Бог меня не любит

Любит ли Бог злодеев?

Бог любит все Свое творение

Сергей Худиев

В ответ на одну из своих последних статей я получил вопрос, который мне кажется очень важным — и я попытаюсь на него ответить. Любит ли Бог злодеев? Или, как этот вопрос подробнее формулирует человек, который его ставит:

«Вы утверждаете: “Бог любит всех людей — трезвенников и пьяниц, почтенных отцов семейств и блудников с мужеложниками, врачей-подвижников — и наемных убийц, все они являются Его творениями, и Он всем им желает временного и вечного блага. Нет человека настолько ужасного, чтобы Бог его не любил. Этот человек не существовал бы, если бы Бог не любил его”.

Будьте добры, скажите, пожалуйста, как сказанное Вами согласуется со словами из Пс. 10:5, где о Боге говорится, что “нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его”?

И еще. Гитлер, на Ваш взгляд, ужасный человек? А Пол Пот? А Сталин с Лениным в придачу, одним росчерком пера приговаривавшие к смерти тысячи людей? А сатанисты, совершающие ритуальные жертвоприношения? А сексуальные извращенцы и совратители детей? А современные политики, которые для удовлетворения своих амбиций и желания удержаться у власти принимают решения, в результате которых страдают ни в чем не повинные люди? А религиозные руководители, современные саддукеи и фарисеи, лицемерно говорящие одно, думающие другое, а поступающие по-третьему (или Вам такие не знакомы?)?

Их тоже Бог любит?»

Итак, любит ли Бог дурных людей? Определенно, да, Бог любит все Свое творение. Все, что существует, поддерживается в бытии исключительно силой Его любви — никто и ничто не могло бы просуществовать следующее мгновение, если бы не любовь Божия. Каждый следующий вдох, который делает человек — даже человек самый дурной — есть дар любви Божией. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

Творение есть дело любви, и Искупление есть дело любви — Христос умирает за злобных, порочных, враждебных Богу и друг другу грешников. Как говорит апостол:

«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3:3-6).

Бог любит погибшие души в аду, Бог любит сатану и бесов. Бог не питает ненависти ни к одному из Своих творений.

Абсолютно все сотворенное погружено в океан Его любви и не могло бы существовать иначе.

В то же время Писание говорит, что Бог ненавидит злодеев и сурово накажет их. Как это понимать? Одна и та же реальность выглядит любовью и гневом — в зависимости от того, откуда мы на нее смотрим.

Теперь он с благодарностью вспоминает, что его посадили в тюрьму

Я как-то разговаривал с одним человеком, который в молодости избрал скользкую дорожку и стал профессиональным преступником. Кончилось это, предсказуемо, тем, что до него добрались начальствующие, которые не напрасно носят меч, и стражники отвели его к судье, а судья вверг его в темницу — что, несомненно, было крайне тяжелым и мучительным опытом, гневом Божиим и гневом человеческим, который пришел на его беззакония. Но в тюрьме он услышал проповедь Евангелия, раскаялся в своей прежней жизни и вышел на волю уже совершенно другим человеком.

Теперь он с благодарностью вспоминает, что его посадили в тюрьму и тем спасли от дальнейшего возрастания во зле. Он понимает, что именно любовь Божия, ища его спасения, устроила его арест. «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню… Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:67, 71).

С точки зрения озлобленного преступника, заключенного под стражу, он претерпевает ярость и гнев, и тяжкое наказание; с точки зрения преступника раскаявшегося, который научился смотреть на вещи с точки зрения его подлинного блага, и это тоже было делом спасающей любви Божией.

Но что, если бы преступник не раскаялся, а закоснел бы в упорной ненависти к Богу и людям, и уж точно не видел бы в своем заключении дело любви? Увы, так тоже бывает. Было бы его наказание делом любви к нему Божественного Промысла? Да, конечно — в любом случае Промысл бы сдерживал его возрастание во зле и ограждал бы других людей.

То, что со стороны Бога (и человека, который встал на сторону Бога) выглядит как дело любви и милости, со стороны злодея выглядит как проявление ненависти и гнева — еще недавно он, гордый и довольный собой, проводил время в дорогих ресторанах с шикарными женщинами — а теперь идет по тюремному коридору, руки взяв назад.

Суд Божий будет делом любви

Как-то я работал в организации, один из сотрудников которой постоянно придирался, критиковал, унижал других и создавал невыносимую атмосферу. Долгое, слишком долгое время его терпели — а потом уволили, что нужно было сделать гораздо раньше. Но он сам не увидел себя как человека, чрезвычайно злоупотребившего добротой, миролюбием и терпением других — он видел себя справедливым и благочестивым человеком, пострадавшим от негодяев за правду.

То, что на самом деле является проявлением любви и долготерпения, озлобленный грешник видит как ненависть, ярость и гнев.

Конечно, любой человеческий суд погрешим — я просто использую эту аналогию, чтобы показать, что любовь по отношению к злодею может проявиться в том, что он пострадает, и что он сам может отказаться видеть в этом проявление любви.

Страшный Суд Божий будет делом любви — и спасенные души, ангелы, и все, кто видит его со стороны Бога, именно так его и увидят. В псалмах суд — невероятно радостное событие. «Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей» (Пс. 95:10-13).

Со стороны озлобленных, нераскаянных грешников все будет выглядеть совершенно иначе: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:15-17).

Любовь Божия положит предел неисцельному злу, окажет последнюю милость тем, кто не дает оказать себе другой милости, даст им столько блага, сколько они в состоянии принять. Потому что существование — это благо, познание истины — это благо, быть остановленным на пути возрастания во зле — это благо. То, что сами злые будут воспринимать это как мучительную кару, будет результатом вовсе не того, что Бог их ненавидит и желает мучить — это ни в коем случае не так, а того, что грех настолько извратил их восприятие реальности.

Но обычно они вовсе не считают себя злодеями

Из того, что Бог любит злодеев, никак не следует, что злодеи будут довольны — они как раз будут недовольны. Такова трагедия и чудовищная глупость греха.

Но у злодеев есть еще одна особенность — обычно они вовсе не считают себя злодеями; чем в худшем духовном состоянии человек находится, тем труднее ему заметить, что с ним что-то не в порядке.

Злодеи — это всегда другие, и когда нас неприятно царапает мысль о том, что Бог может любить злодеев, то это потому, что мы себя к таковым не относим.

Библия говорит, что напрасно — мы все грешники, виновные, испорченные и глубоко мятежные. Но Бог неизменно любит нас и ищет спасти — то есть восстановить нас в отношениях с Ним и изменить нас так, чтобы мы стали райскими, а не адскими существами.

Для этого нужно признать, что дурные люди — это не только они. Это мы тоже, и нам следует смириться, раскаяться, возложить свое упование на Христа и довериться Святому Духу в том, чтобы глубоко изменить нашу жизнь.

Форум сайта Pobedish.ru

Здравствуйте, я думаю что бог меня не любит. Дело в том, что 8 лет назад я крестился и после этого со мной произошло много плохого. Я не буду рассказывать о том что со мной случилось, но у меня было 5 попыток самоубийства. Я просто не могу выдержать такую жизнь. Все время со мной что либо случается. Я умирал 2 раза за эти 8 лет. Один раз от электротока, другой раз здоровье не выдержало. 2 раза иисус меня воскрешал. Но у меня получается нестыковка: воскресить может, а вот здоровье и жизнь наладить не хочет. Так я и живу — от беды к беде. Просил об исцелении. Вчера смотрел христианский телеканал в интернете. Там была трансляция из Израиля, люди молились. Потом они стали говорить об исцелении человека с болезнями как у меня. И за день до этой молитвы у меня было чувство что кто-то за меня молится. У меня шизофрения. Мне стало проще после этого, но сегодня все вернулось на круги своя, как и всегда у меня. Мне кажется что бог хочет меня обмануть и что он меня ненавидит. Я опять живу как раньше. Я уже устал от того что бог меня обманывает. Читаю в библии одно, а жизнь у меня совсем другая. Мне жутко страшно от моей жизни, и боюсь очень что бог опять подведет меня. Когда меня привезли в больницу после удара током, меня там изнасиловали. Очень боюсь жить, если что со мной еще случится я не выдержу, у меня часто мысли о самоубийстве.

Когда Бог оставляет человека? И бывают ли такие моменты в нашей жизни? Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж», в студии протоиерей Александр Березовский.

— Дорогие братья и сестры, мы с отцом Александром начинаем нашу передачу в прямом эфире радио «Радонеж» Вы можете позвонить нам по телефону и задать ваши вопросы. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

— Добрый вечер, дорогие радиослушатели, напоминаю, что вы так же можете присылать ваши вопросы к нам в студию по СМС. Вопросы можно задать SMS сообщением по мобльному телефону. Пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Будем рады на него ответить.

— Стараюсь жить по заповедям, соблюдаю пост, хожу в храм, причащаюсь, но нет никакого ощущения, что душа становится чище. Почему?

— На это может быть много причин. Ну, во – первых прелесть, человек находится в таком состоянии, когда думает о том, что он прав перед Богом и поэтому хочет от Него даров, как будто он их заслужил- такая может причина.

Может быть причина другая. Например, человек имеет некий грех, может быть, даже смертный, который для него невидим, и этот грех, как черная дыра, поглощает всю силу души.

Третье может быть, что человек, например, имеет какую – то привычку. Самая противная — это осуждать. Человек постится, старается соблюдать заповеди, но осуждает людей, не придавая этому значения. И в результате он приходит в состояние ложной праведности. Ну, это тоже, можно сказать, вид прелести. И тоже не только никаких даров, а просто мимо пролетишь царство небесное, потому что Евангелие нужно принимать все целиком. Если ты что – то принимаешь, пост, допустим, а «не судите, да не судимы будете» не принимаешь — результатом будет то, что царство небесное окажется недоступным.

— То есть человек стоит на месте, как корабль на якоре.

— Нет, не на месте, он падает в бездну, а свист в ушах столь велик, что человек не слышит этого падения. Потому что амплитуда колебаний так высока, что ухо души не может уловить сей звук. Только некоторая муторность на душе, о которой человек свидетельствует.

— Батюшка, а если наоборот, человек вдруг начинает ощущать, что он становится лучше- это не есть ли тоже прелесть, какая – то?

— Конечно. Это обольщение. Дело в том, что древние святые отцы говорили: «Чем человек ближе к Богу — тем более усиливается у него плач о грехах».

— Ой, ну, как меньше? Он что, засекает секундомером, что ли?

— Ну, может быть, и так.

— Ну нет, ведь само продвижение по лестнице духовной, оно осуществляется только через покаяние. Не тем, что человек оценивает: так, я получше стал, еще получше, многие идут именно этим путем. Но это путь, ведущий от спасения в противоположную сторону. А путь к спасению идет только через покаяние, человек должен идти по лестнице покаяния.

— То есть, если человек сдерживает себя в злых поступках, в проявлениях…

— Если он это делает именно ради плодов покаяния- тогда это как раз искомый христианский подвиг. А если человек занимается самосовершенствованием- то, извините, ничего, кроме гордости у него не растет, и дьявол может ему такое кино показать по поводу того, какой он стал хороший, чистенький и пушистенький, и вообще.

— То есть можно не делать ничего плохого и при этом двигаться к аду?

— Ну, или быть в состоянии, при котором спасение не возможно. Например, телеграфный столб. Он не только ничего плохого не делает, но и приносит пользу: освещает в ночное время людям путь, однако царство небесное он унаследовать не может, потому что он просто мертв, так и бывает, что люди делают добрые дела, будучи абсолютно мертвыми.

— А что сделало людей мертвыми, как столб?

Все-таки человек изначально живое существо.

— Нет, я имею в виду мертвость в духовном плане.

— Но, вот, что убило человека?

— Равнодушие ко Христу.

— То есть Христос человеку не интересен, он…

— Да…

— Занимается самоутверждением.

— Да, да, да. Желает не искусства в себе, а себя в искусстве.

— Ну, да…

— Ну, так это же давно даже нашими театральными деятелями было замечено, совершено противоположно задаче духовной жизни.

Еще вопрос:

— Мой муж и я недавно поженились. Любим друг друга, верим в Бога, но есть одна проблема: мой муж социально и материально значительно менее успешен, чем я. Как мне быть, чтобы муж стал главой семьи, потому что я, действительно, на голову выше его во всех вопросах?

— Ну, можно немножечко присесть, согнуть ножки, выровняться, чтобы голова была на уровне. Немножко неудобно ходить, но, если поставить такую задачу- со временем он станет выше.

-То есть себя просто принижать, не…

— Да нет, просто: социально, успешно- это все какая – то странная терминология, это для Бога совершенно неинтересно. Еще бы она сказала: «Вот, я брови выщипываю, а он нет. Или эпиляцию лодыжек делаю, а он нет» Не буду продолжать эту тему, на которую можно много чего рассказать. Эти достоинства, которые описывает эта счастливая молодая женщина, перед Богом ничтожны.

— Но при этом человек, который, скажем так, не приносит в семью денег, как может заявлять о своем главенстве в семье?

— Ну, всякое бывает. Это уже зависит от того, какой это человек. Неужели цена человека эквивалентна или даже адекватна…

— Зарплате….

— Его жалованию?

— Чаще бывает наоборот.

— Ну, как – то по — всякому. Ну, если это разумный человек, а еще плюс к этому духовный, то его присутствие в семье может быть центром жизни этой семьи.

— То есть зависит от того…

— Как он это понимает, как он может этому служить. Представьте себе: был человек страшно богат, а потом его парализовало, но речь осталась. Получает пенсию, пожили лет десять на то, что он накопил, а дальше? Дальше его на помойку, потому что пенсия маленькая? Если исходить из этого социального успеха- тошнотворная такая формула- то тогда да, его надо уже списывать.

— Есть мнение, что прощать нужно, не ожидая извинений и раскаяния обидчика, и приводят пример, что у Бога готово прощение для каждого из нас сразу, что Бог не ждет, пока человек раскается. Действительно ли Бог прощает каждого еще до его покаяния?

— По — разному бывает. Зачастую так бывает: Бог как бы, пропускает это, но бывает и наказание. И мгновенно, бывает и с ожиданием. Что полезно для спасения, то орудие или рецепт мы от Бога и получаем.

— Ну, а нам как в такой ситуации поступать? Уподобляться Богу и прощать всем и все сразу? Или опять же тут нужно рассуждение?

— Рассуждение вообще нужно всегда, а нужно еще понимать, что такое прощать.

— Ну, вот как вы сказали: «Не заметить того, что человек сделал тебе гадость».

— Ну, при известном духовном развитии, это наилучший вариант.

— Но, во всех ли ситуациях это полезно?

— Кому? Самому прощающему? Безусловно. Смотря, какая мотивация, потому что простить можно и из трусости.

— Ну, а для обидчика такое попустительство?

— Это трудно сказать, тут нужно каждую конкретную ситуацию рассматривать. Вот, например, едешь ты на такси в пол – третьего ночи, и видишь: какой – то гражданин обижает на автобусной остановке молодую женщину, узбечку. Как должен действовать христианин?

Он должен выйти, дать ему в зубы, вызвать милицию и сдать его. Это самый христианский поступок.

— Защитить ближнего своего?

— Ну, конечно.

— А когда в отношении тебя?

— Ну, пожалуйста, нырок влево… (Смеются)

— И с большим смирением…

— …и с большим смирением правым локтем под дых. И уже можно в милицию не сдавать. Но тут проблема, потому что, если нет свидетелей, То как быть? И как таксист? Уедет или будет меня ждать? Тут надо все с рассуждением.

— Когда Бог оставляет человека? И бывают ли такие моменты в нашей жизни?

— В нашей не бывает, а в жизни таких высоких подвижников бывает, как некое такое испытание последнее…

— Почему?

— …самое трудное испытание.

— То есть пережить этот момент Богооставленности…

— Это удел только очень близких к Богу людей.

— И это для чего Господь попускает такое?

— Ну, для огранки бриллианта души. Последние штрихи для небесного сияния.

— Но, когда люди жалуются: «меня Бог оставил, Бог не слышит» Это, что?

— Ну, это обычный ропот, самомнение.

— То есть это перекладывание своей вины…

— Гордость…

— …на Бога?

— Да нет, просто необразованность такая.

— Даже если человек к Богу равнодушен или презрителен -Бог его не оставляет?

— Конечно, нет.

— Это же выбор самого человека!

— Ну, и что же, Господь- Отец, Он любит всех лелеет.

— То есть Он как бы снисходит к человеческой необразованности?

— Конечно.

— Но вот, Он снисходит, снисходит, а потом…

— Да, Он, Бог даже на Землю снизошел ради любви человека, но, представь, что за дурачье стояло в Иерусалиме, показывая пальцем и Пилату крича: «Распни, распни его»? Злое, упрямое, противное неблагодарное дурачье. Ну и что, Бог- Само совершенство, и Он с ними рядиться будет? А Я вам это, а Я вам то? Бесполезно.

Так молился: «Боже, прости их, не ведают, что творят». А что тут еще сделаешь?

— Батюшка, вся наша жизнь- это цепь, череда снисхождений Бога к нам, грешным.

— Да, безусловно.

— И человек, не вразумившись всеми благами Бога, приходит к своей смерти без покаяния. И, казалось бы, на этом прекращается милость Божия к человеку, и потом -ад?

— Ну, ад- это тоже милость божия к человеку. Бог сделал все для человека, чтобы его спасти от ада преисподнего, но человек все же выбирает ад. Ну, s’il vous plait, ты сам выбрал, ты ничего не хотел, ты не услышал тех людей, которых Я тебе посылал- ты не принял, книжки, которые тебе давали читать умные люди- ты не читал, и так далее.

Те испытания, которые Я тебе посылал для того, чтобы ты покаялся, тебя только озлобляли. Ну, Господь ведь каждому дает то лекарство, которое ему нужно. Бог- врач совершенный.

— А человек это лекарство не принял, или оно не подействовало? Вот, почему оно не работает?

— Ну, потому, что человек выплевывает и делает наоборот.

— То есть не признает себя вообще нуждающимся в этом лекарстве?

— Не признает нуждающимся, вместо льда кладет грелку на живот, схватывает перитонит.

— Говорит: мне казалось, так будет лучше.

— Ну, опять.

— Очень хочется, чтобы Господь не отступал от нас и миловал даже тогда, когда мы упорствуем.

— Господь милует, потому что с каждым жителем Земли, ну, кроме совсем уж младенцев, как надо поступить? За наши грехи нужно кожу снять и солью сыпать, кода уже соль вошла в рану- еще палкой бить. Вот это будет адекватом, самым настоящим. Господь милостив и долготерпелив невозможно как. Десятки лет терпит.

— Да, многие даже удивляются: ну почему Бог не приберет этого человека? Скольких он уже умучил вокруг себя!

— Ну, каждый такой человек является испытанием и для ближних своих, то есть им тоже, значит, не бесполезно. Поэтому Господь и не говорит: «Так, надо истребить вот эту категорию, надо истребить эту категорию». Как у нас наша медицина. Сейчас, например, два депутата подали такой проект, что всех молодых женщин, которые забеременели, если они недееспособны- это обычно девочки из детских домов-их всех абортировать на любом сроке.

— Принудительно?

— Угу, практически принудительно. Как бы разрешать. Ну, понятно, им там по пятнадцать лет, это все делается под давлением. То есть, Гитлер отдыхает в белой пушистой кроватке и лепечет: «Агу, агу». Все разговоры про фашизм- вот она, реальность: на полном основании ставят диагноз, проводят перинатальную диагностику, чтобы узнать, что там с плодом. Узнают с целью, чтобы его убить. Прямо Спарта, ребеночек родился хиленький- раз его в пропасть. Ну, и после этого мы хотим выжить как вид? Это никак невозможно. Может быть, и выживем как вид, но таких злобных, самопоедающих млекопитающих.

— Ну, тут выжить невозможно, потому что за счет кого выживать – то? Того, кого убили в утробе эти нелюди?

— Ну, человечество, пережив все страдания от фашизма, оно продолжает его линию, и, собственно, никто против этого не выступает. Ну, просто один в один фашистская технология. Одни не стесняются это предлагать, другие будут руки поднимать, не знаю, примется этот закон или нет? Но просто это, я не знаю…..

— Но мотивация выдвижения этого закона какова?

— Ну, мотивация- это ясное дело…

— Нет, они же как – то обосновывают…

— Эти дети, конкретно, как таковые, никому не нужны. Государство не хочет выделять на них деньги, не хочет с ними возиться, не хочет их устраивать в семьи. Не хочет сохранить им жизнь, проще убить.

— Решить проблему…

— Ну, вот, у нас это было в истории. Сначала продразверстка, собирается зерно у крестьян, потом приходит еще одна продразверстка, собираются все семена. На следующий год начинается голод страшный, потому что вывезли все. Вот- и что? В результате вместо того, чтобы пустить в те области, где есть еще еда, окружают войсками и никого не подпускают, и миллионы умирают с голоду. Для чего они умирают? Чтобы их не кормить. И это перед страшной войной- ну что это такое?

Ну, я понимаю, там, Сталин- кавказский человек, разбойник, гангстер, абрек, шесть раз в тюрьме сидел, рецидивист. Это его вкус жизни, его понимание. Но сейчас – то, двадцать первый век, запускаем спутники- они падают в океан, каждый стоит по миллиардику. За миллиардик сколько можно таких детей воспитать, домов построить?

— Но самое ужасное, что в душах людей ничего не изменяется.

— Ну да, никто по этому поводу не дергается, все наши как бы придыхания по тому поводу, по этому- это крокодиловы слезы, вот что удивляет.

— Но церковь давно уже определила причины бедствий народа, потому что…

— А церковь говорит, вырабатывает документы, но ведь люди не слышат и не слушают. Ну, представь себе, по многим каналам утром каждые пол – часа, по радио, там, каждые пятнадцать минут рассказывают, какая погода-открой форточку да посмотри. Но, если бы столько же раз, четыре раза в час, потом каждые полчаса, потом каждый час рассказывали, что людей убивать нельзя. Вы не забыли? Сначала позвоните своим родителям, а потом: вы помните, что людей убивать нельзя? Такие простые вещи. Или допустим, вот, сегодня я пошел в парк погулять, целых сорок пять минут гулял. Парк находится в самом центре Москвы и там через каждые пятьдесят метров груды мусора: банки, бутылки полиэтиленовые и алюминиевые, остатки от кострищ, хотя при входе в парк написано: «Не разжигайте костров».

Ну, как, в течение года повторять каждые пятнадцать минут: не превращайте парки, где должна быть красота, общение с природой, в помойку! Ну, это же, как бы, очевидно. Ну что, трудно взять с собой черный мешок и отнести его в ближайший контейнер? Или взять маленькую саперную лопаточку и все закопать? Хотя всякая полиэтиленовая дрянь не гниет, но говорят- через сто пятьдесят лет разложится. Ну, будет ли парк, не будет, но сто пятьдесят лет подождать, ерунда.

Но ведь нет, живем в помойке, детей убиваем, идет девушка -школьница, у нее первый звонок был, курит. Ну, этим должен кто – то заниматься?

— Родители.

— Родители- ну, дети в определенном возрасте, как раз десятый, одиннадцатый класс, уже не хотят слушать родителей. Ну, представьте себе, если бы, как погоду- уже эта погода надоела, ну, нету сил- вот, так же долбить про курево, про пьянство, про убийство… Ну, я думаю — продолбили бы. Но это неинтересно. Неинтересно ни здоровье граждан, ни духовное состояние детей, ни что. Это натуральный фашизм в действии. Он в нас победил. У нас ненависть к русскому народу, друг к дружке…

— Вот, что – то в людях такое…

— Грех, грех… Это же ясно, что это умопомрачение, но вместе с тем и сердечное помрачение.

— Но вот, вместе с тем, останови любого десятиклассника, десятиклассницу и начни спрашивать: «Курить плохо? – плохо. Пить плохо? – плохо». И все расскажут. А почему, почему ты тогда этому служишь? Почему? А потому, что кроме этого ничего другого нет.

— Нет, от «хочу» к практическим действиям тоже ведь не сразу переход. Никто не может сказать, что он затянулся- и сразу удовольствие.

Большинство из них, вот, смотришь: они курить- то не умеют.

— Но хочется быть взрослее. Выглядеть, выглядеть.

— Ну, вот, получается: вместо настоящих дел- показуха.

Вопрос пришел:

— У меня есть желание достичь чего – то в жизни, устроиться на хорошую работу.

— Ну, достигни, устройся.

— Правильный ли это настрой и желание?

— Да, ничего в этом, так сказать, плохого нет, только цель какая – то убогая.

— Такая незначительная.

— Ну да, это все равно, что сказать: «Я бы хотел всю жизнь ходить в начищенных ботинках». Хорошая цель? Да, чего такого? Почисть- и ходи наутро опять. Ну, как – то мелко. Что же, мать в муках его рожала тут для того, чтобы он в чистых ботинках был? Но само по себе чистые ботинки- неплохо, и работа непыльная- тоже неплохо. Но должна быть цель. Это разве цель?

— Алле, добрый вечер.

— Алло. Христос воскресе. Благословите, батюшка.

— Воистину воскресе Христос.

— Батюшка, вот, Вы говорите много…

— Я буду поменьше…

— …хорошего- нет, не в этом плане. Я хотел спросить, вот, храмы открытые, не пустуют, к святыням очереди стоят, а люди все такие же, даже к уровню тринадцатого года никак не выйдем, дореволюционному. Вот, по Вашему мнению, это нам наказание такое?

— Ну, при чем тут наказание? Мы же сами, тут никакого нам наказания. Наоборот, вот, мы с отцом Александром разглагольствовали по поводу долготерпения Божия. Какое же нам наказание? Нам одна лафа.

— Что хочу, то и делаю.

— Да. Такая жизнь- ну, нельзя сказать, что она уж такая шикарная…

— Раньше построже было все -таки.

— Фильм…

— …не все можно было.

— Я помню хрущевские времена, это я вообще умирать буду- не забуду. Ну, если уже только в маразме. Нет, большое русское спасибо.

— Вот, казалось бы, все Бог дал современному человеку: и храмы открыты, и святыни открываются, и мощи святых доступны, и действительно же очереди стоят, и храмы не пустуют.

— Нет, ну, в храмы, в основном, все -таки человек приходит в слезах. А пока жареный петух не проклюнул человека насквозь до самого сердца, как –то он…

— Не очень, да?

— Не очень, да.

— Какова должна быть мера строгости при воспитании детей и можно ли их бить?

— Ну, вообще битья как процесса не должно быть вообще. Что значит «бить»?

— Тут цитируют слова одного батюшки: «Детей надо бить, быть строже. Сам Бог это говорит». И вот тут большой, большой вопрос, недоумение: как Бог может такое говорить?

— Нигде в Библии не сказано, что нужно бить детей. Это клевета на Священное писание. Пусть точно цитирует. И потом, про это битье сказано в Ветхом завете. Там помимо этого сказано еще: побивать камнями. Поэтому, если девочка говорит, что она замужем гражданским браком, нужно тогда ее вывести во двор и кирпичами забить до смерти свою родную девочку, если уж Бог говорит. Раз такие умные – то именно так. Ну, а потом, если правый глаз соблазняет -нужно его вырвать, конечно, и левая нога тоже, отпилить ее к шутам. Вот, побить нельзя, наказывать можно, так сказать, физическое воздействие. Но это в определенный только период жизни, потому что, если все время бить, ребенок вырастет предателем и вруном. Как ребенок может избежать порки?

— Соврать.

— Только врать, поэтому ничего хорошего из этого не выйдет. Так в отдельных случаях, когда чТо то катастрофическое сотворил, ну, например, взял ушел, никому ничего не сказал. Одно дело -пятилетний, тут надо обнять, поцеловать, слава Богу, нашелся, а если десяти? За это вполне можно наподдать. Но это не значит, что бить, пока он уже сесть не сможет, но врезать разок, чтобы запомнил, это имеет смысл. А, когда тринадцать- это бесполезно, он просто озлобится и будет такой, всю жизнь потом будет вспоминать. То есть нужно не просто тупо бить детей, это и звучит как – то по садистски, а нужно воспитывать.

— Ну, вот, ссылаются на то, что в дореволюционной России, вообще метод розог был очень распространен.

— И, что? Чем закончился этот метод розог? Чем?

— Революцией.

— Да, не очень великой и не очень социалистической, но вполне Октябрьской. Вот, оно и закончилось. Где оно, христианское воспитание? А в ком – то оно осталось и засело, и были христиане, жизнь свою отдали за Христа. А другие что? Вот и все, а потом они сами, солдаты, стреляли в своих офицеров.

— Батюшка, ну, а насколько полезна строгость к ребенку? Ребенок все время шалит, все время хочет своего и, здесь его держать в постоянной строгости, не жестокости, а именно строгости? Это полезно?

— Дело в том, что очень многие люди слово «строгость» понимают по – своему.

— Ну, не отпускать?

— Некоторые так понимают эту строгость, что я бы таким руки отбивал деревянной киянкой. Ну, это нелепо, взрослый мужик или родная мать нещадным боем бьет своих детей. Медведица может наподдать медвежонку, но никто еще, никакой зоолог не наблюдал, чтобы медведица лупила своего медвежонка. Один раз наподдать ему по мягкому месту, причем она не лупит его по голове…

Звери дикие знают, как воспитывать своего детеныша. Только безумный человек в гневе, иногда и пьяный бывает, чего там говорить…

В воспитании главное: первое- это терпение, второе – любовь. Если этого нет, то бывает антивоспитание. Воспитывают уродов и садистов, и предателей, и подонков.

— Чем больше каюсь, тем больше тщеславлюсь. Почему так происходит? Как быть?

— Тщеславие находит себе лазейку, где угодно. Это очень полезно о тщеславии почитать у любого святого отца…

— То есть эта тема раскрыта хорошо?

— Очень, очень.

— То есть с этим грехом боролись с самого начала…

— Ну, конечно…

— …христианской эпохи?

— Да.

— То есть даже…

— Побеждаемый тщеславием себя лишает всех добродетелей. Если человек тщеславится даже каким – то настоящим подвигом, то он не получает никакой награды. Он получает уже свою награду здесь, когда начинает кому – то об этом вещать или делать, что – то напоказ, или делать так, чтобы люди заметили, оценили, что – то все время из себя изображает: то ученого, то старца, то там еще, ну, в общем цирк.

— Но нет нетщеславного человека, мне кажется.

— А есть разве несребролюбивый, а есть независтливый? Не бывает, все восемь страстей у каждого есть, только степень выражения разная. Или безгневный бывает?

— Бывает, люди приходят, говорят: «Я никого не осуждаю и никогда не гневаюсь».

— Можно протестировать…

— Насчет гнева- да.

— Это «на тебе, чего хочешь».

— Батюшка, как укрощать вспыльчивых людей?

— А зачем нам? Нет такой задачи укрощать вспыльчивых людей. Если ты начальник, а у тебя в твоем подчинении какой – то вспыльчивый человек, и дело страдает от его вспыльчивости- можно его поставить в угол, лишить премии.

— Но, если в семье есть вспыльчивый такой?

— Ну, вспыльчивый- надо раньше смотреть, прежде, чем замуж выйти. А если это ребенок, изолировать — посиди, подумай.

— Но если это не твой родственник, а просто как бы человек сторонний. Что лучше его обойти стороной-или оставить как есть?

— По – всякому, по – всякому. Начиная с вызова милиции, кончая- не буду говорить.

— В Евангелии от Иоанна сказано: «Ибо тот, которого послал Бог, говорит слова Божии, ибо не мерою дает Бог духа».

Что значат слова: «…ибо не мерою дает Бог духа»?

— Ну, то, что они, несмотря на то, что некоторые наши прихожане имеют такой благодатный метр, которым измеряют, где благодатно, где не благодатно, где очень благодатно, на самом деле Бог благодать не дает кусочками, там, или килограммами. Вот о чем речь.

— То есть, если Бог…

— Не меряет.

— Да, если уж Бог дает…

— То дает.

— …во всей полноте.

— Ну, может быть, не во всей, потому что человек не может это все удержать. Он дает столько, сколько человек может удержать. И на столько, на сколько человек может по времени это удерживать в своем сердце.

— А от чего зависит это время?

— Ну, от способности человека предстоять перед Богом, не отвлекаясь.

— То -есть мы получаем благодать на доли секунды, получается?

— Ну, может не на доли, но на секунды…

— Потому что так вот…

— Бывает и на минуты.

— Я встречаюсь с девушкой, я понимаю, что люблю ее и эти чувства взаимны. Возможно ли нам пару месяцев перед свадьбой пожить вместе без близких отношений, чтобы испытать наши чувства в быту?

— Возможно, как возможно влить себе в горло вина, лечь на спину и так вот ждать.

— А чего ждать?

— Ну, утра. Потом, когда во сне проглотишь, сядешь за руль, получишь штраф или отъем прав, в зависимости от того сколько проглотил промилле.

Все нам возможно, но не все полезно.

— То есть такое испытание ничего не даст?

— Если это рассматривать, как испытание, то вообще идиотизм.

— Люди боятся бытовой несовместимости, но как узнать вообще…?

— А чего, вот, раньше не боялись? Раньше, если молодой человек не собирался жениться на данной девице, он к ней в дом не ходил.

Просто приходить в дом, где она живет- это уже жених, если уже сваты приходили, если пришли к соглашению, заключили устный или письменный брачный договор, если назначен день венчания, если уж знают, что он жених, он мог приходить в гости. Но, это как солнышко ближе к закату-ему домой. А тут, представляешь, они раз- и решили пожить месяца два. Пожили, пожили, потом он говорит: » Нет, нет, знаешь, что – то, вот, не то» . Это что значит? Это значит: он ее опозорил. Он ходил, он там ночевал, он с ней жил, а теперь ее бросил.

— Ну, раньше в обществе это был позор, сейчас это уже не считается позором.

— Ну, считается, не считается- грех, он и есть грех. В дебрях Амазонки люди ходят голые. У нас, если выйдешь на улицу голый, хотя сейчас у нас жара побольше чем, там, в Рио де Жанейро- посодют тебя как фулюгана-как бабки говорят.

— Да, не походишь, как в дебрях Амазонки.

— Да..

— Отец Дмитрий, грех ли просить у Бога побыстрее умереть, чтобы освободить квартиру дочери? Очень хочется, чтобы у нее сложилась личная жизнь, но жить им пока негде.

— Ну, что значит » негде»? Пошел в магазин «Сад и огород», выкопал земляночку, купил за тысячу двести рублей печечку- и все, и живи. Вот, сейчас Астахов Павел Алексеевич ездил с ребятами на Северный полюс, некоторые из них были инвалиды. Палаточку поставили на льдинке, в палаточке тепло, минус двадцать пять, ну, а за палаточкой пятьдесят. Вот, жили. Негде жить, Господи, какая проблема! Сколько к нам приезжает в Москву таджиков, всем есть, где жить.

— Но вопрос в том, что мама, ради любви, готова умереть, чтобы дочери освободить квартиру. Вот такое желание матери. Оно насколько вообще нормально?

— Ну, тут никаких нормальностей нет, чего же тут такого нормального? Сплошная ненормальность, норма в том, чтобы каждый человек должен жить отпущенный Богом срок. Сто десять, так сто десять, сто двадцать, так сто двадцать.

— То есть просить у Бога о смерти- грех?

— Бог, распоряжающийся жизнью и смертью, здоровьем человека, Он сам знает кому, когда по какой причине умирать, в это вмешиваться не годится.

— Все понятно, батюшка, спасибо.

— Моя родная мама постоянно меня морально унижает, называет глупой, некрасивой, постоянно сравнивает с кем – то, мне часто приходится уходить из дома, чтобы не слушать этого. Помогите, как мне быть? Практически с самого детства у нас с ней такие отношения.

— Если с самого детства, то тогда с такой мамой надо развестись, а если дочка христианка, она может с помощью такой мамы достичь духовного совершенства, достичь терпения, долготерпения и смирения.

— Ну, это, если она поставит такую цель…

— Ну, да…

— …перед собой.

— Вот, как бы, два пути.

— А развестись- это значит оставить маму без заботы, без…

— Ну, что такое «развестись»- это понятно, развестись- это развестись. Как с мужьями разводятся, как с женами разводятся, так можно и с родителями развестись И с детьми можно развестись, и можно с братьями развестись, и с сестрами развестись, когда вообще не осталось отношений, ни капли любви и совместная жизнь только ради подвига во имя Христово, тогда имеет смысл, а просто так…

— А, вот, из чувства долга? Ну, вот, мать, любви к ней нет, вот, вспомнить хорошее…

— Это хорошая вещь, это тоже можно, но если просто терпеть из чувства долга- это недостаточно, нужно обязательно некая такая конструктивная цель: спасение души, например. Тогда это будет польза.

— То есть: Господи, ради Тебя терплю.

— Да, вот это цель достаточная, если не ради Господа, не имеет смысла.

— У меня погибла моя любимая младшая сестренка, это совсем молодая девушка, самый любимый мой человек. Я не могу справиться с болью утраты, жизнь без нее потеряла смысл. Как мне приказать душе смириться?

— Нет, это не приказывается, только через терпение. Или молитвой за сестренку.

— То есть, просто время какое – то нужно?

— Нет, не просто время, нужно это время активно проводить.

— Но, вот, чувство такой невозвратной утраты, как его можно утолить?

— Ну, во – первых, она же не исчезла.

— Перестала быть рядом.

— Перестала быть рядом, да. Я не говорю, что это легко, но человек не исчез, мы всегда можем молиться за него. Это испытание веры. Потому что так привязан человек должен быть ко Христу, а не к собачке, не к попугайчику, не к бабушке. Должна быть привязанность, конечно, и к бабушке, и к маме, безусловно, и любовь, но все таки ко Христу должно быть больше.

— Но, когда…

— «А если любите сына или дочь больше Меня -вы Меня не достойны» Это кто сказал?

— Господь наш.

— Ну, вот, мы должны этому следовать, если хотим быть христианами.

— То есть, если любите, то именно речь идет об этой привязанности?

— Конечно.

— Но, когда у человека не хватает такой любви ко Господу?

— Вот Господь и отбирает, чтобы человек вспомнил и о Нем, и к Нему же обратился за утешением, за упокоением души того человека, которого утратил.

— То есть, это некоторый такой урок?

— Да.

— Потому что она дальше вопрошает, чем помочь, как поддержать маму и отчима, которые очень сильно страдают. — Ну, есть такое выражение: сплотиться. Но имеется в виду «сплотиться в любви».

— Спасибо, батюшка. Наша передача подошла к концу.

— Ну, что же, всего вам доброго. До свидания, будем живы, здоровы…

— Постараемся сплотиться.

Всего доброго. Спаси вас Господь.

Пришел Бог. Освободил человека. И что дальше?

Каждый евангельский сюжет драматургичен. Все сюжеты сложены в божественную симфонию смыслов, откровений и образов. Бог как великий драматург каждый день. разыгрывает для нас партии встреч, совпадений, озарений и милости. Милость Божия и Его замысел явно читается не только среди людей, но и среди природы. Ежедневно в полях составляются букеты, птицы поют, волны отбивают ритм времени, и только нам все некогда обратить внимание на то, что стоит зв всеми этими картинами, евангельскими сюжетами и словами Господа.

Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

Сегодня Церковь просит нас прочесть или выслушать слова Христа о бесноватом человеке и сестрах Марфе и Марии. Что за странная смесь сюжета: бесы, бесноватый, свиньи, сельские негоцианты, ужин сестер с Христом и море, как фон повести? Как все это можно связать? Где Мария и где одержимый бесом? Где Марфа и где торговцы свиньями?

Рассмотрим роли.

Бесноватый

Это сейчас в уме современное человека бесноватый – это и больной, и невоспитанный, и даже политический противник. Все, кто не такие как мы – бесноватые.

На самом деле духовное расстройство есть нечто особенное. Это не душевная болезнь, когда у человека работает ум и ломается психика. Это не умалишенность, когда клинит голову при здоровом сердце. Это не результат соматического повреждения вещества мозга. Все в этом путаются. Тем более, что в Церкви существует такая луза, в которую одни попадают, а других подталкивают – отчитка. В нее толкают и обычных несчастных больных, и алкоголиков, и редких одержимых.

Я знаю случай, когда обычного больного мальчика мать зачем-то повезла к старцу, а старец принял каприз ребенка-мученика за одержимость и велел тащить его к себе на ролевой перфоманс — отчитку. Еле отговорил и еле утешил. А мальчик выздоровел благодаря усилиям Бога и врачей.

Бесноватый – это тот, кто подпустил к себе беса. Бес сам по себе не имеет права овладеть человеком. Так устроил Бог. Если бы Бог не заботился и не запрещал бесу пленять человека, то мы все и уже давно были бы им захвачены и уничтожены. Сатана может прийти насильно либо к большому грешнику, либо по зову человека. Бесноватым, в норме, становится тот, кто нарочно приглашает беса в душу.

Есть блуд телесный, а есть блуд духовный. Душа, блудя духом, соединяется с сатаной, изменяя Богу. И бес почивает в сердце изменника как на троне. Бес не только живет в сердце блудника, но и защищает его от других бесов, как свой собственный дом. Вселившись в сердце, бес подчиняет себе человека и начинает им управлять, как марионеткой.

Вот, приходит человек и говорит:

— Батюшка! Ну, ничего не могу поделать с осуждением. Все понимаю, но как встречусь с людьми, так и понесло. Начали с рассуждения, а закончили осуждением.

А что тут непонятного? Ты во власти беса. Он так связал тебя, что ты не можешь пошевелить даже мизинцем. Бес осуждения – твой хозяин. Самый маленький бес победил тебя легко и просто. Не видно твой бесноватости? А зачем? Ты и без лишних усилий со стороны армии падших ангелов тихо и мирно скользишь в ад по наклонной плоскости. Ты каешься в грехах, причащаешься, а беса осуждения не прогоняешь из сердца. И он там живет припеваючи вместе с твоим причастием и покаянием. Ему даже не надо напрягаться на какие-то устрашающие шоу или извлекать из тебя собачий лай или пену. Они тоже экономят энергию. Ты, как полусухая муха в паутине, висишь вниз головой, и судьба твоя уже давно решена

Пьяницы вместо радости благодати принимают химическую бесовскую радость вина.

Любители богатства в ослеплении принимают в душу гордость, тщеславие и мамону.

Любовницы и любовники пьют сладкий яд из чаши блудного беса. И полностью находятся в паутине ада.

Свиноторговцы. Какая странная пара персонажей на сцене: бесноватый и сельские коммерсанты. Зачем драматург поставил их рядом, и что общего в них?

Бесноватость – это состояние, когда человек ставит на первое место не Бога, а беса, угождающего человеку. В этом смысле люди, жившие по соседству с гадаринским бесноватым и торговавшие свиньями — такие же бесноватые, как и этот псих пустыни.

Христос пришел в Десятиградие для того, чтобы показать на их примере два образа отпадения от Бога и служения сатане. Коммерсанты служили ему в области материальной – торговали грехом. А бесноватый, уподобляясь молитвенникам и постникам пустыни, служил сатане духом злобы, как монах беса.

И Христос противопоставляет этой паре пару праведниц. Марфа служила Господу материальным попечением. А Мария – службой духовной – вниманием и рассуждением.

Церковь Покрова Богородицы при Российской детской клинической больнице в Москве. «Изгнание легиона из гадаринского бесноватого».

Что же произошло с бесноватыми? Христос избавил их всех от бесов. Коммерсантов избавил от грешного бизнеса.

Лишившись работы, любой нормальный человек задумается о том, что же было не так в его бизнесе, и чем он не угодил Богу? Но нет. Жители Гадары не задумались. Они связали свои потери со странным учителем. Если бы не этот бродячий и опасный маг, то все бы осталось по-старому. А Бог? Что Бог? Царь далеко, Бог высоко. Подумаешь, свиньи, когда надо как-то выживать. Неужели Богу голодные дети лучше мертвых свиней? И жители города…прогоняют Христа.

Казалось, как так? Вот если бы мы увидели Христа, то никогда бы Его не прогнали. На словах. А так — и мы сами продаем Христа разным бесам, среди которых наши главные покупатели – бесы гордости, самолюбия, жадности, блуда и мамона.

А что произошло с евангельским бесноватым? Совсем другая история.

Как только он увидел Христа, так сразу закричал:

— Зачем Ты пришел мучить меня?

Да, Христос часто мучает всех нас. Постами, на которые мы выходим, как на горе и лютую борьбу. Молитвой, которая мучает нас бессилием и необоримым сном. Любовью, которая нам невыносима по причине нетерпимости для нашего беса, состоящей в умалении и смирении перед любимыми. Нашего беса корежит, когда мы принимаем святую любовь, описанную словами:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится,не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде..

Нам нестерпимо уступить в споре, невыносимо унизиться в прощении, даже если мы неправы. Нам невероятно трудно первыми протянуть руку в обиде. Мы, кажется, лопнем или умрем, если дадим первенство любимому человеку даже в самой малости. Нам кажется, что что-то сломается в самой сладкой глубине нашего сердца, если мы станем рабами любви. Рабами греха — ничего. А рабами любви – ужас.

Зато как легко, пламенно, зло и вдохновенно мы можем ненавидеть людей и говорить часами гадости! Когда приходит День Рождения, супруг едва разлепляет уста и едва его хватает на пару ласковых слов для любимого. Зато какое красноречие в брани. С какими художественными поворотами и великолепными обоснованиями мы выводим вину противника. Как богато мы украшаем зло своего сердца! Разве это не одержимость и не власть беса, души ей продавшейся? Естественно, Христос ее мучает. И не только Христос.

Такую душу мучают все. И она уходит в пустыню. Кто-то оказывается в одиночестве внешнем. И живет бирюком. А кто-то как ядовитый змий копит и сдерживает ненависть к людям в семье, ибо деваться некуда. Такой человек уходит во внутреннюю пустыню, выжженную злом.

Итак, Христос освободил бесноватого и коммерсантов от пут беса. С души одержимого спали путы и темная пелена, и он увидел свет, и душа его облегченно вздохнула. И несчастный, ощутив радость свободы, захотел тут же устремиться за Господом. Душа его точно связала этот прилив жизненных сил с Христом. Бесноватый словно вышел из тюрьмы на волю. Он, как человек, погрузившийся в мир духа, ясно осознал, что богатство мира лежит в том духе, который принес с собой этот Иисус.

На земле едва душа прикоснется любви Божией и уже от сладости Духа Святого бывает в восторге к любимому Богу и Отцу Небесному.
Бесноватого мучил не только один вид Бога. Его мучали и люди. Они, живущие плотью, думали обуздать больной дух путами земными. Они связывали несчастного цепями. Но что такое эти паутинки для могучего беса? Естественно, он удесятерял силы свой жертвы, и бесноватый рвал путы и обретал покровительство и защиту беса

Это не теоретическое изыскания. И среди нас есть люди, которые надеются прогнать злых духов внешними пассами. Вот, приходит мать и просит за пьяного сына:

— Ты помолись за него. Ты скажи ему. Ты отчитай его.

Охотно. Но ты подумай сама о том, что ты просишь. Он имеет волю пить? Имеет. Нам с тобой нужно эту волю сломать. Как? Можно попросить Бога, чтобы Он его освободил от его воли. Что это значит? Это означает, что волю можно связать либо материально, либо духовно. Связать материально можно, упрятав твоего сына в тюрьму, в психушку. Сделать его инвалидом. А как по-другому? Можно сломать сыну душу. Ты точно хочешь, чтобы он стал дураком и тогда уже не пил?

Плачет и говорит:

— Ах, батюшка! Так он мне душу проел. Так он меня убивает. И глумится надо мной, как бес. Так мне свет через него не мил, что я грешным делом думаю, что лучше бы он совсем помер. Одно изуверство от него. За то нам такие муки? За что мне этот ад в доме?

— Бог ведь нам не чужой. Он тоже хочет сыну спасения.

Представь себе: мы пришли в больницу и видим, что у больного таблетки, уколы и капельницы. Пошли к врачу и говорим: «Ты делаешь ему больно. Дай нам самим его полечить. Мы его любим и полечим духовно». «Лечите» — говорит добрый врач. Мы сняли капельницы, отменили уколы, выбросили таблетки в окошко. Ай, молодца! Теперь ему не больно. Хорошо мы его полечили? Нет. Он от нашего лечения совсем умрет.

Так и сыну. Мы-то все готовы отдать, чтоб он был здоров. А если ему это не надо? Все будет попусту или еще хуже. На нераскаянную и больную душу Бог налагает лечение с болью: уколы, капельницы и горькие таблетки. И ждет, что и она, как гадаринский бесноватый, утомится в своем зле. И тогда Бог придет, и через нас, и Сам Собой даст ему на минуту облегчение. Для того, чтобы вкусив свободы, он ДОБРОВОЛЬНО пошел за Христом.

Фото: orthodox.vinnica.ua

Какой смысл снимать капельницы, если больной пойдет нездоровым по городу и убьется? Дай ему свободу и он во зле такого натворит, что ж лучше пусть лежит в больнице. И мы связываем несчастных своим глупым лечением и цепями предрассудков. Мы ничего не понимаем в жизни духа, если наивно полагаем спасение в формальных и материальных действиях в тех случаях, когда требуется духовная брань.

Отмолил бесноватого? Свозил его к Серафиму Саровскому? Что дальше? Это не просто так. Дальше еще труднее. Снял капельницы Бога? Так и веди его по жизни за руку и цели его своей заботой и молитвой. Не хочешь? Не лезь. Часто лечение требуется в течение всей оставшейся жизни. И без любви к больному, без того, чтобы душу за него положить, этого подвига не поднять.

У свиноторговцев другая история с Господом. Им нет дела до духа. У них произошла убыль товара. Так часто бывает, что за товаром души не видно. Бог трясет человека вместе с его товаром и ждет, что негоциант одумается, догадается, своим расчетливым умом, что неспроста все это. Увидит за бедой руку Бога.

И Господь дает такой шанс деревенским бизнесменам. На миг освобождает их от груза греха. Если начинать с нуля, так все равно с чего начинать. Начни с хорошего. Но если у бесноватого вздохнула душа, то у торговцев вздыхать оказалось нечему. И они гонят от себя Бога. И они правы. Бог с коммерцией не дружит. С трудами праведными Господь дружит, а с мамоной – нет. Либо Бог, либо свиньи. От Бога доход будет или нет, не факт, а свиньи — точно дело прибыльное. И они меняют свиней на Бога. Жители не могут отомстить Иисусу за убыток. Они боятся Его. И только просят уйти от них и не мутить им их грязное болото, в котором они существуют.

И вот составитель евангельских чтений предлагает для сравнения иную пару: попечительную Марфу и созерцательную Марию.

Мария – образ человека духовного, и в этих евангельских чтениях она соотносится с исцеленным бесноватым. Она, точно так же увидев Христа, освобождается от земных пут и услаждается единственным, что нужно на потребу души – словом Господним, которым всяка душа живится. Христос целый вечер беседовал с Марией, и до нас не долетело ни одного слова из их беседы. Как жаль! Впрочем, призови Господа — и Он и тебе так же все скажет нужное для твоего сердца. Как Он может не прийти?

Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

Марфа соотносится с жителями Десятиградия, которые из-за хлопот не могут поднять головы к небу и теряют утешение небесное. Мы не знаем, бросила ли Марфа свои тазы с казанами, черными чайниками, грязными кружками, полотенцами и швабрами и уселась рядом с сестрой, махнув рукой на гору посуды в мойке. Или, напротив, ворча, все перемыла, все приготовила и подала на стол в лучшем виде Господу, которому еда не нужна, и который питается словом Отца. Несомненно, что Христос, улыбнувшись и умилившись ее смирению, принял от ее рук и хлеб, и вино, и солило, как дар любящей души. И Марфа не согрешила заботой, и Мария угодила Богу любовью. И обе стали святыми.

Господь принимает и жертву мирскую, и жертву духовную, творимую в честь Бога. У Бога нет презренных профессий, кроме занятий грехом. Ему дорог и монах-созерцатель, и шофер-праведник. Ему дороги все люди. И Он однажды приходит дать каждому свободу. И бесноватому, и коммерсантам, и хлопотливой Марфе, чтобы она не закружилась с кастрюлями и тряпками и утеряла из виду небо. И пришел к Марии, чтобы она не заблудилась в духовном мире.

Вопрос только в том, как люди поведут себя после освобождения. Вспомнил о Боге? Приходи. Будь Господу другом. Нет? Уходишь? Уходи

Христос не погнался за сельскими бизнесменами со словами:

— Что мне сделать, чтобы вы пришли в храм? Может быть, вас кто в иерусалимском храме обидел? Может быть, первосвященник вам злой попался? Может быть, вам в храме просто скучно? Да постойте же! Я вам сыграю на свирели и спою печальные песни..

Нет погнался. Не стал играть на свирели. Не стал уговаривать. Уходишь? Ушел? Вольному воля, а спасенному Рай!

Ну, исцелим алкоголика, а что дальше? Будет сидеть перед телевизором, висеть в интернете, кушать жареную картошку, заниматься бизнесом и жить, как другие мирные безбожники, тихо едущие к духовной смерти вместе со своим телевизором? Так зачем тратить на него чудо, если был чесноком, а станет луком?

В жизни каждого из нас случались, случаются и будут случаться такие вот временные облегчения нашей участи, подобные явлению Христа бесноватому. Придет Бог и раздвинет над нами тучи бед. И мы увидим солнце.

Бесноватому даст свободу от беса, чтобы тот умилился тишине и доброму отношению с людьми.

Блудник вздохнет о небесной чистоте и оросит умершее сердце блаженством божественной любви.

Жадный человек на миг почувствует, что счастье от денег не зависит, и даже, наоборот, душе становится лучше, когда она жертвует.

Пьяница увидит, что люди лучше бутылки, а радости труда и семейной любви — мощнее иллюзии счастья, вызываемой вином.

Пришел Бог. Освободил человека. И что дальше? Примем ли мы благодать, как исцеленный бесноватый? Погрузимся в слово Божие и созерцание, как Мария? Или вздохнем о потере бизнеса, положения, чести, славы, денег, любовника и вновь устремимся ко греху, как свинопродавцы?

Бог всем нам дает шанс избавиться от коварных квартирантов нашего сердца — бесов. Он имеет власть их выгнать без нашего разрешения. И часто так поступает. А мы часто обижаемся на Господа и просим злых наших хозяев вернуться обратно.

Изгнание бесов — не редкость, а обычное явление. Оно часто происходит на искренней исповеди. А может и не происходить. Человек сделал вид, что покаялся, а на самом деле, только пожаловался на самого себя и даже не думал оставить своих привычек и своего зла. И подошел к Чаше и… не причастился. Ибо не очистил сердце, и не вошел в него Дух Святой. Принял на лжице Тело и Кровь, а Господь не вошел в него:

— Батюшка! Ну, ничего не могу поделать с осуждением. Все понимаю, но как встречусь с людьми, так и понесло. Начали с рассуждения, а кончили осуждением.

— Ну, как я его брошу? Он мне и сыну помогает.

— Неужели Богу угодно чтобы мои дети были нищими?

Бог не выдаст, свинья не съест. Вся история нашей веры свидетельствует о том. И царь Давид:

«Я был молод, и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба»

Наверное, мы просто не того просим, что есть у Бога. У Бога нет в кармане ни одного рубля. У Него только счастье на земле и блаженство на небе. Всего этого у Бога просили Марфа и Мария Удивительные слова нашел гимнограф, составивший молитвы Марфе и Марии, в которых раскрывается суть богообщения: что просить и что получать:

Ангелов и человек Царь и Господь, доброту душ ваших провидев и до конца вас возлюбив, во дни земной жизни Своея благословенный дом ваш посещаше и брата вашего Лазаря от мертвых воскреси. Мы же грешнии, таковое человеколюбное снисхождение Его.

Здесь мы видим условия, на которых Бог является душе:

— Ангелов и человек Царь и Господь, доброту душ ваших провидев и до конца вас возлюбив.

Значит, если будем добры перед Богом и людьми, Господь обязательно полюбит нас и откроется нам. И просветит, и освободит и обрадует. Мало того, Он еще и дарует по сердцу нашему:

благословенный дом ваш посещаше и брата вашего Лазаря от мертвых воскреси.

Не только освободит, но даст часть Своих прав. Например, воскрешать родственников умерших или больных душой: пьяниц, блудников или ополоумевших от денег и зла. При условии (см. пункт первый): мы останемся добрыми, созерцательными и трудолюбивыми на своем пути в Рай. И если наш спасаемый тоже хоть немного тоскует о Боге и Рае, то будет нам так, как сказано :

Любляше Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря и, веру их в грядущее Царствие жизни вечныя испытуя и утверждая, рече: сия болезнь несть к смерти, но к славе Божией.

Эти два Евангельских чтения очень оптимистичны. Мы убеждаемся в том, что Бог не дал и даст власти сатане пленить человека без воли человека. Бог уважает в человеке божественное свойство свободы. Ведь мы подобны Ему в главном – в любви и свободе! Бог никогда не сломает нашу волю против нашего желания. Невероятная божественная смесь любви, уважения нашей свободы и избирательная ненавязчивая помощь в счастье и спасении.

«Льна курящегося не угасит». Господь всегда уважит в нас свободную личность, вплоть до нашего выбора ада вместо Рая. Насильно мил не будешь. Если кто разлюбил, очень трудно его заставить полюбить снова. Да и нужно ли? Кого разлюбили, тот знает что это такое. Но нам дорого откровение, которое мы воспринимаем в этом чтении об обещании Бога никого не забыть и не оставить, в какую бы пустыню нас не завели наше сумасшествие, отчаяние и злоба.

На самом деле, все истории Иисуса обо одном и том же. Драматургия частей подчинена одному общему замыслу. Темы варьируется, но наполнение одно и тоже: Блудный сын, Отец и наш небесный дом – Рай сладости. Так и здесь. Бог дает блудным сыновьям шанс войти в дом Отца. И все им пользуются по разному, и Господь относится к ним по-разному. Бесноватому дает свободу. Свиноторговцам прощает и позволяет жить, как сами знают — без Бога. Марфино приношение приемлет. А Марии дает больше всех — чудо воскресения брата.

Недавно приходил человек и жаловался:

— Я – бесноватый. Бесы заели меня, а Бог не слышит! Ищу священника, который избавит меня от бесов. Пол-страны проехал. Никто не помог.

— Как не слышит? Ты думаешь, что Он настолько ветхий днями, что стал глухим? Наверное, ты так решил потому, что во время службы мы Его просим об одном и том же несколько раз в течении службы. Но это же не так! Он слышит каждое наше слово. Слышит и взвешивает наши слова. Иногда идет человек и видит букашку на оконном стекле. Берет и выпускает животинку в форточку. Разве букашка понимает, что с ней произошло? Ей кажется: вот, нашла туча, и ее выкинули в бездну. Так и с человеком. Не может человек понять всей глубины жизни и тайны Божиего промысла о нас. Не всегда понимает, но всегда сердится и пеняет Богу.

Ты как-то плохо думаешь о Боге, если равняешь Его по силе с твоими бесами. Будто бы Он ничего с ними сделать не может. Или, что того хуже думать, не хочет сделать. Все Он слышит и все Он может. Ты просто просишь того, чего у Бога нет. Или просишь того, что не можешь принять.

Это не мы должны упросить Бога что-то изменить в Себе ради тебя. А тебе нужно измениться самому. Бесноватый захотел измениться. Свиноторговцы — нет. А Бог-то для всех. Чтобы увидеть смысл действия Бога, нужно знать Его. А знать Господа может только чистое сердце.

Фото: pravlife.org

Сила вмешательства в наши дела со стороны Бога и Его милость зависит только от нас самих и от нашей способности вместить в себя слово Божие. Ты совсем не бесноватый. Ты просто в кого-то верующий, но не в Христа Бога, если думаешь, что Господь тебя забыл и не любит.

Господь любит всех людей, но кто ищет Его, того больше любит. «Любящие Мя — люблю, — говорит Господь, — и ищущие Мя обрящут благодать» А с нею хорошо жить, весело душе, и душа говорит: «Господь МОЙ, я — раб ТВОЙ». (прп.Силуан Афонский)

Помолимся и мы Богу о том, чтобы Он знал о том, что как бы мы ни падали, в глубине нашего сердца мы все равно любили только Его. И чтобы наши падения были не от подлости или предательства, но только по немощи и по дурному затмению ума. И что мы всегда ждем и живем одной надеждой, что Бог никогда нигде не оставит нас. И на самом деле Он никогда не оставлял нас и был всегда рядом. И мы это прекрасно знаем. Потому что Он любит и всегда будет любить нас.

В 1983 году, группа ученых провела беспрецедентный эксперимент в стенах одного из научных учреждений. Один из ученых, выдвинул теорию о том, что среднестатистический человек, утратив все чувства, обретет доступ к Богу. Он полагал, что пять человеческих чувств блокируют ощущение вселенной и что без них, человек мог бы установить контакт с Богом.
Единственным согласившимся на опыты, был пожилой мужчина. Как он заявил: «Мне нечего терять». Чтобы достигнуть желаемого результата, ученые провели сложнейшую операцию, отделив его мозг от нервных окончаний, ведущих к органам чувств. Хоть подопытный сохранил способность свободно передвигаться, он потерял возможность видеть, слышать, чувствовать, ощущать запах и боль. Лишенный ощущать и контактировать с внешним миром, он остался наедине со своими мыслями и переживаниями.Ученые внимательно следили за его состоянием, а он лишь нечленораздельно изъяснялся отрывистыми фразами, которые он сам не слышал. через 4 дня, подопытный заявил, что начал слышать шипящие неразборчивые голоса. Ученые списали это на начинающиеся психические расстройства и не уделили этому особого внимания.
Спустя двое суток, мужчина рассказывал, что общался со своей усопшей супругой, более того, он мог ей отвечать. После этого, большинство ученых отказалось от дальнейших экспериментов. После недели разговоров с мертвыми, подопытный начал страдать, заявляя, что они не дают ему покоя. Каждый раз, когда он бодрствовал, его беспокоили сотни голосов, которые отказывались оставить его в покое. Он бился об стену, пытаясь вызвать ощущение боли.
Он умолял ученых дать ему снотворное, чтобы он мог спастись во сне от голосов в своей голове. Это сработало лишь на три дня, после чего у него начались жестокие, всепоглощающие ночные кошмары. Мужчина все твердил без умолку, что во сне видит и слышит мертвых людей.Лишь на следующий день подопытный начал кричать и царапать свои слепые глаза, надеясь хоть как то возобновить свои чувства. Теперь он бился в истерике и говорил, что голоса мертвых его оглушают и становятся враждебными, рассказывая ему о преисподней и конце света. В какой-то момент он выкрикивал «нет рая, нет прощения» на протяжении пяти часов подряд. Он постоянно просил об эвтаназии, но ученые были уверены, что скоро он войдет в контакт с Богом. Еще день спустя подопытный утратил способность к связному воспроизведению предложений. После этого, видимо совсем потеряв чувство адекватности и рассудка, он начал откусывать плоть со своей руки. Его остановили и приковали к постели. Пару часов спустя, подопытный перестал вырываться и кричать.
Он слепо уставился в потолок, а из глаз его потекли слепые слезы. Он терял много жидкости, из-за постоянного плача и ученым приходилось его поить каждые 5 часов. Наконец он повернул голову набок и несмотря на свою слепоту, впервые установил зрительный контакт с одним из ученых. Он прошептал: «Я говорил с Богом, и он покинул нас». В тот же момент остановилось его дыхание, сердцебиение и наступила смерть мозга. Причина смерти так и не была установлена.