Будьте милосердны как и отец ваш милосерд

«И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.» (Евангелие от Луки, глава 6:31-36)

Если мы хотим быть сыновьями, дочерьми Бога Живого, Того, Кого мы называем Отцом, если мы хотим быть подлинно Его детьми, мы должны от Него научиться самому, может быть, трудному, что есть для человека: давать… Давать, не ожидая ничего в ответ, давать только от полноты сердца и от полноты любви.

Характерная черта всех святых и всех подлинных христиан в том, что они способны оторвать свое внимание от себя самих, сказать себе самим: Отойди с моего пути, ты мне закрываешь мир Божий, ты мне закрываешь Бога Самого и ближнего моего… Мы должны научиться не только минутами забывать себя, но быть такими людьми, которые всецело отвращены от себя и обращены к Богу, к миру, к людям и которые способны давать так, как дает Бог: давать только потому, что в сердце нашем властвует и ликует любовь, давать, не вспомнив о себе ни в минуту, когда даешь, ни потом, после того, как мы совершили добро, не обращаясь к тому, кому мы дали, в ожидании ответной улыбки или ответного дара… Если мы не научились хоть в какой-то мере так относиться к жизни, к Богу, к людям, то мы не начали еще быть христианами.

И действительно: кто из нас может похвастаться, что он обращается к Богу только с любовью, а не лишь тогда, когда ему что-либо нужно или когда Его надо умолить после того, как стало стыдно своей жизни?

Кто из нас может сказать, что он постоянно, каждому, открытым сердцем, радуясь, дает, в надежде, что тот, кто получает, не будет нашим даром унижен, не будет нашим даром ранен, не почувствует, что он – бедняк, который, рано или поздно, должен отдать то, что ему дали.

Надо научиться давать так, чтобы тот, кто получает, ликовал, что через полученный дар – доброе ли слово, материальную ли помощь – открылась новая глубина отношений и новая глубина любви между людьми…

Давайте задумаемся над этим; я с болью думал и вчерашний, и сегодняшний день о том, что я и не начал становиться христианином… Может быть, кто-нибудь из нас и опомнится? Я или кто из вас, слушающих? Вспомним: Бог дает без меры, Бог дает не завист-ливо, Бог дает даром. Он дает, не ожидая ничего Себе в ответ; но неужели в нас не найдется благодарности, чтобы Ему ответить той любовью, из которой рождаются Его дары, и эту любовь распространить на всех, кто Богу любим?

Митрополит Антоний Сурожский

Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд

ВОПРОС.
«И малейший неприязненный помысл против кого-либо нераскаянный, а равно и всякое дурное расположение сердца удаляет из сердца Святого Духа».
А на тех, кто делает плохие поступки это правило тоже распространяется? Я пока не могу отделить неприязнь к человеку от неприязни к его поступкам. Вообще, можно ли ненавидеть человека или группу людей, тех же политиков, если они делают плохое?
ОТВЕТ.
Дорогой мой!
За каждого человека Господь Иисус Христос пролил Свою Кровь, поэтому не на человека должно направлять свою ненависть, а на дела его; на грех, побуждающий его к ним; и на того, от кого это от начала исходит — врага Божьего и человеческого, дьявола.
Душа у человека едина, поэтому чувств ее невозможно разделить. Следовательно, таковое возможно лишь в духе, т.е. в воле человека: принять волевое решение, что ненавидишь ты не человека, а причину, побуждающую его к злу. Человек же, за которого умер Сын Божий, уже только поэтому достоин сожаления.
Научая нас любви к Иисусу Христу и жизни в Нем, Господь заповедует:
«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Лев.19,17-18).
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить и над злыми и над добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5,43-48).
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас,какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк.6,31-36)

Евангелие о совершенном милосердии

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

***

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Лк.,26 зач., VI, 31-36

***

Если бы люди каждый день вспоминали о милосердии Божием к ним, они и сами были бы милосердны друг к другу.

Ничто не делает человека столь немилосердным, как уверенность, что никто не милосерден к нему. Никто? А где же Бог? Не вознаграждает ли нас Бог каждый день и каждую ночь Своим милосердием за немилосердие людей? И разве при царском дворе для нас не важнее благоволение самого царя, чем его рабов? Что толку, если нас все рабы царские осыпают милостями, но царь на нас гневается?

Люди становятся немилосердными, ожидая, что другие первыми проявят к ним милосердие. Но взгляните, точно того же ждут от них и другие! И в этом взаимном ожидании друг от друга милосердия все люди, в большей или меньшей степени, становятся немилосердными. А милосердие — не выжидающая добродетель, но добродетель, стремящаяся себя проявить. Ибо откуда люди вообще узнали бы о милосердии, если бы Бог первым не проявил Свое милосердие? Милосердие Божие вызвало милосердие у людей; и если бы Бог первым не показал Свое милосердие, мир не знал бы даже самого слова милосердие.

Для того, кто осознает милосердие как добродетель активную, а не выжидающую и так и начнет её исполнять, и небо, и земля вскоре окрасятся в иной цвет. Ибо человек этот быстро познает и Божие, и людское милосердие. Милосердие есть удар, неизбежно высекающий искру. И наносящий сей блаженный удар, и принимающий его — оба чувствуют присутствие Бога. В этот миг милующая рука Божия ощущается на обоих сердцах. Потому и сказал Господь: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милосердие больше жалости, которую мудрецы в Индии проповедовали как величайшую добродетель. Человек может пожалеть нищего — и пройти мимо него, но человек милосердный пожалеет нищего и поможет ему. Милосердие же к нищему не есть самое трудное и самое важное в законе Христовом — в сравнении с милосердием ко врагу.

Милосердие больше прощения обид. Ибо простить обиду — половина пути к Богу, а сотворить дело милосердия — вторая половина сего пути.

Нужно ли и говорить, что милосердие больше земной справедливости? Если бы не было милосердия, то все люди по этой земной, законной справедливости погибли бы. Закон без милосердия не может даже поддерживать существующее, в то время как милосердие создает в мире новое и великое. Милосердие и весь мир сей сотворило. Потому лучше людям с детства упражняться в познании сладости милосердия, чем в познании терпкости закона. Ибо закону можно обучится всегда, но если сердце отвердеет, то трудно обратиться и стать милосердным. Ибо люди милосердные не согрешат и в законе, но исполнившие весь закон могут быть совершенно лишены милосердия и потерять венец славы, приготовленный Богом для милосердных.

Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам о высшей ступени милосердия — о любви к врагам. Господь наш Иисус Христос дает заповедь — не совет, но заповедь — любить и врагов своих. И эта Его заповедь не побочная и спорадическая, как было до Него в отдельных редких местах закона, где в целом сия заповедь — более в виде совета, чем заповеди — блеснула; но заповедь сия о любви к врагам выносится в Евангелии на самое видное место.

Рек Господь: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Это вводные слова в сегодняшнем Евангелии о любви к врагам. Прежде всего, если вы хотите, чтобы люди не были вам врагами, не будьте и вы врагами людям. Ибо, если правда то, что у всякого человека в мире сем есть враги, это значит, что и вы сами являетесь чьими-то врагами. Как тогда вы можете требовать, чтобы человек, которому вы враг, стал вашим другом? Потому сначала вырвите корень вражды из своего сердца, а затем только считайте, сколько у вас в мире врагов. Насколько лучше вы выполете этот дурной корень из своего сердца и вырвете постоянно прорастающие из него побеги, настолько меньшее количество своих врагов сможете насчитать. Итак, если вы хотите, чтобы люди вам были друзьями, вы сами обязаны сперва перестать быть их врагами, а затем стать и их друзьями. Если же вы станете людям друзьями, то число ваших врагов или значительно уменьшится, или их совсем не будет. Но не это главное. Главное, что в таком случае вашим другом станет Бог. Главное для вашего спасения — не быть никому врагом, а не самому не иметь ни одного врага. Ибо если вы людям враг, то и вы сами, и ваши враги мешают вашему спасению; если же вы людям друг, тогда и враги ваши бессознательно помогают созидать спасение ваше. О, если бы каждый человек думал лишь о том, для скольких людей он является врагом, вместо того чтобы думать, сколько врагов у него самого! За один день хмурое лицо мира сего засияло бы как солнце.

Заповедь Христова поступать с людьми так, как мы хотим, чтобы они поступали с нами, так естественна и так очевидно блага — удивительно и стыдно, что она давным-давно не стала для людей повседневной привычкой.

Никто не желает, чтобы люди делали ему зло — значит, пусть никто и не делает людям зла. Всякий желает, чтобы люди делали ему добро — значит, пусть всякий делает людям добро.

Всякий хочет, чтобы люди прощали ему грехи — так пусть и он прощает людям грехи.

Всякий желает, чтобы люди сочувствовали его горю и радовались его радости — пусть и он сочувствует горю других людей и радуется их радости.

Всякий желает, чтобы люди говорили о нём добрые слова, относились к нему с уважением, накормили бы его, если он голоден, навестили, если он болен, защитили, если он гоним, — пусть же и он так поступает с людьми.

Это касается не только отдельных личностей, но и групп людей, соседних племен, народов и государств. Если бы все классы, народы и государства усвоили бы сие правило, исчезла бы злоба и борьба классов исчезла бы взаимная ненависть народов, прекратились бы войны между государствами. Таково лекарство от всех этих болезней, и другого лекарства нет.

Далее говорит Господь: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Это значит: если вы ждёте, когда вам сделают добро, чтобы потом заплатить за него добром, то вы не совершаете ничего доброго. Разве Бог ждет, чтобы люди заслужили солнечное тепло, и только после того повелевает солнцу греть? Или Он первый проявляет Свое милосердие и Свою любовь? Милосердие — добродетель активная, а не выжидающая. Бог ясно показывает сие с сотворения мира. Изо дня в день с сотворения мира Бог своею щедрою рукою рассыпает богатые дары всем Своим созданиям. Ибо, если бы Он ждал, пока Его создания первые Ему что-нибудь дадут, не было бы ни мира, ни одного создания в мире. Если мы любим любящих нас, то мы торговцы, производящие обмен. Если мы творим добро только своим благодетелям, то мы должники, отдающие свой долг. А милосердие — не добродетель, которая только отдает долги, но добродетель, которая постоянно дает в долг. И любовь есть добродетель, постоянно дающая в долг и не ожидающая возврата. Если мы даём взаймы тем, от которых надеемся получить обратно, то что мы делаем? Перемещаем свои деньги из одной кассы в другую. Ибо то, что мы дали взаймы, мы считаем своей собственностью, так же как и тогда, когда оно было у нас в руках.

Но безумием было бы думать, что приведенными выше словами Господь учит нас не любить любящих нас и не делать добро тем, которые нам делают добро. Боже сохрани! Он этим лишь хочет сказать, что сие есть более низкая ступень добродетели, на которую и грешники с легкостью поднимаются. Это малейшая мера добра, делающая мир сей бедным, а людей — рабски стесненными и черствыми. Господь же хочет поднять людей на высочайшую ступень добродетели, с которой видно все богатство Божие и все миры Божии и на которой стесненное и запуганное сердце раба становится широким и свободным сердцем сына и наследника. Любовь к любящим нас является всего-навсего первым уроком по бесконечному предмету любви; и творение добра тем, которые творят добро нам, есть лишь начальная школа в долгом ряду упражнений в доброделании; и одалживание тому, кто нам отдаст, — не зло, но добро, однако это только первый и крошечный шаг к величественному добру, дающему и не ожидающему возврата.

Кого Господь здесь называет грешниками? Во-первых, язычников, которым тайна истины и любви Божией не открыта вполне. Они грешники, потому что отошли от первоначальной истины и любви Божией и вместо Бога сделали своим законодателем мир сей, который и научил их любить лишь тех, кто их любит, и творить добро лишь тем, кто творит добро им. Великая тайна Божией истины и любви теперь вновь открывается чрез Господа нашего Иисуса Христа — и еще в большем сиянии, чем при начале творения — открывается она сначала через народ иудейский — но не только для народа иудейского, а для всех народов на земле. И поскольку Бог тысячи лет через закон и пророков готовил иудеев к пониманию и принятию наиполнейшего открытия тайны, то Господь и называет прочие народы, погрязшие в язычестве, грешниками. Но под грешниками — и еще худшими, чем язычники — подразумевает Он всех тех, кому тайна истины и любви открыта, но кто ее не сохранил, возвратившись, как пес на свою блевотину, на нижнюю ступень добра. Среди таких — многие и многие из нас: по имени христиане, а по делам — самые примитивные язычники.

Ибо какая нам за то благодарность, если мы любим любящих нас и делаем добро своим благодетелям? Не возвращаем ли мы тем самым взятое нами на свое место? Воистину, мы получили награду свою! Благодарности заслуживает лишь то дело, которое хоть сколько-нибудь подобно делу Божией любви.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Вот наивысшая высота, на которую Христос хочет поднять человека! Вот учение, до Него неслыханное! И вот сияние человеческого достоинства, и не снившееся величайшим в истории мудрецам! И вот человеколюбие Божие, кое всё сердце человеческое растапливает в одну великую слезу!

Любите врагов ваших. Не сказано: не воздавайте злом за зло, ибо этого мало; сие есть лишь терпение. И не сказано: любите любящих вас, ибо это ожидание любви; но сказано: «Любите врагов ваших»; не терпите их только, и не ждите, но любите их. Любовь есть добродетель труждающаяся, активная; добродетель наступательная.

Но разве любовь к врагам не является неестественной? Таково возражение, выдвигаемое со стороны нехристиан. Не видим ли мы, что нигде в природе нет примеров любви к врагам, но лишь к друзьям? Так нам возражают. Что мы можем на это ответить? Прежде всего то, что наша вера знает о двух природах: об одной, не поврежденной, не помраченной и не озлобленной грехом, которую знал Адам в раю; и о другой, грехом поврежденной, помраченной и озлобленной, которую мы постоянно видим в мире сем. В кругу первой природы любовь к врагам совершенно естественна, ибо в той природе любовь подобна воздуху, коим все творения дышат и живут. Сие и есть истинная природа, сотворенная Богом. Из той природы и сияет любовь Божественная в эту нашу природу, словно солнечный свет сквозь тучи. И вся истинная любовь, которая есть на земле, приходит из той природы. В кругу другой, земной природы любовь к врагам могла бы из-за своей редкости быть названа неестественной. Но всё же она не неестественна, но — по отношению к земной природе — сверхъестественна, или, лучше сказать, вышеестественна, ибо любовь вообще приходит в сию грешную природу из иной, изначальной, безгрешной и бессмертной природы, которая выше этой нашей.

«Но любовь к врагам так редка, что её нельзя назвать естественной», — возражают другие. Ну, если так, тогда и жемчуг неестественен, и алмаз, да и золото тоже. Ведь и они редки, но кто назовет их неестественными? Действительно, одна лишь Церковь Христова знает многочисленные примеры сей любви. Как бывают травы, растущие только в одном месте земли, так и это необычное растение, эта необыкновенная любовь растёт и процветает лишь в ограде Церкви Христовой. Тому, кто хочет убедиться в существовании многочисленных экземпляров сего растения и в его красоте, надо прочитать жития апостолов Христовых, святых отцов и исповедников веры Христовой, поборников и мучеников великой истины и любви Христовой.

«Если эта любовь и не невозможна, то она, по крайней мере, необыкновенно трудна», — таково третье возражение. Воистину, она не легка, особенно для учащегося любви сей вдалеке, а не близ Бога, Который только и дает ей силы и пищу. Как нам не любить тех, кого любит Бог? Бог любит нас не больше, чем наших врагов, особенно если мы и сами являемся врагами другим людям. А кто из нас может сказать, что никто в мире не называет его своим врагом? Если бы солнце Божие светило и дождь выпадал только для тех, кого никто не считает своим врагом, действительно трудно было бы солнечному лучу упасть на землю и капле дождя — на земную пыль. Какое пугало делают люди из враждебного отношения к себе! Грех заразил людей страхом, и от страха они видят врагов во всех окружающих их созданиях. А Бог безгрешен и бесстрашен, и потому Он не подозревает никого, но всех любит. Он настолько нас любит, что даже когда нас без особой нашей вины окружают враги, мы должны верить, что Он знает об этом и попускает это ради нашего блага. Будем справедливы и скажем, что враги суть наши великие помощники в духовном совершенствовании. Если бы не вражда со стороны людей, многие и многие угодники Божии не стали бы Божиими друзьями. Даже вражда самого сатаны бывает полезна тем, кто ревнует о святыне Божией и о спасении своей души. Кто был большим ревнителем святыни Божией и кто больше любил Христа, чем апостол Павел? И все же сей святой апостол повествует, что, открыв ему многие тайны, Бог попустил бесу находиться близ него и досаждать ему. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (2Кор.12:7). А если даже бес против своей воли приносит пользу человеку, то как же не принесут ему пользу люди, несравненно менее опасные враги, чем бесы? Можно было бы смело сказать, что часто друзья человека приносят намного больше вреда его душе, чем его враги. И Сам Господь сказал: И враги человеку — домашние его (Мф.10:36; Мих.7:6). Часто те, кто живет с нами под одним кровом и кто столь занят заботами о нашем теле и угождением нам, являются самыми лютыми врагами нашего спасения. Ибо их любовь и забота относится не к душе нашей, а к телу. Сколько родителей погубили душу своего сына, сколько братьев — душу своего брата, сколько сестер — душу своей сестры, сколько жен — души своих мужей! И всё это — из любви к ним! Понимание сего, ежедневно подтверждающееся, является еще одним веским доводом в пользу того, что нужно не слишком предаваться любви к своим сродникам и друзьям, так же как и отказывать в любви врагам. Нужно ли еще раз подчеркнуть, что часто, весьма часто наши враги суть наши истинные друзья? Беспокойства, ими причиняемые, служат нам на пользу; обличения их способствуют нашему спасению; и то, что они притесняют нас во внешней, плотской жизни, помогает нам углубиться в себя, найти свою душу и возопить к Богу Живому о её спасении. Воистину, враги наши часто спасают нас от гибели, которую готовят нам наши сродники, невольно ослабляя наш характер и питая наше тело за счет нашей души.

Благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, — говорит Господь. То есть: благотворите всякому человеку, не глядя на то, любит он вас или нет; следуйте примеру Бога, Который благотворит всякому, и явно, и тайно. Если ваши благие дела и не излечат вашего врага от его враждебности, ваши злые дела излечат его еще меньше. Делайте добро и тем, кто не требует и не ждёт от вас добра, и давайте взаймы всякому просящему, но давайте так, как если бы вы дарили, как если бы вы возвращали чужое, а не давали своё. («Милостив тот, кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: или деньгами, или пищей, или властью, или наставлением, или молитвой — считая себя должником, ибо принял больше, чем ему потребно. Чрез брата его Бог у него просит о милости и делает Себя должником». Петр Дамаскин). Если ваш враг не принимает от вас никакого добра, все-таки вы можете сделать ему много добра. Не сказал ли Господь: молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:44)? Итак, молитесь за ваших врагов и таким образом творите им добро. Если враг ваш не принимает от вас никакой милостыни и никакой услуги, примет Бог вашу молитву за него. И Бог умягчит его сердце и обратит его на доброе расположение к вам. Вовсе не так трудно сделать врага другом, как это кажется людям. Если сие невозможно людям, то возможно Богу. Тот, Кто обледенелую землю превращает в тёплую поляну, на которой растут цветы, может растопить и лёд вражды в сердце человеческом и возрастить в нем благоуханный цветок дружбы. Но, конечно, самое главное не то, чтобы ваш враг через сделанное ему добро обратился и стал вашим другом, самое важное, чтобы он из-за ненависти к вам не погубил свою душу. Об этом последнем нужно молить Бога, а не о первом. Для вашего спасения совершенно не важно, будет ли у вас в жизни сей больше друзей или врагов, однако весьма и весьма важно, чтобы вы не были никому врагом, но всем другом в сердце своем, в молитвах своих и в мыслях своих.

Если вы будете так поступать, будет вам награда великая. От кого? Может быть, отчасти и от людей, но главное — от Бога. Какая награда? Вы будете сынами Всевышнего и сможете назвать Бога Отцом своим. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6). Если не сегодня, то завтра; если не завтра, то в конце времён, пред всеми ангелами и людьми. Но какой мы могли бы и ожидать большей награды, чем право называться сынами Всевышнего и называть Всевышнего Отцом своим? Се, Единородный Сын Всевышнего есть Единый Господь Иисус Христос, и лишь Он до сего времени называл Бога Своим Отцом. А теперь и нам, заблудшим и грешным, обещана та же честь! Что значит эта честь? Значит, что мы будем в вечности там же, где Он (Ин.14:3), во славе, в которой Он будет, в радости, которой нет конца. Значит, что любовь Бога Отца непрестанно сопровождает нас во всех бедах и страданиях жизни сей и всё оборачивает и устраивает для нашего конечного блага. Значит, что когда мы умрём, то не останемся во гробе, но воскреснем, как и Он воскрес. Ах, это значит, что мы лишь временно находимся на сей земле, словно на острове мёртвых, но нас ждёт честь и слава и бессмертная красота в доме Отца Небесного. Впрочем, нужно ли перечислять все те блага, которых ожидает сирота, когда его усыновит земной царь? Достаточно просто сказать: такого-то и такого-то сироту усыновил царь, и каждый сразу может догадаться, какие сокровища ожидают этого сироту. А наше усыновление не человеческое, но Божие, ибо мы будем сынами Всевышнего, Сыном которого является и Сам Господь наш Иисус Христос, сынами Царя бессмертного, Царя царствующих. Бог усыновляет нас не за наши заслуги, но за заслуги Сына Своего Единородного, как и говорит апостол: Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал.3:26; Ин.1:12). Христос принимает нас как Своих братьев, и потому Бог Отец принимает нас как Своих чад.

На самом деле мы ничем не можем заслужить права называться сынами Бога Живаго. Смешно было бы и подумать, что мы можем какими бы то ни было делами, пусть даже и величайшей любовью к врагам, заслужить и оплатить то, что Господь наш Иисус Христос обещал верным рабам Своим. Если мы раздадим всё имение свое нищим; если мы будем поститься во все дни живота своего и день и ночь стоять, как свеча, на молитве до конца времен; если мы духом своим отделимся от тела как от хладного камня и душою станем бесстрастны и бесчувственны к сему материальному миру; если мы предадим себя всему миру на оплевание и попрание, и если мы отдадим себя в пищу голодным зверям — все-таки это совершенно ничтожная цена за то благо, ту славу и ту несказанную милость, которые приносит с собою усыновление Божие. Нет того милосердия на земле и нет той любви в смертном человеке, что могла бы смертного человека сделать сыном Божиим и бессмертным гражданином Царства Небесного. Но любовь Христова восполняет то, что невозможно человеку: да не похвалится никто из нас, что он своею любовью сможет спастись и своими заслугами отверзть себе врата райские.

Потому и заповедь о любви к врагам, какой бы великой и трудной она ни казалась, является лишь лептой, которую Бог требует от нас, чтобы пустить нас к Себе, в Свои роскошные царские обители. Он не требует от нас, чтобы через исполнение сей заповеди мы заслужили Его Царство и сыновство, но лишь, чтобы мы возжелали этого Царства и сыновства больше всего на свете. Он требует от нас только веры Его слову и послушания Господу нашему Иисусу Христу. Чем Адам заслужил рай? Ничем; но был ему дан рай по любви Божией. Чем Адам держался в раю до своего падения? Послушанием Богу, единственно послушанием. Когда он и жена его усомнились в заповеди Божией, они уже самим этим сомнением нарушили заповедь Божию и впали в смертный грех непослушания. При новом творении Господь наш Иисус Христос требует от нас того же, чего требовал и от Адама и Евы в раю, а именно: веры и послушания — веры в то, что всякая заповедь Его для нас спасительна, и безусловного послушания всякой Его заповеди. Он и дал все заповеди Свои, включая и сию, о любви к врагам, чтобы мы имели веру и послушание Его слову. А если бы хоть одна из Его заповедей не была блага и для нас спасительна, разве Он бы нам ее дал? Он лучше всех знал, естественна эта заповедь или не естественна, осуществима или не осуществима; главное для нас, что Он сию заповедь дал, и мы — если хотим себе добра — обязаны её исполнить. Как больной с верою и послушанием принимает лекарство из рук врача — сладко ли оно или горько — так должны и мы, грехом расслабленные и помраченные, с верою и послушанием выполнить все, что заповедал нам человеколюбивый Врач душ наших и Владыка живота нашего, Господь наш Иисус Христос, Сын Бога Живаго. Ему же подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Милосердие Божие

У Него сопряжены между собою милость и суд, чтобы одна милость не произвела в нас расслабления, и один суд не довел до отчаяния (свт. Василий Великий, 5, 232).

* * *

Судия хочет тебя помиловать и соделать участником Своих щедрот; но в таком только случае, если найдет, что ты, по содеянии греха, стал смирен, сокрушен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братию потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится Суда; тогда любит суд над тобою. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами, но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда, отложив в сторону масло и мягчительные врачевства, употребляет, наконец, в дело острые орудия (свт. Василий Великий, 5, 232–233).

…Земля полна одною милостию Господнею, между тем как суд отложен до определенного времени (свт. Василий Великий, 5, 233).

…Ежели кто возьмет во внимание, что повреждение с каждым днем распространяется и что тленный род человеческий достоин тысячей смертей, поколику пребывает во грехах, то удивится богатству Божией благости, снисходительности и долготерпения (свт. Василий Великий, 5, 233). Источник.

Бог, и милуя, с рассуждением и мерою оказывает милосердие достойным и, судя, с пощадою нашей немощи производит суд, наказывая нас более по человеколюбию, нежели для воздаяния равным за равное (свт. Василий Великий, 5, 342). Источник.

Из персти образовали меня щедроты Твои, из сетей и из рва извлекло меня учение Твое. Дай, Господи, чтобы не возвращались мы к грехам своим (прп. Ефрем Сирин, 33, 133). Источник.

Дверь Божия всегда отверста ударяющему в нее; милосердие радуется обращающемуся, благость простирает к нему руки свои (прп. Ефрем Сирин, 33, 136). Источник.

В примере разбойника вижу, о Милосердый, великое богатство помилования; смотря на сего злодея, никогда не теряю надежды получить спасение (прп. Ефрем Сирин, 33, 140). Источник.

Господь милосерд; Ему приятно оказать милость и спасти человека. Поэтому, грешник, неослабно умоляй о милосердии и проси себе щедрот; потому что и Господь твой не утомляется, прощая тебе долги твои (прп. Ефрем Сирин, 33, 153). Источник.

По милости Своей врачует и исцеляет от всех беззаконий, грехов и скверн всякого, кто приносит покаяние; потому что Он – море щедрот (прп. Ефрем Сирин, 33, 179).

Весьма велико долготерпение Твое, Господи, неправды всех людей – пред лицем Твоим, и любовь Твоя терпит мир и неправды его (прп. Ефрем Сирин, 33, 199).

Несмысленный видит щедроты и дерзновеннее грешит. поелику знает, что есть у него врачевство, которое исцеляет его даром, то не щадит своего тела и покрывает его ранами. Но хвала мудрому, который не поступает безрассудно! Хотя знает, что щедроты могут ходатайствовать за его безрассудство; однако же, при всей великой надежде, как будто не имеет надежды (прп. Ефрем Сирин, 33, 213).

Благость и правда – это две руки у Тебя, , простертые над каждым. Одна наказывает, чтобы другой доставить случай помиловать (прп. Ефрем Сирин, 33, 213).

Щедроты Твои, , драгоценнее жизни, потому что жизнь есть мера, а щедроты Твои неизмеримы (прп. Ефрем Сирин, 33, 330).

Творцу легко переносить все тяжелое от тварей Своих, потому что, если бы не захотел Он переносить, то и не сотворил бы тварей (прп. Ефрем Сирин, 33, 331). Источник.

Не трудно Тебе, , сносить неправды наши, потому что Ты Творец естества нашего. Ты не обременяешься Своим творением; потому что знал нас прежде, нежели сотворил (прп. Ефрем Сирин, 33, 331).

Если бы благость бел молитвы прощала преступления, то нарушилась бы правда, и никто не помышлял бы о ней. Источник.

Человечество более и более предавалось бы нечестию, потому что Судия не употребляет вразумляющего жезла. Каждый с радостью продолжал бы грешить, потому что никто не вразумляет его.

Тогда благость, столько для нас полезная, обратилась бы во вред, потому что давала бы повод грешникам более и более умножать число грехов своих.

…Грешник… приводится в содрогание, чтобы перестал грешить и пришел в сердечное сокрушение, потому что сам на себя навлек наказание. И таким образом грешник, хотя на малое время, оставляет неправды свои и старается испросить себе оставление грехов. Источник.

Кто же не возблагодарит Тебя, Господи наш, что и правда Твоя есть благость, и наказание Твое для нас благодать? Подлинно благ Ты по всем! Источник.

Жезлом правды смиряешь Ты главу грешников, которые грешат с бесстыдным высокомерием и не обращаются без особенного побуждения (прп. Ефрем Сирин, 33, 333). Источник.

Взывали к Тебе, Господи, другие бедствующие и получали от Тебя всякие врачевства. По для Тебя равно легко подать исцеление и просящему и непросящему (прп. Ефрем Сирин, 33, 339). Источник.

Если желает, чтобы Бог милосерд был к нему самому, то не должен быть жесток к своему ближнему (прп. Ефрем Сирин, 34, 37).

Милости Божией ищи себе милостями к ближним (свт. Григорий Богослов, 16, 209). Источник.

Господь хочет, чтобы все люди сподобились сего рождения , потому что за всех умер и всех призвал к жизни (прп. Макарий Египетский, 67, 231).

…До бесконечности возросший грех превосходит величием своим Божия милость, соделавшаяся превысшею и самой небесной высоты. Ибо сказано: велика превыше небес милость Твоя (Пс. 56, 11) (свт. Григорий Нисский, 19, 171–172). Источник.

Когда часто согрешающий получает от Бога прощение, и между тем не располагается таким долготерпением к оставлению нечестия, то такой человек, наконец, доводит Бога до того, что Он и против воли насылает на него самое великое бедствие, искореняет его вконец, и уже не дает ему нисколько времени для покаяния… (свт. Иоанн Златоуст, 45, 337).

…Если бы… хотел наказать , то не грозил бы наперед , чтобы мы не предостереглись и не избежали угрозы. Бог угрожает мщением, чтобы мы избежали действительного мщения; устрашает словом, чтобы не наказать самим делом (свт. Иоанн Златоуст, 45, 377).

Так как Бог заботится о нашем спасении, то обыкновенно Он всегда предсказывает, какие хочет навести казни, для того только, чтобы не навести их (свт. Иоанн Златоуст, 47, 245).

Часто, когда не находит ни одного праведника в настоящей жизни, Он умилостивляется над живущими ради добродетели умерших… (свт. Иоанн Златоуст, 47, 469).

Милость Божия неизреченна, неизъяснима, непостижима, она превосходит ум, побеждает разумение, но хотя и такова милость Божия, однако, чтоб люди постоянно милуемые не сделались негодными, она имеет нужду и в нашем соучастии. Пойми, что я говорю: Бог милует, но милует не просто, а с условием: дай и ты (свт. Иоанн Златоуст, 48, 633). Источник.

Навсегда распространяет Господь Свою милость; Он всегда милостив, будучи благ по природе, но с этой милостью Его сопряжена правда к хранящим завет Его… (свт. Иоанн Златоуст, 48, 737). Источник.

Милость Божия – это пришествие во плоти Христа Бога нашего. Он оказал нам милость, Сам явился Ходатаем за нас пред Отцом… (свт. Иоанн Златоуст, 48, 804).

…Как мы можем получить помилование? Мы должны взывать к Богу каждый день, а не так поступать, чтобы то молиться Ему словами, то прогневлять Его делами, то являться в церковь Божию, то в церковь беззаконников, о которых… Давид сказал: возненавидел церковь лукавнующих (Пс. 25, 5) (свт. Иоанн Златоуст, 48, 877).

Бог милует не всех, а тех только, кто сожалел о своих грехах и загладил их или покаянием, или делами милосердия в отношении к ближнему (свт. Иоанн Златоуст, 48, 891).

Не помышляй о множестве твоих грехов, но смотри на бесконечную благость Божию. Болезни – велики, но Врач – больше; буря – сильна, но Кормчий – мудр; души доведены до отчаяния, но лекарства находятся наготове и после отчаяния. Нет ничего, что могло бы победить и превозмочь Его милосердие (свт. Иоанн Златоуст, 49, 184).

Милосердие Его непостижимое, подобно тому как непостижим Сам Он (свт. Иоанн Златоуст, 49, 606).

– это единственный должник, Который, когда мы просим Его, оказывает нам милость и дает то, чего мы не давали Ему взаем (свт. Иоанн Златоуст, 50, 256).

Не столько ты желаешь, чтобы прощены были тебе грехи, сколько Он желает простить грехи твои. А что ты мало желаешь этого, пойми из того, что ты не хочешь ни бодрствовать, ни уделять из имущества своего; а Он, чтобы оставить нам грехи наши, не пощадил Единородного, Истинного и Сопрестольного Сына Своего. Видишь ли, что Он гораздо более тебя желает простить грехи твои? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 324).

Для воспользовавшихся , как должно, оно служит основанием спасения, а для презревших поводом к большему наказанию (свт. Иоанн Златоуст, 52, 526).

…Бог являет Свою величайшую милость для того, чтобы ты освободился от грехов, а не для того, чтобы ты прибавил новые, а как скоро этого не делаешь, то наказание будет ужаснее (свт. Иоанн Златоуст, 52, 527).

Не пренебрегай Его долготерпением, с которым Он ведет тебя к покаянию; что бы ты ни делал – делай с мыслию о вездеприсутствии Божием (свт. Иоанн Златоуст, 54, 288).

(Бог) освободил лас от грехов, даровал нам силу и крепость для совершения добродетели, даровал нам ревность и терпение, в крещении даровал нам Духа Святаго (свт. Иоанн Златоуст, 54, 321).

Если бы Он ежедневно подвергал нас наказанию за наши преступления, то род человеческий уже не существовал бы (свт. Иоанн Златоуст, 54, 777).

…Бог не в силу какой-то расточительности в милостях и не под влиянием болезненного расстройства щедрости проявляет богатство Своего человеколюбия, но чтобы пристыдить людей обилием Своих даров, – когда же Он видит, что все излияния Его человеколюбии напрасны, Он заключает источники благ, удерживает потоки человеколюбия, перестает благодетельствовать (свт. Иоанн Златоуст, 55, 899).

…Бойтесь Его могущества и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Ибо дли того, чтобы поползнувшемуся в грех не губить себя отчаянием, благодетельна надежда на милость (прп. Нил Синайский, 73, 185).

В невольных скорбях сокрыта милость Божия, которая влечет переносящего оные к покаянию и избавляет от вечной муки (прп. Марк Подвижник, 69, 42). Источник.

Что гореть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Промыслом и Божиею милостию. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей (прп. Исаак Сирин, 58, 412). Источник.

Иное есть Промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божия; и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь.

Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения – любящие Его (прп. Иоанн Лествичник, 57, 180). Источник.

…Если бы Господь наш не был человеколюбив и не принимал нас, когда возвращаемся к Нему, если б Он не был незлобив, и гневался, а не хвалил нас за возвращение наше, то воистину не спаслась бы никакая душа ни святого, ни тем паче всякого другого. Почему все, скончавшиеся в святости и добродетели, даром спасены, а не за добрые дела и добродетели свои, и не они только, но и те, которые скончаются после сего, все даром спасены будут (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 65).

Не прельщайтесь, братия мои. Воистину человеколюбив Бог, и милостив и благоутробен. Исповедую сие и я и, на благоутробие Его уповая, имею дерзновение чаять, что спасен буду. Однакож ведайте, что человеколюбие Его нисколько не послужит в пользу тем, которые не каются и не соблюдают заповедей Его со страхом великим и во всей точности, а, напротив, Бог накажет их еще строже нечестивых и неверных (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 235). Источник.

Грешники! Ободримся. Для нас.. Господь совершил великое дело Своего вочеловечения; на наши болезни призрел Он с непостижимою милостию (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 100). Источник.

Бог бесконечно благ и бесконечно могуществен: приступи в сокрушении духа ко Всеблагому и Всемогущему, обнажи пред Ним твою язву, принеси сознание в согрешении, прося прощения, исцеления, и получи их (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 411). Источник.

Некий монах был борим вожделением. (лучилось ему как-то прийти в одно египетское селение. Там он увидел дочь идольского жреца, полюбил ее и стал просить отца отдать ее за него замуж. Жрец отвечал: «Пойду, спрошу о сем бога моего». И, пришедши к демону, поклонился и сказал: «Некий монах хочет жениться на моей дочери, отдать ли ее за него?» Демон отвечал: «Пусть он сначала отречется от Бога своего, крещения и монашеских обетов». Когда жрец пересказал сие монаху, тот отрекся и тотчас увидел, что из уст его вышло подобие голубя и взлетело на небо. Жрец пошел и возвестил демону, что монах обещал исполнить эти три условия. Диавол отвечал жрецу: «Не отдавай дочери твоей ему в жены, потому что Бог его не отступил еще от него, но и доселе помогает ему».

Жрец, пришедши к брату, сказал: «Не могу отдать тебе дочери, потому что Бог твой доселе помогает тебе и не отступил от тебя». Услышав это, брат сказал сам себе: «Я, несчастный, отрекся от Бога, от крещения и от обетов монашества, а Всеблагий Бог доселе помогает мне окаянному! Если Бог доселе оказывает мне такую милость, зачем же мне отступать от Него?» Источник.

Опомнившись, он пришел к некоему великому старцу и поведал ему о случившемся. Старец сказал ему: «Останься со мной в пещере и пребудь в посте три недели, а я буду молиться Богу за тебя». И подвизался старец за брата, молясь Богу и говоря: «Господи! Умоляю Тебя, даруй мне эту душу и прими покаяние ее». И услышал Бог молитву старца. Когда исполнилась первая неделя, старец пришел к брату, и брат увидел голубя, стоящего в высоте небесной над своей головой. Старец сказал ему: «Внимай себе и молись Богу тщательно». По прошествии второй недели брат увидел, что голубь спустился к самой его голове. Старец опять завещал ему трезвиться и молиться. Когда исполнилась третья неделя, старец пришел к брату и спросил: «Еще не видел ли ты чего?» Брат отвечал: «Видел, что голубь спустился совсем низко ко мне, и я протянул руку, чтобы взять его, а он вспорхнул и вошел в уста мои». Старец возблагодарил Бога и сказал брату: «Вот! Бог принял покаяние твое. Отселе внимай себе и тщательно заботься о своем спасении». Брат отвечал: «Отселе я пребуду с тобою до смерти» (106, 480–482). Источник.

В священных тестах, изображениях и скульптурах Тибета, Китая, Древней Индии, Египта и средневековой Европы лучезарные любящие женские божества были известны как богини благодати. Богини любви и милосердия питают людей молоком своего сострадания, освобождая от боли и мук. Их сердца наполнены силой необусловленный любви — тончайшего и чистейшего женственного потока. Они учат нас напитывать психоэнергетическое пространство ощущением умиротворения, тепла и заботы. Царство этих богинь представляет собой пространство тонкой красоты и благодати, где чистая сущность женского духа лучится легко и естественно, словно рассеивающее ночную тьму утреннее солнце.

Тара

Тара — высочайший питающий источник, а также заступница, мать, защитница, проводник и целительница для тибетцев. Просветленная дакини трёх царств — подземного царства нагов, земного царства людей и священного царства богов — Тара является вестницей свободы. Она символизирует видимое проявление просветленной энергии, сияния и нашей первозданной сущности. Блаженная, улыбающаяся, ушедшая за пределы царства страданий, Тара безмятежно сидит на раскрывшемся цветке лотоса и терпеливо ждёт возможности помочь людям пересечь океан самсары, или страдания.

Наиболее часто Тару изображают зеленого цвета — это цвет Матери-Природы. В Зеленой Таре олицетворена энергия и сила действия, образ Зеленой Тары символизирует сострадательную деятельность всех будд. Как мать-освободительница, победительница страха и податель поддержки и защиты, она дарит свою любовь, сострадание и благословение всем живым существам.

Гуаньинь /Каннон

Китайское божество Гуань-Инь — ботхисаттва сострадания, божественная спасительница, которая слышит мольбы мира и откликается на них. Как символ чистоты, Гуань-Инь часто изображают в белых одеждах, непринужденно парящей над бурными волнами океана бытия с ребёнком на руках. Малышу уютно и безопасно в ее ласковых объятиях.

Вначале Гуаньинь была известна в Китае под именем Авало-китешвары, буддийского бодхисаттвы, олицетворяющего сострадание. Но после того, как в конце восьмого века она приобрела женский облик, зримо воплощая материнскую любовь, ее культ быстро распространился по всему Китаю, и даже проник в Корею и Японию, где она стала известна как богиня Каннон. Существует множество преданий о ее чудотворной целительной силе, ее беззаветном служении людям и о том, как она помогала верующим в часы страха и боли.

Исида

Египетская Исида — это Вселенская Богиня, Великая целительница и хранительница священных алхимических мистерий. Исида держит в руках священный анкх — ключ к мистериям и символ вечной жизни. Богиня трансформации, она носит корону в виде поднимающейся змеи, солнца и рогов лунного серпа. Как олицетворение мудрости, Исида стоит между двух колонн противоположностей, символизирующих двойственную природу нашего мира, и ждёт возможности укутать нас в свои золотые крылья и свести лицом к лицу с божественной реальностью. Ей принадлежит путь возврата и обновления — путь, на котором противоположные силы объединяются в источнике всего сущего.

Считается, что Исида неизменно поддерживает тех, кто идёт путём духовного пробуждения. Благодаря необыкновенной духовной силе ей удаётся собрать фрагменты расчлененного злым богом Сетом тела своего супруга Осириса и зачать от него сына Гора, который восстанавливает в мире справедливость и истину. В роли Вселенской Матери, целительницы и воплощения мудрости Исида была чтима не только в Египте, но и в греко-римском мире, а в основной роли заботливой подательницы пропитания она стала образцом для образа блаженной Девы Марии, матери Сына Божьего.

Дева Мария

Благословенная Дева Мария — живая богиня Запада. Миллионы верующих обращаются к ней в минуты нужды, страха и страданий. Подобно Исиде, Мария — светозарная мать Бога, воплощение милосердия, доброты и совершенства. Мария помогает людям поднять завесу невежества и заблуждений, чтобы открыть безупречную чистоту подлинной божественной сущности во всех людях.

В наш век, когда правит мужское начало, Мария символизирует женский идеал, совершенную Женщину в ее роли Матери и духовного проводника. Являвшаяся в видениях многим верующим во всем мире, Она — святая посредница между небом и землёй. Как воплощение вечной женственности, Мария всегда готова выслушать наши просьбы и ответить на молитвы.

Йеманджа

Африканская Йеманджа — богиня-мать, покровительница материнства и женщин. Её имя означает «Мать Рыб» или «Мать, чьи дети подобны рыбам», что намекает на плодородие богини, а также на её водную природу. В Америке культ Йеманджи получил широкое распространение среди потомков чернокожих рабов, слившись с образом Богоматери.

Богини любви, красоты и чувственности — .