День святого луки когда

11 июня. Память святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского

Вторник 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения
Поста нет. 29 мая по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобномученицы Феодосии девы (730). Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000). Мученицы Феодосии девы, Тирской (307–308). Память Первого Вселенского Собора (325). Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского (1961). Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и Недремлющее Око.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский

Святитель Лука (в миру Валентин Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Керчи. С 1917 года руководил госпиталем в Ташкенте. В 1920 году, будучи известным хирургом, по инициативе епископа Ташкентского Иннокентия принял священнический сан, а вскоре — и монашеский постриг. Через 3 года — епископ. Тогда же арестован, обвинен в шпионаже в пользу Англии, сослан на 2 года в Туруханский край, где работал хирургом. В 1930 году вновь арестован. Власти предлагали ему научную карьеру в обмен на отречение от сана, но он отказался. С 1937 года — новая ссылка. В годы войны ссыльного владыку назначили главным хирургом красноярского госпиталя, ответственным за все госпитали края. С 1946 года — глава Крымской епархии. Профессор, автор классических трудов по гнойной хирургии, анестезиологии, ряда духовных трактатов. С конца 40-х годов не оперировал, консультировал врачей и пациентов. В 79 лет ослеп. Литургию служил по памяти. Мощи святителя Луки почивают в Троицком кафедральном соборе Симферополя.

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский

Иоанн родился неподалеку от Великого Устюга. Еще ребенком он не ел мяса по средам и пятницам, а ночи проводил в молитве. Мать, волнуясь о здоровье сына, просила оставить такое духовное рвение и воздержание, потому что у отрока не может быть тяжких грехов. На это мальчик отвечал, что без греха — один только Бог. После смерти мужа мать Иоанна ушла в монастырь, а ее сын принял подвиг юродства ради Христа. Он носил ветхое рубище, днем бродил по городу с видом безумца, отдыхал на навозе, а ночью возвращался в церковную сторожку, где жил, и, не смыкая глаз, молился до утра. Господь наделил его даром исцеления. Так, Иоанн вылечил от горячки супругу князя. После своей кончины блаженный Иоанн прославился как заступник всех прибегающих к его помощи во время нашествия врагов. Не раз он, по молитвам, помогал русскому воинству.

Преподобномученица Феодосия дева

Преподобномученица Феодосия жила в VIII веке. Воцарившийся Лев Исавр, жестокий гонитель иконопочитателей, издал приказ повсеместно уничтожить святые иконы. В Константинополе существовали тогда ворота, называвшиеся Медными, а над ними уже более 400 лет находился медный образ Спасителя. В 730 году лжепатриарх-иконоборец Анастасий приказал снять образ. Преподобномученица Феодосия воспрепятствовала истреблению образа Христа, за что и была убита.

Священное Писание

Деян., 46 зач., XXI, 26-32

26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.

27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, 28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.

29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.

30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.

31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.

32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

Ин., 53 зач., XVI, 2-13

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?

6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, 8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня; 10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; 11 о суде же, что князь мира сего осужден.

12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Молитвословия

Тропарь блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского

глас 5

Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени мраза,/ и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Иоанне премудре,/ моли о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к раце мощей твоих,/ избавитися от бед и падения избежати.

Кондак блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского

глас 8

Вышния красоты желая,/ нижния сладости телесное ядение тщательно оставил еси,/ нестяжанием суетнаго мира возлюбил еси ангельское житие,/ преходя скончався, Иоанне блаженне,/ с нимиже моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобномученицы Феодосии

глас 4

Добродетель благоприятно, мученице, постигла еси,/ Христово приятелище бывши чистое/ и Святаго Духа дом возлюблен;/ отнюдуже посрамила еси врага, борющаго род человеческий,/ добре страдавшая,/ и посекла еси Копронима, Феодосие, мечем веры,/ и к чертогу Небесному преставилася еси, радующися./ Тебе верою чтущим/ присно проси велия милости.

Кондак преподобномученицы Феодосии

глас 2

Трудами живот нетрудный достигла еси,/ кровию же Копронима удавила еси, мученице,/ сквернаго врага Христовы Церкве, всеблаженная Феодосие,/ и с Вышними радуешися воинствы,/ чтущия память твою покрывающи.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных

глас 4

Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 21, 26-32; Ин. 16, 2-13

«Когда же прийдет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Почему же в логиках не упоминается об этом источнике познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему нет его в христианских? Неужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных? О том, как видеть и слышать много толкуют; о том, как из увиденного и услышанного делать обобщения и наведения, тоже достаточно учат; когда дойдет дело до того, как разгадать значение всего, — тут питомец логики оставляется на произвол своей догадливости. Отчего не внушить ему: ты имеешь вещания духа истины — им следуй; они решают значение всего сущего и бывающего непререкаемым образом, ибо исходят от Бога, в Котором источник и самого бытия. Не оттого ли, что забывают внушать это, догадливость так расплодилась, что ныне все книги (о мире Божием) переполнены одними догадками? И добро бы они хоть сколько-нибудь были стоящи, а то сразу видно, что они плод детского воображения.

Святитель Лука Крымский о значении богослужений в годы гонений

Таинство веры и ныне совершается в сердцах людей, которые ощущают Бога. И эта вера влечёт их к Богу, и они откликаются на призыв. Приходят в храм дети, юноши и девушки, которые никем не научены истинной вере. Они отовсюду слышали только, что Бога нет, и, тем не менее, неведомая сила влечёт их в храм Божий. Нерешительно входят они сюда, озираются по сторонам, прислушиваются к песнопениям, присматриваются ко всему строю нашего богослужения. И всё это глубоко воздействует на их души, потому что в храме они ощущают Бога сердцем, а сердца их, детские, отроческие и юношеские, ещё не запятнанные никакой грязью житейской, не испорченные, не омрачённые тьмою греха, чисты и способны воспринять Бога. И они приходят к вере и познают Бога. Возблагодарим Его за то, что так нежно, так благостно касается Он юных сердец. Нам надлежит не молчать, а проповедовать о Христе тем, кто о Нём ничего не слышал. Нам нельзя прятать свою веру, а нужно открыто, высоко подняв голову, исповедовать Святую Троицу.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Ересь якобы откликается на новые вызовы, новые проблемы, на развитие человеческой мысли, на новые философские взгляды и убеждения. Казалось бы, добрым намерением является стремление положительно ответить на многие из этих взглядов, убеждений, найти им некое оправдание в самой христианской вере. Но если происходит некая нестыковка, то еретиками вносится «корректива» в православную веру, идущую от святых апостолов, — чтобы сблизить веру с господствующими в обществе взглядами. Так появляются горячие проповедники тех или иных еретических учений — люди, вдохновленные якобы великой миссионерской идеей сделать Церковь более понятной, более эффективной, отвечающей потребностям времени в согласии с властителями дум переживаемой эпохи.

Теги: Святитель Лука Крымский блаженный Иоанн Устюжский преподобномученица Феодосия православный календарь

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Церковь святых апостолов Петра и Павла

Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский.

(27.04.1877 — 11.06.1961)

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, выдающийся хирург, профессор медицины — причислен к лику святых Русской Православной Церкви 11 июня 1996 года.

На долю архиепископа Луки выпало пройти путь, который прошли многие исповедники Христовы в первой половине XX века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. Пройдя весь этот ад, архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины, и, где бы он ни был: в застенке, на кафедре, за операционным столом — он всегда оставался носителем слова Божия.

В годы жесточайших гонений на Православную Церковь его личность, в которой Господь соединил два дара — дар врачевания и дар архиерейского служения, его медицинские и богословские труды, сделали Крымского архипастыря поистине тем «камнем преткновения», о который «разбились» многие из тех, кто пытался отвратить людей от ограды церковной.

Как врач-хирург, он спас жизнь тысячам солдат и офицеров, участвовавших в русско-японской и Великой Отечественной войнах.

В феврале 1946 г. за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» Святителю Луке была присуждена Сталинская премия 1-ой степени, которую Владыка перечислил в помощь детям-сиротам, пострадавшим в войне.

Пусть же для всех нас, живущих в бурном XXI веке, духовный подвиг нашего доброго пастыря и великого угодника Божия, Святителя Луки, станет той путеводной звездой, которая приведет наш разум, наше сердце к пониманию Божественной Истины.

Тропарь святителя Луки, глас 1:
Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

Величаем тя, исповедниче Христов святителю отче наш Луко, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Святителю отче Луко, моли Бога о нас!

Луков день 31 октября: традиции праздника

Тридцать первого октября православный мир почитает память святого апостола и евангелиста Луки. В народе этот праздник получил прозвание «Луков день». Празднование всегда сопровождалось соблюдением исконных традиций — многие из них дошли и до нашего времени.

День памяти святого апостола и евангелиста Луки

Согласно преданию, святой апостол Лука был искусным врачевателем, основоположником иконописи, автором четырех Евангелий и Деяний святых апостолов. Считается, что именно его перу принадлежит первая икона Богоматери, а позднее к авторству Луки стали относить многие известные иконы: Владимирскую Богоматерь, Тихвинскую и Иверскую иконы. В православии Лука почитается как покровитель всех, кто связан с живописью и врачебным делом.

Лука — один из семидесяти апостолов, которые присутствовали на первой проповеди о Царствии Небесном и внимали словам Христа. После чудесного воскрешения Спасителя Лука принял участие в апостольской миссии святого Павла, разделяя с ним все тяготы пути. Когда Павел скончался, Лука не прекратил миссионерское путешествие и продолжал читать проповеди. Его земной путь закончился в городе Фивы: апостол принял мученическую кончину.

Традиции Лукова дня

Тем, чье ремесло было связано с живописью и медициной, которым покровительствует Лука, в день памяти святого воздавали почет. Врачи и художники просили апостола о помощи в делах, а земледельцы — о том, чтобы святой защитил зимние насаждения от лютых морозов. Кроме того, к Луке возносили молитвы об исцелении и установлении семейного благополучия: легенда гласит, что Лука в совершенстве владел лечебным мастерством.

Из-за созвучия с именем святого в Луков день большое внимание уделяли луку и его целебным свойствам. Недаром и по сей день мы слышим поговорки о способности лука защищать человека от болезней: «Лук от семи недуг», «Лук да баня все исправят». Несмотря на то, что торговля этим растением редко приносила хорошую прибыль, в деревнях даже устраивали луковые базары.

Каждый человек в этот праздник обязательно съедал немного лука, чтобы укрепить свое здоровье и защитить себя от зимних болезней. Считалось, что лук, съеденный в Луков день, может излечить даже от хронических заболеваний. Растение также использовали для лечения кожных заболеваний и повреждений: лук толкли в ступах, после чего наносили на раны, и в скором времени они затягивались.

Женщины использовали луковый сок для того, чтобы сохранить молодость и красоту. Его втирали в волосы, чтобы они были здоровыми и густыми, и в кожу, чтобы старость не касалась лица.

По погоде на Луков день гадали о том, насколько быстро наступит зима. Считалось, что если в праздник не выпадет снег, а листья на дубах и вишнях не опадут полностью, то зимы ждать долго.

С Лукова дня начинался сезон ловли рыбы, поэтому рыбаки обращали апостолу Луке молитвы с просьбой послать хороший улов и уберечь от опасностей, связанных с водной стихией.

Многие традиции Лукова дня соблюдаются и в наше время. Молитва, обращенная к святому Луке в этот день, обязательно будет услышана. Берите от прошлого лучшее, помните об обычаях наших предков и не забывайте нажимать на кнопки и