Албания вера религия

Что за народ албанцы: история, культура, традиции, религия

  • 24 Ноября, 2018
  • Направления
  • Алекса Локтионова

В мире примерно 2000 национальностей и более 100 вероисповеданий. Помимо прочего, важной отличительной чертой каждого является менталитет. Познакомиться хотя бы с некоторыми из них – это важно. Ведь только так можно иметь представление о том, как живет и чем в буквальном смысле дышит другой народ. Наконец, это просто интересно.

Сегодня мы поговорим о том, что за народ албанцы. Это интересно еще и потому, что говорят о них достаточно редко. Исправим такую печальную несправедливость, представив вам полноценную информацию о государстве и религии, а также о культуре, традициях, происхождении, языке и многом другом.

Что за народ албанцы?

Их можно назвать уникальными. Впрочем, как и любой другой народ. Ведь каждый имеет свои особенности, даже странности. Например, у албанцев положительный кивок головой означает отрицание. А если вы откажетесь выпить с ними кофе, то очень сильно обидите их. Ведь для албанцев это очень важно. Для них выпить кофе – целый ритуал и добрая традиция.

Что за народ албанцы? Это добрые, отзывчивые и общительные люди, которые выделяются многогранной бытовой культурой. В этногенезе до сих пор кроется много тайн, недомолвок, а также активно ведутся споры относительно происхождения народа. Поэтому еще более удивительным кажется тот факт, что им удалось накопить столь необычные, интересные и разнообразные традиции, касающиеся народных костюмов, обустройства жилья, кухни, архитектуры и, конечно, процесса бракосочетания и семьи в целом. Эти все мелочи как нельзя лучше отражают, что за народ албанцы.

Об Албании

Государство располагается в западной части Балканского полуострова. Площадь Албании сравнительно маленькая. Она составляет 28 748 км². Для сравнения: это почти в 600 тыс. раз меньше, чем площадь России.

Столица Албании – Тирана. Также к крупнейшим городам относятся Дуррес, Влера, Эльбасан и Шкодер. Всего в государстве образовано 12 областей. Население Албании – 2 876 591 человек.

Считается, что оригинальное название – Shqipëria – происходит от слова shqip, которое переводится как «излагать мысль». Однако славист А. М. Селищев находит и другое объяснение. Он утверждает, что название государства происходит от слова shqe – «славяне» и является следствием славянской колонизации Балкан в VI-VII вв.

С 2009 года Албания является членом НАТО.

Население разговаривает на албанском языке. Далее мы подробно познакомимся с этой страной, людьми, узнаем о религии, традициях, истории и многом другом.

Исторические сведения

Эта информация как нельзя лучше позволит понять происхождение албанцев. Поэтому с исторических сведений мы и начнем.

Еще во времена неолита территорию заселяли пеласги. Они считаются древнейшим населением Албании. Следы иллирийских племен датируются в источниках вторым тысячелетием до нашей эры. Они жили здесь самоуправляемыми общинами вплоть до VI века.

В южной части государства некогда были образованы греческие поселения, которые также внесли свою лепту в албанскую культуру. Первые государственные формирования были образованы в IV-III вв. до н. э. иллирийскими племенами.

В период с 229-го по 9 г. до н. э. происходила борьба между иллирийскими пиратами и Римской империей. Когда император Тиберий окончательно разбил их, он создал на этом месте область – Иллирию. А уже в I в. н. э. сюда стало постепенно проникать христианство.

Когда Римская империя пала, Иллирия подвергалась нашествию варваров, а именно аваров, гуннов и славян. Они переселялись сюда с востока. В IX-X вв. некоторые части современной Албании, где ранее располагалась византийская фема Диррахий, были захвачены Болгарским царством. Но в 998-1019 гг. оно само оказалось в подчинении Византии.

В 1050 г. северная часть современного государства входит в состав Сербского княжества. В 1180 г. сербы захватили Шкодер, а в 1200-м восточную часть страны покорили болгары. Начиная с 1204 г. в Албании постоянно шли войны, в ходе которых нескончаемое менялась власть: венецианцы, Сербское и Неаполитанское королевство, Эпирское царство.

В период с 1336 по 1355 г. вся территория Албании перешла во власть Сербского королевства под управлением Стефана Душана. В 1381 г. это же попыталась сделать Османская империя. Собственно, и сделала. Под ее властью территория Албании находилась на протяжении пяти столетий. Однако албанцы героически сражались против введения турецких традиций методом периодического проведения народных восстаний.

Султан был свержен в 1908 г. Восстания продолжали проводиться населением, так как албанцы задались целью получить автономию для своего государства. В 1912 году они захватили Эльбасан, Дибру, Пермети и Скопье. Вскоре было объявлено перемирие, в ходе которого албанский народ получил определенную автономию, но закреплена она так и не была. Только в 1912-1913 гг. Великобритания, Италия, Германия, Россия, Австро-Венгрия и Франция признали сначала автономию, а затем и независимость Албании от Турции.

В 1939 году Албания была оккупирована Италией, но в 1941-м создала единую структуру, миссией которой стало ведение освободительной борьбы. А к 1944 г. в качестве временного правительства на данной территории был избран Антифашистский национально-освободительный комитет и введено всеобщее избирательное право. Возглавляемый коммунистами демократический фронт получил 97,7 % голосов – парламентские выборы состоялись в 1945 году. Так, постепенно власть сосредоточилась вокруг Энвера Ходжи. Он был крайне жесток по отношению к своим политическим соперникам.

До 1956 г. Албания с СССР в тандеме действовали в противовес Югославии. Но после XX съезда КПСС было принято решение о политической изоляции. СССР поддерживали отношения только с Румынией и КНР.

В 1968 г. Албания вышла из Варшавского договора из-за своего протеста против советской интервенции в Чехословакию. Таким образом, государство в течение определенного времени находилось в состоянии ожидания войны. Это поспособствовало запрету религии и ношению бороды. Как следствие, в 1967 году Албания была названа атеистическим государством.

В 1985 г. умер Энвер Ходжи, а на его место пришел новый лидер – Рамиз Алия. Свою деятельность он начал с экономических реформ и резкого расширения отношений с другими странами. Коммунистический режим в стране падал в период с 1990-го по 1992 г. У власти попеременно сменялись Социалистическая и Демократические партии.

Население Албании

По статистике, 57 % жителей государства исповедуют ислам. Еще 6,75 % – христианство. Католиков здесь примерно 10,03 %. Отсюда видно, какую религию исповедуют албанцы: большая их часть — мусульмане.

Около миллиона местных жителей уезжают работать за границу, поэтому основным источником доходов являются именно те средства, которые были переведены из другой страны. В Албании сохраняется высокий уровень эмиграции.

Что касается этнического состава:

  1. Албанцы – 95 %.
  2. Греки – 3 %.
  3. Другие – 2 %. Среди них — цыгане, румыны, македонцы, сербы и др.

Также до 1990 года здесь существовала еврейская диаспора. Она прекратила свое существование по той причине, что последние 11 человек отбыли на родину – в Израиль.

Этногенез

Это достаточно сложная тема, которой посвящено огромное количество литературы, но которая не перестает вызывать массу споров среди ученых по сей день. Этногенез албанцев – истинная проблема. Местные ученые подходят к изучению данного вопроса комплексно, а именно учитывают все данные смежных наук, включая языкознание, культуру, историю, археологию и пр. Между тем специалисты привязывают эти данные к территории, на которой проживают албанцы. Географически данная область находится там, где в свое время обитали южные иллирийские племена.

Определенную роль в данном вопросе играют находки, которые удалось обнаружить в Комане, в долине реки Дрин. Это различные металлические украшения одежды, очень похожие на те, которыми сегодня украшены традиционные костюмы албанцев. Утверждение о том, что имеет место переход от иллирийской культуры в албанский этнос, имеет право на существование. Эти украшения не идентичны ни римскому, ни византийскому стилю. Поэтому сложилось именно такое мнение.

Многочисленные археологические раскопки и многие другие сведения, полученные в ходе других мероприятий, дают возможность судить о том, что предки албанцев – это иллирийские племена. У них, в свою очередь, были собственные традиции, касающиеся всех аспектов, начиная со способа погребения и заканчивая стилем одежды. С одной стороны, это позволяет утверждать, что албанская культура не входит в список более обширных мировых традиций. С другой стороны, она является уникальной, подчеркивается преемственность именно на территории современного ареала.

Справедливости ради следует отметить, что существует и фракийская теория. Она связана с албанским языком. Однако здесь есть свои нюансы. Учитывая, что наиболее основательно вопрос этногенеза прорабатывается путем изучения материалов языкознания, исследователи определяют его значительное сходство как с элементами иллирийского, так и фракийского языка. Но сделать это достаточно сложно ввиду отсутствия достаточного количества документированных источников.

Сегодня ученые утверждают о значительном влиянии на культуру, язык и традиции современных албанцев иллирийских племен. Они говорят, что спор относительно причастия к ним фракийских племен нецелесообразен. Безусловно, они сыграли определенную роль в становлении их языка, но не более того. Следовательно, решающими их назвать нельзя.

Этнографические группы

Албанцев можно разделить на две основные подгруппы. Они образованы в связи с тем, что этот народ разделяется по языку и обычаям.

  1. Геги – северные албанцы. Они проживают в Косово, Северной Албании, Македонии, Черногории. Это преимущественно мусульмане и католики. У этого народа до сих пор сохранена своеобразная традиция деления на фисы – племенные объединения.
  2. Тоски – южные албанцы. Они населяют Грецию, Южную и Центральную Албанию. Среди них — преимущественно мусульмане и православные.

В ходе политических событий на Балканах из албанского этноса выделились две крупные субэтнические группы, которые сегодня являются самостоятельными и слабо связаны с исторической родиной. Это арнауты – православные албанцы республики Греция и арбеши – албанцы-католики, проживающие на территории Сицилии и Южной Италии.

Учитывая всю полученную информацию, можно ответить на интересующий многих вопрос о том, славяне албанцы или нет. Их этногенез, конечно, запутан. Но не настолько, чтобы не понимать, что к славянам они не имеют отношения.

Традиции и обычаи

В албанском языке есть такая интересная особенность: многие имена и названия произносятся по-разному, что зависит от контекста. Из-за такой особенности часто даже профессиональные переводчики допускают ошибки.

Как уже говорилось, албанцы в знак отрицания кивают так, как мы соглашаемся. Однако в столице Албании и других крупных городах такой жест уже практически не используется. Видеть его можно лишь в поселках. Также в провинциальных районах еще пользуется популярностью вежливая форма обращения «шоку», что означает «товарищ». А в крупных городах сейчас говорят «зоти» или «зонья» – господин и госпожа соответственно.

Когда албанцы ходят в гости друг к другу, они обязательно берут какой-нибудь маленький подарочек – символический знак внимания. При этом сторона, принимающая его, не смотрит на то, дешевый ли он или дорогой – это неважно.

Принимать гостей – это тоже талант. Считается, что чем больше их, тем лучше, тем выше положение хозяина дома в обществе. Албанцы вообще очень любят собираться и вести беседы на самые разные темы. Например, для них нормальным явлением считается подсесть к другому человеку в кафе и просто поболтать.

Этот народ очень любит пить кофе. Для них это целая культура. Албанцы пьют кофе всегда и везде, была бы только возможность. Они подают его в день сватовства и других важных семейных событий, а также «отмечают» им совершение сделки.

В Албании широко распространены хорошие манеры. Это вежливый и добропорядочный народ, который всегда стремится помогать другим людям.

Наиболее часто можно встретить маленькие семьи. Большие тоже есть, но их значительно меньше. Глава дома – самый старший мужчина в семье. Поэтому он распоряжается и имуществом, и хозяйством.

Раньше жена была как бы собственностью мужа. То есть она находилась в полном его подчинении. Часто детей на усмотрение отца обручали еще в раннем возрасте. Ребенок тоже был своего рода собственностью отца. Например, если вдова выходила замуж второй раз, ее дети оставались в семье умершего супруга.

Сейчас все иначе. На это повлияло нововведение в Конституцию, которое приравняло женщин к мужчинам. То есть они теперь на равных. Да и дети, если они посчитают нужным, могут расторгнуть обручение, произведенное в раннем детстве.

Очень сложно в Албании с браками между представителями разных вероисповеданий. Они есть, но таких очень мало, так как с этим борется общество с устоявшимися обычаями. Причина в большей степени в том, что сами по себе брачные обычаи очень сложны и в полной мере зависят от социальной принадлежности, обычаев и местных традиций, вероисповедания и пр. Интересно, что обычай запрещает молодоженам обращаться друг к другу по имени, по крайней мере, в первый год и в присутствии посторонних. Молодая жена должна быть покорной, услужливой и выполнять все прихоти старших членов семьи и, конечно, супруга.

Касаются албанские традиции и материнства. Например, роженицу и новорожденного тщательно оберегали от посторонних глаз, а на третий день после рождения малыша устраивали праздник. Выбор имени был очень сложным процессом, в котором принимали участие все родственники. Однако в последнее время принимает решение кум.

Культура

В значительной степени повлияло на ее становление и развитие географическое положение, а также государства, которым в разные времена принадлежала территория современной Албании. В стране сегодня существует огромное количество исторических, культурных, архитектурных и других памятников, а также учреждений, которые способны поведать обо всем, что связано со страной. Например, обычаи и традиции зоны Шкодры очень схожи с итальянскими, юго-восточная часть гордится славянскими и французскими элементами, а на юге преобладают греческие культурные особенности.

Кухня Албании

Она является разнообразной и уникальной. И это тоже благодаря богатой истории Албании. Национальная кухня особенна тем, что была рождена на стыке восточной и западной культуры. Для приготовления блюд используются экологически чистые продукты. Кстати, здесь они стоят очень дешево.

Кухня этого государства состоит из разнообразных блюд. Например, запеченная рыба, бюрек, таве коси, традиционный рис и т. д. К традиционным блюдам Албании относятся:

  • сарма – голубцы с помидорами черри, пряными травами и лимоном;
  • чомлек – нежная говядина, тушеная с луком, черносливом и морковью;
  • таве-коси – сладкая запеченная или тушенная в йогурте баранина;
  • гювеч – говядина или баранина, тушенная с картошкой, стручковым горохом и перцем;
  • фэргаса-тирана – блюдо из жареного мяса, яиц, печени и помидоров.

Албания также славится винами и коньяком «Скандербег» собственного производства. Они обладают уникальным ароматом и являются очень вкусными. Не менее популярна ракия – традиционный албанский напиток.

Праздники и мероприятия

Новый год, Рождество Христово и День труда в Албании празднуются, как и в России, 1, 7 января и 1 мая соответственно. А 11 января они отмечают День республики. На 29 ноября приходится День освобождения Албании, а 10 декабря – День Алехандро.

Разумеется, каждый из этих праздников сопровождается различными мероприятиями. Особенно важен для местных жителей День независимости Албании. А 5 и 6 декабря, когда празднуют День святого Николая, принято держать пост. Целый день албанцы голодают, а поздней ночью подают на стол целого жареного ягненка.

Образование и наука

В Албании есть государственные и частные образовательные учреждения. Главный из них – Государственный университет Тираны. Он был основан в 1957 году. В состав вуза входило четыре института: педагогический, политехнический, экономический и медицинский. Сейчас он охватывает 8 колледжей, 50 академических департаментов, 41 учебную программу. Здесь получают образование более 14 000 студентов.

Помимо этого в Албании 11 частных и 13 государственных вузов. Начальное образование – это 9 классов. Они считаются обязательными. Часто подростки отправляются в другие страны для получения высшего образования. Например, в Италию, Германию, Францию, Польшу, Румынию, США и т. д. В Россию ежегодно приезжает не менее 40 человек.

Албанцы – это народ, который, как и многие другие, имеет собственный менталитет. Пусть их традиции и обычаи отличаются в зависимости от области, люди везде отзывчивые, приветливые и толерантные.

Так уж сложилось, что в России совсем ничего не знают об Албании. Это государство обросло мифами и предрассудками, порожденными во времена советской власти. Надо признаться, что до моей поездки в Албанию, я тоже имела ряд подобных стереотипов. Сейчас мне понятно, насколько мало мы знаем об этой стране. В Интернете распространено много албанских мифов, и я решила рассказать о своем взгляде на них, после поездки совершенной в Албанию этой осенью.

Миф: Албания — мусульманская страна со строгими законами. Все албанцы — мусульмане.

На самом деле: Большинство мусульман считает себя сейчас Modern Muslim, т.е. современными мусульманами. В мечети ходят бить намазы в основном только старшее поколение, и довольно не многочисленное.

Албания — не религиозная страна. Албанцы никогда не были ревностными мусульманами и борцами за веру. В древние времена их очень просто перекрещивали в христианство или мусульманизировали, в зависимости от военных потребностей.

А в современной истории, вероисповедание албанцев зависело скорее от внешнеэкономических, материальных или политических нужд. Так, благодаря Матери Терезы, урожденной албанки, в стране появилось много католиков. Она открыла в центре Тираны университет с льготным обучением для албанцев-католиков. Затем, страна пополнилась мусульманами — саудовские и кувейтские банки давали беспроцентные кредиты правоверным. И наконец, к власти в Албании пришел православный президент. Не трудно догадаться, в кого превратилось большинство населения.

«А албанцы — это так, недоразумение на карте мусульманского мира».

P.S. Все, что было совершено в период войны, скорее было продиктовано политикой, а не религиозными убеждениями.

Ислам в Албании

Мечеть Этем Бея в Тиране.

Ислам является самой молодой религией Албании и албанцев в целом. Несмотря на то что современную Албанию нельзя назвать типично мусульманской страной, те или иные элементы ислама признают до 60% населения страны. В отличие от Косово, влияние ислама в Албании ослабевает по мере интеграции страны в общеевропейское пространство. Тем не менее, долгое время Албанию было принято считать единственной официально признанной страной, полностью расположенной в Европе и при этом имеющей мусульманское большинство.

История

Основная статья: Религия в Албании

Древние албанцы были одним из первых христианизированных народов. Православный обряд в целом стал первой и преобладающей формой христианства среди албанских племён в V-ХV веках, когда они испытали на себе как сильное влияние Византийской империи, так и соседних славянских племён, расселившихся на её территории и усвоивших православие. После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов рыцарей-крестоносцев, Албанское побережье попадает в зону влияния католической Венеции. С православием начинает конкурировать и католичество, особенно в северных и прибрежных регионах страны, ориентированных на торговлю с Италией и Далмацией ещё с античных времён.

Исламизация

Религиозным расколом в средневековой Албании, также как и в соседней Боснии и Герцеговине умело воспользовалась расширяющая свои владения Османская империя. В ХV-ХIХ веках большинство албанцев впервые за свою историю объединились политически, территориально и экономически под знамёнами ислама. В обмен на переход в ислам турецкие султаны сделали албанцев опорой своей власти на Балканах. Несмотря на то что в зените Османской империи на Балканах ислам исповедовали до 80 % албанцев, его реальное проникновение в жизнь албанского общества оставалось и остаётся под вопросом. В целом, ислам в Албании рассматривался как средство продвижения по карьерной лестнице в условиях новой власти. Православие и католичество продолжали тайно исповедоваться на протяжении всего османского периода. Более того, большинство албанцев-аранутов, расселённых османами в греческих землях к югу продолжали придерживаться православия и постепенно вошли в состав греческого народа после обретения им независимости в 1830 году. Часть православных албанцев (арбереши), не смирилась с турецким режимом и переселилась в Южную Италию, долгое время поддерживая давние православные традиции на юге этой страны, хотя со временем большинство их потомков постепенно перешло в католичество. Также, после обретения Албанией независимости в 1912 году, в стране началось усиление влияния Италии что опять привело к росту популярности католичества, как правило за счёт ислама. Запрет на любое вероисповедание в социалистической Албании 1964—1989 годов привёл к распространению атеизма и агностицизма.

Религиозная специфика

Периферийность Албании, а также постоянные нашествия разноязычных, разнорелигиозных народов нашли своё отражение в своеобразном восприятии религии албанцами, в том числе албанцами-мусульманами. Мусульмане Востока находили некоторые обычаи албанцев-мусульман просто абсурдными. Православные, католические, мусульманские и даже древние иллирийские культы часто соблюдались в одной и той же семье, члены которой при этом носили одновременно и христианские, и мусульманские имена. Поэтому, в отличие от южнославянских народов, розни на религиозной почве у албанцев никогда не наблюдалось. В результате смешения различных религий в Албании возникло направление бекташи, ставшее ядром идеи борьбы за независимость Албании. Так или иначе, но этнические албанцы всегда ставили национально-языковую принадлежность выше религиозной.

Современное положение

После обретения независимости влияние ислама в стране быстро ослабевало. Было отменено многожёнство, а намаз стал читаться по-албански, стоя и без поклонов. В 1967-1991 гг. страна была официально атеистической. Более того, бывший президент страны православный Альфред Моисиу даже назвал Албанию христианской страной, хотя в ответ он получил немало критики со стороны гуманитарной интеллигенции, объединённой в мусульманские организации, которые сохраняют заметное влияние, даже несмотря на относительно небольшое членство.

Примечания

Страны Европы: Ислам

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Зависимые территории

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии

Чем интересна Албания? Религия

Первый раз мы задумались о том, действительно ли все албанцы исповедуют ислам, во время обеда в городе Лежа. Дело в том, что напротив ресторана на другом берегу Дрина возвышалось новое, почти с иголочки, грандиозное сооружение — кафедральный собор святого Николая, освященный лишь 28 октября 2007 года. Впоследствии оказалось, что Лежа входит в число албанских городов, в которых проживает большое количество христиан — около четверти населения в нем исповедуют католицизм, кроме того там много и православных.

Для интересующихся проблемами вероисповедания может быть любопытной и такая информация: епархия Лежи была образована еще в XIV веке и первоначально входила в митрополию Венеции. Сразу же после завоевания Албании турками эта епархия пришла в упадок, поскольку три из пяти католических церквей в городе Лежа были переоборудованы в мечети. После освобождения от османского владычества с начала прошлого века местом католического паломничества являлся монастырь святого Антония Падуанского, находящийся в Леже, и вот наступает дальнейшее возрождение этой епархии.

Но настоящим ударом для меня была ночь в городе Шкодер, в отеле прямо напротив главной мечети города. На улице было совсем еще темно, когда нас разбудил громкий голос муэдзина, это правоверных приглашали совершить утренний намаз. Создалось впечатление, что громкоговоритель находится прямо в нашем номере, да практически так и оказалось, ведь наше открытое окно было только чуть-чуть ниже того балкона на минарете мечети, на котором прямо напротив отеля был закреплен радио-колокольчик. Распахнутое окно буквально втягивало в себя все звуки, доносившиеся в тот момент с улицы. Я вскочил, надо было срочно захлопнуть оконную створку, чтобы ребенок не успел разгуляться, но, закрыв ее, я невольно бросил взгляд на часы: правильно, нет еще и пяти утра, светлая полоска на востоке явственно свидетельствовала, что вскоре светило появится на горизонте, и я задержался у окна, рассматривая картину, которая открывалась внизу. А там была дорога, ведущая к храму.

Но что-то было не совсем естественным в этом довольно-таки привычном виде, который я много-много раз наблюдал в других мусульманских государствах. Спросонья я никак не мог понять, что же не так, а потом хлопнул себя по лбу, это было очевидно, но совсем необычно — на улице не было людей, никто не направлялся в сторону мечети. Я простоял у окна довольно долго, вот замолчал магнитофон, на котором был записан призыв муэдзина, вот и солнце взошло, значит, намаз был завершен, но на улице так никто и не появился. Это заставило меня опять вернуться к вопросу о роли веры в жизни албанского народа. Официальные проценты свидетельствуют только, что в стране имеются мусульмане, католики и православные, но сколько их на самом деле, эти проценты сказать никак не могут.

«Албания — это единственная мусульманская страна в Европе», — прочитал я в какой-то статье и удивился, наверное, автор просто-напросто забыл о Турции, которая официально является европейским государством и даже претендует на вступление в ЕС; или о соседе Албании по Балканскому полуострову — Боснии и Герцеговине, в которой на бумаге примерно такое же соотношение приверженцев к той или иной религиозной конфессии, как и в Албании, но которая совсем недавно перенесла жесточайшую в последние десятилетия войну, где религиозная составляющая играла не последнюю роль, вследствие чего весы явно склонились в пользу победителей, коими стали мусульмане.

Конечно, мир меняется и при этом меняется довольно стремительно, в некоторых мусульманских государствах появились так называемые Modern Muslim, то есть современные мусульмане, и в этих странах в мечети ходит бить намазы в основном только старшее поколение, и то довольно немногочисленное. Но то, с чем столкнулись мы в Шкодере да еще в праздничные дни — начинался третий день Курбан Байрама, праздника жертвоприношения — оказалось неожиданным.

Возможно, это произошло, так как албанцы никогда не были ревностными мусульманами и борцами за веру. Ведь после захвата страны турками их просто насильно омусульманили, но при этом в стране все равно осталось много христиан, особенно в труднодоступных горных районах. Да, наверное, не так уж и легко изменить веру целой страны, даже за четыреста лет порабощения. После достижения Албанией независимости католической церковью были предприняты некоторые усилия по возвращению албанцев в лоно христианства, но к власти в стране пришли коммунисты, и Албания официально, на государственном уровне, провозгласила себя единственной в мире атеистической страной. Характерным в этом плане является приписываемое Энверу Ходже высказывание: «Единственной религией албанцев является Албания».

В современной Албании приверженность бывших атеистов к той или иной вере нередко зависит скорее от материальных или политических выгод. Так, благодаря Матери Терезе, являющейся по национальности албанкой, в стране появилось много католиков. И дело не только в том, что она чрезвычайно популярна в стране, а скорее в том, что благодаря ей в центре Тираны был открыт университет с льготным обучением для албанцев-католиков. Затем в стране появилось много новообращенных мусульман — оказывается, арабские банки начали давать беспроцентные кредиты правоверным. И наконец к власти в Албании в 2005 году пришел православный президент и очевидно, что после этого в стране появилось немало ортодоксальных христиан.

Закончу эту тему данными статистики, свидетельствующей, что в современной Албании открывается примерно равное количество церквей и мечетей, хотя на наш взгляд, христианских храмов в стране значительно больше, чем мечетей.

Теги: Европа, страны, турист, религия, путешествия, вероисповедание

Албания и Россия – пути сближения

Албания, некогда замкнутая страна, стоявшая особняком в социалистическом лагере, прошла непростой путь от автаркии до открытой рыночной экономики. Сегодня она испытывает все большее давление со стороны ее нынешних союзников – США и Евросоюза, и всерьез задумывается о возвращении к своим «старым друзьям» – Китаю и России.

Албания, пройдя в новейшей истории путь преобразований от социалистической страны к развивающейся демократии, схожий по характеру с транзиционными потрясениями в постсоветской России, начала активно искать новых союзников и покровителей. Первыми, кто в то время смог протянуть ей «руку помощи», оказались США и Евросоюз, с готовностью взявшие под опеку бывшую соцстрану.

Вместе с тем жесткие условия ЕС, касающиеся проведения в Албании «демократических» реформ, кризис еврозоны и нестабильность доллара заставляют ее задумываться о поиске новых потенциальных экономических партнеров. В таком контексте у официальной Тираны и возникла идея возобновления некогда активного сотрудничества с Китаем и Россией. И если Пекин с готовностью вышел на албанский рынок (Китаю отдана «на откуп» фактически большая часть медной промышленности), то Россия пока активизироваться на этом направлении не спешит. Мировая практика показывает, что новые открывающиеся рынки надолго пустыми не остаются. Сможет ли Россия воспользоваться тем, пусть и небольшим, экономическим потенциалом, которым обладает Албания, и открыть для себя новый рынок – вопрос, требующий достаточно быстрого решения.

Жесткие условия ЕС, касающиеся проведения в Албании «демократических» реформ, кризис еврозоны и нестабильность доллара заставляют ее задумываться о поиске новых потенциальных экономических партнеров.

Социалистическое прошлое

Албания вышла из социалистического блока намного раньше, чем остальные его члены. Разрыв отношений, произошедший в конце 1961 г., был спровоцирован рядом факторов. Во-первых, после смерти Сталина СССР взял курс наулучшение отношений с Тито, который не стеснялся говорить об исключительной роли Югославии на Балканах, что, безусловно, заставило албанского лидера Э. Ходжу крепко задуматься. Во-вторых, методы, которыми СССР «урегулировал» события в Венгрии в 1956 г., серьезно озадачили албанское руководство. Стало понятно, каким образом Советский Союз может ограничить суверенитет «братской соцстраны».

Амбициозный лидер Албании Ходжа не мог допустить вмешательства во внутренние дела своего государства. Он начал планомерную критику «ревизионистского режима» Н. Хрущева, и уже в декабре 1961 г. произошел разрыв дипломатических отношений между двумя странами. Предлогом послужила свободная манера высказываний Хрущева: во время визита в Албанию в 1959 г. он поделился своим видением места Албании в системе соцстран – «общесоциалистическая здравница с военно-морской базой». И не важно, что для этого пришлось бы срыть культурные памятники античности и перекроить побережье.

В это время Албанию начал активно «обхаживать» Китай, не желавший упускать свой шанс заполучить европейский плацдарм. Выделенный Пекином кредит в размере 125 млн долл. на развитие тяжелой промышленности подтолкнул Албанию к прекращению своей деятельности в СЭВ в 1962 г. Вопреки прогнозам это сразу же негативно сказалось на экономическом положении страны, ведь на тот момент СССР был ее основным экономическим партнером. (После Второй мировой войны бедная балканская страна голодала, на этой волне и началась дружба Москвы и Тираны.) Колоссальная материальная помощь, строительство промышленных объектов, создание гидроэнергетической базы страны, которую албанцы теперь пытаются активно развивать, – все это прекратилось в одночасье. Пекин, пользуясь углубляющимся кризисом в отношениях «бывших друзей», увеличил финансирование и направил в Албанию своих специалистов. Укрепили же албанских лидеров в правильности выбранного ими нового союзника события «Пражской весны», после которых Тирана окончательно порвала с СССР, выйдя из ОВД в 1968 г.. Однако по прихоти Ходжи и эта «китайская» идиллия продолжалась недолго – до 1978 г. Началась «застойная» эпоха албанской автаркии.

Албания в 1990-е годы

В начале 1990-х годов Албания переживала тот же системный кризис, что и Россия. Слом социалистической системы проходил болезненно, особенно после почти двадцатилетнего периода автаркии. Не многим известно, что албанское руководство, памятуя о добром прошлом, когда СССР возродил страну из руин, неоднократно обращалось к России с просьбой о помощи и поддержке в сложный для нее переходный период. В то время албанцы были готовы пойти практически на любые условия, лишь бы не остаться в одиночестве. Однако Москве нужно было разбираться с собственными делами. Албанцы были вынуждены искать помощи у Запада, который с готовностью согласился эту помощь предоставить, а позднее и полностью вовлечь в свою орбиту. В 2009 г. Албании было предоставлено членство в НАТО.

Развитие отношений России и Албании в настоящее время

В настоящее время отношения России и Албании развиваются по нарастающей, насколько это возможно, учитывая прозападную ориентацию страны и ее принадлежность к НАТО. Как уже отмечалось, Албания сейчас испытывает острую нужду в новых потенциальных партнерах. Это объясняется давлением ЕС, который требует от албанцев неукоснительного внедрения «демократических» реформ и критикует за ситуацию, сложившуюся после парламентских выборов 2009 г. Продолжается также давление со стороны США: албанцы расходуют на оборонную сферу меньше, чем установлено блоком, да и внутренние их дела американцев не устраивают. Все это заставляет Тирану задуматься о поиске партнеров, готовых сотрудничать с ней на равных. Взор албанского руководства обратился на восток к «старым друзьям» – Китаю и России.

Резкая активизация отношений с Пекином произошла в 2009 г., когда Албанию посетил вице-премьер Госсовета КНР. Визит китайского министра иностранных дел в Тирану летом 2011 г. закрепил достигнутые наработки. За 2009–2011 гг. товарооборот между Албанией и Китаем вырос почти вдвое, достигнув отметки, пусть пока и скромной, в 250 млн долл. При этом албанский экспорт увеличился почти в пять раз.

Китайский опыт, основанный на старой дружбе, имеет большое значение для развития российско-албанских контактов, учитывая, что албанское руководство осознает потенциал нашей страны. Однако здесь есть ряд нюансов. Албанская политическая элита вынуждена постоянно оглядываться на Запад и своих партнеров по Альянсу, что затрудняет «свободу маневра» для албанского бизнеса во взаимодействии с российскими компаниями. Но это отнюдь не означает отсутствия возможностей для налаживания экономического сотрудничества и взаимодействия, исходя из прагматических интересов обеих стран. Албания – сравнительно небольшой рынок даже для российских средних компаний (хотя и это можно использовать как «плюс» для развития нашего малого предпринимательства).

База для наращивания многопланового сотрудничества уже есть. Активно развиваются культурные связи, организуются гастроли творческих коллективов и деятелей искусства двух стран. В сентябре 2011 г. в Албании блистательно прошли Дни российской духовной культуры, вызвавшие большой интерес у албанской публики, которая испытывает ностальгический «голод» по российскому искусству. Активизировались и политические контакты: в Албании побывал председатель комитета Госдумы по международным делам К. Косачев, Москву посетила глава албанского парламента Ж. Топалы. К сожалению, все это пока не получает достойного продолжения в экономической сфере.

А поле для сотрудничества здесь очень большое. Албания достаточно богата минеральными ресурсами (хром – 32 млн т, медь – 53 млн т, никель – 220 млн т), запасы которых были разведаны еще советскими специалистами. Существующие рудники албанское правительство готово на льготных условиях передать в концессию любой компании, проявившей интерес к их разработке.

Албания – самая богатая «водой» страна на Балканах. 158 рек, впадающих в Адриатическое море, дают колоссальный сброс воды – 1308 м куб/с. Первые ГЭС строили опять же советские инженеры. Министерство экономики, торговли и энергетики Албании объявило тендеры на освоение энергетического потенциала рек, строительство новых и реконструкцию уже имеющихся ГЭС. Кроме того, Албания – одна из немногих стран, до сих пор не охваченная системой газопроводов. И, конечно, имеют значение рекреационные ресурсы: протяженность береговой линии составляет более 400 км. Все эти природные богатства Албании уже начали осваивать европейские и китайские компании. Не пора ли и российскому бизнес-сообществу присмотреться к албанскому рынку?

Помимо экономических возможностей Албания обладает существенным политическим потенциалом в регионе. Это четвертая по численности нацияна Балканах, имеющая тенденцию к росту. С «албанским фактором» уже нельзя не считаться. Все это вместе с ностальгическими представлениями о былой крепкой дружбе и развитием экономических связей может дать неплохой результат при продуманном подходе к современной Албании.