Здоровье и религия

Тема отношения медицины и христианства – влияние веры на лечение сложных онкологических заболеваний очень важна, часто критична для выздоровления (или подготовке к смерти).

Любой человек смертен это данность. В Японии онкологические болезни недавно стала главной причиной смертей, это связано с тем, что там очень высокая продолжительность жизни, в других странах люди до своего смертельного рака не доживают.

Вера безусловно может позволить вылечиться или как минимум принять свою болезнь. Вера, как проявление своего отношения к Богу, может правильно позиционировать больного к своему диагнозу, а отсюда и к более адекватному отношению к своей болезни.

Я естественно не предполагаю ничего доказывать, если вы атеист это ваш свободный выбор. Бог сделал человека свободным, да и всему свое время (возможно у вас все впереди). Тут можно только сказать, что медицинская помощь в современном виде была бы невозможна без христиан. Это объективный факт.

Перед Рождеством решил высказаться на эту тему, поводом стал пост в FB от 1 января хирурга-онколога Андрея Павленко о том, что он умирает от онкологии и комментарии к нему. 5 января Андрей Павленко покинул этот мир.

Формулировать буду в основном тезисно, формат текста не предполагает детализации, при желание вы найдете интересующую вас информацию.

Посвящается Григорию,

помолитесь об его упокоении

и помолитесь об упокоении Андрея

Изначально одним из главных критериев в медицине и лечении болезни стояло отношение врача к больному, отношение должно было быть не просто человеческое, но я бы сказал милосердное, чему в основе нас учит именно христианство. Естественно не только у христиан встречается милосердное отношение, принципиальный момент что милосердие основа христианства.

Развитие медицины во второй половине XX века сделало лечение более формализованным и технологичным, личностные отношения стали часто уходить. При 10-15 минутах на прием не до построения отношений с пациентом. При этом ситуация принципиально не поменялась – медицина в существенной степени отношение человека к человеку, врача к больному и поддержка больного близкими. Современные методы лечения лишь инструмент. Поставить правильный диагноз и назначить правильный курс лечения – во многом зависит от правдивости самого врача, какие он решает задачи при этом, свои или больного. Из отношения врача к пациенту вытекают не просто предлагаемые современные методы лечения, а правдивые и уместные в данном случае методы. То что на практике так далеко не всегда ничего не меняет.

Также критично понимать, что в христианстве не действует правило «ты – мне, я – тебе», как в других религиях и учениях (карма – это по сути бухучет). При этом многие христиане этого не понимают, думают упрощенно и неверно, но подобное мнение постоянно звучит, часто доминирует. То что авторами подобных высказываний могут быть священники и епископы ничего не меняет. Идея “болезни по грехам” в различных вариациях как раз из этой области.

По завещанию Андрея Павленко будет создан грант его имени, целью которого будет финансирование медиапроектов, доносящих «правильную и правдивую информацию» об онкологических заболеваниях. Идея очень правильная, в России под видом реформы разрушается система медицинской помощи. На Рулимс текущему состоянию медицины и здравоохранения посвящено несколько десятков текстов.

Медицина и здравоохранение России на Рулимс

Подавляющее большинство россиян не понимает происходящего, люди столкнувшиеся с отсутствием ключевых лекарств, например, при лечении онкологии или после трансплантации – находятся на грани выживания.

Дополнительно виновными в текущей ситуации пытаются сделать врачей, что еще более ухудшает ситуацию.

С теорией и практикой получения медицинской помощи в России можно познакомиться в материале:

Медицинская помощь в России – конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи, программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и реальность

Это небольшое введение, перейдем к отношению медицины и христианства в истории и современности.

Христианство поддерживает медицину и не выступает за игнорирование современных методов лечения

Христианство не пытается заменить медицину, а наоборот всячески ее поддерживает и развивает

Совет от кого бы то ни было (епископа, “старца”, священника, в социальной сети) “уповайте на Бога и не лечитесь” в любых формах – откровенный бред, манипулирование, даже преступление перед Богом. Теоретически люди, которые могут дать такой совет существуют (например, сказать что оперироваться не нужно), но вы вряд-ли с ними пересечетесь. Идеи “альтернативного” лечения сложных заболеваний, типа онкологии, из этой же области.

Если человек сам выбирает довериться Богу и не лечиться – это его свободный выбор, но это никак не связано с отношением христианства к лечению.

Медицина и христианство

Медицина и христианство неразделимы, в Евангелиях множество притч об излечении больных. Один из ближайших учеников Христа – апостол евангелист Лука – автор Евангелия от Луки и первый иконописец, был врачом, возможно судовым врачом.

Недавно канонизированный архиепископ Лука Крымский – был врачом, автором книги “Очерки гнойной хирургии”. Митрополит Антоний Сурожский умерший в 2003 году, также был врачом, прошедшим вторую мировую войну. Конечно, можно предположить что оба епископа были не в себе или просто неадекватны современной реальности раз стали верующими, но это явно слабая гипотеза.

Европейская медицина и христианство не разделимы

Если смотреть шире, то медицинская помощь в современном виде в Европе зародилось вокруг христианской церкви в Византии. Естественно врачи были и раньше, но к примеру больницы в современном виде организовали христиане.

Больничное дело и медицина в Византийской империи

Доклад Георгия Папагеоргиу — профессора хирургии, заведующего второй хирургической клиникой Центральной государственной клинической больницы г. Афины «Евангелизмос» (Греция), был прочитан на 5-й научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» (г. Железнодорожный, пос. Купавна, 6 июня 2013 г.).

“Лечебных заведений в нашем понимании в древности не существовало. Так называемые «асклепии», скорее, представляли из себя санатории религиозного толка для состоятельных граждан. Врачи были лишь практиками. В Древнем Риме были только, как бы сейчас сказали, реабилитационные центры для раненых и больных воинов и рабов. Таким образом, древние лечебницы не могли стать примером для Византии.

С объявлением христианства государственной религией резко изменяется взгляд на всю систему лечения, ухода за больными и вообще восприятие страждущего человека. Церковь занимается делами милосердия. Местные епархии организуют под своим патронажем медицинское обслуживание больных, в особенности, неимущих граждан. На первом Вселенском Соборе в Никее были приняты решения, обязывающие архиереев лично курировать систему оказания медицинской помощи неимущим гражданам. Интересно, что император Юлиан (Отступник), который пытался возродить язычество, писал своему знаменитому другу врачу Оривасию: «Нам не мешало бы тоже проявлять заботу о слабых и немощных так, как это делают христиане». Эти слова так и остались на бумаге.

Так называемая социальная деятельность в Византии лежала целиком и полностью на Церкви и монастырях, и лишь много позже к этой работе подключилось государство и частные лица.”

Одна из первых крупных монастырских больниц была основана уже в IV веке в восточных владениях Римской империи, в Кесарии (Цезарее), в Каппадокии — области Малой Азии, населенной армянами. Эта больница послужила прототипом для создания подобных больниц на Востоке, а впоследствии и на Западе. Устав монастыря, при котором находилась Кесарийская больница, предусматривал порядок призрения и лечения больных. Уставы византийских монастырей содержали подробное описание хозяйственного распорядка больниц, лечения больных, обучения медицинскому делу и пр.

Более поздний пример: госпитальеры.

Госпиталье́ры или Иоанни́ты — основанная в 1099 году в Иерусалиме в качестве амальфийского госпиталя христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле.

Медицина и христианство в России

В России до революции двигателем медицинской помощи населению также в существенной степени было христианство. Монастыри содержала больницы и богадельни, строительство больниц и развитие медицины финансировали благотворители христиане. Больницы строились вокруг храмов, характерный пример здание НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского в Москве.

Это современная фотография НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского

НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, в центре Храм Святой Троицы

Начинался институт как Странноприимный дом

“28 июня 1792 года граф Николай Шереметев заложил камень в основание богадельни, получившей название Странноприимного дома. Инициатором строительства больницы была супруга графа Прасковья Жемчугова.

Открытие Странноприемного дома, ставшего одним из первых в Российской империи учреждений по оказанию бесплатной медицинской помощи бедным, состоялось в 1810 году. Помимо больницы и богадельни, в здании располагалась церковь Святой Троицы.”

Причем как видно на фотографии именно храм был центром здания и это не случайно.

Крупнейший московский комплекс лечебных учреждений в районе Пироговской улицы начинался как Клинический городок на Девичьем поле в конце XIX века. С его историей можно познакомиться . Финансировали строительство и функционирование больниц купцы благотворители, причем лечение было бесплатным для пациентов. Это был один из самых современных медицинских комплексов в Европе.

Поддержкой медицины в России занимались не только православные христиане и старообрядцы, но и католики.

“Фёдор (Иванович) Петро́вич Га́аз (Фридрих-Иосиф, нем. Friedrich Joseph Laurentius Haass; 24 августа 1780, Бад-Мюнстерайфель — 16 августа 1853, Москва) — московский врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор». Член Московского тюремного комитета и главный врач московских тюрем. В 2011 году римско-католическая церковь начала процесс канонизации доктора Гааза.”

И в XXI веке принципиально ничего не поменялось, христиане всячески поддерживают медицину. В странах, где десятилетиями не боролись с религией, церковь по-прежнему финансирует больницы и медицинские исследования на свои и привлеченные средства.

Идея что онкология это наказание от Бога – духовная болезнь, болезнь посланная за грехи – не подтверждается фактами

Подобное мнение просто фантазия дремучих людей которые это пишут

Вопрос наказания от Бога – крайне сложен, если в Ветхом завете были примеры наказания от Бога, то в Новом завете таких ситуаций нет – Бог никого сам не наказывает, люди наказывают сами себя.

Нет никаких оснований считать, что любая болезнь, в том числе, онкология, посылается за грехи больного или его родственников (в случае болезни детей).

Онкологией болели и от нее умирали святые. Например, умершие в XX веке – прп. Иоанн Кронштадтский (заболевание предстательной железы и мочевого пузыря), свт. Нектарий Эгинский (заболевание предстательной железы), прп. Паисий Святогорец (заболевание толстого кишечника). Прп. Паисий умер в 1994 году (канонизирован в 2015 году), вся история его жизни и болезни широко известна и описана. Это человек праведной жизни, который вообще не думал о себе, весь был сфокусирован на других людях.

На этот вопрос дан прямой ответ в Евангелии
Евангелие от Иоанна 9,1-3 (текст с комментариями)

1. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

Подробно притчу разбирает свт. Николай Сербский (Велимирович)

То есть тут вообще нет никакого вопроса – болезни не посылаются “по грехам”.

Почему посылается онкология и любая тяжелая болезнь знает только Бог. Что болезнь не случайна и повод подумать о жизни также очевидно.

Дремучесть верующих и атеистов

По факту дремучесть и неграмотность никак (или мало) связана с тем верующий человек или нет. Комментаторы в социальных сетях не понимают о чем пишут. При том, что христианами считает себя существенная часть граждан России, религиозную жизнь ведет всего лишь 3-5 процентов россиян, при этом далеко не все их них хорошо понимают, во что они верят. Атеисты, которые нападают на деятельность РПЦ в больницах (“лечат святым духом”) также обычно далеки от фактов и понимания отношения христианства к медицине.

Медицина и христианство – можно ли излечиться по вере

Конечно можно, но такая вера мало у кого есть, так что лучше прибегнуть к медицине, уповая на Бога. Критично понимать что статистика это одно, а ваша ситуация это совсем другое. Будущее знает только Бог.

Лечение телесное, духовное и душевное

Наряду с телесным лечением очень полезна помощь психолога (в России малодоступная). Духовная помощь также может вам помочь, к сожалению адекватно ее дать может далеко не любой священник.

Онкология и святые, к кому обратиться

Излечивает Бог по вере просящих, в России в случае онкологии принято обращаться за помощью к Божьей Матери, молясь иконе Божье Матери Всецарица.

Икона Божьей Матери Всецарица в Москве и московской области

Две наиболее известные иконы расположены в монастырях:

Новоспасский монастырь (метро Пролетарская)

Алексеевский монастырь (метро Красносельская, духовник прот. Артемий Владимиров)

Также есть два больничных храма посвященных этой иконе:

В Институте онкологии им. Герцена (метро Беговая, Динамо). Сайт храма, это подворье Новоспасского монастыря

Храм иконы Божьей Матери Всецарица при хосписе в Нахабино (Рижское направление РЖД, МЦД2).

В Греции об излечении молятся свт. Нектарию Эгинскому или Савве Освященному, в России молебны свт. Нектарию также стали читать.

И попробуйте пообщаться со священником – в случае тяжелой болезни он должен быть опытным и добрым. Развитие интернет и социальных сетей может помочь в поиске.

И не ограничивайтесь молебнами – посещайте литургию, исповедуйтесь, причащайтесь. Таинство соборования помогает излечиться.

“По вере вашей да будет вам” (Мф 9:29).

Опубликовано 04.01.2020, версия 0.971 от 08.01.2020

С историей мировой и российской медицины можно познакомиться в учебнике:

Мультановский М.П. “История медицины”

Связь с христианством прослеживается постоянно начиная с IV века (Византия).

Ссылка на тексты про онколога Андрея Павленко:

Его интервью с Екатериной Гордеевой из книги «Правила ведения боя. #победитьрак»

“Новая Газета”

The Village

Альтернативная медицина, альтернативное лечение онкологии и сложных болезней, “народное целительство”, шарлатанство

Александр Рулим (Sasha Rulim)

Поддержать Рулимс!

Если Рулимс помог вам или позволил сэкономить в чем-то, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Также можно помочь опубликовав ссылку на материал или на Рулимс (http://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме. Особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо. Так же буду благодарен за участие в группах Рулимс в социальных сетях. И исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая. Предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей.

Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.

Медицина и здравоохранение России

Тема лечения в России описывается в нескольких текстах, попытка “объять необъятное”

Как должно быть (что декларируется) с предварительными комментариями

Медицинская помощь в России – конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и реальность

Медицинская помощь в России – конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи, программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и реальность

Дополнительно рассматриваются вопросы соотношения медицины и здравоохранения, отношения врачей и пациентов. Также расписано как было реформировано здравоохранения СССР и что мы получили в Российской Федерации. Плюс обозначен вектор развития медицинской помощи и лечения в XXI веке.

Как лечить сложные заболевания в России – как найти своего врача и клинику

Как лечить сложные заболевания в России – как найти своего врача и клинику

Постарался описать все возможные варианты поиска “своего” врача. Вопросы взаимоотношения пациент-врач. Где и в каком виде может возникнуть оплата.

Блок текстов про лекарства на Рулимс

Лекарства ключевой момент лечения любой болезни. Лечат именно лекарства, врач делает назначение. В России в конце 2019 года складывается катастрофическая ситуация с лекарствами – базовые лекарства уходят с рынка, вместо качественных лекарств предлагаются лекарства с побочками. В некоторых случаях нет никаких лекарств.

В конце октября 2019 года я описал ситуацию, назвав ее “лекарственным геноцидом”. Мой текст был одним из первых в Рунете где было сказано что фактически речь идет о массовых убийствах. Уже через неделю-две таких текстов было много, трагичная тема стала популярна в СМИ. Как исправить ситуацию непонятно, понятно что она будет только ухудшаться.

Лекарственный геноцид населения – недоступность лекарств затрагивает здоровье и жизнь людей

Список материалов по медицине на Рулимс:

Медицина и здравоохранение России на Рулимс

Религия и здоровье

⇐ ПредыдущаяСтр 121 из 147

Религиозное поведение и практика, по-видимому, положительно связаны со здоровьем; свидетельством тому являются тщательные исследования, в которых принимали участие и здоровые и больные люди. Продолжительные наблюдения показали, что такие переменные факторы, как частота посещения религиозных служб, позитивно влияют на длительность жизни.

Частично это может происходить вследствие того, что религии сами устанавливают правила, ассоциирующиеся со здоровым образом жизни: избегать курения и алкоголя, свинины, мяса хищников, например акул и львов (чем выше животное в пищевой цепочке, тем больше в его мясе токсинов), а также рискованного и неразумного поведения, например азартных игр. Одно продолжительное наблюдение за группой американских христиан показало, что частое посещение религиозных церемоний и служб в 1965 году привело к позитивным изменениям в состоянии их здоровья тридцать лет спустя.

В исламе какие-то действия запрещены, какие-то поощряются, а какие-то требуются. Те, которые запрещены (haram), в основном относятся к образу жизни и здоровью:

• азартные игры;

• алкоголь;

• употребление свинины или собачатины;

• употребление мертвечины (мясо животных, умерших своей смертью);

• употребление мяса животных, забитых не исламскими способами (перерезание аорты горла и выпускание крови);

• употребление хищной рыбы;

• употребление ракообразных;

• ростовщичество;

• выражение нетерпения или раздражения по отношению к родителям (нельзя говорить «oiff»);

• самоубийство.

Все пищевые запреты, по-видимому, направлены на снижение паразитической нагрузки. Мясо хищных рыб, так же как и мясо акул и львов в других религиях, считается вредным, так как мясо хищников, находящихся высоко в пищевой цепочке, накапливает токсины. Выпускание крови, по-видимому, опять же снижает риск заражения паразитами. Только два предпоследних запрета не относятся напрямую к здоровью человека.

Интересно то, что среди всех требований в исламе (wajeb) три относятся к здоровью:

• ежедневная молитва (пять раз в день);

• соблюдение чистоты (перед молитвой омыть ноги, используя только проточную воду или песок);

• пост;

• подаяния бедным;

• паломничество в Мекку (если возможно);

• свидетельство веры («есть только один Бог, и Магомет – его пророк»).

Последние три, очевидно, выполняют социальную функцию: два из них – это «пустить пыль в глаза», еще одно – помощь членам группы. Их воздействие на иммунную систему неизвестно.

Но связь между религией и здоровьем уходит глубже и осуществляется не только посредством поощрения определенного рода поведения. Некоторые эффекты – например, улучшение работы иммунной системы, – появляются из-за наличия позитивных убеждений, веры, ощущения поддержки других членов группы (что достигается посредством различных религиозных актов с музыкальными элементами, которые положительно влияют на групповое самосознание). Как мы убедились ранее (см. главу 6), музыка положительно воздействует на иммунную систему, а шум – негативно. Торжественная, позитивная музыка, которая применяется в религиозных церемониях, пожалуй, лидирует в списке действенных средств (в противоположность, скажем, джазу или рэпу). Даже исповедь оказывает положительное воздействие на работу иммунной системы. Во всех католических церквях есть приватные исповедальни, а в америндских религиях – множество ритуалов публичного покаяния. Вполне вероятно и то, что личное вербальное признание во время молитвы производит подобный иммунный эффект.

Как бы там ни было, связь между религией и состоянием здоровья человека есть, и довольно сильная, поэтому естественный отбор способствует развитию религиозного мировоззрения и убеждений. Поэтому, будучи биологами, мы не относимся к религии фобически, как к какой-то негативной силе, распространяющейся молниеносно, подобно вирусу. Нельзя забывать, что до появления науки медицина развивалась только благодаря религии, знахарям, целителям. Некоторые достижения в этой области действительно принесли пользу человечеству, например употребление растений, обладающих нужными целебными свойствами. Корни этого явления уходят далеко в первобытное прошлое (наши предки не осознавали причинно-следственной связи). Некоторые эффекты употребления растений в медицинских целях можно отнести на счет плацебо-эффекта, главного способа излечения, господствовавшего в западной «медицине» в течение двух тысяч лет. Да, вера убивает – и вера может излечить.

Несомненной пользой религии является то, что она предоставляет нам концепцию понимания мира, систему координат для наших действий. Недавнее исследование в области нейрофизиологии демонстрирует, в чем заключается польза религиозности. Ученые сосредоточили свои наблюдения на передней поясной коре (ППК), области мозга, вовлеченной в различные процессы, включая саморегуляцию и контроль над ощущением беспокойства. Участники эксперимента проходили тест Струпа (распознавание напечатанных разным цветом слов, обозначающих цвета), а исследователи измеряли ЭЭГ-активность их ППК. Чем выше религиозное рвение человека или с чем большим энтузиазмом он декларирует свою веру в Бога, тем меньшее возбуждение демонстрирует его ППК в ответ на ошибки и тем меньше ошибок он совершает. Получается, что религиозность служит ему своеобразным барьером против ошибочной деятельности. Должно быть, у религиозности множество таких полезных эффектов.

Date: 2015-12-13; view: 1108; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Христианское отношение к медицине и здоровью

Здоровье, как и сама жизнь, – дар Божий, который не ценится до тех пор, пока не утрачен. Болезнь ставит нас в неудобное положение, она всегда некстати, не говоря уже о том, что болезнь – это боль, это несвобода, это реальная возможность умереть, в том числе и от лечения. Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по-иному рассматривает проблему болезни и здоровья. Святые отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу.

С православной точки зрения, болезнь является уделом человека на земле, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества – стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь – закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням.

«Причина болезни – грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость», – утверждал преподобный Ефрем Сирин.

Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: «… дано мне жало в плоть.., чтобы я не превозносился». Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.

Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.

В ХХ веке болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание.
Это является выражением общего неправильного отношения к человеку как к сгустку мыслящей материи, или к жизни как только к движению материи. Православное понимание болезни шире медицинского.

«Болезную, братие, вместе с вами, – говорит св.Киприан. – Нисколько не утешает меня в болезнях моих то, что я сам здоров и невредим. Ибо пастырь уязвляется в язве своего стада…».

Не только грех, но и беременность, например, еще в прошлом веке называлась болезнью, а с другой стороны, деторождение для женщины спасительно так же, как для мужчины труд в поте лица. В Ветхом Завете часто рядом стоят «труд и болезнь», а в величании святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову церковный народ поет: «…и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове…» Значит, и болезнью можно послужить проповеди Евангелия.

Особой болезнью, даже и с медицинской точки зрения, является старость как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивое чувство. Таких христиан с иконописным ликом чаще всего можно встретить именно среди православных. Благообразие, однако, не приходит само собой, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней. Внешняя и внутренняя красота таких личностей заставляет думать о их святости и о истинности православных путей спасения души.

Мы веруем, что смерть христианина является переходом к новому существованию, новой реальности – вечной жизни человеческой души с Богом. Какое значение имеет телесное здоровье во временной, земной жизни человека с точки зрения его вечного предназначения?

С православной точки зрения, телесное здоровье является меньшей ценностью, чем здоровье духовное, ибо очевидно то, что при неразвитости христианского мировоззрения телесное здоровье может быть гибельным для души, так как некоторые заповеди Закона Божия легче нарушать, будучи здоровым, нежели немощным. Телесное здоровье, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. Ветхозаветный мудрец советует нам: «Прежде болезни заботься о себе…»(Сир. 18, 19). Но в православном понимании и болезнь является благом, ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу. Для неправославных или неверующих во Христа Спасителя оценка «пользы или вреда» переносимых страданий находится за пределами человеческого разумения.

В рассказе «Живые мощи» («Записки охотника») И.С.Тургенев описал человека, которого неизлечимая болезнь постепенно привела к внутреннему обновлению.
Крестьянка Лукерья, умница и первая красавица, оказалась прикованной к постели. Сначала, по ее собственному признанию, ей было «очень томно», затем она «привыкла, обтерпелась» и даже стала расценивать свое положение лучшим по сравнению с теми, у кого нет пристанища, кто слеп или глух. Она благодарит Бога за то, что видит, слышит, чувствует запахи цветов и трав, за то, что у нее есть всегда «припасенная ключевая вода». В своем убогом положении она приходит к выводу: Бог лучше знает, что ей нужно. «Послал Он мне крест – значит, Он меня любит…» – это убеждение позволяет ей сохранить внутренний мир и терпеть страдания Христа ради. «Рассказывали, – пишет И. С. Тургенев, – что в самый день кончины она все слышала колокольный звон… Впрочем, Лукерья говорила, что звон шел не от церкви, а «сверху». Вероятно, она не посмела сказать: с неба».

Болезнь может служить духовному росту человека, но только тогда, когда она становится вольным страданием – подвигом, в котором больной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей соглашается переносить страдания. Тем самым человек обнаруживает добродетель терпения, смирения и послушания, которая не остается без награды: во-первых, Господь по молитвам болящего и его близких облегчает страдания больного вплоть до чуда исцеления; во-вторых, Господь посылает врача.

Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг – молитву, пост (немало болезней лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также обращение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых. Некоторые больные этим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое решение, если оно принято без ведома духовника, является греховным, так как в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию. Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется от тебя, ибо он нужен.» (Сир. 38, 12). Итак лечиться необходимо, важно другое – как и у кого.

Христианство как духовно-нравственный базис медицины. Исторический аспект

1. Введение

Говоря о духовно-нравственном аспекте медицины, хотелось бы сразу дать определение понятиям «духовность» и «нравственность».

Нравственность можно определить как свод норм поведения, принятый определённым обществомкак обязательный для его членов, т.е. напрямую связан с уровнем развития общества, его традициями, устоями.

Духовность же – это отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа (Толковый словарь Ушакова). Для христиан – это состояние глубокого единения человека с Богом (Теологический энциклопедический словарь под ред. У. Элвелла). В христианской традиции духовность противопоставляется душевности – совокупности всего того, что не выходит за пределы психологических процессов. В отличие от «душевного» «духовное» очищено от замаскированных импульсов своеволия, себялюбия, чувственности, агрессивности. Поэтому духовность в христианском понимании связывается с внутренней чистотой и умиротворенностью, со скромностью и послушанием.

Законодателем нравственности в медицине заслуженно считается Гиппократ, обобщивший в своей знаменитой Клятве, декларируемые по сей день, заповеди поведения врача. Но помимо самих наказов врачу, в своей Клятве он впервые попытался внедрить трансцендентную ответственность – ответственность врача за свои поступки перед высшей силой, а не только перед собственной совестью, как в более ранних трудах врачей других народов. В полной же мере этот постулат был раскрыт в медицине благодаря христианской традиции, которая признаёт Бога как Того, перед кем каждый должен дать отчёт («Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» Библия, послание к Римлянам 14:12). Именно христианство заложило прочный фундамент духовности, придало смысл зародившимся идеям нравственности.

2. Роль христианства в становлении мировой медицины

2.1 Античность

Уже в период поздней античности с утверждением христианства попечение о больных становится предметом особой заботы церкви. Василий Великий (известный церковный писатель и богослов) устроил в Цезарее в 370-379 гг. целый город для больных, известный под именем «Базилия». Позже врачебное дело достигло высокого уровня в Константинополе, где на церковные пожертвования были основаны лечебницы. С V в. уставом св. Бенедикта (родоначальника монашеского движения) монахам было вменено в обязанность лечение больных и уход за ними; при монастырях создаются госпитали и приюты. В VI в. монахи ордена св. Лазаря, возникшего на территории Италии, посвятили себя уходу за прокаженными. От имени покровителя этого ордена произошло слово «лазарет». Первоначально так называли организованные монахами приюты и больницы для прокаженных, позже лазаретом стал называться передвижной военный госпиталь. По распоряжению папы римского Григория Великого (время понтификата 590-604 гг.) в Европе было построено множество больниц и столовых для бедных.

2.2 Средневековье

Медицина средневековой Европы развивалась в христианской культуре. Библейские тексты содержат множество гигиенических предписаний, упоминаний о различных болезнях и эпидемиях, профилактике болезней и рекомендаций по сохранению здоровья. В Священном Писании зачастую Бог сравнивается с врачом.

В христианской культуре сформировалось представление о том, что Господь карает грешника болезнями или посылает испытания праведникам, напоминая тем и другим о бренности земного бытия. Влияние богословских текстов и терминов на разные аспекты средневековой европейской культуры, в том числе и на развитие медицинских представлений, часто бывает неявным и раскрывается при внимательном прочтении. Приведем несколько примеров. До настоящего времени словом «плацебо» называется безвредное вещество, которое иногда предлагается в качестве лекарства. Его эффективность зависит от веры больного в исцеление. Возникновение этого термина связано с первым словом заключительной строчки 114 Псалма: «Буду ходить пред лицом Господним на земле живых» (лат. «Placebo Domini in regione vivonan»). Слово «реанимация» происходит от латинского «animatio», что значит «оживление», оно пришло в медицину из богословия. В XIV в. во время эпидемий в Европе стали задерживать людей и товары на пограничных пунктах в течение 40 дней. В результате появился термин «карантин» (от итал. «quaranta gironi» – «сорок дней») в память о 40-дневном пребывания Христа в пустыне.

Значительное влияние на восприятие врачебного искусства оказало то, что Лука, один из четырех евангелистов, был врачом. Около семидесяти врачей, живших в разное время, были канонизированы церковью. В их числе братья-врачи Косьма и Дамиан, св. Антоний и св. Рох. Косьма и Дамиан жили во второй половине III в. недалеко от Рима. За свои исцеления они не требовали от больных иной платы, кроме веры во Христа, за что получили прозвище «бессребреники». Значительно позже, в начале XIV в., жил самоотверженный врач св. Рох. Он отдавал все силы лечению больных чумой и заразился сам. Иллюстрации с изображениями этих святых неоднократно воспроизводились в медицинских изданиях, которые распространялись в Европе с середины XV в. с появлением книгопечатания.

Религиозные представления средневековья побуждали людей искать в церкви не только утешения и помощи, но и исцелений, о которых повествуют библейские свидетельства. Однако это совсем не значит, что средневековая медицина уповала только на молитвы. В разных случаях применяли разные методы лечения, известные монахам из медицинских книг. Уже в период раннего средневековья монастыри, на территории которых находились скриптории (от лат. «scriptor» – переписчик книг) и библиотеки, стали центрами книжной культуры. «Монастырь без книжного шкафа словно крепость без арсенала» («Claustrum sine armario est quasi castrum sine armamentario»), — гласит латинская пословица.

В VII-VIII вв. при монастырях были организованы многочисленные приюты и больницы для странников. В приюте св. Бернарда, расположенном в ущелье Апеннинских Альп, монахи-августинцы оказывали помощь тем, кто решался перейти заснеженные горные вершины. Ночью и во время ураганов они звонили в колокола, зажигали свет в окнах обители и с колокольчиками выходили навстречу путникам. В приюте замерзших отогревали и оказывали посильную врачебную помощь. Если странника не удавалось вернуть к жизни или в горах находили тело умершего, его отпевали и относили на ледовое кладбище в горах.

В средневековых монастырях создавались больницы, которые первоначально предназначались для братьев святой обители, однако с увеличением числа странников их пришлось расширить. Монахи, сведущие в лечебном деле, выращивали в монастырских садах лекарственные растения. Монастырь часто имел свою аптеку и был центром, где больные из окрестных деревень могли получить совет и помощь. Одним из наиболее известных центров врачевания начала IX в. был монастырь в Сен-Галлене.

В X-XI вв. паломники в восточные страны, а позже – рыцари-крестоносцы могли найти приют и врачебную помощь в обителях «подвижного братства» – госпитальеров. В 70-х гг. XI в. они организовали целую сеть госпиталей и приютов во многих странах Европы и на Святой земле – в Антиохии, Иерусалиме и других городах Востока. Одним из первых был госпиталь Иоанна Милостивого в Иерусалиме, который в начале XII в. был способен принять до 2000 больных и даже имел специальное отделение для лечения глазных болезней. Из женских духовных общин, посвятивших себя уходу за больными, упомянем орден Елизаветинок, основанный св. Елизаветой в Тюрингии в XIII в.

Традиция образования монашеских орденов для ухода за больными продолжалась в эпоху Возрождения и Нового времени. Так, в 1534 г. возник орден братьев милосердия, а в 1627 г. – орден сестер милосердия.

Больница рассматривалась как место, находящееся под покровительством и защитой церкви. Среди множества духовных лиц, посвятивших себя медицине, некоторые занимали весьма высокое положение. Так, например, папа римский Иоанн XXI до своего избрания в 1276 г. с большим успехом практиковал в Лионе как врач под именем Петра Испанского.

Хотя уже в XII в. в европейских городах появились больницы, основанные светскими лицами, до середины XIII в. они обычно находились в ведении монашеских орденов. В таких приютах, расположенных на окраине города, у городской стены или перед городскими воротами, как правило, были чистые постели и хорошая пища, тщательный уход за больными. Позже в больницы стали назначать врачей, не принадлежащих к какому-то определенному ордену. В XIII-XIV вв. больница перестала быть церковным учреждением в строгом смысле слова, однако продолжала находиться под покровительством церкви, поэтому ее имущество считалось неприкосновенным. Это имело большое значение для организации врачебного дела: состоятельные горожане охотно вкладывали свои средства в больницы, обеспечивая тем самым их сохранность. Больницы имели возможность приобретать земельные владения, предоставлять ссуды, использовать запасы зерна в случае неурожая.

2.3 Забота об умирающих

Заботу о неизлечимо больных и умирающих в Европу также принесло христианство. Античные медики полагали, что медицина не должна «протягивать свои руки» к тем, кто уже побежден болезнью. Помощь безнадежно больным считалась оскорблением богов: человеку, даже наделенному даром врачевания, не пристало сомневаться в том, что боги вынесли больному смертельный приговор.

Изначально хосписами назывались ночлежки или богадельни, где останавливались паломники по пути в Святую Землю. Обычно они располагались вдоль дорог, по которым проходили основные маршруты христианских паломников, и были своего рода домами призрения для уставших, истощенных или заболевших странников. Хотя большинство раннехристианских хосписов пеклись в большей мере о душевном покое своих гостей, в хосписах заботились и о теле заболевших, считали их паломниками на важном пути, пути духовного совершенствования. Конечно, первые хосписы не были созданы специально для ухода за умирающими, однако, их заболевшие гости были окружены заботой и вниманием до конца.

Сегодняшние принципы работы хосписов, созданных для облегчения страданий в основном раковых больных на поздних стадиях развития болезни, берут свое начало еще в раннехристианской эре. Зародившись вначале в Восточном Средиземноморье, идея хосписов достигла латинского мира во второй половине IV века нашей эры, когда св. Фабиола открыла хоспис для паломников и больных. С этого времени множество монашеских орденов прилагали значительные усилия, чтобы выполнить заповедь из притчи об овцах и козлах (Библия, Евангелие от Матфея, 25:35-36) – накормить алчущего, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или узника. Эти принципы, наряду с заповедью «Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Библия, Евангелие от Матфея, 25:40), были основой благотворительной деятельности, распространившейся по всей Европе.

3. Влияние христианства на развитие медицины в России

3.1 Древняя Русь

В Древней Руси к людям с физическими и психическими отклонениями относились с состраданием. Начиная с X века, времени принятия христианства, основные меры помощи детям-сиротам, неимущим, калекам, немощным, были связаны с княжеской защитой и попечительством, а затем в большей степени с монастырско-церковными формами призрения.

Монастырская медицина включала в себя не только оказание лечебной помощи нуждающимся, но и другие формы оказания помощи – предоставление жилья, пищи, духовного попечения. Она была не только одной из основных форм оказания медицинской помощи широким массам народа, но и утверждала идеалы христианской морали применительно к медицинской деятельности. Монахи считали врачевание больных делом своего подвижнического долга и усердно направляли заботы на призрение заболевших.

В летописях, сборниках древнерусских законодательных актов, церковных документах и литературных памятниках встречаются многочисленные сведения, касающиеся медицинской практики и лечебного дела. Термины «лекарь», «лечец», «врач» упоминаются в «Церковном уставе» князя Владимира (конец X в.), в «Русской правде» Ярослава Мудрого (начало XI в.) и других документах того времени. С принятием христианства на Руси, распространением грамотности и письменности многовековой опыт народной, а затем и монастырской медицины обобщался в виде «лечебников» и «травников». Немало было и переводных «лечебников». Помимо русских медиков в Киеве и других крупных городах практиковали и иноземные врачи – греки, сирийцы, армяне, имевшие свои дома с лекарственными «погребами» (аптеками). Как русские, так и иноземные врачи привлекались для медицинского обслуживания князей, бояр, а также княжеских дружинников, составлявших основу государственной власти в древнерусских княжествах.

В «Киево-Печерском патерике» содержатся первые сведения о врачебной этике на Руси XI-XII веков. В нем говорилось о том, какими качествами личности должен обладать лечец, как вести себя в отношениях с больными, как относиться к своей работе. «Лечец должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать все, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии».

Монгольское нашествие и установление монголо-татарского ига нанесли огромный ущерб русской культуре. В связи с нашествием монголо-татар на Руси развитие медицины и медицинской этики на несколько столетий затормозилось на уровне народного врачевания и монастырской медицины. С конца XIII века и до второй половины XV века не встречаются упоминания о светских врачах. Лишь, в некоторых неразоренных городах при княжеских дворах сохранялось медицинское обслуживание придворными врачами.

3.2 Медицина Московского государства и Российской империи

В первой половине XVI в. в Московском государстве появляются иноземные врачи, аптекари, хирурги, имевшие не только знания в определенной области медицины, но и обладавшие этическими представлениями, соответствующими сложившимся в Европе христианским ценностям.

До конца XVIII в. отечественная медицина развивалась под влиянием западноевройпейской. Иностранные врачи и фармацевты были преподавателями в российских учебных заведениях, оказывали медицинскую помощь. Первые отечественные врачи получали образование в европейских университетах.

Выдающиеся отечественные доктора большое внимание уделяли проблемам нравственности в медицинской деятельности. Они рассматривали проблемы профессионального долга медицинских работников, «врачебной тайны», этических норм и принципов взаимоотношений с больными, проблему аборта, проблему профессиональных ошибок, социальной ответственности врача, этические проблемы медицинской науки и образования и другие.

Славу врача-подвижника обрел русский врач немецкого происхождения Фёдор Петрович Гааз (1780–1853), известный также как «святой доктор». Являясь членом Комитета попечительства о тюрьмах, этот замечательный врач, у которого охотно лечилась знать, все свои силы отдавал ссыльным, каторжанам и сиротам. В условиях тогдашней социально-политической организации и состояния медицинских служб в России он стремился отстоять особые права заключенных на защиту, охрану их здоровья и медицинскую помощь. В контексте, собственно, духовно-нравственного аспекта следует обратить внимание на религиозные истоки мировоззрения Гааза: «Я прежде всего христианин, а потом уже врач».

В начале XIX в. в России появляется служба «Сердобольных вдов» (1803 г.). «Сердобольными вдовами» были жены и вдовы солдат, которые осуществляли уход за больными, престарелыми, увечными и т.д. Они дежурили в Мариинской больнице для бедных в С.-Петербурге, а с 1818 г. в Мариинской больнице в Москве. Дежурные вдовы должны были осуществлять надзор за порядком в палатах, при раздаче больным пищи, лекарств, следить за содержанием в чистоте и опрятности больных и их постелей. Врачи давали указания по уходу за больными. В присяге сердобольных вдов было сказано: «Желая… подражать сердоболию… Иисуса Христа, из любви к страждущему человечеству исцелявшему всякий недуг и всякую болезнь… клянусь… что доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим… что буду тщательно соблюдать все, что по настоянию врачей признано будет полезным и нужным для восстановления здравия вверенных моему попечению болящих… что по долгу христианского милосердия не только буду заботиться о телесном, но и о душевном здоровье болящих… буду, по возможности, стараться моим примером и советом располагать и самих болящих к молитве веры, спасающей больных…».

Многие врачи, считающиеся столпами отечественной медицины, являлись глубоко верующими христианами. Величайший хирург России, основоположник российской военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов (1810-1881гг.) писал: «Смело и несмотря ни на какие исторические исследования, всякий христианин должен утверждать, что никому из смертных невозможно было додуматься и еще менее дойти до той высоты и чистоты нравственного чувства и жизни, которые содержатся в учении Христа; нельзя не почувствовать, что они не от мира сего. Веруя, что основной идеал учения Христа по своей недосягаемости остается вечным и вечно будет влиять на души, ищущие мира через внутреннюю связь с Божеством, мы ни минуты не можем сомневаться в том, что этому учению суждено быть неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса».

Другой великий русский врач Евгений Сергеевич Боткин (1865 – 1918гг.) на своей первой лекции сказал студентам о самом важном в деятельности врача: «Пойдемте все с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как быть ему полезными». Служение медика Боткин считал истинно христианским деланием, он имел религиозный взгляд на болезни, видел их связь с душевным состоянием человека. В одном из своих писем к сыну Георгию, он выразил свое отношение к профессии медика как к средству познания Божией премудрости: «Главный же восторг, который испытываешь в нашем деле… заключается в том, что для этого мы должны все глубже и глубже проникать в подробности и тайны творений Бога, причем невозможно не наслаждаться их целесообразностью и гармонией и Его высшей мудростью».

3.3 Советский период

В советский период развития российской медицины отношение к медицинской этике (как науке о нравственности и морали) было очень неоднозначным. Оно колебалось от полного отрицания ее необходимости в связи с представлением о том, что все советские врачи (за редким исключением) являются носителями коммунистической морали, нацеленной только на благо человека, до признания ее необходимости и её трансформации в современную биоэтику. В этот период профессиональная медицинская этика фактически отождествлялась с марксистской, в соответствии с которой каждый советский человек (включая, разумеется, и медработников) нацелен на служение другим, исполнение своего долга перед народом, обществом, государством. Пациент рассматривался как представитель народа, которому служат медицинские работники, беззаветно отдавая все свои знания и силы.

Сравнивая моральный облик врача социалистического и капиталистического обществ, «главный теоретик» советского здравоохранения Николай Александрович Семашко (1874-1949гг.) писал:»Этика советского врача – это этика своей социалистической Родины, это – этика строителя коммунистического общества, это – коммунистическая мораль, стоящая выше классовых противоречий. Вот почему мы не отрываем понятия о врачебной этике от высоких этических принципов гражданина Советского Союза».

Изменилось и положение в системе здравоохранения, и этические основания деятельности медицинских сестер. Общества сестер милосердия были упразднены, Российский комитет Красного Креста был реорганизован в Советский комитет Красного Креста и Красного Полумесяца, создана новая система подготовки медицинских сестер. С 1926 г. сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, что подчеркивало разрыв их деятельности с религией и ориентацию на нравственные идеалы коммунистической морали.

Видя негативное отношение к медицинской этике как к «буржуазному пережитку» и понимая, что медицина без этики существовать не должна, ведущие советские ученые-медики вновь вспомнили о существовании медицинской деонтологии. Термин «медицинская деонтология» дал возможность врачам эпохи сталинизма под видом отказа от «буржуазной медицинской этики» использовать все те же принципы христианского человеколюбия в медицине, подменив их основание.

4. Современная Россия

«Врач не смеет быть лицемером…, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком, … сила врача – в его сердце, работа его должна руководиться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; величайшая основа лекарства — любовь»

Парацельс (1493 – 1541гг.)

«Каждый человек, цель которого – отдавать себя на служение другим, должен серьезно относиться к следующим … моментам: во-первых, однажды он предстанет перед Высшим Судьей и даст отчет за все вверенные ему жизни; … так как все его умения, знания и сила были даны ему Богом, то он должен использовать их во славу Его и на благо человечества, а не ради прибыли или собственных амбиций; … врач, существо тоже смертное, должен облегчать боль своих пациентов с осторожностью и добротой, поскольку ему самому когда-то также, может быть, придется страдать»

Отец английской медицины Томас Сиденхейм (1624-1699гг.)

4.1 Зыбкое основание

Перечислять успехи современной российской медицины, а также озвучивать известные её проблемы не является задачей данной ститьи. Видимые вещи являются следствием глубинных, невидимых процессов. Хотелось бы копнуть глубже, и рассмотреть фундамент сегодняшнего здания под названием «российская медицина» в духовно-нравственной системе координат.

Настоящее положение отечественного здравоохранения неразрывно с состоянием всего российского общества и является логическим следствием цепи исторических событий. Христианские основы морали и нравственности в России были отвергнуты коммунистической идеологией, идеологией заменившей древний нравственный ориентир – Божью волю волей человеческой – коммунистической моралью. После падения советского строя старые нравственные ценности, в том числе и для медицинского сообщества, оказались неактуальными, а новых сформулировать было некому. Со временем эта ниша постепенно стала заполняться идеями потребительства и гуманизма.

Медицина в России сегодня – это результат симбиоза развалин безбожной советской медицины и прививаемых меркантильных ценностей нынешней гуманистической, секулярной Европы. Всю неблагообразность и бесперспективность этого сочетания не получится скрасить словами о самобытности и «особости» пути русского народа, т.к. без прочного духовного основания всё это «дом, построенный на песке».

В современных реалиях основополагающий принцип милосердия меркнет перед сухими доводами о рентабельности, экономической обоснованности. Здесь и корень коррупции. И это проблема не только медицинского социума во главе с его руководством, но глубинная проблема всего общества. Это проблема подмены основания. Если медицина имеет глубокие корни в вере в Бога, если она формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков под влиянием христианского мировоззрения, то замена его на секулярные гуманистические (или любые другие) ценности таит в себе угрозу неизбежной деградации.

4.2 Прогрессирующая утрата доверия

На протяжении всей истории обязательным условием для развития и совершенствования медицины было доверие врачу. Наивно было бы предполагать, что сегодня можно обойтись без него. Но именно прогрессирующая утрата отечественным здравоохранением доверия пациентов является пока неразрешимой проблемой.

Первопричиной падения уровня доверия врачам является не низкий уровень знаний и умений, как может показаться на первый взгляд, но восприятие духовных основ медицины как архаизма. Лучшее из всего, что может предложить рациональная материалистическая модель медицинской помощи – это практичность, однако, она не дает гарантии, что во главу угла всегда будут ставиться интересы пациента, а не экономиста, администратора, фармацевтической компании или врача. Тот, кто отрицает существование объективной Истины и утверждает, что мы сами определяем для себя свои ценности, не может осмыслить заповедь «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Утверждение постулата, что отношения между врачом и пациентом лежат, по сути, только в плоскости товарно-денежных отношений, замена понятия «помощи» как содействия, приносящего облегчение на понятие «услуга», не несущее нагрузки ответственности, росту доверия врачу способствовать не могут. От медика сегодня требуется лишь наличие знаний и навыков, чтобы он смог закончить современное медицинское учебное заведение и оказывать медицинскую услугу должного качества. Но измерить оценкой можно только внешнее отношение к делу. В конечном итоге, как представлялось Сиденхейму, пациента защищает только послушание врача Богу и Его заповедям.

Разработка морально-этического кодекса медицинского работника на основании принципов гуманизма для восстановления утраченного доверия – повторение ошибок прошлого. Также и клятва (Гиппократа, российского врача и т.п.) имеет смысл лишь при условии, что в основании истины, в которую верит человек, – Бог. Только такое основание обладает огромной силой, силой способной дать новый толчок для развития медицины в нашей стране.

5. Заключение

На основании представленных исторических фактов видно, что христианство заложило прочное духовно-нравственное основание медицины и на протяжении многих веков являлось драйвером развития медицинской помощи и медицинской науки. Проблемы современной российской медицины напрямую связаны с заменой древних, испытанных Божественных ценностей на секулярные ценности гуманизма.

Финансовые вливания в отрасль, закупка новейшего оборудования, совершенствование системы образования и повышения квалификации медработников и администраторов – всё впустую, если не будет решена проблема ценностного ориентира. Никакие карательные, равно как и поощрительные меры, игры статистическими показателями не смогут остановить деградацию нашей медицины, если мы не вернёмся к истокам, к прочному, испытанному духовному фундаменту.

6. Список использованных источников

1. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. — М.: Европейский Дом, 2003. – 272 с.

3. Жарова, М.Н. Кратки очерк развития медицинской этики в Европе и России / М.Н. Жарова // Естествознание. — 30.05.2010. — №8.

5. Хосписы. Сборник материалов: литературный обзор, рекомендательные и справочные материалы. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера», 2011.

7. Семашко Н. А. Избранные произведения. — М., Медицина, 1967. – 380с.

8. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. – М.: Издание Моск. Патриархии, 1988. – 1376 с.

9. Патрик Д. Гиппократ и медицина XX века.: 2000 лет христианства и его влияние в медицине, науке и обществе. Ялта, 1998. Крымское отделение Академии наук Украины, Крымский медицинский университет, Крымско-Американский колледж. — Режим доступа:http://www.scienceandapologetics.org/text/83.htm.

В ряде церквей и храмов можно увидеть икону с изображением города, на который ангелы шлют свои стрелы. Тот, в кого попала стрела, заболевает. Это картинное, наглядное изображение религиозного представления о происхождении и сущности болезни. Болезнь — это «божья кара».
«Второзаконие» гласит, например: «Если не будешь слушать гласа господа бога твоего, то прилепит господь к тебе моровую язву… поразит тебя чахлостью и горячкою, и лихорадкою, и воспалением… проказой египетской, и почечуем, и коростою, и чесоткою, от которой ты излечиться не можешь, поразит тебя господь».
Во взглядах католиков и православных на психические болезни есть некоторые различия. Если католики психические болезни считают делом добровольного союза человека с дьяволом, то православные рассматривают душевные заболевания как результат внедрения беса в человека вопреки его воле. Поэтому католики во времена инквизиции призывали к уничтожению психически больных, православные же считали необходимым лишь заточение этих больных в монастыри.
Но если болезнь является «наказанием» божьим за грехи человека, то за что же он «наказывает» младенцев, не успевших совершить никаких грехов?! За что он «наказывает» глубоко верующих и даже его «земных представителей», служителей религиозного культа?!
Чтобы выйти из подобного затруднительного положения, богословы придумали другой способ объяснения болезней. Они говорят, что бог ниспосылает болезни на людей для испытания их веры. Но и такое объяснение не выдерживает критики. Ведь бог всеведущ, он осведомлен о прошлом, настоящем и будущем людей, об их помыслах и намерениях. Но если он добр и все знает о людях, тогда зачем же ему испытывать их веру?
На самом деле религиозная догма о болезни — выдумка богословов. Причем эта выдумка имеет земной прообраз. В эксплуататорском обществе, основанном на эксплуатации, вражде и недоверии, графы, князья, короли, императоры и служители религиозного культа нередко практиковали такой способ испытания верности своих подданных. Они наказывали их и следили за тем, как подданные оценивают это наказание. Если подданный рассматривает наказание как должное, как справедливое и разумное решение своего владыки, то последний считает его «своим», «верным». Если наказанный выражает недовольство, ропщет и протестует, то, значит, он ненадежен, неверен и т. п. Эта земная мера испытания верности подданных и была «перенесена на небо», т. е. в фантазии верующих превращена в божественное средство испытания их религиозной верности путем ниспослания наказания — болезни. «…Если человек создает бога по своему образу и подобию,— говорил Г. В. Плеханов,—…то ясно, что и свои отношения к „высшим силам» он будет воображать по образу и подобию знакомых ему отношений, господствующих в том обществе, к которому он принадлежит…»
Объяснение церковниками болезни как божьей кары или как средства испытания так или иначе ставит под сомнение гуманность, человеколюбие бога. Учитывая это, богословы нередко рассматривают болезнь как результат проделок, козней дьявола. Чума, лихорадка и все другие тяжелые болезни представляют собой не что иное, как дело дьявола, говорят они. Под влиянием таких воззрений на болезнь римский папа Иннокентий VII издал специальную буллу, согласно которой все так называемые одержимые должны были подвергаться различным пыткам до тех пор, пока они не признавались в своей «связи» с дьяволом. В дореволюционной России заболевание малярией, например, рассматривалось как происки двенадцати злых духов, дочерей царя Ирода. Это нашло свое отражение в названии симптомов болезни, которые созвучны именам злых духов — дев: Тряссея, Огнея, Ломея, Ледея и т. д.