В церковь в брюках

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многих православных верующих интересует вопрос можно ли в церковь в брюках женщине ходить. Справедливости ради нужно отметить, что зачастую именно стиль одежды становится нежеланием посещения храма. Ответы на выше поставленный вопрос не редко пытаются найти в цитатах из Библии. При этом в них много людей видят однозначный запрет на хождение женщин в брюках. Но некоторые люди это трактуют совершено по-другому.

Что об этом говорит Библия

Если хорошо изучить Ветхий Завет, то конечно же можно найти ответ на вопрос можно ли в церковь в брюках женщине. В Святой Книге сказано, что женщина не должна быть одета в мужскую одежду, а мужчина в женскую. Но, перед тем как делать какие-либо выводы прежде всего нужно детально изучить какая одежда была в те времена.

Многие, наверное, удивляться, но в Средние века как таковых брюк в принципе не существовало. Они появились в гардеробе только в 19 веке. Также в православном писании сказано, что под одеждой для противоположного пола имеется ввиду комическое одеяние. Оно предназначено для ряженых.

Еще в христианских канонах озвучивается, что девушка или женщина облачиться в мужскую одежду для того, чтобы совершить подвижничество. В этих словах имеется в виду отклонение женщины от сути в которой создал ее Бог. Подведя итог можно сказать, что в цитатах и Библии нигде не сказано о строгом запрете ношения брюк в церковь женщинами.

Мнение священников

Несмотря на то, что строгого запрета нигде нет все же многие священники придерживаются строгого запрета ношения брюк женщинами. Почему нельзя в брюках в церковь они объясняют тем, что одежда в некоторой степени диктует некоторые формы поведения, которые могут быть несовместимыми с христианскими нормами.

Например, в юбке не удобно сидеть в развязанной позе, а в брюках — удобно. Согласно мнению священников, такое изменение манеры может тянуть за собой изменение не только в поведении, но даже в характере.

Кончено сегодня не существует строго запрета на брюки. Но все же если у вас есть вариант одеть другую одежду, то лучше отдать предпочтение ей. Конечно, если вы посетите церковь в брюках, то в ас никто не выгонит. Но знайте, что все же в некоторых храмах это может спровоцировать конфликт.

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше …ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью …

ЧУДО ВЕРЫ Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и …Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!! Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА (прочтите — не пожалеете, время чтения 15 минут) Мне двадцать три. Старшему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех. Светлана Комарова уже много лет живет в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала …ОНА ВЕДЬ КУРИТ! О том, как курящая старушка оказалась иподиаконом Два года назад меня пригласили поисповедовать и причастить старушку, которая готовилась умереть. Когда мы уже подходили к дому, где она жила, сопровождающие меня родственники как-то замялись и робко сказали …

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Также следует отметить, что к этому запрету более серьезно относятся в монастырях. В такой форме одежды не стоит посещать монастырь даже в качестве экскурсантки.

В какой одежде ходить в церковь

Главное требование к одежде, в которой вы будете посещать храм – это скромность и не броскость. Ни в коем случае нельзя надевать шорты и майку. Плечи девушки или женщины обязательно должны быть накрытыми. Существует несколько рекомендаций в какой одежде ходить в церковь женщине:

  • Нужно женщине обязательно в церковь надевать платок. Если вы по пути увидели храм и решили в него зайти, а у вас не оказалось с собой косынки, в таком случае голову можно накрыть балахоном или капюшоном. Подойдет даже шляпа или берет.
  • Старайтесь не надевать брюк. Лучше отдайте предпочтение юбке или платью. Длина юбки в церковь не должна быть выше колена.
  • Если вы надеваете платье, тогда нужно выбирать модель с закрытым воротником и длинным рукавом. Также подойдет модель с рукавом три четверти. В любом случае обязательно должна быть закрыта грудь, плечи.
  • Церковь нельзя посещать в обуви на высоких каблуках. Нужно отдавать предпочтенье обуви на низком каблуке или на плоской подошве. Это должны быть максимально закрытые туфли.

Очень важно не забывать какая юбка должна быть в церкви. Если у вас нет юбки за колено, то можно даже надевать модель в пол. В короткой юбке вас могут не впустить в церковь, а если и пустят, то это вызовет много ярости в прихожан. Зачем провоцировать конфликт. Ведь в церковь ходят не за этим. При этом не оставляйте без внимания цветность одежды. Отдавайте предпочтенье пастельным и неброским расцветкам. Главное правило подбора одежды – не привлечь к себе внимания.

Чего нельзя надевать

Решив посетить церковь нельзя надевать шорты, джинсы, лосины, короткие юбки. Как описано выше брюки также не желательны. Одежда не должна быть обтягивающей. Даже если согласно всем рекомендациям у вашей блюзы будут длинные рукава и прикрыты плечи, но она будет изготовлена из прозрачного материала, то ее также нельзя надевать для посещения храма.

От яркой и сильно выраженной парфюмерии также стоит отказаться. Ни в коем случае не обувайте спортивную обувь. Макияж должен быть не броский. Губы не стоит красить яркой помадой. Лучше в этот день накрасится более натурально, а то и вовсе отказаться от макияжа.

Если вы хотите посетить церковь или монастырь с целью экскурсии или ради интереса – помните, что это святые места, куда приходят верующие люди обратится к Богу. Поэтому с какой бы целью вы не посещали их, одежду нужно подбирать очень тщательно.

Господь всегда с Вами!

Можно ли в церковь в брюках женщине

Большинство людей, верующих в Бога, задаются вопросом, в чем идти в церковь женщине. В некоторых случаях незнание необходимой для церкви одежды приводит к нежеланию приходить в здание храма.

Существует множество взглядов по поводу стиля одежды, выбираемого при посещении церкви.

Оглавление:

  • Почему в церковь нельзя ходить в брюках
  • Каким образом правильно одеваться в церковь женщине
  • Мнение священников

Почему в церковь нельзя ходить в брюках

Изучая подробно Ветхий Завет, можно найти ответ следующего содержания: женщине не следует использовать мужскую одежду, а мужчине нельзя переодеваться в женскую.

Но в данном ответе присутствует невыясненный момент: одежда во времена написания Священной Книги значительно отличалась от современного одеяния. Во времена средних веков брюк в понимании сегодняшнего дня не существовало.

Данный предмет гардероба берет истоки приблизительно в 19 веке. В Библии же отмечено, что одеяние для противоположного пола представляет собой комический образ. Использование не своей одежды было атрибутом людей другой веры для проведения обрядов, связанных с магией. А магические действия не принимались церковью издревле. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что строки Библии – основополагающий документ, утверждающий запрет на брюки для женщин при походе в церковь.

Не следует забывать, что исследуемый вопрос также относится и к эстетическим. У православных людей красота – особое понятие, требующее трепетного отношения. Поэтому верующие люди стремятся отражать красоту и в духовном плане, и своим внешним образом.

Одежду нельзя делать слишком важной частью жизни, но и не следить за собой не приветствуется. Исходя из такого рассуждения, женщине нельзя посещать в брюках храм, ведь данная вещь гардероба не олицетворяет женственность и нежность.

Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать о том, как ставить в церкви свечку за здравие.

Каким образом правильно одеваться в церковь женщине

Первостепенное условие, предъявляемое к женской одежде, – скромность и чистота. Шорты, майки, открывающие плечи и руки женщины, не пользуются уважением у священников.

Рекомендации при выборе одежды для женщин выглядят следующим образом:

  • голову следует покрывать платком, в случае отсутствия платка можно использовать капюшон или другие имеющиеся в наличии вещи;
  • отдавать предпочтение юбкам, платьям, длина которых ниже уровня колен;
  • модели одежды должны иметь длинные рукава, а также закрытый воротник, обязательно важно не демонстрировать плечи и грудь;
  • следует отказаться от высоких каблуков, использовать плоскую подошву.
  • расцветка одежды не должна привлекать внимания;
  • лучше отказаться от яркой косметики и вызывающей парфюмерии.

Женщины своим внешним обликом не должны привлекать мужское внимание и отвлекать от общения с Богом. Даже закрытая одежда бывает стильной. Украшать свое тело не является запретом, главное избегать вульгарность. Важно помнить, что люди приходят в церковь к Богу, к покою, отвлекать внимание верующих – недостойное занятие.

Вопрос: «Обязательно ли девушке в церковь одевать юбку?» однозначного разъяснения не имеет. Но важно применять правильный фасон, выбирая данный вид гардероба. Юбка должна быть либо ниже колена, либо максимальной длины. Не следует использовать облегающую ткань, рекомендуется фасон неброского покроя.

Короткая юбка может вызвать недоумение как у служителей Богу, так и прихожан. Цель визита в храм может быть любой, но к выбору одежды всегда следует относиться с большой серьезностью.

Категоричного запрета на ношение брюк женщинами при походе в церковь не существует, но большинство священников склоняются к мнению, что женщинам не следует одевать данный вид гардероба при общении с Всевышним.

Это находит следующее объяснение: одежда в религии связана с нормами поведения. Сидеть в неприличной позе женщине в брюках удобно. Поэтому использование брюк может повлечь за собой изменение женского поведения.

Конечно, в некоторых церквях к девушкам в брюках относятся с пониманием, но все равно не стоит провоцировать конфликт. Прихожане могут расценить подобную форму одежды как неуважение к церкви, и окружающим. А женщине, одетой по принятым в обществе правилам, легко сразу же наладить взаимоотношения со священнослужителями.

В любых правилах существуют исключения. Если человек не ходит постоянно в церковь, но внезапно решил войти и помолиться, то никто не будет его выгонять. Священники, будучи тактичными и терпеливыми людьми, не укажут на ошибку прилюдно.

Если наедине на исповеди батюшке задать вопрос: «Можно ли носить джинсы или брюки?», то ответ будет носить рекомендательный характер. Священнослужитель посоветует следовать общепринятым нормам поведения.

Бывает ситуация, когда в сильный мороз у женщины просто нет теплой юбки, а церковь отдалена от дома на значительное расстояние. В таком случае не стоит отказываться от похода в церковь. Можно воспользоваться курткой максимальной длины или шубой, чтобы скрыть брюки. Главное, чтобы внешний облик оставался скромным.

Устои по поводу одеяния женского пола в храме на протяжении веков сложились неоднозначные, но величайшим остается искреннее желание общаться с Богом, прикасаться к высокому, прекрасному.

Как должны одеваться христианки согласно Библии?

Опубликовано 24.04.2013

  • Как должны одеваться христианки — что об этом сказано в Библии? Можно ли женщине-христианке носить брюки, колготы, и если да, то можно ли, чтобы другие это видели? Должны ли христианки думать об этом?

    Ответ:

    Как должны одеваться христианки?

    Насколько это известно мне, Библия ничего не говорит о колготках и брюках. Как факт, в Библейские времена брюки еще не были изобретены, так что не разумно искать у библейских авторов мнения насчет того, что носить женщинам. Мне известно, что некоторые христианские группы составили правила относительно того, как одеваться христианкам. О запрете на колготки я не слышал, но могу себе представить, что есть где-то группы, которые объявили колготки грехом для христианок.

    Лучшее, что приходит на ум из библейского учения, стих, который можно применить по поводу ношения или против ношения брюк женщинами, это отрывок из Второзакония:

    Пусть женщина не одевается в мужское платье, и пусть мужчина не одевается в женское платье, ибо это отвратительно Господу, Богу твоему. (Второзаконие 22:5)

    Позволю себе пару слов в тему. Прежде всего: это был закон, данный иудеям на горе Синай. В основном, законом Моисея христиане не пользуются. В послании Колоссянам сказано однозначно, что последователи Христа не под законом Моисея, но под новым законом:

    Вы были мертвы духовно из-за грехов своих и из-за того, что были обрезаны, но Он даровал вам жизнь вместе с Христом и по милости Своей простил нам все прегрешения наши. Он уничтожил перечень всех обвинений, которые существовали против нас, и устранил с пути нашего, пригвоздив его к кресту. Он обезоружил правителей и власти, обличил их всенародно и с крестом впереди повёл их за собой, как пленников в шествии победителя. (К Колоссянам 2:13-15)

    Апостол Павел далее специально подчеркивает, то, что соблюдение новолуний и суббот, равно как и обрезание, не требуется для христианина. Мы не можем жить сразу под двумя заветами. Либо мы находимся под властью закона Моисея, либо под властью закона Христа. Я скажу, что мы не обязаны соблюдать закон Моисея. Это включает в себя и ношение мужской одежды женщинами.

    Я сознаю, что некоторые полагают, будто ношение межгендерной одежды не угодно Богу, живем мы по закону Моисея или нет. Я должен был бы сделать акцент на этом месте. Однако, если мы собираемся составлять правила относительно того, как именно должны одеваться христианки, проповедовать определенные установки, нам следует поостеречься как бы не перенести ветхозаветные правила в Новый Завет. И конечно, не составлять тех правил, которые Бог не просил выполнять.

    В послании Колоссянам 2:20-23 Павел осуждает создание искусственных правил и норм. Он указывает на то, что такие правила состоят в «некотором небрежении о насыщении плоти».

    Вы умерли с Христом и освободились от главенствующих стихий мира, так зачем вы подчиняетесь таким правилам, как если бы жили в миру: «Не берите в руки этого! Не ешьте того! Не прикасайтесь к этому!» Всё это тленное сгинет от употребления. Подчиняясь таким уставам, вы лишь следуете правилам и учениям, созданным людьми. В самом деле, их признают мудрыми с точки зрения придуманного людьми почитания, самоуничижения и умерщвления плоти, но они не обладают никакой силой в борьбе против нашей греховной природы. (К Колоссянам 2:20-23)

    Проще говоря, когда человек создает некие правила, не из Библии, пусть даже из искреннего желания помочь христианам быть праведными, то так бы это не привело неожиданно к обратным результатам. Создание подобных правил не помогает умножению праведности. В заключение, я считаю, что запрет на ношение брюк христианкам не только не обоснован Библейски, но и наносит ущерб распространению Благой вести. Я это говорю, пользуясь принципом апостола Павла.

    Как же должны одеваться христианки? Есть и вторая причина, по которой я считаю запрет на ношение брюк для христианок глупостью. В 21 веке смешно говорить, что женщина, одетая в брюки, напоминает мужчину. Правдоподобно было бы утверждать, что в западной культуре добрая половина потребителей брючных изделий – женщины. Как можно на сегодняшний день, бровью не поведя, запретить женщинам носить брюки? Объявить грешницей женщину в брюках можно только при абсолютно законническом складе ума, только базируясь на модных законах столетней и более давности. Я думаю, что и сто лет назад такое правило бы не сработало, принимая во внимание, что мы уже живем по Новому, а не Ветхому завету. Но даже если и на сто лет назад это было бы применимо, то в современной культуре говорить что женщина в брюках подобна мужчине – это не выдерживает никакой критики.

    Относительно колготок: я изо всех сил пытаюсь представить себе тот уровень законничества, при котором христианкам запрещают носить колготы. Позвольте восстановить линию размышлений. Грешно женщине носить колготки, потому что они напоминают одежду мужчин. Колготки — это вид брюк, следовательно, это грех. И не важно, что колготки – это одежда не для мужчин. Уффф! Законничество загрузило по полной! Не ходите на консультации к таким людям.

    Джон Окс

    Перевод Наталия Бруни

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

    • Подписаться на новости
    • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    • Христианские тесты онлайн
    • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
      Пройти тест

    • Задать вопрос
    • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

    Христианские видео и ролики
    » Назад 1 / 48 Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии Распятие Иисуса Христа — фильм «Крест» на реальных событиях » Назад 1 / 48

    Комментарии 1

    «Вера-Эском»

    Недавно был в Петербурге, где знакомая попросила меня помочь ей креститься.

    «Не забудь платок», – попросил я её. В назначенный час встречаемся перед храмом. С ужасом обнаруживаю, что девушка пришла в джинсах.

    – Прости, забыл предупредить, – говорю. Ну, не пришло мне в голову, что может случиться подобное.

    – Не вини себя – юбок в гардеробе у меня всё равно нет, – слышу в ответ.

    Хорошо, что в Смоленской церкви к подобным неожиданностям готовы. Нашлась юбка, пустили в подсобку, где знакомая смогла переодеться. Когда же она вновь удалилась туда после совершения таинства, то вышла с подарком – пышным букетом цветов. Хорошо всё вышло.

    Анахронизм? Ересь?

    Есть, конечно, другой путь. В последнее время всё чаще публикуются мнения, что юбки и платки нужно упразднить. Например, информационное агентство «Интерфакс-религия» распространило мнение известного историка моды, писателя и телеведущего Александра Васильева:

    «Специальная “одежда для храма” является анахронизмом и ересью. И я вам скажу почему. Потому что сегодня мы не можем провести границы между исламской одеждой для походов в мечеть и одеждой православной для походов в храм. И там, и там длинная юбка. И там, и там закрытые рукава. И там, и там отсутствие декольте. И там, и там платок, закрывающий волосы. В чём тогда специфика?»

    Васильев забыл добавить, что и христианство, и ислам продолжают представления о том, как должно одеваться женщине из одного источника – Ветхого Завета.

    «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий, делающий сие», – учил во Второзаконии (22, 5) пророк Моисей.

    Упразднило ли христианство это правило? Нет, у апостола Павла в 1-м послании к Коринфянам (11, 5) читаем: «…всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая».

    «Немыслимо заставить»

    А ещё Васильев предлагает следовать примеру дам девятнадцатого века, которые ходили в храмы с большими декольте, зато без крестиков. Ношение нательных крестов, по мнению историка моды, католическая традиция.

    Разумеется, это ложь! Нательные кресты находят практически во всех древнерусских погребениях. Их носили со времён святой княгини Ольги, делая из стекла, янтаря, кости, камня и дерева. От нынешних они отличались тем, что были четырёхконечными, с равными концами.

    Что касается декольте, эта мода стоила жизни десяткам тысяч женщин и девушек…

    * * *

    Интервью с Васильевым – не единственная публикация в СМИ, посвящённая одежде, скорее часть некой кампании. «Мы не можем выдавать юбку за какой-то важный вероучительный атрибут», – вразумляет нас известный митрополит. С этим трудно не согласиться, да никто, собственно, и не утверждает обратного.

    Не вызывает желания спорить и следующее его замечание: «Если женщина пришла в церковь без платка или в брюках, то никто не вправе ни из прихожан, ни из клира грубо указывать на это».

    Разумеется, не грубо. Грубость не красит православного человека. Хотя предложить гостье платок и юбку всё-таки уместно. Скорее всего, она и сама этому будет рада. Ведь как случается: идёт человек мимо храма, а сердце вдруг Посетит Господь, оно затоскует – захочется войти, свечу поставить. Не вполне подобающий внешний вид, конечно, не должен становиться препятствием для этого. Но чтобы девушку не смущало то, что она нарушает нашу Православную Традицию, отчего не помочь ей покрыть голову? Во многих приходах так и делается.

    Далее владыка пишет: «Немыслимо заставить, например, во Франции надеть женщину юбку – это значит, что она должна выглядеть как мусульманка. Во Франции женщины не носят юбки вообще, они ходят только в брюках. Так что, нам отказаться от наших французских прихожанок ради того, чтобы они ходили только в юбках?»

    Честно говоря, мне трудно представить себе православную женщину, готовую отказаться от храма ради права ходить, скажем, в галифе. Но справедливости ради скажу, что во Франции я, в отличие от владыки, не был. Кроме того, был такой эпизод в истории Церкви, когда крестили целый народ, склонный к кочевничеству, кажется булгар. Так как женщины-булгарки были поголовно всадницами, то штаны для них являлись естественной деталью одежды. Отцы подумали да и благословили им ходить в храм как есть. Но то — всадницы, платье на лошади, в тех условиях, было неуместно, но сейчас? Редко встретишь лошадь в Париже…

    * * *

    Конечно же, нельзя требовать соблюдения традиции, прибегая к единственному аргументу: «потому что потому». Но и с отрицанием спешить совсем не стоит. Сначала хорошо бы разобраться, насколько важен обычай, в чём состоит его ценность.

    К сожалению, читая владыку, встречаешь почему-то лишь те доводы, которые направлены против традиции. Вот автор делает важную оговорку: «Церковь не будет менять никакие существующие нормы. Но…»

    Ещё одно «но» – вместо объяснения, почему Церковь не будет менять нормы. И следующая история из пастырской практики владыки. Как-то раз к нему в храм вошла девушка, «совершенно растерянная», и сказала: «Вы знаете, я очень извиняюсь, что пришла вот так, в брюках». Чтобы вернуть прихожанке спокойное, молитвенное настроение, митрополит, в то время бывший еще, простым священником, ответил ей: «Я вас немножко утешу. Я тоже пришёл в брюках».

    Остроумно? Безусловно. Надо полагать, прихожанка всё правильно поняла, благодарно улыбнулась и в следующий раз пришла в церковь одетой как подобает. Но шутка, изъятая из этого контекста, лишь выставляет в смешном виде существующие правила. Увы, сегодня среди миссионеров слишком часто приходится слышать о необходимости снисходить, опускать планку, отбрасывать старое, как будто это механически обеспечит христианам восхождение. А ну как не обеспечит?

    Попробую кратко сказать о причинах, которые побуждают меня, «реакционера», настаивать: женщина-христианка должна сохранять верность традиции.

    Оставайся женщиной

    Разница между мужчиной и женщиной в постхристианском мире стремительно стирается, причём во всех областях. Мужчина больше не востребован в семье как единственный кормилец, защитник. Любая женщина может прокормить себя и одного-двух чад. Муж для неё не только потерял значение как опора, но часто является обузой, например, если начинает выпивать. А выпивают многие именно потому, что в них нет острой нужды. Мужчина так устроен, что, не будучи востребован, начинает тосковать, утрачивает смысл жизни. Но даже если он трезвенник, статус его столь сомнителен, что любая мало-мальски активная жена способна загнать супруга под каблук. Если дёрнется, наготове угроза – разведусь, лишу детей.

    * * *

    И если говорить об одежде, то мода на стиль унисекс связана именно со стиранием различий между слабым и сильным полом. Первыми надели штаны феминистки, борцы за права женщин, хотя сегодня это прочно забыто. Но, напоминанием о том служат недавние события в Киеве. ()

    Брюки теперь носят все – и скромница, и агрессивная бизнес-леди. Но есть одно место, где женщина должна выглядеть как женщина, – это Церковь. Это не формальное требование, за этим целая философия, громкий призыв – если ты хочешь, чтобы муж твой был мужчиной, чтобы сын твой вырос мужчиной, – оставайся Женщиной.

    Иногда я смотрю советские фильмы, и там буквально бросается в глаза скромность и потрясающая женственность большинства наших русских актрис. Это не какие-то забитые существа, созданные, чтобы угождать, нет – матери или будущие матери, жёны, способные превращать своих мужей в героев. А вот в американском кинематографе всё обстоит с точностью до наоборот. Там героини стараются копировать даже мужскую походку. Получается не очень. В лучшем случае, они не мужеподобны. Любопытно, что американским актрисам платят меньше, чем актёрам. Это не дискриминация, просто на зрителя даже раскрученные дивы не производят особого впечатления. А на фоне Дорониной, Самойловой, Аллы Мещеряковой или Екатерины Климовой в роли радистки Кэт – они вообще какое-то недоразумение.

    * * *

    Но только ли против брюк выступает Церковь? Нет, это не единственное бедствие, поразившее слабый пол. Сильная, независимая женщина выбирает брюки, слабая – такие платья и юбки, которые делают её похожей на блудницу. Так распутно, как в России, не одеваются больше нигде в мире. Это связано прежде всего с тем, что из-за пьянства, невостребованности мужчины настолько деградировали, что охота на уцелевших приняла совершенно дикий характер. И есть только одно место, где женщина у нас должна выглядеть как женщина. Мы его уже упоминали. Это Церковь. Она учит тем самым: если ты не хочешь, чтобы твоя дочь стала проституткой, а муж сходил с ума от ревности – оставайся женщиной. И платок здесь – не последнее дело.

    Третье искушение

    Есть, однако, третье искушение, против которой Церковь постепенно возвышает голос. Привычка некоторых особо истовых православных прихожанок одеваться безобразно. У них и юбка, и платок, и всё как положено, но на самом деле это один из самых опасных видов феминизма. Я долго считал, что мусульманок заставляют одевать хиджабы отцы и мужья. Но потом побывал в Стамбуле и заподозрил, что всё обстоит с точностью до наоборот. Обнаружилось, что чем девушка исламистей, тем презрительней она поглядывает на своего спутника, товарища, потенциального мужа, тем меньше похожа на девушку.

    Тает такая гурия лишь при виде соответствующего мужчины-мачо, который всячески подчёркивает свою сверхмужественность и заведомо непригоден для того, чтобы стать хорошим работником, нормальным отцом. Настоящая мусульманка хиджабом хвастать не станет, платок наденет, но не такой, чтобы за версту была видна её религиозная принадлежность.

    * * *

    У нас всё происходит один в один. Забавный и никчемный портрет «православной фундаменталистки» нарисовала на сайте «Православие и мир» публицистка Пелагия Тюренкова:

    «Фотиния (в миру Светлана) оглядывается по сторонам, не находит в округе ни одного храма, яростно крестится на Макдоналдс, подбирает в охапку юбку и ныряет в московскую подземку. Там она достанет из рюкзака замасленный, обёрнутый в позапрошлогодний «МК» молитвослов и начнёт почти бесшумно шевелить губами…

    Опознать в толпе большого города обычную прихожанку – дело несложное, но, увы, не по радостному лицу и доброму приветливому отношению мы узнаём её. На голове неопределённого цвета платок. Юбка волочится по асфальту. Чёрная. Бесформенная. Часто бархатная, что ясно по только этому материалу присущим потёртостям. Сношенные ботинки. Ну и хит любого сезона – его величество рюкзак!..

    Это явление необъяснимо. Что-то вроде наивысшей ступени ложного смирения. Подумать только! Моде наплевательства, неаккуратности и уродливости следуют тысячи молодых женщин, призванных нести в мир красоту, выраженную не только в добрых делах и честной жизни, но и, как бы непривычно это ни звучало, во внешности.

    Только у нас вместо модных глянцевых журналов – устное народное творчество, передающее десятки ложных посылов типа

    – В храме не красуются!

    – Чёрный – цвет смирения!

    – В тапочках-ровесниках службу отстоять легче!

    – Торговые центры – вертеп разврата!

    – Я этот платок уже два года не стираю, с тех пор как к мощам приложила. Благодатный!

    – Эта юбка хоть и старая, зато “намоленная”, я в ней крестилась!»

    * * *

    «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, – заметил по этому поводу Патриарх Кирилл, – если хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом».

    Добавить к этому нечего.

    В. Г.

    Как одеваться православной

    Некоторые советы Пелагии Тюренковой

    С тем, что негоже женщине носить мужскую одежду (в том числе мужские свитера!), спорить никто не собирается. Но тут есть несколько важных нюансов. Во-первых, сама длина. Многие выбирают «миди» (намного ниже колен, но не до пола), что и понятно: не будет пачкаться о землю, особенно в слякотную погоду. Однако эта длина вообще мало кому идёт, да ещё при этом всегда подразумевает высокий каблук. Если это «не ваше» – а скорее всего, дело именно так и обстоит, откажитесь от капризной юбки-миди. Лучше выберите длину «в пол». Всегда красиво, зрительно увеличивает рост и стройнит.

    * * *

    Есть добрая традиция надевать на Пасху красный платок, на Троицу – зелёный, на Богородичные праздники – голубой, в Великий пост – чёрный, а в остальное время – белый. Именно белый, а не белый в подковках и не белый в звёздочках. И ещё. Когда на синем платке оранжевыми буквами написано: «FENDI. Made in China», становится неловко.

    * * *

    О рюкзаках, рюкзачках и рюкзачищах. Они полезны в паломничестве. Сослужат незаменимую службу матери с двумя малютками. В остальных случаях рюкзак красит женщину-туриста, а не православную женщину. Куда как приятнее держать в руках красавицу-сумку! Не ту, что из серии «Всё по 200», а ту, что можно завещать внучке. Вы же можете позволить себе хоть одну, правда?

    * * *

    Никогда не надо:

    – Повязывать вокруг джинсов косынку. От этого они не превратятся в юбку.

    – Класть на голову носовые платки. Они всё равно останутся носовыми.

    – Наматывать на голову «подручные предметы». Даже очень хорошо пристроенные на ней пакеты, кофты и газетки не превратятся в платок, увы.

    В одном московском приходе «заслуженная трудница церковной лавки» пошила себе разноцветные платья из парчи для священнических облачений… Стоит ли говорить о том, что от этого она не стала «священнослужительницей»?

    Многих верующих интересует вопрос: можно ли православной женщине носить брюки в светской жизни, и стоит ли в них приходить на богослужение? Люди знают запрет церкви на ношение штанов девушками, но многие не обладают знаниями о том, насколько категорично данное правило в современных рамках.

    Посещение церкви в брючной одежде

    Устоявшиеся взгляды на внешний вид прихожан в храме, диктуют женщинам традиционный вид одеяния. Отказ от брюк и переодевание в юбку отталкивает некоторых девушек от посещения церкви.

    О церкви:

    • Почему недостаточно верить в Бога в душе
    • Можно ли беременным ходить в храм
    • Алтарь в православном храме

    Запрет на женские штаны уже не так однозначен как раньше. Некоторые храмы оставляют этот вопрос на совести прихожанок:

    • одни из них ревностно соблюдают негласное правило и в светской жизни;
    • другие склоняются к мнению, что брюки лучше обтягивающих или коротких юбок.

    Важно! В доме Господнем никто не вправе судить прихожан за их внешний вид, здесь намного важнее чистота души. Как должна одеваться женщина в храм

    Мнение священнослужителей

    Среди священников не существует единого мнения о внешнем виде девушки в храме. Многие из них считают, что если женщина в брюках хочет зайти в храм помолиться и поставить свечку, то ничто ей не может препятствовать. Никто не может точно сказать, но все-таки большинство из них склонны соблюдать строгий запрет на женские брюки.

    Особенно это касается монастырей, где свято чтят традиции. Служители церкви объясняют данное правило тем, что форма одежды способна влиять на поведение. К примеру, женщины в брюках часто ведут себя вальяжно, выбирая расслабленные позы и движения, что несет за собой появление новых неподобающих христианской прихожанке черт характера. К тому же, необычный вид девушки в храме может склонить других прихожан к греху осуждения.

    Другая часть священнослужителей говорит о том, что нельзя запрещать женщине посещать церковь только из-за того, что она одета в предмет мужской одежды. Подобные правила могут оттолкнуть многие души от Бога.

    Совет! Строгого запрета на женские брюки в церкви сейчас нет. Соблюдение данного правила может зависеть от отношения к нему священника и прихожан прихода.

    В любом случае лучше уважать традиции и негласные уставы церкви, и по возможности одеваться на богослужение правильно, но никто не вправе осудить женщину, пришедшую в церковь в брюках.

    Брюки как предмет мужской одежды

    На входе во многие храмы и монастыри можно встретить таблички, которые гласят о том, что женщине в брюках вход воспрещен или что не подобает православной прихожанке носить мужскую одежду.

    Женщина в брюках в храме

    Данные запреты обуславливаются цитатами из Библии. Но ссылки на мнения о том, что данный предмет гардероба является истинно мужским облачением — устарели, так как этот предмет одежды женщины носят с 1930-х годов. К тому же, женщина в джинсах и брючных костюмах в повседневной жизни не выглядит странно, как выглядел бы мужчина в юбке или платье.

    Во времена язычества, переодевание было культом магических обрядов. И так как во все времена магия запрещалась христианством, то и облачение в мужские одежды противоположным полом строго осуждались, особенно в стенах храма. Эти времена давно себя изжили и можно сделать вывод, что штаны уже не являются строго мужским одеянием. Есть модели брюк, которые не подойдут молодым людям, в такой одежде никто не укажет на то, что девушка выглядит как мужчина.

    Следовательно, не стоит слепо соблюдать данные запреты. Вход в храм для всех женщин открыт, если они не выглядят пошло и невежественно.

    Как одеваться женщине в церковь

    Если женщина собралась в храм в первый раз, то лучше не использовать в своем внешнем виде мужской одежды. Существуют некоторые негласные законы о том, как должна одеваться девушка на богослужение:

    • считается обязательным наличие платка или косынки для покрытия головы, в современных реалиях для этого можно использовать капюшон или берет;
    • плечи, руки, шея и зона декольте обязательно должны быть закрытыми во избежание мужского внимания;
    • юбку или платье лучше подобрать длиной ниже колена, не из облегающей ткани, скромного покроя;
    • обувь желательно носить закрытую, без вызывающих каблуков.

    Православие о женщинах:

    • Можно ли женщине посещать церковь во время месячных
    • Святые равноапостольные русские женщины
    • Какой иконе молиться беременной женщине

    Главное правило — не привлекать к себе внимание, во всем нужно держаться золотой середины, так как слишком закрытые одежды, смотрятся показательно скромно. От парфюма и декоративной косметики нужно отказаться по тем же причинам.

    Важно! Внешний вид девушки не должен притягивать мужские взгляды своим силуэтом, так как это может отвлекать от молитвы и навевать другие мысли.

    Закрытая одежда может быть модной, церковь не запрещает девушкам украшать себя, главное, чтобы в этом украшательстве не прослеживалось пошлости и вульгарности.

    Можно ли женщинам ходить в церковь в брюках?

    Можно ли женщине заходить в храм в брюках

    Наверное, нет другой такой детали гардероба, вокруг которой было бы сломано столько копий, как обычная юбка, в которой по традиции должна посещать храм верующая женщина.

    Все священники и верующая общественность делятся по вопросу юбок на две группы: одни считают, что в храм Божий женщина может приходить и в брюках, лишь бы это были женские брюки, вторые доказывают, что это противно воле Господа и готовы закутать слабую половину человечества в покрывало с головы до ног, подобно апостолу Павлу.

    Женская одежда

    Действительно, во Второзаконии, где Моисей дает израильтянам законы, по которым им следует жить дальше, написано: «На женщине не дoлжнo быть мужскoй oдежды, и мужчина не дoлжен oдеваться в женскoе платье, ибo мерзoк пред Гoспoдoм Бoгoм твoим всякий делающий сие» (Втoр. 22:5).

    Известный толкователь ветхозаветных текстов, богослов и писатель Александр Лопухин указывает: целью Моисея и Бога, который глаголет его устами, является сохранение иудейского народа от противоестественного растления, то есть от гомосексуализма, который был в ходу у многих языческих народов мира. Библия указывает на недопустимость этого: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Левит. 18:22). Есть версия, что переодевание было связано и с различными языческими обрядами, когда при восхвалении демонов жрецы переодевались в одежду другого пола.

    С другой стороны, ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового Завета о брюках, а тем более, о женских брюках не знали: оба пола носили хламиды различной длины. Женские хламиды, скорее всего, были более длинными и делались из мягких и тонких материй.

    С Ветхим Заветом вполне согласно решение Шестого Вселенского Собора, который созывали в Царьграде (Константинополе) в VII веке. На нём экзархи церкви определили, что: «никакoму мужу не oдеватися в женскую oдежду, ни жене в oдежду, мужу свoйственную… …ни нoсити личин кoмических… …не вoзглашати гнуснoгo имени Диoниса…». Tут тoже речь идет, прежде всего, об однополых отношениях и обрядах поклонения языческим богам.

    Про брюки ни слова

    Вообще, штаны, как элемент мужской одежды, стали известны на Ближнем Востоке только во времена Крестовых походов, когда местные народы увидели средневековых рыцарей, а в самой Европе штаны стали в ходу после нашествий на Рим германских варварских племен.

    Поэтому никаких особых высказываний по поводу брюк мы не найдем ни у ранних христианских святых, ни у христианских святых отцов средних веков, которые считали указания Ветхого Завета и Собора достаточными для женщин.

    Наши дни

    Настоятель Успенского храма города Красногорска протоиерей Константин Островский, говорит, что ошибаются те, кто хочет нарядить всех женщин в длинные юбки, считая, что это — главное, но ошибаются и те, кто считает длинные юбки чем-то недостойным, некрасивым и смотрят на «юбочниц» с презрением, «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17).

    Протоиерей Игорь Фомин считает, что лучше зайти в храм в джинсах и с непокрытой головой, чем пройти мимо, но подчеркивает, что гораздо более естественно и красиво, когда девушка, женщина приходят в храм в традиционной одежде.

    Недавно канонизированный святой Грузинской Православной Церкви, наш современник архимандрит Гавриил (Ургебадзе) указывал, что одежда человека «изобличает состояние его души». Получается, что джинсы на девушке в храме в этом контексте выступают символом бунтарства, феминизма, не угодного Богу, в то время, как традиционная одежда становится признаком смирения души, покорности её воле Божьей и устремления к совершенству.

    Удивительно, но за две тысячи лет, в христианстве не сложилось общей традиции: как именно должна одеваться женщина, идущая в храм. В одних церквях голову покрывают даже младенцам-девочкам (РПЦ), в других — платок носят только замужние, на Востоке христианки остаются простоволосыми, чтобы отличаться так от мусульманок, а в Греции спокойно ходят в храмы и без платков и в брюках.

    Традиция

    Традиция РПЦ зиждется на том, что любой верующий должен выглядеть скромно, не привлекать взглядов прихожан, не нарушать чужой молитвы и не возбуждать похоть. Поэтому в храм лучше ходить в женской одежде ниже колен, с платком или палантином на голове.

    Удивительно, но многие вчерашние любительницы джинсов или брюк уверяют, что частое посещение храма меняет предпочтения женщин – они становятся более консервативными. Один из игуменов города Казани сказал очень верные слова: «Женщина сама должна испытать потребность ходить в юбке, а заставлять её делать это нет никакой необходимости».

    Почему женщинам нельзя носить брюки

    Рекомендую. СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНИК И ПРАКТИК ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ. Практическое пособие для:
    развития мозга, чувствительности к энергиям, решения проблем связанных со здоровьем, получения навыка работы с энергией любви, снятия психологических проблем и освоения методов изменения судьбы.

    Ношение юбки несёт сакральный смысл и об этом знали наши предки. Женщина получает энергию от матушки Земли. Эта материальная энергия и она олицетворяет изобилие. Накапливается она в матке. Женщина в юбке собирает эту энергию и приобретает качество женственности. Она становится более любящей, нежной, заботливой, что привлекает внимание мужчин.

    Одевая брюки или джинсы, женщина перекрывает себе поток и энергетическую связь с Землёй, лишая себя этой энергии. Это влияет на кровоснабжение органов в районе муладхары и свадхистаны чакры, что естественно влияет на женское здоровье. Кроме того, женщина теряет свою женскую привлекательность.

    Мужчины получают энергию сверху через голову. Между мужчиной и женщиной происходит обмен энергиями. Когда женщина не получает необходимую ей энергию, она не может её передать мужчине. В итоге она получает не только болезни, но и ссоры и конфликты с мужчинами, которые на подсознательном уровне чувствуют нехватку женской энергии. Ведь эта энергия делает мужчину более спокойным и любящим.

    Первая женщина, которая публично одела брюки, была Коко Шанель. После этого у женщин началась мода на брюки. Женщины хотят носить брюки в основном по одному аргументу – это удобно, при этом забывая, что у них становится больше мужской энергии. Женщина, у которой много мужской энергии, сможет гармонично жить с мужчиной, у которого много женской энергии. Иначе никак. Если у обоих будет много мужской энергии, в семье будут ссоры и скандалы.

    Юбка выглядит как конус, который собирает энергию. Вспомните спутниковые тарелки, ведь они тоже улавливают нужную частоту и имеют форму широкого конуса. Одев юбку, женщина становится более женственной и ей всегда будут готовы прийти на помощь мужчины. В брюках женщине уже сложнее привлечь мужскую помощь. Всё это работает на уровне подсознания и когда женщина умеет чувствовать душой, она никогда не оденет брюки.

    Длина юбки

    Длина юбки также имеет большое значение. Чем длиннее юбка, тем больше энергии Земли она собирает для своей владелицы, а широкий подол при ходьбе образует торсионное поле, которое усиливает набор энергии.

    Рекомендую. СБОРНИК ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНИК И ПРАКТИК ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ. Практическое пособие для:
    развития мозга, чувствительности к энергиям, решения проблем связанных со здоровьем, получения навыка работы с энергией любви, снятия психологических проблем и освоения методов изменения судьбы.

    Чем короче юбка, тем меньше от неё эффекта набора энергии. Кроме того, у подола также есть сакральное значение. Он представляет собой обережный круг для сексуального центра и улучшает женское здоровье.

    И конечно длинная юбка сохраняет целомудрие женщины, что сказывается не только на здоровье, но и на психическом состоянии. Короткая юбка собирает похотливые взгляды, которые на энергетическом плане выглядят как порча. Естественно, о каком здоровье в этом случае может идти речь.

    Если брать церковные традиции, то там считается грехом, если женщина будет носить брюки.

    Как снимать и одевать юбку

    Снимать и одевать юбку нужно всегда через голову. Это опять же связано с энергиями. Если снимать юбку через голову, вся энергия, которая накапливается в юбке, остаётся в теле. Если снимать через ноги, соответственно эта энергия остаётся недополученной. Кроме того, снимая юбку через ноги, можно прихватить негативную энергию улицы, которая может быть на поверхности юбки. Одевая через голову, настраивается связь между юбкой и Землёй. Эти знания идут от наших предков и имеют большое значение в жизни и здоровье женщины.

    Когда женщина носит юбку, она:

    • Женственна и привлекательна, у неё много энергии.
    • По женской линии восстанавливает связь с Родом.
    • Длинная и широкая юбка при движении создаёт торсионные поля, которые в виде 2-х энергетических вихрей формируют женскую энергетику.
    • Получает обережную силу и восстановление детородной функции.
    • Улучшается здоровье.
    • Отношения с мужчинами становятся более гармоничными и приятными.

    Хотите, чтобы мужчины смотрели на вас с восхищением, чтобы у вас с ними были гармоничные отношения, носите длинные юбки. Проведите такой эксперимент. Один месяц носите только длинные юбки и платья и посмотрите, как у вас поменяются внутренние ощущения, сколько у вас прибавиться здоровья и энергии и какие изменения произойдут в жизни. Испытайте это на практике и вам станет понятно, почему женщинам нельзя носить брюки.

    Желаем вам сбалансированных женских и мужских энергий!

    Автор статьи, Любомир Борисов
    Моя страничка в ВК >>>
    Instagram >>>

    Понравилась статья, подписывайтесь на обновления по теме >>>

    Комментарии 0

    37 3

    24Жизнь церковная
    Священник Игорь Савва
    Почему женщине нельзя носить брюки?

    НУ И НУ…..КАК ЭКУМЕНИСТЫ СТАРАЮТСЯ СЛУЖИТЬ НОВОМУ ХОЗЯИНУ ….УЖЕ ЗАКОНЫ БОЖИИ ИМ И НЕ ЗАКОНЫ

    Спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.

    Задайте этот вопрос православным и вы получите быстрый и четкий ответ: Не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде.

    На самом деле, этот запрет содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1 Кор. 11:4–15).

    Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках, их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни, даже, в Средние Века. Брюки, как мужская одежда появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия,.. одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей…» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем не другим.

    Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной Церкви? В 62 правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «…определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене, в одежду, мужу свойственную…», и тут же продолжение: «…ни носити личин комических… при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса…» и т. д. и т. д. Оказывается речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз, ближе к нашей теме. 13 правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.

    Типичная фарисейская черта — буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время, заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19), в фарисейском истолковании, превратилась в гастрономическую заповедь о не вкушении молока и мяса одновременно. Но, даже если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, причем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не оденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах, благодаря Иву Сен-Лорану, окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение мужская одежда.

    Таким образом, мы ясно видим, что о брюках, как модели одежды, ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках, и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной Церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки, как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины одевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей Киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь, в обоих случаях, можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь, вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правил об одежде во внешнем смысле, как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.

    В Церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет. Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?

    Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в Церкви, и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения кроме своего даже в Церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида говорит еще кое о чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34–35). И еще: «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем…» (1 Тим. 2:12). «Брючное» искушение — хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе Православного Университета, молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая в Церкви (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку потому, что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть, и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители. И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд.

    Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)

    Вторая причина более обыденна. Связанна она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60-е — 70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, нетерпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство тому, тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В Православной Церкви других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию и при входе в Православный храм, по своей традиции, одевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не одевать.

    Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, … За это отвечать придется перед Господом … И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию — и немногие живыми вернутся … И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.

    Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «…не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим — это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других, ничего не значащих вещах, более всего может навредить человеку, который пришел в Церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.