Всемирный совет церквей

Унитарианство

Протестантизм

Реформация

Quinque sola (Пять «только»)

  • Sola Scriptura («только Писание»)
  • Sola fide («только верой»)
  • Sola gratia («только благодатью»)
  • Solus Christus («только Христос»)
  • Soli Deo gloria («только Богу слава»)

Дореформационные движенияruen

Церкви Реформации

Постреформационные движения

«Великое пробуждение»

Протестантизм по странам

Протестантский фундаментализм

Для термина «Унитарии» см. также другие значения.

Унитарианство (Унитарианская церковь) — антитринитарное движение в протестантизме. Отвергает догмат о Троице, некоторые теологи не принимают также учение о грехопадении. В широком смысле термин «унитарии» исторически использовался как синоним термина «антитринитарии».

Иногда унитарианство сочетается с пантеизмом или деизмом. Рассматривается (Дж. Гордоном Мелтоном и другими исследователями) как одно из либеральных течений христианства. Изначально получив распространение в Трансильвании и Речи Посполитой, ныне имеет последователей преимущественно в англосаксонских странах.

История

Истоки унитарианства восходят к арианству и другим раннехристианским течениям, оспаривавшим один из важнейших христианских догматов — положение о Божественной Троице и не признававшим божественную сущность Иисуса Христа. В эпоху Реформации с антитринитарианских позиций выступили немец Мартин Целлариус (1499—1561), итальянец Бернардино Охино (1487—1564), испанцы Хуан де Вальдес (около 1500—1541) и Мигель Сервет (1511—1553).

В Польше в 1565 году унитариане были исключены из Польской реформатской церкви и создали в том же году так называемую Малую реформатскую церковь, а в 1605 г. опубликовали унитарианский по своему характеру Раковский катехизис. Лидерами польских унитариан были итальянский врач Джорджо Бландрата (1515 — около 1590), поляк Мартин Чехович и другие религиозные деятели. Наибольшую роль в новой церкви стала играть община, образованная в 1579 в Ракове, которую вскоре возглавил прибывший в Польшу итальянец Фаусто Соццини (1539—1604), по имени которого польских унитариев стали называть социнианами (другое употреблявшееся название — польские братья). Действовавшая в Литве ветвь социниан — возглавляемые Симоном Будным литовские братья — полностью отменила почитание Иисуса Христа. Расцвет движения унитариев в Польше и Литве был в 1580—1620 годах, затем они стали подвергаться преследованиям, а в 1658 были изгнаны из страны. Многие из них бежали к своим единоверцам в Трансильванию.

Трансильванскую ветвь унитариев возглавил венгр Ференц Давид (1510—1579). который стал в 1658 году епископом Реформатской церкви Трансильвании, внутри которой образовалось сильное унитарианское крыло. Распространению унитарианства в Трансильвании и всей Венгрии способствовало то, что сам венгерский король Янош II Запольяи принял эту веру. После того как князем Трансильвании стал Стефан Баторий, положение унитариев там ухудшилось. Испытав преследования, унитарианская церковь в Венгрии всё же добилась своего признания. Её приверженцы и ныне сохранились в Румынии, в состав которой в 1918 г. вошла Трансильвания, а также в Венгрии.

Основателем унитарианства в Англии считают Джона Биддла (1615—1662), написавшего ряд богословских трактатов в его поддержку. Однако первая унитарианская конгрегация в Англии была создана лишь в 1774 году бывшим англиканским священником Теофилусом Линдси (1723—1808). Активным участником унитарианского движения в Англии был знаменитый химик Джозеф Пристли (1733—1804) Он был вынужден в 1794 году эмигрировать в США, где два года спустя организовал в штате Пенсильвания первую унитарианскую церковь. Наряду с теологом Эндрюсом Нортоном (1786—1853), в унитарианском движении выдвинулся бостонский пастор и проповедник Уильям Эллери Чаннинг, яркий представитель либеральной теологии начала-середины XIX века. Религиозная мысль Ченнинга, в свою очередь, оказала влияние на трансценденталистов Новой Англии. Унитарианские ассоциации были созданы в Англии и США в 1825 году.

В 1865 г. в США была предпринята попытка объединить унитарианские общины, но она оказалась неудачной из-за разногласий по ряду вопросов. Лишь в 1925 г. произошло слияние наиболее значительных унитарианских организаций США. В 1961 г. американские унитарии объединились с близкой им по взглядам церковью универсалистов, центральной доктриной которых являлось положение о спасении всех без исключения людей (христианский универсализм). В результате слияния была создана Унитарианская универсалистская ассоциация, являющаяся самой крупной в мире организацией унитариев. Она активно участвует в общественной жизни страны, занимая либертариальные позиции. Ряд священников унитарианской церкви стоял у истоков современного религиозного гуманизма (с середины 1910-х гг.). Ключевыми фигурами здесь стали преподобные Мэри Сэффорд (Mary Safford) и Куртис В. Ризе (Curtis W. Reese) из унитарианской церкви в г. Де-Мойн (штат Айова), а также преподобный Джон Х. Дитрих (John H. Dietrich) из унитарианской церкви в Миннеаполисе (штат Миннесота), которые сочли возможным начать кампанию по демократизации религиозных институтов под знаменем религиозного гуманизма.

Вероучение

В унитарианстве в настоящее время нет какого-либо зафиксированного вероучения и допускается большая свобода мнений по догматическим вопросам. Разрешено свободное толкование Библии «в пределах разума».

Унитариане, но не все, критикуют доктрину о грехопадении, не верят в искупительную жертву Иисуса Христа, не признают также положение об осуждении грешников на Страшном Суде, полагая, что все люди, даже не христиане, должны быть спасены.

В XIX и XX вв. под влиянием таких религиозных деятелей, как англичанин Джеймс Мартино (1805—1900) и американец Теодор Паркер (1810—1860), унитарианство стало ещё более либеральным. Некоторые религиоведы даже считают, что унитарианство представляет собой нечто среднее между религией и философией.

Таинства у унитариев отсутствуют. Традиции в разных унитарианских общинах различается. Во время собраний читаются проповеди, поются гимны. В праздники на собраниях часто даются концерты и театральные представления.

Некоторые унитарианские общины ввели у себя оформление однополых браков.

> Организация

Каждая унитарианская церковная община полностью самостоятельна. Все общинные дела решаются коллективно её членами.

Численность

Численность унитариев во всём мире составляет 0,7 млн. человек. Больше всего их в США (190 тыс.). Последователи Унитарианской универсалистской ассоциации есть в штате Массачусетс (36 тыс.), Калифорнии (15 тыс.), штате Нью-Йорк (14 тыс.) и др. Имеются унитарии также в Германии (65 тыс.), Румынии (55 тыс.), Великобритании (49 тыс.), Нидерландах (23 тыс.), Канаде (20 тыс.), Бельгии (16 тыс.), Швейцарии (5 тыс.), Индии (5 тыс.) и некоторых других странах.

Знаменитые приверженцы

  • Адамс, Джон (президент) — президент США
  • Барток, Бела — венгерский композитор
  • Бернерс-Ли, Тим — изобретатель Всемирной паутины
  • Найтингейл, Флоренс — британская сестра милосердия
  • Полинг, Лайнус Карл (1901 — 1994) — американский химик, лауреат двух Нобелевских премий: по химии (1954) и премии мира (1962)
  • Рам Мохан Рой — индийский мыслитель, основатель синкретического социально-религиозного движения Брахмо Самадж
  • Стивенсон, Эдлай II — американский политик
  • Сэлинджер, Джером Дэвид (1919 — 2010) — американский писатель
  • Лидия Мария Чайлд (1802—1880) — американская писательница, борец за права женщин и индейцев
  • Эмерсон, Ральф Уолдо — американский философ и литератор
  • Энтони, Сьюзен — американская аболиционистка
  • Янсон, Кристофер Нагель (1841 — 1917) — норвежский поэт
  • Рикардо, Давид (1772—1823) — английский экономист, классик политической экономии

> Литература

  • Унитарии // Ужи — Фидель. — М. : Советская энциклопедия, 1956. — С. 241. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 44).

Примечания

  1. Юрий Чёрный. Современный гуманизм. Аналитический обзор. Часть 1. Архивировано 8 апреля 2009 года.
  2. Унитарианство
  3. Полинг Л., Икеда Д. Вся жизнь в борьбе за мир. Диалог. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 11-05-2013 ) — М.: Изд-во МГУ, 2004. — ISBN 5-211-05034-7

Ссылки

  • Унитарианство

Унитарная церковь

Унитарная церковь в Чарльстоне, где проживает униатское универсалистское собрание, является исторической церковью. Это старейшая унитарная церковь на юге США и вторая самая старая церковь в Чарльстоне.
Её строительство началось в 1772 году и завершилось в 1787. В 1852 году здание было увеличено и реконструировано архитектором Фрэнсисом Д. Ли. Сводчатый потолок, неф и алтарь церкви напоминали их английских прототипов (часовни Генриха VII в Вестминстерском аббатстве и Святого Георгия в Виндзорском замке); витражи считались одними из лучших в стране. Здание церкви — первая постройка в стиле английской перпендикулярной неоготики в США.
Землетрясение 1886 года уничтожило всю верхнюю часть церкви. Архитектор Томас Силлуэй восстановил интерьер в оригинальном дизайне Фрэнсиса Ли. Башни, однако, были восстановлены в менее сложной форме для увеличения структурной устойчивости в случае другого землетрясения.
Спустя более ста лет Чарльстон столкнулся с другим стихийным бедствием — ураганом Хьюго. Крыша унитарной церкви была уничтожена. После этого церковь была отремонтирована по последним техническим требованиям и остается почти неизменной по сей день.
Здание было объявлено Национальным историческим памятником в 1973 году.

Организация

Священный совет

Деятельность: Религиозно-политическая
Глава организации: Верховная Жрица
Местонахождение: Халамширал
Орлей
Связь: Инквизиция
Появления: Dragon Age: Инквизиция

Священный Совет (англ. Exalted Council) — это религиозно-политический совет, созванный Верховной Жрицей Викторией в 9:44 Дракона в Зимнем дворце Халамширала.

Предыстория

После победы над Корифеем, по мере восстановления порядка в Тедасе, положение Инквизиции становится всё более неустойчивым: наличие боеспособного войска, широких связей и обширной шпионской сети, а также видимое неподчинение главам двух крупных соседних государств ― Ферелдена и Орлея ― вынудило Верховную Жрицу собрать совет в Зимнем дворце, дабы обсудить все вопросы и решить будущее Инквизиции.

Вместе с официальными лицами на Совет явились и многие товарищи Инквизитора, в том числе посол Тевинтера, Дориан Павус, и наместник Киркволла, Варрик Тетрас.

Участие в сюжете

На Священном совете каждая сторона отстаивала свои интересы: Ферелден, на чьей территории формально находился Скайхолд, главная крепость Инквизиции, настаивал на ее роспуске, тогда как Орлей голосовал за реформирование Инквизиции и передачу ее под управление императорской семьи Вальмон.

К сожалению, в самый разгар дискуссии от разведчиков Инквизиции поступили сведения о найденном во дворце трупе полностью вооруженного кунари; расследование этого инцидента привело Инквизитора через элувиан на Перекресток, где как раз хозяйничали агенты Бен-Хазрат, что планировали вторгнуться на юг и, уничтожив правящую верхушку в рамках плана «Дыхание Дракона», обратить население в Кун.

Чтобы помешать этому, Инквизитору пришлось уничтожить лириумную шахту кунари и помешать производству гаатлока в дарваараде, чтобы в конце концов добраться до таинственных руин и встретиться там с Соласом, своим старым боевым товарищем, к которому у Инквизитора к тому времени накопилась масса вопросов.

В конце концов, вернувшись в Зимний дворец, Инквизитор принял(а) решение о реорганизации/роспуске Инквизиции, тем самым завершив Священный совет.

Персонажи

Официальные лица:

ИнквизиторИнквизитор
Класс: Воин/Маг/Разбойник
Деятельность: Аватар игрока
Глава Инквизиции
― глава Инквизиции; Верховная Жрица ВикторияВерховная Жрица Виктория
Деятельность: Верховная Жрица Церкви
― руководитель Совета, глава Церкви; Сирил де МонфорСирил де Монфор
Деятельность: Владелец замка Эн (по крайней мере с 9:37)
Член Совета Геролдов (на момент 9:41)
― посол Орлея; Теган ГерринТеган Геррин
― посол Ферелдена; Дориан ПавусДориан Павус
Класс: Маг
Деятельность: Член Инквизиции (9:41 — 9:42 Дракона)
Магистр Тевинтера (с 9:44 Дракона)
Основатель Люцернов
Специализация: Некромант ― посол Тевинтера;

Советники:

Каллен РезерфордКаллен Резерфорд
Класс: Воин
Деятельность: Храмовник (ранее)
Инквизиция
Специализация: Храмовник ― военачальник Инквизиции; ЛелианаЛелиана
Класс: Разбойник
Деятельность: Орлесианский бард
Помощница Верховной жрицы Джустинии V
Советник Инквизиции
Верховная Жрица Виктория (возм.)
Специализация: Бард ― тайный канцлер Инквизиции; Верховная Жрица (возможно); Жозефина МонтильеЖозефина Монтилье
Деятельность: Инквизиция
― посол Инквизиции;

Спутники:

Варрик ТетрасВаррик Тетрас
Класс: Разбойник
Деятельность: Писатель
Рассказчик
Представитель Торговой Гильдии
Спутник Хоук(а)
Член Инквизиции (9:41 — 9:42)
Правитель Киркволла (с 9:44)
Специализация: Меткий стрелок («Dragon Age II»)
Механик («Dragon Age: Инквизиция») ― наместник Киркволла; ВивьенВивьен
Класс: Маг
Деятельность: Чародей при Императорском Дворе Орлея
Верховная Жрица Виктория (возм.)
Специализация: Рыцарь-чародей ― Первая Чародейка; Верховная Жрица (возможно); Железный БыкЖелезный Бык
Класс: Воин
Деятельность: Член Бен-Хазрат
Капитан «Боевых Быков»
Спутник Инквизитора
Специализация: Потрошитель ― командир Боевых Быков (возможно); агент Бен-Хазрат (возможно); Кассандра ПентагастКассандра Пентагаст
Класс: Воин
Деятельность: Искательница Истины
Верховная Жрица Виктория (возм.)
Специализация: Храмовник ― Искательница Истины; Верховная Жрица (возможно); КоулКоул
Класс: Разбойник
Деятельность: Убийца магов (ранее)
Член Инквизиции
Спутник Инквизитора
Специализация: Убийца ― дух-помощник Инквизиции; СэраСэра
Класс: Разбойник
Деятельность: глава Друзей Рыжей Дженни
Специализация: Буря ― одна из Друзей Рыжей Дженни; БлэкволлБлэкволл
Класс: Воин
Деятельность: Член Инквизиции
Специализация: Витязь ― бывший преступник Том Ренье, выдававший себя за Серого Стража, ныне ― солдат на службе Инквизиции (возможно);

Торговцы:

Торговец (Зимний Дворец)Торговец (Зимний Дворец)
Деятельность: Торговец

Прочие персонажи:

Мать ЖизельМать Жизель
Деятельность: Преподобная мать
Кремизиус АклассиКремизиус Акласси
Класс: Воин
Деятельность: Наёмник
Лейтенант «Боевых Быков»
(возможно) Мариден ПриветнаяМариден Приветная
Деятельность: Бард
ШартерШартер
Деятельность: Агент Инквизиции
ШутыШуты
Деятельность: Шпионаж
Убийства
Местонахождение: Орлей ― участвуют в квесте Поймать шута; Мабари ― участвует в квесте Дорогие кости;

Итоги

Эпилог (Чужак)

движение за объединение христианских церквей

См. также в других словарях:

  • ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — (oikumene вселенная) движение за объединение христианских церквей, возникшее в начале XX в. в протестантизме. Начало Э. д. положила Всемирная миссионерская конференция в 1910 г. в Эдинбурге. Появившиеся позднее организации Вера и порядок и Жизнь… … Современный философский словарь

  • Всемирный совет церквей — The World Council of Churches Символ мирового движения за объединение христианских церквей Город: Женева … Википедия

  • Всемирный Совет Церквей — Символ мирового движения за объединение христианских церквей Всемирный совет церквей (The World Council of Churches) международная экуменическая организация, основанная в 1948 в Амстердаме, в которую входит 348 христианских церквей, из более… … Википедия

  • экуменическое движение — (от греч. oikouménē вселенная, обитаемый мир), движение за объединение всех христианских церквей. Руководящий орган Всемирный совет церквей (ВСЦ; с 1948). Поддерживается большинством протестантских и православных церквей, Армянской апостольской … Энциклопедический словарь

  • ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — (от ойкумена) движение христианских (первоначально протестантских) церквей за объединение всех христианских церквей. Руководящий орган Всемирный совет церквей (с 1948) … Большой Энциклопедический словарь

  • ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — (от греческого oikoumene вселенная, обитаемый мир), движение за объединение всех христианских церквей. Руководящий орган Всемирный совет церквей (ВСЦ) (с 1948). Поддерживается большинством протестантских и православных церквей, Армянской… … Русская история

  • Экуменическое движение, современное — ♦ (ENG ecumenical movement, modern) широкое движение, основанное в 1910 и ставящее своей целью объединение различных христианских церквей. Его отличительными чертами являются стремления к сотрудничеству, взаимопониманию и уважительным… … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ЭКУМЕНИЗМ — (позднелат. occumenicus вселенский гр. oikumftie обитаемая земля) движение за объединение христианских церквей, возникшее в начале XX в. Руководящий орган всего экуменического движения Всемирный совет церквей (ВСЦ). Членами ВСЦ являются более 300 … Политология: словарь-справочник

  • ВСЦ — Символ мирового движения за объединение христианских церквей Всемирный совет церквей (The World Council of Churches) международная экуменическая организация, основанная в 1948 в Амстердаме, в которую входит 348 христианских церквей, из более… … Википедия

  • ЭКУМЕНИЗМ — ЭКУМЕНИЗМ, экуменическое движение (от греч. ούκουμένη обитаемая земля, вселенная) движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений. Цель современного экуменизма… … Философская энциклопедия

  • Зарубежные религиозные центры — органы, возглавляющие и направляющие деятельность церковных или сектантских объединений различных стран. К зарубежным религиозным центрам и их организациям относятся: Ватикан организационный и политический центр католической церкви (см.… … Контрразведывательный словарь

Всемирный совет церквей

Всемирный совет церквей

The World Council of Churches


Символ мирового движения за объединение христианских церквей

Город

Женева

Адрес

Женева, Швейцария

Тип организации

международная негосударственная организация и религиозная организация

Официальные языки

английский

Руководители

Генеральный секретарь

Олаф Фюксе Твейт

Основание

Основан

Число сотрудников

  • 176 чел. (2010)

Награды

oikoumene.org/en/

Всеми́рный сове́т церкве́й (The World Council of Churches) — крупнейшая международная экуменическая организация, основанная в 1948 в Амстердаме, членами которой являются 348 христианских церквей из более чем 100 стран и представляют около 400 миллионов христиан, за исключением христиан Адвентистов седьмого дня, Южных баптистов, Миссурийского лютеранского синода в США, Сибирской евангелическо-лютеранской церкви, Римско-католической церкви, Катакомбной Церкви (ИПЦ), старообрядцев (РПСЦ, РДЦ, беспоповские согласия), Евангельских христиан-баптистов в России. Штаб-квартира Совета расположена в Женеве (Швейцария). «Международное содружество христианских церквей, построенное на основе диалога и сотрудничества». Целью организации является объединение христианских церквей мира, согласно завета Иисуса (Ин. 17:21).

Возникновение организации ВСЦ восходит к 1844 году, когда в Лондоне Джордж Уильямс положил основание организации YMCA, одной из целей которой было достижение единства христиан. Через 11 лет после основания YMCA в Англии были организованы еще два женских общества — на юге Англии Эмма Робартс создала кружок с целью молитвенного объединения, а в Лондоне леди Кинниэрд положила начало обществу с целью практической благотворительности молодым женщинам. В 1887 году эти два общества слились в одно и стали именоваться YWCA (Yong Women Christian Association).

В 1910 году впервые на Всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге (Шотландия) было применено название экуменизм в его современном смысле; тогда же было положено основание новому обществу с наименованием Мировой Христианский Совет Жизни и Труда, который заседал в 1925 г. в Стокгольме и в 1937 г. в Оксфорде, для изучения взаимоотношений между разными христианскими церквями. Параллельно этому движению организовалось еще одно новое общество под названием Мировая конференция о вере и порядке, заседавшая два раза, в 1927 г. в Лозанне и в 1937 году в Эдинбурге и поставившее себе целью выявить все препятствия к объединению церквей в области вероучения.

Наконец, в 1937 году на двух последующих конференциях в Оксфорде и в Эдинбурге было решено эти два движения объединить в одну организацию — «Всемирный Совет церквей», но из-за начавшейся Второй мировой войны его официальное создание было отложено до 23 августа 1948 года, когда представители 147 церквей провели первую учредительную ассамблею в Амстердаме, чтобы основать ВСЦ.

После первой ассамблеи последовали другие в 1954 (Эванстон, США), 1961 (Дели, Индия), 1968 (Уппсала, Швеция), 1975 (Найроби, Кения), 1983 (Ванкувер, Канада), 1991 (Канберра, Австралия), 1998-99 (Хараре, Зимбабве), 2006 (Порту-Алегри, Бразилия).

Современное состояние

На 2011 год в ВСЦ входило 349 евангелических, англиканских и православных церквей, которые объединяют 560 млн членов в 110 странах мира. Больше всего денег на деятельность Совета (39 %) предоставляют церкви Германии, хотя самым крупным членом является РПЦ МП. С конца 1990-х годов число сотрудников ВСЦ сократилось с 350 до 143 человек, 131 из которых в настоящее время работает в штаб-квартире в Женеве.

В 2011 году, несмотря на принятые меры экономии и сокращение персонала, организация испытывала серьёзные экономические трудности (дефицит пенсионного фонда составил 30 млн швейцарских франков (24 млн евро)) в связи с чем ВСЦ планирует к продаже принадлежащий ей участок земли в Женеве.

В 2013 году 4 ноября — (на заседании 10-й ассамблеи Совета в городе Пусан, Южная Корея) — Председателем Всемирного совета церквей (ВСЦ) избран (единогласно) Католикос всех Армян Гарегин II. Этот пост Председателя ВСЦ Католикос всех Армян Гарегин II будет занимать в течение восьми последующих лет.

В том же году один из руководящих постов в совете впервые в истории получила женщина: Агнес Абуом из Англиканской церкви Кении была избрана спикером Центрального комитета ВСЦ. Она также стала первым представителем африканского континента, занявшего этот пост.

Структура

Главный руководящий орган Всемирного совета церквей — Генеральная ассамблея, которая заседает один раз в 6-7 лет, она избирает президиум состоящий из 8 президентов и Генеральный комитет состоящий из 150 членов, ежегодно собирающихся для определения политики Совета между ассамблеями.

Генеральный секретарь

27 августа 2009 года новым генеральным секретарем Всемирного совета Церквей голосованием на закрытой сессии Центрального комитета ВСЦ в Женеве избран норвежский пастор Олаф Фюксе Твейт.

Члены Совета

Список членов согласно официальному сайту ВСЦ

Православные церкви

  • Албанская
  • Александрийская
  • Американская
  • Антиохийская
  • Кипрская
  • Константинопольская (Вселенский патриархат)
  • Польская
  • Румынская
  • Русская (Московский патриархат)
  • Сербская
  • Чешских земель и Словакии
  • Элладская

Древневосточные церкви

  • Армянская апостольская церковь (Эчмиадзинский католикосат)
  • Ассирийская церковь Востока
  • Коптская православная церковь
  • Эритрейская православная церковь
  • Эфиопская православная церковь
  • Маланкарская православная церковь
  • Сиро-яковитская православная церковь

Протестантские церкви

  • Африканская Островная Церковь Судан
  • Африканская Христианская Церковь и Школы
  • Африканская Церковь Священного Духа
  • Африканская Израильская Ниневийская Церковь
  • Африканская Епископальная методистская церковь
  • Африканская Епископальная методистская церковь Сиона
  • Африканская Протестантская Церковь
  • Американские баптистские церкви в США
  • Англиканская Церковь в Аотеароа, Новой Зеландии и Полинезии
  • Англиканская Церковь Японии
  • Англиканская Церковь Австралии
  • Англиканская Церковь Канады
  • Англиканская Церковь Кении
  • Англиканская Церковь Кореи
  • Англиканская Церковь Танзании
  • Англиканская Церковь Южного Конуса Америки (Iglesia Anglicana del Cono Sur de las Americas)
  • Ассоциированные Церкви Христа в Новой Зеландии
  • Ассоциация баптистских церквей в Руанде
  • Ассоциация Евангелиской Реформационой Церкви Буркина Фасо
  • Association The Church of God
  • Бангладешская Баптистая церковь Санга
  • Ассоциация Баптистов Эль Салвадора
  • Соглашение Баптистов Гаити
  • Соглашение Баптистов Никарагуа
  • Объединение Баптистов Дании
  • Объединение Баптистов Великобритании
  • Объединение Баптистов Венгрии
  • Объединение Баптистов Новой Зеландии
  • Бетаксая Христианская Церковь
  • Баптистский Альянс Бихара Бенгальской Ориссы
  • Боливийская Евангелистская Лютеранская Церковь
  • Британская Провинция Моравской Церкви
  • Канадское Годовое Собрание Религиозное Общество Друзей (Квакеры)
  • Китайский Христианский Совет
  • Христианская Библейская Церковь
  • Христианы в Канаде
  • Христианы в США
  • Церковь Англии
  • Церковь Швеции
  • Евангелическая пятидесятническая миссия Анголы

Не Члены Совета

  • Церковь адвентистов седьмого дня, участвует в работе Совета в качестве наблюдателя
  • Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии
  • Римско-католическая церковь, представители которой состоят при Совете в качестве наблюдателя.
  • Болгарская православная церковь: вышла в 1998 г., продолжает участие в его работе в качестве наблюдателя
  • Грузинская православная церковь: вышла в 1997 г.
  • Старообрядцы: Русская православная старообрядческая церковь, Русская Древлеправославная Церковь, беспоповские согласия
  • Лютеранская церковь — Миссурийский синод
  • Сибирская Евангелическо-Лютеранская Церковь
  • Южная баптистская конвенция
  • Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов
  • Евро-Азиатская федерация союзов евангельских христиан-баптистов и входящие в неё союзы: членство автоматически прекратилось после ликвидации в 1992 г. ВСЕХБ

Отношение к ВСЦ в современном мире

ВСЦ и РПЦ

Экуменическое движение было осуждено резолюцией Совещания глав и представителей автокефальных православных церквей в Москве в июле 1948 года.

К 1959 году позиция Русской православной церкви (РПЦ) к ВСЦ изменилась: на сессию ЦК ВСЦ (19—29 августа 1959 года) на острове Родос был направлен наблюдатель от РПЦ — протоиерей Виталий Боровой, опубликовавший отчёт о поездке. В декабре того же года по приглашению, направленному председателем ОВЦС митрополитом Николаем (Ярушевичем), в СССР прибыла первая официальная делегация ВСЦ во главе с генеральным секретарём ВСЦ Виссером ’т Хоофтом (Виссерт Хуфт; Visser ’t Hooft). Делегация имела обширную программу встреч и визитов (в том числе с руководством ВСЕХБ), была принята патриархом Алексием I.

С 1997 года Московская патриархия критически оценивает деятельность ВСЦ «в связи с усилением негативных тенденций в Совете», оставаясь членом оного, при том что Грузинская и Болгарская церкви покинули ВСЦ.

Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший в августе 2000 года в Москве, принял документ под названием «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Документ подтвердил традиционную точку зрения РПЦ на цель сношений с инославными — «восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17:21)», — указав, что «безразличие по отношению к этой задаче или отвержение её является грехом против заповеди Божией о единстве»; документ констатировал: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: „Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её“ (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, „столп и утверждение истины“ (1 Тим. 3, 15). Она несёт полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о „вере, однажды преданной святым“ (Иуд. 3). <…> Православная Церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божией. Она сохранила в целости и чистоте священное наследие апостолов и святых отцов. Она сознаёт тождественность своего учения, богослужебной структуры и духовной практики апостольскому благовестию и Преданию Древней Церкви. <…> Диалог Православной Церкви с экуменическим движением не означает признания равноценности или равнозначности с остальными участниками движения. Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, поскольку она и есть Единая, Святая, Соборная и апостольская Церковь, или даже просто признание того, что ВСЦ и экуменическое движение обладают хоть какой-то церковной реальностью сами по себе».

ВСЦ и КГБ

Есть сведения, что КГБ внедрял агентов и оказывал влияние на прошлые ассамблеи и политику ВСЦ. в 1992 году Глеб Якунин, заместитель председателя российской парламентской комиссии, расследовавшей деятельность КГБ, ссылаясь на стенографические отчеты КГБ, утверждал, что его Пятое управление активно участвовало в оказании влияния на политику ВСЦ с 1967 по 1989 год. Например, на Генеральной Ассамблее ВСЦ 1983 года в Ванкувере, в одном из цитируемых документов говорилось о присутствии и деятельности 47 агентов КГБ для обеспечения избрания «приемлемого» кандидата на пост генерального секретаря. В архиве Митрохина можно найти ещё больше деталей о глубине проникновение и влияния КГБ на ВСЦ: митрополит Никодим, один из 6 президентов ВСЦ, находившийся на этом посту с 1975 года до своей смерти, был агентом КГБ под кличкой «Адамант». Утверждается, что в результате влияния его и других агентов, СССР редко подвергался публичной критике.

  1. Список членов на официальном сайте
  2. 1 2 3 4 5 Смирнов, 2005.
  3. Страница на офиц. сайте
  4. Митрополит Виталий (Устинов) Экуменизм (Доклад Архиерейскому Собору в 1967 г.)
  5. Архимандрит Серафим (Алексиев), архимандрит Сергий (Язаджиев) «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом?»
  6. Радио Ватикана CH: Finanznot bedroht die Existenz des Weltkirchenrats (недоступная ссылка) (нем.)
  7. Kenya: First Woman and African Moderator Elected to the WCC Central Committee.
  8. 1 2 3 Новиков, 1987, с. 265.
  9. Избран новый генсек Всемирного совета Церквей // Newsru.com, 28 августа 2009.
  10. WCC member churches
  11. World Church: Adventists Observe World Council of Churches Assembly. Архивировано 8 января 2007 года.
  12. ДЕЯНИЯ СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 500-ЛЕТИЯ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1948 год
  13. Из доклада Совета по делам русской православной церкви о совещании глав и представителей автокефальных православных церквей мира
  14. ЖМП. — 1959. — № 10. — С. 42—55.
  15. ЖМП. — 1959. — № 11. — С. 5.
  16. «Журнал Московской Патриархии» называл его: «д-р Виллем Адольф Виссерт Хуфт» (ЖМП. — 1960. — № 2. — С. 47.).
  17. ЖМП. — 1960. — № 2. — С. 47—58.
  18. 1 2 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 14—16 августа 2000 года: Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию
  19. Православная энциклопедия, 2005.
  20. Приложение. Участие в международных христианских организациях
  21. Christopher Andrew, «KGB Foreign Intelligence from Brezhnev to the Coup»‘, in: Wesley K. Wark (ed), Espionage: past, present, future?, Routledge, 1994,
  22. 1 2 Yakunin, Gleb Argumenty i Fakty article cited in ‘Soviet Active Measures in the «Post-Cold War» Era 1988-1991’ — for the United States House of Representatives Committee on Appropriations by the United States Information Agency. Argumenty i Fakty (январь 1992). Дата обращения 26 февраля 2015.
  23. Polosin, Vyacheslav (Chair Russian Supreme Soviet’s Committee on Denominations and Freedom of Religion), Megapolis Ekspress, January 21, 1992.
  24. Besier, Gerhard; Boyens, Armin; Lindemann, Gerhard. Nationaler Protestantismus und ökumenische Bewegung : kirchliches Handeln im Kalten Krieg (1945-1990) (нем.). — Berlin: Duncker & Humblot, 1999. — S. 1074. — ISBN 9783428100323.

Литература

  • Смирнов М. Ю. Экуменизм // Реформация и протестантизм: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 197 с.
  • Сперанская Е. С. Всемирный совет церквей // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 663—668. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  • Экуменическое движение // Карманный словарь атеиста / Ю. А. Бахныкин, М. С. Беленький, А. В. Белов и др.; под. ред. М. П. Новикова. — 7-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — С. 265—266. — 271 с. — 200 000 экз.

> См. также

  • Экуменизм
  • Официальный сайт
  • Сэмюэль Кобиа и дочь Билли Грэма примут участие в самой масштабной христианской конференции в Азии (недоступная ссылка с 20-05-2013 — история, копия)

Всемирный совет церквей

Всемирный совет церквей — World Council of Churches, Conseil oecumenique des Eglises , Okumenischer Rat der Kirchen, Consejo Mundial de Iglesias – крупнейшая экуменическая организация, реализация одной из глобалистских утопий XX в.

Один из ведущих экуменистов XX в. Н. Ниссиотис объявлял экуменическое движение динамическим процессом взаимообмена Церквами благодатными дарами, что должно было служить облагодатствованию всего мира. Он настаивал на том, что деятельность чиновников ВСЦ сближает Церкви, и в этом состоит экклезиологическое значение ВСЦ, который, по его мнению, является одним из проявлений Святой Пятидесятницы.

Согласно митр. Иоанну Пергамскому, экуменическое движение – это содружество, посредством которого, т.е. посредством совместного существования, работы, богословской рефлексии, страданий, свидетельства и т.п., и прежде всего – разделения общего видения того, что есть Церковь, участники движения могут достичь не только исповедания Единого Господа, но также и Единой Церкви. Он подразумевает, что уже сами разговоры о Боге и Церкви имеют церковное и духовное значение независимо от того, согласны ли говорящие друг с другом и в какой мере.

Несмотря на утверждения экуменистов о том, что они свидетельствуют в рамках ВСЦ о Православии, на самом деле в Совете никогда не происходил и не происходит прямой догматический диалог.

Так, “православные” экуменисты утверждают, что для них ВСЦ – это не Церковь, но при этом совершенно игнорируют то, что для протестантских участников ВСЦ – это именно сверхцерковь.

“Православные” экуменисты рассматривают участие в ВСЦ как путь к восстановлению Христианского Церковного единства в вере, Таинствах и благочестии. Но сам формат экуменического адогматического общения не позволяет развеять веру протестантов в то, что ВСЦ уже достигла единства в молитве и Таинствах. И сами же “православные” экуменисты своим участием в бесполезных обсуждениях утверждают протестантов в том, что ВСЦ достигла церковного единства независимо от различий вере.

Уже в XXI в. по предложению Православных Церквей в рамках ВСЦ было решено прекратить употреблять выражение “экуменическое богослужение”, но это никак не мешает тому, что неправославные участники ВСЦ продолжают считать совместные молитвы – экуменическими.

Бывший генсек ВСЦ Конрад Райзер справедливо отмечал: Православные представители неоднократно заявляли, что главная цель их присутствия в ВСЦ – это свидетельство об Апостольском Предании, а не обсуждение веры других церквей-членов ВСЦ или выработка соглашений с представителями церквей других традиций.

Всемирный совет церквей. История

ВСЦ возник через слияние двух ведущих экуменических движений пер. пол. XX в.: “Вера и церковное устройство” (Faith and Order) и “Жизнь и деятельность” (Life and Work). В состав ВСЦ постепенно вошли и другие экуменические организации: пацифистский “Всемирный альянс за международную дружбу через Церкви” (World Alliance for International Friendship Through the Churches), “Международный миссионерский совет” (International Missionary Council) и “Всемирный совет христианского образования” (World Council of Christian Education).

Решение об объединении движений “Вера и церковное устройство” и “Жизнь и деятельность” было принято в 1937 г. В 1938 г. создается подготовительный комитет по созданию ВСЦ, генсеком которого становится известный экуменический деятель Виссерт Хуфт. Архиеп. Герман Фиатирский и о. Георгий Флоровский были членами оргкомитета ВСЦ, и являются т.о. основателями ВСЦ.

В августе 1948 г. состоялась 1-я ассамблея ВСЦ в Амстердаме, в которой приняли участие представители двух Церквей: Константинопольского Патриархата и Элладской Церкви и 145 сект из 44 стран. Вступительную речь произнес американский бизнесмен и политик Дж. Ф. Даллес, известный своей финансовой поддержкой нацистской партии в 1933-1934 гг. и сыгравший ключевую роль в организации 1-й ассамблеи.

Виссерт Хуфт был избран генеральным секретарем, а Джон Мотт – почетным президентом.

В Ассамблее принимали участие “православные” экуменисты: архиеп. Герман Фиатирский, о. Георгий Флоровский, Гамилькар Алевизатос. о. Александр Шмеман, буд. митр. Георгий (Ходр), Николаос Ниссиотис и др. О. Георгий Флоровский и Алевизатос избраны членами ЦК ВСЦ.

О. Александр Шмеман избирается вице-президентом молодежного комитета ВСЦ, а Ходр и Ниссиотис – членами этого комитета. В сентябре 1948 г. они добились того, что ВСЦ профинансировало созыв конференции “всеправославной” молодежной организации, получившей впоследствии название “Синдесмос”. С тех пор Синдесмос находится практически на полном содержании у ВСЦ и др. глобалистских организаций.

В 1948 г. в противовес созданию ВСЦ было проведено Совещание Предстоятелей и представителей Автокефальных Православных Церквей в Москве, на котором экуменическое движение было осуждено как несоответствующее целям Христианской жизни. Совещание вынесло решение воздержаться от участия в Амстердамской ассамблее ВСЦ. В резолюции по экуменическому вопросу этот отказ мотивируется тем, что современное нам экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения Церквей благодатными путями и средствами.

Доказательством этого может служить декларация “Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей”, принятая в 1950 г. в Торонто и которая до сих пор является оправданием для участия Православных Церквей в ВСЦ. Среди авторов: архиеп. Герман Фиатирский, о. Георгий Флоровский, Г. Алевизатос.

В декларации утверждается, что Церкви-члены ВСЦ вполне суверенны и имеют право отвергнуть любое высказывание или заявление ВСЦ. Весь авторитет ВСЦ зависит от свободного принятия его действий церквами, если они найдут это правильным и полезным для себя. Членство в ВСЦ не обязывает признавать другие церкви церквами в собственном смысле слова. Декларация гласит: Всемирный Совет не может и не должен основываться на какой-либо одной определенной концепции Церкви. Он не предрешает экклезиологических проблем. Во Всемирном Совете есть место для экклезиологии всякой Церкви, которая готова участвовать в экуменическом диалоге и придерживаться базиса Совета… Ни одна Церковь не обязана менять свою экклезиологию вследствие членства во Всемирном Совете. Тем самым ВСЦ открывал возможность для вступления в него деноминаций без согласования общего вероучительного базиса.

Благодаря “Торонтской декларации” “православные” экуменисты считают себя не связанными участием в ВСЦ и, будто бы, не допускают вмешательства в свою веру. Но в то же самое время они занимают ту же самую позицию невмешательства по отношению и к бесчисленным заблуждениям всех других членов ВСЦ, и тем самым ставят участие православных в ВСЦ на совершенно адогматическую основу, что служит соблазном даже для протестантов.

Во 2-й Ассамблее ВСЦ, проходившей в 1954 г. в Эванстоне (Иллинойс, США), принимали активное участие Дж. Ф. Даллес, архиеп. Иоанн (Шаховской), о. Георгий Флоровский, выступивший с одним из основных докладов, а также София Куломзина. Архиеп. Иаковос становится одним из президентов Совета.

В 1955 г. Константинопольский Патриарх Афинагор I создает в Шамбези (Швейцария) постоянное представительство Патриархата при ВСЦ.

В апреле 1955 г. ВСЦ обратился к Русской Православной Церкви с предложением об экуменической встрече. Эта встреча состоялась 7-9 августа 1958 г. в г. Утрехте. ВСЦ представляла делегация в составе: Франклин Фрай, председатель ЦК ВСЦ, Виссерт Хуфт, и митр. Мальтийский Иаковос (Константинопольский Патриархат). Русская Православная Церковь была представлена митр. Крутицким и Коломенским Николаем, председателем ОВЦС, еп. Смоленским и Дорогобужским Михаилом и А.С. Буевским, секретарем ОВЦС.

Летом 1959 г. о. Виталий Боровой ознакомился в Женеве с работой ВСЦ и присутствовал в качестве наблюдателя на очередном заседании ЦК ВСЦ на острове Родос (Греция).

В декабре 1959 г. в Москву прибывает первая официальная делегация ВСЦ во главе с Виссерт Хуфтом.

В 1960 г. на заседании ЦК ВСЦ в Сент-Эндрюс, Шотландия присутствовали в качестве наблюдателей о. Виталий Боровой и А.Ф. Шишкин.

Осенью 1960 г. в штаб-квартире ВСЦ в Женеве состоялась встреча Виссерт Хуфта с еп. Никодимом (Ротовым), председателем ОВЦС, и секретарем ОВЦС А.С. Буевским. Обсуждение вопросов, связанных с вступлением Русской Православной Церкви во ВСЦ, было продолжено там же в марте 1961 г., во время следующего визита еп. Никодима.

18 июля 1961 г. на внеочередном Архиерейском Соборе митр. Никодим (Ротов) делает доклад о необходимости и своевременности вступления во ВСЦ. Тогда же принимается окончательное решение о вступлении в Совет.

19 ноября – 5 декабря 1961 г. состоялась 3-я генеральная ассамблея ВСЦ в Нью-Дели (Индия). Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ, а митр. Никодим (Ротов) избран членом ЦК. Тогда же членами ВСЦ стали: Болгарская, Польская и Румынская Православные Церкви. ВСЦ принял в свои ряды “Международный миссионерский совет”.

Среди участников Ассамблеи: митр. Никодим (Ротов), митр. Антоний Сурожский, архиеп. Иоанн Шаховской, архиеп. Афинагор Фиатирский, о. Виталий Боровой, о. Георгий Флоровский, буд. митр. Питирим (Нечаев), Филарет Денисенко, Николаос Ниссиотис.

В 1965 г. путем негласных переговоров Виссерт Хуфту удалось договориться о принятии в ВСЦ Сербской Православной Церкви без подписания ею необходимых основных документов Совета и без обсуждения этого вопроса в Церкви.

В 1966 г. в Женеве состоялась Всемирная конференция “Церковь и общество” под эгидой ВСЦ. Митр. Никодим (Ротов) выступает с докладом “Диалог с римокатоликами о современной христианской социальной мысли”. Среди участников: митр. Антоний Сурожский, митр. Питирим (Нечаев), буд. архиеп. Михаил (Мудьюгин), о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский, Н.А. Заболотский.

С 1967 по 1975 г. о.Иоанн Мейендорф является модератором комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”.

В это время все сильнее проявляется обмирщение экуменизма в духе мирологии и родственного ей “богословия революции”, что получило свое выражение в ходе 4-ой ассамблеи ВСЦ в 1968 г. в Уппсале (Швеция). В ней приняли участие митр. Никодим (Ротов), Филарет Денисенко, митр. Антоний Сурожский, архиеп. Василий (Кривошеин), митр. Питирим (Нечаев), будущий Константинопольский Патриарх Варфоломей, буд. Патриарх Александрийский Парфений, о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский. Членами ЦК ВСЦ становятся: митр. Никодим (Ротов), митр. Антоний Сурожский, о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский.

В том же году католическая церковь становится участницей комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”.

В 1971 г. к ВСЦ присоединился “Всемирный совет христианского образования”.

В январе 1971 г. в Аддис-Абебе прошло заседание ЦК ВСЦ “Диалог с людьми других религиозных убеждений”. Ключевым стал доклад митр. Георгия (Ходра) на тему “Христианство в плюралистическом мире – Дело Духа Святого”. Он призвал христиан познать истинную духовную жизнь некрещеных и обогатить свой собственный опыт богатствами вселенского религиозного сообщества, так как, якобы, Тот же Самый Христос воспринимается как свет, когда благодать посещает брамина, буддиста или мусульманина при чтении их собственного священного писания.

В нач. 1970-х в рамках ВСЦ в среде “православных” модернистов родилась идея “миссионерской литургии”. Автором этой разрушительной для Церкви концепции был румынский богослов о. Ион Бриа, член Комиссии ВСЦ по глобальной миссии и евангелизму.

23 ноября – 10 декабря 1975 г. в Найроби (Кения) проходила 5-я Генеральная ассамблея ВСЦ. Митр. Никодим (Ротов) избран одним из президентов ВСЦ. Принимали участие: о. Виталий Боровой, Н. Ниссиотис, избранный членом ЦК, и др. Буд. Константинопольский Патриарх Варфоломей становится членом комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”.

К 1982 г. согласован меморандум комиссии ВСЦ “Вера и церковное устройство”: “Крещение, Евхаристия и Служение” (“Лимский документ”), составленный под руководством Н. Ниссиотиса. В работе комиссии принимал участие буд, митр. Иоанн Пергамский. Этот меморандум, якобы, предлагает учение о Таинствах, общее для всех 300 церквей и сект-членов ВСЦ.

В 1983 г. состоялась 6-я Генеральная ассамблея ВСЦ в Ванкувере, в рамках которой произошло совместное служение Евхаристии различными христианскими конфессиями. Т.н. “Лимская литургия” была компиляцией протестантских, католических и православных богослужений. Утверждалось, что Церкви, собираясь вместе в рамках ВСЦ, обогащают традиции друг друга, что рассматривалось как “экуменическое действие Святого Духа”, направленное на создание новой “экуменической традиции”. Среди участников: архиеп. Иаковос, митр. Питирим (Нечаев), буд. Константинопольский Патриарх Варфоломей, о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов, А.С. Буевский, А.И. Осипов. Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял Филарет Денисенко. Антиохийский Патриарх Игнатий IV становится одним из президентов ВСЦ. О. Виталий Боровой, А.С. Буевский – члены ЦК. А.И. Осипов вошел в группу Комиссии “Вера и церковное устройство”.

В 1985 г. представители Православных Поместных Церквей на конференции в Бостоне в основном одобрили “Лимский документ”.

В 1990 г. в Сеуле проходит Всемирная конференция ВСЦ на тему “Справедливость, мир и целостность творения”, которая заняла совершенно гностическую позицию преклонения перед “целостностью” природы. В “Послании” конференции говорится, в частности: На основании духовного опыта, полученного здесь, в Сеуле, мы обязуемся добиваться… сохранения дара земной атмосферы и созидания такой культуры, которая способна жить в гармонии с целостностью творения.

В конференции приняли участие о. Виталий Боровой, о. Леонид Кишковский (т.н. “Американская автокефальная церковь”), А.С. Буевский, О.В. Ганаба, М.Б. Нелюбова и др.

7-я Генеральная ассамблея ВСЦ состоялась в 1991 г. в Канберре. Буд. Патриарх Варфоломей возглавлял делегацию “православных” экуменистов, и был избран членом ЦК и исполкома.

Патриарх Александрийский Парфений (1920-1996) обратился к делегатам ассамблеи с заявлением: Мы стремимся к видимому единству. Это священная цель. К этому стремятся все церкви… Мы должны продолжить наш путь. Мы не должны останавливаться… Православная Церковь участвует в ВСЦ с самого начала. И она всегда останется членом ВСЦ.

На ассамблее присутствовали: о. Виталий Боровой, А.И. Осипов, Николай Лосский. Патриарх Парфений избран одним из президентов ВСЦ.

В 1993 г. ВСЦ проводит Всемирную конференцию комиссии “Вера и церковное устройство” в Сантьяго, Испания. Митр. Георгий (Ходр) заявил в своем выступлении: Приверженность христиан ко Христу как Истине не должна заслонять собой истины, рассеянные в окружающих нас религиозных традициях. Все истины происходят из одного Божественного источника… Диалог является для нас первоочередной задачей, потому что в поисках Божественной истины, скрытой различными словами и символами, он позволяет проникнуть за пределы религиозных традиций… Мы поклоняемся Тому же Христу в Его путешествии по пространствам различных религий.

В конференции принимал участие также митр. Иоанн Пергамский.

В 1997 г. ВСЦ покинули Грузинская и Болгарская Православные Церкви, готовилась к выходу из ВСЦ и Сербская Церковь, но окончательное решение так и не было принято.

Весной 1998 г. в Фессалонике (Греция) созвано Всеправославное совещание по инициативе Русской и Сербской Православных Церквей. Участники совещания засвидетельствовали, что за все годы существования ВСЦ вероучительный и нравственный разрыв между православными и инославными не только не уменьшился, но даже увеличился. Совещание также призвало православных участников экуменических ассамблей воздержаться от совместных богослужений. Несмотря на все это, итоговый документ настаивает на необходимости участия в ВСЦ и осуждает “деструктивный антиэкуменизм”.

8-я ассамблея ВСЦ состоялась в 1998 г. в Хараре (Зимбабве). Принята декларация “К общему пониманию и видению ВСЦ”. В ней признается, что Церкви-члены ВСЦ не могут утверждать, что они достигли консенсуса в общем понимании и видении ВСЦ. Главное, что ВСЦ – это содружество Церквей, а не организация или какой-либо церковный институт.

В ходе ассамблеи “православные” экуменисты, в основном, проигнорировали запрет на участие в совместных молениях с инославными.

Среди участников ассамблеи: о. Владимир Шмалий, П.И. Мейендорф и др.

В 2006 г. прошла 9-я Генеральная ассамблея ВСЦ в Порту-Алегри (Бразилия). Среди участников: Первоиерарх Албанской Православной Церкви архиеп. Анастасий (Ианнулатос), митр. Геннадий Сассимский, еп. Игнатий (Мидич), возглавлявший делегацию Сербской Православной Церкви, еп. Иларион (Алфеев), о. Всеволод Чаплин, А. Аржаковский и др.

Архиеп. Анастасий (Ианнулатос) избран одним из президентов ВСЦ.

Генеральные секретари ВСЦ: Виссерт Хуфт (1948-1966), Юджин Карсон Блейк (1966-1972), Филип А. Поттер (1972-1984), Эмилио Кастро (1985-1992), Конрад Райзер (1993-2003), Сэмюэл Кобиа (2004-2009), Олаф Фюксе Твейт (с 2009).

Српски

См. также

Основные даты истории экуменизма

архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? (1948)

07.11.2013 Новый Центральный комитет Всемирного совета церквей

29.10.2013 Митр. Иларион прибыл на ассамблею Всемирного совета церквей

03.10.2013 Состав делегации на 10 Ассамблее ВСЦ

17.10.2012 Экуменисты готовятся к генеральной ассамблее в Пусане

04.09.2012 Патриарх Варфоломей и Всемирный совет церквей в академии на Крите

03.07.2012 С участием православных “Вера и устройство” приняла согласительный документ

17.06.2012 Представитель Общецерковной аспирантуры на экуменическом заседании

16.01.2012 Заседание группы по написанию текста для генеральной ассамблеи ВСЦ

23.12.2011 Всемирный Совет Церквей оказался в трудном финансовом положении

о. Григорий Разумовский. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь. Доклад. М.: Московская Патриархия, 1948

Georges Florovsky. Orthodox Ecumenism in the Nineteenth Century // St. Vladimir’s Seminary Quarterly. 1956. № 4. PP. 2-53

митр. Николай (Ярушевич). Русская Православная Церковь и Экуменическое движение (доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // Журнал Московской Патриархии. 1958. №9. СС. 29-32

митр. Николай (Ярушевич). Проблема христианского единства в защите мира (доклад на встрече с представителями ВСЦ в Амстердаме) // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 9. СС. 32-34

Коммюнике о встрече делегации Святой Русской Православной Церкви и делегации Всемирного Совета Церквей (Утрехт, 7-9 августа 1958 г.) // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 9. СС. 35-36

Stephen C. Neill. Brothers of the Faith. NY.: Abingdon Press, 1960

Пребывание в СССР делегации Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1960. №2. СС. 47-55

Виссерт Хуфт. Заключительное обращение к Его Святейшеству Патриарху Алексию // Журнал Московской Патриархии. 1960. № 2. СС. 56-58

О переговорах делегации Русской Православной Церкви с генеральным секретариатом Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1961. №4. СС. 31-32

Третья Генеральная Ассамблея Всемирного Совета Церквей: “Иисус Христос – Свет миру” (Ин. 8, 12) // Журнал Московской Патриархии. 1961. №8. СС. 75-79

митр. Анастасий (Грибановский). Воззвание ко всему христианскому миру в связи с Собранием Всемирного Совета Церквей в Нью Дэли. Сан Пауло, 1962

The New Delhi Report: The Third Assembly of the World Council of Churches 1961, London 1962

Послание IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1968. №10. СС. 40-41

митр. Никодим (Ротов). Русская Православная Церковь и экуменическое движение (доклад в конференц-зале Упсальского университета) // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 46-55

митр. Никодим (Ротов). Слово за богослужением на пленарном собрании участников IV Генеральной Ассамблеи ВСЦ, 5 июля 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 55-57

митр. Антоний Сурожский. О богослужении и стиле христианской жизни (мысли участника IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии. 1968. №9. СС. 67-72

митр. Антоний. Сурожский. Homilie au Culte d’ouverture du Comite Central du Conseil Oecumenique des Eglises a Berlin, aout 1974 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1974. № 85-88. СС. 14-17

митр. Никодим (Ротов). Иисус Христос освобождает и объединяет (богословский аспект) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №5. СС. 55-59

А.И. Осипов. “Иисус Христос объединяет” (присутствие Христа в Церкви и в мире и миссии Церкви в мире) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №8. СС. 59-65

А.И. Осипов. Принстонская встреча (богословский диалог между представителями христианских Церквей СССР и Национального Совета Церквей Христа в США) // Журнал Московской Патриархии. 1975. №8. СС. 65-70

А.И. Осипов. Спасение – освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 3. СС. 60-64

Послание Священного Синода о V Ассамблее Всемирного Совета Церквей и ее результатах // Журнал Московской Патриархии. 1976, №4. C. 9

The Orthodox Church in the Ecumenical Movement // ed. Constantin G. Patelos. Geneva, 1978

The New Valamo Consultation. The Ecumenical Nature of the Orthodox Witness. Geneva, 1978

А.И. Осипов. Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1978 – 1979. №12 – 1. СС. 63-65, 62-65

митр. Антоний Сурожский. Quelques reflexions sur «Des fideles sont perplexes» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1981. № 105-108. СС. 69-77

Baptism, Eucharist And Ministry // Faith And Order Paper No. 111. 1982

В.А. Никитин, о. Тихон. Экуменизм в 1945-1961 годах и вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1984. №№ 1, 2. СС. 69-72, 59-67

Миссия на пути Христовом // Журнал Московской Патриархии. 1989. №10. СС. 52-54

Прием в Кремле участников заседания ЦК ВСЦ // Журнал Московской Патриархии. 1989. №12. СС. 5-7

Патриарх Игнатий IV. Об истине, о Церкви, о любви // Журнал Московской Патриархии. 1989. №12. СС. 52-57

Всемирная конференция ВСЦ “Справедливость, мир и целостность творения”, Сеул (Корея), 1990 года // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 12. CC. 61-65

VII Ассамблея Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 6. СС. 59-63

“Прииди, Дух Святый” (послание VII Ассамблеи Всемирного Совета Церквей) // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 7. СС. 48-49

Orthodox Visions of Ecumenism // ed. Gennadios Limouris. Geneva, 1994

Ion Bria. The Liturgy after the Liturgy. Mission and Witness from an Orthodox Perspective. Geneva, 1996

Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902-1997. М.: МФТИ, 1998

Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902-1998 // сост. Е.А. Карманов. М.: ОВЦС, МФТИ, издательский дом «Грааль», 1999

Peter Bouteneff. The Orthodox at the Harare Assembly // Service Orthodoxe de Presse, March 1999

митр. Антоний Сурожский. New needs and ecumenical perspectives for the parishes of the diocese // Sourozh. 2001. № 86. P. 1

Изменения в структуре Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 2002. №9. СС. 83-85

Heinz Joachim Held. Orthodox participation in the WCC: a brief history // The Ecumenical Review/ Oct, 2003

Konrad Raiser. The importance of the Orthodox contribution to the WCC

Сколько патриархатов в православной церкви?

Русская православная церковь решила разорвать отношения с Константинополем. Вселенский патриархат, базирующийся в современном Стамбуле, ранее решил предоставить автокефалию, то есть самостоятельность, Украинской православной церкви и отменил решение от 1686 года, когда Киевскую митрополию передали под крыло Москвы. То есть сейчас произошел полный разрыв отношений между двумя патриархатами, и теперь прихожане РПЦ, к примеру, больше не смогут участвовать в таинствах в церквях Константинопольского патриархата — то есть молиться, причащаться и прочее.

Сколько всего патриархатов?

Сначала нужно сказать, что канонические православные церкви бывают двух видов — автокефальные и автономные. По сути, практически все из них представляют патриархат — это когда глава церкви носит титул патриарх, а отличие заключается в том, что в автономных церквях глав утверждает материнская церковь. Например, Украинская православная церковь Московского патриархата — автономная. Автономной церковь чаще всего считается, если ее признали не все автокефальные церкви. Хотя разницу между двумя этими видами церкви заметить сложно.

Всего в мире насчитывается 14 автокефальных церквей согласно диптиху Константинопольского патриархата и 15 — согласно Московскому патриархату (плюс Православная церковь в Америке). Патриархатом являются лишь 9 из 15 церквей: Вселенский Константинопольский патриархат, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Сербский, Румынский, Болгарский и Грузинский — в этих церквях во главе стоят патриархи. Остальные официально называются Кипрская православная церковь, Греческая, Польская, Албанская, Чехословацкая и Православная церковь Америки — здесь главные архиепископы-митрополиты. Отличие патриархов от митрополитов заключается в том, что патриарх — по сути, тот же митрополит, только главнее — в его подчинение входят все митрополии поместной церкви. Митрополит же — это епископ, стоящий во главе церкви определенного региона, например, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Зачем патриарх ездил в Минск? Подробнее