже осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.

Первым было закончено строительство нижней церкви во имя Успения Божьей Матери. И хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих.

Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году. 20 мая 1712 года большой пожар повредил уже каменный Троицкий собор. При восстановлении храм расширили путем пристройки новых трапезных. На уровне второго этажа фасада устраивается галерея на арках с широкими лестницами-всходами.

Возведенная позднее колокольня изначально стояла отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем.

Стихийные бедствия разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М. А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости.

Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского — В.И. Суранова и тамбовского — Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен. Он дошел до наших дней с тех пор практически в неизменном виде, за исключением того, что в 1904 году по проекту саратовского архитектора В. А. Люкшина (1872 — 1945 гг.) была произведена переделка боковых входов собора.

В годы Советской власти: С 1936 года согласно постановлению Комитета по охране памятников старины и искусства при ЦИК нижний этаж здания собора использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт, но 8 октября 1942 года на основании решения Исполнительного Комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих.

Однако на самом деле храм был передан верующим чуть ранее — первое богослужение в нем было совершено в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1942 года. Внутри храма не сохранилось никакого убранства — ни икон, ни иконостасов. В 1946 году из икон, переданных из запасников саратовских музеев, по проекту Николая Яковлевича Богачевского был устроен в нижнем храме новый иконостас.

В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора, который представляет собой хорошо выполненную репродукцию Нерукотворного Образа Спасителя кисти преподобного Андрея Рублева со стены Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре. Вплоть до 16 марта 2001 года Свято-Троицкий храм являлся кафедральным собором Саратовской епархии Русской Православной Церкви.

Видимо, тогда же, в 1947 году, Преосвященнейший Борис, епископ Саратовский и Вольский, который до назначения в Саратов занимал Черниговско-Нежинскую кафедру, передал в Свято-Троицкий собор ростовую икону святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (†1696), с частицей его святых мощей.

В 1942 году архиепископом Григорием (Чуковым; †1955) был совершен Чин Великого освящения верхнего, Троицкого, храма, в 1948 году епископом Борисом (Виком; †1965) — нижнего, Успенского. В 1948 году вокруг храма была выстроена кирпичная ограда. В 1954 году подвал собора был засыпан и перекрыт плитами.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года Свято-Троицкий храм был признан памятником истории и культуры общесоюзого значения. В 1972 — 1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова. Они велись на средства управления Саратовской епархии с долевым участием областного отделения ВООПИиКа.

Долгое время на колокольне собора располагался пост пожарного наблюдения, переведенный в начале 1980-х годов на колокольню Духосошественского собора. Однако до 1988 года вход на колокольню был заколочен и завален мусором; верующим не разрешали ее использовать даже как подсобное помещение. Как вспоминал протоиерей Лазарь Новокрещеных, бывший протодиаконом архиепископа Пимена (Хмелевского; †1993), «в советские годы собор намеренно доводился властями до убогого состояния. Нужно прибить здесь вешалку — не имеем права: это архитектурный памятник. Покрасить облупившуюся стену, пол — целая история. Это делалось для того, чтобы все скорее разрушилось, и можно было сказать: «Вот видите, им дали, а они до чего довели»».

В наши дни: 26 июня 1988 года в верхнем и нижнем храмах Троицкого собора при огромном стечении народа проходили торжества, связанные с празднованием в Саратове 1000-летия Крещения Руси. Руководил торжествами архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской).

27 апреля 1989 года собор приобрел в Воронеже четыре колокола для колокольни, затем еще два: один весом в 1200 кг и другой весом в 150 кг. 21 октября 1989 года эти колокола огласили город своим мощным звучанием. Это был первый колокольный звон, официально разрешенный в Саратове после десятилетий гонений и запретов.

В 1997 году, в дни, когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (†1879), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар кафедральному собору Саратовской епархии икону святителя Иннокентия с частицей его святых мощей.

30 октября 2001 года Постановлением мэра города Саратова № 790-405 приходу Свято-Троицкого кафедрального собора в бессрочное пользование был выделен земельный участок общей площадью 0,8871 га, из которого 0,5363 га занимает здание собора и 0,3508 га занимает сквер на Музейной площади. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2004 года комплекс зданий Свято-Троицкого кафедрального собора (здания собора, колокольни, крестильни) были признаны находящимися в собственности Саратовской епархии.

При подготовке материала были использованы:

  1. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 2.
  2. В. Х. Валеев. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. Стр. 76 – 82.
  3. В. П. Соколов. Саратовский Троицкий (старый) собор. Краткий исторический очерк. Издание Строительного Комитета при Старом Соборе в г. Саратове. Саратов. Паровая скоропечатня Губернского Правления. 1904.
  4. Епископ Вениамин (Милов). Троицкий кафедральный собор в г. Саратове (К 260-летию со времени освящения). // Журнал Московской Патриархии, №7, 1955.
  5. Н. Н. Семенов. Старый Саратов. Фотоальбом. Из частной коллекции. Стр. 3 – 6.
  6. Справка Управления по историко-культурному наследию Министерства культуры Саратовской области № 1-22/272 от 29.02.2000 г.
  7. Е. К. Максимов. Троицкий собор в Саратове — памятник московского барокко. // Труды Саратовского историко-краеведческого общества. Вып. 2. Саратов, 1992. Стр. 14 – 23.
  8. С. Шошин. Наше достояние. // Православная вера, №10(39), 1995. Стр. 2.
  9. Никон (Лысенко), архимандрит. Можно ли спасти Троицкий собор? // Православная вера. №12(90), 1997. Стр. 1, 3.
  10. Е. А. Мосальская. Повесть о брате моем А. А. Шахматове. Ч. I. Легендарный мальчик. — М., 1929.

Свято-Троицкий собор в Саратове

Свято-Троицкий собор в Саратове (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

Строительство первого предка Троицкого собора датируется 1675 г. Храм успел прослужить лишь 10 лет, так как был из дерева: церковь сгорела, ее еще несколько раз восстанавливали после пожаров. После очередного уничтожения в 17 веке было решено строить абсолютно новый храм, который в целом без потерь простоял до 20 века.

В 1936 г. собор был национализирован, его здание передали Краевому музею. Это сыграло ключевую роль в сохранении церкви, музей приспособил здание под хранилище фондов. В 1939 г. в Троицком соборе планировалось открыть Музей истории религии и атеизма. Начавшаяся война эти планам помешала.

В 1942 г. в соборе разместилось Главное архивное управление НКВД СССР. Осенью этого же года городские власти приняли историческое решение: Свято-Троицкий собор отдали в аренду верующим. Таким образом, в тяжелейший для города и страны 1942 г. собор стал духовной опорой для прихожан. Горожане приносили сюда деньги и вещи, которые затем отправлялись на фронт.

После войны церковь была отреставрирована — специалисты выполнили ремонт фасада, воссоздали новые фрески.

Что посмотреть

Свято-Троицкий собор — уникальный для Саратовской области памятник, созданный в редком стиле московского барокко.

Покрывающие своды, проемы окон и стены росписи придают храму удивительную красоту. У алтаря размещены красивейшие композиции «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов».

Над царскими вратами расположена главная реликвия храма: образ Спаса Нерукотворного.

В центральной части собора находится роспись, повествующая о последних днях земной жизни Иисуса: молитва о чаше, предательство Иуды, суд Пилата, восхождение на Голгофу и распятие. Притвор Успенского храма украшен ветхозаветными сценами. По традиции на западной стене изображен страшный суд.

На паперти можно увидеть картину об истории Саратова: здесь иллюстрировано предание об основании города московскими стрельцами и принесении ими из Троице-Сергиевой лавры иконы Спаса Нерукотворного, по сей день пребывающей в Троицком соборе.

При храме работает воскресная школа, выпускается газета. Чтобы сохранять и изучать церковные древности и исторические сведения о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора, при нем создан церковный музей. Посетить его может любой желающий.

Адрес: Саратов, ул. Московская, 6. Веб-сайт.

Добраться до Свято-Троицкого собора можно на троллейбусах №№ 1, 4, 5, автобусах № 11, 33 и маршрутном такси № 3, 32, 33, 82 (остановка «Музейная площадь»).

Литургии проводятся с понедельника по субботу в 8:00. По воскресеньям и церковным праздникам ранняя литургия начинается в 7:00, а поздняя — в 9:00.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православной религии существует достаточно большое количество религиозных праздников. Одним из самых почитаемых считается день памяти 12 апостолов Иисуса Христа. В их же честь летом 2017 года начали проводить строительные работы по возведению храма. Первые указания на празднование встречается еще в 4 веке. Церковью празднуется этот день сразу после праздника Петра и Павла, а именно 13 июля. И совсем недавно был возведен храма 12 апостолов в Ховрино.

История возведения

Весной 2015 года в столице России недалеко от 12 дома на Клинской улице была собрана группа верующих, которые провели собрание по вопросу строительства храма двенадцати апостолов Ховрино. До этого собрания здесь стоял временный храм из дерева, и только после этого собрания начались строительные работы по строительству молитвенного дома из древесины ручной рубки.

В марте этого ж года был заложен первый камень и совершился чин освящения. Ночью 12 апреля прошло первое богослужение. В этот день как раз был праздник Пасхи. И к этому событию собралось много людей.

Несмотря на то, что помещение церкви не большое (оно может вместить в себя не больше 250 человек) его посещает намного больше прихожан. Это и не удивительно ведь в храме находится большое количество святых ликов.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше … ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью … ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и … Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как… ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала … ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Архитектурный план строительства складывался с учетом компактности участка. Здание объединяется вместе с приходским домом и колокольней. Всего храм имеет два этажа. С левой стороны от храма располагается иконная лавка.

Расписание богослужений храма в Ховрино и адрес

В церкви находится большое количество святых образов, к которым приходят веряни и возносят молитвенные прошения. Также здесь можно заказать именные молебны и панихиды. Богослужения проводятся:

  • По будним дням с понедельника по пятницу божественные Литургии проводятся в 7:00 утра и 17:00 вечера.
  • По выходным и праздничным дням в 7:00 и 10:00 утра и 18:00 вечера.

Также каждую субботу после проведения богослужения читается акафист перед ликом Богоматери «Неупиваемая Чаша». По пятницам и воскресеньям проходят водосвятные молебны.
Добраться до церкви не тяжело. Точный адрес храма 12 апостолов в Ховрино: ул. Клинская вл.12-14. Если ехать на автобусе, тогда нужно ехать на маршрутке № 801,90, 233, 615м, 89м, 251м. Если ехать на метро, тогд нужно ехать до станции «Ховрино», а от туда проехать на маршрутке № 615м или пройти пешком минут 15.

Господь всегда с Вами!

Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Двенадцати Апостолов.

Достопримечательность

Церковь Двенадцати апостолов на Пропастех

Страна

Россия

Новгородская область

Великий Новгород

Конфессия

православие

Дата основания

Строительство

1454—1455 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 531510245420006 (ЕГРОКН). Объект № 5310021000 (БД Викигида)

Медиафайлы на Викискладе

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 531510245420006 (ЕГРОКН)
объект № 5310021000 (БД Викигида)
Объект всемирного наследия
Ссылка № 604 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии ii, iv, vi
Регион
Включение 1992 (16-я сессия)

Церковь Двенадцати Апостолов на Пропасте́х — храм в Великом Новгороде. Находится на Десятинной улице, на территории исторического Загородского конца.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 28 апреля 2017 года.

Существуют летописные сведения о том, что уже в 1230 году на месте современной церкви стояла деревянная. Она именовалась как «церковь у скудельни» или в «пропастех».

Место получило известность благодаря страшному голоду 1230 года. Голод в Новгороде случился настолько сильным, что жители умирали целыми семьями и заниматься их погребением было некому. Тогда же, по распоряжению новгородского архиепископа Спиридона, рядом с церковью была устроена скудельница. К ней был приставлен специальный человек по имени Станила. Ему полагалось «возити мертвецы на кони и тако беспрестани во вся дни влачаше и наполни до верха».

Деревянный храм не раз горел и перестраивался. В 1358 году четвёртая Новгородская летопись упоминает о каменной церкви, построенной на этом месте мастерами Андреем Захарьиным и Даниилом Козиным. Храм был больше современного почти в два раза. Летописные сведения о нём несколько противоречивы; так, например, Комиссионный список Новгородской первой летописи упоминает под 1358 годом о строительстве деревянной церкви. Согласно имеющимся данным, можно предположить, что храм разрушился до 1405 года.

В 1432 году по указанию новгородского архиепископа Евфимия возводится деревянная церковь. Затем, в 1454 году закладывается и в течение года строится каменный храм, дошедший до наших дней.

В XVI веке в храме было сооружено перекрытие, разделившее его на два этажа: нижняя часть – подцерковье, верхняя — сама церковь. Тогда же была разобрана колокольня и западный притвор, кровля была перестроена в четырёхскатную. В 1904 году, после пожара, кровлю сделали восьмискатной.

Архимандрит Макарий в XIX веке в своих записках отмечал, что место, где стоит церковь, называлось в его время Владычным или Митрополичьим островом. В то время она находилась в саду и вместе с садом и подворьем принадлежало Новгородскому Архиерейскому дому. В Архиерейском доме останавливались приезжавшие из Москвы церковные иерархи.

Церковь Двенадцати Апостолов слабо пострадала в годы Великой Отечественной войны. Восстановлена и отреставрирована в 1949 году. В 1957—1958 гг., при дальнейшей реставрации, было также произведено укрепление и исследование памятника.

Современное состояние

В 2008 году на церкви была заменена и покрашена кровля и обшивка купола, реставрирован и побелен фасад, по периметру выполнена отмостка из булыжника.

В настоящее время церковь является музейным объектом. Доступ во внутренние помещения закрыт.

Описанный храм Двенадцати Апостолов имеет много общего с церковью Симеона Богоприимца в Зверин-Покровском монастыре. Они построены с разницей в 13 лет и оба являются яркими примерами новгородского архитектурного зодчества той поры.

> См. также

  • Церковь Симеона Богоприимца

> Примечания

  1. Новгородская летопись. yakov.works. Дата обращения 18 сентября 2019.
  • Архимандрит Макарий. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях.
  • Культура Новгородской области

Великий Новгород. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастях [TR/16253]

Этот тайник — очередной из серии «Великий Новгород. Всемирное наследие ЮНЕСКО».

Первые летописные сведения о существовании деревянной церкви на этом месте датированы 1230 годом. Место получило известность благодаря страшному голоду этого года. Голод в Новгороде случился настолько сильным, что жители умирали целыми семьями и заниматься их погребением было некому. Тогда же, по распоряжению новгородского архиепископа, рядом с церковью была устроена . К ней был приставлен специальный человек. Ему полагалось «возити мертвецы на кони и тако беспрестани во вся дни влачаше и наполни до верха». У храма в общей могиле похоронили более 3000 умерших, подобранных со всего города. Из летописи становится понятным и происхождения приставки “на Пропастях”. Дело тут не в этом братском захоронении, подобные которому в народе до недавнего времени называли пропастьми. Рядом с храмом тогда проходила уже существовавшая в те поры Пропастьская улица. (Хотя память о той братской могиле хранилось долго, храм ещё в 15 веке продолжали называть «церковь у скудельни» или в «пропастех»).

Деревянный храм не раз горел и перестраивался. В 1358 году первая и третья Новгородские летописи упоминают так же о каменной церкви построенной на этом месте мастерами Андреем Захарьиным и Даниилом Козиным. Храм был больше современного почти в два раза. Летописные сведения о нём несколько противоречивы, но согласно имеющимся данным, можно предположить, что он разрушился до 1405 года.

В 1432 году по указанию новгородского архиепископа Евфимия возводится деревянная церковь. Затем, в 1454 году закладывается и в течение года строится каменный храм, дошедший до наших дней. Храм в ту пору имел большое значение, достаточно сказать, что он всегда был единственным приходским каменным храмом во всем Загородском конце города. А его компактные размеры и довольно строгое убранство фасадов видимо были связаны с антимосковскими идеями Ефимия, который противопоставлял пышным низовским храмам строгие и некрупные новгородские храмы, возрождая сравнительно аскетическое храмовое убранства 12 века, времен побед новгородцев над суздальцами.

Прежде фасады храма были увенчаны новгородским трехлопастным завершением. В 16 веке в храме было сооружено перекрытие, разделившее его на два этажа: нижняя часть – подцерковье, верхняя — сама церковь. Тогда же была разобрана колокольня и западный притвор, кровля была перестроена в четырёхскатную. В 1904 году, после пожара, кровлю сделали на московский манер восьмискатной. В 19 веке место, где стоит церковь, называлось Владычным или Митрополичьим островом. В то время она находилась в саду и вместе с садом и подворьем принадлежало Новгородскому Архиерейскому дому. В Архиерейском доме останавливались приезжавшие из Москвы церковные иерархи.

Церковь Двенадцати Апостолов сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что он был впоследствии возрожден из руин, внутреннее убранство, включая древнерусские фрески, так и не было восстановлено. Пострадал и главный западный вход с папертью, который теперь заложен.

В настоящее время церковь является музейным объектом. Доступ во внутренние помещения закрыт.