Я и отец одно

Евангельское чтение с толкованием на 4 июня

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

Я и Отец – одно.

Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,- Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

От Иоанна 10:27-37

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Ин.10:27. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
Сказав им, что они не из овец Его, теперь склоняет их сделаться овцами Его. Для сего и прибавляет: «Овцы Мои слушают гласа Моего, и они идут за Мною» .

Ин.10:28. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

Потом, подстрекая их, сказывает и то, что получат идущие за Ним. «Я , — говорит, — даю им жизнь вечную, и они не погибнут вовек» и прочее. Конечно, такими словами Он возбуждает их и внушает им ревность и желание следовать за Ним, коль скоро Он подает такие дары.

Как же говорит «овцы Мои пойдут за Мною, и они не погибнут» ? А между тем мы видим, что погиб Иуда. Но он погиб потому, что не последовал за Иисусом и не пребыл до конца овцою. А Господь говорит об истинных Своих последователях и овцах, что они не погибнут. Если же кто-нибудь отстанет от стада овец и перестанет следовать за Пастырем, тот вскоре погибнет.

Случившееся с Иудою можно употребить и против манихеев, Иуда был святым и овцою Бога, но отстал: отпал именно по своему выбору и самовластью. Значит, зло или добро существует не по природе, но является и прекращается от свободного произволения.

Ин.10:29. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

Почему они не погибнут? Потому, что никто не может «похитить их из руки Моей; ибо Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и из руки Его никто не может похитить их» , а потому и из Моей руки.

Но спросит иной: «Как Господь сказал, что никто не похитит их из руки Отца Моего, тогда как мы видим, что многие погибают?» На это можно ответить, что похитить из руки Отца никто не может, а обольстить могут многие. Ибо насильно и самовластно никто не может отвлечь их от Отца, Бога; а по обольщению мы каждый день запинаемся.

Ин.10:30. Я и Отец — одно.

Ибо Моя и Отчая рука — одна, Я и Отец одно, то есть по власти и силе. «Рукою» называет власть и силу. Итак, Я и Отец одно по Естеству и по Существу, и по власти. Так поняли и иудеи, что Он сими словами объявляет Себя Единосущным Богу, и за то, что Он делает Себя Сыном Божиим, схватили каменья, чтобы побить Его.

Ин.10:31. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

Так как Господь сказал, что Я и Отец — одно, разумеется, по власти и силе, и показал, что рука Его и Отца одна, то иудеи сочли это за богохульство и хотели побить Его камнями за то, что Он делает Себя равным Богу.

Ин.10:32. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Господь, обличая их и показывая, что они не имеют никакой благословной причины к неистовству против Него, но ярятся напрасно, напоминает им о чудесах, какие Он совершил, и говорит: «Я показал вам много добрых дел; за которое из них хотите побить Меня камнями?»

Ин.10:33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Они отвечают: «Мы хотим побить Тебя камнями за богохульство, за то, что Ты делаешь Себя Богом» . Он не отрицает этого, не говорит, что Я не делаю Себя Богом, Я не равен Отцу, но еще более утверждает их мнение. А что Он Бог, доказывает это тем, что написано в законе.

Ин.10:34. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Ин.10:35. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, –
Ин.10:36. Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

Законом же называет и книгу Давида, равно как и все Писание. Слова Его имеют такой смысл: если получившие обожение по благодати суть боги (Пс. 81:6), и это не поставляется им в вину, то какая справедливость, когда вы осуждаете Меня, Который по естеству — Бог, Которого Отец освятил, то есть определил на заклание за мир? Ибо отделенное Богу называется святым. Очевидно, когда Отец освятил Меня и определил на спасение мира, Я не равен прочим богам, но есмь истинный Бог. Если же и те, к которым было Слово Божие, то есть Я, ибо Я — Слово Божие, и Я, вселившись в них, даровал им сыноположение, если они суть боги, то тем более Я могу без всякой вины называть Себя Богом, Я, Который по Естеству Своему Бог, и прочим дарую обожение.

Да постыдятся сих слов ариане и несториане. Ибо Христос есть Сын Божий и Бог по Существу и Естеству, а не тварь, и дает обожение прочим, к которым было Слово Божие, а не обожается Сам по благодати. Очевидно, Он настоящими словами отличает Себя от обожаемых по благодати и показывает, что обожение даровал им Он, будучи Слово Божие и вселившись в них. Ибо это обозначается словами «к которым было Слово Божие» , с которыми было, в которых обитало.

Как же Я богохульствую, когда называю Себя Сыном Божиим? Ибо хотя Я ношу плоть и происхожу от потомства Давидова, но вы не знаете тайны и того, что плотское естество человеческое не иначе могло принять беседу с Богом, как только если Он явится ему во плоти, как бы под завесою.

Ин.10:37. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
Ин.10:38. А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

«Хотите ли вы, — говорит, — познать Мое равенство с Отцом?» Равенство по Существу вы не можете познать, потому что познать Существо Божие невозможно; но равенство и тождество дел примите за доказательство тождества силы; ибо дела будут для вас свидетельство о Моем Божестве. И вы узнаете и поверите, что Я не иное что, как Отец. Ибо, пребывая Сыном и отличаясь Лицом, Я имею одно и то же Существо; равно как и Отец, пребывая Отцом и отличаясь Лицом, есть не иное что, как Сын, разумеется, по Существу и Естеству. Хотя Мы и различаемся Лицами, но Лица неразлучны и нераздельны, а Отец и Сын пребывают один в другом неслитно.

У нас отец существует отдельно от сына, хотя и одно по природе. Но в Лицах божеских не так, как у нас; а Они пребывают одно в другом неслитно. Посему о нас и говорится «три человека», ибо мы — раздельные Лица, а не составляем собственно одно; а о Святой Троице говорится «един» Бог, а не три, потому что Лица неслитно сопребывают Одно с Другим. Прибавь к сему тождество воли и хотения.

Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 5-й седмицы по Пасхе

Ин., 38 зач., 10, 27–38

Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

«Овцы Мои, – говорит Христос, – слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною». Христос знает Своих овец. Он знает, кто Его овцы, а кто – нет. (И знает козлищ и волков, несмотря на то, что они часто в благообразной овечьей шкуре). Мы должны идти за Господом. Напрасно мы слушаем Его голос, если не идем за Ним. «И Я даю им жизнь вечную, – говорит Он, – и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Есть вечная жизнь и есть вечная гибель. Пастыри, у которых большие стада, нередко не замечают, как они теряют некоторых своих овец. Но Христос делает все, чтобы ни одна из Его овец не погибла, – ни одна! Те, кто в руке Господней, – находятся в безопасности. И сила Отца Небесного также хранит их. «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех». Он больше, чем все пастыри, которые дремлют и спят иногда, а Он бодрствует над Своим стадом днем и ночью. Он больше, чем все враги Церкви. Он больше, чем все силы земли и ада. Диавол и ангелы его часто нападают на Церковь, и бывают весьма искусны в войне против нее. Но они никогда не одолевали и не одолеют ее.

«Я и Отец – одно», – говорит Христос. Иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу. И Христос не отрицает этого. Никто не может похитить верных Богу из руки Христовой, потому что никто не может похитить Его из руки Отца. Накануне Крестных страданий Господь молится за всех, кто идет за Ним: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и мы» (Ин. 17, 11). Христос – единосущен и равночестен Богу Отцу. Его любовь к Отцу и послушание Ему – совершенны. И Он пришел к нам, чтобы мы по дару Его уподобились Ему.

И мы видим злобную ярость иудеев. Они «опять схватили каменья, чтобы побить Его». Только что они требовали, чтобы Он ясно сказал им – Христос Он или нет. А теперь они хотят осудить Его как злодея. Но каменья, которые они бросают в небо, падают на их головы.

Господь с кротостью отвечает им: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего, за которое из них хотите побить Меня камнями?» Он болящих исцелял, голодных накормил, печальных утешал, Его дела с очевидностью свидетельствовали перед всеми о силе, красоте и любви, зримо исходящей от Бога. За какое из этих дел хотят они побить Его? В ответ они говорят, что не за доброе дело хотят они побить Его камнями, но за богохульство и за то, что «будучи человек, Он делает Себя Богом». Они изображают себя такими ревнителями чести Божией, что не могут выносить богохульства.

В ответ на обвинение иудеев Христос дает доказательства Своего Божества, ссылаясь на Писание и на дела Свои. «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» Мы знаем, что слово Божие не может нарушиться, и что в нем нет ошибки. Каждое слово Божие – истинно. Как же «Тому, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий»? Господь Иисус Христос – Превечное Слово, и Он не мерою имеет Духа. Он был послан в мир как Господь всяческих. Иудеи наносят Ему бесчестие за то, что Он именует Себя Сыном Божиим. Как смеют они утверждать, что Бог-Истина говорит ложь? И обвинять Сына Божия в богохульстве? Даже бесы, которых Они пришел судить, исповедуют Его Святым Божиим, а иудеи, люди, которых Он пришел спасти, так поносят Его.

И Господь вновь ссылается на Свои дела. «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем».

Как Христос доказывает Свое посланничество от Бога божественностью Своих дел, так и мы должны свидетельствовать о том, что мы Его ученики, христианством наших дел. Дела, которые Он творил, были делами Его Отца, которые только Отец Его мог творить. И чудеса, которые во имя Его творили апостолы после отшествия Его на небо, были продолжением дел Христовых. Господь не требует признания Его Божественного служения, прежде чем Он даст этому доказательство. Невидимая сила и милосердие Искупителя явились видимым образом во всех делах Его. Потому не имеют извинения видевшие их и отвергающие Христа.

«Я и Отец одно», – говорит Христос, и «Отец во Мне, и Я в Нем». В познании этой тайны верою и послушанием Христу заключается все христианство. В поклонении жизнью и смертью нашей непостижимым глубинам любви Пресвятой Троицы, которые Духом Святым открывает Он нам.

Что дальше говорит Иисус. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? (Св. Евангелие от Иоанна 10:34-36) _____________________ Иисус даже Богом себя не назвал, а сказал что ВАС Бог — Богами называет, а я всего говорю . что я Сын Бога. Иез.16:21 Но ты и сыновей Моих заколала и отдавала им, проводя их . ____________________ ВАС же Бог называет Богами и своими сыновьями, что я такого сказал, что я всего сын Бога ? Вот что говорит Иисус. Я и Отец ┠ одно»,┠ сказал Иисус (Иоанна 10:30). Некоторые ссылаются на этот стих, чтобы доказать, что Иисус и его Отец — две составляющие триединого Бога. Что имел в виду Иисус, говоря эти слова? Согласно стиху 25, Иисус сказал, что он совершает дела во имя своего Отца. А в стихах 27-29 сообщается, что он говорил о символических овцах, которых ему дал его Отец.Оба высказывания были бы бессмысленны для его слушателей, если бы он и его Отец были одной и той же личностью. Напротив, Иисус, по сути, сказал: «Мой Отец и я связаны такими тесными узами, что никто не может похитить у меня овец, так же как никто не может забрать их у моего Отца». Это можно сравнить с тем, как если бы сын говорил врагу своего Отца: «Нападая на моего отца, ты нападаешь на меня». Никто бы не подумал, что этот сын и его отец — один и тот же человек. Но все бы поняли, какие крепкие узы единства их связывают.Иисус и его Отец, Иегова Бог, тоже «одно» в том смысле, что у них одни и те же намерения, нормы и ценности. В отличие от Сатаны Дьявола и первых людей, Адама и Евы, Иисус никогда не жаждал независимости от Бога. «Сын ничего не может делать сам от себя, но только то, что, как он видит, делает Отец,- объяснил Иисус.-Что делает Он, то и Сын делает так же» (Иоанна 5:19; 14:10; 17:8).Однако такие крепкие узы единства не делают Бога и его Сына, Иисуса, неотличимыми друг от друга. Они — две личности со свойственными им отличительными чертами. У Иисуса есть свои чувства, мысли, опыт и свобода воли. Тем не менее он сам решил подчинить свою волю Отцу. Как сообщается в Луки 22:42, Иисус сказал: «Пусть будет не моя воля, а твоя». Эти слова были бы бессмысленны, если бы его воля не отличалась от воли его Отца. Если Иисус и его Отец были одной личностью, тогда зачем Иисус молился Богу и смиренно признавал, что есть то, о чем знает только его Отец? (Матфея 24:36). Во многих религиях боги, согласно преданиям, ссорятся и враждуют с членами своей семьи. К примеру, в древнегреческих мифах рассказывается, как Кронос сверг своего отца, Урана, и проглатывал собственных детей. Как же это отличается от основанного на любви единства между Иеговой Богом и его Сыном, Иисусом! И как же они становятся нам дороги благодаря этому единству! У нас ни с чем не сравнимая честь быть в единстве с этими двумя величайшими Личностями во всей Вселенной. Иисус молился о своих последователях: «Я прошу… чтобы все они были одно. Как ты, Отец, в единстве со мной и я в единстве с тобой, так пусть и они будут в единстве с нами» (Иоанна 17:20, 21). Поэтому, когда Иисус сказал: «Я и Отец — одно», он говорил не о загадочной троице, но о замечательном единстве, о самых тесных узах, которые только возможны между двумя личностями. Иисус — это НАЗВАННЫЙ Сын Бога! Христос — означает ПОМАЗАННИК. Кто же это может ПОМАЗАТЬ Бога? И чем, интересно? «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили ОДНО, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в ОДНОМ духе и в ОДНИХ мыслях.» (1 Кор. 1:10). Вот это и есть, то самое ОДНО, которое и обьединяет небесного Отца и его Сына. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.» (Иоан. 14:20). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. …» (Иоан. 15:4). «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.» (Иоан. 17:21-23). Здесь о каком «ЕДИНСТВЕ» говорится? И вот это и есть, «пресловутое» — ОДНО! Быть ОДНО с Богом, это значит быть ЗА ОДНО! Значит иметь ОДНИ планы и намерения, иметь ОДИН дух, для выполнения этих планов и намерений. Не более того… Ин 10:30 «Я и Отец — едины -εἷς- (читается как «гис»)», то тринитарии (к которым относятся и православные) из кожи вон лезут, чтобы доказать что этот «гис» означает не «едины», а именно «одно». Их не смущает тот факт, что их же переводчики перевели это же слово как «едины» 6 раз подряд в том же самом Евангелии от Иоанна, например, в 17-й главе в точном соответствии со смыслом этого слова из контекста: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе,так и они да будут в Нас едино… славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино». То есть, там где это надо тринитариям, из «одно» делают «едино», а из «едино» делают «одно». «Один из книжников … подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; Книжник сказал Ему:хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия». (Марка 12). Как видите, Христос понимал эту заповедь не как сложносоставное единство, а как исключительное абсолютное единство, то есть единственность, — «что один есть Бог и нет иного, кроме Его». Один в том смысле, что нет иного. То есть, единственный. А не в том смысле, что в нем три части. «Шма Исраэль! наш Бог един!» Вот самый авторитетный электронный иврит-русский словарь, составленный самым авторитетным в иудейском Израиле специалистом по еврейскому языку иудеем доктором Борухом Подольским http://slovar.co.il/translate.php

Слова Иисуса: «Я и Отец — одно».

1) Слова Иисуса: «Я и Отец — одно».

Христиане считают эти слова, приписываемые Иисусу, важнейшим доказательством его Божественности. Соглас­но их пониманию имеется в виду настоящее единство Ии­суса с Богом, о котором сам Иисус открыто сообщил иуде­ям, и это единство, по их мнению, подразумевает Божест­венность.

Для лучшего понимания текста необходимо знать, при каких обстоятельствах были сказаны эти слова. Обратимся к Евангелию от Иоанна: «И ходил Иисус в храме, в притво­ре Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Мое­го, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно» (10:24-30).

С самого начала разговор ведется не о материальном, Не о бренном и физическом. Иисус говорит метафорами. Его овцы — это его ученики, которые следуют за ним, за что он дает им жизнь вечную, то есть Рай. И никто не по­хитит их из руки его, потому что Бог даровал ему их. И ни­кто не может похитить их из руки Бога, который больше (превыше) всех. И Иисус и Бог желают им блага, и единст­во в данном случае — единство цели, а не единство сущно­стей.

Однако иудеи — увы! — поняли из его слов не больше, чем современные христиане, и возмутились: «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи ска­зали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (От Иоанна, 31-33).

Иисус тотчас понял, что они неверно поняли его слова и удивился этому — ведь они были иудеями и понимали язык и стиль священного Писания и должны были знать используемые в нем метафоры: «Иисус отвечал им: не на­писано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (От Иоанна, 10:34).

Иисус имел в виду упомянутое в Псалтыре: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Псалтырь, 81:6).

Иисус хотел сказать: как вы, обладающие знанием иу­деи, удивляетесь, слыша от меня подобные образные вы­ражения? Ведь они встречаются в вашем Писании, в кото­ром сказано, что сыны Израилевы — боги — конечно же, не в буквальном, а в переносном смысле. А он, Иисус, боль­ше всех сынов Израилевых заслуживает этой метафориче­ской Божественности: «Если Он назвал богами тех, к кото­рым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы гово­рите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Бо­жий?» (От Иоанна, 10:37).

Отец Мэтте аль-Мискин прокомментировал эти стихи следующим образом: «Христос приводит в качестве дока­зательства 81-й псалом: «Бог стал в сонме богов; среди бо­гов произнес суд… Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы». Божественное Откровение дает божественные свойства людям, которых объединяет то, что все они под­чиняются Слову Бога и поступают согласно ему… Это ответ утверждавшим, что для Христа называть себя Богом — бо­гохульство, тогда как все, к которым было слово Божие, названы в Законе богами».

Так Иисус исправил буквальное и неверное понима­ние иудеями и христианами его единства с Отцом.

Этот способ выражения единства цели и воли особен­но употребителен в Евангелии от Иоанна. Например, Ии­сус говорит о своих учениках: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, ко­торую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы еди­но. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (17:20-23).

Очевидно, что Бог, пребывающий в Иисусе и его уче­никах — это метафора, потому что иначе их следовало бы считать богами. Бог и Иисус — одно, но также ученики Ии­суса, сам Иисус и Бог — одно. Имеется в виду единство це­ли и пути, а не единство сущностей, ибо никто никогда не утверждал, что ученики Иисуса — одно в буквальном смысле, или что Иисус пребывает в них в буквальном смысле.

Далее Иисус говорит: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! Со­блюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (От Иоанна, 17:11). То есть пусть они будут едины в своей цели подобно тому, как мы едины в нашей цели.

Иисус также сказал: «В тот день узнаете вы, что Я в От­це Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (От Иоанна, 14:20).

Павел сказал: «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2-е к Коринфянам, 6:16).

Обратимся к другому посланию: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (К Ефесянам, 4:6).

Иисус также сказал ученикам: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (15:4-5). То есть, кто любит ме­ня, послушен мне и верует в меня, тот приносит много плода.

Истинный смысл слов Иисуса: «…чтобы узнать и пове­рить, что Отец во Мне и Я в Нем» (От Иоанна, 10:38) за­ключается в том, что Бог пребывает в Иисусе Своей любо­вью и руководством, а не Своей Святой Сущностью, кото­рая не пребывает в храмах: «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деяния, 7:48).

Этот способ выражения единства цели и воли приме­няется во многих текстах Библии. Вспомним слова Павла: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1-е к Коринфянам, 3:6-9). Павла и Аполлоса объединяет об­щая цель, и в этом заключается их единство, тогда как с физической точки зрения они — два отдельных человека.

Нечто подобное можно встретить и в Пятикнижии Моисея, например, в описании супругов: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие, 2:24). Очевидно, что име­ется в виду не реальное превращение супругов в единое тело, и что это всего лишь метафора. Следовательно, нельзя понимать буквально и слова: «И сказал: посему ос­тавит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (От Матфея, 19:5). Это же отно­сится и к словам Иисуса: «Я и Отец — одно».

Вспомним слова Лавана, с которыми он обратился к Иакову, сыну своей сестры: «Лаван же сказал ему: под­линно ты кость моя и плоть моя» (Бытие, 29:14).

Об учениках Иисуса также сказано, что они — единое тело, однако очевидно, что подразумевается единство це­ли: «…так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (К Римлянам, 12:5).

Приведем еще несколько примеров: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (1-е к Коринфянам, 6:15).

«Вы братья мои, кости мои и плоть моя — вы… И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя — ты?» (2-я Царств, 19:12).

«И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1-е к Ко­ринфянам, 12:27).

Во всех приведенных примерах речь идет о единстве цели, желаний и устремлений, а также о любви друг к дру­гу, а не о физическом единении.

Тот же прием применяется и в Коране, однако никто из мусульман не понимает подобных утверждений буквально. Например, в суре «Победа» Всевышний обраща­ется к Своему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху» (Сура 48 «Победа», аят 10). Никто из мусульман никогда не утверждал, что у Бога и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) одна сущность, как поступили христиане, сделав подобный вывод из слов Иисуса: «Я и Отец — одно».