Жизнь и деятельность третьякова

Третьяков, Павел Михайлович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Третьяков; Третьяков, Павел.

Павел Михайлович Третьяков

Дата рождения

15 (27) декабря 1832

Место рождения

  • Москва, Российская империя

Дата смерти

4 (16) декабря 1898 (65 лет)

Место смерти

  • Москва, Российская империя

Страна

  • Российская империя

Род деятельности

меценат, коллекционер, предприниматель

Супруга

Вера Николаевна Мамонтова

Дети

Вера (1866—1940),
Александра (1867—1959),
Любовь (1870—1928),
Михаил (1871—1912),
Мария (1875—1952),
Иван (1878—1887)

Награды и премии

Медиафайлы на Викискладе

Па́вел Миха́йлович Третьяко́в (15 декабря 1832 года, Москва — 4 декабря 1898 года, Москва) — российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы (1896).

Биография

Павел Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 в Москве, в купеческой семье, в родовом гнезде Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн руб.

Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866—1940), затем Александра (1867—1959), Любовь (1870—1928), Михаил (1871—1912), Мария (1875—1952), Иван (1878—1887). В 1887 году от скарлатины, осложнённой менингитом, умер Иван, всеобщий любимец, надежда отца. Горю Павла Михайловича не было предела. Старший сын, Михаил, родился больным и слабоумным.

Картина «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти Василия Худякова.Семейное захоронение Третьяковых на Даниловском кладбищеМогила Павла Михайловича Третьякова на Новодевичьем кладбище

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, — это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Якоби, «Последняя весна» М. П. Клодта, «Бабушкины сказки» В. М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, — «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф. А. Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, — «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. 31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о своём решении передать всю свою коллекцию и собрание покойного брата Сергея Михайловича вместе со зданием галереи — городу. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Пайщик Московского купеческого банка.

К концу жизни Третьяков получил звание коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893).

Скончался 4 (16) декабря 1898. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем.

В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Адреса в Москве

  • Дом Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке
  • Дом Третьяковых в Лаврушинском переулке
  • Прихожанин Храма Николая Чудотворца в Толмачах

Вместе с братом П. М. Третьяков владел несколькими доходными домами в Москве:

  • Доходный дом Третьяковых (Улица Кузнецкий Мост, 13/9 — Улица Рождественка, 9/13)
  • Доходный дом Третьяковых (Улица Кузнецкий Мост, 9/10 — Неглинная улица, 10/9)

Память

  • Памятник Павлу Третьякову в Москве, установлен перед зданием Третьяковской галереи.
  • Улица Третьякова в городе Липецк.
  • Ледник Третьякова на острове Новая земля в проливе Маточкин Шар.
  • В СССР и России были выпущены почтовые марки и цельные вещи, посвящённые Третьякову:
  • 100 лет Государственной Третьяковской галерее. Почтовая марка, СССР, 40 коп., 1956 год, (ЦФА № 1907)

  • 125 лет Государственной Третьяковской галерее. Почтовая карточка с оригинальной маркой, СССР, 1981 год

  • 150 лет Государственной Третьяковской галерее. Почтовый блок, Россия, 15 руб., 2006 год, (ЦФА № 1105)

  • Меценаты России. П. М. Третьяков. Конверт с оригинальной маркой, спецгашение, Россия, 2010 год.

  • Памятник Третьякову перед зданием Третьяковской галереи

> См. также

  • Государственная Третьяковская галерея
  • Третьяковский проезд

Примечания

  1. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119163217 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Петров Ю. А. Коммерческие банки Москвы. Конец XIX в. — 1914 г. — М.: РОССПЭН, 1998. — С. 60. — 368 с. — (Экономическая история. Документы. Исследования. Переводы). — ISBN 5-86004-135-7.
  3. Русское купечество, 2017, с. 56.
  4. Список лиц, изъявивших желание участвовать в Московском купеческом банке… // Полное собрание законов Российской империи, собрание второе. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1868. — Т. XLI, отделение второе, приложения, 1866, № 43360. — С. 360.
  5. Могила П. М. Третьякова на Новодевичьем кладбище

  • Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М.: ГТГ, 1951. — 307 с. (недоступная ссылка)
  • Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков / Государственный институт искусствознания. — М.: Искусство, 1986. — 328 с. — (Жизнь в искусстве). — 100 000 экз. (в пер.)
  • Грязнов А. И. Почётный гражданин Москвы: Страницы жизни Павла Михайловича Третьякова / Художник В. Корольков. — М.: Московский рабочий, 1982. — 192 с. — 39 000 экз. (обл.)
  • Жукова Л. Н., Жукова О. Г. РУССКОЕ КУПЕЧЕСТВО. Гении Дела и творцы истории. — М.: Вече, 2017. — С. 43—59. — 352 с. — (Россия. Моя история). — ISBN 978-5-4444-6215-7.
  • Милюгина Е. Г. Павел и Сергей Третьяковы. Собрание русской живописи. Москва. М.: Белый город; Редакция «Воскресный день», 2012. 240 с., 175 ил. (Музеи мира). ISBN 978-5-7793-4031-1
  • Ненарокомова И. Павел Третьяков и его галерея. — М.: Арт-Родник, 1998. — 256 с. — ISBN 5-88896-020-9. (2-е изд. — М.: Арт-Родник, 2011. — 256 с., ил.— ISBN 978-5-404-00267-6)
  • Третьяков, Павел Михайлович / Юденкова Т. В. // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 374—375. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9.
  • Селезнева Е. П. М. Третьяков и Всемирная парижская выставка 1878 года // Журнал «Третьяковская галерея», № 1 2006 (10)
  • Чурак Г. Павел Третьяков и его галерея // Журнал «Третьяковская галерея», № 2 2006 (11)
  • Теркель Е. Дело жизни — служение искусству. Павел Третьяков и Антон Рубинштейн // Журнал «Третьяковская галерея», № 3(36), 2012.
  • Шергина З. Павел Михайлович Третьяков: библиотека коллекционера // Журнал «Третьяковская галерея», № 2(31), 2011.
  • Юденкова Т. Павел Михайлович Третьяков и Николай Николаевич Ге // Журнал «Третьяковская галерея», № 3(32), 2011.
  • Юденкова Т. П. М. Третьяков и его портретная галерея // Журнал «Третьяковская галерея», № 3(36), 2012.
  • Элеонора Пастон. Письма И.П. Похитонова П.М. Третьякову и И.С. Остроухову / Журнал «Третьяковская галерея», Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК, 2012
  • Юденкова Т. «Русская концепция» развития галереи братьев П. М. и С. М. Третьяковых. К вопросу о мировоззрении коллекционера // Искусствознание. — 2014. — № 1–2. — С.

гыгыгыг

  • Павел Третьяков на сайте «Хронос»
  • Семья Третьяковых 1704—1898 на сайте Третьяковской галереи

>Павел Третьяков

Биография

Галерея, созданная Павлом Третьяковым, и сегодня остается одним из главных символов Москвы, а его благотворительная деятельность стала настоящим подвигом, благодаря которому русское искусство обрело не один десяток выдающихся художников.

Портрет Павла Третьякова

При этом не все знают, что в жизни меценат был очень застенчивым и скромным человеком. Будучи одним из богатейших купцов своего времени, потратившим на коллекцию живописи больше 1,5 млн руб., он ходил в простом сюртуке и драповом пальто, экономил на домашних расходах и из излишеств признавал лишь сигары, да и то по штуке в день.

Детство и юность

Павел Михайлович Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве. Они с братом Сергеем были наследниками отцовского дела – Михаил Захарович владел бумагопрядильными фабриками и завещал сыновьям хранить и развивать семейные предприятия.

Павел и Сергей Третьяковы

По традиции Павел получил домашнее образование и с юных лет привлекался к делу: исполнял черную работу в лавках, зазывал покупателей, ведал закупками. В 15 лет он уже вел бухгалтерские книги, а в 20 стал полноценным руководителем предприятий.

Карьера

Братья, помня заветы отца, смогли не только сохранить семейный бизнес, но и развить его – вскоре, кроме фабрик, они уже заведовали торговлей хлеба, дров и полотен в местных лавках, а в середине 1860-х годов возглавили Ново-Костромскую льняную мануфактуру.

Дом третьяковых в Толмачах

Под руководством Третьяковых фабрика стала быстро набирать обороты, несмотря на экономический кризис 1880 года. Вскоре она заняла первое место по объемам продукции в России. Братья открыли магазин в Москве на Ильинке, где стали предлагать покупателям ткани русского и иностранного производства – бархат, шерсть, лен, батист, а также платки, скатерти и одеяла.

После этого Павел и Сергей обзавелись двумя доходными домами в Костроме и Москве, земельными наделами в Костромской губернии. Всю прибыль они обычно делили пополам, однако жесткого разделения на «мое и твое» между ними не было – братья разумно распределяли капитал, исходя из семейного положения, потребностей и интересов каждого.

Павел Третьяков

Третьяковым сопутствовала удача, но было бы несправедливым говорить, что им просто везло: оба слыли честными, работоспособными и энергичными людьми, не жалеющими себя ради любимого дела. Предприниматели Третьяковы были безупречными партнерами и шли по жизни рука об руку, связанные настоящей родственной любовью и крепкой дружбой, которую сохранили до конца дней.

«Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными», – писал о них историк Павел Бурышкин.

Объединяла Сергея с Павлом и страсть к искусству: в театры и на концерты они ездили вместе, а знаменитое собрание картин правильнее было бы называть галереей имени Павла и Сергея Третьяковых.

Коллекция и меценатство

Как и для большинства других представителей московского купечества, благотворительность Третьяковы считали делом обязательным. Попечительство школ и приютов, жертвование средств на нужды общества были частью их работы. В основе таких взглядов лежали христианские принципы: жертвование было миссией благодарности Богу за успех в делах и средством преодолеть «растлевающую силу» денег.

Меценат Павел Третьяков

При этом главной формой помощи был «отказ по завещанию», при жизни благотворителя крупные пожертвования делались редко – средства предпочитали вкладывать в оборот. В этом плане Павел Третьяков стал исключением – он начал вкладывать средства, как только получил такую возможность, причем год от года объемы его финансовой помощи только росли.

Он начал с попечительства учебного заведения для глухонемых детей, не отказывался и от непубличной поддержки друзей, соседей, местных церквей – словом, почти всех, кто к нему обращался. В 1876 году он согласился частично оплатить исследовательскую экспедицию Н. Н. Миклухо-Маклая в Южных морях, несколькими годами позже пожертвовал большую сумму на строительство православного храма в Токио.

Николай Миклухо-Маклай

Еще в детстве Павел увлекался собирательством небольших миниатюр, гравюр и литографий, скупая их на рынке и в лавках. Это стало предтечей грандиозной коллекции, которой он обзавелся, получив в распоряжение собственные средства. Позже он поставил перед собой задачу создать полноценное собрание русской живописи и сделать его общественным достоянием.

Интересный факт – предпочтение отечественным художникам он отдавал не только из патриотических чувств, но и потому, что в первое время неважно разбирался в искусстве и считал, что с соотечественниками работать проще, однако со временем в меценате проснулось настоящее художественное чутье, и он обзавелся репутацией признанного знатока искусства.

Третьяков скупал картины на выставках в России и Западной Европе, специально заказывал художникам портреты и пейзажи видных современников (с такими просьбами он обращался к Крамскому, Перову, Серову, Репину), приобретал готовые коллекции и серии картин.

В 1874 году Павел Михайлович выстроил отдельное здание для галереи, а в 1888-м сделал ее посещение бесплатным. В 1892 году он официально передал и помещения, и их содержимое в дар городу, а в завещании сделал пометку о том, чтобы проценты с его капитала в дальнейшем тратились на пополнение коллекции. Приобретать новые экспонаты он продолжал до конца жизни за свой счет.

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

В биографии Третьякова, написанной Львом Анисовым, описан эпизод передачи галереи в дар Москве. Александр III, посетив дом промышленника в Лаврушинском переулке, попросил уступить ему картину «Боярыня Морозова», на что Павел Михайлович ответил, что не может этого сделать, поскольку отныне все собрание принадлежит городу. После этого император отступил на шаг и низко ему поклонился.

Павлом Михайловичем двигали исключительно бескорыстные мотивы. Прибыль с картин и галереи он не получал, а похвал в свой адрес терпеть не мог – славословия смущали его не на шутку. Поговаривали, что, когда критик Стасов написал о меценате восторженную статью, Третьяков едва не заболел от досады, а подарив собрание, он даже на время покинул Москву, не желая выслушивать благодарности.

Третьяковская галерея

Несмотря на щедрость, Павел Михайлович никогда не был расточителем. Его страсть к искусству не мешала ему подолгу торговаться, выискивать возможность купить подешевле и просить скидку, что, однако, было продиктовано не жадностью, а простым расчетом – чем выгоднее покупка, тем масштабнее в итоге станет коллекция, ведь сэкономленные деньги можно потратить еще на один шедевр.

На себе и семье он и вовсе предпочитал жестко экономить. Все траты, вплоть до милостыни, меценат аккуратно записывал, и по сохранившимся записям сегодня можно судить о грандиозных масштабах его благотворительной деятельности.

Личная жизнь

Женился известный предприниматель поздно: заботы не оставляли времени на личную жизнь, да и любовные страсти Третьякова не интересовали. За затянувшуюся холостяцкую жизнь друзья прозвали его Архимандритом. Лишь в 33 года он вступил в брак с Верой Мамонтовой, двоюродной сестрой коллеги-промышленника.

Павел Третьяков и его жена Вера

Невеста не блистала красотой, зато разделяла увлечение искусством, правда, предпочитая музыку, а не живопись. Это был союз по любви, а не по расчету, и их совместная жизнь в итоге оказалась мирной и счастливой. До конца дней Павел Михайлович и Вера Николаевна были неразлучны – ходили на концерты, занимались хозяйством и слали друг другу из поездок нежные письма.

Жена родила ему шестерых детей: сыновей Ивана и Михаила, дочерей Александру, Марию, Любовь и Веру. К сожалению, до взрослого возраста дожили только девочки: Ваня скончался в 8 лет от скарлатины, а Миша родился больным и вскоре умер.

Павел Третьяков с семьей

В 1892-м Третьяков похоронил любимого брата Сергея. Тот тоже был коллекционером, хоть и не таким страстным, и они заранее распорядились о слиянии коллекций и передаче их городу. Его уход был внезапным, и Павел Михайлович сильно переживал потерю.

«Человек он был гораздо лучше меня», – вздыхал он.

Смерть

К концу жизни Третьяков обзавелся титулом советника коммерции, членом Совета торговли и мануфактур и Петербургской академии художеств. В последние годы он страдал от язвы желудка. Болезнь доставляла немалые страдания и стала причиной смерти.

Могила Павла Третьякова

Павел Михайлович заранее подготовил завещание, в котором оставил крупные суммы детскому интернату, дому с бесплатными квартирами для вдов художников, Московской консерватории, богадельням, распорядился о стипендиях и пенсиях для рабочих своей фабрики. Не обошел он и домочадцев и не забыл упомянуть каждого слугу в доме.

4 декабря 1898 года известный меценат скончался, завещав детям здравствовать и беречь галерею. Его супруга Вера ушла вслед за ним – после его смерти она прожила всего 3 месяца, ее могила была рядом с мужем. Похоронили Павла Михайловича на Даниловском кладбище рядом с братом, а в 1948 году прах обоих Третьяковых перенесли на Новодевичье.

Память

  • В Москве перед зданием галереи установлен памятник Третьякову.
  • Имя Павла Михайловича носит улица в Липецке.
  • На острове Новая земля есть ледник имени мецената.
  • Анна Федорец написала книгу «Павел Третьяков», описав его многогранную личность с помощью огромного количества сохранившихся документальных свидетельств.

Братья Третьяковы

Павел и Сергей – старшие сыновья в семье купца второй гильдии Михаила Захаровича и Александры Даниловны, где было еще семь детей. Род Третьяковых происходил из купцов города Малоярославца, известных с 1646 года, переехавших в XVIII веке в Москву. Михаил Захарович Третьяков имел пять лавок в Старых торговых рядах на Ильинке, торговал на Нижегородской ярмарке, имел льнопрядильную и льноткацкую фабрику в Костроме. Дети учились дома с нанятыми преподавателями.

В 1850 году Михаил Захарович Третьяков умер, когда Павлу было семнадцать лет, а Сергею – пятнадцать. Братья сразу продолжили отцовское дело — мать помогала вести дела.

В 1851 году братья Третьяковы впервые самостоятельно участвуют в Нижегородской ярмарке и в конце лета покупают дом в Лаврушинском переулке, который стал основой здания Третьяковской галереи.

В 1853 – 1855 годах семья Третьяковых жертвует значительные средства на госпитальные нужды и военные надобности во время Крымской войны.

В 1854 году Павел Третьяков купил десять полотен старых голландских художников на барахолке у Сухаревской башни, ставших основой его коллекции западноевропейской живописи.

26 августа 1856 года Сергей Третьяков получил бронзовую медаль для ношения в петлице на Аннинской ленте в память войны 1853 – 1856 годов. 24 октября этого же года он венчался с Елизаветой Сергеевной Мазуриной.

В 1856 году Павел Третьяков приобрел картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» художников В.Г. Худякова и «Искушение» Н.Г. Шильдера. Этот год является годом основания Третьяковской галереи.

6 декабря 1857 года у Сергея Третьякова родился сын Николай.

11 апреля 1859 года по завещанию отца все торговые дела были переданы от матери к старшим сыновьям.

1 января 1860 года открылся торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин» для торговли изделиями изо льна, хлопка и шерсти. 2 января Сергей Третьяков был избран Московским купеческим обществом городовым старостой. В этом же году во время родов скончалась его жена Елизавета Сергеевна.

В 1860 году братья Третьяковы финансировали строительство и содержание Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых на Донской улице.

В 1861 году Сергей Третьяков путешествовал по Швейцарии и Франции, стал членом-любителем Московского общества любителей художеств. 20 марта Сергей Третьяков был избран в гласные Московской городской думы.

В 1864 – 1866 годах Сергей Третьяков был старшиной московского купечества.

В 1865 году Павел Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой, у них родились два сына и три дочери.

В 1866 году Сергей и Павел Третьяков вместе с В.Д. Коншиным и К.Я. Кашиным стали основателями и директорами Новой Костромской мануфактуры, объединившей прядильную, ткацкую и отбельную фабрики.

В 1866 году Павел Третьяков стал одним из учредителей и руководителей Московского купеческого банка.

5 мая 1869 года братья Третьяковы купили дом на Никольской улице.

В 1869 – 1870 годах братья Третьяковы числятся в списках членов и жертвователей Славянского благотворительного комитета в Москве.

В 1871 году ими был куплен особняк на Пречистенском бульваре (сейчас Гоголевский бульвар, д. № 6), где поселился Сергей Третьяков.

В 1872 Сергей Третьяков награждается орденом Св.Станислава 3-й степени.

В 1873 году Сергей Третьяков выбирается почетным членом Попечительского общества о Московском коммерческом училище.

В 1874 году архитектор А.С. Каминский построил двухэтажное здание для галереи, примыкавшее к южной стене дома и соединенное с жилым домом, но имевшее отдельный вход для посетителей. Первоначально в галерею можно было пройти только по личному разрешению Павла Третьякова.

В 1877 году Сергей Третьяков избран московским городским головой – на собственные средства он построил между Никольской улицей и Театральным проездом Третьяковский проезд. В этом же году пожалован орденским знаком Св. Станислава 2-й степени за деятельность в Совете московского коммерческого училища.

В 1881 – 1887 году Сергей Третьяков субсидировал издание «Художественного журнала».

В 1881 году вход в галерею братьев Третьяковых стал свободным и бесплатным для всех.

В 1882 году Сергей Третьяков путешествует по Европе и принимает активное участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве.

В 1883 году он пожалован чином действительного статского советника и орденом Св. Владимира 3-й степени за участие в сооружении храма Христа Спасителя.

В 1889 году Сергей Третьяков избирается председателем Московского общества любителей художеств, награждается орденом Св. Станислава 1-й степени, позднее переезжает в Санкт-Петербург.

25 июля 1892 года Сергей Третьяков умирает в Петергофе. Он похоронен на Даниловском кладбище в Москве. В своем завещании он писал: «Так как брат мой Павел Михайлович выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве свою художественную коллекцию и в виду сего представить в собственность Московской городской думы свою часть дома, обще нам принадлежащего, то я часть этого дома, мне принадлежащую, представляю в собственность Московской городской думе».
В 1892 году Павел Третьяков передает городу свое собрание и брата.

31 августа 1892 г. Павел Михайлович обратился в Московскую думу: «Озабочиваясь, с одной стороны, скорейшим выполнением воли моего любезного брата, а с другой — желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию ныне же приношу в дар Московской городской думе всю мою картинную галерею и передаю в собственность города принадлежавшую мне часть дома».
Собрание включало в себя 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур почти всех школ и направлений русского изобразительного искусства XVIII-XIX вв. Расходы Павла Третьякова на создание галереи составили около четырех миллионов рублей.
15 августа 1893 года музей «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых» был открыт. Павел Третьяков был пожизненным попечителем галереи и действительным членом Санкт-Петербургской Академии художеств.

В 1894 году Павел Третьяков передал галерее 30 картин и 12 рисунков.

В 1898 году для галереи была приобретена картина В.М. Васнецова «Богатыри».

4 декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался и был похоронен на Даниловском кладбище. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Третьяков, Сергей Михайлович (меценат)

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Третьяков; Третьяков, Сергей; Третьяков, Сергей Михайлович. Не следует путать с Третьяков, Сергей Михайлович (поэт).

Сергей Михайлович Третьяков


Гравюра В. В. Матэ с фотографии А. Ясвоина

Дата рождения

19 (31) января 1834

Место рождения

  • Москва, Российская империя

Дата смерти

25 июля (6 августа) 1892 (58 лет)

Место смерти

  • Петергоф, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя

Страна

  • Российская империя

Род деятельности

предприниматель,
меценат,
коллекционер

Награды и премии

Серге́й Миха́йлович Третьяко́в (19 января 1834, Москва — 25 июля 1892, Петергоф) — российский предприниматель, меценат, коллекционер, действительный статский советник. Младший брат Павла Михайловича Третьякова. Один из основателей Третьяковской галереи.

Семья. Годы становления

Сергей Михайлович родился в семье Михаила Захаровича и Александры Даниловны Третьяковых в родовом гнезде Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке. Михаил Захарович держал небольшие лавки в Гостином дворе, владел бумагокрасильной и отделочной фабриками. В 30-летнем возрасте купец Третьяков женился на дочери коммерсанта Данилы Ивановича Борисова — Александре Даниловне, которая за восемнадцать лет супружеской жизни родила двенадцать детей. Первенцем стал Павел, через год на свет появился Сергей.

Образование старшие сыновья получили с помощью домашних педагогов; их приглашал Михаил Захарович, который и сам старался присутствовать на занятиях. Когда мальчики подросли, отец начал привлекать их к работе в своих лавках: Павел и Сергей выполняли указания приказчика, зазывали покупателей, делали уборку. Братья-погодки были очень дружны, несмотря на разницу в характерах и темпераментах: немногословный, сосредоточенный Павел редко демонстрировал напоказ свои чувства, Сергей обычно выглядел «более легкомысленным», «любил пофорсить».

В 1848 году на семью Третьяковых обрушилась череда трагедий: из-за скарлатины один за другим ушли из жизни четверо детей, — что сказалось на здоровье самого Михаила Третьякова. Незадолго до смерти он составил завещание, согласно которому весь «благоприобретённый капитал» переходил к жене Александре Даниловне. Отдельным пунктом Михаил Захарович отметил сыновей:

Сыновей до совершений лет воспитывать и прилично образовывать. Ежели моей супругой будет замечено, что сыновья будут брать деньги не на доброе дело, а на какую-нибудь слабость или распутство, то даю полную волю запретить выдачу денег до формального раздела.

Основание фирмы. Женитьба

Дом Третьяковых. 1880-е годы

В 1851 году большая семья Третьяковых переехала в двухэтажный замоскворецкий дом с флигелем, кухней, прачечной, конюшней и каретным сараем. Первый этаж был отдан Павлу, Сергею и их сестре Елизавете, которая, выйдя замуж за приказчика Владимира Дмитриевича Коншина, сменила фамилию. На втором поселилась Александра Даниловна с младшими детьми.

Через несколько лет Павел и Сергей получили от матери все права на управление делами и, взяв в компаньоны зятя, основали фирму «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». В новой фирме каждый из владельцев отвечал за свой участок: Владимир Дмитриевич работал непосредственно в магазине, Сергей курировал зарубежные торговые операции, Павел вёл всю бухгалтерию. Дела шли успешно, и в 1866 году братья открыли в Костроме прядильную и ткацкую мануфактуру.

В 1856 году Сергей Михайлович женился на шестнадцатилетней Елизавете Сергеевне Мазуриной. Во время бала, который жених дал в преддверии свадьбы, будущие супруги, по словам исследователей, «были неотразимы»: «Сергей красив, строен, как всегда, необычайно элегантен. Невеста веселится, как дитя, переодевается по три раза вечер». Первый брак Сергея Михайловича длился недолго: его жена, успев подарить мужу наследника Николая (1857—1896), умерла в 1860 году во время вторых родов.

Общественная деятельность

На портрете кисти Валентина Серова (посмертный портрет)

Энергия, присущая Сергею Михайловичу, не давала ему возможности ограничивать себя рамками бизнеса. С начала 1860-х годов он активно включился в общественную жизнь Москвы, занимая последовательно должности гласного Московской городской думы (1863), старшины московского купечества (1864—1866), члена состава директоров Русского музыкального общества (1868), члена Славянского благотворительного комитета (1869—1870). Дважды — в 1877 и 1881 годах — Третьяков избирался городским головой. По утверждению исследователей, трудное время, совпавшее с периодом его управления, в полной мере высветило организаторские способности Сергея Михайловича. Так, он инициировал сбор пожертвований «на нужды воинов» в годы русско-турецкой войны; настоял на увеличении затрат на образование; добился включения в состав Москвы Сокольничьей рощи и Ширяева Поля. Во время торжества, связанного с открытием памятника Пушкину (1880), Третьяков сказал:

Москва будет хранить его как драгоценнейшее народное достояние, и да воодушевит изображение великого поэта нас и грядущие поколения на всё доброе, умное, честное, славное.

Коллекция

Основная статья: Коллекция картин Сергея Михайловича Третьякова

Не только произведения иностранных художников были собраны в особняке С. М. Третьякова. Здесь висело немало замечательных русских картин из числа тех, которые составляют украшение Третьяковской галереи. Здесь были два лучших пейзажа Александра Иванова — «В парке виллы Дориа» и «Вид из Помпеи на Кастелламаре», один из видов Сорренто Сильвестра Щедрина, «Птицелов» Перова, «Украинская ночь» Куинджи, «Лунная ночь» Крамского. — Игорь Грабарь

Коллекционные пристрастия Сергея Михайловича обозначились не сразу. По словам Павла Михайловича, в начале 1870-х годов его брат проявлял большое внимание к русской живописи. Однако в дальнейшем Сергей Третьяков ориентировался в основном на работы зарубежных художников — в частности, немецких и французских. Подобное «разделение сферы деятельности» было связано с нежеланием конкурировать со старшим братом. Коллекция Третьякова-младшего, по данным искусствоведов, отличалась исключительной тщательностью отбора; меценат интересовался прежде всего представителями «барбизонской школы» и академической живописи.

Для картины Крамского «Лунная ночь» художнику позировала вторая жена С. М. Третьякова — Елена Андреевна

В 1870-х годах, женившись второй раз, Сергей Михайлович переехал в усадьбу, расположенную на Пречистенском бульваре, 6. Картины, находившиеся в этом доме, были объединены общим романтическим настроением: их основу составляли «поэтические пейзажи», которые приобретались не ради демонстрации публике, а для собственного удовольствия. Не считая себя профессиональным коллекционером, Третьяков тем не менее помогал брату формировать его галерею. Так, бывая в столице или за границей, он информировал Павла Михайловича о новых работах, деятельности живописцев, общих художественных тенденциях. Именно Сергей настоял на том, чтобы композитор Антон Рубинштейн, которого Третьяковы знали с детских лет, согласился позировать Репину; он же рекомендовал брату не покупать полотно Андрея Матвеева «Куликовская битва»:

Матвеев, живя в Голландии, писал «Куликовскую битву», применяясь к изображениям битв германских. Я полагаю, что к твоей коллекции она совершенно не подходит, и если кому и следовало бы её приобрести, — то, конечно, Эрмитажу.

Свидетельством того, что для Сергея Михайловича собирание картин было сродни хобби, является его система купли, продажи и обмена приобретённых произведений. Он легко расставался с экспонатами, затем возвращал их обратно; по словам искусствоведа Ирины Ненарокомовой, «трудно представить, чтобы Павел Михайлович действовал подобным образом, непрестанно манипулируя приобретёнными картинами Перова или Репина». Тем не менее именно этот любительский метод вкупе с компетентными советами брата позволил Сергею Третьякову сформировать коллекцию, которая «среди русских собраний подобного типа стояла в своё время на первом месте». Искусствоведы отмечают, что приобретённые им работы Милле, Теодора Руссо, Коро, Добиньи входят в число «прекрасных страниц мировой живописи».

Смерть. Судьба коллекции

Дом С. М. Третьякова на Пречистенском бульваре, 6. 1880-е годы

Сергей Михайлович скончался во время поездки в Петербург летом 1892 года. Его тело перевезли в Москву, совершив по пути литию, и похоронили 30 июля на Даниловском кладбище рядом с родителями.

Для Павла Михайловича уход брата стал внезапным; через год он обратился к Репину с просьбой написать портрет Сергея по фотографии. В то же время нужно было решать вопрос о дальнейшей судьбе коллекции Третьякова-младшего. В своём завещании тот указал, что готов оставить в дар городу картины, большой капитал и принадлежавшую ему часть дома в Лаврушинском переулке. Согласно описи, сделанной годом ранее, стоимость коллекции, в которую входило более ста произведений, превышала 500 000 рублей. Передавая своё собрание брату, Сергей Михайлович отметил:

Из художественных произведений, находящихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайловича Третьякова взять для присоединения к своей коллекции… всё то, что он найдёт нужным, с тем, чтобы взятые им художественные произведения получили то же назначение, какое он даст своей коллекции.

Елена Третьякова (1875, Париж)

Исполняя волю брата, Павел Михайлович решил к его коллекции присоединить и свой музей, передав общую галерею вместе с особняком в дар Москве. В конце августа 1892 года соответствующее заявление было направлено в городскую думу; в середине сентября дума постановила «принять дар братьев Третьяковых и благодарить Павла Михайловича». Как вспоминал старейший хранитель Третьяковской галереи Н. А. Мудрогель, через некоторое время экспонаты, находившиеся в пречистенском доме Сергея Михайловича, начали перемещаться в Лаврушинский переулок. В августе 1893 года состоялось открытие музея, именуемого «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых».

Вторая жена (с 10.11.1868) — Елена Андреевна Матвеева (1840—после 1911), дочь дворянина, вышедшего из купеческой среды. Свадьба была в Москве в квартире Третьякова на Мясницкой. По отзывам современников, «она была образованная, отличалась оригинальной красотой, имела изумительные покатые плечи, бледное, чуть-чуть одутловатое лицо, тяжелый жгут волос на затылке и крошечные ручки, которыми очень гордилась». Будучи светской дамой, вечно ездила туда, сюда (ссылаясь на астму предпочитала проводить время за границей на водах), очень роскошно одевалась, платья получала из Парижа и нанимала на лето большую дачу в Петергофе рядом с Н. Г. Рубинштейном, в которого была влюблена (он умер на её руках в 1881 году в Париже). У неё каждый день бывали гости, пел изысканный хор цыган, что было тогда в большой моде. После пения цыган был фейерверк, а в день именин мужа (5 июля) был всегда большой званный вечер. Брак Третьяковых был бездетным и закончился тем, что Елена Андреевна ушла от мужа. В 1911 году она передала Николаю II ценное собрание мужа изобразительных материалов и документов по истории русских войн и военных трофеев, что стало основой коллекции музея Первой Мировой войны в Ратной палате в Царском Селе.

В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

  1. 1 2 Третьяков, Сергей Михайлович // Московский некрополь / Сост. В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский; авт. предисл. и изд. вел. кн. Николай Михайлович. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1908. — Т. 3 (Р—Ө). — С. 222.
  2. Третьяковы // Россия: иллюстрированная энциклопедия. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — С. 524. — ISBN 5-373-00239-9.
  3. Ненарокомова, 1978, с. 9.
  4. Ненарокомова, 1978, с. 11.
  5. 1 2 Чумаков, 2008.
  6. Ненарокомова, 1978, с. 20.
  7. Ненарокомова, 1978, с. 21.
  8. Ненарокомова, 1978, с. 22.
  9. Ненарокомова, 1978, с. 24—25.
  10. Ненарокомова, 1978, с. 28.
  11. Наталья Приймак. Сергей Михайлович Третьяков // Третьяковская галерея. — 2004. — № 3. — С. 62.
  12. Ненарокомова, 1978, с. 37.
  13. Ненарокомова, 1978, с. 72.
  14. Наталья Приймак. Сергей Михайлович Третьяков // Третьяковская галерея. — 2004. — № 3. — С. 62—64.
  15. 1 2 3 4 5 6 Ненарокомова И. Приношу в дар… // Павел Третьяков и его галерея. — М.: Арт-Родник, 1998.
  16. Приймак Н. Сергей Михайлович Третьяков // Третьяковская галерея. — 2004. — № 3. — С. 65.
  17. Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я.В. Брук, Л.И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 311. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  18. Ненарокомова, 1978, с. 14.
  19. Ненарокомова, 1978, с. 188.
  20. Приймак Н. Сергей Михайлович Третьяков // Третьяковская галерея. — 2004. — № 3. — С. 68—69.
  21. Мудрогель Н. А. О передаче Третьяковской галереи городу Москве, первом каталоге и 200-x посетителях в день…. «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее». Официальный блог Государственной Третьяковской галереи (2012). Дата обращения 2 ноября 2016.
  22. А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М. : «Искусство», 1960.
  23. Воспоминания Е. П. Победоносцевой // РГАИ Ф. 1574. Оп. 1 Д. 24. С. 31.
  24. Могила П. М. Третьякова на Новодевичьем кладбище

Литература

  • Е. Д. С. М. Третьяков, московский городской голова // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1877. — Т. 17, № 429. — С. 238.
  • Третьяков Сергей Михайлович // Список гражданским чинам четвертого класса. Исправлен по 1-е февраля 1890 года. — СПб.: Типография Правительствующего сената, 1890. — С. 714.
  • Ненарокомова И. С. Почётный гражданин Москвы. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 223 с.
  • Чумаков В. Русский капитал. От Демидовых до Нобелей. — М.: НЦ ЭНАС, 2008. — 336 с. — ISBN 978-5-93196-811-7.

Рекомендуемая литература

  • Юденкова Т. В. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века. — М.: БуксМАрт, 2015. — 525 с. — ISBN 978-5-906190-38-3.
  • Юденкова Т. В. Другой Третьяков: Судьба и коллекция одного из основателей Третьяковской галереи. — М.: Арт-Волхонка, 2012. — 392 с. — ISBN 978-5-904508-19-7.
  • Милюгина Е. Г. Павел и Сергей Третьяковы. Собрание русской живописи. — М.: Белый город, 2012. — 240 с. — (Музеи мира). — ISBN 978-5-7793-4031-1.
  • Татьяна Юденкова. Неизвестные факты биографии С.М. Третьякова // Третьяковская галерея. — 2010. — № 1. — ISSN 1729-7621.

Сергей Михайлович Третьяков. Следственное фото

  • Дата рождения: 1892 г.
  • Место рождения: г. Рига
  • Пол: мужчина
  • Национальность: русский
  • Социальное происхождение: из служащих
  • Образование: высшее
  • Профессия / место работы: писатель, поэт, драматург, специальный корреспондент газеты «Правда».
  • Место проживания: Москва, ул. Малая Бронная, д.21/13, кв.25.
  • Партийность: б/п
  • Дата расстрела: 10 сентября 1937 г.
  • Место смерти: Москва
  • Место захоронения: Москва, Донское кладбище
  • Мера пресечения: арестован
  • Дата ареста: 25 июля 1937 г.
  • Обвинение: в шпионаже в пользу Японии
  • Осуждение: 10 сентября 1937 г.
  • Осудивший орган: ВКВС СССР
  • Приговор: ВМН (расстрел)
  • Дата реабилитации: 26 февраля 1956 г.
  • Реабилитирующий орган: ВКВС СССР
  • Источники данных: БД «Жертвы политического террора в СССР»; Москва, расстрельные списки — Донской крематорий

Сергей Третьяков. 1928. Фото: А. Родченко. Государственный музей В. В. Маяковского

Сергей Михайлович Третьяков родился в 1892 году в Риге. В 1913 году, переехав с семьей в Москву, Сергей поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил в 1916 году. Уже во время учебы он сотрудничает с эгофутуристами, публикуется в их поэтических сборниках.

1918–1922 годы Третьяков проводит на Дальнем Востоке, принимая активное участие в деятельности группы «Творчество» совместно с Николаем Асеевым, Давидом Бурлюком, Николаем Чужаком, Петром Незнамовым, Виктором Пальмовым. Во Владивостоке он знакомится с Ольгой Викторовной Гомолицкой, которая становится его женой. Третьяков удочеряет ее дочь Татьяну. В это время выходят его первые поэтические сборники «Железная пауза» (1919) и «Ясныш» (1922).

В 1920-е годы Третьяков отказывается в поэзии от психологизма, личных переживаний и обращается к факту, укорачивает фразу, переходя на лозунги, марши, речевки. Вот что писал об этом критик Илья Дукор: «Факты, как и отдельные речевые отрезки, превращаются в символику, в основную, направляющую ось всей стиховой конструкции. ˂…˃ обработка лозунга ответственна и требует большого подлинного мастерства. На очень узкой площадке его энергия должна быть заряжена с таким расчетом, чтобы охватить наибольшее поле действия».

Вернувшись в Москву в 1923 году, Сергей Михайлович начинает работу в области театра: перерабатывает пьесу Марселя Мартине для спектакля «Земля дыбом» в Театре Всеволода Мейерхольда. В театре Пролеткульта Сергей Эйзенштейн ставит его пьесы «На всякого мудреца довольно пустоты» (1923), «Слышишь, Москва?» (1923), «Противогазы» (1924). Основой пьесы «Противогазы» послужила газетная заметка, описывающая аварию на одном из газовых заводов. «Факты дали материал», — писал Третьяков. Он явился одним из родоначальников документального театра, имеющего в своей основе реальные события, стирающего грань между сценой и жизнью. Показы спектакля проходили в цехах московского газового завода на фоне промышленного оборудования.

Пьеса «Рычи, Китай!» (1926), поставленная учеником Мейерхольда Василием Федоровым, стала одной из самых известных и удачных постановок в истории советского театра ХХ века. Она шла во многих городах Советского Союза, в театрах по всему миру — в Англии, Австрии, Аргентине, Норвегии, США, Японии, Китае.

В 1923 году Третьяков сближается с группой Маяковского, становится участником ЛЕФа (Левый фронт искусств), членом редакции журналов «Леф» и «Новый Леф», одним из теоретиков производственного искусства и литературы факта. Он выступает за литературу, отвергающую выдумку и вымысел и утверждающую приоритет факта. Факты, собранные и смонтированные беспристрастным автором, представляют собой настоящее лицо действительности. На первый план выступают такие литературные жанры как дневники, биографии, очерки, репортажи, в которых сюжет художественного произведения создается самой жизнью и не нуждается ни вымысле, ни в художественных приемах.

1930-е годы стали периодом расцвета документальных жанров. Выходят журналы «Наши достижения», «Даешь», «Смена», «Прожектор», «СССР на стройке», в которых публикуются очерки известных отечественных писателей: Максима Горького, Константина Паустовского, Михаила Пришвина, Евгения Габриловича, Ефима Зозули. На страницах журналов литературные очерки соседствуют с фоторепортажами. Александр Родченко, Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Дмитрий Дебабов и другие фотографы выезжали на промышленные стройки первых пятилеток, фиксировали работу колхозов, быт и досуг рабочих, образование и воспитание детей.

В личности Третьякова органично соединились радикальный художественный практик и политический идеолог, выполняющие задачи, поставленные советской властью. Будучи одним из теоретиков литературы факта, он видел свою задачу не только в максимально точном описании технических и социальных преобразований, но и в активном участии в этих изменениях, в неотделимости себя от объекта труда. На протяжении нескольких лет Третьяков принимал участие в работе колхоза на Северном Кавказе, публикуя свои газетные очерки в виде серийного репортажа. Совершив большое количество поездок по стране, он выпустил десяток книг репортажей и очерков, сотни газетных и журнальных публикаций.

Идеи фактографии, продвигаемые Третьяковым, оказали влияние на искусство Запада. «Искусство репортажа» Третьякова нашло живой отклик в творчестве немецкого поэта и драматурга Бертольда Брехта, философа Вальтера Беньямина, который посвятил ему свой очерк «Автор как производитель».

В 1931 году Третьяков совершил поездку по Германии с лекциями и докладами, в ходе которой он встретился с Бертольдом Брехтом, Джоном Хартфилдом, Эрвином Пискатором, Фридрихом Вольфом, Гансом Эйслером и другими деятелями немецкой культуры, которые стали героями его книги «Люди одного костра». «Многие из описанных мною биографий перекликаются с собственной моей биографией, устанавливая однотипность положений и похожесть путей для людей из разных точек нашей планеты, но несомых одинаковыми социальными потоками. Фашистский костер, на который свалены были произведения этих людей, создал особо напряженное чувство кровного братства. <…> Мне показалось, что у них есть общее, быть может, даже самими ими не осознанное качество, характеризующее искусство первого десятилетия после мировой войны».

Бертольт Брехт и Сергей Третьяков

Многие современники, не соглашаясь с теоретическими установками Третьякова, отмечали его целеустремленность и искреннюю веру в правоту своих идей. «Высокого роста, широкоплечий, с наголо выбритой маленькой головой, с птичьим профилем, тонкогубый, очень организованный, Сергей Михайлович Третьяков был пуристом и фанатиком. Принципиальный очеркист, «фактовик», разносторонне и широко образованный, Третьяков был рыцарем, пропагандистом документа, факта, газетной информации» (Варлам Шаламов). «Единственным последовательным и честным в этом кружке отрицателей был Сергей Третьяков, доводивший свое отрицание до естественного вывода. Вместе с Платоном Третьяков полагал, что искусству нет места в молодом социалистическом государстве» (Борис Пастернак).

В конце 1928 года семья Третьяковых переехала в кооперативный дом Госстраха на улице Малая Бронная, 21/13. В этой квартире практически находилась редакция журнала «Новый ЛЕФ», который просуществовал два года: с 1927 по 1928 год. Последние пять номеров, когда Маяковский ушел из ЛЕФа, вышли под редакцией Третьякова.

Художник Елена Семенова, участница ЛЕФа, выпускница ВХУТЕМАСА, была близкой подругой семьи Третьяковых. В 1925 году, встретившись с ними, «я узнала в жене Ольге круглолицую девочку с толстыми косичками, с которой сидела на одной парте в первом классе — Олю Гомолицкую. ˂…˃ мы встретились, расставшись почти детьми (меня перевели в другую школу, и мы потеряли друг друга из виду)». (Е. Семенова. «Из воспоминаний о Маяковском // Творчество В.В. Маяковского в начале ХХI века», М., 2008).

От нее же мы узнаем о трагических событиях: «Шел тридцать седьмой год. Ольга и Таня жили на даче в Кратове. Сергей болел и лежал в Кремлевской больнице. ˂…˃ Вечером я была на заседании Горкома художников. Меня вызвали. У входа стояла Ольга. Поняла — арестован Сергей. Взят из больницы. Обыск в квартире, его комната опечатана, обыск на даче. ˂…˃ Пошли тяжелые дни. Мы думали с Ольгой, что случилась ошибка, ˂…˃ Таню исключили из МАИ как дочь врага народа, ее мужа прорабатывали за отсутствие бдительности. Октябрьские праздники решили провести у меня. Шестого ноября утром позвонила Таня — ночью взяли Ольгу. Таня рассказала, что когда уводили мать, она страшно плакала, и один из гепеушников задержался, подошел и погладил по голове — «все выяснится, не плачьте». В 1937-м такие еще были».

Сергея Михайловича Третьякова арестовали 25 июля 1937 года. К тому моменту он работал специальным корреспондентом газеты «Правда», был заместителем председателя Иностранной комиссии Союза советских писателей.

Драматург Александр Гладков так описывал свои ощущения от ареста Третьякова: «Встретил в театре Февральского, который сказал, что на днях арестован Сергей Третьяков. Мы разучились за этот год удивляться, но на этот раз оба удивлены. Третьяков! И тени фронды в нем не замечалось. Впрочем, он часто ездил за границу, когда-то участвовал в правительстве ДВР (Дальневосточная республика, просуществовавшая с апреля 1920 по ноябрь 1922 года. — ред.)… его сухой тиранический эгоизм, страшная нервность и прорывающийся страх и растерянность. Он предвидел свой арест. Какие-то нити, идущие от его участия в правительстве ДВР, были криминалом, и он это знал» (А. Гладков. «Из дневников»).

Страницы следственного дела, хранящегося в Центральном архиве ФСБ, (архивное уголовное дело №Р-4530) раскрывают перед нами «другую» биографию Третьякова. «Я, Третьяков, обязуюсь рассказать всю правду о своей шпионской деятельности. 11 августа 1937 года». (л.9) 18 августа Третьяков подписывает «заявление» на имя наркома Ежова, которое начинается словами: «Горячо раскаиваясь перед советской родиной в совершенных мною неслыханных злодеяниях против нее начиная с контрреволюционных выступлений против Советской власти в рядах эсеровского мятежа 1918 года, я ныне обещаюсь дать чистосердечные показания о своей шпионской деятельности по заданиям японской разведки, длившейся 13 лет вплоть до моего ареста».

Эта «правда» состояла в том, что к вербовке японской разведкой Третьякова привела… долговая расписка за карточный долг: «В июне 1924 года я был завербован японским разведчиком в Харбине — Мори. У него в руках оказалась компрометирующая меня долговая расписка, выданная в 1919 году во Владивостоке некоему Адзуме, оказавшемуся разведчиком. Боясь разоблачения, я дал Мори согласие работать шпионом». Первым «заданием» Третьякова-шпиона по кличке «Яска» было «выкрасть из кабинета консула СССР Ракитина протоколы заседаний ком. ячейки консульства за июнь 1924 года».

С 1925 по 1935 год Третьяков якобы передавал агентам материалы своих поездок по стране, фотографии (например, три снимка корпусов строящегося автозавода им. Молотова в Горьком, пять фотографий сооружений Днепрокомбината — доменная печь, фасад алюминиевого завода, коксообжигательная установка), записи, документы.

10 сентября 1937 года Военная коллегия Верховного суда признала его виновным, приговорив к высшей мере по обвинению в шпионаже: «следствием установлено, что Третьяков в 1924 году агентом Японской разведки был завербован для шпионской террористической деятельности в пользу Японии. С этого времени и до 1937 года Третьяков систематически собирал секретные материалы, имеющие большую государственную важность, и эти материалы передавал японской разведке. Кроме того, Третьяков подготавливался разведкой для использования его в диверсионно-террористических целях».

В этот же день приговор был приведен в исполнение. Третьякову было 45 лет.

На протяжении многих лет судебные органы выдавали родным справки с неправильной датой смерти Третьякова — 1939 год. И только в 1990-е годы была установлена точная дата его гибели, хотя реабилитирован он был в 1956 году.

«Обвинение основано на показаниях С. Третьякова, данных на предварительном следствии и в суде. Эти показания в процессе следствия не проверялись ˂…˃ Объективных доказательств виновности в деле нет», — говорится в справке о реабилитации.

Архивные фотографии и документы следственного дела С. М. Третьякова

Установка памятного знака «Последним адресом»

Фото: Мария Олендская

Дом 21/13 на Малой Бронной спроектировал архитектор Моисей Гинзбург в соавторстве с В.М. Владимировым для сотрудников Госстраха. Здание построено в 1926-27 годах и является памятником конструктивизма. Этот дом был одним из первых воплощенных Гинзбургом проектов жилого здания нового типа. Здесь поселились и сам архитектор, и инициатор строительства тогдашний министр финансов Николай Милютин. Он впоследствии заказал архитектору проект жилого дома для своего наркомата (знаменитый Дом Наркомфина). В конце 1930-х годов большая часть жильцов дома, видных советских чиновников, была репрессирована или расстреляна. В базе «Мемориала» — семь таких фамилий. Четверым из них 19 ноября 2017 года «Последний адрес» установил мемориальные таблички: Сергею Михайловичу Третьякову, Цезарю Адольфовичу Гейну, Мееру Берков-Зеликовичу Цукерману, Александру Васильевичу Маляеву.

Самый известный из них — Сергей Михайлович Третьяков, один из заметных деятелей отечественной культурной жизни 1920-х–начала 1930-х годов. Писатель, поэт, драматург, сценарист, переводчик, теоретик литературы факта, он сотрудничал с ведущими мастерами того времени: Владимиром Маяковским, Всеволодом Мейерхольдом, Сергеем Эйзенштейном, Александром Родченко, Бертольдом Брехтом, Джоном Хартфилдом.

Установка таблички приурочена к 125-летию со дня рождения поэта. Текст для нас написал сотрудник Государственного музея В.В. Маяковского Дмитрий Карпов.

Церемония установки таблички «Последнего адреса» (видео), (фото)

По материалам проекта «Последний адрес»

>Павел Третьяков — биография, информация, личная жизнь

Павел Михайлович Третьяков

Павел Михайлович Третьяков. Родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве — умер 4 (16) декабря 1898 года в Москве. Российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства. Основатель Третьяковской галереи. Почетный гражданин Москвы (1896).

Павел Третьяков родился 15 (27 по новому стилю) декабря 1832 в Москве в купеческой семье.

Отец — Михаил Захарович Третьяков, имел небольшие лавки в Гостином дворе, владел бумагокрасильной и отделочной фабриками.

Мать — Александра Даниловна Третьякова, дочь коммерсанта.

Младший брат — Сергей Михайлович Третьяков (19 (31) января 1834, Москва — 25 июля (6 августа) 1892, Петергоф), предприниматель, меценат, коллекционер, действительный статский советник, один из основателей Третьяковской галереи.

Всего в семье было двенадцать детей, Павел был самым старшим.

Павел и Сергей были погодки, поэтому с детства всегда все делали вместе, очень дружили. При этом у них были разные характеры и темпераменты: немногословный, сдержанный и сосредоточенный Павел, тогда как Сергей обычно был весел и выглядел даже легкомысленным. Образование братья получили с помощью домашних педагогов, которых нанимал отец. Когда мальчики подросли, отец стал привлекать их к работе в своих лавках: Павел и Сергей выполняли указания приказчика, зазывали покупателей, делали уборку.

В 1848 году в семье Третьяковых из-за скарлатины умерли четверо детей, что сказалось на здоровье отца. Михаил Третьяков незадолго до смерти составил завещание, согласно которому весь «благоприобретённый капитал» переходил к жене Александре Даниловне. При этом отдельным пунктом Михаил Захарович отметил сыновей: «Сыновей до совершений лет воспитывать и прилично образовывать. Ежели моей супругой будет замечено, что сыновья будут брать деньги не на доброе дело, а на какую-нибудь слабость или распутство, то даю полную волю запретить выдачу денег до формального раздела».

В 1851 году большая семья Третьяковых переехала в двухэтажный замоскворецкий дом с флигелем, кухней, прачечной, конюшней и каретным сараем. Первый этаж был отдан Павлу, Сергею и их сестре Елизавете. На втором поселилась Александра Даниловна с младшими детьми.

Через несколько лет Павел и Сергей получили от матери все права на управление делами и, взяв в компаньоны зятя, основали фирму «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». В новой фирме каждый из владельцев отвечал за свой участок: Владимир Дмитриевич работал непосредственно в магазине, Сергей курировал зарубежные торговые операции, Павел вёл всю бухгалтерию.

Дела шли успешно, в 1866 году братья открыли в Костроме бумагопрядильную и ткацкую мануфактуру, на которых было занято несколько тысяч человек.

Основание Третьяковской галереи

Осенью 1852 года Павел Третьяков побывал в Петербурге. Более двух недель он ходил по театрам, выставкам, бродил в залах Эрмитажа, Румянцевского музея, Академии художеств. Он писал матери: «Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».

После этой поездки он увлекся коллекционированием живописи — стремление собирать картины русских художников стало смыслом его жизни.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Первые картины он приобрёл 4 июня 1856 года, это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Это были первые полотна будущей знаменитой Третьяковской галереи.

Далее коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Якоби, «Последняя весна» М. П. Клодта, «Бабушкины сказки» В. М. Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант». В дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В 1864 году в собрании появляется картина, написанная на тему русской истории — «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф. А. Бронникову картину «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

По промышленным делам Павел Третьяков часто бывал за границей, где знакомился не только с техническими новинками, но также и с живописью. В Германии, Франции, Италии, Англии, Австрии он посещал выставки и музеи.

Также в тонкости изобразительного искусства его посвящали художники. В петербургских мастерских коллекционер узнавал технологию живописи, умел крыть картины лаком или без помощи реставратора удалить повреждение на холсте. Иван Крамской вспоминал: «Манера его держаться в мастерской и на выставках — величайшая скромность и молчаливость».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения.

Большое количество картин в его коллекцию попало от художников-передвижников. Это: «Грачи прилетели» Саврасова и «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Христос в пустыне» Крамского и «Березовая роща» Куинджи. И еще многие сотни работ. Павел Третьяков покупал у художников картины целыми собраниями. Например, у Василия Верещагина в 1874-м он приобрел сразу 144 картины и этюда, а также 127 карандашных рисунков. Коллекцию пополнили сразу 80 работ Александра Иванова. Стали частью собрания и живописные впечатления от поездки по Ближнему Востоку Василия Поленова — 102 этюда. Картины художников ХVIII — начала ХIХ века Третьяков собирал по антикварным магазинам и частным лавкам.

Павел Третьяков — портрет работы Ильи Репина

31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о своём решении передать всю свою коллекцию и собрание покойного брата Сергея Михайловича вместе со зданием галереи — городу. «Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию», — писал Павел Третьяков.

В 1893 году это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. Пайщик Московского купеческого банка.

После открытия галереи, по воспоминаниям современников, Александр III намеревался пожаловать Третьякову дворянство, но Павел Михайлович отказался: «Я купцом родился, купцом и умру».

Последнее приобретение Третьякова для своей галереи — эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем».

К концу жизни Третьяков получил звание коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также с 1893 года — действительным членом Петербургской Академии художеств.

Вместе с братом владел несколькими доходными домами в Москве, в т.ч.: Доходный дом Третьяковых (Улица Кузнецкий Мост, 13/9 — Улица Рождественка, 9/13); Доходный дом Третьяковых (Улица Кузнецкий Мост, 9/10 — Неглинная улица, 10/9).

Состояние Павла Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3,8 млн руб.

Скончался 4 (16) декабря 1898. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и умершим в 1892 году братом Сергеем. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

В Москве перед зданием Третьяковской галереи Павлу Третьякову установлен памятник.

На острове Новая земля в проливе Маточкин Шар есть ледник Третьякова.

Павел Михайлович Третьяков (документальный фильм)

Личная жизнь Павла Третьякова:

Жена — Вера Николаевна Мамонтова, двоюродная сестра Саввы Мамонтова. Поженились в августе 1865 года. По воспоминаниям современников Третьякова, их брак был гармоничным и счастливым.

Павел Третьяков и жена Вера Мамонтова

В браке родилось шестеро детей:

Вера (1866-1940);
Александра (1867-1959);
Любовь (1870-1928);
Михаил (1871-1912);
Мария (1875-1952);
Иван (1878-1887).

Старший сын Михаил родился больным и слабоумным. Младший сын Иван рано умер (от скарлатины, осложнённой менингитом), что было тяжелым ударом для Павла Третьякова.

Дочь Вера Третьякова, оставившая воспоминания, писала об атмосфере, царившей в семье: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».

Павел Михайлович Третьяков был прихожанином Храма Николая Чудотворца в Толмачах.

Семья имела дом в Лаврушинском переулке.