Жизнь после смерти Осипов

О смерти (+ВИДЕО)

О том, что такое смерть с христианской точки зрения, почему так важно иметь правильное представление о жизни и смерти и о посмертной участи людей, рассказывает профессор Алексей Ильич Осипов.

Вопрос о смерти волнует каждого человека, по крайней мере уже пришедшего в какой-то возраст, хотя бы даже юношеский. Дети мало об этом думают, но по мере взросления просыпается мысль, которая становится с годами все острее: зачем я живу, если я умру? Так что вопрос о смерти – это вопрос о смысле жизни.

А что такое – смерть? О, как это беспокоит многих! Сколько было в древности рассуждений по этому поводу! Например, древние греки говорили: «Учись всю жизнь умирать». Спустя несколько столетий отцы христианской Церкви сказали: «Помни о смерти и вовек не согрешишь». Так в чем же дело, почему о смерти так много думали, говорили, писали?

Перед этим вопросом, точнее даже не вопросом – хотя для кого-то, может быть, это и вопрос… – перед этим фактом смерти стоит каждый человек, и если у него есть хоть немножечко извилин в голове, он не может не спрашивать себя: а что же дальше будет со мной? Это проблема нынешнего времени, прежде ее не было – прежде все верили, что по смерти тела жизнь продолжается. В разных, конечно, формах, в разных состояниях. В египетской «Книге мертвых», например, есть очень интересные пассажи, говорящие об этом. Не случайно тело мумифицировали, поскольку рассматривали его сохранность как возможность большей полноты жизни для человека даже там, за гробом. А многие считают даже, что мумифицирование было не чем иным, как отражением веры в воскресение человека. Может быть, это так и было. Ведь одно дело – воскреснуть из праха, а другое – из сохранившегося тела. Может быть, египтяне даже и думали о воскресении.

Но примерно с XVIII века, когда особенно усилилась идея пропаганды атеизма, вопрос о смерти стал отходить в сторону, куда-то в тень. Или же пытались сам факт смерти представить просто как одно из естественных явлений: умрешь – и всё. «Верь, человек: тебя ожидает вечная смерть» – это главный тезис атеизма. И удивляешься и поражаешься: неужели для человека этот тезис может быть удовлетворительным?! Верь, что вечная смерть ожидает тебя! Хотя, может быть, для каких-то преступников ужасных в этом и есть некая радость… Но и у атеистов, думается, шевелится все же надежда на то, что, возможно, что-то будет и потом, по смерти… Но кредо атеизма именно таково: вечная смерть – и в этом вся его суть.

«Чаю воскресения мертвых» – в этом вся суть христианства

А в чем суть христианства? «Чаю воскресения мертвых» – вот вся его суть. Апостол Павел это выразил таким образом: «Если Христос не воскрес, то напрасна вера наша». Если нет воскресения, напрасна и вся жизнь, она становится бессмыслицей, ибо человек в любой момент может исчезнуть из сферы бытия. И он живет как во сне: он ничего не чувствует, не переживает, не боится обвинений, не восторгается похвалами, потому что там всё будет окончено. Но христианство говорит: нет! Оно говорит: надеюсь – «чаю»… но можно сказать и сильнее: верю в воскресение мертвых – то есть в бессмертие личности. И тогда всё становится на места, тогда становится понятен смысл этой жизни, тогда становится понятной и смерть, что она есть, почему она есть и что она дает человеку.

Итак, что же такое смерть? Приведу образ, который очень хорош, – элементарный, доступный для понимания кому угодно и говорящий очень многим. Видели вы когда-нибудь лохматую, жирную гусеницу? Вот она ползает… Некоторые хватают ее, другие в ужасе отскакивают: «Ой!» Но помните, что происходит через какое-то время? Нет гусеницы, а есть так называемая куколка, то есть некое совершенно закрытое оболочкой пространство, и в нем – эта гусеница. Ждут-пождут, и вдруг, по прошествии определенного времени, эта куколка разрывается – и оттуда выпархивает необыкновенный махаон – во всей своей красе, сверкая всеми красками, чудо-цветочек! Этот образ, взятый из естественной жизни, великолепно иллюстрирует христианское учение о воскресении мертвых. Вот, оказывается, жизнь человеческая в чем состоит! Есть в этом образе и то, что было, и то, что нам предстоит. Не мы ли сейчас ползаем по земле, как эта гусеница, которая подчас наводит страх? И мы, люди, часто наводим страх. Игиловцы (члены организации, запрещенной в России. – Ред.) не наводят ли страх? Попасться им в плен – да, страшно. Но что говорит христианство? Оно говорит: человека ожидает не уничтожение, а преобразование. Мы сейчас гусеницы. Потом – да, мы умираем: человека (гусеницу) кладут в гроб (куколку).

Но ожидается в конце концов выпархивание из этого гроба. Не будем говорить о деталях, гадать, что и как, потому что многое мы и объяснить не сможем. Но сам факт для нас очень важен: личность человека, его душа бессмертна. Вот во что верит христианство!

Мы здесь, на земле, расстаемся с нашим телом. Каким? Об этом очень хорошо сказано в Священном Писании: «Земля ты, и в землю отойдешь». Всё растворяется, всё превращается в прах земной. Прах – вот что такое наше тело. И если бы человек был только телом, то мы это только бы и видели. Но он не только тело! И по смерти, по разрушении тела, по превращении тела в прах остается сущность человека – его душа, и она переходит в иной мир.

А что там, в этом «ином мире»? Там будет и радость для одних, и мучения для других, но как именно, не нужно фантазировать

А что там, в этом «ином мире»? Сколько невероятных гаданий об этом, которые доходят до христианской эпохи! Чего только люди не напридумывали! Правда, уже наметилась идея о том, что все-таки человек, ведущий праведную жизнь здесь, там будет иметь радость, и напротив, преступники будут страдать. Эта идея была, она выражалась в самых разных формах, мифах, сказаниях, образах. Но эта идея только в христианстве приобретает достаточно ясные очертания. Что подразумевается, когда мы слышим о том, что праведники идут в небесные обители, а грешники идут в адские узы? Святые отцы прямо говорят: не нужно представлять себе это как что-то реально такое. Да, там будет и радость для одних, и мучения для других, но как, не нужно фантазировать. А известные «Сказания Феодоры», которые описывают 20 мытарств, – это элементарное, образное представление, поскольку нет других средств представить все это, об идее. А какова идея? – По смерти человек из этой тьмы жизни, а сейчас действительно ночь, темень, никто не знает, что будет через минуту – что будет с ним, да и с самим миром… Действительно, ночь: события меняются одно за другим, отношения с людьми необыкновенно меняются, всё меняется, наконец, сама жизнь человека меняется непрерывно – это ночь. И вот христианство говорит: по смерти тела перед человеком открывается свет, причем такой свет, в котором нет никаких темных уголков: душа открывается полностью во всех своих деяниях и состояниях прошедшей земной жизни. И поэтому христианство предупреждает: только представьте себе, как много человек делает такого, о чем бы он хотел, чтобы никто никогда не узнал ни в коем случае! Помните, как у Ф. Достоевского в его романе «Униженные и оскорбленные» князь говорит: «О, если бы только открылось то в душе человеческой, что он никогда не сказал бы никому – ни окружающим людям, ни своим друзьям, ни родным, ни даже самому себе – о, если бы только это открылось, то нужно было бы, наверное, нам всем задохнуться»? Как верно, как великолепно сказано!

И какой ужас открывается для души, все тайники которой становятся очевидными!

У каждого из нас душа есть, и вот по смерти, говорит христианство, все тайники души открываются, не останется ни одного темного уголочка. И что же будет? Ведь личность остается, самосознание остается, понимание остается, чувства души остаются – какие же страдания, действительно, будут! Страдания от чего? А вот от этого: всё ясно теперь. И какой ужас открывается для души, все тайники которой становятся очевидными! Вот о чем говорит христианство. И потому оно ублажает праведников – человек жил по совести, ему нечего бояться, он не боится: свет? – пожалуйста: да будет свет! Fiat lux! А представьте себе человека, который натворил всякой всячины, – что с ним будет?

Костница на Афоне

Интересно, что в нашей церковной традиции есть представление о том, что по смерти человека три дня примерно душа пребывает около гроба – около своего тела, лучше сказать. Всё это относительно, но, тем не менее… Душа умершего пытается даже общаться, как говорили пережившие это, с теми, кто около гроба, пытается что-то сказать им, но проходит сквозь них – никто ее не видит, никто ее не слышит. Говорят, сохраняется еще какое-то земное притяжение души: еще не оборвались нити, соединяющие личность, душу человека с теми привязанностями, которые она имела здесь. Затем, по церковной традиции – и я хочу подчеркнуть, что это именно традиция, мы не можем говорить, что это догмат бесспорный, вероучительный, – но традиция, и в ней есть нечто очень здоровое, помогающее понять человеку, что все-таки происходит там… – так вот, по церковной традиции, шесть дней (опять-таки, это образ) душе показывают райские обители. Что это значит: показывают райские обители? Вот как это можно понять: происходит экзамен на добро: человеческая душа оказывается перед лицом милосердия, великодушия, сострадания, любви, чистоты, целомудрия. Оказывается перед лицом этих явлений красоты Божией, которые здесь хламом завалены и только иногда пробиваются их искорки. Вот душа и испытывается таким образом: созвучно ли ей это, хочет ли она этого, радуется ли этому или, напротив, отталкивается от этого: «Не нужно мне этого, я лучше всех! Какое там смирение?! Какая любовь?!» Идет испытание состояния души перед этими высокими, прекрасными качествами. Душа испытывается, осознает, видит и чувствует, нужно ей это или она оттолкнется от этого как от чуждого ей и ненужного.

Церковная традиция говорит, что после девятого дня душа начинает испытываться уже другим образом. Еще раз повторю: это образное выражение, в действительности там картины совсем другие. Душе показываются все грехи, все страсти человеческие – вот это и называют мытарствами. Хотя, на самом-то деле, и прежнее было уже своего рода испытанием, но здесь – мытарства, тут испытывается, что есть в душе человеческой, какие страсти. Святитель Феофан Затворник даже пишет, что, когда душа увидит какую-либо страсть, которая ей сродна, она бросается на нее, видя возможность удовлетворения этой страсти – страсти же голодны. Страсти надеются и тут получить удовлетворение, но, естественно, не находят этого, ибо без тела все страсти не могут быть удовлетворены. Но душе кажется, что она здесь находит то, к чему стремилась, чем жила, и потому бросается к страсти – вот это называется на языке церковном «человек пал на таком-то мытарстве». И, как пишет святитель Феофан, основываясь на словах преподобного Антония Великого, так душа попадает в капкан: вместо удовлетворения страсти она оказывается в лапах бесов страстей: каждый бес, образно скажем, «заведует своей страстью». Душа, действительно, попадает, точно в капкан, в эту страсть. И тогда, по словам преподобного Антония Великого, демоны-мучители хватают эту душу, а далее – все те печальные последствия, которые можно ожидать от их власти над душой. Вот что происходит на мытарствах, или на экзамене, на котором испытываются уже свойства души, ее отношение к грехам и страстям.

Но испытание души этим не заканчивается: как говорит церковная традиция, душа становится перед Богом, и Господь произносит последнее слово, где она будет. Душа, которая не раскаялась в земной жизни, не принесла покаяния, не постаралась оплакать свои преступления, оказывается в руках бесов – долго ли это будет, сказать трудно. Но! Церковь с самого начала своего существования молится за усопших – и оказывается, что возможно изменение состояния души и ее возвращение в райские обители, то есть спасение.

Алексей Ильич Осипов: Девять ответов на вопросы о смерти и загробном мире

Человек смертен… И это залог того, что абсолютно каждый человек в своей жизни задумывается о своей будущей кончине и решает для себя, ждёт ли его что-нибудь там – за гробом.

Зачастую, от ответов на вопрос, которые человек определяет для себя верными в отношении будущей жизни, зависит и то, как он проживёт нынешний отмеренный ему Богом срок.

На девять вопросов православных христиан о феномене смерти и последующей загробной жизни очень хорошо ответил профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов, слова которого мы сегодня публикуем:

  1. Что такое смерть?

О, если бы кто мог ответить на это! Помню еще с детства, у нас дома над дверью в комнату висела картина «Сего никто не избежит», на которой была изображена она, костлявая с косой. Это было и интересно, и страшновато. Но уже тогда этот незамысловатый сюжет закладывал в подсознание ребенка важнейшие для человека вопросы: что такое смерть, зачем я живу?

Как христианство отвечает на них? Оно говорит о двухсоставности человека. Важнейшей его частью, тонко материальной, как об этом пишут наши святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (признавший это в конце жизни), является душа, имеющая три уровня. Высший уровень, присущий только человеку — дух (или ум), носитель самосознания, личности. Он бессмертен. Другие два уровня — чувствующий и растительно-питающий — общие с животным и растительным миром и часто вместе с телом именуемые плотью, или душевным телом, как писал апостол Павел: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор 15:42—44). Это душевное тело, или плоть, умирает и разлагается вместе с телом биологическим. Смерть есть разрыв между духом и плотью, или проще — между душой и телом. И только вера в бессмертие дает полноценный ответ на вопрос: зачем я живу? Достоевский особенно подчеркивал значение для человека веры в бессмертие: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле».

  1. Что происходит с душой человека в первые сорок дней после смерти?

По смерти плоти душа человека переходит в мир вечности. Но категория вечности неопределима в понятиях времени, она относится к тем простым вещам, о которых еще древнегреческий философ Платон писал, что «простые вещи не поддаются определению». Поэтому на данный вопрос церковная традиция вынуждена отвечать на языке применительно к нашему сознанию, погруженному в поток времени. В церковном предании есть интересный ответ ангела прп. Макарию Александрийскому (IV в.) о происходящем с душой в эти дни: «… в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет.., как птица, ища гнезда себе… В третий же день… вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих.

После повелевается от Него показать душе… красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней… По рассмотрении… она опять возносится ангелами на поклонение Богу.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим различным местам мук душа носится тридцать дней… В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

В эти дни душа как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.

  1. Мытарства — что это такое, и почему они так называются?

Слово «мытня» означает место, где взималась пошлина, брались налоги, штрафы. На церковном языке словом «мытарство» выражается производимое с девятого по сороковой день по кончине человека своего рода следствие по делу его земной жизни.

Мытарств обычно называют двадцать. Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов.

В житии, например, преподобного Василия Нового блаженная Феодора рассказывает о них в следующем порядке:

1) празднословие и сквернословие,

2) ложь,

3) осуждение и клевета,

4) объядение и пьянство,

5) леность,

6) воровство,

7) сребролюбие и скупость,

8) лихоимство (взяточничество, лесть),

9) неправда и тщеславие,

10) зависть,

11) гордость,

12) гнев,

13) злопамятство,

14) разбойничество (избиения, ударения, драки…),

15) колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания…),

16) блуд,

17) прелюбодеяние,

18) содомство,

19) идолослужение и ересь,

20) немилосердие, жестокосердие.

Все эти мытарства описываются в житии в ярких образах и выражениях, которые нередко принимаются за саму действительность, порождая искаженные представления не только о мытарствах, но и о рае и аде, о духовной жизни и спасении, о Самом Боге. Потому схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания». А иеромонах Серафим (Роуз) объясняет: «Всем, кроме детей, ясно, что понятие «мытарства» нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти… Но сами рассказы — это не «аллегории» и не «басни», а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке… В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни «восточной астрологии», ни «чистилища».

О причине столь неадекватного описания того мира свт. Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает: «…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными».

Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров): «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать… душа сама бросается в ад».

Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю — Лк 23:43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена». Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24).

  1. Зачем нужно молиться за умерших?

Апостол Павел написал удивительные слова: вы — тело Христово, а порознь — члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12:27, 26). Все верующие, оказывается, составляют один живой организм, а не мешок гороха, в котором горошины толкаются между собой, да еще больно ударяют друг друга. Христиане — клетки (живые, полуживые, полумертвые) в Теле Христовом. И все человечество — одно тело. Но как на всем организме и на любой его клеточке отзывается каждое изменение состояния отдельного органа или клетки, так и в человеческом обществе. Это универсальный закон нашего бытия, который открывает завесу и над тайной молитв за умерших.

Молитва по своему действию есть дверь для вхождения в душу благодати Христовой. Поэтому молитва, совершаемая с вниманием и благоговением (а не бессмысленным ее вычитыванием), очищая самого молящегося, оказывает исцеляющее действие и на усопшего. Но одна внешняя форма поминовения, даже богослужебная, без молитвы самого молящегося, без его жизни по заповедям, является не более, как самообманом, и оставляет усопшего без помощи. Святитель Феофан откровенно писал об этом: «Если никто не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня… Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?!»

Молитва особенно действенна, когда она сопрягается с подвигом. Господь ученикам, не сумевшим изгнать беса, ответил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф 17:21). Этим Он указал на духовный закон, по которому освобождение человека от рабства страстям и демонам требует не только молитвы, но и поста, то есть подвига и тела, и души. Святой Исаак Сирин писал об этом: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души». То есть действенность молитвы за усопшего прямо обусловлена степенью жертвенности и борьбы со своими грехами самого молящегося, степенью чистоты его клеточки. Такая молитва способна спасти любимого человека. Ради этого, чтобы изменить посмертное состояние человека, она и совершается Церковью с самого начала своего существования!

  1. Что такое — Божий суд, можно ли на нем оправдаться?

Вы спрашиваете о Последнем суде, который часто называется Страшным?

Это последний акт в истории человечества, открывающий начало его вечной жизни. Он последует за всеобщим воскресением, в котором произойдет восстановление всей духовно-телесной природы человека, в том числе и полноты воли, а, следовательно, и возможности окончательного самоопределения человека — быть ему с Богом или навсегда уйти от Него. По этой причине Последний суд именуется Страшным.

Но Христос на этом суде не окажется греческой Фемидой — богиней правосудия с завязанными глазами. Напротив, перед каждым человеком во всей силе и очевидности откроется нравственное величие Его крестного подвига, Его неизменная любовь. Поэтому, имея печальный опыт земной жизни и ее «счастья» без Бога, опыт «экзаменов» на мытарствах, трудно предположить, чтобы всё это не тронуло, точнее, не потрясло сердец воскресших людей и не определило положительного выбора падшего человечества. В этом, по крайней мере, были убеждены многие Отцы Церкви: Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Амфилохий Иконийский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин и другие. Они писали о том же, что слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Эта мысль повторяется во множестве богослужебных тестов Православной Церкви.

Но, возможно, найдутся и такие, ожесточение которых станет сущностью их духа, и тьма ада — атмосферой их жизни. Бог не нарушит и их свободы. Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, находится «в глубине сердца человеческого». Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не смог выйти.

Об этом я достаточно подробно пишу в своей книге «Из времени в вечность: посмертная жизнь души».

  1. Что такое рай, в котором будут спасшиеся?

А что ответили бы вы на вопрос: что такое семимерное пространство? Пикассо, например, попытался нарисовать скрипку в четырехмерном пространстве и получилась абракадабра. Так и все попытки изображения рая (и ада) всегда будут такой же скрипкой Пикассо. О рае лишь одно подлинно известно: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Но это самая общая характеристика рая в передаче нашего трехмерного языка. А по существу все его описания являются лишь самыми слабыми изображениями вещей небесных.

Можно лишь добавить, что скучно там не будет. Как влюбленные могут бесконечно общаться друг с другом, так в неизмеримо большей степени спасенные в раю будут пребывать в вечной радости, наслаждении, счастье. Ибо Бог есть Любовь!

  1. Что такое ад, в который попадают погибшие?

Слава Богу, я его пока не знаю и знать не хочу, ибо на библейском языке знание означает единение с познаваемым. Но слышал, что в аду очень плохо, и что он тоже находится «в глубине сердца человеческого», если в нем нет рая.

С адом связан серьезный вопрос: конечны или бесконечны адские мучения? Сложность его заключается не только в том, что тот мир закрыт от нас непроницаемой завесой, но и в невозможности выразить нашим языком понятие вечности. Знаем, конечно, что вечность это не бесконечная продолжительность времени. Но как это понять?

Проблема усложняется еще тем, что Священное Писание, святые Отцы, литургические тексты говорят как о вечности, так и конечности мучений нераскаянных грешников. При этом Церковь на своих соборах никогда не осудила ни одного из Отцов ни той, ни другой точки зрения. Тем самым она оставила этот вопрос открытым, указав на его тайну.

Поэтому прав был Бердяев, когда сказал, что проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации».

Конечно, трудно не обратить внимание на мысль святого Исаака Сирина:

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там — такой человек думает невыразимо богохульно о Боге… Такой … клевещет на Него». Но он же и предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

Но одно бесспорно. Поскольку Бог есть любовь и премудрость, то очевидно, что для каждого человека вечность будет соответствовать его духовному состоянию, его свободному самоопределению, то есть будет для него наилучшей.

  1. Может ли измениться посмертная участь человека?

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то Церковь не призывала бы с самого начала своего существования молиться за усопших.

  1. Что такое — всеобщее воскресение?

Это воскресение всего человечества к вечной жизни. В последовании утрени Страстной Пятницы слышим: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим». Учение об этом является главнейшим в христианской религии, ибо только оно оправдывает смысл жизни человека и всей его деятельности. Апостол Павел даже так пишет: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:13—14, 19). Он сообщает и о том, как оно произойдет: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор 15:52).

А вот что пишет в своих знаменитых «Словах подвижнических» о силе воскресения святой Исаак Сирин: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?… Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость — воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости — привести нас в бытие, когда мы не существовали».

12 3 4 5 6 7 …49

Издание пятое, исправленное и дополненное.

А.И. Осипов. ПОСМЕРТНАЯ ЖИЗНЬ. М.

По благословению Святейшего Патриарха

Московского и Всея Руси Алексия II

ПОСМЕРТНАЯ ЖИЗНЬ.

Брошюра посвящена проблемам бытия человека за гранью смерти. Как понять Вечность? Что такое мытарства? Может ли Бог-Любовь дать жизнь тому, кто, как Он знает, пойдет в вечные муки? Действуют ли в посмертье наши страсти? Есть ли реальные средства помощи усопшему? Каково действие молитвы на посмертное состояние души?

Никого не могут оставить равнодушными эти глубинные вопросы, эта тайна человеческой жизни в двух измерениях – времени и Вечности. Брошюра профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, составленная на основе его публичных лекций и ответов на вопросы слушателей, поможет читателю во многом заново осмыслить прежде известное, взглянуть на тот мир через призму святоотеческого учения.

© А.И. Осипов

ПРЕДИСЛОВИЕ к четвертому изданию — — — —

Предисловие к пятому изданию — — — — —

О ТЕХ, КТО ЖИВ ИНОЙ ЖИЗНЬЮ — — — — 5

«ЕШЬ, ПЕЙ, ВЕСЕЛИСЬ», ДУША МОЯ? — — — 6

ПОНИМАНИЕ СМЕРТИ У ДРЕВНИХ НАРОДОВ — — — 6

А ЧТО ОБЩЕЕ? — — — — — 9

«Я В АДУ!..» — — — — — 11

БОГОЗДАННАЯ ПЛОТЬ ЧЕЛОВЕКА — — — 12

ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХА ПРАРОДИТЕЛЕЙ — — — 15

ГДЕ ПРЕБЫВАЕТ ДУША ПО СМЕРТИ ТЕЛА — — — — 18

СООБЩЕНИЯ ОТТУДА — — — — — 19

«ЗЕМНЫЕ ВЕЩИ ПРИНИМАЙ ЗДЕСЬ ЗА САМОЕ СЛАБОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕБЕСНЫХ» — — — — — — — 20

ПОСМЕРТНЫЙ ЭКЗАМЕН НА ДОБРО — — — — 22

И ЭКЗАМЕН НА ЗЛО — — — — — — 24

С ДУХОМ БОЖИИМ ИЛИ С ДЕМОНАМИ-МУЧИТЕЛЯМИ — — — 25

ПОДОБНОЕ СОЕДИНЯЕТСЯ С ПОДОБНЫМ. СИЛА ПОКАЯНИЯ — — — 27

«СТРАСТИ В ТЫСЯЧУ РАЗ БОЛЕЕ СИЛЬНЫЕ, ЧЕМ НА ЗЕМЛЕ…» — — 29

МЫ СВОБОДНЫ ТВОРИТЬ ДОБРО И ЗЛО — — — — 31

ЦЕРКОВЬ — — — — — — 32

КАК ПРАВИЛЬНО МОЛИТЬСЯ ЗА УСОПШИХ — — — — 33

ПОБУДЬ ХОТЯ СОРОК ДНЕЙ ХРИСТИАНИНОМ — — — 36

ГЕЕННА — — — 37

ЧТО НАС ЖДЕТ НА СТРАШНОМ СУДЕ — — — 40

«СПАСИТЕЛЬ ВСЕХ ЧЕЛОВЕКОВ…» — — — 43

ЗАЧЕМ ХРИСТОС НИСХОДИЛ В АД? — — — — 46

О СМЕРТНОМ ГРЕХЕ И КТО ПРАВЕДНИК — — — 50

ВОПРОСЫ О ВЕЧНОСТИ — — — — — — 53

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

Даниловский благовестник.

М. 2007

Посмертная жизнь души – всегда некая манящая к себе тайна. «Что и кактам» — вопрос, переходящий из поколения в поколение и порождающий массу ответов. Многие из них заимствуются не редко из источников сомнительных и не церковных: учений нехристианских религий, оккультных сочинений, рассказов «побывавших» на том свете, «откровений» в сновидениях, фантазий психически больных людей и т.п. Потому есть необходимость хотя бы частично раскрыть эту тему максимально приближенно к учению святых Отцов и авторитетных подвижников Православной Церкви.

Однако христианство совсем не имеет своей целью сделать эту тайну такой явью, которая ответила бы на все вопросы нашей бесконечно любопытствующей души. Для человека, живущего здесь – это и невозможно сделать, и, большей частью, не полезно.

Невозможно — поскольку тот мир совершенно иной, и его нельзя выразить нашим языком. Очень показателен в этом отношении опыт пребывания там апостола Павла, который единственно, чем поделился с братиями, это рассказом о том, что он слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12,4).

Неполезно — так как знание будущего может полностью парализовать свободу человека в важнейшей стороне его жизни – духовно-нравственной. Легко представить себе, как изменилось бы наше поведение, если бы вдруг мы точно узнали, что умрем через столько-то дней в таком-то часу. Знание будущего налагает на поведение человека, не освободившегося от страстей и пристрастий, железные узы. Потому даже не всем угодникам Божьим открывался тот мир и время кончины. И, напротив, не имея прямого знания о той жизни, человек оказывается вполне свободным в своей духовной и нравственной жизни здесь, свободным в выборе одного из двух основных воззрений на проблему проблем: веры в Бога и вечную жизнь личности или веры в ее вечную смерть. Не случайно Христос сказал апостолу Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20,29). Ибо вера является самым верным показателем характера духовных запросов человека, их направленности и чистоты. И. В. Киреевский точно и ясно выразил эту мысль: «Человек – это его вера».

Загробное состояние человека – прямой плод его стремлений и деяний в этой жизни. Но плод не по закону воздаяния, а по закону совести. Об этом прекрасно пишет в своих наставлениях преподобный Антоний Великий: «… мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним… грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют». Ведь и будучи христианином, о Христе можно лишь рассуждать, развлекаясь богословствованием, фактически не веря Ему и исключая Его из всей своей жизни. Как верно подмечено: «О жизни мудрствуют, да жизнью не живут».

Духовное становление и совершенствование личности происходит перед лицом искушений, действия страстей, не редко, тяжких сомнений. Эти терния необходимы человеку в земной жизни, ибо они открывают ему самого себя, смиряют его, делают способным к познанию необходимости Христа Спасителя и через это получению царственного достоинства чада Божия. Не случайно Отцы говорили, что если бы не было бесов, то не было бы и святых. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12).

*

Выражаю сердечную благодарность Алле Алексеевне Добросоцких, без энергичной инициативы которой и кропотливой редакторской расшифровки аудиозаписей моих лекций эта книга едва ли смогла быть написана.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЯТОМУ ИЗДАНИЮ

Издательский совет РПЦ.

М. 2008

Это издание включает в себя некоторые новые материалы, которые касаются главной темы человеческой жизни — ее перехода из времени в вечность. Человеческому сознанию непредставима вечность. Но и время непонятно. Апокалипсический ангел клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет (От. 10: 6). Как это времени уже не будет? — Не знаем. Древнегреческий философ Платон, пытаясь понять время — одно из самых загадочных явлений нашей жизни, в каком-то глубоко интуитивном его восприятии утверждал, что оно есть лишь движущийся образ вечности. Действительно, время само по себе для человека представляет нечто странное, алогичное. Народная мудрость выразила это в остроумном афоризме: часы идут, дни бегут, годы летят. Кажется, всё должно бы быть наоборот. Но нет, именно таково оно время — какое-то «ненормальное» по отношению к нашему бытию.

На многие темы не принято говорить — и смерть одна из самых табуированных. Но смерть — не менее обширная тема, чем жизнь. Попробуем подойти к ней с разных сторон. Понять, насколько разнообразным может быть отношение к смерти в зависимости от культуры, что такое «хорошая смерть» и можно ли быть к ней готовым. Обсудим, как менялась практика похорон в России и каких изменений можно ждать, и наконец — можно ли глубже понять и прочувствовать смерть через музыку. Четыре лекции о том, как понимать и переживать неизбежное.

Лекция религиоведа Константина Михайлова будет посвящена отношению к смерти в разных культурах: почему в одних религиях допустимо смеяться на похоронах, а другие запугивают прихожан. Сравним представления о загробной жизни у разных конфессий: от христиан и иудеев до инков, шумеров и даосов.

Врач паллиативной помощи Анна Сонькина, преподаватель навыков общения для врачей и медицинской этики, ответит на вопросы, которые, казалось бы, не имеют ответа — можно ли быть готовым к смерти, стоит ли знать человеку о том, что он умирает, и как говорить о смерти с теми, кто переживает утрату.

Главный редактор журнала «Археология русской смерти» Сергей Мохов расскажет об индустрии похорон в разных странах и о том, почему в России похороны в два счета могут превратиться в кошмар. Также лектор объяснит, как похороны из частного дела превратились в масштабную индустрию и каких изменений можно ожидать в организации похорон.

В заключительной лекции курса музыкант Ляля Кандаурова расскажет об истории реквиемов: можно ли глубже понять и прочувствовать смерть через музыку. И почему композиторы выбирали для прощальных мелодий самые разные тона: от трагических светских реквиемов до светлых, почти оперных реквиемов эпохи романтизма.

>Лекция о смерти и перерождении

Нидал Оле Лекция о смерти и перерождении

Нидал Оле

О СМЕРТИ И ПЕРЕРОЖДЕНИИ

Я буду обучать тому, что называется Пхо-ва, в этой части Сибири либо в июне, либо в июле. Потому что я проведу здесь еще один месяц, вот этим летом, и Ханна, наверное, привезет высокого тибетского ламу, чтобы была традиционная сторона. И то, чему я буду учить, это — как сознательно умирать. Несколько человек из вашего города в прошлом году приезжали в Петербург, тогда я давал там эти учения, и всех за три дня появилась дырка в голове и ясный, прочищенный путь в Чистую Страну. Это настоящее физическое отверстие, а я вообще там ничего не касался. Это Будды держали молоток с гвоздями — изнутри. В любом случае, получить такое учение очень хорошо, потому что мы не знаем, сколько нам суждено жить. Даже если кто-то очень храбрый и сильный (а большинству из вас кажется что вы такие), все-таки, какое-то количество энергии человека задействовано в том факте, что когда-либо придется умереть. А если эту энергию высвободить, то также можно научиться, как помогать другим. Это очень полезно. Если бы вы смогли для этого уделить 4-5 дней, я был бы очень рад. Ну а три дня — это очень короткий срок. Так что вы просто оставайтесь в контакте в плане этого. Это такое очень отличное от всего переживание. Сначала идет очень много очищения, выбрасываетсз все старое барахло, а затем человек бывает очень благодарен. И также, в связи с этим,я сейчас вам немного расскажу о смерти и перерождении.

Первое,что здесь надо сделать, это понять природу ума. Если мы посмотрим на Ум, у него есть две стороны: есть то, что остается, и есть то, что двигается. Нечто, что смотрит, и нечто, на что смотрит. Что-то подобное зеркалу, и что-то подобное картинкам в этом зеркале. Если вы станете искать то, что остается, что не изменяется, то, что слушает через ваши уши и смотрит через ваши глаза, что осознает все везде, то что вы скажете? Вы не увидите никакой вещи. Если вы станете искать свой Ум, или свою Думу, или свое Эго, или как бы вы это не назвали, то вы не сможете это найти. Нет такой веши, такой субстанции, которая бы имела свой цвет, вес, запах, размеры и т. д., что вы могли бы назвать своим умом. Но, с другой стороны, это не значит, что Ума — нет. — 2

Потому это мы ощущаем множество вещей. Как мы это можем делать? Потому что есть Ум, потому что он — не вещь, и, наконец, потому что его открытое, ясное пространство на самом деле безгранично. Итак эти три вещи: открытое пространство, лучезарно ясное и без всяких границ. Конечно же, оно никогда не сотворялось, и его никто не делал,и оно не рождалось. Это не вещь, это не могло появиться или родиться. И если бы нашим переживанием был сам Ум, нам не нужно было бы ничего искать. Мы были бы естественно бесстрашными, потому что пространству нельзя причинить вред, мы были бы счастливы и радостны, потому что пространству нельзя причинить вред, оно игриво богато и свободно, и, наконец, мы были бы естественным образом любящими, потому что мы бы видели, что нет никакого разделения в пространстве, оно содержит все, и оно одно и то же во всех. И, оставаясь в этом открытом, ясном, безграничном пространстве ума, видя, как приходят, уходят и остаются миры, как его свободная игра, мы бы радовались и действовали, как только возможно, чтобы приносить пользу всем существам. И это все было бы очень легко.

Но дело обстоит здесь не так. Мы осознаем не зеркало, а картинки в зеркале, не наблюдателя, а то, что наблюдается, не осознавание, а объекты осознавания. И по этой причине мы переживаем постоянные изменения. И здесь мы думаем, что есть какое-то «я», «эго», или «личность», которое все это осознает. Но если вы поищете свое «эго» или «я», его нельзя найти. Если вы поищете его в теле, нет ни одной части тела, которая бы не изменялась, все молекулы и атомы в теле все время меняются. Если вы станете искать его в ваших чувствах, хорошие чувства — то, чем вы хотите быть, вы не можете удержать, а плохие чувства, которые вам не нравятся, они становятся там сильнее,чем больше вы с ними сражаетесь.

Но все же есть эта иллюзия «себя» или «эго». И можно сказать, что есть какая-то разновидность относительной личности. Это какая-то разновидность потока, течения. Это значит, что если бы не было ребенка, которому семь лет, то не было бы и старика, которому 70 лет. Но между семью и семьюдесятью годами все все время изменялось. И единственное, — 3

что оставалось, это иллюзия того, что является кем-то, вот это оставалось. Но все остальное — уходило.

Итак, в определенный час приходит время телу и уму расстаться. Условия, которые приводят нас к человеческому рождению, они — распадаются. И здесь бывают разные виды смерти. Они внешне очень отличаются друг от друга. Ну это, например, когда наступаешь на мину в Афганистане, или гденибудь умираешь медленно от рака. Но, фактически, что бы при этом не происходило, это — однд и тоже. Вся энергия, которая обычно была разлита по всему нашему телу, начинает оттягиваться обратно в центральный энергитический канал нашего тела.

Сейчас я немного расскажу об энергитических системах в теле, потому что до этого может быть вы получали запутанную информацию. Одну из этих систем вы все знаете. Это нервная система. Это такие толстые желтые линии, которые расходятся по всему телу через мозг, через позвоночный столб. Они достигают всех мест и заботятся о движениях, о физических процессах и т. д. Но также есть еще одна, которая подобна энергии поверхности, которая течет по всему телу. Это используется китайцами и японцами. Здесь мы обнаруживаем, что разные точки на коже имеют связь с разными органами, такие как сердце, почки и т. д., так что если вы вставите иголку в ваш палец, это дает больше энергии вашей печени или чтонибудь еще. Далее есть третья система, которая называется Кундалини, и которую используют индуисты. Это — нервная энергия в самом позвоночном столбе. Это где-то четыре пальца за линией волос, и она идет вверх таким образом. Ну, это, насколько я успел понять, может приводить вас на высокие уровни умственного контроля, и может приводить вас в чистые страны сферы индуистов, в сферы богов формы и бесформенных богов. Далее, у нас есть центральный канал, который мы используем в буддизме. Но это не как у индуистов, где в какой-то чакре она выступает наружу назад из спины, и там говорят о семи центрах. Мы говорим о пяти центрах. И, обычно, этот канал начинается 4-мя пальцами ниже пупка в центре тела, и доходит до точки, которая находится на рас — 4

стоянии 8-ми пальцев от передней линии волос. Эта энергитическая линия появилась, когда встретились сперма и яйцо наших родителей, это было много лет назад в чреве нашей матери. В это время сперма несла энергию, которая ощущается в медитации как белая, а яйцо — такую энергию, которая ощущается в медитации как красная. И затем, когда есть генетическая информация этих первых двух клеток, из которых состоит наше тело сегодня, то белая энергия поднялась вверх, и, как я сказал, она сконцентрирована здесь, а красная энергия опустилась вниз, и теперь она находится на расстоянии 4-х пальцев ниже пупка.

Итак, у этой центральной линии энергии есть пять колес. В голове это имеет отношение к мозгу, к нервам, и ко всему физическому, в горле — это коммуникация, в сердце это интуиция и эмоции, пупок — это артистические способности, и четыре пальца ниже пупка — это сила, сексуальная сила, либо сила вообще. Эти энергии распространяются по всем местам, так что говорят, что наше тело наполнено 72 000 каналов, которые доставляют осознавание и сознание во все места. Ну, сам я не считал, но все остальное я проверил, это совпадает, так что, думаю, это тоже совпадает.

Итак, процесс умирания заключается в том, что эти энергетические колеса начинают сжиматься в центральную энергетическую линию. Умираем ли мы очень быстро или очень медленно, ощущение таково, как будто энергии покидают все органы чувств и уходят в центр тела. Я уверен, что все вы ощущали такой шок, когда вы чыть не попали в аварию, и после этого у вас, скажем, на руках, волосы стояли дыбом (ну, если у вас есть волосы). Это потому, что энергия уже успела побывать в центре, и опять разлилась.

Итак, что происходит при этом процессе медленного или быстрого умирания? Вся энергия, которая была обычно разлита по всему телу, начиная двигаться в сторону центра. И здесь мы ощущаем также постепенное угасание всех сенсорных ощущений. Мы можем видеть, но не уверены, что мы видим, мы можем слышать,но не уверены, что слышим,мы ощущаем, но не уверены — холодное это или горячее. И когда это происходит, у нас — 5

бывает еще некоторый внутренний опыт: мы чувствуем давление, мы чувствуем, как будто мы уплываем. Мы сначала чувсцтвуем, как высыхает наши рот и нос, а потом — холодеют, и мы начинаем то терять сознание, то опять его приобретать, то есть оно то уходит, то возвращается снова. Мы очень хотим сказать людям, чтобы они подняли нам голову, но ничего не можем произнести. Такие ощущения бывают при подходе к смерти. И в определенное время мы выдыхаем три раза, и после этого больше не вдыхаем. И тогда люди говорят: «Теперь он умер.» Как вы знаете, можно дать такой электрический удар в сердце, и тогда люди могут ожить на какое-то время, но даже, когда больше ничего не получается, все же это еще не конец жизни. То есть, прекратился внешний обмен энергиями с миром вокруг нас, мы больше не получаем кислорода, но все же, на протяжении 20-30 минут продолжают происходить внутренние процессы. И в это время сначала белая энергия с макушки нашей головы опускается вниз, в сторону сердца, мы ощущаем интенсивный ясный свет, как такой прекрасный ясный лунный свет, и 33 вида чувств, которые происходят из гнева, начинают исчезать. Затем, спустя 10-15 минут, красная энергию из-под пупка начинает двигаться вверх. И на ее пути вверх мы ощущаем теплый свет, как красный свет заходящего солнца, и 40 видов чувств, которуе возникают из привязанности, жадности и желания чего-то, они исчезают. И когда эти два света встречаются в сердце одновременно, то на мгновение все темнеет, при этом растворяются семь чувств, которые происходят от глупости. И затем ощущается лучезарный вневременной свет нашего ума. Все осознавание, вся энергия, которая обучно была разлита по всему телу, сосредоточена в одной точке, и в одно время в сердце. И в этот момент — через 20-30 минут после нашей смерти, это лучший шанс для нас достичь состояния Будд.

>Что известно о мытарствах? (Мытарства Блаженной Феодоры. Что такое мытарства души) — Осипов А.И.

Описание:

ОФИЦИАЛЬНЫЙ КАНАЛ — ПОДПИСКА и уведомления позволяют не пропустить НОВЫЕ лекции и получать анонсы с МЕСТОМ их проведения. Ваши КОММЕНТАРИИ и ЛАЙКИ помогают продвижению канала. Архив лекций и книг http://Alexey-Osipov.ru О смысле жизни. Есть ли Бог и кто Он? Истинность Христианства. Что такое Православие? Духовная жизнь. О любви, браке и семье… _____________________________________________ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ | http://alexey-osipov.ru СКАЧАТЬ |http://alexey-osipov.ru/faq/zhizn-posle-smerti/chto-izvestno-o-mytarstvakh/ Полная лекция «Специфика христианства» (Храм Ильи пророка в Черкизово. Москва, 2013.11.24) | http://alexey-osipov.ru/video/o-istinnosti-khristianstva/spetsifika-khristianstva-moskva-khram-ili-proroka-v-cherkizovo-20131124/ YouTube | http://www.youtube.com/user/osipovalexeyilich?sub_confirmation=1 Вконтакте | http://vk.com/a_i_osipov Facebook | http://www.facebook.com/aiosipov Одноклассники | http://ok.ru/prof.osipov Twitter | http://twitter.com/Osipov_A_I Instagram | http://www.instagram.com/professor_osipov/ Telegram | http://t.me/professor_osipov Google + | http://plus.google.com/+АлексейИльичОсиповпрофессор Vimeo | http://vimeo.com/alexeyosipov мытарства, мытарства блаженной феодоры, мытарства души, мытарства после смерти, мытарства души после смерти, что известно о мытарствах, о мытарствах, о мытарствах блаженной феодоры, рассказ блаженной феодоры о мытарствах, что такое мытарство, что такое мытарства души, что такое мытарство после смерти, 40 дней после смерти, жизнь после смерти, смерть, душа, рай, ад, адские муки, вечность, вечные муки, загробный мир, бесы, мучения бесов, испытания души после смерти, мытарства это ____________________________________________