Дом на камне

Содержание

Притча о доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке

Иисус Христос сказал однажды: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного».

Затем Он сказал следующую притчу:

«Всякий, кто слушает Мои слова и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен безрассудному человеку, который построил свой дом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на тот дом, и он упал, и падение его было великое».

Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем тверже и глубже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения. Подобное бывает и с человеком. В жизни человеку приходится бороться с искушениями, бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если он утвердит свою жизнь на твердом и непоколебимом основании. Это основание есть вера в Бога и исполнение Его заповедей.

Человек, истинно верующий, сохраняет всегда в памяти заповеди Господни: это помогает ему твердо стоять на пути истины. Он во всех своих делах соображается с ними и покоряет им свою собственную волю. Если он богат, то, любя ближнего, как повелел Господь, употребляет свое богатство на добрые и полезные дела, а не живет только в угождение себе. Если же он беден, то старается честным трудом содержать себя и свое семейство, и охотнее станет терпеть недостаток, чем согласится поступить бесчестно, помня, что всякое бесчестное дело, ложь и обман противны Богу. Его не легко соблазнить легкомысленным советом и дурным примером, потому что он привык следовать заповедям Господним. Постигнут ли его несчастья или страдания, он не впадает в уныние и не ропщет, но с бодростью духа старается преодолеть бедствия или с терпением переносит их, будучи уверен, что Сам Бог посылает страдания и горести для душевной пользы. В минуту опасности он не предается отчаянию, зная, что жизнь и смерть человека в руках Божиих. Наконец, в самый час смерти вера укрепляет его, указывая ему на будущую жизнь. Он знает, что Бог не оставит Своей милостью тех, кто на земле старался творить Его волю.

Но не таков человек, который не соображает своей жизни с заповедями Божиими, а привык следовать своей собственной воле. Он не умеет устоять против искушений. Дурной совет и дурной пример часто совращают его с доброго пути. Если такой человек богат, он живет больше для себя, проводит время в праздности и суетных удовольствиях, не думая о своих обязанностях. Если он впал в бедность, то по непривычке к труду часто решается на бесчестные поступки, чтобы добыть денег, а добыв их, тратит на пустяки и в свое удовольствие вместо того, чтобы помочь ими своему семейству. В бедствии он унывает и недалек от полного отчаяния. Жалок такой человек. Знакомые и товарищи презирают его за легкомыслие, потому что он, как говорится, идет, куда ветер подует, слову его нельзя верить, на обещание его нельзя полагаться. Своему семейству он не приносит пользы, напротив, и сам себе иногда бывает в тягость. Он в сердце чувствует, что не так живет, как следует, но не имеет довольно силы и бодрости духа, чтобы раскаяться от полноты сердца и начать новую жизнь. Счастлив он, если встретится с ним благочестивый человек, который ободрит его добрым словом и советом и уверит его, что Господь помогает всякому искренне кающемуся грешнику при его обращении на путь добродетели.

Всем нам, конечно, хотелось бы сделаться людьми честными, прямыми и твердо верующими. Для этого надо с малых лет приобрести привычку во всем соображаться с заповедями Господними, перед каждым делом спрашивать себя, хорошо ли оно и угодно ли Богу, и вообще поступать не так, как самому хочется, но так, как должно. Надо стараться иметь твердую власть над собственной волей, чтобы управлять ею. Если же она управляет человеком, то иногда увлекает его, куда не должно.

Станем же просить у Бога силы и крепости, повторяя песнь, которая поется в Церкви на первой неделе Великого поста:

На недвижимом, Христе, камени заповедей

Твоих утверди мое помышление!

Утверди, Господи, на камени заповедей

Твоих подвигшееся сердце мое, яко един свят еси

Господь!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Притча о доме, построенном на камне и доме, построенном на песке

Иисус Христос сказал однажды: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного».

Затем Он сказал следующую притчу:

Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне.

И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил свой дом на песке.

И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое.

Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем тверже и глубже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устроит против бури, ветра и наводнения. Подобное бывает и с человеком: ему в жизни приходится бороться с искушениями, бедствиями опасностями; и только тогда он устоит против них, если он утвердит жизнь свою на твердом и непоколебимом основании. Это основание есть вера в Бога и покорность Его заповедям.

Человек истинно верующий сохраняет всегда в памяти заповеди Господни, и это помогает ему твердо стоять на пути истины. Он все свои дела проверяет ими и покоряет им свою собственную волю. Если он богат, то, любя ближнего, как повелел Господь, употребляет свое богатство на добрые и полезные дела, а не живет только в угождение себе. Если же он беден, то старается честным трудом содержать себя и свое семейство, и охотнее станет терпеть недостаток, чем согласится поступить бесчестно, помня, что всякое бесчестное дело, ложь и обман противны Богу. Его не легко соблазнить легкомысленным советом и дурным примером, потому что он привык следовать заповедям Господним. Постигает ли его несчастье или страдание, он не впадает в уныние и не ропщет, но с бодростью духа старается преодолеть бедствия, или с терпением переносит их, будучи уверен, что Сам Бог посылает страдание и горести для пользы душевной. В минуту опасности он не предается отчаянию, зная, что жизнь и смерть человека в руках Божиих. Наконец, в самый час смерти вера укрепляет его, указывая ему на будущую жизнь. Он знает, что Бог не оставит Своею милостью того, кто на земле старался творить волю Его.

Но не таков человек, который не следует заповедям Божиим, а привык жить по собственной воле. Он не умеет устоять против искушений. Дурной совет и дурной пример часто совращают его с доброго пути. Если такой человек богат, он живет больше для себя, проводит время в праздности и суетных удовольствиях, не думая о своих обязанностях. Если он впал в бедность, то по непривычке к труду часто решается на бесчестные поступки, чтобы добыть денег, и, добывши их, тратит на пустяки и в свое удовольствие, вместо того, чтобы помочь ими своему семейству. В бедствии он унывает и недалек от отчаяния. Жалок такой человек. Знакомые и товарищи презирают его за легкомыслие, потому что он, как говорится, идет, куда ветер подует. Слову его нельзя верить, на обещание его нельзя полагаться. Своему семейству он не приносит пользы; напротив, и сам себе иногда бывает в тягость. Он в сердце чувствует, что не так живет, как следует; но не имеет довольно силы и бодрости духа, чтобы раскаяться от всего сердца и начать новую жизнь. Счастлив он, если встретится с ним благочестивый человек, который ободрит его добрым словом и советом и уверит его, что Господь помогает всякому, искренно кающемуся грешнику, при его обращении на путь добродетели.

Всем нам, конечно, хотелось бы стать людьми честными, прямыми и твердо верующими. Для этого надо с малых лет приобрести привычку во всем сверяться с заповедями Господними, перед каждым делом спрашивать себя, хорошо ли оно и угодно ли Богу, и вообще поступать не так, как самому хочется, но так, как должно. Надо стараться иметь власть над собственной волею, чтобы управлять ею; если же она управляет человеком, то иногда увлекает его, куда не должно.

Станем же просить у Бога силы и крепости, повторяя песнь, которая поется в церкви на первой неделе великого поста.

На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоиъ утверди мое помышление!

Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко един свят еси Господь!

Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.

Миф о пещере

Миф о пещере — знаменитая аллегория, использованная Платоном в 7 книге диалога «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Считается краеугольным камнем платонизма и объективного идеализма в целом. Изложена в форме диалога между Сократом и братом Платона Главконом.

—…Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещённости и непросвещённости вот какому состоянию… Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

— Это я себе представляю, — сказал Главкон.

— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа её так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

— Странный ты рисуешь образ и странных узников!

— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?

— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?

— А предметы, которые проносят там, за стеной? Не то же ли самое происходит и с ними?

— То есть?

— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?

— Непременно так.

Человек и его тень.

По Платону пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познаю́т истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они могут судить только по смутным теням на стене пещеры. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно ставя вопросы и находя ответы. Однако сделать это знание достоянием всего общества невозможно: толпа не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия. Поэтому Платон продолжает:

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять всё это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да ещё если станут указывать на ту или иную проходящую перед ним вещь и заставят отвечать на вопрос, что это такое? Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?

— Конечно, он так подумает.

— А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не отвернётся он поспешно к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?

— Да, это так.

В этой притче Платон обращает внимание на то, что познание и понимание сущности вещей не даётся само собой, а требует труда и усилий. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те, кто проник в сущность идей, в особенности — идеи блага.

Сопоставление образа пещеры с другими платоновскими диалогами, в частности с «Федоном», позволяет утверждать, что это не просто «литературное отступление», а сердцевина платонической мифологемы. В «Федоне» Платон устами Сократа определяет чувственный мир как тюрьму души. Единственной подлинной реальностью для него является мир вечных идей, к постижению которого душа может приблизиться посредством философии.

В художественной литературе

Уподобление человека заключённому в пещере, который составляет представление о мире по теням, со ссылкой на Платона упоминается в научно-фантастическом романе Артура Кларка «Лунная пыль» (1961), где автор размышляет, что реальнее: наблюдаемый с Луны невооружённым глазом серп Земли или её изображение в инфракрасном свете.

Миф о пещере послужил отправной точкой романа «Пещера» (2000) португальского писателя Жозе Сарамаго, лауреата Нобелевской премии по литературе.

Испанский писатель Хосе Карлос Сомоса частично касается платоновской аллегории пещеры и развивает теорию Платона о мире идей в своём произведении «Афинские убийства», которое в 2002 году получило Золотую Даггеровскую премию как лучший детективный роман.

Идея платоновского мифа о пещере обыгрывается в фантастическом рассказе Дениса Гербера «Нам всем здесь не место».

Концепция платоновской пещеры используется в романе Нила Стивенсона «Анафем».

> См. также

  • Слепые и слон
  • «Матрица»
  • Голографический принцип

Примечания

  1. 1 2 Платон. Государство. Книга седьмая (в переводе А. Н. Егунова) // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. — М.: Мысль, 1994. — С. 295—296. — (Философское наследие).
  2. Артур Кларк, Айзек Азимов. Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры. — М.: Детская литература, 1969. — С. 85. — (Библиотека приключений). — 300 000 экз.

Какой смысл вы видите в мифах Платона о крылатой колеснице, о пещере

О крылатой колеснице-Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него- один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное.

Попробуем сказать и о том, как произошло название смертного и бессмертного существа. Всякая душа ведает всем неодушевленным, распространяется же она по всему небу, принимая порой разные образы. Будучи совершенной и окрыленной, она парит в вышине и правит с миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на что-нибудь твердое, — тогда она вселяется туда, получив земное тело, которое благодаря ее силе кажется движущимся само собой; а что зовется живым существом, — все вместе, то есть сопряжение души и тела, получило прозвание смертного.

О бессмертном же нельзя судить лишь по одному этому слову. Не видав и мысленно, но постигнув в достаточной мере бога, мы рисуем себе некое бессмертное существо, имеющее душу, имеющее и тело, причем они нераздельны на вечные времена. Впрочем, тут, как угодно богу, так пусть и будет и так пусть считается.

Мы же коснемся причины утраты крыльев, почему они отпадают у души. Причина здесь, видимо, такая: крылу от природы свойственна способность подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов. А изо всего, что связано с телом, душа больше всего приобщилась к божественному — божественное же прекрасно, мудро, доблестно и так далее; этим вскармливаются и взращиваются крылья души, а от его противоположного — от безобразного, дурного — сна чахнет и гибнет.

Великий предводитель на небо, Зевс, на крылатой колеснице едет первым, все упорядочивая и обо всем заботясь. За ним следует воинство богов и гениев, выстроенное в одиннадцать отрядов; одна только Гестия не покидает дома богов, а из остальных все главные боги, что входят в число двенадцати, предводительствуют каждый порученным ему строем.

В пределах неба есть много блаженных зрелищ и путей, которыми движется счастливый род богов; каждый из них свершает свое, а следует всегда тот, кто хочет и может, — ведь зависть чужда сонму богов.

Отправляясь на праздничный пир, они поднимаются к вершине но краю поднебесного сюда, и уже там их колесницы, не теряющие равновесия и хорошо управляемые, легко совершают путь; зато овальные двигаются с трудом, потому что конь, причастный злу, всей тяжестью тянет к земле и удручает своего возничего, если тот плохо его вырастил. От этого душе приходится мучиться и крайне напрягаться.

Души, называемые бессмертными, когда достигнут вершины, выходят наружу и останавливаются на небесном хребте; они стоят, небесный свод несет их в круговом движении, и они созерцают то, что за пределами неба.

Занебесную область по воспел никто из здешних поэтов, да никогда и не воспоет но достоинству. Она же вот какова: эту область занимает бесцветная, без очертании, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души — уму; на нее-то и направлен истинный род знания.

Мысль бога питается умом и чистым знанием, как и мысль всякой души, которая стремится воспринять надлежащее, узрев бытие, хотя бы и ненадолго, ценит его, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод не перенесет се по кругу опять на то же место. При этом кругообороте она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание — не то знание, которому присуще возникновение и которое как иное находится в ином, называемом нами сейчас существующим, но подлинное знание, содержащееся в подлинном бытии. Насладившись созерцанием всего того, что есть подлинное бытие, душа снова спускается во внутреннюю область неба и приходит домой. По ее возвращении возничий ставит коней к яслям, задает им амброзии и вдобавок поит нектаром.

Такова жизнь богов. Что же до остальных душ, то у той, которая всего лучше последовала богу и уподобилась ему, голова возничего поднимается в занебесную область и несется в круговом движении по небесному своду; но ей не дают покоя кони, и она с трудом созерцает бытие. Другая душа то поднимается, то опускается — кони рвут так сильно, что она одно видит, а другое нет. Вслед за ними остальные души жадно стремятся кверху, но это им не под силу, и они носятся по кругу в глубине, топчут друг друга, напирают, пытаясь опередить одна другую. И вот возникает смятение, борьба, от напряжения их бросает в пот. Возничим с ними не справиться, многие калечатся, у многих часто ломаются крылья. Несмотря на крайние усилия, всем им не достичь созерцания бытия, и, отойдя, они довольствуются мнимым пропитанием. Но ради чего так стараются узреть поле истины, увидеть, где оно? Да ведь как раз там, на лугах, пастбище с для лучшей стороны души, а природа крыла, поднимающего душу, этим и питается. Закон же Адрастеи таков: душа, ставшая спутницей бога и увидевшая хоть частицу истины, будет благополучна вплоть до следующего кругооборота, и, если она в состоянии совершать это всегда, она всегда будет невредимой. Когда же она не будет в силах сопутствовать и видеть, но, постигнутая какой-нибудь случайностью, исполнится забвения и зла и отяжелеет, а отяжелев, утратит крылья и падет на землю, тогда есть закон, чтобы при первом рождении но вселялась она ни в какое животное. Душа, видевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного Музам и любви; вторая за ней — в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного или способного управлять; третья — в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая — в плод человека, усердно занимающегося упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или человека, причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой-либо области подражания; седьмой — быть ремесленником или земледельцем; восьмая будет софистом или демагогом; девятая — тираном. Во всех этих призваниях тот, кто проживет, соблюдая справедливости получит лучшую долю, а кто ее нарушит — худшую.

Но туда, откуда она пришла, никакая душа не воз вращается в продолжение десяти тысяч лет — ведь она не окрылится раньше этого сроке, за исключением души человека, искренне возлюбившего мудрость или сочетавшего любовь к ней с влюбленностью в юношей: эти души окрыляются за три тысячелетних круговорота, если три раза подряд изберут для себя такой образ жизни, и на трехтысячный год отходят. Остальные же по окончании своей первой жизни подвергаются суду, а после приговора суда одни отбывают наказание, сошедши в подземные темницы, другая же, кого Дике облегчила от груза и подняла в некую область неба, ведут жизнь соответственно той, какую они прожили в человеческом образе. На тысячный год и те и другие являются, чтобы получить себе новый удел и выбрать себе вторую жизнь — кто какую захочет. Тут человеческая душа может получить и жизнь животного, а из того животного, что было когда-то человеком, душа может снова вселиться в человека; но душа, никогда не видавшая истины, не примет такого образа, ведь человек должен постигать в соответствии с идеей, исходящей от с многих чувственных восприятии, но сводимой рассудком воедино. А это есть припоминание того, что не когда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия. Поэтому по справедливости окрыляется только разуй философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божествен бог. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящаемый в совершенные таинства, становится подлинно совершенным. И так а как он стоит вне человеческой суеты и обращен к божественному, большинство, конечно, станет увещевать его, как помешанного, — ведь его исступленность скрыта от большинства.

В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души. Рисуется следующая картина: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное» Возница изображает здесь разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — страстную или эмоциональную часть души. В диалоге «Государство» Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека. Так, он уподобляет разумную часть души — пастырю стада, волевую или яростную часть души — сопутствующим пастырю собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам. Таким образом, Платон выделяет три начала души:

  • 1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.
  • 2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними: «мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идет словно лишь между двумя сторонами» Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, «когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка».
  • 3. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона «Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений».

Во многих своих произведениях Платон подробно рассматривает теорию о бессмертии души. В диалоге «Федон» Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории.

Миф о пещере

Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

  • — Это я себе представляю.
  • — Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
  • — Странный ты рисуешь образ и странных узников!
  • — Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
  • — Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
  • — А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?
  • — То есть?
  • — Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
  • — Непременно так.

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?

  • — Конечно, он так подумает.
  • — А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
  • — Да, это так.

Пояснение Платона гласит:

«Мы люди живущие в трехмерном измерении уподобаемся человеку прикованному в пещере, а люди достигшие просвещения таких как «Будда» уподобаются человеку из пещеры который выходит на солнечный свет и может ощущать полноту трехмерного мира.

Человек (Прикованный из пещеры) с двухмерным представлением просветился до трехмерного представления.

Человек с трехмерным представлением (Будда) просветился до четырехмерного представления.

Для пещерного человека былые удовольствия такие как кто первый увидит тень , не представляют особого удовольствия потому что он постиг трехмерное представление. Он понимает что это пустяки и иллюзия , и что истинное понимание лежит в трехмерных объектах.

LiveInternetLiveInternet

  • АПТЕЧКА (66)
  • аудио КНИГИ (50)
  • аудио КНИГИ-2 (50)
  • аудио КНИГИ-3 (50)
  • аудио КНИГИ-4 (50)
  • аудио КНИГИ-5 (50)
  • аудио КНИГИ-6 (6)
  • аудио ПРОПОВЕДИ (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-2 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-3 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-4 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-5 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-6 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-7 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-8 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-9 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-10 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-11 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-12 (50)
  • аудио ПРОПОВЕДИ-13 (7)
  • аудио СТИХИ (98)
  • аудиоБИБЛИЯ(обзор) (50)
  • аудиоБИБЛИЯ(обзор)-2 (1)
  • АУДИО (136)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-2 (49)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-3 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-4 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-5 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-6 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-7 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-8 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-9 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-10 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-11 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-12 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-13 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-14 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-15 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-16 (49)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-17 (50)
  • БИБЛЕЙСКАЯ ШКОЛА-18 (2)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-2 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-3 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-4 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-5 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-6 (50)
  • БИБЛЕЙСКОЕ с текстом-7 (2)
  • В. И. (640)
  • ВЕСНА (45)
  • Вера и Жизнь (50)
  • Вера и Жизнь-2 (50)
  • Вера и Жизнь-3 (50)
  • Вера и Жизнь-4 (50)
  • Вера и Жизнь-5 (50)
  • Вера и Жизнь-6 (50)
  • Вера и Жизнь-7 (50)
  • Вера и Жизнь-8 (50)
  • Вера и Жизнь-9 (12)
  • В.И. СТИХИ (240)
  • ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ? (40)
  • ВОЙНА (9)
  • ВИДЕО (разное) (100)
  • Главные темы Библии (45)
  • ДЕТСКОЕ (50)
  • ДЕТСКОЕ -2 (50)
  • ДЕТСКОЕ -3 (50)
  • ДЕТСКОЕ -4 (50)
  • ДЕТСКОЕ -5 (50)
  • ДЕТСКОЕ -6 (50)
  • ДЕТСКОЕ -7 (50)
  • ДЕТСКОЕ -8 (50)
  • ДЕТСКОЕ -9 (40)
  • ДЕТСКИЕ рамочки (27)
  • ДНЕВНИК (297)
  • Дневники.. Мемуары.. Письма.. (82)
  • Доброе утро!! (16)
  • ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (7)
  • ДОМА И ИНТЕРЬЕР (14)
  • ДОМОВОДСТВО . СОВЕТЫ (38)
  • Жемчужинки любви небесной (38)
  • ЖИВОПИСЬ (7042)
  • ЖИВОТНЫЙ мир (350)
  • ЗИМА (62)
  • Записки у изголовья (21)
  • ИСТОРИИ, притчи.. (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -2 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -3 (49)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -4 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -5 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -6 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -7 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -8 (50)
  • ИСТОРИИ, притчи.. -9 (47)
  • ИНТЕРЕСНО (172)
  • ИСКУССТВО (252)
  • фотонатюрморты (161)
  • посуда, вазы (34)
  • прикладное (58)
  • ИСТОРИЯ (66)
  • КУЛИНАРИЯ (1714)
  • бутерброды, закуска (53)
  • молочка (11)
  • мясо, фарш (81)
  • рыба в кулинарии (24)
  • тесто, пирожки (97)
  • торты без выпечки (22)
  • вареники, манты, пельмени (20)
  • вторые блюда (87)
  • выпечка: булочки разные.. (59)
  • грибы (21)
  • десертные блюда (26)
  • запеканка (45)
  • кекс (23)
  • кулинарно-кухонные полезности (47)
  • лаваш (28)
  • не сл. выпечка (89)
  • оладьи , блины, сырники (90)
  • остальное (75)
  • первые и жидкие блюда (58)
  • печенье, трубочки, пряники.. (69)
  • пироги (183)
  • подборка (123)
  • пончики, пышки * в масле раст. (63)
  • рецепты СС (108)
  • салаты (272)
  • сезон заготовок (79)
  • торты (80)
  • чебуреки, беляши, хачапури.. (15)
  • КОЛЛАЖИ (41)
  • КРАСОТА и НЕЖНОСТЬ (25)
  • КНИГИ выписки рецензии (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -2 (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -3 (49)
  • КНИГИ выписки рецензии -4 (50)
  • КНИГИ выписки рецензии -5 (25)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО. (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -2 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -3 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -4 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -5 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -6 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -7 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -8 (50)
  • ЛИЧНОСТИ. СВИДЕТЕЛЬСТВО -9 (7)
  • МАСТЕРИМ (14)
  • МУЗЫКА и тексты (872)
  • Маленькие Отдушинки (101)
  • (53)
  • ОСЕНЬ (197)
  • ПАМЯТНИКИ * СКУЛЬПТУРЫ (20)
  • ПОЗИТИВ (46)
  • ПРИРОДА созданная Господом (68)
  • ПОДБОРКИ (50)
  • ПОДБОРКИ-2 (50)
  • ПОДБОРКИ-3 (44)
  • Проповеди Сперджена на каждый день (50)
  • Песнь Возрождения (караоке) (18)
  • ПРИГОДИТСЯ (708)
  • картинки , картинки с кодом.. (112)
  • рамочки делаем сами (9)
  • для ЛИ РУ (62)
  • комментарии (8)
  • поздравления и пожелания (71)
  • разделители (304)
  • разное (47)
  • тексты, для текста (24)
  • фоны (72)
  • цвета и коды (12)
  • ПРАЗДНИКИ (72)
  • РАМОЧКИ (1993)
  • РАСТЕНИЯ (65)
  • РАЗНОЕ (57)
  • САД-ДВОР-ПАРК-ЗАМОК (52)
  • СИБИРСКИЕ НИВЫ (38)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-2 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-3 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-4 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-5 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-6 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-8 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-7 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-9 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-10 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-11 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-12 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-13 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-14 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-15 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-16 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-17 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-18 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-19 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-20 (50)
  • СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ-21 (19)
  • СЛОВАРЬ (50)
  • СЛОВАРЬ-2 (24)
  • СТИХИ * ПОЭЗИЯ (3974)
  • стихи и живопись (495)
  • СТРАНЫ , ПУТЕШЕСТВИЕ (148)
  • СХЕМЫ (636)
  • Схемы Зимние (185)
  • СХЕМЫ мои (27)
  • ТРОПИНКА (50)
  • ТРОПИНКА-2 (50)
  • ТРОПИНКА-3 (11)
  • Темы в Библии (14)
  • Тематические подборки (21)
  • ФОТО (719)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ (50)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-2 (50)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-3 (50)
  • ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ-4 (15)
  • Христианские журналы/газеты (7)
  • УМА ПАЛАТА (89)
  • ЦИТАТЫ, коротенько (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-2 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-3 (49)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-4 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-5 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-6 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-7 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-8 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-9 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-10 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-11 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-12 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-13 (50)
  • ЦИТАТЫ, коротенько-14 (42)
  • ЧИТАЕМ (50)
  • ЧИТАЕМ-2 (50)
  • ЧИТАЕМ-3 (50)
  • ЧИТАЕМ-4 (50)
  • ЧИТАЕМ-5 (50)
  • ЧИТАЕМ-6 (50)
  • ЧИТАЕМ-7 (50)
  • ЧИТАЕМ-8 (50)
  • ЧИТАЕМ-9 (50)
  • ЧИТАЕМ-10 (50)
  • ЧИТАЕМ-11 (50)
  • ЧИТАЕМ-12 (50)
  • ЧИТАЕМ-13 (50)
  • ЧИТАЕМ-14 (50)
  • ЧИТАЕМ-15 (8)
  • для себя (10)

Библейские притчи. Сюжеты и размышления (30 стр.)

Возвращаясь, обычно в начало пути,
В путь последний, две лепты, сожми в кулаке
Ты паромщику молча проезд, оплати
С покаянием вернешься к Нему, налегке».

Александр Рэдфорт

Комментарий II

В Библии мы имеем два диаметрально противоположных примера: Иуда, с тридцатью серебряниками и вдова, с двумя лептами. В обоих случаях говорится о деньгах. Иуда был зависим от денег. Он пытался устроиться в этом мире и поступал по логике и опыту мира. Именно так он и получил своё «начертание».

Вдова же не зависела от денег. Как это проявилось? Она пожертвовала Богу «две лепты». Много ли это или мало? Давайте посмотрим на библейский текст: «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела». (Лука).

Нас интересует слово «пропитание». В греческом подстрочнике мы находим здесь слово «бион» ( от «био» ) означающее: жизнь, средство к жизни, пропитание, имение, достаток, образ жизни.

Вы обратили внимание, что она положила в сокровищницу? Весь свой достаток, всё своё имение и всю свою жизнь! Вот, как она получила одобрение Бога и Его печать. Вдова, отдав «жизнь», посвятила всё, что у неё было без остатка Богу. Готовы ли мы последовать такому примеру?

Бедная вдова отдала всю свою «жизнь» – это было «две лепты».

Сколько стоит твоя жизнь?

40. Два дома

(Притча о доме на камне и доме на песке – Мф.; Лк.).

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Иисус рассказал людям о двух строителях. Каждый из них строил себе дом. Один строил быстро и скоро кончил. Другой, можно сказать, даже ещё не начал, да первый уже крыл крышу.

Второй всё что – то копал, копал и уходил всё глубже в землю. Он не хотел начать стройку, пока не наткнётся на скалу. Вот он и рыл всё глубже. Наконец этот второй строитель обрадовался. Он дошёл до скалы. Теперь ясно и начать строить дом – строить на прочном основании.

Первый просто решил не ломать голову насчёт основания. Ему нужно было строить быстро, и поэтому он построил прямо так, на песке.

«К чему была вся забота? – думал он, смотря на готовый соседский дом. – Дома – ну нисколько не отличаются друг от друга. Какая разница? Внутри – как в одном, так и в другом – одинаково уютно. Зря сосед утруждал себя заботой о фундаменте, потратил на него столько времени».

Но вот однажды небо потемнело, надвигалась буря. Через некоторое время начался ливень. Ты когда-нибудь смотрел в окошко во время грозы? Страшно, не так ли?

А здесь была не только гроза, это была настоящая буря с грозой. Ураганный ветер свирепствовал со страшной силой. И постепенно всё выше и выше начала подниматься вокруг обоих домов вода.

В этот ужасающий момент выявилась разница между первым и вторым домом. Дом, построенный на скале, устоял против урагана. Он так и остался стоять – крепко и несокрушимо. А построенный на песке вдруг заскрипел и затрещал, а потом, не выдержав, рухнул. От некогда красивых стен и внутреннего уюта остались одни развалины.

Не удивительно, что Иисус называет строителя первого дома человеком неразумным. А другого, построившего на скале – мудрым. Ведь и правда, как неразумно – не побеспокоиться о самом важном, о фундаменте! Ведь построивший на песке потерял всё. Всё, что имел.

Доверять людым, верить им – это значит строить свою жизнь на прочном фундаменте, как на скале. Всё остальное – зыбучий песок.

Только доверившись опыту и знанию людей, будешь стоять твердо.

Притча из Евангелие от Матфея.

41. О Потерянной драхме

Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. (10) Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих об одном грешнике кающемся.

(Лк.).

Пятнадцатая глава Евангелия от Луки излагает три притчи Христа: о потерянной (и вновь обретенной) овце, о потерянной (и вновь обретенной) драхме и о потерянном (и вновь обретенном) сыне (Блудном сыне). Все три говорят о том, что пропавшее может быть найдено и что в этом случае естественно радоваться.

Смысл этих притч истолковывался по-разному. Одни считали, что речь в них идет о верующих, утративщих общение с Богом, то есть о тех, кто уже принадлежал Богу, поскольку потерять можно только то, что имелось. Иначе понимают эти притчи те, кто видит в «потерянных» – неверующих, которые еще только могут прийти к Христу.

В притче о потерянной драхме особенно подчеркивается, сколь тщательно ведется поиск монеты (то есть сколь заботливо Господь ищет потерянного).

Драхма – мелкая серебряная монета, весом 4,25 грамма.

Относительно образов, использованных в притче, приводят следующие толкования:

женщина

– Церковь, которая заботится о спасении грешников;

ангелы

– в греческом тексте употреблено выражение » пред Ангелами Божиими «, что толкуется как радость Бога.

Христианские мыслители и Святые отцы, толкуя притчу о потерянной драхме, видят в ней отражение трагедии как всего мира, так и отдельного человеческого существования.

Девять не потерянных драхм означают девять ангельских чинов, которых Христос, изображенный в притче под видом женщины, оставляет, чтобы найти одну драхму – весь род человеческий, соблазненный диаволом и в самом начале истории отпавший от Бога.

Придя на землю и осветив ее светом Своего видения человеческого бытия, Христос нашёл заблудшее и потерянное человечество и объявил бесчисленной рати святых духов небесных: «Порадуйтесь со мною, я нашёл потерянную драхму, нашел людей, которые заполнят в Царстве Небесном место, оставшееся после некогда совершившегося падения отпавших от Бога ангелов».

Иисус Христос неоднократно использовал в Своей проповеди образ пастыря потому, что Его слушатели знали этот образ из книг Ветхого Завета.

На древнем Востоке (в Вавилоне, в Ассирии) цари называли себя пастырями, на которых божество возложило определенное служение – собирать овец в стада и заботиться о них.

В Библии также часто встречается этот образ, помогающий понять отношения, которые соединяют Израиль с Богом через Христа.

В памяти многих евреев хранилось пророчество о грядущем Пастыре. Иисус исполняет это пророчество. Он включал пастухов в число тех малых, которые, как мытари и блудницы, радостно принимают Благую Весть – Евангелие. В этом смысле можно истолковать прием, оказанный вифлеемскими пастухами Иисусу, родившемуся в их вертепе (Лк.).

В древнехристианской символике, обнаруженной в катакомбах Европы и Ближнего Востока, Христос нередко изображался, как пастырь, несущий на своих плечах овцу. Это символизирует спасение грешного человечества, когда Христос на кресте взял на Себя грехи и очистил их.

Добрый пастырь – это человек сильный, способный защищать своё стадо от диких зверей; вместе с тем, он внимателен к своим овцам, хорошо их зная (Притч.), применяясь к их положению (Быт.), нося их на своих руках (Ис.). Его власть неоспорима, она основана на преданности и любви.

Эти притчи были рассказаны Иисусом, чтобы показать гордым и самоуверенным книжникам и фарисеям беспредельную любовь и милосердие Бога ко всем без исключения людям.

Книжники и фарисеи были уверены, что из-за того, что они исполняют все мелкие предписания Моисеева закона, принося положенные жертвы и соблюдая все обряды, они более не нуждаются в покаянии и справедливо поступают, чуждаясь общения с теми, кого они считали грешниками.

Из Евангелия мы знаем, что Христос всегда шёл навстречу всем людям, сознающим свою греховность и желающим изменить к лучшему образ своей жизни. Он охотно шёл в дома грешников, не гнушался есть с ними (вспомним случай со сборщиком податей Закхеем и призыв мытаря Левия стать апостолом Матфеем).

Вот это как раз и возмущало фарисеев и книжников, считавших, что даже подать руку помощи падшему брату или просто прикоснуться к нему их оскверняет. Следовательно, эти мнимые праведники думали, что раз Иисус общается с грешниками, Он Сам грешник. Поэтому в их представлении нечего было народу идти за Иисусом и слушать Его проповеди и поучения. Это своё возмущение недостойные вожди народные открыто высказывали Христу и другим.

Христос как бы говорит Своим обвинителям в ответ: «Вы обвиняете Меня в том, что Я принимаю грешников, отставших от Бога, даже хожу за ними, довожу их до раскаяния и, спасая от гибели, возвращаю их Богу. Но ведь и вы (книжники и фарисеи) поступаете также в отношении того, что для вас дорого и близко».

Дом, построенный на песке значение

Поделиться

«Дом, построенный на песке» — есть такое крылатое выражение, которое мы употребляем, когда хотим сказать о каком-либо сомнительном деле, не имеющем надежного основания.

Что ж, образ достаточно ясен: песок — ненадежная основа для дома. Пойдет дождь, размоет песок, и стены дома рухнут.

Пришло это выражение в нашу речь из Нового завета. В самом начале Евангелия от Матфея изложено содержание Нагорной проповеди, в которой Христос наиболее полно изложил Свое учение. В ней Он коснулся практически всех сторон человеческой жизни. А завершил ее притчей, в которой говорилось о том, что всякий, кто слушает Его слова и исполняет их, подобен человеку, построившему дом свой на прочном камне. Когда пошел дождь, разлились реки и подули ветры, дом этот устоял, так как имел надежное основание.

Тех же, кто слушает проповедь, но не исполняет сказанного в ней, Иисус уподобил человеку, построившему свой дом на песке. Когда начались бедствия, этот дом рухнул.

Вывод очевиден; единственным надежным основанием жизни человека являются заповеди Христа. Человек, выбравший в качестве жизненной опоры богатство, телесное здоровье или красоту, строит свой дом на песке. Различные беды и неожиданные обстоятельства легко выбьют подобную опору. В конце концов, смерть неизбежно лишит каждого человека его земных опор.

Если же строить свою жизнь на евангельских заповедях, человек обретает опору в Боге. Судите сами, что может поколебать Творца вселенной?

Помощь по Теле2, тарифы, вопросы

288 0

см. Дом, построенный на песке.

Значения в других словарях

Строить на песке

строить/построить на песке Неодобр. Строить планы, расчеты и т. п. на очень ненадежных основаниях. С сущ. со знач. лица, совокупности лиц или отвлеч. предмета: выпускник, кооператор, молодой человек, семья, молодежь… строит на песке что? планы, мечты, расчеты, выводы… Мы часто строим свои планы на песке, поэтому и неудивительно, что они не осуществляются. …

Строить на песке

СТРОИТЬ НА ПЕСКЕ. ПОСТРОИТЬ НА ПЕСКЕ. Ирон. Пытаться основать на ненадёжных данных (планы, расчёты и т. п.). Признаюсь, надежде заперто моё сердце; оно столько было ею обмануто; но и сам рассудок не был бы принуждён часто признаваться, что он строил планы свои на песке (Вяземский. Письмо А. И. Тургеневу, 16 окт. 1812). Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ А. …

Стрижено или брито

Из сборника нравоучительных рассказов «Великое Зерцало», который был переведен на русский с польского оригинала в 1677 г. Последний, в ciu-к) очередь, был переложением с подобного же сборника на латинском языке. Сборник «Великое Зерцало» был в России XVII-XVIII вв. очень популярен и ходил по стране в рукописных списках. Особым вниманием среди читателей пользовались шутливые рассказы сборника, в…

Стушеваться

Слово ввел в русский литературный язык Ф. М. Достоевский (1821 — 1881), впервые использовавший его в своей повести (гл. 4) «Двойник» (1843): «Машинально осмотрелся кругом: ему пришло было на мысль как-нибудь, этак под рукой, бочком, втихомолку улизнуть от греха, этак взять да и стушеваться». В заметке «История глагола стушеваться», которую Достоевский включил в свой «Дневник писателя» (ноябрь, …

«Дом, построенный на песке» – есть такое крылатое выражение, которое мы употребляем, когда хотим сказать о каком-либо сомнительном деле, не имеющем надежного основания.

Что ж, образ достаточно ясен: песок – ненадежная основа для дома. Пойдет дождь, размоет песок, и стены дома рухнут.

Пришло это выражение в нашу речь из Нового завета. В самом начале Евангелия от Матфея изложено содержание Нагорной проповеди, в которой Христос наиболее полно изложил Свое учение. В ней Он коснулся практически всех сторон человеческой жизни. А завершил ее притчей, в которой говорилось о том, что всякий, кто слушает Его слова и исполняет их, подобен человеку, построившему дом свой на прочном камне. Когда пошел дождь, разлились реки и подули ветры, дом этот устоял, так как имел надежное основание.

Тех же, кто слушает проповедь, но не исполняет сказанного в ней, Иисус уподобил человеку, построившему свой дом на песке. Когда начались бедствия, этот дом рухнул.

Вывод очевиден; единственным надежным основанием жизни человека являются заповеди Христа. Человек, выбравший в качестве жизненной опоры богатство, телесное здоровье или красоту, строит свой дом на песке. Различные беды и неожиданные обстоятельства легко выбьют подобную опору. В конце концов, смерть неизбежно лишит каждого человека его земных опор.

Если же строить свою жизнь на евангельских заповедях, человек обретает опору в Боге. Судите сами, что может поколебать Творца вселенной?

Построить на песке строить/построить на песке Неодобр. Строить планы, расчеты и т. п. на очень ненадежных основаниях. С сущ. со знач. лица, совокупности лиц или отвлеч. предмета: выпускник, кооператор, молодой человек, семья, молодежь… строит на песке что? планы, мечты, расчеты, выводы…

Мы часто строим свои планы на песке, поэтому и неудивительно, что они не осуществляются.

Признаюсь, надежде заперто мое сердце; оно столько было ею обмануто; но и сам рассудок… часто… строил свои планы на песке. (П. Вяземский.)

Ты эгоист, вот что! Ты искал опоры там, где ее найти нельзя, ибо ты строил свой дом на… песке. (И. Тургенев.)

(?) Восходит к евангельской притче о человеке, построившем дом на песке; этот дом, будучи поставлен на непрочном основании, не устоял перед стихиями и развалился.

Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ . Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский . 1997 .

Смотреть что такое «построить на песке» в других словарях:

    Построить на песке — СТРОИТЬ НА ПЕСКЕ. ПОСТРОИТЬ НА ПЕСКЕ. Ирон. Пытаться основать на ненадёжных данных (планы, расчёты и т. п.). Признаюсь, надежде заперто моё сердце; оно столько было ею обмануто; но и сам рассудок не был бы принуждён часто признаваться, что он… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Дом построить на песке — Выражение возникло из евангельской притчи о человеке безрассудном, построившем дом свой на песке. Вскоре, когда пошел дождь и подул ветер, дом разрушился (Матф., 7, 26 27). Выражение это употребляется, когда говорится о чем нибудь непрочном,… … Словарь крылатых слов и выражений

    Дом построить на песке — крыл. сл. Выражение возникло из евангельской притчи о «человеке безрассудном», построившем «дом свой на песке». Вскоре, когда пошел дождь и подул ветер, дом разрушился (Матф 7:26 27). Выражение это употребляется, когда говорится о чем нибудь… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    построить — дом, на песке построенный.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. построить базировать, основать, обосновать; выстроить, соорудить, возвести, воздвигнуть, создать, сотворить;… … Словарь синонимов

    построить — строю, строишь; св. (нсв. строить). 1. что. Соорудить, возвести, воздвигнуть. П. дом, мост, завод, памятник. П. баррикады. П. на песке (также: опереться на недостаточно надёжные и проверенные данные в своих планах, рассуждениях). // Изготовить… … Энциклопедический словарь

    построить — стро/ю, стро/ишь; св. (нсв. стро/ить) см. тж. постройка 1) а) что Соорудить, возвести, воздвигнуть. Постро/ить дом, мост, завод, памятник. Постро/ить баррикады. Пост … Словарь многих выражений

    Строить/построить на песке Неодобр. Строить планы, расчеты и т. п. на очень ненадежных основаниях. С сущ. со знач. лица, совокупности лиц или отвлеч. предмета: выпускник, кооператор, молодой человек, семья, молодежь… строит на песке что? планы,… … Учебный фразеологический словарь — ▲ не имеющий обоснование < > доказательность бессмысленно. не имеет смысла. необоснованность. необоснованный. необоснованно. неосновательность. неосновательный. неосновательно. безосновательность. безосновательный. неоправданность.… … Идеографический словарь русского языка

Строить на песке строить/построить на песке Неодобр. Строить планы, расчеты и т. п. на очень ненадежных основаниях. С сущ. со знач. лица, совокупности лиц или отвлеч. предмета: выпускник, кооператор, молодой человек, семья, молодежь… строит на песке что? планы, мечты, расчеты, выводы…

Мы часто строим свои планы на песке, поэтому и неудивительно, что они не осуществляются.

Признаюсь, надежде заперто мое сердце; оно столько было ею обмануто; но и сам рассудок… часто… строил свои планы на песке. (П. Вяземский.)

Ты эгоист, вот что! Ты искал опоры там, где ее найти нельзя, ибо ты строил свой дом на… песке. (И. Тургенев.)

(?) Восходит к евангельской притче о человеке, построившем дом на песке; этот дом, будучи поставлен на непрочном основании, не устоял перед стихиями и развалился.

Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ . Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский . 1997 .

Смотреть что такое «строить на песке» в других словарях:

    Строить на песке

    Строить на песке — см. Дом, построенный на песке. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    Строить на песке — Разг. Неодобр. В своих планах, рассуждениях опираться на недостаточно надёжные и проверенные данные. БМС 1998, 441; Глухов 1988, 155 … Большой словарь русских поговорок

    строить — I стро/ить ро/ю, ро/ишь; нсв. см. тж. строиться, стройка 1) (св. вы/строить и постро/ить) что Сооружать, возводить, воздвигать (здание, постройку, сооружение) Строить дом … Словарь многих выражений

    строить — 1) строить строю, строишь; несов., перех. 1. (сов. выстроить и построить) также без доп. Сооружать, возводить, воздвигать (здание, постройку, сооружение). Строить дом. Строить мост. Строить железную дорогу. Строить баррикады. □ Я слышал, что… … Малый академический словарь

    строить — глаг., нсв., употр. часто Морфология: я строю, ты строишь, он/она/оно строит, мы строим, вы строите, они строят, строй, стройте, строил, строила, строило, строили, строящий, строимый, строивший, строя; св. построить, выстроить; сущ … Толковый словарь Дмитриева

    СТРОИТЬ ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ

    СТРОИТЬ ИСПАНСКИЕ ЗАМКИ — кто Мечтать о несбыточном, предаваться фантазиям. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) думает, мыслит о том, что не может быть осуществлено в реальной действительности, увлекается иллюзорными предположениями, надеждами. Чаще о женщинах.… … Фразеологический словарь русского языка

    строить — I. СТРОИТЬ рою, роишь; нсв. 1. (св. выстроить и построить). (что). Сооружать, возводить, воздвигать (здание, постройку, сооружение). С. дом. С. мост. С. железную дорогу. С. город, посёлок. С. электростанцию. С. подземный переход. Быстро,… … Энциклопедический словарь

    Построить на песке — СТРОИТЬ НА ПЕСКЕ. ПОСТРОИТЬ НА ПЕСКЕ. Ирон. Пытаться основать на ненадёжных данных (планы, расчёты и т. п.). Признаюсь, надежде заперто моё сердце; оно столько было ею обмануто; но и сам рассудок не был бы принуждён часто признаваться, что он… … Фразеологический словарь русского литературного языка