Украинской автокефальной православной церкви

Русская Православная Церковь

Украинская Православная Церковь

Описание:

Украинская Православная Церковь является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата.

Право независимости и самостоятельности в управлении было дано определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 27 октября 1990 г. и выражено в Благословенной грамоте (Томосе) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Особый статус Украинской Православной Церкви отражен в Уставе Русской Православной Церкви, принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г. Указанные решения Архиерейских Соборов были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 2009 г.

8 июля 2011 г. Собор Украинской Православной Церкви в своем Определении подчеркнул, что статус Украинской Православной Церкви как самоуправляемой с правами широкой автономии «на сегодняшний день является оптимальным». Этот статус Украинской Православной Церкви является «залогом сохранения ее внутреннего единства и фундаментом для восстановления единства украинского Православия» (Определение Собора, п. 13). Собор также подчеркнул, что Украинская Православная Церковь сохраняет молитвенное и каноническое единство с Русской Православной Церковью, через которую она пребывает в единстве со всеми Поместными Православными Церквами (Определение Собора, п. 3).

***

Статистика

(из доклада митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 г.)

Украинская Православная Церковь состоит из 53-х епархий, служение в которых совершают 85 архиереев: 52 епархиальных и 33 викарных. 7 Преосвященных архипастырей находятся на покое.

В настоящее время в Украинской Православной Церкви насчитывается 12 069 приходов. В них совершают служение 12 283 священнослужителя, из которых 11 312 — священники и 971 — диаконы. На территории Украины действует 251 монастырь. Послушание в обителях несут 4 412 монашествующих — 1685 монахов и иноков, а также 2727 монахинь и инокинь. В семнадцати духовных учебных заведениях на дневном отделении обучается 1 429 студентов.

***

Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 г.)

Отчет управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония за 2017 г.

Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 г.)

Доклад митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 г.)

Украинская Православная Церковь сегодня. Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 г.)

Украинское Православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития. Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (24-29 июня 2008 г.)

Страна: Украина Адрес: 01015, Украина, Киев, ул. Лаврская, 15, корп. 49 Телефон: (044) 255-12-13 Web-сайт: http://church.ua E-mail: [email protected] Предстоятель: Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины (Березовский Орест Владимирович)

Автокефалия Украинской православной церкви — что это такое, последствия, последние новости

После трех дней работы Священного синода Вселенского патриархата Константинополя духовный православный лидер патриарх Варфоломей принял историческое решение: он пообещал предоставить автокефалию украинской православной церкви (УПЦ).

В ответ РПЦ заявила, что может порвать отношения с Константинополем, что потенциально грозит расколом, сравнимым по масштабу с событиями 1054 года, когда нечто подобное произошло между православной и католической церквями.

Что представляет собой автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  • Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.v vОпределять свое устройство и управление.
  • Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  • Канонизировать святых.
  • Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  • Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.v
  • Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют
  • имеющиеся каноны к местным условиям;v
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

Как предоставляется автокефалия

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности.

Православная церковь в Украине

После провозглашения независимости на Украине образовалось несколько православных церквей: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая признала главенство Русской православной церкви, УПЦ Киевского патриархата, которую возглавил митрополит Филарет, а также еще несколько более мелких церквей. Бывший предстоятель УПЦ Филарет после распада СССР, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.

Лишившись сана в 1992 году, Филарет покинул Украинскую православную церковь, образовав свой патриархат и назначив себя во главе его. Таким образом, в результате действий митрополита в стране возникла непризнанная православная церковь, которая хочет обрести независимость от Москвы в церковных вопросах, не имея при этом канонической преемственности. По сути, она не имеет связи ни с Киевской митрополией, ни с каким-либо православным патриархатом.

Что касается УПЦ МП, то она является преемницей учрежденной в 988 году Киевской митрополии Константинопольского патриархата, перешедшей в XVII веке в юрисдикцию Московского патриархата.

Свою автокефалию УПЦ МП получила согласно Томосу патриарха Алексия II и решению Архиерейского собора Русской православной церкви от 25-27 октября 1990 года. Томос об автокефалии — это особый документ, который легализует поместную церковь. Сейчас Украина ожидает решения относительно предоставления Томоса об автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата Константинопольским патриархатом. На Архиерейском соборе Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат может давать автокефалию без согласований с другими церквями. 7 сентября в рамках подготовки по предоставлению автокефалии УПЦ КП он назначил в качестве своих экзархов* в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады, которые займутся подготовкой учредительного Собора автокефальной Украинской церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) ранее заявил, что единая поместная церковь в стране будет создана до конца текущего года. По его словам, те церкви, которые не примкнут к ней, должны носить название «Русская православная церковь в Украине». «Томос будет. После Томоса будет собор тех архиереев, которые обратились ко Вселенскому патриарху о предоставлении Томоса об автокефалии. Те, кто не обращался, на соборе не будут иметь права», — заявил глава УПЦ КП.

Последствия автокефалии Украинской православной церкви

Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской Нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.

Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».

Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу. Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.

Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.

мЦерковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.

Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.

Реакция РПЦ

В понедельник, 15 октября, в Минске соберется синод Русской православной церкви, на котором он решит, чем ответит на действия Вселенского (Константинопольского) патриархата. В четверг, 11 октября, синод Константинопольского патриархата подтвердил намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Об этом говорится в официальном заявлении Вселенского патриархата.

Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная Русской православной церковью в 2008 году.

Вопрос о том, что будет с собственностью существующих на Украине православных церквей после возникновения единой поместной церкви, является одним из самых болезненных в теме возможной автокефалии УПЦ. Филарет неоднократно заявлял, что после того, как украинская церковь станет независимой, здания, которые сейчас занимает Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), в том числе лавры, перейдут в собственность новой поместной церкви. Так, в августе в интервью телеканалу «Прямий» он заявил, что у Московского патриархата вообще нет никакого имущества на территории Украины.

«Украинская автокефалия»: Позиция Православных Церквей

Незаконное, в нарушение всех церковных правил, вторжение Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви, чьей самоуправляемой, но неотъемлемой частью является Церковь Украинская, вызвало закономерную реакцию значительной части Православного мира.

И хотя Предстоятели Поместных Православных Церквей пока не решаются прямо осудить антиканонические действия Константинопольского Патриарха Варфоломея, большинство из них в последнее время уже не раз высказывали свою однозначную позицию, согласно которой только Церковь Московского Патриархата является единственной законной Церковью на территории Украины.

Телеканал «Царьград» сделал подборку наиболее ярких высказываний по данному поводу, выстроенных в порядке диптиха (первенства чести) Поместных Православных Церквей.

На сегодняшний день в мире таких Церквей 15 (автокефалия одной из которых – Православной Церкви в Америке – не признается всеми Поместными Церквами).

1. Предстоятель Александрийской Православной Церкви Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II:

«Давайте помолимся ко Господу, который все делает для нашего блага, который наставит нас на путь разрешения этих проблем. Если раскольник Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, он должен вернуться туда, откуда ушел» (то есть в Русскую Православную Церковь – ред.).

Предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарх Антиохийский и всея Востока Иоанн X. Фото: www.globallookpress.com

2. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарх Антиохийский и всея Востока Иоанн X:

«Антиохийская Патриархия выступает совместно с Русской Церковью и высказывается против церковного раскола на Украине».

Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Патриарх Феофил III. Фото: www.globallookpress.com

3. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Патриарх Феофил III:

«Мы самым категорическим образом осуждаем действия, направленные против приходов канонической Православной Церкви на Украине. Не зря святые отцы Церкви напоминают нам, что разрушение единства Церкви есть смертный грех».

«Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в Церковное тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной Церкви в дела другой под влиянием политиков – это признаки такого процесса».

Протоиерей Андрей Ткачев. Константинопольский патриарх и украинский раскол

Также в эксклюзивном интервью Телеканалу «Царьград» представитель Иерусалимского Патриархата архиепископ Севатийский Феодосий (Ханна) дал еще более четкую характеристику происходящему:

«Проблема Украины и проблема Русской Православной Церкви на Украине – пример вмешательства политиков в церковные дела. К сожалению, здесь имеет место реализация американских целей и интересов. Политика США сделала мишенью Украину и Православную Церковь на Украине. Украинская Церковь всегда исторически была вместе с Русской Церковью, была с ней одной Церковью, и нужно защитить и сохранить это».

Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Фото: www.globallookpress.com

4. Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (со слов представителя):

«Его Блаженство не согласен с инициативами Вселенского Патриархата относительно Украины и признает законной исключительно Церковь под руководством митрополита Онуфрия».

Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней. Фото: www.globallookpress.com

5. Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней:

«Очень опасной и даже катастрофической ситуацией, вероятно, фатальной для единства Православия акт чествования и восстановления раскольников в ранг епископов, особенно архираскольников, таких как «киевский патриарх» Филарет Денисенко. Приведение их к литургическому служению и причастию без покаяния и возврата в лоно Русской Церкви, от которой они отреклись. И все это без согласия Москвы и координации с ними».

Также Синод Сербской Православной Церкви особо выразил поддержку канонической Украинской Православной Церкви:

«Собравшиеся здесь выражают полную солидарность и сострадательную братскую любовь со своей сестрой-мученицей Украинской Церковью, которая подвергается жесточайшим гонениям со стороны киевского режима».

Предстоятель Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Неофит. Фото: www.globallookpress.com

6. Предстоятель Болгарской Православной Церкви Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Неофит:

«У меня всегда были очень хорошие отношения с митрополитом Онуфрием. Мы знаем что он любит народ Украины и смиренно работает на благо народа и всех православных христиан. Мы молимся, чтобы Господь даровал ему сил и здоровье, дабы вынести все те испытания, что Господь ему послал и которые он преодолевает с достоинством».

Также епископ Мельницкий Герасим, секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви отметил, что Болгарская Церковь хорошо осведомлена об украинских церковных проблемах, но в их решении необходимо строго соблюдать церковные каноны.

Представитель Кипрской Православной Церкви Митрополит Лимассольский Афанасий. Фото: www.globallookpress.com

7. Представитель Кипрской Православной Церкви Митрополит Лимассольский Афанасий:

«Вопрос предоставления автокефалии должен решаться Патриархом Московским, в чей юрисдикции находится Украинская Православная Церковь, затем – канонической Украинской Церковью, а потом всеми Православными Церквами, при наставлении Вселенского Патриарха. Но первое слово – за Матерью Украинской Церкви, коей является Московский Патриархат».

Представитель Элладской (Греческой) Православной Церкви Митрополит Китросский, Катеринский и Пталамонский Георгий. Фото: www.globallookpress.com

8. Представитель Элладской (Греческой) Православной Церкви Митрополит Китросский, Катеринский и Пталамонский Георгий:

«Греческая Православная Церковь, как и все остальные Церкви мира, признает только каноническую украинскую Православную Церковь, главой которой является митрополит Онуфрий».

Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий. Фото: www.globallookpress.com

9. Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий назвал единство Православной Церкви «ключевым вопросом ХХІ века»:

«Ключевой нашей фразой из 1960-х годов, которая с тех пор не перестает звучать, стала следующая фраза: «Православная Церковь – это не Конфедерация Поместных Церквей, но Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь».

10. Позиция Польской Православной Церкви (из официального письма секретаря канцелярии):

«Для предоставления автокефалии Украинской Церкви необходимо согласие всех Поместных Церквей, а поспешное решение может углубить раскол».

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав. Фото: www.globallookpress.com

Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав:

«Раскол, спровоцированный человеческим эгоизмом, можно исцелить только покаянием и возвратом в лоно Церкви. Новая автокефалия должна быть результатом общего консенсуса».

***

Таким образом, абсолютное большинство Предстоятелей и официальных представителей Поместных Православных Церквей уже в той или иной форме высказывались в поддержку канонической Украинской Православной Церкви как части Церкви Русской. И сегодня, когда ситуация на Украине обостряется в буквальном смысле с каждым часом, этот соборный голос Православного мира особенно важен.

В субботу по всей Украине проходили торжества, приуроченные к 1030-летию крещения Руси-Украины. И в этот раз в них принимали участие не только веряне и первые лица страны.

Все, кому не безразличен суверенитет страны, все, кто понимает важность выхода украинской церкви из-под влияния Кремля, либо принимали непосредственное участие в торжествах и прошлись ходой по Киеву, либо внимательно следили за происходящим, благо, трансляций было предостаточно (не считая одного суспільного канала, но это совсем другая история).

Даже затятые атеисты и осторожные агностики.

Я, например, будучи представителем циничных безбожников, гарцевала по всему фейсбуку между стримами, любовалась ходой, хлопала в долоньки, когда у Онуфрия дымилось из-под рясы, и поджимала пальцы на ногах от восторга, наблюдая массовые набеги в комментарии балалаечной саранчи.

А еще внимательно читала и систематизировала наиболее часто встречающиеся вопросы. Потом пошла с этими вопросами к умным людям, которые в теме, и получила на них исчерпывающие ответы.

Текста будет много в этот раз, но и тема не рядовая. Так что взуваем окуляры, берем чай-кофе-печеньки — и читаем.

1. Что такое автокефалия, когда возникло это понятие? И что значит автокефалия для Украинской Церкви?

— Автокефалия означает «самоуправление» и возникло это понятие в эпоху раннего средневековья, когда было пять автокефальных церквей.

На сегодня автокефальными являются почти все церкви православных народов с древней христианской традицией (Россия, Грузия, Греция, Румыния, Болгария), а также автокефальными являются церкви, где православное меньшинство весьма влиятельно (например, Польша).

Автокефальные Церкви не полностью изолированы друг от друга, а, наоборот, существуют во взаимном общении, и реализуется это в первую очередь в совместных литургиях лидеров церквей во главе с Константинопольским патриархом, в общих сборах и совещаниях.

Автокефалия — это самостоятельное вхождение в семью православных церквей и православных народов, без стороннего посредничества.

Очевидно, что в Украине как в независимом государстве должна быть автокефальная церковь, ведь мы ничем не хуже православных болгар или поляков.

Пора выбираться из-под гундявской рясы, обладатель которой делает все для того, чтобы Украина оставалась в поле притяжения Московии, отрицает право украинцев быть отдельным народом, а украинские святыни считает русскими.

Не так давно на собственном 70-летии патриарх Кирилл резко заявил, что Москва никогда не уступит канонических территорий в Украине, сказав буквально следующее:

«Пользуясь случаем, в присутствии глав и представителей всех Поместных Церквей я благодарю владыку Онуфрия за его мужество и твердость в отстаивании святого Православия и за сохранение канонического единства Церкви.

Наша Церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине и не откажется от них. Мы никогда не согласимся на смену священных канонических границ нашей Церкви. Потому что Киев — это духовная колыбель Святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии.

Грех раскола исцеляется не насилием и лукавством, но покаянием и любовью во Христе. От болезненной язвы украинского раскола страдает все тело церковное, и боль от нее ощущается не только на Украине, но и в диаспоре, и на канонических территориях других Поместных Церквей.

Опасность разделений в Церкви понятна каждому из нас. Именно поэтому анафемствование Русской Церковью бывшего монаха Филарета (Денисенко) было поддержано всеми Поместными Православными Церквами.

Хотел бы выразить сердечную благодарность тем Предстоятелям и представителям Поместных Церквей, которые открыто выступают в поддержку канонического Православия на Украине».

Конец цитаты.

Если перевести с гундяевского на доступный, все обещания Москвы рассмотреть вопрос об украинской автокефалии прочно забыты (никогда такого не было, и вот опять), при этом все громче и истеричнее звучат публичные заявления о том, что согласия на изменение границ РПЦ никогда не будет.

Более того, Кирилл считает украинцев искусственно образованной нацией, по его убеждению мы с вами — это такой культурный субэтнос в пределах русского народа, как поморы или сибиряки, например…

Само право на существование украинцев как чего-то отдельного озвучивается спикерами РПЦ как геноцид единого русского народа.

А это значит, что Украина показывает Гундяеву обидный кукиш и идет решать все проблемы с Константинопольским патриархатом, как давней Церковью-Матерью и высшей апелляционной инстанцией.

2. Чем автокефальные Церкви отличаются от автономных?

— Автономная церковь подчиняется главе автокефальной церкви и имеет над собой его синод как орган контроля, который задействуется во время кризисов. Также предстоятель, а в некоторых случаях — структура и иерархи автономной церкви, должны получить благословение от Церкви-Матери.

Зато автокефальная церковь полностью независима в своем устройстве и в решении вопросов своей жизни, в частности — избрании предстоятеля и иерархов, определении структуры.

Автокефальной церкви во время кризисов оказывается помощь Вселенским патриархом и Совещанием всех предстоятелей Православных Церквей. Такие случаи кризисов и помощи были недавно в Болгарии и в Иерусалимской Церкви.

3. Что такое Томос об автокефалии Православной Церкви в Украине?

— Это официальный документ Константинополького патриарха, которым провозглашается автокефалия Украинской церкви, и который должен быть сразу или постепенно принят как действующий другими церквями.

4. Что изменится после предоставления Томоса Константинопольским Патриархом для обычных православных прихожан и вообще для Православной Церкви?

— Веряне национально ориентированных общин прежде всего перестанут чувствовать себя «православными второго сорта».

Миллионы украинцев вернутся к каноническому общению с мировым православием. У сторонников московской церкви исчезнет аргумент «неканоничности», «неблагодатности», которым они объясняют нежелание объединяться или канонически общаться с украинскими православными церквями.

5. Каких именно Церквей касается Томос о Поместной Церкви?

— Он касается всех епископов с их священниками и верянами, которые захотят быть частью автокефальной церкви, что будет признана вселенским православием.

На сегодняшний день к процессу присоединились все архиереи УПЦ КП и УАПЦ, а также часть архиереев УПЦ (МП). Если процесс успешно будет развиваться, часть архиереев УПЦ (МП) публично присоединится к нему.

6. Что будет с УПЦ (МП) после предоставления Томоса?

— Каждый верянин, каждая община, каждый священник и архиерей смогут решать для себя: присоединиться к канонической Украинской церкви или же оставаться в московской.

Государство и сознательные активные граждане не допустят любого насилия. Но после провозглашения канонической Украинской церкви стоит ожидать переходов к ней общин, священников, архиереев.

Конечно, будут определенные силы, которые останутся верными Москве, они будут иметь такую возможность. Но со временем их будет становиться все меньше.

7. Будет ли предоставлен Томос, если УПЦ (МП) будет против?

— Томос предоставляется не какой-либо из существующих церквей, а архиереям, которые обратились с соответствующей просьбой к Вселенскому Патриарху. Поэтому мнение УПЦ (МП), РПЦ в целом и любой другой церкви (кроме Константинопольской Церкви-Матери) не будет определяющим.

УПЦ (МП) имела все шансы решить проблемы украинского православия, но ничего не делала.

То же можно сказать о Москве. И РПЦ в целом, и ее часть, которая называется «УПЦ (МП)» имели полную поддержку Константинопольского патриархата и всех православных церквей для того, чтобы решить все назревшие вопросы.

И они ничего не смогли решить.

Поэтому теперь архиереи, священники и общины УПЦ (МП) имеют шанс поддержать исторический процесс и приобщиться к возникновению автокефальной Православной Церкви в Украине.

8. Кому будут принадлежать основные православные святыни (Киево-Печерская, Почаевская лавра)?

— По украинскому законодательству соответствующие решения принимаются общинами. Поэтому нас ждет процесс определения общин, священников, архиереев — какой церкви принадлежать и в какую церковь приписывать соответствующий храм.

Государство будет следить, чтобы все происходило цивилизованно, в соответствии с законом. Очень важно, чтобы не было каких-то насильственных, провокационных действий, поскольку они обязательно будут использованы в гибридной войне против Украины.

9. Будут ли выбирать Главу Поместной Церкви, и если да, то как это должно происходить?

— Да, будут выбирать. После провозглашения Томоса посланник Вселенского Патриарха прибудет в Украину на Собор архиереев, написавших обращение о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине. Именно эти архиереи выберут предстоятеля Церкви, которая получит Томос.

10. Провозглашение Поместной Православной Церкви в Украине каким-то образом сможет оказывать влияние на верующих других конфессий, в частности,
УГКЦ, РКЦ, протестантов?

— Сегодняшние процессы касаются исключительно православных.

Авторитет национально ориентированного епископата велик, УГКЦ признает УПЦ КП своим естественным союзником, поддерживает сегодняшние процессы.

В Украине, в отличие от России, нет и не будет гонений на католиков, протестантов, иудеев и мусульман. Все основные церкви и религиозные организации действуют совместно, по-братски, а потому проблем не может быть в принципе.

В Украине действует уникальная платформа для межконфессионального диалога — Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций; сложилась добрая традиция решать любые вопросы цивилизованным способом. Так будет и впредь.

11. Каким образом будет признан Патриарх УПЦ Киевского патриархата Филарет (Денисенко), если на него РПЦ наложила анафему?

— Патриарх Филарет (Денисенко) уже обратился к Константинопольскому Патриарху, который имеет полномочия высшей апелляционной инстанции, о признании анафемы, наложенной на него Русской православной церковью, недействительной. После рассмотрения Синодом Вселенского Патриархата этой апелляции, анафема будет снята.

Все остальные епископы и другое духовенство будут признаны в тех статусах, в которых находятся в данный момент.

12. Станет ли церковь после предоставления автокефалии государственной?

— В соответствии со статьей 35 Конституции Украины, церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства. Поэтому и после провозглашения автокефалии церковь и государство останутся независимыми друг от друга.

Ффух. Кажется, все.

Ну и на закуску новость для заскучавших от длинного текста атеистов, которые на небе не видят бога, а видят облака, стрижей и самолеты: в Украине растет количество современных аэропортов.

Несмотря на сдерживание российской агрессии, несмотря на то, что государственные ресурсы в первую очередь направляются на обеспечение безопасности граждан и сохранение суверенитета страны.

Тем не менее, Украина находит возможности для долгосрочных инвестиций в инфраструктуре.

Причем речь идет не только об инфраструктуре крупнейших городов, но и обычных областных центров. В частности, недавно после успешной реконструкции международный аэропорт «Полтава» принял первый рейс.

Теперь аэропорт Полтавы сможет не только с комфортом принимать пассажиров внутригосударственного сообщения, но и зарубежные рейсы.

Итак, подытоживаем: Томосу быть, самолеты летают, Carthago delenda est.

Всем, кто дочитал, орден «Ветеран фейсбучной войны» первой степени.

Далі буде, шануймося.

Олена Монова

14. Православная Церковь в Америке

Происхождение Православной Церкви в Америке было обусловлено миссионерской деятельностью Русской Церкви. Распространение Православия на Американском континенте связано с освоением русскими людьми Аляски и Западного побережья США. Одним из первых, кто основал русские поселения на этой земле и начал здесь строительство православных храмов, был Григорий Шелихов (1748–1795). По его инициативе в 1793–1794 г.г. на остров Кадьяк была направлена миссия, составленная из иноков Валаамского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Среди членов миссии был священномученик иеромонах Ювеналий и преподобный Герман Аляскинский, ныне почитаемые православные святые. Уже к концу 1796 г. число просвещенных в Америке достигло двенадцати тысяч. Успех миссии поставил вопрос о назначении на Аляску самостоятельного епископа, которым стал с титулом «Кадьякский» в 1799 г. архимандрит Иоасаф. Трагическая гибель не позволила ему приступить к архипастырским обязанностям.

В 1811 г. в результате конфликта с Российско-Американской промысловой компанией кафедра была закрыта, и ее возрождение связано со священником Иоанном Вениаминовым, ставшим впоследствии митрополитом Московским Иннокентием (†1879), и за свои миссионерские труды причисленным к лику святых. Отец Иоанн прибыл на остров Уналашку в 1823 г. и не только перевел на алеутский язык Священное Писание и богослужение, но и активно изучил местную культуру и быт. Он начал с открытия православной школы для детей, создал алеутам письменность, которой у них до этого не было, перевел множество библейских текстов. Это быстро принесло свои плоды. В 1840 г. на острове Ситке в Новоархангельске открылась епископская кафедра, и принявший монашество с именем Иннокентий, отец Иоанн в 1849 г. стал ее первым епископом.

В 1867 г. император Александр II продал Аляску США, однако договор оставлял все храмы и часовни в собственности Русской Церкви. В 1870 г. была создана Алеутская и Аляскинская епархия. Одним из ее выдающихся епископов стал будущий Патриарх Московский Тихон (†1925), причисленный к лику святых, который управлял кафедрой с 1899 по 1907 г.г. В 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско, тогда же в церковное богослужение был введен английский язык.

С деятельностью Русской епархии в Америке связан массовый переход из унии в Православие прибывших в США славян-эмигрантов, в основном украинцев, на рубеже XIX–XX в.в. Одним из делателей на этой ниве явился протоиерей Алексий Товт (1853–1909), канонизированный в 1994 г.

В 1905 г. епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии переносится из Сан-Франциско в Нью-Йорк, и деятельность православных приходов все больше сосредоточивается в эмигрантской среде. В качестве языка богослужения все больше используется английский, что позволило развернуть миссию и среди потомственных американцев. В 1916 г. была открыта Питтсбургская епархия, прихожанами которой являлись в основном американцы карпаторосского происхождения. Всего в период с 1891 г. до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. Заботами архиепископа Тихона был воздвигнут храм во имя Святителя Николая в Нью-Йорке, существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на английский язык.

К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами – Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии – Албанскую, Сирийскую, Сербскую, 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тыс. верующих. Полнота русской православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 г. и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.

До 1921 г. Русская Православная Церковь в лице своей Американской епархии объединяла всех православных в США, к какой бы юрисдикции и к какой бы национальности они не принадлежали, и это положение вещей признавалось законным и другими Церквами. К этому моменту православных в Америке было до 300 тыс. человек. Число храмов было около 300.

События Первой мировой войны и революции ослабили связи Американской епархии с Русской Церковью, а сама епархия оказалась в сложном положении. Накануне революции архиепископ Северо-Американский Евдоким (Мещерский) и несколько священников уехали на Всероссийский собор 1917–1918 г.г. Из-за разыгравшихся в России событий архиепископ Евдоким не смог вернуться в Америку, и вскоре стал обновленцем. Регулярные сношения Церкви в Америке с Церковью в России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка, осуществляемая Российской Церковью по отношению к Православной Церкви в Америке, мгновенно прекратилась. Американская Церковь оказалась в очень затруднительном положении, что спровоцировало появление многих критических проблем.

С целью разрешения этих проблем в Американской Церкви было решено созвать собор, второй по счету, что и осуществилось в 1919 г. На нем было принято решение избрать нового епархиального архиерея. После отъезда архиепископа Евдокима, Американской Церковью управлял его старший викарий – епископ Александр (Немоловский). Почти единогласно второй Всеамериканский собор избрал его архиепископом Североамериканским, и это избрание было утверждено Патриархом Тихоном. Но занимал он этот пост недолго.

В 1922 г. в США эмигрировал митрополит Платон (Рождественский), занимавший Американскую кафедру в 1907–1914 г.г. Он был избран правящим архиереем на церковном соборе, что было признано Святейшим Патриархом Тихоном в 1923 г. До русской революции 1917 г. Православие в Америке было структурно единым, находясь в подчинении русскому епископу. Но когда свершился Октябрьский переворот, произошло раздробление: греки основали свою епархию, сербы – свою, арабы – свою, и т. д. Таким образом, возникло в противоречии с каноническим порядком существование параллельных юрисдикции на одной территории. В дальнейшем у митрополита Платона возникли конфликты с обновленцами, претендовавшими на власть в Церкви, и с «Заграничным Архиерейским Синодом» – так называемым «карловацким расколом», который требовал признания своих незаконных полномочий. Однако в своей деятельности он не смог сохранить и нормальных отношений с Московской Патриархией.

В условиях отрыва от Матери-Церкви Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке предстала одинокой перед хорошо организованными и целенаправленно действующими католическими и протестантскими миссиями. Прежде всего трудным положением епархии не преминул воспользоваться Ватикан, который начал привлекать к себе на началах унии выбитые из колеи православные приходы. Стремились не отстать от него и протестанты. Последние стали привлекать на свою сторону бедствующую Православную Церковь, оказывая ей материальную помощь. Так, они назначили ежемесячное «жалованье» митрополиту Платону, а также отпустили необходимые средства на созыв в 1924 г. Детройтского собора, который принял первое антиканоническое постановление о временной автономии Русской Православной Церкви в Америке без предварительного солгасия на то со стороны Матери-Церкви, обоснованное условиями невозможности нормальных сношений с Патриархом Московским. Патриарх Тихон принял решение о смещении митрополита Платона с должности главы епархии. Однако кончина Патриарха, внутренние нестроения в Русской Церкви, вызванные репрессиями и расколами, позволили только в 1933 г. направить в США архиепископа Вениамина (Федченкова) для выяснения церковной ситуации. 22 ноября 1933 г. в Америке был учрежден Экзархат Русской Церкви во главе с архиепископом Вениамином, а церковное общение с митрополитом Платоном и его паствой было прервано.

В 1934 г. скончался митрополит Платон. Снова был созван собор, который опять-таки сражался с проблемой разных юрисдикции, с живоцерковнической проблемой и т. д. В связи с этим было еще раз подтверждено временное самоуправление Американской Церкви, а ее главой был избран архиепископ Феофил (Пашковский). Он стал митрополитом всея Америки и Канады.

В 1937 г. было принято «Временное положение» об управлении Митрополичьим Округом в Америке, как теперь называла себя бывшая епархия Русской Церкви. Здесь так же, без согласования с Матерью-Церковью, был подтвержден курс на церковную автономию. В этих условиях произошло ослабление церковной дисциплины, Православие в Америке все с большим трудом могло противостоять натиску протестантизма.

В 1946 г. Церковный собор в Кливленде принял решение о возвращении в состав Русской Церкви на правах широкой автономии. Патриарх Московский Алексий I согласился на этот шаг, однако из-за позиции тогдашнего главы Округа митрополита Феофила (Пашковского) переговоры окончились безрезультатно.