Воскресные проповеди антония сурожского

>Проповеди. Митрополит Антоний Сурожский

Притча о богаче и Лазаре
14 ноября 1965

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Слово Христово в сегодняшнем Евангельском чтении преизобильно исполнилось. Богатый взывал к Аврааму и говорил: “Пошли Лазаря в дом отца моего, чтобы он своим явлением спас от вечной погибели моих пятерых братьев”, и Авраам отвечал: “У них есть Моисей и пророки, пусть их послушают, ибо если они их не послушают, то даже если явится воскресший от мёртвых — не послушают его!”.

Разве это не случилось, разве не исполнилось это слово Господне? Но, увы, оно исполнилось больше всего на нас, христианах. Некто Иисус из Назарета, сын Марии, воскрес из гроба и проповедовал нам слово жизни, слова правды и истины, а кто из нас изменился душой? Перед кем открылась эта широкая жизнь? Перед теми святыми, имена которых мы принимаем, подвигу которых мы дивимся, но по стопам которых мы не следуем. Вот действительно, из мёртвых явился Свидетель, и мы, люди, Его не послушали, — мы не были готовы. И до сих пор, спустя столетия, мы не готовы. Быть готовыми, это значит следовать слову Воскресшего, это значит решиться исполнить всё, беспощадно по отношению к себе.

Закон, который зарождался в заповедях Моисеевых, который расцветал в словах пророческих — это закон любви. Но закон этот страшен человеку, потому что любить — это всегда значит перестать жить в себе и для себя. Любить — это значит стать лицом к лицу с необходимостью смерти. Не той смерти, которая в своё время приходит к каждому и милостиво уносит каждого, но другой смерти, для нас гораздо более страшной, когда человек соглашается для себя больше ничего не значить. Когда человек соглашается не жить уже собой и для себя, не сводить всё мироздание, каждого человека, каждое обстоятельство и событие к самому себе, когда он живёт в другом, когда другой ему дороже себя, дороже жизни, а в пределе — дороже и вечности. Ибо апостол Павел не побоялся по любви к своему народу просить, чтобы лучше ему быть отлучённым от Бога, чем его народу.

Свидетель воскрес из мёртвых: Тот, Кто проповедовал эту любовь и явил эту любовь жизнью и смертью, и вернулся подтвердить победу любви… А мы всё ещё не верим; мы даже не живём Моисеевым законом, который защищает другого от немощи нашей любви. Мы не живём словом пророческим, в котором ликует надежда, что придёт время, когда вымрет в человеке всякое себялюбие, всякое искание своего. Потому и евангельская любовь нам остаётся такой странной и непонятной — как можно любить? И, однако, эта любовь и есть вечная жизнь, и если кто её стяжал, ею живёт, в том эта жизнь живёт; и когда придёт нам время пройти в вечность вратами смерти, то мы войдём в родную, известную нам вечную жизнь. Но этой жизни у нас так мало — а иногда и совсем нет, — что нас пугают врата смерти и мы не понимаем, что из жизни в жизнь перейдём, из ограниченной, скудной, богоустремлённой жизни к Жизни, где — полнота её.

И потому мы не умеем любить Бога, что не научились любить человека. Вдумаемся в этот образ: до сих пор рядом с нами всегда есть Лазарь, который надеется, что с нашей трапезы упадёт крупица любви, но не получает её от нас. А мы до сих пор подобны богатому, которого в своё время люди возьмут и с торжеством погребут, тогда как Лазареву душу ангелы унесут в лоно Авраамово. Аминь.

Воскрешение дочери Иаира
20 ноября 1983

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о двух чудесах Господних: об исцелении женщины, которой никакие человеческие силы, никакое человеческое знание, никакая добрая воля людей не могли помочь, и о том, как в ответ на мольбу родителей, в ответ на их скорбь и тоску Спаситель Христос вызвал обратно к жизни земной молодую девушку.

Много рассказов в Евангелии о чудесах Господних, и каждый из них, являясь одновременно и исторической реальностью, говорит нам нечто и о нас самих. Изо дня в день с каждым из нас происходит чудо Божие: силой Божией мы остаёмся живыми, силой Божией мы восстаём от болезни, силой Божией от отчаяния мы возвращаемся к надежде, от греха возвращаемся к чистой, просветлённой жизни. Это такие же чудеса, как исцеление тела. И мы привыкли к ним, и мы считаем это обычным, потому что так постоянно нас взыскует Господь Своей милостью, Своей любовью и Своей творческой, восстанавливающей силой. Но вот случись с другим человеком нечто подобное тому, что с нами бывает постоянно, покажись нам, что человек до конца стал зол, потемнел беспросветно, умер душой, что нам никакими силами — ни убеждением, ни пристращением, ни мольбой, ни любовью его не вернуть к жизни — и уже подобно людям, которые окружали одр умершей девочки двенадцати лет, мы говорим Господу: Ты ничего не можешь сделать, зачем Ты пришёл? Что Ты можешь сделать? этот человек уже умер, ему возврата к жизни нет… Мы забываем про дочь Иаирову, мы забываем про ребёнка, которого в Наине воскресил Господь, забываем про Лазаря. Но главное, забываем о том, как Господь нас от смерти восставляет к жизни всё время: от греха, от злобы, от отчаяния, от потемнения души, от того, что ничего в нас как будто живого не осталось, ходим, словно труп… И если всмотреться в этот рассказ, мы видим, как Христос идёт в этот дом горя, в этот дом, где есть подлинное, истинное горе матери, отца, настоящих, подлинных друзей, и общее сострадание, сочувствие других; и мы слышим, как Ему говорят: Зачем Ты пришёл? Она умерла!.. И Христос берёт с Собой только трёх учеников, которые по рассказам и житиям представляют собой образ веры в лице Петра, любви — в лице Иоанна и праведности — в лице Иакова. С Собой берёт Он и мать и отца, которые представляют чистое горе. И в этом контексте веры, надежды и чистоты, и подлинной мольбы о истинной, реальной нужде Христос восстанавливает умершую к жизни.

Это могло бы случаться постоянно вокруг нас: я не говорю о телесном воскрешении, но говорю о воскрешении душ человеческих. Но мы так часто стоим между чудом и человеком, и говорим: “Стоит ли обращаться к Богу, — что Он может сделать?”. Несколько лет тому назад, когда я говорил о возможности определённому человеку ожить, стать новым, творческим, мне было отвечено: “Никакая сила из него человека не сделает!”. И тогда я обратился к говорящему и спросил: “А скажи — неужели ничего Господь в твоей жизни не совершил? Неужели Он тебя не изменил до самых глубин, когда ты к Нему обратился?”. И когда этот человек мне ответил: “Да, с тех пор, как я стал православным, всё стало ново”, — я сказал: “И ты после этого смеешь говорить, что Господь бессилен другого восставить?”.

Вдумаемся в эти случаи: и в Евангельский рассказ, и в тот случай, который я вам поведал; вдумаемся, потому что вокруг нас бесчисленное множество людей, которым нужно ожить душой, нужно обновиться, стать новыми людьми — но мы их ко Христу не приводим. Мы не говорим им, что всё возможно, мы не зажигаем в них такую надежду, такую веру, такое вдохновение, которые могут сжечь всё так, чтобы остались только пламенение и свет.

Вдумаемся в это, и когда встретим человека, который нам кажется мёртвым, — приведём его к Тому, Который есть и Жизнь, и полнота жизни, и Любовь. Аминь.

Притча о милосердном самарянине
25 ноября 1990

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Слова, которые мы только что слышали, относятся к каждому из нас. Мы живём в трагичном мире, где и душевно и духовно, и материально страждут бесчисленные люди. И так часто — не на слове, а на деле — мы как бы говорим: А кто ближний мой? Обязан ли я этому или другому человеку? Кто мне ближний? Разве не моя родня, разве не самые дорогие мне по сердцу?.. И сегодняшнее Евангелие с совершенной ясностью говорит нам, что ближний мой — это тот, который в нужде, тот, который во мне нуждается, которому я могу помочь, мимо которого я не пройду, ради которого я готов пожертвовать собой. Никто большей любви не имеет, как тот, кто жизнь свою готов положить за други своя… Жизнь можно положить и в мученичестве, и на поле битвы, но можно класть жизнь изо дня в день, отдавая её тем, кто в нужде: с состраданием, с любовью, как Сам Господь Бог всецело повернулся к нам тогда, когда всё человечество было чуждо, враждебно Ему; и как Он и теперь оборачивается к каждому из нас, когда мы на таких мрачных низинах своей жизни, что дальше уже и некуда, когда мы от Него так далеки, как только можем себе представить. Больше того: ещё много дальше, чем мы можем представить, потому что Один Бог может измерить, как далеко мы отделены от Него, разошлись с Ним, видеть всю меру Его отсутствия в нашей жизни.

Скоро начинается Рождественский пост, и наиболее благочестивые начнут лишать себя той или другой пищи; но в этом ли заключается пост? В том ли только, чтобы ограничить себя в еде, или, может, в некоторых уж очень поверхностных удовольствиях? Послушайте теперь, что о посте говорит Господь устами пророка Исаии: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приблизиться к Богу: “Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?” — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя»(Ис 58:1–8).

Будем ли мы встречать день, когда Господь и Бог наш принял на Себя плоть с тем, чтобы вступить в область смерти, — Он, вечный? день, когда Он вольной волей вступил в область страдания нас ради, — встретим ли мы этот день, продолжая примиряться с тем, как мы далеки от Него? И мы далеки от Него, когда мы ненавидим своего ближнего, когда мы отвергаем его, когда мы отказываемся простить, отворачиваемся от того или от той, которым нужно наше милосердие: не только хлеб, не только кров, — и это нужно! — но которые жаждут прощения, милости сердца! Будем ли мы встречать Господа, пришедшего спасти грешников, отвергая тех, кого мы считаем грешниками, которые оскорбили и возмутили нас, тех, кого мы сами же ранили? Возможно ли встретить Господа на таких условиях, при таких обстоятельствах?

И вот, прислушаемся, к какому посту через Исаию призывает нас Господь Бог наш, как мы должны готовиться к грядущему Рождеству Христову. Мы должны глядеть в сторону этого Рождества, мы должны ожидать его с трепетом! Подумайте о том, как ожидали бы этого события пастухи, чистые сердцем, люди простые, неусложнённые, не обманутые ложью мира, если бы они только знали, что в эту ночь, когда Ангелы с небес им возвестили о воплощении Сына Божия — если бы они знали об этой ночи: они и днём и ночью только о ней бы и думали, только этим бы жили, для них стало бы бессмысленным всё, что является поверхностным, всё дешёвое, всё эгоистическое, себялюбивое, безбожное; они жили бы этой мечтой, этим ожиданием!

А мы не мечтой живём, не ожиданием: мы знаем, что это случилось, и мы ждём этого дня, когда мы вспомним это словно наяву, словно вот, теперь это случается! Неужели мы к этому дню будем идти и поститься так, как описывается в пророчестве Исаином, как бы угнетая себя отсутствием пищи, ограничивая себя внешне и забывая, что пост заключается в том, чтобы всей душой рваться к Богу, чтобы всеми силами творить Его волю, чтобы всем сердцем, всем помышлением, всей волей своей не только Его любить, но любить каждого ближнего нашего, прощать каждую обиду, помочь каждому нуждающемуся, явить Божию любовь, изливающуюся в открытое наше сердце, каждому человеку. Аминь.

О Рождественском посте
30 ноября 1986

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В эти дни поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения Господня, Церковь словами Самого Христа сурово и ясно нас предостерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче Христос говорит о переполненных амбарах материальных благ; но мы все богаты очень по-разному, и не обязательно в первую очередь материально. Как мы твёрдо полагаемся на взаимоотношения наши с Богом, какую надёжную опору находим в Евангельских словах, словах Самого Христа, в учении Апостолов, в нашей православной вере! И чем дольше мы живём, тем больше накапливаем мыслей, знания, и сами сердца наши становятся богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова. Но спасает нас не это; спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая постепенно нас учит и может нас очистить и преобразить. Но хотя Бог подаёт нам Свою благодать неограниченно, мы-то оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны распахнуть ей своё сердце; решимость изменяет нам; у нас не хватает смелости идти тем же путём, который мы сами избрали, потому что он так прекрасен и животворен.

Апостол Павел даёт нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, рана к ране, на животворящее дерево, которое есть Христос. Да, мы привиты, — но сколько живоносных соков сможет проникнуть в сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и сколько соков сможет течь в них свободно, — это зависит от нас.

Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведёт нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход — также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдётся ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдаёт Себя в наши руки? Или придётся нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принёс плода, — как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы как приглашённые на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который нашёл себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха?

Притча эта будет читаться в конце Рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к нему подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?

Пост не означает, что нужно ещё настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост — это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божиего, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и неверности людям — и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, чтобы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни, так, чтобы не оказаться осуждёнными, приступив небрежно к Святой Трапезе.

А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзя приступать к Причастию, опоздав к началу литургии; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя в течение всей предшествующей недели молитвой, испытанием совести, Правилом перед Причащением. Если Правило слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Во всяком случае дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна соблюдаться в эти дни ещё неукоснительнее. И Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.

Это всё — не просто формальные дисциплинарные “прави­ла”; это призывы, которые ведут нас за руку в глубины духовной жизни, к более достойной — или хотя бы менее недостойной — встрече Господа.

Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?

И отнесёмся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземлённости, которая мешает нам воспарить к Богу.

Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно через весь Рождественский пост, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своего Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться; это не “право” наше, а величайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно. Аминь!

Исцеление десяти прокажённых
20 декабря 1981

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о благодарности; это слово о ней. Когда мы думаем о жизни, о том, что останется в конечном итоге — может остаться только любовь и благодарность, если только жизнь останется жизнью; иначе останется бесплодная горечь, бесплодная и бессмысленная прогорклость.

Благодарность за всё: благодарность за то, что Господь нас сотворил и что в этом творческом действии Он отдал нам Себя; Он нас сотворил для того, чтобы мы жили всей полнотой, всей славой, всей радостью Его вечной жизни. Благодарность за то, что Он нам открылся; что Он — непостижимый, святой, однако так нам близок, что мы можем глубинами души познать, полюбить Его. Благодарность за всё, чем полна жизнь: за красоту, за любовь, за ласку родителей, за дружбу друзей, за то, что Бог, Сам Бог зовёт нас на подвиг жизни, на то, чтобы из земной жизни сделать небесный рай. Благодарность за то, что Он в нас верит, что Он надеется всей надеждой Своей, что мы не обманем Его любви, что мы на неё отзовёмся и что что бы ни происходило в жизни, какова бы ни была цена, которую мы должны сами заплатить за этот дивный подвиг построения Града Божия, созидания Царства Божия, мы на этот подвиг пойдем…

За многое ещё мы можем быть благодарны: за жизнь и за смерть, и за память любимых; за то, что нам дано было в жизни встретить таких людей, быть ими не только любимыми, но уважаемыми; за то, что столько нам явлено благородного и великого в земном пути, порой еле заметном, тех, которые сумели жить и любить.

Но благодарности нам надо учиться; так легко мы всё принимаем и от Бога, и от людей — как естественное, как должное; и мы отмечаем только то, что нас лишает ожидаемого, мы замечаем только то, чего нет, и забываем ликовать о том, что есть и так богато заполняет жизнь. Нам надо учиться благодарности, а для этого надо жить внимательно: не пропуская никакой детали жизни без того, чтобы её оценить. И если мы научимся благодарить за всё: за то, что мы называем мелочью, так же как за самое великое, — тогда жизнь наша может превратиться в песнь торжествующей любви — к Богу, к ближнему; жизнь может превратиться в крестное ликование о том, что нам дано не только получать, но давать, не только быть объектом Божественной и человеческой любви, но ценой, если нужно, всей жизни, всего сердца и ума, давать, чтобы ширилось чудо любви на земле, чтобы как пожар любовь охватила всех, кто только прикоснётся к нашей личной или общественной жизни.

Благодарность требует внутреннего подвига, самоотвержения, забвения себя, способности видеть, переживать и благоговеть… Дай нам Господь эту способность, и тогда, даже когда отнимется от нас и молодость, и здоровье, и сила, и живость ума, и дорогие, мы сможем благодарить Бога светящимся сердцем. Аминь!

Притча о званых на пир
25 декабря 1976

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Перед исповеданием веры, перед тем, как мы все перед Господом свидетельствуем, что мы верим во Единого Бога Отца, и в Сына Его Единородного, пришедшего в мир Свою жизнь отдать за нас, и в Духа Святого, Который нам открывает Христа, с Ним нас соединяет и делает детьми Божиими, есть слова, которые священники произносят между собой и которые когда-то звучали по всему храму: Христос посреди нас!

Сейчас эти слова произносятся верой в невидимое и, однако, опытом познанное, чутьём известное присутствие Спасителя. Напоминают нам эти слова о том, как в вечер Своего Воскресения Христос стал посреди смятенных Своих учеников, им дал мир. И, верно, тогда ученики друг другу говорили: Христос посреди нас! Мы уже не сироты, любовь не побеждена. Бог не изгнан из мира, жизнь не пришла к концу — всё возможно: Христос снова посреди нас, Он, живой плотью, духом, любовью.

И когда мы эти слова произносим, с какой радостью, с каким благоговением мы должны бы это делать. И перед тем как мы произносим слова Символа веры, мы должны помнить, что и среди нас Христос, — только, как апостол Павел говорит в одном из своих Посланий, мы теперь знаем Христа уже не по плоти, а Духом Святым. Мы Его знаем личным, глубоким опытом приобщённости, личным опытом молитвы, знаем Его так, как, может быть, ученики Его в тот момент ещё не знали. Мы знаем о Нём, что Он наш Бог, мызнаем о Нём, что Он — жизнь, которая переливается из вечности в нас. Мы знаем, что в Нём наше спасение, и в Нём воплотилась вся крестная, жертвенная ликующая любовь Бога.

И вот мы ждём в эти дни Рождества Христова, того дня, когда Христос плотью пришёл в мир, и Божественная любовь стала живым, личным человеческим присутствием. Как мы должны готовиться к этому! С какой любовью — ответной любовью, с каким трепетом души! Непостижимый Бог делается для нас близким, родным по плоти, человеком. Он — Один из нас. Он рождается ребёнком в человеческой семье, человечество делается таким необъятно большим, необъятно глубоким, что оно вмещает Самого Бога. И каждый из нас призван к этому: стать местом вселения Святого Духа, так соединиться со Христом, чтобы и мы были одним телом, одним духом, одним чудом усыновления Богу, сыновства.

И сегодняшняя притча нам напоминает об этом. Праздник готов, Христос пришёл в мир, нет преграды между Богом и нами, путь открыт — неужели мы не пойдём? Неужели мы, как эти люди, вспоминаемые в притче, будем отказываться, говорить: Господи, я же обосновался на земле, она моя!.. Или: У меня есть своё дело на земле! Или: У меня есть своя радость уже — какая мне другая радость, какое мне иное дело нужно?.. Неужели мы так ответим?!

Подумаем об этом. Христос посреди нас, Он здесь. Но в праздник Рождества Христова мы особенно глубоко должны переживать Его приход плотью, человеческий приход Живого Бога, и ответить на этот приход, который есть вступление Бога в область страдания, смерти, ограниченности, человеческой немощи для того, чтобы мы могли беспрепятственно прийти на этот пир, который готов для нас от века, но двери которого теперь раскрываются. Аминь.

Перевод с английского Е. Майданович

12 3 4 5 6 7 …32

Предисловие

С братской любовью к Владыке Митрополиту Антонию предпосылаю своих несколько слов его богомудрым словам и размышлениям.

Прежде всего, читая его поучения мы должны знать и помнить, что это всегда устное слово, обращенное к живому слушателю и рассчитанное на живое общение в храме в молитвенной обстановке.

Владыка Антоний говорит просто и не стремится к «захватывающему эффекту», чем грешат современные проповедники, желающие более на себя обратить внимание. Владыка же подражает Святому Апостолу Павлу, который говорит, что «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и Силы» (I Кор. 2, 4). И действительно, слово Митрополита Антония производит сильное впечатление на слушателей, коим и я не раз был, потому что оно отражает его личный духовный опыт. Владыка не просто говорит правильные слова, не просто поучает как надо жить, но свидетельствует нам от своего духовного делания, открывая часто слушателям свои личные переживания тех истин веры и благочестия, о которых проповедует. Именно эти сокровенные переживания веры и придают словам Владыки Антония убедительность и делают излишними всякого рода софистические рассуждения. Его проповедь исполнена Христовой любви к человеку, она – возвещение Благой Вести о Вечной Жизни.

Владыка Антоний весьма известный в современном мире проповедник. Его талант учительства общепризнан. Его проповеди обращены не к узкому кругу людей, но он открыт ко всем людям. И это придает его слову Евангельский Дух u Апостольский характер: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Да благословит Господь и впредь «служение Слову» (Деян. 6, 4) дорогого брата нашего Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония.

А это издание его воскресных проповедей, уверен, будет желанной духовной пищей, укрепляющей читающего на пути к Царству Небесному.

6/19 ноября 1995 г. Неделя 23-я по Пятидесятнице.

О проповедничестве

За последние лет 25, вероятно, я положил себе правилом заранее не прочитывать Евангелие, которое будет читаться за службой. Разумеется, все эти чтения я все равно знаю почти наизусть, так что это не бывает «вдруг» совсем неизвестное благовестие: но я стараюсь читать его вслух народу, потом продолжать служить литургию и дать этому тексту дойти глубоко до меня. Опыт мне показывает, что каждый раз евангельское слово рождает какой-то ответ, и я тогда просто, выходя на проповедь, говорю: «Мы читали то-то, и вот что я хочу вам сказать об этом…» – именно то, что меня задело.

Один раз было – как вам сказать? – очень печально. Я был в миноре, усталый, я прочел текст, и он до меня не дошел. И в течение всей службы я переживал с ужасом тот факт, что Господь ко мне обратился со Своим словом, а у меня ничего не дрогнуло в душе. Когда пришло время проповедовать (я всегда проповедую перед отпустом), я вышел и сказал: «Вот что случилось. Вы понимаете, какой это ужас: Господь мне говорит какие-то слова, а все, что я могу Ему ответить, это: Не доходит, мне нечего Тебе отвечать. Слова как будто падают на каменную почву…» Я сказал так, и это тоже была проповедь, причем такая, которая соответствует опыту многих. Несколько человек из прихожан говорили мне: «Спасибо, что Вы это сказали, потому что и с нами это бывает, но мы никогда не посмели бы это высказать».

К проповеди не готовятся, просто засев за письменный стол и окружив себя толкованиями святых отцов. Когда отцы говорили, их слово шло из сердца, они кричали из глубины своего опыта. Если мы будем просто повторять то, что они говорили, никуда не достигнет их крик. Если слово, которое ты говоришь в проповеди, тебя ударяет в душу, если глубоко вонзается, как стрела, в твое собственное сердце, оно ударит в чужую душу и вонзится в чужое сердце. Но если проповедник будет говорить вот «этим людям» то, что ему думается, «им полезно знать», то большей частью это будет бесполезно, потому что ума это, может быть, коснется, но жизнь ничью не перевернет. Конечно, надо иметь какое-то знание, конечно, надо понимать, о чем говорит Евангелие или отрывок Священного Писания, но этого мало. Если твоя проповедь тебя самого не ранит в самые глубины, если ты не предстоишь в ужасе перед Богом и не говоришь в Его имя (может быть, себе в суд или осуждение, но во спасение другим), то такая проповедь ничью жизнь не переменит.

Неделя 31-я по Пятидесятнице. Исцеление слепого

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Перед Крещением Господним, перед тем славным днем, когда Христос пришел на берега Иордана креститься от Иоанна, святой Иоанн Креститель призывал всех к нему приходящих к покаянию, то есть к тому, чтобы отвернуться от всего, что делало их недостойными собственного человеческого звания, недостойными Бога, призывал их к тому, чтобы предаться Богу всей душой, всем умом, всем сердцем, всей волей – и всей крепостью и слабостью своей.

И так же Церковь, перед началом вскоре наступающего Поста, предоставляет нам несколько подготовительных недель, когда из недели в неделю будут явлены нам самые обыкновенные, но и самые разрушительные грехи, которые нам мешают стать Божиими людьми.

Перед началом этих подготовительных недель вспоминается слепой Вартимей, которого Господь исцелил от приобретенной слепоты. Таковы и мы; мы не слепы от рождения, – мы делаемся слепыми, потому что видимое нам закрывает взор к невидимому. И вот, мы должны в течение этой недели поставить перед собой вопрос о нашей слепоте и о прозрении. Прозреть нам надо во многих отношениях. Нам надо научиться видеть в себе зло, которое делает нас мелкими, недостойными даже человеческого звания, не говоря уже о том, что оно нас делает неспособными приобщиться Божественной природе, – что является нашим призванием. Но мы должны также научиться видеть в себе образ Божий, ту святыню, которую вложил в нас Господь и которую мы должны уберечь, укрепить, которой мы должны дать воссиять полным светом через подвиг всей жизни.

Мы должны также научиться по-новому вглядываться в нашего ближнего. Мы слишком легко видим его недостатки; мы должны, в течение этих дней и последующих недель, научиться так всматриваться в глубины каждого нашего ближнего, чтобы увидеть в нем этот святой, Божественный образ, и научиться благоговейно, трепетно относиться к каждому человеку вокруг нас.

Но для того, чтобы видеть, нам порой нужно посмотреть на себя в зеркало; какое же зеркало у нас есть? – Евангелие. В Евангелии мы видим совершенного Человека Иисуса Христа, каким мы призваны стать. И мы видим вокруг Него и праведников и грешников: и грешников погибающих, и грешников в покаянии спасающихся. Давайте читать Евангелие благоговейно, вдумчиво, серьезно, с тем, чтобы через него увидеть в себе и все светлое, и все темное, чтобы научиться видеть и в других тот невечерний, неумирающий свет, которого никакая тьма не может заглушить ни в нем, ни в нас. И тогда мы сможем устремиться через подготовительные недели Великого Поста к дивным дням Страстной седмицы и к Воскресению Христову. Аминь.

Антоний Сурожский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Антоний. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Блум.

Антоний Сурожский

1-й Митрополит Сурожский

10 октября 1962 — 30 июля 2003
Церковь Русская православная церковь
Преемник Василий (Осборн) (в/у)
Елисей (Ганаба)

Патриарший экзарх Западной Европы

14 января 1963 — 5 апреля 1974
Предшественник Николай (Ерёмин)
Преемник Никодим (Ротов)

Епископ Сергиевский,
викарий Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата

30 ноября 1957 — 10 октября 1962
Предшественник Иоанн (Леончуков)
Преемник Василий (Осборн)
Учёная степень доктор богословия (31 января 1983), доктор богословия (24 сентября 1999) и доктор богословия (1996)
Имя при рождении Андрей Борисович Блум
Рождение 19 июня 1914

  • Лозанна, Швейцария
Смерть 4 августа 2003 (89 лет)

  • Лондон, Великобритания
Похоронен
  • Бромптонское кладбище
Принятие священного сана 27 октября 1948 года
Принятие монашества 17 апреля 1943 года
Епископская хиротония 30 ноября 1957 года
Награды
Медиафайлы на Викискладе

Митрополи́т Анто́ний (в миру Андре́й Бори́сович Блум; 6 июня 1914, Лозанна — 4 августа 2003, Лондон) — епископ Русской православной церкви, митрополит Сурожский. В 1965—1974 годы — Патриарший экзарх Западной Европы.

Автор многочисленных книг и статей о духовной жизни и православной духовности, мемуаров. Один из наиболее популярных православных проповедников XX века; его проповеди и выступления вызвали значительный интерес как у православных читателей (главным образом в странах бывшего СССР), так и в инославной среде.

Биография

Андрей Блум родился 6 (19) июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Отец — Борис Эдуардович Блум (1882—1937) — имел шотландские корни. Мать — Ксения Николаевна Скрябина (1889—1958), единокровная сестра композитора Александра Скрябина. Детство Андрея прошло в Персии, где его отец был консулом.

После революции 1917 года в России семья была вынуждена эмигрировать из страны, несколько лет скиталась по Европе и в 1923 году поселилась в Париже (Франция).

В 14-летнем возрасте Андрей прочёл Евангелие и обратился ко Христу, состоял активным членом РСХД, был прихожанином Трёхсвятительского подворья в Париже.

В 1931 году был посвящён в пономари для служения в храме Трёхсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского патриархата в Париже.

По завершении курса школы поступил в Сорбонну и окончил там биологический и медицинский факультеты (1938).

10 сентября 1939 года тайно принял монашеские обеты и отправился на фронт в качестве армейского хирурга (1939—1940), затем работал врачом в Париже. Во время оккупации Франции участвовал в движении Французского сопротивления, был врачом в антифашистском подполье.

17 апреля 1943 года был пострижен в мантию с именем Антоний в честь преподобного Антония Киево-Печерского. Постриг совершал настоятель подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).

Андрей Блум работал врачом вплоть до 27 октября 1948 года, когда митрополит Серафим рукоположил его во иеродиакона.

14 ноября 1948 года митрополитом Серафимом рукоположён во иеромонаха и направлен в Великобританию в качестве духовного руководителя англо-православного Содружества Святого Албания и Святого Сергия (1948—1950).

С 1 сентября 1950 года — настоятель патриаршего храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне.

7 января 1954 года возведён в сан игумена. 9 мая 1956 года возведён в сан архимандрита. В декабре этого же года назначен настоятелем патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне. На должности настоятеля данного храма, впоследствии кафедрального собора, он оставлялся до своей кончины.

29 ноября 1957 года — наречён, а 30 ноября 1957 года в Лондоне хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского патриархата с местопребыванием в Лондоне. Архиерейскую хиротонию совершили архиепископ Клишинский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков (Вирвос), викарий экзарха патриарха Константинопольского в Западной Европе.

В 1958 году был участником богословских собеседований между делегациями Православных церквей и представителями Англиканской церкви.

В 1961 году в составе делегации Русской православной церкви участвовал в работе съезда Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Нью-Дели.

В 1962 году возведён в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учреждённой 10 октября 1962 года Сурожской епархии Русской православной церкви (РПЦ) в Великобритании. Его проповеди привлекли в лоно Православной церкви сотни англичан.

В 1963 году — член делегации РПЦ на праздновании 1000-летия православного монашества на Афоне.

В январе 1963 года после ухода на покой экзарха митрополита Николая (Ерёмина) Антоний был назначен исполняющим обязанности главы экзархата.

27 января 1966 года возведён в сан митрополита и утверждён на посту экзарха.

В 1968 году в составе делегации РПЦ участвовал в работе съезда ВСЦ в Уппсале. С 1968 по 1975 год — член Центрального комитета ВСЦ.

Участник Поместного собора Русской православной церкви 1971 года.

В 1972—1973 годах читал лекции в Кембриджском университете.

31 января 1983 года совет Московской духовной академии (МДА) присудил митрополиту Антонию степень доктора богословия honoris causa за совокупность его научно-богословских и проповеднических трудов, опубликованных с 1948 года и по настоящее время в «Журнале Московской патриархии» и в других изданиях. 3 февраля в актовом зале МДА состоялось торжественное вручение докторского креста и диплома учёной степени доктора богословия. Было отмечено, что за 34 года пастырского служения он прочитал в инославных общинах, храмах, студенческих и иных группах свыше 10 тысяч лекций.

Часто выступал на Британском радио и телевидении. Неоднократно приезжал в СССР, где активно проповедовал, участвовал в собраниях единомышленников на квартирах.

На Поместном соборе Русской православной церкви в июне 1990 года был предварительно выдвинут в качестве дополнительного кандидата на Патриарший престол; кандидатура была отведена председательствовавшим в первый день Собора митрополитом Филаретом в связи с тем, что у предложенного кандидата не было гражданства СССР (что было требованием Устава к кандидату в Патриархи). Был председателем счётной комиссии на Соборе, избравшем митрополита Ленинградского Алексия.

Решением учёного совета Киевской духовной академии от 24 сентября 1999 года «за выдающиеся труды на богословской ниве и в знак глубокого уважения к святительским заслугам на благо Святой Православной Матери-Церкви» митрополиту Антонию Сурожскому присуждена степень доктора богословия honoris causa.

За годы своего служения в Великобритании трудами митрополита Антония на основе единственного небольшого русского прихода в Лондоне образовалась целая епархия. В епархии читались лекции, проводились ежегодные приходские собрания, общеепархиальные съезды и собрания духовенства. Митрополит Антоний активно участвовал в церковной и общественной жизни и пользовался известностью в разных странах.

Как в последние годы его жизни, так и после его кончины выходили книги с его беседами. Однако сам он их не писал; книги представляли собой отредактированную расшифровку записей его бесед. Когда ему однажды кто-то принёс на подпись книгу, он сказал: «Представляете, я понятия не имею о том, что в этой книге».

После того как в 1996 году был удостоен звания почётного доктора Кембриджского университета, высказал мысль о создании в Кембридже православного института, который был основан в 1999 году.

Захоронение митрополита Антония в Лондоне

После смерти в 1999 году митрополита Леонтия был старейшим по хиротонии епископом РПЦ.

Последний, 2002 год, управления епархией был омрачён острыми конфликтами, в особенности епископа Василия (Осборна) с новопоставленным викарием епархии — епископом Иларионом (Алфеевым). По поводу конфликта митрополит Антоний написал открытое письмо епископу Илариону.

В начале 2003 года перенёс хирургическую операцию, после чего 1 февраля 2003 года подал прошение об уходе на покой по состоянию здоровья, а 30 июля 2003 года постановлением Священного синода РПЦ освобождён от управления Сурожской епархией и уволен на покой.

Скончался 4 августа 2003 года в Лондоне в хосписе. Отпевание состоялось 13 августа в лондонском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых; его совершили митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении архиепископа Фиатирского Григория (Феохаруса-Хадзитофи) (Константинопольский патриархат), архиепископа Керченского Анатолия (Кузнецова), архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева) и епископа Сергиевского Василия (Осборна), клира Сурожской епархии, других епархий Русской православной церкви в Европе и в России, а также представителей греческого и сербского духовенства. Похоронен на Бромптонском кладбище.

К моменту его смерти Сурожская епархия была самой малочисленной епархией Русской православной церкви: в последнем епархиальном избирательном списке — 1122 человека, из них в Лондоне — 333. Епархия насчитывала около 25 приходов и малых общин, при этом только приходы в Лондоне и Оксфорде имели более ста прихожан. В епархии служили 23 священника и 9 диаконов, из которых лишь 5 имели русские корни и единицы — богословское образование. Монастырей в епархии не было.

После смерти митрополита Антония его ближайший помощник викарий Василий (Осборн) сделал попытку разделить Сурожскую епархию, впоследствии самовольно перешёл в Константинопольский патриархат, а позднее был лишён сана и монашества по собственному прошению из-за желания вступить в брак.

Награды

  • Медаль Общества поощрения добра (1945, Франция, «за активную деятельность на благо Православной Церкви»)
  • Орден святого равноапостольного князя Владимира I степени (1961)
  • Орден святого Андрея (1963, Константинопольский Патриархат),
  • Ламбетский крест (1975, Англиканская Церковь)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (5 июля 1979 года)
  • доктор богословия honoris causa (1973, Абердинский университет, «за проповедь слова Божия и оживление духовной жизни в стране»)
  • почётный доктор Московской Духовной академии (1983)
  • почётный доктор Кембриджского университета (1996)
  • почётный доктор Киевской духовной академии (1999)

Библиография

статьи

  • О созерцании и подвиге // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1953. № 15. стр. 138—155.
  • Христос раждается, — славите! // Журнал Московской Патриархии. М., 1955. № 1. стр. 36-37.
  • Les stigmates // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1963. № 44. стр. 192—203.
  • Eis polla eti despota // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1963. № 44. стр. 190—191.
  • Message de Noël // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1963. № 44. стр. 185—187.
  • Послание (Париж, 19 марта 1963 г.) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1963. № 41. стр. 12-13.
  • Послание (Париж, 19 марта 1963 г.) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1963. № 41. стр. 10-11.
  • Приветственная речь на торжественном акте в Московской Духовной Академии, посвященном 50-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия // Журнал Московской Патриархии. М., 1963. юбилейный номер. стр. 43-44.
  • Declaration // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1966. № 53. стр. 6-8.
  • Рождественское послание (Рождество Христово 1967/68) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1967. № 60. стр. 195—197.
  • О Церкви (катихизическая беседа) // Журнал Московской Патриархии. М., 1967. № 9. стр. 73-79.
  • Сущность молитвы // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1968. № 61. стр. 41-47.
  • О богослужении и стиле христианской жизни (мысли участника IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 9. стр. 67-72.
  • Message // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1968. № 62-63. стр. 69.
  • Слово о Предтече // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 7. стр. 31-33.
  • Слово на Преображение Господне // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 8. стр. 33.
  • Беседа о молитве // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 1. стр. 73-74.
  • Молитва и жизнь (Предисловие. I. Сущность молитвы. II. Молитва Господня) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 3. стр. 58-73.
  • Молитва и жизнь (III. Молитва Вартимея. IV. Богомыслие и молитва) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 4. стр. 63-73.
  • Молитва и жизнь (V. Молитвы и прошения, оставшиеся без ответа. IV. Иисусова молитва) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 5. стр. 56-64.
  • Молитва и жизнь (VII. Трудническая молитва) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 6. стр. 71-73.
  • Молитва и жизнь (VIII. Безмолвная молитва. IX. Молитва для начинающих) // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 7. стр. 58-71.
  • Новогодняя проповедь // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 12. стр. 42-44.
  • О Матери Божией // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 9. стр. 34-35.
  • О диаконском служении // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 8. стр. 34-35.
  • Exposé sur les ргoblemes de la diaspora orthodoxe // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1968. № 61. стр. 5-7.
  • Слово в праздник Вознесения Господня 30 мая 1968 года // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. №спец.номер. стр. 66-68.
  • La prière // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1969. № 65. стр. 16-24.
  • La Prière et vie // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1970. № 72. стр. 251—260.
  • La parabola de l’enfant prodigue // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1970. № 69. стр. 12-26.
  • Le Patriarche Alexis : Souvenirs personnels // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1970. № 70-71. стр. 89-92.
  • La Prière et vie. II. La prière du Seigneur // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1971. № 73-74. стр. 5-23.
  • Prière et vie. III. La prière de Bartimée; IV. Meditation et adoration // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1971. № 75-76. стр. 134—150.
  • Пасхальное послание // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1972. № 78-79. стр. 101—103.
  • Проповедь на открытии заседаний ЦК ВСЦ в Берлине, август 1974 г. // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1974. № 85-88. стр. 18-21.
  • Homélie au Culte d’ouverture du Comité Central du Conseil Oecuménique des Eglises à Berlin, aout 1974 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1974. № 85-88. стр. 14-17.
  • Sermon, Paques 1974 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1974. № 85-88. стр. 9-12.
  • Пасхальная проповедь, Лондон 1974 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1974. № 85-88. стр. 5-8.
  • La mise en question de Dieu // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1976. № 93-96. стр. 3-14.
  • Connaissance de soi : Conférence faite à une réunion de jeunes // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1978. № 97-100. стр. 7-21.
  • De la Liberté : Conférence faite en 1969 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1979. № 101—104. стр. 18-26.
  • L’Archimandrite Athanase (Netchaev) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1981. № 105—108. стр. 23-31.
  • Quelques réflexions sur «Des fidèles sont perplexes» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1981. № 105—108. стр. 69-77.
  • Об архимандрите Афанасии (Нечаеве) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1981. № 105—108. стр. 147—156.
  • Проповедь… в день Трех Святителей, 12 февраля 1981 г., на торжественной литургии по случаю основания Трехсвятительского Патриаршего подворья // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1981. № 105—108. стр. 137—138.
  • Размышления по поводу «Недоумений верующих» : Пер. с франц. // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1981. № 105—108. стр. 200—208.
  • De l’Eglise : Essai catéchétique // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1982. № 109—112. стр. 25-35.
  • «Жизнь для меня — Христос» : Речь по случаю присуждения докторской степени «Гонорис кауза» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1983. № 113. стр. 109—114.
  • Что значит быть христианином по апостолу Павлу (речь при вручении ему диплома доктора богословия гонорис кауза в Московской Духовной Академии 3 февраля 1983 года) // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. № 6. стр. 75-77.
  • «Pour moi, vivre, c’est le Christ» — Discours à l’occasion du doctorat Honoris causa // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1983. № 113. стр. 3-8.
  • De la Recontre. Causerie // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1983. № 113. стр. 9-18.
  • О слепом Вартимее // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. № 6. стр. 42-43.
  • О пасхальной радости // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 4. стр. 45-46.
  • Духовность и духовничество // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1988. № 117. стр. 183.
  • Жить вечностью // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 9. стр. 66-68.
  • Как жить с самим собой. Очерк практического пастырского богословия // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1988. № 117. стр. 215.
  • О проповеди // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 6. стр. 38.
  • Слово на Воздвижение Креста Господня // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 9. стр. 35-36.
    • Слово на Воздвижение Креста Господня // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 9. стр. 57-58.
  • Слово о Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 11. стр. 36-37.
  • О Евхаристии // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 9. стр. 53-54.
  • О любви к Богу // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 7. стр. 33.
  • О некоторых категориях нашего тварного бытия // Церковь и время. М., 1991. № 2. стр. 1-36.
  • Соблазн разъединения. О взаимоотношениях РПЦ и РПЦЗ // Церковь и время. М., 1991. № 1. стр. 1-2.
  • Преподобный Сергий Радонежский // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 10. стр. 34.
  • Рождество Христово // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 1. стр. 33-34.
  • Вера // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 10. стр. 2-3.
  • О единении христиан: Беседы, документы // Альфа и Омега. М., 1994. № 3. стр. 87-103.
  • Уроки Ветхого Завета // Альфа и Омега. М., 1994. № 1. стр. 7-24.
  • Проповеди на темы Нового Завета // Альфа и Омега. М., 1994. № 2. стр. 17-27.
  • Крещение Господне // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. № 1. стр. 5-6.
  • О жизни христианской // Путь Православия. М., 1995. № 4. стр. 195—212.
  • Введение в чтение Евангелия (Мк. 1-4) // Альфа и Омега. М., 1995. № 3(6). стр. 17-22.
  • Христос воскресе!: // Альфа и Омега. М., 1995. № 1(04). стр. 67-68.
  • «…Быть православным в Англии»: О Сурожской епархии / публ.: Майданович Е. Л. // Альфа и Омега. М., 1995. № 2(05). стр. 93-116.
  • Проповедь на погребение архим. Льва / пер.: Иогансон Ф. А. // Альфа и Омега. М., 1996. № 1(08). стр. 85-87.
  • Проповедь в Неделю перед Рождеством Христовым / пер.: Майданович Е. Л. // Альфа и Омега. М., 1996. № 4(11). стр. 5-7.
  • Зов Божий и путь спасения // Альфа и Омега. М., 1996. № 2/03(09/10). стр. 5-15.
  • О Церкви и о причащении // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. стр. 70-71.
  • Разговор о молитве / пер.: Майданович Е. Л. // Страницы. М., 1997. №Т.2. ь 4 (Страницы). 596—605.
  • О Божией Матери и о усопших // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. стр. 68-69.
  • Разговор о молитве / пер.: Майданович Е. Л. // Страницы. М., 1997. Т.2. № 4 (Страницы). 596—605.
  • О стоянии в вере // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 9. стр. 75.
  • Письмо Святейшему Патриарху Алексию и Архиерейскому Собору 1997 года // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 5. стр. 9-13.
  • Слово в Неделю о Страшном Суде // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 9. стр. 76.
  • Церковь как пристанище и как крепость // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. стр. 69.
  • Размышления на пути к Пасхе // Альфа и Омега. М., 1997. № 1(12). стр. 5-18.
  • Мысли при чтении Священного Писания // Альфа и Омега. М., 1997. № 3(14). стр. 5-15.
  • Проповеди // Альфа и Омега. М., 1997. № 2(13). стр. 5-11.
  • О святых завтрашнего дня / пер.: Майданович Е. Л. // Страницы. М., 1998. Т.3. ь 3 (Страницы). 441—448.
  • Беседа о притчах / пер.: Майданович Е. Л. // Альфа и Омега. М., 1998. № 4(18). стр. 14-23.
  • Канонизация Царской семьи: за и против // Церковь и время. М., 1998. № 4(07). стр. 192—196.
  • Об экуменической встрече (Женева, 1968 г.) / пер.: Майданович Е. Л. // Церковь и время. М., 1998. № 3(6). стр. 10-31.
  • Православное свидетельство в инославном мире: Беседа с корр. журн. «Церковь и время» (Лондон, 14 июля 1998 г.) // Церковь и время. М., 1998. № 3(6). стр. 44-62.
  • Служение христианина в секулярном обществе (Женева, 1969 г.) / пер.: Майданович Е. Л. // Церковь и время. М., 1998. № 3(6). стр. 32-43.
  • Первые прошения молитвы Господней // Альфа и Омега. М., 1998. № 2(16). стр. 5-17.
  • Проповеди // Альфа и Омега. М., 1998. № 3(17). стр. 5-15.
  • Царственное священство мирян // Альфа и Омега. М., 1998. № 1(15). стр. 5-19.
  • Эволюция образа Отца и христианская вера / пер.: Шохина Е. В. // Альфа и Омега. М., 1999. № 3(21). стр. 5-10.
  • Пасхальные проповеди // Альфа и Омега. М., 1999. № 2(20). стр. 29-34.
  • Проповеди // Альфа и Омега. М., 1999. № 4(22). стр. 5-13.
  • Три проповеди // Альфа и Омега. М., 1999. № 1(19). стр. 3-9.
  • Проповеди на Апостольские чтения // Альфа и Омега. М., 2000. № 2(24). стр. 5-15.
  • Бог под вопросом / пер.: Майданович Е. Л. // Альфа и Омега. М., 2000. № 4(26). стр. 264—274.
  • Диалог атеиста с христианином: Интервью, данное корр. ВВС Марганите Ласки / пер.: Майданович Е. Л. // Альфа и Омега. М., 2000. № 1(23). стр. 277—297.
  • Память всех святых Великобритании и Ирландии // Альфа и Омега. М., 2000. № 3(25). стр. 5-7.
  • О Матери Божией // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 9. стр. 56-57.
  • Что значит быть христианином по Апостолу Павлу // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. № 9. стр. 58-61.

книги

  • Труды. — М.: Практика, 2002. — 1080 с. — ISBN 5-89816-033-7. (Текст)
  • Вера. — Киев: Пролог, 2004. 271 с.
  • Наблюдайте, как вы слушаете… / Сост. Е. Майданович. — М.: Альфа и Омега, 2004. 544 с.
  • Пастырство. — Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2005. 460 с.
  • Слово Божие. — Киев: Пролог, 2005. 340 с.
  • Об исповеди. — М.: Дом надежды; Новые мехи, 2007. 272 с.
  • Человек перед Богом. — М.: Практика, 2006. — 348 с.
  • Труды. Книга вторая. — М.: Практика, 2007. — 968 с. — ISBN 978-5-89816-072-2.
  • Уверенность в вещах невидимых. — М.: Никея, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-91761-120-4.
  • Труды. Книга вторая. — М.: Практика, 2012. — 968 с.
  • Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах. — Никея, 2019. — 368 с. — ISBN 978-5-91761-982-8.

Примечания

  1. 1 2 Митрополит Сурожский Антоний. От издателей // Школа молитвы / Т. Л. и Е. Л. Майданович. — М.: Молодая гвардия, 2002. — С. 5-6. — 497 с. — 7000 экз. — ISBN 5-93313-016-8.
  2. Александр Соколов: Иконопись – удел маргиналов // pravmir.ru, 27 февраля 2015
  3. Открытое письмо Митрополита Антония Сурожского епископу Подольскому Илариону (Алфееву).
  4. В Лондоне совершено отпевание и погребение блаженнопочившего митрополита Сурожского Антония (Блума) (недоступная ссылка). Русская православная церковь.
  5. Церковный вестник / Комментарии
  6. Василий (Осборн). Древо.
  7. Канонический конфликт с епископом Василием (Осборном) полностью урегулирован. Патриархия.ru.
  8. Епископ Василий (Осборн) лишен сана и монашества. Архивная копия от 28 февраля 2010 на Wayback Machine Богослов. Ru.
  9. Журнал Московской Патриархии

Литература

  • Антоний / Кырлежев А. И. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 71. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.
  • Майданович Е. Л. Антоний // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 617-618. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • священник Андрей Дорохин Поместная Церковь в Великобритании: шаг вперед или назад? // «Встреча». 2007. — № 1 (24). — C. 48-52

Ссылки

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Сайт митрополита Сурожского Антония
  • Антоний (Блум) на сайте «Русское православие»
  • Антоний, митрополит Сурожский на сайте «Азбука веры»
  • Архив митрополита Сурожского Антония. Собрание видео и звукозаписей, текстов и фотографий
  • Беседы и проповеди Антония, митрополита Сурожского в формате mp3
  • Православные подданные Её величества. Интервью к 89-летию митрополита Сурожского Антония (Блума)
  • Игумен Вениамин. Объединивший Восток и Запад. Русская Православная Церковь на фоне кончины митрополита Антония Сурожского
  • В Москве прошла конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского NEWSru.com 1 октября 2007 г.
  • Биография митрополита Антония Сурожского
  • Сурожская смута. Официальный сайт митрополита Илариона (Алфеева)
  • Metropolitan Anthony of Sourozh (Bloom). Sermons, lectures and books. Biography.
  • Митрополит Сурожский Антоний
  • Биография и религиозное становление митрополита Антония (Блума)
  • «Пути христианской жизни», сборник бесед митрополита Сурожского Антония
  • Выдержки из материалов Комиссии по расследованию ситуации в Сурожской епархии

Книга «Воскресные проповеди» автора Митрополит (Сурожский) Антоний — Скачать бесплатно, читать онлайн

Собрание воскресных проповедей Антония Сурожского. Владыка известен прежде всего своим словом, проповедью Евангелия современным людям, одновременно очень простой, внятной всякому, но и глубокой.

Антоний Сурожский, как известно читал проповеди не по бумажке. Так повелось с самого начала его служения в Англии. Плохо зная английский язык Антоний Сурожский когда-то в начале своего служения читал заранее подготовленную проповедь. Вышло очень скучно. Ему посоветовали импровизировать. «Но ведь выйдет смешно» — возразил будущий великий проповедник. «Это хорошо, люди будут слушать» — был ответ. С тех пор Антоний Сурожкий всегда говорил сам, без заранее заготовленного текста. Именно проповеди — основная часть наследия Антония Сурожского, действительно живые, искренние и вместе с тем очень глубокие. Проповеди Антония Сурожского донесли современным людям Православную веру в её святоотеческой чистоте, сохраняя евангельскую простоту и глубину.

«За последние лет 25, вероятно, я положил себе правилом заранее не прочитывать Евангелие, которое будет читаться за службой. Разумеется, все эти чтения я все равно знаю почти наизусть, так что это не бывает „вдруг“ совсем неизвестное благовестие: но я стараюсь читать его вслух народу, потом продолжать служить литургию и дать этому тексту дойти глубоко до меня. Опыт мне показывает, что каждый раз евангельское слово рождает какой-то ответ, и я тогда просто, выходя на проповедь, говорю: „Мы читали то-то, и вот что я хочу вам сказать об этом…“ – именно то, что меня задело.

Один раз было – как вам сказать? – очень печально. Я был в миноре, усталый, я прочел текст, и он до меня не дошел. И в течение всей службы я переживал с ужасом тот факт, что Господь ко мне обратился со Своим словом, а у меня ничего не дрогнуло в душе. Когда пришло время проповедовать (я всегда проповедую перед отпустом), я вышел и сказал: „Вот что случилось. Вы понимаете, какой это ужас: Господь мне говорит какие-то слова, а все, что я могу Ему ответить, это: Не доходит, мне нечего Тебе отвечать. Слова как будто падают на каменную почву…“ Я сказал так, и это тоже была проповедь, причем такая, которая соответствует опыту многих. Несколько человек из прихожан говорили мне: „Спасибо, что Вы это сказали, потому что и с нами это бывает, но мы никогда не посмели бы это высказать“.»
Интернет-издание Электронная библиотека «Митрополит Сурожский Антоний» (mitras.ru/).