Блаженны миротворцы ибо

Блаженны миротворцы

Одна популярная интернет-энциклопедия сообщает, что миротворческие силы применяются «в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т.д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными», то есть так или иначе мир поддерживается в лучшем случае демонстрацией силы оружия, а в худшем…

Но ведь явно в Евангелии сказано не о современных камуфлированных и вооруженных миротворцах, потому что тогда, во время жизни Христа и написания Евангелия, таких миротворцев не было. На самом деле были. Только назывались они немного по-другому и были по-другому вооружены. Штука в том, что оружие их было не менее смертоносным, чем современное. Есть даже специальный термин «PaxRomana» — «Римский мир» (иногда «Августов мир», по имени императора Октавиана Августа). Это период римской истории, ознаменованный относительным спокойствием. Количество военных конфликтов в Римской империи было сведено к минимуму.

Но в реальности Римский мир был миром, поддерживаемым силой римских военных легионов, рассредоточенных по границам. Так территория Римского мира становилась территорией, где нет гражданской войны — дерутся варвары за границами империи. Нередко бывало и так, что легионы восставали и провозглашали нового императора. Современные военно-политические союзы являются, по сути, продолжением идеи PaxRomana, так что вооруженные миротворцы были придуманы не сегодня и даже не вчера, а очень и очень давно. Иисус Христос не мог не видеть римские гарнизоны, поддерживавшие мир в отнюдь неспокойной Иудее. Но вряд ли возможно, чтобы Христос назвал сынами Божиими язычников, презиравших израильский народ и его веру.

Слова Господа подразумевают другой мир и совершенно других миротворцев. Христос обращается к ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Любой другой мир, будь-то Римский мир или какой-то еще, будет оставаться несовершенным и искусственным по сравнению с миром, который дарует верующим Христос. Мир Христов, или мир Божий, — это состояние человека, свободного от зла и греха, то есть этого мира могут достигнуть «чистые сердцем» из предыдущей заповеди блаженства.

В одном древнем анонимном комментарии на Евангелие от Матфея есть замечательные слова: «Единородный Бог (то есть Сын Божий — Христос) есть мир духа, о чем говорит апостол: «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2, 14)… Миротворцами же именуются не только те, кто соединяет миром врагов, но и те, кто не помнит зла, — они любят мир. Ведь многие охотно примиряют чужих врагов, но сами никогда от чистого сердца не мирятся со своими врагами. Такие лишь изображают мир, но не любят его. Мир — это то блаженство, которое положено в сердце, а не в словах. Хочешь знать, кто действительно миротворец? Послушай слова Пророка: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов» (Пс. 33, 10)».

Мы становимся миротворцами, когда избавляемся от нашего собственного зла, лишающего нас мира с Богом и другими людьми. И задача эта куда сложнее, чем примирение враждующих. Почему? Потому что гораздо легче увидеть отсутствие мира и раздоры среди других, чем найти мир в своей собственной душе. Святой Августин Иппонский считал, что миротворчество заключается прежде всего в отсутствии противления Богу и господстве над греховными страстями. Только через это человек может пребывать в мирном состоянии. «Миротворцы — это те, кто, усмирив и подчинив рассудку, то есть уму и духу, движения своей души и сумев обуздать плотские вожделения, достигает Царства Божия». Без мира в собственной душе, без постоянного желания пребывать в мире с Богом, невозможно нести мир другим людям.

Преподобный Серафим Саровский однажды произнес величайшие слова: «Стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи». Если внутри нас мир Божий, то мы по-настоящему сможем исполнить слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Господь не просто дает нам мир. Господь желает, чтобы мы явили этот мир другим, чтобы мы прославили Его, нашего Спасителя, своей жизнью. Вот что значит быть миротворцем. Поэтому и столь высоко обещание: миротворцы нарекутся, то есть будут названы, сынами Божиими. Сын, искренне любящий своих родителей, будет исполнять их благую волю. Наш Отец — Бог, поэтому мы призваны исполнять Его волю, быть «проводниками» мира Божия в окружающую нас действительность. Ведь достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть, что этот мир далеко не мирный. Но в том-то и смысл, чтобы изменение этого немирного мира началось внутри каждого из нас.

Мера мира Божия велика. В Евангелии мы читаем: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 44, 45). То есть дарите мир тем, кто проявляет к вам вражду и отвечайте любовью на ненависть. Невозможно быть миротворцем и одновременно враждовать с кем-то, кого-то ненавидеть или обижать, поэтому нужно чаще всматриваться в самих себя: чем наполнен наш внутренний мир. И только когда в нашей душе, сердце и разуме, в наших делах и поступках будет господствовать Христос, только тогда мы сможем по-настоящему примирять других людей. Не принуждать, а именно примирять. Ведь не случайно же каждый христианин молится о том, чтобы воля Божия исполнялась на земле, как на небе (см. Мф. 6, 10). Но Бог не может силой заставить нас быть добрыми, поэтому исполнение воли Божией здесь и сейчас зависит и от каждого из нас. Бог не создает ничего искусственного, поэтому и мир Божий не может быть навязан извне, он должен начаться внутри нас.

В богословии есть важное понятие — «синергия». Это греческое слово, означающее совместное действие или сотрудничество. Действие Бога и человека должно быть синергичным, совместным. Только в этом случае мы можем достигнуть желаемого. Почему нет мира в моей душе? Бог не дает его мне или я сам не стремлюсь принять от Бога этот дар?

Продолжение следует

Газета «Саратовская панорама» № 2 (981)

Священник Василий Куценко
>Александр 1 благословенный почему

Кого из трех русских императоров, по имени Александр называли Благословенным, кого Освободителем, а кого Миротворцем и почему.

Александр III – правил Российской империей с 1881 года. Александр принадлежит в роду Романовых. Первоначально Александра не готовили к вступлению на престол, т.к. у него был старший брат, Николай, который должен был занять место императора всероссийского. Соответственно Александр не получал должного образования и воспитания. Уже после смерти своего брата, Александр заполнял пробелы в знаниях по праву, истории и экономике. Во время своего царствования Александр III заслужил звание Миротворца. Главным образом царя называли так за то, что на протяжении всего его правления Россия не участвовала ни в одной в войне. Все конфликты, возникающие на внешнем фронте, царь старался решать мирным путем, с помощью переговоров. Более того, в период царствования Александра был заключен русско-французский союз, что помогло Франции избежать возможной войны с Германией. К тому же Александр III был глубоко верующим человеком, совершал огромные пожертвования из личных средств, помогал в строительстве церквей, приходских школ. В период его царствования в России развивалась наука, искусство, живопись. Строился университет в Томске. Основывались музеи, театры. Александр был прекрасным семьянином, преданным мужем и хорошим отцом.

Александр II был назван «царем Освободителем» прежде всего из-за участия России в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов. Россия объявила войну Турции из-за того, что турки плохо обращались с балканскими народами. Они угнетали их, а ведь балканские народы всегда были близки России, как славяне и как христиане. Поэтому Александр II и начал войну против Турции (в то время она называлась Османской империей). Эта война была довольно успешной для нашей армии.

для группы участников «Обучающиеся 7-9 классов»

Победа осталась за Россией. Балканские народы были освобождены от турецкого ига. Однако все было так хорошо только в первое время.

Вскоре многие европейские страны начали выступать против России. Англия и Австро-Венгрия поняли, что Россия усиливает свое влияние на Балканах, поэтому они решили пересмотреть ее победу над турками. В 1878 году состоялся Берлинский конгресс. На нем все победы русского войска над турецким были сведены к минимуму. Основная часть балканских народов вновь вернулась под турецкое иго. Европа ради личной выгоды оставила славян под властью мусульман — турок, которые очень плохо обращались с балканскими странами. Политика для англичан и австро-венгерцев оказалась важнее нескольких миллионов людей, которые хотели свободы. Многие балканские народы до сих пор помнят Александра II — «царя Освободителя». В Болгарии ему установлен памятник. В этой стране Александра именуют не иначе как «царь Освободитель».

В 1814 Сенат преподнес Александру I титул » Благословенного, великодушного держав восстановителя». Это “прозвище” он получил как спаситель Отечества, отстоявший Россию от наполеоновского нашествия, как один из основателей Священного Союза, установившего мир во всей Европе.

Также есть мнение, что народ назвал Александра I Благословенным за его некоторые, вполне успешно проведенные реформы, облегчившие жизнь народа России:
— своим указом о «вольных хлебопашцах» , Александр I дал право землевладения мещанам, купцам и казенным поселянам,
— он упразднил Тайную экспедицию, издал декрет об отмене пыток,
— разрешил запрещенную ранее деятельность частных типографий и ввоз иностранных книг.. .
— по указу Александра I были открыты новые университеты, среди которых Харьковский и Казанский, учреждены три лицея, наиболее известный из них – Царскосельский…

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 107 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Почему-то Александра I называют, Благословенным, хотя он ничего особенного не сделал для народа. Человек ограниченного ума, Александр страдал неустойчивостью и шаткостью взглядов.

Титулы русских императоров

Его воспитателем был швейцарец Лагарп, который приучил его к политическому лицемерию. Сам республиканец, Лагарп внушал Александру, что для России лучше самодержавие «по соглашению с народом». По приказу Екатерины он не показал будущему царю всего ужаса крепостного права. В пятнадцать лет Александр женился на немецкой принцессе Луизе Баденской. Образование его этим было закончено.

Александр I сразу же в своем манифесте заявил, что будет во всем подражать Екатерине.

Все возлагали на него надежды; надеялись, что он даст России дворянскую конституцию.

Александр окружил себя своими друзьями. Кочубей, Новосильцев, Чарторыжский и Строганов занимали здесь первое место, а Александр называл свое общество «Комитетом общественного спасения», намекая на французский комитет революции, который убил короля.

Он даже иногда поговаривал об освобождении крестьян и даже запретил «Петербургским Ведомостям» печатать объявления о продаже людей. Но дворянам-помещикам было невыгодно освобождение народа. Они хотели жить на счет крепостных.

Зато о дворянах Александр очень заботился. Он открыл три университета — в Казани, Харькове и Петербурге — и лицей в Ярославле.

Первое время, когда Александр либеральничал, он приблизил к себе Сперанского, преподавателя духовной семинарий. Сперанский прямо заявил Александру I. о том, что необходимо дать народу свободу, не дожидаясь, пока он сам ее возьмет, как в Англии и Франции. Человек исторически образованный, Сперанский прекрасно понимал, что народ когда-нибудь проснется и тогда не избежать революции. Так оно и случилось впоследствии, при Николае II.

Наполеон двинул в 1812 году войска на Смоленск и Москву, но Москву сожгли сами русские, а французы погибли от холода и от руки тех самых крестьян, которых явились освобождать.

В это же время Александр сослал Сперанского в Пермь — еще до Бородинского боя (26 августа). После взятия Парижа Александр совершенно изменился. Во Франции он восстановил монархию, а сам превратился в самодержавнейшего из самодержавных царей. Венский конгресс, на котором низложили Наполеона, сделал Александра гордым и самоуверенным тираном.

Александр, кроме того, начал увлекаться мистицизмом, считая себя избранником Божьим. У него бывали видения, и он сблизился с известной шарлатанкой того времени баронессой Крюденер, которая приносила его душе утешение. Дело в том, что со дня убийства родного отца Александр часто впадал в меланхолию. Кроме баронессы Крюденер, которую многие считают его фавориткой, Александр сошелся с епископом Эплертом и с английскими квакерами. Он даже целовал руки у квакерских проповедников, невежественных людей, которые повторяли в своих речах Библию и Евангелие…

С женой своей Александр был в холодных отношениях. Одно время он приблизил к себе Лопухину, фаворитку отца, но больше всего он увлекался девочками из Смольного института.

Мистическим настроением царя воспользовался придворный палач Аракчеев, бывший приближенный Павла.

Александр, читая Библию и Евангелие, уверил себя, что искупление народа по-евангельски в страдании, он решил, что свобода не нужна. И отдал Россию во власть Аракчеева. Аракчеев устроил в России известные военные поселения. Каждый город, каждая деревня были приписаны к известному военному пункту. Жители обязаны были составлять из своей среды войско и содержать его.

Другими словами, Россия превратилась в огромную казарму. Солдат жестоко избивали, гнали «сквозь зеленую улицу» и драли шпицрутенами. А солдаты в свою очередь обижали и грабили население.

Аракчеев истязал своих крепостных с варварством Бирона. «Тысяча шестьсот розог» сделались обычной вещью. Его фаворитка, развратная дворовая девка Настасья Минкина, мучила крестьян, как настоящая барыня, изобретая для них утонченные пытки. Наконец крестьяне вышли из терпения и зарезали ее. А терпели ее долго, двадцать лет. Александр велел строго расследовать это дело, а влюбленный Аракчеев всех крепостных запорол до смерти. Тысяча человек погибла под розгами. Это нисколько не возмутило Александра. Он выразил Аракчееву нежное сочувствие. Вообще Александр сделался мрачным, озлобленным. Он равнодушно смотрел, как солдат били палками, и поощрял зверства над крепостными, чтобы не бунтовали, как во Франции.

Детей у Александра не было, и престол свой он хотел завещать брату Константину, также принимавшему участие в убийстве отца. Но Константин женился на польке Грудзинской и отказался от прав на престол. Наследником был объявлен Николай.

В 1824 году Александр примирился со своей женой Елизаветой Алексеевной, которая была больна. Врачи отправили ее на юг. В 1825 году Александр поехал с женой в Таганрог, и 19 ноября того же года по России разнеслась весть об его смерти.

В народе появились слухи, что царь не умер, а вместо него везут хоронить в Петербург простого солдата, похожего на царя и убитого шпицрутенами по царскому приказу. Уверяли, что царь уехал в Сибирь, где поселился в ските под именем Федора Кузьмича.

Вопросы викторины «Знатоки истории Государства российского»

1. Как называлось древнерусское государство, возникшее в Восточной Европе в 9-м веке?

2. Какой титул носили правители Руси до Ивана Грозного?

3. В каком веке на русский престол взошла династия Романовых?

4. Назовите формулу утвердительной резолюции российского царя, если и сейчас мы частенько используем её для выражения безусловного согласия.

5. Назовите имя, которое носили российские императоры, прозванные Благословенным, Освободителем и Миротворцем?

6. В середине позапрошлого века к этому сословию относилось 280 тысяч россиян. Купцов всех трёх гильдий было в полтора раза меньше. Что это за сословие?

7. Депутаты городской думы Москвы требовали летом 1899 года запретить этот транспорт, поскольку он пугал пешеходов. О каком транспорте речь?

8. Кого из легендарных руководителей анархического движения называли батькой?

9. В каком городе в 1921 году произошло восстание моряков под лозунгом: «Вся власть Советам, а не коммунистам»?

10. С какой периодичностью, начиная с 1961 года, в советские времена проводились очередные съезды КПСС?

11. Какой академик с 1980 по 1986 год находился в ссылке в городе Горьком?

12. Каким государственным учреждением с 1967 по 1982 год руководил Ю.В. Андропов?

13. Какое атмосферное явление дало название детской военно-патриотической игре в СССР, возрождаемой сейчас.

14. Кому в РФ принадлежит право присвоения генеральских званий?

15. В начале 2004 года открылся сайт Президента России, адресованный гражданам школьного возраста. Известен ли вам адрес этого «бэби-сайта»?

16. Сколько городов федерального значения в России?

17. Кто был генсеком ЦК КПСС, когда в СССР была введена рабочая неделя с двумя выходными?

18. Ограничивает ли Конституция РФ права и свободы граждан?

19. В каком древнерусском городе существовала демократическая форма правления?

а) Москва;

б) Рязань;

в) Новгород;

г) Тверь.

20. Какой российский император был личным цензором А.С. Пушкина?

а) Николай I;

б) Павел I;

в) Александр I;

г) Александр II.

21. В кого превратились холопы с введением в 1722 году подушной подати?

а) В рабочих;

б) В крепостных крестьян;

в) В ремесленников;

г) В каторжников.

22. Как официально назывались документы делопроизводства, записи устных показаний в учреждениях России 17-18 вв.?

а) «Легенды»;

б) «Сказки»;

в) «Календы»;

г) «Былины».

Презентация викторины по истории «От Руси к России»

Средними учебными заведениями, готовившими государственных деятелей в России в I половине XIX века, были:

а) Лицеи;

б) Университеты;

в) Гимназии;

г) Реальные училища.

24. Что ответил кино-Чапаев на вопрос, за кого он, за большевиков или за коммунистов?

а) За коммунистов;

б) За большевиков;

в) За мировую революцию;

г) За Интернационал.

25. Какой советский орден был инкрустирован бриллиантами?

а) Орден Красного Знамени;

б) Орден Ленина;

в) Орден Победы;

г) Орден Красной Звезды.

26. В Конституции Российской Федерации 1993 г. и в конституциях советского периода совпадает статья о признании:

а) идеологического многообразия;

б) многопартийности;

в) частной собственности;

г) права на образование.

27. Сколько областей входит в состав России?

а) 46;

б) 66;

в) 72;

г) 80.

28. Во сколько федеральных округов сгруппированы субъекты РФ?

а) 6;

б) 8;

в) 10;

г) 13.

29. Из скольких ветвей состоит российская власть?

а) 2;

б) 3;

в) 4;

г) 5.

30. Кто автор рубрики «Уроки демократии» на сайте «Президент России – гражданам школьного возраста»?

а) Сергей Михалков;

б) Эдуард Успенский;

в) Александр Курляндский;

г) Григорий Остер.

31. Какой российский город является местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации?

а) Москва;

б) Санкт-Петербург;

в) Екатеринбург;

г) Нижний Новгород.

32. Название одной из государственных служб нашей страны впервые появилось как название народного ополчения в войне с Наполеоном. Что это за служба?

а) Спасатели;

б) Милиция;

в) Лесничие;

г) Пожарные.

Смотреть что такое «Блаженны миротворцы» в других словарях:

  • Евангелие от Матфея 5:9 — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Евр.12:14 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Мат.5:9 — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Евр.12:14 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Заповеди блаженства — Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства (макари … Википедия

  • ценности христианские — Переоценка ценностей, проделанная христианством Христианское послание означало, без сомнения, самую радикальную переоценку ценностей в истории человечества. Ницше говорил даже о тотальном мятеже против античных ценностей, программная… … Западная философия от истоков до наших дней

  • Евангельские заповеди о блаженствах — Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в … Википедия

  • Блаженства евангельские — Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3 12 и Лк.6:20 23) и дополняющие Десять заповедей Моисея. В представлении… … Википедия

  • Девять заповедей — Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3 12 и Лк.6:20 23) и дополняющие Десять заповедей Моисея. В представлении… … Википедия

  • Евангельские блаженства — Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3 12 и Лк.6:20 23) и дополняющие Десять заповедей Моисея. В представлении… … Википедия

  • Заповеди о блаженствах — Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3 12 и Лк.6:20 23) и дополняющие Десять заповедей Моисея. В представлении… … Википедия

  • Нагорная беседа — (Лук.6:17 ,20, Мат.5:1 ,2). В бытность Свою в Галилее, Иисус Христос, по избрании из учеников Своих 12 апостолов, сошел со вновь избранными апостолами с вершины горы, на которой провел всю ночь в молитве к Богу, и остановился на уступе горы,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Заповеди блаженства

Основная статья: Заповеди Иисуса Христа

Жизнь христианина
Христианский портал

Христианин
Благодать · Рождение свыше
Крещение · Покаяние
Исповедь · Причащение
Венчание · Монашество
Церковь · Священство
Каноническое право
Грех · Смерть
Христианские добродетели
Вера · Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва
Гостеприимство

Христианское богословие
Троица · Библия
Грехопадение · Спасение
Иисус Христос
Искупительная жертва ·
Христианское богослужение
Вселенские соборы
Эсхатология

п • о • р
«Заповеди Блаженств», православная икона

За́поведи блаже́нства (макаризмы, от греч. μακαριος — счастливый, блаженный) — согласно христианскому вероучению, это часть заповедей Иисуса Христа, произнесённая им во время Нагорной проповеди и дополняющая десять заповедей Моисея. Заповеди блаженства вошли в Евангелие (Мф. 5:3—12 и Лк. 6:20—23) и впоследствии в богослужебное употребление.

Своё название заповеди блаженства получили из предположения о том, что следование им при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни.

Десять заповедей и Заповеди блаженства

В представлении христианства, Десять заповедей ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно, в то время как Заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства (святости). Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла. Заповеди же блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы приближаться к Богу и обретать святость.

Девять евангельских заповедей о блаженствах по Мф 5, 3-11

  1. Блаженны нищие духом (др.-греч. πτωχοὶ τῷ πνεύματι), ибо их есть Царство Небесное (ὅτι αὐτῶν ἐστιν ἡ βασιλεία τῶν οὐρανῶν).
  2. Блаженны плачущие (πενθοῦντες — скорбящие), ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие (πραεῖς), ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды (δικαιοσύνην — праведности), ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые (ἐλεήμονες), ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем (καθαροὶ τῇ καρδίᾳ), ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы (εἰρηνοποιοί, в ранних славянских текстах — смиряющиеся, в Остромировом ев. съмирꙗѭщеи), ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду (δεδιωγμένοι ἕνεκεν δικαιοσύνης, букв. «подвергшиеся преследованиям из-за праведности», в Остромировом ев. иꙁъгнании правьды ради)), ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

На церковнославянском языке по Мф 5, 3-11

  1. Бл҃же́ни ни́щїи дꙋ́хомъ: ꙗ҆́кѡ тѣ́хъ є҆́сть црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное.
  2. Бл҃же́ни пла́чꙋщїи: ꙗ҆́кѡ ті́и ѹ҆тѣ́шатсѧ.
  3. Бл҃же́ни кро́тцыи: ꙗ҆́кѡ ті́и наслѣ́дѧтъ ꙁе́млю.
  4. Бл҃же́ни а҆́лчꙋщїи и҆ жа́ждꙋщїи пра́вды: ꙗ҆́кѡ ті́и насы́тѧтсѧ.
  5. Бл҃же́ни млⷭ҇тивїи: ꙗ҆́кѡ ті́и поми́ловани бꙋ́дꙋтъ.
  6. Бл҃же́ни чтⷭ҇їи срⷣцемъ: ꙗ҆́кѡ ті́и бг҃а ѹ҆́ꙁрѧтъ.
  7. Бл҃же́ни миротво́рцы: ꙗ҆́кѡ ті́и сн҃ове бж҃їи нарекꙋ́тсѧ.
  8. Бл҃же́ни и҆ꙁгна́ни пра́вды ра́ди: ꙗ҆́кѡ тѣ́хъ є҆́сть црⷭ҇твїе нбⷭ҇ное.
  9. Бл҃же́ни є҆стѐ, є҆гда̀ поно́сѧтъ ва́мъ, и҆ и҆жденꙋ́тъ, и҆ рекꙋ́тъ всѧ́къ ѕо́лъ глаго́лъ на вы̀ лжꙋ́ще, менє̀ ра́ди: ра́дꙋйтесѧ и҆ весели́тесѧ, ꙗ҆́кѡ мꙁда̀ ва́ша мно́га на нб҃сѣ́хъ: та́кѡ бо и҆ꙁгна́ша прⷪ҇ро́ки, и҆̀же (бѣ́ша) пре́жде ва́съ.

Заповеди блаженства по Лк 6, 20-23

В синодальном переводе:

  1. Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
  2. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
  3. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
  4. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.

В переводе Кузнецовой:

  1. Радуйтесь, бедные! Царство Бога ваше.
  2. Радуйтесь, кто голоден теперь! Бог вас насытит.
  3. Радуйтесь, кто плачет теперь! Вы будете смеяться.
  4. Радуйтесь, когда люди вас ненавидят и когда изгоняют, оскорбляют и чернят ваше имя — и всё это из-за Сына человеческого. Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости! Вас ждёт на небесах великая награда!

В переводе Аверинцева:

  1. Блаженны нищие, ибо ваше Царство Божие.
  2. Блаженны алчущие ныне, ибо вы будете насыщены.
  3. Блаженны плачущие ныне, ибо вы посмеетесь.
  4. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, когда отлучат вас, и оклевещут, и подвергнут имя ваше бесчестию из-за Сына Человеческого; радуйтесь в тот день и ликуйте, ибо вот, велика награда ваша на небе!

В современных переводах, учитывающих библейскую критику, в первом макаризме по Лк ничего не говорится о духе.

«Горе вам»

Относительно малоизвестен тот факт, что в Евангелии от Луки (Лк. 6:24-26) Иисус Христос противопоставляет заповедям блаженства «заповеди горя», напротив:

  1. Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение (славянский текст — яко отстоите утешения вашего).
  2. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.
  3. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
  4. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Критика текста

Поскольку макаризмы дошли до нас в двух версиях (по Мф и по Лк), то в библеистике исследуется вопрос об исторической реконструкции источника. Метод истории форм позволяет достоверно определить наличие в общем первоисточнике лишь трёх макаризмов:

  1. Блаженны нищие, ибо их есть Царство Божие.
  2. Блаженны скорбящие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны алчущие, ибо они будут насыщены.

Толкование

При толковании особенно часто вызывает споры первая заповедь по Мф. 5:3: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

  • В святоотеческом толковании под нищим духом понимается тот, кто стремится стяжать важнейшую христианскую добродетель — смирение, кто не противостоит Духу Божию своей гордостью, но открыт для познания Бога верой. Святитель Иоанн Златоуст в беседе XV толкования на Евангелие от Матфея говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушённые сердцем». С этим толкованием соглашается святитель Филарет Московский и прибавляет, что «нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает её добровольно, для Бога». Блаженный Иероним Стридонский в «Толковании на Евангелие от Матфея» сопоставляет эту цитату с цитатой из Псалтири «И смиренных духом спасет» (Пс. 33:19) и указывает на то, что Господь не проповедует нищету материальную, а нищету духовную, говорит о тех людях, которые бедны по воле Духа Святого. Также блаженный Иероним говорит, что Спаситель говорил через Исайю относительно нищих духовно: «Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Ис. 61:1). Святитель Игнатий Брянчанинов в своём труде «Аскетические опыты» говорит о том, что нищета духа — это смиренное понятие о себе, вызванное видением падения человечества. Также святитель указывает на то, что «нищета духа рождает следующее за ним блаженство: „плач“. „Плач“ — благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна».
  • Древнерусское слово «нищий», гр. πτωχός, однако, не обозначало человека бедного, но того, кто открыто просит о том, чего ему не хватает: денег ли, одежды, еды, или, другим словом, «побирается». И в данном случае обозначает человека, который стремится к приобретению не материальных, а духовных ценностей, о даровании Духа. Современный перевод этих слов соответствует понятию «блаженны побирающиеся Духом», что отвечало бы, например, и словам Серафима Саровского о том, что «в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской… Стяжание все равно, что приобретение».
  • В работе «Жизненная драма Платона» Владимир Сергеевич Соловьёв сравнил Заповеди блаженства с парадоксами Сократа. «Я знаю, что ничего не знаю» — «Блаженны нищие духом». «Я хочу узнать истину» — «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Я плачу о том, что я не знаю истины» — «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»…
  • Ещё одно толкование встречается у А. Бергсона. Он толкует эту фразу так: «блаженны нищие «по велению своего духа», то есть те, кто сам, по своей воле отказывается от своего богатства. «Прекрасное не в том, чтобы быть лишенным собственности, и даже не в том, чтобы самому себя лишить её, а в том, чтобы не почувствовать лишения». Намерение данной заповеди заключается в том, «чтобы вызвать некоторое состояние души, и «не для бедных, а для себя богатый должен отдать своё богатство». Этот вариант перевода «подтверждается как древними толкованиями, так и наблюдениями над семантикой текстов Кумрана, между тем как традиционная передача „нищие духом“ ведет к недоразумениям». В книге И. C. Свенцицкой дано более подробное разъяснение в этом духе знаменитых изречений из Нагорной проповеди Евангелия от Матфея: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (5.3-6). Они имеют аналогии в Евангелии от Луки и в Евангелии от Фомы (в последнем они приведены в виде отдельных, не связанных друг с другом изречений). Сопоставление этих трех евангелий позволяет ясно представить себе, как использовались изречения разными авторами: «…блаженны нищие {21}, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк. 6.20-21). «Иисус сказал: Блаженны бедные, ибо ваше царствие небесное; Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят (и) вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали; Иисус сказал: Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в истине. Блаженны голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено» (Фома. 59, 72, 73).

В основе всех этих эсхатологических обещаний лежит возглашение блаженства нищим (в смысле бедным, в первую очередь, трудящимся, страдающим от нищеты, а не занимающимся нищенством, в особенности — профессионально, а также христианам, называвшимся тогда по-арамейски «нищие»), голодным, преследуемым. Выражение Матфея «нищие духом» соответствует также и подобному выражению из кумранской рукописи (один из вариантов чтения — кроткие духом). Одно из объяснений этого выражения — «нищие по духу» (то есть добровольно). Кроме того, христиане времени жизни самого Иисуса Христа назывались не христианами, а «нищими». Речение «блаженны кроткие…» не повторяет смысл предыдущего речения «блаженные нищие по духу», а восходит к ветхозаветному псалму: «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс. 36.11).

Заповеди блаженства и заповеди горя дополняют друг друга.

Блаженны нищие, ибо ваше есть царствие Божие. Горе вам, богатые, ибо вы уже получили своё утешение. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете.

Примечания

  1. Православный календарь.
  2. Цит. по: «Канонические Евангелия», Перевод с греческого В. Н. Кузнецовой, М.: «Наука», 1993 — стр. 220.
  3. Цит. по: Аверинцев С. С. Переводы. К., 2004 — стр. 129.
  4. Славянский текст — егда добре рекут вам вси человецы
  5. Цит. по: Klaus Koch. Was ist Formgeschichte? Methoden der Bibelexegese. 5. Aufl., Neukirchener Verlag, Neukirchen-Vluyn, 1989 — S. 52: «Demnach lassen sich nur drei Seligpreisungen mit völliger Sicherheit auf die gemeinsame Vorstufe beider Evangelisten zurückführen:
    • Selig sind die Armen, denn ihrer wird das Reich Gottes(?) sein.
    • Selig sind die Trauernden, denn sie werden getröstet werden.
    • Selig sind die Hungernden, denn sie werden gesättigt werden.»
  6. «Беседы на Евангелие от Матфея».
  7. Святитель Филарет Московский. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви.
  8. Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея.
  9. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты.
  10. M. R. Vincent Word Studies in the New Testament (1957, Vol. I, p. 36)
  11. «О цели христианской жизни. Беседа прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым».
  12. В. С. Соловьёв. Жизненная драма Платона.
  13. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. — М., 1994. — С. 62.
  14. Цит. по: Аверинцев С. С. Иисус Христос. Мифы народов мира // Энциклопедия. Т. 1. — М., 1980 — С. 493.
  15. Свенцицкая И. С., часть I «Апокрифические евангелия новозаветной традиции» В книге Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. — М.: Мысль, 1989. — 336 с. — (Науч.-атеист. б-ка). ISBN 5-244-00269-4
  16. Заповеди блаженств. Толкование митрополита Илариона (Алфеева) на заповеди блаженств
  17. Старый сирийский текст пишет: «Благи нищие, потому что их царство небесное»
  18. Луки 6.20
  19. Сирийский текст пишет: «Уой», что соответствует возгласу сожаления и не является словом, например у русских (ох), у армян (вай), у евреев (ой-вэй)
  20. Луки 6.24
  21. Луки 6.21а
  22. Луки 6.25а
  23. Луки 6.21б
  24. Луки 6.25б

Литература

  • Ткаченко А. А. Заповеди блаженства // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XIX. — С. 628-629. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.

Ссылки

  • Евангельские блаженства // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Заповеди о блаженствах в Библии на сайте «Библия-Центр»
  • Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 2. Нагорная проповедь. Глава 2. Заповеди блаженств. Митрополит Иларион (Алфеев)

Заповеди блаженства

Когда речь заходит о христианских заповедях, под этими словами обычно подразумевают известное всем: «Я Господь, Бог твой <…> да не будет у тебя других богов; не делай себе кумира; не произноси имени Господа напрасно…». Однако эти заповеди через Моисея были даны народу Израиля еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

В христианстве же существует иной кодекс отношений человека и Бога, который принято называть заповедями блаженства (Мф 5:3–12), о которых современный человек знает куда меньше, чем о ветхозаветных заповедях. В чем их смысл? О каком блаженстве идет речь? И в чем различие ветхозаветных и новозаветных заповедей? Об этом мы побеседовали с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым.

— Сегодня слово «блаженство» для многих означает высшую степень наслаждения. Предполагает ли Евангелие именно такое понимание этого слова или вкладывает в него какие-то иные смыслы?

— В святоотеческом наследии есть один общий тезис, встречающийся практически у всех Отцов: если человек рассматривает христианскую жизнь как способ достижения каких-то небесных наслаждений, экстазов, переживаний, особых благодатных состояний, значит он стоит на ложном пути, на пути прелести. Почему святые отцы столь единодушны в этом вопросе? Ответ прост: если Христос — Спаситель, следовательно, есть какая-то большая беда, от которой всех нас нужно спасать, значит мы больны, находимся в состоянии гибели, поврежденности и духовного помрачения, которое не дает нам возможности достичь того блаженного соединения с Богом, которое мы именуем Царством Божьим. Поэтому правильное духовное состояние человека характеризуется его стремлением к исцелению от всякого греха, от всего того, что мешает достичь этого Царства, а не стремлением к наслаждению, пусть даже и небесному.

Как говорил, если не ошибаюсь, Макарий Великий, наша цель состоит не в том, чтобы получить что-то от Бога, а в том, чтобы соединиться с Самим Богом. А поскольку Бог есть Любовь, то и соединение с Богом приобщает нас к тому высшему, что на языке человеческом именуется любовью. Более высокого состояния для человека просто не существует.

Поэтому само слово «блаженство» в данном контексте означает — приобщение Богу, который есть Истина, Бытие, Любовь, высочайшее Благо.

— В чем заключается принципиальная разница между заповедями Ветхого Завета и заповедями блаженства?

— Все ветхозаветные заповеди носят запретительный характер: «Не убий», «Не укради», «Не пожелай»… Они призваны были удержать человека от нарушения Воли Божьей. Заповеди блаженства носят уже другой, положительный характер. Но их лишь условно можно назвать заповедями. По существу они есть не что иное, как изображение красоты свойств того человека, которого апостол Павел называет новым. Блаженства показывают, какие духовные дары получает новый человек, если он будет следовать пути Господнему. Десятословие Ветхого Завета и Нагорная проповедь Евангелия — это два разных уровня духовного порядка. Ветхозаветные заповеди обещают награду за их исполнение: чтобы продлились дни твои на земле. Блаженства, не отменяя эти заповеди, возводят сознание человека к истинной цели его бытия: Бога узрят, ибо блаженство есть Сам Бог. Не случайно такой знаток Писания, как святитель Иоанн Златоуст, говорит: «Ветхий Завет отстоит от Нового, как земля от неба».

Можно сказать, что заповеди, данные через Моисея, — некий барьер, ограда на краю пропасти, удерживающее начало. А блаженства — открытая перспектива жизни в Боге. Но без исполнения первого второе, конечно же, невозможно.

— Что такое «нищие духом»? И правда ли, что в древних текстах Нового Завета сказано просто: «Блаженны нищие», а слово «духом» — позднейшая вставка?

— Если мы возьмем издание Нового Завета на древнегреческом языке Курта Аланда, где в подстрочниках даются ссылки на все разночтения, которые обнаружены в найденных рукописях и фрагментах Нового Завета, то там всюду, за редким исключением, присутствует слово «духом». Да и сам контекст Нового Завета говорит о духовном содержании этого изречения. Поэтому славянский перевод, а затем и русский, содержит именно «нищие духом» как выражение, отвечающее духу всей проповеди Спасителя. И надо сказать, что этот полный текст имеет глубочайший смысл.

Все святые отцы-аскеты постоянно и настойчиво подчеркивали, что именно осознание своей духовной нищеты является основой духовной жизни христианина. Нищета эта состоит в видении человеком, во-первых, поврежденности своей природы грехом, во-вторых, невозможности исцелить ее своими силами, без Божией помощи. И пока человек не увидит этой своей нищеты, он не способен к духовной жизни. Нищета духа по сути своей есть не что иное, как смирение. Как оно приобретается, об этом кратко и ясно говорит, например, преп. Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», то есть открывает ему болезни его души. Святые утверждают, что без этого основания невозможны никакие другие добродетели. Более того, сами добродетели без нищеты духовной могут привести человека в очень опасное состояние, в тщеславие, гордость и прочие грехи.

— Если наградой за нищету духа является Царствие Небесное, то зачем нужны остальные блаженства, ведь Царствие Небесное уже предполагает полноту блага?

— Здесь речь идет не о награде, а о том необходимом условии, при котором возможны все дальнейшие добродетели. Когда мы строим дом, то сначала закладываем фундамент, а уже потом возводим стены. В духовной жизни смирение — нищета духовная — и является таким фундаментом, без которого все добрые дела и вся дальнейшая работа над собой становится бессмысленной и бесполезной. Об этом прекрасно сказал св. Исаак Сирин: «Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели… потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание». Но, с другой стороны, нищета духовная является мощным стимулом к правильной духовной жизни, приобретению всех других богоподобных свойств и, таким образом, полноты блага.

— Тогда следующий вопрос: иерархичны ли заповеди блаженства и являются ли они некой системой, или каждая из них вполне самодостаточна?

— С полной уверенностью можно сказать, что первая ступень является необходимой основой для получения остальных. Но перечисление других совсем не носит характера какой-то логически связанной строгой системы. В самих Евангелиях от Матфея и от Луки они имеют разный порядок. Об этом говорит и опыт множества святых, у которых наблюдается разная последовательность приобретения добродетелей. Каждый святой имел какую-то особую добродетель, которая выделяла его из среды прочих. Кто-то был миротворцем. А кто-то особенно милостивым. Это зависело от многих причин: от природных свойств личности, от обстоятельств внешней жизни, от характера и условий подвига и даже от уровня духовного совершенства. Но, повторяю, приобретение нищеты духовной, по учению отцов, всегда рассматривалось в качестве безусловного требования, поскольку без нее исполнение остальных заповедей приводит к разрушению всего духовного дома христианина.

Святые отцы приводят печальные примеры, когда некоторые подвижники, достигшие больших дарований, могли исцелять, прозревать будущее, пророчествовать, потом впадали в тягчайшие грехи. И отцы прямо объясняют: всё это происходило потому, что они, не познав себя, то есть своей греховности, своей слабости в подвиге очищения души от действия страстей, иначе сказать, не приобретя нищеты духовной, легко подвергались дьявольским нападениям, оступались и падали.

— Блаженны плачущие. Но ведь люди плачут по разным поводам. О каком плаче идет речь?

— Видов слез множество: мы плачем от обиды, плачем от радости, плачем от гнева, плачем от какой-то скорби, плачем от несчастья. Эти виды плача могут носить естественный или даже греховный характер.

Когда святые отцы объясняют ублажение Христом плачущих, то говорят не об этих причинах слез, но о слезах покаяния, сокрушения сердечного о своих грехах, о своем бессилии справиться с тем злом, которое видят в себе. Такой плач есть обращение и ума, и сердца к Богу о помощи в духовной жизни. А сердца сокрушенного и смиренного Бог не отвергнет и непременно поможет такому человеку победить в себе зло и приобрести благо. Потому блаженны эти плачущие.

— Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Как это понимать? В том смысле, что все некроткие в конце концов перебьют друг друга, а на земле останутся одни кроткие?

— Прежде всего, следует пояснить, что такое кротость. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение есть новое блаженство, оно называется: кротость». Кротость, оказывается, не какая-то пассивность, слабохарактерность, неспособность дать отпор агрессии, а великодушие, способность простить обидчика, не отвечать злом на зло. Это свойство вполне духовное, и оно является характеристикой того христианина, который победил свой эгоизм, победил страсти, прежде всего гнев, толкающие его к отмщению. Потому такой человек способен к наследованию обетованной земли Царства Небесного.

При этом святые отцы объясняли, что здесь речь идет вовсе не об этой, нашей земле, наполненной грехом, страданиями, кровью, но о той земле, которая является обителью вечной будущей жизни человека — новой земле и новом небе, о которых пишет апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе.

— Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. То есть, получается, что Бог к милостивым относится иначе, чем к немилостивым. Одних Он милует, других — нет?

— Ошибкой было бы понимать слово «помилованы» в юридическом смысле или полагать, что Бог, имея гнев на человека, но увидев его милосердие к людям, преложил Свой гнев на милость. Здесь нет ни судебного помилования грешника, ни изменения отношения Бога к нему за его доброту. Преп. Антоний Великий прекрасно объясняет это: «Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним.

Живя добродетельно — мы бываем Божиими, а делаясь злыми — становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».

То есть помилование означает здесь не изменение отношения Бога к человеку за его милосердие, но это милосердие к ближнему делает самого человека способным к восприятию неизменной любви Божией. Таков закономерный и естественный процесс — подобное соединяется с подобным. Чем ближе становится человек к Богу через свое милосердие к ближним, тем больше Божией милости он становится способен вместить.

— Кто такие чистые сердцем и каким образом они оказываются способными ýзрить Бога, который есть Дух и о котором сказано: Бога не видел никто?

— Под «чистым сердцем» святые отцы понимают возможность достижения бесстрастия, то есть освобождение от рабства страстям, ибо всякий, делающий грех, — по слову Христа, — есть раб греха. Так вот, по мере того как человек освобождается от этого рабства, он действительно всё более становится духовным зрителем Бога. Как переживаем мы любовь, видим ее в себе, так, подобно этому, человек может видеть и Бога — не внешним зрением, а внутренним переживанием Его присутствия в своей душе, в своей жизни. Как прекрасно говорит об этом Псалмопевец: вкусите и видите яко благ Господь!

— Блаженны миротворцы — о ком это сказано? Кто такие миротворцы и почему им обещано блаженство?

— В этих словах по меньшей мере два сопряженных смысла. Первый, более очевидный, касается наших взаимных отношений друг с другом, как личных, так и коллективных, общественных, международных. Ублажаются те, которые бескорыстно стремятся установить и сохранить мир, хотя бы это и было сопряжено с каким-либо ущемлением их самолюбия, тщеславия и проч. Вот этот миротворец, в котором любовь побеждает его часто мелкую правду, ублажается Христом.

Второй смысл, более глубокий, относится к тем, которые подвигом борьбы со страстями очистили свое сердце от всякого зла и стали способными принять в свою душу тот мир, о котором Спаситель сказал: мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Этот мир души прославляют все святые, утверждая, что приобретший его приобретает истинное сыновство у Бога.

— Ну и последний вопрос — изгнанные правды ради. Нет ли здесь для современного человека определенной опасности — перепутать свои личные проблемы, вызвавшие неприятные для тебя последствия, с гонением за Христа и правду Божию?

— Конечно, эта опасность есть. Ведь нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить. И в данном случае все мы (каждый — в меру своей подверженности страстям) иногда бываем склонны считать себя гонимыми за ту правду, которая совсем не является правдой Божией. Есть обычная человеческая правда, которая, как правило, представляет собой, выражаясь математическим языком, установление тождества отношений: дважды два — четыре. Эта правда есть не что иное, как право на справедливость. В. Соловьев очень точно сказал о моральном уровне этого права: «Право есть низший предел или определенный минимум нравственности». Изгнание за эту правду, если соотнести это с современным контекстом борьбы за свободы и права человека, оказывается, не является высшим достоинством человека, ибо здесь наряду с искренними стремлениями часто проявляется и тщеславие, и расчет, и политические соображения, и другие, не всегда бескорыстные, мотивы.

О какой же правде говорил Господь, обещая изгнанным за нее Царство Небесное? Святой Исаак Сирин писал о ней: «Милосердие и правосудие в одной душе — то же, что человек, который в одном доме покланяется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего он достоин… А милосердие … ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает злом, и, кто достоин добра, того преисполняет с избытком… Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие — в одной душе».

Есть хорошее изречение: «Требовать своих прав — дело правды, жертвовать ими — дело любви». Божия правда есть только там, где есть любовь. Где нет любви, там нет правды. Если человеку с безобразной внешностью я скажу, что он — урод, то формально я буду прав. Но Божьей правды в моих словах не будет. Почему? Потому что здесь нет любви, нет сострадания. То есть, правда Божья и правда человеческая зачастую — совершенно разные вещи. Без любви нет правды, даже если всё выглядит вполне справедливо. И, наоборот, там, где даже нет справедливости, но есть действительная любовь, снисходящая к недостаткам ближнего, проявляющая терпение, присутствует истинная правда.

Святой Исаак Сирин приводит в пример Самого Бога: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах… паче Он благ и благостен. Ибо говорит: благ есть к лукавым и нечестивым (Лк 6:35)». Господь Иисус Христос, будучи праведником, пострадал за неправедных и молился с Креста: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вот, оказывается, за какую правду действительно можно и нужно пострадать — за любовь к человеку, к истине, к Богу. Только в этом случае гонимые за правду наследуют Царство Небесное.

Каллиграфия Марины МАРЬИНОЙ

Читать онлайн «Освободитель и Миротворец. Русская история»

Ранние годы. – Образование и воспитание. – Переезд из Москвы в Санкт-Петербург. – Провозглашение наследником. – Принесение присяги. – Путешествия по России и Европе. – Бракосочетание. – Начало государственной и военной деятельности.

Александр Николаевич, будущий император, родился в среду, 17 (29) апреля 1818 года в 11 часов утра в Малом Николаевском дворце Московского Кремля, куда вся императорская фамилия прибыла в начале апреля для говенья и встречи Пасхи. Поскольку у старших братьев его отца – великого князя и будущего императора Николая Павловича сыновей не было, Александр уже тогда воспринимался как потенциальный престолонаследник. По случаю его рождения в Москве был дан салют в 201 пушечный залп.

В послании к августейшей матери – Александре Фёдоровне, поэт Василий Жуковский вдохновенными стихами приветствовал рождение царственного отрока:

Прекрасное Россия упованье

Тебе в твоём младенце отдаёт.

Тебе его младенческие лета!

От их пелен ко входу в бури света

Пускай тебе вослед он перейдёт

С душой, на все прекрасное готовой;

Наставленный: достойным счастья быть,

Великое с величием сносить,

Не трепетать, встречая рок суровый,

И быть в делах времён своих красой.

Лета пройдут, подвижник молодой,

Откинувши младенчества забавы,

Он полетит в путь опыта и славы…

Да встретит он обильный честью век!

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: человек!

Жить для веков в величии народном,

Для блага всех – своё позабывать,

Лишь в голосе отечества свободном

С смирением дела свои читать:

Вот правила царей великих внуку!

И надо заметить, что вся жизнь Александра Николаевича была исполнением вещего пророчества поэта, призванного вскоре стать его главным наставником.

5 мая 1818 года статс-дама графиня Шарлотта Карловна Ливен внесла маленького Александра в собор Чудова монастыря, где московский архиепископ Августин совершил над младенцем таинства крещения и миропомазания, в честь чего Марией Фёдоровной был дан торжественный ужин. Восприемниками (крёстными родителями) Александра стали: император Александр Павлович, императрица Мария Фёдоровна и дед новорождённого со стороны матери, прусский король Фридрих-Вильгельм III.

В день рождения своего племянника, император Александр I находился в Варшаве, по случаю открытия первого сейма восстановленного им Царства Польского. Известие об этом радостном событии он получил 27 апреля и тотчас же назначил новорождённого великого князя шефом лейб-гвардии Гусарского полка.

Фридрих-Вильгельм III, получив известие о рождении первородного внука, пожаловал ему орден Чёрного Орла, знаки которого были доставлены в Москву ко дню крещения. Вскоре и сам прусский король решился отправиться в Россию, чтобы порадоваться на семейное счастье любимой дочери.

Первого июня 1818 года прибыл в Москву из путешествия по Южной России император Александр I, а вслед за ним, 3-го числа того же месяца, приехал и Фридрих-Вильгельм III, в сопровождении двух своих сыновей. К концу июня императорский двор возвратился в Петербург.

По воцарении императора Николая I, манифестом от 12 декабря 1825 года, Александр Николаевич был провозглашён наследником всероссийского престола.

19 декабря венценосный отец назначил его шефом лейб-гвардии Павловского полка, а 30 декабря – канцлером (ректором) Александровского университета1 в Финляндии.2

20 октября 1827 года Александр Николаевич был назначен атаманом всех казачьих войск и шефом Донского атаманского полка. В рескрипте к наказному атаману войска Донского, император Николай повелел ему объявить донцам, что милость эта оказана им в награду за их постоянную верность престолу и заслуги перед Отечеством, в особенности же за мужество и храбрость, проявленные в последней войне с персами.

До 29 августа 1831 года Александр имел титул «Императорское Высочество Великий Князь». С указанной даты уже официально во всех случаях именовался «Государём Наследником, Цесаревичем и Великим Князем».3

Домашнее образование Александр Николаевич получал под личным надзором своего родителя, который уделял вопросу воспитания наследника особое внимание. Первыми лицами при Александре состояли: с 1825 года – полковник Карл Мердер, с 1827 года – генерал-адъютант П. П. Ушаков, с 1835 года – генерал-адъютант Х. А. Ливен.

Наставником юного Александра (с обязанностью руководства всем процессом воспитания и образования и поручением составить «план учения») и учителем русского языка был назначен надворный советник, поэт Василий Андреевич Жуковский, – самый известный из учителей царской семьи. В 1816 году он был назначен чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 году Жуковский стал учителем русского языка принцессы Шарлотты – будущей императрицы Александры Фёдоровны, а в 1825 году занял должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II.

План учения и воспитания наследника-цесаревича создавался в конце 1825 – начале 1826 года. Этот план Жуковский предполагал реализовать в три этапа (периода), выступавших прообразами начального, среднего и высшего образования:

Первый период – с 8 до 13 лет – включал в себя «приготовительное учение», то есть изучение общеобразовательных дисциплин, практической логики, первых понятий религии.

Второй период – с 13 до 18 лет – предусматривал «учение подробное», то есть систематический курс начал основных наук.

I. Науки антропологические, имеющие предметом человека: история, география, то есть этнография и статистика. Политика. Философия.

II. Науки онтологические, имеющие предметом вещь: математика. Естественная история и технология (физическая география). Физика.

Третий период – с 18 до 20 лет – «учение применительное», ориентированное на жизненную практику наследника престола, круг его «профессиональных» обязанностей. («План учения Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Наследника Цесаревича Александра Николаевича» содержится в Приложении в конце книги).

Педагогическая система Жуковского была основана на методиках швейцарского педагога Иоганна Песталоцци (1746—1827 гг.), который одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя. Также Жуковский применял такие принципы Песталоцци, как порядок и систематичность, дополняемые формированием интереса к дальнейшему обучению. Значительное место в программе обучения великого князя занимала свобода, толкуемая следующим образом: «свобода означает свободно и с удовольствием делать то, что велит долг». На втором этапе обучения большую роль играла наглядность – с применением пособий, включая физические приборы и минералогические образцы, а также интерактивность, учёт индивидуальных качеств воспитанника. Спецификой обучения Александра, являлась минимизация влияний прямых его обязанностей – военных и придворных. Они, конечно, были неизбежны, но, по мысли Жуковского, должны были быть согласованы со всей системой обучения. Императора Николая он просил сократить переезды наследника и его участие в придворных церемониях. Военные занятия должны были помещаться в каникулярное время. Государь пошёл навстречу наставнику, и личным волевым решением впервые отправил сына в военные лагеря в 11-летнем возрасте, а не в 9-летнем, как это практиковалось ранее.

Существенное место в «Плане обучения» занимало обучение истории как важнейшему предмету для политической деятельности государя. Жуковский называл историю – главной наукой, «сокровищницей царского просвещения» и лично преподавал её наследнику. Глубокое изучение истории, по мысли Жуковского, полностью соответствовало швейцарской педагогики и концепции Иоганна Мюллера (1752—1809 гг.), письма которого Жуковский опубликовал в переводе на русский язык. В исторических взглядах Мюллера Жуковский наиболее выделял идею истории как средства нравственного воспитания, а также верховенство закона, который сочетался с просвещённым автократическим правлением.

Преподавание истории для наследника начиналось с начального этапа, и для этих целей Жуковский составил подробный конспект объёмного труда Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского», который включал ту часть сочинения Карамзина, которая была посвящена истории Руси с 1230-х годов до 1480 года, то есть борьбе против монгольского владычества. Как ключевые рассматривались темы: создание централизованного монархического государства и правление Петра Великого.

Для нужд работы с наследником Жуковский приобрёл 22-томное версальское издание Фенелона, опубликованное в 1822—1824 годах, «Начальный курс философии» Снелля, «Трактат об ощущениях» Кондильяка, «Проект воспитания и наставления принца» Эрнста Морица Арндта.

В обучении Александра также принимали участие протоиереи Герасим Павский и Василий Бажанов, преподававшие Закон Божий; Михаил Михайлович Сперанский4 – преподавал юридические и политические науки; Константин Иванович Арсеньев – историю, географию и статистику; Егор Францевич Канкрин – финансы; Эдуард Давыдович Коллинс – математику; Карл Бернгард Триниус – читал лекции по естественной истории; Герман Иванович Гесс – обучал основам технологии и химии. Помимо этого цесаревич обучался военным наукам; английскому, французскому и немецкому языкам; рисованию, фехтованию, танцованию и другим дисциплинам.

Но не только одним ученьем была наполнена жизнь наследника. По свидетельствам его современников, и, в частности, весьма осведомлённой фрейлины императорского двора А. О. Смирновой-Россет, в юношеском возрасте Александр был весьма впечатлителен и влюбчив. Так, в 14 лет он влюбился в Наташу Бороздину, фрейлину императрицы, которую пришлось срочно выдать замуж и отправить подальше от столицы.

Вскоре Александр влюбился в польскую дворянку Ольгу Калиновскую. Наследник престола часто видел её на балах и светских мероприятиях, и вскоре стал неравнодушен к ней. Узнав об этом, Николай I позаботился о том, чтобы роман его сына с фрейлиной не выходил за рамки дозволенного, поэтому их отношения ограничивались духовным влечением и романтической чувственностью.

Художник Соколов П. Ф. «Цесаревич Александр Николаевич»

Стоит отметить, что к чести Николая I и его супруги Александры Фёдоровны, к чувствам сына они относились бережно и действовать старались убеждениями. В свою очередь и сын был с ними откровенен и не скрывал от них …

«Блаженны миротворцы»

Покойного государя Александра III назвали Миротворцем. Великое название! Был Петр Великий, Александр Благословенный, Александр Освободитель, – а миротворцев не было. Ни одному из предшественников его не дано было этого имени, и оно закреплено было за ним не только в России, но и во всем мире. А почему? Да потому что он держал всю Европу в своих руках. При нем во всем мире был мир. Когда он вступил на престол, Россия была в состоянии полного разрушения. Все темное поднялось на нее и восстало. Ему говорили: «Что вы будете делать? Как управлять?» – «Ничего, я надеюсь на Господа моего Иисуса Христа». И не обманулся. Такой мощи, такой славы, какой достигла Россия при нем, не было, и едва ли когда будет. Он вершил судьбы всей Европы, все считались с его мнением, его боялись.

Господь сказал: «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5, 9). Вот она, какая награда ожидает – нарекутся «сынами Божиими», – а это не мало. Господь Иисус Христос – Сын Божий по существу, а мы – по дару благодати от Господа. А что, каждый из нас может ли быть миротворцем? Конечно, может. Прощай обидчика. Да разве это легко?
Бывает, вдруг восстанет родной отец, или родная мать, или сестра, или брат. Это еще тяжелей, тут родные по крови, и нанесут оскорбление. Как понести? Не можешь? Проси у Господа, подойди к иконе. А мы-то и мимо иконы стараемся пройти, как бы не видеть ее. Помолись: «Господи, помоги мне, я заслужила сама, я виновата», – укори себя. Господь любит такую молитву – самоукорение; самооправдания – Господь не терпит. Что делать? Таков уж закон, надо подчиниться.

… Итак, повторяю, хотите наречься «сынами Божиими», – смиряйтесь, прощайте обидчикам и наследуете жизнь вечную. Нет – прямая дорога в ад, от каковой участи избави нас, Господи. Всем дано право быть «сынами Божиими», тут несть мужеский пол, ни женский. Нигде не сказано, что одни мужчины будут названы сынами Божиими. Каждый из нас, с помощью Божией, может этого достигнуть.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского