Епископ Василий родзянко

Епископ Василий (Родзянко)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Епископ Василий (Родзянко)». Составитель О. Л. Рожнева.

Епископ Василий (Родзянко) (1915–1999) — выдающийся пастырь, человек необычайной доброты, кротости и истинной веры. Русский человек, нашедший свою вторую родину в Сербии, изгнанный из нее, гражданин Великобритании и в течение 20 лет епископ Американской Автокефальной Церкви, он всегда бесконечно любил Россию. Он всюду сеял семена просвещения, добра, любви. Книга познакомит читателя с его жизнью и воспоминаниями знавших его близко людей.

Будущий владыка Василий (в миру Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в дворянской семье. Дедом новорожденного по отцовской линии был Михаил Владимирович Родзянко, председатель Государственной думы Российской империи третьего и четвертого созывов (1911–1917). Его мама происходила из древнего рода князей Голицыных и Сумароковых. Многие знатные русские семьи состояли в близком или дальнем родстве с Родзянко.

В 1920 году дед и отец будущего владыки вместе со своими семьями были вынуждены покинуть родину и поселиться в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия), поскольку деду «удалось узнать, что по решению революционного правительства «вся семья бывшего председателя Государственной думы до последнего внука” была приговорена к смертной казни». Володе было всего пять лет. Родзянки осели в Белграде, где будущий владыка и вырос.

Духовными наставниками Владимира Родзянко были иеромонах Иоанн (Максимович), будущий архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, святитель и чудотворец, прославленный в лике святых в 2008 году, и выдающийся первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий).

В 1951 году отец Владимир был вынужден покинуть Югославию, он с семьей выехал в Париж. Позже, по приглашению епископа Охридского и Жичского Николая (Велимировича), ныне прославленного в лике святых, проживавшего тогда в Лондоне, отец Владимир переехал в Англию и служил в сербском кафедральном соборе во имя святителя Саввы Сербского в Лондоне.

В Лондоне отец Владимир начал работать на радио Би-би-си, стал вести церковные передачи на Россию, из которых несколько поколений граждан СССР узнавали о Боге, православной вере, об истории Церкви.

После смерти жены отец Владимир принял монашеский постриг с именем Василий. В 1980 году был хиротонисан в епископа Вашингтонского, викария Митрополита всей Америки и Канады. Местом его архипастырского служения стал Свято-Николаевский собор.

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) писал о владыке Василии (Родзянко): «Владыка Василий всю свою жизнь, почти восемьдесят пять лет, свидетельствовал о Христе, Сыне Божием, Спасителе мира. Надо признать, что делал он это упорно и неутомимо: в тюрьме и на свободе, в эмиграции и в России, в личных встречах с людьми, по телевидению и радио; и даже самим своим видом — старца-епископа — огромного, могучего духом и телом, бесконечно доброго человека, пришедшего к нам словно из иного мира. Не из прошлого века, хотя он был одним из немногих, кто передал нам дух православия великих подвижников XIX века, а именно из иного мира. Из того мира, где люди не обижаются, когда их оскорбляют, где врагов прощают, любят и благословляют, где отсутствует уныние и отчаяние, где господствует ничем не смущаемая вера в Бога, где ненавидят только одно — рознь, господствующую в этом мире, разделение и грех, но где готовы душу свою положить за спасение ближнего».

Владыка Тихон писал также о епископе Василии: «В его поразительной жизни было много такого, чего иначе как чудом назвать нельзя. Можно, конечно, назвать эти случаи и совпадениями. Сам владыка Василий на вопрос о “совпадениях” обычно, усмехался: “Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются”».

Владыка Василий (Родзянко) говорил: «Воля Божия — это всегда, везде и во всем добро, всегда, везде и во всем любовь, всегда, везде и во всем радость, и слава жизни вечной — в Боге и в Его творении».

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Добро пожаловать на интернет-страницу, посвященную Епископу Василию (Родзянко), Владыке Василию.

«…Когда Христос обещает своим ученикам сошествие на них Духа Божия, Своего Святого Духа, Он называет Его Утешителем. Быть в Духе Христовом, значит быть утешенным. Ни какое горе, ни какое окружающее зло, ни какая внутренняя скорбь не страшны, когда есть такое внутреннее утешение. А чтобы прийти к этому утешению, нужно понять в глубине души, что всякое горе, всякое страдание, всякая скорбь — отражение греха, своего или чужого. Но если всё восприимешь как свой грех, если внутренне отождествишься со всем грешным человечеством и если поймёшь, что пал, что лишил себя Рая, Царства Божия, прежде всего ты сам, то сразу же польются чистые слёзы раскаяния, а с ними всеохватывающее утешение. Такой человек, (пришедший к такому покаянию) делается кротким, полон внутреннего покоя, тишины, мира. Только такое состояние может покорить зло вокруг, покорить людей, покорить мир. «Стяжи мирен дух и тысячи вокруг тебя спасутся,»- говорит преподобный Серафим Саровский.» -Епископ Василий.

СУДЬБА ВЛАДЫКИ ВАСИЛИЯ

Судьба Владыки Василия (Владимира Михайловича Родзянко) очень необычна. Его жизнь (1915 — 1999) охватывает собой и дореволюционное время и период, после падения коммунизма в России, время возрождения Веры, Это была жизнь человека, который посвятил всю свою деятельность Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Его Святой Православной Церкви, где бы он ни нёс свое священническое или епископское служение: в Сербии ли, в Великобритании, в Соединенных Штатах…

Владыка нёс свое священническое служение в Сербской Православной Церкви, а епископское — в Православной Церкви в Америке.

Подробнее о жизни Владыки Василия можно прочитать в разделе «Жизненный путь».

МАТЕРИАЛЫ САЙТА

Объявление: Дорогие вебмастера-посетители ресурса! Владелец сайта Фонд Святых Архангелов, организованный Владыкой при жизни, объявляет о правилах использования материалов сайта. Материалы на сайте предназначены для свободного личного пользования, но не находятся в свободном пользовании для помещения на другие сайты. Для помещения на другие сайты необходимо получить письменное разрешение Фонда. Все материалы, предоставленные Фондом на сайте, защищены авторским правом в США, в России и в других странах. Некоторые материалы любезно предоставлены Фонду для помещения на сайт и защищены авторским правом других лиц и организаций, и мы ответственны перед нашими партнерами за то, чтобы этот материал использовался в соответствии с их пожеланием — был доступен только через официальный сайт Владыки bishop-basil.org. Вы можете нам помочь распространить наследие Владыки, поставив у себя на сайте на bishop-basil.org.

Администрация сайта.

НОВОСТИ СТРАНИЦЫ

11.08.09 — Новая фото галерея с многочисленными новыми фотографиями. 03.12.06 — Новые добавления в рубриках «Проповедь в Храме»., «Радио-проповеди» (в целом 10 проповедей). 28.09.06 — Новые добавления в рубрике «Проповедь в Храме». Слово, сказанное в Свято-Никольском Соборе города Вашингтон Владыкой Василием в день его хиротонии во Епископа Вашингтонского. 28.09.06 — Новые добавления в рубрике «Проповедь в Храме». Добавлены 8 проповедей, сказанных в Свято-Никольском Соборе города Вашингтон, США. 24.09.06 — Новые добавления в рубрике «Проповедь в Храме». Добавлены 14 проповедей, сказанных в Свято-Никольском Соборе города Вашингтон, США.

К 16 сентября на сайт в различные разделы добавлены около 40 бесед. Беседы добавлены в разделы «Беседы», «Радио-проповеди», «Пастырские наставления». Новые добавления приурочены к годовщине кончины Епископа Василия (17 сентября, 1999-о года.)

25.06.06 — Новые добавления в рубрике «Беседы» («Слово на Сочельник перед Рождеством», «Борьба Иакова»). 15.06.06 — Обновления в рубрике «Разное» (рубрика «Отрывки из книг»). Главы из книги «Братья Карамазовы» пера Ф. М. Достоевского. 15.06.06 — В раздел «Пастырские наставления» добавлена аудио-беседа «Пастырское призвание». 22.05.06 — Благодаря Университету Натальи Нестеровой на сайте появились все серии фильма «Слово на Православные Праздники». 09.03.06 — В разделе «Воспоминания» обновление: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Слово на кончину Епископа Василия (из документального фильма «Моя судьба».) 04.03.06 — В разделе «Беседы» обновление: беседа «Свобода Божественная и человеческая». 04.03.06 — В разделе «Радио-проповеди» обновления: проповеди «Древняя Церковь о своем единстве» и «Единство». 01.03.06 — В разделе «Радио-проповеди» обновление: проповедь «Общий грех». 28.02.06 — Под рубрикой «Проповеди» открылся новый под-раздел, «Радио-проповеди». Он содержит материалы передач, которые отец Владимир Родзянко вел по радио BBC для верующих в России. 20.02.06 — Открыт новый раздел «Разное», содержащий творения, которые Владыка Василий упоминал в своих поучениях и проповедях. 19.02.06 — В раздел «Пастырские наставления» добавлена беседа «Горохищная Овча». 04.02.06 — На сайте — новая беседа, «Творение мира и о идеe «двойного» творения». 20.01.06 — В разделе «Беседы» пополнение: аудио-беседа «Песнь песней Соломона». 20.01.06 — В разделе «Беседы» пополнение: аудио-беседа «Нетварный Свет». 19.01.06 — Добавленa беседа «Барьеры нашего падения». 10.12.05 — Добавленa беседа «Что испорчено в человеке — природа или воля?» 23.11.05 — Добавленa проповедь «Не знаете, какого вы духа…» (Лк. 9:55). 20.11.05 — Добавлены несколько проповедей в аудио формате. 19.11.05 — Добавлена проповедь «Дух Божий в нас: Спасение». 06.11.05 — В раздел «Беседы» добавлен текст: «О Молитве Иисусовой». 06.11.05 — В раздел «Пастырские наставления» добавлена беседа «Добро и зло в мире и в человеке, и пастырство. Премудрость и Красота Божьего Промысла». 05.11.05 — добавлена беседа «Любовь Божественная и человеческая». 16.10.05 — добавлена беседа «Святое Причастие». 05.10.05 — добавлены беседы «Семья и брак нашего времени» и «Семейная жизнь». 02.10.05 — в разделе «Фотоальбом» появилось несколько фотографий Епископа Василия. 29.09.05 — доступна к чтению книга, написанная Епископом Василием, — «Теория распада вселенной и вера Oтцов». 27.09.05 — выложено на сайте жизнеописание Владыки Василия.

НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ

Просим о содействии в том, чтобы о сайте узнавали:

На текущий момент страница содержит материалы, текстовые и аудио, которые включают в себя проповеди, беседы Владыки Василия. Работа над архивом Владыки продолжается, а это сотни и сотни аудио-кассет и других архивных материалов, включая в том числе и передачи о Православии, которые вел Владыка в течении многих лет на радио BBC для тогда еще Советской России. Мы уверены, что наследие Владыки будет представлять интерес не только для тех, кто был знаком с ним, но и для многих и многих православных людей, которые не знали его лично.

Также мы надеемся, что со временем сможем выложить на сайт оцифрованные фильмы, снятые Университетом Натальи Нестеровой, такие как «Моя судьба», «Слово на Православные праздники».

Вы можете поставить закладку на сайт, нажав CTRL+D. Приглашаем Вас периодически посещать сайт, сайт периодически пополняется.

Недавно была запущена также английская версия страницы.

ПРОСЬБА КО ВСЕМ, КТО ЗНАЛ ВЛАДЫКУ

Разработчики страницы о Владыке Василии ищут людей, которые лично знали Епископа Василия и у кого, возможно, есть материалы, фотографии, личные воспоминания про жизнь этого замечательного человека. Мы будем рады, если Вы откликнитесь и пришлете для публикации на сайте Ваш материал. Просим Вас связаться с нами по адресу электронной почты info@bishop-basil.org.

Православная электронная библиотека

Главная / Все авторы

епископ Василий (Родзянко)

Епископ Сан-Францисский и Запада Василий (Родзянко Владимир Михайлович; 1915 — 1999) – иерарх Православной Церкви в Америке, проповедник и богослов, педагог, публицист, деятель правосл. движения.

Родился в дворянской семье, давшей России в XIX-XX вв. несколько видных деятелей на военном и гражданском поприще. В 1920 г. Семья его была вынуждена покинуть Россию и поселиться в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. В 1925-1933 гг. Владимир учился в 1-й Русско-сербской классической гимназии в Белграде; пользовался особым покровительством митр. Антония (Храповицкого), c которым состоял в дальнем родстве. В 1926 г. познакомился с иеромонахом Иоанном (Максимовичем; впоследствии архиепископом Сан-Францисским в РПЦЗ), который оказал на него огромное духовное влияние. В 1933-1937 гг. учился на богословском факультете Белградского университета и окончил его со степенью канд. богословия. В то время его и членов его семьи окормляли священники, находившиеся в юрисдикции Зарубежного Синода Русской Церкви.

В. Родзянко встречался с такими церковными деятелями и подвижниками, как архим. Иустин (Попович), проф. Белградского университета (в 1993 прославлен Сербской Православной Церковью как преподобный), епископ Камчатский Нестор (Анисимов).

В 1937 г., по завершении образования на богословском факультете, В. Родзянко вступил в брак с М. В. Колюбаевой, дочерью священника, сумевшего с семьей нелегально покинуть СССР. В 1937-1939 гг. по благословению священноначалия Сербской Церкви, получив стипендию от англиканской Церкви, Родзянко продолжил образование в аспирантуре при Лондонском уинверситете, где изучал западные вероисповедания и теологию, писал диссертацию на тему «Пресвятая Троица и Ее образ — человечество».

По получении диплома в 1939 г. был приглашен в Оксфорд для чтения курса лекций по русскому богословию. Однако этому помешала начавшаяся вторая мировая война. В. Родзянко в нач. 1940 г. возвратился в Югославию. Здесь он преподавал Закон Божий в сербско-венгерской школе в Нови-Саде.

30 марта 1941 г. в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде Патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем) Родзянко был рукоположен во иерея и назначен на сербский приход при средней школе в Нови-Саде. Добрые отношения у него сложились с еп. Бачским Иринеем (Чиричем). После оккупации Воеводины венгерскими и немецкими войсками православные жители края, сербы и русские, подверглись жестоким репрессиям. Священник Владимир принимал участие в сербском сопротивлении и вызволял сербов из концентрационных лагерей, удочерил оставшуюся сиротой украинскую девочку.

После освобождения Югославии и прихода к власти в стране коммунистической партии во главе с И. Б. Тито русские эмигранты начали выезжать в другие страны, многие возвращались на Родину. О. Владимир, будучи клириком СПЦ, остался на своем приходе,

После кончины митрополита Антония о. Владимир во многом пересмотрел свое отношение к Зарубежной Церкви. 3 апреля 1945 г. он отправил письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому), в котором сообщал о своем желании служить Русской Православной Церкви. В связи с ухудшением отношений между Югославией и СССР на оставшихся в стране русских обрушились гонения. В июле 1949 г. о. Владимир, окормлявший 2 прихода, был арестован и приговорен к 8 годам исправительно-трудовых работ за «нелегальную религиозную пропаганду» (ему вменялось в вину свидетельство о чудотворном обновлении икон в его храме).

Благодаря личному ходатайству перед югославскими властями архиепископа Кентерберийского Дж. Фишера и изменению политики Тито в отношении Запада в 1951 г. о. Владимир был досрочно освобожден из лагеря и вместе с семьей выехал в Париж, где жили его родители, покинувшие Югославию в 1946 г. В 1953 г. по приглашению епископа Николая (Велимировича), проживавшего тогда в Лондоне, о. Владимир переехал в Великобританию и стал вторым священником в кафедральном соборе во имя свт. Саввы Сербского Западноевропейской епархии Сербской Церкви.

Священник Владимир Родзянко поступил на работу в русскоязычную службу британской радиовещательной корпорации Би-би-си. В 1955 г. по его предложению было открыто религиозное радиовещание на СССР и Восточную Европу. О. Владимир также выступал с проповедями на радио Ассоциации «Славянская Библия», «Голос Православия» в Париже и на Радио Ватикана. Он преподавал богословие в Оксфордском университете, в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Темы исследований священника Владимира касались таких вопросов, как учение о Пресвятой Троице, различие в подходах к пониманию исхождения Святого Духа в Восточной Церкви и Западной Церкви, учение о Царстве Небесном, апологетика, значение Божественной литургии, русская духовность, место молитвы, особенно Иисусовой, в жизни христианина, творение и эволюция, творчество Ф. М. Достоевского, Туринская плащаница и др.

В 1961 г. он участвовал в составе делегации Сербской Церкви в 3-й Генеральной Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (Индия), где впервые встретился с еп. Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером), буд. Патриархом Московским и всея Руси. С тех пор отношения между ними всегда оставались близкими и добрыми. О. Владимир стремился присутствовать на тех конференциях и встречах, организаторами или участниками которых были представители Московского Патриархата. В 1968 г. совместно с католическим аббатством в Амплфорте в графстве Йоркшир (где находится одна из лучших частных школ Англии) им была основана Всеправославная школа для студентов всех православных юрисдикций в Европе. В том же году он создал православное братство свт. Cимеона Нового Богослова, при к-ром действовал приют для сербских детей, и основал журнал.

В марте 1978 г. cкончалась супруга о. Владимира, в том же году в автокатастрофе погиб cтарший внук. В 1979 г. о. Владимир ушел с работы на радиостанции Би-би-си, после чего митрополит Сурожский Антоний постриг его в монашество с именем Василий в честь свт. Василия Великого. Он собирался отправиться на Афон, но в конце 1979 г., получив отпускную грамоту от Патриарха Сербского Германа, был принят в юрисдикцию Православной Церкви в Америке и определен быть викарием ее Предстоятеля. 12 января 1980 г. в кафедральном Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне Митрополитом всей Америки и Канады Феодосием (Лазором) в сослужении сонма архиереев был хиротонисан во епископа Вашингтонского. Местом его архипастырского служения стал Свято-Николаевский собор.

В ноябре 1980 г. был назначен на кафедру Сан-Франциско.

В 1984 г. епископ Василий ушел на покой и поселился в Вашингтоне, где стал почетным настоятелем Свято-Николаевского собора и директором Свято-Архангельского радиовещательного центра, расположенного в его маленькой квартире. Он преподавал в Свято-Владимирской и Свято-Тихоновской семинариях, сотрудничал с протопресвитером Александром Шмеманом и протопресвитером Иоанном Мейендорфом, др. видными богословами русской эмиграции.

В 1981 г., после более чем 60-летнего перерыва, епископ Василий (Родзянко) побывал на родине. C тех пор по частным приглашениям он неоднократно посещал Россию и Украину (в особенности с началом политики перестройки в стране), встречался с будущим Патриархом Алексием, со многими иерархами, cвященниками и мирянами, сопровождал православных паломников из Америки. Также появилась возможность вновь посетить Сербию.

В 90-х гг. еженедельные проповеди, произнесенные им в Вашингтоне, транслировались по российским теле- и радиоканалам; в Москве он проводил катехизаторские беседы в прямом эфире. Владыка произнес множество проповедей в Сретенском мужском монастыре и в храме Малое Вознесение в Москве, почетным настоятелем которого он являлся. Читал лекции в православных учебных заведениях.

За миссионерскую и просветительскую деятельность был удостоен ордена свт. Иннокентия, митр. Московского.

До последних своих дней он окормлял православных эмигрантов в Вашингтоне и окрестностях, занимался делами сербского приюта в Амплфорте, куда им были направлены все средства, полученные за 26 лет работы на Би-би-си. В отношении ко всем он был открыт и искренен, стяжал дары пастырской любви и молитвы, был опытным духовником. Особое внимание он уделял окормлению молодежи и был любим ею.

23 сентября 1999 г. митр. Феодосий (Лазор) возглавил отпевание владыки Василия в Свято-Николаевском соборе Вашингтона. В отпевании участвовало многочисленное духовенство при большом стечении молящихся. Похоронен на городском кладбище в Вашингтоне.

Страница 1 из 4

«Последний поклон». Биография владыки Василия (Родзянко)

В. Щербинин

Епископ Василий (в миру — Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья эмигрировала в Югославию.
Владимир Родзянко закончил сербско-русскую классическую гимназию в Белграде и богословский факультет университета. Его учителями и наставниками были великие подвижники ХХ века — святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович), а так же глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий).

В 1938 году вступил в брак с дочерью русского священника Марией Кулюбаевой, а через год был рукоположен во священника Сербской Православной Церкви.
Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет титовским судом «за превышение дозволенной религиозной пропаганды».
Отсидел в лагерях два года, после чего был выслан из Сербии.
С 1952 года в течение 26 лет вел религиозные передачи по Би-Би-Си на Россию.
В 1978 году овдовел и через несколько месяцев после пострижения в монахи был рукоположен во епископа Вашингтонского. В течение четырех лет управлял Сан-Францисской епархией, после чего был отправлен на покой за непримиримую борьбу с обновленчеством.
Первый раз после изгнания приехал в Россию в 1981 году. После 1986 года приезжал на Родину по несколько раз в год, подолгу жил в Троице-Сергиевой лавре, читал лекции по апологетике в духовной академии, написал книгу «Теория распада вселенной и вера отцов».
Скончался в Вашингтоне в ночь на 17 Сентября 1999 года.
Ещё две недели назад мы говорили с владыкой по телефону. Он был, как всегда, бодр, живо интересовался всем, что происходит в России, переживал из-за взрывов в Москве и войны в Дагестане, сожалел, что не может приехать сюда сейчас.
«Ноги совсем не ходят, — говорил владыка. — Служил литургию на Преображение сидя, а в те моменты, когда сидеть нельзя, дьякона поддерживали под руки. Милость Божия, что причастился…»
Тогда я вспомнил его слова, сказанные в один из приездов в Москву: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию — буду жить, а иначе жить незачем». В этом была его суть: служить Богу, служить людям, служить России, которую он любил беззаветно. Эту любовь он унаследовал от родителей, от деда, от владыки Иоанна (Максимовича).
Всегда доброжелательный, готовый откликнуться на любую просьбу, владыка привлекал к себе людей всюду, где бы он ни был, — в России, Югославии, Америке. Мало кто знает, что в последние годы он обратил в Православие более трёх тысяч человек. А было это так.
Однажды обратилась к владыке группа молодых людей. Они были протестанты и занимались изучением древних конфессий: Эфиопской Церкви, Григорианской, Коптской и других. Они попросили владыку прочитать курс лекций по Православию. Владыка Василий согласился, его семинары стали постоянными; они привлекали все большее количество людей. Слушатели владыки посетили Россию, побывали в Греции, в Иерусалиме, на Афоне.
Через два года круг изучающих Православие расширился до трёх тысяч человек, и в один прекрасный момент они обратились к владыке с просьбой, чтобы он присоединил их к Православию. И так было не единожды.
Особенно много людей обращалось к Богу, слушая проповеди Би-Би-Си. Вспоминается такой случай.
В конце 80-х годов в одном из приходов Костромской епархии был организован летний советско-американский лагерь православной молодежи. Группу американцев возглавил владыка Василий.
По дороге в Горелец (именно так называлось место, куда они ехали), в лесной глуши, на перекрестке проселочных дорог они увидели страшную картину. На обочине стоял грузовик, а посреди дороги, возле перевернувшегося мотоцикла, лежал мужчина, только что погибший в результате аварии. Над ним стоял его сын, который сломал руку, но остался жив.
Владыка подошёл к нему узнать, что же произошло. Выслушав рассказ сына, он спросил, был ли его отец верующим. Сын сказал, что отец в церковь не ходил, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и говорил при этом, что отец Владимир Родзянко — единственный человек, которому он верит в жизни.
Владыка перекрестился и сказал: «Тот священник, о котором говорил ваш отец, — это я».

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • В конец

ВАСИЛИЙ (РОДЗЯНКО)

Еп. Василий (Родзянко)

Василий (Родзянко) (1915 — 1999), епископ б. Сан-Францисский и Западно-Американский (Православная Церковь в Америке)

В миру Родзянко Владимир Михайлович, родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии седьмым ребёнком в семье помещика Михаил Михайловича, выпускника Московского университета, который прилежно занимался хозяйством.

Его деду, председателю последней дореволюционной Государственной Думы Михаилу Родзянко, удалось узнать, что по решению революционного правительства «вся семья бывшего Председателя Государственной Думы до последнего внука» была приговорена к смертной казни. «Последним внуком» был Владимир. Вся семья вынуждена была покинуть родину в 1919 году. Владимир на всю жизнь запомнил те страшные годы, единственное светлое впечатление о тех днях связано с посещением храма. Маленького Владимира мама привела впервые в церковь в городе Анапа. Мальчику очень хотелось увидеть иконы, но кругом стояли взрослые люди и горячо молились. Ребёнок с горечью думал о том, что такие большие люди не могут понять, что ему, маленькому, ничего не видно. Владыка Василий вспоминал:

«Но, вдруг они всё поняли, и все встали на колени. Я увидел красивый иконостас, украшенный золотом, чудные иконы. Вдруг, что-то случилось, и все как один заплакали. Потом я понял, что это было прощание с Родиной. Многие из этих людей, так и не вернулись в Россию».

В 1920 году семья оказалась в Сербии, которая дала русским беженцам «Рай на земле», после ужасов, перенесенных во время революции, после чудовищных условий в трюме английского военного корабля, когда «на каждый метр приходилось по две-три семьи беженцев».

Детство шестилетнего Володи кончилось с появлением в доме гувернёра. Бывший белогвардейский офицер, тайно ненавидевший деда, вымещал всё зло на внуке, в дальнем сарае он ремнём избивал мальчика, ставил на колени на сухую кукурузу, ждал до тех пор, пока на его коленях не выступали капли крови.

Владыка Василий позже вспоминал: «Жизнь померкла для меня… У меня не было интереса к жизни».

В 1925 году поступил в 1-ю классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде. Прислуживал в алтаре русской Троицкой церкви в Белграде. Здесь он познакомился с молодым иеромонахом Иоанном (Максимовичем), будущим святителем Сан-Францисским. Отец Иоанн, очень любивший детей, стал осторожно врачевать душевные раны Володи. Владыка вспоминал: «Он сумел показать мне иной мир, светлый, замечательный, тот рай, в котором мы были, и из которого были изгнаны. Для меня началась новая жизнь…»

Перед отъездом в Битольскую семинарию отец Иоанн представил Володю митрополиту Антонию (Храповицкому). Любовь отца Иоанна и митрополита Антония спасла измученного мальчика, благодаря им он выбрал свою жизненную стезю. В дальнейшем владыка в числе своих духовных учителей, помимо двух названных выдающихся иерархов, упоминал также преподобного Иустина (Поповича) и митрополита Антония Сурожского.

Владыка вспоминал:

«Моя мать незадолго до кончины сказала: — Прости меня, что я по недосмотру дала мучить тебя, когда ты был ребёнком. — Мама, это было по промыслу Божиему. Не будь того, что случилось со мной в детские году, не стал бы я тем, кем являюсь сейчас…»

Позже в одной из своих проповедей владыка Василий скажет:

«Любите друг друга. Кто знает, какая-то капля любви к ближнему, приведёт его не на левую, а на правую сторону… Любовь, какая бы она не была, может поставить нас на правую сторону, а не на левую на Страшном суде, когда будет окончательное разделение между добром и злом. Как бы не было трудно в этом мире…, если хотя бы маленькое зёрнышко любви чистой, жертвенной есть в сердце, значит ещё не всё потеряно, есть возможность спастись».

Однажды, после службы, Владимир провожал иеромонаха Иоанна. По дороге состоялся разговор, после которого мальчик принял решение посвятить всю свою жизнь служению Господу. Блаженный Иоанн тогда сказал Володе:

«Ты уже взрослый и многое понимаешь. Когда ты вырастешь совсем, ты должен стать священником, чтобы молиться о своём деде. Он был хороший, верующий человек, но обстоятельства сложились так, что он много вреда принёс России и Царскому семейству. Ты должен молиться всю жизнь, чтобы Господь его простил…»

Спустя много лет в 1998 году владыка Василий, будучи в Царском селе, в Федоровском соборе произнёс короткую проповедь:

«Мой дед хотел только блага для России, но как немощный человек он часто ошибался. Он ошибся, когда послал своих парламентариев к Государю с просьбой об отречении. Он не думал, что Государь отречется и за своего сына, а когда узнал это, горько заплакал, сказав: «Теперь уже ничего нельзя сделать. Теперь Россия погибла». Он стал невольным виновником той екатеринбургской трагедии. Это был невольный грех, но всё-таки грех. И вот сейчас в этом святом месте, я прошу прощения за своего деда и за себя перед Россией, перед её народом и перед царской семьёй, и как епископ властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю его от невольного греха».

В 1933 году, окончив гимназию, поступил на богословский факультет Белградского университета, который окончил в 1937 году, а в 1938 году вступил в брак с Марией Кулюбаевой, дочерью священника.

В том же году приступил к работе над диссертацией в Оксфорде. В 1939 году в семье Родзянко родился первый ребёнок.

Священник с Сербии

В 1940 году рукоположен во священники митрополитом Анастасием (Грибановским), первоиерархом РПЦЗ.

Примечательно то, что отцу Владимиру выпала роль миротворца: он как посыльный принимал участие в переписке митрополита Антония с митрополитом Евлогием, в результате которой было краткосрочно возобновлено литургическое общение двух ветвей Русской Церкви в изгнании.

В 1941 году отец Владимир должен был стать настоятелем домовой церкви в гимназии, где преподавал Закон Божий, но началась война.

6 апреля, в канун Благовещения, отец Владимир служил свою первую литургию под бомбами в городе Новый Сад. Во время войны отец Владимир был настоятелем сельского прихода и секретарем Красного Креста. Множество людей обязаны ему спасением от ужасов войны.

В Сербии после войны на стёклах домов стали чудесно появляться иконы святых Кирилла и Мифодия, святых апостолов Петра и Павла, иконы Богоматери и Спасителя, отец Владимир служил молебны перед чудотворными образами. Титовские власти начали изымать и разбивать стекла, с чудотворными образами, жестоко преследовать тех, кто рассказывал о чудесно явленных для укрепления веры иконах.

В 1949 году отец Владимир был осуждён на восемь лет «за превышение дозволенной религиозной пропаганды)».

Владыка Василий рассказывал, что в лагерях заключенных, не выполнявших дневную норму, а за один день нужно было «сделать 700 черепиц», помещали в карцер — ледяной каменный мешок. Чтобы не замерзнуть, мученик за веру непрерывно совершал земные поклоны с Иисусовой молитвой, молился и о спасении матушки Марии с детьми. Матушка Мария, сразу после ареста мужа была уволена из школы как жена врага народа. Отец Владимир знал, что семья осталась без средств к существованию, и это больше всего беспокоило его. Однажды, измождённому отцу Владимиру, заснувшему на ледяном полу, во сне явился преподобный Серафим Саровский и успокоил: «Тебе не нужно беспокоиться и отчаиваться. Я позабочусь о твоей семье».

Когда отец Владимир проснулся, сразу почувствовал, что тревога оставила его. В тот же день его выпустили из карцера и перевели в другой лагерь, где ему пришлось прослушивать и переводить иностранные радиопередачи.

А через некоторое время он получил письмо из дома, в котором матушка писала, что удостоилась чудесного видения: во время молитвы ей так же явился преподобный Серафим (в тот же самый день, в который он явился и ему).

Жизнь матушки изменилась, к ней начали обращаться родители бывших учеников, просили преподавать уроки английского языка частным образом.

Наконец, благодаря вмешательству английских друзей и лично архиепископа Кентерберийского, отец Владимир был освобожден. В 1951 году он был выслан во Францию.

В Западной Европе

В 1953 году из Франции переехал в Великобританию. Будучи там священником Сербского Патриархата, отец Владимир в 1955 году начал вести на Би-би-си для слушателей в Советском Союзе и Восточной Европе религиозные радиопередачи, которые вскоре стали еженедельными. В радиопередачах транслировались и праздничные богослужения. Более двадцати лет он вел православные передачи для России по BBC.

С 1968 года возглавлял Братство св. Симеона и редактировал журнал «Aion».

Отец Владимир принимал предсмертную исповедь А. Ф. Керенского.

После смерти матушки Марии в 1978 году отец Владимир принял монашество с именем Василий.

Еп. Василий (Родзянко)

Епископ в США

12 января 1980 года был хиротонисан во епископа Вашингтонского, викария предстоятеля Православной Церкви в Америке. Хиротония состоялась в Николаевском соборе Вашингтона.

10 ноября того же года был назначен епископом Сан-Францисским и Западно-Американским.

В 1981 году посетил СССР, где был тепло встречен теми, кто уже много лет почитал его как православного проповедника.

25 апреля 1984 года ушел на покой.

Деятельность на покое

На покое владыка Василий возобновил передачи для России на волнах радиостанций «Голос Америки» и «Радио Ватикана». С 1991 года он получил возможность продолжить эту деятельность непосредственно в России, где во время своих частых приездов принимал активное участие в работе радиостанции «София» (работавшей тогда на волнах Радио I), а также провел серию телебесед на религиозные темы. Он также записывал в Америке радиобеседы, которые затем звучали в российском эфире.

Однажды в эти годы группа молодых протестантов, изучавших древние конфессии, попросили владыку Василия прочитать курс лекций по Православию. Через два года круг изучающих православие расширился до трёх тысяч, а спустя некоторое время все ученики стали православными.

Владыка Василий все свои силы и весь незаурядный духовный опыт отдавал служению Православию. Он являлся почетным настоятелем Никольского собора в Вашингтоне, почетным настоятелем храма Малого Вознесения на Никитской улице в Москве, а в свои последние годы — деканом богословско-философского факультета частного университета Натальи Нестеровой.

Еп. Василий (Родзянко)

По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II владыка почти полгода жил в Троице-Сергиевой лавре, читая лекции и работая в библиотеке. В результате им была написана книга «Теория распада Вселенной и вера Отцов», изданная в 1996 году, предлагающая читателю актуальное в наши дни рассмотрение соотношения Православия и научного знания.

Последние годы владыка Василий тяжело болел.

Тяжело переживал бомбардировки Югославии силами НАТО; на вопрос как он относится к этому, отвечал: «Так, как если бы бомбили Москву и Россию». Как отмечал Владимир Щербинин, после начала бомбардировок он неожиданно сдал, слёг .

Однако за месяц до своей кончины он приехал в Россию, где в Фонде культуры зачитал свое духовное напутствие, в котором призвал россиян не отказываться от самого главного духовного богатства — веры Отцов. Он напомнил, что православие — религия всемирная, которая шире любых национальных пределов Православие совместимо только с любовью, но никак не с враждой и ненавистью .

Владимир Щербинин вспоминал:

«Он был всегда бодр, живо интересовался всем, что происходит в России. За две недели (до его кончины) во время телефонного разговора он сказал: «Ноги совсем не ходят… Служил литургию на Преображение, сидя, а в те моменты, когда сидеть нельзя, дьякона поддерживали меня. Милость Божия, что причастился». Тогда я вспомнил его слова, сказанные в один из приездов в Москву: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию — буду жить, а иначе жить незачем».

Скончался в ночь на 17 сентября 1999 года в Вашингтоне, от сердечного приступа. Отпевание совершил митрополит Американский Феодосий (Лазор) в сослужении трех архиереев в Свято-Николаевском кафедральном соборе в Вашингтоне. Была также отслужена панихида в Ново-Дивеевском монастыре Русской Зарубежной Церкви. Был похоронен в Лондоне рядом с супругой.

Воспоминания

Про владыку Василия говорили: «Он — священник от Бога».

Наместник одного из московских монастырей рассказывал, что в 1988 году он сопровождал епископа Василия на богословскую конференцию, на которой тот должен был выступить с докладом в присутствии патриарха, и других видных иерархов. Опаздывая к началу конференции, они торопливо спускались по лестнице жилого пятиэтажного дома. На одной из площадок они встретили пожилую женщину. Увидев человека в рясе, она попросила причастить умирающую в больнице сестру. Владыка Василий немедленно согласился. Когда его спутник возразил, напомнив, что они опаздывают, владыка ответил: «Что может быть важнее для священника, чем причастить умирающего?» Несмотря на то, что они опоздали на конференцию, он остался верен себе, его любовь к ближнему, стала примером не только для его спутника, но и для всех, узнавших об этом случае позже.

В конце 1980-х годов в одном из приходов Костромской епархии был организован летний советско-американский лагерь православной молодёжи. Американскую группу возглавил владыка Василий. По дороге в Горелец, в лесной глуши, на перекрёстке просёлочных дорог, машина в которой епископ ехал, остановилась. На обочине стоял грузовик, а посреди дороги, возле перевёрнутого мотоцикла, лежал погибший мужчина. Над ним стоял сын. Владыка подошёл, спросил, был ли отец верующим. Сын сказал, что отец в церковь не ходил, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и говорил при этом, что Родзянко — единственный человек, которому он верил. Владыка перекрестился и сказал: «Этот священник, о котором говорил ваш отец, — это я». Сын был потрясен. А владыка прочитал отходную молитву, и сказал: «Промысел Божий привёл меня с другого конца света, именно в этот день и час, на этот перекрёсток, чтобы отдать дань тому, кто верил мне грешному. Давайте помолимся о его душе…» И над погибшим пропели панихиду.

Прот. Иоанн Свиридов:

«С епископом Василием я познакомился в 1988 году, когда он стал посещать Москву и живо интересовался переменами, происходящими в Церкви и в обществе. Его речь, осанка порой контрастировали с манерами, принятыми среди архиереев в советскую эпоху. Мятая и коротковатая ряса, клобук, покрытый не тонким шелком, а грубоватым сатином, слегка всклокоченная борода и ясные глаза. В нем можно было узнать не просто человека старой России и эмигранта, но русского интеллигента, посвятившего свою жизнь служению Церкви. Он много говорил, хотя писал мало. Его любили. И он сам любил людей. Он был человеком добрым и отзывчивым, чудаковатым и смиренным, достойным и святым».

Труды

  • «Теория распада Вселенной и вера Отцов», 1996.
  • «Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба», многосерийный автобиографический документальный фильм.

Литература

  • Альфа и Омега, 2000, № 1(23).

См. также

Использованные материалы

  • Биография на сайте «Русское Православие»
  • Страница сайта Жизнь, проповеди, воспоминания… Епископ Василий (Родзянко):
  • Биография владыки, составленная В. Щербининым:

По другим данным — в 1979 году, когда также скончался его внук Игорь. См.