Чесменская церковь история

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ЧЕСМЕНСКИЙ ХРАМ

Санкт-Петербургская церковь Рождества св. Иоанна Предтечи (Чесменская)

Санкт-Петербургский храм в честь Рождества пророка Иоанна Предтечи («Чесменский») Санкт-Петербургской епархии

  • Адрес: Россия, 196135, Санкт-Петербург, ул. Ленсовета, 12 (м. «Московская»)
  • Телефон: (812) 373-61-14
  • Официальный сайт:
  • E-mail: protal@chesma.spb.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Построен по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в память о победе русского флота под командованием адмиралов Г. А. Спиридонова и С. К. Грейга над турками в Чесменской бухте 25-26 июня 1770 года.

Храм был заложен в 1777 году. Место, где находилась церковь, находилось на 7 версте Царскосельской дороги, рядом с путевым дворцом императрицы Екатерины II, и называлось по-фински «Кекерекексино» («Лягушачье болото»).

24 июня 1780 года храм освятил архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). После сооружения храма у входа была помещена мраморная доска с надписью:

«Сей храм сооружен во имя святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в память победы над турецким флотом, одержанной при Чесме 1770 года в день его Рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Готландского, и освящен 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна».

Церковь построена в псевдоготическом стиле. Здание украшено стрельчатыми арочкам, зубчатым парапетом и остроконечными башенками. Завершается храм пятью миниатюрными куполами, которые как будто вырастают на барабанах из кровли. Церковь вошла в ансамбль Чесменского дворца, также сооруженного Фельтеном в стиле псевдоготики.

Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими».

Позже императрица пожалует Чесменскую церковь кавалерам ордена Святого Великомученика Победоносца Георгия (учрежден в 1769 году), от чего некоторое время ее будут именовать Георгиевской.

Для Екатерины II стало традицией наезжать со свитой и иностранными гостями в свой путевой дворец летом – на престольный праздник, а зимой – на Масленую неделю, бывать в церкви (где справа у входа было ее малиновым бархатом обитое царское место с гербом и под балдахином) на литургии. Чесменская церковь принадлежала Дворцовому ведомству – это было и почетно, и ответственно.

Чесменская церковь была летней, холодной и не отапливаемой. 11 декабря 1811 года в Чесменском дворце в нижнем этаже восточной башни освятили небольшую зимнюю церковь во имя Рождества Христова.

Приют для воинов-инвалидов

Бывшие воины русской армии, призреваемые в Чесменской богадельне

После кончины в 1796 году Екатерины II Чесменский дворец пришел в запустение.

Применение ему нашли лишь в 1830 году, когда началась его переделка под богадельню для военных ветеранов.

В 1831 году последовал высочайший указ о передаче его в военное ведомство и об устройстве богадельни для солдат-инвалидов.

К дворцу пристроили три двухэтажных флигеля, в которых разместились 400 рядовых и 16 офицеров (среди них было немало георгиевских кавалеров).

Территория вокруг активно благоустраивалась новыми жителями дворца: был разбит парк, построено три новых часовни. Чесменскую богадельню курировал Александровский комитет о раненых, а попечителями были Великие князья.

Традиция служить Божественную Литургию и устраивать большие обеды для приглашенных гостей сохранялась до 1919 года, когда военная богадельня была спешно ликвидирована, а старики-инвалиды переведены в богадельни Петроградского района города.

На прилегающей к церкви территории и сейчас существует небольшое кладбище, где хоронили ветеранов русской армии, доживавших свой век в инвалидном доме.

После революции

Чесменский храм в годы советской власти

В конце весны 1919 года, после расформирования инвалидного дома, в бывшем Чесменском дворце размещен концентрационный лагерь, который по документам назывался Первый лагерь принудительных работ, а в просторечии – «Чесменка».

Зимняя и летняя церкви были закрыты и опечатаны 1 июня 1919 года. На все просьбы общины разрешить открыть хотя бы летнюю церковь и позволить проводить в ней службы власти отвечали отказом: церковь находится на территории советского учреждения, а церковь у нас отделена от государства. Прихожане предложили построить забор, который отделил бы Иоанновскую церковь от территории лагеря, но и в этом им отказали.

В кампанию по изъятию церковных ценностей из Рождественской зимней церкви забрали Троицкую икону и еще пять икон елизаветинского и екатерининского времени, а также посвященную победе при Чесме серебряную медаль, подаренную графу Алексею Орлову-Чесменскому, которая хранилась в храме. Из Иоанновской летней взяли серебряные оклады икон, церковные сосуды, образ благоверного царевича Димитрия Угличского и другие иконы (местонахождение их в настоящее время неизвестно).

В 1924 году в связи с постановлением правительства о пригородных церквях с Иоанновской церкви были сняты колокола и отправлены на переплавку.

Последняя справка, находящаяся в деле о Чесменской церкви, – предписание оплатить работу конюха по перевозке церковного имущества.

Первый лагерь принудительных работ закрыли в 1924 году.

С 1925 по 1930 год в Иоанновской церкви располагался архив Главнауки, а с 1930 года – столярные мастерские Автотранспортного института. В том же году зимой случился пожар, в котором сгорел белый золоченый фельтеновский иконостас с иконами, написанными во «фряжской манере», обломки которого еще долго валялись на грязном снегу (был восстановлен в 1996 году по чертежам, найденным в Московском военно-историческом архиве).

В годы Великой отечественной войны за Чесменской церковью, стоявшей буквально на переднем крае обороны, хоронили бойцов 42-й армии 13, 63, 64, 109, 110, 291-й стрелковых дивизий, отдавших свои жизни при обороне подступов к Ленинграду.

Церковь постепенно разрушалась. Крыша ее стала протекать, на ней выросло дерево, кресты упали.

К 1971 году здание восстановили и передали его Военно-морскому музею. До начала 1990-х в помещении церкви Иоанна Предтечи находилась экспозиция, посвященная победе русского флота при Чесме.

Возрождение храма

Восстановленный иконостас Чесменской церкви

4 января 1991 года была зарегистрирована община прихода церкви святого Иоанна Предтечи. Процесс передачи занял несколько лет. Музей поначалу даже не хотел признавать существование какой-то общины.

1 июля 1994 здание церкви было передано в бессрочное пользование Санкт-Петербургской епархии.

Работы по восстановлению церкви начались в 1996 году, а в ноябре 1998 года новый иконостас был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым).

В настоящее время в церкви совершаются богослужения, действует воскресная детская школа, собрана фонотека церковных песнопений, ведется научная работа. На кладбище установлен гранитный крест в память о погребенных ветеранах разных войн.

Настоятели

  • Иоанн Яковлев (1793 — ?) свящ.
  • Феодор Зосимовский (1837 — 1858)
  • ? Петр Преображенский (1861 — 1872) свящ.
  • Василий Верещагин (1889 — 1905) прот.
  • Александр Беляев (1905 — 1908) свящ.
  • Владимир Кузьминский (1908 — 1912) прот.
  • Александр Веселовский (1915 — 1917) прот.
  • Иоанн Попов (1918 — май 1919) свящ.
  • Алексий Крылов (с 1991) прот.

Приписные храмы

  • Николая Чудотворца при Рефрижераторном депо
  • Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

См. также:

  • Проект прихода храма — сервер Литургия.ру

Использованные материалы

  • Информация о храме с сайта Петербург Православный
  • Страница сайта spbin.ru
  • Старилова Людмила, «Именовать церковь Чесменскою…»
  • Информация о клире с сайта petergen.com

По информации из статьи Л. Стариловой

Чесменская церковь… или цековь Рождества святого Иоанна Предтечи.
Церковь была построена в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году — «Чесменская победа»
Храм стоит на улице Ленсовета, это памятник архитектуры в стиле псевдоготики. Вместе с Чесменским дворцом, ранее он оставлял цельный ансамбль, обращённый к бывшему Царскосельскому тракту.
В настоящее время церковь является памятником архитектуры федерального значения. Вблизи церкви расположено Чесменское воинское кладбище.
Торжественная закладка храма состоялась 6 (17) июня 1777 года в присутствии Екатерины II, всего двора и шведского короля Густава III, чтобы напомнить ему о военном могуществе России. Храм строился по проекту архитектора Юрия Фельтена.
Возведение храма было завершено к десятой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Торжественное освящение 24 июня (5 июля) 1780 года совершил митрополит Гавриил (Петров). На торжестве, вместе с Екатериной II под именем «графа Фалькенштейна» присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II. В память о победе Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими».

Для торжественного обеда по случаю окончания строительства из Англии был привезен специально заказанный у Веджвуда столовый фаянсовый сервиз, состоявший из 592 предметов, на каждом из которых красовалось изображение герба дворца — зеленой лягушки.
Церковь имеет компактный «центрический» план, представляющий собой «четырёхлистник». Основа внутреннего пространства — квадрат, перекрытый куполом. К квадрату с четырёх сторон примыкают полукруглые помещения.
Вскоре после освящения храм был передан капитулу ордена Святого Георгия Победоносца. В связи с этим некоторое время Чесменскую церковь именовали «Георгиевской».
Екатерина II часто посещала храм, в котором для неё находилось царское место. Церковь была приписана к придворному ведомству. В 1802 году храм был передан в ведение Гоф-интендантской конторы.
1 июня 1919 года, но прихожане и служители храма смогли возобновить службы в новом здании — даче К. К. Вебера на Московском шоссе, 29, — где церковь просуществовала до 17 июля 1924 года.
Затем Чесменская церковь находилась на территории первого лагеря принудительных работ в Советской России. В 1924 году с колокольни были сняты колокола и отправлены на переплавку. Вместо креста на куполе были установлены скульптурные изображения наковальни, клещей и молота.
После закрытия лагеря в 1924 году, с 1925 по 1930 год в Чесменской церкви находился архив Главнауки, а с 1930 года — столярные мастерские Автодорожного института.
В 1930 году в храме произошёл пожар, в котором погибли интерьеры церкви, в том числе иконостас. В 1941 году здание церкви было передано под склад Авиационно-приборостроительному институту.
Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. В 1947 году была произведена консервация здания церкви, позднее было принято решение восстановить её как памятник архитектуры. В 1960-е годы в Чесменской церкви начались крупные реставрационные работы по проекту архитектора А. П. Куликова. Были отремонтированы купола, укреплена кирпичная кладка, восстановлены утраченные элементы; отреставрированы интерьеры.
В декабре 1977 года здесь был открыт музей «Чесменская победа» — филиал Военно-морского музея.
4 января 1991 года была зарегистрирована община, а 7 ноября в храме начались богослужения. 1 июля 1994 года здание церкви передано Санкт-Петербургской епархии в бессрочное пользование…
Цвет у нее, конечно, женщинам очень нравится ))))
Зашел внутрь. Шла служба…
За церковью начинается Чесменское кладбище. Кладбище возникло в 1836 году. Вначале на нём хоронили ветеранов русской армии, которые жили в Инвалидном доме, находившемся в Чесменском замке или дворце. Здесь были захоронены герои Cуворовских и Кутузовских походов, а также многие участники других войн, в том числе Георгиевские Кавалеры. В середине ХХ века старинные захоронения были уничтожены. Сейчас на этом месте расположено кладбище защитников города в годы Великой Отечественной войны: солдаты, офицеры, жители города.
Колокольный звон… колокола церкви были отлиты за счет пожертвований прихожан, они были отлиты на заводе «Монументскульптура».

Не знаю что там делают курсанты, похоже учатся. Раньше здесь была военная богодельня.
В 1916-м году в Чесменском замке отпевали Григория Распутина. Перед тем, как привезти тело, Чесменский дворец оцепила полиция. Отпевал Распутина его близкий друг – епископ Исидор (Колоколов). Замок стал последним подтвержденным местонахождением Распутина.

Чесменская церковь

В Московском районе Санкт-Петербурга среди невзрачных и скучных серых построек сталинских времен можно увидеть удивительный по красоте храм. Его изящный устремленный к небу силуэт напоминает средневековую европейскую готику. Это церковь Рождества Иоанна Предтечи, больше известная как Чесменская – действующий православный храм северной столицы и памятник знаменитому Чесменскому сражению. Она составляет единый архитектурный ансамбль вместе с находящимся рядом одноименным дворцом.

История

Екатерина II любила разъезжать по России. А чтобы путешествия сопровождались подобающим царственной особе комфортом, на маршрутах, которыми она следовала, выстраивали путевые дворцы. Там императрица могла останавливаться для кратковременного отдыха. Одним из них стал дворец на дороге из Петербурга в Царское Село. Это сегодня туда можно добраться за полчаса, а в ту эпоху подобная поездка занимала куда больше времени.

Российские правители традиционно были людьми весьма набожными, а потому рядом с дворцами довольно часто возводили церкви. Не остался без храма и Чесменский дворец. История церкви начинается со славной победы русского флота над турками в ходе Чесменского сражения в 1770 году.

Легенда гласит, что храм был воздвигнут именно на том месте, где царица получила от гонца известие об исходе боя. Можно себе представить, какое ликование вызвала эта новость у Екатерины-матушки, ведь со времен Петра I морских побед страна не знала.

На радостях в окрестностях столицы воздвигли несколько памятников, посвященных этому событию:

  • ростральная колонна на пруду парка в Пушкине
  • зал в Большом Петергофском дворце
  • обелиск в Гатчине.

Но для Екатерины было важно соорудить еще и памятный храм. Хотя с началом его строительства не торопились. Закладка церкви состоялась только спустя 7 лет после знаменательной битвы. На этой торжественной церемонии присутствовала сама императрица. Компанию ей составил шведский король Густав III. Пригласили его неслучайно.

Со Швецией отношения у России бывали весьма непростыми. И чтобы это государство в обозримом будущем не дерзало нам досаждать, не лишним было напомнить его правителю о военной силе и отваге русских.

Разработка проекта храма была поручена архитектору Ю. Фельтену. Церковь возвели к лету 1780 года – к десятой годовщине победы в Чесменском бою. На ее освящение теперь уже пригласили Иосифа II – императора Священной Римской империи с той же целью. Впрочем, он присутствовал там инкогнито, под именем никому не известного графа. Довольная царица приказала назвать и церковь, и дворец Чесменскими. А место, где они располагались, стали именовать кратко – Чесма.

Новую церковь передали капитулу ордена Святого Георгия. По этой причине какое-то время ее также называли Георгиевской. В начале XIX столетия храм отдали Гофинтендантской конторе. Как часто бывало, быстро выяснилось, что зимой в церкви зябко, ввиду того, что она не отапливалась.

И чтобы сановные лица не замерзали на молитве, было поручено выстроить дополнительный храм в Чесменском дворце, где проводили богослужения в холодное время года

При Николае I во дворце устроили богадельню для стариков и инвалидов, участвовавших в войне с Наполеоном. Среди них были люди почетные – офицеры, георгиевские кавалеры. А потому территорию дворца и храма решено было благоустроить. Разбили парк и выстроили еще три часовни. Богадельне передали и Чесменскую церковь.

Военная богадельня прекратила свое существование в 1919 году. Новые власти не утруждали себя заботой о служивших царскому режиму. Стариков раскидали по другим подобным учреждениям, а во дворце устроили первый в СССР концлагерь. Храм большевики закрыли в том же году.

Клир и приход перебрались служить в другое место – на дачу барона К. Вебера на Московском шоссе. Правда, через пять лет атеистически настроенные чиновники их выселили и оттуда. В то же время с колокольни Чесменской церкви сняли колокола для последующей их переплавки. А вместо крестов на купола водрузили советскую символику – скульптуры в виде молота и наковальни. Иконы и богослужебную утварь, находившиеся в веберовском доме, пощадили и отправили на хранение в Эрмитаж. Тогда же, в 1924 году лагерь был закрыт.

С тех пор и до Великой Отечественной Войны Чесменский храм в разные периоды использовали под:

  • архив
  • столярные мастерские
  • склад.

В 1930 году там произошел пожар, уничтоживший великолепную внутреннюю отделку и уникальный иконостас. Еще больше церковь, равно как и дворец, пострадала в годы войны, ведь они были на переднем рубеже обороны города. В 1947 году провели ее консервацию, а затем решили восстановить в качестве памятника истории и архитектуры.

Реставрация проходила в 60-70-е годы ХХ века. Укрепили стены, сделали ремонт куполов, воссоздали старинные интерьеры. Даже отлили новые колокола. Но, разумеется, уже не для того, чтобы созывать верующих на службы. В 1977 году в церкви открыли музей с экспозицией, посвященной Чесменскому сражению.

Община верующих переступила ее порог только в 1991 году. Через 3 года храм официально передали епархии.

В 1996 году опять принялись за его реставрацию. Удалось восстановить и иконостас. В 1998 году храм был вновь освящен. На этот раз обошлось без присутствия царей и прочих властителей.

Архитектура

Здание храма выполнено в псевдоготическом стиле. Сегодня его еще величают неоготикой. Архитектурные формы созданы в виде четырехлистника, а конструкция церкви в своей основе квадратная. Это так называемый квадрифолий. Если быть точнее, в плане лежит равноконечный крест на греческий манер. Однако снаружи храм кажется круглым, поскольку со всех сторон к нему пристроены полукруглые выступы – апсиды.

Церковь венчают пять глав – распространенное число куполов на русских православных храмах. Купола небольшого размера. На них красуются невысокие шпили, которые заканчиваются шарами с ажурными крестами. В барабанах храма висят колокола. Над входом слева и справа можно увидеть две белых статуи – Веры и Надежды. Одна держит в руках крест и чашу, другая – пламя и пальмовую ветвь. Примечателен и барельеф, представляющий собой Всевидящее Око Господа. Его окружают изображения херувимов и лучей.

Элементы готики прослеживаются в маленьких узких декоративных башенках или пинаклях с зубцами и в характерных для данного стиля высоких стрельчатых оконных проемах. Еще один типично готический прием – помещенная над входом в храм роза. Это крупное окно круглой формы с перегородками, создающими похожий на цветок орнамент. Окраска стен храма красно-розовая, стены дополнены большим количеством вертикальных белых линий и кружевных узоров. Все это придает довольно массивному сооружению ощущение легкости и воздушности.

Внутреннее убранство

Внутри храм украшают тяги белого цвета, а так же розетки и филенки. Но при этом интерьер выглядит просто и строго. Главное, что обращает на себя внимание – иконостас, являющийся копией оригинального, того, который сгорел во время пожара в 30-е годы. Он был создан по рисунку архитектора церкви – Ю. Фельтена. Иконостас выполнен в белом цвете и украшен резьбой из позолоты. Иконописные образы яркие и написаны на итальянский лад. Здесь можно увидеть изображения:

  • Иисуса Христа
  • Богородицы
  • Иоанна Крестителя
  • Великомученицы Екатерины
  • Тайной вечери
  • Священномученика Ианнуария
  • Преподобного Давида Солунского
  • Михаила Архангела
  • Первомученика архидиакона Стефана.

Сверху на иконостасе находятся позолоченные скульптуры в виде Распятия Иисуса и стоящими возле него Девой Марией и апостолом Иоанном Богословом, а также фигуры ангелов.

Расписание богослужений

  • Ежедневно в 10:00 – литургия
  • Вторник, пятница, воскресенье в 18:00 – вечерня
  • Суббота в 18:00 – всенощное бдение

Адрес

Санкт-Петербург, улица Ленсовета, дом 12.
Метро

Ближайшая станция – Московская

>Как добраться

Выйдя со станции Московская, идти по Московскому проспекту до улицы Авиационная. Далее следовать по ней до пересечения с улицей Ленсовета и повернуть налево.

Интересные факты

  • Территория, где выстроили церковь и дворец, на финском языке называлась Лягушачье болото, и потому гербом дворца была зеленая лягушка.
  • Екатерина II любила это место и имела обыкновение приезжать в храм дважды в год. Для нее было сооружено специальное царское место.
  • Храм послужил прототипом двух других церквей. Его копии:
    • Преображенский храм в селе Красное в Тверской области
    • Никольская церковь в селе Посадниково в Псковской области, которая, к сожалению, не сохранилась.
  • В 90-е годы верующие были вынуждены делить церковь с музеем. Переместить оттуда последний удалось благодаря криминальному случаю: сторож покинул ночью свой пост, и музей обокрали, вынеся не только ценные экспонаты, но и церковное имущество. После этого музей быстро съехал.
  • За церковью имеется небольшое кладбище, на котором покоятся те, кто принимал участие в следующих событиях:
    • Суворовские походы
    • Отечественная война 1812 года
    • Оборона Севастополя
    • Русско-турецкие войны
    • Русско-японская война
    • Первая Мировая война
    • Гражданская война (красноармейцы)
    • Великая Отечественная война.

Каждый год священники из Чесменской церкви совершают здесь поминальные службы.

Чесменский собор, Чесменская церковь, Чесменский дворец. История, легенды, интересные факты


Петербург — это болото! Не с точки зрения человеческих возможностей, а чисто исторически. Ведь в основной своей части эти земли населяли незначительные поселения, смешанные с лягушками. Ну и Пётр I, разогнавший с насиженных мест не только шведов, но и земноводных, начал выстраивать новую столицу из камня, с реками и каналами, как в далёкой Европе. Его идею подхватили и последующие поколения, доводя архитектурный облик до собственного идеала. Ну а за чертой города возник путевой дворец с ажурными башнями и небольшим приходом в готическом стиле. Со временем же его судьба стала более печальна, и от роскошных покоев всё это перешло в первый советский концлагерь.

Мир стремительно развивается. Современному человеку доехать от Дворцовой площади до приближенного города Пушкин довольно просто. Ну а что, сел в современную карету с кондиционером, нажал на педаль газа и умчался в сторону недавнего пригорода. Пара часов вместе с воздыханиями в пробках, и вот вы одном из лучших летних дворцов Европы, наслаждаетесь зелёными парками и вдыхаете запах шавермы из ближайших ларьков. Можно конечно домчаться на метро до станции метро Московская или Купчино и поехать дальше на маршрутке, ну или вовсе промчаться на пригородной электричке с парой остановок. В годы же Екатерины II такое путешествие длилось несколько дольше, и по пути от Зимнего дворца в Летний требовалось сделать остановку, расслабить разбитые на ухабах царские булки и может быть даже вздремнуть. Именно с этой целью между двумя известными дворцами возводят третий — Путевой дворец.
2.

Место выбрали вполне удачное, почти посередине между этими дворцами, в болотистых местах, где некогда лягушки пели друг другу отвратительные квакающие серенады. На финском языке сие место называлось «Кекерикексен», а наши его знали по переводу — «Лягушачье болото». Поэтому и дворец при строительстве получает вполне логичное и подходящее название Кекерикексенский дворец, ну и в тот же момент придворная знать стала записываться в очередь к императорскому логопеду.
3.

Проект личного дворца Екатерина II доверяет зодчему Фельтену, и тот в порыве страсти творит вполне милое, но архитектурное чудо. Путевое пристанище выстроено в виде равностороннего треугольника, с каждой стороны увенчанное небольшой башней. В центре же шапкой мономаха нависал центральный круглый зал, в котором частенько проходили торжественные церемонии, и в стенах этого купола получили свои военные награды Кутузов и Суворов.
4.

Суровые стены, конечно сложно сказать так нынче, при виде этого вроде как и исторического персикового цвета, полученного дворцом при реставрации, но всё же… Суровые стены со стрельчатыми окнами и зубчатым парапетом опоясывали дворцовый комплекс наподобие короны, а небольшой ров по всему периметру и насыпной вал окончательно придавали псевдоготическому дворцу вид замка средневекового рыцарского типа. Поговаривают, что облик был скопирован с Лонгфордского замка в Англии, но если честно, то постройки настолько различны в своих масштабах, что говорить о подобной схожести несколько неправильно.
5.

фото из интернета
Но как же труднопроизносимое название Кекерикексенский дворец превратилось в более нежный для слуха Чесменский? Поговаривают, что место для остановки императрица выбрала не случайно, и когда имперская карета мчалась по королевскому тракту, на встречу ей вышел гонец. Ударил челом оземь, аж пыль разлетелась по округе, и молвил о нашей победе в сражении в Чесменской бухте. Ну и императрица молвила «Строить тут!».
6.

Правда данные обоснования котируются только на школьных переменах, ибо настоящие историки веруют исключительно в памятное переименование в честь десятилетия той победы. «Екатерина, мать наша, императрица в браке рождённая, мужасвергавшая, много любовников имеющая, дворянствопочитающая и лошадей на скаку останавливающая! Пожалей своих придворных, мы уже все языки сломали, выговаривая место вашей остановки. Ну какой к чёрту Кекерикексенский дворец? Давайте почтим память павших и назовём его Чесменским. Заслужите плюсиков в карму у действующих офицеров и облегчите наши страдания».
7.

Бытует мнение, что дворец в придворных кругах называли ласково «Кикерики», подарив городу первые сокращения в след за «Питером» и «Васькой».
8.

Когда же шальная императрица ушла в мир иной, то на освободившийся престол взгромоздил свою тушку Павел I. Он решительно отказался кататься в Царское Село и почитал только собственную Гатчину. Поэтому путевой дворец ему был не нужен, и он решил в качестве подарка отдать его под благотворительные нужды, но особая комиссия нашла дворец неподобающим местом «для устроения в нём лазарета Мальтийского ордена». Якобы в нём не хватало воды.
9.
Потом Александр I приютил в нём несколько институток, потом тут разместили комитет, заботящийся о раненых вместе с богодельней, и всё это трансформировалось под нужды для инвалидов-ветеранов Отечественной войны 1812 года, тогда же к башням пристроили флигели. Ну а после событий 1916 года, развернувшихся в Юсуповском дворце, в местный морг привезли для вскрытия и тело Распутина, которое выловили в Неве.
10.
Богодельню закрыли практически сразу после революции. Вернее выморили всех её постояльцев из-за того, что она осталась без финансирования, и уже после превратили существующий в стенах дворца храм в первый в советской истории концлагерь — «Чесменка».
11.
фото из интернета
Правда многие забывают эту историю, глядя на готическое сооружение Чесменского храма, построенного по указу Екатерины II. Глядя на ажурные белые сплетения на фоне розового тела, сложно поверить, что в местах, где раньше квакали лягушки, творились ужасы, и в стенах здания свирепствовал тиф. Екатерина Великая любила этот приход и посещала его на каждой Масленой неделе, а это серьезный жест в сторону небольшого, стоящего на отшибе храма.
12.
В итоге здание, которое задумывалось исключительно как путевой дворец для правящей императрицы, где она должна была отдыхать на подушках после трудной дороги, путём различных скитаний прошло путь от дачи для институток через военные учреждения до концлагеря, но в итоге оказалось в руках министерства образования, и в 1941-м году сюда въехал Ленинградский Институт АвиаПриборостроения, ныне ГУАП (Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения), который, к слову, окончил ваш покорный слуга.
13.
Ну а в завершении этого рассказа хочется сказать, что болотная тема Чесменского дворца нашла свое отражение в его символе — зеленой лягушке. Она была увековечена с помощью знаменитого сервиза, заказанного Екатериной II в Англии. Этот сервиз включает в себя 952 фаянсовых предмета, поверхность которых украшена пейзажными видами старой Англии с обязательным включением изображения лягушки. Нынче этот сервиз хранится в музее Эрмитаж, но это совсем другая история…
14.

Хотите больше увлекательных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал, на инстаграм, ну или на Дзен, ведь там тоже бывают жаркие дебаты.

В стране заводы стоят! Где искать клад? Распил арена и новый Петербург

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com