В троице сергиевой лавре

Го́споди, поми́луй.

В Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, рядом с серебряной ракой святого Сергия Радонежского видна высокая двустворчатая дверь из кованого железа. В ее верхней части заметно отверстие с рваными краями — след от польского ядра, залетевшего сюда в Смутное время.
Серапионова палата – это придел Троицкого собора. Она находится как бы на выходе из объема Троицкой церкви. Ты спускаешься по широкой лестнице самого Троицкого храма и у её подножия поворачиваешь направо — это сокровищница Серапионовой палаты, где находятся основные христианские реликвии, налево – Никоновский придел.В 1905 г. пол укрыли метлахской плиткой, и первоначальное положение надгробий утратилось. Только в 2006 г. ее сняли и обнаружили неповрежденные погребения, выяснилось, что надгробия лежали в совершенно других местах. Решено было оставить склепы с мощами нетронутыми, но камни теперь уложены правильно.

На месте Серапионовой палаты когда то была келья Сергия Радонежского, к которому здесь, по преданию, воочию являлась Богородица. Это относительно небольшое помещение. Здесь множество сияющих надгробий, рак, мощевиков святых и религиозных артефактов: десница первомученика святого Стефана, частица мощей апостола Андрея Первозванного, мощи митрополита Московского и всея Руси Иоасафа, мощи игумена Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Новгородского Серапиона, архиепископа Дионисия, архимандрита Радонежского, ученика Патриарха Ермогена, глава святителя Исаии Ростовского, крест с частицей Крови Господней, кость св. великомученика и целителя Пантелеимона, мощи святителя Николая, Марии-Магдалины, частица ризы Богородицы, крест-мощевик преподобного Сергия… Их очень много, есть даже мощи Вифлеемского младенца…

Пояс Пресвятой Богородицы отбыл обратно в Ватопедский монастырь на Афон. Прикоснуться к святыне только в столице смогли около миллиона православных. Но морозы и длинная очередь стали для многих препятствием.

Утешением для этих людей могут послужить пояски, освященные на Поясе Богородицы, — пояски будут раздавать в храме Христа Спасителя еще две недели.

Храм Христа Спасителя

В главном храме есть и частица Ризы Пресвятой Богородицы, и Гвоздь Креста Господня. А также мощи Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Самая же сильная святыня храма — частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ей протоиерей и ключарь храма Христа Спасителя Михаил Рязанцев советует прийти поклониться всем, кто не успел поклониться Поясу Пресвятой Богородицы. Расписание богослужений — на сайте храма xxc.ru.

Как добраться: м. «Кропоткинская», Волхонка, 15.

Храм Илии-пророка Обыденного

Храм Илии-пророка Обыденного

Частичка Пояса Богородицы находится в центре столицы. Расписание богослужений можно найти на сайте hram-ostozhenka.ru Там даже есть интерактивная карта икон и святынь. Утренние службы обычно начинаются в 8 утра, вечерние — в 17.00. Кроме Пояса, в храме очень много святынь, например мощи святого Пантелеимона — ему следует молиться о здоровье. Также есть часть Гроба Господня.

Как добраться: 2-й Обыденский переулок, 6.

Xрам мученика Иоанна-воина на Якиманке

Xрам мученика Иоанна-воина на Якиманке

Здесь хранится часть перста Варвары с перстнем. Считается, что эта святая способна уберечь молящегося ей от внезапной и насильственной смерти. По мнению католиков, она способна спасать от бури на море и от огня на суше. Расписание служб: ежедневно, утреня и литургия в 8 часов, вечерня и утреня в 18 часов, по воскресеньям и великим праздникам — две литургии в 6.30 и 10 часов, накануне всенощное бдение в 18 часов. Подробнее — на сайте krapivniki.ru

Как добраться: метро «Октябрьская», ул. Б. Якиманка, 46.

Покровский ставропигиальный женский монастырь

Покровский ставропигиальный женский монастырь

Святая Матрона Никонова родилась в 1881 году. Уже в 8 лет начала лечить больных людей. У нее просят исцеления от недугов, детей и счастливой семейной жизни. Службы не проходят в дни Великого поста. В обычные дни утренние службы начинаются в 7.30, вечерние — в 16.45. Монастырь открыт ежедневно. Сайт pokrov-monastir.ru

Как добраться: метро «Таганская», «Марксистская», ул. Таганская, 58.

Серапионова палата Троице-Сергиевой лавры

Лавра — центр паломничества православных. Здесь есть рака с мощами преподобного Сергия и его молебные иконы. Есть часть Ризы Богородицы. Здесь отец Герман совершает чин изгнания злых духов. На отчитку нужно обязательно получить благословение. Происходит отчитка в Надвратном храме Рождества св. Иоанна Предтечи в четверг, пятницу, субботу, воскресенье в 14.30. Расписание богослужений — на сайте лавры stsl.ru

Как добраться: Московская область, Сергиев Посад.

От Ярославского вокзала пригородными электропоездами, следующими до Сергиева Посада, а также Александрова или Балакирева. Время в пути — полтора часа. На автотранспорте — по Ярославскому шоссе, 54-й километр.

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке

Икона Святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца — чудотворная. Иногда неистово молящемуся открывается ковчег с мощами. Расположена в дальней от входа части храма.

Как добраться: метро «Тверская», Брюсов переулок, 15/2.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

В 1639 году патриарх Никон чудом спасся во время бури на острове Кий. В благодарность специально для Онежского Крестного монастыря, который здесь находился, святейший заказал крест «из дерева кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобен мерою Кресту Христову». В нем 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста — серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста. Считается, что молиться ему могут путешественники — о добром пути и скором возвращении. Подробнее — на сайте krapivniki.ru

Как добраться: метро «Трубная», Крапивнический пер., стр. 2.

Данилов монастырь

Башмачок с мощей святителя Спиридона Тримифунтского — святыня той же силы, что и чудотворная икона имени этого святого. Башмачки удивительным образом регулярно изнашиваются. Считается, что так святой ходит по земле и помогает страждущим, в первую очередь больным. Святыня находится в Покровском храме монастыря.

Как добраться: метро «Тульская», ул. Даниловский Вал, 22.

Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве

Колечко с руки великомученицы Екатерины — покровительствует браку, помогает девушкам и молодым женщинам найти достойного жениха. В честь ее в храме читается особый тропарь.

Как добраться: метро «Киевская», Мосфильмовская, 18А.

Зачатьевский монастырь

Зачатьевский монастырь

Этот комплекс храмов особо почитаем среди женщин, мечтающих о рождении здорового ребенка. Здесь есть икона Божией Матери «Милостивая» и икона Зачатия святой Анны. Также есть крест-распятие с частицами Крови Христовой, древо Креста и Гроба Господня, частичка мощей великомученика Пантелеимона.

Как добраться: метро «Парк культуры», 2-й Зачатьевский пер., 2.

МНЕНИЕ

Ректор Российского православного университета игумен Петр ЕРЕМЕЕВ:

— У людей есть тоска по милости, по правде Божьей. В государстве, которое забывает о людях, в нашем исковерканном, изломанном мире они ищут правды. Это тяга к добру и к Богу. Сами по себе святыни никого не спасают, спасают только молитва и преображение жизни.

Паломничество, почитание святыни — лишь веха, первый шаг. Как первый шаг к больнице. Если человек заболел, он ставит градусник. Но потом все равно надо идти к врачу.

Церковь — больница, в которой Господь самого себя раздает, только уже в молитве. А святыни — указатели, путевые знаки, они подсказывают, куда идти. Знак сам не поможет, выручит только врач. Язычники же представляют Бога как набор кнопок, нажимая на которые можно получить результат — блага и выгоду.

КСТАТИ

Пояски высылают по почте

На одном из религиозных форумов православная москвичка поделилась хорошей новостью с теми, кто не смог приложиться к святыне или получить поясок. Оказывается, получить освященную копию можно по почте прямо с Афона. В монастырь можно отправить письмо, в котором надо описать свою ситуацию и попросить поясок. Адрес: Vatopedi Monastery 63086 Karyes, Mount Athos Greec. Тел.: 8-10-30-23770-414-88, факс 8-10-30-23770-41462. Писать лучше по-английски.

КАКИМ СВЯТЫНЯМ ПОКЛОНИТЬСЯ В МОСКОВСКИХ ХРАМАХ

Просмотреть Каким святыням поклониться в Москве на карте большего размера

Архиепископ Феогност возглавил в Троице-Сергиевой лавре утреню с чтением Великого канона прп. Андрея Критского

21 марта 2018 года, в среду 5-й седмицы Великого поста, за вечерним богослужением – утреней четверга – «стоянием Марии Египетской» – в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник обители архиепископ Сергиево-Посадский Феогност с монастырской братией в священном сане совершил чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского.

В чтении канона приняли участие лаврские насельники архимандрит Макарий (Веретенников), руководитель Патриаршего Издательско-полиграфического центра архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин); духовник обители, смотритель Троицкого собора игумен Корнилий (Мороз) и др.

Благочинный обители Преподобного Сергия архимандрит Павел (Кривоногов) зачитал житие прп. Марии Египетской, разделенное на две части.

Протодиакон Владимир Назаркин прочитал трипеснцы 4, 8 и 9 песней Триоди постной и блаженны после 6 песни Великого канона.

22 марта, в четверток Великого канона, в Успенском соборе обители Преподобного Сергия была отслужена Литургия Преждеосвященных Даров, которую возглавил насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Макарий (Веретенников) в сослужении монастырской братии в священном сане.

За Литургией песнопение «Да исправится молитва моя…» исполнил один из старейших насельников обители архимандрит Лаврентий (Постников).

Проповедь перед Причастием произнес насельник обители иеромонах Геронтий (Федоренко).

Краткая справка

Великий покаянный канон особо выделяется из всех молитвословий Великого поста своим благодатным воздействием на душу молящегося. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. Согласно церковному уставу Великий канон разделяется на четыре части, которые поются и читаются на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста. На утрени в четверг пятой седмицы Великого поста канон исполняется полностью. Канон включает в себя 9 песней с предваряющими их ирмосами. Каждый тропарь песни имеет припев. Самый повторяющийся из них: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В назидание кающемуся грешнику читается также и житие прп. Марии Египетской. Святая Церковь предлагает вниманию своих верных чад оба эти творения с тою целью, чтобы мы, видя приближающееся окончание поста, не разленились в духовном делании, не впали в небрежение, не забылись и не перестали во всем строго наблюдать за собой.

Великий покаянный канон составлен в VII веке преподобным Андреем, архиепископом Критским, написавшем много и других канонов. Это самое известное из его произведений.

Церковь единогласно наименовала канон Великим не столько по обширности (он включает в себя 250 тропарей), сколько по внутреннему достоинству и силе.

Подлинно, этот канон настолько пространен и умилителен, что способен смягчить и самую ожесточенную душу и побудить к благому трезвению, внимательной и доброй жизни, если только он поется с сокрушенным сердцем и надлежащим вниманием.

Сочинил его преподобный Андрей тогда же, когда и святой Софроний, Патриарх Иерусалимский, записал житие Марии Египетской. Это житие тоже приводит в сильное умиление и дает великое утешение прегрешившим и согрешающим, если только они решились оставить зло.

Установлено же еще в этот день петь и читать Великий канон по следующей причине: поскольку святая Четыредесятница уже приближается к концу, то чтобы люди, бывшие ленивыми к духовным подвигам, не забылись беспечно и не прекратили вдруг воздержание.

Великий же Андрей, как некий наставник, повествованиями Великого канона показывая добродетели великих мужей и их удаление от зла, воодушевляет подвизающихся к большему мужеству, дабы они смело устремлялись вперед.

Святитель же Софроний чудесной своей историей возвращает нас к целомудрию, возвышает к Богу и поучает не падать духом и не отчаиваться, если некогда и были в плену каких-либо грехов. Ибо повествование о Марии Египетской показывает, насколько велико Божие человеколюбие и милость к желающим всей душой оставить прежние прегрешения.

Великим канон доходит до каждого проникает и трогает его, источая невыразимую сладость. Таким образом, уместно, и по достоинству называется этот канон Великим, ибо вызывает великое умиление, почему он и положен в Великую Четыредесятницу.

Святой сочинитель проводит христианина чрез всю Священную историю Ветхого и Нового Заветов: указывает на грехопадение прародителей и растление первобытного мира, на добродетели Ноя и нераскаянность и ожесточение Содома и Гоморры, воскрешает пред нами память благочестивых Патриархов и доблестных мужей: Моисея, Иисуса Навина, Гедеона и Иеффая, представляет взору нашему благочестие Давида, его падение и умиленное покаяние, указывает на нечестие Ахаава и Иезавели и на великие образцы покаяния – ниневитян, Манассию, блудницу и разбойника и в особенности на прп. Марию Египетскую; неоднократно останавливает читателя у Креста и Гроба Христова, везде поучая покаянию, смирению, молитве, самоотвержению. Этим он учит всякую душу стараться по силе подражать всему доброму, описанному в каноне, но избегать всего злого, и всегда прибегать к Богу через покаяние, слезы, исповедь и другие действительно угодные Ему дела.

Все стихи сего канона в высшей степени назидательны и умилительны. Еще при жизни автора Иерусалимская Поместная Церковь ввела Великий канон у себя в употребление. Постепенно он получил повсеместное распространение.

Отправляясь в 680 году на Шестой Вселенский Собор в Константинополь по благословению Патриарха Иерусалимского Феодора, святой Андрей впервые принес туда и сделал известным свое великое творение и житие Марии Египетской, описанное соотечественником и учителем его Патриархом Иерусалимским Софронием. Тогда он, доблестно выступив против монофелитов, еще будучи простым монахом, был причислен к клиру церкви в Иерусалиме, и поставлен диаконом и орфанотрофом, т.е. кормильцем сирот. Вскоре Андрей стал архиепископом Критским. Потом, доплыв до Митилены , близ одного места, называемого Иерис, он отошел ко Господу, пробыв на своей кафедре довольно долгое время.

Свято‑Троицкая Сергиева Лавра: 11 интересных фактов

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в подмосковном Сергиевом Посаде на протяжении многих столетий остается одной из самых почитаемых русских святынь и охраняется ЮНЕСКО. Датой основания монастыря считают 11 августа 1337 года, когда преподобный Сергий Радонежский, а тогда отрок Варфоломей, пришел на гору Маковец. Обозреватель РИАМО собрала 10 интересных фактов из истории обители.

Жить в Сергиевом Посаде: ходить в Лавру без туристов и обедать у любимого ресторатора >>

Титул Лавры

© РИАМО, Александр Кожохин

В современной России всего две Лавры – Троице-Сергиева в Подмосковье и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Почетный титул Лавры крупнейший православный мужской монастырь России получил по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. На Руси до этого такой титул имела только Киево-Печерская Лавра в Киеве. Лаврами (в переводе с греческого – «городская улица», «многолюдный монастырь») в V-VI веках в Палестине назывались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников.

Подмосковье глазами жителей. Интерактивная карта >>

Паломничество царей

© Фото, сайт Клуба «Филокартист»

Русские цари неоднократно бывали в Лавре в качестве паломников. Иван Грозный был крещен в Троице-Сергиевой Лавре и не раз отправлялся в паломничество в обитель. Юный Петр I также часто посещал Лавру. Императрица Елизавета Петровна ходила в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье пешком из Москвы. Правда, делала она это необычным способом: в день она проходила всего 2-3 версты (чуть больше 2-3 километров), после чего отправлялась в карете обратно во дворец. На следующий день карета привозила ее к тому месту, где она закончила путь, и Елизавета проходила еще несколько верст. Таким образом, путь к Лавре занимал несколько месяцев.

Исцеление крестьянки Фомичевой

© РИА Новости, Олег Макаров

Чудеса исцеления, по свидетельствам верующих, совершались в Лавре множество раз. Одним из самых известных чудес является исцеление молодой крестьянки из Тверской губернии Ирины Фомичевой 20 марта 1909 года, которое было засвидетельствовано Духовным Собором Лавры. На следующий день после венчания у женщины отнялись ноги. Доктора признали болезнь неизлечимой, и муж оставил ее. В 1909 году Ирина приехала в Лавру и ежедневно ползала на четвереньках к Троицкому собору, где хранятся мощи Сергия Радонежского. Накануне Лазаревой Субботы, после всенощной, она ползла к мощам и вдруг почувствовала «особенное расслабление во всем теле», «треск костей» и «растяжение жил». Приложившись к мощам Преподобного, крестьянка встала на колени, ее окропили святой водой и отвели в сторону, где она уже встала на ноги. К мощам святого Сергия в Лавре каждый день стоит очередь из паломников, которая начинается с улицы.

Дмитровский кремль: земляной вал 12 века и подъем на колокольню >>

Самый большой Царь-колокол

Самый большой действующий колокол России находится на 88-метровой колокольне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Его предшественник был отлит для Лавры по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году и весил около 65 тонн, его поднимали на звонницу силами более 300 человек. В 1930 году во время советской антирелигиозной кампании с лаврской звонницы сбросили около 20 колоколов, в том числе и Царь-колокол, который вернулся на колокольню только в 2004 году. Новый 72-тонный колокол отлили на Балтийском судостроительном заводе Санкт-Петербурга и доставили в Сергиев Посад на специальном автопоезде. Поднимали «Царя» при помощи специального строительного крана. Впервые голос нового «Царь-колокола» верующие услышали в праздник Святой Троицы 30 мая 2004 года. Так был воссоздан набор всех больших благовестных колоколов Лавры, почти утраченный в 1930 году.

Подземные ходы

Троице-Сергиева Лавра неоднократно подвергалась набегам, поэтому вопрос существования подземных ходов не вызывает сомнения у ученых. Про подземные ходы, которые вели в хотьковский Покровский монастырь, пустынь Святого Духа Параклита, Гефсиманский и Черниговский скиты разговоры ведутся до сих пор. Есть свидетельство, что эти подземные ходы были такой ширины и высоты, что проехать по ним можно было чуть ли не на конной тройке. В разных источниках упоминается о том, что подземными ходами пользовались во время Великой Отечественной войны. Неоднократные провалы грунта в окрестностях Лавры, обнажавшие кирпичные кладки, также указывают на существование подземных ходов. Несмотря на многие свидетельства и доказательства, работ по их поиску и расчистке не проводилось.

Давидова Пустынь в Подмосковье: святыни монастыря и пруд с лебедями >>

Китайцы в Лавре

© РИА Новости, Юрий Кавер

Лавру ежегодно посещает около 300 тысяч туристов, а самые многочисленные из них – китайцы. Гости из КНР стали «туристами номер 1» в монастыре в последние несколько лет. Если еще пять лет назад в Лавру чаще всего приезжали туристы из Германии, Испании и Франции, то в настоящее время около трети всех туристов приезжают из Китая. Причем около 20% китайских туристов предпочитают посещать Лавру самостоятельно, а не с групповыми турами. В обители замечают, что гости из КНР с большим интересом гуляют по территории, покупают православную литературу и сувениры.

Монастырская коврижка

фото с сайта «Сергиев канон»

Знаменитая лаврская медовая коврижка известна далеко за пределами монастыря. Коврижка готовится из пряничного теста по старинным рецептам, которые сохранили монахи. Основа теста – мед, благодаря которому коврижка очень долго сохраняет свой замечательный вкус и аромат. Именно медовые коврижки и квас чаще всего увозят из Лавры туристы и паломники. Ассортимент продукции в трапезных и кафе Лавры разнообразен. Большим спросом пользуется бездрожжевой хлеб: Сергиевский ржаной, Бородинский и Келарский хлеб с черносливом и орехами. Братия трапезничает отдельно от мирян, в большой трапезной, находящейся внизу храма в честь Преподобного Сергия Радонежского. Этот храм так и называют – трапезный. Здесь же находится и монастырская кухня.

Топ‑5 самых известных сладостей в Подмосковье >>

Братия Лавры

© РИА Новости, Владимир Федоренко

Братия Лавры насчитывает около 200 монахов. Их жизнь скрыта от глаз мирян. «Братская» часть отделена от «туристической» оградой, на входе стоит дежурный. «Новоначальные» послушники Лавры живут в общей келье, но в основном у каждого монаха есть отдельная келья. Самому старшему из братии – за 80 лет, самому младшему – 25. Примерно 70% братии, помимо семинарии, имеют светское образование: средне-специальное или высшее. В монашестве существует своя иерархия: послушник, инок, монах, иеродиакон, иеромонах, и переступить какую-то стадию невозможно.

Отчитка отца Германа

© Пресс-служба Губернатора и Правительства Московской области, Валентина Филиппова

В Петропавловском храме Лавры, который находится за территорией монастыря, многие годы проводится ритуал изгнания злых духов, или «отчитка». Чин совершает знаменитый архимандрит Герман (Чесноков), имя которого известно далеко за пределами Лавры. Отца Германа многие называют старцем, приезжают послушать его проповедь и привозят больных родственников из самых отдаленных уголков России. Люди свидетельствуют о чудесах исцеления, а проповеди отца Германа называют невероятно сильными и мощными. На сайте Лавры отмечается, что на проведение чина отчитки желательно получить благословение своего духовного отца или авторитетного и опытного священника, который может сказать, действительно ли в этом есть нужда. Перед отчиткой необходимо исповедаться.

Тайны Серпухова: монастырские подземелья и клады времен революции >>

Подворье в Антарктике

wikipedia.org

Троице-Сергиева Лавра имеет несколько подворий, в их числе – деревянная церковь Святой Троицы в Антарктике, которая находится на острове Ватерлоо, недалеко от российской полярной станции Беллинсгаузен. Храм был освящен в 2004 году епископом Сергиево-Посадским Феогностом, деревянный сруб из кедра и лиственницы доставили с Алтая, а иконы для иконостаса выполнили дмитровские иконописцы. Идея создания храма принадлежит Патриарху Алексию Второму и главе Российской антарктической экспедиции Валерию Лукину. Первым настоятелем стал насельник Троице-Сергиевой Лавры – иеромонах Каллистрат.

Лучшие виды на Лавру

Лучший вид на Лавру открывается с Блинной горы, которая находится в центре Сергиева Посада. «Блинной» гору прозвали еще до революции. Раньше на этом месте располагался Блинный двор, где в лавках и трактирах продавали вкуснейшие «троицкие блины». В советские годы «Блинный двор» ликвидировали, потом там была барахолка, после проводили городские мероприятия. Сейчас на месте блинных лавок разбиты клумбы и оборудована смотровая площадка. Еще один красивый панорамный вид на Лавру открывается с улицы Андрея Рублева, где расположена живописная колоннада.

Усадьба Введенское в Звенигороде, где бывал Павел Первый и снимали «Войну и мир»>>

Сергиев Посад — интересные факты о городе

Сергиев Посад – город Московской области. Его история начинается с 1337 года и непосредственно связана с Сергием Радонежским, урожденным Варфоломеем. Он на 23 году жизни подался в монахи-аскеты, оставив всё свое наследство остальным братьям. Сергий ушёл в пустынное место и построил там келью и деревянную церквушку, посвященную Святой Троице. Позднее туда стали прибывать другие монахи-отшельники, но города ещё не было, строились только отдельные сёла.

Лишь с 1782 года всё это стало одним городом, посадом. Сейчас это один из центров подмосковного туризма и паломничества с населением около 100 тысяч человек, согласно данным 2018 года.

Самые интересные факты о Сергиеве Посаде

  1. Сергиев Посад – единственный город Подмосковья, который является объектом Золотого кольца России.
  2. Иван IV Грозный был крещен в Троице-Сергиевой Лавре.
  3. Самый крупный колокол России с весом более 72 тонн находится в Сергиевом-Посаде.
  4. Александр Дюма и Теофиль Готье считали Сергиев Посад обязательным местом для посещения, после того, как побывали там. Готье ещё и запечатлел эту поездку в «Путешествие в Россию».
  5. Сергиев Посад был местом проживания «русского Леонардо Да Винчи», Павла Флоренского, известного своими научными, а также философскими изысканиями. Ему пришлось когда-то даже спасти лавру от разграбления большевиками, доказывая её культурное значение советской власти.
  6. С 1608 по 1610 здесь происходила знаменитая Троицкая осада войсками Лжедмитрия II. На стороне русских было около 3300 человек, а на стороне поляков – 10-15 тысяч человек. К 1609 году, благодаря непорядкам среди атакующего командования, прибытием к осажденным стенам войск Михаила Скопина-Шуйского, Троице-Сергиеву лавру удалось освободить.
  7. Троице-Сергиевой лавра – основа города, а также монастырь с самой высокой колокольней России с высотой около 88 метров. Построена колокольная в стиле нарышкинского барокко с элементами классицизма. Строительство этого сооружения датируется XVII веком, однако отлитие колоколов приписывается XV веку.
  8. Сергиев Посад – место расположения музея игрушек открытого с 1910 года коллекционером Бартрамом. Музей игрушек насчитывает экспозицию численностью около 3000 кукол, игрушек, изделий, портретов из Европы и Азии.
  9. На территории Сергиево-Посадского городского округа располагается усадьба «Абрамцево». До 1870 она принадлежала Аксакову, а после – Мамонтову. Там гостили когда-то Гоголь, Тургенев, Тютчев, Погодин и другие русские классики. При Мамонтове усадьба обзавелась мастерскими, где работали Репин, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Врубель, Левитан, Поленов. Сейчас там можно лично побывать у того окна, где писалась картина «Девочка с персиками», можно посетить мастерские великих художников прошлого, а также сходить на выставки современного искусства.
  10. Согласно легенде, перед Куликовской битвой Дмитрий Донской был благословлен основателем Сергиева Посада, Сергием Радонежским.
  11. В 1682 Петр I вместе со своим братом укрывается за стенами лавры от стрелецкого бунта. В 1689 здесь же он спасается он восстания, подготовленного Софьей, и сюда к нему прибывают Сухаревский и Потешный полки.

Кое-что ещё о Сергиевом Посаде

  • В Троице-Сергиевой лавре находится один из самых древних колоколов России, который был отлит примерно в XV веке. Причина этому, предположительно, спасение Петра I от царевны Софьи за стенами лавры. И, когда большая часть церковной утвари были изъяты у церкви для изготовления снарядов в ходе Северной войны, колокола лавры были не тронуты.
  • Сергиев Посад долгое время был городом игрушечного промысла. Здесь к XX веку насчитывалось около 5000 дворов ремесленников, которые изготавливали множество кукол и прочих игрушек. Есть мнение, что сам основатель города, Сергий, тоже вырезал игрушки ребятишкам. Так что тогда выражение «купить игрушку в Троице-Сергиевой лавре» означало сделать богоугодное дело.
  • В XX веке Сергиев-Посад был переименован в Загорск, только в 1991 году было возвращено прежнее название.
  • Только начиная с первой половины XVIII основание города, Троице-Сергиев монастырь, стал лаврой благодаря государыне Елизавете Петровне. Лавра – крупный мужской монастырь с обширным влиянием на общество, политику и культуру. Всем этим показателям монастырь, как основание города, соответствовал.
  • В Сергиевом-Посаде в 3 км от лавры находится Черниговский скит, основанный в 1847 году юродивым Филиппушкой. Он строил подземные кельи или пещеры. Деревянная наземная церковь появилась немного позднее. В 1851 году митрополит Филарет(Дроздов) освятил подземный скит. Когда к власти пришли большевики, Черниговский скит превратили в тюрьму, интернат и склады. Только к 1990 году скит был возвращен церкви, хотя там и сейчас располагается интернат для детей-инвалидов.
  • Долгое время Сергиев Посад был одним из самых развитых мест России, даже до того, как стал городом. Троице-Сергиева лавра имела большой земельный надел, где трудились крестьяне. Благодаря множеству льгот успешно развивалось ремесло и торговля. Из-за большого числа паломников ремесла чаще всего были связаны с изготовлением предметов культа: икон, крестиков, свечей, одежд для священнослужителей и так далее. Даже сейчас всё это до сих пор действует, а рядом с лаврой располагаются торговые ряды с продуктами, изготовленными местным производством.
  • С 1764 церковные крестьяне пусть и стали государственными, но были приписаны в Троице-Сергиевой лавре, что было важно для развития этого города. Крестьяне стали штатными служителями, это избавило их многих трудностей и произвола властей. Никто из духовенства не позволял себе такого произвола над крестьянами, который творили дворяне и помещики, а именно: насилие, распоряжение душами, как имуществом и так далее. Благодаря такому положению вещей в своё время прославились И.М. Малышев и И.А. Малышев, выходцы из простого народа, которым лавра дала возможность себя реализовать в качестве художников и иконописцев. Когда крепостное право было отменено, крестьяне стали просто наёмной рабочей силой, мещанами и купцами. Фактически в их жизни почти ничего не изменилось.
  • В 1862 году в Сергиев-Посаде появилась железнодорожная станция «Сергиево». В 1896 году на эту станцию на поезде приезжал император Николай II и его семья. Это был последний императорский визит в Сергиев Посад.

Лавра

У этого термина существуют и другие значения, см. Лавра (значения).

Ла́вра (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.

Лаврами могут называться также католические монастыри восточных традиций (прежде всего, униатские).

История

Под лаврой изначально могли пониматься как монастыри, так и крупные приходы, прихожане которых жили в одном квартале (или как бы сказали сегодня — в одном городском «микрорайоне»).

Структура лавры

Поскольку лавры представляли собой отдельные поселения или кварталы внутри поселения, то они состояли из ряда построек. Центр лавры составлял собор (кафоликон), перед которым располагался двор. Главный собор лавры обыкновенно носит название одного из церковных праздников: Благовещенский, Вознесенский, Троицкий, Преображенский или Успенский. Боковые пристройки лавры представляют собой кельи (общежитие), гостиницу, архиерейский дом, библиотека, трапезную (столовую), семинария, проскурница (мастерские) или древлехранилище (музей). Отдельно к храму примыкали ризница, баптистерий и придел. В составе лавр могли находится кладбища или оссуарий, а также сад или огород. Группа построек ограждалась стеной с воротами.

Лавры — монастыри

В IV—VI веках в Палестине лаврами именовались крупные монастыри, в которых сохранялась самостоятельная жизнь насельников (самостоятельное зарабатывание денег, ремесленничество) при наличии совместного устройства общих потребностей (организация богослужений, устройство стены от нападений кочевников-бедуинов). Такая форма устройства отличала лавры от киновий, где главным принципом было «общежитейное» устройство, подразумевавшее совместную собственность, общее распределение труда и благ. Позже лаврами назывались исторически и духовно значимые монастыри, независимо от формы жительства (киновия или идиоритм).

Лавры — кварталы

Кроме того, в Александрии IV века н. э. лаврами было принято называть городские кварталы (население которых составляло церковные приходы):

«…положение африканских пресвитеров сильно отличалось от положения их коллег на других континентах, поскольку они имели больше власти <… > В своих кварталах, отделенных друг от друга бульварами (почему они и назывались „лаврами“), пресвитеры пользовались огромной властью, как, например, Арий был реальным духовным лидером своего пресвитерства Баукалис».

Лавры Палестины

Одной из первых упоминаемых лавр была основанная святым Харитоном Фаранская лавра, на месте которой сейчас находится скит Святого Харитона. На месте другой основанной в IV веке святым Харитоном Лавры Дока находится Монастырь Искушения в городе Иерихоне. Третьей основанной святым Харитоном лаврой была разрушенная ныне Суккийская лавра.

Рядом с лаврами святого Харитона находилась разрушенная в XVI веке лавра Хузива (лавра преподобного Иоанна Хозевита).

Выходец из Фаранской лавры Евфимий Великий основал в V веке лавру святого Евфимия.

Часто лаврой называют основанный в VI веке Монастырь Феодосия Великого близ Иерусалима, однако этот монастырь являлся киновией и не мог быть лаврой, поскольку лавры в VI веке были идиоритмами. Ныне Монастырь Феодосия Великого существует как женский монастырь вблизи города Вифлеем в Палестине).

Рядом с монастырём Феодосия Великого расположена наиболее известная из доныне существующих лавр Востока, основанная святым Саввой Освященным (Лавра Саввы Освященного), прославленная пребыванием в ней святого Иоанна Дамаскина. Среди обителей, основанных в пустыне вблизи этой лавры самим преподобным Саввой и его учениками, упоминаются Новая лавра, основанная вышедшими из Великой лавры (Святого Саввы) «по неудовольствию на преподобного Савву», «недалеко от Фекуи, к югу при Фекуйском потоке», а также основанная «по своеволию одним монахом Великой лавры — Иаковом, при озере Семиустном» Лавра Семиустная (Гептастом).

В Иерихоне на месте русского подворья святого Иоанна Предтечи находилась лавра святого Кириака.

На месте разрушенной персами лавры Каламон (тростниковая лавра, лавра «Доброе пристанище», лавра-киновия) вблизи города Иерихон с XIX века находится перенесённый из другого места Монастырь Герасима Иорданского. При этом блаженный Иоанн Мосх называет лаврой также монастырь святого Герасима, говоря о расположении лавры Герасима: «около Иордана», а о лавре Каламон: «близ Иордана».

Лавра Пиргов (башен) была расположена севернее монастыря святого Герасима Иорданского. В долине Иордана располагались также лавра аввы Петра, лавра Коприта, лавра Ильинская, лавра Несклерова, лавра Пентукла.

В регионе Эль-Бира существовала основанная учеником преподобного Саввы блаженным Фирмином Фирминская лавра.

Под лаврой Марда принято считать существовавший некоторое время в крепости Масада православный монастырь.

Лавры Греции

Святая Лавра (Калавритская лавра) — древнейший монастырь Пелопоннеса, основанный в 961 году, неоднократно разрушаемый и восстанавливаемый, сыгравший значительную роль в греческой революции 1821 года. Находится в церковной юрисдикции Элладской православной церкви.

Лавры Афона

Единственной действующей лаврой Афона является Великая Лавра (лавра святого Афанасия Афонского) — первенствующий монастырь на Святой Горе Афон, основанный в 963 году как киновия, но неоднократно менявший свою форму жительства с киновии на идиоритм и обратно. Находится в непосредственной церковной юрисдикции патриарха Константинопольского.

Ранее на Афоне существовали другие лавры. В настоящее время известны две: Лавра святого Климента, располагавшаяся возле современного Иверского монастыря и лавра «Кафедра старцев».

Неофициально в разное время лаврами назывались и другие афонские монастыри.

Так, монастырь Кутлумуш назывался «Лаврой румынской земли», монастырь Зограф — болгарской лаврой, монастырь Хиландар — сербской, хиландарской или славной лаврой, Пантелеимонов монастырь — русской или пантелеимоновой лаврой.

Лавры Украины и России

В России находятся две лавры: Троице-Сергиева лавра (с 1744 года, Сергиев Посад) и Александро-Невская лавра (с 1797 года, Санкт-Петербург).

На Украине в настоящее время лаврами являются три православных монастыря: Киево-Печерская лавра (с 1598 или 1688 года, Киев), Почаевско-Успенская лавра (с 1833 года, Почаев), Святогорская Успенская лавра (с 2004 года, Святогорск).

На Украине существуют также грекокатолические студитские Уневская лавра (с 1898 года, Унев) и Свято-Иоанновская лавра (с 1927 года, Львов).

Лавры в других странах

На территории Грузии и частично Азербайджана существует Давидо-Гареджийская лавра, на территории Польши — Супрасльская лавра. После присоединения Грузии и Польши к Российской империи они были лишены статуса лавр, а с конца 80-х годов XX века в названии монастырей вновь употребляется слово лавра.

В Румынии находится Лавра Нямц и Секул.

В Сербии лаврами неофициально называют три монастыря — Царскую лавру, Студеницу и Высокие Дечаны.

Лавры в структуре Русской православной церкви

В Российской империи не было патриаршества, поэтому лавры подчинялись Святейшему синоду. В наши дни ставропигиальной (патриаршей) в России является только Троице-Сергиева лавра. Александро-Невская лавра подчинена митрополиту Санкт-Петербургскому, а лавры Украины — ставропигии, подчинённые митрополиту Киевскому (за исключением Святогорской, которая подчиняется правящему архиерею Донецкой епархии, хотя географически расположена на территории Горловской епархии).

Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, называются наместниками и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита. С 2009 года наместники всех лавр Русской православной церкви являются архиереями.

Иногда Кицканский монастырь в Приднестровье называют Ново-Нямецкой лаврой, хотя официально монастырь такого статуса не имеет. В этом случае Нямецкая лавра в Румынии часто называется Старо-Нямецкой лаврой.

Женская лавра

Исторически лаврами были только мужские монастыри. Согласно пророчествам преподобного Серафима Саровского, Серафимо-Дивеевский монастырь станет первой женской лаврой, но будет это перед концом света.

Однако женский монастырь Жича в Сербии называется Царской лаврой. Женский Монастырь Феодосия Великого в Палестине также часто называется лаврой.

Примечания

  1. Лаврская гостиница (Сергиев Посад)
  2. Библиотека Флавиана
  3. Трапезная церковь Киево-Печерской лавры
  4. Троицкая лаврская семинария
  5. Ковнировский корпус
  6. Древлехранилище Александро-Невской Лавры
  7. Малер А. М. Константин Великий, 2011
  8. 1 2 Обители, бывшие в пустыне Святого Града в эпоху её процветания в IV, V и VI веках, с показанием их местонахождения по древним источникам.
  9. ИЕРИХОНСКИЕ СВЯТЫНИ
  10. Кадас С. Святая гора Афон. Монастыри и их сокровища. — С. 12.
  11. Кутлумуш
  12. Прискару В. Святая гора Афон — молитвенница Вселенной. — 2015. — С. 122.
  13. Маевский В. А. Афон и его судьба. Сербский монастырь Хиландар и болгарский Зограф.
  14. На продукции монастыря и в настоящее время указывается «Святая царская сербская лавра — Монастырь Хиландар».
  15. Лавра // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  16. Лавра // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  17. (укр.)Свято-Іванівська Лавра (недоступная ссылка). Дата обращения 1 сентября 2017. Архивировано 2 сентября 2017 года.
  18. Монастырь Ноул Нямц.
  19. Будет в Дивееве женская лавра. Аминь.
  20. Будущее России и конец мира.
  21. Лавра преп. Феодосия Великого Киновиарха.

Троице-Сергиева Лавра

Наверное, сегодня в России нет таких людей, которые ни разу не слышали название — Троице-Сергиева Лавра. Пожалуй, монастырь, основанный 676 лет назад преподобным Сергием Радонежским, сегодня — самый известный в России. С ним неразрывно связаны важнейшие моменты истории Руси. Монастырь принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал сторонникам правительства Лежедмитрия II в Смутное время.

Монастырь быстро стал культурным и религиозным центром Российского государства. Здесь переписывались рукописи, писались иконы, летописи. В росписи самого храма принимали участие выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая Троица Андрея Рублева. Лавра была всегда излюбленным местом паломников, еще начиная с царских времен. В монастыре был крещен Иван Грозный, а для царевны Софьи Алексеевны, царевиче Ивана и Петра был убежищем. Даже Петр I укрывался здесь, когда спасался из Москвы бегством.

Сегодня в Троице-Сергиеву Лавру приезжают не только помолиться, но и на экскурсии. Здесь можно посмотреть построенный в 15-веке Троицкий собор, церковь Сошествия Святаго Духа на Соборной площади, у северной стены которой покоятся мощи преподобного Максима Грека, Успенский собор, где находятся мощи святителей Филарета и Иннокентия, Трапезный храм, а также самую высокую колокольню России высотой 88,5 метров. Именно с нее 20-к годы был сброшен и разбит царь-колокол. Есть экскурсии по монастырю для детей и взрослых, они проводятся на разных языках.

Также можно посетить Ризницу Троице-Сергиевой Лавры и посмотреть иконы, рукописные старинные книги, произведения шитья, изделия из золота и серебра. Кроме того, здесь есть несколько целебных источников, в которых можно набрать воду.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра

В конце Невского проспекта в Санкт-Петербурге находится Александро-Невская лавра – ныне действующий мужской монастырь, а также оазис русской духовной жизни на Монастырском острове. Решение о строительстве на этом месте монастыря приписывают Петру I. Считается, что в этом месте, где речка Монастырка впадает в Неву, в 1240 году была битва дружины князя Александра Невского над шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году монастырю и дали название — Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь.

Заложен он был в 1710 году. Позже здесь были построены Благовещенская церковь и часовня, началась застройка монастырской слободы, Митрополичий дом. В 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры. Троицкий собор Алексанро-Невской лавры является основным в ансамбле монастыря. На территории монастыря есть Лазаревское и Ново-Лазаревское кладбище, где захоронены Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский и другие известные деятели страны.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Паломники прибывают в монастырь, чтобы поклониться мощам Святого Александра Невского, которые находятся в Троицком соборе лавры.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь

Один из красивейших монастырей – Валаам, расположенный на острове Ладожского озера в Карелии. Действующий мужской монастырь со всех сторон окружен водой и как будто создан для тихой монашеской жизни. Здесь необычайно красивая природа, что еще больше привлекает сюда паломников и туристов. Это место называют Северным Афоном. Начало создания обители здесь связывают с деятельностью Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.

За свою историю монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям из-за близости к границе со Швецией. Но сами монахи никогда не брали в руки оружие, предпочитая умереть. В начале XVII века монастырь даже был полностью разрушен, но потом обитель монахов восстановили. В свое время Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии, живописцы Шишкин, Васильев, Куинджи, писатели и поэты Лесков, Тютчев, Шмелев, Зайцев, композиторы Чайковский и Глазунов, ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

Сегодня паломники могут посетить Валаам только через специальную паломническую службу. Гостей здесь принимают в гостинице, обустроенной в кельях обители. Здесь можно просто отдохнуть в тишине от мирской суеты, принять участие в богослужениях, посетить монастырские выставки, и даже самому поучиться различным видам декоративно-прикладного искусства.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий монастырь

Монастырь был основан в 16-м веке в пригороде Москвы на Девичьем поле. Соборный храм обители построен по образцу Успенского собора Кремля. Стены и башни монастыря строились в XVI-XVII, а большинство строений выполнены в стиле «московское барокко».

Здесь захоронены представительницы царских и княжеских родов, в том числе великая княгиня Софья Алексеевна. Также гости монастыря могут посетить могилы поэта Давыдова, писателя Чехова, на новом кладбище монастыря похоронены Гоголь, Булгаков и многие деятели русской культуры.

Сегодня часть корпусов и соборов находятся в ведении музея, другие относятся к монастырю. В Новодевичьем монастыре хранятся чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь

В Вологодской области на берегу Сиверского озера расположен Кирилло-Белозерский (также Кириллов) мужской православный монастырь. Его основали в 1397 году монахи Кирилл Белозерский — последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский. В то время монастырь был своеобразным форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики. Есть интересная историческая деталь – в 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. И он родился – будущий царь Иван Грозный, который всю жизнь считал себя обязанным монастырю своим рождением и перед смертью стал пострижником. В 1722 в монастырь приезжал Петр I. Сейчас часть зданий монастыря относится к Историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.

Паломники могут посетить храмы и музеи монастыря. В храме преподобного Кирилла Белозерского почивают его мощи. Сохранены копия первой деревянной кельи преподобного Кирилла и крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест.

Оптина пустынь

Оптина пустынь

Оптина пустынь – одна из древнейших русских обителей. Православный монастырь расположен недалеко от города Козельска в Калужской области. Точное время основания её неизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русь монголо-татар.

Считается, что основателем Пустыни был раскаявшийся разбойник по имени Оптин. Поначалу обитель же состояла всего лишь из одной деревянной церкви и около десятка монахов, живших в простых кельях. Через некоторое время она была уничтожена и возрождена только в конце 18-го века. Были построены новые церкви, появились, жилые корпуса для братии, трапезная, библиотека, мельница и даже черепичный и кирпичный заводы.

В свое время здесь бывали Гоголь и Достоевский. Сегодня гости монастыря даже могут увидеть домики, где останавливались великие писатели. Впечатление от поездки у Достоевского описаны в романе «Братья Карамазовы». А прототипом старца Зосимы стал старец Оптинского скита Амвросий. Вообще же Оптинская пустынь знаменита своими обитателями. Об удивительных старцах и чудотворцах Пустыни и в наши дни продолжают ходить легенды. Некоторые из них – целители души и тела — причислены к лику святых. За пределами России Оптина пустынь также известна. История об убиении трех монахов на Пасху в 1993 году потрясла многих.

И сегодня паломники едут сюда в первую очередь в надежде получить исцеление. В состав монастыря входит главный храм— Введенский собор, церковь Марии Египетской, Казанская церковь, Владимирская, за монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения.

Соловки

Соловецкий монастырь

Соловецкий мужской монастырь расположен на Соловецких островах в Белом море, между архангельской областью и Карелией. Соловки хорошо известны и в России, и за рубежом. Первые монахи здесь поселились в 17-м веке. Созданный здесь монастырь поддерживали Великий Новгород и Москва. Вскоре он стал одним из крупнейших в стране. Терпел нападение шведов, был разорен и царскими войсками

После смены государственного строя на Соловки стали ссылать заключенных. Александр Солженицын посвятил Соловкам целые главы своего романа «Архипелаг ГУЛАГ» . Только в 60-е годы прошлого века здесь начали восстанавливать обитель.

Сегодня туристы и паломники могут посетить уникальный музей истории, местный Кремль, Вознесенскую церковь, Ботанический сад, Филипповские островки, лабиринты Большого Заяцкого острова – один из них – крупнейший в мире, Муксалмскую дамбу, рукотворную систему каналов и озер. Также здесь построена церковь Андрея Первозванного, основанная Петром I.

Это лишь несколько достопримечательностей, расположенных на Соловках. Чтобы осмотреть все, не хватит и трех дней. Но самое главное, что привлекает сюда туристов – уникальная природа. Чистейшая вода озер, великолепный вид с островов.

Лавры Украины: 5 уникальных святынь

Лавры – это самые большие и значимые православные мужские обители, имеющие особенное духовное и историческое значение. В переводе с греческого слово «лавра» означает: часть города, населенная местность, обнесенная стеной или оградой. Это название стали применять к многолюдным и важным монастырям.

Многие считают, что лавры в Украине – единственные в мире. Первые лавры появились в начале 4 века в Палестине. Монахи-отшельники в поисках уединения селились в Иудейской пустыне, проводя жизнь в молитвах и смирении. Свое жилье они были вынуждены ограждать стенами, дабы защитить себя от набегов кочевников-бедуинов.

Многие из нас не видят особой разницы между монастырем и лаврой. На самом деле это совершенно разные монашеские поселения. Монастыри бывают мужские и женские. Эти религиозные общины имеют свой устав, уклад и правила, единый комплекс богослужебных и жилых помещений.

Лавра – это разновидность монастыря, но с более обширной территорией и большим количеством монахов, со своей особой и древней историей, а также непосредственным подчинением патриарху. Лавра может быть только мужской.

Официальный статус лавры имеют немногие монастыри. Наиболее известная расположена в Палестине – лавра Саввы Освященного, основанная в 484 году на территории Западного берега реки Иордан. В Благовещенском соборе лавры Саввы Освященного хранятся мощи Святого Савы. Примечательно, что по давней традиции монашеского устава в эту лавру запрещен вход для женщин. Еще одна особенность – в монастыре по сей день не используется электричество.

В Украине насчитывается наибольшее количество действующих лавр – три православных монастыря и два греко-католических.

Киево-Печерская лавра

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра признана одной из самых древних и значимых обителей на территории Украины. За время своего существования легендарная святыня пережила немало исторических потрясений – войны, пожары, разрушения и грабежи. Статус лавры монастырь получил в 1688 году.

История Лавры началась в 1051 году, во времена правления князя Ярослава Мудрого. На живописных днепровских берегах в пещере поселился монах Антоний, прибывший со Святой горы Афон в поисках уединения от мирской суеты. Со временем к нему стали приходить миряне: кто за советом, кто с просьбой о молитве, некоторые селились рядом. Со временем над пещерами начали строить наземные постройки.

На протяжении многих столетий Киево-Печерский монастырь пополнялся новыми культовыми сооружениями, а подземные пещеры стали использовать как некрополь.

Автор фото: Yuriy Perebayev © IGotoWorld.com Photo Group.

Уникальный монастырский комплекс в 1990 году был внесен ЮНЕСКО в Список памятников всемирного значения. Ежегодно тысячи туристов со всего мира посещают древнюю святыню Киева. Особый интерес вызывают Ближние и Дальние пещеры, это настоящие подземные лабиринты, уникальные в своем роде. Здесь покоятся мощи летописца Нестора, богатыря Ильи Муромца, целителя Агапита, черниговского князя Святослава и многих других.

На территории Верхней Киево-Печерской лавры действует музейный комплекс – Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник.

Чтобы увидеть лавру: посещение заповедника (часть огромного комплекса лавры) и его музеев платное – от 20 грн. Антониевы и Феодосиевы пещеры открытии с 9:00 до 16:00. Вход в них и храмы лавры свободный.

Почаевская лавра

Белоснежный архитектурный ансамбль Свято-Успенской Почаевской лавры поражает своим величием и блеском золотых куполов. Он раскинулся на высоком каменистом холме Кременецких гор. Это один из наиболее почитаемых монастырей среди паломников.

Православная обитель пережила немало драматических событий, ее существование окутано многочисленными преданиями и легендами. По одной из них, монастырь основали киевские монахи, спасавшиеся от набегов татар в 1240 году. В то время над Почаевской горой монахам явилась в огненном столпе Богоматерь, оставив после себя отпечаток стопы на камне с источником целебной воды. Там же монахи построили первый деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Первые документальный упоминания о святой обители относятся к 1527 году. Неоценимый вклад в развитие монастыря внесла местная помещица Анна Гойская. Она подарила монастырю чудотворную икону Богоматери, привезенную с Востока в 1559 году греческим митрополитом Неофитом. Также помещица пожертвовала средства на строительство Почаевской церкви и келий для монахов. В 1833 году монастырь получил статус лавры.

Источник фото: pochaev.org.ua.

К основным святыням Почаевской лавры относятся: мощи преподобного Иова и Амфилохия Почаевского; след стопы Богоматери с целебным источником; чудотворная икона Матери Божьей.

Чтобы увидеть лавру: Почаевская лавра расположена в городе Почаев, в 70 км от Тернополя. Сюда постоянно организовывают паломнические туры. На территории есть гостиница и комнаты для паломников. Стоимость ночлега – от 40 грн за ночь.

Святогорская лавра

На живописных склонах реки Северский Донец расположилась Свято-Успенская Святогорская лавра, одна из главных святынь востока Украины. Святая обитель, возрожденная после десятилетий советского атеизма, вновь возвышается в окружении национального парка «Святые горы».

Первые документальные упоминания о Святых горах датируются 1526 годом. Но многие историки сходятся во мнении, что монастырь появился на склонах меловых гор еще до крещения Киевской Руси. Не исключено, что первыми поселенцами были монахи из Византии, спасавшиеся от гонений за поклонение святым иконам. О том, что в этих местах были христианские поселения, свидетельствует также Ипатьевская летопись. В 1111 году местные христиане встречали здесь князя Владимира Мономаха. На протяжении многих веков монастырские пещеры были пристанищем для многих благочестивых иноков во время гонений.

Святогорский монастырь постигла одновременно как счастливая, так и печальная судьба. Худшие годы для обители пришлись на советский период – она была разграблена, осквернена и разрушена.

Источник фото: svlavra.church.ua, автор – Михаил Полтавский.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда священникам вернули соборный храм Успения Божьей Матери. Сейчас в монастырском комплексе восстановлены церкви, дом настоятеля, кельи, кузница, мастерские, гостиные дворы.

Священный Синод Украинской православной церкви 9 марта 2004 года предоставил Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю статус лавры, приняв во внимание давность святыни и ее историческую роль в становлении христианства. Это самая молодая лавра с очень древней историей.

Чтобы увидеть лавру: сейчас на территории Донецкой области проходят военные действия. Мы не рекомендуем посещение лавры.

Свято-Успенская Уневская лавра

Уневский монастырь Успения Пресвятой Богородицы со статусом лавры является центральной обителью монахов-студитов, одного из орденов УГКЦ. Орден студитов был основан в конце 8 века Теодором Студитом из Константинополя, он же являлся автором Студийского устава для монахов, действующего доныне.

Уневский монастырь-крепость расположен на окраине села Унев, в окружении лесистых гор. Первые упоминания о монастыре относятся к 1395 году, уже тогда он упоминался как известный духовный центр Галичины.

Источник фото: ua.vlasenko.net, автор – Petro Vlasenko.

История монастыря тесно связана с родом Шептицких. Во времена Австрийской империи Уневский монастырь был закрыт. Инициатором возрождения монашеской жизни в Уневском монастыре был митрополит Андрей Шептицкий, в 1898 году обитель получила статус лавры, здесь снова поселились монахи Студийского устава.

В советское время монастырь использовали как лагерь для католического духовенства, далее организовали приют для душевно больных людей.

В 1991 году власть вернула Уневский монастырь монахам-студитам.

Дважды в год Уневская лавра собирает тысячи паломников, это происходит во время почитания чудотворной иконы Уневской Богородицы на третье воскресенье мая, а также 28 августа – на праздник Успения.

При монастыре открыт музей, в галерее у входа представлена коллекция старинных распятий.

Чтобы увидеть лавру: до Унева курсирует транспорт из Львова. Место отправления: улица Лычаковская, 150. Время отправления: 7:30, 10:50, 14:25, 17:50, 20:30.

Свято-Ивановская лавра

Лавра Святого Иоанна Крестителя Студийского устава УГКЦ – редко упоминаемая и несправедливо забытая обитель, хотя находится почти в самом центре Львова.

Основан монастырь был в 1927 году Митрополитом Андреем Шептицким, он является полноценной второй лаврой УГКЦ с соответствующей грамотой митрополита, статуса которой никто и никогда не отменял.

Располагается лавра на территории Музея народной архитектуры и быта с народным названием «Шевченковский гай».

Центральный храм Лавры – деревянная церковь Премудрости Божьей, привезенная во Львов в 1930 году из карпатского села Кривко, что на Турковщине. Церковь Святого Николая 1763 года была сильно повреждена во время Первой мировой войны, поэтому сельская община построила себе новый храм, а старый был продан Лавре. 7 июля 1931 года церковь освятили вторично в честь Святой Софии – Премудрости Божьей.

Свято-Ивановская лавра просуществовала до 1946 года, ее постигла печальная судьба многих монастырей на Галичине. Чтобы спасти от уничтожения Лавру с уникальными сакральными памятниками, было принято решение создать музей.

Автор фото: © IGotoWorld.com Photo Group.

В 1990 году монахи-студиты по согласию дирекции музея начали проводить богослужения в церкви Премудрости Божьей. Позже, согласовав формальности, монахи официально поселились на территории музея, заняв помещение бывшей монашеской прачечной.

Чтобы увидеть лавру: необходимо посетить скансен «Шевченковский гай» во Львове. Вам подойдет трамвай № 2, 7 или 10. Из центра ехать всего несколько остановок. Вход на территорию музея стоит 30 грн.

На протяжении многих столетий лавры на территории Украины играли огромную роль как в духовной, так и политической жизни. Они являлись центрами христианской культуры: здесь жили и работали известные летописцы, ученые, художники, книгоиздатели. Это уникальные памятники всего православного человечества, в наших силах сберечь их в первозданной красоте для последующих поколений.

  • Исторические факты
  • ТОП

Если статья понравилась, расскажите друзьям 🙂 Следите за нами в соцсетях