Чечевичная похлебка первородство

Продать за чечевичную похлебку

Поделиться

Веласкес. «Исав продает Иакову право первородства за чечевичную похлебку». 1800 г.

«Продать за чечевичную похлебку» — значит променять что-то значительное, по-настоящему важное на что-то сиюминутное, не имеющее подлинной ценности.

Иначе говоря, сильно продешевить. Например, так можно сказать, когда человек бросает семью ради кратковременной связи на стороне. Или когда алкоголик отдает свою квартиру за ящик водки.

В общем-то, смысл выражения ясен.

Чечевичная похлебка — это действительно что-то малоценное. Но почему именно о ней говорится в этом крылатом выражении?

Дело в том, что фраза о похлебке происходит от одной библейской истории, которая рассказывает как раз о подобном неравноценном обмене.

В Ветхом завете в книге Бытия рассказывается, что у Исаака, одного из еврейских патриархов, было два сына близнеца — Исав и Иаков. Исав появился на свет первым, а Иаков следом, держась за пятку брата. Это обстоятельство определило судьбу братьев. Исав по древнему закону считался первородным. А это значило, что он получал право на наследство отца, почет и уважение в обществе, а также отцовское благословение, которое в те времена не было просто словами, а ценилось чуть ли не более наследуемого богатства.

Исав стал искусным охотником и все время проводил в полях на охоте. Однажды он вернулся домой очень уставший и голодный. Иаков в это время приготовил чечевичную похлебку. Исав попросил у брата это кушанье, на что Иаков предложил обмен: он отдаст похлебку, а брат уступит ему право первородства. Исав был так голоден, что, не задумываясь, сказал: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство свое Иакову». Отсюда и пошло это выражение – «продать за чечевичную похлебку».

Исав и Иаков

У Исаака было два сына: Исав и Иаков.

Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью.

Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи своей, а Ревекка больше любила Иакова.

Исаву, как старшему сыну, принадлежало первородство, то есть преимущество над Иаковом в благословении от отца.

Но вот, однажды Исав возвратился с поля усталым и голодным. Иаков в это время варил себе похлебку из чечевицы.

И сказал ему Исав: «Дай мне поесть».

Иаков же сказал: «Продай мне свое первородство», так как ему очень хотелось, чтобы к нему стало относиться благословение, данное Богом Аврааму, и тем самым ревностно послужить Богу.

Исав ответил: «вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?» Таким ответом Исав показал свое пренебрежительное отношение к благословению Божию.

Иаков сказал: «Поклянись».

Исав поклялся и продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку.

Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и не смотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение.

За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был уйти из родной семьи.

По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. «Бытие» (Быт.23–25; Быт.27:1–9).

Глава 27

Быт.27:30–32. Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом , и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

Рассказ о благословении Исава изложен не менее рельефно; вместе с тем еще более возвышается преимущество благословения Иакова над благословением Исава: такому впечатлению служат все подробности рассказа. Так, по святому Иоанну Златоусту, «кто не изумится промышлению Божию в том, что Исав не прежде пришел с ловли, как уже цель этого умысла была достигнута, и Иаков, получив благословение от отца, вышел от него?» (Бес. на Бытие 53, с. 569). По раввинам, Исав пришел непосредственно после выхода Иакова.

Обстановка беседы Исава с отцом напоминает беседу Иакова, только, по замечанию Раши, приглашение Исавом отца к столу звучит (ст. 31) грубее, чем подобное же приглашение (ст. 19) Иакова (в евр., LXX и в слав. глагол: встать здесь – в 3-м л., а в 19 ст. – во 2-м).

Быт.27:33. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

Вместо ожидаемого негодования на обманщика, Исаак трепещет вследствие ясного ощущения, что случившееся произошло по допущению силы Божьей. Это сознание в связи с присущею патриархальному времени верою в непреложность отеческого благословения побуждает Исаака оставить всякую нерешительность и твердо заявить об Иакове: «я благословил его, и он будет благословен», тем он приводит Исава в возбужденное состояние жгучей скорби и напряженной мольбы.

Быт.27:34. Исав, выслушав слова отца своего , поднял громкий и весьма громкий вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

Он не требует перенесения на него благословения, данного Иакову, а лишь просит какого-либо, хотя бы и меньшего, благословения, при этом в таинственное значение благословения Иакова он не проникает и даже склонен поставлять благословение в зависимости от каприза отца (хотя, подобно Исааку, считает отеческое благословение, раз данное, неизменным).

Быт.27:37. Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

«Благословение, данное Иакову, Исаак почитает препятствием благословению Исава: а) по самому содержанию первого благословения, в котором уже включалось унижение Исава; б) потому, что в нечаянном благословении Иакова он видит руку Божию, карающую Исава; в) не потому ли еще, что сила благословения, которая обитала в патриархе и посредством духовного общения переходила от предков к потомкам, – что сия сила, единожды быв возбуждена верою и излита всею полнотою своею, обыкновенно не возбуждалась более в преподавшем ее в прежнем образе и степени» (м. Филарет, Зап. на кн. Бытия 2,35).

Раввины в пояснение отказа Исаака выставляют ходячий у них принцип: «раб и все принадлежащее ему, принадлежат его господину; посему всякое благословение, какое бы ни дал Исаак Исаву, принадлежало бы Иакову, в силу данного ему подчинения Исава» (Beresch. rabb., s. 323).

Быт.27:38–39. Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал.

И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

Искренняя скорбь Исава достойна сострадания (хотя и не снимает с него ответственности за двукратное пренебрежение первородства – при продаже его и при женитьбе), и Исаак (ст. 39), тронутый (LXX: κατανυχθέντος), хотя и после некоторого раздумья, благословляет его – в выражениях, по началу тождественных с благословениями Иакову. Плодородие почвы и обилие росы обещается Исаву так же, как и Иакову (вопреки некоторым толкователям, напр., Кнобелю, Кейлю, что Исаву предвещается лишение и этих благ), а различие – лишь в степени политической самостоятельности и благосостояния (ср., впрочем, Мал. 1:3).

Быт.27:40. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

«Жить мечем» – жизнь разбойнических нападений на караваны и путников, – такова, действительно, была жизнь идумеев. Пророчество Исаака на них сбывается с точностью. Сначала потомство Исава возрастает, богатеет и имеет царей раньше Израиля (Быт. 36:31). Но уже 1-й царь Израиля Саул имел успех против Едома (1Цар. 14:47), а при Давиде все идумеи сделались рабами (2Цар. 8:14), а затем, исключая отдельные восстания при Соломоне (3Цар. 11:14), Ахазе (4Цар. 14:7) и др., после разрушения остатков Едома (Ам. 9:11–12; Иер. 49:17), наконец, при И. Гиркане, через обрезание, окончательно вошли в состав Иудейского государства. Но «пришло время» – по Таргуму: «когда Израиль отверг иго закона, то едом сверг с себя иго его», – и в лице Ирода Вел. и его дома Иудея приняла даже царей от идумеев.

ПОИСК ФОРУМ

Глава 33

Встреча Иакова с Исавом и прибытие первого в Ханаан

Быт.33:1–2. Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек. И разделил детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади.

Несмотря на благодатное ободрение свыше, Иаков опять,как в (Быт.32:3–8, 13–21) не пренебрегает человеческими мерами предосторожности: членов семьи своей он располагает, ввиду приближения Исава, в порядок по степени близости их к сердцу Иакова, – рабыни с их сыновьями, Лия с ее детьми, Рахиль с Иосифом. Не без цели, может быть, ставит он детей подле их матери, желая как бы разжалобить сердце Исава; во всяком случае, ставя любимцев своих позади, Иаков хочет дать им возможность спастись на тот случай, если бы гнев Исава обрушился на передние ряды семьи Иакова.

Быт.33:3. А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.

Земные поклоны – обычный способ приветствия высших на древнем и новом Востоке. Падая ниц перед Исавом 7 раз (число полноты, совершенства и проч.), Иаков выражает этим отсутствие в нем горделивых замыслов – господствовать над старшим братом и как бы раскаяние Иакова в несправедливости, допущенной им относительно Исава при получении благословения.

Быт.33:4. И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали .

При воинственности и некоторой дикости духа, Исав имел доброе сердце и способен был к возвышенным проявлениям братской любви и самоотвержения, на что Иаков ответил полною взаимностью: оба, растроганные, плакали.

Быт.33:5–8. И взглянул и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему. И подошли служанки и дети их и поклонились; подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы приобрести благоволение в очах господина моего.

Представление всех членов семьи своей и дальнейшая речь Иакова в отношении Исава показывают, что Иаков употребляет меры к тому, чтобы отстранить от себя всякое подозрение в нерасположении к Исаву. При этом он не останавливается и пред такой, непозволительною, на наш взгляд, гиперболой, как выражение (ст. 10): «я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие», – довольно, впрочем, обычное и понятное в устах древнего еврея (ср. Быт.23:6; 2Цар.14:17).

Быт.33:9–11. Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя. Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне; прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Богу даровал мне, и есть у меня все. И упросил его и тот взял

Происходит благородная борьба братьев между собою: Исав, вероятно, уже получивший часть отцовского имущества, искренно сознается, что не имеет никакой нужды, и предлагает Иакову оставить отобранный им скот у себя (ст. 9), Иаков же, выставляя на вид высокую радость свидания с Исавом и милостивого отношения его к нему (ст. 10), настаивает на принятии Исавом «благословения» (berachah – обычное название для всякого подношения в знак почтения и признательности) (1Цар.25:27; 4Цар.5:15; Суд.1:15) его (как бы в возмещение отнятого у него Иаковом благословения духовного). «Не откажись, говорит, принять это; все это даровано мне Богом; Он – податель всего, что имею. Через это Иаков незаметно давал ему понять, какого он удостаивается божественного промышления, и располагал его к тому, чтобы он оказывал ему большое уважение» (Иоанн Златоуст, Бес. 58, с. 633).

Быт.33:12–14. и сказал: поднимемся и пойдем; и я пойду пред тобою. Иаков сказал ему: господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот; пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир.

Здесь изображаются последние минуты свидания и расставание Исава и Иакова. Исав в знак искренней братской приязни предлагает Иакову продолжать путь совместно (ст. 12), но Иаков отклоняет это предложение под благовидным предлогом, что быстрое движение с Исавом и его спутниками может оказаться гибельным и для маловозрастных и нежных детей его, и для скота, в котором есть тоже молодые животные и дойные матки (ст. 13); на самом же деле Иаков, видимо, опасается, как бы мир с братом не был нарушен при дальнейшем совместном путешествии. Взамен этого он предлагает Исаву идти вперед одному, а сам выражает намерение идти медленно, насколько позволят малые дети и скот, и обещает прибыть к нему в Сеир.

По поводу этого обещания Иакова, по-видимому, не выполненного им (ст. 17) по недоверию к Исаву, р. Абугу говорит: «мы искали во всем Писании и не нашли, чтобы когда-либо Иаков приходил к Исаву на гору Сеир; возможно ли, однако, чтобы Иаков, который был правдив, мог обманывать Исава? Нет! Когда же он придет к нему? В будущем, см. (Авд.1:17, 21; ср. Мих.7:20)» (Beresch. r. Par. 78, s.335).

Быт.33:15. Исав сказал: оставлю я с тобою несколько из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего!

Исав предлагает Иакову послать с ним несколько из своих людей – ради охраны или для выражения почета, в качестве свиты: но Иаков отказывается и от этой любезности брата, выражая словами: «к чему это?» или ту мысль, что и его собственный караван весьма обширен и достаточно силен, или же – надежду на вышнюю защиту от Бога и Ангелов (ср. Быт.32:1). «Только бы мне приобрести благоволение»– вежливая форма отказа пред лицом высокопоставленным (ср. Быт.30:27).

Быт.33:16. И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир.

Тогда Исав оставляет Иакова, с которым отселе, вероятно, не встречался до смерти Исаака (Быт.35:28–29).

Быт.33:17. А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф.

Иаков со своим караваном приходит в Сокхоф, точнее: на место, позже названное этим именем и находившееся, по принятому у большинства толкователей воззрению, на восточной стороне Иордана, к югу от Пенуэла и ближе к Иордану (Суд.8:4, 14), в колене Гадовом (Нав.13:24, 27); был, однако, впоследствии город этого имени и на западной стороне Иордана (3Цар.7:46; 2Пар.4:17). Некоторые (Ланге и др.) и видят здесь этот последний пункт, руководствуясь тем соображением, что невероятно, чтобы Иаков остановился, на долгое время при самом почти Иордане, не перейдя через него – в Ханаан. Но так как только в след. 18 стихе именно о Сихеме замечено, что он лежал в Ханаане (на запад от Иордана), то можно предпочесть мнение тех, которые помещают Сокхоф (ст. 18), на восточной стороне Иордана. Располагаясь своим станом на более или менее продолжительное время (по раввинам, Иаков здесь прожил около полутора лет, – Beresch. r. Раr. 58, s. 386), Иаков строит для себя дом (bajth), а для скота – кущи (succoth), – последние, конечно, не были палатками или сенями для обитания людей, в каком смысле обычно употребляется термин succoth (Лев.23:42; Ис.4:6), – это были, скорее, изгороди или шалаши для загона скота.

Быт.33:18. Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом.

После приблизительно двухгодичного пребывания в Сокхофе Иаков благополучно (невредим, schalem) приходит в Сихем и таким образом оканчивает свое путешествие из Месопотамии и вступает в землю отцов – Ханаан. Выражение «благополучно» или «цел – невредим» еврейские и некоторые христианские толкователя понимали, как указание на исцеление бедра Иакова от раны после таинственной борьбы.

LXX (ἤλθεν Ιακωβ εἰς Σαλημ πόλιν Σικιμων), Vulgata (transivit ih Salem, urbem Sichimorum), сирский текст (Пешито) и славянский принимают евр. schalem за собственное имя; равным образом и некоторые толкователи считают это слово собственным именем местности – или подле Сихема (селение Салим и теперь есть вблизи Сихема), или даже Салима-Иерусалима. Но последний далеко отстоял от Сихема, местности Салима вблизи Сихема Ветхий Завет не знает. В самарянском Пятикнижии вместо schalem читается schalom , мир, благополучие, что прямо напоминает слова молитвы – обет Иакова (Быт.28:21) о возвращении его в дом отца beschalom, в мире. Господь и исполнил это желание Иакова, возвратив его в мире в Сихем. Вступая на родную землю, по прибытии из Месопотамии, Иаков проходит тот же путь и те же пункты, как и Авраам: Сихем (Быт.33:18, ср. Быт.12:6), Вефиль (Быт.35:1–15, ср. Быт.12:8), наконец, Хеврон (Быт.35:27, ср. Быт.13:18). Так начался второй ханаанский период жизни Иакова.

Быт.33:19. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет.

Останавливаясь на месте первого видения Авраама (Быт.12:6–7), на более или менее продолжительное время, Иаков, ввиду может быть недостатка свободных полей и недовольства жителей на пришельца, вынуждается купить подле Сихема участок земли у жителей города за 100 кесит . Qesitah, вероятно, обозначение единицы веса монеты (встречается, кроме данного места, еще в (Нав.24:32; Иов.42:11) ), равной, по предположению Гезениуса, 4 сиклям (100 кесит по Гезен. = 400 сиклям Авраама (Быт.23:15–16). Переводы: LXX, Vulg., сирск., слав. читают: «100 агнцев» – перевод, в пользу которого можно привести лишь то общее соображение, что скот у древних некоторое время заменял деньги (откуда лат. pecunia от pecus). Если Авраам приобрел в Хевроне место погребения жене и себе, то Иаков в Сихеме приобретает поле для обитания на нем, чем и выражает веру в божественное обетование о наследовании Ханаана его потомством. После на этом месте погребены были кости Иосифа (Нав.24:32); в евангельское время (Ин.4:5–6) и даже теперь упоминается о колодезе Иакова близ Сихема.

Быт.33:20. И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева.

Подобно Аврааму, поставившему по прибытии в Ханаан жертвенник в Сихеме (Быт.12:7), ставит здесь жертвенник и Иаков, призывая теперь Бога, как уже Бога Израиля, т. е. своего, а не только Бога отцов.

В Греции сложно найти в тавернах первое блюдо, но если повезет, то это скорее всего будет факес (φακές) — чечевичная похлебка. Факес в переводе означает «чечевица», вот так просто без изысков греки называют и бобовый продукт и все блюда из него. Рецепты чечевичной похлебки отличаются в зависимости от региона, наличия продуктов в холодильнике и настроения греческой хозяйки. По сути факес — это густой чечевичный суп. Очень полезное, сытное и вкусное блюдо.

Чечевица богата клетчаткой, белком, витаминами, а так же полезными макро- и микроэлементами. Еще одно важное качество этого замечательного блюда — чечевичная похлебка постная! Греция страна православная, поэтому факес пользуется популярностью у жителей страны особенно в постные дни. Неизменными составляющими является, собственно, сама чечевица и… вода. Рецепт-то ведь древний. Упоминается еще в Библии, в истории с первородством.

Чечевичная похлебка с томатом

Если открыть Ветхий Завет, то можно прочитать, как старший сын Исаака — Исав продал свое первородство за чечевичную похлебку. Вернувшись с охоты Исав увидел брата своего Иакова, который варил чечевицу, уставший и голодный он попросил у брата поесть. Иаков же за похлебку попросил отдать ему первородство, и голодный Исав, не долго думая, согласился. Это была серьезная сделка, которая отразилась на дальнейшей истории будущего еврейского народа. Первородство считалось важным преимуществом, и первенец получал от родителя не только Божье благословение, но и дальнейшую власть над всей семьей и хозяйством. Так чечевица вошла в историю мира.

Чечевица предположительно попала в Грецию из Египта. В греческой истории эти замечательные бобовые тоже оставили свой яркий след, связанный с древнегреческим философом Диогеном Синопским. Эпатажный мыслитель проживал в бочке «пифос» и вел аскетичный стиль жизни. Чечевица в то время считалась едой бедняков. Легенда гласит, что увидев Диогена с чечевицей, проходящий мимо успешный придворный философ Аристипп заметил:

«Если бы ты прославлял царя, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!»

На что Диоген возразил:

«Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять царя!»

Надо заметить, что тот самый царь был тиран Дионисй Сирагузский.

Как приготовить чечевичную похлебку

Для успешного приготовления чечевичной похлебки по-гречески — факес, кроме чечевицы и воды достаточно иметь еще оливковое масло и лимон, которые, как правило, есть в любой греческой семье. Факес — это блюдо домашнее. Рецепты могут быть самыми разными, как и способы приготовления. Можно готовить чечевичную похлебку в мультиварке, можно на плите, в казане и даже томить в духовке.

Постная чечевичная похлебка. Рецепт самый простой

Ингредиенты для постного факеса

Чечевичная похлебка

Самый простой рецепт греческой чечевичной похлебки «факес».

Блюдо Суп Кухня Греческая Время подготовки 15 минут Время приготовления 45 минут Общее время 1 час Порции 4 порции

Ингредиенты

  • 300 г Чечевица зеленая (или другая крупная)
  • 1 шт Морковь
  • 1 шт. Лук репчатый
  • 100 г Оливковое масло
  • 3 зубочка Чеснок
  • 1/2 шт. Лимон
  • 1 шт. Лавровый лист
  • 1 ч. л. Розмарин или 1 веточка
  • 2 л Вода
  • по вкусу Черный перец
  • по вкусу Соль
  • 1 ст. л. Соевый соус по желанию
  • 2 ст. л. Кунжут по желанию

Инструкции

  1. Чечевицу, хорошо промыть несколько раз, залить холодной водой и поставить на огонь до закипания. Когда закипит — воду слить через дуршлаг. Залить заново холодной водой и поставить варить на средний огонь.

    Морковь нарезать мелкими кубиками или потереть на крупной терке. В сковородку налить 50 грамм оливкового масла, поставить на средний огонь, немного его нагреть и выложить в масло морковь.

  2. Пока она обжаривается, порезать кубиками лук и очень мелко чеснок, добавить к моркови.Обжаривать до золотистого цвета и появления чесночного запаха.

    Когда чечевица закипит, всыпать розмарин, бросить несколько горошин черного перца и лавровый лист. Готовую заправку влить в суп и томить на слабом огне минут 30. Через двадцать минут посолить и варить до готовности. Чечевицу надо пробовать на готовность, т.к. время варки зависит от ее сорта.

  3. Из половинки лимона выдавить сок и смешать его с остальным оливковым маслом. Кунжут обжарить на сухой сковородке до золотистого цвета и появления запаха.

    Этот соус добавлять в тарелку каждому по 1 столовой ложке в готовое блюдо перед подачей похлебки. Готовую похлебку в тарелке посыпать кунжутом.

    Если блюдо готовится в мультиварке, то можно в ней же сначала обжарить морковь, лук и чеснок, а затем добавить туда чечевицу, предварительно доведенную до кипения в первой воде и откинутую на дуршлаг. Затем добавить воду, специи, соль и варить до готовности.

Заметки

Постная чечевичная похлебка готова!

С похлебкой факес хорошо сочетается пита и оливки.

Приятного аппетита! Καλή σας όρεξη!

Чечевичная похлебка. Рецепт с томатом

Ингредиенты для факеса с томатом

Рецепт чечевичной похлебки с томатом

Чечевичная похлебка может стать изысканным блюдом, если ее приготовить с томатом.

Блюдо Суп Кухня Греческая Время подготовки 20 минут Время приготовления 45 минут Общее время 1 час 5 минут Порции 4

  • 300 г — Чечевица зеленая или другая крупная
  • 100 г — Пюре из помидоров можно заменить томатной пастой — 2 столовые ложки
  • 1/2 шт. — Паприка или сладкий болгарский перец
  • 1 шт. — Морковь
  • 3 стебля — Сельдерей
  • 100 г — Оливковое масло
  • 2 л — Вода или любой бульон
  • по вкусу — Соль
  • по вкусу — Черный перец
  • 1 шт. — Лавровый лист
  • 1 ч. л. — Розмарин или 1 веточка
  • 3 зубочка — Чеснок
  • 1/2 шт. — Лимон
  • 1 пучок — Свежая зелень петрушка и/или укроп по желанию
  1. Чечевицу, хорошо промыть несколько раз, залить холодной водой и поставить на огонь до закипания. Когда закипит — воду слить через дуршлаг. Залить заново холодной водой и поставить варить на средний огонь.

  2. Морковь нарезать мелкими кубиками или потереть на крупной терке. В сковородку налить 50 грамм оливкового масла, поставить на средний огонь, немного его нагреть и выложить в масло морковь. Порезать соломкой паприку и отправить к моркови. Пока они обжариваются, порезать мелко чеснок и добавить туда же. Обжаривать до появления чесночного запаха. Затем влить томатное пюре или разведенную в небольшом количестве воды томатную пасту. Тушить под крышкой 5 минут.

  3. Когда чечевица закипит, всыпать розмарин, бросить несколько горошин черного перца и лавровый лист. Готовую томатную заправку влить в суп и томить на слабом огне минут 30. Через двадцать минут посолить и варить до готовности. Чечевицу надо пробовать на готовность, т.к. время варки зависит от ее сорта.

  4. Из половинки лимона выдавить сок и смешать его с остальным оливковым маслом.

    Этот соус добавлять в тарелку каждому по 1 столовой ложке в готовое блюдо перед подачей похлебки. Посыпать резанной зеленью.

    Если блюдо готовится в мультиварке, то можно в ней же сначала сделать заправку, а затем добавить туда чечевицу, предварительно доведенную до кипения в первой воде и откинутую на дуршлаг. Затем добавить воду, специи, соль и варить до готовности.

Чечевичная похлебка с томатом готова!

С томатной похлебкой факес хорошо сочетается пита, сыр Фета, цацики и маслины.

Приятного аппетита! Καλή σας όρεξη!

Самый древний анекдот — продажа первородства за чечевичную похлёбку

Тора рассказывает о том, как Иаков приобрёл за чечевичную похлёбку первородство своего старшего брата Эсава (Исава).

«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.

И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

Но Иаков сказал : продай мне теперь же свое первородство.

Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?

Иаков сказал : поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.

И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Быт. 25:29-34).

Право первородства на древнем Востоке было дано старшему (первому) сыну главной жены.

Из финикийских и угаритских источников известно, что старший сын был главным получателем наследства. Однако не всегда действовало подобное правило. Например, в некоторых случаях отец или братья могли выкупить первородство за определённую сумму денег. Поэтому продажа Эсавом Иакову первородства носила законный, юридический порядок.

В аккадском языке существуют два термина для слова сын: «aplu» — первородный сын-наследник и «maru» — сын.

Согласно законам Хаммурапи, у aplu было право выбрать часть своего наследства, после того как оно было поделено между сыновьями. Если наследство по какой-либо причине не было поделено, то первородный сын имел право на управление всем хозяйством.

В древнем Эйлае (город-государство в Месопотамии) нередко первородство назначал отец, то есть даже младший сын мог управлять имуществом, и только в I тыс. до н. э. окончательно укрепилось право старшего сына.

Чечевичная похлёбка — простая и дешёвая пища, и продажа первородства за такую плату была анекдотичной. Эта история высмеивает Исава и возвеличивает Иакова, так как на Востоке с древних времён особой добродетелью считалась хитрость.

Даже христианские авторы полагают, что «нечестивец» Эсав не достоит первородства, так как легко отказался от него:

«чтобы не было (между вами) блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Посл. к евреям гл. 12:15).

Тора напрямую не осуждает Иакова, который хитростью получил первородство, более того, обманул своего слепого отца Ицхака (Исаака), представившись старшим братом Эсавом, чтобы получить благословение (Быт.27:18-29. Но Писание показывает ситуацию, в которой с Иаковом поступили также. Лаван подменил в темноте невесту, выдав замуж старшую дочь Лею, вместо младшей дочери красавицы Рахель (Быт. 29:23-25).

Исав

Для термина «Едом» см. также другие значения.

Исав

Пол

мужской

Отец

Исаак

Мать

Ревекка

Супруга

Басемат, Юдифь, Маалат и Оливема

Дети

Елифаз, Рагуил, Иеус, Иеглом и Корей.

Медиафайлы на Викискладе

Исав (ивр. ‏עֵשָׂו‏‎, «Эсав» — волосатый; греч. Ἡσαῦ — ср. Быт. 25:25) — сын Исаака и Ревекки, старше своего близнеца Иакова.

В Библии

Книга Бытие описывает Исава, любимого сына Исаака, как искусного зверолова, «человека полей», в противоположность любимцу Ревекки, кроткому Иакову, «живущему в шатрах» (Быт. 25:27); жёны его были хананеянки Ада и Оливема, а также дочь Измаила Васемафа (26:34, 36:2–4).

Oн продал своё право первородства за чечевичную похлебку брату Иакову. Красная чечевица, применяемая для приготовления похлёбки, дала ему новое имя Едом, то есть красный: «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.» (Быт. 25:30)

Хендрик Тербрюгген. Исав продает право первородства за чечевичную похлебку. 1627

Благодаря хитрости Ревекки он потерял благословение отца (27). После этого он со злобой преследовал своего брата до тех пор, пока они не встретились около Пенуэла и не примирились (33). Исав является родоначальником эдомитян (идумеев; 36:1–8).

Имя Исава иногда употребляется как название страны и народа Едома (например, Иер. 49:10; Авд. 6); встречаем также «горы Исава», «дом Исава» (Авд. 8:18).

Об отношениях между Иаковом и Исавом срав. Быт. 25:23; Мал. 1:2; Рим. 9:10 и далее.

Семья

Согласно Книге Бытия:

  • «Исав … взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу (англ.)русск., дочь Елона Хеттеянина».
  • «взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих».
  • «взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа».
  • «Ада родила Исаву Элифаза, Васемафа родила Рагуила, Оливема родила Иеуса, Иеглома и Корея»

В еврейской традиции

Много внимания уделяется Исаву в Аггаде, где ему ставится в заслугу почитание Исаака и подчеркивается искренность слёз, пролитых им по отобранному у него обманом благословению отца (Мидраш Дварим Рабба 1:14; Мидраш Танхума, разд. Кдошим 15).

В культуре

  • Название «Эсав» носит роман Меира Шалева (1981).
  • На караимском языке «Эсав» значит «Польша»; Союз польских караимов по-караимски «Бирлиги Эсав карайларнын».

Примечания

  1. 25-26 // Книга Бытия
  2. Быт. 26:34
  3. Быт. 28:9
  4. Быт. 36:2-3
  5. Быт. 36:4-5

В родственных проектах

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Литература

  • Исав — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Исав // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXVII. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-050-9.

Продать за чечевичную похлебку — дают, а руки трус

«Дело в том, что фраза о похлебке происходит от одной библейской истории, которая рассказывает как раз о подобном неравноценном обмене.»
«Продать за чечевичную похлебку» – значит променять что-то значительное, по-настоящему важное на что-то сиюминутное, не имеющее подлинной ценности.
Иначе говоря, сильно продешевить.
В общем-то, смысл выражения ясен.
Чечевичная похлебка это действительно что-то малоценное. Но почему именно о ней говорится в этом крылатом выражении?
В Ветхом завете в книге Бытия рассказывается, что у Исаака, одного из еврейских патриархов, было два сына близнеца — Исав и Иаков. Исав появился на свет первым, а Иаков следом, держась за пятку брата. Это обстоятельство определило судьбу братьев.Исав по древнему закону считался первородным. А это значило, что он получал право на наследство отца, почет и уважение в обществе, а также отцовское благословение, которое в те времена не было просто словами, а ценилось чуть ли не более наследуемого богатства.
Исав стал искусным охотником, и все время проводил в полях на охоте. Однажды он вернулся домой очень уставший и голодный. Иаков в это время приготовил чечевичную похлебку. Исав попросил у брата это кушанье, на что Иаков предложил обмен: он отдаст похлебку, а брат уступит ему право первородства. Исав был так голоден, что не задумываясь сказал: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство свое Иакову». Отсюда и пошло это выражение – «Продать за чечевичную похлебку».
http://radiovera.ru/prodat-za-chechevichnuyu-pohlebku.html
«цитата из фильма Андрея Тарковского «Сталкер»: «Зона — это не территория, это та проверка, в результате которой человек может либо выстоять, либо сломаться. Выстоит ли человек — зависит от его чувства собственного достоинства, его способности различать главное и преходящее».»
Если Иисуса 2000 лет назад не поняли, что он говорил иносказательно и он, говоря, что создаст храм за 3 дня , имел в виду собственное тело, воскресшее после смерти и ПОСТРОЕНИЕ НОВОГО ХРАМА, НОВОЙ ЗЕМЛИ, НОВОГО ИЕРУСАЛИМА, то и понятия о чечевичной похлёбке не относятся для христиан о материальном, ибо Исава продавал право на обладание МАТЕРИАЛьНЫХ БЛАГ, а мы не должны заботиться о завтрашнем дне, ибо он сам позаботится о себе и ставить приоритетом духовное над материальным, когда ПРОДАЮТ СВОЮ ВЕРУ ради одного луча славы, признания публики, материальных премий или других вещей этого мира, которые можно потерять в одно мгновение в этом мире.
Важен момент, когда Исава КЛЯНёТСЯ, что отрекается от своего права первородства, а в христианстве в момент крещения ТАК ЖЕ ЕСТь КЛЯТВА, которую можно перевернуть наоборот. «Отрекаюсь от тебя Сатана, Сочетаюсь с тобою Господи Иисусе Христе». Исходя из этого, когда «пишут театры» от имени Бога и сочиняют дешёвые мыльные оперы, где играются таинством Святого Духа, что является НЕПРОСТИМЫМ ГРЕХОМ, то и поддаваться на их происки не нужно. И чтобы победить христиан Сатане нужно так же заставить поклясться отречению от своей ВЕРЫ. В церкви театр запрещён и соответственно, когда приходят рассказывают сюжет театра, где ТЕБЯ ЖЕ называют безумной сектанткой за отказ участвовать в этом театре, видя их стёб над Церковью и Богом, то тот, кто пишет такие сюжеты либо атеист, либо сатанист…в любом случае перевёрнуты признаки добра и зла.
П.с. Кстати, благословение от родителей я получила в 1999-2000 году, провозила по всем странам 14 лет и порвала, поругавшись с мамой, ибо прочитав ей, услышала, что она же и забыла о том стихе. В конце там было написано нечто типа «что только лишь таким под силу подняться вверх….и наше с папою благословение…и любовь».
ДАЮТ, А РУКИ ТРУСЯТСЯ, ибо шантаж и манипуляции дороже !
Этот пост был написан в пятницу. После выхода из библиотеки мне показали троих с камерой на улице, напротив меня (сюжет сфабриковали, обмусолили ???), вечером началась повышенная доставка пищи: от пожилой женщины из «католической церкви», которые видят меня уже 8 месяцев там, но заметили лишь 3 раз и осчастливили даже не ЗАМёРЗШИМИ СЛАДОСТЯМИ, что в данном шоу выдаётся как чьит-о «трупы» (что было понятно по одному из разговором месяца 3 назад, но и хлебом — 1 кг, который туT же за пожилой женщиной, принесла молодая, но «чёрная» по цвету (ведьму играет ?), плюс доставка пищи от фирмы «ДОМ», от которой я отказалась и они начали ВМЕСТО ОДНОГО РАЗА В НЕДЕЛЮ привозить почти каждый день (хорошо предлагать, зная, что откажутся.
В субботу показали наших скаутов -скаутеров (касу_тер = дом_иметь), которые пришли с тортиком или болу (мяч) и затем, подобрав тут барышню с БОЛьШИМ НОСОМ (как у грузин-армян ?), которая предложит консерву тунца (атун -тунец, нут -орех = игра слов), но я отказалась, ибо в газете фоткаться от имени католической церкви легко, а увидеть бомжа на улице у церкви 2 раза за 8 месяцев — признак бездуховности и цели общения — лишь заказной троллинг. Поели детишки чудно, показывая, что их покормили за содеянное. Вечером начали шоу ужина. Я отказалась от 3 предложений еды !!! Привозили из фирмы «ДОМ», приносили ИЗ ЭТОГО УЖИНА ЦЕРКОВНОГО, ГДЕ СОПРОВОЖДАЮТ ПЕРЕД ЭТИМ КРИКАМИ ПРОВОКАЦИЯМИ, ТИПА, «Телефон-шут» и другими и кричат ТАК ГРОМКО И НАГЛО, ЧТО ПОНЯТНО, ЧТО РАБОТАЮТ ПО ЗАКАЗУ, что и подтверждают их слова, высказывания за 3 часа «дурдома», что любого человека сведёт с ума. Эти люди выступают от имени католической церкви и своей наглостью напоминают детскую комнату милиции,а не спектакль.
Тут же началось давление во лбу, что привело к приступу миграни на 2 дня (правда ночью намекали на неверное применение аппаратуры и негативных последствиях, но почерк этой боли в виске Я ПЕРВЫЙ РАЗ ПОЧУВСТВОВАЛА ИМЕННО В аРГЕНТИНЕ, КОГДА оКСАНА ПОПРОБОВАЛА ВОЗДЕЙСТВОВАТь НА МЕНЯ ДЛЯ УВЛЕЧЕНИЯ ПОХОДОМ В ОТЕЛь НА УЛИЦЕ ХУХУЙ). После ухода этих детей, пришли следующие и так же устроили громкие общения, но оказались культурнее и не такими наглыми, ибо после крика тут же затихли и ушли.
В воскресенье СФАБРИКОВАННЫЙ КОНФЛИКТ при походе в туалет в том самом kоMерческом центре. Если в туалете никого нет, но заходит НАГЛАЯ УБОРЩИЦА И, ПРИ ВИДЕ МЕНЯ, ЗАЯВЛЯЕТ «Эй, смотрите, кто опять здесь», а затем её поход по коммерческому центру с оскорблениями и моей адекватной реакцией на хамство — таким же оскорблением её. Людям, судя по всему нравится наблюдать это хамство, ибо молчат, посмеиваются.
Вечером легла спать в 18.00 из-за жестокой головной боли и поймала себя на прослушкe каких-то рассказов у себя в голове, на что тут же ответила, что это чужие мысли, ибо я не имею такой информации и мне её внушают намеренно в период лёгкого сна. На мой комментарий ТУТ ЖЕ НАЧАЛ КРИЧАТь ТОТ САМЫЙ НАёМНЫЙ БОМЖ «ВЕРБЛЮД», который плевался на меня летом и кричал он, что ЭТО ТЕБЕ, МОЛ, ОБъЯСНЯЮТ ЧТО БЫЛО И ЧТО ДЕЛАТь ДАЛЕЕ. Так как бомж в этом театре кричит только по заказу и только то, что ему скажут, то понятно, что кричал мне. ОЧЕНь ПОМОГАЕТ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА МИГРАНИ ТАКИЕ ПЫТКИ ИМЕТь. Гитлер и концлагеря от зависти умирают и вертятся в гробу.
О доказательстве сих действий намеренных…….В 2009 году на мой вопрос об отношении ко мне одной Су, таротистка ответила, что всё хорошо (СОВРАЛА), НО Я ЖЕ УВИДЕЛА КАРТУ ДьЯВОЛА В РАСКЛАДЕ ???!!! Так и в данном шоу «дурдоме» любой сильный экстраасенс и таротист увидит как заказчиков, так и исполнителей, которые строят козни, но называют свои действия шуткой.
П.с. комментарии людей, что , мол, эта дура не понимает, что это спектакль и хочет только хлеба, напоминают сумашедших, которые в дурдоме повторяют одно и тоже много месяцев. О своих мечтах (кибуцы, коммуны и тп.п я рассказала ещё в 2013 году, зачем мне ещё чего либо просить ??? За все эти месяцы и годы мои заказы выполнялись ТАК РЕДКО, что понтано, что никто не заинтересован в их исполнении. Так за все эти месяцы у церкви БЫЛО МНГО ВОПРОСОВ О МОИХ НУЖДАХ, но если я не иду в их центр аццоциацию (которые наоткрывали пока меня троллили ?), то и выполнять ничего не буде,. Так в первые недели они знали как кормить, спрашивали о запросах, но даже необходимость тампоксов УСЛЫШАЛИ 2 РАЗА ЗА ВСё МРЕМЯ. Или работу дайте, или не врите о вашем желании помогать.
Сфабрикованный диагноз у психиатра в момент моего кризиса из-за страха и недостыпа подобен в данной ситуации на историю Сахарова и Солженицына в СССР.
Что напомнило об ассоциации, что данные диссиденты были врагами народа В АТЕИСТИЧНОМ СССР, а христиане станут такими же диссидентами в новом электронном концлагере, который отстроят в следующие годы сместе с чипированием всех «курей и козлов», которые сейчас считают свои действия театром, а творят зло и даже маленьких детей используют для этого шоу лжи, что вместе с методами воздействия на психику через ТВ, инет и другие средства связи, уже с детства делает из людей «после недели просмотра «полудураками» (СМОТРИМ ФИЛьМ О ТАЛьКОВЕ «ПРОЭКТ ЛЮЦИФЕРА»).