История украинской церкви

Филарет (Денисенко)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Филарет. В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Денисенко, Михаил.

Филарет
Філарет

Патриарх Киевский и всея Руси-Украины

c 22 октября 1995
Церковь Украинская православная церковь Киевского патриархата
Предшественник Владимир (Романюк)

Заместитель патриарха Киевского и всея Руси-Украины

25 июня 1992 — 4 мая 1995
Церковь Украинская православная церковь Киевского патриархата

Митрополит Киевский и всея Украины

26 октября 1990 — 27 мая 1992
Церковь Украинская православная церковь (Московский патриархат)
Предшественник должность учреждена;
он сам (как митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины)
Преемник Владимир (Сабодан)

Патриарший местоблюститель Русской православной церкви

3 мая — 7 июня 1990
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Пимен (Извеков) (как патриарх)
Преемник Алексий (Ридигер) (как патриарх)

Митрополит Киевский и Галицкий,
Патриарший экзарх всея Украины
(до 25 февраля 1968 — архиепископ)

16 мая 1966 — 26 октября 1990
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Иоасаф (Лелюхин)
Алипий (Хотовицкий) (в/у)
Преемник должность упразднена;
он сам (как митрополит Киевский и всея Украины)

Епископ Дмитровский,
викарий Московской епархии

12 декабря 1964 — 14 мая 1966
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Киприан (Зёрнов)
Преемник Филарет (Вахромеев)

Епископ Венский и Австрийский

16 ноября 1962 — 12 декабря 1964
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Сергий (Королёв)
Преемник Варфоломей (Гондаровский)

временный управляющий Среднеевропейским экзархатом

16 июня — 10 октября 1962
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Иоанн (Вендланд)
Преемник Сергий (Ларин)

Епископ Лужский,
викарий Среднеевропейского экзархата,
до 16 июня 1962 — викарий Ленинградской епархии

4 февраля — 16 ноября 1962
Церковь Русская православная церковь
Община Ленинградская епархия
Предшественник Алексий (Коноплёв)
Преемник Никон (Фомичёв)
Учёная степень доктор богословия
Имя при рождении Михаил Антонович Денисенко
Рождение 23 января 1929 (90 лет)

  • Благодатное, Амвросиевский район, Сталинский округ, Украинская ССР, СССР
Отец Антон Дмитриевич Денисенко
Мать Мелания Кирилловна Денисенко
Принятие священного сана 18 июня 1951
Принятие монашества 1 января 1950
Епископская хиротония 4 февраля 1962
Автограф
Награды

Медиафайлы на Викискладе

Филаре́т (в миру Михаи́л Анто́нович Денисе́нко, укр. Михайло Антонович Денисенко; род. 23 января 1929, село Благодатное, Амвросиевский район, Сталинский округ, Украинская ССР, СССР) — почётный патриарх Православной церкви Украины (с 2018), постоянный член Священного синода Православной церкви Украины. Герой Украины (2019).

С 20 октября 1995 года до 15 декабря 2018 и с 14 мая 2019 года предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата с титулом Патриарх Киевский и всея Руси-Украины.

Бывший епископ Русской православной церкви, с 1966 по 1990 год — митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх всея Украины, затем — предстоятель Украинской православной церкви (Московского патриархата). В мае — июне 1990 года был местоблюстителем патриаршего престола Русской православной церкви. Являлся одним из кандидатов на патриарший престол в ходе избрания патриарха Московского на Поместном соборе в июне 1990 года. С 1991 года активно добивался самостоятельности Украинской православной церкви. В 1992 году с частью клира и мирян покинул Русскую православную церковь, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата, не признанную ни одной из Поместных православных церквей.

Лишён сана в 1992 году, отлучён от церкви (анафематствован) Русской православной церковью в 1997 году. 11 октября 2018 года Синод Константинопольской православной церкви, рассмотрев апелляцию Филарета (Денисенко), восстановил его в церковном общении как епископа без кафедры («бывший митрополит Киевский и Галицкий»).

Православная церковь Украины может лишить Филарета всех полномочий

КИЕВ, 20 июня. /ТАСС/. Новая церковная структура — Православная церковь Украины (ПЦУ) — на будущем синоде может констатировать, что ее почетный патриарх Филарет и его сторонники вышли из ПЦУ, и лишить их всех полномочий. Об этом в четверг заявил замглавы управления внешних церковных связей ПЦУ Евстратий Зоря на брифинге по итогам собрания духовенства и верующих в Киеве.

«Я думаю, что синод это просто констатирует, что они по своему желанию вышли из ПЦУ», — отметил Зоря. Он также добавил, что «в рамках ПЦУ Филарет уже не будет иметь никаких полномочий».

В то же время представитель ПЦУ заверил, что никаких санкций в отношении патриарха применяться не будет, в том числе и в виде запрета священнослужения. «Если Филарет отделился и не принадлежит ПЦУ, соответственно, ПЦУ не несет за них ответственность. Но мы не принимаем никаких санкций к Онуфрию, патриарху Кириллу и другим. Также никто не будет этого делать относительно патриарха Филарета», — заверил Зоря. В то же время он подчеркнул, что претензии Филарета на церковное имущество необоснованные.

В четверг под началом Филарета был проведен поместный собор раскольнической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), на котором, кроме прочего, было отменено постановление о ликвидации УПЦ КП, которую требовал провести Константинопольский патриарх Варфоломей. Собор постановил, что УПЦ КП зарегистрирована госорганом и продолжает свою деятельность, а ее главой остается патриарх Филарет. Кроме того, УПЦ КП заявила, что продолжает быть владелицей всех денег и всего имущества, приобретенного ранее за свой счет, указав при этом ряд крупных монастырей и Киевскую православную богословскую академию.

Филарет принимал самое активное участие в создании ПЦУ и даже претендовал на то, чтобы возглавить ее, но затем начал высказывать недовольство положением новой организации и работой ее главы Епифания (Думенко). Он открыто заявил, что больше не признает томос, который новая церковь получила из рук Константинопольского патриарха, поскольку этот документ вместо предоставления автокефалии поставил ПЦУ в зависимость от Константинополя.

В свое время Филарет был предстоятелем канонической Украинской православной церкви Московского патриархата и даже претендовал на пост патриарха Русской православной церкви (РПЦ). Однако не получив этот пост, он покинул РПЦ и провозгласил о создание самостоятельной Украинской православной церкви Киевского патриархата. Ее, как и нынешнюю ПЦУ, отказались признавать все поместные православные церкви, а сам Филарет был предан РПЦ анафеме, лишен сана и отлучен от церкви. После создания на Украине ПЦУ Киевский патриархат должен был быть распущен, но существует до сих пор.

История православных церковных юрисдикций на Украине

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 декабря 2018 года в Киеве при участии президента Украины Петра Порошенко начал работу так называемый объединительный собор. Его цель — создание на Украине из неканонических религиозных группировок новой поместной православной церкви. Формально она должна иметь статус автокефальной, но фактически будет находиться под контролем Константинопольской патриархии. В мероприятии принимают участие представители двух непризнанных мировым православием религиозных организаций: «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви». Состоявшийся 7 декабря 2018 года Синод Украинской православной церкви (УПЦ, в составе Московского патриархата) заявил, что его представители не будут участвовать в «объединительном соборе», а Константинопольский патриархат не имеет канонического права созывать церковные собрания на Украине. Однако, по данным «Общественного ТВ», на «соборе» присутствуют два иерарха канонической УПЦ — митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) и митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории православных церковных юрисдикций на Украине.

Украинская православная церковь (самоуправляемая церковь с правами широкой автономии в составе Московского патриархата) является единственной канонической (т. е. организованной согласно решениям Вселенских соборов IV-VIII веков и признанной всеми другими историческими церквями) православной юрисдикцией на территории Украины. В стране также действуют две крупные неканонические религиозные организации: самопровозглашенные «Украинская православная церковь Киевского патриархата» и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ).

История канонической православной церкви на территории Украины

В 988 году состоялось крещение Руси. В 991 году (по другим сведениям — в 996 году) в столице Древнерусского государства Киеве была учреждена Русская митрополия, являвшаяся частью Константинопольской православной церкви. Церковная организация всех русских княжеств была единой и возглавлялась Киевским митрополитом, который первоначально назначался из греческого духовенства Византийской империи. Начиная с середины XI века первоиерархами митрополии становились также русские епископы. Во второй половине XIII века, после разорения русских земель татаро-монголами, митрополиты Киевские перенесли свою резиденцию в северо-восточные княжества (Владимиро-Суздальское, затем — Московское). В 1250 г.оду митрополит Кирилл II впервые переехал во Владимир-на-Клязьме. Окончательно свою кафедру во Владимир в 1299 году перенес митрополит Максим. В 1325 году митрополит Петр переехал в Москву. В 1354 году это перемещение утвердил Константинопольский патриарх Филофей.

В середине XIV века Киев, а также большая часть территорий современной Украины, вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1385 году литовские князья заключили унию с Польским королевством и приняли католичество. С середины XIV века правители Литвы стремились создать на подконтрольных им русских землях собственную православную церковную структуру. Во главе Русской митрополии они пытались утвердить собственных выдвиженцев.

Окончательное разделение Русской митрополии на Московскую и Западнорусскую (Киевскую) произошло между 1448 и 1458 годами (при этом последняя не охватывала всю территорию современной Украины, а только ее центральную и западную часть). После заключения в 1439 году Константинопольскими патриархами унии с католической церковью (в 1450 году она была фактически разорвана) в 1448 году была провозглашена автокефалия (самостоятельность) Русской церкви. На территории, подконтрольной Великому княжеству Литовскому, продолжала существовать православная Западнорусская митрополия Константинопольского патриархата. Однако, в связи с усилением католического влияния в Великом княжестве Литовском, Киевскую кафедру периодически захватывали униаты, сторонники подчинения православной церкви Римскому папе.

В 1569 году произошло объединение Литвы и Польши в единое католическое государство — Речь Посполитую. В 1596 году большинство епископов Западнорусской митрополии подписали Брестскую унию о принятии католического вероучения и подчинении власти Римского папы при сохранении православной обрядности. Однако в последующие годы на Украине, несмотря на преследования властей, сохранялись православные епархии, монастыри, духовенство. В 1620 году православная Киевская митрополия была восстановлена.

По итогам русско-польской войны 1654-1667 годов Киев, земли на восточном берегу Днепра, Запорожье, Черниговщина воссоединились с Россией. Окончательные границы государств были определены в 1686 году по Вечному миру между Россией и Польшей. В том же году с согласия Константинопольской патриархии Киевская митрополия вошла в состав Русской церкви, возглавляемой патриархом Московским и всея Руси.

Православные монастыри и приходы, остававшиеся на территории Польской Украины, в 1686-1795 годах продолжали подчиняться Киевскому митрополиту. Однако в этот период многие из них под давлением католических властей переходили в унию или прямо захватывались униатами. В 1795 году после раздела Речи Посполитой между Австрией, Пруссией и Россией большая часть территории современной Западной Украины вновь вошла в состав российского государства. В 1839 году на Полоцком соборе западнорусского духовенства уния была окончательно ликвидирована, остававшиеся в ней приходы и монастыри вернулись в православие.

В дальнейшем вплоть до 1920 года единственной православной юрисдикцией на территории современной Украины была единая каноническая Православная российская церковь (с 1943 года — Русская православная церковь Московского патриархата, РПЦ МП).

В 1918 году в Киеве состоялся Всеукраинский церковный собор, который выступил против учреждения на Украине автокефальной православной церкви.

Весной 1918 года Всероссийский поместный собор образовал на территории малороссийских губерний церковную область «с особыми преимуществами на началах автономии». Ее возглавил митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий). В декабре того же года он был арестован правительством Украинской директории. В 1921 году по указу патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) украинская автономия была ликвидирована. Епархии на Украине были объединены в экзархат (церковную область), который продолжал существовать в составе Русской православной церкви до 1990 года.

25-27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ учредил самоуправляющуюся Украинскую православную церковь в составе Московского патриархата. В 1990-1992 годах главой УПЦ был митрополит Филарет (Денисенко). 27 мая 1992 года Архиерейский собор УПЦ сместил его за раскольническую деятельность и избрал митрополитом Киевским и всея Украины Владимира (Сабодана), управляющего делами Московской патриархии. С августа 2014 года главой церкви стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский).

Украинская автокефальная православная церковь

С ростом украинского национализма летом 1917 года несколько православных священников на Украине выступили за создание автокефальной церкви и украинизацию богослужения. Лидером движения стал протоиерей Василий Липковский, который вскоре был лишен священного сана за раскольническую деятельность.

1 января 1919 года директория Украинской народной республики во главе с Владимиром Винниченко приняла закон «Об автокефалии Украинской православной церкви и ее высшего правительства». Через своего посла в Турции украинские власти попытались добиться признания самопровозглашенной церкви Константинопольским патриархатом, но успеха не достигли.

Позднее, уже при поддержке большевиков, в Украинской ССР были зарегистрированы первые украинские приходы. Православная российская церковь во главе с патриархом Тихоном (Белавиным) рассматривала действия сторонников автокефалии на Украине как раскол.

5 мая 1920 года активисты украинского националистического движения провозгласили «Украинскую автокефальную православную церковь» (УАПЦ). Ни один из православных епископов участия в принятии этого решения не принимал. 14 октября 1921 года сторонники УАПЦ созвали так называемый Всеукраинский православный церковный собор, участниками которого стали только 64 священника и 17 диаконов. Патриарший экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) отказался присутствовать на соборе. Он отверг кандидатуры, предложенные украинскими националистами, заявив, что «гадюк в епископы» не посвящает. В итоге украинские «епископы» были возведены в сан с нарушением канонических правил, в частности Василий Липковский сам «посвятил» себя в высший священный сан (согласно церковным канонам это могут сделать только два других епископа). УАПЦ не была признана ни одной из канонических православных церквей.

До середины 1920-х годов советские власти поддерживали развитие УАПЦ, надеясь таким образом ослабить Православную российскую церковь, возглавляемую патриархом Тихоном. Однако с 1929 года ОГПУ начало массовые аресты активистов автокефалистов. В 1930 году УАПЦ объявила о самороспуске.

В 1942 году на территории Украины, находившейся под немецкой оккупацией, деятельность УАПЦ была восстановлена. После отступления немецких войск с Украины представители УАПЦ эмигрировали и основали свои епархии в местах компактного проживания украинской диаспоры, в первую очередь в США и Канаде.

В 1989 году во Львове вновь было официально провозглашено восстановление УАПЦ. В 1990 году в Киеве прошел так называемый поместный собор религиозной организации, был принят ее устав, а возвратившийся из эмиграции в США племянник Симона Петлюры «митрополит» Мстислав Скрипник провозглашен «патриархом Киевским и всея Украины». В настоящее время УАПЦ возглавляет «митрополит» Макарий Малетич.

Киевский патриархат

В ноябре 1991 года митрополит Филарет (Денисенко), возглавлявший Украинскую православную церковь, созвал собор епископов, который обратился к Московской патриархии с просьбой предоставить УПЦ «полную каноническую самостоятельность, т. е. автокефалию». Однако вскоре после собора большая часть иерархов отозвала свои подписи, заявив, что Денисенко угрозами принуждал их к подписанию обращения. В апреле 1992 года Архиерейский собор РПЦ, заседавший в Москве, предложил митрополиту Филарету покинуть свой пост. Тот «перед крестом и Евангелием» дал обещание сложить свои полномочия и провести выборы нового главы УПЦ. Однако 7 апреля 1992 года, вернувшись в Киев, Филарет объявил о своем отказе подчиняться Московскому патриархату.

27 мая 1992 года в Харькове собрался собор УПЦ, который сместил Филарета с должности предстоятеля церкви, лишил его Киевской кафедры и отчислил за штат с запретом служения «впредь до решения Архиерейского собора Матери-Церкви». 11 июня 1992 года Архиерейский собор РПЦ постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире <…> за жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, учинение раскола в Церкви» и др. Сам Филарет этого решения не признал. Поддержку ему оказали украинские власти, в частности президент Украины Леонид Кравчук. Киевская милиция совместно с членами украинской националистической организации УНА-УНСО (запрещена в РФ) не допустила в митрополичью резиденцию делегацию УПЦ, которая пришла принять дела у низложенного митрополита. При поддержке украинских националистов Денисенко сохранил контроль над кафедральным Владимирским собором в Киеве. Президент Леонид Кравчук и президиум Верховной рады Украины объявили незаконными решения харьковского Архиерейского собора УПЦ.

Для легитимации собственного статуса Денисенко при поддержке украинских властей провел т. н. Всеукраинский православный собор, на котором было объявлено об объединении его сторонников с УАПЦ в «Украинскую православную церковь Киевского патриархата». Денисенко стал заместителем главы новой организации. «Патриархом Киевским» был объявлен находящийся в США лидер УАПЦ Мстислав Скрипник. Однако настоящего объединения де-факто не произошло: в 1993 году, после смерти Мстислава, большинство представителей УАПЦ покинули «Киевский патриархат». 20 октября 1995 года его главой был избран Филарет Денисенко.

В 1992 году в ходе поездки в Стамбул (Турция) бывший митрополит Филарет безрезультатно пытался договориться о признании церкви Константинопольским патриархатом. Однако в июле 1993 года Константинопольский патриарх Варфоломей I (Архондонис) официально заявил, что признает только одного канонического митрополита Киевского — Владимира (Сабодана).

21 февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви Филарет Денисенко был отлучен от церкви и предан анафеме, поскольку «не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал… раскольническую деятельность».

16 ноября 2017 года Денисенко обратился с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву) и епископату РПЦ. В нем предлагалось «положить конец существующему противостоянию» и отменить «яко не бывшие» все «прещения и отлучения». 1 декабря 2017 года на пресс-конференции в Киеве Филарет сообщил, что целью его переговоров с РПЦ является автокефалия украинской церкви. При этом, по его словам, он продолжал вести аналогичные переговоры с Константинопольским патриархатом. Денисенко также заявил о необходимости принятия поправок в уже действующий закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», целью которых является ограничение в правах УПЦ.

2 августа 2018 года глава самопровозглашенного «Киевского патриархата» в интервью телеканалу «Прямой» сообщил, что после признания Константинополем автокефальной украинской православной церкви ей будут переданы крупнейшие исторические монастыри УПЦ — Киево-Печерская и Почаевская лавры.

11 октября 2018 года Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с Филарета Денисенко. Украинская православная церковь, а также РПЦ расценили такое решение как нарушение канонов, так как анафему может снять только та церковь, которая ее наложила.

История Украинской Православной Церкви

В последнее время история Украинской Православной Церкви (УПЦ) как часть истории страны была существенно политизирована. Некоторые украинские авторы, в зависимости от уровня «патриотизма», отсчитывают историю своего государства многими тысячелетиями. Соответственно, образование УПЦ они относят как минимум к моменту крещения Руси. Аргументом в пользу этого они считают факт образования Киевской метрополии значительно ранее Московской. В виду того, что Украина обрела государственность только в XX в., корректнее будет говорить об истории православной церкви на территории нынешней Украины.

Образование Киевской метрополии

Образование Киевской метрополии в составе Константинопольского Патриархата действительно обусловлено крещением Руси в 988 г. Во главе ее тогда стояли греки. Только в 1051 г. без согласования с Константинополем митрополитом был избран первый русич – Илларион.
По мере упрочения православия на славянских землях возникла необходимость создания новой митрополии – Галицкой. Она была образована предположительно в 1304 г. по инициативе князя Галицкого Юрия Львовича на его землях. В ее состав вошли Галицкая, Владимиро-Волынская, Луцкая, Перемышльская, Туровская и Холмская епархии.

Первый раскол в Русской церкви

В 1362 г. Киев был присоединен к Великому княжеству Литовскому (ВКЛ). Передел территорий закономерно отразился на жизни Церкви. Киевская митрополия попала под влияние литовского руководства, что вызвало начало постепенного отдаления от нее духовенства восточно-русских территорий.
В 1415 г. епископы Киевской митрополии решили сами избрать нового главу на Соборе в Новогрудке (одна из резиденций митрополита). Поводом послужил конфликт между епископами и действующим митрополитом-греком Фотием по поводу его переезда в Москву (вместе с церковными ценностями).
Однако эта инициатива потерпела неудачу. Вновь избранный митрополит Григорий Цамблак был проклят Фотием и лишен сана Константинопольским Патриархом Евтимием. По-видимому, авторитет Великого князя Василия I был выше, чем Великого князя Витовта, поддерживавшего кандидатуру Цимблака.
После смерти в 1431 г. митрополита Фотия в Русской церкви образовалось двоевластие. В Москве ею руководил епископ Рязанский Иона, а в Киеве, начиная с 1433 г., – лояльный литовскому князю епископ Смоленский Герасим. Погибшего (вследствие утраты доверия литовского князя Свидригайло) Герасима, сменил митрополит Исидор. Занятие им Киевской кафедры состоялось в 1436 г. и было одобрено Патриархом Иосифом.

Ферраро-Флорентийская уния

Разобщению духовенства способствовало также подписание Ферраро-Флорентийской унии (1439 г.), призванной объединить Католическую и Православную Церковь. Правда, мероприятие так и не достигло желаемой цели. Греческие епископы, сначала подписавшие соглашение, затем от него отказались. Большинство православного духовенства и верующих также было против унии. Киевский митрополит Исидор был низложен и арестован московским князем Василием II Темным. В 1448 г. его место занял епископ Иона. Избрание прошло без ведома Константинополя, но с одобрения московского руководства.
Уния была отвергнута не только в России, но и в Греции. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский на Иерусалимском Соборе 1443 г. постановили отлучить униатов от Церкви. Затем, в 1450 г., Уния была осуждена на Константинопольском соборе, а Патриарх Григорий III (Мамма) был низложен.
Позднее, в 1458 г., глава Киевской митрополии Григорий II Болгарин при поддержке папы Римского Пия II и польского короля Казимира IV Ягеллончика попытался сместить митрополита Иону. Он планировал, объединив таким способом Православную русскую церковь, в дальнейшем ввести в действие Ферраро-Флорентийскую унию.
Поскольку Москва оказалась против этого, а православные верующие западных земель не желали быть под властью католичества, то очередной унии не получилось. Григорий остался в православии и возглавил вновь образованную Западнорусскую митрополию в сане Митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. В его подчинении оказались епархии ВКЛ (Владимиро-Волынская, Луцкая, Полоцкая, Смоленская, Туровская и Черниговская) и Польского королевства (Галицкая, Перемышльская и Холмская).
Практика самостоятельного избрания руководителя Русской церкви была утверждена решением Собора 1459 г. Это событие ознаменовало собой не только отделение Московской митрополии от Западнорусской, но и ее фактическую независимость от Константинополя. Но только в 1589 г. в Русской Церкви было утверждено патриаршество и автокефалия.

Брестская уния

В дальнейшем продолжились попытки подчинить православную церковь папе Римскому. Под влиянием католического духовенства и местной знати в октябре 1596 г. в Бресте состоялся Собор епископов Западнорусской митрополии. На нем была принята Брестская уния – решение о принятии католического вероучения и подчинении юрисдикции Ватикана.
В то же время в Бресте прошел Собор противников униатства во главе с патриаршим экзархом Никифором. Его решением униаты были преданы анафеме. Часть западнорусского духовенства, оставшаяся верной православию, подверглась притеснениям со стороны польского руководства, как в правовом, так и в имущественном отношении.
Формирование на землях Польского королевства Греко-католической церкви завершилось в начале XVIII в. присоединением Львовской (1700 г.) и Луцкой (1702 г.) епархий. А незадолго до этого начался процесс воссоздания Киевской митрополии.

Включение Киевской митрополии
в Московский патриархат

Первые шаги к возрождению Киевской митрополии и присоединению ее к Московскому Патриархату были сделаны в период руководства Украиной гетманом Петром Сагайдачным. По его ходатайству в 1620 г. Патриарх Иерусалимский Феофан рукоположил (утвердил) митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси Иова (Борецкого). При этом униатской Киевской церковью продолжал руководить митрополит Иосиф Руцкой.
В 1625 г. Иона обратился к российскому царю Михаилу Федоровичу с просьбой принять Украину под свое покровительство. Очевидно, что такое обращение высшего духовного лица предусматривало и переход Украинской Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата. Тогда этому помешала неготовность России к серьезной войне с Польшей. Кроме того, идею объединения поддерживало далеко не все украинское духовенство и казачество.

Окончательное обособление Киевской митрополии от Греко-католической церкви произошло в период руководства ею митрополита Петра Могилы (1632–1646 гг.). В 1633 году она обрела официальный статус. Сближение Киевской и Московской церквей началось с подписания Богданом Хмельницким Переяславского договора 1654 г., хотя в нем об этом и не говорилось. Политическое объединение стало предпосылкой к церковному.
Основным препятствием к воссоединению было территориальное разделение православных епархий между Польшей и Россией. Еще в период царствования Федора Алексеевича (1676–1682 гг.) из-за непростых отношений с Польшей усилия со стороны России в направлении объединения церквей были несвоевременны.
Еще одной проблемой была политическая нестабильность на Украине, т.н. «Руина», начавшаяся после смерти Б.Хмельницкого в 1657 г. Преемник Хмельницкого гетман Иван Выговский, подписав Гадячский договор (1685 г.), выступил против России на стороне Польши в Русско-польской войне. На Украине, кроме того, начались восстания сторонников оппозиции.
Избранный при Выговском митрополит Дионисий был утвержден Константинопольским патриархатом и польским королем. Однако его власть распространялось только на Правобережную Украину, Левобережные территории оставались под влиянием Московского патриархата.
Возглавивший Левобережную Украину в 1659 г. сын Богдана Хмельницкого Юрий в том же году подписал с Москвой новый договор. В нем, помимо прочего, в отношении Киевской митрополии высказывалось намерение «быть под благословением» Патриарха Московского.
Реальные перемены настали во времена регентства царевны Софьи в 1682—1689 гг. Дипломатические усилия, предпринятые ею совместно с Московским Патриархом Иоакимом, имели определенный успех. В 1683 г. начались подготовка к воссоединению западнорусских и малороссийских епархий под юрисдикцией Московского Патриархата. За это же выступало большинство украинского духовенства и казачества во главе с гетманом Самойловичем.
Ключевыми вопросами (по инициативе Москвы) были:
 избрание митрополита собором украинского духовенства и казачьей старшины из числа местных кандидатов. Патриарх Константинопольский Иаков в ходе переговоров с русским правительством дал на это согласие;
 поставление (утверждение) Киевского митрополита Московским Патриархом. Царское обращение к Константинопольскому Патриарху по этому поводу осталось без ответа;
 переход Киевской митрополии из Константинопольского Патриархата в Московский. Эта инициатива понимания у Иакова не нашла. Соболей, дарованных Софьей, он взял, но Киева не отпустил. Поэтому в Москве решено было действовать без предварительного одобрения со стороны Иакова.
08.07.1685 г. митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси был избран Гедеон (Святополк-Четвертинский). Патриарх Московский Иоаким утвердил его поставление на Киевский престол 8 ноября того же года. При этом Гедеон присягнул на верность Патриарху и наследникам российского царя – Ивану и Петру Алексеевичам. Оставалось добиться от Константинополя разрешения на переход Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. С этой целью царский посол Никита Алексеев и гетманский – Лисица направились в резиденцию турецкого султана в Эдирне (Адрианополь), где и находился и Патриарх Константинопольский Иаков.
Иаков, не желая терять свое влияние на восточно-русские епархии без соответствующей компенсации, отказался передавать их Москве. Предлогом послужила необходимость созыва собора Константинопольских митрополитов с разрешения главного визиря султана (премьер-министра Турции).
Несмотря на последовавшую вскоре смерть Иакова, Алексеев и Лисица вынуждены были обратиться к главному визирю. Его ответ был положительным и обусловлен внешнеполитическими причинами. Продолжалась война Турции против Священной Римской империи, Венецианской республики и Польши. Вполне возможное присоединение России к «антитурецкой коалиции» могло иметь для Турции роковые последствия. Чтобы задобрить потенциального противника, главный визирь не препятствовал решению церковного вопроса.
В соответствии с волей турецкого руководства новый Патриарх Константинопольский Дионисий IV выдал Алексееву грамоту о включении Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Точка в процессе церковного воссоединения была поставлена мирным договором (21.04.1686 г.) между Россией и Польшей. Этим документом предусматривался переход всего православного духовенства и верующих на польской территории в юрисдикцию Киевской митрополии и, соответственно, Московского Патриархата. Речь шла о Львовской, Луцкой, Мстиславской и Перемышльской епархиях.

Перипетии новейшего времени

На данном историческом этапе (от окончания Первой Мировой войны и до наших дней) на фоне передела европейской территории происходили перемены и в жизни церкви.
Так, в апреле 1918 г. Поместный Собор РПЦ наделил Украинскую церковь широкими правами автономии. Через год эта автономия была упразднена в связи с тем, что руководство директории выслало из Украины значительную часть духовенства во главе с ее предстоятелем Антонием. Таким образом, Украинская Церковь обрела статус экзархата (церковная организация за пределами страны, в которой расположен патриархат) и лишилась какой-либо самостоятельности.
В противовес этому, по инициативе националистических сил предпринимались попытки сделать Украинскую церковь полностью самостоятельной, то есть обрести автокефалию. Основными событиями в этом процессе были:
 Всеукраинский Собор (январь 1918 г.) с благословления Патриарха Московского и всея России Тихона, не принял постановления об автокефалии;
 05.05.1920 г. националисты на основании закона «Об автокефалии Украинской православной церкви и ее высшего правительства» от 01.01.1919 г., принятого директорией УНР, объявили об образовании Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ);
 14.10.1921 г. состоялся Всеукраинский Собор с участием немногочисленных сторонников автокефалии. Представители Московского Патриархата не сочли возможным участвовать в нем. Вопреки церковным канонам предстоятелем УАПЦ стал Василий Липковский, считавшийся в Московской Патриархии раскольником;
 в 1930 г. эта церковная организация претерпела репрессии со стороны ОГПУ. Чекистское руководство не без оснований считало, что деятельность УАПЦ является раскольнической не только по отношению к Церкви, но и к государству;
 в период оккупации Украины решением Почаевского Собора (18.08.1941 г.) была образована автономная Украинская церковь. Это событие получило неоднозначную оценку. Никто официально не наделял это церковное образование автокефалией. Как Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий, так и экзарх Украины митрополит Николай ее образования не одобрили.
 повторное восстановление автокефальной церкви состоялось в 1989–1990 гг. Возглавил ее племянник Симона Петлюры Мстислав (Скрипник), прибывший из эмиграции. В настоящее время руководит УАПЦ «митрополит» Макарий (Малетич). Избрание предстоятелей этой церкви традиционно происходит в обход православных канонов.
На волне «перестройки и демократизации» стали расширяться права экзархата Православной Церкви на Украине. В 1990 г. Украинский экзархат был преобразован в Украинскую Православную Церковь (УПЦ) на правах автономии. Ее предстоятель Филарет (Денисенко) получил сан Митрополита Киевского и всея Украины.
2 апреля 1992 года на Архиерейском Соборе РПЦ Филарет был подвергнут критике, и дал торжественное обещание оставить место предстоятеля. Такая ситуация сложилась из-за неподобающего поведения Филарета. Ему вменялись в вину многочисленные нарушения, начиная с попрания христианской морали и заканчивая раскольнической деятельностью.
Вернувшись в Киев, Филарет от своего слова отказался, продолжая игнорировать выражения недоверия со стороны высшего российского и украинского духовенства. Так, он не подчинился запрету служения, наложенному Собором УПЦ (27.05.1992 г., Харьков), и решению о низложении, принятому Архиерейским Собором РПЦ (11.06.1992 г.). При этом Филарет был поддержан радикальными националистами и президентом страны Л. Кравчуком, который в нарушение Конституции отменил решение Харьковского Собора УПЦ.
Тем временем деструктивная позиция Филарета принесла свои плоды. В 1992 г. на Учредительном Соборе была создана Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. В состав ее духовенства вошли сторонники Филарета и представители УАПЦ. Новую церковь возглавил проживавший ранее в США епископ Мстислав (Скрипник). Православным миром она признана не была.
Филарет сначала занимал должность заместителя поочередно двух ее предстоятелей – патриархов Мстислава и Владимира, а затем и возглавил эту организацию 20 октября 1995 г. Это привело к тому, что за все свои не богоугодные дела решением Архиерейского Собора от 11.06.1997 г. Филарет был отлучен от Церкви и предан анафеме.
На фоне кризиса украино-российских отношений, начавшегося после «майдана», обострились противоречия и в церковной сфере. Филарет продолжил добиваться независимости Украинской Церкви от Москвы. Для этого велись переговоры с Константинополем о получении Томоса (указ Вселенского патриарха о предоставления автокефалии). Одновременно он направил патриарху Московскому и всея Руси Кириллу письмо с предложением снять с него анафему.
Наиболее значимым событием этого этапа стал «объединительный» Собор трех украинских церквей – УАПЦ, УПЦ Киевского и Московского патриархатов. Он состоялся 15 декабря 2018 г. по инициативе украинского президента. Его замыслом было предусмотрено создание новой Православной церкви Украины (ПЦУ). Ей-то и должна будет предоставлена автокефалия.

Полного объединения достигнуто не было. Большинство митрополитов УПЦ МП не пожелало участвовать в Соборе. Фактически, им предлагалась войти в подчинение митрополита Киевской патриархии. При этом, перейдя в Константинопольский патриархат, они лишились бы значительной части независимости, согласно проекту устава. И все это в условиях беспрецедентного давления силовых структур и радикалов.
Историческую оценку этому событию давать рано. Очевидно, предпосылки этого события были политическими, а тяжелые последствия этого будут иметь религиозный и общественный характер. Впрочем, это не противоречит всей истории Украинской Церкви.

Украинский патриарх-раскольник Филарет раскритиковал томос

Инициатором раскола снова выступает Филарет. В Киеве даже экстренно собрали Синод своей новой церкви, которая получила томос полгода назад. Фактически теперь возник треугольник раздора. Главные действующие лица: сам почетный патриарх-раскольник Филарет, который хочет теперь все вернуть назад, предстоятель новой украинской церкви митрополит Епифаний, который фактически взял управление этой структурой в свои руки, и Вселенский патриарх в Константинополе Варфоломей, который получил новый скандал в Киеве и пока никак не реагирует.

Филарет выдвигает обвинения по трем пунктам. Первое — переход о томосу зарубежных приходов Киевского патриархата в подчинение Фанара (это штаб-квартира патриарха в Стамбуле). Второе — все внутренние противоречия новообразованной украинской церкви тоже должны решать в Константинополе, а не в Киеве. И третий пункт — всплывший конфликт вокруг церковного ароматического масла — миро.

Филарет, почетный патриарх Православной церкви Украины: «По названию мы автокефальная церковь, а в действительности мы зависим от миро — дадут нам или не дадут. В томосе сказано, что мы не имеем право варить миро. Миро — это святыня, без которой не совершается таинство миропомазания, и должны получать миро из Константинополя».

Филарет предлагает все-таки самостоятельно организовать процесс мироварения, и уйти из подчинения Стамбула в Киевский патриархат. Видимо, все нюансы и разбирали сегодня во время экстренного заседания Синода. Но митрополит Епифаний не поддержал своего старшего коллегу.

К дискуссии подключились даже украинские министерства. Например, в министерстве культуры подтвердили, что уходить некуда — Киевский патриархат ликвидирован полгода назад. А вот министерство юстиции публикует другие данные — документы о ликвидации никто не подавал, так что Киевский патриархат юридически существует, и есть пути отступления.

19 октября 2018 года Константинопольский патриархат заявил, что продолжает состоять в общении с Русской православной церковью (РПЦ). Ранее 15 октября РПЦ сообщила о разрыве евхаристического общения с Константинополем. Это стало ответом на отмену им решения, принятого в XVII веке, о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Об истории конфликта и позициях церквей — в материале “Ъ”.

Сколько православных церквей на Украине

В настоящее время на территории Украины действуют три крупные православные церковные организации — Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также канонически не признанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

С чего все началось

УПЦ МП во главе с митрополитом Киевским и всея Украины учреждена в 1990 году Архиерейским собором РПЦ в качестве независимой и самостоятельной церкви в составе Московского патриархата. С 2014 года ее предстоятелем является митрополит Онуфрий.

УПЦ КП образована в 1992 году после неудачной попытки возглавлявшего тогда УПЦ МП митрополита Филарета (Денисенко) добиться полной независимости украинской церкви (автокефалии). Филарет не подчинился требованию РПЦ покинуть пост, в результате чего был лишен сана. В том же году при поддержке украинских властей он создал и юридически зарегистрировал так называемый Киевский патриархат. В 1997 году РПЦ отлучила Филарета от церкви и предала анафеме.

УАПЦ ведет свою историю с 1917 года, когда часть православного духовенства на Украине выступила за создание самостоятельной церкви. На начальном этапе советская власть поддерживала УАПЦ, пытаясь ослабить РПЦ, однако уже в конце 20-х годов начались гонения на активистов. В 1930 году УАПЦ объявила о самороспуске: часть духовенства была физически уничтожена, часть эмигрировала. В 1989 году УАПЦ возобновила легальную деятельность на Украине.

Текущая ситуация

Накануне Евромайдана представительство Украинской православной церкви МП преобладало в большинстве регионов.

В настоящее время УПЦ МП продолжает контролировать большинство приходов, однако в ряде общин происходит разделение. В октябре 2016 года архиепископ УПЦ КП Евстратий Зоря заявил, что в течение двух лет УПЦ МП потеряла более 39 приходов, перешедших под юрисдикцию Киевского патриархата. Ранее религиовед Виктор Еленский оценивал число «переходов» в 60–70 приходов. «Тенденция такова: в тех случаях, когда священник ведет себя, скажем, по-антиукраински, такие переходы не бывают редкими»,— заявил господин Еленский.

Позиции сторон

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Украинскую церковь пытаются вовлечь в глубокий конфликт, разделяющий общество, и сделать ее заложницей этого конфликта… Происходят насильственные захваты храмов, игнорируются решения судов, ведется клеветническая информационная кампания против церкви, в украинском парламенте предлагаются законопроекты, цель которых — дискриминировать и поставить в тяжелейшие условия крупнейшую религиозную общину страны… Наша Церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине и не откажется от них. Мы никогда не согласимся на изменение священных канонических границ нашей Церкви, ибо Киев — это духовная колыбель святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии» (21 ноября 2016 года на торжествах по случаю 70-летия предстоятеля РПЦ).

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет: «Аксиома для Украины — независимая церковь. Раз бог дал нам государство, поэтому в этом государстве должна быть и независимая государственная церковь… Заявляю российскому епископату и московскому патриарху, что никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат. Как они в своем государстве имеют свою независимую церковь, так и мы хотим иметь свою независимую автокефальную церковь. Поэтому возврата не будет никогда» (1 декабря 2017 года на пресс-конференции в Киеве).

Владимир Путин, президент России: «Сегодня, вчера смотрю по СМИ — официально практически на Украине устраивают праздник по поводу УНО-УПА, этой националистической профашистской организации. И сопровождается это призывами к расправам над представителями Русской православной церкви Московского патриархата…Где защитники прав человека по поводу отправления религиозных культов и права на вероисповедание?» (14 октября 2014 года на заседании Совета по правам человека).

Петр Порошенко, президент Украины: «Владимир Великий 1029 лет назад принял судьбоносное решение — окрестить Русь-Украину. Он принял христианскую веру от Константинопольской церкви, которая для нас и поныне является церковью-матерью. Именно от нее мы ожидаем признания автокефалии Украинской церкви — равной другим поместным православным церквам. И разумеется, духовно и административно независимой от Москвы, от страны-агрессора» (28 июля 2017 года в Facebook).

Как складывались отношения

В январе 2007 года президент Украины Виктор Ющенко на встрече с иерархами УПЦ КП заявил о необходимости создания на Украине единой поместной православной церкви. Для этого он предложил создать совместную богословскую комиссию, в которую должны были войти по три епископа и по два священника от обеих церквей. Представители Киевского патриархата выразили готовность к диалогу, однако представители Московского патриархата отказались от участия в переговорах, сославшись на неканоничность УПЦ КП. Кроме того, они назвали условием для диалога возврат церквей и отстранение от переговоров патриарха Филарета.

В августе 2009 года в Свято-Успенской Почаевской лавре на Украине патриарх Кирилл призвал к объединению православных церквей. В частности, он заявил, что считает раскол в украинской церкви «реакцией, в том числе и на неправильную политику церковной Москвы». В сентябре была создана комиссия для проведения переговоров. Первую официальную встречу, проведенную в октябре, представители церквей оценили положительно и высказали надежду на дальнейший диалог. В ноябре отношения между церквями вновь осложнились из-за ситуации вокруг церкви в Тернопольской области.

Летом 2010 года патриарх Филарет завил о начале переговоров с Московским патриархатом, конечной целью которых должно было стать объединение церквей. Представитель Киевского патриархата епископ Евстратий скептически охарактеризовал их ход, заявив, что они лишь «имитируют диалог». Руководитель пресс-службы патриарха протоиерей Владимир Вигилянский заявлял, что священники УПЦ КП, желающие вернуться в Русскую православную церковь, могут сделать это «через чин покаяния простыми верующими».

30 ноября 2017 года РПЦ сообщила, что патриарх Киевский и всея Украины Филарет направил в адрес патриарха Кирилла и Архиерейского собора РПЦ письмо, в котором «попросил прощения» и изложил предложения о преодолении раскола. В свою очередь, патриарх Филарет пояснил, что слова о прощении являются традиционным обращением о молитве, а не признанием вины. УПЦ КП выступила с заявлением, что готовы к диалогу с Русской православной церковью с целью признания ее автокефалии, а не воссоединения.

17 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко сообщил о своем намерении обратиться к патриарху Константинополя Варфоломею с призывом издать томос о единой православной церкви на Украине и предоставлении ей автокефалии. К обращению присоединились представители двух непризнанных на Украине церквей (УПЦ КП и УАПЦ). 22 апреля Константинопольский патриархат принял это обращение к рассмотрению и начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии православной церкви на Украине.

11 октября 2018 года Священный синод Константинопольской церкви отменил документ 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также с глав неканонических церквей на Украине — УПЦ КП и УАПЦ — была снята анафема.

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви заявил о прекращении евхаристического общения с Вселенским патриархатом в Константинополе. Эти действия послужили ответом на предоставление автокефалии Украинской православной церкви и снятии анафемы с самопровозглашенных киевского патриарха Филарета (Денисенко) и главы Украинской автокефальной церкви Макария.

Последствия решения Священного синода РПЦ

— Разрыв предполагает, что духовенство Русской православной церкви не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата.

— Православные верующие из России не смогут причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя и участвовать в других таинствах

— РПЦ уже составила для туристов список храмов, где нельзя молиться. Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук отметил, что храмы Константинопольского патриархата расположены, в частности, в Стамбуле, в Анталии, на Крите и на Родосе.

— Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков напомнил, что гора Афон входит в юрисдикцию Константинопольского патриарха «со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Артем Косенок, Евгения Чернышева, Ольга Шкуренко, Евгений Козичев