Алексей тимаков священник

  • 0 pneuma hagion
  • 0 yhwh
  • 0 Бог
  • 0 Господь Иисус
  • 0 Троица
  • 0 господь иисус
  • 0 я
  • 00 it
  • 00 my_life
  • 00 my_photo
  • 00 рассказываю о вере
  • 1 Александр Мень
  • 1 Антоний Блум
  • 1 Георгий Чистяков
  • 1 Деяния
  • 1 александр мень
  • 1 антоний блум
  • 1 катехизация
  • 1 мария скобцова
  • 1 мая
  • 1 ненасилие
  • 1 от Иоанна
  • 1 от Луки
  • 1 от Марка
  • 1 от Марка коммент Кузнецовой
  • 1 от Матфея
  • 1 павел адельгейм
  • 1 павел апостол
  • 1 холокост
  • 1 христианство
  • 10 заповедей
  • 100 фактов
  • 1917
  • 1960-е
  • 1990
  • 1990-е
  • 1991
  • 1993
  • 1999
  • 2 carroll
  • 2 бенито навальный
  • 2 кураев
  • 2 мировая
  • 2001
  • 31
  • 4 мировая
  • 6 мая
  • 8 марта
  • 9 мая
  • =4====
  • abstract_expressionism
  • abstractionism
  • alice
  • alice0
  • alice_accessories
  • alice_anime
  • alice_assortis
  • alice_audio
  • alice_autor_ru
  • alice_autor_west
  • alice_autors
  • alice_cinema
  • alice_collection
  • alice_comics
  • alice_dolls
  • alice_episode
  • alice_fashion
  • alice_photo
  • alice_theater
  • alice_video
  • alizee
  • art
  • art_cont_rus
  • art_cont_west
  • art_criticism
  • art_midl
  • art_modern
  • art_nazi
  • art_ost
  • art_primitiv
  • art_religious
  • art_russian
  • art_soviet
  • art_web
  • art_xiii
  • art_xiv
  • art_xix
  • art_xv
  • art_xvi
  • art_xvii
  • art_xviii
  • art_xx
  • art_xxi
  • bibl_day
  • biblia_pauperum
  • blog
  • brener
  • caricature_liliput
  • caritas
  • dandy
  • dem_opposition
  • dimon77
  • dreamwidth.org
  • expressionism
  • fashion
  • fool
  • foto_art
  • futurizm
  • gays
  • giacobbe
  • gill
  • ian_pollock
  • impressionism
  • inet
  • isihia
  • jesus_christ_superstar
  • kartiny
  • kassandra
  • kubizm
  • kuznetsova_ap
  • kuznetsova_luke
  • kuznetsova_matthew
  • leonardo
  • liliput
  • lj
  • lj_links
  • mack_the_knife
  • minimalism
  • mult
  • munk
  • music
  • music_channel
  • music_film
  • mustaev
  • novikov_pravo
  • oca
  • optika
  • orthodoxy
  • p_ediros
  • paroles_paroles
  • piano
  • poland
  • politika
  • politika2005
  • politika2006
  • politika2007
  • politika2008
  • politika2009
  • politika2010_11
  • politika2012
  • politika2013
  • politika2014
  • poor_in_spirit
  • popart
  • realism
  • religious_education
  • religious_sociology
  • rotko
  • simone_weil
  • snark
  • socium2007
  • socium2008
  • socium2009
  • socium2010
  • socium2011
  • socium2012_13
  • socium2014_15
  • soft
  • suprematism
  • surrealism
  • taize
  • tapirr_kunst
  • tapirr_litera
  • tatu
  • tissot
  • tnews
  • twitter
  • ulrich_leive
  • vasilyeva_pressattashe
  • west_vs_hunta
  • william_mcnichols
  • windows
  • Бог
  • Михаил Шполянский
  • США
  • аборт
  • авен
  • аверинцев
  • австралия
  • агитация
  • ад
  • адам
  • азербайджан
  • азия
  • александр борисов прот
  • александр невский
  • александр петросян
  • алексанян
  • алексий 2
  • алкоголизм
  • альфа
  • анархизм
  • англи. западные разведки
  • англикане
  • англия
  • андерграунд
  • андрей белоус
  • андропов
  • анекдот
  • анимация
  • аниме манга
  • аннексия крыма
  • антиглобализм
  • антимилитаризм
  • антисемитизм
  • антитерроризм
  • антифа
  • антифашизм
  • антихрист
  • антицерковная кампания
  • античное искусство
  • античность
  • антонюк ветхий завет
  • апартеид
  • апокалипсис
  • апокатастасис
  • апостолы
  • арап лариса
  • аргентина
  • аристотель
  • армения
  • армия
  • армстронг
  • армяне
  • архитектура
  • аскеза
  • астрономия
  • атеизм
  • аудио
  • афганистан
  • афинагор патриарх
  • афон
  • афоризм
  • африка
  • ахметов
  • бабий яр
  • балтия
  • банки
  • банкиры
  • бартини
  • бархатные революции
  • бах
  • бг
  • бекшаев
  • белое движение
  • белоруссия
  • белых
  • бергольо
  • бердяев
  • березовский
  • берия
  • беслан
  • бехтор
  • бибеистика
  • библеистика
  • библейские иллюстрации
  • библейские фильмы
  • библиотеки
  • библия
  • бизнес
  • биологическое оружие
  • благовещение
  • ближний восток
  • блоги
  • блюмкин
  • богословие
  • богослужение
  • богоявление
  • боинг
  • болгария
  • болдырев ю
  • большевитские недобитки
  • большие кочки
  • борис талантов
  • брак
  • брак в Кане
  • брачный возраст
  • бренер
  • бродский
  • буддизм
  • будущее
  • буковский
  • буратино
  • вайно
  • ватикан2
  • великая суббота
  • венгрия
  • вениамин новик
  • веротерпимость
  • вертинский
  • ветераны
  • ветхий завет
  • вз
  • видео
  • византия
  • виндзоры
  • винзоры
  • владимир головин прот
  • владимиров а
  • власов
  • возмездие
  • вознесение
  • война
  • война в сирии
  • война в сирия
  • война народная
  • война. сирия
  • войтыла
  • волошин
  • волхвы
  • вона
  • вопрос
  • вопросы о христианстве
  • воскресение
  • воскрешение лазаря
  • воспитание
  • всеволод шпиллер
  • вселенная
  • вселенская церковь
  • всеправославный собор
  • вторая чеченская
  • вторжение в грузию
  • вторжение на украину
  • вход в иерусалим
  • выборы
  • выборы-фарс
  • высоцкий
  • вэнгард
  • вяч. иванов
  • вячеслав винников
  • габдулин
  • габсбурги
  • гагарин юрий
  • гагарина
  • газ
  • гайдар
  • галич
  • галковский
  • гальцев
  • ганди
  • гб
  • гвишиани
  • гендер
  • геноцид
  • георгий митрофанов
  • георгий эдельштейн
  • германия
  • гитлер
  • глеб якунин
  • глобальная политика
  • глубокая философия на мелких местах
  • гмо
  • гностицизм
  • гоголь
  • голод
  • гольштейн-готторпы
  • гомофобия
  • гомохунта
  • гонения
  • горбачёв
  • гордость житейская
  • горький
  • государство
  • град божий
  • гражданская война
  • графика
  • граффити
  • греф
  • грех
  • греция
  • грозовский
  • грузия
  • гуайта джованни
  • гулаг
  • гуманизм
  • давыдова
  • дада
  • данте
  • две гитары
  • дворкин
  • дворцовый проезд
  • двустишие
  • дезайн
  • делягин
  • демография
  • демократия
  • демура
  • деньги
  • десятина
  • дети
  • джаз
  • джемаль
  • диалоги
  • дизайн
  • диодор ларионов
  • диссиденты
  • догматы
  • долгохамовнический переулок
  • древний мир
  • дружбы
  • дуализм
  • дуда-грач
  • дузовная музыка
  • дуумвират
  • дух и материя
  • евангелие
  • евангельские группы
  • евмений перистый
  • евпатория
  • евреи
  • евреи-израиль
  • евровидение
  • европа
  • евхаристия
  • египет
  • елеосвящение
  • елизавета фёдоровна
  • ельцин
  • епископат
  • епископы
  • ересь
  • ерко
  • ермоген голубев
  • еротика
  • есенин
  • ефрем сирин
  • жан ванье
  • железный занавес
  • желудков
  • женское священство
  • женщина
  • женщины
  • жж
  • живопись
  • животные
  • жизнь после смерти
  • жизнь церкви
  • жизнь церковь
  • жириновский
  • жулики
  • забавное фото
  • завет
  • загадочное
  • зазеркалье
  • закваска фрисейская
  • заостровье
  • западные разведки
  • запольский
  • защита животных
  • здоровье
  • зелинский вл
  • земфира
  • зинон
  • зинон теодор
  • зло
  • золотари
  • золото
  • зубов а.б.
  • зубовская улица
  • ианнуарий ивлиев
  • иван грозный
  • ивашов
  • игил
  • из Facebook
  • изнасилование
  • израиль
  • иисус в документах истории
  • икона
  • иконы
  • иларион алфеев
  • иллюстрации
  • иллюстрации к Ветхому Завету
  • иллюстрации к Новому Завету
  • иллюстрации к ветхому завету
  • иллюстрации к новому завету
  • илья шмаин
  • имерия
  • империализм
  • империя
  • инвалиды
  • индейцы
  • индия
  • индуизм
  • инет
  • инет тв
  • интеллект
  • интеллигенция
  • интеркоммунион
  • интернет
  • интерьер
  • иоанн 23
  • ирак
  • иран
  • иран карикатуры
  • ирландия
  • искупление
  • ислам
  • исламофобия
  • исламское государство
  • испания
  • история
  • история религии
  • история церкви
  • исход
  • италия
  • иудаизм
  • иудеи
  • йеху москвы
  • каббала
  • кавказ
  • казаки
  • казахстан
  • календарь
  • калиновский
  • каллист уэр
  • каноны
  • карикатуры
  • карлин
  • картинки
  • карты
  • каспаров
  • катай
  • катасонов
  • катастрофа
  • католики
  • катя ли
  • кашин
  • квачков
  • керсновская
  • кинг м.л.
  • кино
  • кипр
  • кирилл говорун
  • китай
  • кладбища
  • клеман
  • книги
  • ковалёв
  • комиксы
  • коммунизм
  • комп
  • компьютер
  • консервативная революция
  • константинополь
  • контрацепция
  • конформисты
  • копирайт
  • копты
  • корея
  • кормильцев
  • корпорации
  • космонавтика
  • кочетков г
  • кощунство
  • кпсс
  • красные ворота
  • красный террор
  • красота
  • креационизм
  • крест
  • крестный путь варфоломей
  • крещение
  • крещение1
  • кривая снукса-панова
  • криминал
  • криптократия
  • кровная месть
  • куба
  • кудрин
  • кузбас
  • куклы
  • куми-куми
  • куршавельский дебил
  • курьёзы
  • курёхин
  • кюнг
  • лагерь
  • лапшин
  • латинская америка
  • латынина
  • лгбт
  • левое-правое
  • лекции
  • лекции русская история
  • ленин
  • лже-братия
  • лжебратия
  • лженаука
  • ливия
  • ликвидация рф
  • лимонов
  • литвиненко
  • литература 20 в
  • литургика
  • ложи
  • ложкин
  • ложь
  • лубок
  • любовь
  • люстрация
  • ляруш
  • магизм
  • макаров
  • малазийский боинг
  • малые кочки
  • мальтийский орден
  • мальцев
  • маммона
  • мамонов
  • мамышев-монро
  • мананников
  • марина салье
  • марксизм
  • марченко
  • марш мск
  • марш спб
  • мастер и маргарита
  • махнаткин
  • маяковский
  • мбх
  • медицина
  • межсоборное присутствие
  • мексика
  • мелочи
  • мельников
  • мельниченко
  • метро
  • мещеринов
  • миграция
  • миниатюры
  • миннибаева
  • мир
  • миронов
  • миссионерство
  • миссия
  • мистика
  • митинг
  • митинг_фото
  • михаил мудьюгин
  • михалков ни
  • ммм
  • мозг
  • мои тексты
  • молдавия
  • молитва
  • молодёжь
  • молотов-риббентроп
  • мона лиза
  • монархия
  • монахи
  • монотеизм
  • москва
  • московская хунта
  • мочалов
  • моё фото
  • мудрость
  • мужчина и женщина
  • музыка
  • мульт
  • мусора
  • мф20
  • мюнхен
  • набоков
  • нани ева
  • наркомания
  • народ
  • народ Божий
  • народ без закона
  • насилие
  • насилие в армии
  • нато
  • наука
  • наука и религия
  • национал-социализм
  • национализм
  • национализм. евреи
  • национальный вопрос
  • нашисты
  • невзоров
  • неизвестная история
  • немцовы/миловы
  • ненасилие
  • нефть
  • низовкина
  • никодим ротов
  • николай 2
  • нмп
  • новая
  • новгород
  • новодворская
  • новомученики
  • новый перевод библии
  • ной/потоп
  • норд-ост
  • ню
  • обама
  • обзоры
  • обман
  • ободзинский
  • образование
  • общество
  • община
  • одесса
  • одна песня
  • оккупай
  • около
  • окуджава
  • олег батов
  • ольга ли
  • ориген
  • осетия
  • осипов
  • осторожно религия
  • от Марка Блюм
  • от Марка Лебедев
  • от марка баркли
  • открытки
  • откуда берутся дети
  • отливающий в граните
  • отцы церкви
  • охлобыстин ваня
  • павел великанов
  • павленский
  • палиндром
  • памятники
  • папа
  • параллельное государство
  • парапсихология
  • париж
  • партии
  • партия Жуликов и Воров
  • партия жуликов и воров
  • пасха
  • патриарх
  • патриархат
  • пдд
  • педагогика
  • педофилия
  • педофилофобия
  • пейзаж
  • пелевин
  • первая мировая
  • перевод богослужения
  • переводы Библии
  • переселение
  • перестройка
  • персональные данные
  • песни
  • песнь песней
  • петрин
  • пикассо
  • пионтковский
  • плакат
  • плакаты
  • платон
  • победасты
  • погром
  • подрабинек
  • покаяние
  • пол
  • ползучая война
  • полит-зк
  • политика
  • политика2016
  • политковская
  • политкорректность
  • полторанин
  • польша
  • помазание Иисуса
  • померанц
  • пора валить
  • последний суд
  • пост
  • постер христианский
  • потапенко
  • поэзия
  • поэт_гражданин
  • права детей
  • права животных
  • права ребёнка
  • права человека
  • право
  • правозащита
  • правые
  • прага
  • праздники
  • предание
  • преображение
  • пресвятая дева
  • преступления Красной Армии
  • преступления красной армии
  • приватизация
  • прививки
  • примаков
  • притчи
  • причастие без исповеди
  • провокации
  • пропаганда
  • прописка
  • пророки
  • протестанты
  • псалмы
  • психиатрия
  • психология
  • психотроника
  • псой короленко
  • пушкин
  • пца
  • пытки
  • пятидесятница
  • рабство
  • равенство
  • равые
  • радио
  • разгром жж
  • разложение
  • разное
  • расизм
  • раскол
  • распад эрэф
  • распутин
  • расслоение
  • ратцингер
  • ревзин
  • революция
  • реклама
  • религиозная свобода
  • религия
  • рембрандт
  • реновация
  • реституция
  • реформа
  • ридигер
  • рим
  • римский клуб
  • рогозин
  • рождество
  • ройзман
  • рок
  • рокфеллеры
  • россия
  • россия. рф
  • рохлин
  • роялы
  • рубенс
  • румыния
  • русская история
  • русская литература
  • русская революция
  • русский рок
  • русский сепаратизм
  • русский язык
  • рф
  • рф-колония
  • рыбко
  • рябикова
  • савченко
  • салль
  • самоубийство
  • санкции
  • сахаров
  • св.отцы
  • свидетели иеговы
  • свобода
  • свобода информации
  • святые
  • святые отцы
  • святые. католики
  • священники
  • священство
  • седакова
  • секс
  • секс и христианство
  • сексизм
  • сельское хозяйство
  • семья
  • сепаратизм
  • сербия
  • сергий круглов
  • серебряный век
  • сечин
  • символика
  • симония
  • синай
  • сирия
  • скверна
  • скульптура
  • смертная казнь
  • смерть
  • смех
  • сми
  • смирение
  • смирнов прот
  • сны
  • снятие с креста
  • собор
  • собчак
  • собянин
  • соколовский
  • солженицын
  • солидарность
  • солонин
  • сопротивление
  • софт
  • социология
  • соцреализм
  • спасение
  • спб
  • спорт
  • справедливость
  • средневековье
  • сссp
  • ссср
  • сталин
  • старообрядчество
  • старые фото
  • статистика
  • стерлигов
  • стой! кто идёт?
  • столыпин
  • стомахин
  • страдания христа
  • страстная
  • суворов виктор
  • суд над Иисусом
  • суеверия
  • сурков
  • счастье
  • сша
  • сысоевщина
  • т.н. благодатный огонь
  • таинства
  • таинственное
  • танцы
  • татары
  • тв
  • театр
  • текст
  • тексты
  • тело/здоровье
  • теология освобождения
  • тер-оганян
  • террор
  • террор хунты рф
  • технологии
  • тихон белавин
  • толерантность
  • толстой
  • топонимика
  • точь-в-точь
  • традиционное общество
  • трамп
  • трансгуманизм
  • трауберг
  • троицкий
  • троцкий
  • труд и капитал
  • трёхсторонняя комиссия
  • тургенев
  • турция
  • тэзе
  • тюрьма
  • тёплый переулок
  • украина
  • украинская церковь
  • уминский а прот
  • уничтожение москвы
  • уния
  • управляемый хаос
  • успение
  • устинов а
  • усыновление
  • уукраина
  • фальсификация истории
  • фарисейство
  • фармакологическая мафия
  • фашизм
  • феминизм
  • филарет дроздов
  • философия
  • фима циценбогель
  • финансовый кризис
  • финляндия
  • флоровский
  • фото
  • фото гламур
  • фото животных
  • фото мир
  • фото москва
  • фото чб
  • фото я
  • францисканцы
  • франция
  • фрс
  • фукусима
  • фурсов
  • фёдор людоговский
  • фёдоров деп
  • хабад
  • хазин
  • халкидон
  • хам андрей ткачёв
  • хамовники
  • хамовнический плац
  • харассмент
  • харизматическое движение
  • хармс
  • химлес
  • ходос
  • хозяева планеты
  • холодная война
  • хохот
  • храм
  • христианские фильмы
  • христология
  • хрущёв
  • хунта
  • царствование Бога
  • царствование бога
  • цб
  • цветные революции
  • целибат
  • церковная история
  • церковные новости
  • церковный юмор
  • церковь
  • церковь и государство
  • церковь и общество
  • церковь сегодня
  • цитаты
  • цой
  • цру
  • цыгане
  • чаплин
  • чарыкова
  • че
  • человек
  • человек и Бог
  • человек и бог
  • человек и творение
  • честность
  • четвёртое ноября
  • чехословакия
  • чипирование
  • чубайс
  • чудовка
  • шаламов
  • шванкмаер
  • шевкунов
  • шевчук
  • школа
  • школа фильм
  • шмеман
  • шойгу
  • шолох
  • шостакович
  • шувалов
  • эволюция
  • эвтаназия
  • экклезиология
  • экология
  • экономика
  • экономическая война
  • экуменизм
  • электронное сопротивление
  • электронный контроль
  • эмиграция
  • энергетика
  • эсхатон
  • этика
  • этика Евангелия
  • этика евангелия
  • юриспруденция
  • юродство
  • юю
  • я 2007
  • яблоко
  • ядерное оружие
  • язык
  • язычество
  • якунин
  • янов
  • япония
  • яшин

Созданный чаяниями святого благоверного Димитрия Донского

Николо-Угрешский монастырь

По преданию, Николо-Угрешский монастырь появился на том месте, где внуку Ивана Калиты – святому великому князю Московскому Димитрию Донскому – во время краткого отдыха перед сражением на поле Куликовом с татарским полководцем Мамаем явился образ святителя Николая Чудотворца. Великий князь при виде святой иконы, сошедшей с высоты к нему в руки, воскликнул: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое»). Старинное предание объясняет название обители так: Никольским монастырь назван в честь святителя Николая Чудотворца, а именование «Угреша» родилось от слов, сказанных святым Димитрием Донским.

На протяжении шести с лишним веков монастырь был одним из важнейших центров духовной жизни и средоточением русской святости. Прославленную обитель, возведенную в память о ратных подвигах русских воинов, посещали многие царственные особы и патриархи. В годы правления первых русских царей из династии Романовых Николо-Угрешский монастырь вступил в пору необычайно яркого расцвета. Время от времени знавал он и тяжелые времена – времена притеснений и бедности. Словом, все было в его истории, богатой на важные эпохальные события и прочно связанной с именами крупнейших церковных деятелей, стремившихся помочь подняться Угрешской обители как в духовном, так и в экономическом плане. Два великих святителя – московские митрополиты Филарет и Иннокентий – сыграли в ее последующем возрождении великую роль. Освящен монастырь присутствием еще двух святителей – митрополита Макария и Патриарха Тихона.

Нынче, в третьем тысячелетии, обитель выглядит благолепно, что не раз подчеркивал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, живо помнящий ее первое посещение, когда здесь царило запустение. «Из руин и праха восстала не просто красота – святыня», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. И особенно важны его следующие слова: «Рядом с такой святыней и такой красотой не может быть некрасивой жизни». Каково здесь сегодня течение жизни? Кто помогает его направлять в нужное русло? Об этом мы говорили с наместником Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря игуменом ВАРФОЛОМЕЕМ (ПЕТРОВЫМ) и ректором Николо-Угрешской православной духовной семинарии игуменом ИОАННОМ (РУБИНЫМ).

– Отец Варфоломей, давайте наш разговор начнем все-таки с того момента почти двадцатилетней давности, когда Вы, молодой офицер, впервые приехали в Николо-Угрешский монастырь. Причем не как паломник, а как человек, твердо решивший избрать монашеский путь и подвизаться здесь. Какие чувства Вы испытали, попав в столь древнюю обитель?

– Из родной Астрахани я прибыл сюда, преисполненный особой ревности, потому что первые мои познания и какой-то духовный опыт основывались на тех книгах, которые у нас тогда начали издавать. Это «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, ученика преподобного Иоанна Пророка. Это – пятитомное «Добротолюбие». По моему убеждению, названные мною труды святых отцов должен читать каждый христианин. А я их в то время как-то на себя приложил: именно по ним мне хотелось выстраивать свою жизнь.

В Астрахани было подворье Николо-Угрешского монастыря, и постепенно через него дорожка привела меня в прославленный монастырь на подмосковной земле. Правда, в моем воображении он виделся мне пещерным, где можно будет, полагал я, жить аскетом, вести подвижнический образ жизни, как и подобает монаху. Пещер, однако, не оказалось. А ситуация, в которую я попал, на первых порах вызывала некоторое недоумение. Бурное возрождение монастыря, лежавшего в руинах, встречи и диалоги с общественностью города, представителями власти, военными структурами (что, конечно же, требовалось для восстановления обители и возрождения Православия) – это заставило меня быть в достаточно тесном общении с миром. Даже более тесном, чем когда я был курсантом мореходного училища или учился в институте инженеров речного транспорта! То есть, почувствовав призывающую благодать Божию и решив посвятить себя служению Господу, я собирался уйти из мира, а мир не отпустил меня… Теперь-то хорошо понимаю, что сокрушаться по этому поводу не стоит: ведь каждая эпоха ставит перед христианином, перед Святой Церковью свои задачи, и все мы – будь ты монах или мирянин – не должны отказываться от их решения лишь потому, что рассчитывали что-то делать так, а жизнь заставила подойти к выполнению этих задач по-другому.

– Нужно было не только возрождать монастырь. Нужно было готовить добрых пастырей для Русской Православной Церкви. Духовная семинария создавалась на Ваших глазах, когда Вы уже были духовником Николо-Угрешского монастыря. Можете поделиться воспоминаниями, с чего все начиналось, а также сказать, какого, по Вашему мнению, духовно-образовательного уровня достигли в семинарии сегодня?

– Мысль о создании православной духовной семинарии пришла в голову наместнику монастыря архимандриту Вениамину (Зарицкому), нынешнему митрополиту Рязанскому и Михайловскому. Причем это был непростой период: как раз шла усиленная подготовка к освящению Спасо-Преображенского собора, вмещающего в себя до семи тысяч богомольцев. И русские, и иностранные специалисты, приезжавшие в обитель, в один голос твердили, что этот процесс займет лет двадцать пять. А в лучшем случае – ну никак не меньше двух десятилетий. В принципе я был согласен с их утверждением о долгосрочности тех масштабных восстановительных работ, что велись в обезображенном при советской власти соборе. И в этот момент, когда все ресурсы – и человеческие, и материальные – были направлены, что называется, в одну точку, у отца-наместника возникает идея о создании духовной семинарии. Признаться, я в то время расценил ее как фантазию отца Вениамина, хотя и видел, что все его «фантазии» находили свое воплощение в жизни. Но даже сегодня создание Николо-Угрешской духовной семинарии в то время я расцениваю как чудо. Нужно было иметь большую веру и какое-то совершенно удивительное масштабное видение, чтобы высказать подобную идею и тут же взяться за ее воплощение в жизнь.

Став ректором созданной им семинарии, архимандрит Вениамин сумел привлечь к преподаванию в ней высококвалифицированных специалистов-богословов. А нынешний ректор семинарии игумен Иоанн (Рубин), который был в те годы ближайшим помощником отца Вениамина, продолжает укреплять преподавательский состав, приглашая вести занятия для студентов людей ярких, самоотверженных. Как совместителей, имеющих и основную работу, так и штатных сотрудников. Но об этом пускай он сам расскажет.

– Хорошо, отче. Только позвольте еще один вопрос. Несмотря на свою предельную занятость в качестве наместника монастыря, Вы, тем не менее, преподаете студентам Ветхий Завет. Наверное, подготовка к лекциям тоже требует времени?

– И немалого! Каждый раз мне приходится подолгу сидеть и выстраивать в голове план лекции, обдумывать ее интересную живую подачу. Честно говоря, я прежде-то не представлял себя в роли преподавателя, но послушание есть послушание. Было все так: я поехал поступать в Московскую духовную академию и… не поступил. Не смог ответить на какие-то вопросы по истории. Возвращаюсь в обитель: отец-наместник поздравляет меня с поступлением, а я, преодолевая стыд, сообщаю ему правду. Он был поражен, но сказал, что поставил меня преподавателем в семинарии. И вот уже пять лет я в ней преподаю. Трудно? Да. Из-за катастрофической нехватки времени. Интересно? Очень! Я чувствую, что лично мне это много дает. Во-первых, преподаваемый мною предмет требует углубления, осознания, и чтобы донести что-то до других, надо самому серьезно поработать. Во-вторых, общение со студентами (а это уже подготовленные четверокурсники) считаю для себя важным, потому что есть возможность поделиться с ними своим духовным опытом – поведать им, с чем непосредственно они могут встретиться в будущей пастырской деятельности. Так что выгода получается обоюдная. Но все же считаю, что самые лучшие преподаватели – это те преподаватели, которые, как говорится, от Бога. У кого есть дар слова, дар убеждения. Для любого учебного заведения такие люди – всегда находка. А у нас, к счастью, профессорско-преподавательский коллектив в основном из таких «находок» и состоит.

В семинарию мы с фотокорреспондентом попали как раз в тот момент, когда полным ходом шли экзамены. Многие студенты заметно волновались. Кто-то выходил из аудитории оживленно-радостный, кто-то – погрустневший. Выкроив время, ректор семинарии игумен Иоанн (Рубин) продолжил рассказ наместника обители:

– Одним из главных достоинств нашей духовной школы я считаю коллектив специалистов, старающихся воплотить в жизнь высокие цели, и то благословение, которое мы имеем от Священноначалия в деле подготовки будущих пастырей Церкви. Мне бы хотелось высказать следующее свое наблюдение: сейчас в России появилось много достойных учебных заведений, которые вносят свой вклад в развитие церковной науки, общественной и культурной жизни. Однако значение православной семинарии остается непреходящим, потому что в ней традиционно происходит не только процесс образовательный, но и воспитательный. А современная молодежь требует к себе особого внимания. Молодым людям, чаще всего приходящим сюда из другой среды, нужно помочь погрузиться в атмосферу церковности – церковного быта, жизни в соответствии с церковным календарем, церковным Уставом.

– Благодаря тому, что Николо-Угрешская семинария располагается в стенах древней иноческой обители – уникального памятника истории и архитектуры, – это погружение в атмосферу церковности, в богослужебный круг, наверное, с полным правом можно назвать глубоким погружением?

– Да. Воспитанники семинарии, живя здесь, буквально впитывают в себя замечательное наследие наших предков. Само пребывание в стенах обители дает им возможность сосредоточиться на духовном образовании в широком смысле этого слова. Не просто на восприятии информации, а на раскрытии в себе образа доброго пастыря – наследника многовековой духовной традиции. Наши студенты очень активно участвуют в монастырской жизни: они постоянно бывают на службе. И это, пожалуй, самое важное: чему может научиться студент духовной школы, он получает во время богослужения. Мы всячески способствуем тому, чтобы семинаристы воспринимали дух церковности на богослужениях. В будни они ежедневно – утром и вечером – присутствуют на службах в монастыре. В воскресные и праздничные дни мы, имея свое семинарское духовенство, организовываем самостоятельные богослужения. А пребывание в духовном общении с братией обители имеет для развития личности каждого нашего воспитанника огромное значение…

У нас в семинарии есть замечательный духовник. Это игумен Анастасий (Каюк) – человек с большим опытом служения Церкви. Он несет послушание эконома монастыря, и хлопот у него, понятное дело, хватает. Однако отец Анастасий не жалеет ни сил, ни времени на семинаристов: относится к ним с большим вниманием и заботой. Я рад, что у ребят есть такая опора в лице духовника. Вообще мы стараемся быть с ними предельно честными и говорим, что путь служения священненика непростой, и что чем глубже они воспримут дух жертвенной любви к своему жребию, тем легче им будет приступить к этому начинанию. А когда перед глазами есть пример такого маститого пастыря, как игумен Анастасий, то и слова о жертвенности воспринимаются молодежью не как абстрактные.

Каково еще участие семинарии в жизни монастыря? Мы проводим серьезную исследовательскую деятельность – изучаем наследие Николо-Угрешской обители. Уже состоялись четыре научно-практические конференции, посвященные историко-культурному наследию нашего монастыря, причем каждая была приурочена к определенным историческим событиям. Например, в прошлом году главной темой конференции стало 400-летие Дома Романовых, поскольку обитель в свое время была связана с первыми государями из династии Романовых. (А последней из представительниц царствующего дома, посетивших Угрешскую обитель, была набожная императрица Елизавета Петровна, причастившаяся здесь Святых Христовых Таин).

– Батюшка, если вернуться из глубины веков в день сегодняшний, к сегодняшним преподавателям семинарии, которых наместник монастыря игумен Варфоломей назвал настоящими находками: судя по всему, трудно кого-то из них выделить, но все же не могли бы Вы назвать несколько фамилий?

– Выделить кого-то действительно трудно. И все же назову две такие яркие личности священнослужителей, как протоиерей Валентин Тимаков и протоиерей Валентин Радугин. Отец Валентин Тимаков преподает основное богословие. (В студенческой среде бытует такая шутка: «Сдав основное богословие, семинарист может жениться!» Это все равно, как в техническом светском вузе сдать сопромат!). Отец Валентин Радугин, который преподает у нас догматическое богословие, является одним из старейших и уважаемых клириков Московской епархии. Он настоятель храма преподобного Сергия Радонежского, что в Рогожской слободе, более 40 лет служит в священническом сане и имеет преподавательский опыт около 50 лет. Преподает батюшка самоотверженно, и буквально всем – педагогам и студентам – видно, что он жить без этого не может. Из светских преподавателей хочу назвать преподавателя риторики доктора филологических наук, профессора Владимира Ивановича Аннушкина. К великому сожалению, у современной молодежи культура речи почти отсутствует. И Владимир Иванович даже на такой эмоциональной основе, на эмоциональном уровне общения старается развить у студентов-второкурсников эту важнейшую способность. Я, например, преподаю гомилетику, и в этой науке о христианской церковной проповеди речевые способности имеют принципиальное значение. Так вот, во многом благодаря профессору Аннушкину, студенты приходят на мои занятия уже в значительной мере подготовленными.

– Если есть замечательные преподаватели, то должны быть и хорошие выпускники?!

– Для нас чрезвычайно важно, что среди выпускников семинарии практически нет таких, кто бы ушел из Церкви. Важно и то, что сегодня Угрешская духовная школа приобрела известность в самых отдаленных уголках нашей страны и ближнего зарубежья, дав путевку в жизнь примерно 130 выпускникам. Питомцы семинарии трудятся более чем в 35 епархиях Русской Православной Церкви: от Брестских, Белорусских и Западноукраинских земель до Приволжья, Уральских, Западносибирских пределов, от Сыктывкарской и Воркутинской епархии до Екатеринодарской, Краснодарской. Они поддерживают с нами связь, по возможности бывая в родной alma mater на Пасхальной неделе, на каких-то юбилеях и праздниках. Так, один из наших выпускников – клирик Каменец-Подольской епархии священник Алексий Зощук – старается посещать Угрешу несколько раз в год. В последний свой приезд в мае этого года отец Алексий рассказывал, в какой напряженной обстановке приходится теперь совершать богослужения и осуществлять проповедь Православия на Украине. Если раньше, по его словам, храм был полон народа, то сейчас людей на богослужениях мало. Приходят только самые стойкие, самые верные… Но, несмотря на наисложнейшую ситуацию в своей стране, отец Алексий продолжает вести миссионерскую работу: он возглавляет Духовно-просветительский миссионерский центр во имя равноапостольного Николая Японского, выпускает журнал «Православный взгляд», проводит телепередачи. Кроме того, является руководителем православного детского лагеря, созданного в 2008 году и продолжающего функционировать в новых сложных условиях.

А если говорить о радостных событиях, то совсем недавно состоялась хиротония выпускника семинарии и бывшего ее преподавателя архимандрита Нестора (Люберанского) во епископа Кузнецкого и Никольского Пензенской митрополии. Придя в семинарию, он уже имел высшее образование, полученное в Московском государственном педагогическом университете. У него был достаточно большой опыт церковной жизни, и в студенческой среде будущий епископ стал лидером. После окончания семинарии один из лучших наших выпускников остался в монастыре, где с усердием нес послушание, связанное с издательской деятельностью. А то, что такой человек стал архипастырем, можно назвать закономерным итогом напряженного духовного пути, который он прошел.

– Мы с Вами говорили о выпускниках. Интересно, как вкратце Вы могли бы охарактеризовать абитуриентов? Что отличает их от тех ребят, юношей, которые приходили поступать в семинарию в первые годы ее существования?

– В целом современная молодежь более спокойная, ее меньше тянет к шалостям, часто свойственным юности. Это я отношу к плюсам. Из минусов следует назвать то обстоятельство, что уровень культуры становится ниже, потому что в плачевном состоянии находится наше школьное образование. Ребята меньше читают, меньше напрягают свои мыслительные способности. В школах перестали писать сочинения, и это настоящая беда. О музыкальной культуре нынешних абитуриентов говорить совсем грустно, поскольку она на чрезвычайно низком уровне. Удается ли по мере учебы в семинарии эту ситуацию как-то выправить? Скажу так: если есть у человека сильное желание учиться, он справится со всеми трудностями. У нас был один студент, воспитывавшийся в детском доме. Он не получил то, что получает ребенок в семье, окруженный любовью и заботой. Полагаю, что именно по этой причине у него была достаточно слабая успеваемость. Пришлось даже ставить вопрос об его отчислении. Но слабенький студент очень хотел учиться! И в конце концов он смог достичь хороших результатов, став примером для других в прилежании к учебе, в усердии. Он написал прекрасную дипломную работу, что, конечно, сильно порадовало и взбодрило преподавателей. Теперь он подвизается в Николо-Угрешском монастыре. Вообще-то половину насельников обители составляют как раз наши выпускники! Подытоживая разговор, замечу: о серьезном потенциале духовной семинарии, об учебных практиках на разных курсах и о том, как недавно ею был обретен новый небесный покровитель – святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, – можно было бы рассказать много интересного. Как и об истории монастыря, издательской деятельности. Но, думается, это уже темы для последующих публикаций.

Беседовала Нина СТАВИЦКАЯ

Фотограф Владимир ХОДАКОВ

Фото

Успевает ли человек при смерти осознать, что умирает? Оказалось, что да (3 фото)

Новые данные свидетельствуют, что в процессе умирания мы осознаем, что умираем, потому что мозг продолжает функционировать еще некоторое время после того, как сердце перестало биться.

Американский ученый и врач опросил 2060 человек из разных стран, переживших остановку сердца, и услышал кое-что неожиданное.

Правда, некоторые коллеги отнеслись к его открытию скептически.

Новые открытия свидетельствуют, что в процессе умирания мы осознаем, что умираем, потому что наш мозг продолжает функционировать еще некоторое время после того, как сердце перестало биться.

На короткое мгновение мы становимся пленниками смерти, в то время как решается наша судьба.

Ощущение близости к смерти — возможно, самое яркое из того, что может пережить человек.

Часто этот феномен описывают как впечатление, что перед глазами проносится вся жизнь; человек видит световой туннель или ощущает себя за пределами тела; ему кажется, что он вступает в контакт с родными и близкими «с другой стороны», что время ускоряется или, наоборот, замедляется.

Кто-то даже считает, что видел следующую жизнь. Но что происходит на самом деле?

Вспоминают, как их вернули к жизни

Доктор Сэм Парниа (Sam Parnia), ученый и врач-реаниматолог из Нью-Йорка, решил провести исследование на материале от 2060 человек из Европы и США: многие пациенты, пережившие остановку сердца, рассказали ему свои истории.

Оказалось, что 46% реанимированных помнили процесс оживления, хотя после выздоровления большинство и утратили воспоминания об этом.

Самое неожиданное, что двое из пациентов сохранили подробные и обширные воспоминания (зрительные и слуховые) о работе реанимационной команды и наблюдали, как врачи объявляли об их смерти.

Это происходило через целых три минуты после того, как сердце перестало биться, мозг — функционировать, а электроэнцефалограмма уже не фиксировала никаких электрических колебаний.

Проще говоря, такое как будто вообще невозможно.

Может ли быть, что сознание каким-то образом существует независимо от нормального функционирования мозга? Это объяснило бы, почему пациенты так ясно помнят собственную реанимацию, гласит исследование Сэма Парниа.

Шведский ученый настроен скептически

Хенрик Йёрнтелль (Henrik Jörntell), доцент нейробиологии Лундского университета, настроен весьма скептически:

«Это исследование несколько подозрительно, должен я вам сказать, поскольку почти вся западная медицина, определяя смерть, отталкивается от понятия „смерть мозга»».

Обсуждение смерти мозга Сэм Парниа совершенно исключил из своего исследования, он исходил из того, что мозг вообще никак не функционирует после остановки сердца.

Смерть мозга определяется как отсутствие мозговой активности при как минимум двух проверках, сделанных с промежутком в два часа. Если сердце перестало биться, это еще не значит, что мозг навсегда угас, пусть полная остановка сердца и ведет к смерти мозга в среднем через пять-десять минут, если не провести мероприятия по реанимации.

Остановка сердца означает полное кислородное голодание, за которым следует экстремально сильный стресс-сигнал от мозга.

«В это время мозг не будет функционировать нормально, и сомнительно, что в такой ситуации существует какое-то осмысленное сознание. Вероятно, пару минут теплится квазисознание, примерно как когда человек засыпает, и из-за этого могут возникнуть немного странные переживания вроде тех, что бывают во сне», — говорит Хенрик Йёрнтелль.

Воспоминания, похожие на сны

Есть признаки того, что после остановки сердца мы сохраняем сознание гораздо дольше, чем ученые полагали ранее.

Другое, возможно, более достоверное объяснение этого феномена касается напоминающих сны ощущений, которые возникают непосредственно перед тем, как мы теряем сознание.

Загадка смерти заключается в том, что мы точно не можем узнать, что происходит, когда мы умираем, и исследования продолжаются. Но одно ясно точно: однажды мы все это узнаем, вопрос лишь в том, запомним ли.

«Синдром запертого человека»

Пациент с «синдромом запертого человека» полностью сохраняет сознание и нормальную мозговую активность, но не может управлять своим телом, а значит говорить и двигаться. Постороннему кажется, что человек умер.

Точно не известно, что именно происходит, но, похоже, мозгу важно постоянно проверять, что тело функционирует. Мозг бессознательно занимается этим круглые сутки, все жизнь, чтобы мы не потеряли жизненно важное сознание.

Даже в самом глубоком сне, напоминающем состояние слабого сознания, в мозге работают механизмы, которые могут естественным образом вывести нас из сна. Эти механизмы очень надежны и устойчивы, но все-таки их можно нарушить.

«Синдром запертого человека» — очень неприятное, но, к счастью, редко встречающееся состояние.

Что такое смерть мозга

Смерть мозга — это клинический термин, используемый почти во всей западной медицине. В Швеции он применяется с 1988 года. Благодаря понятию смерти мозга мы сегодня можем проводить трансплантации и пользоваться донорскими органами.

Для констатации смерти мозга должны быть соблюдены следующие критерии:

  • — в процессе двух клинических измерений, проведенных экспертом по диагностике смерти мозга с промежутком минимум в два часа, не зафиксировано никаких мозговых функций;
  • — все базовые рефлексы отсутствуют: реакция зрачков, болевые реакции, движения глаз и дыхательные движения возникать не должны;
  • — известна причина повреждения мозга, например, физическая травма или кровоизлияние.

Исключения при констатации смерти мозга могут делаться в случае сложных ситуаций, вроде сильного переохлаждения, отравления, передозировки наркотиков и так далее.

Тогда по закону, чтобы объявить о смерти мозга, в дополнение ко всему вышеперечисленному требуется провести церебральную ангиографию, нечто вроде контрастного рентгена сосудов головного мозга.

РЕАНИМАТОЛОГИ О ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ

В своей статье Мифы о Православии (Православие — это обман?) я писал «Реаниматологи сегодня говорят о том, о чем говорят древние свитки. После смерти есть нечто. В этом нечто есть жизнь. И довольно часто там есть некий суд». Многие видят этот суд как прокручивающуюся пленку жизни. Некоторые видят это как диалог со светящимся существом. Но очень часто любой контакт с околосмертными переживаниями приводил к тому, что человек после пережитого полностью менял свою жизнь, полностью менял приоритеты. Становился более человечным.
У меня возникает, в общем-то, вполне очевидный вопрос. Если после смерти нет суда, нет стимула становиться лучше — почему люди так резко реагировали на данные переживания? Многие не хотели возвращаться назад, говоря что «после смерти очень хорошо, там так радостно». Многие полностью переставали бояться смерти, обретая уверенность в том, что смертью все не заканчивается.
Православие об этом и говорит. Смертью все не заканчивается.
Но складывается впечатление, что людям, пока они лично не столкнулся с длинным темным туннелем, это полностью не интересно. Но как быть, если окажется, что вся жизнь была подготовкой к экзамену, а ты всю жизнь учил не те билеты — жил хоть и по совести, но по своей (а не по евангельской), хоть и старался не грешить, да особо и не разбирался, что есть грех.
А значит, мимо твоего внимания могла проехать целая колонна грехов, которых ты не опознал как грех. Ведь ты помнишь лишь «не убей» и «не укради» из 10 заповедей Моисею на горе Синай. Например, знаешь ли, что «уныние» является в Православии грехом, который ведет прямиком в ад?
Конечно, в это можно попросту не верить.
А вдруг Православие окажется полностью право? И загробная жизнь есть форма внетелесного бытия, причем его качество зависит полностью от тебя и от того, насколько чистым ты стал за время земной жизни. И чистым не с твоей точки зрения, а зрения разума куда более могущественного, чем мы можем себе представить.
Ведь не обязательно нужны примитивные образы вроде ада и сковородок. Представь, что ты больше не нуждаешься в пище, одежде, не нуждаешься ни в чем. А значит, у тебя очень много времени «подумать». Теперь у тебя на думы вся вечность впереди. Ибо душа бессмертна. Вот только твои думы больше ничего не могут изменить. Ты представлен сам себе. И твое наказание — вечно быть с самим собой. Вот именно таким — с проснувшейся совестью и жгущей изнутри памятью.
И дело не в возможности покаяния. Ты висишь в холодной одинокой пустоте. И бесконечно переживаешь о том, как обидел близкого человека. И душа рвется от боли, жаждая просить и просить прощения. Вот только пространство вокруг холодно и мертво молчит, а близкого и вдруг ставшего таким родным рядом нет. И лишь безжизненное пространство равнодушно взирает на наши вдруг ставшие такими искренними сердечные вопли.
И что мы скажем тогда? В чем смысл загробного раскаяния, когда мы больше не можем ничего сделать для тех, кого обидели, кому не помогли, от кого отвернулись в тяжелый момент жизни?
Измените себя — говорит вера Православная. Измените. Чтобы память потом не жгла самым лютым мучителем. Чтобы твоя совесть не вырвалась на свободу, как оголодавший лютоволк. Вырвалась, когда уже станет поздно.
Ведь в наши дни просто даже стыдно не верить в загробное существование душ. Уж с современной то реаниматологией и огромной базой околосмертного опыта. Можно вспомнить и книгу Эбена Александра «Доказательство неба» и Моуди с его «Жизнь после жизни». Да и научные публикации во вполне престижных журналах говорят о жизни после жизни.
Чтобы не быть голословным — пожалуйста:
В тиши комфортабельных голландских клиник, похоже, назревает переворот в медицинской науке. Группа ученых под руководством Пима ван Ломмеля опубликовала в авторитетнейшем журнале Lancet результаты многолетних исследований в области изучения функций мозга.
Применив собственную методику работы с пациентами, голландцы — ни много ни мало — поставили под сомнение один из основных постулатов физиологии, а именно — что наше сознание является неотъемлемой функцией мозга. Голландцы заявляют: когда мозг уже перестал функционировать, сознание продолжает существовать, и настаивают на том, что имеют этому неопровержимые доказательства.
Не высказывая конкретных предположений относительно истинной природы сознания, ван Ломмель дает понять: вполне вероятно, что мозг — никакая не «мыслящая материя», и, возможно, такой материи вовсе не существует. Интересно, что почти одновременно с голландцами к аналогичным выводам пришла группа английских исследователей из клиники в Саутгемптоне.
Известно, что при переходе в мир иной у многих людей бывают необычные видения и ощущения. Пациенты сообщают о них в случае «возвращения» — успешной реанимации. Воспоминания тех, кто побывал «за гранью», неоднократно изучались. Для их обозначения существует специальный термин — NDE (near-death experience — «почти-смертельный опыт»).
Существует несколько теорий происхождения NDE. Все они объясняют это явление психофизиологическими причинами. Некоторые ученые считают, что оно вызвано физиологическими изменениями в мозге, умиранием клеток в результате прогрессирующей гипоксии.
Другие рассматривают «посмертные» видения как реакцию страха на приближающуюся смерть либо как сочетание такой реакции и гипоксии. Третьи склонны объяснять их следствием медикаментозного воздействия.
Ван Ломмель настаивает, что в таком случае видения должны посещать каждого пациента, пережившего реанимацию. Но статистика, полученная его командой за 10 лет исследований, гораздо скромнее. Из 344 пациентов, перенесших 509 реанимаций, только 62 человека (18 процентов) сообщили о неких воспоминаниях. Голландцы определили десять признаков NDE и вычислили частоту их проявления.
Итак, больше половины пациентов группы (56 процентов) испытали во время клинической смерти положительные эмоции. В 50 процентах случаев наступает осознание факта собственной смерти. Встреча с умершими людьми происходит в 32 процентах случаев NDE. 31 процент умиравших рассказывают о перемещении через пресловутый тоннель. 29 процентов наблюдают картины звездного ландшафта.
Видят себя со стороны 24 процента «мертвых» (так называемый OBE — out-of-body experience, «опыт вне тела»). 23 процента опрошенных наблюдают ослепительный свет, столько же человек — яркую цветовую гамму. Мелькающие картины прошедшей жизни видят 13 процентов пациентов, и, наконец, 8 процентов из них рассказывают о том, что ясно видели знаменитую границу между миром живых и мертвых. Никто из контрольной группы не сообщил об ощущениях неприятных или устрашающих. Впечатляет и то, что о визуальных впечатлениях рассказывают слепые от рождения люди, слово в слово повторяя рассказы зрячих.
Клиническая смерть, как известно, наступает в результате остановки сердца, сопровождается остановкой дыхания и гипоксией (кислородным голоданием) мозга. Через десять секунд после остановки сердца мозг отключается — электроэнцефалограмма превращается в идеально ровную линию.
Главная трудность исследования посмертных «воспоминаний» заключается в том, что никто — ни пациенты, ни врачи — не может с точностью проследить, когда именно произошел «почти-смертельный опыт».
Ван Ломмель поставил перед собой конкретную задачу — с максимальной достоверностью выяснить, действительно ли состояние NDE было испытано пациентом во время клинической смерти, при абсолютно ровной линии электроэнцефалограммы, а не в тот момент, когда мозг уже «включился». И утверждает, что ему это удалось. А это значит, что сознание (или то, что мы называем этим словом) существует независимо от работы мозга.
Одним из самых ярких примеров ван Ломмель считает случай, который наблюдала одна из его сотрудниц. В клинику доставили пациента в коме. Искусственное дыхание, массаж сердца и дефибрилляция результатов не дали.
Мозг умер, электроэнцефалограмма вытянулась в линию. Когда решили применить интубацию, оказалось, что во рту у пациента зубной протез. Сотрудница вынула его и положила на передвижной столик. Через полтора часа у пациента нормализовались сердечный ритм и давление…
Через неделю, когда та же сотрудница разносила по палатам лекарства, «воскресший», увидев ее, сказал: «Вы знаете, где мой протез! Вы вынули у меня зубы и засунули их в выдвижной ящик столика на колесах!» При дальнейших расспросах выяснилось, что человек видел себя сверху лежащим в постели. Он в деталях описал палату и поведение всех присутствующих в момент безусловной смерти. Он боялся, что врачи прекратят реанимацию, отчаянно пытался дать им понять, что все еще жив…
«Почти-смертельный опыт» встречается все чаще, — говорит ван Ломмель, — потому что с применением современных методов реанимации люди стали чаще выживать. Содержание видений и их воздействие на пациентов одинаковы во всем мире. Субъективный характер переживаний, личностные, культурные и религиозные факторы определяют лишь словарный запас, манеру описывать и интерпретировать эти переживания».

Естественно, у ван Ломмеля в научном мире много противников. Однако он не первый ученый — сторонник существования того, что иногда принято называть душой. В знаменитой работе «Дух, душа и тело» архиепископ Симферопольский Лука, в миру выдающийся хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, доказывает ее наличие исключительно на основании собственной богатой хирургической практики.
Ван Ломмель с коллегами и единомышленниками основывают свою уверенность в том, что сознание способно существовать самостоятельно, на чистоте проведенного эксперимента. Чтобы исключить случаи ложных воспоминаний (ситуации, когда люди, наслушавшись чужих рассказов о «хождении на тот свет», неожиданно тоже «вспоминают» то, чего сами никогда не переживали), религиозной экзальтации и тому подобного, ученые тщательным образом изучили все факторы, могущие повлиять на сообщения пациентов.
Все наблюдаемые были абсолютно здоровы психически. Среди них были люди разных возрастов — от 26 до 92 лет, мужчины и женщины, с разной степенью образованности и религиозности, слышавшие раньше об NDE или нет, пережившие клиническую смерть один и несколько раз. Выводы ван Ломмеля безусловны:
1. NDE-видения происходят именно в момент приостановки работы мозга.
2. Их нельзя объяснить физиологическими причинами, такими, например, как кислородное голодание клеток мозга.
3. На глубину «почти-смертельного опыта» влияют пол пациента (женщины, как правило, испытывают более глубокие ощущения, чем мужчины) и его возраст.
4. Большинство пациентов, имевших наиболее глубокий опыт «смерти», все-таки умирают в течение 30 дней после реанимации.
5. Визуальные впечатления слепых пациентов практически не отличаются от впечатлений зрячих.
Несмотря на пугающую сенсационность заявлений Пима ван Ломмеля, многие, в том числе и скептически настроенные его коллеги в разных странах мира, уже признали, что голландский ученый ближе прочих подошел к доказательству «бессмертия души». Сам же Ван Ломмель призывает ученый мир к серьезному и всестороннему обсуждению проблемы, продолжению исследований в этом направлении и радикальному пересмотру традиционных взглядов на возможность жизни после смерти.

священник Алексий Тимаков

Статьи

  • Homo subjunctivus. До какой степени христианин может принимать предопределение 0
  • Апология рождественской елки 0
  • Жизненность Предания 0
  • Зачем освящать квартиры и машины? 0
  • Искушения людей церковных и нецерковных 0
  • На пути к последнему Суду 0
  • О сознании секулярном и церковном 0
  • Один на один с Богом. Таинство исповеди 0
  • Пастыри одичавшего стада Христова 0
  • Предвосхищение рая 0
  • Пчела Северной Фиваиды 0
  • Сейте разумное, доброе, вечное 0
  • Страстная Седмица — осмысление Христова Креста 0
  • Таинство второй благодати 0
  • Утраченная радость воцерковленности 0
  • Чудо рядом с нами 0

священник Алексий Тимаков (05.05.1959)

Биография

Иерей Алексий Тимаков родился 5 мая 1959 года.

Работал врачом-реаниматологом в Центральной клинической больнице РАН, на «Скорой помощи», в отделении интенсивной терапии.

Диаконская хиротония: 23 июня 1996 года; священническая хиротония: 30 марта 1997 года.

Клирик храма во имя святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, Москва.

Отец – протоиерей Владимир Тимаков, брат – протоиерей Валентин Тимаков, дядья – протоиерей Леонид Ролдугин и протоиерей Валентин Радугин.