Устав православной церкви

Церковные уставы русских князей.

ПСГ(вещное, обязательное, наследственное право)

ПСГ1467 го́да — нормативно-правовой акт, регламентирующий, в бо́льшей степени, гражданско-правовые отношения. Памятник феодального права России XV века.Вещное право.ПСГ уделяла большое внимание праву собственности.Способы приобретения соб-ти:купля,получение по наследству,получение приплода,истечение срока давности владения и др. «Кормля»(временное пользование чужим имуществом)-устанавливалось для пережившего супруга.Залог движимого имущества отличался от залога недвижимого.В лучшем положении был залогодержатель.Боярам было значительно проще отстаивать свои интересы в суде,от них требовались представление самых незначительных доказательств.Обязательственное право.Способы заключения договоров:устный(привлекались свидетели),»запись»(письменный документ, скрепленный печатями,передававшийся на хранение в Софийский собор,использовалась для заключения наиболее выжных сделок),»доска»(письменный документ,который составляли без особых формальностей и не сдавали в архив собора).Способы обеспечения обязательств: поручительство,залог.Купля-продажа недвижимости оформлялась при свидетелях,письменно,совершение сделки в пьяном виде считалось недействительным.Договор поклажи(хранения имущества) оформлялся «записью».Договор займа в письменном виде ,»запись» или «доска».Возврещение долга оформлялось распиской.При договоре личного найма наемный работник заключал договор с хозяином на определенный срок с указанием заработной платы. Известен договор имущественного найма. Наследование по закону(супруг,дети,родители,братья,сестры) и по завещанию(оформлялось письменно «записью»,передавалось на хранение в архив).Сын лишался наследства,если отказывался содержать родителей.

Предмет истории государства и права России. Периодизация истории отечественного государства и права.

Предметом ИОГП является изучение в хронологическом порядке возникновения и развития гос-ва и права,эволюция общественного и государственного строя на различных исторических этапах.ИОГП изучает юр. факты и явления и закономерности их исторического развития.В ИОГП выделяется 2 блока исследования:1)история гос-ва,кот изучает устройство гос-ва,гос органы и механизмы управления от из возникновения до состояния на сегодняшний день;2)история права,кот изучает процесс создания правовых систем,отдельные правовые акты,кодификации,возникновение и зволюцию различных отраслей права.ИОГП исследует так жепричины,условия и закономерности,следствием которых являются изменения,происходящие в гос-ве и праве. Курс разделен на несколько периодов:1. Древняя Русь (IX — XII вв.)2. Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII — XIV вв.)3. Русское (Московское) государство (XV — XVII вв.)4. Российская империя периода абсолютизма (XVIII — середина XIX вв.)5. Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX — начало XX вв.) 6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.)7. Период социалистической революции и создание Советского государства (1918—1920 гг.) 8. Переходный период или период нэпа (1921—1930 гг.)9. Период государственно-партийного социализма (1930 — начало 60-х гг.) ,10. Период кризиса социализма (60—90-е годы).

Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Организация центрального и местного управления

Гос строй-раннефеодальная монархия.Во главе великий князь,опирался на дружину и совет крупных феодалов(бояре,духовенство). Управление на местах(система кормлений) осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Великий князь находился в договорных или сюзеренно –вассалъных отношениях с другими князьями. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — «свема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитетаКнязь организовывал вооруженные силы,собирал дань,налаживал внешние отношения.Престол передавался по наследству:сначала по старшинству в роду,а потом сыну.Дворцово-вотчинная система управления.Судебных органов не существовало,оформлялась церковная юрисдицкция.Во время войн создавалось народное ополчение.

Билет 4. Становление древнерусского права, его источники.

В Древней Руси основным источником права был обычай, закон еще не получил сколько-нибудь достаточного развития, а в качестве переходной формы от обычая к закону имело место право договоров. тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права. . Договоры содержали нормы международного частного, торгового, уголовного и гражданского права. В них определялось юридическое положение русских купцов и воинов в Византии, торговые льготы и пошлины, положения о взаимном выкупе рабов и пленников о выдаче преступников, о праве руссов поступать на службу к византийскому императору.

Нормы уголовного права содержатся в договорах 911 и 945 г К XII в. относится ряд договоров, заключенных западно-русскими княжествами (Новгородом, Псковом, Смоленском, Полоцком и Витебском) с Данией, Швецией и германскими городами, членами Ганзейского союза. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X—XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X—XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. Государство передавало Церкви со всех собираемых даней «десятину», что записывалось в уставы. Составные части ≪десятины≫ — отчисления от даней разных видов, судебных платежей и торговых пошлин. В Своде законов патриарха Иоания Схоластика (VI в.) систематизи- ровались церковные правила, установленные вселенскими и поместными Соборами церкви, а также государственные царские законы, касающиеся Церкви. Церковные и гражданские постановления во многих сборниках объединялись между собой по сходству содержания — такие книги получили название Номоканонов. В конце IX в. наиболее известным стал Номоканон патриарха Фотия, в котором параллельно церковным правилам были подобраны статьи и комментарии к ним из Кодекса и Новелл императора Юстиниана. Оба сборника (Свод и Номоканон) появились на Руси в XI—XII вв., получив название Кормчей книги. . В XIII в. формируется путем компиляции многочисленных источников церковного права, новая Кормчая книга митрополита Кирилла II.

Рп: источники, система, редакции. Точки зрения по поводу происхождения рп

трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная. Древнейшей редакцией является Краткая Правда. Состояла из 2х частей:правды Ярослава(сохр.обычая кровной мести,отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от соц принадлежности потерпевшего) и более поздней правды Ярославичей(отменялась кровная месть,право привилегии). Состояла из 43 статей.Пространная редакция(121), возникшая не ранее 1113 г. Состояла из Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха.Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции. Существующие в литературе две противоположных оценки признают Русскую Правду либо официальным сводом княжеского права действующего на Руси, либо частным сборником юридических обычаев и судебной практики. По мнению В.О. Ключевского, Русская Правда представляла собой дополнение к Кормчей книге, а ее текст сформировался в сфере не княжеского, а церковного судопроизводства. В ее основу положен целый ряд церковно-правовых источников византийского происхождения — Номоканон (превращенный в русских условиях в Кормчую книгу), Эклога, Закон судный людем, Прохирон, Закон градский (IXв.). В круг ее источников попали оба церковных устава (Владимира и Ярослава). В.О. Ключевский считал, что Русская Правда использовалась в качестве кодекса церковными судами для разбирательства нецерковных гражданских и уголовных дел

РП отличается формальностью,казуистичностью.

Правовое положение населения Древней Руси

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества, — нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде как князья, бояре, княжьи мужи княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы феодалами, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское (посадское) население делилось на ряд социальных групп — боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и проч.)

Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. Эта группа населения неоднородна: наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за ≪купу≫, т.е. заем. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. За некоторые правонарушения он мог быть превращен в холопа. Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое — все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества, либо господину в качестве компенсации передавался другой холоп.

Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему. Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин.

ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ

Смотреть что такое «ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ» в других словарях:

  • ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ — акты древнерусского права; регулировали отношения между церковью и государством в первые века после принятия христианства. Обычно Ц.у. определяли объем церковной юрисдикции (компетенцию церковных судов) и устанавливали особый налог в пользу… … Юридический словарь

  • церковные уставы — акты древнерусского права; регулировали отношения между церковью и государством в первые века после принятия христианства. Обычно Ц.у. определяли объем церковной юрисдикции (компетенцию церковных судов) и устанавливали особый налог в пользу… … Большой юридический словарь

  • Местные церковные уставы — Местные церковные уставы источники церковного права государственного происхождения, основанные на Уставе князя Владимира и Уставе Ярослава Мудрого. Создавались в русских удельных княжествах в XII веке. Содержание 1 Происхождение и значение… … Википедия

  • Церковные обряды — Обряд ость внешнее выражение верований человека. Человек есть существо чувственно духовное, в природе которого бытие духовное идеальное соединилось с чувственным и материальным: поэтому он в представлении своем старается идеальное облечь в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Церковные обряды — – человек представляет собой явление, в котором сочетаются чувственная и духовная сторона. Поэтому мир абстрактный, идеальный он стремится воплотить в какой нибудь реальный образ, ибо лишь тогда он получает для человека смысл и становится… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫЕ — , установленные в определенном порядке первичные структурные единицы той или иной церковной орг ции, определяющие содержание и объем полномочий, размер вознаграждения и место в… … Православная энциклопедия

  • Братства церковные — нац. религ. орг ции. Вопрос о происхождении Б. Ц. слабо разработан. Уже первые монахи являли собою союзы братьев во Христе , позднее эти союзы стали обнимать неск. монастырей, их состав стал пополняться лицами, не принадлежавшими к монастырской… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ЗВОН — термин, имеющий в церковном словоупотреблении неск. значений: 1) набор церковных колоколов, расположенный на колоколонесущем сооружении (колокольне, звоннице или храме «под колоколы»); 2) пространство между столбами звонницы, в котором помещаются … Православная энциклопедия

  • ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО — совокупность правил, санкционированных или установленных государством,регулирующих внутреннюю организацию церковных объединений и учреждений, а также взаимоотношения верующих и государства. Объем и значение этого права имели существенные… … Энциклопедия юриста

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Отдел II

Через год, именно в первых числах мая 1722 года, были присоединены к Д. Регламенту те две главы, которые были опущены в нем по причине спешности работы, под заглавием: Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского. И это прибавление, как сам Д. Регламент, было слушано и исправляемо лично самим Петром I, а потом по его повелению утверждено подписями всех членов св. Синода, и издано для руководства „соизволением Его Императорского Величества и согласием Св. Правительствующего Синода». В этом прибавлении содержатся подробные правила о жизни и деятельности духовенства и монашества. В главных чертах они следующие.

1) Не должно ставить в священники и диаконы ни единого, который в школе дому архиерейского не наставлен есть. В случае недостатка таких лиц можно поставлять и других под условием, чтобы они изучили книжицы о вере и законе христианском и должностях всех чинов. 2) Ставленник должен представить архиерею свидетельство от прихожан, что они знают его за человека доброго. В этом донесении должно быть обозначено, какая руга или земля назначена от прихожан на содержание ставленнику, и подпись ставленника, что он доволен назначаемым ему содержанием. (п. 1–3). 3) Пред постановлением ставленник должен принести присягу на верность Государю, в которой должен заявить свое осуждение раскольнических заблуждений, дать обязательство доносить о раскольниках епископу и объявлять светскому начальству о всяком нераскаянном злоумышлении против Верховной Власти, открытом ему на исповеди, (п. 5). 4) Одну из самых важных обязанностей приходского священника составляет обязанность быть духовником прихожан. Священник не должен держать себя по отношению к кающемуся сурово, надменно, не должен пользоваться исповедью с целью вымогательства какой-нибудь выгоды себе. Священник д. строго хранить тайну исповеди под опасением лишения сана и уголовного наказания за нарушение сего обязательства. Он не должен также ссориться со своими духовными детьми и делать им какие-либо укоризны, чтобы не подать повода посторонним видеть в них намеки на грехи, открытые на исповеди (п. 8–10). Исключение составляют след. два случая: а) если кто на исповеди откроет о своем намерении сделать государственную измену, произвести народное возмущение или совершить покушение на честь и здоровье Государя и членов царевой фамилии и не раскается в этом после увещания священника. В этом случае священник не только не разрешает кающегося от грехов и не допускает до причащения, но и должен заявить светскому начальству в общих выражениях, что такой-то на исповеди заявил ему о своем злом умысле против царя или отечества, а потом при следствии должен подробно повторить то, что говорил кающийся на исповеди (п. 11). б) Также точно священник должен заявить кому следует и о том, если кающийся на исповеди ему откроет, что он разгласил в народе какое-нибудь ложное чудо и народ поверил в него, и не изъявить желания загладить свой грех публичным заявлением о своем обмане (п. 12). 5) Кающегося на одре болезни можно разрешать и сподоблять причастия св. тайн без епитимии. Так же без епитимии может священник удостаивать причастия св. тайн и прочих исповедников, искренно кающихся в своих согрешениях. При наложении же епитимии духовник должен помнить, что духовный отец может и умножить и умалить время и количество епитимии и одну епитимию переменить на другую. Лишение причащения на некоторое время духовник может рекомендовать кающемуся в том только случае, если последний сам охотно желает этого, и в этом случае духовник может наложить не иначе, как по благословению каждый раз местного архиерея. „Собственно же и именно, оную в древнем обычае бывшую епитимию, еже на долгое время лишать причастия св. тайн, понеже она древле бысть во врачество, ныне же не токмо не страшна многим, но и желаемая ленивым стала, тайным же раскольникам и весьма любимая, отселе отставить и оной к тому не употреблять подобает» (п. 14). 6) Акт исповеди больного должен совершаться на едине, а приобщение св. тайн при свидетелях, в предотвращение каких-нибудь недоразумений или подозрений священника в неправильных действиях (п. 15). 7) В случае каких-нибудь недоумений священника в деле исповеди и наложении епитимии он должен обращаться к епископу, не открывая лиц, кого касается недоуменный случай (п. 13). 8) Осуждается тщеславный обычай некоторых богатых лиц уклоняться от посещена обязательного богослужения в храме и приглашать причт к себе на дом для совершения вечерни и утрени и других Богослужебных чинов. Тем более запрещается прихожанам обращаться к услугам попов беглых, бродячих, запрещенных и даже самозванных (п. 18). 9) Причту запрещается торговаться о вознаграждении им за крещение, венчание, погребение и прочие требы, а внушается быть довольным доброхотным вознаграждением. Высказывается предположение установить определенный ежегодный взнос с каждого прихожанина на содержание причта с уничтожением отдельного вознаграждения на частные требы, с дозволением все же добровольных подарков по желанию прихожан (п. 21. 22). 10). Епископ должен принимать меры против волочащихся без мест попов и не ставить в священники и диаконы свыше насущной потребности (п. 23–25). 11) запрещается приходским священникам самовольно без благословения епископа поступать на службу в воинский полк, а воинским властям принимать их (п. 26). 12) запрещается священникам держать при церквах своих сыновей и родственников в должности чтецов и певцов, иногда и выше потребности. Можно позволить священнику пристроить в своей церкви только одного своего сына, умеющего петь и читать, и при том не иначе как по выбору прихожан и по благословению епископа (п. 27). 13) Архиерей обязуется принять строгие меры против бесчинной жизни духовенства. Обязан он наблюдать, чтобы и во внешнем одеянии духовные хранили благообразие, и чтобы их верхнее одеяние было хотя и убогое, но чистое и единой черной, а не иной краски (п. 28). 14) Вдовых священников и диаконов не следует принуждать против воли к принятию монашеского пострижения, ибо эта противно чину монашеского пострижения (п. 30). 15) Священники должны иметь у себя метрические книги для записи рождения и крещения младенцев, бракосочетания и случаев смерти. При записи рождений и крещений означается год и число, родители и восприемники, записываются также случаи смерти младенцев без крещения, с обозначением причины не совершения крещения. При записи умирающих обозначать, умерли ли они по христиански с покаянием, или нет и погребены ли при церкви или нет, и почему кто лишен христианского погребения. По окончании года метрики представляются в архиерейский приказ. Кроме того через каждые четыре месяца представлять ведомости о числе родившихся и умерших в архиерейский приказ, а отсюда в св. Синод (п. 29).

О приняты в монашество

Не принимать в монахи: 1) недостигшего 30 лет от роду. 2) лица служащее в военной службе, 3) крепостного человека без согласия помещика, выраженного на письме, 4) мужа от живой жены и на оборот, 5) лица обремененное долгами, состоящее под судом за воровство или по Государеву делу, 6) приказного без дозволения начальства, 7) детей по принуждению родителей.

Порядок принятия следующий. Принятого в монастырь отдать под наблюдение честному и трезвенному старцу. Проходить ему общие монастырские послушания по указанию настоятеля, в течении трех лет. По прошествии трехлетнего искуса игумен вместе с монастырским духовником и старцем делают о нем представление архиерею с приложением письменного удостоверения, что это лицо не лестно желает монашества. Архиерей благословляет постричь. Не желающего принять пострижение следует отпустить без всякого удержания и укоризны (п. 1–16).

О житии монахов. Монах должен исповедоваться и причащаться в четыре годовые поста неупустительно. Монах не должен жить праздно, без дела; для монахов следует завести рукоделье не противные монашескому быту, как-то: столярное, иконное дело и пр., монахиням пряжу, шитье, плетение кружев и пр. Монаху не иметь прислуги, кроме начальников и старых монахов. Больных содержать в больнице, где должны быть и служители. Монах не должен звать к себе на пированье, ни богомольцев на перепутье; исключение может быть сделано в редких случаях с дозволения настоятеля, и в этом случае при гостях должен находиться другой брат. Женщин в келью монашескую не принимать; можно видеться с лицом женского пола только в гостиной келье в присутствии другого монаха к тому назначенного. Р. обр. монах не должен ходить в гости; исключение может быть сделано с дозволения настоятеля раза два-три в год. И в этом случай монах не может отлучиться без сопровождения товарища. В мирские дома и в девичьи монастыри ходить монахам можно дозволить только по определенной благословенной причине. Вдаль от монастыря монах может отлучиться только по нуждам монастыря по поручению настоятеля и с его подорожной. Монахи кушают за общей трапезой, в кельи не могут брать ничего съедобного кроме квасу; исключения возможны в случае немощи или по иной благословенной причине. У монахов пища, питье, одеяние, словом все должно быть равное. В монастырях подобает общему житью быть по правилам святых отец. Доходы с монастырских вотчин, от пожертвований, с поступлений в церковную казну должны поступать в одно место, и из них должны делаться расходы на все церковные, монастырские и братские потребы. Чужих денег и пожитков кроме книг в монастыре не держать. Монахам не переходить из одного монастыря в другой, кроме благословенной причины и с дозволения настоятеля. В случае необходимой отлучки в другую епархию или в столицу монах должен иметь подорожную от архиерея. Монахов следует обязательно учить грамоте и пониманию Писания, а обученных избирать в чин священства. Монахам запрещается иметь в своих кельях бумагу и чернила и писать что-нибудь без особого разрешения настоятеля; в случае нужды монах может написать письмо в трапезе из общей чернильницы и на бумаге общей с особого позволения настоятеля (п. 17–36).

Изложенный правила жизни монахов обязательны и для монахинь. Кроме того они обязаны соблюдать нижеследующие. Монахиня не может ходить на богомолье в мужские монастыри, ни по приходским церквам. В женские монастыри к монахиням в келии также никому не позволяется приходить, видеться с монахиней можно не иначе как в присутствии игуменьи и еще одной монахини. Ворота женского монастыря открываются только на время совершения богослужения, а в прочее время могут быть открыты для духовника и других благословенных лиц. Монахине нельзя жить в мирских домах и сквитаться по миру. Монахиням и в своей церкви не мешаться с народом, а стоять отдельно крылошанкам на хорах, а прочим в трапезе. Монахиня, постригается по достижении 60 лет возраста, исключение может быть дозволено по усмотрению св. синода. Если послушница, живущая в монастыре на искусе, прежде 50 лет пожелает выйти замуж, то это ей дозволяется. В случае если женскому монастырю встретится надобность искать на кого-нибудь в светском суде, он должен посылать поверенного, или просить об этом архиерея. Если случится какое-либо дело в столице, монастырь должен просить архиерея сделать представление в св. синод (п. 37–43).

В настоятели монастыря следует выбирать человека благонравного, в житии иноческом искусного, добре ведущего разум Писания и устав жития монастырского, да печется о спасении братних душ, а не о строении точию стен. Избирается советом братии. Во всяком монастыре должна быть записная книга, в которой записываются постригаемые монахи. Казна монастырская должна храниться не в келье настоятеля, но в особом месте за ключем казначея и за печатью монастырскою. Однажды в неделю или по крайней мере в месяц настоятель и келарь вместе с несколькими старцами должны заслушать ведомость о приходе и расходе и записать в книгу. В монастыре должен быть общий духовник, который по временам должен докладывать настоятелю о замеченных им неодобрительных склонностях и обычаях монахов, не указывая на лица. Ни настоятель, ни монахи не могут держать при себе своих родственников для услуг. Тоже обязательно и для епископов; только разве в старости можно позволить епископу держать при себе родственника для келейного уходу за ним. По смерти архиереев, архимандритов и игуменов и прочего монашеского чина людей не отдавать их имения родственникам, а доставлять имение высших чинов в св. Синод, а низших чинов в монастырскую казну (п. 49–61).

Монастырей ни мужских, ни женских вновь никому не строить без ведения св. синода. Не допускается строить монахам скитков пустынных, ибо сие многие делают свободного ради жития. Монастыри, где мало братии, следует присоединять к другим монастырям, так чтобы в монастыре было братии не менее 30 человек. Оставшиеся за перемещением монахов монастырские церкви поверстать в приходские, наделить причт землей из состава монастырской, а оставшуюся землю приписать к тому монастырю, в который перемещены прежние насельники монастыря. Тоже нужно сделать и с девичьими монастырями. Не дозволять в монастырях излишних построек, не вызываемых насущною потребностью. Остающиеся за расходами достатки употреблять на построение странноприимниц, лазаретов и других благотворительных заведений (п. 44–48).

К этому постановлению о монашествующих нужно прибавить еще для полноты именной указ Петра I св. Синоду 31 янв. 1724 г. об учреждены института ученого монашества, как рассадника кандидатов архиерейства. В нем прямо различаются два вида монашества. Нужда в монашестве есть двух ради вин: 1) ради удовольствования прямою совестью оное желающих, 2) для архиерейства, понеже обычаем пошло древним не быть архиереям кроме что из монахов. Ученые монахи отличаются, по указу Петра I, от простых монахов тем, что избираются из кончивших курс средних (теперь и высших) духовно-учебных заведений, живут в особых для них назначенных монастырях, имеющих при себе школы под ведением архимандрита и директора, вместо монашеского правила упражняются в учительских экзерцициях, в чтении ученых книг, в составлении переводов с иностранных языков, в составлении ученых трактатов, в сказывании проповедей и других учебных и ученых занятиях. Тех, которые зарекомендуют себя указанными трудами и добронравием, по рекомендации директора, назначают в архимандриты знатных монастырей и в архиереи (Пол. Собр. Зак. т. VII. № 4450. П. Собр. Постан. по вед. Прав. Испов. т. IV. № 1197).

Д. Регламент с его прибавлением служит одним из главных источником местно-русского действующего церковного права. К нему как к своему основанию примыкает весь существующий строй управления русской православной церкви. Но значительная часть частностей Д. Регламента уже утратила свое практическое значение вследствие неисполнения на практике или замены позднейшими постановлениями. Так напр. состав членов св. Синода изменился вскоре после его учреждения. Главы об училищных домах, о чине учения, о проповедниках слова Божия во многом утратили свое значение в силу позднейших постановлений. Право прихожан избирать себе пастырей отменено в конце XVIII в. Некоторые пункты Регламента совсем не были приведены в исполнение напр. предположение об издании постановления об обязательном взносе прихожан на содержание причта.

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 1721

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ 1721 года — законодательный акт, реформировавший систему управления Русской православной церкви.

Про­ект Духовного регламента по по­ру­че­нию ца­ря Пет­ра I со­став­лен епископом Псков­ским Фео­фа­ном Про­ко­по­ви­чем, яв­лял­ся од­ним из яр­ких об­раз­цов литературного твор­че­ст­ва ав­то­ра. По­сле мно­го­численных ис­прав­ле­ний и по­пра­вок ца­ря, а так­же са­мо­го ав­то­ра, се­на­то­ров и ду­хо­вен­ст­ва (епи­ско­пов, ар­хие­ре­ев, ар­хи­ман­д­ри­тов) был ут­вер­ждён ука­зом Пет­ра I от 25 января (5 февраля); в окон­ча­тель­ной ре­дак­ции опуб­ли­ко­ван 16(27) сен­тяб­ря.

Ис­точ­ни­ка­ми для Духовного регламента по­слу­жи­ли «Сто­глав» (до­ку­мент, при­ня­тый на Сто­гла­вом со­бо­ре 1551 года), Корм­чие кни­ги XIII-XVII веков, про­тес­тант­ские цер­ков­ные ус­та­вы (Kirchenordnungen) и др. Духовный регламент со­став­лен по об­раз­цу рег­ла­мен­тов ра­нее об­ра­зо­ван­ных гражданских уч­ре­ж­де­ний.

Со­сто­ял из трех час­тей: в первой час­ти да­но об­щее оп­ре­де­ле­ние но­во­го уст­рой­ст­ва цер­ков­но­го управ­ле­ния, во второй — оп­ре­де­лены обя­зан­но­сти Си­но­да, в третьей — свя­щен­ни­ков. Со­глас­но Духовному регламенту, цер­ковь бы­ла под­чи­не­на го­су­дар­ст­ву, пат­ри­ар­ше­ст­во уп­разд­не­но, вме­сто не­го уч­ре­ж­дён кол­ле­ги­аль­ный ор­ган управ­ле­ния РПЦ — Ду­хов­ный кол­ле­ги­ум (Си­нод). Царь объ­яв­лял­ся «край­ним су­ди­ёю» ду­хов­но­го ве­дом­ст­ва, блю­сти­те­лем «пра­во­ве­рия и вся­ка­го в церк­ви Свя­той бла­го­чи­ния». Си­нод воз­глав­лял­ся пре­зи­ден­том (с мая 1722 года обер-про­ку­ро­ром Си­но­да, свет­ским чи­нов­ни­ком, пред­став­ляв­шим ин­те­ре­сы им­пе­ра­то­ра).

Духовный регламент пред­пи­сы­вал свя­щен­ни­кам за­бо­тить­ся о нрав­ст­вен­ном со­стоя­нии при­хо­жан, усерд­но чи­тать им про­по­ве­ди или цер­ков­ные кни­ги («…все­ко­неч­ная ну­ж­да есть име­ти не­кия крат­кия и про­стым че­ло­ве­кам ура­зу­ми­тель­ныя и яс­ныя кни­жи­цы, в ко­то­рых за­клю­чит­ся всё, что к на­род­но­му на­став­ле­нию до­воль­но есть; и тыя кни­жи­цы про­чи­то­вать по час­тям в не­дель­ные и празд­нич­ные дни в церк­ви пред на­ро­дом»); вме­нял при­ход­ско­му ду­хо­вен­ст­ву док­ла­ды­вать гражданским вла­стям о «зло­умыш­лен­ни­ках го­су­дар­ст­вен­ных», ко­то­рые «на ис­по­ве­ди не изъ­я­вят рас­кая­ния и от­ка­за от сво­его на­ме­ре­ния» (тре­бо­ва­ние прак­ти­че­ски не ис­пол­ня­лось).

Ду­хо­вен­ст­во долж­но бы­ло вес­ти мет­рические кни­ги. Ус­та­нав­ли­вал­ся воз­рас­тной ценз для по­стри­га в мо­на­ше­ст­во (30 лет для муж­чин и 50 для жен­щин). Так­же Духовный регламент обя­зы­вал Си­нод осу­ще­ст­в­лять цен­зу­ру всех ду­хов­ных со­чи­не­ний («Аще кто о чем Бо­го­слов­ское пись­мо со­чи­нит, и тое б не пе­ча­тать, но пер­вее пре­зен­то­вать в Кол­ле­ги­ум»). В 1917 году Духовный регламент был от­ме­нён По­ме­ст­ным со­бо­ром РПЦ

Устав

УСТАВ

почерк древних греческих и славянорусских рукописей, написанных кириллицей и глаголи-цей. Буквы были четкими, симметричными, одинаково удаленными друг от друга, не связанными между собой. Уставом писали на пергаменте — хорошо выскобленной и выделанной в тонкий лист телячьей коже с по-мощью писала. Писала представляли собой острие для разлиновки строк на листах пергамента, а также роговые или костяные заостренные, изогнутые стержни и гусиные перья. Предполагают, что писала использова-лись в языческих обрядах и были покрыты солярными знаками и растениями. Основной текст писал «доброписец чернописный», «заставочный писец» выводил заглавные буквы. «Уставной» кириллицей в

XI–XII вв. были написаны такие древнерусские произведения, как «Остромирово евангелие», «Архангельское евангелие», различные грамоты делового характера, «учительные» и богослужебные книги. Глаголица использовалась в ки-евских листах, Мариинском евангелии и др. Писали чернилами, сделанными из железной ржавчины, дубовой коры, вишневого клея, кваса или кислых щей, меда. Повышение скорости написания и появление бумаги в конце XIV — начале XV вв. на Руси способствовали смене строгого «уставного» письма «полууставом» с неровными линиями вытянутых в длину букв, большим количеством сокращенных слов и титлами. Первыми рукописями, написанными полууставом, были договорная грамота московского князя Симеона Гордого, жалованная грамота нижегородского князя Василия Да-видовича (до 1345 г.) и др.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

Источники права Древней Руси: обычное право, договоры Руси с Византией, церковные уставы. Русская правда (ее происхождение и редакции)

Как и у других народов, один из главных источников права у славян — обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах.

На Руси долго считали, что поступать по старине, значит поступать по праву. «Что старее, то правее», — говорит пословица. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, к примеру, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.

Второй источник права Киевской Руси — это собственное законотворчество раннефеодального государства в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебную практику. О том, что таковое имело место, узнаем из текстов договоров Руси с Византией, могущественным южным соседом державы Рюриковичей. Русская летопись донесла до нас тексты 3-х таких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др.

Третий источник древнерусского права — право византийское, его рецепция (усвоение), а через него — частично и права римского. Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами.

На Русь в XI и XII в в. хлынул поток переводной греческой литературы. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений). Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и Константина Компронима, Книги законные, содержавшие законы земледельческие, уголовные и др.

Под влиянием византийского права уже в XI в. все членовредительные и болезненные наказания уступили место денежным штрафам, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности и др.

Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями до нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Они содержат положение о церковной десятине, которую со времен Владимира Святого русская церковь получала из казны на содержание; церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично oт юрисдикции княжеского суда; церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др.

Однако главный источник, по которому мы изучаем древнерусское право, представляет собой уже упомянутая выше Русская Правда — первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом на протяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую. Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Яросяавичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).

Правда Ярославичей (ст. 19-43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 — годом смерти одного из его сыновей.

Создание второй редакции Русской Правды — Пространной Правды — исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её составляющие — Суд Ярослава Владимировича (ст. 1-52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53-121), целиком состоящий из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и право наследственное, основательно разработан юридический статус категорий населения (о чём уже шла речь), содержится банкротский устав, введенный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормы процессуального права и пр.

Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII-XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.

Устав Русской Православной Церкви – история и наше время

5 февраля 2013 года Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава Русской Православной Церкви. Документ, согласно которому организована внутренняя жизнь Церкви, – не застывший во времени письменный памятник канонического права. Это документ, в котором находят отражение важнейшие изменения церковной жизни. Предлагаем нашим читателям экскурс в историю, который позволит увидеть, как на протяжении веков изменялись уставы церковной жизни, какими документами руководствовались в своей деятельности Первоиерархи, архипастыри и священнослужители Русской Церкви.

Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

В первые века бытия Русской Церкви

До обретения автокефалии в XV веке Русская Православная Церковь как одна из митрополий Константинопольского Патриархата руководствовалась теми же «Номоканонами», что и Константинопольская Церковь, все постановления ее Соборов, Патриархов и Синодов были обязательными и для Русской Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям.

При этом как автономная митрополия Константинопольского Патриарха Русская Церковь осуществляла и свою суверенную законодательную деятельность в пределах этой автономии. Местными органами церковного правотворчества в первую очередь были Соборы. Кроме соборных постановлений, к памятникам церковного законодательства древней Руси принадлежат также канонические послания и ответы митрополитов и епархиальных архиереев.

Своеобразие отечественной истории в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха выразилось в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного происхождения в эту эпоху издавались разными инстанциями: местной великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ханами.

Законодательство русских князей, естественно, составляет большую часть церковно-правового материала. Так называемые княжеские уставы, в отличие от законов византийских императоров, практически не затрагивают внутрицерковную жизнь, а касаются лишь взаимоотношений между Церковью и государством: чаще всего в них перечисляются предоставляемые Церкви льготы. Важнейшие памятники отечественного права — Устав святого Владимира и Устав Ярослава Мудрого; они включались в русские рукописные «Кормчие книги», содержавшие свод установлений тогдашней жизни – как светских, так и церковных.

Сохранились и некоторые грамоты византийских императоров по русским церковным делам, но участие императоров в церковной жизни Руси было весьма ограничено и в силу ее политической независимости от Константинополя, и ввиду географической удаленности Русской земли.

Гораздо ощутимее была зависимость нашей Церкви от поработившей Русь Золотой Орды. Монгольские ханы давали русским митрополитам так называемые ярлыки. Каждый митрополит при поставлении должен был просить хана о подтверждении прежнего или выдаче нового ярлыка. Характерно, что ярлыки не только подтверждали привилегии митрополитов, епископов и духовенства, которые существовали до завоевания Руси, но и расширяли их по сравнению с прежними. Как отмечали исследователи, «ханы ограждали неприкосновенность веры, богослужения, законов, судов и имущество Церкви, освобождали все духовенство от всякого рода податей и повинностей и предоставляли духовным властям право судить своих людей во всех делах гражданских и уголовных».

Уставы жизни автокефальной Русской Церкви

С началом автокефального бытия Русской Церкви источники русского церковного права оставались неизменными: «Номоканон» в виде «Кормчей книги», постановления Соборов, канонические ответы и послания иерархов, «Уставы» святого Владимира и князя Ярослава Мудрого. Главным церковным законодательным органом были Поместные Соборы.

Велико историческое значение Собора 1551 года, созванного при святителе Макарии, митрополите Московском, и при царе Иване Грозном. Предметы соборных рассуждений были намечены в 69 вопросах, предложенных царем. Собор издал Уложение, разделенное на 100 глав. Отсюда и его название — «Стоглав», которое перенесено было и на сам Собор. В Уложении затронуты главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской Церкви.

После учреждения Патриаршества в Москве в 1589 году созванный на следующий год Поместный Собор издал деяние с грамотой Константинопольского Патриарха Иеремии II об избрании Патриархом Иова и о Патриаршем титуле его преемников. Это деяние помещено в начале печатной «Кормчей книги».

Ряд постановлений Стоглава отменил Большой Московский Собор 1667 года, созванный при царе Алексее Михайловиче. Норму взаимоотношений церковной и государственной власти Большой Московский Собор выразил так: царь имеет преимущество в делах политических, а Патриарх — в церковных. Постановления Собора упомянуты как действующие законы в «Духовном регламенте», ознаменовавшем начало Синодального периода, и были включены в «Полное собрание законов Российской Империи».

Собор 1675 года установил положения о преимуществах и отличиях Патриарха, митрополита, архиепископа, епископа и других иерархических лиц.

Кроме соборных постановлений, до нас дошли архиерейские грамоты, архипастырские послания и поучения, также относящиеся к рассматриваемому периоду. Часть этих документов вошла впоследствии в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года, а следовательно, они сохраняли юридическую силу и в XIX столетии.

Церковные правоотношения регламентировались и государственным законодательством. В Московской Руси, помимо Освященных (церковных) Соборов, созывались Земские соборы. Так, принятое двухпалатным Собором и изданное в 1649 году Уложение включало в себя в том числе главы, посвященные делам церковным.

Синодальный период

В начале XVIII века начался сложный и неоднозначный период в истории Русской Церкви. После кончины Патриарха Адриана император Петр I воспретил избрание нового Патриарха, и Церковь в России управлялась в течение двух десятилетий Местоблюстителем, затем была учреждена Духовная Коллегия с императором в качестве «крайнего Судии сей Коллегии». Вскоре Духовная Коллегия была переименована в Святейший Синод.

Важнейший церковно-правовой памятник эпохи, на котором зиждутся основания синодального строя церковного управления, — «Духовный регламент», составленный епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 году, подписанный Освященным Собором и утвержденный Петром I в декабре 1720 года.

«Регламент» состоит из трех частей. В первой части, озаглавленной «Что есть духовное коллегиум и каковыя суть важные вины такового правления?», дается общее представление о коллегиальной форме правления и объясняются ее преимущества в сравнении с единоличной властью. Главный довод здесь — опасность двоевластия в государстве. Во второй части, названной «Дела управления, сему подлежащие», описывается круг дел, подведомственных новоучрежденному церковному правительству. Здесь в общей форме говорится также об обязанностях епископов, священников, монахов и мирян. В третьей части — «Самих управителей должность и сила» — определяются состав Духовной Коллегии и обязанности ее членов.

В 1722 году в качестве дополнения к «Духовному регламенту» было составлено «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», в котором содержатся целые уставы о приходском духовенстве и монашестве. Документ также дополнили инструкции Обер-прокурору Синода. В 1841 году впервые издан утвержденный Синодом «Устав Духовных Консисторий», основательно пересмотренный четыре десятилетия спустя. Это своего рода «Духовный регламент» епархиального управления.

Восстановление Патриаршества в преддверии тяжелейших гонений на Церковь

Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. Во второй половине XIX века необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. У церковного народа появляется надежда на созыв Всероссийского Поместного Собора. В умах людей, особенно болезненно переживавших неканоничность синодального управления, зреет мысль о восстановлении Патриаршества.

Специально учрежденное Предсоборное присутствие подготовило материалы для предстоящего Поместного Собора, однако царь счел созыв Собора неблаговременным. В 1912 году материалы Присутствия пересматривались Предсоборным Совещанием, но до созыва Собора дело опять не дошло. Лишь отречение императора открыло путь к Поместному Собору. В 1917 году Предсоборный совет, работавший под председательством архиепископа Сергия, подготовил «Положение о Всероссийском Поместном Соборе».

Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он проложил рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причем в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила поэтому по преимуществу церковно-устроительный канонический характер.

С восстановлением Патриаршества преобразование всей системы церковного управления не было завершено. Краткое Определение от 4 ноября 1917 года впоследствии было дополнено целым рядом развернутых определений об органах высшей церковной власти: «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете», «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления», «О порядке избрания Святейшего Патриарха», «О Местоблюстителе Патриаршего Престола».

Эти определения составили настоящий кодекс Русской Православной Церкви, заменивший «Духовный регламент», «Устав Духовных Консисторий» и целый ряд более частных законодательных актов синодальной эпохи.

Патриарха Собор наделил правами, соответствующими каноническим нормам, прежде всего 34 Апостольскому правилу и 9 правилу Антиохийского Собора: нести попечение о благополучии Русской Церкви и представлять ее перед государственной властью, сноситься с автокефальными церквами, обращаться к всероссийской пастве с учительными посланиями, заботиться о своевременном замещении архиерейских кафедр, давать епископам братские советы. Патриарх получил право посещения с визитами всех епархий Русской Церкви и право принимать жалобы на архиереев. Согласно Определению, Патриарх является епархиальным архиереем Патриаршей области, которую составляют Московская епархия и ставропигиальные монастыри. Управление Патриаршей областью под общим руководством Первоиерарха возлагалось на архиепископа Коломенского и Можайского.

Поместный Собор 1917-1918 гг. образовал два органа коллегиального управления Церковью в период между Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет. К компетенции Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, а в ведение Высшего Церковного Совета — административные, хозяйственные, школьно-просветительные. И, наконец, особо важные вопросы, связанные с защитой прав Русской Православной Церкви, подготовкой к предстоящему Собору, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и Высшего Церковного Совета.

Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви совсем недолго. Уже в 1921 году в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав этих органов был определен единоличным Указом Патриарха в 1923 г. Указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 года Синод и Высший Церковный Совет были распущены.

Жизнь Русской Церкви под гнетом атеистического государства

В мае 1927 года Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) учредил Временный Патриарший Синод. Но это было лишь совещательное учреждение при Первоиерархе, которому принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти.

8 сентября 1943 года в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили три митрополита, одиннадцать архиепископов и пять епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

В 1945 году состоялся новый Поместный Собор, на котором Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Собор издал краткое Положение о Русской Православной Церкви из 48 статей, которое заменило Определения Собора 1917-1918 годов. Между законодательными актами двух Поместных Соборов существует несомненная преемственная связь, внесенные же изменения, обусловленные обстоятельствами времени, основанные на пережитом Церковью бесценном опыте, заключались, в целом, в подчеркивании иерархичности церковного строя. «Положение» Собора 1945 года расширяло компетенцию Патриарха, епархиального архиерея, приходского настоятеля

В отличие от документов Собора 1917-1918 годов, в указанном Положении наша Церковь называется не Российской, а, как и в древности, Русской.

Священный Синод, согласно Положению об управлении Русской Православной Церковью 1945 года, отличался от Синода, образованного в 1918 году, тем, что он не делил свою власть с Высшим Церковным Советом и имел иной состав, а от Временного Синода при Заместителе Местоблюстителя он отличался наличием реальной власти, поскольку не являлся только совещательным органом при Первоиерархе.

Архиерейский Собор, состоявшийся в 1961 году, пересмотрел Положение о Русской Православной Церкви в части, касающейся приходского управления; клирики устранялись от распоряжения материальными средствами приходов, которое возлагалось теперь исключительно на приходские собрания и приходские советы во главе с их председателями-старостами. Это решение утвердил в 1971 году Поместный Собор, на котором Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков).

Новый период исторического бытия Русской Православной Церкви

Поместный Собор, состоявшийся в 1988 году — в год тысячелетия Крещения Руси, — издал Устав Русской Православной Церкви. В нем несравненно подробнее, чем в «Положении о Русской Православной Церкви», регламентировались устройство высшего, епархиального и приходского управления, деятельность духовных школ и монастырей. «Устав» вобрал в себя выдержавшие испытание жизнью принципы церковного строя, которые легли в основу «Определений» Поместного Собора 1917-1918 гг. и «Положения», изданного Собором 1945 года.

Этот документ на двенадцать лет стал основным законом нашей Поместной Церкви, а в 2000 году согласно решению Юбилейного Архиерейского Собора году его сменил новый Устав, который также со временем претерпевает изменения, являющиеся отражением изменений в жизни Русской Церкви.

Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви был принят Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. Документ составили положения, регламентирующие деятельность Русской Православной Церкви как Поместной Автокефальной Церкви, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. В Уставе говорится о порядке созыва и работы Поместного Собора и Архиерейского Собора, их статусе и полномочиях; отдельная глава посвящена деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Также в документе содержатся положения, касающиеся деятельности Священного Синода, Московской Патриархии и Синодальных учреждений, церковного суда. Устав также содержит положения, регулирующие вопросы учреждения и жизнедеятельности самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, и перечисляет существующие в настоящее время самоуправляемые Церкви, рассматривает вопросы, связанные с деятельностью Экзархатов Русской Православной Церкви, учреждением и жизнедеятельностью Митрополичьих округов в составе Московского Патриархата.

Уставом регламентируются деятельность епархий Русской Православной Церкви, благочиний, учреждений Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье; регулируются вопросы создания и жизнедеятельности приходов и монастырей, работы учебных заведений Русской Православной Церкви, а также другие вопросы, касающиеся церковного управления и деятельности церковных учреждений.

Изменения Устав ранее вносились Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 годов.

Освященный Архиерейский Собор 2013 года, изучив предложения Межсоборного присутствия по уточнению полномочий Поместного и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, по определению правил избрания Патриарха Московского и всея Руси, а также по составу Поместного Собора, вынес Определение о принятии новой редакции Устава Русской Православной Церкви. Кроме того, Священный Синод принял ряд решений, требующих внесения изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви. В частности, это решения об учреждении Среднеазиатского митрополичьего округа, о создании Высшего Церковного Совета, об образовании митрополий, об образовании епархиальных викариатств, о внесении изменений в составе Священного Синода. Эти изменения нашли отражение в новой редакции Устава. Вместе с новой редакцией этого документа Собор утвердил Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси и Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви.

В статье использованы материалы книги

протоиерея Владислава Цыпина «Церковное право»