За грехи родителей

Содержание

Расплачиваются ли дети за грехи родителей?

Фатализм

Книга архиепископа Иоанна «Любовь долготерпит»

Президенту России подарена книга архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит»

– Владыка, продолжая разговор о Высшем суде и Высшей справедливости, ответьте, пожалуйста, на вопрос: расплачиваются ли дети за грехи родителей? Если вспомнить новейшую историю страны: гражданскую войну, репрессии, разрушение храмов, то станет понятно, насколько ответ на этот вопрос важен не только для конкретного человека, его семьи, но и для всего общества. Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Так ли это?

– Суждение о том, что последующие поколения (называются цифры четыре или семь) будут расплачиваться за грехи отцов, имеет ветхозаветные корни, и в Евангелии мы не найдем никаких указаний на это. Да, в Книге Бытие Библии рассказывается о том, как сын Хама Ханаан и его потомство были прокляты и несли проклятие за грех, совершенный Хамом. Но это единичный случай, и проклятие было произнесено не Богом, а отцом Хама Ноем. Сам Ной «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6. 9), и у него было трое сыновей: Сим, Хам и Иафет, которых Господь повелел Ною взять с собой в ковчег. Когда потоп кончился, Ной с сыновьями вышли из ковчега и принесли жертву Богу. Господь благословил Ноя и сынов его и обещал, что больше вода не будет служить потопом на истребление всего живущего. Кстати, интересно, что знамением этого завета Господь сделал радугу: «И будет, когда я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякой душею живого во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9. 14–15).

Но нам сейчас важно обратить внимание на то, что и Ной, и его сыновья были благословлены Богом. И вот что происходит дальше: после потопа «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина и опьянел и лежал обнаженный в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9. 20–25). То есть проклятие Ханаана за грех отца его, Хама, произнес Ной – это дело Ноя. И проклятие было направлено на Ханаана, потому что Хам, как мы помним, был благословлен Богом, естественно, Ной это знал и просто не мог это благословение преступить.

– Теперь понятно, откуда пошло выражение «хамов грех» и что это значит. И ясно, почему Ной проклял не своего сына Хама, который этот грех совершил, а внука. Может быть, это кажется и не справедливым, но все-таки поступок Хама предопределил будущее его потомков, их место в народе – они действительно стали рабами.

– Да, от Ханаана пошли племена Ханаанские. Но уже в ветхозаветных пророчествах дается ответ Бога на вопрос, ложится ли вина родителей на детей, расплачиваются ли дети перед Богом за их грехи. Вот что говорит Господь устами пророка Иезекииля: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19–30). А у пророка Иеремии, предвестившего приход Христа, сказано так: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31. 29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех отцов, нет такой темы – но есть, и это очень серьезно, тема греховной наследственности.

И чтобы закрыть этот вопрос, скажу, что если судьба тех, кто разрушал храмы очень часто складывалась трагически, то их дети, я знаю такие примеры, вырастали хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть прямой связи между проступком родителей, роковой предопределенности расплаты нет.

– Понятно, что ребенок не несет ответственности за грех родителей, но оказывает ли влияние на состояние ребенка духовное состояние родителей? То есть я имею в виду, ущербны ли в чем-то дети невенчанных родителей, так называемые «незаконнорожденные дети», дети, родители которых атеисты или принадлежат к другой вере?

– Нет, конечно, о какой ущербности может идти речь? Незаконнорожденность – это термин наследственного права, и никакого иного, в том числе и духовного, значения не имеет. Надо четко понимать, что крещение – это духовное рождение во Христе, и по сравнению с этими узами все другие связи – родственные, социальные, семейные, национальные, не так значимы.

– Да, в Евангелие есть эпизод, который часто смущает людей, делающих первые шаги в вере. Я имею в виду место, где описывается, как к Иисусу пришли Матерь Его и братья Его, и Он не вышел к ним. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8. 19–21).

– Этот эпизод ни в коем случае не учит невниманию или пренебрежению к родным, близким. Он просто говорит об иерархии ценностей, о том, что, во-первых, Господь пришел для всех, а во-вторых, о том, что единение во Христе выше любого другого единения.

Ко времени пришествия в мир Христа в религиозных воззрениях евреев кровно-родственные связи определяли богоизбранность. Получалось, что если ты потомок Авраама, то ты автоматически наследуешь Царствие Небесное. Но Христос сказал: «Не вы меня избрали, а Я вас» (Ин. 15. 16). И Он установил иные критерии отношений с Богом. Родовые связи не могут определять, спасется человек или нет. По отношению ко Христу все родовые связи – ничто, потому что Бог – Творец, Бог – наш Отец, а мы Его дети, поэтому мы и называемся братьями и сестрами во Христе. Апостол Павел пишет: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 26–28). То есть все мы Христовы, и это единение имеет абсолютную ценность, ценность в вечности. С другой стороны, Иисус рождается в богоизбранном народе, Евангелие неслучайно дает Его родословие – этим подчеркивается и то, что каждый человек должен знать свое родство.

– А почему это важно, по-моему, это противоречит тому, что Вы только что сказали?

– Совсем нет. Дело в том, что Господь призывает нас к жизни в конкретной исторической и социально-культурной среде, и эта среда является хранительницей человека и местом реализации им его предназначения. И родовая принадлежность помогает человеку воспринимать мир в той природной, социальной, исторической среде, в которой он призван к жизни. Это то, что позволяет человеку сформировать и осознать свою самобытность. Мы все единосущны, мы все называемся одним именем – Человек, но каждый из нас имеет свое лицо, и вот с этой точки зрения принадлежность человека к конкретному роду очень важна: так формируется индивидуальность, личность приобретает новые грани, ипостаси. И с другой стороны, родовая принадлежность помогает человеку идентифицировать себя в этом мире, среди других людей. И если учесть, насколько стремительно в современном мире идут процессы унификации людей, насколько сильна тенденция к приведению всех к одному стандарту, можно предположить, что роль кровно-родовых связей будет возрастать, потому что именно они позволят человеку не потерять и осознать свою индивидуальность, сохранить свое лицо.

– Владыка, какова роль семьи в этом? И кстати, раз уж Вы об этом заговорили, как относиться к тем изменениям, которые в последнее время претерпевает она? Сейчас в семье могут жить и родные дети, и дети из предыдущих браков или даже дети из пробирки (ученым кажется, что они близки к этому).

– Что касается клонирования, то это попытка воспроизвести всего лишь биологическую часть такого явления, как рождение. И в основе ее лежит взгляд на рождение только как на биологический процесс.

– Ну, если это так, то наука рано или поздно сократит участие родителей в этом процессе. Ведь если они принимают участие в рождении человека только плотью, то ее-то можно будет заменить совокупностью ферментов, биохимических реакций и т. д. Это будет просто вопросом уровня развития науки.

– При этом забывается, что человек – это тело, душа и дух. В таком появлении человека на свет нет места не только родителям, но и Богу. И уж если мы даже рождение человека считаем просто физиологическим актом без участия Бога, то тогда и все наши отношения – это отношения на уровне плоти.

Мы уже говорили о том, что очень часто супруги, прожившие вместе долгую жизнь, к старости начинают внешне походить друг на друга. Это показывает, что есть нечто, что выше физической данности. И это нечто и преображает, изменяет людей. Значит, семья – это больше, чем отношения плоти. Не просто больше, чем отношения кровные, родственные, социальные, имущественные, бытовые, связывающие людей, но и больше, чем связи плоти в широком смысле слова.

– Мне кажется, что с похожестью супругов друг на друга все ясно – ведь сказано, что «жена и муж плоть едина», а раз едина, то поэтому люди и стали похожи.

– Не все так просто. В Евангелии есть эпизод, когда ко Христу пришли саддукеи, которые не верили в воскресение из мертвых, и спросили Его: «Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?» (Мк. 12. 18–23). И Иисус отвечает, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как Ангелы на небесах» (Мк. 12. 25). То есть в Царствии Небесном совершенно другие отношения, и отношения плоти не имеют жизни в вечности. А раз так, то все связи, узы, которые осуществляются только в одном, физиологическом измерении, не имеют жизни в вечности, они недолговечны. Это распад. Но если люди соединены духовным началом, соединены Любовью, то тогда их отношения уже направлены в вечность. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4. 12), потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нем» (1 Ин. 4. 16). Поэтому если люди соединены именно духовным началом, если они соединены Любовью, то уже Дух, Дух Любви – союз мира, воздействует на них так, что они становятся похожими друг на друга. И вот тогда семья – это союз людей в любви, а это то, что уже принадлежит вечности.

– То есть получается, что именно любовь и духовная общность делают семью чем-то большим, чем просто сожительство людей, имеющих общих родственников, общий быт, собственность, воспоминания и даже детей.

– Да, и обратите внимание, что такой союз людей, союз, основанный на любви, позволяет человеку раскрыть в себе все то, чем Господь наделил его, раскрыть в себе весь творческий потенциал, который в нем заложен. Такой союз не заглушает эти дары, не подавляет, не разрушает человека, наоборот, он дает возможность для творческого, духовного расцвета личности.

Алексей Ильич Осипов о родовом грехе

Ответ профессора Московской духовной академии, доктора богословия Алексея Ильича Осипова на вопрос о родовом грехе: «Есть ли родительский грех? Если да, то как с ним бороться и нужно ли о нём знать? Ведь есть некий соблазн переложить свои проблемы на родителей: они виноваты, а я ни при чём».

“К сожалению, этого понятия не было в нашем богословии. Сущность этого явления всюду есть – во всей Библии, во всей истории человеческой, всюду! А понятия «родового греха» не было.

В чём суть родового греха и родовой добродетели? Все же прекрасно знают, что мы рождаемся и получаем многие наследственные черты, да фактически чуть ли не все наследственные черты своей природы от родителей, от дедов и прадедов. Причём почему-то мы смотрим только на какие-то стороны тела. Помните «губу Габсбургов»? Сколько смотришь портреты там, в Германии, у всех губа кривая через столько поколений. Это мы видим.

Но на самом деле что является главным? Не тело и даже не психика, а дух человека. Оказывается, тяжёлые грехи, тяжёлые преступления, которые совершаются кем-то из предков, налагают свой отпечаток на формирование духа, а лучше сказать не на формирование, а на сам характер духа, с которым рождаются потомки.

Вот помню в деревне в одной маленькая кнопочка во-от такая, совсем ещё ничего не понимает, а жадный до невероятности. Все хохочут над ним, дети его дразнят, он сам ещё не понимает, плохо это или хорошо. Это просто удивительно, я никогда такого не видел! Рождаются очень злые, рождаются вруны, и ничего ты с ними не сделаешь… «Зачем же ты врёшь? – Не знаю».

Вот в чём суть явления, которое является фактом: оказывается, передаются по наследству свойства и телесные, и душевные, и духовные. Так вот эти вот духовные свойства, которые мы называем или страстями (или, напротив, например, человек рождается особенно любвеобильным, щедрым, добрым), вот эти родовые грехи или родовые добродетели – это некие свойства, с которыми рождается человек, то есть получает их от предков.

Но! У каждого человека остаётся полная свобода отношения к этим своим недостаткам. Я знаю, что я страшно завистливый… И я могу как к этому относиться? По-разному! Я могу с этим бороться, а могу этому отдаваться. Страшно скупой? Я могу противостоять этому, а могу ещё и развивать. Родовой грех, оказывается, может быть изжит правильной христианской жизнью.

Особенно родовой грех действует в течение первых трёх-четырёх поколений. Но если эти три-четыре поколения всё-таки становятся на путь борьбы – он может исчезнуть. Если нет – он может даже стать устойчивой чертой рода. Вы знаете, говорят «воровской род», слышали? «Род каянитов», слышали? «Род Богоматери», или «род святых». Наши стандартные жития подчас с чего начинаются: «родился от благочестивых родителей». Кажется, что звучит это очень мило, но наивно, а на самом-то деле идея какая выражена…

А перекладывать свои недостатки на предков… С одной стороны, кажется, это справедливо, потому что склонность я от них получил, что я родился такой жадный. С другой стороны – ты человек, а не скотина. Кошка не может быть собакой, а лиса – вороной. А человек может бороться с этим, противостоять этому, изменяться может! И для этого как раз и служит правильная христианская жизнь.

Самая основная тема – что такое правильная христианская жизнь? Ведь мы иногда смотрим – это настолько примитивно, прямо элементарно: не греши, а в чём погрешил – кайся, и всё! Но это знаете, что такое? Это первая, микроскопическая ступенька. Духовная жизнь – это нечто очень глубокое. Там есть много важнейших вещей, которые надо знать. Что такое молитва? Как молиться? Можно себе представлять Бога, ангелов? Нельзя. А молиться каким образом, что читать, как относиться к вниманию? Как относиться к сердечным действиям? Это же целая наука! Это наука о духовной жизни, и её надо бы изучать православным христианам.

Родовой грех – это факт, с которым мы рождаемся, это мы получаем, действительно, от своих предков, родителей, но мы к этому вольны относиться очень и очень по-разному. И с нашей совести спросится, как мы отнеслись к этому. Да, я родился скупым, но я могу понуждать себя к добру, к щедрости. Бог видит, в какой степени я борюсь. Вот эта-то борьба и является самым ценным в нашей человеческой жизни.”

Дети очень часто расплачиваются за грехи своих родителей.

Почему дети отвечают за грехи родителей? Откуда это пошло?

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение»

Бытие 12:1-2

Авраам — отец всех верующих. Авраам — один из первых начал свои отношения с Богом через веру, поэтому благословение, которое Бог хочет дать людям, называется «благословение Авраама».

Был ли благословен Авраам с самого начала своей жизни, или же все-таки, как и каждому из нас, ему пришлось заплатить определенную цену за благословение?

Один из разделов устной Торы гласит: в раннем детстве, как-то ночью, Аврам посмотрел на звезды и подумал: вот они — божества, но с появлением Солнца, звезды растаяли. Тогда Аврам подумал, Солнце — это и есть божество, которому следует поклоняться. Но Солнце зашло за горизонт, и Аврааму показалось, что божеством, является Луна. Когда же ослабел и свет Луны, он воскликнул: «И это не божество. Должен быть Тот, Кто сотворил и звезды, и Луну и Солнце».

Возможно, эти размышления натолкнули Авраама на то, что должен быть Кто-то Единый и Всемогущий, Который создал Вселенную и управляет всем миром — Единый Бог.

Еще в одной истории сказано о том, что в доме Фарры, отца Аврама, стоял один большой идол и множество маленьких. Когда дома никого не было, Авраам разбил всех маленьких идолов, а в руки большого вложил палку. Фарра увидел, какой ущерб нанес Аврам его имуществу, спросил: » Кто это сделал?» Аврам ответил: «Идолы поссорились между собой. И самый большой из них, взял палку и разбил всех остальных». Фарра в гневе сказал: «Но в них же нет жизненной силы, чтобы сделать это». Аврам ответил: «Почему же тогда ты к ним каждый день обращаешься в молитве? Могут ли они услышать тебя? И могут ли они помочь тебе?» Библия говорит:

«И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам»

Иисус Навин 24:2

Здесь речь идет о предках Авраама. В то время семья Авраама проживала в самом благоустроенном городе того мира — Уре Халдейском. Есть даже мнение, что слово «культура» происходит от слов «культ», и «ур» — название города. По всей видимости, в то время центром цивилизации был Ур Халдейский. А идолопоклонство в нем было привычным занятием для каждого человека.

Когда Бог впервые обратился к Аврааму, Он повелел ему выйти из места, где царило идолопоклонство. Уже здесь проявилась вера Авраама. Услышав голос Божий, он поверил, что с ним говорит Творец всей Вселенной, Который выше всех идолов Ура Халдейского. И Его нужно слушать. Бог дал указания выйти из Ура Халдейского и сразу же показал зачем: «Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя».

Бог не во всякое время и не на всяком месте дает благословения. Очень часто для того, чтобы войти в Божье благословение, приходится выйти из привычной, благоустроенной, но все же проклятой жизни. Благословение и выход из греховной жизни всегда идут параллельно. Если ты грешишь, нарушаешь 10 заповедей, поднимаешь свои руки и говоришь: «Бог, благослови меня», не думаю, что твоя молитва будет услышана. Для благословения надо исполнить требования Бога. Одно из них, самое первое — это выйти из греха, из идолопоклонничества, из «Ура Халдейского».

Действительно, во многих сферах своей жизни Авраам был счастливым человеком. О таких людях говорят: «Ему повезло». Аврааму действительно повезло. Библия говорит, что он был богат золотом, серебром и скотом. Плохо, когда ты родился в нищете, когда тебе приходится донашивать чьи-то вещи, питаться объедками, спать на продавленном диване с вылезающими пружинами. И хорошо, когда ты можешь с детства носить одежду, которая нравится, жить в доме, кушать вкусную пищу.

У Авраама материальных проблем не было с детства. Он был сказочно богат. И богатство, которое было у него как благословение, передавалось к тем, кто был рядом с ним. Племянник Авраама Лот, путешествуя некоторое время с Авраамом, также стал богатым, так что их стада на пастбищах были не поместительны.

«И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Пот с ним, на юг. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, До места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа. И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе»

Бытие 13:1-6

Авраам был благословен финансово — это не то, о чем ему нужно было думать, переживать и молиться. Финансовое благословение, как само собой разумеющееся, пришло в его жизнь и сопровождало его до смерти.

Авраам прожил сто семьдесят лет, был полон сил и энергии для того, чтобы совершать длительные переходы по пустынной местности Востока. Он хорошо видел, хорошо слышал, он ничем не болел. Другими словами, Аврааму повезло со здоровьем.

Смело можно сказать, что с женой Аврааму тоже повезло. Сарра была послушная, смелая, и, невзирая на годы, очень красивая женщина. Когда ей было девяносто лет, ее красотой восхищались искушенные во всем цари. Когда женщина красивая и послушная — это очень редкое сочетание. Подчиняться мужу, выйти из благоустроенного города, где было все, и пойти в путешествие по пустыне, до конца не понимая его смысла, может только послушная и смелая женщина. Если мужчины должны стать детьми Авраама, то женщины должны стать детьми Сарры. Несколько раз Сарра спасла жизнь своему мужу, назвав себя его сестрой.

«… скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя»

Бытие 12:13

Не берусь оценивать этот поступок Авраама, но поступок Сарры был достойный. Авраам удачно женился — это доказали годы.

Также вокруг Авраама была сильная команда верных и преданных людей. Команда триста восемнадцати человек, которые странствовали вместе с Авраамом, не понимая смысла этого путешествия. Хорошая команда людей, которые тебя не предают, людей, которые за тобой следуют и которые готовы выполнить любой твой приказ, — это, на сегодняшний день, редкое благословение, и оно было в жизни Авраама.

Когда Авраам узнал, что пять царей напали на Содом и Гоморру, где на то время уже жил его неудачник-племянник, Авраам решил вызволить его из плена и вооружил свою команду «рожденных в доме».

«Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана; И, разделившись, на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; И возвратил все имущество и Пота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ»

Бытие 14:16

Триста восемнадцать человек под мудрым руководством Авраама разгромили пять царей и вызволили из плена Лота. С такой командой не страшно идти по жизни. Что это? Благословение!

Вот мы и дошли до одной из сфер жизни отца всех верующих, где благословения не было. А если говорить прямо — присутствовало проклятие. У Авраама и Сарры не было детей.

Я думаю, одна из причин, почему Авраам покинул Ур Халдейский — это обещание Божье произвести от него великий народ. Думал ли Авраам о великом народе? Скорее всего, в начале — нет. Но о том, чтобы снять позор со своей семьи и иметь полноправного наследника, я думаю, он мечтал. Когда Бог обратился к Аврааму, Он буквально зацепил за живое, когда начал говорить о рождении детей. Для него это была больная тема.

Что такое проклятие? Это твоя больная тема, то, о чем ты предпочитаешь не говорить.

Многие люди смирились со своим проклятием, они приспособились к нему и годами живут с ним. Но когда Бог приходит, Он начинает трогать твои больные темы.

Когда Иисус Христос пришел в дом к Марии и Марфе, Лазарь уже был четыре дня во гробе. Иисус сказал: «Отнимите камень». Хотели ли Мария и Марфа, чтобы Лазарь был жив и здоров? Конечно, хотели. Они ждали Иисуса, они верили в то, что что-то изменится, но Лазарь умер. Четыре дня прошло после похорон. Мы со всем смирились, мы приняли эту смерть, как неизбежное. И вдруг приходит Иисус и говорит: «Отнимите камень». Ему говорят: «Господи, четыре дня уже смердит».

«Отнять камень» — это разрушить проклятие. «Воскресить Лазаря» — это восстановить благословение. Бог пришел восстановить благословение, которое изначально предназначалось для всего человечества.

В первой главе книги Бытие Бог благословил первых людей и сказал:

«И благословил их Бог, и сказал им Бог плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»

Бытие 1:28

Однако стоит нам перелистнуть четыре страницы в Библии, и мы видим, что прошло всего несколько поколений после Адама и Евы, и в жизни Авраама и Сарры эти слова уже не работают. Какие бы они ни прилагали усилия, «плодиться и размножаться» у них не получалось. Вместо Божьего благословения пришло проклятие. И Бог обратился к Авраму, чтобы разрушить проклятие и восстановить благословение.

У всякого проклятия есть причина. Для того чтобы увидеть эту причину, нужно обратиться к Библии. В книге Исход, 20 глава, с 1 по 18 стих, мы можем видеть 10 заповедей. Если говорить точнее — это Божий закон, который был дан всему человечеству через Моисея. Получил этот закон Моисей, но существовал этот закон вечно. Первая заповедь гласит:

«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»

Исход 20:3-5

Слава Богу, что благословение действует до тысячного рода, а проклятие только до третьего и четвертого рода, а не наоборот. Если бы благословение действовало до третьего и четвертого рода, а проклятие до тысячного, то людей на Земле уже не было бы. Божья милость превозносится над судом, однако суд все же существует.
Идолопоклонство родителей Авраама и Сарры вылилось в наказание для детей. Именно в семье Авраама была проблема бесплодия. Вот так действует проклятие.

«Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их»

Плач Иеремии 5:7

«Ибо так говорит Господь Саваоф; как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил»

Захария 8:14

К сожалению, очень часто невиновные дети несут наказание за виновных родителей. Наказанием становится проклятие. Выход из проклятия возможен только посредством веры в спасительную жертву Иисуса Христа.

Пророк Иеремия предсказывал, что наступят такие времена, когда дети уже не будут нести наказание за грехи своих отцов. Это время полного владычества Иисуса в жизни и судьбе людей. Потому что единственным выходом из проклятия является наш Господь Иисус Христос.

«И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина, Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет»

Иеремия 31:28-30

В Израиле ходила пословица. Обычно пословицы придумывают наблюдательные люди, которые находят определенные закономерности в обществе. Так вот была такая закономерность:

«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина».

Похожие пословицы существуют и в наше время. В России это:

«Яблоко от яблони не далеко падает».

В Украине:

«Яка хата — такий тин, який батько — такий син».

автор блога: Андрей Тищенко

Андрей Тищенко — старший епископ Украинских Христианских Церквей (УХЦ) “Новое поколение”.
Член Совета директоров Международной организации церковного роста, возглавляемой доктором Йонги Чо, бакалавр психологии и теологии.
Андрей Тищенко на Facebook
Андрей Тищенко в Instagram

Верующий — не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит. Вера получает и то, на что не смеет надеяться, как показал пример благоразумного разбойника на кресте.

Преподобный Иоанн Лествичник

Что такое бесплодие?

Бесплодие — это неспособность женщины детородного возраста к зачатию, а мужчины — к оплодотворению.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, бесплодие в современном мире — проблема каждой пятой супружеской пары.
В 40% случаев «виноватой» стороной оказывается женщина, еще в 45% — мужчина, остальные 15% приходятся на случаи «несовместимости» супругов.

Бесплодие не является самостоятельным заболеванием.
Это, скорее, следствие тех или иных отклонений в развитии организма или перенесенных болезней: врожденное недоразвитие или пороки развития половых органов наследственного или приобретенного характера, острые и хронические заболевания половой сферы (в том числе венерические), заболевания других органов и систем. Часто к бесплодию приводят нарушения обменных процессов в организме (следствием чего могут являться ожирение, диабет и др.), гормональные нарушения, голодание, недоедание, витаминная недостаточность.
Многим парам, обращающимся за помощью к врачам, удается помочь — на сегодняшний день существуют различные программы лечения бесплодия, среди которых есть как консервативные (медикаментозные), так и хирургические методы.

Однако помимо физических причин супружеского бесплодия, существуют и причины духовные. О них и пойдет речь.

Наказание за греховную жизнь

Причин духовного характера, препятствующих рождению ребенка, может быть много.
Постараюсь перечислить основные.
Старец Паисий Святогорец в IV томе своих трудов, называемом «Семейная жизнь» отвечает на некоторые вопросы, связанные с бесплодием и трудностями, возникающими с рождением детей.
На вопрос, почему у тех или иных женщин развивается бесплодие, старец Паисий отвечает следующим образом:
«Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тогда, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отношению к ним действуют духовные законы. Некоторые привередливые девушки начинают выбирать женихов: ‘Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу».
Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет», и он хочет покончить жизнь самоубийством.
Э-э, ну какую семью создаст такая девушка?
А есть женщины, которые бесплодны потому, что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых — в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов».

По поводу девушек, ведущих беспорядочную половую жизнь, можно заметить, что для них существует не только духовная, но и медицинская предпосылка к возникновению бесплодия.
При греховно-блудном образе жизни у женщин (да и у мужчин) очень велика вероятность развития различных инфекций, которые могут привести к хроническим заболеваниям половой сферы и повлечь за собой неспособность к деторождению.
Духовная составляющая заключается в том, что Господь может попустить девушке или юноше за их желание «нагуляться» в молодости (то есть, называя вещи своими именами, максимально удовлетворить свою похоть) наказание и не подать детей за такую развратную жизнь.

Неготовность довериться Богу

Следующая причина, которую отмечает старец Паисий:
«Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся.
А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться.
Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги?
Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.

Иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей.
Поглядите: ведь и святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарии и его супруге Елизавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.

Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию.
Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему.
Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог!
Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все!
Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?..

Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога.
Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными.
Однако, видя в супругах настырность и эгоизм, Бог не исполняет их желания…
Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать:
«Боже мой, Ты печешься о нашем благе, да булет воля Твоя (Мф. 6, 10)».
В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да будет воля Твоя» и с доверием к Богу вверяем себя Ему.
Но мы, хотя и говорим «да будет воля Твоя», одновременно настаиваем на нашей собственной воле.
Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?»

Эгоизм родителей

Причиной бесплодия может быть также эгоизм родителей, когда молодая семья оттягивает рождение ребенка, рассуждая примерно так:
«Дети — это огромная забота. Сначала нам надо доучиться, встать на ноги, заработать на квартиру, построить дачу, купить машину, а уж потом и заведем ребенка».
Заметьте: не «Бог даст ребенка», а именно «заведем», как будто ребенок — это кошка или собака.
Когда Господь видит такое отношение к Своему благословению на деторождение, пренебрежение к заповеди «Плодитесь и размножайтесь», то по прошествии некоторого срока, когда у семьи уже есть все — и квартира, и дача, и машина, и работа — Он не подает детей.
И кроме кошек и собак такая семья «завести» уже никого не может.
Хотя с медицинской стороны препятствий для деторождения нет.

Промесел Божий о семье

Старец Паисий выделяет еще две возможные причины бесплодия:
«Многим людям Бог не дает детей для того, чтобы возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению».
Старец Паисий приводит следующий пример:
«Один человек не имел детей, но, когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему идти на работу.
Видите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца, а он помогал им духовно.
Суд Божий — это бездна».

Как относится церковь к искуственному оплодотворению?

Существуют различные методики искусственного оплодотворения.
Практически все они являются недопустимыми согласно церковным канонам и материалам Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года (в XII главе «Проблемы биоэтики» дается оценка различных способов преодоления бесплодия и достаточно подробно рассказывается, как нужно поступать супругам в случае, если у них нет детей).
Единственно допустимым является метод искусственного оплодотворения, при котором семя мужа, полученное во время супружеских взаимоотношений, вводится врачом при помощи шприца в область устья матки.
Таким образом, оплодотворение яйцеклетки происходит после естественных отношений межу мужем и женой и не нарушается целостность семейного союза, так как используются только половые клетки супругов.

В случае, когда в процесс деторождения вмешивается третья сторона (например, если для искусственного оплодотворения используется семя донора), вносится элемент греховности.
Внешне, казалось бы, факта измены нет, однако в семью вторгается чужеродный элемент.
Это равносильно тому, как если бы женщина ради рождения ребенка вступила в незаконные супружеские отношения с посторонним мужчиной.
Хотя физической составляющей греховных отношений здесь нет, в то же время в яйцеклетку женщины вносится генетический материал чужого человека, то есть получается блудное соитие при помощи медицинской технологии.
Существует целый ряд методик искусственного оплодотворения с вмешательством третьей стороны.
При некоторых из них используется донорская яйцеклетка другой женщины, которая после оплодотворения семенем мужа подсаживается в матку.
Такие методики абсолютно недопустимы.
Есть даже психологический феномен, когда женщина, которой была подсажена донорская яйцеклетка, ощущает «что-то чужое» в своем теле, несвойственное ей.

Сегодня все большее распространение получают методы экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), то есть оплодотворения, совершаемого вне тела, — среди ныне живущих на Земле число людей, зачатых в пробирке, достигло уже 3 миллионов человек.
Подобный вариант решения проблемы бесплодия также не благословляется Церковью, так как при его применении происходит нарушение целостности семейно-супружеского союза, отсутствует физическое соединение мужчины и женщины, тайна деторождения выносится за пределы человеческого тела, не происходит акта дарения супругов друг другу, необходимого для рождения новой жизни.
Жизнь рождается в пробирке; что происходит в этот момент с эмбрионом, находящимся вне тела матери, каким физическим заболеваниям он будет подвержен впоследствии, как будут воздействовать на него падшие духи — это большой вопрос.
Одна из серьезных проблем экстракорпорального оплодотворения состоит в том, что в большинстве случаев при осуществлении этой методики производятся так называемые «лишние» оплодотворенные клетки (уже являющиеся новой жизнью!).
Это значит, что если были оплодотворены четыре яйцеклетки, а женщина хочет только одного ребенка, ей будет подсажена только одна яйцеклетка.
Что делать с остальными тремя эмбрионами?
Можно их заморозить для того, чтобы выносить спустя какое-то время, или редуцировать — попросту говоря, убить.
Таким образом, ребенок появляется на свет за счет одновременного убийства двух или трех неродившихся братьев и сестер.
Жизнь же одного за счет смерти другого считается Церковью неприемлемой.

«А в других случаях Бог не дает супругам детей, чтобы пристроить какую-нибудь сиротку».
Старец Паисий рассказывает об одном своем знакомом христианине — адвокате, человеке духовной жизни.
Однажды старец остановился у него на денек погостить и познакомился с его благочестивой супругой, помогающей многим бедным детям.
Она пожаловалась на то, что Господь не дает ей детей, на что старец Паисий ответил с укором:
«У тебя, сестра, более пятисот детей. И ты еще жалуешься? Христос видел твое благое произволение.
И Он воздаст тебе за него.
Сейчас, помогая духовному возрождению стольких детей, ты являешься матерью лучшей, чем многие другие. Ты оставляешь позади всех многодетных матерей!
И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают свое будущее в вечной жизни».

Поэтому бывает так, что Господь не подает семье детей не как наказание, а проявляет таким образом Свой особый Промысл, чтобы через этих людей получил помощь какой-нибудь несчастный ребенок, оставленный своими родителями.

Я знаю некоторые семьи, в которых происходило следующее.
Как только супруги проявляли желание усыновить сироту из детского дома, женщина и сама зачинала ребенка.
В семье таким образом появлялось сразу двое детей — один усыновленный и второй, посланный Господом, разрешившим чрево прежде бесплодной женщины .
Когда врачи обследовали таких женщин, они не находили у них патологии, препятствующей деторождению.
Но воля Господа была такова, чтобы в этих семьях воспитывали не только своего ребенка, но и приемного.

Родовые грехи и проклятия

Существуют и другие причины бесплодия.
К ним можно отнести так называемые родовые проклятия — когда мать или отец проклинают своих детей.
Иногда, когда дети докучают своим родителям, те вместо своего родительского благословения посылают детям укоры, которые могут «сработать» как проклятия.
Например, когда мать говорит своим дочерям: «Чтоб вам пусто было» или посылает их к нечистой силе.
Когда такие родители раскаиваются затем в своих проклятиях, жизнь их детей устраивается и Господь подает им детей.

Существуют также «родовые» грехи против Бога и против ближнего, когда Господь наказывает бесплодием за грехи, совершенные против Него.
Например, если кто-то рушил храмы, снимал кресты, резал иконы, смеялся над Церковью, Господь может посылать бесплодие в семьи потомков глумителей до тех пор, пока они не осознают этого греха и не покаются за родителей.
Известен случай, когда священник после революции отрекся от своего сана и так и умер без покаяния.
В следующих поколениях в его семье рождались одни девочки, а мальчики, если и появлялись на свет, вскоре умирали, не дожив до взрослого возраста.
В 1930-е годы в колхозах, рабочих коллективах и институтах детей заставляли принародно отрекаться от своих родителей.
Такого рода грехи против Бога (осквернение церквей, богохульства, отречение от родителей) нередко сказываются на последующих поколениях.

Иногда люди совершают и грехи против ближнего — выкапывают могильные плиты и строят из них свои дома, делают аборты или совершают другие кощунственные поступки, а потом их дети или внуки становятся бесплодными.

«Порча» и «сглаз»

Конечно, «порча», «сглаз» — это не церковные понятия.
Но иногда люди используют такую терминологию — в большинстве случаев, под этим следует понимать зависть.
Например, «сглаз» может случиться, если одна женщина зло завидует другой — красивой, материально благополучной, вышедшей замуж и счастливой в браке.
И в силу подобной черной зависти может получиться так, что у женщины будет все, но забеременеть она не сможет.
Или если женщина-мать насмехается над соседкой, лишенной счастья материнства, Господь может лишить насмешницу ребенка или «затворить» ее чрево так, что она больше никогда не сможет иметь детей по своей гордости и превозношению над страдальцами.

Испытание веры

Бесплодие может быть послано и как испытание веры человека.
В материалах Юбилейного Архиерейского собора РПЦ 2000 года и в святоотеческом учении указывается, что бесплодие может рассматриваться как крест, который возлагает Господь на супружескую пару.
«В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель.
Наряду с плодом чрева на пользу супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, единомыслия душ и телес.
Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными.
Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание.
Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов».
Такое бесчадие — крест, в котором супружеская пара должна проявить терпение, смирение, упование на волю Божию.

Однако бывает, что Господь по прошествии многих лет все же дарует супругам дитя.

Яркими примерами здесь служат праведные Авраам и Сарра, которые около 90 лет молились о рождении ребенка, Захария и Елизавета, Богоотцы Иоаким и Анна.
Их дети, рожденные после стольких молитв, терпения, упования на Бога, были благословенны.

Испытание веры может быть важным моментом для супружеской пары.
Такая семья проявляет свою верность Богу, если не ропщет на Него, а благодарит за посылаемую скорбь.
Подобное испытание веры в какой-то момент может закончиться, и женщина, бесплодная в течение многих лет, родит еще много детей.

Знамение церковного освящения брака

Очень важным для решения проблемы бесплодия является церковное освящение брака.

В молитвах на освящение церковного брака есть такие слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна:

«Иже за неизреченный Твой дар и многую благость, пришедый в Кану Галилейскую, и тамошний брак благословивый: да явиши, яко Твоя воля есть законное супружество, и иже из него чадотворение…

Помяни Господи Боже наш раба Твоего, (имярек), и рабу Твою, (имярек), и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес. Возвыси я яко кедры ливанские, яко лозу благорозгную. Даруй им семя класяно, да всякое смоловольство имуше, изобилуют на всякое дело благое, и Тебе благоугодное: и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждение масличная окрест трапезы их».

Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не дает возможности женщине стать матерью до тех пор, пока супружеский союз не будет освящен благодатью церковного брака. Также известны случаи, когда женщины, которым был поставлен диагноз «бесплодие», прожившие много лет со своими мужьями в официально зарегистрированных, но невенчанных браках, зачинали уже через несколько дней после венчания.

Господи, не как я хочу, но как Ты!

Можно рассмотреть еще несколько причин бесплодия.
Когда Господь видит, что возможный в семье ребенок будет очень болен или будет инвалидом, Он попускает, чтобы этот младенец не родился.
Из церковных патериков известны случаи, когда матери под угрозой потери ребенка горячо и усердно молились Богу, Господь открывал им через тех или иных святых, что их молитва неугодна, потому что этот ребенок родится злодеем, убийцей, святотатцем.
Если же матери не отступали, желая во что бы то ни стало выполнить свою волю, удовлетворить свой материнский эгоизм, Господь попускал рождение таких детей, которые потом становились поругателями семьи.

Хорошо известен случай с декабристом Рылеевым, которого мама вымолила, когда он в пятилетнем возрасте умирал от дифтерии.
Господь затем показал ей, что сын выздоровеет, но закончит свою жизнь на виселице.
Так впоследствии все и произошло.
Мать потом каялась, но было уже поздно, Господь уже ответил на ее молитвы.
Поэтому очень важна молитва: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь».

Любовь — основа полноценной семьи

Господь может не давать детей по неготовности, незрелости мужа и жены к воспитанию ребенка, по безответственности или злобности одного из супругов, или из-за возможности взаимных измен.
Например, если в семье постоянные ссоры и скандалы, муж и жена эгоистичны, не готовы жертвовать собой ради ребенка, не готовы о нем заботиться, отдать ему свою любовь, Господь, провидя это, задерживает рождение ребенка на несколько лет, пока супружеская пара не созреет, пока в семье все не устоится, пока муж с женой не придут к согласию.
Ребенок должен рождаться в любви.
Если же с самого начала своей жизни он будет испытывать злобу родителей друг к другу и по отношению к себе, то кем вырастет этот ребенок, что будет с его душой, что он впитает в себя от таких родителей?

Известны также бездетные пары, в которых жены ходили ко многим врачам и обивали пороги медицинских центров, а мужья при этом унижали их, оскорбляли и укоряли невозможностью деторождения.
Женщины эти шли на всякого рода медицинские процедуры, однако ничего не помогало.
Впоследствии такие мужья изменяли своим женам, уходили в другие семьи.
А женщины, бывшие бесплодными, выходили замуж за других мужчин и благополучно рождали детей. Бесплодие их оказывалось мнимым.
Господь, провидя, что муж с женой не готовы к сохранению супружеского союза, иногда попускает, что ребенок в такой семье не рождается, потому что он уже с малого возраста обречен остаться сиротой.

Грех деторождения

23 июня напротив администрации подмосковного города Мытищи прошла очередная акция протеста родителей детей, которые не могут получить место в детском саду. Родители вышли к администрации, держа в одной руке плакаты с лозунгами вроде «Отсутствие детсада – путь в нищету!», «Перечисли полотката на строительство детсада!», а в другой — своих детей, которые в этот момент должны были бы играть с другими ребятами в детском саду. Должны бы, но не могут.
Подобное случается каждый день: люди выходят на пикеты по разным поводам тут и там, и бойкими плакатами уже никого не удивишь. Одно в этой истории бросается в глаза: ни один из родителей-активистов не пожелал назвать свою фамилию. Полностью представился только один участник акции — человек, приехавший в Москву из республики Коми на «Антиселигер» и попавший на пикет почти случайно.
Эта полуанонимность, со стороны кажущаяся трусоватостью, объясняется просто: чиновник в представлении большинства людей всегда прав, даже когда он явно неправ. Даже когда дело касается своих детей.
Чиновник был прав, когда обещал новые детские сады. Чиновник прав сейчас, когда вместо строительства садов решает набивать уже существующие до абсурдного предела, ведь через пару лет последствия высокой рождаемости 2008-2009 годов перестанут проявляться, а деньги из бюджета всегда найдется куда деть. Чиновник будет прав и тогда, когда за высказывание в свой адрес поставит крестик напротив фамилии ребенка, а через некоторое время родители просто не найдут себя в списке клиентов детсада.
Что остается родителям? Запихивать собственных детей в картонную консервную банку, установленную напротив администрации города, чтобы те наглядно изображали фразеологизм «как кильки в банке».
Неважно, что существует какая-никакая судебная система, и в случае совсем уж вопиющего произвола можно попытаться добиться правды. Неважно, что право на общедоступное образование, в том числе дошкольное, закреплено в конституции. Все это неважно до тех пор, пока не изжит психологический атавизм советской эпохи, далекий отголосок лагерей и репрессий: пострадавший всегда в чем-то, да виноват. В данном случае, видимо, в том, что родил ребенка.