Церковное наказание в виде молитв

деградация, снятие сана, деградированный преступник лишается всех прав и привилегий клирика, но при этом он все-таки, согласно католической доктрине об абсолютной неизгладимости священства, остается клириком;

низложение (depositio) – лишение должности вместе с правом впредь занимать какие-либо церковные должности, но с оставлением некоторых привилегий и прав клириков;

увольнение от должности, не без лишения права занять ту или иную должность в будущем;

Видео удалено.

Видео (кликните для воспроизведения).

перемещение с одного места на другое (translatio), наказание назначается в том случае, когда есть прямой повод для перевода.

Церковное наказание в виде молитвОценка 5 проголосовавших: 1

Добрый день всем посетителям! Меня зовут Владислав Конин. Я уже больше 8 лет изучаю различные книги и источники с молитва. За это время я нашел много интересной информации и хочу поделиться ей с посетителями данного сайта.

Данные для сайта администраторы собирали и перерабатывали, для того, чтобы выложить только проверенные данные. Вся найденная информация была изложена на данном сайте в полном объеме и доступном виде.

Церковные взыскания

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 10 февраля 2014 года.
Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения.

Жизнь христианина
Христианский портал

Христианин
Благодать · Рождение свыше
Крещение · Покаяние
Исповедь · Причащение
Венчание · Монашество
Церковь · Священство
Каноническое право
Грех · Смерть
Христианские добродетели
Вера · Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва
Гостеприимство

Христианское богословие
Троица · Библия
Грехопадение · Спасение
Иисус Христос
Искупительная жертва ·
Христианское богослужение
Вселенские соборы
Эсхатология

п • о • р

Церковные взыскания — в христианских церквях, мера пресечения грехов и нарушения церковных установлений, среди членов Церкви.

Цитаты из Библии

«Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата».(2Фес.3:14-15)

Есть верный слух, что у вас блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

— (1Кор. 51-5)

В православии

Основная статья: Епитимья

Нравственно-исправительной мерой в православии обладает епитимья — исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия. Епитимия не считается удовлетворением Бога за грехи, то можно её не налагать на кающегося, который чистосердечно раскаивается и обещает не повторять грехи. Православное каноническое право определяет епитимью не как наказание или карательную меру за совершенные грехи, но как «врачевание духовное». При этом важно учитывать, что епитимья не составляет безусловной необходимости при совершении исповеди. Степень и продолжительность епитимьи обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника. Суровые епитимьи, предусмотренные древними канонами (долговременное отлучение от причастия, даже предписание молиться не в храме, а на паперти и др.), в настоящее время не употребляются. Над исполнившим епитимью читается особая «Молитва над разрешаемым от запрещения», через которую он полностью восстанавливается в своих «церковных правах». В дореволюционной России существовала, кроме того, епитимья, налагаемая гражданским судом на основании уголовных законов за вероотступничество, святотатство, ложную присягу и некоторые тяжкие моральные преступления. В отличие от епитимьи, предписанной духовником, она имела определенное значение наказания. Способы её исполнения и контроль осуществлялись епархиальными властями, получавшими решение суда.

В католичестве

Основная статья: Епитимья

В латинском обряде Католической церкви епитимия, как мера церковного взыскания, назначается священником кающемуся во время каждой исповеди. За исключением особых случаев епитимия заключается в прочтении определённого количества молитв.

В протестантизме

У евангельских христиан

На основании Библии таковыми являются (в порядке нарастания):

  • увещание (увещевание)
  • замечание (2Фес. 3:14)
  • наложение епитимии
  • извержение из священного сана
  • отлучение (1Кор. 16:22)
  • предание сатане во измождение плоти (1Кор. 5:1-5)

Меры взыскания зависят от тяжести совершённого проступка, мнения служителей Церкви и мнения большинства членов общины (последнее — в евангельском христианстве). У консервативных евангельских христиан, членство в поместной церкви является вполне конкретным, подразумевающим что таковой прихожанин регулярно участвует в большинстве мероприятий церкви (богослужения, семинары, конференции, евангелизационные миссии и т.п.), а также в т.н. «членских собраниях».

Вопрос о Церковных взысканиях у евангельских христиан касается исключительно членов поместной Церкви (то есть принявших Крещение или мирно перешедших из других общин по различным обстоятельствам и ставших членами поместной Церкви), совершивших греховный поступок.

В каждом конкретном случае вопрос о мере церковного взыскания в общине решается совместно, общим членским собранием (или братским советом). Мера взыскания зависит от тяжести проступка и собственного отношения к нему совершившего (если человек искренне расскаивается в содеянном, в некоторых случаях возможно прощение без постановки на взыскание). После принятия решения всегда совершается молитва.

В баптистиских и пятидесятнических Церквях принимается следующие формы церковных взысканий для членов Церкви, находящихся в грехе и нарушивших установления Церкви (примерная таблица):

Вид взыскания
Возможные причины
В чём выражается

увещание,
обличение,
запрещение

  • любое поведение, не приемлемое для христианина (не подобающий внешний вид, грубость, раздражительность, обида, и т. п., см. благочестие)
  • частная беседа со служителем Церкви (или с братским советом)
  • остаётся членом церкви
замечание
  • нерегулярное посещение богослужений (несколько месяцев) без уважительных причин
  • периодические конфликты со служителями, непослушание
  • нарушение государственных законов (кроме тех, которые не противоречат Библии)
  • остаётся членом церкви, однако его не приветствуют (не здороваются)
  • не преподаётся причастие
  • не может участвовать в Церковном браке
  • не может принимать участие в церковных служениях (проповедь, хор, воскресная школа и т. п.)
  • после раскаяния и прошествии, определённого при постановке, срока, полностью восстанавливается в правах
отлучение
  • блуд
  • пьянство
  • употребление наркотиков
  • брак с неверующим
  • самостоятельное заявление об уходе
  • длительное отсутствие на богослужениях и совместных молитвах (обычно более года) без уважительных причин
  • перестаёт быть членом Церкви с потерей всех прав
  • даже после раскаяния и восстановления, не может впоследствии стать служителем, в остальном, в случае искреннего раскаяния, права могут быть восстановлены (по решению членского собрания)

предание сатане во измождение плоти
(совершается крайне редко)

  • отречение от веры в Иисуса Христа, как Господа и Бога
  • осознанное впадение в заблуждение
  • гонения и нападки на Церковь, со стороны бывшего члена Церкви
  • извращённые сексуальные грехи (инцест, скотоложство и т. п.)
  • Церковь в молитве предаёт тело человека во власть сатане (Церковь просит Бога, снять с человека всякую божественную защиту, после чего человек остаётся в руках дьявола) с целью вразумления, через осознание собственного положения и раскаяние(НЗ, 1Кор,5:1-5)

Необходимо отметить, что либеральные и консервативные евангельские христиане понимают важность применения церковных взысканий по-разному.

См. также

  • Епитимья
  • Поместная церковь
  • Статья «Церковная дисциплина» на сайте журнала «Голос Истины»

§ 91. Церковные наказания.

Евангелическая духовно-должностная дисциплина в Германии поддерживается частью мерами, налагаемыми в административном порядке (Ordnungsstrafen) без формального судопроизводства (как предостережение, выговор и денежный штраф), частью наказаниями, по суду налагаемыми (каковы удаление от должности и увольнение от службы вообще); практикуется и суспензия, т. е. временное приостановление пользования должностными правами.

В России церковная практика знала и применяла как известные из канонов наказания — извержение и запрещение,так и многие другие, именно лишение должности без лишения сана и с оставлением в лишенном способности совершать все священнодействия, свойственные известному сану, монастырское подначальство и смирение, денежные штрафы, телесные наказания, даже ссылку (оземствование). Из XVII в. известны случаи торжественного снятия сана с некоторых архиереев, в том числе с патриарха Никона; в XVIII и в первой половине XIX в. снятие сана священнослужителей было соединено с формальностьми острижения головы и бороды в консистории и замены духовного одеяния армяком. По действующему уставу духовных консисторий, на духовенство могут быть налагаемы следующие наказания:

1) лишение священнослужителей сана, а священномонашествующих сана и монашества с исключением из государственному уголовному суду; лишаемые сана за пороки, не могут вступать в гражданскую службу — священник ранее 20 лет, дьякон — ранее 12 лет; причетники, исключенные из духовного ведомства, безусловно не принимаются в гражданскую службу; если священнослужителями совершено уголовное преступление, то, после осуждения виновного, должно состояться снятие сана в духовной консистории, которое таким образом должно предшествовать приведению постановленного уголовным судом приговора в исполнение. В настоящее время снятие сана совершается без всяких торжественных символических действий посредством прочтения виновному приговора о низложении. 2) лишение священнослужителей сана, с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях, и лишение священномонашествующего сана, с оставлением в одном монашестве на покаянии; 3) временное запрещение в священнослужении с временным отрешением от должности и с определением в причетники впредь до исправления; 4) временное запрещение в священнослужении без отрешения от должности, но с возложением епитимии, которая должна быть исполнена в монастыре, или на месте; 5) временное испытание в архиерейских домах и монастырях, т. е. прохождение епитимии без запрещения священнослужения,этим, равно как предыдущим, наказанием имущественное положение наказуемого затрогивается таким образом, что половина доходов, связанных с его местом, выдается ему или его семейству, а другая половина идет в пользу исправляющего его должностные обязанности лица; 6) отрешение от места — наказание более тяжелое, чем два предыдущие, так как оно, хотя и не сопряжено с запрещением священнослужения, но лишает должности, как источника средств к существованию; 7) исключение за штат, т. е. то же самое отрешение от должности, без запрещения священнослужения, но применяемое к престарелым только лицам (свыше 60 л.); 8) усугубление надзора, 9) пеня и денежное взыскание, 10) поклоны, 11) строгий или простой выговор, 12) замечание. В положении о протопресвитере военного и морского духовенства 12 июня 1890 г. упоминается, между другими наказаниями, исключение из военного клира и возвращение в ту епархию, к которой наказуемый принадлежит по рождению, или в иную, по усмотрению протопресвитера. Кроме того, в названном положении проводится различие между наказаниями, по суду налагаемыми, и наказаниями, налагаемыми протопресвитером в административном порядке. К последнему разряду принадлежат: замечание, выговор простой или строгий, денежный штраф не свыше 50 руб., перевод с одного места на другое.

Церковные наказания

Ни для кого не является секретом, что всякое преступление неизбежно влечет за собой наказание. Особенность наказание, которое применяет духовный будь то епископский суд или тайный суд духовника, заключается в том, что главная их цель заключается не в возмездии за содеянное и даже не в отмежевании церковного народа от преступных деяний отдельных элементов, а в лечении болезненности души самих грешников.

Церковные наказания для мирян и клириков, как и в светском праве, очень разнообразны. Сущность церковных наказаний состоит в том, что нарушитель церковных канонов лишается в первую очередь всех или некоторых прав и благ, которыми обладает исключительно церковь. Отсюда и общее название этих церковных взысканий — отстранение (excommunicato). Оно может быть либо полным, что заключается в исключении преступника из числа членов церкви (excommunication major), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, которыми обладает церковь.

Наказания для мирян

Великим отлучением (анафемой) наказывают только за тяжелые церковные преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Но и анафема все же не теряет свою цель — лечение души виновного, поскольку не является таким наказанием, которое имеет необратимый характер. Если предан анафеме грешник покается в своих преступлениях, он не может быть жорстокосерді ю отвергнут церковью как некий «хлам», «неисправимый субъект». За такие действия тогда уже несли наказание церковнослужители. На это прямо указывает 52-е Апостольское правило: «…аще кто, епископ, или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает, да будет извержен из священного чина». Комментируя это правило Феодор Вальсамон отмечает, что нет в мире такого греха, который смог бы преодолеть человеколюбие

Бога. Поэтому Господь и принимает всех тех, кто искренне кается и возвращается от зла к добру.

Древние каноны требуют от того, кто покаялся, чтобы его покаяние было очевидным, искренним, не показным и лицемерным. Малое отлучение в древней церкви требовало публичного покаяния. Начиная с III ст., в церкви был уже выработан постоянный порядок и определенная процедура обратного принятия в церковное общение грешника. Она была в чем-то схожей с процедурой возврата к церкви отступников — за оглашения (научения вере).

Различные ступени и степени покаяния грешников отражены в 12-м Правиле святого Григория Неокесарійського. Там отмечалось, что существовало четыре ступени покаяния, которые последовательно проходил каждый злоумышленник. Те, кто находился на первой ступени, назывались плачущими. Они не допускались внутрь храма и, стоя вне церковными воротами, с плачем обвиняли себя в своих проступках и уговаривали верующих помолиться за них. Второй степень — слушающие. Это те, кто, стоя в притворе, слушали Священное Писание и проповедь, а затем, перед началом Таинства евхаристии, покидали храм вместе с оглашенними. Представители третьей степени назывались припадаючі к земле, или те, что стоят на коленях. Они могли стоять в храме и допускались до самого амвона. После выхода из церкви оглашенных и слушающих припадаючі падали на колени, и епископ читал над ними молитвы, возлагал на них руки, после чего они покидали храм. И, наконец, те, кто находился на четвертой ступени, назывались стоячими купно (группой). Они стояли отдельно от всех мирян, могли оставаться в храме до конца Божественной литургии, но не допускались к причастию и до принесения жертвенних даров в храм.

Как отмечает Григорий Неокесарийский, такие испытания должен пройти каждый грешник, а разрешение на переход от одной ступени покаяния к другому должен дать священник. Пройдя все ступени покаяния, человек принималась к церковной семьи.

В дисциплинарных правилах святого Василия Великого сохраняется разделение срока покаяния на четыре ступени. В зависимости от тяжести греха святой Василий определяет разные сроки пребывания на каждой ступени. В частности в 75-м Каноне, где говорится о кровозмішування, постановляются следующие сроки пребывания грешника на определенных ступенях: на первых трех — по три года, на четвертом — два года.

Но в древней дисциплинарной практике сроки пребывания на различных степенях покаяния не имели безусловного и незыблемого характера. Они могли сокращаться или, наоборот, продолжаться в зависимости от состояния души злоумышленника. На смертном одре все те, кто покаялся, допускались к причастию; но в давние времена, когда они после этого выздоравливали, покаяния с них не снималось, и они продолжали испытания, начиная с той степени, на котором остановились.

Уже упоминавшийся святой Василий Великий разработал значительную часть дисциплинарных правил, связанных с отлучением от причастия на разные сроки. Согласно его 73-му Правилу, добровольное отречение от христианской веры каралось пожизненным лишением евхаристии; отречение под угрозой мучений — отлучением на 8-9 лет. Умышленное убийство влекло за собой отлучение от Святых Тайн на 20 лет; неумышленное лишение жизни — на 10 лет. Прелюбодеяние, а также блуд монаха наказывался 15 годами лишения причастия, блуд мирянина — 7-летним сроком; содомский грех и скотоложство — 15 годами; а кровозмішування — 20 годами лишения Святых Таинств.

Убийство плода «во чреве» за 8-м Правилом святого Василия каралось 8-летним лишением причастия. Такое церковное наказание до определенной степени созвучно со светской нормой, которая, в частности, содержится в 22-й Новелле императора Юстиниана. Согласно с ней, если аборт был совершен женой без согласия мужа, это может стать основанием для развода.

В конце IV века. древняя практика покаяний подверглась существенным изменениям. Публичное покаяние в Восточной церкви выходило из обихода, а правила о долгосрочном публичном покаянии были заменены єпитимійними мерами. Продолжительность покаяния сокращалась, но вместо этого от виновного требовалось осуществить передписувані ему подвиги: усиленный пост, земные поклоны, благотворительность. Иногда человека отправляли в монастырь, где она должна была, помимо молитв, поста и поклонов, выполнять тяжелые монастырские работы. Все это стало называться єпитимією (гр. — «запрет»), хотя по первоначальному смыслу это слово означало отлучение от причастия.

Дисциплина церковных покаяний перешла к нам из Византии. В Киевской Руси и после нее, вплоть допетрівської эпохи полная власть в назначении церковных наказаний принадлежала архиереям, которые могли по собственному разумению и, опираясь на каноны, налагать епитимии и даже подвергать церковных преступников анафеме.

во времена Петра И в России и большей части Украины светская власть активно вмешивается в дела церкви, что не могло не отразиться на церковных наказаниях. «Духовный регламент» ввел более жесткую практику наложения наказаний, которые не соответствовали церковным канонам. Так, малое отлучение от церкви заключалось во временном лишении участия в церковной молитве, в запрещении входить в храм и причащаться. Епископ должен был через духовника или лично уговорить грешника принести публичное покаяние, а при отказе — без особого торжества и назидательности для паствы отлучить его от церкви. Малое отлучение обычно назначалось вместе с уголовным наказанием. Церковное покаяние осужденные проходили или в приходских церквах, или в монастырях.

Анафема как великое отлучение от церкви тоже подробно определялось «Духовным регламентом». «Чрез анафему человек делается подобно убиенному», — отмечается в документе. Этом наказанию подлежали упорные еретики, преступники (уголовные и политические), которые совершили деяния, за которые назначалась смертная казнь.

Согласно законодательству Петра И наказаны малым отлучением считались «ошельмованими», а подвергнуты анафеме — наказанными политической смертью. Позже гражданско-правовые последствия малого отлучения были значительно смягчены и связывались с лишением права быть поверенным по делам и свидетельствовать в суде. Длительные отлучения, предусмотренные канонами, почти не применялись.

На сегодня в православной церкви, разумеется, не применяются строгие санкции, которые прописаны в древних правилах. Они служат главным образом разоблачению злоумышленников и является предостережением другим. «Едва ли было бы явным пастырской мудрости, — отмечает в своей книге протоиерей Владислав Цыпин, — подвергать человека малоцерковного, но пришедшего, может быть, впервые на покаяние, отлучению на длительный срок по правилам святых отцов и соборов».