Женский монастырь в Удмуртии

Содержание

История Успенского женского монастыря с.Перевозное.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4

Одна из главных святынь монастыря Вознесения Господня – Старинные иконы. В храм Вознесения иконы перенесли крестным ходом 27 января 1952 года из села Паздеры. До 1936 года в с.Паздеры еще можно было помолиться у Старых икон в деревянной часовне св. вел. Екатерины. Несмотря на то , что в часовне служб не было, Иконы помогали молящимся. Сквозь окна часовни можно было помолиться Иконам в скорбях и просьбах и даже оставить «приклады», как дар Богу, в виде денег, тканей, меда, продуктов питания, домашних изделий. Эта традиция приклади Старым иконам сохранилась и поныне. В годы Отечественной войны фронтовики узнавали на полях сражений о чудотворной силе Старых икон. Молва гласила, что если им помолиться, да еще прикладь принести, то сберегут Сам Господь, Божия Матерь и Иоанн Богослов от неминучей смерти. После войны поток верующих к Старым иконам стал просто неиссякающим. Безбожную власть это очень беспокоило, не терпелось рапортовать, что с прежней «отсталостью» покончено, в стране царит единодушное безбожие. И задумали уполномоченные избавиться от Старых икон. Какие только уловки не придумывали! И что Иконы будут увезены на реставрацию в Ленинград, потом утверждали, что их необходимо поместить в музей города Москвы для сохранения. Но как не старались , какие бы не выдвигали, задуманное не удавалось осуществить. На защиту Икон горой встали верующие паздеринцы, которые добились от власти решения передать паздеринское церковное имущество в том числе и Старые иконы, в Вознесенский храм с. Перевозное.

В плоть до нашего времени храм Вознесения Господня в селе Перевозном оставался одним из последних 18 действовавших храмов на территории Удмуртии. Сюда приезжали люди со всей округи, из Татарстана, Бащкортостана, Пермского края, а в последнее десятилетия — и из самых отдаленных мест. Есть немало жителей Удмуртии, узнавших о селе Перевозном стороной, из рассказов, слышанных ими на Украине, в Белоруссии, в Псковско-Печерской обители, Троице-Сергиевой лавре.

Главное, что приводит сюда православных (и не только их одних), — это наиболее почитаемая святыня храма: деревянное скульптурное Распятие с предстоящими Богородицей и святым Апостолом Иоанном.

Говорят, что «старые иконы» приплыли и несколько раз приставали к берегу в большом селе Паздеры. Местные рыбаки долго не могли понять, что это такое – все было тщательно увязано в холстину. Но когда от них поднялся в небо столп света, их выловили и с молитвенным пением перенесли в храм, а после пожара 1923 года – в часовню. Чудесное обретение «старых икон»,подплывших к берегу против течения, и множество исцелений, происходивших от молитв перед ними, привлекли целые потоки паломников из соседних районов и областей. Говорят, что в дни почитания «приплавушек» на праздник Преполовения у села скапливалось несколько сотен лодок. Люди молитвенно поклонялись » старым иконам», оставляли в открытых окнах часовни свои многочисленные пожертвования. Безбожные власти это всеобщее поклонение стало раздражать, и местные активисты в 1936 году вынесли иконы в сарай. В сарае » старые иконы» плакали, это слышали жители села. Однажды этот незаметный плач напугал коммунистов, поздно вечером возвращавшихся с собрания. А на другой день иконы вновь оказались в часовне. Во время Великой Победы народное поклонение «старым иконам» возобновилось с новой силой, численность паломников возрастала ежегодно. Многие люди приезжали поблагодарить Господа, Божию Матерь и Иоанна Богослова за дарование Победы, за чудесные исцеления от недугов, за возвращение родных и близких с фронтов войны. На этой же волне в 1948 году, когда Русская Православная церковь праздновала 500-летие своей автокефалии, на колокольне Вознесенского храма в Перевозном был установлен привезенный из с. Шаркан колокол.

При таком массовом почитании безбожники не решались больше открыто наступать на верующих. Они стали использовать разные обходные маневры. В 1952 году наконец-то власти нашли подходящую причину, чтобы убрать святыню из села – тогда планировалось создание Воткинского водохранилища, и село Паздеры входило в зону затопления. (В 1978 году жителей все же выселили, но эта территория так и не осталась незатопленной). Было решено перенести » старые иконы » в действующий Вознесенский храм села Перевозное. Удмуртское правительство предлагало для этих целей предоставить транспорт, но верующие во избежание «случайностей» перенесли святыню на руках. Долго еще вспоминали в этих местах тот могучий крестный ход, протянувшийся едва ли не на все шесть километров от Камы до Перевозного. Так получилось, что храм Вознесения Господня, один из немногих выстоявших под натиском сатанинских сил, получил свою Небесную награду Победителя. Он достойно принял святыню у храма во имя Тихвинской иконы Божий Матери с. Паздеры, существовавшего на целую эпоху раньше.

В годы новых гонений, именуемых в миру » хрущевской оттепелью», когда » оттаявший » Хрущев обещал » показать по телевизору последнего попа «, власти усилили борьбу с почитанием » старых икон». Прихожане постоянно ожидали их агрессивных действий и поэтому пристально следили за появлением в храме любого нового человека, немедленно ограждая святыню круговой обороной. Уполномоченный по делам Церкви указывал Владыке на то, что поклонение «статуарным» иконам «грубо нарушает указы Синода 1722 и 1832 годов и Стоглавого собора 1555 года»! Верующим предлагали отправить «старые иконы» на реставрацию в Ленинград, после чего поместить их в одном из музеев.

В 1961 году удмуртскому партийному руководству удалось снять с удмуртской кафедры епископа Михаила (Чуба) и упразднить самостоятельную Ижевскую епархию. После этого духовенство вынудили перенести «старые иконы» в алтарь храма, куда нет доступа прихожанам. Таким образом богоборцы предполагали остановить всенародное поклонение святыне. Но «человек предполагает, а Бог располагает». Молитвенное почитание «старых икон» не прекращалось никогда, и народная молва об их чудесах разошлась по всей стране. Именно в те времена узнал о них будущий Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко),служивший в сане иеродиакона в Тульской епархии. В те же годы в Ульяновской области впервые узнала о «старых иконах» будущая игумения Успенского монастыря Афанасия (Адамова). В 1990 году, почти через тридцать лет затвора, они вновь были установлены в храме. В то время настоятелем Вознесенского храма был почитаемый прихожанами священник Леонид Корляков, постриженный позднее в монашество с именем Иларион (ныне уже архимандрит). Именно под его духовным окормлением началась новая эпоха в жизни прихода храма Вознесения Господня в селе Перевозном. Было дано благословение устроить здесь монастырь.

Успенский женский монастырь начинался, как видим, не на пустом месте. Здесь сохранились крепкие корни Святой Руси – храм, бережно сохранивший свои святыни, старое село, окруженное деревнями, не забывшими Бога. По праздникам бывает полон. Службы идут по-монастырски неспешно и негромко. Прихожане очень уважают духовенство, а свои батюшки особенно любимы и почитаемы. В храме есть святыни, главная из них – это «старые иконы». Наряду с ними сюда со всей округи принесли, спасая от поругания, многие иконы, «намоленные» несколькими поколениями. Среди них особенно почитаема Тихвинская икона Божией Матери, перенесенная сюда из с.Паздеры вместе со «Старыми иконами». Праздник в Ее честь – 9 июля – совершается как престольный. Кроме нее в храме есть иконы написанные на святой горе Афон: Божией Матери «Утоли моя печали», «Смоленская», «Троеручица» и святого великомученика и целителя Пантилеймона. В алтаре Успенской церкви находится Иверская икона Божией Матери.

Новые власти выделили несколько гектаров заложенной земли вокруг храма. Было куплено первое здание – бывшая музыкальная школа с идеальной планировкой под кельи. Территории, выделенная монастырю, представляла собой пустырь, заваленный мусором. Объем работ, необходимый для строительства монастыря, при полном отсутствии финансирования, казалось абсолютно неосуществимым. Но «сила Божия в немощи совершается»…

После назначения на Удмуртскую кафедру архиепископ Николай посетил Вознесенский Храм с.Перевозное и заметил большое количество, скопление автомобилей паломников в этот храм и тогда он для себя отметил возможность в этом месте устроение монашеской обители и успешного её финансирования. Официальное открытие Успенского женского монастыря было 28 августа 1994 года, в праздник Успения Божией Матери. Первой настоятельницей стала игумения Олмпиада (Осипова), переведенная сюда из Покровского женского монастыря. При ней трудились несколько монахинь и послушниц. После кончины игумении Олимпиады, последовавшей 26 июня 1995 года, почти все они разъехались по своим местам. Таким образом Чудотворные иконы повернув поток паломников из Паздеров в Перевозное способствовали возникновению Успенской женской обители.

4. Пермская деревянная скульптура

Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII—XIX веках.

Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь, по сути, искусством восточно-христианским, сохранила отчетливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко.

Запрет православной Церкви на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале. И хотя было несколько постановлений Синода, направленных местному духовенству, о запрещении «деревянных идолов» в церквях, искоренить традицию вырезать «богов» из дерева они не смогли. Уральские священники предпочитали мириться с присутствием в храме скульптур, чем вовсе лишиться паствы. К тому же сами лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства. Лики Спасов выражают кротость, смирение, жертвенность, мученичество — те качества, которые вряд ли были присущи языческим идолам. Используя старые традиции сакральной пластики, уходящей в глубину веков, пермские мастера придали ей новое духовное содержание. Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу. Наиболее распространенный образ Христа в пермской скульптуре — Спас в темнице или Спас Полуночный. В русской иконографии этот сюжет появился лишь в XVII веке и, как считается, был заимствован из католической живописи. Он изображает Христа до восхождения на Голгофу, когда Он был поругаем римскими стражниками.

«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» Евангелие от Мафея.

По воспоминаниям Н. Н. Серебренникова — первого собирателя Пермской деревянной скульптуры, фигуры Спасов даже ставили внутри храма в некоторое подобие темниц, тоже сделанных из дерева. Прихожане одевали скульптуры и обували, приносили им дары. Легенды приписывали фигурам способность ходить, отчего обувь приходилось менять часто — она снашивалась. Безусловно, все это элементы языческого восприятия, когда образ Божества становится в какой-то мере самим Божеством.

Помимо Христа, особой любовью пермских мастеров пользовался св. Николай Можайский. Кроме того сохранилось немало скульптурных сцен Распятия со множеством фигур.

«Открывателем» Пермской скульптуры называют Н.Н.Серебренникова, который с 1923 по 1926 года организовал шесть экспедиций по сбору памятников искусства и старины. Большую часть коллекции составляют скульптуры, найденные в сельских храмах севера Пермской области.

В 1925 г. в экспедиции участвовал И. Э. Грабарь, первым из крупных художников и искусствоведов оценивший значение и культурную ценность находок.

Большая часть коллекции Пермской деревянной скульптуры находится в Пермской государственной художественной галереи. Известный историк православного искусства в Удмуртии Е.Ф.Шумилов считает, что скульптурная группа «Голгофа», находящаяся в с.Перевозное, создана в конце ХVIII – начале XIX в., а «по ряду стилевых признаков можно предполагать здесь произведение круга резчика Лысьвенского завода Дмитрия Титовича Домнина.»

Акт

искусствоведческой экспертизы для Свято-Успенского женского монастыря Удмуртии от 25 августа 2002 года

«Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом» из храма Вознесения Свято-Успенского женского монастыря в с Перевозное Удмуртской Республики (представитель — Ирина Николаевна Костылева)

Размеры: Крест — высота 240 см, фигура Христа — высота 170 см, фигура Богоматери — высота 160 см, фигура Иоанна Богослова — высота 170 см.

Материал: дерево, объемная резьба, темпера.

Атрибуция: начало XIX века. Регион Пермского Прикамья (Горнозаводской р-н?).

Иконография

Распятие с предстоящими — наиболее распространенная иконография Распятия в поздний древнерусский период, встречается в иконописи, декоративно-прикладном искусстве, деревянной скульптуре. Фигуры предстоящих характерны для композиций «Распятие с предстоящими», встречающихся в барочных церквах Западной Европы в XVII-XVIII вв. В России появляются в XV в. — в иконописи, в XVIII — в деревянной скульптуре.

Описание

Фигура Христа помещена на массивном восьмиконечном кресте с широкими перекладинами; нижняя перекладина поставлена диагонально. На верхней поперечной перекладине — белильная надпись И.Н.Ц.I. Изображение фигуры строго фронтальное. Формы тела близки анатомическим, но торс несколько удлинен, а конечности укорочены. Голова Христа наклонена к правому плечу, руки провисли, чуть согнутые ноги поставлены параллельно. На голове — терновый венец, редко сплетенный из двух тонких ветвей. Длинный узкий лик, с глубоко запавшими глазами и маленьким ртом, вырезан суховато и тщательно. Нос длинный, ноздри расширены, скулы немного подчеркнуты. Усы и борода короткие, борода завита мелкими вертикальными локонами. На правом плече — две длинные пряди волос. Грудная клетка моделирована диагонально расположенными «полосками» ребер. Ключицы обозначены глубокой перевернутой «аркой». Живот втянут, на животе — вертикальная ложбина. Предстоящие изображены в рост, фронтально и прямо. Фигуры предстоящих сильно вытянуты и уплощены. Голова Иоанна Богослова поднята к распятию. Лики овальные, однотипные: пухлые щеки, выступающий вперед подбородок, большие глаза и прямые носы с расширенными ноздрями. На губах — легкая улыбка. Руки тонкие изящные, с разведенными напряженно вытянутыми пальцами. Руки Богоматери скрещены на груди; правая рука Иоанна прижата к груди, левая — к животу. На голове Богоматери — длинный симметрично ниспадающий от локтей мафорий; у Иоанна — накинутый на плечи гиматий с кольцеобразно задрапированным подолом. Длинные волосы Иоанна волнистыми прядями расходятся по плечам. Одеяния проработаны длинными вертикальными складками. Из-под подолов видны сапоги. Карнация темная. Туника Богоматери — зеленая, мафорий — красный. У Иоанна — зеленый хитон и синий гиматий. Крест покрыт темной зеленоватой краской. Массивная голгофа, проработанная рельефными геометрически обозначенными камнями, записана серовато-белой краской.

Сохранность

Сохранность удовлетворительная. Имеются небольшие утраты дерева на складках одежд, сплошные поздние записи.

Аналогии

Некоторое типологическое сходство Распятие имеет с изображением Христа в темнице из собрания Государственного Русского музея (См.: Иисус Христос, с. 234, илл. 192). Имеются стилистические аналогии с пермской деревянной скульптурой из коллекции Пермской государственной художественной галереи (скульптуры Д.Т. Домнина).

Экспертизу провела зав.отделом отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи Власова Ольга Михайловна, искусствовед, заслуженный работник Российской Федерации, со стажем работы по специальности 30 лет.

Чудеса от Старых икон

«Почему некоторые иконы бывают чудотворными?

Потому что Богу так угодно. Чудотворение ни от кого, кроме Бога, не бывает. Сила тут не в иконах и не в людях прибегающих, а в Божией милости… Как Владыка всего, Бог всякую вещь может обратить в орудие Своей милости».

(Святитель Феофан Затворник Руководство к духовной жизни)

«Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему
прославляйте Бога и в телах ваших и в душах
ваших, которые суть Божий»
(I Кор. 6, 20)

Однажды привезли из Воткинска бесноватую девушку, которую никак не могли подвести к Святой Чаше. Рассказывает бывшая певчая Е.: «Как только болящую подвели к Старым иконам, она успокоилась и причастилась Святых Христовых Тайн».

У молоденькой девицы Александры так сильно болела нога, что она не могла ходить. Брат привез Александру в Паздеры, и у Старых икон она исцелилась. Позднее она в знак благодарности Богу работала в Перевозном алтарницей. Похоронена Александра на церковном кладбище. 21 июня 2001 года на автобусе из Агрыза приехала с больным сыном одна женщина. Вот что она поведала о себе. У нее в семье восемь детей, семь здоровые, а один родился совсем больной. Она услышала о том, что в Перевозном есть Чудотворные иконы, у которых многие исцеляются. Вот и решила она приехать поклониться Святым иконам, попросить у Бога исцеления сыну. По ее молитвам, сын начал ходить.

Однажды в Паздерах батюшка открыл часовню и вошел туда. Вышел он потрясенный. Артос (хлеб, освящаемый на Пасхальной седмице), который оставили в часовне, был свежим, хотя пролежал в ней несколько лет. Несколько лет назад, когда настоятелем храма был отец Ювеналий, приехала помолиться у святых икон монахиня Наталия из Ижевска. Когда она прикладывалась к иконам, то почувствовала, что у Иисуса Христа и Иоанна Богослова ноги теплые, а у Божией Матери холодные как снег. Всю службу она проплакала, просила прощения у Божией Матери и спрашивала, чем ее обидела. Вдруг ей на ухо нежный голос шепчет: «Ты меня укоряла, все время ноги себе била». Действительно, у монахини ноги больные, не ходят, и она часто себя била по ногам, укоряя Божию Матерь: «Зачем Ты у меня ноги отняла, зачем Ты у меня маму забрала?» Слезно молилась в тот день монахиня Наталия, а в конце службы с покаянием приложилась снова к Старым иконам и почувствовала, что у Божией Матери ножки теплые-теплые стали.

Бабушка рассказала своему внуку о Чудотворных иконах. Внук заинтересовался и решил сходить в часовню посмотреть на иконы. Пришел, а они плачут. Мальчик удивился и стал рассматривать их со всех сторон — нет ли какого прибора на иконах? Пришел домой и бабушку спрашивает: «Почему Иконы плачут?» Та ничего не смогла ему ответить. Она не знала, что внуку вскоре суждено было погибнуть. Этот случай поведала бывшая алтарница И., 1931 года рождения. В начале 80-х годов Белькова Надежда Петровна привезла из Сарапула к Чудотворным иконам свою знакомую, слепую. Помолившись у икон, она получила прозрение. Женщина 40 лет, заболела раком и была в таком состоянии, что ее выписали врачи из больницы, как неизлечимую. Она у себя дома дала обет, что если выздоровеет, придет поклониться Святым иконам. Раба Божия Надежда видела эту женщину плачущей перед иконами после ее исцеления. Это было в конце 1990-х годов.

В середине 1930-х годов приехала в Паздеры помолиться у Святых икон одна семья. Привело их к иконам горе. Сыну исполнилось уже три года, а он все никак не мог пойти самостоятельно. Мама помолилась у Старых икон, в слезах прося Господа помощи в их горе. После службы зашли в гости, сели за стол попить чайку. Мальчик сидел у мамы на коленях. Вдруг он спрыгнул с колен мамы и начал ходить.

В г. Воткинске жила женщина, у которой так болели ноги, что она ходила только на костылях. Она дала обет сходить в село Перевозное к Чудотворным иконам, как раньше ходили паломники, пешком. Взяла свои костыли и пошла, опираясь на них, сколько могла. Вся измучилась, отставила костыли и поползла на коленках. Всю дорогу молилась, просила Божией помощи. Через некоторое время она почувствовала в ногах силу, поняла, что исцелилась. Так и пришла в Перевозное на своих ногах. Это произошло где то в1958-1959 годах. Приехала однажды в Перевозное татарочка и просит своим полотенцем обтереть Старые иконы. Инокиня Л. позвала священника из алтаря. Он вышел и спросил женщину, для чего ей это нужно. Она рассказала. Как-то несколько лет назад она была в храме, и игумен Илларион благословил ей обтереть иконы своим полотенцем. А помощь Божия ей очень была нужна. У нее родился внук, который тяжело болел и буквально на глазах таял. Она взяла полотенце и обвернула им внука. Внук стал поправляться и вскоре стал совсем здоров. А когда ее мама ослепла, она каждое утро с молитвой обтирала ей полотенцем глаза. Господь по вере их дал исцеление, и мама прозрела.

⇐ Предыдущая1234

Рекомендуемые страницы:

Перевозное (Удмуртия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Перевозное.

Село

Перевозное

56°52′57″ с. ш. 53°55′26″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия

Субъект Федерации

Удмуртия

Муниципальный район

Воткинский

Сельское поселение

Перевозинское

История и география

Часовой пояс

UTC+4

Официальный язык

удмуртский, русский

Цифровые идентификаторы

Почтовый индекс

Код ОКАТО

Код ОКТМО

Показать/скрыть карты Перевозное Москва Ижевск Воткинск Перевозное

Перевозное — старинное село в Удмуртии, Воткинский район, Приволжский федеральный округ. Село стоит на реке Перевозная.

Достопримечательности

  • Свято-Успенский женский монастырь. Основан в 1994 г. при Вознесенском храме. Каменный Вознесенский храм монастыря построен в 1910 г. Главные святыни храма — старые иконы — деревянные скульптурные изображения в полный рост распятого на Кресте Спасителя и предстоящих Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова, которые многими почитаются как чудотворные. Сами по себе они представляют собой образец пермской деревянной скульптуры.

Недалеко от села Перевозное началось строительство мужского монастыря в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. Монастырь будет состоять из 2-х частей. В одной — скит — кельи монахов, другая для верующих.

> Литература

  • Костылева И. «Свято-Успенский женский монастырь с. Перевозное», 120 с., формат 60х90/8, тираж — 5000 экз, 2008 г.

Ссылки

  • Село Перевозное

Это заготовка статьи по географии Удмуртии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Добавить иллюстрации.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Поставить правильное ударение.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

«За день до родов я рисовала в мастерской». Иконописец Марина Синанян – об уникальной школе, живых иконах, трагедии и жизни заново

«Сын был сложный, кто-то сказал про него «не жилец». Странный мальчик, с тонкой нервной организацией, с обнаженной душой. Он не смотрел мультики, ему было просто не интересно. Когда мы пришли один раз в кинотеатр, он закрыл уши и сказал: «Это очень глупо и громко», – вспоминает Марина.

Сейчас она продолжает писать интересные иконы и растит второго сына.

Все почему-то хотели учиться писать иконы

Девяностые годы – интерес к Церкви, к церковному искусству, подъем и большие ожидания чего-то нового и важного. Именно в это время Марина Синанян училась на иконописном отделении только что открывшегося Православного Свято-Тихоновского богословского института (сегодня это Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). Это сейчас в университете все упорядоченно и понятно, у него есть статус, имя, а на иконописный идут в основном девушки. Тогда, в начале девяностых, все только начиналось, но интерес к иконописи был огромным.

– Все почему-то хотели в то время учиться писать иконы, – говорит Марина. – Поступать на факультет иконописи пришли дядечки с бородами, кто-то с высшим художественным образованием, кто-то – после художественных училищ, конкурс был большой. Я – после художественной школы. Задание было такое: выбрать репродукцию иконы и написать ее за три дня – по пять академических часов. Сложнейшая задача! Я писала святого Димитрия Солунского.

В итоге Марина поступила и оказалась в мастерской художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря у Адольфа Овчинникова. Причем с реставрационным центром она была уже знакома.

Марина Синанян за работой

Кроме художественной школы за плечами Марины была музыкальная, в музыкальной же работала и ее мама. Именно благодаря музыке Марина попала в Церковь, в школу пришли с предложением – петь в воскресной школе. Марина захотела. Стала ходить в храм, воцерковляться. Мама, которая сначала радовалась, что дочка согласилась, даже стала волноваться: одно дело – просто попеть, но для чего вот так серьезно, все выходные и праздники проводить в церкви, тем более, когда из-за праздников Марина стала прогуливать школу…

Марина стала регулярно бывать в только что вновь открытом возрождающемся Донском монастыре, вместе с другими девушками и молодыми людьми и свечками торговали, и пели в хоре… Именно в Донском Марина заинтересовалась иконой, а после пожара в Малом Донском соборе познакомилась с реставраторами из Центра Грабаря.

Каково было их удивление, когда они узнали, что поступившая к ним в мастерскую девочка из Свято-Тихоновского – та самая Марина, которая наблюдала за их работой, спрашивала, сама пыталась писать иконы…

– Тогда толком ничего в институте не было организовано, никакой упорядоченности, зато лекции нам читали лучшие специалисты-искусствоведы! Наталья Алексеевна Померанцева – искусство Египта, Галина Сергеевна Колпакова – византийское искусство, Энгелина Сергеевна Смирнова, Левон Вазгенович Нерсесян – древнерусское искусство.

Девяностые – вообще удивительное время, с одной стороны – упадок экономики, неразбериха, с другой – подъем, возрождение Церкви и иконописи в частности. Такие были предпосылки к развитию церковного искусства, а сейчас все так грустно, и от возрождения мы пришли к упадку. Из иконы ушел живой язык, смотришь: все одно и то же, замусоливание, вырисовывание, заглаживание, как валиком. Да, есть яркие иконописцы, но они стоят отдельно от общего грустного процесса.

Многие люди поняли, что на этом можно зарабатывать немаленькие деньги, и навострились делать так, как хочет заказчик – «дорого». И появляются неживые, неживописные иконы. Кстати, когда я познакомилась с Овчинниковым, он сразу сказал, что настольной книгой каждого художника должен быть «Портрет» Гоголя.

«Да она замуж выйдет!»

Но до написания икон студентам предстояло ждать три года. По словам Марины, Адольф Николаевич сразу предупредил:

– Художники, я из вас богему всю выбью!

Увидев Марину, которая выглядела младше своих 18, он строго спросил:

– Кого вы ко мне привели? Да еще смазливую! Да она опять замуж выйдет! – одна предыдущая студентка вышла замуж и оставила учебу.

Прежде чем приступить к самостоятельной иконе, Марине предстояло снимать реставрационные кальки, чтобы понять, почувствовать, выучить, как шла рука мастеров в тот или иной период времени, в той или иной школе.

– Сначала были кальки Аптечной цветочной книги. Это книга цветов XVII века, толстый том, где пером нарисованы все известные тогда растения. Я работала пером и тушью, чтобы поставить руку. Потом была книга миниатюр из жития Александра Невского XVI века – репринтный альбом, гравюры Дюрера. И только потом – кальки с иконы или с калек, сделанных самим Овчинниковым.

В девяностые через Центр Грабаря прошло столько шедевров – почти весь Псков, строгановские иконы… Потрясающие иконы XV, XVI, XVII веков.

Кальки нужно снимать, чтобы понять язык икон. Это как у пианистов – упражнения, гаммы и так далее. У любой живописной иконы есть свой темп, свой стиль. И когда ты рисуешь этот рисунок, ты понимаешь темп и ритм, как делал древний художник. И потом эта работа перестает быть занудной, механической, ты чувствуешь пластику линий рисунка иконы, видишь, насколько линии живые.

Для чего копируют, когда учатся иконописи? Для того, чтобы потом сделать что-то свое. Ты скопировал стиль северных писем, снял десять калек, перенес. И потом у художника-иконописца получается некий архив и резерв копий – в руках, в голове. Он понимает, как это делается. То есть он овладевает ремеслом.

Копируя икону, художник как бы общается с человеком, который это делал, перенимает его опыт.

А потом, через много лет, уже на основе всего изученного и понятого, он может создавать что-то свое, самобытное.

Но есть такие образцы, которые до конца жизни будешь копировать и не сможешь повторить. Мой приятель, потрясающий художник, ученик Овчинникова, должен был скопировать икону Божьей Матери «Владимирская», XII века – это был серьезный официальный заказ. Он сделал двадцать копий, прежде чем написать основную копию, и признался, что так и не понял, как это сделано. Причем написал он здорово, я считаю, что его работа – лучшая из существующих копий Владимирской.

Но я не только снимала кальки, я общалась с реставраторами и каждый день смотрела, смотрела на древние иконы, подлинники, на лучшие образцы, которые видела в Центре.

И когда через три года я услышала от Адольфа Николаевича: «Теперь будем писать иконы», можно сказать, что я была подготовлена, смотрела на все по-другому. Вот поэтому я считаю, что у Овчинникова – уникальная школа иконописи.

Молодежь и бабушки с козами писали живые иконы

Адольф Николаевич не ошибся, Марина вышла замуж – за сценариста, режиссера и иконописца Владимира Щербинина, иконописи учившегося у архимандрита Зинона (Теодора). Но учебу не бросила и всячески скрывала изменение своего семейного статуса от преподавателя. Владимир писал сценарии для театра, снимал документальное кино и – писал иконы. Вместе с Мариной они расписали несколько храмов.

Венчание

Еще во время учебы у Марины родился первый ребенок.

– Еще за день до родов я стояла и рисовала в мастерской, – улыбается Марина. – Потом, правда, взяла «академку». Но все равно ходила в мастерские. Муж, однокурсник по ВГИКу владыки Тихона (Шевкунова), а тогда – отца Тихона, тогда же организовал иконописную мастерскую в Сретенском монастыре. Много кто захотел учиться у Володи иконописи – с художественным образованием и без, молодые и бабушки. Были бабушки, которых выселили из центра на окраину, и некоторые отказывались уезжать. Помню, приходила одна, с настоящими козами.

Владимир Щербинин

Было много молодежи – прихожан Сретенки. Отец Тихон тогда многих людей воцерковил, много молодежи пришло в Церковь благодаря ему. Я вспоминаю, какие в мастерской писали замечательные, живые иконы. Я иногда вижу эти иконы, когда их выносят и кладут на аналой. И до сих пор на стене на Лубянке – работы их мастерской.

Да и в церковной лавке того времени стояли живые настоящие иконы, может быть где-то неумелые, но органичные, на одном дыхании сделанные. И покупали их много, стоили они недорого – по 500 рублей. А сейчас зайдите в любую церковную лавку, посмотрите на иконы, закатанные акрилом, гладкие, неживые.

Владимир Щербинин за работой

Именно огорчает то, что происходит с иконописью. Церковная жизнь изменилась, но не стала менее насыщенной. У нас хороший храм рядом с домом, прекрасные молодые священники – сейчас пришло поколение 30-летних. Они как-то сами заинтересованы, чтобы люди приходили в храм, ощущали его своим.

На волне отчаяния

В 2007 году погиб Тихон, восьмилетний сын Владимира и Марины. Он сорвался с маленького обрыва, катаясь на небольшом тракторе-квадроцикле, ударился виском.

Марина признается, что хоть как-то вынырнуть из отчаяния, не захлебнуться совсем помогала только вера, Церковь. Выписанные врачом транквилизаторы не помогали, как ни пытались врачи их подобрать.

– Мне сказали, что я вхожу в какой-то небольшой процент людей, на которых препараты действуют наоборот. Когда надо спать, у меня – бессонница и так далее.

У нас с мужем в то время были сложные отношения, но когда это случилось, мы буквально кинулись друг к другу, чтобы поддержать друг друга на плаву.

А храм… Именно тогда я на физическом уровне ощутила, что это преддверие Неба на земле.

Вот вышла – все черно, зашла, раз и отпустило. Поддерживали постоянные исповедь, причастие.

Я воспринимала случившееся как наказание за то, что я сделала в жизни. Как бы меня ни убеждали в обратном, я не могла уйти от мысли, что, наверное, если бы больше молились и не совершили каких-то ошибок, которых было много, возможно, Господь бы его и сохранил.

Хотя сын был сложный, кто-то сказал про него «не жилец». Странный мальчик, с тонкой нервной организацией, с обнаженной душой. Он не смотрел мультики, ему было просто не интересно. Когда мы пришли один раз в кинотеатр, он закрыл уши и сказал: «Это очень глупо и громко». У него никогда не было никаких сильных желаний, как у других детей, никаких «хочу и все!», когда, если ребенок не получает желаемого, то воспринимает это как крушение мира. «Хочешь мороженое?» – «Да, я хотел бы». Не получилось, скажет: «Ну ничего».

Он как будто чего-то постоянно искал и не находил. И конфеты были не те, и все было не то. Наслаждение он находил в музыке, которую слушал часами. Мы это поняли, и с 6 лет он стал обучаться музыке, в 8 лет уже потрясающе играл и сочинял музыку. Мы хотели отдавать его в композиторский класс. Наверное, был бы музыкантом.

Тихон

Все земное, плотское казалось ему слишком грубым, раздражало. Ему было сложно в социуме, в школе его очень сильно обижали, избивали. В нем агрессии не было ни капельки. Никогда не отвечал на зло, но очень страдал.

Знакомые в основном поддерживали супругов, но многим было страшно прикоснуться к их горю. Один знакомый, увидев как-то Владимира в метро, перешел в другой вагон, видимо, боялся, что не найдет правильных слов…

Спасала работа – Владимир и Марина почти сразу после трагедии стали расписывать храм Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках.

Периодически удавалось вынырнуть из уныния и отчаяния, а потом – снова накатывало. Боль то притуплялась, становясь привычной, то снова накрывала остро и удушающе.

– Через два года, на волне нового отчаяния, мне приснилась умершая мама. Она позвонила по телефону, мы с ней долго говорили, о чем – не помню, запомнились последние фразы, перед просыпанием. Мама спросила: «Ты что, правда не веришь в будущую жизнь?» – «Мам, представляешь, нет, – отвечаю я ей. – Мне очень тяжело… Мама, вообще где мой сын?» «Он со мной в раю», – ответила мама, и разговор прервался.

На следующий день я попала в страшную аварию. Было 23 марта, гололед, шел мокрый снег с дождем, и из-за поворота мне навстречу на большой скорости выехал пьяный водитель, в лобовое. За какой-то миг я успела подумать: «Надо же, как быстро жизнь закончилась, вот и конец». Я потеряла сознание, сломала руку, ногу, мне отбило внутренние органы, в общем, все могло быть гораздо хуже. Очнулась и закричала: «Я не хочу умирать!»

Марина Синанян

Ради сына стараюсь жить счастливой жизнью

После аварии я поняла ценность жизни. До – я как бы жила, но в полусне и подсознательно хотела умереть, и по-настоящему ничего не могло восстановить меня, как я ни старалась. Службы, работа – это удерживало на плаву, но до конца выбраться из отчаяния не получалось. Я и на курсы вождения пошла, потому что мне нужно было физическое действие, требующее внимания, чтобы концентрироваться на нем. Мозг занят, руки тоже – едешь и больше ни о чем какое-то время не думаешь…

После этой аварии произошло чудо. Во-первых, у нас окончательно наладились с Володей отношения, потому что он тоже ходил, как полуживой, на автомате.

В больнице я пролежала недолго и вышла уже другим человеком, заново рожденным. Весь мир стал другим, он окрасился в яркие насыщенные цвета, перестал быть блеклым и тусклым. В марте все случилось, а в конце мая я уже была беременна Георгием.

В августе 2017 года Марине вновь пришлось учиться жить заново – без мужа. Владимир умер во время работ по росписи монастыря в Ивановской епархии – обширный инфаркт.

Владимир старше Марины на 15 лет, он был по-настоящему мудрым человеком. По словам Марины, он словно попал в наше сегодня из XIX века – благородный, настоящий интеллигент.

– Сын тяжело перенес смерть отца, – говорит Марина. – До сих пор у него из-за душевной травмы есть проблемы, которые пытаемся решить с помощью психологов. Всегда так страшно за него! И страшно своих страхов. В школе были сложности, о них я узнала только во втором классе, этой весной – одноклассники его травили, с ним не разговаривали. А он – хороший, без агрессии, тоже душевно-тонкий, но не такой, как был Тиша, нет, он со своими детскими капризами и желаниями, вполне себе земной ребенок, только очень остро чувствующий.

Марина с сыном

Для меня после смерти Володи важно держаться, не впадать в уныние, в отчаяние. Надо ради сына стараться жить счастливой жизнью, иначе будет совсем уж эгоистично.

И у нее получается, по крайней мере внешне – когда общаешься с Мариной, заряжаешься какой-то внутренней энергией и внутренней силой. Кажется, она действительно знает что-то про жизнь и про то, как наше здесь связано с тем, горним миром, о котором она рассказывает в своих иконах.

Успенский женский монастырь (Перевозное)

Россия Удмуртская Республика село Перевозное

Идёт загрузка карты…

Успенский женский монастырь — действующий женский монастырь Ижевской и Удмуртской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

История и современное состояние

Официальное открытие монастыря состоялось в праздник Успения Божией Матери 28 августа 1994 года в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1994 года о Благословении на открытие Свято-Успенского женского монастыря при Вознесенском храме с. Перевозное Воткинского района Удмуртской Республики. Монастырь был открыт в 1994 году при храме Вознесения, построенном в с. Перевозное в 1910 году.

За короткое время были сооружены монашеские и паломнические кельи, трапезные, гостиница для паломников, хозяйственный двор. В монастыре возрождена монашеская православная традиция общежительного жития.

В 2007 году на территории монастыря построена деревянная церковь Успения Божией Матери.

В 2008 году приобретен колокольный подбор (колокола отлиты специально для гармоничного звучания в одной тональности) для Вознесенского храма. Колокольный звон такого подбора отличается особой мелодичностью и красотой.

Святыни

  • Деревянные скульптурные изображения в полный рост распятого на Кресте Спасителя и предстоящих Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова, почитаемые как чудотворные

>Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Фото

>Видео

Как добраться

Проезд: Монастырь расположен в селе Перевозное Воткинского района Республики Удмуртии. Добираясь до объекта из Ижевска на автомобиле, следует двигаться по Гольянскому тракту в восточном направлении. После села Забегалово повернуть налево, выехав на автодорогу Воткинск – Сарапул (с правой стороны). Либо ехать на автобусе Ижевск – Воткинск. В Воткинске пересесть на автобус Воткинск – Перевозное (ежедневно). В 14 км. находится ж/д станция Кварса. Через станцию проходит поезд Ижевск – Воткинск. Расстояние до Ижевска составляет 63 км.

Адрес: 427412, Республика Удмуртия, Воткинский район, село Перевозное

>Свято-Успенский женский монастырь

Описание

Официальное открытие монастыря состоялось в праздник Успения Божией Матери 28 августа 1994 года в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1994 года о Благословении на открытие Свято-Успенского женского монастыря при Вознесенском храме с. Перевозное Воткинского района Удмуртской Республики.

Настоятельницей новооткрытого женского монастыря была назначена, в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 18 июня 1994 года, монахиня Олимпиада (Осипова).

Монахиня Олимпиада (в миру Осипова Ольга Яковлевна) родилась 20.06.1927 го-да в г. Казани в семье рабочих. Крещена во младенчестве. С детских лет посещала храм Божий. В 1944 году закончила 10 классов и вечернее отделение Казанского медицинского техникума. Работала в госпитале г. Казани и в больнице с. Антоновка в Татарии.

В 1947 году поступила в Казанский медицинский институт, но закончить его не смогла по болезни. До 1957 года находилась на 2-й группе инвалидности. Работала в школьной лаборатории и заведующей детского школьного интерната в с. Каменное Устье в Татарии. По болезни вышла на пенсию. В 1980 году епископом Казанским и Марийским Пантелеимоном (Митрюковским) пострижена в монашество. Несла послушания при храмах г. Казани и в резиденции правящего Архиерея. С 1982 года проживала при Вознесенском храме с. Перевозное Воткинского района Удмуртской АССР, исполняя здесь различные церковные послушания. С 1993 года – настоятельница Успенского женского монастыря при Вознесенском храма с. Перевозное. Скончалась от сердечного приступа 26 июня 1995 года. Погребена на монастырском кладбище.

Успенский женский монастырь расположен в 25 км от районного центра – г. Вот-кинска, с которым его связывает асфальтированная дорога, 3 раза в день ходит рейсовый автобус.

Монастырь включает в себя кирпичный Вознесенский храм (построен в 1910г.), деревянный Успенский храм (построен в 2007 году), двухэтажный кирпичный келейный корпус, дома для проживания священнослужителей, паломников, хозяйственный и под-собные помещения.

Территория монастыря обнесена кирпичной оградой. Имеется под-собное хозяйство.

Главная святыня Успенского женского монастыря – так называемые «старые иконы» — скульптурные изображения Распятого Спасителя и предстоящих Ему Божией Ма-тери и апостола Иоанна Богослова, которые почитаются верующими, как чудотворные. По преданию, они приплыли по реке Кама против течения в конце 19 века и были помещены первоначально в деревянную часовню на берегу реки.

После пожара, в котором часовня сгорела дотла, «старые иконы», оставшиеся целыми и невредимыми, были перенесены в храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери с. Паздеры, а в 50-х годах 20 века, после закрытия Тихвинского храма, вместе с престолом в честь Тихвинской иконы Божией Матери были перенесены в Вознесенский храм с. Перевозное, после чего праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери стал самым почитаемым на только в с. Перевозное, но и далеко за его пределами, ежегодно собирая сюда со всей Удмуртии почитателей «старых икон».

Расписание богослужений (общее кратко)

  • С пн. по пт. включительно, начало Литургии в 7:00, кроме великих и двунадесятых праздников.
  • Сб. в 8:00
  • Вс. в 9:00

Из Ижевска до женского монастыря в Перевозном добраться можно двумя дорогами. Первый — сделать крюк через Воткинск и проехать 70 километров по хорошей дороге. Или через Завьялово, Гольяны и Докшу вдоль берега Камы. Этот путь короче на 30 километров, но почти треть пути придется ехать по разбитой грунтовой дороге. Хотя зимой эта проблема не так остра…

Двери всегда открыты

С основной трассы путь до села Перевозное подсказывают указатели. Так что заблудиться невозможно. В самом селе до монастыря ведет главная дорога. Территория монастыря большая и огорожена глухим забором из красного кирпича. За главными воротами сразу виднеется Вознесенский храм. Этот храм появился здесь первым в 1910 году. Остальная территория обустраивалась значительно позже. А женский монастырь начал действовать только 18 лет назад. Но сегодня он достаточно хорошо известен не только в Удмуртии и в соседних регионах, но и по всей стране.

— Здесь очень много монашек из соседних республик, — рассказывает библиотекарь села Перевозное Нина Катаева. — Постоянно тут живут около тридцати женщин. Остальные приезжают на какое-то время, потом уезжают. Есть те, кто приезжает регулярно на неделю-две.

Двери храма открыты для посетителей с 7 утра и до позднего вечера. В монастыре они не закрываются никогда. И найти здесь прибежище в любое время может каждая нуждающаяся в помощи и поддержке женщина. Ей дадут крышу над головой, накормят. В ответ она будет выполнять какую-то хозяйственную работу — ухаживать за цветами и садом, следить за свечами в храме, стирать, готовить, ухаживать за скотиной или огородом или что-то еще. То есть, на какое-то время станет труженицей при храме.

— Конечно, лучше с матушкой заранее созвониться, договориться, — объясняет постоянная прихожанка храма Нина Катаева. — Но я еще не слышала, чтобы кого-то не приняли здесь.

Монастырь женских чудес

Свою известность монастырь в Перевозном заслужил благодаря удивительной легенде. Якобы когда-то давно по реке Каме против течения приплыли сюда деревянные скульптуры распятого на кресте Спасителя и предстоящих Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова. Их определили в храм. И с тех пор стали замечать, что фигуры эти чудотворные.

— У нас тут все женщины после какого-то времени беременеют, даже те, у кого были страшные диагнозы бесплодности, — рассказывает коренная жительница села Нина Васильевна. — Была семейная пара, к примеру. После нескольких лет отчаянных попыток женщине поставили рак матки. Они взяли приемного ребенка. А через пару лет она забеременела. Родила здорового малыша. И через какое-то время — снова беременна. Сейчас это счастливая многодетная семья.

Еще один пример «женского чуда» — недавно в село приехали 30-летняя фельдшер с мужем. Семья тоже была без детей, и теперь пара готовится стать родителями. О чуде рассказывают и в Воткинске.

— Моим знакомым было под сорок лет уже, и никак им не удавалось доходить беременность, — приводит пример Алла, жительница Воткинска. — Они поехали в монастырь с мужем. Жили там какое-то время. Он — художник, она при храме работала. И все получилось. Сынишка их в третий класс нынче пошел.

Однако не все женщины отправляются сюда решать только свои женские проблемы. Здесь часто бывают просто запутавшиеся в жизни девушки. Те, кто хочет что-то в себе понять, найти себя, обдумать какое-то важное решение. Места хватает всем. Недавно специально для таких гостей при монастыре оборудовали второй вагон-купе. Обшили его снаружи, утеплили, обустроили. И в итоге получили мини-гостиницу.

ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ

Свято-Успенский женский монастырь находится по адресу: Удмуртия, Воткинский район, с. Перевозное. Тел. (34145) 7-45-43. С вопросами лучше обращаться к настоятельнице игуменье Афанасии.

Больше фото — смотрите на нашем сайте.

>Удмуртия, село Перевозное, Свято-Успенский монастырь

Удмуртия, село Перевозное, Свято-Успенский монастырь

Попасть в село Перевозное, что в Удмуртии, можно двумя путями.

Первый путь, о котором знают паломники, путешествующие автобусом, лежит через Воткинск. Спокойно и не торопясь, по дороге Ижевск – Воткинск можно добраться до села, благо дорога проложена хорошая, асфальтированная. Нужно лишь вовремя свернуть с трассы Воткинск – Чайковский, не доезжая до моста через речку Сиву. Следите за указателями, и дорога сама вас приведет к селу.

Второй вариант предпочтителен для автолюбителей.

Через село Завьялово уходите на Гольянский перекресток, где поворачиваете в сторону деревни Докша, затем мимо деревень Поваренки и Сидоровы Горы едете до указателя “Воткинский район”. Здесь вас ожидает раллийный участок дороги длиной около 8 километров. Шарканские дорожники стараются следить за трассой, тщательно выравнивая ее, но все же на этом участке дороги лучше быть осторожнее и не ускоряться бездумно. Дорога пыльная и можно легко не заметить яму или валун. В итоге автомобиль можно покалечить. Лучше ехать не торопясь.

СЕЛО ПЕРЕВОЗНОЕ

В самом Перевозном хорошая асфальтированная дорога, проходящая через все село. Дорога ведет, конечно же, к храму, вид на который открывается прямо с окраины. Село очень светлое и чистое. Как и во многих местах Удмуртии, все памятники и административные учреждения находятся прямо в центре. Осматривать их удобно, все они на виду. Ухоженное здание школы, школьный стадион, на котором мальчишки гоняют футбол, памятник участникам Великой отечественной войны.

Очень интересный памятник установлен у местного краеведческого музея – здесь на постамент подняли трактор марки “Казахстан”. Сам памятник незатейлив, но очень интересна надпись на пьедестале:

“Молодому поколению в память о трудовых подвигах дедов и отцов 1929-1989 г. г.”

Вот, стало быть, когда в истории нашей страны закончился период трудовых подвигов.

На центральной улице стоят старые купеческие дома. Старые здания смотрятся красиво и внушают уважение. Встретился нам и очень веселый по раскраске дом “на колесах”.

Понравились жители села. Улыбчивые и добрые, они охотно отвечали на вопросы, рассказывали о селе. Мальчишки увлеченно гоняли мяч на школьном стадионе – не удержался, побегал вместе с ними полчаса – здорово! Для любителей рыбалки здесь просто раздолье – целых два пруда, в которых ловится карп и карась.

Но главным украшением села, несомненно, является Вознесенский храм Свято-Успенского женского монастыря. Здесь можно увидеть много интересного. Чудотворные деревянные скульптуры Христа, Божией Матери и Иоанна Богослова.

Согласно преданию, иконы были сделаны в Перми, по заказу одного купца. По неизвестным причинам купец отказался от заказа.

Тогда мастер, искусно вырезавший композицию Голгофы, обвязал свои иконы полотном и пустил по Каме. Рыбаки села Паздеры приняли плывущие по реке иконы за бревна и пытались оттолкнуть их от своих лодок. Однако Святые Иконы раз за разом подплывали к ним “против водички”. Так продолжалось несколько дней.

Однажды в полночь рыбаки, возвращавшиеся с уловом, услышали плач со стороны реки. Они оглянулись и увидели, что от бревен исходит сияние в виде столпа, уходящего в небо. Когда иконы доставали из воды, люди увидели, что они совершенно сухие и что от них исходит сияние. Поэтому их и назвали Живыми, а впоследствии – Старыми, из-за давности появления их в селе. Иконы были перенесены в ближайшую часовню.

К сожалению, совершить экскурсию по монастырю не получилось, но все равно мы остались очень довольны увиденным. Перевозное дышит доброжелательностью, я бы хотел жить в таком месте.

СРЕДИ ПРЕДАНИЙ

Вокруг любого промышленного центра сосредоточена масса сел и деревень. Глянешь на карту и сразу становится ясно, что и Болгуры, и Кварса, и Перевозное, и Июльское, как и многие другие населенные пункты, в жизни своей и истории изначально ориентировались на Воткинск. Большинство этих поселений были приписаны к заводу, их жители отрабатывали на нем определенное количество дней, жгли древесный уголь, заготавливали лес…

Краеведы до сих пор ломают голову над названиями некоторых околовоткинских деревень и сел. Двигатель и Самолет – это уже веяние XX века, влияние технического прогресса.

Светлое, Черная, Пихтовка, Гавриловка, Перевозное – с этими названиями тоже все более или менее ясно.

А вот Кукуй вряд ли имеет отношение к лесным кукушкам, Кварса – к кваканью лягушек, Болгуры – к болгарам… К примеру, Кварса (Куарса) – название одного из многих воршудно-родовых объединений удмуртов.

Вообще в каждой местности существуют свои, народные версии появления названий. В том же Самолете вам расскажут, что с высоты их деревня похожа на самолет. Другие говорят, что давным-давно, когда крылатые машины принимали за чудо техники, здесь приземлился самолет.

Верить на слово вряд ли стоит, но легенды эти очень хорошо характеризуют наш народ – любит он сотворить в словах сказку, легенду, песню. Бог весть для чего, и на правду мало похоже, да ведь не просто так слово сказано!

Течет себе на полдороге между Ижевском и Воткинском речка Июль. И ближнее село Июльским называется. Хранит до сих пор тамошний люд легенду о храмовом месте. Проезжая монахиня посоветовала крестьянам строить церковь там, где в июле выпадет иней. Почесали мужики в раздумье головы, но решили подождать июля. И ведь выпал иней в самом разгаре лета. Было это полтора века назад.

Поначалу выстроили июльцы деревянную Покровскую церковь, а в 1904 году здесь началось строительство каменного храма. Возводился он на деньги елабужского купца И. Г. Стахеева.

По другую сторону Воткинского шоссе лежит село с дивным названием Светлое. Дата основания тогда еще починка Светлый – 1747 год. Когда-то жители Светлого по церковным праздникам ходили в июльский храм, но в 1884 году сами выстроили деревянную Петропавловскую церковь.

Практически у каждого храма в Удмуртии существовала своя святыня: редкая икона, древнее Евангелие, старинная обрядовая утварь.

В селе Перевозном одиннадцать лет назад официально открыт монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Сюда съезжается множество паломников, чтобы приложиться к Чудотворной святыне – деревянному скульптурному распятию с Предстоящими, то есть пресвятой Богородицей и Святым апостолом Иоанном.

Предполагалось, что при создании Воткинского водохранилища деревню Паздеры затопит вода, вот и перенесли на руках святыню в соседнее село Перевозное. Сегодня известен уже далеко не единственный случай исцеления у этой чудотворной иконы.

Название деревни Паздеры все-таки осталось на карте Удмуртии, как и села Галево.

А место, где находилось старое Галево, сегодня на дне Воткинского водохранилища. 110 лет назад здесь заложили станцию Камско-Воткинской железной дороги, надежно связавшей впоследствии завод с речной магистралью. Это была первая железная дорога на территории будущей Удмуртии. Закладку станции почтили своим присутствием высокие чины, в том числе министр земледелия А. Ермолов. Он и известил императора Николая II о столь важном событии, в ответ государь просил “передать… благодарность служащим и горнозаводским рабочим…”

А событие и вправду было важным. Галево стало своего рода воротами Воткинска. К 1898 году железная дорога была проложена, и в Галево приступили к сооружению двух заводов – чугунно-плавильного и судостроительного. Впрочем, галевская “чугунка” была закрыта в 1902 году – запасы местной руды быстро истощились. Судостроительный завод также просуществовал недолго из-за неудачно подобранного места.

Зато полным ходом использовалась камская пристань в Галево. Сюда, к примеру, по железной дороге перегоняли паровозы, изготовленные на Воткинском заводе, и грузили их здесь на специальные баржи.

В книге “Воткинские были” (1959 г.) приведен любопытный эпизод:

“…Однажды в Галево при погрузке паровоза на баржу канат, на котором паровоз спускали по склону берега, лопнул. Паровоз стремительно скатился вниз, сорвался с рельсов, сшиб баржу и ушел в воду. Потребовалось нанять до двухсот человек, чтобы вытянуть его обратно на берег. Затем наняли женщин очищать его от ила и песка. Пришлось исправлять вмятины, заново окрасить и уже только после этого непредвиденного ремонта погрузить паровоз вновь”.

Сейчас и Галево, и Степаново, и Камское, и Костоваты – благодатные для отдыха места. Здесь находятся дома отдыха и турбазы, к Воткинскому водохранилищу едут тысячи рыбаков. Не обделена их вниманием и река Сива, что протекает совсем рядом со станцией Кварса. В Болгурах зимой катаются со склонов гор и холмов на лыжах и санках, а летом собирают клубнику. Особенно впечатляет болгурский холм под названием Пупыш.

Так что в Воткинской стороне не один заводы…

Автор СЕРГЕЙ ЖИЛИН

Источник

Из Ижевска до женского монастыря в Перевозном добраться можно двумя дорогами. Первый – сделать крюк через Воткинск и проехать 70 километров по хорошей дороге. Или через Завьялово, Гольяны и Докшу вдоль берега Камы. Этот путь короче на 30 километров, но почти треть пути придется ехать по разбитой грунтовой дороге. Хотя зимой эта проблема не так остра…

Двери всегда открыты

С основной трассы путь до села Перевозное подсказывают указатели. Так что заблудиться невозможно. В самом селе до монастыря ведет главная дорога. Территория монастыря большая и огорожена глухим забором из красного кирпича. За главными воротами сразу виднеется Вознесенский храм. Этот храм появился здесь первым в 1910 году. Остальная территория обустраивалась значительно позже. А женский монастырь начал действовать только 18 лет назад. Но сегодня он достаточно хорошо известен не только в Удмуртии и в соседних регионах, но и по всей стране.

– Здесь очень много монашек из соседних республик, – рассказывает библиотекарь села Перевозное Нина Катаева. – Постоянно тут живут около тридцати женщин. Остальные приезжают на какое-то время, потом уезжают. Есть те, кто приезжает регулярно на неделю-две.

Двери храма открыты для посетителей с 7 утра и до позднего вечера. В монастыре они не закрываются никогда. И найти здесь прибежище в любое время может каждая нуждающаяся в помощи и поддержке женщина. Ей дадут крышу над головой, накормят. В ответ она будет выполнять какую-то хозяйственную работу – ухаживать за цветами и садом, следить за свечами в храме, стирать, готовить, ухаживать за скотиной или огородом или что-то еще. То есть, на какое-то время станет труженицей при храме.

– Конечно, лучше с матушкой заранее созвониться, договориться, – объясняетпостоянная прихожанка храма Нина Катаева. – Но я еще не слышала, чтобы кого-то не приняли здесь.

Монастырь женских чудес

Свою известность монастырь в Перевозном заслужил благодаря удивительной легенде. Якобы когда-то давно по реке Каме против течения приплыли сюда деревянные скульптуры распятого на кресте Спасителя и предстоящих Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова. Их определили в храм. И с тех пор стали замечать, что фигуры эти чудотворные.

– У нас тут все женщины после какого-то времени беременеют, даже те, у кого были страшные диагнозы бесплодности, – рассказывает коренная жительница села Нина Васильевна. – Была семейная пара, к примеру. После нескольких лет отчаянных попыток женщине поставили рак матки. Они взяли приемного ребенка. А через пару лет она забеременела. Родила здорового малыша. И через какое-то время – снова беременна. Сейчас это счастливая многодетная семья.

Еще один пример «женского чуда» – недавно в село приехали 30-летняя фельдшер с мужем. Семья тоже была без детей, и теперь пара готовится стать родителями О чуде рассказывают и в Воткинске.

– Моим знакомым было под сорок лет уже, и никак им не удавалось доходить беременность, – приводит пример Алла, жительница Воткинска. – Они поехали в монастырь с мужем. Жили там какое-то время. Он – художник, она при храме работала. И все получилось. Сынишка их в третий класс нынче пошел.

Однако не все женщины отправляются сюда решать только свои женские проблемы. Здесь часто бывают просто запутавшиеся в жизни девушки. Те, кто хочет что-то в себе понять, найти себя, обдумать какое-то важное решение. Места хватает всем. Недавно специально для таких гостей при монастыре оборудовали второй вагон-купе. Обшили его снаружи, утеплили, обустроили. И в итоге получили мини-гостиницу.

Автор Татьяна ЛАПИНЕР

ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ

Удмуртия, село Перевозное, Свято-Успенский монастырь

Свято-Успенский женский монастырь находится по адресу: Удмуртия, Воткинский район, с. Перевозное. Тел. (34145) 7-45-43. С вопросами лучше обращаться к настоятельнице игуменье Афанасии.

https://posredi.ru/udmurtiya-selo-perevoznoe-svyato-uspenskij-monastyr.html2019-11-16T23:07:21+05:00 Аня ХардикайненПравославиеУдмуртияженский монастырь,Ижевск,краеведение,православие,УдмуртияУдмуртия, село Перевозное, Свято-Успенский монастырь Попасть в село Перевозное, что в Удмуртии, можно двумя путями.Первый путь, о котором знают паломники, путешествующие автобусом, лежит через Воткинск. Спокойно и не торопясь, по дороге Ижевск — Воткинск можно добраться до села, благо дорога проложена хорошая, асфальтированная. Нужно лишь вовремя свернуть с трассы Воткинск…Аня ХардикайненАня Хардикайненanhard80@mail.ruAuthorПосреди России