Желтов Михаил священник

ЖЕЛТОВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

Священник Михаил Желтов

Михаил Сергеевич Желтов (род. 1976), священник, исполняющий обязанности настоятеля Рождественского храма в Митине, преподаватель Московской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Родился 13 февраля 1976 года.

Окончил Физический факультет Московского государственного университета (кафедра Компьютерных методов физики) и Богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ, кафедра Литургики).

С 1997 по 2010 год преподавал литургику в ПСТБИ. С 2000 года — заместитель заведующего кафедрой, с 2004 по 2010 год — заведующий кафедрой Литургического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ).

В 2002-2003 годах также читал курс литургики студентам Философско-богословского факультета Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова, в 2004-2005 годах — спецкурс «Византийская литургия и искусство» студентам Исторического факультета МГУ.

С 2000 по 2009 год возглавлял редакцию Богослужения и литургики ЦНЦ «Православная Энциклопедия» в должности ведущего редактора (в настоящее время — куратор той же редакции).

В 2005 году рукоположен во диакона и определён в храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

Доцент Московской духовной академии. Постоянно преподает в Академии с 2007 года.

В 2008 году рукоположен во священника.

С 2009 года — заведующий кафедрой Церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 2009 году включен в состав Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, в 2014 году включен в состав Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви.

8 марта 2015 года переведен в штат храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине города Москвы .

14 июня 2018 года освобожден от послушания клирика Владимирского храма в Куркине и назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Рождества Христова в Митине г. Москвы .

Автор ряда научных публикаций, кандидат богословия.

Награды

  • патриаршая грамота за труды в «Православной Энциклопедии» (2000)
  • орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2006)
  • медаль преподобной Ефросинии Полоцкой (2007)
  • медаль преподобной Евфросинии Полоцкой за активное участие в работе Синодальной Богословской комиссии (2008, БПЦ)
  • юбилейная медаль «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» (2015)

Сочинения

Статьи в научных журналах и сборниках

  • Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 111–126.
  • У истоков Иерусалимского устава. Часть 1: Завещание прп. Саввы // Богословский сборник. М., 2001.№7. С. 184–192.
  • Богослужение египетского монашества // История египетских монахов. М., 2001. С. 107–116.
  • Греческая литургия IV века в папирусе Barcelon. Papyr. 154b–157b // Богословский сборник. М., 2002.№ 9. С. 240–256.
  • Архиерейский чин Божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином // Богословский сборник. М., 2003.№ 11. С. 207–240.
  • Древние александрийские анафоры // Богословские труды. М., 2003. Сб. 38. С. 269–320.
  • Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати» (Praxis de tributo) святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке) // «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 111–124.
  • Виноградов А. Ю., Гайдуков Н. Е., Желтов М. С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии // Российская Археология. М., 2005.№ 1. С. 72–80.
  • Малоазийское богослужение начала VII в. по данным Жития прп. Феодора Сикеота // Житие преподобного Отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители / Перевод с греч., предисл. и комм. Д. Е. Афиногенова. М., 2005. С. 173–183.
  • Две византийские молитвы на перенесение св. мощей // Богословские труды. М., 2005. Сб. 40. С. 122–127.
  • Бернацкий М. М., Желтов Михаил, диак. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в. // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2005. Вып. 14. C. 23–53.
  • Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в. // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2005. Вып. 14. С. 147–157.
  • Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М., 2006. С. 304–317.
  • Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г. // Вестник церковной истории. М., 2006.№ 2. С. 235–239.
  • Гайдуков Н. Е., Желтов Михаил, диак. Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев; Судак, 2006. Т. 2. С. 76–85.
  • Реликвии в византийских чинопоследованиях // Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. С. 67–108.
  • Флоря Б. Н., Желтов Михаил, диак. Донесение юрьевского воеводы князя И. А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) // Вестник церковной истории. М., 2007.№ 1 (5). С. 249–255.
  • Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV вв.) славянских Служебниках // Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272–359.
  • The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An Underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century // Vigiliae Christianae. Leiden, 2008. Vol. 62. P. 467–504.
  • Молитвы во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII–XIV в. // Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. № 35. P. 75–92.
  • Unity of Nature of Mankind: Theological Aspects and Scientific Insights // Faith and Philosophy. Charlottesville , 2009. Vol. 26: 5 . P. 571–575.
  • The Sanctus and the First Epiclesis in the Anaphoras of the Egyptian Type // Studia Patristica. Leiden, 2010. Vol. XLV. P. 105–113.
  • A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) // TOXOTHC: Studi per Stefano Parenti / D. Galadza, N. Glibetić, G. Radle, eds. Grottaferrata, 2010. (Analekta Kryptoferres; 9). P. 345–359.
  • Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире / А. В. Бугаевский, сост. и общ. ред. М., 2010. С. 208–221.
  • Чины обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Palaeobulgarica. София, 2010. № 1. С. 25–43.
  • The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying / Maxwell E. Johnson, ed. Collegeville (MN), 2010. P. 263–306.
  • Последование заупокойной панихиды в древнерусских Служебниках XIV в. // Смъртта и погребението в юдео-християнската литература. София, 2011. (= Studia mediaevalia Slavica et Byzantina. Т. 1). С. 220–231.
  • The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13–14 cc.) // Journal of Eastern Christian Studies. Leuven, 2012. Vol. 12. P. 293–309.
  • Чины вечерни и утрени в древнерусских Служебниках студийской эпохи // Богословские труды. М., 2012. Вып. 43–44. С. 443–470.
  • Греческие рукописи Божественной Литургии апостола Марка // Сретенский сборник. М., 2013. Вып. 4. С. 123–150.
  • The Byzantine Manuscripts of the Liturgy of Mark in the Sinai New Finds // ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge… für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Wien, 2014. S. 801–808.
  • Литургическая традиция запада Византии в древнейших русских Служебниках // Кирилометодиевската традициjа и македонско-руските духовни и културни врски»: Зборник на трудови од Меѓународниот научен собир / И. Велев и др., ред. Скопье, 2014. С. 249–254.
  • Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи Sinait. NE МГ 93 // Вестник церковной истории. М., 2014. Вып. 33–34. С. 116–126.
  • Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души» // Словҍне — Slověne: International Journal of Slavic Studies. М., 2014. No 3:1. 43–71.
  • Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа // Сретенский сборник. М., 2014. Вып. 5. С. 3–41.

Публикации в сборниках материалов научных конференций

  • Паремии Рождества Христова // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. С. 71–92.
  • Рукописи РНБ. Соф. 1056 и 526 как источники по истории формирования русского Чиновника архиерейского священнослужения // История Церкви в научных традициях XX века: Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. С. 70–71.
  • Особенности анафор египетских литургий // Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 46.
  • Русский архиерейский формуляр литургии и его соотношение с иерейским // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г. М., 2001. С. 117–122.
  • Православное чинопоследование освящения храма в истории // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 88–97.
  • Древние анафоры Александрийской Церкви // Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. М., 2002. С. 123–128.
  • Римский папа — автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами): Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2004. С. 61–63.
  • Чин венчания и таинство Евхаристии — взаимоотношение последований // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2005. С. 156–165.
  • Чин Тайной вечери в представлениях современных литургистов // Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2005 г. М., 2006. Т. 1. С. 66–74.
  • Взгляды на образ преложения Святых Даров в творениях русских богословов XX века: Доклад на XVI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ «Евхаристия Востока и Запада» (Москва, 9–11 октября 2005 г.).
  • Byzantine Ecclesiastical Marriage: A history of the rite // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies / Ed. by F. K. Haarer and E. Jeffreys. Aldershot, 2006. Vol. 3: Abstracts of communications. P. 238–240.
  • Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви // Эсхатологическое учение Церкви: Материалы. М., 2007. С. 388–403
  • Вступление в брак: библейское осмысление и церковное чинопоследование // Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007. С. 198–206.
  • Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1. С. 124–133.
  • Обзор истории чинов благословения брака в православной традиции // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 3. С. 109–126.
  • Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. N 37. С. 41–42.

Рецензии

  • Рецензия на книгу: Roca-Puig R. Anаfora de Barcelona i altres pregаries: Missa del segle IV. Barcelona, 1994 // Христианский Восток. СПб., 2002 . Т. 4. С. 565–586 (совместно с А. Ю. Виноградовым).
  • Рецензия на книгу: Taft R. F. The Precommunion Rites. . Roma, 2000. (серия Orientalia Christiana Analecta; 261) // Византийский Временник. Т. 62. М., 2002. С. 218–223.
  • Рецензия на книгу: Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах / Подготовка текста и публикация А. Г. Кравецкого. М., 2004 // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2005. Вып. 14. С. 191–195.
  • Рецензия на книгу: Daley B. E. Gregory of Nazianzus. London; New York: Routledge, 2006. (The Early Church Fathers; s. n.) // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2007. Вып. 18. С. 162–165.

Статьи в энциклопедиях(в том числе, в соавторстве)

  • «Большая Российская энциклопедия»:
    • Агиасма
    • Агнец
    • Акафист
    • Аллилуиарий
    • Аллилуия
    • Богослужение
    • Великий пост
    • Вечерня
    • Воздвижение Креста Господня
    • Вознесение Господне
    • Всенощное бдение
    • Вход
    • Евхаристия
    • Ектения
    • Пасха
  • «Православная энциклопедия»:
    • Богослужение Русской Церкви X–XX вв.
    • Аароново благословение
    • Агапа
    • Агиасма
    • Агнец
    • Адам: гимнография
    • Аквилейский обряд
    • Акила и Прискилла: гимнография
    • Аксиос
    • Accessus ad altare
    • Алавастр
    • Александрийское богослужение
    • Аллилуиарий
    • Аллилуия
    • Алмазов А. И.
    • Алфавитные стихиры
    • Альба
    • Альфа и Омега
    • Амвон
    • Амикт
    • Аминь
    • Анамнесис
    • Анафора
    • Анна, дочь Фануила
    • Антиминс
    • Антиохийское богослужение
    • Антифон
    • Апостол (книга)
    • Апостолы: гимнография
    • «Апостольские постановления»
    • Армянский обряд
    • Артос
    • Архидиакон
    • Архиерейское богослужение
    • Архимандрит
    • Афон
    • Балдахин
    • Барберини Евхологий
    • Барселонский папирус
    • Белого монастыря Евхологий
    • Библейские песни
    • Благовещение Пресвятой Богородицы
    • Благодарственные молитвы после Причащения
    • Богослужение
    • Брак
    • Варлаама Хутынского Служебник
    • Velatio
    • Великая пятница
    • Великая суббота
    • Великие понедельник, вторник, среда
    • Великий пост
    • Великий четверг
    • Великое славословие
    • Венчание брака
    • Вечерня
    • Вечеря
    • Вима
    • Водоосвящение
    • Воздвижение Креста Господня
    • Воздýх
    • Воскомастих
    • Воскресенье
    • Вседневные антифоны
    • Всенощное бдение
    • Встреча архиерея
    • Второбрачие
    • Вход
    • Вход Господень в Иерусалим
    • Входные молитвы
    • Входный стих
    • Георгия Мтацминдели Типикон
    • Гимнография
    • Главопреклонная молитва
    • свт. Григорий, еп. Акрагантийский: гимнография
    • свт. Григорий I Великий
    • свт. Григорий Богослов
    • прп. Григорий Декаполит: гимнография
    • свт. Григорий Палама: гимнография
    • прп. Григорий Синаит
    • «Да исполнятся уста наша»
    • Дейр-Балайзы папирус
    • Диакон
    • Диаконикон
    • Диаконисса
    • Диалоги литургические
    • Дикирий
    • Догматик
    • Духов день
    • Евергетидский Типикон
    • Евхаристия
    • Евхологий
    • Ектения
    • Епископ
    • Жертва
    • Залог
    • Иеромнимон
    • Интронизация
    • Institutio
    • Канон
    • Карабинов И. А.
    • Катавасия
    • Кирилл Иерусалимский

  • Обзор истории православного чинопоследования освящения храма // Московские епархиальные ведомости. М., 2001.№ 11–12. С. 70–76.
  • Брак и Евхаристия: История православного чина венчания // Журнал Московской Патриархии. М., 2004. Вып. 11. С. 44–53.
  • Церковное благословение повторных браков // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. Вып. 8. С. 72–79.
  • Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы // Патриархия.ru. 12.09.2005. .
  • Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника // Патриархия.ru. 11.03.2006. .
  • Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина // Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006. С. 501–510.
  • Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка // Патриархия.ru. 06.04.2007. .
  • Общая композиция служб Страстной седмицы // Богослов.ru. 15.04.2009. .
  • Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног // Богослов.ru. 15.04.2009. .
  • Каноны Великой субботы // Богослов.ru. 17.04.2009. .
  • Пасхальное бдение: Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени// Богослов.ru. 23.04.2009. .
  • Пятидесятница — ключевое событие в истории человечества// Татьянин день. 22.05.2010. .
  • Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // Богослов.ru. 17.08.2011. .
  • Греческие песнопения праздника Рождества Христова // Богослов.ru. 07.01.2012. .
  • Происхождение Последования ко Святому Причащению // Православие.ru. 15.09.2013. .
  • Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления // Православие.ru. 18.01.2015. .

Предисловия и комментарии

  • Послесловие к книге: Крещальная литургия / Издательство ПСТГУ. М., 2002.
  • Введение к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. С. XXIII–XLVI.
  • Предисловие к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 2: Византийская литургия. Анафора. М., 2006. С. V–L.
  • Комментарии к книге: Освящение храма. Сборник / Издательство Московской Патриархии. М., 2006. С. 343–413.
  • Предисловие к книге: Борнер Р. Византийские толкования VII–XV веков на Божественную литургию / Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2015.

Редактура

  • Арранц М. Евхаристия Востока и Запада / Издательство ПСТГУ. М., 1999.
  • Арранц М. «Око церковное»: переработка опыта ЛДА 1978 г. «История Типикона» / Издательство ПСТГУ. М., 1999.
  • Православная энциклопедия. Т. 1–19. М., 2000–2009.
  • Материалы кафедры Литургического богословия. (= «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие». Вып. I: 14. М., 2005).
  • Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007.
  • Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1–3.
  • Борнер Р. Византийские толкования VII–XV веков на Божественную литургию / Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2011.
  • Крещальная литургия / Издательство ПСТГУ. М., 2011.

Использованные материалы

  • Биография на портале Богослов. Ru:

«Указ №У-02/29 от 8 марта 2015 года», официальный сайт Московской (городской) епархии, 11 марта 2015, —

«Указ №У-02/117 от 14 июня 2018 года», официальный сайт Московской (городской) епархии, 14 июня 2018, —

Желтов, Михаил Сергеевич

  • Желтов М. С. Паремии Рождества Христова // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. С. 71-92.
  • Желтов М. С. Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века // Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира. М., 2000. С. 111—126.
  • Желтов М. С. Рукописи РНБ. Соф. 1056 и 526 как источники по истории формирования русского Чиновника архиерейского священнослужения // История Церкви в научных традициях XX века: Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. С. 70-71.
  • Желтов М. С. Особенности анафор египетских литургий // Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 46.
  • Желтов М. С. У истоков Иерусалимского устава. Часть 1: Завещание прп. Саввы // Богословский сборник. М., 2001. № 7. С. 184—192.
  • Желтов М. С. Богослужение египетского монашества // История египетских монахов. М., 2001. С. 107—116.
  • Желтов М. С. Русский архиерейский формуляр литургии и его соотношение с иерейским // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г. М., 2001. С. 117—122.
  • Желтов М. С. Православное чинопоследование освящения храма в истории // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 88-97.
  • Желтов М. С. Обзор истории православного чинопоследования освящения храма // Московские епархиальные ведомости. М., 2001. № 11-12. С. 70-76.
  • Желтов М. С. Греческая литургия IV века в папирусе Barcelon. Papyr. 154b-157b // Богословский сборник. М., 2002. № 9. С. 240—256.
  • Желтов М. С. Древние анафоры Александрийской Церкви // Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. М., 2002. С. 123—128.
  • Желтов М. С. Архиерейский чин Божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином // Богословский сборник. М., 2003. № 11. С. 207—240.
  • Желтов М. С. Древние александрийские анафоры // Богословские труды. М., 2003. Сб. 38. С. 269—320.
  • Желтов М. С. Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати» (Praxis de tributo) святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке) // «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 111—124.
  • Желтов М. С. Римский Папа — автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров// Византия и Запад (950-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами): Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2004. С. 61-63.
  • Желтов М. С. Введение к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. С. XXIII-XLVI.
  • Желтов М. С. Брак и Евхаристия: История православного чина венчания // Журнал Московской Патриархии. М., 2004. Вып. 11. С. 44-53.
  • Виноградов А. Ю., Гайдуков Н. Е., Желтов М. С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии // Российская Археология. М., 2005. № 1. С. 72-80.
  • Желтов Михаил, диак. Малоазийское богослужение начала VII в. по данным Жития прп. Феодора Сикеота// Житие преподобного Отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/ Перевод с греч., предисл. и комм. Д. Е. Афиногенова. М., 2005. С. 173—183.
  • Желтов Михаил, диак. Две византийские молитвы на перенесение св. мощей // Богословские труды. М., 2005. Сб. 40. С. 122—127.
  • Бернацкий М. М., Желтов Михаил, диак. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2005. Вып. 14. C. 23-53.
  • Желтов Михаил, диак. Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия . М., 2005. Вып. 14. С. 147—157.
  • Желтов М. С. Чин венчания и таинство Евхаристии: Взаимоотношение последований// Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2005. С. 156—165.
  • Желтов Михаил, диак. Церковное благословение повторных браков // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. Вып. 8. С. 72-79.
  • Желтов М. С. Две византийские молитвы на перенесение святых мощей // Богословские труды. М., 2005. № 40. C. 122—127.
  • Желтов Михаил, диак. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М., 2006. С. 304—317.
  • Желтов Михаил, диак. Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г.// Вестник церковной истории. М., 2006. № 2. С. 235—239.
  • Гайдуков Н. Е., Желтов Михаил, диак. Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев; Судак, 2006. Т. 2. С. 76-85.
  • Желтов Михаил, диак. Реликвии в византийских чинопоследованиях // Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. С. 67-108.
  • Желтов Михаил, диак. Чин Тайной вечери в представлениях современных литургистов // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2005 г. М., 2006. Т. 1. С. 66-74.
  • Zheltov M. Byzantine Ecclesiastical Marriage: A history of the rite // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies / Ed. by F. K. Haarer and E. Jeffreys. Aldershot, 2006. Vol. 3: Abstracts of communications. P. 238—240.
  • Желтов Михаил, диак. Предисловие к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 2: Византийская литургия. Анафора. М., 2006. С. V-L.
  • Желтов Михаил, диак. Комментарии к книге: Освящение храма. Сборник / Издательство Московской Патриархии. М., 2006. С. 343—413.
  • Желтов Михаил, диак. Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина // Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006. С. 501—510.
  • Флоря Б. Н., Желтов Михаил, диак. Донесение юрьевского воеводы князя И. А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) // Вестник церковной истории. М., 2007. № 1 (5). С. 249—255.
  • Желтов Михаил, диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI—XIV вв.) славянских Служебниках// Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272—359.
  • Желтов Михаил, диак. Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви// Эсхатологическое учение Церкви: Материалы. М., 2007. С. 388—403.
  • Желтов Михаил, диак. Вступление в брак: библейское осмысление и церковное чинопоследование// Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007. С. 198—206.
  • Zheltov M. The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An Underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century// Vigiliae Christianae. Leiden, 2008. Vol. 62. P. 467—504.
  • Желтов М. С., свящ. Молитвы во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII—XIV в.// Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. N 35. P. 75-92.
  • Zheltov M. Unity of Nature of Mankind: Theological Aspects and Scientific Insights // Faith and Philosophy. Charlottesville , 2009. Vol. 26: 5 . P. 571—575.
  • Желтов М., диак. Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных Таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13-16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1. С. 124—133.
  • Желтов М., диак. Обзор истории чинов благословения брака в православной традиции// Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13-16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 3. С. 109—126.
  • Желтов М. С. Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. N 37. С. 41-42.
  • Zheltov M. The Sanctus and the First Epiclesis in the Anaphoras of the Egyptian Type // Studia Patristica. Leiden, 2010. Vol. XLV. P. 105—113.
  • Zheltov M. A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) // TOXOTHC: Studi per Stefano Parenti / D. Galadza, N. Glibetić, G. Radle, eds. Grottaferrata, 2010. (Analekta Kryptoferres; 9). P. 345—359.
  • Желтов Михаил, свящ. Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии// Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире/ А. В. Бугаевский, сост. и общ. ред. М., 2010. С. 208—221.
  • Желтов М. С. Чины обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Palaeobulgarica. София, 2010. N 1. С. 25-43.
  • Zheltov M. The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying/ Maxwell E. Johnson, ed. Collegeville (MN), 2010. P. 263—306.
  • Желтов М. С. Последование заупокойной панихиды в древнерусских Служебниках XIV в.// Смъртта и погребението в юдео-християнската литература. София, 2011. (= Studia mediaevalia Slavica et Byzantina. Т. 1). С. 220—231.
  • Zheltov M. The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13-14 cc.) // Journal of Eastern Christian Studies. Leuven, 2012. Vol. 12. P. 293—309.
  • Желтов Михаил, свящ. Чины вечерни и утрени в древнерусских Служебниках студийской эпохи // Богословские труды. М., 2012. Вып. 43-44. С. 443—470.
  • Желтов Михаил, свящ. Предисловие к книге: Борнер Р. Византийские толкования VII—XV веков на Божественную литургию/ Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2013 .
  • Желтов Михаил, свящ. Греческие рукописи Божественной Литургии апостола Марка // Сретенский сборник. М., 2013. Вып. 4. С. 123—150.
  • Zheltov M. The Byzantine Manuscripts of the Liturgy of Mark in the Sinai New Finds // ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge… für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Wien, 2014. S. 801—808.
  • Желтов Михаил, свящ. Литургическая традиция запада Византии в древнейших русских Служебниках// Кирилометодиевската традициjа и македонско-руските духовни и културни врски»: Зборник на трудови од Меѓународниот научен собир / И. Велев и др., ред. Скопье, 2014. С. 249—254.
  • Желтов Михаил, свящ. Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи Sinait. NE МГ 93 // Вестник церковной истории. М., 2014. Вып. 33-34. С. 116—126.
  • Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души»// Словҍне — Slověne: International Journal of Slavic Studies. М., 2014. № 3:1. 43-71.
  • Желтов Михаил, свящ. Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа// Сретенский сборник. М., 2014. Вып. 5. С. 3-41.

Молитва Ефрема Сирина. Православная энциклопедия

Молитва Ефрема Сирина – молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, которое читается за седмичными (то есть будничными) богослужениями Великого поста.

Традиционно считается произведением прп. Ефрема Сирина (ок. 306-373, богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви).

Типикон (т.е. устав) предписывает читать Молитву Ефрема Сирина про себя, в молчании, воздевая руки на каждое из 3 прошений и совершая земной поклон после него.

Богослужение, совершаемое египетскими монахами IV-V вв., состояло из чтения или пения псалмов, перемежавшихся безмолвной молитвой монахов с воздетыми руками, и заканчивалось поклонами.

К этой традиции восходит и образ чтения Молитвы Ефрема Сирина. В практике Русской Православной Церкви эта молитва читается священником вслух в присутствии молящихся, что объясняется недостаточным знанием ее прихожанами; воздеяние рук совершается только священником (или в ряде епархий не совершается вовсе).

В греческих Церквах Молитва Ефрема Сирина также читается вслух, безмолвное чтение практикуется только в монастырях (в том числе на Афоне).

Согласно Иерусалимскому уставу, как в редакциях, принятых в настоящее время в греческой, русской и в других православных Поместных Церквах, так и в редакции, используемой на Руси с кон. XVII в.,- Молитва Ефрема Сирина включает 16 поклонов во все седмичные дни поста, кроме особых.

Однако кафедрально-приходская версия устава, сложившаяся в греческой традиции к XIX в. и окончательно оформившаяся в нач. XX в., предписывает читать Молитву Ефрема Сирина всегда с 3 поклонами. Такое упрощение возникло не сразу.

Так, в XVII в. греки сохраняли 16 поклонов во время Молитвы Ефрема Сирина, но не все были земными: за 3 земными поклонами следовали 12 поясных и земной, тогда как более старая традиция, сохранявшаяся на Руси до сер. XVII в.(и доныне практикуемая у старообрядцев), предписывала совершать 16 земных поклонов.

Вопрос о замене 16 земных поклонов во время Молитвы Ефрема Сирина 3 земными, 12 поясными и земным (как Молитва Ефрема Сирина доныне и совершается в русской, грузинской и других традициях повсеместно, а у греков — в наиболее строгих монастырях) был тесно связан с началом разделений в Русской Церкви, приведших к старообрядческому расколу,- эта замена и предписание о переходе от двуперстия к троеперстию составляли основное содержание «Памяти», разосланной патриархом Никоном Великим постом 1653 г. по московским церквам, с неприятия которой некоторыми клириками и начались нестроения в Русской Церкви.

При этом строгая практика 16 земных поклонов в XVII в. на Руси многими соблюдалась достаточно формально. Составители послениконовской русской редакции Типикона, посвящая Молитве Ефрема Сирина и некоторым другим вопросам главу «О поклонех и молитве церковное законоположение» (Типикон. С. 844-851), где обосновывается введенная патриархом Никоном практика, отмечают, что многие в их время пытались облегчить свой подвиг, преклоняясь во время Молитвы Ефрема Сирина не до земли, а до «скамеец» (следует отметить, что старообрядцы, придерживающиеся строгости в богослужении, избегают использования подобных приспособлений); тем самым введенную патриархом Никоном практику нельзя назвать упрощением, напротив, она подразумевала отказ от формального отношения к уставным предписаниям.

Текст Молитвы Ефрема Сирина состоит из 3 молитвенных воззваний:

1) Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Господи и Владыка жизни моей! не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию).

2) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему).

3) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.)

Эти 3 строки читаются поочередно перед каждым из 3 земных поклонов в начале молитвы, и все вместе — перед заключительным земным поклоном. Текст молитвы использован в русской поэзии — в знаменитом стихотворении А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны…».

Промежуточные 12 поклонов в современной русской традиции принято сопровождать словами: Боже, милостив буди мне грешному (в дониконовской практике на эти 12 поклонов читались краткие молитвы: (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго) (дважды), Боже, милостив буди мне грешному, Боже, очисти грехи моя и помилуй мя, Создавый мя, Господи, помилуй, Без числа согреших, Господи, прости мя, после прочтения этих 6 кратких молитв они повторялись); эти слова читаются священником, как правило, лишь вполголоса или совсем тайно.

С тайным чтением Молитвы Ефрема Сирина связано и установление конечного Трисвятого — нескольких заключительных молитвословий, читаемых предстоятелем (т. е. игуменом монастыря, который, согласно уставу, не совершает великопостную службу — это делает чередной иеромонах,- а находится вместе с братией в храме) сразу после Молитвы Ефрема Сирина в том случае, если служба имеет отпуст. Гласное чтение молитвы предстоятелем в конце тайной молитвы братии практиковалось и в традиции древнего египетского монашества; смысл уставного предписания о чтении конечного Трисвятого самим предстоятелем, а не чтецом в том, что предстоятель таким образом дает понять, что время, отведенное для поклонов, закончилось.

Источник: Православная энциклопедия.