Зачем адаму Ева?

Почему Ева была создана именно из ребра Адама

В Ветхозаветном тексте происхождение Евы описывается как акт творения живого существа из части — ребра — уже существующего, Адама. Бог погрузил последнего в глубокий сон, затем вынул из его грудной клетки одно из ребер и сотворил из этой кости для Адама спутницу (Бытие 2:21—24). Созданные из одного тела, мужчина и женщина являются двумя половинками единого целого.

Созданная из ребра и послушная

Этим положением утверждается не только единство партнеров в семейном союзе, но и подчиненное положение жены по отношению к мужу. Поскольку женщина не была сотворена по «образу и подобию Бога» из глины, что произошло с первым человеком, то она в какой-то мере является существом более низкого ранга. Жена должна подчиняться, почитать и бояться своего супруга (Послание Павла к Ефесянам, 5:33).

Почему Бог создал Еву именно из тела Адама, объясняет околоцерковная христианская и каббалистическая литература (Книга Зоар, Курманские свитки, Алфавит Бен—Сиры и пр.). До Евы была еще одна попытка подарить Адаму спутницу. Бог создал ее так же, как и мужчину, из глины. Но эта женщина — Лилит — возомнила себя равной мужу. Гордыня подтолкнула непокорное создание к бунту, за что оно и было наказано божественным проклятием.

Бог «сделал выводы» из сложившейся ситуации. Ева появилась уже из ребра будущего мужа, чтобы всегда помнить о своей подчиненной роли в супружеской паре. Но почему именно из ребра, а не из какой-либо другой части тела, об этом сама Библия умалчивает. Пытливый человеческий ум не мог обойти стороной эту тему. Со временем появилось множество толкований неразъясненного момента.

Не ребро, а приапова кость

Зайони Зевит, профессор Американского еврейского университета и известный исследователь Библии, предложил другую версию: праматерь была рождена совсем не из ребра, а из другой кости, приаповой. В биологии она называется «бакулюм». Этот элемент есть у самцов многих млекопитающих (грызунов, летучих мышей, обезьян). Располагается бакулюм в пенисе, что способствует более длительной эрекции и увеличивает шансы на зачатие именно от этого самца.

Приапова кость у многих обезьян — ближайших к нам, с точки зрения биологи, существ — очень маленькая. К примеру, у шимпанзе она равна каким-то 6 мм. У мужчин же ее нет вообще. Британский антрополог Матильда Бриндл предположила, что у предков человека бакулюм мог существовать, но на каком-то этапе эволюции он исчез.

Причина такой «утраты» не ясна. Это и подтолкнуло людей, пытающихся объяснить эволюционный процесс с точки зрения Библии, утверждать, что Адам лишился приаповой кости в процессе создания Господом Евы. Никаких доказательств этому ни в Ветхом Завете, ни в трудах подвижников церкви нет.

Особенности перевода

Пролить свет на события времен создания мира помогает первоисточник современного Ветхого Завета, написанный древними евреями. В оригинале упоминается слово ἡ πλευρά (pleura). На древнееврейском оно обозначало не только человеческое ребро, но и — в более широком смысле — сторону, часть тела, бок, а также край какого-то предмета, образования, местности. Древние стратеги называли «плеурой» фланг войска.

Вполне очевидно, что изначально в Писании указывалось, что Господь взял бок или половинку Адама и создал из нее Еву. Удивительно, сколько тысячелетий пережило метафорическое выражение «половинки друг друга», так и не утратив своего сакрального смысла!

А ведь в Септуагинте — переводе оригинала Ветхого завета с древнееврейского на древнегреческий — это значение было потеряно. Древним грекам было свойственно более приземленное понимание мира и любви. Для них единство душ заменяло неутолимое физическое влечение, желание обладать. Вероятно, переводчики просто не нашли в древнегреческом достойных аналогов слову «плеура» и подставили вместо этого «ребро», применив одно из его значений.

Так и родилась Ева из ребра Адама. В конце концов, не так уж и не правы были переводчики. Ребро — наиболее подходящая в теле человека кость. Если бы Создатель изъял у Адама челюсть, тазобедренный сустав, бедро или предплечье, он сделал бы первого мужчину убогим калекой, а это наверняка не совпадало с Божьим замыслом.

Ада́м, праотец

Имя пер­во­го че­ло­ве­ка, ро­до­на­чаль­ни­ка все­го че­ло­ве­че­ства (Деян.27, 26). В ше­стой и по­след­ний день тво­ре­ния ми­ра был со­тво­рен че­ло­век из пер­сти зем­ной, по об­ра­зу и по­до­бию Бо­жию. Гос­подь Бог вду­нул в ли­це его ды­ха­ние жиз­ни и стал че­ло­век ду­шою жи­вою. Гос­подь дал ему вла­ды­че­ство над ры­ба­ми мор­ски­ми, и над пти­ца­ми небес­ны­ми и над зве­ря­ми, и над вся­ки­ми жи­вот­ны­ми, пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся по зем­ле (Быт.1, 26, 30).

Для жи­тель­ства че­ло­ве­ка Гос­подь Бог на­са­дил рай в Эде­ме на во­сто­ке, в ко­то­ром про­из­рас­та­ло из зем­ли вся­кое де­ре­во, при­ят­ное на вид и хо­ро­шее для пи­щи. Из Эде­ма вы­хо­ди­ла ре­ка для оро­ше­ния рая, раз­де­ляв­ша­я­ся в свою оче­редь на че­ты­ре ре­ки. Сад Эдем­ский был вве­рен по­пе­че­нию пер­во­го че­ло­ве­ка, чтобы он воз­де­лы­вал и хра­нил его. Ему бы­ло доз­во­ле­но вку­шать пло­ды от вся­ко­го де­ре­ва в са­ду, кро­ме од­но­го, имен­но, от де­ре­ва по­зна­ния добра и зла, — под стра­хом смер­ти ему бы­ло за­пре­ще­но есть от него. Как ско­ро пер­вый че­ло­век во­дво­рил­ся в этом счаст­ли­вом жи­ли­ще, Гос­подь при­вел к нему всех жи­вот­ных поле­вых и всех птиц небес­ных, ко­то­рых Он со­тво­рил, и Адам на­рек им име­на, вы­ра­жа­ю­щие свой­ства каж­до­го из них.

Из реб­ра Ада­ма Гос­подь Бог со­тво­рил же­ну Еву. Они бла­жен­ство­ва­ли, пре­бы­вая в люб­ви и об­ще­нии с Бо­гом. Неиз­вест­но, сколь дол­гое вре­мя на­хо­ди­лись они в этом бла­жен­ном со­сто­я­нии чи­сто­ты и невин­но­сти; из­вест­но толь­ко, что они ли­ши­лись оно­го. Адам на­ру­шил за­по­ведь Бо­жию, увле­чен­ный сво­ей же­ною, ко­то­рая, пре­льщён­ная зме­ем, вку­си­ла от пло­да дре­ва по­зна­ния добра и зла, Ада­ме так­же вку­сил от оно­го, и сим гре­хом они на­влек­ли на се­бя гне­ве сво­е­го Со­зда­те­ля. Пер­вым при­зна­ком гре­ха бы­ло ощу­ще­ние сты­да, и за­тем тщет­ная по­пыт­ка скрыть­ся от ли­ца вез­де­су­ще­го и все­ве­ду­ще­го Бо­га, хо­дя­ще­го око­ло ве­чер­не­го вре­ме­ни в раю. Воз­зван­ные Бо­гом они вы­ска­за­ли свою бо­язнь и сла­га­ли свою ви­ну — Адам на же­ну, а же­на на змея. Страш­ное на­ка­за­ние — про­кля­тие Бо­жие, по­стиг­ло всех при­част­ных к се­му пре­ступ­но­му де­лу, а в ли­це пад­ших пра­ро­ди­те­лей весь род че­ло­ве­че­ский. Ис­то­рия Ада­ма и Евы со­дер­жит­ся в пер­вых гла­вах кни­ги Бы­тия и за­кан­чи­ва­ет­ся до­воль­но об­ры­ви­сто. Он жил 930 лет.

15. Сотворение мира и человека

Дни творения мира и живых существ. Очень и очень давно не было ничего, не было даже самой Земли, а был сплошной мрак, холод пустота — и один только всемогущий Бог. Бог начал с того, что сотворил небо и землю. Но у них не было еще определенного вида, и, как сказано в Библии, только Дух Божий носился над водою. Затем Бог отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму — ночью.


Первый день творения мира.
Из Кэдмоновской
рукописи, ок. 1000 г.

На второй день Бог создал твердь, которая разделила воду так, что часть воды оказалась над нею, а часть — под нею. Эту твердь он назвал небом .

На третий день Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. Ее он назвал землей, а воды — морями. Богу понравилось то, что он создал, и по его желанию на земле выросли трава и деревья. И Бог увидел, что это хорошо.

На четвертый день Бог создал светила, чтобы давать свет земле и отделять день от ночи. По светилам можно было считать дни, месяцы, годы. Большое светило сияло днем, то, что поменьше, давало свет ночью, и ему помогали звезды.

На пятый день Бог занялся живыми существами. Сначала были созданы рыбы, водяные животные и птицы. Богу все они понравились, и он пожелал, чтобы их стало как можно больше.

Бог создаёт себе помощника. На шестой день Бог сотворил существ, которые должны были обитать на суше: и скот, и змей, и диких зверей. Но у Него было много других дел, и Он создал себе помощника — человека. Внешне он должен был походить на самого Бога. И как Бог властвует над всем миром, так и человек должен был господствовать над всей землей и всеми живыми существами. Сотворил Бог из праха земного мужчину и вдохнул в него жизнь, а через некоторое время создал женщину (как именно, мы узнаем дальше). И благословил их Бог, сказав: “Наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, ходящим и ползающим по земле”.

Посмотрел Бог на сотворенные им небо и землю, и понравилось ему все созданное. На седьмой день Бог отдыхал от своих трудов. И Он решил, что отныне каждый седьмой день будет праздничным.


Творение мира.
Из рукописи конца XIII в.

Адам в раю. Ева.

Первого человека Бог вылепил из глины и дал ему имя Адам . В стране, которую Библия называет Эдемом, Бог создал рай и поселил там Адама. По раю протекала большая река, и росли там самые разные деревья с большими и вкусными плодами. В середине рая стояли два особых дерева. Одно из них называлось “древом жизни”, другое — “древом познания добра и зла”.

Адам должен был ухаживать за райским садом и охранять его. Он мог есть плоды со всех деревьев, кроме одного: Бог запретил ему прикасаться к “древу познания добра и зла”, сказав, что Адам умрет, как только съест плод с этого дерева.

Скучно было Адаму одному, и тогда Бог приказал, чтобы к человеку пришли, прилетели, приползли, приплыли все живые существа, а Адам дал им всем имена и подыскал себе среди них помощника. Адам назвал всех животных, птиц, рыб и пресмыкающихся их именами, но не оказалось среди них никого, кто мог бы во всем помогать человеку. Опять Адам заскучал. Сжалился над ним Бог, усыпил его, а пока Адам спал, вынул у него одно ребро и создал из него женщину. Потом Он привел ее к человеку и разбудил его. Очень обрадовался Адам и решил, что теперь эта женщина, часть его самого, будет ему женой и помощницей.

Как Бог создал Еву из ребра Адама? Рассуждение 1

Быт.2:21 И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда
он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию.
Быт.2:22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека,
жену, и привёл её к человеку.
Как у мужчины, так и у женщины грудная клетка состоит из 12 пар рёбер и на этом рассуждения многих людей останавливаются. Давайте найдём самый основной и главный отличительный признак между представителями женского и мужского пола. Нет, это главенствующее различие заключается не в строении генитальных органов, не в антропометрических показателях тела, не в способности вынашивания потомства, и даже не в гормональном балансе среды организма. Обычному генетику достаточно одной клетки, чтобы определить — особи какого пола она принадлежала. И как же он это смог?
А очень просто, по хромосомному набору. У женщин две икс (ХХ) половые хромосомы, а у мужчин икс и игрек (ХУ) хромосомы. Знаете, почему они так называются икс и игрек? За внешнее визуальное сходство с соответствующими буквами. И у мужской У-хромосомы действительно не хватает одного ребра, чтобы стать похожей на Х.
Получается, что созданный Богом человек до полового разделения являлся женщиной? Ведь он имел (ХХ) набор хромосом? Это немного неверное суждение. Некоторые женские гормоны – производные тестостерона, то есть вначале появился он — тестостерон, а затем она – эстрадиол (эволюция тестостерона) – гормон, формирующий типичную форму фигуры женщины, а не наоборот.
Адам — первый человек создан по подобию единого Бога, и, следовательно, идеален. Но современный гомо сапиенс совершенен только в паре: мужчина и женщина. По отдельности они как половины порванной купюры — полноценны как предмет только в цельном состоянии. Нет будущего у человека, если не будет союза между мужчиной и женщиной. Не появиться новым поколениям, да и как им вырасти и не погибнуть. Большая глупость устраивать гендерный спор. Ведь Бога называем в молитвах «Отче» не от того, что он имеет бороду, а от того что частички себя заложил в наши души, и мы же, как чрево женщины или как почва, выращиваем их.
Нет, и не гермафродит был человек до разделения полов – это биологический признак уродства и ущербности, что не сопоставимо с человеком как подобием Бога. Ведь Бог в своих творениях превыше всего ставит гармонию, а не хаос. Есть ещё одна тайна. Если Всевышнего спросить кто он больше идеалист или материалист. Он бы выбрал материализм, и доводом служило: «Посмотрите на мир, который создал, познайте его законы и вам станет ясно!». В нём нет чудес, но всему есть объяснения – мудрость!
Как понимать был подобен Богу? Человек отличается от всех существ на земле способностью создавать, творить, изменять мир. Посмотрите: города, летающие в космосе металлические машины, интернет, клонирование – всё это творение рук людских, подтверждающие писание, хотя анатомически и физиологически: человек больше подобие тварей земных. Правда это не говорит о том, что мы равны с Богом и в мир можем вносить хаос вместо гармонии, ведь есть ещё слова Всевышнего — мы взяты из праха и в него и обратимся.
Как понимать — помощник Бога? Нет, глупо представлять помощника лысой обезьяной, бегающей голой по Эдемскому саду. Если человек был создан по подобию Божьему, то есть обладающим способностью творить, создавать, то логично предполагать, что в помощи Всевышнему как минимум надо обладать неким багажом знаний хотя бы о физических законах мира. Скорее всего, Адам знал — что такое кварк, теория относительности, термодинамика. Может поэтому древние цивилизации были значительно умнее нас, ни от того что их обучили инопланетяне, а от того что знания передал Адам своим детям, которые в будущем забылись.
Возможно, Библия, ветхий завет и есть послание, кладезь знаний о строении природы мудрости Бога, переданного нам следующей цивилизации в виде символизма, притчей и мифов, понятные по-своему в любые времена. Разве это не идеальный временной способ передачи? Внешнее описание У-хромосомы прочь забылось и через двести лет, но легенда о взятом ребре и сокрытием плоти живет тысячелетия.

АДА́М И Е́ВА

АДА́М И Е́ВА (евр. Адам – че­ло­век, букв. «сде­лан­ный из зем­ли»; Ева, лат. Eva, от евр. хав­ва – жи­вое су­щест­во), пер­вые лю­ди, со­глас­но биб­лей­ско­му по­ве­ст­во­ва­нию (Быт. 1–5 и др.). Тво­ре­ние че­ло­ве­ка Ада­ма по об­ра­зу и по­до­бию Божь­е­му за­вер­ша­ет шес­ти­днев­ное тво­ре­ние ми­ра. Бог соз­дал че­ло­ве­ка из пра­ха зем­но­го, вдох­нул в не­го ды­ха­ние жиз­ни (так что Адам стал «ду­шою жи­вою») и по­мес­тил его в Эдем (мест­ность, со­от­вет­ству­ет рус. «рай»), где он дол­жен был воз­де­лы­вать и хра­нить Эдем­ский сад. Ада­му бы­ло да­но бла­го­сло­ве­ние вла­ды­че­ст­во­вать над всем тво­ре­ни­ем. Од­но­вре­мен­но Бог дал че­ло­ве­ку за­по­ведь: не есть от дре­ва по­зна­ния до­б­ра и зла. Бог соз­дал жен­щи­ну из реб­ра Ада­ма и да­ро­вал её как по­мощ­ни­цу, по­доб­ную пер­во­му че­ло­ве­ку. Адам на­рёк свою же­ну име­нем Ева. Под­дав­шись ис­ку­ше­нию дья­во­ла, явив­ше­го­ся в об­ра­зе змея, пер­вые лю­ди проя­ви­ли не­по­слу­ша­ние Бо­гу, на­ру­ши­ли Его за­по­ведь: они от­ве­да­ли пло­дов дре­ва по­зна­ния, за­хо­тев «быть как бо­ги», – т. о. про­изо­шло их гре­хо­па­де­ние (см. Грех). А. и Е. бы­ли из­гна­ны из рая, они ста­ли смерт­ны. Ро­ды Евы от­ны­не свя­за­ны со скор­бью и бо­лью, а Адам об­ре­чён на труд «в по­те ли­ца» и на «про­кля­тие зем­ли». Ева ро­ди­ла Каи­на, Аве­ля, Си­фа и др. сы­но­вей и до­че­рей. В но­во­за­вет­ной тра­ди­ции «по­след­ним Ада­мом» име­ну­ет­ся Ии­сус Хри­стос. Срав­ни­вая вслед за ап. Пав­лом двух Ада­мов (1 Кор. 15:21–22; 45; 47–49), Ири­ней Ли­он­ский от­ме­чал, что Хри­стос как но­вый Адам воз­гла­вил че­ло­ве­че­ство, да­руя нам спа­се­ние, так что по­те­рян­ное на­ми в пер­вом Ада­ме мы полу­чи­ли во Хри­сте (PG. T. 7. Col. 932). Цер­ков­ная тра­ди­ция но­вой Евой име­ну­ет Бо­го­ро­ди­цу. По вы­ра­же­нию прп. Иоан­на Да­мас­ки­на, Ева со­вер­ши­ла пре­ступ­ле­ние, ос­лу­шав­шись Бо­га, и че­рез неё смерть вош­ла в мир, а Де­ва Ма­рия, по­слуш­ная Бо­гу, вве­ла в мир не­тле­ние – име­ет­ся в ви­ду рож­де­ние Иису­са Хри­ста и по­лу­че­ние че­ло­ве­ком воз­мож­но­сти спа­се­ния. Пра­во­слав­ной цер­ко­вью па­мять А. и Е. от­ме­ча­ет­ся в Не­де­лю свя­тых пра­отец.