Желтов Михаил священник
Содержание
ЖЕЛТОВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
Священник Михаил Желтов
Михаил Сергеевич Желтов (род. 1976), священник, исполняющий обязанности настоятеля Рождественского храма в Митине, преподаватель Московской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
Родился 13 февраля 1976 года.
Окончил Физический факультет Московского государственного университета (кафедра Компьютерных методов физики) и Богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ, кафедра Литургики).
С 1997 по 2010 год преподавал литургику в ПСТБИ. С 2000 года — заместитель заведующего кафедрой, с 2004 по 2010 год — заведующий кафедрой Литургического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).
В 2002-2003 годах также читал курс литургики студентам Философско-богословского факультета Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова, в 2004-2005 годах — спецкурс «Византийская литургия и искусство» студентам Исторического факультета МГУ.
С 2000 по 2009 год возглавлял редакцию Богослужения и литургики ЦНЦ «Православная Энциклопедия» в должности ведущего редактора (в настоящее время — куратор той же редакции).
В 2005 году рукоположен во диакона и определён в храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках.
Доцент Московской духовной академии. Постоянно преподает в Академии с 2007 года.
В 2008 году рукоположен во священника.
С 2009 года — заведующий кафедрой Церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В 2009 году включен в состав Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, в 2014 году включен в состав Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви.
8 марта 2015 года переведен в штат храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине города Москвы .
14 июня 2018 года освобожден от послушания клирика Владимирского храма в Куркине и назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Рождества Христова в Митине г. Москвы .
Автор ряда научных публикаций, кандидат богословия.
Награды
- патриаршая грамота за труды в «Православной Энциклопедии» (2000)
- орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2006)
- медаль преподобной Ефросинии Полоцкой (2007)
- медаль преподобной Евфросинии Полоцкой за активное участие в работе Синодальной Богословской комиссии (2008, БПЦ)
- юбилейная медаль «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» (2015)
Сочинения
Статьи в научных журналах и сборниках
- Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 111–126.
- У истоков Иерусалимского устава. Часть 1: Завещание прп. Саввы // Богословский сборник. М., 2001.№7. С. 184–192.
- Богослужение египетского монашества // История египетских монахов. М., 2001. С. 107–116.
- Греческая литургия IV века в папирусе Barcelon. Papyr. 154b–157b // Богословский сборник. М., 2002.№ 9. С. 240–256.
- Архиерейский чин Божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином // Богословский сборник. М., 2003.№ 11. С. 207–240.
- Древние александрийские анафоры // Богословские труды. М., 2003. Сб. 38. С. 269–320.
- Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати» (Praxis de tributo) святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке) // «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 111–124.
- Виноградов А. Ю., Гайдуков Н. Е., Желтов М. С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии // Российская Археология. М., 2005.№ 1. С. 72–80.
- Малоазийское богослужение начала VII в. по данным Жития прп. Феодора Сикеота // Житие преподобного Отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители / Перевод с греч., предисл. и комм. Д. Е. Афиногенова. М., 2005. С. 173–183.
- Две византийские молитвы на перенесение св. мощей // Богословские труды. М., 2005. Сб. 40. С. 122–127.
- Бернацкий М. М., Желтов Михаил, диак. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в. // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2005. Вып. 14. C. 23–53.
- Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в. // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2005. Вып. 14. С. 147–157.
- Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М., 2006. С. 304–317.
- Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г. // Вестник церковной истории. М., 2006.№ 2. С. 235–239.
- Гайдуков Н. Е., Желтов Михаил, диак. Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев; Судак, 2006. Т. 2. С. 76–85.
- Реликвии в византийских чинопоследованиях // Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. С. 67–108.
- Флоря Б. Н., Желтов Михаил, диак. Донесение юрьевского воеводы князя И. А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) // Вестник церковной истории. М., 2007.№ 1 (5). С. 249–255.
- Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV вв.) славянских Служебниках // Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272–359.
- The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An Underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century // Vigiliae Christianae. Leiden, 2008. Vol. 62. P. 467–504.
- Молитвы во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII–XIV в. // Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. № 35. P. 75–92.
- Unity of Nature of Mankind: Theological Aspects and Scientific Insights // Faith and Philosophy. Charlottesville , 2009. Vol. 26: 5 . P. 571–575.
- The Sanctus and the First Epiclesis in the Anaphoras of the Egyptian Type // Studia Patristica. Leiden, 2010. Vol. XLV. P. 105–113.
- A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) // TOXOTHC: Studi per Stefano Parenti / D. Galadza, N. Glibetić, G. Radle, eds. Grottaferrata, 2010. (Analekta Kryptoferres; 9). P. 345–359.
- Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире / А. В. Бугаевский, сост. и общ. ред. М., 2010. С. 208–221.
- Чины обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Palaeobulgarica. София, 2010. № 1. С. 25–43.
- The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying / Maxwell E. Johnson, ed. Collegeville (MN), 2010. P. 263–306.
- Последование заупокойной панихиды в древнерусских Служебниках XIV в. // Смъртта и погребението в юдео-християнската литература. София, 2011. (= Studia mediaevalia Slavica et Byzantina. Т. 1). С. 220–231.
- The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13–14 cc.) // Journal of Eastern Christian Studies. Leuven, 2012. Vol. 12. P. 293–309.
- Чины вечерни и утрени в древнерусских Служебниках студийской эпохи // Богословские труды. М., 2012. Вып. 43–44. С. 443–470.
- Греческие рукописи Божественной Литургии апостола Марка // Сретенский сборник. М., 2013. Вып. 4. С. 123–150.
- The Byzantine Manuscripts of the Liturgy of Mark in the Sinai New Finds // ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge… für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Wien, 2014. S. 801–808.
- Литургическая традиция запада Византии в древнейших русских Служебниках // Кирилометодиевската традициjа и македонско-руските духовни и културни врски»: Зборник на трудови од Меѓународниот научен собир / И. Велев и др., ред. Скопье, 2014. С. 249–254.
- Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи Sinait. NE МГ 93 // Вестник церковной истории. М., 2014. Вып. 33–34. С. 116–126.
- Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души» // Словҍне — Slověne: International Journal of Slavic Studies. М., 2014. No 3:1. 43–71.
- Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа // Сретенский сборник. М., 2014. Вып. 5. С. 3–41.
Публикации в сборниках материалов научных конференций
- Паремии Рождества Христова // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. С. 71–92.
- Рукописи РНБ. Соф. 1056 и 526 как источники по истории формирования русского Чиновника архиерейского священнослужения // История Церкви в научных традициях XX века: Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. С. 70–71.
- Особенности анафор египетских литургий // Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 46.
- Русский архиерейский формуляр литургии и его соотношение с иерейским // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г. М., 2001. С. 117–122.
- Православное чинопоследование освящения храма в истории // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 88–97.
- Древние анафоры Александрийской Церкви // Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. М., 2002. С. 123–128.
- Римский папа — автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами): Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2004. С. 61–63.
- Чин венчания и таинство Евхаристии — взаимоотношение последований // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2005. С. 156–165.
- Чин Тайной вечери в представлениях современных литургистов // Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2005 г. М., 2006. Т. 1. С. 66–74.
- Взгляды на образ преложения Святых Даров в творениях русских богословов XX века: Доклад на XVI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ «Евхаристия Востока и Запада» (Москва, 9–11 октября 2005 г.).
- Byzantine Ecclesiastical Marriage: A history of the rite // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies / Ed. by F. K. Haarer and E. Jeffreys. Aldershot, 2006. Vol. 3: Abstracts of communications. P. 238–240.
- Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви // Эсхатологическое учение Церкви: Материалы. М., 2007. С. 388–403
- Вступление в брак: библейское осмысление и церковное чинопоследование // Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007. С. 198–206.
- Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1. С. 124–133.
- Обзор истории чинов благословения брака в православной традиции // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 3. С. 109–126.
- Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. N 37. С. 41–42.
Рецензии
- Рецензия на книгу: Roca-Puig R. Anаfora de Barcelona i altres pregаries: Missa del segle IV. Barcelona, 1994 // Христианский Восток. СПб., 2002 . Т. 4. С. 565–586 (совместно с А. Ю. Виноградовым).
- Рецензия на книгу: Taft R. F. The Precommunion Rites. . Roma, 2000. (серия Orientalia Christiana Analecta; 261) // Византийский Временник. Т. 62. М., 2002. С. 218–223.
- Рецензия на книгу: Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах / Подготовка текста и публикация А. Г. Кравецкого. М., 2004 // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2005. Вып. 14. С. 191–195.
- Рецензия на книгу: Daley B. E. Gregory of Nazianzus. London; New York: Routledge, 2006. (The Early Church Fathers; s. n.) // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2007. Вып. 18. С. 162–165.
Статьи в энциклопедиях(в том числе, в соавторстве)
- «Большая Российская энциклопедия»:
- Агиасма
- Агнец
- Акафист
- Аллилуиарий
- Аллилуия
- Богослужение
- Великий пост
- Вечерня
- Воздвижение Креста Господня
- Вознесение Господне
- Всенощное бдение
- Вход
- Евхаристия
- Ектения
- Пасха
- «Православная энциклопедия»:
- Богослужение Русской Церкви X–XX вв.
- Аароново благословение
- Агапа
- Агиасма
- Агнец
- Адам: гимнография
- Аквилейский обряд
- Акила и Прискилла: гимнография
- Аксиос
- Accessus ad altare
- Алавастр
- Александрийское богослужение
- Аллилуиарий
- Аллилуия
- Алмазов А. И.
- Алфавитные стихиры
- Альба
- Альфа и Омега
- Амвон
- Амикт
- Аминь
- Анамнесис
- Анафора
- Анна, дочь Фануила
- Антиминс
- Антиохийское богослужение
- Антифон
- Апостол (книга)
- Апостолы: гимнография
- «Апостольские постановления»
- Армянский обряд
- Артос
- Архидиакон
- Архиерейское богослужение
- Архимандрит
- Афон
- Балдахин
- Барберини Евхологий
- Барселонский папирус
- Белого монастыря Евхологий
- Библейские песни
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Благодарственные молитвы после Причащения
- Богослужение
- Брак
- Варлаама Хутынского Служебник
- Velatio
- Великая пятница
- Великая суббота
- Великие понедельник, вторник, среда
- Великий пост
- Великий четверг
- Великое славословие
- Венчание брака
- Вечерня
- Вечеря
- Вима
- Водоосвящение
- Воздвижение Креста Господня
- Воздýх
- Воскомастих
- Воскресенье
- Вседневные антифоны
- Всенощное бдение
- Встреча архиерея
- Второбрачие
- Вход
- Вход Господень в Иерусалим
- Входные молитвы
- Входный стих
- Георгия Мтацминдели Типикон
- Гимнография
- Главопреклонная молитва
- свт. Григорий, еп. Акрагантийский: гимнография
- свт. Григорий I Великий
- свт. Григорий Богослов
- прп. Григорий Декаполит: гимнография
- свт. Григорий Палама: гимнография
- прп. Григорий Синаит
- «Да исполнятся уста наша»
- Дейр-Балайзы папирус
- Диакон
- Диаконикон
- Диаконисса
- Диалоги литургические
- Дикирий
- Догматик
- Духов день
- Евергетидский Типикон
- Евхаристия
- Евхологий
- Ектения
- Епископ
- Жертва
- Залог
- Иеромнимон
- Интронизация
- Institutio
- Канон
- Карабинов И. А.
- Катавасия
- Кирилл Иерусалимский
- Обзор истории православного чинопоследования освящения храма // Московские епархиальные ведомости. М., 2001.№ 11–12. С. 70–76.
- Брак и Евхаристия: История православного чина венчания // Журнал Московской Патриархии. М., 2004. Вып. 11. С. 44–53.
- Церковное благословение повторных браков // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. Вып. 8. С. 72–79.
- Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы // Патриархия.ru. 12.09.2005. .
- Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника // Патриархия.ru. 11.03.2006. .
- Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина // Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006. С. 501–510.
- Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка // Патриархия.ru. 06.04.2007. .
- Общая композиция служб Страстной седмицы // Богослов.ru. 15.04.2009. .
- Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног // Богослов.ru. 15.04.2009. .
- Каноны Великой субботы // Богослов.ru. 17.04.2009. .
- Пасхальное бдение: Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени// Богослов.ru. 23.04.2009. .
- Пятидесятница — ключевое событие в истории человечества// Татьянин день. 22.05.2010. .
- Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // Богослов.ru. 17.08.2011. .
- Греческие песнопения праздника Рождества Христова // Богослов.ru. 07.01.2012. .
- Происхождение Последования ко Святому Причащению // Православие.ru. 15.09.2013. .
- Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления // Православие.ru. 18.01.2015. .
Предисловия и комментарии
- Послесловие к книге: Крещальная литургия / Издательство ПСТГУ. М., 2002.
- Введение к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. С. XXIII–XLVI.
- Предисловие к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 2: Византийская литургия. Анафора. М., 2006. С. V–L.
- Комментарии к книге: Освящение храма. Сборник / Издательство Московской Патриархии. М., 2006. С. 343–413.
- Предисловие к книге: Борнер Р. Византийские толкования VII–XV веков на Божественную литургию / Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2015.
Редактура
- Арранц М. Евхаристия Востока и Запада / Издательство ПСТГУ. М., 1999.
- Арранц М. «Око церковное»: переработка опыта ЛДА 1978 г. «История Типикона» / Издательство ПСТГУ. М., 1999.
- Православная энциклопедия. Т. 1–19. М., 2000–2009.
- Материалы кафедры Литургического богословия. (= «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие». Вып. I: 14. М., 2005).
- Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007.
- Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1–3.
- Борнер Р. Византийские толкования VII–XV веков на Божественную литургию / Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2011.
- Крещальная литургия / Издательство ПСТГУ. М., 2011.
Использованные материалы
- Биография на портале Богослов. Ru:
«Указ №У-02/29 от 8 марта 2015 года», официальный сайт Московской (городской) епархии, 11 марта 2015, —
«Указ №У-02/117 от 14 июня 2018 года», официальный сайт Московской (городской) епархии, 14 июня 2018, —
Желтов, Михаил Сергеевич
- Желтов М. С. Паремии Рождества Христова // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. С. 71-92.
- Желтов М. С. Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века // Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира. М., 2000. С. 111—126.
- Желтов М. С. Рукописи РНБ. Соф. 1056 и 526 как источники по истории формирования русского Чиновника архиерейского священнослужения // История Церкви в научных традициях XX века: Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. С. 70-71.
- Желтов М. С. Особенности анафор египетских литургий // Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 46.
- Желтов М. С. У истоков Иерусалимского устава. Часть 1: Завещание прп. Саввы // Богословский сборник. М., 2001. № 7. С. 184—192.
- Желтов М. С. Богослужение египетского монашества // История египетских монахов. М., 2001. С. 107—116.
- Желтов М. С. Русский архиерейский формуляр литургии и его соотношение с иерейским // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г. М., 2001. С. 117—122.
- Желтов М. С. Православное чинопоследование освящения храма в истории // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 88-97.
- Желтов М. С. Обзор истории православного чинопоследования освящения храма // Московские епархиальные ведомости. М., 2001. № 11-12. С. 70-76.
- Желтов М. С. Греческая литургия IV века в папирусе Barcelon. Papyr. 154b-157b // Богословский сборник. М., 2002. № 9. С. 240—256.
- Желтов М. С. Древние анафоры Александрийской Церкви // Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. М., 2002. С. 123—128.
- Желтов М. С. Архиерейский чин Божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином // Богословский сборник. М., 2003. № 11. С. 207—240.
- Желтов М. С. Древние александрийские анафоры // Богословские труды. М., 2003. Сб. 38. С. 269—320.
- Желтов М. С. Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати» (Praxis de tributo) святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке) // «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 111—124.
- Желтов М. С. Римский Папа — автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров// Византия и Запад (950-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами): Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2004. С. 61-63.
- Желтов М. С. Введение к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. С. XXIII-XLVI.
- Желтов М. С. Брак и Евхаристия: История православного чина венчания // Журнал Московской Патриархии. М., 2004. Вып. 11. С. 44-53.
- Виноградов А. Ю., Гайдуков Н. Е., Желтов М. С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии // Российская Археология. М., 2005. № 1. С. 72-80.
- Желтов Михаил, диак. Малоазийское богослужение начала VII в. по данным Жития прп. Феодора Сикеота// Житие преподобного Отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/ Перевод с греч., предисл. и комм. Д. Е. Афиногенова. М., 2005. С. 173—183.
- Желтов Михаил, диак. Две византийские молитвы на перенесение св. мощей // Богословские труды. М., 2005. Сб. 40. С. 122—127.
- Бернацкий М. М., Желтов Михаил, диак. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2005. Вып. 14. C. 23-53.
- Желтов Михаил, диак. Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2005. Вып. 14. С. 147—157.
- Желтов М. С. Чин венчания и таинство Евхаристии: Взаимоотношение последований// Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2005. С. 156—165.
- Желтов Михаил, диак. Церковное благословение повторных браков // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. Вып. 8. С. 72-79.
- Желтов М. С. Две византийские молитвы на перенесение святых мощей // Богословские труды. М., 2005. № 40. C. 122—127.
- Желтов Михаил, диак. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М., 2006. С. 304—317.
- Желтов Михаил, диак. Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г.// Вестник церковной истории. М., 2006. № 2. С. 235—239.
- Гайдуков Н. Е., Желтов Михаил, диак. Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев; Судак, 2006. Т. 2. С. 76-85.
- Желтов Михаил, диак. Реликвии в византийских чинопоследованиях // Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. С. 67-108.
- Желтов Михаил, диак. Чин Тайной вечери в представлениях современных литургистов // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2005 г. М., 2006. Т. 1. С. 66-74.
- Zheltov M. Byzantine Ecclesiastical Marriage: A history of the rite // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies / Ed. by F. K. Haarer and E. Jeffreys. Aldershot, 2006. Vol. 3: Abstracts of communications. P. 238—240.
- Желтов Михаил, диак. Предисловие к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 2: Византийская литургия. Анафора. М., 2006. С. V-L.
- Желтов Михаил, диак. Комментарии к книге: Освящение храма. Сборник / Издательство Московской Патриархии. М., 2006. С. 343—413.
- Желтов Михаил, диак. Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина // Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006. С. 501—510.
- Флоря Б. Н., Желтов Михаил, диак. Донесение юрьевского воеводы князя И. А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) // Вестник церковной истории. М., 2007. № 1 (5). С. 249—255.
- Желтов Михаил, диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI—XIV вв.) славянских Служебниках// Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272—359.
- Желтов Михаил, диак. Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви// Эсхатологическое учение Церкви: Материалы. М., 2007. С. 388—403.
- Желтов Михаил, диак. Вступление в брак: библейское осмысление и церковное чинопоследование// Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007. С. 198—206.
- Zheltov M. The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An Underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century// Vigiliae Christianae. Leiden, 2008. Vol. 62. P. 467—504.
- Желтов М. С., свящ. Молитвы во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII—XIV в.// Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. N 35. P. 75-92.
- Zheltov M. Unity of Nature of Mankind: Theological Aspects and Scientific Insights // Faith and Philosophy. Charlottesville , 2009. Vol. 26: 5 . P. 571—575.
- Желтов М., диак. Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных Таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13-16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1. С. 124—133.
- Желтов М., диак. Обзор истории чинов благословения брака в православной традиции// Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13-16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 3. С. 109—126.
- Желтов М. С. Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. N 37. С. 41-42.
- Zheltov M. The Sanctus and the First Epiclesis in the Anaphoras of the Egyptian Type // Studia Patristica. Leiden, 2010. Vol. XLV. P. 105—113.
- Zheltov M. A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) // TOXOTHC: Studi per Stefano Parenti / D. Galadza, N. Glibetić, G. Radle, eds. Grottaferrata, 2010. (Analekta Kryptoferres; 9). P. 345—359.
- Желтов Михаил, свящ. Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии// Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире/ А. В. Бугаевский, сост. и общ. ред. М., 2010. С. 208—221.
- Желтов М. С. Чины обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Palaeobulgarica. София, 2010. N 1. С. 25-43.
- Zheltov M. The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying/ Maxwell E. Johnson, ed. Collegeville (MN), 2010. P. 263—306.
- Желтов М. С. Последование заупокойной панихиды в древнерусских Служебниках XIV в.// Смъртта и погребението в юдео-християнската литература. София, 2011. (= Studia mediaevalia Slavica et Byzantina. Т. 1). С. 220—231.
- Zheltov M. The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13-14 cc.) // Journal of Eastern Christian Studies. Leuven, 2012. Vol. 12. P. 293—309.
- Желтов Михаил, свящ. Чины вечерни и утрени в древнерусских Служебниках студийской эпохи // Богословские труды. М., 2012. Вып. 43-44. С. 443—470.
- Желтов Михаил, свящ. Предисловие к книге: Борнер Р. Византийские толкования VII—XV веков на Божественную литургию/ Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2013 .
- Желтов Михаил, свящ. Греческие рукописи Божественной Литургии апостола Марка // Сретенский сборник. М., 2013. Вып. 4. С. 123—150.
- Zheltov M. The Byzantine Manuscripts of the Liturgy of Mark in the Sinai New Finds // ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge… für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Wien, 2014. S. 801—808.
- Желтов Михаил, свящ. Литургическая традиция запада Византии в древнейших русских Служебниках// Кирилометодиевската традициjа и македонско-руските духовни и културни врски»: Зборник на трудови од Меѓународниот научен собир / И. Велев и др., ред. Скопье, 2014. С. 249—254.
- Желтов Михаил, свящ. Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи Sinait. NE МГ 93 // Вестник церковной истории. М., 2014. Вып. 33-34. С. 116—126.
- Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души»// Словҍне — Slověne: International Journal of Slavic Studies. М., 2014. № 3:1. 43-71.
- Желтов Михаил, свящ. Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа// Сретенский сборник. М., 2014. Вып. 5. С. 3-41.
Молитва Ефрема Сирина. Православная энциклопедия
Молитва Ефрема Сирина – молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, которое читается за седмичными (то есть будничными) богослужениями Великого поста.
Традиционно считается произведением прп. Ефрема Сирина (ок. 306-373, богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви).
Типикон (т.е. устав) предписывает читать Молитву Ефрема Сирина про себя, в молчании, воздевая руки на каждое из 3 прошений и совершая земной поклон после него.
Богослужение, совершаемое египетскими монахами IV-V вв., состояло из чтения или пения псалмов, перемежавшихся безмолвной молитвой монахов с воздетыми руками, и заканчивалось поклонами.
К этой традиции восходит и образ чтения Молитвы Ефрема Сирина. В практике Русской Православной Церкви эта молитва читается священником вслух в присутствии молящихся, что объясняется недостаточным знанием ее прихожанами; воздеяние рук совершается только священником (или в ряде епархий не совершается вовсе).
В греческих Церквах Молитва Ефрема Сирина также читается вслух, безмолвное чтение практикуется только в монастырях (в том числе на Афоне).
Согласно Иерусалимскому уставу, как в редакциях, принятых в настоящее время в греческой, русской и в других православных Поместных Церквах, так и в редакции, используемой на Руси с кон. XVII в.,- Молитва Ефрема Сирина включает 16 поклонов во все седмичные дни поста, кроме особых.
Однако кафедрально-приходская версия устава, сложившаяся в греческой традиции к XIX в. и окончательно оформившаяся в нач. XX в., предписывает читать Молитву Ефрема Сирина всегда с 3 поклонами. Такое упрощение возникло не сразу.
Так, в XVII в. греки сохраняли 16 поклонов во время Молитвы Ефрема Сирина, но не все были земными: за 3 земными поклонами следовали 12 поясных и земной, тогда как более старая традиция, сохранявшаяся на Руси до сер. XVII в.(и доныне практикуемая у старообрядцев), предписывала совершать 16 земных поклонов.
Вопрос о замене 16 земных поклонов во время Молитвы Ефрема Сирина 3 земными, 12 поясными и земным (как Молитва Ефрема Сирина доныне и совершается в русской, грузинской и других традициях повсеместно, а у греков — в наиболее строгих монастырях) был тесно связан с началом разделений в Русской Церкви, приведших к старообрядческому расколу,- эта замена и предписание о переходе от двуперстия к троеперстию составляли основное содержание «Памяти», разосланной патриархом Никоном Великим постом 1653 г. по московским церквам, с неприятия которой некоторыми клириками и начались нестроения в Русской Церкви.
При этом строгая практика 16 земных поклонов в XVII в. на Руси многими соблюдалась достаточно формально. Составители послениконовской русской редакции Типикона, посвящая Молитве Ефрема Сирина и некоторым другим вопросам главу «О поклонех и молитве церковное законоположение» (Типикон. С. 844-851), где обосновывается введенная патриархом Никоном практика, отмечают, что многие в их время пытались облегчить свой подвиг, преклоняясь во время Молитвы Ефрема Сирина не до земли, а до «скамеец» (следует отметить, что старообрядцы, придерживающиеся строгости в богослужении, избегают использования подобных приспособлений); тем самым введенную патриархом Никоном практику нельзя назвать упрощением, напротив, она подразумевала отказ от формального отношения к уставным предписаниям.
Текст Молитвы Ефрема Сирина состоит из 3 молитвенных воззваний:
1) Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Господи и Владыка жизни моей! не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию).
2) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему).
3) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.)
Эти 3 строки читаются поочередно перед каждым из 3 земных поклонов в начале молитвы, и все вместе — перед заключительным земным поклоном. Текст молитвы использован в русской поэзии — в знаменитом стихотворении А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…».
Промежуточные 12 поклонов в современной русской традиции принято сопровождать словами: Боже, милостив буди мне грешному (в дониконовской практике на эти 12 поклонов читались краткие молитвы: (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго) (дважды), Боже, милостив буди мне грешному, Боже, очисти грехи моя и помилуй мя, Создавый мя, Господи, помилуй, Без числа согреших, Господи, прости мя, после прочтения этих 6 кратких молитв они повторялись); эти слова читаются священником, как правило, лишь вполголоса или совсем тайно.
С тайным чтением Молитвы Ефрема Сирина связано и установление конечного Трисвятого — нескольких заключительных молитвословий, читаемых предстоятелем (т. е. игуменом монастыря, который, согласно уставу, не совершает великопостную службу — это делает чередной иеромонах,- а находится вместе с братией в храме) сразу после Молитвы Ефрема Сирина в том случае, если служба имеет отпуст. Гласное чтение молитвы предстоятелем в конце тайной молитвы братии практиковалось и в традиции древнего египетского монашества; смысл уставного предписания о чтении конечного Трисвятого самим предстоятелем, а не чтецом в том, что предстоятель таким образом дает понять, что время, отведенное для поклонов, закончилось.
Источник: Православная энциклопедия.
Добавить комментарий