За что бог наказывает

Бог наказывает человека за грехи болезнью: так ли это

В Евангелии есть довольно много эпизодов, где Христос говорит о важности искренней молитвы и о силе веры. Одно из самых известных изречений, например, содержится в Евангелии от Луки: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк.11:9-10).

Бог не создаёт, не посылает и не требует страданий

В самом деле, христиане верят, что Христос ничего не говорил просто, чтобы сказать. Его слова для верующих в Него – это слова Истины. Однако практически каждый из нас неоднократно задавался вопросом: почему же, несмотря на искренность молитвы, несмотря на веру и острую нужду, часто просящий не получает, по слову Христа? Не получает и самого главного – исцеления, для себя или своих страдающих близких, приходя от этого, порой, в полное отчаяние.

Одно из распространённых, к сожалению, в православии мнений – болезнь посылается Богом человеку в наказание или для страдания, чтобы искупить грехи и исправиться. Такое мнение не просто противоречит христианскому духу любви, искажая сам образ Бога, но и догматически неверно.

Грехи всего человечества раз и навсегда искупил Христос, Своими страданиями и крестной смертью. Человеку, чтобы его грехи были отпущены и прощены, нужно лишь приобщение Христу посредством Евхаристии и твёрдое намерение изменить свою жизнь в соответствии с христианским идеалом, но никак не бессмысленные мучения.

Зло бессмысленно, а страдание – это последствия зла. Богу не нужны страдания человека. И конечно Он, Сам претерпевший страшнейшие душевные и телесные муки, никому их не посылает. Более того, Христос именно с тем и пришёл в мир, чтобы избавить нас от страданий – помочь преодолеть их, выйти из-под их власти.

Современный французский православный богослов, профессор Жан-Клод Ларше в своей книге «Бог не хочет страдания людей» подробно рассматривает вопрос отношения христианства к страданию. В этом труде, конечно, есть много спорных моментов, с которыми можно не соглашаться, однако в нём доступно раскрывается мысль о том, что Бог не создавал страдания, болезни и смерти.

Всё это стало неотъемлемой частью мира в тот момент, когда мир отказался от единства с Богом. В христианском богословии присутствие страдания, греха и смерти в нашей жизни рассматривается как следствие «испорченности» изначального Божественного замысла. И любая болезнь – часть этой всеобщей «язвы», которая, как уже было сказано, не нужна Богу.

Почему не приходит исцеление

На Кресте Христос, испытав — абсолютно по-человечески — апогей физической и душевной боли и отчаяния воскликнул: Боже Мой! Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Хотя Он, Сын Божий, знал, что это не так.

Если страдание и болезнь не угодны Богу, почему тогда Он не избавляет от них, не исцеляет? Не слышит? Вопрос тяжёлый и неразрешимый, особенно, когда речь заходит, например, о болезнях детей. Дать однозначный универсальный ответ на него невозможно, но и согласиться с содержащейся в этом вопросе претензией полностью нельзя – это и так, и совсем не так.

Да, Бог не желает и не посылает нам болезни — но Он и не бездействует. И действие Его всегда – любовь. Просто оно не всегда таково, каким, по нашему мнению, должно быть.

Неверно утверждать, что человек грешит и наказывается болезнью — нет. Болезнь – это не наказание, а одно из следствий зла, действующего в мире. Это выбор, который когда-то сделал человек и продолжает делать до сих пор, пренебрежительно и потребительски относясь к жизни – и своей, и чужой, распространяя последствия этого выбора на весь мир.

Зло нелогично, это хаос, когда-то порождённый уходом от Бога. Оно не создаёт, а лишь разрушает. Это выбор свободной воли, в которую Бог вмешаться не может, как это ни странно звучит. Но Он никогда не оставляет человека, тем более, если человек начинает взаимное движение навстречу и не останавливается в своём горе.

Болезнь не всегда можно исцелить физически, хотя Евангелие неоднократно являет нам примеры чудесных исцелений. И, как правило, это исцеления, которые влекли за собой глубокие духовные перемены в человеке.

Христианство утверждает, что нет воли Божией на смерть, на болезнь и на зло. Но есть – на то, чтобы человек вырос в меру своих духовных сил, и как ни странно это звучит для нас — был счастлив и смог делать счастливыми других.

Личные признания и истории таких людей, как художник Вреж Киракосян, или писатель Ник Вуйчич, наверное, отчасти способны пролить свет на эту непростую проблему, и стать живым свидетельством для отчаявшихся.

Есть вещи, особенно, в вопросах веры, которые трудно перевести в точные формулировки. Но в жизни есть удивительные примеры, после знакомства с которыми какие-либо слова, вероятно, не очень и нужны.

 

пятница, 16 августа 2019 г.

НАКАЗАНИЕ ГОСПОДНЕ. КОГО И КАК БОГ НАКАЗЫВАЕТ…

«…За что меня Бог наказал?». «Это Бог тебя наказал!..». «Смотрите, а то Боженька вас накажет…».

Мысль о том, что Бог наказывает — глубоко сидит в сознании народа. Людям Божье наказание кажется само собой разумеющимся, тем более, что в Библии прямо говорится о Божьем наказании, говорится не только в Старозаветном, но и в Новозаветном Священном писании.

В Послании к евреям, в 12-й главе написано: «…Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны».

Также и в Откровении Сам Иисус подчеркивает: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю…». (Откровение 3:19).

Как нам это понимать? С одной стороны, Христос, принеся Свою жертву, «…простил нам все грехи, истребив учением бывшее против нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». (Колоссян. 2:13,14). Да и в древнем пророчестве, предсказывавшем Новый завет обещалось, что в Новом завете людям будут «прощены беззакония и грехи их не вспомянуты более». (Иеремия 31:31-34). А тут вдруг видим, что сказано про Божье наказание, что мы, ученики Христа, которым прощены наши беззакония – все равно наказываемся Богом, и, что, если мы остаемся без Божьего наказания, значит, мы вообще не Божьи. Как это понимать?

НАКАЗАНИЕ БОЖЬЕ, КОТОРОЕ ПОСТИГАЕТ ВСЕХ УЧЕНИКОВ ХРИСТА…

Рассмотрим двенадцатую главу Послания к евреям, в которой говорится о наказании Божьем. По смыслу эта глава является продолжением одиннадцатой главы. О чем повествует 11-я глава? Она рассказывает о «великом облаке свидетелей», праведников, Божьих людей, которые прожили очень сложную и тяжелую жизнь, которые за свою праведность жестоко страдали, даже погибали.

Затем в следующей, 12-й главе развивается мысль о том, что Божьи служители будут и дальше страдать. Новый завет не освобождает праведников от страданий за веру. В качестве первого примера в этой главе говорится об Иисусе, «Который вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест… помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь, и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха». (12:2-4).

Смысл одиннадцатой и двенадцатой глав Послания к Евреям заключается в том, что, вера в Иисуса — сопровождается страданиями, терпением верующих. «…С терпением будем проходить предлежащее нам поприще».

Трудности, страдания, проблемы, которые неизбежны для учеников Христа, которые непременно свалятся на верующего в Иисуса, на каждого верующего — эти проблемы автор Послания к Евреям называет «наказанием Божьим». И подчеркивает, что, если мы, как верующие во Христа, в этой жизни лишены проблем, не имеем трудностей за нашу веру в Иисуса, значит, мы не Божьи сыны.

НАКАЗАНИЕ КАК НАГРАДА ОТ ОТЦА НЕБЕСНОГО.

В более широком плане Божье наказание, которое постигает каждого ученика Христа, по сути представляет собой крест, о котором предупреждал Иисус, что, кто не берет креста и следует за Ним, тот не достоин Его.

Мы ежедневно подвергаемся атакам за свою веру во Христа. И не обязательно «мечем и голодом». Крест Иисуса, который мы обязаны нести, есть наш образ жизни, наша праведность и способность быть верными Его Учению. Насмешки, унижения, оскорбления представляют собой такое же наказание-испытание, как и аресты, тюрьмы, ссылки. Более того, бывает, что — кому-то легче выслушать судебный приговор за веру в Иисуса, чем едкие и лживые колкости в свой адрес от людей, называющих себя верующими, например.

В Новозаветное время праведник не может чувствовать себя безопасным в злой системе вещей. Против праведника поднимается весь мир. Это есть для нас Божье наказание. Оно служит нашему спасению. Оно свидетельствует о том, что мы являемся детьми Бога. В Откровении что сказано? «…Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». (Откр. 16 гл).

Для этой жизни, в грешной системе вещей, праведность может послужить наказанием. Поэтому Христос и говорит в Откровении: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся». (Откровение 3:19).

Предлагаю каждому самостоятельно перечитать 11-ю и 12-ю главы Послания к евреям, и убедиться, что именно такова есть мысль о наказании Божьем, которую автор Послания к евреям пытался пояснить читателям-евреям. По инерции Моисеева закона, евреи, уже познавшие Христа, ожидали, что вера в Иисуса принесет им благословения в этой жизни, как того им обещал Моисеев закон. Они плохо понимали Учение Христа.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ РЕЛИГИОЗНИКОВ.

Сегодняшние религиозные мыслители не далеко ушли от своих древних коллег. Многие тоже утверждают, что служение Богу может и должно приносить им буквальную пользу и даже материальное благословение в этой жизни.

Кроме того, чада религий уверенны, что Бог следит за каждым верующим и непременно наказывает его, если тот в чем-то согрешает. И в качестве основания для таких утверждений религиозники приводят «железное» доказательство из Послания к Евреям: «…Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает… ? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны».

Вырвут кусок из Писания, прибавят к нему несколько слов из другого места Писания, затем пару фраз еще из какой-то Библейской книги, прибавят еще что-то, и – пожалуйста! Всё сошлось! Получилась готовая «истина». Попробуй опровергни, ведь на Библии основано!

Так поступают все религии, причем по всем вопросам. Именно такова технология построения религиозных лжеучений. Во-первых — разрыв текста Библии на куски, чтобы скроить из них совершенно иное полотно. Во-вторых — напор, давление, эмоции. Там, где нет здравого ума и логики, там работает крик: «Распни Его!..».

Ученики Христа сталкиваются с такими фактами постоянно. Ослепленным религиями людям ничего не докажешь. Подчас общение с ними является настоящим наказанием, посланным нам об Бога, которое мы должны выдержать с честью. Наставление Апостола о наказании Божьем нам весьма полезно. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». Так Апостол завершает свои пояснения о наказаниях, которые Бог посылает ученикам Христа. (Евреям 12:14).

ИСТИНА ХРИСТОВА.

Мы помним слова Господа: «Я есмь истина». Кроме прочего, эти слова Иисуса показывают, что, Священное писание может быть понято лишь теми, кто читает его с позиций Учения Христа.

Стихи Ветхозаветных писаний поясняются в книгах Новозаветных. Этого, к сожалению, не могут вместить обманутые религиями люди. Значение и смысл Ветхозаветных текстов изменяются в книгах Новозаветных, точнее – полностью поясняются. Так, если при законе Моисея человек страдал за свои грехи, за нарушение закона, то, при законе Христа, при Новом Завете верующий человек страдает за свою праведность. И это ему допустил Бог. «Кого любит… Бог… того наказывает…».

ФИЛЬТР БИБЛИИ.

Библия – удивительным образом составлена! Действительно, пути Господни неисповедимы! Эмоциональный возглас апостола о спасении грешников полностью подходит и к истории Библии: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его!». (Римл. 11:33).

В свое время Господь не воспрепятствовал тому, чтобы грешники построили Библию из Его Священных писаний, чтобы сделали вставки в Священные писания. Господь не пресек их действия. Более того, в начале Он Сам предсказывал о таком развитии событий, говоря, что придут многие лжехристы, и обманут многих. И вот, они пришли, прежде всего, с Библией наперевес.

Вероятно, промысел Божий так устроил, что в Библии всякий находит себе то, что соответствует его внутренней натуре. Добрый, мягкий, милосердный человек увидит в Библии любовь и доброту. А злой, жестокий, мстительный — найдет себе оправдание даже читая Новозаветные писания. Например, Господь Иисус говорил: «Не мир принес Я, но меч…». Сколько людей приводят эти слова, оправдывая, как военные действия, так и собственную агрессивность на бытовом или религиозном уровне? Очень много. Все они весьма заблуждаются, не понимая Учения Христа.

Библия, которая сейчас имеется — представляет собой как бы мощный фильтр, который не пропустит к Иисусу Христу людей злых, глупых и безрассудных. Люди, не дружащие со здравым умом, именно читая Библию попадут в отстойник либо религий, либо атеизма — отсеются от Иисуса Христа. И это – дело Божье.

Человек, читая Библию, и, соответствующим образом реагируя – показывает самого себя, свой внутренний мир, чем, фактически сам определяет свою дальнейшую судьбу. Богу останется только исполнить выбор, который человек сделал, в том числе и когда познакомился с Библией.

Так Библия, главной темой которой является Учение Христа, парадоксальным и неожиданным образом судит людей. Об этом говорил Сам Иисус: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его; ибо Я пришел не судить мир, а спасти. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих, имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». (Иоан. 12:47,48).

Может ли Бог наказывать?

Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.

Протоиерей Константин Камышанов

С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.

Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.

Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.

Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.

Человек сам несет ответственность за свой выбор, за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.

Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.

Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое. То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.

Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике. Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.

Читаем в Евангелии о больном:

И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.

Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.

Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.

Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.

И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»

«Дерзай» – так говорят ребенку, делающему первые шаги.

«Прощаются тебе грехи» – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.

Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:

«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.

То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.

Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.

Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.

Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.

И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи. Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.

Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.

Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:

Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему.

Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.

Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:

– Кровь Его на нас и на наших детях.

Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.

Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога, реализованного во дни творения.

Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:

– Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.

Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:

«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива».

Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения: договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.

Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.

Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.

Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.

Знакомая всем нам история.

Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.

А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы.

В память о том, как друзья принесли больного ко Христу, и я прошу молитв о р.б. Сергии, которому кроме всего прочего, нужно чудо.

За что наказывает Бог?

Люди, сталкиваясь с несчастьем, часто задаются вопросом: «За что наказывает бог?» Что бы ни произошло, смерть близкого человека, несчастный случай или внезапная болезнь, многие убеждены в том, что это наказание от Бога. Так ли это на самом деле? Всегда ли в наших страданиях виновен Бог?

Причины для наказания

На примере евреев мы можем увидеть, за что наказывает бог. Вспоминая историю жизни древних израильтян, когда Бог избрал их особой нацией, можно увидеть причины, из-за которых они лишались божьего расположения. Всякий раз, когда евреи совершали против Бога тяжелые грехи и не проявляли искреннего раскаяния, они терпели неудачу.

Есть ли у Бога право негодовать, гневаться на нечестивых людей? Он имеет на это полное право, как Создатель, как Творец всей Вселенной! Причем, такие качества, как любовь и справедливость, присущие ему, помогают не наказывать людей до тех пор, пока их грех не доходит до предела.

Плохие поступки и речь непослушных людей, вот причины для наказания. И если люди, поступающие незаконно, не всегда наказываются государством, от божьего взгляда им не убежать. Рано или поздно, делающие зло, будут наказы божьим судом. Яркое тому подтверждение, стих из Библии 1 Тимофея 5:24.

Всех ли Бог наказывает

А, наказывает ли бог тех, кто меняет свой образ жизни? Нет! Совершение ошибки не является для бога существенной причиной для наказания. Он смотрит на отношение человека к совершенному греху. Если у него есть возможность измениться, делает ли он это? Не перекладывает ли он свою вину на других людей? Беспокоит человека больше репутация перед людьми или чистая совесть перед Богом? Взвесив все обстоятельства грешника, Бог решает наказывать его или простить. Такому Богу приятно служить!

Но, как быть с нашим несовершенством? Ведь именно наша греховная плоть принимает решения, которые влекут за собой плохие последствия. А нам может казаться, что это наказание от Бога. Не будем забывать, что часто наша собственная недальновидность и приводит нас к страданиям. Виноват ли будет бог, если мы купим дом в сейсмонеустойчивой зоне и пострадают наши близкие? Или мы получили травму по неосторожности, разве бог виновен в переломе или растяжении? Не мы ли ответственны за немудрые решения или спешку?

Почему бог наказывает?

И все же, давайте разберемся, почему бог наказывает? Чтобы понять это, в лице бога представляйте своих родителей, которые очень любят вас и пекутся о вашем благополучии. Так вот, прежде чем наказать ребенка за непослушание, родители несколько раз предупредят его об опасности. Объяснят, почему стоит прислушаться к их совету. Поэтому наказание происходит, когда исчерпаны словесные предупреждения.

Но, главное, наказание — это любящая мера. Ведь, «кого любит бог, того и наказывает».

Как Бог наказывает грех гордыни?

Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец: Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).

Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12). А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16–17).

Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе, Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим, под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11). А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат: Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец: Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат: Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец: Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости — это пренебрежение послушанием.

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали».

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа.

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 4, 7. С. 150.

На рум. яз.: Св. Максим Исповедник. Слово 65.

LiveInternetLiveInternet

Гордыня в христианстве — это самый тяжкий из семи смертных грехов, повлекший за собой все остальные

Гордыня лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д.

Что такое гордыня?

Что такое гордыня? И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости.

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Как Бог наказывает грех гордыни?

Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец: Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

И далее: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18)

А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат: Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец: Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат: Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец: Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости — это пренебрежение послушанием

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали»

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа.

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

Молитва от гордыни

«ОТЕЦ, прости прегрешения мои и самый главный грех мой – гордыню мою. Она причина боли моей и боли других людей, а значит ТВОЕЙ!

Рождение ее сокрыто во времени, но плоды ее пожинаю сейчас, ибо гордыня моя причина суда моего. Как гордыня рождает суд, так суд рождает ненависть. Я поняла почему родилась она. Причина проста – я не видела ТЕБЯ в мире моем.

Я не видела ТЕБЯ в событиях жизни моей, в близких моих, в людях, окружающих меня, и возвысилась над ТОБОЙ, позволяя себе судить ТЕБЯ (в матери своей, отце своем, жене своей, детях своих, близких и просто людях, окружающих меня. Судила ТЕБЯ во всех проявлениях ТВОИХ, судьбах людей и судьбах народов, законах государственных и законах морали … и т.д.).

ПРОСТИ, что делила мир ТВОЙ, а значит и ТЕБЯ, на добро и зло, свет и тьму. Я поняла теперь, что все это ТЫ! И жизнь сама по себе – это ТВОЯ жизнь. А ТЫ, как ОТЕЦ заботливый растишь меня – дитя своего с великой ЛЮБОВЬЮ, и все, что было в жизни моей, ОТ ТЕБЯ ЭТО БЫЛО! И все было для меня!

БЛАГОДАРЮ Тебя, ОТЕЦ, за уроки ТВОИ. Ибо все события жизни моей от малых до больших – это всего лишь уроки ЛЮБВИ – хлеб мой насущный, пища для размышлений моих. БЛАГОДАРЮ, БЛАОДАРЮ, БЛАГОДАРЮ!!!

Я склоняюсь перед врагами своими, ибо нет у меня врагов! Как можешь ты врагом быть мои? Враг мой – это друг мой! Это проявление ЛЮБВИ ТВОЕЙ! Это ТЫ стал таким ради меня, чтобы заставить меня думать, ибо ленива я, и болото благополучия и покоя ложного может засосать меня, и ТЫ не даешь погибнуть мне.

А потому БЛАГОДАРЮ я врагов своих, ибо это ТЫ и ОТ ТЕБЯ ЭТО БЫЛО! И БЛАГОДАРЮ я друзей и близких своих, ибо это плечо ТВОЕ, опора моя в жизни моей.

Я принимаю жизнь такой, какая она есть, ибо, как я могу не принять ТЕБЯ, уроков ТВОИХ. Все что есть – от ТЕБЯ и для блага моего, а потому БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ за саму возможность жить и принимаю путь свой, каким бы тяжелым он ни был.

Я принимаю все испытания, какие были, есть и будут в жизни моей, ибо от ТЕБЯ и для меня ЭТО БЫЛО!

Я БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ за все, что было, есть и будет в жизни моей – за радость, за боль, за ненависть и ЛЮБОВЬ, ибо от ТЕБЯ и для меня ЭТО БЫЛО!

В любых испытаниях обещаю быть верной ТЕБЕ. А значит ЛЮБВИ!

Я выбираю жизнь – служение, ОТЕЦ! Ибо я знаю, что служить ТЕБЕ можно лишь одним – ЛЮБОВЬЮ СВОЕЙ! И знаю я, что рождается она в опыте жизни самой, в боли и испытаниях, которые ты нам посылаешь. Но жизнь без ЛЮБВИ не имеет смысла. Так прокали жизнь мою до алмазного состояния, и если не хватит дров в печи плавильной, то вот ТЕБЕ, ГОСПОДИ, тело мое.

Прими БЛАГОДАРНОСТЬ мою за жизнь прожитую! Вот ЛЮБОВЬ ТВОЯ в сердце моем, я сохранила ее, ОТЕЦ! Вот ЛЮБОВЬ моя в сердце моем, я научилась ЛЮБИТЬ! А меру ЛЮБВИ моей, знаешь только ты, ОТЕЦ!

Я дочь твоя, ОТЕЦ!!!

А мера ЛЮБВИ моей – мера свободы моей.»
Источник- Константин Никулин. Мир позитива.

Как распознать в себе гордость?

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» — Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:
«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле.
Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко.
Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко.
Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.
Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».
Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости.
Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:
«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».
И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».
www.logoslovo.ru

PS. В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этом посте говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый — Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого поста.

Избавляйтесь от гордыни, ведь гордыня несет с собой постоянные обиды, конфликты с близкими людьми; она не позволяет решать проблемы продуктивно и является признаком эгоцентризма, который не дает возможности человеку идти вперед на пути развития его личности.

Как избавляться от гордыни? Начните с пересмотра своих принципов и убеждений, своих «должен» и «обязан» и постарайтесь заменять их на «хочу» и «хорошо бы». Чтобы обнаружить в себе эти болезненные убеждения, порождающие гордыню, в самых обычных жизненных ситуациях ищите ту мысль, которая заставляет вас испытывать обиду или раздражение.

Если вы позволите себе отпустить на время тот контроль, который не позволяет осознать вам эту мысль, если вы захотите быть с собой откровенны, то обязательно сможете найти ядро ваших неприятностей. Не осуждайте в мыслях и на словах людей, совершивших, по вашему мнению, безнравственные поступки: ведь ваша точка зрения не единственная и не самая верная, она просто другая. Не считайте людей чем-то должными или обязанными вам лично или миру в целом – это не так. Старайтесь делать добро тайно, скрыто от людей. Ведь добро ради того, чтобы кто-то о нем узнал, небескорыстно: это тоже результат гордыни.

И успехов вам в этом нелегком пути – пути избавления себя от гордыни!

Как известно, гордыня — это именно тот грех, который привел к низвержению Люцифера в Ад, где он превратился в Сатану.
Первый и главный из грехов дьявола, корень всех прочих грехов, самый тяжкий грех для человека.

Гордыня является самым главным грехом потому, что влечет за собой все остальные.
Гордыня — это чрезмерная вера в свои возможности, вступающая в противоречие с величием Бога, ведь ослепленный гордыней грешник, гордится своими качествами, забывая, от кого он их получил.
«Помысел гордостный есть всем злым начало и конец» — Нил Сорский
Гордыня это завышенная самооценка, когда человек считает себя лучше, чем он есть на самом деле, а так же, лучше, чем все остальные люди. высокомерие, надменность Проблема в том, что это неадекватная оценка себя, которая ведёт к совершению роковых жизненных ошибок.
Это слепое поклонение себе, самовосхваление, чрезмерное себялюбие, когда своё Я неуемно растёт, и самооценка оказывается непомерно завышена. Еще одна составляющая гордыни — неприязнь к окружающим людям, стремление унизить их, за что гордец расплачивается:

«Много есть наказаний гордому человеку, но главное и самое тяжелое наказание то, что, какие бы ни были у него достоинства и как бы он ни старался, люди не любят его» -Л.Толстой

Начало греха – гордость
Первое деяние дьявола было продиктовано гордыней, можно сказать, что, возгордившись, он сразу же тем самым из ангела превратился в дьявола.
Гордыня, таким образом, не есть некое статичное моральное «свойство», она — поступок-превращение, ибо она немедленно изменяет саму сущность того, кто её испытал. «Возгордиться» — значит перестать быть самим собой, стать иным: из блаженного превратиться в падшего. Однако, испытав гордыню, ангел изменил не только себя (немедленно превратившись в дьявола), но и весь мир: в мир вошёл грех.

Действие гордыни, мгновенно изменившее ангела-отступника, выразительно описал Фульгенций
«Если будешь искать начало греха, то не найдёшь ничего, кроме гордыни Она возникла тогда, когда ангел, возвысившийся против Бога и самим своим возвышением низвергнутый вожделением, возжелал захватить то, что не было ему дано Богом, отступил от Бога и пал…»

Как выдумаете, почему Гордыня в Христианстве считается смертным грехом и самым тяжким из всех грехов? Гордыня по степени тяжести приравнивается к убийству другого человека. Задумывались ли вы, сколько судеб, сколько талантливых и умных людей загубила эта спутница успеха (гордыня)? Сколько чувств и взаимоотношений разрушено из-за гордыни?
Сразу хочу вас предостеречь — не стоит Гордыню путать с Гордостью, это кардинально противоположные понятия. Ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него.
Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. В гордыне человек не благодарит Бога за все то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей)
В современном обществе гордыню стараются обходить стороной. Такие люди вызывают раздражение, жалость, с ними не хочется иметь дело и поддерживать контакт.

Преступление и наказание
Гордыня — это одновременно и преступление, и наказание,
Как преступление она означает нарушение дьяволом порядка мироздания, Да я восстал против того кто дал мне жизнь Да я сам себе хозяин, Да я сильнее, красивее, умнее всех — я идеал, Да я поклоняюсь другому Вот посмотри на меня, я клоун на веревочках своей ничтожности.
Как наказание она предполагает возвратное вторичное упорядочение самого дьявола — но уже в качестве вечного преступника, вечного наказуемого. Я тупой баран отдавший себя на заклание, Я тупое существо и не понимаю, что остался под твоей властью. Я мясной костюмчик с дерьмом на веревочках. Я крутой…… Люди не понимают, что как бы они не трипыхались, они дети одного отца И он вершит их судьбы.

Иоанн Богослов сказал: есть грех к смерти, и есть грех не к смерти
Смертный грех, Это грех убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием.
Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение с Богом, пока человек не излечит себя покаянием .
Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся от смертного греха до разлучения с телом.

И если вы считаете что Умный и расчетливый Люцифер, примет вас с распростертыми объятьями как сына родного. Вы глубоко ошибаетесь, Вы просто марионетка его свиты. Барашка, что отдала себя на заклание. Как только ваша душонка, покинет ваш мясной костюмчик. За вами прейдут Милые дяди и скажут «Ну иди сюда мой хороший, зацелуем тебя пламенно»
Только во всем этом есть маленькое НО Преступление совершаете ВЫ, а наказание получит ваша кровь ВАШИ ДЕТИ.
Поэтому если вы не хотите, что бы ваш ребенок испытывал муки ада при жизни. Прежде чем уходить, от Того кто дал вам жизнь. И предаваться своему эгоизму, тщеславию и ГОРДЫНЕ… Сделайте себе Кастрацию или Полную СТЕРИЛИЗАЦИЮ . И отвечайте сами за свои поступки.

И так вернемся к Гордыне
Гордыня — первый грех, поскольку не имеет никакой причины. Скажем, чревоугодие или прелюбодеяние могут быть вызваны естественными слабостями человеческой природы — они как бы обусловлены природой (самим устройством человеческого тела). Гордыня же совершенно беспричинна. Следовательно, она и есть первый грех.

Как формируется гордыня, откуда она берётся?
1- Неправильное воспитание. Например, когда родители с детства внушают своему ребенку — «ты у нас самый лучший», «самый умный», «самый самый», «ты лучше других». Особенно плохо, когда это абсолютная неправда и не подкреплено жизнью. То есть, ребёнок ничего хорошего не сделал, а его хвалят и хвалят. Когда награждают незаслуженно. Во взрослой жизни такое воспитание порождает массу проблем
Хвалить ребенка можно, даже нужно, но заслужено, обосновано. А не «Сережа молодец, Сережа мой сынок»
2 — Когда человек не обучен работать со своей Самооценкой, не обучен работать со своими недостатками, правильно к ним относиться и устранять их. Тогда с первым же успехом, он начинает думать, что это он такой великий, а не Бог, Вселенная и Судьба ему благоприятствуют. То есть, когда человек присваивает себе все заслуги и успехи, что всё это только благодаря ему одному, его уникальности и гениальности.
А задайте себе вопрос: Почему вы получили ту или иную работу, Почему сегодня вы застряли в лифте и не сели в поезд, который сошел с рейс, Почему не завелась машина и вы не попали в ту аварию, что была на вашем маршруте, по дорогу на роботу. Почему вы остались живы. Почему вы встретили того кто протянул вам руку помощи. Почему вам посылают те или иные испытания.
Если бы мы жили сами по себе, то наверное давно уже вымерли как мамонты. А шестое чувство работает не у всех. А особенно не работает, когда мы опаздываем И не слушаем самих себя.

Все мы в своей жизни встречались с теми кого заносит Гордыня, с ним неприятно, а часто вообще невыносимо общаться и иметь дело. Правда неприятно, когда к тебе относятся с высокомерием и надменностью, как к человеку второго сорта? Всем не нравится такое отношение.
» Я Богиня, а вы все без меня плебеи» Вам знакомо такое отношения. Правда обидно особенно если вы правы А Богиня курица безмозглая
Когда человека начинает нести гордыня — с ним становится тяжело общаться, нормальные люди, уважающие себя, начинают сторониться такого человека и всячески избегать общения с ним.

Такой человек начинает считать, что ему все должны, а он никому ничего не должен. Это называется махровый Эгоизм, который в свою очередь порождает другие пороки, например такие, как жадность, присвоение чужого, др.
Поражённый гордыней в ореоле собственного величия и уникальности перестаёт видеть достоинства и таланты других людей, теряет ценность всего, что имеет в жизни, всего, что делают для него другие.

Обидчивость — это качество, которое начинает расти у гордеца не по дням, а по часам. Справедливо говорят, что если человек не может спокойно выслушивать критику в свой адрес, если он при этом нервничает, дёргается и обижается — он поражён гордыне. Неспособность принимать конструктивные критические замечания — первый признак гордыни. А первая спутница гордыни — это обида, потому что для такого человека, всегда и во всём будут виноваты другие, и во всех своих промахах и ошибках он обвинит других людей.
С этого всего и начинается Порчи, Мании, Подозрения, и походы по экстрасенсам. Или все берется на свой счет «Я вот такой идеальный, А вы про меня гадости говорите» и т.д.

Любой порок можно уничтожить или заменить. Гордыня заменяется на адекватное восприятие себя, уважение к себе и другим.
Адекватное восприятие себя — адекватная Самооценка: когда человек абсолютно спокойно признаёт как свои достоинства, так и свои недостатки, и работает с ними
Уважение к себе и другим — справедливое отношение: ценить не только свои достоинства и заслуги, но и достоинства и заслуги других людей. Честно и справедливо оценивать себя и других, а так же справедливо выражать свою благодарность в словах, отношениях и делах

И зачем искать приключений на свою голову, играя с Божьими законами. Живите сами и дайте жить другим. Не порте жизнь и нервы ни себе, ни другим.

А закончить хочу тем что Многие годы советской жизни, когда ходить в церковь было действительно опасно, сделали своё дело. Мы не знаем даже самых важных вещей, касающихся религии. А потому яро и активно спорим, что является грехом смертным, а какие вещи Бог вполне согласен простить.
Подумайте, а вы бы простили себя за то, что сделали?????