Церковь воскресения Словущего

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Небольшой и скромный храм Воскресения Словущего на Успенском вражке православные христиане называют намоленным местом между Тверской и Никитской в центре Москвы. В помещении храма чувствуется умиротворение и покой.

История

Первоначально церковь была возведена в середине шестнадцатого столетия из дерева, а после пожара в Москве в конце шестнадцатого столетия построили из камня. Позже пристроили трапезную и реконструировали колокольню. Архитектура церкви представляет стиль российского классицизма.

Совсем необычное название храма. Церковь была посвящена погребению Христа в Иерусалиме и имели право называться храмы Гроба Господня только в Иерусалиме. Другие строения называли в честь события погребения Христа «Воскресение Словущего». На месте Брюсовского переулка проходил большой овраг, и находилась деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Поэтому место получило название «Успенский вражок».

Стиль бесстолпного однокупольного строения «уличанской» церкви. Стены заканчиваются полукруглыми закомарами, простые оконные наличники, строгий карниз. Идеальные пропорции говорят о том, что зодчий был опытным мастером. В конце девятнадцатого столетия по проекту зодчего Мейснера верхние этажи заменили псевдоклассическими формами. Такой вид храма можно наблюдать в настоящее время.

В период репрессий коммунистической партии православный собор не прекращал своей деятельности. Люди это называли «Божий промысел». Однако существует другая теория. Брюсовский переулок был местом, где жила московская богема музыканты, художники, артисты. Именно их участие не дало снести православное творение с земли. Многие приписывают заслугу в этом деле актеру и режиссеру Станиславскому. Однако репрессии здание испытало, с него сняли и уничтожили исторические колокола.

Храм находится рядом с Домом композиторов и художников. Церковь посещали певец Иван Козловский, актер Иннокентий Смоктуновский, оперная певица Антонина Нежданова.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …

Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала …ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Святыни

Церковь Воскресения Словущего — место нахождения почитаемых в христианском мире икон «Взыскание погибших» и иконы св. Спиридона Тримифунтского, которого христиане считают покровителем в трудовой деятельности и жилищных вопросах. К нему обращаются с молитвами при болезнях, а также путешествующие люди для удачи в пути.

Икону Богоматери «Взыскание погибших» называют «жемчужиной православных Москвы». К ней обращаются с молитвами при заболеваниях, алкоголизме, просят удачного брака и счастья.

Добраться до центра столицы не трудно из любой части города. Необходимо доехать на метро до станции «Охотный ряд » или «Площадь Революции».
Адрес храма на Успенском вражке: пер. Брюсовский — 15/2.

Расписание богослужений храма на Успенском вражке

Проводятся самые различные богослужения, уточнить подробнее какие именно можно при входе в дом Божий или же на сайте храма. Вот к примеру расписание на октябрь 2017 года:

Господь всегда с Вами!

Храмы Воскресения Словущего

Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

Москва, Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Фото: Олег Гусаров / Соборы.Ru. Постобработка: Православие.Ru В Москве существует несколько храмов, освященных в честь этого праздника. Один из них находится в Брюсовом переулке между Тверской и Б.Никитской улицами (бывшая ул. Неждановой). Замечательная красно-белая церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке была построена в первой половине XVII века, однако упоминается здесь еще в 1548 году во времена Ивана Грозного. Придел во имя пророка Елисея построен в 1620 году в память встречи царем Михаилом Федоровичем свого отца, патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

Название на Успенском вражке связано с тем, что, во-первых, раньше в глубокой древности в старину здесь проходил глубокий овраг, который здесь оставил свои следы и поныне, а во-вторых, раньше здесь стояла деревянная Успенская церковь, давшая старинное название всей этой местности и самому оврагу. Считается, что Успенский вражек – древнейшее урочище (местность) в Белом Городе.

А сам переулок назван в честь любимца Екатерины Великой, московского генерал-губернатора Якова Александровича Брюса. Знаменитый «колдун» и «чернокнижник» петровской эпохи Яков Вилимович Брюс приходился дальним родственником екатерининскому вельможе, но к названию переулка он никакого отношения не имеет.

Это одна из немногих церквей, не закрывавшаяся в советское время, и поэтому в ней сохранился старинный интерьер.

У левого клироса в богато украшенном киоте находится икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Божия Матерь изображена с непокрытой главой – символ того, что она отдала свой покров для спасения грешников. После революции эта икона была передана в Воскресенский храм из церкви Рождества Христова, что в Палашах близ Тверской улицы. Туда ее принес один благочестивый прихожанин. Он был вдовцом и один воспитывал дочерей, неустанно молясь об их благополучии. Его молитвы были услышаны, и однажды во сне ему было сказано передать икону в Рождественский храм, что он не замедлил исполнить. Во время войны 1812 года храм был разграблен, а чудотворная икона разбита на части и брошена, но стараниями художников была восстановлена.

В 1912 году перед этой иконой венчались Сергей Эфрон с Мариной Цветаевой.

Другая, менее известная, но когда-то легендарная в Москве церковь, освященная по этому празднику, была закрыта в советское время и полуразрушена, в таком виде пребывая до сих пор. Только осведомленный о ней человек может отличить ее от обычного городского сооружения, просто находящегося в плохом состоянии. А между тем история этой старинной московской церкви богатейшая – окутанная множеством мистических преданий, она связана с царской фамилией в России.

Церковь Воскресения Словущего в Барашах. Фото: voskresbarashi.orthodoxy.ru Церковь Воскресения Словущего в Барашах находится на улице Покровка (дом № 26). Сама местность Бараши была связана с деятельностью государевых слуг. Еще в 1410 году здесь появилась Барашевская слобода, где селились бараши – так назывались слуги великих князей, а потом и царей, возившие за ними в походы шатры и ставившие их в поле для высочайшего отдыха. А для этого требовалось определенное мастерство. Деятельность их называлась Шатерной службой. В Барашевской слободе находились казенные склады, где хранились материалы для изготовления шатров и сами шатры.

Воскресенская церковь здесь известна с 1620 года. То здание, руины которого дожили до нашего времени, было возведено в 1734 году предположительно архитектором И.Мордвиновым.

До 1934 года купол высокой церковной колокольни был украшен золоченой императорской короной, выточенной из чистого дерева. Много красивых легенд было связано с ней. Говорили, что когда-то в этой церкви венчались влюбленные брат и сестра, не подозревавшие о своем родстве. Когда священник повел их вокруг аналоя, брачные венцы внезапно сорвались у них с головы, вылетели из окна, и опустились на церковный купол. Так провидение предотвратило кровосмешение.

Другое московское предание связывает эту церковь и ее необычный купол с именем императрицы Елизаветы Петровны. И со стоящим неподалеку на правой стороне Покровки дворцом в бело-голубых тонах (дом №22), который часто называют московским Зимним дворцом в миниатюре.

Редчайший в Москве гражданский памятник стиля елизаветинского барокко, «дом-комод», как говорят о нем москвичи, был построен в конце 1760 – начале 1770 гг. неизвестным мастером школы В.Растрелли (раньше авторство приписывали самому мастеру).

Старинное предание гласит, что этот дом императрица Елизавета Петровна подарила своему тайному мужу графу Алексею Разумовскому, и в этом же доме они справляли свадьбу. А венчание происходило в соседней Воскресенской церкви. И ходила в Москве легенда, что на куполе церкви находился настоящий брачный венец императрицы Елизаветы.

По другой версии, Елизавета обвенчалась с Разумовским в подмосковном селе Перово, а в Воскресенской церкви служила потом благодарственный молебен. В воспоминание об этом царском молебне и поместили корону на церковном куполе. Может быть, корона появилась здесь в знак того, что после свадьбы императрица проезжала мимо этой церкви в Кремль.

История с царским бракосочетанием имела продолжение в московской молве. После смерти Елизаветы граф Разумовский по-прежнему жил во дворце на Покровке. В год коронации Екатерины II канцлер Бестужев очень добивался ее брака с Григорием Орловым. Он написал прошение императрице, чтобы она «избрала себе супруга» и стал собирать под ним подписи. Екатерина была склонна к этому браку, но решила сначала узаконить графа Разумовского как мужа своей тетки Елизаветы и посмотреть, как отнесется к этому общество.

Тогда граф Воронцов был послан из Петербурга в Москву к престарелому Разумовскому на Покровку с указом Екатерины о пожаловании ему титула императорского высочества. Прочитав указ в своей мраморной спальне, Разумовский достал из роскошного ларца бумаги, обернутые в розовый атлас, поцеловал их и бросил в огонь камина. Посыльному же сказал, что он был только недостойным рабом Елизаветы, незаслуженно осыпанным столь великими милостями, и что больше никаких свидетельств о браке с Елизаветой, «которого не было», у него не осталось. Посему в царской милости причисления его к императорской фамилии никакой нужды нет. Молодой Екатерине этот поступок послужил хорошим уроком дворцового этикета, и от мысли о браке с Орловым она отказалась.

Эта легенда была опровергнута историками. Дворец на Покровке был построен после смерти Елизаветы, и Разумовский здесь никогда не жил. В историю Москвы он вошел как дом Апраксиных-Трубецких. (У последних, кстати, в доме давали уроки танцев и здесь мальчиком учился бальным танцам А.С.Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Федора Тютчева, жившего неподалеку, в Армянском переулке – они даже встречались здесь в детстве и вместе играли, хотя разница в возрасте у них уже была значительная.)

Однако в советское время был найден подземный ход между Воскресенской церковью и дворцом. Если этот дом и церковь были связаны подземным ходом, значит они были как-то связаны и на земле. К тому же говорили, что этот ход продолжается и ведет к самой Меньшиковой башне в Мясники. Кто мог прорыть такой ход и связать между собой такие места?

А совсем неподалеку от покровского дома в Ивановском монастыре томилась в заточении таинственная инокиня Досифея. Она жила в полном затворе, даже в церковь ее водили по ночам, и богослужение совершалось для нее одной, в запертом храме. На самом деле под именем Досифеи скрывали княжну Тараканову, которую считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского. В 1810 году она умерла, и похоронили ее в Новоспасском монастыре – фамильной усыпальнице Романовых, что только подтвердило догадки о ее высочайшем происхождении. Впрочем, эту историю многие ученые также относят к области легенд и мифов, которые, тем не менее, как-то связаны между собой.

Достоверная история храма продолжается в советское время. В сентябре 1923 года в храмовый праздник Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме) здесь служил патриарх Тихон. Он был уже настолько болен, что на службу его вели под руки, и просили прихожан не подходить к нему под благословение в связи с его самочувствием.

Буквально за несколько минут до приезда патриарха специально подосланный сюда отряд комсомольской молодежи в целях антирелигиозной борьбы попытался сорвать службу. Несколько голосов вразнобой запели какие-то «безбожные песни», как вспоминали очевидцы. Однако они не рассчитали время, и сорвать патриаршее богослужение не удалось.

В 1929 году церковь закрыли. А в начале 30-х годов сбросили с купола знаменитую корону и отвезли ее в антирелигиозный музей, открытый в Страстном монастыре, откуда она пропала. Во время строительных работ около церкви в земле обнаружили несколько человеческих черепов. Ими мальчишки стали играть в футбол, и никто их не останавливал, вспоминали старожилы.

Церковь была полуразрушена и получила облик обычного гражданского сооружения. В изуродованном здании разместились государственные учреждения.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Православный храм

Храм Воскресения Словущего
на Успенском Вражке

Страна

Россия

Город

Москва, Брюсов переулок, д. 15/2

Конфессия

Православие

Епархия

Московская епархия

Благочиние

Центральное благочиние

Строительство

1629—1634 годы

Основные даты

1629 — деревянный храм сгорел
1820 — перестроены трапезная и колокольня
1897 — колокольня перестроена повторно

Реликвии и святыни

Чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», чудотворная икона Святителя Спиридона Тримифунтского с частицей мощей этого святого, образ Николы Можайского с частицей мощей Николая Чудотворца (конец XVI века) прочие

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410350420006 (ЕГРОКН). Объект № 7735299000 (БД Викигида)

Состояние

действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке — православный храм в историческом центре Москвы. Относится к Центральному благочинию Московской городской епархии. Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов.

История

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, 1881 год (фото Николая Найденова)

Первое упоминание о храме в этом месте датируется 1548 годом. Первоначальный деревянный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова (в просторечии именовавшийся церковью Воскресения Словущего «что на Успенском вражке») показан на Петровом плане Москвы, вычерченном в 1596—1598 годах.

В 1629 году, во время большого московского пожара, Успенский вражек со всеми домами и храмами выгорел дотла. Однако жители на пепелищах тут же начали возводить новые, уже каменные церкви.

В исторической литературе до сих пор датой сооружения каменного храма Воскресения Словущего не совсем верно считался 1629 год. Это произошло вследствие неправильного прочтения летописной заметки о построении храма: «Построена каменна по сгорении 1629 апреля в 10 день деревянной». Эта дата на самом деле указывает дату пожара. Строительство храма должно было начаться скорее всего сразу же после пожара — возможно, летом 1629 года. Документы показывают, что строительство каменного храма было завершено к 1634 году, так как именно под этим годом сохранилась архивная запись, сообщающая о прошении к патриарху Иоасафу I священника храма отца Матфея благословить освящение двух престолов: «142 года (то есть 7142/1634) июля 4 запечатана Благословенная грамота по челобитью с вражка Успенского попа Матвея на два престола».

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память встречи царём Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века. При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский.

В XVII веке некоторые храмы были не только приходскими, но и как бы монастырскими: когда в документах встречается добавление к названию храма «на монастыре» — это следует понимать в том смысле, что около приходского храма строились две-три кельи, и в них селились несколько человек, чаще всего престарелых, иногда даже не обязательно монашествующих. Подобную приписку «на монастыре» употребляет Переписная книга Москвы за 1638 год в отношении храма: «на Воскресении же на монастыри… келья, живут старицы нищие».

Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году по проекту архитектора Александра Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик. Причиной перестройки колокольни стал подаренный храму необычайно большой колокол.

В XX и XXI веках

В 1930-х годах, в безбожную эпоху, храм не закрывали (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963—1964 годах, 1979 году и 1982—1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

С 1972 года в течение последующих 30 лет в храме служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

В марте 2019 года завершилась реставрация убранства храма: были восстановлены 40 росписей на стенах и сводах, орнаменты на стенах и два медальона над окнами.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Это урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

«Воскресения Словущего» — означает, что церковь слывёт, прозывается Воскресенской. Главная христианская святыня, главный христианский храм — это храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Он был «обновлён», то есть возрождён святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе — на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. После страданий и смерти Христа священное место его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, «обновлением» поруганной святыни.

С того времени Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие. У этого праздника есть особенность — в этот день в храмах, освящённых в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого посадского храма XVII века. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — все архитектурные детали его убранства. Только общие пропорции и рисунок оконных обрамлений говорит, что строил храм незаурядный и опытный зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двусветный четверик храма и трёхчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 годах. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами.

Раскрытие старой (белокаменной) стены храма сделано реставраторами на южной стене храма.

Интерьер главного храма (высота от пола до верхней точки свода около 15 м) освещён двумя ярусами окон. Стены и своды покрыты масляной росписью, неоднократно поновлявшейся, но в основе своей сохраняющей композиции, восходящие, по-видимому, к последней трети XIX века. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1870—1880 годов. Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX века.

> Приделы

  • Воскресения Словущего (главный)
  • Пророка Елисея (южный)
  • Николая Чудотворца (северный)

Святыни

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» (написана, очевидно, в XVIII веке и до начала XIX века являлась семейной святыней одной московской семьи; перенесена не ранее 1937 года из снесённого властями в 1936 году храма Рождества Христова в Палашах). В Палашёвский храм, по легенде, её пожертвовал прихожанин, который, будучи вдовцом, один воспитывал дочерей и постоянно молился об их благополучии, когда его молитвы были услышаны и судьба детей была устроена, он передал икону в храм.

Образ «Взыскание погибших» помещён ныне в киоте слева от иконостаса главного придела на возвышении, покрыт искусно выполненной ризой. Пресвятая Дева изображена с непокровенной главой (вероятно, в связи с преданием о том, что она отдала свой покров для спасения грешника). На полях иконы изображены святые.

Небесные покровители прежних владельцев образа: мученик Мамант, апостол Филипп, святая праведная Анна, святитель Николай, преподобная Параскева, великомученица Екатерина. Празднование иконе установлено 5 (18) февраля. В прежнее время в этот день литургию в Палашёвском храме совершали митрополиты Московские и викарные преосвященные. В годы настоятельства в этом храме протоиерея Николая Величкина (умер в 1935 году) перед чтимым образом неоднократно служил патриарх Тихон, пел хор под управлением регента и композитора Павла Чеснокова. Ныне в храме Воскресения на Успенском вражке богослужения архиерейским чином совершаются регулярно, 5 (18) февраля совершались и патриаршие служения.

В 1981 году от свечи, оставленной около чудотворного образа «Взыскание погибших», в храме возник пожар. Пострадал киот образа, однако сама икона осталась почти невредимой и после реставрации киота была помещена на левом клиросе главного храма (1982).

К редким московским святыням относится образ святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного).

Древнейшая икона храма — образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона; он содержит также частицу святых мощей Николая Чудотворца.

Образ святого пророка Божия Елисея и образ святого Илии-пророка с житийными клеймами — древние иконы XVII—XVIII веков (в правом Елисеевском приделе) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке — в иконостасе левого Никольского придела.

Приход

Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актёры и режиссёры. В советское время в храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актёров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссёра и актёра Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Максакову и многих других деятелей культуры и искусства, во многом благодаря которым в тяжёлое для Церкви советское время храм не был закрыт. В храме неоднократно проводились отпевания известных артистов, композиторов и художников.

В настоящее время при храме существуют: детская и взрослая воскресные школы, курсы фотографии, курсы изучения церковнославянского языка и прочее.

Духовенство

  • Протоиерей Николай Балашов.
  • Иерей Алексий Харламов — выпускник Московской духовной семинарии (2004) и Московской духовной академии (2007).
  • Иерей Павел Карев — выпускник Сретенской духовной семинарии (2008) и магистратуры Московской духовной академии (2011).
  • Протодиакон Николай Пянзин — выпускник Московской духовной семинарии.
  • Диакон Дмитрий Богута — окончил Московскую духовную семинарию (2015) и магистратуру Московской духовной академии (2017).

Примечания

  1. Маков Г. Храм Воскресения Словущего «на Успенском Вражке» в Москве // Журнал Московской патриархии. — 1980. — № 2. — С. 21.
  2. Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 348. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  3. В центре Москвы отреставрировали росписи старинного храма. РИА Новости (4.3.2019). Дата обращения 4 марта 2019.
  4. Икона «Взыскание погибших».
  5. Святыни храма. vslov.ru. Дата обращения 13 февраля 2016.
  6. Духовенство | Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке. vslov.ru. Дата обращения 26 мая 2019.

Ссылки

  • Официальный сайт храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке
  • Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке на temples.ru
  • Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке на russian-church.ru

«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Для большинства православных людей церковь Воскресения Словущего — это в первую очередь, то место, где каждый желающий может преклониться к чудотворному образу и частичке мощей Святого Спиридона. Люди полны различных суеверий, одно из которых говорит, что Святитель приходит на вспоможение в жилищных вопросах, является заступником убогих и сирых, а также помогает тем, кто попал в безвыходное положение. Этот храм конечно скромный и небольшой, однако среди верующих христиан он является особо почитаемым намоленным местом. Из этой же статьи вы сможете узнать более подробно о том, что представляет собой храм Спиридона Тримифунтского в Москве (Брюсов переулок), где он находится, как к нему можно добраться и пр.

Храм с мощами Спиридона Тримифунтского в Москве, историческая справка

Первое упоминание о церкви было еще в 1548 г. Она была изготовлена из дерева, однако в 1629 г. была уничтожена пожаром. В 1634 г. на этом же самом месте была возведена новая церковь из камня, которая существует и по сей день. На протяжении почти нескольких веков она простояла без каких-либо изменений, и уже в период с 1816-1820 гг. были проведены строительные работы по перестройке колокольни и трапезной.

Неподалеку от церкви располагалась богомольня пророка Елисея, которая была построена в 1620 г. как память о встрече государем Михаилом Федоровичем отца своего Патриарха Филарета, вернувшегося из плена польского. Но в 1812 г. во время пожара молельня выгорела дотла и была восстановлена спустя 8 лет в качестве придела церкви Воскресения Словущего.

Во второй половине 19 века окна богомольни были растесаны и в последствии получили килевидное штукатурное обрамление, выполненное в русском стиле. Верхние же ярусы колокольни в 1897 г. были заменены новыми с псевдоклассической формой, после чего сооружение приняло нынешний облик.В 1930-м году церковь хотели закрыть, однако за счет большого количества просьб, поступивших не только от простых людей, но также и от довольно известных артистов, проживавших неподалеку от него на Неждановой улице, богомольня осталась открытой, но купола ее все же были сняты.

Работы по реставрации в молельни проводились в период с 1963-1964 гг., в 1979-м, а также на протяжении 4-х лет с 1982 по 1986 гг.

ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА Великим постом каждый день (с вечера воскресенья по пятницу) читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смирÐ… Read more «ЩАС Я МАМКИНОЙ ИКОНЕ ГЛАЗА ВЫКОЛЮ!» Потрясающая эта история произошла в далёкие уже семидесятые годы двадцатого века в одном из сёл Донбасса. Жила семья: муж, жена и дочь-школьница. Жили небедно. Работали в колхозе, хозяйство держали приличное. Любили, вро… Read more Про шапочку Есть хороший анекдот про то, как мужчина спас тонущего мальчика, рискуя жизнью. И мама мальчика нашла героя. И требовательно спросила, где мальчикова шапочка? Я про эту шапочку часто слышу. В ситуациях, когда надо встать … Read more Вселенская родительская поминальная суббота (Мясопустная) А значит, наши почившие сродники ждут, что мы придем в Храм с хлебом и прочими приношениями, напишем записки, помолимся. Говорят в этот день, нас усопшие ждут, На воротах погоста томятся. И гадают безмолвно: «Придут-нÐ… Read more Невыдуманная история У одной Православной москвички случилось большое горе. Пропал ее взрослый сын — пошел отнести что-то другу, да так и не дошел до него. Нашли его уже через несколько недель — убитого в страшном сатанинском ритуале. Чтобы хÐ… Read more

Святыни церкви

Храм сохранил в своих стенах большое количество святынь из окрестных церквей, что закрывались во времена советской власти. К наиболее же редким святыням относится божественный лик Святого Спиридона, который располагается в главной части молельни с правой стороны рядом с ликом Нерукотворного Спаса. Изображен Чудотворец на богато украшенном ризой образе, по центру которого размещается открывающаяся рака с частичками святых мощей праведника.

Богоугодник считается помощником обездоленных и нищих, и имеется поверье, что тому человеку, которые остался без денег, по молитвенным обращениям к праведнику, может уже на следующий день ожидать ниспослание благодати.

В представленной церкви также имеется, и другая довольно почитаемая святыня – Чудотворный образ Небесной Царицы «Взыскание погибших», написанный в 1802 г. и перенесен в молельню из собора Рождества Христова в Палашах, который снесли в 1930 г.

Адрес храма Спиридона в Москве

Молельню можно найти по такому адресу: переулок Брюсов, д. №15/2, г. Москва, Российская Федерация.
Можно добраться без каких-либо сложностей до центра столицы, где собственно говоря и находится церковь можно из любой точки города. Вот несколько маршрутов по которым все желающие могут отыскать обитель Божию:

  • От станции метрополитена «Площадь Революции» или же «Охотничий ряд, которые находятся вблизи площади Манежной. Затем следует подняться по улице Тверской вверх (по левой ее стороне), и так до самого храма. Причем хорошо видно ее уже будет с Тверской.
  • Также добраться до молельни можно с противоположной стороны от улицы Большая Никитская, а с нее попасть к церкви можно повернув на право.

Часы работы храма Спиридона Тримифунтского в Москве с 8 утра и до 8 вечера. Также следует отметить, что по вторникам, после окончании вечерни в 18:00 в молельни совершаются песнопению Святителю (но возможны изменения в дне и времени совершения акафиста, поэтому не забывайте сверяться с расписанием церковных богослужений).

Храм Спиридона Тримифунтского в Москве, Брюсов переулок

КРИК ДУШИ В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные слова, и вроде, как бы, обязанность выполнил – не забыл, поздравил. А вот какой смысл картинок, люди н… Read more 15 февраля – СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Один из главных православных праздников. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка. Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дÐ… Read more Скажите: «Люблю», пока дверь ещё не закрылась (история, которая произошла в сентябре 2018 года с автором этой статьи — Еленой Кучеренко, православным публицистом и мамой 5 дочек) В тот день мы опять поссорились с мужем из-за этих дурацких обоев. Как сейчас помню, было двадцать первое сентября, Рождество Богородицы. Вадим причащался на ранней Литургии, потом перед работой зашёл домой. А я опаздывÐ… Read more МАМОЧКА, ТЫ ПОЛЕЖИШЬ СО МНОЙ? О самом главном Задумывались ли вы о том, почему наши дети не хотят проводить время с нами? Может потому, что когда-то, когда они были маленькими, мы не находили время на то, чтобы просто побыть с ними, отложив все свои дела? Детство — это … Read more Без нас прекрасно обойдутся. Даже если вы прекрасный специалист и отличный человек — все равно обойдутся. Погрустят, повспоминают и найдут, кем заменить. Миллиарды людей живут на планете, и есть среди них и специалисты, и просто — отличные личности. Ð… Read more

В РАМКАХ ЗАКОНА… «Чаще всего смертный приговор родители выносят своим детям по самым банальным причинам…» Осенью 2004 года я собиралась в санаторий, оформляла справки. На утро 3 сентября у меня был талон на приём в первой женской консÑ… Read more КОГО ЛЮБЛЮ — ПРЯЧУ… Схиигумен Савва Остапенко в своих книгах рассказывает о поразительном значении наших имен и наших фотографий в нашей жизни. Оказывается, когда мы вслух или мысленно произносим чье-то имя — между нашей душой и душой … Read more СТРАННО… Странно, что 100-рублёвая купюра нам кажется такой большой, когда мы ее оставляем в церкви, и такой малой, когда мы оставляем её на рынке. Странно, что час, проведённый за чтением молитв, поминая Бога, нам кажется таким долÐ… Read more НЕ ОТРЕКАЮТСЯ, ЛЮБЯ… ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ РАССКАЗ! ДО СЛЁЗ! Было ничем не примечательное утро в самой обычной поликлинике. Человек довольно преклонных лет пришел к врачу снять швы с пальца руки. Было заметно, что он очень волнуется и куда-то торопится. Спросив, когда будет врач, Ð… Read more ДО СЛЕЗ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ! РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПИСЬМО Это было несколько лет тому назад. Все собирались праздновать Рождество Христово, готовили елку и подарки. А я был одинок в чужой стране, ни семьи, ни друга; и мне казалось, что я покинут и забыт всеми людьми. Вокруг была п… Read more

Метки:Спиридон Тримифунтский

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке находится в историческом центре Москвы по адресу: Брюсов пер., 15/2, Москва, 125009. Телефон: 8 (495) 629-66-16.

Бывают такие небольшие храмы, с плохим освещением, темные — беда для фотографов. Но храм — маленький, а история большая! Когда меня приглашают снимать в такие храмы, где практически невозможно сделать необыкновенное фото в лучах, с хорошим ракурсом и композицией, свойственным большим парадным храмам, я понимаю — эти люди идут в Свой Храм.

I «Словущий» значит «слывущий», называемый в народе. То есть праздник Воскресения Словущего — это день, называемый в народе Воскресением, а не сам праздник Воскресения Христова. Полное название праздника — память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, более известного как Храм Гроба Господня.

Праздник установлен в честь освящения храма, который построил равноапостольный Константин Великий в 335 году на Голгофе — горе на Святой Земле, где был распят Спаситель. В Русской Православной Церкви это событие празднуется 26 сентября по новому стилю. Часто этот праздник еще называют Осенней Пасхой. У этого праздника есть одна очень интересная особенность — в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!». Представляете, как необычно выглядит пасхальный Крестный ход, который ведут священники в красных пасхальных облачениях с пасхальными трисвешниками в руках, на фоне осенней листвы! Воскресение Словущее — это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.

Главные престолы шестнадцати храмов в России освящены в честь Обновления храма Воскресения Христова (Воскресения Словущего), из них десять находятся в Москве и Московской области. Поэтому к названию каждого прибавляется название местоположения храма.

Красно-белая церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке была построена в первой половине XVII века, однако упоминается здесь еще в 1548 году во времена Ивана Грозного. Придел во имя пророка Елисея построен в 1620 году в память встречи царем Михаилом Федоровичем свого отца, патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

Название на Успенском вражке связано с тем, что, во-первых, раньше в глубокой древности в старину здесь проходил глубокий овраг, который здесь оставил свои следы и поныне, а во-вторых, раньше здесь стояла деревянная Успенская церковь, давшая старинное название всей этой местности и самому оврагу. Считается, что Успенский вражек – древнейшее урочище (местность) в Белом Городе.

Начиная с XVI века храм не прекращал своего молитвенного служения в очень тяжелые для всего русского народа годы, неся возложенную на него Промыслом Божиим духовную миссию – окормлять православных людей, объединённых под омофором Русской Православной Церкви, утешать в земных скорбях и помогать найти дорогу на Небо. В советское время в храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актеров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, выдающихся певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссера и актера Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, советскую оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Петровну Максакову и многих других всемирно известных деятелей культуры и искусства, которые вошли в историю храма и во многом, благодаря которым в тяжелое для Церкви советское время храм не был закрыт.

Храму с почти 400-летней историей требуется помощь.

Желающих сделать пожертвование на ремонт храма просим обращаться к старосте храма — Алексею Анатольевичу Кузнецову, по телефону 8(903)53 222 87.

Крещение происходит в скромной крестильне, воцерковление в помещении основного храма. Храм Воскресения Словущего сберег в своих стенах многие святыни из закрывающихся в советское время окрестных храмов.

Особо почитаемая святыня храма — чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Дивный образ Божией Матери «Взыскание погибших» пользуется особой любовью москвичей, и его нередко называют «жемчужиной верующей Москвы». Для многих чудотворная икона служит последним прибежищем в горе и отчаянии: перед ней молятся о тяжело больных и погрязших в пьянстве и других пороках, а по старинному московскому обычаю перед иконой молятся о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. И всем Царица Небесная ниспосылает помощь и заступление. Об этом говорят многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы. Известно, что 27 января 1912 года перед образом Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом храме провожали в последний путь Николая Караченцева. 29 октября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил отпевание Николая Петровича. Перед образом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Взыскание погибших» каждое воскресение в 18:00 в храме по окончании вечерни служится молебен с акафистом.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»

Роспись купола

Крестильня

Столик для переодевания малыша

Детали

Детали: крестильная икона

В крестильне

Одна из икон храма

Вся информации взята с официальных православных сайтов, Википедии, официального сайта Храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке.