Взаимоотношения в церкви

Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви

** из разряда того, что нужно бы знать **
1. Единство Церкви и грех человеческих разделений

1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Она несет полноту ответственности за распространение Истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о «вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3).

1.2. Церковь Христова едина и единственна (св.Киприан Карфагенский. «О единстве Церкви»). Основанием единства Церкви – Тела Христова – является то, что у нее один Глава – Господь Иисус Христос (Еф. 5, 23) и действует один Дух Святой, животворящий Тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой.

1.6. Церковь есть единство Духа в союзе мира (Еф. 4, 3), полнота и непрерывность благодатной жизни и духовного опыта. «Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать» (св.Ириней Лионский. «Против ересей»). В единстве благодатной жизни заключается основание единства и неизменности церковной веры. Всегда и неизменно «учит Дух Святой Церковь через посредство святых отцов и учителей. Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий через вернослужащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов).

1.9. Единая Святая Соборная Церковь есть Церковь Апостольская. Чрез священство богоустановленное дары Святого Духа сообщаются верующим. Апостольское преемство иерархии от святых апостолов есть основание общности и единства благодатной жизни. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. «Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви. <…> Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (cв. Игнатий Антиохийский. Смирн. 8).

1.13. На протяжении христианской истории от единства с Православной Церковью отделялись не только индивидуальные христиане, но и целые христианские сообщества. Некоторые из них исчезли в ходе истории, другие же сохранились на протяжении веков. Наиболее существенные разделения первого тысячелетия, сохранившиеся до сего дня, произошли после неприятия частью христианских общин решений III и IV Вселенских Соборов, в результате в отделенном состоянии оказались существующие доныне Ассирийская Церковь Востока, дохалкидонские Церкви – Коптская, Армянская, Сиро-Яковитская, Эфиопская, Малабарская. Во II тысячелетии за отделением Римской Церкви последовали внутренние разделения западного христианства, связанные с Реформацией и приведшие к непрекращающемуся процессу образованию множества христианских деноминаций, не находящихся в общении с Римским престолом. Возникали также отделения от единства с Поместными Православными Церквами, в том числе с Русской Православной Церковью.

1.14. Заблуждения и ереси являются следствием эгоистического самоутверждения и обособления. Всякий раскол или схизма приводят к той или иной мере отпадения от Полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам не вероучительного характера, есть нарушение учения о Церкви и в конечном итоге приводит к искажениям в вере.

1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство.

1.17. Существование различных чиноприемов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.

1.18. Православная Церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божией. Она сохранила в целости и чистоте священное наследие апостолов и святых отцов. Она сознает тождественность своего учения, богослужебной структуры и духовной практики апостольскому благовестию и Преданию Древней Церкви.

1.19. Православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие – это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских. Нельзя поддаваться искушению идеализации прошлого или игнорировать трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви. Образец духовной самокритики дают прежде всего великие отцы Церкви. История Церкви знает немало случаев ниспадения в ересь значительной части церковного народа. Но она знает также и то, что Церковь принципиально боролась с ересью, знает и опыт исцеления от ереси некогда заблудших, опыт покаяния и возвращения в лоно Церкви. Именно трагический опыт появления неправомыслия в недрах самой Церкви и борьбы с ним приучил чад Православной Церкви к бдительности. Православная Церковь, смиренно свидетельствуя о том, что она хранит истину, в то же время помнит обо всех исторически возникавших соблазнах.

2. Стремление к восстановлению единства

2.3. Но, признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства представляются неприемлемыми.

2.4. Православная Церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем «христианским миром», что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров и что разделенность церквей принадлежит исключительно к несовершенному уровню человеческих отношений.
По этой концепции, Церковь остается единой, но это единство недостаточно проявляется в зримых формах. В такой модели единства задача христиан понимается не как восстановление утраченного единства, а как выявление единства, неотъемлемо существующего. В этой модели повторяется возникшее в Реформации учение о «невидимой церкви».

2.5. Совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая «теория ветвей», утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных «ветвей».

2.6. Для Православия неприемлемо утверждение о том, что христианские разделения являются неизбежным несовершенством христианской истории, что они существуют лишь на исторической поверхности и могут быть исцелены или преодолены при помощи компромиссных межденоминационных соглашений.

2.7. Православная Церковь не может признавать «равенство деноминаций». Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены. Это означает, что путем к единству является путь покаяния, обращения и обновления.

2.8. Неприемлема мысль о том, что все разделения суть трагические недоразумения, что несогласия кажутся непримиримыми только от недостатка любви друг к другу, от нежелания понять, что якобы при всем различии и несходстве есть достаточное единство и согласие в «главном». Разделения не могут быть сведены к человеческим страстям, эгоизму или тем более культурным, социальным или политическим обстоятельствам. Также неприемлемо утверждение, что Православную Церковь отличают от христианских сообществ, с которыми она не имеет общения, вопросы второстепенного характера. Нельзя сводить все разделения и разногласия к различным небогословским факторам.

2.10. Недопустимо ограничивать согласие в вере узким кругом необходимых истин, чтобы за их пределами допустить «свободу в сомнительном». Неприемлема сама установка на толерантность к разномыслию в вере. Но при этом нельзя смешивать единство веры и формы его выражения.
2.11. Разделение христианского мира есть разделение в самом опыте веры, а не только в доктринальных формулах. Должно быть достигнуто полное и искреннее согласие в самом опыте веры, а не только в ее формальном выражении. Формальное вероисповедное единство не исчерпывает единства Церкви, хотя и является одним из его необходимых условий.

2.12. Единство Церкви есть прежде всего единство и общение в Таинствах. Но подлинное общение в Таинствах не имеет ничего общего с практикой «интеркоммуниона». Единство может осуществиться только в тождестве благодатного опыта и жизни, в вере Церкви, в полноте таинственной жизни в Духе Святом.

2.13. Восстановление христианского единства в вере и любви может прийти только свыше, как дар Всемогущего Бога. Источник единства – в Боге, и поэтому одни только человеческие усилия для его восстановления будут напрасны, ибо «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1). Только Господь наш Иисус Христос, давший заповедь о единстве, есть Тот, Кто может дать силы для ее исполнения, ибо Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Задачей же православных христиан является соработничество Богу в деле спасения во Христе.

3. Православное свидетельство инославному миру
3.1. Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании. <…>
3.2. Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Православные христиане должны ясно осознавать, что сохраняемая и исповедуемая ими вера имеет вселенский, универсальный характер. Церковь не только призвана учить своих чад, но и свидетельствовать тем, кто покинул ее, об истине. «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10.14). Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3.9).

4. Диалог с инославием
4.2. Характерной особенностью проводимых Русской Православной Церковью диалогов с инославием является их богословский характер. Задача богословского диалога – объяснить инославным партнерам экклезиологическое самосознание Православной Церкви, основы ее вероучения, канонического строя и духовной традиции, рассеять недоумения и существующие стереотипы.
4.3. Представители Русской Православной Церкви ведут диалоги с инославными на основе верности апостольскому и святоотеческому Преданию Православной Церкви, учению Вселенских и Поместных Соборов. При этом исключаются всякие догматические уступки и компромиссы в вере. Никакие документы и материалы богословских диалогов и переговоров не имеют обязательной силы для Православных Церквей до окончательного утверждения их всей Православной Полнотой.

4.4. С точки зрения православных, для инославия путь воссоединения есть путь исцеления и преображения догматического сознания. На этом пути должны быть вновь осмыслены темы, обсуждавшиеся в эпоху Вселенских Соборов. Важным в диалоге с инославием является изучение духовного и богословского наследия святых отцов – выразителей веры Церкви.

4.5. Свидетельство не может быть монологом – оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только «отверстые уши», но и «расширенное сердце» (2 Кор. 6.11). Именно поэтому одной из важнейших в диалоге православного богословия с инославием должна стать проблема богословского языка, понимания и интерпретации.

4.7. Диалог с инославием вновь возродил понимание того, что единая кафолическая истина и норма в различных культурно-языковых контекстах может быть выражена и воплощена в различных формах. В ходе диалога необходимо уметь отличать своеобразие контекста от действительного отклонения от кафолической полноты. Должна быть исследована тема пределов многообразия в едином кафолическом предании.
5. Многосторонние диалоги и участие в работе межхристианских организаций

5.2. В вопросе о членстве в различных христианских организациях следует придерживаться следующих критериев: Русская Православная Церковь не может участвовать в международных (региональных/национальных) христианских организациях, в которых а) устав, правила или процедура требуют отказа от вероучения или традиций Православной Церкви, б) Православная Церковь не имеет возможности свидетельствовать о себе как о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, в) способ принятия решений не учитывает экклезиологического самосознания Православной Церкви, г) правила и процедура предполагают обязательность «мнения большинства».

5.3. Уровень и формы участия Русской Православной Церкви в международных христианских организациях должны учитывать их внутреннюю динамику, повестку дня, приоритеты и характер этих организаций в целом.

7. Внутренние задачи в связи с диалогом с инославием

7.1. Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных.

7.3. Церковь осуждает тех, кто, используя недостоверную информацию, преднамеренно искажает задачи свидетельства Православной Церкви инославному миру и сознательно клевещет на Священноначалие Церкви, обвиняя его в «измене Православию». К таким людям, сеющим семена соблазна среди простых верующих, следует применять канонические прещения.

В этом отношении следует руководствоваться решениями Всеправославной встречи в Салониках (1998): «Делегаты единогласно осудили те группы раскольников, а также определенные экстремистские группы внутри Поместных Православных Церквей, которые используют тему экуменизма для критики церковного руководства и подрыва его авторитета, тем самым пытаясь вызвать разногласия и расколы в Церкви. В поддержку своей несправедливой критики они используют ложные материалы и дезинформацию. Делегаты также подчеркнули, что православное участие в экуменическом движении всегда основывалось и основывается на Православном Предании, на решениях Священных Синодов Поместных Православных Церквей и всеправославных встреч…

Участники единодушны в своем понимании необходимости продолжения участия в разных формах межхристианской деятельности. Мы не имеем права отказываться от миссии, возложенной на нас Господом нашим Иисусом Христом, – миссии свидетельства Истины перед неправославным миром. Мы не должны прерывать отношений с христианами других конфессий, готовыми сотрудничать с нами…

Приложение. История и характеристика богословских диалогов с инославием

Первый опыт вступления Русской Православной Церкви в диалог с инославным христианством относится к началу XVIII века.

Во второй половине XIX века начинается богословский диалог между Русской Православной Церковью и инославными христианами – англиканами, старокатоликами и дохалкидонитами. Контакты с Англиканской Церковью активизировались в 60-е годы XIX века в Северной Америке, где православные приходы находились в тесном соприкосновении с Епископальной Церковью в США. В очередной раз вопрос о сближении англикан и православных был поставлен на переговорах в 1895–1897 гг., а затем в начале ХХ века при участии святителя Тихона, будущего Патриарха Московского и всея Руси.

Важными для выработки богословских оснований для диалога с инославными были переговоры между Русской Православной Церковью и Старокатолической Церковью в рамках Петербургско-Роттердамской Комиссии (1892–1914). Начавшаяся Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 г. прервала официальный диалог Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами. При этом диалог с инославием продолжался силами русской православной диаспоры.

Русская Православная Церковь смогла возобновить богословские диалоги только в пятидесятые годы. Так, Русская Православная Церковь вступила в диалоги на двустороннем уровне с Церковью Англии (1956), Евангелической Церковью в Германии (1959), Римско-Католической Церковью (1967), Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии (1970). Русская Православная Церковь участвует в богословском диалоге с инославием и на общеправославном уровне – с Англиканской Церковью (1976), со Старокатолической Церковью (1975), с Римско-Католической Церковью (1979), с Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами (1985), со Всемирной Лютеранской Федерацией (1981), со Всемирным Альянсом Реформатских Церквей (1986).

В отношении промежуточных итогов всеправославного диалога с дохалкидонскими церквами и выработанного в его ходе документа действует решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 г. «Рассмотрев информацию о ходе диалога между Православной и Восточными Православными Церквами (дохалкидонскими), приветствовать дух братства, взаимопонимания и общего стремления быть верными апостольскому и святоотеческому Преданию, который выражен Смешанной богословской комиссией по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами во «Втором общем заявлении и предложениях Церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990 год). «Заявление» не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках. В этой связи выразить надежду на то, что христологические формулировки будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточно-православной традиции».

Политика cookie

Галатам 5:13-15 – «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

Иногда мы начинаем искать виноватого во всех этих случаях, по которым у нас есть конфликты, причины по которым мы не можем преодолеть какие-то неприятные отношения. Писание говорит: «берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Именно друг другом, а не каким-то внешним врагом. Можно дойти в своих отношениях до того, чтобы просто истребить друг друга. А почему? 13 стих открывает эту мысль: вы призваны к свободе, но угождаете плоти. Вы свободу использовали неправильно. Она дана была для того, чтобы мы устрояли из себя дом духовный, святое священство, чтоб мы могли быть церковью. Но свобода ваша стала поводом к угождению плоти. Почему так происходит, и откуда появилась эта свобода?

Всякий человек был рабом греха, потому что делал грех. Иисус, который пришел нас освободить, не вменил нам греха, а просто взял и очистил нас, сделав нас свободными. И когда человек получил эту свободу, он не понял, что с ней надо делать. Написано: «вы к свободе призваны, чтобы служить любовью друг другу». А человек, призванный к свободе, начинает угождать своей плоти. Это всегда будет в противовес: служить ближнему или служить себе, это всегда будет ставить нас перед выбором, заставлять нас что-то делать. И зачастую человек, не понимая, в чем истинная ценность данной ему свободы, начинает потакать своим желаниям и идти вслед своих вожделений. И опять делается рабом тления, рабом похоти, а она неизменно ведет к греху. А как быть? Писание говорит: «любовью служите друг другу, потому что весь закон заключается в том, чтобы любить ближнего как самого себя». Когда фарисеи спросили у Иисуса, что главное? Он ответил элементарную вещь: «возлюби Господа Бога и ближнего своего как самого себя».

Если мы любим Бога, то мы стараемся как-то выстраивать эти отношения в любви. Мы понимаем, что это не просто фраза, нам нужно доказать как-то Ему свою любовь. Потому, что сам Бог доказал Свою любовь к нам, отдав Сына Своего единородного за грехи наши, когда мы были еще грешниками. Мы тоже стараемся свою любовь доказывать, исполняем какие-то важные для нас и для Бога вещи: служим Ему, читаем Слово, молимся. Мы прилагаем какие-то усилия, чтобы отношения наши были весомыми. А куда делась вторая заповедь? Она как и первая требует содержания наших поступков. Порой любовь к Богу проще устрояется нежели любовь к ближнему. С ближним тяжело строить отношения, потому что у ближнего есть свои эмоции, свои амбиции, свой характер, несовершенство. С Богом проще в этом плане, Он совершенен. Мы порой льстим себе, сами себя утешаем говоря, что любим Бога, т.е. не пьем, не курим, не материмся, стараемся благочестивый образ жизни вести, служим, молимся, посещаем служения, что-то изучаем, что-то записываем, куда-то двигаемся, куда-то стремимся. А ближний? Он остается вне поля зрения, и как правило, это тот ближний, который ближе всего к тебе. Мы избираем для себя ближними тех, кто нам далекий. А тех, кто рядом, порой не замечаем, не знаем их.

Когда Бог призвал народ свой жить по закону, то большая часть этого закона служила тому, чтобы выстраивать взаимоотношения между людьми. Почему? Потому что Бог понимает человека, знает его внутренность. Со своей стороны Бог избрал такую позицию во взаимоотношениях со своим народом, что Он всегда его милует, всегда прощает. Ветхозаветний народ, заключенный в эти заповеди, не был верен. Но даже не смотря на это, Бог все равно оставался рядом с ними. Это позволяло народу всегда обращаться к Богу, не смотря на свои грехи. Такой опыт в определенной мере развратил этот народ. Бог миловал, их это устраивало, и дальше они вели себя так, как и вели. Бог посылал к народу своих пророков, взывал к ним, говорил о наказании, а они не слушали Бог. А Бог продолжал хранить, защищать, благословлять. И это вовсе не означало, что Бог соглашается с грехом, просто Он проявляет милость к человеку. А человек ведет себя так же, как и вел. Но это в отношениях «человек-Бог».

А что же в отношениях «человек-человек»? Есть ли тот, кто способен проявить милость, простить обиды, переступить через прошлые воспоминания, чтобы найти одну погибшую овцу, заблудшего человека? Может быть, он уже давно ждет, может быть, он давно уже ищет, чтобы ему кто-то позвонил, чтобы его кто-то взял за руку, просто поговорил, просто открылся в любви, а может быть попросил прощения. Мы должны научиться от самого Бога. Кто-то должен быть сильным, более сильным в этих отношениях. В отношениях с Богом – Он всегда сильная сторона, Он идет с милостью к человеку. А в отношения «человек-человек» кто сильный? Писание говорит: «есть сильные — те, которые сносят немощи бессильных и не себе угождают». Кому-то нужно со своей гордостью разобраться, кому-то нужно набраться сил, внутреннего терпения. И может даже кто-то против него виноват, но пойти навстречу тому, кто обижал или кто обижен, и как-то выяснить эти отношения, сказать «прости» или «я тебя прощаю», чтобы устранить преграду, стоящую между двумя людьми. Бог нас этому учит. Он говорит «любите», но они не любят, и следующий шаг Он делает навстречу человеку, потому что Он не перестал любить. А у нас, бывает, возникают трения какие-то и проще всего разойтись по разным сторонам, нежели предпочесть решение проблемы, решение вопроса. Но дело в том, что когда расходятся люди по разным сторонам, они все еще испытывают эти негативные эмоции, и хочется с кем-то поделиться, кому-то рассказать, с кем-то поплакаться, и получается, что в одном конфликте потом участвуют уже несколько человек.

Поэтому Писание говорит: «если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы не были истреблены друг другом». То есть с таким настроением можно дойти до истребления друг друга, просто потому что не окажется кого-то более сильного, который согласится сносить немощи бессильных, и не смотря на свои какие-то внутренние переживания, все таки поступить так, как поступает Бог. Не вменяя грехов и преступлений, простить обидчику, не требуя возмездия, не требуя за это ничего. А то, бывает, мы прощаем, а сами у Бога просим отмщения обидчикам.

Написано в 1 Иоанна 4:20 – «Кто говорит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит». А нам кажется, что Бога мы любить можем, а ближнего не за что любить. Дух Святой задает вопрос: Как такое возможно? Порой человек настолько безрассуден, что думает, что такое возможно – кого-то любить, а кого-то ненавидеть и при этом признаваться в любви к Богу. Мы не можем так поступать. А всякий человек, который думает, что это возможно и это нормально – тот лжец. Друзья, давайте будем внимательны и посмотрим кого мы любим, кого не очень, кого недолюбливаем, а, может, кого-то уже и ненавидим. Может там была причина ненавидеть, но мы ведь сосуд для Господа, для Его любви, милости, прощения, а не для ненависти. Не сможешь искренно любить Бога тогда. Что для тебя важнее – таить на кого-то обиду? Держать на кого-то злость? Или, все таки, отпустить, простить, помиловать, для того, чтобы неподдельно любить Господа. Мы имеем такую заповедь, чтобы «любящий Бога любил и брата своего».

От Матфея 25:22-24: «Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно — подлежит суду. Кто же скажет брату своему «рака» — подлежит синедриону, а кто скажет «безумный» — подлежит гиене огненной. Итак, если ты принесешь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-то против тебя, оставь там дар свой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой». Нам кажется, что это необязательно исполнять, это же заповеди Христовы, Он все равно помилует. Мы будем таскать Богу жертвы, которые Он и не хочет даже, мы будем убеждать сами себя, что дар – это лучше, нежели то, о чем сказал Господь. А может быть стоит остановиться на путях своих и поразмыслить – «я пришел сегодня в церковь, я принес себя Господу (для некоторых это уже подвиг), я пришел послушать Тебя, Господи, может быть, не усну – это уже жертва во Имя Твое». Он говорит: «даже если бы ты пришел сюда с полными карманами, знаешь на что Я обращу внимание – на то, какие у тебя взаимоотношения с твоим ближним. Я лишь тогда обращу внимание на твой дар, твое посвящение, твою жертву уст, на все то, что ты принес Мне, когда ты пойдешь и примиришься с братом твоим. Принес жертву – хорошо, но оставь ее, пойди, найди того, с кем у тебя еще не выяснены отношения, найди того, кто на тебя имеет, примиришься с ним и потом приноси свой дар на жертвенник».

Бог говорит все о том же – весь закон в одном заключается – возлюби ближнего своего. Заповеди были гораздо шире и освещали отношения гораздо подробнее, нежели нам кажется. Левит 19:1, 3, 9…, 26 – «Сказал Господь Моисею, говоря, объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: «святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог Ваш: 1) бойтесь каждый матери своей и отца своего; 2) субботы Мои храните; 3) не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе; 4) когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите ее, чтобы приобрести себе благоволение (оставь дар твой и пойди примирись прежде с братом твоим); 5) когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, оставшееся от жатвы твоей не подбирай, виноградника твоего не обирай дочиста и попадавших ягод в винограднике не подбирай, оставь это бедному, пришельцу.

Иногда мы такие жадные, мы заберем, подберем, проверим три раза, а Он говорит «не надо это вам, есть бедные в народе, оставь это им». Один готов удавиться за какую-то мелочь, крича о справедливости (лишнюю конфету забрал, последний бутерброд). Он говорит – оставьте, посмотрите друг на друга с любовью, может быть он голодный, не переживай, пусть твое сердце будет чистым, свободным. Но здесь говорится даже не о близких людях, а о чужих, оставь им, не переживай за себя. Бог говорит – смотри на Меня, Я восполняю твои нужды, ты не потеряешь, кто-то взял твое – отдай ему еще, может он нуждается. Подумай об этом. Какое сердце? Что сразу возникает? Бунт, тревога, злость, ропот или раздражение. Ты же не знаешь, почему тот или иной оказался в таких обстоятельствах. Пусть это будет бедному, пришельцу.

6) не крадите; 7) не лгите, не обманывайте друг друга; 8) не клянитесь Именем Миом во лжи; 9) не бесчестите Меня, Бога Вашего; 10) не обижай ближнего твоего; 11) не грабительствуй; 12) плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра; 13) не злословь глухого, пред слепым не клади ничего, чтобы не преткнуться ему; 14) бойся Бога Твоего, Я Господь. Он говорит: «Я все вижу, всегда, когда ты ходишь, ты ходишь пред Моими очами, Я все вижу». 15) не делай неправды на суде — не будь лицеприятен к нищему, не угождай лицу великого, по правде суди ближнего; 16) не ходи переносчиком в народе твоем; 17) не восставай на жизнь ближнего твоего; 18) не враждуй на брата в сердце твоем; 19) обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха; 20) не мсти, не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя; 21) уставы Мои соблюдайте; 22) скота своего не своди с иною породою; 23) не ешьте с кровью; 24) не ворожите; 25) не гадайте; 26) не стригите головы кругом; 27) не порти края бороды твоей; 28) ради умершего не делайте надрезы на теле вашем; 29) не накладывайте на себе письмен (наколки не делайте); 30) не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля, и не наполнилась земля развратом; 31) субботы храните, и святилище Мое чтите; 32) не обращайтесь к взывателям мертвых, к волшебникам не ходите (и к бабкам не ворожите), не доводите себя до осквернения от них; 33) пред лицом седого вставай и почитай лицо старца; 34) когда поселится пришелец в земле вашей – не притесняйте его, пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш, люби его как себя, ибо и вы были пришельцами в земле Египетской; 35) не делайте неправды на суде – в мере, в весе, в измерении (какою мерою мерите, такою отмерено и вам), да будут у вас весы верные, гири верные, … ; 36) соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои исполняйте»– вот законы и пророки, они в этом слове «возлюби ближнего».

Родителей Бог ставит даже прежде Себя, отношение к Себе Он воспитывает тем, чтобы не делали себе идолов и кумиров, не ворожите, не кадите… все настолько взаимосвязано во взаимоотношениях «Бог- человек – ближний». О чем Бог говорит? Если человек поймет, какие главные вещи у Бога, то на второстепенные уже времени не хватит. Для Бога это важно. Насколько сложно продуман закон, чтобы прописать каждую йоту, каждый опыт отношений, каждое взаимодействие человека с человеком — что и как делать, и, конечно, как исправлять ошибки, потому что люди не были верны в этом законе, тяжело он давался.

Ошибок было не мало, и нужно было написать, как исправлять ошибки.

Например: Левит 6:1-7 – «и сказал Господь Моисею, говоря, если кто согрешит, сделает преступление пред Господом, запрется пред ближним своим в том, что ему поручено (человеку что-то поручили, а он взял и закрылся за дверью и не отвечает, или спрятался, или перестал общаться), или у него положено, или им похищено, или обманет ближнего своего, или найдет потерянное (посчитает, что это благословение), положит в карман и не скажет никому (запрется), поклянется ложно в чем-нибудь, что люди делают и тем грешат – то согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему было поручено, или потерянное, то, что он нашел и спрятал у себя, или если в чем он ложно поклянется, то должен отдать сполна (тому, кому он причинил вред) и приложить к тому еще пятую долю и отдать тому, кому принадлежит в день приношения жертвы повинности. И за вину свою пусть принесет Господу, к священнику жертву повинности из стада своего овец, овна без порока по оценке твоей, и очистит его священник пред Господом и прощено будет ему что бы он не сделал, все, в чем он сделался виновным.

Когда прощено? Когда он пошел, и все поставил на свои места. У нас как бывает? Где-то мы в чем-то провинились, и вроде бы уже совесть начинает трепетать в нас, ну встанем в угол, помолимся, попросим у Бога прощения, в крайнем случае, поделимся еще с кем-то, что где-то в чем-то мы виноваты. А отдавать?? В Писании наоборот поставлены эти вещи – ты пройди, прежде, кому причинил ущерб, отдай, приложи еще пятую часть к этому. Ты был виновником, ты произвел нехорошее впечатление после себя. Люди могут возопиять к Господу: «Господи, почему так? Это же человек верующий, почему он так поступает? Почему он меня обманул?» Как у Господа решается этот вопрос – надо пойти и развязать все это, раскрутить этот клубок. И так, чтобы это не казалось, что все это просто так, возьми еще 20% своего к этому приложи, чтобы ты понял, что ты всегда теряешь, когда идешь на хитрость. Даже если ты нашел что-то, и утаил это, и не сказал, оно все равно не твое. Когда найдешь, чье это – отдай то, что нашел и плюс 20% за то, что ты молчал. И потом пойдешь к Господу и принесешь дар твой и будешь прощен.

Слова Иисуса: «пойди и прежде примирись» — они не взяты просто с потолка, это уже давно существовало, этому Бог уже учил народ. И закон, который был предназначен тому, чтобы воспитать человека, они не хотели вспоминать, они его игнорировали. Но Иисус сказал, что так не получится, что ты пришел к Богу с даром, а прежде не пошел и не решил вот этих наболевших вопросов. Иди мирись, иди проси прощения, иди, тогда Бог помилует тебя. А когда сделаешь все наоборот – это будет лукаво пред Господом. Таким образом, сколько бы даров Господу человек не приносил, если он не идет на то, чтобы исправить, это все будет тщетно.

Теперь другая сторона — о прощении. От Марка 11:25-26 – «когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец Ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то Отец Ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Эти люди жутко терзают себя и мучаются сами от того, что не могут кого-то простить, они продолжают ходить в церковь, они продолжают воздевать руки свои к Господу, но стоит зацепить какую-то вот тему, вдруг начинает вот это вылазить все – непрощение, обида, злость, ненависть. Человек уже не понимает, что не контролирует себя, и каждый раз приходя пред Богом, открывает свои уста, желая что-то получить от Господа, Бог с сожалением смотрит на него, потому что у него есть тяжкое бремя. И пока он не освободится от этого бремени, у человека нет будущего, нет благословения. Написано: «когда стоите на молитве, вы прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец Ваш Небесный простил вам согрешения ваши, а если не прощаете, то и Отце Ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Или это тоже можно не слушать, можно это игнорировать? Конечно, можно. Люди так и делают. Проще вообще не читать это место Писания, ходить, носить в себе какую-то злобу, носить какое-то недовольство, носить кучу обиды в себе. Некоторые молитвы бывают только до потолка, потому что обиды не дают им дальше двигаться. Бога нельзя в этом обмануть. Всякий раз Он будет смотреть в твое и мое сердце, и Ему будет ясно, насколько мы искренни, насколько мы чисты, насколько у нас сегодня решены эти вопросы и всякий раз приходя пред Бога, мы будем к этому возвращаться.

Что в законе написано о прощении. Например очень болезненная тема — долги, да и вообще деньги.

Второзаконие 15:1-18 – «в седьмой год делай прощение. Прощение состоит в том, чтобы всякий займодавец, который дал взаймы ближнему своему, прости долг, не взыскивал с ближнего своего и брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа. С иноземца взыскивай (кого считать иноземцем? Есть народ Божий, а есть иноземцы. Некоторые из народа Божьего поступают хуже, чем иноземцы), а что будет твое у брата твоего – прости. Разве только не будет у тебя нищего, ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Он дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать голос Господа, Бога Твоего и стараться исполнять все заповеди сии, которые Я заповедую тебе. Ибо Господь, Бог Твой, благословит тебя, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы, и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать. Если же будет у тебя нищий кто-то из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь Бог Твой дает тебе, то не ожесточи сердца твоего, не сожми руку твою перед нищим братом твоим, открой ему руку твою, дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех». Представляете, он пришел просить взаймы, я не дал, а он Богу жаловаться, а грех не мне! Потому что Бог говорит «все, что у тебя – оно Мое, Я тебе даю. Внимательно слушайся голоса Моего, и ты всегда будешь давать взаймы, брать никогда не будешь. А если ты в своем сердце посчитаешь, что ты можешь закрыть руку для брата твоего, а он придет ко Мне и скажет, что ты закрыл – грех тебе. Бог скажет: «Я уже подумаю, давать тебе или нет, я подумаю, будешь ты щедрым или нет, сможешь ли ты давать взаймы, а если нет, то зачем тебе давать тогда». Бог говорит, что в седьмой год придется даже простить это, ибо Я стою за этим словом, смотри, чтобы коварство сердце твое не заняло. Потому что, когда человек чувствует, что ему надо будет простить, то он заранее придумывает уже отговорку. Но Бог говорит – Я восполню, Я Господь. За этим стоит Бог.

«Открой руку, берегись, чтобы не вошла в сердце твое мысль… дай ему, и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками». Успех твоими руками приобретается, когда твое сердце открыто для тех, кто рядом, для нищего, для немощного, для голодного, для того, у кого есть необходимость (потребность). «Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей. Если продастся (говорит «мне надо заплатить долг, я буду работать на тебя, отрабатывать) тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу; когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками». Он мне итак должен, а еще должен ему что-то воздать! Посмотрите, Бог учит любить ближнего, не потому что он хороший, не потому что он что-то тебе сделал. Он учит тому, чтобы между людьми выстраивались правильные отношения любви, прощения, взаимности, милости. «Снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой: помни, что ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие. Если же он скажет тебе: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею. Не считай этого для себя тяжким, что ты должен отпустить его от себя на свободу, ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника; и благословит тебя Господь, Бог твой, во всем, что ни будешь делать.

Здесь возникает вопрос. Есть ведь хитрые люди, которые могут этим воспользоваться. Но в законе есть и про хитрецов. Всякая вещь, о которой сказал Господь, она достаточно подробна в Его взгляде, она достаточно весома, она не виртуальна и не придумана. Там есть много постановлений для немощных людей, которые не понимают это в сердце своем. Вот одному человеку скажи – он понимает, что нужно делать, а другому – надо вытащить закон и показать «вот сделай это так, а вот это вот так и т.д.». Но это для тех, кто не совершенен в любви. Кто несовершенен в любви, тех надо страхом спасать, совершенно иные мотивации придумывать. Именно для несовершенных в любви придуман этот подробный закон, что за чем нужно делать. Но он воспитывает человека в любви, а человек, который любит от чистого сердца, он будет готов даже на самопожертвование, даже на то, чтобы причинить себе неудобства, ведь «любовь не ищет своего», она ищет пользы другого, ищет того, что служит к миру, к взаимному назиданию. И когда мы читаем, что есть народ, а есть иноземцы, так есть у нас образ – когда Бог нас собрал здесь и назвал Своей Церковь – то мы представляем Его народ. И у нас должны быть эти внутренние взаимоскрепляющие отношения в любви. Мы должны научиться преодолевать все немощи в отношениях, которые приходят к нам из мира, иначе мы будем тщетно называться Его народом. Нас объединяет одно Его Имя, одна Его Жертва, нас объединяет Его Кровь. Эта идентификация — меня с моим ближним – должна быть на автомате, жить внутри нас. Тогда у нас и будет развиваться эта любовь, открытость, взаимность. Мы объединены здесь в церкви одним единым Духом Его. И нам придется прилагать усилия, потому что у Бога все должно быть с плодом, и любить Бога, доказывая Ему свою любовь, не проявляя заботу о ближнем, и не любя ближнего, и не видя ближнего – это невозможно. Ибо «если ближнего, которого видишь, не любишь, как можешь любить Бога, которого не видишь»? Пусть свобода не будет использована нами для своих вожделений, для потакания своей плоти, для того, чтобы ублажать и нежить самих себя, но пусть эта свобода окажется полезной, чтобы проявлять любовь к ближнему своему.

И последнее. Евангелие от Луки 16:9 – «Я говорю вам – приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». На современный лад это звучит так – «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Богатство неправедное – это не то, которое приобретено путем преступления, это земное богатство, которое у тебя есть, которым ты распоряжаешься, которое ты заработал. Праведные богатство хранятся на небесах. Это любовь, благость, милосердие, благочестие. Такие богатства можно называть праведными, они формируют нашу внутренность. А то, которое неправедное – это богатство, которое позволяет нам что-то приобретать в этом мире, мы его имеем, мы им пользуемся, мы его зарабатываем. Писание говорит, чтобы каждый из нас позаботился – «приобретайте себе друзей богатством неправедным». Что сделал управитель? Он имел возможность распорядиться даже не своими деньгами, он начала прощать часть долгов, которые раздавал. Нам кажется, что это какая-то хитрая притча. Какое она имеет отношение к Богу, где все чисто, все хорошо? Он говорит: «послушайте, я вам покажу пример, где этот человек – неправедный, не такой благочестивый, как вы. Но что вызвало у хозяина похвалу этого человека? Оказывается, что «сыны века сего догадливее». Они немножко просчитываю свои будущие события, они могут как-то себе помочь. Он взял и простил, потому что когда он будет нуждаться, он пойдет т тому, которому простил, и тот его примет, тот окажет ему тоже любезность, потому что и этот оказал ему любезность. Он говорит: «имейте в виду». Но не надо делать это через какое-то лукавство. Человек идет даже на какой-то проступок ради того, чтобы в будущем иметь некоторое место, куда он может обратиться, друга который может ему чем-то помочь. Бывает, люди живут одним днем и на будущее не заботятся, одиночки в своих взглядах, рубят с плеча. Потом получается, что если у него что-то случится в жизни, ему даже никто и не позвонит, потому что его никто не помнит и никто не знает. А бывают люди, о которых долго помнят, о которых помнят даже по смерти. О Тавифе, например, говорили. Люди пришли к Петру, принесли рубашки: «вот она, это делала Тавифа». Она приобрела себе друзей, которые потом ходатайствовали перед апостолом, пред Господом о том, чтобы она была возвращена на землю. Это притча о простой добродетели, о милости, которая потом говорит о тебе даже после твоей смерти. И этот управитель позаботился немножко на будущее, он приобрел себе друзей. У нас часто бывает так, что друзей мы не приобретаем, а теряем их, причем причиной их потери бывает какая-нибудь мелочь. А дьявол такие моменты тоже может использовать, и к поссорившимся двоим он еще двоих прицепит, а к тем двоим еще четверых прицепит, и вот уже вражда, и вот уже съедаете друг друга…

Будем внимательно относится друг ко другу, потому что сам Бог принимает нас не в нашем одиноком хождении, а в связи с чем, что мы производим вокруг, что мы производим для ближнего своего. Даже дар у жертвенника не впечатлит Бога, если с ближним у нас есть какие-то разногласия, споры, раздоры, ненависть, не выяснены какие-то вопросы. Поэтому давайте дадим Богу еще больше повода радоваться о нас. Потому что поняв, что важно для Бога, мы можем сегодня что-то изменить и в нашей жизни. Отпустить кому-то, если кто-то очень долго тревожит ваше сердце, посчитайте, может там уже 20 лет прошло, а не 7, и уже можно было 3 раза его простить, нежели ходить и томить себя печалью и как-то ограничивать себя в том, чтобы наполняться Божьей любовью. Может, есть тот, с которым ты столкнулся, кто-то был не прав, и кто-то ожидает, что ты подойдешь к нему, попросишь прощения. Ты попроси, распутай этот клубок. А если кому-то был должен – отдай, не постесняйся приложить еще… пару шоколадок. И это будет хорошо воспринято, оно навсегда оставит в прошлом тот инцидент и даст возможность всем возрастать в любви. «Любить Бога» и «любить ближнего» — это одна заповедь.

Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года.

Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.

1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире.

2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер.

3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах.

4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях.

5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на ее православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

6. Единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено. Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом. Так, исходя из богословских и пастырских соображений, она благожелательно и положительно смотрела на диалог с различными христианскими церквами и конфессиями и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще, веря, что таким образом она несет активное свидетельство о полноте Христовой истины и о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее, преследуя объективную цель — подготовить путь к единству.

7. В свете вышеизложенного понимания все Поместные Святейшие Православные Церкви активно участвуют сегодня в официальных богословских диалогах, и большинство также в работе различных национальных, региональных и международных межхристианских организаций, несмотря на возникший глубокий кризис в экуменическом движении. Такая многогранная деятельность Православной Церкви проистекает из чувства ответственности и убеждения, что основополагающее значение имеют взаимопонимание, сотрудничество и общие усилия по достижению христианского единства, «дабы не поставить (нам) какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9:12).

8. Конечно, ведя диалог с прочими христианами, Православная Церковь не недооценивает трудностей, связанных с этим делом, но и понимает, какие препятствия лежат на пути к общему пониманию предания древней Церкви. Она надеется, что Святой Дух, Который «весь собирает собор церковный» (стихира на вечерне Пятидесятницы), «восполнит оскудевающая» (молитва на хиротонии). В этом смысле в своих отношениях с остальным христианским миром Православная Церковь опирается не только на человеческие силы их участников, но, по благодати Господа, молившегося: «Да будут все едино» (Ин. 17:21), уповает прежде всего на помощь Святого Духа.

9. Участие в нынешних двусторонних богословских диалогах, о которых было объявлено на Всеправославных совещаниях, является результатом единогласного решения всех Святейших Поместных Православных Церквей, долг которых — активно и постоянно участвовать в их работе, дабы не препятствовать единодушному свидетельству Православия во славу Триединого Бога. В том случае если какая-то Поместная Церковь решит не назначать своих представителей на какой-либо диалог или сессию диалога, при том, что это решение не является всеправославным, диалог продолжается. Перед началом диалога или сессии диалога отсутствие какой-либо Поместной Церкви следует обязательно обсудить на Православной Комиссии и тем самым выразить солидарность и единство Православной Церкви.

10. Проблемы, которые возникают в ходе богословских дискуссий в Смешанных богословских комиссиях, не всегда являются достаточным основанием для одностороннего отзыва представителей или окончательного прекращения какой-либо Поместной Православной Церковью своего участия. Как правило, следует избегать выхода какой-либо Церкви из диалога и на межправославном уровне прилагать необходимые усилия для того, чтобы участвующая в этом диалоге Православная богословская Комиссия была представлена полностью. Если одна или несколько Православных Церквей отказываются от участия в заседаниях Смешанной богословской комиссии определенного диалога на серьезных экклезиологических, канонических, пастырских и нравственных основаниях, эта Церковь или Церкви, в соответствии с общеправославной практикой, письменно оповещают Вселенского Патриарха и все Православные Церкви о своем отказе. В ходе последующего всеправославного обсуждения Вселенский Патриарх выявляет единогласный консенсус Православных Церквей в отношении дальнейших действий, включая и возможность переоценки хода конкретного богословского диалога, если это будет единогласно признано необходимым.

11. Методология ведения богословских диалогов направлена на разрешение традиционных богословских различий или выявление возможных новых разногласий и на поиск общих моментов христианской веры. Она предполагает соответствующее информирование церковной полноты о разных этапах развития диалога. В том случае, когда какое-либо богословское различие преодолеть невозможно, богословский диалог может продолжаться, а отмеченное разногласие по конкретному вопросу фиксируется и сообщается всем Поместным Православным Церквам для принятия в дальнейшем необходимых действий.

12. Очевидно, что общей для всех целью богословских диалогов является окончательное восстановление единства в правой вере и любви. Однако имеющиеся богословские и экклезиологические разногласия позволяют выявить некую иерархию трудностей, существующих на пути к достижению поставленной на всеправославном уровне цели. Специфика проблем любого двустороннего диалога предполагает дифференцирование применяемых в них методологий, но не цели, потому что цель у всех диалогов одна.

13. В случае необходимости, нужно прилагать усилия по координации работы различных Межправославных богословских комиссий, учитывая, что и в этой области должно раскрываться и проявляться неразрывное онтологическое единство Православной Церкви.

14. Любой официально объявленный диалог заканчивается с завершением работы соответствующей Смешанной богословской комиссии, когда председатель Межправославной комиссии подает отчет Вселенскому Патриарху, который с согласия Предстоятелей Поместных Православных Церквей объявляет об окончании диалога. Ни один диалог не считается завершенным до того момента, пока на всеправославном уровне не будет объявлено решение о его окончании.

15. После успешного завершения работы какого-либо богословского диалога на всеправославном уровне принимается решение о восстановлении церковного общения, которое должно основываться на консенсусе всех Поместных Православных Церквей.

16. Одним из главных органов в истории экуменического движения стал Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). Некоторые Православные Церкви были среди его учредителей, а затем все они стали его членами. Как сформировавшийся межхристианский орган, ВСЦ, так же как и другие межхристианские организации и региональные органы, такие как Конференция Европейских Церквей (КЕЦ) и Совет Ближневосточных Церквей, несмотря на то, что включают в свой состав не все христианские церкви и конфессии, исполняют важную задачу в деле продвижения единства христианского мира. Грузинская и Болгарская Православные Церкви покинули состав ВСЦ: первая в 1997, а вторая в 1998 г. Они имеют свое особое мнение о работе Всемирного Совета Церквей и, таким образом, они не участвуют в проводимых Всемирным Советом Церквей и другими межхристианскими организациями диалогах.

17. Поместные Православные Церкви — члены ВСЦ принимают полное и равноправное участие в структуре ВСЦ и всеми имеющимися в их распоряжении средствами вносят свой вклад в свидетельство истины и продвижение единства христиан. Православная Церковь охотно приветствовала решение ВСЦ откликнуться на ее просьбу о создании Специальной комиссии по православному участию во ВСЦ, что было сделано в ответ на поручение Межправославной встречи в Салониках (1998). Утвержденные Специальной комиссией критерии, предложенные православными и принятые ВСЦ, привели к созданию Постоянной комиссии по сотрудничеству и консенсусу. Они были одобрены и включены в Конституцию и Регламент работы ВСЦ.

18. Верная своей экклезиологии, тождеству своей внутренней структуры и учению древней Церкви семи Вселенских соборов, Православная Церковь, организационно участвуя в работе ВСЦ, отнюдь не принимает идею «равенства конфессий» и не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс. В этом смысле единство, к которому стремится ВСЦ, не может быть плодом лишь богословских соглашений, но должно быть плодом и единства веры, тáинственно сохраняемого и живущего в Православной Церкви.

19. Православные Церкви — члены ВСЦ считают обязательным для участия в ВСЦ то основополагающее положение его Конституции, согласно которому его членами могут быть лишь те Церкви и конфессии, которые, по Писаниям, признают Иисуса Христа как Бога и Спасителя и исповедуют веру в славимого в Троице Бога — Отца, Сына и Святого Духа, согласно Никео-Цареградскому Символу веры. Они глубоко убеждены, что экклезиологические предпосылки Торонтской декларации (1950) «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» имеют основополагающее значение для участия православных в Совете. Поэтому, само собой разумеется, что ВСЦ не является и ни в коем случае не должен стать сверх-Церковью. «Цель ВСЦ — не договариваться о союзах между церквами, которые могут заключаться только самими церквами, действующими по собственной инициативе, а устанавливать живые контакты между церквами и способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви» (Торонтская декларация, §2).

20. Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходят из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-го и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов).

21. Православная Церковь желает поддержать работу Комиссии «Вера и церковное устройство» и с особым интересом следит за ее богословским вкладом вплоть до сего дня. Она в целом положительно оценивает документы богословского характера, принятые Комиссией при участии внесших ценный вклад православных богословов, как важный этап в процессе сближения христиан. Однако Православная Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах важнейших вопросов веры и устройства.

22. Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры.

23. Общим для Православной Церкви является осознание необходимости ведения межхристианского богословского диалога, и потому она считает, что он всегда должен сопровождаться свидетельством миру делами взаимопонимания и любви, которые отражают «радость неизреченную» Благой Вести (1 Петр. 1:8), исключая всякую практику прозелитизма или иных вызывающих проявлений межконфессионального антагонизма. В том же понимании Православная Церковь считает важным, чтобы все мы, христиане, вдохновляемые общими важнейшими принципами нашей веры, приложили усилия, дабы с готовностью дать единодушный ответ на те сложные проблемы, которые ставит перед нами современный мир. Этот ответ должен основываться на идеальном примере нового во Христе человека.

24. Православная Церковь сознает тот факт, что в ответ на новые условия и новые вызовы современного мира движение за восстановление единства христиан принимает новые формы. Необходимо, чтобы Православная Церковь продолжала нести свое свидетельство разделенному христианскому миру на основании апостольского Предания и своей веры.

Мы молимся, чтобы христиане совместно трудились, дабы приблизить день, в который Господь исполнит надежду Православных Церквей, и будет «одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16).

Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром

Январь 29th 2016 —

Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года.

Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года.

1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире.

2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер.

3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах.

4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях.

5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на ее православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

6. Единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено. Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом. Так, исходя из богословских и пастырских соображений, она благожелательно и положительно смотрела на диалог с различными христианскими церквами и конфессиями и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще, веря, что таким образом она несет активное свидетельство о полноте Христовой истины и о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее, преследуя объективную цель — подготовить путь к единству.

7. В свете вышеизложенного понимания все Поместные Святейшие Православные Церкви активно участвуют сегодня в официальных богословских диалогах, и большинство также в работе различных национальных, региональных и международных межхристианских организаций, несмотря на возникший глубокий кризис в экуменическом движении. Такая многогранная деятельность Православной Церкви проистекает из чувства ответственности и убеждения, что основополагающее значение имеют взаимопонимание, сотрудничество и общие усилия по достижению христианского единства, «дабы не поставить (нам) какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9:12).

8. Конечно, ведя диалог с прочими христианами, Православная Церковь не недооценивает трудностей, связанных с этим делом, но и понимает, какие препятствия лежат на пути к общему пониманию предания древней Церкви. Она надеется, что Святой Дух, Который «весь собирает собор церковный» (стихира на вечерне Пятидесятницы), «восполнит оскудевающая» (молитва на хиротонии). В этом смысле в своих отношениях с остальным христианским миром Православная Церковь опирается не только на человеческие силы их участников, но, по благодати Господа, молившегося: «Да будут все едино» (Ин. 17:21), уповает прежде всего на помощь Святого Духа.

9. Участие в нынешних двусторонних богословских диалогах, о которых было объявлено на Всеправославных совещаниях, является результатом единогласного решения всех Святейших Поместных Православных Церквей, долг которых — активно и постоянно участвовать в их работе, дабы не препятствовать единодушному свидетельству Православия во славу Триединого Бога. В том случае если какая-то Поместная Церковь решит не назначать своих представителей на какой-либо диалог или сессию диалога, при том, что это решение не является всеправославным, диалог продолжается. Перед началом диалога или сессии диалога отсутствие какой-либо Поместной Церкви следует обязательно обсудить на Православной Комиссии и тем самым выразить солидарность и единство Православной Церкви.

10. Проблемы, которые возникают в ходе богословских дискуссий в Смешанных богословских комиссиях, не всегда являются достаточным основанием для одностороннего отзыва представителей или окончательного прекращения какой-либо Поместной Православной Церковью своего участия. Как правило, следует избегать выхода какой-либо Церкви из диалога и на межправославном уровне прилагать необходимые усилия для того, чтобы участвующая в этом диалоге Православная богословская Комиссия была представлена полностью. Если одна или несколько Православных Церквей отказываются от участия в заседаниях Смешанной богословской комиссии определенного диалога на серьезных экклезиологических, канонических, пастырских и нравственных основаниях, эта Церковь или Церкви, в соответствии с общеправославной практикой, письменно оповещают Вселенского Патриарха и все Православные Церкви о своем отказе. В ходе последующего всеправославного обсуждения Вселенский Патриарх выявляет единогласный консенсус Православных Церквей в отношении дальнейших действий, включая и возможность переоценки хода конкретного богословского диалога, если это будет единогласно признано необходимым.

11. Методология ведения богословских диалогов направлена на разрешение традиционных богословских различий или выявление возможных новых разногласий и на поиск общих моментов христианской веры. Она предполагает соответствующее информирование церковной полноты о разных этапах развития диалога. В том случае, когда какое-либо богословское различие преодолеть невозможно, богословский диалог может продолжаться, а отмеченное разногласие по конкретному вопросу фиксируется и сообщается всем Поместным Православным Церквам для принятия в дальнейшем необходимых действий.

12. Очевидно, что общей для всех целью богословских диалогов является окончательное восстановление единства в правой вере и любви. Однако имеющиеся богословские и экклезиологические разногласия позволяют выявить некую иерархию трудностей, существующих на пути к достижению поставленной на всеправославном уровне цели. Специфика проблем любого двустороннего диалога предполагает дифференцирование применяемых в них методологий, но не цели, потому что цель у всех диалогов одна.

13. В случае необходимости, нужно прилагать усилия по координации работы различных Межправославных богословских комиссий, учитывая, что и в этой области должно раскрываться и проявляться неразрывное онтологическое единство Православной Церкви.

14. Любой официально объявленный диалог заканчивается с завершением работы соответствующей Смешанной богословской комиссии, когда председатель Межправославной комиссии подает отчет Вселенскому Патриарху, который с согласия Предстоятелей Поместных Православных Церквей объявляет об окончании диалога. Ни один диалог не считается завершенным до того момента, пока на всеправославном уровне не будет объявлено решение о его окончании.

15. После успешного завершения работы какого-либо богословского диалога на всеправославном уровне принимается решение о восстановлении церковного общения, которое должно основываться на консенсусе всех Поместных Православных Церквей.

16. Одним из главных органов в истории экуменического движения стал Всемирный Совет Церквей (ВСЦ). Некоторые Православные Церкви были среди его учредителей, а затем все они стали его членами. Как сформировавшийся межхристианский орган, ВСЦ, так же как и другие межхристианские организации и региональные органы, такие как Конференция Европейских Церквей (КЕЦ) и Совет Ближневосточных Церквей, несмотря на то, что включают в свой состав не все христианские церкви и конфессии, исполняют важную задачу в деле продвижения единства христианского мира. Грузинская и Болгарская Православные Церкви покинули состав ВСЦ: первая в 1997, а вторая в 1998 г. Они имеют свое особое мнение о работе Всемирного Совета Церквей и, таким образом, они не участвуют в проводимых Всемирным Советом Церквей и другими межхристианскими организациями диалогах.

17. Поместные Православные Церкви — члены ВСЦ принимают полное и равноправное участие в структуре ВСЦ и всеми имеющимися в их распоряжении средствами вносят свой вклад в свидетельство истины и продвижение единства христиан. Православная Церковь охотно приветствовала решение ВСЦ откликнуться на ее просьбу о создании Специальной комиссии по православному участию во ВСЦ, что было сделано в ответ на поручение Межправославной встречи в Салониках (1998). Утвержденные Специальной комиссией критерии, предложенные православными и принятые ВСЦ, привели к созданию Постоянной комиссии по сотрудничеству и консенсусу. Они были одобрены и включены в Конституцию и Регламент работы ВСЦ.

18. Верная своей экклезиологии, тождеству своей внутренней структуры и учению древней Церкви семи Вселенских соборов, Православная Церковь, организационно участвуя в работе ВСЦ, отнюдь не принимает идею «равенства конфессий» и не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс. В этом смысле единство, к которому стремится ВСЦ, не может быть плодом лишь богословских соглашений, но должно быть плодом и единства веры, тáинственно сохраняемого и живущего в Православной Церкви.

19. Православные Церкви — члены ВСЦ считают обязательным для участия в ВСЦ то основополагающее положение его Конституции, согласно которому его членами могут быть лишь те Церкви и конфессии, которые, по Писаниям, признают Иисуса Христа как Бога и Спасителя и исповедуют веру в славимого в Троице Бога — Отца, Сына и Святого Духа, согласно Никео-Цареградскому Символу веры. Они глубоко убеждены, что экклезиологические предпосылки Торонтской декларации (1950) «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей» имеют основополагающее значение для участия православных в Совете. Поэтому, само собой разумеется, что ВСЦ не является и ни в коем случае не должен стать сверх-Церковью. «Цель ВСЦ — не договариваться о союзах между церквами, которые могут заключаться только самими церквами, действующими по собственной инициативе, а устанавливать живые контакты между церквами и способствовать изучению и обсуждению вопросов единства Церкви» (Торонтская декларация, §2).

20. Перспективы проведения богословских диалогов Православной Церкви с другими христианскими церквами и исповеданиями всегда исходят из канонических критериев уже сформировавшейся церковной традиции (7-й канон II-го и 95-й канон Пято-Шестого Вселенских соборов).

21. Православная Церковь желает поддержать работу Комиссии «Вера и церковное устройство» и с особым интересом следит за ее богословским вкладом вплоть до сего дня. Она в целом положительно оценивает документы богословского характера, принятые Комиссией при участии внесших ценный вклад православных богословов, как важный этап в процессе сближения христиан. Однако Православная Церковь не выражает полного согласия с интерпретацией в этих документах важнейших вопросов веры и устройства.

22. Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению. Как свидетельствует вся жизнь Православной Церкви, сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры.

23. Общим для Православной Церкви является осознание необходимости ведения межхристианского богословского диалога, и потому она считает, что он всегда должен сопровождаться свидетельством миру делами взаимопонимания и любви, которые отражают «радость неизреченную» Благой Вести (1 Петр. 1:8), исключая всякую практику прозелитизма или иных вызывающих проявлений межконфессионального антагонизма. В том же понимании Православная Церковь считает важным, чтобы все мы, христиане, вдохновляемые общими важнейшими принципами нашей веры, приложили усилия, дабы с готовностью дать единодушный ответ на те сложные проблемы, которые ставит перед нами современный мир. Этот ответ должен основываться на идеальном примере нового во Христе человека.

24. Православная Церковь сознает тот факт, что в ответ на новые условия и новые вызовы современного мира движение за восстановление единства христиан принимает новые формы. Необходимо, чтобы Православная Церковь продолжала нести свое свидетельство разделенному христианскому миру на основании апостольского Предания и своей веры.

Мы молимся, чтобы христиане совместно трудились, дабы приблизить день, в который Господь исполнит надежду Православных Церквей, и будет «одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16).