Библия изгнание из рая

Изгнание Адама и Eвы из рая

Но, однажды Адам и Ева ослушалнсь Бога. И Он нзгнал их из рая. Это случилось так.

Господь разрешил им есть плоды от всякого дерева в саду, кроме плодов от дерева, которое называлось деревом познания добра и зла. Бог сказал, что если они ослушаются этой заповеди, то умрут.

Но сатана, враг Бога и людей, решил погубить Адама и Еву. Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?»» Ева ответила: «Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы нам не умереть». Тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло».

Когда Ева после слов змея посмотрела на дерево, оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что давало знание. Она сорвала с него плод и съела его, и дала есть также мужу своему Адаму. И сказал Бог Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «»Не ешь от него»», — то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада и они не могли больше возвратиться. Поэтому они так печальны на этой картинке.

Так произошло грехопадение первых людей. По слову Бога они умерли духовной смертью‚ а затем и физической. Духовная смерть значит, что прерывается духовное общение с Богом Творцом. Но Бог уже тогда обещает спасение всему человечеству от греха через Своего Сына Иисуса Христа. Об этом вы прочитаете позже в этой же книге.

Читайте более подробно: Бытие 3:1-23.

Об изгнании из Рая

Известность этого эпизода Священной истории (Быт. 3), вспоминаемого особо в Прощеное воскресение, чрезвычайно велика. К сожалению, широко распространено и невнимательное его прочтение. Обратим внимание хотя бы на то, когда же произошло грехопадение? Не в тот момент, когда Ева вкусила от древа познания, а когда от него вкусил Адам: в его воле было отвергнуть плод, предложенный Евой, но он этого не сделал.

В свое время митрополит Сурожский Антоний говорил о том, что, так сказать, формула отпадения исходит от Адама: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Другими словами, и Бог виноват, и Ева, но только не он сам! И в этом – вся суть грехопадения. Кстати, Ева была проще; в ее словах змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13), как представляется, уже можно увидеть предрасположение к сознанию своей вины.

Тем не менее, вина ее велика: созданная помощником мужу (Быт. 2, 18), она вовлекла его в искушение, перед которым он не устоял. И Господь меняет ее статус, говоря, что отныне муж будет господствовать (Быт. 3, 16). Однако изгнание из Эдема происходит именно из-за того, что Адам проявил склонность к лукавству и неверности (Быт. 3, 22-24).Попытаемся хотя бы бегло рассмотреть тему проклятия в Быт. 3, тем более что обычно считается, что Ева была проклята Богом. Но в Библии этого нет. Проклят змей (Быт. 3, 14), проклята земля за Адама (Быт. 3, 17), а поскольку из земли произведены животные и растения, то пагубное последствие первородного человеческого греха распространяется и на них. Женщине же сказано: в болезни будешь рождать детей (Быт. 3, 16). Проклятие ли это? Вот что говорит Христос (Ин. 16, 21): Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так не уместней ли предположить, что родовые муки – это путь спасения, путь искупления, который в падшем мире легким быть не может, но ведет к радости?

А Адаму предуказано в скорби и в поте лица добывать свой хлеб, который будет нелегким из-за того, что проклятая земля породит сорные травы (Быт. 3, 17-18). Но и здесь уместно предположить, что честный и нелегкий труд ведет к спасению, поскольку является исполнением воли Божией, а стремление от него увильнуть не доводит до добра. И это тоже не проклятие, это скорее завет.

Так согрешившим людям был указан способ искупить грех, что можно считать скорее благодеянием Божиим, нежели проклятием. И даже когда человечество, неоднократно противившееся воле Божией, зашло в тупик, Бог его не оставил, а послал в мир Своего Сына – и не судить мир, а спасти его (Ин. 3, 17).

Изгнание из рая

Фреска Мазаччо в капелле Бранкаччи, 1426-27

Изгна́ние из ра́я Адама и Евы — эпизод библейского предания из книги Бытия, следующий за грехопадением.

Первоисточники и комментарии

Согласно апокрифической Книге Юбилеев, до грехопадения Адам и Ева прожили в раю семь лет.

После грехопадения Бог произносит проклятия (3:14–19):
* Змею: «Проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.»
* Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.»
* Адаму: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.»

После грехопадения «нарёк Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». (3:20, 21). После чего Адам и Ева сошли на землю.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт. 3:22–24)

Комментарий в Мидраш Рабба (англ.)русск.: Сказал рабби Аба бар Кагана: Открыл ему Святой, благословен Он, двери раскаяния. «И теперь?..» — как бы вопрос «А что теперь?». Бог намекает, что ситуация ещё обратима, ожидая, что человек выразит раскаяние. На что Адам отвечает отрицательно и потому ему запрещено есть от Древа жизни. Лишь отказавшись от раскаяния (а не после самого греха) Адам перестал быть достойным вечной жизни.

По мнению Мирча Элиаде, мифологема золотого века и изгнания из рая восходит ко временам неолитической революции, когда человек перешёл от собирательства и охоты к земледелию и животноводству.

В переносном смысле — изгнание из идеального места за совершённый проступок.

В христианской традиции

Ангел с огненным мечом

Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445

Иногда считается, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил. Этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает, что он небесный страж, стоящий у врат рая.

Джон Мильтон в своей поэме «Потерянный Рай» следует той же трактовке, посылая Михаила во главе с отрядом херувимов выполнить миссию удаления прародителей из рая.

Дж. де Менабуони, фреска в Падуанском баптистерии,1376-78 Архангел вмиг пустился в путь, С ним Херувимов блещущая рать, И каждый Херувим — четверолик, Как Янус двоекратный; все бойцы — Многоочиты; их тела везде Усеяны глазами без числа

Исток этой традиции не очень ясен. В «Евангелии от Никодима» Михаил упоминается как тот, кто явился у врат рая Сифу, но не пишется что он страж райских врат. Про явление Михаила Сифу также есть в «Золотой легенде».

Кроме того, согласно Преданию православной Церкви охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама Богом был поставлен архангел Уриил, чье имя означает «Огонь Божий». По иконописному канону Православной церкви, этот архангел «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень».

В ряде преданий в качестве ангела, изгнавшего прародителей из рая и приставленного охранять древо познания добра и зла, называется архангел Иофиил.

В средневековой символике символом Изгнания из рая были ворота.

Благоразумный разбойник в раю. Разбойника встречают Енох и Илия, справа — херувим с огненным мечом, охраняющий рай.

В православии

В Русской Православной Церкви Прощёное Воскресение (последнее воскресенье перед Великим постом) имеет также название «Воспоминание Адамова изгнания». В этот день в песнопении за всенощной поется о том, как сидел Адам напротив рая и оплакивал своё грехопадение, оплакивал уже запоздалыми слезами.

В Библии мы читаем: Господь облёк людей в кожаные ризы и изгнал их из Рая. Что это такое? Как это понять — «изгнание из Рая»? А это вот как раз и началось наше спасение. Но, что это за «кожаные ризы»? А опустите глаза и посмотрите сами на себя. Наше тело — это и есть те самые ризы. Нынешнее тело человека совершенно иное по сравнению с тем, духовным тонким телом, в которое был облечен первый Адам, так пишут святые отцы Церкви. А теперь заглянем в свою душу… Мы увидим её, наполненную страстями и грехами. Оказывается, то, что мы телесно и духовно из себя представляем, — это и есть состояние «изгнания из Рая». А находясь в Эдеме, человек имел совершенно иное тело и иную неповрежденную душу.

Мессианское пророчество

Византийская мозаика, Палермо, Сицилия

В этом эпизоде фигурирует наиболее древнее ветхозаветное пророчество о Христе:

…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15)

Эта фраза толкуется как осуждение Господом дьявола, и утешение прародителей обещанием, что когда-нибудь «Потомок жены» (то есть Христос) поразит саму «главу» змия, их соблазнившего. Но при этом и сам Потомок жены пострадает от змия, который будет «жалить Его в пяту», то есть причинит ему физические страдания (см. Страсти Христовы). Христианские богословы подчеркивают тут наименование Мессии «Семенем Жены», что, по их мнению, уже указывает на его необычайное рождение от Жены, которая зачнет Мессию без участия мужа (то есть Дева Мария, см. Благовещение). «По свидетельству таргумов Онкелоса и Ионафана (древних толкований-пересказов книг Моисея), евреи всегда относили пророчество о Семени жены к Мессии». Как считается в христианстве, это пророчество исполнилось, когда Иисус Христос, пострадав на кресте своей плотью, поразил дьявола — этого «древнего змия», то есть отнял у него всякую власть над человеком.

В изобразительном искусстве

Микеланджело. Фреска в Сикстинской капелле

В итальянском искусстве ренессанса наиболее знаменитой оказалась фреска Мазаччо в капелле Бранкаччи, не только потому, что он был первым в свою эпоху, осмелившимся написать обнаженные фигуры, но и благодаря чрезвычайной эмоциональной выразительности и мимике своих персонажей.

В эпоху зрелого ренессанса трактовку этого сюжета создал Микеланджело на стенах Сикстинской капеллы.

Русская фреска XVIII в., Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье.

В православной иконописи этот сюжет можно найти в клеймах икон на ветхозаветные сюжеты, например, иконе Архангела Михаила (см. выше) и Троицы Ветхозаветной, а также во фресковых циклах соборов. Место «Изгнанию из рая» в иконостасе было на дьяконских дверях, где оно располагалось вместе с другими ветхозаветными сюжетами, напоминающими об утерянном рае (сотворение мира, райские обители с лоном Авраама, Богородицей, Благоразумного разбойника).

Встречалась эта тема и в персидской миниатюре, питаемой изложением сюжета в Коране.

Графические листы с «Изгнанием из рая» создавались лучшими мастерами-граверами: как Дюрером, так и Доре.

Французские художники-академисты XIX века трактовали этот сюжет в духе легкого эротизма, благодаря возможности написать обнаженное тело Евы (Кабанель).

В русском искусстве XX века стоит отметить картины Гончаровой, Шагала, Петрова-Водкина.

Не обошёл его своим вниманием и Илья Глазунов.

В массовой культуре

  • «Изгнание из рая» — название, которое часто выбирают для своих книг писатели (Павел Загребельный, Елена Благова). Это название имела и пьеса Серебряного века, поставленная, по свидетельству Ахматовой, в «Бродячей Собаке».
  • «Изгнание из рая» — фильм 1994 г.; под тем же названием нудистская лента 2004 г. чешского режиссёра Веры Хитиловой.
  • «Изгнание из рая» — перформанс современного художника Андрея Устинова

Примечания

  1. Мидраш «Берешит Раба» 21:6
  2. Вначале боги голодали, или Мифология пищи
  3. Архангел Михаил, с деяниями в 20-ти клеймах
  4. Ульянов О. Г. Архангел Михаил хранитель святой Троицы (Из наследия преподобного Андрея Рублева)
  5. Мильтон, Потерянный рай
  6. Из «Золотой легенды» Архивировано 1 декабря 2012 года.
  7. Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных: о дате праздника и иерархии ангелов на сайте Православие и мир.
  8. Lawrence, Robert M. (1898), The Magic of the Horse-Shoe, With Other Folk-Lore Notes, Chapter III: The Number Seven
  9. Архимандрит Сретенского монастыря Тихон (Шевкунов) Архивная копия от 11 февраля 2008 на Wayback Machine
  10. Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощёное воскресенье. Архивная копия от 15 февраля 2008 на Wayback Machine
  11. Александр (Милеант). «За сотни лет до Рождества Христова. Пророчества Ветхого Завета о Христе»
  12. Святая Троица в бытии. Сольвычегодский историко-художественный музей, Сольвычегодск, Россия
  13. Успенский собор ростовского кремля (недоступная ссылка). Дата обращения 30 ноября 2007. Архивировано 11 февраля 2008 года.
  14. «Икона в храме»
  15. Персидская миниатюра (недоступная ссылка)
  16. Галерея гравюр
  17. Гончарова Н. С. Изгнание из рая. (1912—1913) Архивная копия от 13 февраля 2008 на Wayback Machine
  18. М. Шагал «Изгнание из Рая» (1954-67) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 ноября 2007. Архивировано 11 февраля 2008 года.
  19. Петров-Водкин К. «Изгнание из рая» Архивная копия от 26 октября 2015 на Wayback Machine
  20. Глазунов И. Изгнание из рая. (1994 год) Архивная копия от 16 декабря 2007 на Wayback Machine
  21. Встречи с Анной Ахматовой

Ссылки

  • Рассказ о некоторых изображениях грехопадения и изгнания из рая, Марина Аграновская

История Адама и Евы

Персонажи

События

Основные понятия

В разных источниках

Дети Адама и Евы

>Библия Онлайн

Понурившись, стояли Адам и Ева перед Богом. Бог же смотрел на ослушников долгим печальным взором и, наконец, спросил:

— Почему вы прятались от Меня?

— Я боялся предстать перед Тобой, потому что я наг, — робко проговорил Адам.

— Откуда же вы узнали о своей наготе? — спросил Бог. — Уж не отведали ли вы плодов с дерева познания добра и зла?

— Да, но я не виноват в этом. Это Ева дала мне запретный плод, и я попробовал его, — попытался оправдаться Адам.

— Я тоже не виновата, — сказала Ева. — Это змей обманул меня и заставил попробовать плод.

Тогда Бог заговорил с людьми грозным голосом. Бог сказал, что своим непослушанием люди испортили мир, который Он создал для них таким прекрасным. А еще Бог сказал людям, что они будут возделывать землю, но отныне труд их уже не будет легким и радостным. Чтобы добыть себе пропитание, они должны будут трудиться в поте лица, а земля в изобилии будет производить не благословенные плоды, а тернии и бурьян.

И это было еще не самое тяжкое из того, чем покарал Бог людей за непослушание. «Вам нельзя больше оставаться в райском саду, — сказал Он. — До сих пор вы были со Мной, но, ослушавшись Меня, вы сами сделали свой выбор. Вы решили уйти от Меня, и поэтому вам нет теперь места в раю. Уходите. И знайте, что вы уже не бессмертны. Вас, как и всех прочих живых тварей, ожидают болезни, старость и смерть».

Сокрушенные и униженные, Адам и Ева покинули райский сад. А Бог поставил у входа в рай херувима с огненным мечом, чтобы он охранял рай от теперь уже грешных людей.

Люди были изгнаны из рая, где они были так счастливы и так близки к Богу, и винить в этом они могли только себя.

  • < Запретный плод
  • Изгнание жизни все серии смотреть онлайн

    Смотрите онлайн «Изгнание жизни» без регистрации

    оригинальное название сериала Sürgün Hayatlar
    жанр драма
    год 2008
    страна Турция
    композитор Gökhan Kırdar
    режиссер Şahin Gök
    В главных ролях:
    Aydan Şener — Eylül
    Teoman Kumbaracıbaşı — Doğan
    Kenan Bal — Nihat
    Neslihan Acar — Nesrin
    Hüseyin İlker — Berdari
    Nihat Nikerel — Ziya
    Sarp Akkaya — Sadettin
    Halil Kumova — Bedir
    Güray Görkem — Tim Komutanı
    Yüksel Arıcı — Tufan
    Orçun Çıtır Hakan — Erakit Seslendirmesi
    Cenk Sözeri — Veysel
    Hakan Eratik — Efe

    В турецком сериале Изгнание жизни, показана судьба двух людей, мужчина и женщина. Эта драматическая история мужчины Доган, у которого есть жена и маленький сын. Но однажды при загадочных обстоятельствах он исчезает. Оказалось, что его похитили, и он попал в рабство. Горем убитая женщина стоит на берегу и смотрит вдаль. Ее Доган исчез и у нее от него остался маленький сынишка. После шести лет нахождения в рабстве Догану удается сбежать. Он приезжает в свой городок и узнает там, что его семья покинула этот город, и его жена сейчас живет с другим мужчиной совсем в другом городе. Потеряв в одну секунду все, ради чего жил. Он не знает где теперь его семья. Он находится сам в этом одиноком городе. Он знакомится с Эфе и тот говорит. Что знает, где его семья. Но бесплатно говорить не хочет и требует большую сумму денег. Для того, что бы узнать, что будет дальше нужно посмотреть все серии сериала «Изгнание жизни».

    Турецкий сериал — Изгнание жизни / Одиночество жизни / Sürgün Hayatlar

    Изгнание жизни / Sürgün Hayatlar. Турция. Кадры из сериала, актеры, описание, создатели сериала. Эмоциональная драма о человеке, сбежавшем из рабства.

    год 2008
    страна Турция
    производство İdol Yapım, TRT
    продюсер Abdullah Yalçın
    режиссер Şahin Gök
    сценарист Murat Sarı, Hakan Altuntaş
    оператор Salih Dikişçi
    композитор Gökhan Kırdar
    жанр эмоциональная драма
    оригинальное название Sürgün Hayatlar

    Одинокая женщина стоит на берегу моря и смотрит вдаль. Ее любимый человек очень давно исчез при загадочных обстоятельствах, и от него женщине остался, теперь уже шестилетний сын. Проведя столько времени без любимого, мать начинает задумываться, кем заменить ребенку отца.
    На самом деле, Догана похитили, и он попал в рабство. Через шесть лет ему удалось бежать. Теперь он один в незнакомом городе в одиночестве, и не знает о их местоположении и дальнейшей судьбе. Однажды, ему попадается некий Эфе, который готов рассказать о нем все за большую сумму денег. На что пойдет Доган, чтобы найти своих близких?

    Смотреть все турецкие сериалы

    Смотреть все турецкие фильмы

    Кадры из сериала Изгнание жизни:

    http://www.spravkasleavka.ru/kino/serialy/tureckij-serial-izgnanie-zhizni-odinochestvo-zhizni-surgun-hayatlar.htmlТурецкий сериал — Изгнание жизни / Одиночество жизни / Sürgün Hayatlar2013-10-12T02:03:30+00:00 adminСериалыИзгнание жизни,турецкий сериалИзгнание жизни / Sürgün Hayatlar. Турция. Кадры из сериала, актеры, описание, создатели сериала. Эмоциональная драма о человеке, сбежавшем из рабства. год 2008 страна Турция производство İdol Yapım, TRT продюсер Abdullah Yalçın режиссер Şahin Gök сценарист Murat Sarı, Hakan Altuntaş оператор Salih Dikişçi композитор Gökhan Kırdar жанр эмоциональная драма оригинальное название Sürgün Hayatlar В главных ролях: Teoman Kumbaracıbaşı (Doğan) Aydan Şener (Eylül) Kenan Bal…admin [email protected]Справочная и Сливочная

    Адамово изгнание

    Изгнание Адама и Евы из рая. Худ. Джузеппе Цезари

    Я его чувствую, это изгнание, или это очередное сочетание благочестивых звуков? Не хочется быть похожим на одну чеховскую героиню, которая млела от церковных слов типа «понеже» или «аще убо», плохо понимая, что они означают.

    Адамово изгнание – это вселенская катастрофа, случившаяся всего лишь с одним человеком и его женой, но имеющая прямое отношение ко всему живому. К людям – понятно. Ко всем людям. Всем вообще. Но и ко всему живому. «Потому что тварь (всё творение) покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо мы знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» (Рим. 8: 20–22).

    Вся тварь стенает. По-русски: всё творение стонет. Мы этот ежедневный стон слышим? Ведь нужно же слышать. И связывать нужно личное и общее страдание с той далекой точкой в истории, начиная с которой всё пошло не так.

    Адам не понимал Рая, живя в нем. Так рыба не понимает воды, будучи со всех сторон окружена водою. Но пойманная крючком за губу и вытащенная на берег, рыба хватает ртом обжигающий воздух и понимает: привычная жизнь кончилась. Началось мучение. Наверное, то же самое понимал Адам, когда Рай вдруг оказался не вокруг него, а позади. Как он стыдился, плакал и трепетал, когда его, возможно взашей, выгоняли из первого дома и места блаженства! Какие вопли исторгались из груди жены, когда до нее всё глубже и неотвратимее доходил весь ужас произошедшего!

    Рай теперь позади.

    Изгнанный Адам вскоре повернется лицом к сладкому месту, из которого изгнан. Церковь так и изображает его нам – сидящим напротив Рая и плачущим. Но потом, когда Адам познает жену и даст ей имя, когда родятся дети и начнется освоение земли изгнания, потомство Адама разделится по этому признаку. Для одних Рай будет позади, а для других – перед глазами. Вторые будут ждать возвращения, первые махнут на потерю рукой. Разделение это существует даже до сей минуты.

    * * *

    Потомки Каина с завидной энергией стали осваивать землю. Они построили первый город, научились ковать медь и железо, изобрели музыкальные орудия. Всё это было гениально. И способы добычи огня, и изобретение охотничьего лука или земледельческого плуга, сооружение жилищ и шитье одежды… – всё это было делом острого ума, крепких рук и энергичного сердца. Но параллельно с созданием цивилизации углублялся и грех в человеке. Придуманный для рубки дров топор удобно превращался в оружие, и Ламех уже хвалится убийством. Тот же Ламех хвалится еще и многоженством. То есть вместе с техническим и материальным развитием развиваются жестокость и похоть. Со временем они покроют живущих на земле с головой, и Бог будет очищать творение водами потопа.

    Дети Каина. Им не нужен Рай и Бог. Они сами себе – боги в собственных глазах. И еще у них есть рукотворный идол – цивилизация. Ей они поклоняются, ей служат и ею хвалятся. О том, как черствеют, озлобляются и развращаются люди по мере технического прогресса, нам должно быть известно не только из книг, но также из повседневного опыта. Дисбаланс между этикой и техникой – хронический недуг человечества. Машин все больше, совести все меньше. И фантастам уже давно грезится одно и то же. А именно: антропоморфный моллюск (бывший человек, сильно изменившийся в худшую сторону), окруженный сложной техникой, рушит и испепеляет всё вокруг себя и погибает сам.

    Дети Сифа, которого Ева родила вместо убитого Авеля, имели веру и молитву. Они «призывали имя Господа». Они жили с детьми Каина рядом, по соседству, но до времени не смешивались. Образ жизни был другой. И их было меньше. Возможностей похвалиться внешними успехами у них либо не было вообще, либо было намного меньше. И это тоже узнаваемая черта человеческой жизни. Возможно, над ними смеялись успешные и гордые каиниты. Смеялись так же громко и раскатисто, как потом будут смеяться над чудаком Ноем, 120 лет строившим несуразную по виду коробку без руля и паруса под названием «ковчег».

    * * *

    Так люди массово забывают Рай и Бога. Так лихорадочной деятельностью своею люди зарываются всем существом в землю – то ли в поисках там находящихся сокровищ, то ли в бегстве от солнечного света. А ведь это было тогда, когда первый человек еще жил. Адам, словно живая книга, мог рассказывать каждому из детей, внуков, правнуков и так далее о жизни в Раю, о невыдержанном искушении, о проклятии змея и обещании спасения от «семени Жены». Его слова обладали силой достоверного свидетеля. Адам был чудным существом, венчающим всё творение. Он был человеком, которого не рождала женщина. Которого лично сотворил Сам Господь. Но всё же проповедь пренебреглась. Грех усилился. Земные дела заслонили Небо. Духовные вопросы утратили всякую актуальность.

    Я повторю несколько последних предложений.

    Проповедь пренебреглась. Грех усилился. Земные дела заслонили Небо. Духовные вопросы утратили всякую актуальность.

    Угадайте с двух раз: я говорю о сегодняшнем дне или о людях перед Потопом?

    * * *

    Изгнание из рая. Худ. Томас Коул

    В 1954 году У. Голдинг выпустил в свет книгу «Повелитель мух». По-еврейски это название звучит как «Баал зебуб», более известный русскому читателю из Святого Евангелия как Веельзевул. Мушиный король, Диавол, начальник всякой грязи.

    Книга рассказывает о группе мальчишек, воспитанников элитного колледжа, которых занесла нелегкая на необитаемый остров. Там они стремительно растеряли все покровы цивилизованности и очутились в состоянии первых детей Адама. Одни, которых было меньше, сказали: «Давайте жечь костры на вершине горы, чтобы нас заметили и спасли». Другие полюбили новое место жизни, сплотились в стаю, выбрали вожака. Потом раскрасили лица цветной глиной, загнали и убили первую жертву – дикую свинью. Опьянев от крови и азарта охоты, устроили ритуальные пляски. Голову убитой свиньи воткнули на шест посреди острова как некий символ духа этих мест. Облепленная мухами свиная голова и станет «иконой» Веельзевула.

    Голдинг показывает, как быстро – в считанные дни – люди возвращаются в библейскую праисторию и начинают вести себя как каиниты (большинство) или потомки Сифа (малый остаток). Причем показывает это на примере детей, у которых нет еще того тяжелого груза личной греховной грязи, который есть у взрослых.

    Один из критиков романа так отозвался о нем: «Это сложная версия истории Каина – человека, который после того, как его сигнальный костер не сработал, убил брата своего». И далее: «Каин – не просто наш дальний родственник: он – современный человек, и его убийственные импульсы оснащены безграничной силой» (Д. Андерсон).

    Это всего лишь одна литературная ассоциация с поднятой темой.

    * * *

    Напомню, что Каин – первенец Адама и Евы. А мы пытаемся говорить на тему: касается ли меня лично Адамово изгнание? Чувствую ли я масштаб этой трагедии? Наконец, заметно ли сердцу моему, оку моему, уху моему, что каинитов гораздо больше, чем детей Сифа, и что каинитам плевать на светлый Рай, на попытку вернуться в него покаянием, да если честно, и на Самого Вечного Бога?

    У одних Рай за спиной, и нет желания оборачиваться. У других Рай перед глазами.

    «Чертог Твой вижу, Спасе, украшенный. Но нет одежды, да войду в него». Так будет петь Церковь на Страстной. И еще сказано: «Покаяние – это трепет души перед воротами Рая».

    Вроде так заоблачно и так далеко… Адам, Ева, змей, Рай. А всё про нас.

    И в Христа, Нового Адама, не получится верить, если пренебречь тем, ветхим Адамом, от которого мы по плоти.

    Да мы и не будем им пренебрегать. И обижаться не будем. Хоть он и нарожал нас в земле изгнания, но он же и учит к земле не прилепляться. Плакать о грехах учит и надеяться на Того, Кто, сойдя во Ад, перво-наперво нашел души праотца и праматери и извлек их из места печали в чудный Свой свет. Так на иконе «Сошествие во Ад» написано.