Духовно культурный центр

Свято-Троицкий собор и Русский духовно-культурный центр

Российский духовно-культурный православный центр

48°51′43″ с. ш. 2°18′04″ в. д.HGЯOL

8 октября 2016 года

Расположен

Франция Париж

Статус

Построен

Построен в период

15 июля 2014—18 октября 2016

Дата открытия

19 октября 2016 года

Высота

18 м

Количество этажей

3 эт.

Под юрисдикцией

Россия

Строительство

Российский духовно-культурный православный центр в Париже или РДКПЦ (фр. Centre Spirituel et Culturel Orthodoxe Russe) — уникальный, первый в истории проект, где светское и церковное понимание культуры сочетаются в рамках совместной деятельности на одной площадке. Согласно реализованному замыслу комплекс РДКПЦ включает в себя как Кафедральный собор, так и духовно-культурный центр. С учетом этой особенности РДКПЦ включает в себя 4 части:

  • Кафедральный собор Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви,
  • учебный корпус,
  • выставочный комплекс,
  • амфитеатр.

Центр расположен на территории общей площадью 4,2 тыс. м² в VII округе Парижа, приобретённой Правительством России участке земли в Париже, в нескольких сотнях метрах от Эйфелевой башни и в непосредственной близости от музея Бранли, Гран Пале и парижского музея современного искусства. Территория центра является частью Посольства России во Франции и обладает в этой связи дипломатическим иммунитетом.

Проект центра разработан французским архитектором Жаном-Мишелем Вильмоттом. Официальное открытие состоялось 19 октября 2016 года.

История

Предыстория

Здание Метео-Франс. 25 июля 2011 года

Открытый в 1931 году Храм трёх святителей на улице Петель после падения «железного занавеса» перестал вмещать всех молящихся, несмотря на то, что богослужения там совершаются ежедневно. В октябре 2007 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, побывавший с официальным визитом во Франции, с сочувствием отнёсся к нуждам православных парижан, которым приходится молиться в большой тесноте, и на встрече с президентом Николя Саркози обратился с просьбой дать разрешение на возведение нового православного собора в Париже.

После того, как было получено согласие президентов России и Франции, начался поиск места для строительства центра. Но процесс двигался очень медленно, да и участка подходящего французские власти предложить не могли, пока в октябре 2009 года французские власти не выставили на продажу земельный участок тысяч квадратных метров на набережной Бранли. На этом месте располагался комплекс зданий метеорологической службы Франции, предназначенных под снос. Его и решила приобрести российская сторона. 3 февраля 2010 года состоялся официальный тендер, где Россия уверенно победила Саудовскую Аравию и Канаду на приобретение участка площадью 4245 м² в центральном 7-м округе Парижа на левом берегу Сены, на набережной Бранли, почти в километре от Эйфелевой башни для сооружения русского духовно-культурного центра с храмом.

В марте того же года управляющий делами Президента Российской Федерации В. И. Кожин подписал документы по приобретению Россией земельного участка под строительство православного храма и ряда зданий культурно-духовного назначения. Сумма покупки по взаимной договорённости сторон не разглашалась. Во влиятельных французских газетах, в частности, Figaro, фигурировала цифра в 60-70 млн евро.

Договорённость о строительстве была подтверждена президентами обеих стран: Дмитрием Медведевым и Николя Саркози. 11 июня 2010 года председатель Правительства России В. В. Путин и Премьер-министр Франции Франсуа Фийон побывали на месте будущего российского духовно-культурного центра в Париже.

Конкурс и проект

По задумке постройка на данной территории должна была вместить в себя как кафедральный храм, так и культурный центр, таким образом, став неким связующим звеном между Россией и Францией; при этом она должна вписаться в окружающий городской пейзаж.

1 октября 2010 года жюри из 15 человек под председательством управляющего делами Президента Российской Федерации В.И.Кожина утвердило во Франции условия архитектурного конкурса и задание на проектирование строительства российского духовно-культурного православного центра в Париже. В декабре 2010 года были подведены итоги первого тура конкурса. К участию в конкурсе были допущены 109 работ. В финал вышло десять проектов: два российско-французских, четыре российских и четыре французских. Со всеми десятью эскизами ознакомились президент Франции Николя Саркози, руководство России и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

17 марта 2011 года на заседании жюри был объявлен победитель — проект, выполненный Мануэлем Нуньес-Яновским совместно с московской мастерской ООО «Arch Group». В описании проекта говорилось:

Сквозь прозрачные стены можно видеть боковой фасад дворца на соседнем участке. Стеклянный навес накрывает сад, окружающий храм. Лаконичный белый объём храма дополняется звонницей на главном углу участка и стеклянными куполами, в ночное время светящимися изнутри золотистым светом

Сам Нуньес-Яновский так описал свою идею:

Для меня русский православный храм всегда был неким прообразом целого города. Вокруг него мы создадим церковный сад. <…> В этом романтическом саду мы посадим березы, рябины, вербы, клены, липы. Сад начнется перед храмом, а потом поднимется вверх по террасам административных зданий религиозно-культурного центра. Собор будет белокаменным. <…> Такой камень можно найти и во Франции, но я предложил привезти его из России. Это, с моей точки зрения, важно. В России отольют и колокола. <…> Стеклянный покров накроет все сооружение, включая собор. <…> Это идея — от покрова Божьей Матери <…> Наш покров будет находиться как бы в подвешенном состоянии над храмом и садом. Стекло будет самоомывающимся — по всей поверхности пойдёт тончайшая пленка воды. На фасаде здания разместятся солнечные батареи для подогрева воды зимой.

18 ноября 2011 года российский премьер-министр В. В. Путин объявил, что работы по возведению храма начнутся в январе 2012 года и будут осуществлены французской компанией «Bouygues». Деньги на реализацию проекта выделены из бюджета Российской Федерации. По словам управляющего делами президента России Владимира Кожина, строительство православного центра планировалось завершить в течение года.

В 2012 году парижская мэрия начала рассмотрение заявки на строительство православного центра. Мэр Парижа Бертран Деланоэ заявил, что проект-победитель ему никогда не нравился, что он портит внешний вид набережной и никак не вписывается в антураж района. В это же время активизировались и представители Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата, который с самого начала выступал резко против и самого строительства, и конкретного проекта, утверждая, что он «не соответствует духу Православия», а лишь «выражает непомерные амбиции Русской Церкви». Министр культуры Франции Орели Филиппетти выдвинула претензии на чересчур большие размеры собора и опасность, которая будет угрожать при его строительстве соседним зданиям. К тому же столичная полиция встревожилась, что с террасы собора можно будет совершить нападение на расположенный рядом дворец Альма. Никита Кривошеин связал негативную реакцию с тем, что Париж являлся центром «либерального леваческого настроения. В отличие от верующих Италии и Испании, здесь относятся к религии, а тем более к православию враждебно. <…> как только появился проект, утверждённый президентом Саркози, безобразный левый еженедельник „Le Nouvel Observateur“ за подписью очень левого журналиста со знанием дела утверждал, что культурный центр и православный храм на набережной Бранли задуман как филиал и, простите, „собачий штаб“ службы разведки РФ».

Жан Мишель Вильмотт

В ноябре 2012 года посол России во Франции Александр Орлов, не дожидаясь официального отказа префекта Парижа, попросил власти Франции приостановить рассмотрение заявки на строительство комплекса для доработки проекта и приведения его в соответствие с предъявляемыми к нему «специфическими требованиями». В декабре российская сторона приняла решение отозвать уже существующий проект и переработать его. Чуть позже стало известно, что у храма сменился и архитектор. Возводить православную церковь поручено известному французскому архитектору Жан-Мишелю Вильмотту, занявшему первоначально второе место в конкурсе проектов.

Проект Жан-Мишеля Вильмотта

25 декабря 2013 года префект Парижа и региона Иль-де-Франс Жан Добиньи подписал распоряжение, разрешающее строительство, и в январе 2014 года проект был официально представлен. Было озвучено, что закладка комплекса состоится 6 июня 2014 года, а строительство займёт около полутора лет и может завершиться к концу 2015 года.

По словам автора проекта Жан-Мишеля Вильмотта: «Проект изменился потому что по сравнению с вариантом Нуньеса-Яновского изменился сам состав проекта. Это уже не единое здание, а комплекс из нескольких, в которые входят и храм, и русско-французская школа, и культурный центр». Архитектор был также очень доволен тем, что заказчики не заставили его застроить каждый квадратный метр участка, в результате чего здания заняли примерно половину площади, что позволило провести сквозь центр внутреннюю улицу, разбить сады. Он оценил затраты на строительство примерно в 100 миллионов евро. Поскольку Российский духовно-культурный православный центр расположен на набережной Сены, то понадобились отдельные расчёты, чтобы сделать невозможным его подтопление во время разливов Сены.

Подготовительные работы

Строительство

Строительные работы начались 15 июля 2014 года. По оценке РБК на декабрь 2014 года, само строительство обойдётся в €4,32 млн (311 млн руб. по курсу ЦБ на 15 декабря 2014), ещё почти 121 млн руб. стоят сопутствующие работы на месте будущей стройки. Заказчиком во всех случаях выступает Управление делами президента России.

14 апреля 2015 года епископ Корсунский Нестор возглавил церемонию торжественной закладки соборного храма.

Летом 2015 года бывшие акционеры «ЮКОСа» ссылались на выданную французским судом экзекватуру на известные решения Международного Гаагского трибунала, предприняли попытки заявить свои права на ряд принадлежащих России объектов недвижимости, в том числе и на участок на набережной Бранли, однако 24 июня того же года судья по исполнению судебных решений Парижского суда первой инстанции решил, что участок, на котором ведётся строительство православного центра, пользуется дипломатическим иммунитетом. Позднее французские парламентарии приняли поправку в закон о госимуществе, призванную усилить защиту активов других государств. И хотя Россия в тексте закона не упоминалась, французские СМИ окрестили нововведение «поправкой Путина».

19 марта 2016 года состоялась торжественная церемония освящения пяти крестов куполов собора Пресвятой Троицы и установка большого креста на основном куполе собора. Разработку и проектирование крестов осуществила российская компания ЗАО «Инновационное Управление Строительством» (ICM), партнёр французской компании Bouygues.

В марте 2016 года глава аппарата правительства РФ Сергей Приходько оценил стоимость проектирования и строительства собора без внутренней отделки в 90 миллионов евро. Завершение строительства и сдача центра в эксплуатацию была намечена на осень 2016 года, а внутренняя отделка храма должна была занять ещё около двух лет. Средства на внутреннее убранство будут выделены в основном из внебюджетных источников.

23 сентября 2016 года на колокольне нового собора были установлены 10 колоколов. Колокола были отлиты на колокольном заводе ООО «Италмас» в городе Тутаев (Ярославская область).

Открытие и освящение

Президент России Владимир Путин
в Российском духовно-культурном центре.
29 мая 2017 года

Ожидалось, что презентовать собор будут президенты Франции и России Франсуа Олланд и Владимир Путин, но обострение франко-российских дипломатических отношений привело к срыву визита российского президента: после того, как Россия наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, запрещающую бомбардировки города Алеппо, французские власти предложили снизить статус официального визита президента России во Францию до «рабочей группы по Сирийскому вопросу». В ответ российская сторона аннулировала визит.

Тем не менее, 19 октября 2016 года состоялось официальное открытие русского духовно-культурного центра на набережной Бранли. В праздничном мероприятии приняли участие глава российской делегации Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, мэр Парижа Анн Идальго, Посол Российской Федерации во Франции Александр Орлов, мэр 7-го округа Парижа Рашида Дати, епископ Корсунский Нестор (Сиротенко), руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний (Севрюк) и другие официальные лица.

4 декабря 2016 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил освящение собора Святой Троицы в Париже. В богослужении помимо многочисленных клириков Московского Патриархата, участвовали представители Константинопольской, Антиохийской и Румынской православных церквей. Богослужение транслировалось в прямом эфире французского католического телеканала KTO и российского православного телеканала «Союз». Кроме того, трансляцию могли увидеть люди, которых не вместил храм, ― большие экраны были установлены у его стен.

Впервые Президент России Владимир Путин посетил Российский духовно-культурный центр во время своего визита во Францию 29 мая 2017 года.

Примечания

  1. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 24 марта 2016. Архивировано 3 апреля 2016 года.
  2. 1 2 В Париже открыли Российский духовно-культурный центр
  3. 1 2 3 Интерфакс-Религия: Строительство российского православного центра в Париже без внутренней отделки обошлось в 90 млн евро
  4. 1 2 3 Интервью Посла России во Франции А. К. Орлова «Российской газете», 12 марта 2016
  5. В Париже разгорается громкий скандал вокруг ещё не построенного православного храма
  6. 1 2 Вести. Ru: Россия выиграла тендер на покупку участка земли в Париже
  7. http://www.leparisien.fr/economie/l-etat-vend-le-siege-de-meteo-france-a-la-russie-08-02-2010-808395.php
  8. Духовно-культурный центр в Париже. События. Российская архитектура. Дата обращения 18 марта 2011. Архивировано 23 июля 2012 года.
  9. 1 2 Объявлен международный конкурс на проект русского духовно-культурного православного центра в столице Франции / Новости / Патриархия.ru
  10. Православный центр в Париже построят за счёт бюджета за 300 млн руб. :: Политика :: РБК
  11. Интернет-портал Правительства Российской Федерации
  12. 1 2 3 Милена Фаустова Парижские страсти по русскому храму, prichod.ru, 28.02.2013
  13. 1 2 Храм на Сене — Известия
  14. 17 марта будет объявлен победитель международного конкурса на проект русского духовно-культурного православного центра в столице Франции / Новости / Патриархия.ru
  15. Объявлен победитель конкурса на строительство русского православного центра в Париже / Новости / Патриархия.ru
  16. Хай-тек + имперский размах (недоступная ссылка). Дата обращения 29 декабря 2013. Архивировано 14 апреля 2011 года.
  17. Выбран лучший проект духовно-культурного центра России в Париже. ВЗГЛЯД.РУ (17 марта 2011). Дата обращения 18 марта 2011. Архивировано 23 июля 2012 года.
  18. Как испанец из Самарканда построит русский храм — Известия
  19. Русский храм в центре Парижа возведёт французская компания
  20. В Париже разгорается громкий скандал вокруг ещё не построенного православного храма // Журнал Эксперт, 11 июня 2013
  21. Судьба собора в Париже (+Видео) | Православие и мир
  22. 1 2 Мария Сидельникова, Алексей Тарханов Храм неизвестного святого // Коммерсантъ, 18.01.2014
  23. 1 2 Франция разрешила строить православный духовно-культурный центр в Париже // Православие.ru
  24. В Париже официально представлен проект будущего русского собора и духовно-культурного центра — Новости — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
  25. Modernité et tradition pour le nouveau centre culturel de Paris (фр.)
  26. Русский культурный центр открылся в Париже | НАРОЧНИЦКАЯ.РУ
  27. Фарида Рустамова, Александр Артемьев Православный центр в Париже построят за счёт бюджета за 300 млн руб. // РБК, 15 дек 2014
  28. На набережной Бранли в Париже состоялась торжественная закладка первого камня в основание Троицкого соборного храма // Патриархия.ru
  29. Вячеслав Прокофьев В Париже опровергли остановку строительства российского центра // «Российская газета», 09.02.2016
  30. Духовно-культурный центр в Париже возглавит дипломат | Статьи | Известия
  31. На колокольне нового кафедрального собора в Париже установлены колокола
  32. «Vladimir Poutine annule sa visite à Paris prévue le 19 octobre», Le Monde.
  33. Charlie Hebdo нарисовал карикатуру на открытие православного храма в Париже | РИА Новости
  34. В Париже состоялось официальное открытие Духовно-культурного центра
  35. Святейший Патриарх Кирилл освятил Свято-Троицкий собор в Париже / Новости / Патриархия.ru

Ссылки

  • Официальный сайт: http://centrerusbranly.ru/
  • Сайт Собора Святой Троицы http://cathedrale-sainte-trinite.fr/ru
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Русский духовно-культурный центр (Париж)
  • Кафедральный собор в честь Пресвятой Троицы в Париже на сайте Корсунской епархии

Епископы

Храмы

Монастыри

  • Знаменский женский монастырь в Марсена (Marcenat)
  • Корсунской иконы Божией Матери в Грассак (Grassac)
  • Троицы Живоначальной (Домпьер) (мужской)
  • Свято-Духовский скит (Le Mesnil-Saint-Denis, мужской)

Другое

* — недействующие.

Российский духовно-культурный центр (Париж)

В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события.
Вы просматриваете статью в версии от 22:22 23 июля 2012 (UTC). (обновить)
Не забудьте добавить сообщение о текущем событии на портал «Текущие события».

Российский духовно-культурный центр (фр. Centre Spirituel et Culturel Russe) в Париже — планируемый к строительству комплекс зданий, будущее место проведения культурных мероприятий русского сообщества в Париже, пространство для ознакомления парижан с русской культурой. Строения центра разместятся по адресу: Франция, г. Париж, набережная Бранли, д.1. Организатор: Управление делами Президента Российской Федерации.

Конкурс проекта

На финале конкурса проектов право авторской презентации своих работ получили 10 из более чем ста претендентов. Соискатели должны были предложить свое видение будущего центра, который должен включить в себя православный храм, семинарию, библиотеку, аудитории для проведения встреч русской общины и знакомства парижан с православной культуры.

Экс-президент Франции Жак Ширак так охарактеризовал этот центр:

«Это будет мост, связывающий народы наших стран в духовном плане»

Под строительство Россия впервые в своей современной истории приобрела земельный участок за рубежом для строительства духовного центра. Здания центра будут размещаться в центральном 7-м округе Парижа, недалеко от Эйфелевой башни. На месте будущей постройки сегодня находится комплекс зданий метеорологической службы Франции (Meteo France (1948)) на набережной Бранли, предназначенных под снос. Проектировать будущий центр будет команда архитекторов Франции и России, ставшая победителем открытого конкурса. Это российско-французская команда в лице Общества архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского SADE (Manuel Nunez Yanowsky/Miriam Teitelbaum) (Франция) и «Арх групп» (Россия)

Описание центра

Российский духовно-культурный центр в Париже задумывался авторами, как многофункциональный культурно-зрелищный духовно-воспитательный комплекс, основным предназначением которого является создание более благоприятных условий для культурной самоидентификации русскоязычного населения во Франции и на юго-восточных границах России.

Комплекс российского духовно-культурного центра будет состоять из трёх основных зон расположенных вокруг Православного Храма — Кафедрального собора Русской Православной Церкви в Париже и центрального сада.

Православный Храм

Центральным элементом Российского духовно-культурного центра является Православный Храм. Основной вход в него расположен с западной стороны из большого сада-сквера разбитого в центральной части участка. Храм приподнят на цокольном этаже, площадь вокруг храма используется для проведения крестных ходов.

В цокольном этаже под зданием Храма расположен нижний Храм, который вместе с основным Храмом может использоваться для проведения обрядов крещения, свадебных и траурных церемоний. Подъезд к собору будет со стороны Дворца Альма через ворота между корпусами. Внутреннее убранство храма будет соответствовать православным канонам. Стены Храма планируется расписать фресками иконописного стиля. В нишах наружных фасадов предлагается исполнить мозаичные панно в византийской и древнерусской традиции.

Центральный сад

Центральный сад по проекту расположен сразу за главным входом на территорию духовно-культурного центра и расположен на нескольких террасах, постепенно понижающихся к Дворцу Альма и обрамляющих соборную площадь перед южным и западным фасадами Храма.

Здание на набережной Бранли

По проекту новое здание на набережной Бранли будет включать в себя многофункциональный зал для проведения концертов выставок, приёмов и конференций. Здание на набережной Бранли органично связано с комплексом зданий выходящих на бульвар Рапп в единый функциональный комплекс обеспечивающий культурно-просветительскую деятельность и обучение и популяризацию русского культурного и духовного наследия.

Здание на углу бульвара Рапп и Университетской улицы

Здание на углу бульвара Рапп и Университетской улицы планируется реконструировать и приспособить под административные, жилые, учебные и деловые функции. Этот блок помещений центра будет иметь независимый вход с угла Университетской улицы и бульвара Рапп.

  1. 1 2 Духовно-культурный центр в Париже. События. Российская архитектура. Архивировано из первоисточника 24 июля 2012. Проверено 18 марта 2011.
  2. Международное жюри выберет лучший проект российского духовно-культурного центра в Париже. Европа. радио «Голос России» (17 марта 2011). Архивировано из первоисточника 24 июля 2012. Проверено 18 марта 2011.
  3. Выбран лучший проект духовно-культурного центра России в Париже. ВЗГЛЯД.РУ (17 марта 2011). Архивировано из первоисточника 24 июля 2012. Проверено 18 марта 2011.
  4. 1 2 3 4 Денисов А.М. Российский духовно-культурный православный центр в Париже. Храмы. Сайт архитектора Денисова А.М. (2011). Архивировано из первоисточника 24 июля 2012. Проверено 18 марта 2011.

  • Православный храм в Париже не может быть модернистской стекляшкой! Протоиерей Владимир Ригин. Православное информационное агентство «Русская линия» (11.02.2011)
  • Так каким же будет Русский православный культурный центр в Париже? Татьяна Горичева. Валерий Байдин. Агентство «Благовест-инфо» (12.02.2011)
  • Православие на смотринах. «Русский» храм на набережной Бранли в Париже. Григорий Ревзин. «Коммерсантъ» № 48/4589 (22.03.2011)
  • Как испанец из Самарканда построит русский храм. Юрий Коваленко. «Известия» (30.03.2011)
  • Конкурс на создание проекта Российского Духовно-Культурного Центра с кафедральным собором Живоначальной Троицы в Париже. Размышления. Комментарии. Радио «Радонеж» (10 апреля 2011 г. 22:00-23:00)

Русский духовно-культурный центр в Париже

Культурный центр в Париже

Один из прекраснейших культурных центров мира, Париж также стал духовной Меккой Европы. Христианство, иудаизм, ислам, буддизм – такие разные и, порой, противоречивые религии гармонично соседствуют на улицах самого романтичного мегаполиса.

Православный центр в Париже!

С недавних пор, среди множества храмов, разместился в столице Франции и православный духовно-культурный центр.

Начало истории

Решение построить Русский центр в Париже возникло у патриарха Алексия II. В один из своих визитов в мировую столицу романтики, Его Святейшество отметил, что количество православных парижан значительно увеличилось за последние годы. Прежний храм уже не мог вмещать столько прихожан, а значит, Первосвятитель должен был позаботиться о своей пастве.

Православный центр в Париже!

Безусловно, вопрос возведения нового святилища на территории чужого, пусть и дружественного государства, необходимо было решать на государственном уровне. Сразу после визита, Алексий II обратился с ходатайством к президентам обоих стран.

Так, заручившись одобрением глав России и Франции, Святейший патриарх инициировал процесс постройки современного православного храма в Париже.

Структура комплекса

Центр православной культуры нельзя однозначно назвать пагодой для молитв. В планах духовенства было создание полноценного комплекса, где православные христиане могли позаботиться не только о бессмертной душе, но и своем культурном просвещении.

Так, на территории миссии расположились несколько корпусов: православный храм Святой Троицы, двуязычная российско-французская школа, выставочный центр и служебные пристройки для персонала.

Русский центр в Париже (фото)

Интересно, что здание русского духовно-культурного центра в Париже получило юридический статус неотъемлемой части Российского посольства, а значит, обладает теми же правами и привилегиями, что и официальное представительство.

Читайте также: Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), описание, фото!

Дипломатический иммунитет помог, в свое время, избежать православному комплексу ареста земельных активов. Конфликт возник в 2015 году, когда бывшие акционеры нефтяной компании «ЮКОС» решили воспользоваться судебной экзекватурой и запретить застройку на левом берегу Сены.

Поиск и приобретение земли

От задумки до первого заложенного камня прошло несколько лет. Первой проблемой, с которой столкнулись организаторы проекта, оказалось отсутствие подходящего участка земли на территории Парижа. Для епархии было важным, чтобы центр занял максимально выгодное расположение для православной диаспоры.

Русский центр в Париже (фото)

И вот, в 2009 году городской совет выставляет на продажу идеальный участок. Здание метеорологической станции, расположенное на центральной набережной Бранли, готовилось под снос. Безусловно, желающих заполучить лакомый кусочек на берегах Сены оказалось немало. Выгодное расположение в сердце французской столицы, соседствующие неподалеку Эйфелева башня, музей Примитивного искусства и дворец Альма делали такое приобретение выгодным капиталовложением для многих государств.

Чтобы избежать обвинений в предвзятости решения, французские власти объявили конкурс на приобретение земли в центральном округе Парижа. В финале аукциона главными потенциальными покупателями оказались Россия, Саудовская Аравия и Канада.

Духовный центр в Париже

Безусловно, на результаты торгов повлияли не только суммы, которыми оперировали представители трех государств. Не последнюю роль в принятии решения сыграли дружественные взаимоотношения между президентами России и Франции, а также желание укрепить духовные и исторические связи двух наций.

Так, в феврале 2010, по итогам проведенного тендера, получил одобрение проект «Открытие Русского духовно-культурного центра в Париже». У будущего комплекса для православных парижан теперь появился точный адрес: набережная Бранли, дом 1.

Секреты и тайны будущего комплекса

Когда дело приобретает государственную важность, не обходится без закулисных интриг. На этот раз «тайны мадридского двора» коснулись такого, казалось богоугодного, дела.

Надо признать, не все были уверенны в том, что Русский православный духовно-культурный центр сможет принять. Некоторые члены городской коммуны открыто выступали против возведения комплекса, мотивируя свой протест тем, что новое архитектурное сооружение не впишется в исторический облик столицы.

Духовный центр в Париже

Ходят слухи, что, для урегулирования этого вопроса, российским спецслужбам пришлось развернуть операцию «Собор». Как спецагенты убеждали французские власти в правильности принятого решения мы вряд ли узнаем. Очевидно лишь, что, в результате секретной операции, чиновникам удалось прийти к взаимному соглашению.

Еще одним поводом для слухов стала сумма, которую инвестировала Россия в покупку парижской земли. Так как финансовые результаты тендерного соглашения остались тайной для общественности, местные СМИ имели возможность вдоволь пофантазировать на эту тему. По разным оценкам, влиятельные издания Франции публиковали суммы от 60 до 170 млн. евро.

Конкурс на лучший архитектурный проект

Когда первые трудности миновали, наступил период, так сказать, приятных хлопот: формирование оценочного жюри и организация конкурса на проектирование строительства.

Проект Жана-Мишеля Вильмотта!

В тендере принимали участие более 400 архитекторов. Каждый из участников понимал, имя победителя навсегда войдет в историю российско-французских отношений.

Как высказались позднее члены жюри, первый тур конкурса стал ошеломляющим. К рассмотрению было принято 109 проектов, соответствующих всем требованиям комиссии. Предстояла большая работа.

Каждый проект по возведению православного храма был по-своему интересен. Российские архитекторы видели будущее Святой церкви в классическом для православия стиле. В то время как Русский духовно-культурный центр Париж ожидал увидеть более современным, соответствующим основной архитектурной идее города. Новаторские взгляды франков приобретали, порой, замысловатые формы, например, храм «завернутый в бумагу» или в виде горящей свечи.

Духовный центр проект!

После длительных перипетий, споров и сомнений, оценочное жюри выбрало несколько, на их взгляд, самых интересных предложений. Тройку лидеров составили французский архитектор, Фредерик Борель, конструктор городских интерьеров, француз Жан-Мишель Вильмотт и архитектор-урбанист из Испании, Мануэль Нуньес-Яновский.

В результате, главным планом для строительства православного центра стал замысел Жан-Мишеля Вильмотта. Но об этом позже.

Трудности проекта

Мануэль Нуньес Яновский!

На самом деле, архитекторов в истории создания духовного комплекса было два. В марте 2011, по результатам конкурса, пальму лидерства получил Мануэль Нуньес-Яновский. Его замысел основывался на идеях постмодерна – соединения несоединимого. Предполагалось воздвижение храма, с классической, православной основой, покрытой стеклянным покровом и куполами. Вся прозрачная часть сооружения, в ночное время суток, должна была освещаться золотистым светом.

Дерзкий проект испанского архитектора вызвал целый шквал эмоций. Кто-то называл его «сочетанием православных традиций и современности». Другие шутили, что Нуньес-Яновский пытается воплотить в жизнь Сказку о царе Салтане, А.С. Пушкина.

Помните, как там у автора?

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами»

Нашлись у проекта и ярые противники. Бертран Деланоэ, тогдашний градоначальник Парижа, стал утверждать, что проект Нуньес-Яновского не впишется в архитектурное окружение всего района и неминуемо испортит пейзаж на набережной Бранли.

Русский духовно-культурный центр

Сопротивление городских властей было настолько сильным, что вопрос коснулся не только исторических традиций, но и безопасности города. Вызывающему плану испанского архитектора приписывали даже политические мотивы. Идея построить православный центр в Париже стала камнем преткновения и для Западноевропейского экзархата русских народов.

Не дожидаясь, когда проблема перерастет в международный скандал, правительство России разорвало контракт с Мануэлем Нуньес-Яновским. Так, пальма лидерства перешла ко второму финалисту конкурса — Жан-Мишелю Вильмотту.

От мечты к очевидной реальности

Jean-Michel Wilmotte (Жан-Мишель Вильмотт)

Весной 2013 Жан-Мишель взялся за разработку нового плана для строительства Русского православного культурного центра. На этот раз архитектор внимательно изучил ошибки, допущенные своим предшественником, и принял во внимание рекомендации и пожелания городских властей. Однако главным консультантом в проектировании нового комплекса стал для архитектора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В результате такого единогласного сотрудничества, градостроитель смог разработать план, удовлетворяющий как российский Патриархат, так и парижское ведомство.

В декабре глава городского департамента одобрил чертежи и подписал разрешение на застройку.

В апреле 2015 года, буквально в километре от Эйфелевой башни, прошла церемония закладки священного камня для храма Пресвятой Троицы. На торжественное мероприятие собрался весь православный бомонд, во главе с епископом Корсунской епархии, Нестором. Идея построить российский духовно-культурный православный центр в Париже перестала быть просто мечтой.

Особенности православного центра

Возведение комплекса продолжалось почти два года. Не все проходило гладко и на этот раз. Дважды представители «ЮКОСа» пытались остановить строительство, предъявляя свои права на участок земли, выделенный под возведение православного храма. И дважды Парижский суд отклонял исковые ходатайства акционеров, руководствуясь дипломатической неприкосновенностью Российской недвижимости.

Читайте также: Эйфелева башня: описание, история, высота, фото!

К концу лета 2016 строительные и облицовочные работы подошли к концу, и центр православной культуры в Париже засиял на набережной Бранли во всем великолепии.
Ансамбль, как и предполагалось, состоит из нескольких корпусов. На набережную Сены смотрят центр христианской культуры и два выставочных зала.

Проект Духовного Центра в Париже!

Возле проспекта Раппа расположилась церковь Святой Троицы, а также административные корпуса и служебные помещения. Со стороны дворца Альма разместились образовательные помещения для начальной школы, способные вмещать до 150 студентов.

Ландшафтный дизайнер, Луи Бенеш, позаботился о зеленой части православного центра. Опытный реконструктор сада Тюильри, зодчий разработал план насаждений, который не только соответствует типичной для Парижа схеме озеленения, но и повторяет естественную флору русских равнин.

Главное событие Парижа осенью 2016

Официальное открытие Русского православного центра в Париже пришлось на октябрь 2016. Как и ожидалось, гостей, желающих присоединиться к торжественному событию, оказалось немало. На праздник съехались представители духовенства, послы и уполномоченные делегаты, политики и министры, общественные деятели, потомки русской эмиграции и православные прихожане, представители международной прессы.

Открытие Духовного Центра в Париже!

Кажется, это один из немногих случаев, когда новое сооружение стало не просто центром мирового и общественного внимания, а поводом собрать под своей крышей людей самых разных вероисповеданий, политических убеждений и исторических взглядов.

Несмотря на многочисленные препятствия, церковь Святой Троицы и Русский православный духовный центр в Париже гармонично вписался в общее архитектурное настроение столицы. Появление нового сооружения на левом берегу Сены стало еще одним преимуществом в городе религиозных ценностей.

Открытие Духовного Центра в Париже!

Православные французы получили новый приход и возможность поддерживать культурные традиции христианства, а городские власти – еще один исторически значимый объект.

Расположенный в самом эпицентре туристического маршрута, православный комплекс стал новой жемчужиной культурной столицы Европы.

Русский духовно-культурный центр в Париже Фото

Фотогалерея Русского Духовного Центра в Париже 1 of 16 Проект Духовного Центра в Париже! Открытие Духовного Центра в Париже! Открытие Духовного Центра в Париже! Открытие Духовного Центра в Париже! Jean-Michel Wilmotte (Жан-Мишель Вильмотт) Русский духовно-культурный центр Мануэль Нуньес Яновский! Духовный центр проект! Проект Жана-Мишеля Вильмотта! Духовный центр в Париже Православный центр в Париже! Православный центр в Париже! Русский центр в Париже (фото) Русский центр в Париже (фото) Духовный центр в Париже Русский духовно-культурный центр в Париже

В российском духовном центре в Париже будут ежедневно молиться за дружбу

В километре от Эйфелевой башни на берегу Сены со среды, 19 октября, открылось «окно из Парижа»: русский духовно-культурный центр и Свято-Троицкий собор. Отныне почувствовать себя на русской земле можно в самом сердце французской столицы: комплекс находится на пересечении набережной Бранли и авеню Рапп.

Реклама

Центр является частью посольства РФ во Франции, попасть туда, впрочем, могут не только россияне, но и граждане других государств по паспорту. Для соотечественников в ближайшем будущем также должны заработать выставочные пространства и аудитория на 200 человек, зоны отдыха с библиотекой и кафе, начальная школа на 150 учеников и, конечно же, 36-метровый православный храм. Символично, что путь к храму лежит через Франко-Российскую авеню, названную так еще в 1911 году.

Открывать культурный центр должен был президент РФ Владимир Путин, но он свой визит в последний момент отменил, так что за него отдувалась делегация во главе с министром культуры РФ Владимиром Мединским и российским послом во Франции Александром Орловым. Мединский на церемонии открытия зачитал приветствие президента: «Создание этого уникального комплекса стало зримым свидетельством прочности российско-французских культурных и гуманитарных связей, обоюдного стремления народов наших стран к конструктивному диалогу и сотрудничеству». В свою очередь

представитель патриарха Кирилла пообещал, что «в этом храме будет совершаться ежедневная молитва о России, о Франции и о дружбе между нашими народами».

Франко-российские связи в контексте строительства центра в 7-м округе Парижа выглядят довольно запутанными. Впервые о строительстве заговорили шесть с половиной лет назад. Тогда Россия, обогнав Саудовскую Аравию и Канаду по щедрости бюджета, выкупила 4245 кв. м элитной парижской земли по самому высокому тарифу. Был объявлен конкурс на проект центра, который выиграл архитектор Нуньес-Яновской и московское бюро «Арчгрупп».

По проекту здание выглядело как «церковь-волна» из стекла и бетона, и, по словам экс-президента Франции Жака Ширака, оно должно было стать «мостом, связывающим народы в духовном плане». Но несмотря на то, что договоренность о реализации проекта была подписана президентами Дмитрием Медведевым и Николя Саркози, «волна» никаким мостом не стала. Бывший мэр Парижа Бертран Деланоэ запротестовал от лица всех парижан, так что, дабы «не портить внешний вид Парижа и не затмевать Эйфелеву башню», проект было решено пересмотреть.

Спустя три года уже новые президенты обеих стран договорились и о новом архитекторе, и о новой дружбе, символизировать которую должен храм. Французский зодчий Жан-Мишель Вильмотт, неоднократно работавший в России, реализовал проект значительно скромнее и меньше по площади (здания занимают лишь половину земельного участка). Весной 2015 года началось строительство: проект оценивается в €170 млн. Помешать процессу тогда попытались бывшие акционеры ЮКОСа, заявившие свои права на лакомый кусок земли. Однако участок, обладающий дипломатическим иммунитетом, по окончательному решению французского суда оказался целиком и полностью в распоряжении российского правительства.

Набережные Сены признаны частью всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому фасад Свято-Троицкого собора с его пятью золотыми куполами автоматически становится культурным символом города.

Архитектор Вильмотт взял за основу Успенский собор в Москве, однако был вынужден заменить блестящее золото луковичных куполов матовым,

а фасады отделать бургундским камнем, применяемым для строительства знаковых зданий столицы Франции.

Новый мэр Парижа Анн Идальго согласилась на такое количество золота в своем городе в первую очередь из-за того, что Московский патриархат ранее вынужден был ютиться в маленькой церквушке. Храм Трех Святителей в малопримечательном 15-м округе на улице Петель был переделан из гаража и никак не вмещал православных парижан, которых с каждым годом становилось все больше и которые были вынуждены стоять на улице во время церковных праздников. В свою очередь собор Александра Невского на улице Дарю в 8-м округе Парижа существует уже более двух веков и без проблем может вместить Константинопольский патриархат. Однако храм, воспетый поэтами эмиграции, витриной современной России все же никак не назовешь.

Простые французы, знающие по-русски, как правило, три слова — «Путин», «водка», «олигарх», при этом мало знакомые с православной культурой, характеризуют новый центр все теми же словами: «храм Путина, деньги олигархов». Впрочем, наши соотечественники, посещающие собор Александра Невского или еще около 20 существующих церквей и соборов на территории Парижского региона, также относятся к новому центру с негодованием, называя его в беседах с «Газетой.Ru» храмом роскоши.

Эксперт в области религии Жан-Франсуа Колосимо и вовсе сравнил духовный центр с чем-то громоздким и неуместным:

«Еще недавно этот проект я назвал бы подарком на свадьбу, но этот подарок со временем стал совсем ненужным, маргинальным, даже лишним и мешающим».

Видный историк в области православия Антуан Аржаковский считает проект культурного центра на набережной Бранли «странным и неоднозначным». Несмотря на то что церковь и государство в России разделены, новый храм «смешивает религию и политику в двух шагах от Елисейского дворца и министерства иностранных дел», заявляет Аржаковский.

Также некоторые французские СМИ, отдавшие первые полосы 11 октября фотографиям Владимира Путина и статьям об отмене визита российского президента, сегодня отмечают, что «культурный центр вместо символа русско-французской дружбы стал скорее символом ссоры».

По соседству на набережной Бранли находится Музей примитивного искусства народов Африки, Азии, Океании и Америки. Для полного разнообразия культур не хватало только Восточной Европы. Теперь же набережная одного из самых престижных районов Парижа открывает полную перспективу культур, где Россия — впереди планеты всей.

Французы ассоциируют золотые купола нового православного храма в первую очередь с мощным влиянием российского президента на мировую общественность. Местные СМИ пишут, что «Владимир Путин установил в сердце Парижа православный храм, сообщив тем самым о том, какое место занимает его страна в мире». Другие же СМИ откровенно называют Свято-Троицкий собор «новым Кремлем на Сене», «храмом Путина» или «храмом пропаганды». Французские эксперты также утверждают, что «вседозволенность российского правительства не имеет границ», а возведение храма «не имеет ничего общего с религией, а исключительно с дипломатией».

Одним лишь утешаются «обиженные Путиным» французы: на месте православного храма могла бы уже давно возвышаться очередная мечеть, ведь именно Саудовская Аравия больше всех претендовала на участок, к которому ведет Франко-Российская авеню.

LiveInternetLiveInternet

С недавних пор, среди множества храмов, разместился в столице Франции православный духовно-культурный центр. Решение построить Русский центр в Париже возникло у патриарха Алексия II. В один из своих визитов в мировую столицу романтики, Его Святейшество отметил, что количество православных парижан значительно увеличилось за последние годы.

Его проектированием занималось международное архбюро Wilmotte & Associés, которое возглавляет Жан-Мишель Вильмотт.

Самая большая сложность в реализации этого проекта заключалась в том, что нужно было не только построить настоящий храм, который соответствует всем русским православным канонам, но и гармонично преобразовать его в современный утилитарный архитектурный ансамбль.

От символа Парижа — Эйфелевой башни — до символа русского православия всего 300 метров по прямой.

Причем требовалось еще и удлинить улицу тем самым открывая вид на дворец Альма, ведь раньше его закрывало здание метеослужбы.

Центром ансамбля является церковь Святой Троицы, окруженная несколькими футуристической формы корпусами.

Естественно строение храма явно контрастирует с структурированной геометрией окружающих строений.

Троицкий собор

Особого внимание заслуживает ландшафтный дизайн, которым занимался пейзажист Луи Бенеш (Loius Benech), украсивший всю территорию редчайшими желтыми и красными сибирскими яблонями, кленами и монгольскими липами.

Штукатурку везли из России, она особенная, делает стены неровными так, что роспись потом оживает. Купола французские — из смеси палладия и золота, меняют свой цвет в зависимости от погоды, кресты — русские.

Колокольня размещена на отдельно стоящем здании, причем это электронная система, которая воспроизводит около 30 мелодий, среди которых бой кремлевских курантов.

Ансамбль состоит из нескольких корпусов. На набережную Сены смотрят центр христианской культуры и два выставочных зала.

Наводнение храму не угроза, он стоит на 40 сваях, забитых на 35 метров в землю.

До сих пор находятся те, кто предполагает, что духовный центр, построенный французской компанией по французскому проекту, используют для слежки, ведь рядом почтовая служба Елисейского дворца.
Православный храм в самом сердце Парижа освятили и открыли для прихожан в декабре 2017 года. Патриарший визит в Православного духовно-культурного центра в Париже

Архитектор Жан-Мишель Вильмотт Жан-Мишель взялся за разработку нового плана для строительства Русского православного культурного центра. На этот раз архитектор внимательно изучил ошибки, допущенные своим предшественником, и принял во внимание рекомендации и пожелания городских властей. Однако главным консультантом в проектировании нового комплекса стал для архитектора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Трудности проекта

На самом деле, архитекторов в истории создания духовного комплекса было два. В марте 2011, по результатам конкурса, пальму лидерства получил Мануэль Нуньес-Яновский. Его замысел основывался на идеях постмодерна – соединения несоединимого. Предполагалось воздвижение храма, с классической, православной основой, покрытой стеклянным покровом и куполами. Вся прозрачная часть сооружения, в ночное время суток, должна была освещаться золотистым светом.

Мануэль Нуньес Яновский

Дерзкий проект испанского архитектора вызвал целый шквал эмоций. Кто-то называл его «сочетанием православных традиций и современности». Другие шутили, что Нуньес-Яновский пытается воплотить в жизнь

Сказку о царе Салтане, А.С. Пушкина

«Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами»

Нашлись у проекта и ярые противники. Бертран Деланоэ, тогдашний градоначальник Парижа, стал утверждать, что проект Нуньес-Яновского не впишется в архитектурное окружение всего района и неминуемо испортит пейзаж на набережной Бранли. Сопротивление городских властей было настолько сильным, что вопрос коснулся не только исторических традиций, но и безопасности города. Вызывающему плану испанского архитектора приписывали даже политические мотивы. Идея построить православный центр в Париже стала камнем преткновения и для Западноевропейского экзархата русских народов. Не дожидаясь, когда проблема перерастет в международный скандал, правительство России разорвало контракт с Мануэлем Нуньес-Яновским. Так, пальма лидерства перешла ко второму финалисту конкурса — Жан-Мишелю Вильмотту.