Воскрешение дочери иаира

Воскрешение дочери Иаира, Илья Ефимович Репин — описание картины

Воскрешение дочери Иаира — Илья Ефимович Репин. 1871. Холст, масло. 229 x 382
Картина «Воскрешение дочери Иаира» была написана в 1871 году, и её автор получили большую золотую медаль, а кроме неё звание художника первой степени и пенсионерскую поездку за границу.
Это драматическое сложное полотно стало первой большой работой, и сюжетом к ней живописец выбрал известную библейскую историю. Иаир, который был главой синагоги, пришёл к Иисусу и пал к его ногам – его единственная дочь, двенадцати лет от роду умирает. Просьба о помощи прерывается ужасной вестью — «…дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Но Иисус идёт в дом Иаира, чтобы явить чудо Господне и воскресить оплакиваемую родителями девочку. Репин выбрал момент, когда Христос подходит к постели уже мёртвой дочери Иаира.
Разглядывая эту работу, несмотря на драматичность сюжета, не устаёшь себя успокаивать: название «Воскрешение дочери…» даёт уверенность, что финал этой сцены закончится чудом и девочка проснётся, ибо как сказал Иисус: «она не умерла, но спит». Поэтому позволяешь себе внимательно разглядывать картину, отмечая логичность построения композиции, точность человеческих характеристик, цветовую палитру и цельность представленного сюжета.
Левая сторона картины освещается подсвечником – свет выхватывает мрачную обстановку комнаты, Спасителя, ложе и бледно-белое лицо усопшей. Такая содержательная трактовка света, отличающаяся смысловой выразительностью, роднит Репина с Рембрандтом (это был его излюбленный приём).
Правая сторона затемнена, и из этого полумрака выступают лица скорбящих родителей. Эти герои писались Репиным, основываясь на воспоминании о личной трагедии. Точно также оплакивали его родители маленькую дочку, сестру живописца, когда та скоропостижно умерла, наполнив сердце пустотой, а дом скорбью.
Картина отличается академической строгостью, благородством цветовых взаимодействий, сдержанностью жестов. Всё в ней дышит возвышенностью и демонстрацией величайшей силы человеческого духа. Иисус держит умершую за руку, лицо его спокойно – он готов явить чудо воскрешения.
Многие источники утверждают (по свидетельствам двоюродного брата живописца), что представленную картину Репин создавал под музыку Л. Бетховена, а именно под божественно-благородные и щемящие звуки «Лунной сонаты».
Картину «Воскрешение дочери Иаира» считают «официальным» началом творческой карьеры Репина, которая будет очень яркой, богатой и фундаментальной для всего русского искусства.

LiveInternetLiveInternet

Восрешение дочери Иаира. И.Е. Репин.
И Поленов, и Репин были увлечены человеческим пониманием Христа. Репин позже записал в воспоминаниях: «Все это было для меня такой новостью <…> конечно, все это я читал, даже учил когда-то со скукой и без всякого интереса слушал иногда в церкви… Но теперь! Неужели же это та самая книга? Как это все ново и глубоко, интересно и поучительно!»
Академия художеств задала тему на известный евангельский сюжет: воскрешение дочери Иаира. Наиболее подробно сюжет раскрыт в Евангелии от Марка. Проповедуя и творя чудеса, Иисус Христос ходил по Галилее. И вот Он «возвратился из страны Гадаринской, а народ уже ждал Его частию ради учения, а частию ради чудес. Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых». Он просит исцелить его дочь, ей было двенадцать лет, и она была при смерти. Иисус согласился. Однако через некоторое время приходят люди от начальника синагоги и говорят ему, что девица умерла.

«Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение, и плачущих и вопиющих громко. И вошед говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа-куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань». И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго сказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть». Как видим из Евангелия – воскресение произошло быстро. Иисус «берет девицу за руку, чтобы сообщить ей силу». «И возвратился дух» (Лука) отроковицы». Именно этот момент изображен художниками.

Воскрешение дочери Иаира.1871. В. Поленов.

Иисус Христос и в картине Репина, и у Поленова изображен в профиль. Лица внешне схожи, общее движение – протянутая рука к руке девочки. Схожи и интерьеры комнаты – каменные стены, плиточный пол, в священном углу – лампада и надпись с именем Бога; одежды персонажей также у обоих художников традиционны. Обычна иконография апостолов – молодой безбородый Иоанн; постарше, темноволосый – брат его Иаков; и уже старик – Петр

Работая над эскизами к «Воскрешению», Поленов, в отличие от Репина недалеко отошел от первоначальной композиции. Окончательная его работа стала только гармоничнее, вывереннее, из нее исчезла суета, намечавшаяся в эскизах.

В. Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Х., м. 173х280. Научно-исследовательский музей Академии художеств.

Картина написана в холодноватой гамме, цвета приглушенные, но чистые; солнечности, которая наблюдается почти во всех

воспроизведениях – нет. Действие происходит в небольшой комнате, в каменном доме; окно закрыто шторой, а через дверь, благодаря перспективному сокращению, улица и дневной свет не видны. Освещение на сцену падает из окон, внутренних
светильников нет. Поэтому картина воспринимается более открытой, реальной, чем у Репина, где за счет освещения достигается впечатление таинственности, оторванности происходящей сцены от мира. У Поленова же действие, происходящее в доме, выглядит как продолжение того, что было на улице. Только что Христос вошел в дом, выгнал праздную толпу и за ним вереницей вошли остальные действующие лица. Иных лиц, кроме семерых, здесь представленных, нет, но они присутствуют за рамой картины. Работа Репина представляется в этом смысле более застывшей, статичной, действие остановилось в ней и все ушло в ожидание, во внутреннее напряжение. Из-за двух источников освещения – левого окна, двери и расположенного вне картины – бросающего свет фронтально, на основную группу, картина не имеет единого светового объединения. Наиболее яркое пятно света ложится на одр с девочкой, освещая ее лицо, руки, предметы вокруг.

И.Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Х., м. 229х382. Гос. Русский музей.

Фигура Христа в полутени, но на фоне высветленной стены выглядит контурно и несколько сдавливается темными сгустками сумрака, тенями на сером камне сверху. Картина имеет два плана, гармонично соотносящихся, как бы перетекающих друг в друга. На первом изображено чудо, на втором – его свидетели. Лица второго плана также тщательно написаны, подробность даже в прописке затененных деталей: красного кувшина в левом углу, столика, случайной зеленой ветки в окне. Черно-зеленая штора, почти слившаяся с фоном, написана за спинами апостолов. Иудейские одежды
выписаны в условной академической манере, лицам Поленов предал восточный тип лица, но тем не менее они классичны, даже каноничны – являя собой скорее греческую красоту, чем иудейский тип лица. Группа апостолов и отец-фарисей,
находящийся в той же группе, поставлены в сентиментально-романтических позах, лица всех персонажей картины единообразны, в них нет различая характеров. Только Христос несколько более глубокомысленен, и вместе с тем, светло печален, торжественен, академически красив.

В правой части картины Репина собрались родственники умершей и ученики Христа. В центре группы – старик-отец в одежде фарисея. Слева от него – мать девицы, лицо ее наподобие греческой трагической маски, волосы нечесаные, зеленоватого оттенка. Она выражает чувства противоположные тем, что испытывает мать у Поленова. Она как бы в отчаянии, без надежды на какое-либо может быть случайное оживление ее дочери. Это и понятно, в иудейской истории Ветхого Завета еще не было такого пророка, кто столь легко и обильно мог творить чудеса, так просто воскрешать мертвых. Как пишет свят. блаж. Феофилакт Болгарский, отец девицы был неверующий иудей (следовательно, такова и его жена) и «когда Господь сказал, что девица не умерла, но спит, и смерть назвал сном <…>, то слышавшие сие засмеялись над Ним <…> Ибо смерть девицы была так явна, что засмеялись над ним, когда сказал, что она не умерла». Так вот и в лице матери нет надежды на оживление мертвого дитя. Отец смотрит словно бы в удивлении, открыв рот и подняв брови. Вид у него почтенный, руки сложены на груди, так что он походит и на наших священников – он и был священнослужителем – начальником синагоги. Чувства старика можно описывать по-разному, многогранно и живо изображает его Репин. Это слияние удивительного и непонятного чувства надежды с опасением или неверием, или он видит будто начавшиеся воскресение, и словно внутренне зажигается в нем радость по мере «оживания» его дочери (как отмечалось некоторыми искусствоведами).
Противоречивый образ отца удался Репину именно из-за этой неясности чувств, выраженных в его лице.

Поленов напишет позже. Так у Репина священник воплощает собой образ красоты старости, мудрости и доброты; у Поленова же это холодный судья и его холодность и вместе с тем удивление: неужели воскресил? противопоставлены теплоте чувств матери, обращенной к дочери как бы в молитвенной позе, и воскресшей девочке, радостно глядящей на Христа. В эскизе отец девицы изображен удивленным, он раскинул руки, активно сочувствует происходящему, как и остальные, но этот образ менее глубок и целен, чем тот, который сумел дать Поленов в оконченной картине.

Интересно написаны образы апостолов. Иаков и Петр у обоих художников оказались на третьем плане и в полутени. Но Иоанн, любимый ученик Христа, как он называл себя, самый молодой и еще безбородый, изображен художниками в группе отец-мать. Иоанн Поленова – приятный молодой человек, бодрый и активный с умилением взирает на сцену чуда.
У Репина мы видим Иоанна стоящим возле сидения с высокой спинкой в правой части картины, он полностью в полутени. Но он не похож на любящего ученика, скорее
походит на левита (например, с картины А. А. Иванова), таким холодным и осуждающим написано его лицо. Можно предположить, что художник просто не умел или не хотел прорабатывать образы апостолов. Как в эскизах, так и в картине – изображены отрешенные от события люди. Но эти три апостола – ближайшие ученики Христа. Они первые Его последователи и именно им была явлена божественная и человеческая сущность Христа. Одни из первых узнали они о его Воскресении. А воскрешение дочери Иаира было вторым воскрешением Спасителя, прежде Он воскресил сына вдовы в Наине. Поэтому такое безразлично-судейское отношение апостолов не может быть объяснено их действительным безразличием, но оно оттеняет теплоту чувств отца и горя матери и глубину сосредоточенности в образе Христа.

Сайт «График». Статьи о художниках и искусстве: Бусыгина Екатерина «Картина «Воскрешение дочери Иаира» И.Репина и В.Поленова»

Галерея исторической живописи. Василий Поленов/

Сектор Газа — Сказка текст песни

1. Интродукция
Ван, ту, фри, фо, файф!
Делать нам нечего и вот один раз,
Решили записать альбом — полный атас!
Даже не альбом, а сказку ваще,
Где участвует козел — Бессмертый Кащей,
Где участвует царь, с сыновьями и женой,
Также Баба-Яга, со своею избой,
Где участвует Дракула — от страха хоть умри!
И его слуги: волки, мертвецы и упыри,
Где участвует Иван, он нормальный чувак,
Со своею царевной Лягушкой. Вот так!
Раз, два и три, локаторы протри,
Четыре, три, два, раз,
Панк-опера для Вас!
Раз, два и три, локаторы протри,
Четыре, три, два, раз,
Панк-опера для Вас!
Нашим пер-сонажам хорошо помогли,
Василисе Прекрасной — группа «Queen»,
«Ace Of Base» помогла нам Бабе-Яге,
Этой старой шлюхе и старой карге,
Графу Дракуле «Anthrax» помог сликонца,
Потому что Дракула — нормальный пацан,
Ивану помогли группы: «AC/DC»,
«Red Hot Chili Peppers», он их попросил,
«Песняры», «Сектор газа» — они из Совка,
«Midi-Maxi», «Nirvana». Все нормально пока!
Раз, два и три, локаторы протри,
Четыре, три, два, раз,
Панк-опера для Вас!
Раз, два и три, локаторы протри,
Четыре, три, два, раз,
Панк-опера для Вас!
«Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…»
А.С. Пушкин
Часть I
В Русском царстве жил был царь,
Превеликий государь,
Царь был стар, но хер стоял,
Всех он в царстве заебал
А царица уж давно
Изошла вся на говно —
Доконал изменой царь,
Сука, сволочь, падла тварь:
Девок всех отрахал он,
Сотни, тысячи, мильон,
А когда не стало целок,
Царь издал такой закон:
Сыновей решил женить —
Не хуй им баб кадрить.
Он послал за сыновьями,
Слуги стали их ловить.
Старший — шастал по бабцам,
Средний дома жрал «Агдам»,
Ванька ж младший, с пацанами,
Лазил ночью по садам.
2.Ария Ивана («Каберне»)
Поспели вишни в саду у дяди Вани,
У дяди Вани в саду поспели вишни,
А дядя Ваня с тетей Груней нынче в бане,
А мы под вечер погулять как-будто вышли.
Днем сидели мы и скромно выпивали,
Постепенно «Каберне» вливалось в кишки,
Вдруг соседский Петька намекнул скромно,
Что у дядя Вани в саду поспели вишни.
А мы не знали, про это мы не знали,
И выпивали, «Каберне» мы выпивали,
А в это время в саду у дяди Вани спели вишни,
Даже сликонца перезревали.
«Каберне», «Каберне», «Каберне» нау! (3 раза)
Быстро пейте, вишни переспели!
Ящик подавили и пошли на дело,
В голове мысля созрела,
Прочесать весь сад соседский быстро,
Пока вишня в нем не переспела.
Дома мы штаны переодели,
Чтоб штаны на жопе не порвались,
Чтоб удобно было лазить по деревьям,
Тварью буду, не п…жу, в натуре.
Маманя, приготовь заплаты,
Маманя, заготовь иголки,
Маманя, не ори так долго,
Мы ведь погулять решили,
По деревне выйти.
«Каберне», «Каберне», «Каберне» нау! (3 раза)
О! о, е!
«Каберне», «Каберне», «Каберне» нау! (3 раза)
Быстро пейте и пошли на дело!
Нам осталось еще чуток пройти,
И еще два дома нам обойти,
Петька сука, падла, тише, не галди,
Потому что дяди ванин сад вон, впереди!
Ребята, тише вы залазьте,
Заметят нас, нет заметят?!
Вдруг заметят что мы воздухом все дышим!
Сказал с кошелками мудак этот Петька,
А ну-ка, Петька, нагни эту ветку!
Он всю вишню в рубаху ссыпал,
А к ней навис, да перегнул слишком ветку,
И вместе с вишнями в осадок выпал.
«Каберне», «Каберне», «Каберне» нау! (3 раза)
Не греми стаканом, услышит дядя Ваня!
Пусть дядя Ваня купает тетю Груню,
В колхозной бане пускай ее чеканит,
Мы скажем вместе: «Спасибо, тетя Груня!»
И дяде Ва

ДОБАВИТЬ ТЕКСТ В ЛИЧНЫЙ СПИСОК

Воскрешение дочери Иаира, Поленов — описание картины

Воскрешение дочери Иаира — Василий Дмитриевич Поленов. 1871. Холст, масло. 173 х 280 см
Популярный библейский сюжет гласит, что Иисус в обществе своих верных апостолов — Петра, Иоанна и Иакова — силой веры воскресил умершую двенадцатилетнюю девочку — единственного ребенка служителя синагоги Иаира. На картине мастера как раз изображен эпизод, когда Христос повелевает девочке встать с постели, беря ее за руку и простирая свою десницу над ней. В ногах постели в молитвенной позе застыла мать, у порога толпятся ученики Иисуса и перепуганный, отчаянно надеющийся на чудо отец ребенка. По библейскому преданию, Иисус велел всем выйти из комнаты, а родителям накормить воскресшую девочку, никому не рассказывая о случившемся.
Полотно изображает просторную комнату в каменном жилище, что сразу указывает нам на социальное положение отца девочки — Иаира. Он далеко не беден, раз может позволить себе иметь такое жилище и достаточно богато украшенное помещение. На полу из аккуратно уложенных гладких каменных плит у кровати больной лежит красивый пестрый ковер в бордово-золотистых тонах с замысловатым рисунком. Мебели в комнате немного — это кровать девочки, накрытый богатой скатертью стол в ее изголовье, восьмигранный табурет с интересными ножками, напоминающими стилизованный «ласточкин хвост», и невысокая тумба под окном у входа в комнату. Окно затеняет красная штора, чтобы яркий дневной свет не беспокоил больного ребенка. Над изножьем кровати, в стене имеется неглубокая и небольшая ниша, в которой стоят различные сосуды — она исполняет роль полки или подвесного шкафчика в этом древнем жилище.
Больше всего внимания привлекает убранство кровати девочки. По нему понятно, что родители очень ее любят и не скупятся на дорогие вещи. В изголовье постели положен очень крупный, объемный валик из тонкого белого полотна, на нем лежит кусок цветной ткани, скорее всего, полотенце. Под головой ребенка большая белая подушка, благодаря чему верхняя часть ее туловища достаточно высоко приподнята. Она укрыта несколькими богатыми и дорогими покрывалами — из-под верхнего шелковистого в сине-золотую широкую поперечную полоску выглядывает другое, очевидно, шерстяное, белое с широкими вставками тканого орнамента в бордовых тонах.
Бледная кожа и белая рубашка девочки контрастирует с темными фигурами окружающих ее взрослых. Только в центре картины стоящий Иисус Христос выглядит ярким и заметным благодаря своему красному хитону и цветной накидке.
При всем богатстве цветовой гаммы и многочисленным деталям художнику удалось создать органичное, цельное изображение, поражающее нас одухотворенностью и силой истинной веры, которая поднимает даже мертвых.