Житие Кирилла и мефодия

Святые братья.

К 1000-летию великой русской драмы — подвигу князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

У юбилеев есть своя таинственная сила. В такие дни происходит не только всеобщее воспоминание о событии, бывшем сто, двести или тысячу лет назад, но во всеобщем, всенародном переживании этого события происходит укрупнение и новое осуществление его, порою столь же важное, как и само исходное событие.

События, происходившие во втором десятилетии второго тысячелетия, столь пугающе похожи на события нашего времени, что кажется, нас и не разделяет тысячелетний рубеж.

Тогда прошло всего три десятилетия, когда под водительством равноапостольного князя Владимира начала строиться Святая Русь.

У нас тоже идет третье десятилетие после ниспровержения коммунистической идеологии и распада СССР и начала строительства нового общества.

Процессы эти, разумеется, почти разнонаправленные, но если учесть, что у нас в стране какое строительство ни затевай, все равно Святая Русь получается, то на различия тут можно не обращать внимания. Тем более что для нас важен сам момент незавершенности оформления как постсоветского пространства в наши дни, так и Православной Руси к моменту кончины равноапостольного князя Владимира.

Икона святых Бориса и Глеба.

Главные роли в той древнерусской драме, что разыгралась после кончины равноапостольного князя, оказались отведены его сыновьям, рожденным до Крещения Руси и после него. Они и определили содержание и исход драмы, завязку которой можно датировать 1012 годом.

Святополк, посланный отцом княжить в Туров, расположенный в непосредственной близости от Польши, женился на дочери польского князя Болеслава Храброго. Женитьба была совершена по благословению князя Владимира, но дальше события начали развиваться в совершенно неожиданном для равноапостольного князя направлении. Молодая супруга, наставляемая своим духовником кольбергским епископом Рейнберном, подбила Святополка отложиться от Руси и принять западную версию Христианства, чуть позднее окончательно оформившуюся в католичество. Измена, к счастью, была раскрыта. Великий князь Владимир приказал схватить Святополка и вместе с женою и епископом Рейнберном заключил в тюрьму…

Учитывая, что Святополк, возможно, был не сыном, а племянником Владимира, его ждало жестокое наказание. Но тут за своего зятя заступился польский король Болеслав. Сговорившись с печенегами, он двинулся на Киев, и только мудрость князя Владимира помогла одолеть беду.

Равноапостольный князь проявил свое христианское смирение и, приняв покаяние то ли племянника, то ли все-таки сына, выпустил его из тюрьмы.

Болеслав в результате достиг своей цели, а с печенегами у него начались разногласия, и поход оказался сорванным.

Когда опасность набега миновала, равноапостольный князь Владимир с присущей ему твердостью занялся государственными делами.

Во-первых, следовало примерно наказать печенегов, чтобы отбить у них охоту вмешиваться во внутренние дела Руси. Для этого Владимир не откладывая начал готовить грандиозный поход в степь.

Во-вторых, следовало подумать и о своем преемнике. Давно уже выбор князя склонялся к старшему из сыновей, рожденных ему царицей Анной, который был «аки цвет в юности своей». Управляя Ростовским княжеством, Борис уже успел зарекомендовать себя мудрым и искусным правителем, продолжающим начатое отцом дело — Крещение Руси.

Радостью наполнялось сердце равноапостольного князя, когда он думал о Борисе. Кого еще следовало искать, чтобы передать княжение в Православной стране?

Измена Святополка окончательно укрепила его в этой мысли, и Бориса и назначает Владимир во главе войска, уходящего в поход на печенегов.

Так с соблюдением всех драматургических канонов и выстраивается завязка этой древнерусской драмы.

Новое назначение Бориса являлось первым шагом к объявлению его преемником Великого князя, и так это назначение и было понято его рожденными в язычестве братьями.

Княживший в Новгороде Ярослав, узнав, что отец передал Борису управление войском, пришел в ярость. Унизительной представлялась ему перспектива превратиться после кончины отца в посадника младшего брата. В горячечном запале он объявил о независимости Новгорода от Киева.

Отметим тут, насколько сходен этот поступок Ярослава, которого назовут потом Мудрым, с поведением в Турове Святополка, которого назовут Окаянным. Кажется, и не сами рожденные в язычестве братья совершают столь погибельные для Руси поступки, а та темная языческая сила, что не изжита ими.

И разгневался, страшно разгневался Великий князь, получив известие о мятеже Ярослава. И, хотя дружина ушла с Борисом в поход на печенегов, он приказал расчищать пути и мостить мосты, чтобы выступить в поход против непокорного сына. В этих хлопотах и закончил равноапостольный князь Владимир свою земную жизнь…

Тревожно было в загородном дворце князя в ту скорбную ночь. Растерянность царила среди приближенных — князь Борис, которого Владимир хотел видеть своим преемником, находился с войском в походе. Приближенные попытались скрыть кончину Великого князя до возвращения Бориса. Ночью, разобрав пол, спустили на веревках завернутое в ковер тело и положили в Десятинной церкви рядом с гробницей царицы Анны.

Однако напрасными оказались эти хлопоты. Хотели как лучше, а получилось как всегда, как любил потом говорить наш посол в Киеве. Утром весть о кончине Великого князя распространилась по Киеву, и к храму начал стекаться народ. И сбылись, сбылись наихудшие опасения…

Предвосхищая современных политиков, Святополк мастерски воспользовался столь благоприятным для него стечением обстоятельств! Совсем недавно выпущенный из тюрьмы, он сам объявил себя киевским государем и, раскрыв великокняжеские кладовые, принялся одаривать киевлян, переманивая на свою сторону.

И не устояли вельможи. Хотя и знали они, что Владимир собирался поставить Великим князем Бориса, но корысть оказалась сильнее… А ведь в войске Бориса были их сыновья и братья, и если бы не согласился Борис признать Святополка Великим князем, присягнувшим Святополку боярам пришлось бы сражаться со своими сыновьями и братьями. Но Святополк не скупился, и жажда обогащения превозмогла опасения предстоящей братоубийственной войны…

Убиение святого князя Бориса и его слуги Георгия Угрина. Клеймо иконы князей-страстотерпцев из Борисоглебской церкви в Коломне. Конец XIV века.

Вот как трагически развивались события, порождаемые ревностью, обманом, завистью, гневом, ложью, самозванством… Сплетаясь в нераспутываемый клубок, эти страсти превращали сына во врага отца, отца во врага сына. И невозможно было вырваться из этого дьявольского клубка, в котором и смерть отца становится той удачей, которую нельзя упускать.

Но все это происходило на темной стороне великокняжеской семьи, погруженной в неизжитое язычество.

Решительным поворотом в ходе древнерусской драмы становится вступление в нее князя Бориса. Хотя он и возглавлял главное войско Руси, но он сумел найти в себе силы и не использовал свое преимущество в борьбе за власть.

— Не подниму руки на брата своего старшего! — сказал тогда он на берегу Альты. — Если и отец у меня умер, то пусть Святополк будет мне вместо отца.

Как мы знаем, смирение, проявленное Борисом, стремящимся спасти страну от ненужного кровопролития, самого его не спасло. Не поверил Святополк, что Борис отказывается от киевского престола, и на всякий случай приказал убить его.

24 июля 1015 года это приказание было исполнено на берегу тихой Альты…

Богословы рассуждали потом, что Борис и его брат Глеб создали на Руси особый чин «страстотерпцев» — самый парадоксальный чин русских святых.

Нам же представляется, что страстотерпцами Борисом и Глебом явлен нам великий урок Православного поведения!

Святой князь Борис и его брат, святой страстотерпец Глеб, предпочли пожертвовать самой жизнью своей ради мира на Руси, ради целостности страны, собранной их отцом…

Если уходить от обобщенных формулировок к конкретике, то можно сказать, что Борис и Глеб первыми на Русской земле начали вырабатывать в себе тот ставший основой национального менталитета образец Православного поведения, когда личное спасение русского человека оказывается в зависимости от устроения страны, когда пути устроения Святой Руси начинают совпадать с устроением собственной души.

Борис и Глеб, разумеется, не лежали и не ждали, когда их убьют, как до сих пор считают некоторые из тех, кто сегодня осмысляет их подвиг.

Житие святых страстотерпцев подчеркивает, что они пребывали перед смертью в молитве. В той молитве, что позволяет проникнуть в самую сокровенную глубину процессов и явлений, в молитве, помогающей принять то единственно правильное решение, которое не помогут найти самые мудрые и верные советники.

Только вдумаемся, что могло произойти, если бы Борис со всем своим войском двинулся на Святополка.

Вероятно, в результате жестокой братоубийственной войны ему удалось бы отобрать великокняжеский престол, хотя, как это и показали дальнейшие события, борьба со Святополком, которого поддерживал польский король Болеслав Храбрый, не была бы легкой.

Но не это главное.

Вспомним, что Ярослав, заявивший о том, что Новгород отделяется от Киева, выступал не столько против отца, князя Владимира, сколько против его решения сделать своим преемником Бориса… Так что, когда, свергнув Святополка, Борис оказался бы на киевском престоле, он стал бы главным врагом Ярослава.

И опять-таки не будем гадать, кто кого одолел бы тогда… Наверняка можно сказать только, что Новгород тогда навсегда отделился бы от Киевской Руси.

Таким образом получается, что, отказываясь от борьбы за престол в Киеве, Борис предотвращал распад страны, только-только обретшей единую Православную веру. И если и употреблять слово «ложиться» применительно к великому подвигу, совершенному Борисом и Глебом, то лишь в том смысле, что, становясь святыми страстотерпцами, они самой своей живой плотью ложились в фундамент Святой Руси, которой предстояло вознестись здесь.

Многочисленные жития Бориса и Глеба выстраиваются обычно по принципу иконы. В центре — страстотерпцы Борис и Глеб, тут же равноапостольный князь Владимир, тут же Ярослав Мудрый, тут же Святополк Окаянный. Все роли определены, и выйти за пределы их невозможно.

При всех достоинствах подобного иконописания содержатся в нем определенные недостатки. Персонажи описываемых нами событий не были изначально людьми-иконами. Повторю, что в реальной жизни Святополк не стал еще окаянным, а Ярослав — мудрым. И как только мы вспоминаем это, непонятные нам поступки князей-страстотерпцев наполняются глубоким содержанием совершаемого этими людьми подвига.

Это относится, например, к сцене, когда возле Смоленска нагнали Глеба посланцы Ярослава. «Не ходи, брат! — предостерегал Ярослав. — Отец твой умер, а брат убит Святополком».

Почему не внял Глеб предостережению? Да, наверное, еще и потому, что исходило оно от Ярослава, который сам поднял мятеж против равноапостольного Владимира, который еще не перешел на светлую сторону…

Помолившись, Глеб продолжает путь, и мы ясно видим, что этот жертвенный путь и поможет Ярославу сделать выбор и встать на тот путь, на котором мятежный Ярослав превратится в Ярослава Мудрого.

Храм в честь святых Бориса и Глеба в Самаре. Фото Евгения Ситникова.

Поразительно, но когда вглядываешься в события, произошедшие после убийства Бориса и Глеба, возникает ощущение, что святые братья продолжают присутствовать в этой истории, направляя ее.

Прошло несколько месяцев после их мученической кончины, когда восстал на Святополка Ярослав и началась та гражданская война, избежать которой пытался Борис.

Ярослав разгромил Святополка, но тот бежал в Польшу к своему тестю и скоро вместе с ним вернулся на Русь. И не смог выстоять Ярослав против этой силы, ушел в Новгород.

Снова стал княжить в Киеве Святополк.

Но недолгим было его торжество. Уже к осени понял Святополк, что тесть не так безкорыстен, как думалось. Самоуправно, как в захваченном городе, хозяйничал он в Киеве, и когда Святополк попытался навести порядок, тот ушел в Польшу, захватив сестер Ярослава, его бояр и казну. От самого Святополка в награду за помощь он забрал червенские города.

И тогда Ярослав снова выгнал Святополка из Киева.

А Святополк начал тогда готовить новый поход на Киев, на этот раз вместе с печенегами.

И тут можно вздохнуть, дескать, святым братьям не удалось и ценою своих жизней предотвратить гражданскую войну на Руси.

Это так, гражданскую войну предотвратить не удалось…

Но они сумели сделать так, что эта война работала не на безсмысленное разрушение и ослабление Руси, а на ее укрепление.

В 1019 году пришел Святополк с печенегами «в силе тяжьце». Охотно шли в поход печенеги. Все предвещало победу — и предсказания колдунов, и то, что впервые в набег на Русь вел их русский князь.

На берегах Альты, в том самом месте, где стоял шатер князя Бориса, когда подкрались к нему подосланные Святополком убийцы, и сошлись рати.

И понял Ярослав, которого назовут Мудрым, что это его братья устроили так, чтобы прекратить изматывающую Русь войну.

— Братья мои! — сказал он перед сражением. — Борис и Глеб! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего!

И началась сеча, какой еще не бывало на Руси. Трижды сходились и рубились так, что кровь текла «по удольям».

И побежал окаянный Святополк…

«И нападе на него бес и расслабеша кости его». Не мог в седле сидеть злобный братоубийца, и его несли на носилках. И страх великий обуял Святополка. Уже не мог он от страха оставаться на одном месте, даже когда и добрался до владений своего тестя, польского короля. Побежал из Польши. И прибежал в пустынное место между Чехией и Польшей и тут безчестно скончался. «И есть могила его и до сего дня, и исходит от нее смрад злой на показание человеком»…

Повторим еще раз, что решающая битва произошла на Альте, где получил Борис известие о смерти отца, где и убили его девять дней спустя. На берегах этой реки, выдерживая принцип классицизма о единстве места действия, и оказалась одержана победа, поставившая точку в той древнерусской драме.

Некоторые исследователи антропонимики считают, что имя «Святополк» было сконструировано из соединения имен его деда — Святослава и отца — Ярополка. Но отчего же тогда в именах Вышеслава, Изяслава, Ярослава, Мстислава не присутствует частицы имени их отца — Владимира?

Может быть, имя Святополка, как и другие языческие имена, конструировалось, вбирая большие, чем имена деда и отца, смыслы?

Явно присутствует в этом имени — вспомните о матери Святополка, греческой монахине, которую «красоты для лица ея» расстриг и насильно взял в жены Ярополк! — древнеславянский «svetъ». Полком света, светоносной ратью виделось оскорбленной монахине имя сына…

Но прошло тысячелетие, и искусно сконструированное имя, вобравшее в себя слова, обозначающие святость и воинский труд (полк), сделалось символом святотатства и предательства и не употребляется уже без приставки «окаянный»…

Другое дело имена Бориса и Глеба… Ничего не значащие для русского уха, они, зазвучав рядом, превратились в символы подвига и святости.

«И с тех пор прекратились усобицы в Русской земле, — сказал летописец, — а Ярослав принял всю землю Русскую». Вместе с землей Русской Ярослав, которого назвали Мудрым, принял и ту Православную мудрость государственных мужей, которую самими своими жизнями выработали его отец, равноапостольный князь Владимир, его братья — святые страстотерпцы Борис и Глеб.

Словно стремясь закрепить завещанное ими духовное единство Русской земли, Ярослав строит два храма Святой Софии. Один — в Киеве, другой — в Новгороде, этой «софийной мудростью» скрепляя духовное пространство, которое крепче и прочнее любых амбиций, интриг и честолюбий, потому что основано на крови наших страстотерпцев Бориса и Глеба.

Этими двумя соборами и был обозначен путь Руси, проложенный для Ярослава Мудрого его братьями — страстотерпцами Борисом и Глебом.

Из этого построенного Ярославом храма Святой Софии в Новгороде выйдет июльским утром 1240 года князь, которого скоро назовут Невским, и отправится навстречу врагу.

Но еще до битвы его остановит ижорский старейшина Пелгусий.

— И я слышал, — волнуясь, расскажет он, — слышал, как Борис сказал: «Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру Ярославичу».

Наверное, неправильно было бы сужать помощь страстотерпцев Бориса и Глеба и втискивать ее в непосредственное пространство Невской битвы.

Главным, вероятно, здесь тоже оказалось указание пути.

Александр Невский не просто великий полководец, не просто герой. Он — святой князь. Степенная книга говорит, что «смиренную мудрость» Александр «стяжа паче всех человек». Смиренномудрие, не вписывающееся в западный героический эпос, уживалось в святом Александре Невском с воинским безстрашием и дерзкой отвагой.

Когда потребовалось, после великих побед Александр Невский сумел найти в себе силы смирения. Решение это потребовало от него большего героизма, чем любой бранный подвиг. Ведь ради исполнения воли Божией, ради спасения Отечества и Православия князь жертвовал не только самим собою, но и славой непобедимого героя…

И в этом помогали ему и укрепляли его святые страстотерпцы Борис и Глеб.

Можно приводить и другие примеры, когда приходили святые братья, помогая найти правильный путь русским людям, но что же ходить далеко, если на том самом месте, где сейчас находимся мы с вами, ходил в 1363 году Преподобный Сергий Радонежский, выбирая по просьбе преподобных Феодора и Павла место, где им поставить храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. И скоро и сами святые братья явились здесь, подтверждая преподобным, что неотступно будут помогать…

Кому помогать?

Таинственно и непостижимо — «страшно было сие лето, было тогда знамение на небеси, солнце являлось аки кровь, и по нем места черны, и мгла стояла пол лета, и зной и жары были великия» — совершалась Божия помощь, но совершенно очевидно, что Борис и Глеб являются по зову Преподобного Сергия. Чтобы прямо участвовать в подготовке к тому великому духовному свершению русского народа, которое будет названо Полем Куликовым…

И разве случайно, что в обители, возросшей в память святых братьев, вырастет инок, преподобный Иринарх, молитвы которого столь насущны будут для преодоления смуты, снова стремящейся поглотить Святую Русь?

И вот снова в дьявольский клубок сплетаются события, порождаемые ревностью, обманом, властными амбициями, завистью, политическим интриганством, гневом и ложью…

И кажется, невозможно распутать его, но снова — теперь уже своим тысячелетним юбилеем — являются нам страстотерпцы Борис и Глеб, чтобы раскрылись глаза, чтобы увидели мы тот Путь, на котором «слепые прозревают, хромые бегают быстрее серны, горбатые выпрямляются». Путь, по которому только и могут идти вот уже второе тысячелетие люди Русского Мiра.

Николай Коняев.

Священномученик Зиновий и мученица Зиновия. Православный календарь на 12 ноября

12 ноября (30 октября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Вторник 22-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать второй недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 15 известных поименно угодников Божиих и празднование в честь одной святыни. Далее коротко расскажем о них.

***

Священномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия. Святые страдальцы III столетия, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в 285 году от Рождества Христова в Киликии.

Святые Зиновий и Зиновия с детства были воспитаны в христианской вере и благочестии. Оставшись без родителей, они раздали все имение нуждающимся и решили посвятить себя Господу. Святой Зиновий был избран епископом и совершал свое архипастырское служение в Киликии. Сестра помогала ему в его трудах и проповеди Слова Божия.

В годы жесточайших антицерковных гонений, развернутых императором-язычником Диоклитианом (Диоклетианом), царствовавшим в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова, епископ Зиновий был схвачен одним из первых.

Я буду говорить с тобой кратко, — сказал языческий правитель Киликии Лисий святителю Зиновию. — Предлагаю тебе жизнь, если поклонишься нашим богам, и смерть — если не поклонишься.

На это святой страдалец ответил: «Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду».

Святые Зиновий и Зиновия (которая пожелала разделить страдания брата) подверглись страшным пыткам, а затем были обезглавлены.

***

Апостолы от 70-ти Тертий, Марк, Иуст и Артема. Святые I (апостольского) века, вошедшие в широкий круг учеников Христа и первых 12 апостолов.

Святой Тертий вторым занял Иконийскую епископскую кафедру (первым был апостол Сосипатр), обратил ко Христу множество язычников, после чего принял мученический венец.

Святой Марк, также упоминаемый в Деяниях апостолов как Иоанн, был племянником апостола Варнавы и стал епископом Аполлониадским. О кончине этого святого житийных сведений нет.

Апостол Марк. Фото: www.pravoslavie.ru

Святой Иуст, также называемый Варсавою, был сыном праведного Иосифа Обручника. Епископствовал и принял мученический венец в городе Елевферополе.

Святой Артема был поставлен епископом в город Листру, где мирно скончался.

***

Священномученик Маркиан, епископ Сиракузский. Ученик первоверховного апостола Петра, проповедовавший Слово Божие в Сиракузах. Принял мученическую смерть от иудеев в начале II столетия от Рождества Христова.

***

Мученица Евтропия Александрийская. Святая страдалица, схваченная во время посещения христиан, заключенных в темницах. Приняла мученический венец во время жестоких истязаний около 250 года от Рождества Христова.

Мученица Евтропия Александрийская. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобномученица Анастасия Солунская. Сегодня совершается второй день памяти святой Анастасии Римляныни, также известной как Анастасия Солунская. Напомним, что это одна из самых почитаемых святых страдалиц III столетия, принявшая мученический венец за верность Христу и Его Церкви в период антицерковных гонений императора-язычника Декия, царствовавшего в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова. Подробнее о преподобномученице Анастасии вы можете узнать из Православного календаря за 11 ноября.

***

Святой Стефан Милютин, король Сербский, брат его Драгутин и мать их Елена. Одни из самых почитаемых святых Сербской Православной Церкви. Святой Стефан был королем Сербии на рубеже XIII-XIV веков от Рождества Христова.

Святой Стефан много воевал, значительно расширив границы Сербии. И в то же время был очень набожен, дав обет за каждый год правления строить по задужбине — храму на помин души, — воздвигнув за сорок лет правления сорок святынь. В том числе знаменитый монастырь Грачаница, ныне пребывающий в захваченном албанскими террористами Косове.

Святой Стефан щедро помогал монастырям и церквям не только в Сербии, но и в Царьграде, в Салониках, на Афоне, в Палестине и даже на Синае. И хотя Сербское царство вскоре пало под ударами османов, очаги православной веры и культуры, обустроенные королем Стефаном, на века сохранились в душе сербского народа.

И сегодня память о святом короле Стефане и его святых брате и матери тепло хранится как в самой Сербии, так и у других православных славянских народов.

Святой Стефан Милютин. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученики Леонид Виноградов, пресвитер (1941) Матфей Казарин, диакон (1942), обретение мощей святителя Агафангела (Преображенского) исповедника, митрополита Ярославского (1998). Православные мученики и исповедники в архиерейском, священническом и диаконском сане, пострадавшие за верность Христу и Его Церкви в разные годы эпохи советских богоборческих гонений. Подробнее об одном из них, святителе Агафангеле, вы можете прочесть в нашем материале «Исповедник церковного единства», опубликованном на страницах «Царьграда».

Исповедник церковного единства: штрихи к портрету святителя Агафангела Ярославского

***

Озерянская икона Божией Матери. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, обретенный в XVI столетии от Рождества Христова. Является главной святыней и покровительницей города Харькова и всей Слобожанщины — северо-восточных земель Малой Руси.

***

Поздравляем православных христиан с днем этой святыни и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Кирилл и Мефодий рассказ для детей о христианских проповедниках, создателях славянской азбуки и церковно – славянского языка, кратко изложен в этой статье.

Сообщение о Кирилле и Мефодии кратко

Эти двое братьев походили с Салоники. Их отец был успешным офицером и служил в провинции при ее наместнике. Кирилл родился в 827 году, а Мефодий в 815 году. Братья-греки прекрасно владели как греческим, так и славянским языком.

Жизнь до принятия монашества

В начале своего пути они пошли разными дорогами. Мефодий, которого в миру звали Михаилом, был военным и имел звание стратега провинции Македонии. Кирилл, носивший до пострижения имя Константин, наоборот, с ранних лет увлекался наукой и культурой соседних народов. Он переводил на славянский язык Евангелие. Также изучал в Константинополе диалектику, геометрию, астрономию, арифметику, философию и риторику. Благодаря своим обширным знаниям Константин мог взять в жены аристократку и занять важные пост в высших эшелонах власти. Но он отказался от всего этого и стал простым хранителем библиотеки в соборе Св. Софии. Конечно, долго Константин здесь не задержался и занялся преподаванием в столичном университете. А Михаил в то время также забросил военную карьеру и стал настоятелем монастыря на Малом Олимпе. Константин был знаком с константинопольским императором и по его поручению в 856 году отправился с учеными в Малый Олимп. Встретившись там с братом, они решили написать азбуку для славян.

Кирилл и Мефодий создатели славянской азбуки

Дальнейшая жизнь их связана с церковной деятельностью. Предпосылкой решения заняться созданием славянской азбуки было то, что в 862 году в Константинополь прибыли послы моравского князя Ростислава. Князь просил императора Константинополя дать ему ученых, которые бы обучили его народ христианской вере на их языке. Ростислав ратовал на то, что его народ давно крещен, а вот богослужение ведется на иностранном наречии. А это очень неудобно, ведь не все его понимают. Император, обсудив просьбу моравского князя с патриархом, отправили братьев в Моравию. Вместе со своими учениками они занялись переводом. Сначала солунские братья перевели христианские книги на болгарский язык. Это были Псалтырь, Евангелие и Апостол. В Моравии церковные деятели 3 года обучали местное население грамоте и вели службы. Кроме того, они посетили Паноннию и Закарпатскую Русь, где также прославляли христианскую веру.

Однажды у них случился конфликт с немецкими священниками, которые не желали вести службу на славянском языке. Папа Римский в 868 году вызвал братьев к себе. Здесь все пришли к единому компромиссу, что славяне могут вести службу на родном языке.

Пребывая в Италии, сильно заболевает Константин. Поняв, что смерть не за горами, он принимает монашеское имя Кирилл. На смертном одре Кирилл просит брата, чтобы тот продолжал заниматься просветительской деятельностью. 14 февраля 869 года он умер

Просветительская деятельность Мефодия

Возвратившись в Моравию Мефодий (он уже принял монашеское имя) занимается тем, о чем просил его брат. Но в стране произошла смена священников, и немцы заключили его в монастырь. Римский Папа Иоанн VIII, узнав о происшествии, запретил немецким служителям церкви вести литургии пока они не выпустят Мефодия. В 874 году его освободили, и он стал архиепископом. Часто проводить обряды и проповеди на славянском языке приходилось тайно. Умер Мефодий 4 апреля 885 года.

После смерти обоих братьев было канонизировано.

Кирилл и Мефодий интересные факты

  • Разница в возрасте между Мефодием и Кириллом становит 12 лет. Кроме них в семье было еще 5 сыновей.
  • Кирилл сам научился читать в раннем возрасте.
  • Кирилл владел славянским, греческим, арабским, латинским языками и ивритом.
  • 24 мая – день почитание памяти братьев.
  • Мефодий 10 лет прослужил в монастыре на Малом Олимпе до их встречи с братом и общей проповеднической деятельности.

Кирилл и Мефодий: удивительные приключения просветителей славян

Откуда взялась наша азбука? Кто же этого не знает! Давным-давно два болгарина, Кирилл и Мефодий, пришли на Русь и придумали кириллицу. А вот и не так! Звали их вовсе не Кирилл и не Мефодий, родились они не в Болгарии, на Русь не приходили и кириллицу не создавали! Как это? А что же тогда было? А были удивительные путешествия и приключения святых братьев, просветителей славян. Проследим их путь с самого начала!

О времени, в которое жили Кирилл и Мефодий

В IX веке на просторах Европы были две великие христианские империи: одна — Византия со столицей в Константинополе, другая — Франкская империя. В 843 году она разделилась между наследниками короля Карла Великого на несколько королевств. Между этими империями простирались земли, на которых жили в основном славяне-язычники. К тому времени официальным языком в Византии стал греческий, а во владениях франков — латинский, хотя в быту жители всех этих государств пользовались самыми разными языками.

А что в те времена происходило на землях, где потом возникла Русь? Там жили славянские племена — поляне, древляне, кривичи, вятичи и другие. Государство русов только-только зарождалось.

О том, как братья расстались, а потом встретились

На берегу Эгейского моря раскинулся византийский город Фессалоники, или, как называли его славяне, Солунь. В этом большом городе жили представители разных народов. Немало здесь было и славян, поэтому славянским языком в этих местах владели многие. Знали его и в семье офицера по имени Лев. Старшего из семи его сыновей, самого сильного и мужественного, звали Михаил. Младший, болезненный, «большеголовый», но очень одарённый мальчик, носил имя Константин.

Братья дружили, старший всегда опекал и защищал младшего.

Михаил, по примеру отца, выбрал военную карьеру. Скоро он добился больших успехов по службе — стал главой одной из провинций Византии, где жили славяне. Десять лет Михаил честно управлял вверенными ему землями, а потом решил удалиться от мира и отправился на гору Малый Олимп, что на южном берегу Мраморного моря. Там был монастырь. Михаил постригся в монахи, приняв имя Мефодий.

А младший брат, Константин, поехал учиться в Константинополь. Там он столь хорошо себя показал, что его назначили помогать в учебе будущему византийскому царю — малолетнему наследнику Михаилу. Самые уважаемые учителя той эпохи наставляли мальчиков в грамматике и астрономии, геометрии и философии, музыке и арифметике… Константин изучил больше шести языков! В том числе в совершенстве — славянский.

Кликните, чтобы послушать программу

Юноша отказался от выгодной женитьбы, твёрдо решив посвятить себя наукам. Тогда византийская царица и Патриарх, желая приблизить Константина к себе, уговорили его принять священный сан и стать библиотекарем при храме. Позже Константин стал преподавателем философии и даже получил прозвище Философ.

Византийский царь и патриарх очень ценили молодого учёного, приглашали его на соборы и диспуты, где Константин говорил на равных с почтенными мудрецами. В 852 году, когда Философу было всего 24 года, его даже отправили в столицу Арабского халифата Самару. Отправили потому, что арабы во время переговоров с Византией часто ругали христианскую веру. Нужны были грамотные люди, которые смогли бы изменить мнение арабов о христианстве. Константин вошёл в состав посольства, и принимал участие в долгих спорах о вере. В Самаре молодой человек удивлял арабских учёных мужей разумными высказываниями и отличным знанием Священного Писания. Домой, в Константинополь, арабы проводили его с честью и щедрыми дарами.

Вскоре после возвращения Константин покинул столицу и поехал на Малый Олимп, к старшему брату Мефодию.

Здесь братья наконец воссоединились после долгой разлуки. Вместе жили в монастыре, изучали труды святых отцов, молились и трудились. Но тихое отшельничество их скоро закончилось.

О том, как Мефодий и Константин к хазарам ездили

В то время к царю Михаилу пришли послы от хазар. Так назывался народ, который жил далеко к северу от Византии, в Хазарском каганате, по соседству с будущими древнерусскими землями (сейчас это Дагестан, часть Крыма, Дон и Нижнее Поволжье). Хазары просили прислать к ним мудрых людей, которые бы рассказали об учении Христа. Хазарский каган — верховный правитель, «хан ханов» — выбирал в ту пору, какую веру принять: ислам, иудаизм или христианство.

Царь Михаил назначил посланником к хазарам Константина, а тот уговорил брата, бывшего воина, помочь ему в опасном и долгом путешествии.

Нелёгок был путь через степи! Дикие племена угров, которые, как свидетельствует хронист, ходили в шкурах и выли как волки, нападали на караваны путников. По преданию, напали разбойники и на братьев, когда те остановились в степи для молитвы. Константин не испугался, лишь продолжал повторять: «Господи, помилуй!..» Когда святой закончил молитву, свирепые угры вдруг присмирели, стали кланяться ему и просить поучений. Получив благословение, разбойники отпустили монахов, и те благополучно продолжили путь.

Была у Константина и Мефодия важная и продолжительная остановка по дороге в Хазарию в крымском городе Херсонесе, или, по-славянски, Корсуни, что недалеко от нынешнего Севастополя. Готовясь к предстоящей миссии, святые братья продолжили изучать хазарский и еврейский языки, совершенствовались в славянском.

В Херсонесе, благодаря Мефодию и Константину, случилось настоящее чудо! В тех местах недалеко от берега в море были сокрыты мощи почитаемого христианского святого Климента, ближайшего ученика апостола Петра. Климента казнили в Херсонесе, в изгнании, в самом начале II века нашей эры. Кирилл и Мефодий убедили местного епископа найти мощи святого.

После заката солнца братья вместе с епископом и многими священнослужителями сели на корабль и отплыли в море. Там долго усердно молились. В полночь от моря вдруг воссиял свет! Перед изумлёнными священниками явились святые мощи. Их положили в корабль, отвезли в город и поместили в Апостольской церкви. Братья взяли часть мощей с собой в путешествие, чтобы со временем отвезти их в Рим.

Из Херсонеса Константин и Мефодий проделали долгий путь по морю и суше, пока не добрались до Кавказских гор, где располагался тогда каган — правитель Хазарии.

В ханском дворце братьев встретили с честью и приняли у них грамоту от царя Михаила. В долгих беседах с мусульманами, евреями и хазарами Константин разъяснял тонкости христианской веры, ссылаясь на Ветхий Завет, на древних пророков и праотцев, которых признавали, чтили и иудеи, и мусульмане, — Адама, Авраама, Ноя, Моисея, Давида, Саула…

Знатным хазарам, которые слышали долгие споры иудеев, мусульман и христиан, так понравились речи молодого византийского проповедника Константина, что двести из них приняли христианскую веру. В знак признательности хазары отпустили из каганата вместе с Мефодием и Константином более двухсот греческих пленников.

Братья двинулись в обратный путь в Константинополь. Принимали возвратившихся посланников в царском дворце с триумфом, как настоящих апостолов.

Мефодий стал игуменом Полихрониева монастыря на Малом Олимпе, а Константин поселился при церкви. И вновь недолгим был их отдых.

О буквах для великой Моравии

Великую Моравию (сейчас это территория Чехии) давно крестили немецкие миссионеры. Они тоже занимались переводами на славянский, но переводили только самые необходимые для прихожан молитвы и поучения. В храмах же верующие слышали только латынь, не понимали её, и поэтому немецкие священники могли объяснять им христианское учение так, как им хотелось. Проверить, правду ли они говорят, неграмотным крестьянам всё равно было невозможно.

В 862 году к царю Михаилу обратился моравский князь Ростислав: «Наш народ отверг язычество и принял закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке. Пошли к нам епископа и учителя!»

Царь Михаил откликнулся на просьбу Ростислава и первым делом позвал образованного в языках Константина Философа:
— Ведь вы с братом родом из Солоников (это ещё одно название города Фессалоники, родного для Кирилла и Мефодия), а солуняне все хорошо говорят по-славянски. Вот вам и идти к славянам в Моравию.

Константин был в то время нездоров, но согласился отправиться в далёкую страну. Спросил лишь:
— Имеют ли жители Моравии буквы на своём языке?
Михаил ответил:
— Нет, не имеют.
— Как же я буду проповедовать им? — огорчился Философ. — Это всё равно что записывать беседу на воде. К тому же, если славяне неправильно меня поймут, получится, что я проповедую ересь — неправильное церковное учение!
— Если захочешь, Бог даст тебе то, что ты просишь! — уверил Константина византийский царь. Он понимал, что создание письменного славянского языка нужно не только Моравии — новый язык поможет Византийской империи обратить в христианство тысячи и тысячи славян-язычников!

Константин снова отправился на Малый Олимп к Мефодию. Там молился, постился сорок дней, а затем взялся за работу. Перед братьями стояла очень непростая задача, но Кирилл смог придумать буквы, которые учитывали все особенности произношения славян. Святые братья взяли за основу говоры славян, которые жили недалеко от Фессалоник, и создали глаголицу — азбуку, понятную и жителям других частей славянского мира. Почему? Потому что в то время у славян был единый язык — разные славянские племена и народности разговаривали примерно одинаково и прекрасно друг друга понимали.

Константину предстояло перевести на новый язык Священное Писание, очень сложный текст. Многих слов, употребляемых там, в славянском языке просто не существовало, их нужно было создать заново. Такую сложную работу взял на себя святой философ. К Пасхе перевод начала Евангелия от Иоанна на новый славянский язык был готов. Завершив труды, святые братья вновь отправились в путь.

В Моравии Мефодий и Константин начали с того, что пошли в школы к местным детям. В школах готовили будущих священнослужителей и для этого обучали детей латинскому языку. Братья показали ученикам новую, славянскую азбуку и переведённые на славянский язык книги.

Местный князь Ростислав под началом Константина и Мефодия начал строить новые храмы, где службы шли на славянском языке.

Философ со своими учениками продолжал переводить церковные богослужения, люди в Моравии наконец стали понимать, о чём говорится в молитвах и как правильно славить Бога.

К сожалению, апостольская деятельность братьев очень не понравилась немецким священникам. Немцы были убеждены, что богослужения можно проводить только на трёх языках — латинском, еврейском и греческом. Это было распространённое тогда в латинской Западной Европе ошибочное мнение, которое позже назвали «трёхъязычная ересь». Константин горячо спорил с немцами, вспоминал слова древнего пророка Давида: «Хвалите Господа на всех языках!» и слова Евангелия: «Шедше научите вся языки…», то есть убеждал всех, что восхвалять Бога можно на любом языке.

Больше трёх лет провели Константин и Мефодий в Моравии. Обошли много земель, обустраивали школы, везде учили людей славянскому письму и слову Божию. Многие ученики из славян были готовы стать священниками и дьяконами, но давать им священный сан мог только епископ. А своего епископа в Моравии тогда не было. Кроме того, западные высокопоставленные священнослужители, недовольные популярностью византийских проповедников, отправили в Рим жалобу на то, что Константин и Мефодий учат славян богослужениям на славянском языке.

Чтобы отстаивать свою правоту, Константину и Мефодию пришлось отправиться в Рим. С собой они взяли мощи святого Климента, которые привезли из Херсонеса.

О том, как святые братья приехали в вечный город

По дороге в Рим Константин и Мефодий остановились в Паннонии, в Блатенском княжестве (оно располагалось у Блатенского озера, современного Балатона — территория Венгрии, восточной Австрии и юго-западной Словакии). Там правил князь Кóцел. Он принял братьев очень радушно, и византийцы задержались у Коцела примерно на полгода. Князь собрал из своего народа 50 учеников, и сам вместе с ними научился у Константина и Мефодия славянской азбуке. Прощаясь, Коцел предлагал проповедникам богатые подарки, но те отказались. Лишь попросили отпустить на свободу девятьсот греческих пленников, что и было сделано.

Дальше святители двинулись к Адриатическому морю, оттуда со своими учениками прибыли в итальянский город Венецию. В городе на воде они встречались и вновь много, горячо спорили со священниками, которые также впали в ересь «трёхъязычия». Доказывая и здесь свою правоту, Константин вспоминал слова апостола Павла: «Разве не идет от Бога дождь одинаково на всех, или солнце не сияет для всех, или вся тварь не дышит одним воздухом? Как же вы не стыдитесь думать, что кроме трех языков, все остальные племена и языки должны быть слепыми и глухими».

Византиец перечислил народы, которые молятся христианскому Богу на своём языке — армяне, персы, абхазы, иверы, сугды, готы, обры, турки, козары, аравляне, египтяне, сирияне и многие другие. «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

В Риме главный епископ Адриан со священниками встречали Константина и Мефодия «как ангелов Божиих». Мощи святого Климента считались величайшей реликвией, поэтому людям, которые доставили святыню, оказали всяческий почёт и покровительство. Адриан утвердил богослужение на славянском языке и благословил переводы, которые сделали братья. Славянские книги были положены на алтаре в храмах Санта-Мария-Маджоре и в Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, крупнейших римских храмах того времени. Братьям позволили провести на славянском языке главное богослужение — литургию в храме апостола Петра.

Поездка в Рим стала для Константина последним путешествием. Через год после прибытия в Вечный город слабый здоровьем сорокалетний просветитель серьёзно простудился. Своему старшему брату, верному товарищу и защитнику Константин Фиолософ завещал: «Мы с тобой как два вола: от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

За пятьдесят дней до смерти Константин постригся в монахи с именем Кирилл. Мефодий хотел забрать тело брата, чтобы похоронить на родине, но, по совету римского епископа, Кирилла похоронили в храме святого Климента, рядом с мощами, которые братья доставили в Рим. С этого момента Кирилла начали почитать как святого. А Мефодию предстояло продолжать дело, которое братья начинали вместе.

О долгих странствиях Мефодия

Через некоторое время князь Паннонии Коцел попросил римского епископа вновь отправить к нему Мефодия.

Римский епископ Адриан II подтвердил, что Мефодий вправе проводить литургию на славянском языке, назначил его своим официальным посланником. Великая Моравия и Паннония теперь были землями, вверенными Мефодию.

По дороге в Паннонию Мефодий заехал в Великую Моравию. А там уже всё изменилось: князь Ростислав, который так радушно принимал прежде святых братьев, больше не возглавлял страну. На престоле был его племянник Святополк. Этот правитель снова открыл страну для немецких миссионеров, а тем, конечно, совсем не хотелось видеть рядом конкурента-проповедника, который учит и служит на «неправильном» языке. В 870 году, во время похода короля Людовика Немецкого на Моравию, Мефодий попал в плен. Немецкие епископы этим воспользовались: Мефодия обвинили в захвате чужих церковных территорий, арестовали, судили и отправили в ссылку в Швабию, область на юго-западе современной Германии, в один из монастырей. Там, в заключении, вместе с некоторыми своими учениками он провёл почти три года. В Рим об этом никто ничего не сообщил, защитить святителя было некому.

Немало претерпел Мефодий в заключении — и голод, и лишения… В конце концов весть о несчастьях митрополита всё же дошла до нового Римского епископа Иоанна VIII. Он тут же отдал строгий приказ освободить заключённого.

Мефодий был оправдан, права его восстановили, и землю, которую митрополит окормлял (то есть опекал, отвечал за неё), вернули.

Добравшись до Великой Моравии, святитель, окружённый учениками, продолжил свои апостольские труды: переводил богослужебные книги на славянский язык, проповедовал местным жителям учение Христа, обратил в христианство чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу.

Служение Мефодия не было безоблачным. Менялась власть, и его то чествовали и во всём ему помогали, то снова обвиняли в ереси, притесняли, мешали проводить богослужения на славянском языке. В такие моменты лишь вмешательство Рима спасало святителя. Мефодий стал архиепископом, перевёл на славянский язык почти весь Ветхий Завет, собрание церковных канонов, светских законов и множество книг.

Кликните, чтобы открыть и скачать

Мефодию приходилось много ездить: из Паннонии в Моравию, оттуда — в Рим, снова в Моравию, в Константинополь и опять в Моравию… В лесах по дороге на него нападали разбойники, на море он не раз попадал в штормы, на реках он едва не тонул в глубоких омутах. Но несмотря на испытания, святитель не оставлял служение до самой своей кончины в 885 году. Его похоронили в столице Великой Моравии Велеграде. Отпевали его на славянском, греческом и латинском языках. Перед смертью Мефодий назначил себе преемника. Это был Горазд Охридский — славянин, архиепископ, который не только сохранил наследие Кирилла и Мефодия, но и вместе с другими учениками святых братьев принимал участие в создании на основе глаголицы алфавита, которым мы пользуемся сегодня, — кириллицы.

Зачем же нужна была кириллица, если уже была глаголица? В кириллице начертание букв очень напоминает греческую азбуку. А её в те времена все знали — греческий был, как бы теперь сказали, «языком межнационального общения», наподобие английского в наши дни. Кириллица выглядела привычнее и легче воспринималась и учёными, и купцами, и князьями, и простыми людьми, хотя все буквы, все звуки в неё перешли из алфавита Кирилла и Мефодия — глаголицы.

Все алфавиты, созданные после Рождества Христова, неразрывно связаны с принятием народами христианства. И готы, и эфиопы, и славяне получили свои алфавиты и собственные литературные языки только после крещения. Святые братья понимали, что Христово учение обращено ко всем народам, а неграмотным людям проповедовать сложно. Благодаря Кириллу и Мефодию славяне получили не только Евангелие и богослужение на родном языке, но и возможность читать византийские книги.

Почти через тысячу лет после рождества Спасителя и Русь приняла крещение. Наследие святых братьев и их учеников стали доступны и для нас. Русские познакомились с книгами Кирилла, Мефодия и их учеников, и стали писать свои книги! Появилась древнерусская литература: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе» и другие. Мы по праву преемники и хранители наследия Кирилла и Мефодия.

Глаголица

У Константина получилась азбука из 41 буквы (позже сократилась до 30). Только была это не известная нам кириллица, а другая, первая славянская азбука — глаголица. Название, возможно, произошло от четвёртой буквы алфавита — «глагол», которое означало «слово». «Глаголати» — говорить. Получается, с помощью букв глаголицы священные книги заговорили со славянами на их родном языке.

Константин придумал совершенно новый алфавит. Его буквы самой своей формой идеально подходили для проповеди, так как представляли собой сочетания христианских элементов, символизирующих христианское учение: крест — Страсти Христовы, круг — Божественное совершенство, треугольник — Святая Троица.

Дольше всего глаголица продержалась в Хорватии, последнее печатное издание вышло в Риме в начале прошлого века, правда, буквы немного изменились внешне под влиянием готических западных букв.

Кириллица

Кириллический алфавит — кириллица — был составлен позже, уже после смерти святых братьев, на основе глаголицы по звучанию и греческого письма по написанию. Считается, что новую азбуку составили ученики Мефодия, нашедшие приют в Болгарии после их изгнания властями из Великой Моравии.

Почему же понадобилась и впоследствии стала популярна кириллица, если уже была глаголица? Дело в том, что кириллица очень похожа по написанию на греческий алфавит, который тогда был широко распространён. Греческим письмом переписывали богослужебные книги, поэтому и славянам было удобнее и понятнее писать на похожей кириллице. Сегодня кириллицей пишут в Белоруссии, Болгарии, Сербии, Северной Македонии, России, Украине, Киргизии, Монголии, Таджикистане, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Черногории, Южной Осетии…

Пройдите наш небольшой тест и узнайте, внимательно ли вы прочли историю о братьях-просветителях!

1. Как звали Кирилла и Мефодия до монашеского пострига?

А) Климент и Матфей; Б) Корнилий и Максим; В) Константин и Михаил; Г) Киприан и Марк.

Старшего брата, Мефодия, до пострига звали Михаилом, а младшего, Кирилла, — Константином. Михаил постригся в монахи еще в молодом возрасте, а Константин — только за 50 дней до своей смерти.

Пройдите еще один тест: Кириллица, глаголица – что за птицы? Разберитесь, пройдя наш тест

Видео YouTube

Происхождение солунских братьев.

Создатели славянской азбуки братья Кирилл (до принятия монашества Константин) (827-869) и Мефодий (815-885) происходили из византийского города Солуни, в котором проживало многочисленное славянское население. Ныне это город Салоники в Македонии. Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал в Солуни значительную должность – помощник военачальника. По национальности отец Константина и Мефодия был болгарином, а мать – гречанкой, поэтому с детства для братьев родными языками являлись греческий и славянский.

Константин и Мефодий до принятия монашества.

Константин начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он отличался способностями, скромностью, терпением. Прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. Можно сказать, что знания, книги стали для него смыслом всей жизни.

Для продолжения образования Константин отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. Он был взят в товарищи по учению к сыну императора Михаила III. Под руководством лучших наставников — в том числе Фотия, будущего знаменитого константинопольского патриарха — Константин изучил античную литературу, риторику, грамматику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Он хорошо знал иврит, славянский, греческий, латинский и арабский языки. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали Философом.

По окончании учения, отказавшись от выгодного брака, а также от предложенной императором административной карьеры, Константин стал патриаршим библиотекарем в соборе Святой Софии. Но, пренебрегая выгодами своего положения, вскоре он удалился в один из монастырей на черноморском побережье. Некоторое время жил в уединении, а по возвращении стал преподавать философию в университете.

Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с мусульманами и также одержал победу.

Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар.

После этого Константин удалился к брату своему Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Мефодий был старше брата на 12 лет. Он рано поступил на военную службу. В течение 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Около 852 года принял монашеский

постриг, позже стал игуменом в небольшом монастыре Полихрон, на азиатском берегу Мраморного моря.

Именно в этом монастыре вокруг Константина и Мефодия сложилась группа единомышленников и зародилась мысль о создании славянской азбуки.

Хазарская миссия.

В 860 году император вызвал Константина и Мефодия из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство. Во время пребывания в Корсуни Константин, готовясь к полемике, изучил еврейский язык и самаритянское письмо.

Диспут Константина с мусульманским имамом и еврейским раввином, состоявшийся в присутствии кагана, согласно «Житию» кончился победой Константина. Каган веру не поменял, но по просьбе Константина отпустил на волю всех греческих пленников – более 200 человек.

Братья вернулись в Византию. Константин остался в столице, а Мефодий отправился в монастырь, где служил прежде.

Болгарская миссия.

Вскоре Константин, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Константин приступил к созданию славянской азбуки. Мефодий стал ему помогать. 24 мая 863 года они огласили изобретение славянского алфавита.

О времени изобретения славянской азбуки свидетельствует сказание болгарского монаха черноризца Храбра «О письменах».

Придумав азбуку, братья стали переводить основные богослужебные книги (Евангелие, Апостол, Псалтирь и др.) с греческого на славянский язык.

Своей просветительской деятельностью Константин и Мефодий способствовали утверждению христианской веры в Болгарии. А из Болгарии христианская вера и письменность распространились в соседнюю Сербию.

Моравская миссия.

В том же 863 году моравский князь Ростислав, притесняемый немецкими епископами, обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой помочь ему ввести в Моравии церковную службу на славянском языке. Ростиславу это было необходимо потому, что западные славяне находились под гнетом римской католической церкви, и им разрешалось проводить службу только на латинском языке, а в государственных делах использовать исключительно немецкий язык. Эти ограничения, безусловно, были препятствием на пути национальной самоидентификации западных славян.

Ростислав просил прислать в Моравию священнослужителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучал нас, и толковал святые книги…пошлите нам учителей, которые могли бы рассказать о книжных словах и о смысле их».

Император призвал Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. Мефодий по просьбе брата поехал вместе с ним.

В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданной азбукой.

Они были приняты с великой честью, и до весны 867 года обучали моравских жителей чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Деятельность Константина и Мефодия вызвала злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что церковная служба может проводиться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Немецкие епископы восприняли Кирилла и Мефодия как еретиков и подали жалобу в Рим. Солунским братьям пришлось отправиться к римскому папе. Они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, препятствовавшего распространению славянской письменности.

Путешествие в Рим.

По дороге в Рим Константин и Мефодий посетили ещё одну славянскую страну — Паннонию, где находилось Блатенское

княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке.

После того, как Константин передал папе Римскому Адриану II обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке и приказал положить переведённые книги в римских церквях. По велению папы, Формоз (епископ Порто) и Гаудерик (епископ Веллетри) посвятили в священники трех братьев, путешествовавших с Константином и Мефодием, а Мефодий был рукоположён в епископский сан.

Как видим, солунские братья смогли добиться разрешения вести службу на славянском языке у самого папы римского.

Напряжённая борьба, годы странствий, чрезмерный труд подорвали жизненные силы Константина.

В Риме он занемог, и в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет и был похоронен в Риме в церкви св. Климента.

Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

Святой Мефодий умолял папу римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

Просветительская деятельность Мефодия после смерти Кирилла.

После кончины Кирилла римский папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал Мефодия в Паннонию, рукоположив его в сан архиепископа Моравии и Паннонии. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке.

Мефодий стойко переносил нападки латинской церкви: по наговору латинских епископов его на два с половиной года заточили в тюрьму, в лютый мороз возили волоком по снегу. Но просветитель не отрекся от служения славянам, а в 874 году был освобожден Иоанном VIII и восстановлен в правах епископства. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 году Рим, добился отмены запрета и продолжил своё служение.

В 882-884 годах Мефодий жил в Византии. В середине 884 года вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык те книги, которые намечал еще перевести Кирилл: весь Ветхий Завет, а также Номоканон и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 (19) апреля 885 года в возрасте около 70 лет. Он был погребен в соборной церкви Велеграда.

Всю свою жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере.