Фильм остров о чем

Декорации к фильму «Остров»

Согласие на обработку персональных данных

Настоящим я, далее — «Пользователь», во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) свободно, своей волей и в своем интересе даю свое согласие …. (далее — Администратор) на обработку своих персональных данных указанных при использовании сайта (включая любые уровни указанного домена, далее — Сайт).

Под персональными данными я понимаю любую информацию, относящуюся ко мне как к субъекту персональных данных, в том числе мои фамилию, имя, отчество, контактные данные (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес), иную другую информацию.

Под обработкой персональных данных я понимаю сбор, систематизацию, накопление, уточнение, обновление, изменение, использование, распространение, передачу, в том числе трансграничную, обезличивание, блокирование, уничтожение, бессрочное хранение), и любые другие действия (операции) с персональными данными.

Обработка персональных данных Пользователя производится в целях предоставления ему функционала Сайта, размещенного на нем контента, маркетинговой, рекламной, иной информации, в целях получения пользователем персонализированной (таргетированной) рекламы, исследования и анализа данных пользователя, а также в целях продвижения пользователю своих товаров и услуг.

В отношении всех сообщенных Администратору пользователем своих персональных данных Администратор вправе осуществлять сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача любым третьим лицам, включая передачу персональных данных третьим лицам на хранение или в случае поручения обработки персональных данных третьим лицам), обезличивание, блокирование, уничтожение, трансграничная передача, обработка с применением основных способов такой обработки (хранение, запись на электронных носителях и их хранение, составление перечней, маркировка) и иные действия в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Администратор принимает все необходимые меры для защиты персональных данных пользователя Сайта, а также предоставляет к таким данным доступ только тем работникам, подрядчикам и агентам Администратора, которым эта информация необходима для обеспечения целей обработки персональных данных Администратором Сайта.

Раскрытие предоставленных Пользователем персональных данных может быть произведено лишь в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пользователь понимает и соглашается с тем, что предоставление Администратору какой-либо информации о себе, не являющейся контактной и не относящейся к целям, обозначенным Администратором Сайта (не относящейся к деятельности Администратора, к продвигаемым им товарам и/или услугам, к условиям сотрудничества Администратора и пользователя Сайта), а ровно предоставление информации, относящейся к государственной, банковской и/или коммерческой тайне, информации о расовой и/или национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни пользователя Сайта или иного третьего лица запрещено.

Датой выдачи согласия на обработку персональных данных Пользователя является дата дата заполнения форм с персональными данными и отправки их содержимого на сервер по адресу portkem.ru, a также на поддоменах и внутренних страницах веб-сайта portkem.ru.

Закрыть

Остров (фильм, 2006)

У этого термина существуют и другие значения, см. Остров (значения).

Остров

Жанр

драма

Режиссёр

Павел Лунгин

Продюсер

Павел Лунгин
Сергей Шумаков

Автор
сценария

Дмитрий Соболев

В главных
ролях

Пётр Мамонов
Виктор Сухоруков
Дмитрий Дюжев
Виктория Исакова

Оператор

Андрей Жегалов

Композитор

Владимир Мартынов

Кинокомпания

«Студия Павла Лунгина»

Длительность

112 мин

Бюджет

$1 500 000

Сборы

$2 600 000

Страна

Россия

Язык

русский и немецкий

Год

IMDb

ID 0851577

Официальный сайт​ (рус.)

«Остров» — российский художественный фильм 2006 года режиссёра Павла Лунгина.

Сюжет

Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере немецкий корабль захватывает советскую баржу, перевозящую уголь. На борту корабля находятся шкипер Тихон и кочегар. Оба попытались спрятаться в угле, но немецкие моряки находят кочегара. После побоев и попытки разыграть не понимающего вопрос на немецком «Где капитан?» кочегар выдаёт Тихона. Пленников ставят у борта с намерением расстрелять. Кочегар начинает рыдать, умоляя сохранить ему жизнь, Тихон же держится спокойно и демонстративно закуривает. Тогда немецкий офицер предлагает кочегару спасти свою жизнь, застрелив своего товарища, и даёт ему пистолет с одним патроном. Кочегар бьется в истерике, но всё же стреляет в Тихона, и тот падает за борт. Немцы оставляют кочегара в живых, минируют баржу и покидают её. Кочегар остаётся на заминированном судне, которое вскоре взрывается.

Монахи подбирают на берегу почти безжизненное тело.

Действие переносится в 1976 год. Кочегар значительно постарел. Он принял монашество и теперь носит имя Анатолий. Его основное послушание — трудиться в монастыре истопником. К нему, как к старцу, с разными нуждами и болезнями приезжают люди, так как он обладает даром прозорливости и способностью исцелять при помощи молитвы.

Отец Анатолий не похож на смиренного монаха: отступает от устава, живёт в котельной, где спит на угле, редко приходит на молитву в храм, предпочитая молиться у себя в келье, позволяет резкие слова и оскорбительные поступки по отношению к настоятелю и братии, но когда его хотят наказать за нарушение дисциплины — переходит на церковнославянский язык и отвечает исключительно цитатами из библии и богослужебных книг. Иногда он ведет себя как юродивый: мажет сажей ручки дверей, пускает игрушечные кораблики, бьет без нужны в колокола, ни с того ни с сего громко запевает песни. Странностей старца Анатолия многие монахи монахи не понимают, особенно отец Иов — казначей монастыря, жалующийся об этом настоятелю отцу Филарету: что молится отдельно от всех, не моет лица и рук, на высокоторжественные праздники опаздывает на службу, поет «гнусным голосом». Отец Филарет, который раньше тоже был в конфликте с отцом Анатолием, уже втайне простил его, поэтому на жалобы отца Иова он смотрит сквозь пальцы.

Анатолий отказывается от предложения отца Филарета, озабоченного состоянием здоровья кочегара, переехать в его покои. Отца Иова, который принес ему это предложение, и получив отказ, отругал кочегара за своеволие, Анатолий просит растолковать прописную истину: за что Каин убил Авеля? Тем самым намекает на зависть отца Иова. Позднее Иов сам признается, что завидует Анатолию за его дар и они мирятся.

В келье настоятеля случается пожар. Анатолий знал о пожаре, никому об этом не сказал, а только накануне бросил головню под ноги Филарета. Тот ничего не понял и посчитал это очередной выходкой кочегара. Приютив владыку после пожара, Анатолий среди ночи начинает изгонять бесов и в процессе сжигает архиерейские сапоги — потому что на них много грехов написано, и топит в воде принесенное Филаретом одеяло, а также чуть не губит его самого — закрыв дверь на замок напускает в кочегарку дыма из печей. Напротив Филарет благодарит Анатолия за избавление от лишних, хоть и ценных вещей, и за проверку готовности принять смерть. Анатолий же сам не рад своему «дару» — говорит что все его благодетели «смердят».

Несмотря на несмотря на причуды и нарушения устава, старцу не даёт покоя совершенное им преступление. Он часто садится в лодку и уплывает на уединённый остров, где усердно молится и кается в совершённом грехе.

Однажды в монастырь приезжает видный адмирал со своей одержимой дочерью. Старец везёт её на свой остров и с помощью молитвы изгоняет из неё беса. Адмирал же оказался тем самым Тихоном, в которого стрелял Анатолий. В беседе выясняется, что Анатолий лишь ранил Тихона в руку, и тому удалось спастись. Тихон говорит Анатолию, что давно простил его.

Теперь Анатолий знает, что может спокойно умереть. Отец Анатолий сообщает Иову о том что в ближайшую среду будут его похороны. Тот пытается проявить заботу и предлагает заказать дубовый гроб. Анатолий указывает что сгодится и простой ящик, который стоит у кочегарки. Монахи опять ругаются: Иов обвиняет Анатолия в гордыне — «даже умереть без выкрутасов не можешь!» А Анатолий отвечает: «Ты ведь меня любишь, отец Иов!». Тем не менее, Иов исполняет просьбу — в кочегарку приносят тот самый ящик, отшкуренный и покрытый лаком, с крестом на крышке. Иов хвалится, что гроб получился на славу, хоть вместо буфета в дом ставь. Отец Анатолий шутя ругает отца Иова: «я гроб просил, а ты мне принес буфет». Отец Иов пытается загладить свою вину и трёт гроб углём. Отец Анатолий, тем временем, ложится в него и просит отца Иова пойти и сказать братии, что он скончался. Отец Иов бежит к колокольне и бьёт в колокола, оповещая о смерти старца. Гроб с телом монаха везут в лодке на его остров.

Создание фильма

КолокольняБаржаЦерковь

Место для съёмок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было 4 экспедиции: съёмочная команда проехала по Мурманской области, побывала на Ладоге, Онежском озере, в Кижах, на Псковских озёрах. Ни один из действовавших в тех местах монастырей не подошёл режиссёру, так как ему требовался «маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесённые высокими стенами города»

Во время пятого выезда натура нашлась — это было окраина маленького посёлка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Подошло всё: и пейзаж, который отвечал замыслам сценариста и художника, и естественные декорации. Вокруг — море, в котором разбросаны острова. На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики. Островом стал полуостров, отделённый от материка небольшим перешейком. Из башни сделали колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство. Особое значение для режиссёра имела затопленная деревянная баржа, к которой была привязана вся декорация монастыря. По рассказу режиссёра, баржа, скорее всего, осталась от заключённых: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы».

По словам Павла Лунгина, исполнитель главной роли Пётр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актёр получил благословение у своего духовника. Кроме того, со съёмочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, который провёл молебен в первый день съёмок.

Снимать пришлось быстро. Нужно было успеть завершить съёмки прежде, чем Белое море покроется льдом. Съёмки начались в октябре, а закончились в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съёмки велись вне Рабочеостровска. Военные сцены были отсняты на Волге, под Дубной; по словам Вадима Корюзлова, «снимали ночью, чтобы не было видно, что это не море, а река». Сцену, где Настя со своим отцом Тихоном едут в поезде, снимали на Рижском вокзале в Москве.

В 2007 году режиссёр Павел Лунгин сказал:

Мы жили <…> на окраине рабочего посёлка в маленькой пустой гостинице. Там есть причал, откуда уходят корабли на Соловецкие острова. Зимой, конечно, они уже не ходили. Оттуда в своё время отправляли заключённых в лагеря. Это места, надышанные и первой русской святостью, подвижниками, монастырями и в то же время политые кровью безвестных мучеников советских времён. Там осталась колючая проволока, ржавые рельсы. Та баржа, которую мы затопили в картине, тоже сохранилась с тех времен. Именно на таких баржах заключенных увозили на Соловки. Поэтому место это для нас было особое. На протяжении съёмок у нас в группе было чудесное ощущение общности, никто чужой к нам не приходил. Воспоминания остались у нас очень счастливые. Актёры играли лучше, чем всегда. Оператор Андрей Жегалов совершил какой-то колоссальный прорыв и снял так, как он не снимал никогда. Все вместе мы сделали больше, чем мог каждый из нас по отдельности. Такое бывает раз в жизни. И я счастлив, что в моей жизни это произошло.

В ролях

Актёр Роль
Пётр Мамонов отец Анатолий
Виктор Сухоруков отец Филарет
Дмитрий Дюжев отец Иов
Юрий Кузнецов адмирал Тихон Петрович
Виктория Исакова Настя
Нина Усатова вдова
Яна Есипович девушка
Ольга Демидова женщина с ребёнком
Тимофей Трибунцев молодой Анатолий
Алексей Зеленский молодой Тихон
Гриша Степунов ребёнок
Сергей Бурунов адъютант

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Дмитрий Соболев
  • Режиссёр: Павел Лунгин
  • Режиссёрская группа:
    • Соня Массон
    • Анна Мачильская
    • Алексей Шихатов
  • Продюсеры:
    • Павел Лунгин — генеральный продюсер
    • Сергей Шумаков — генеральный продюсер
    • Ольга Васильева — продюсер
  • Оператор-постановщик: Андрей Жегалов
  • Художники-постановщики:
    • Игорь Коцарев
    • Александр Толкачев
  • Композитор: Владимир Мартынов
  • Звук:
    • Стефан Альбине
    • Владимир Литровник
  • Монтаж: Альбина Антипенко
  • Художник-гримёр: Валерия Никулина
  • Костюмы: Екатерина Дыминская

Призы и награды

  • 2006 — лучший фильм на кинофестивале «Московская премьера».
  • 2007 — Шесть премий «Золотой орёл» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучший режиссёр» (Павел Лунгин), «Лучший сценарий» (Дмитрий Соболев), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно).
  • 2007 — Шесть премий «Ника» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучшая режиссёрская работа» (Павел Лунгин), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно), «Лучшая работа звукорежиссёра» (Стефан Альбине, Владимир Литровник, Степан Богданов).

Технические данные

  • Производство: «Студия Павла Лунгина»
  • Художественный фильм, цветной
  • Ограничения по возрасту: нет
  • Прокатное удостоверение № 11191 от 21 июня 2005 года
  • Выход в прокат: 23 ноября 2006 года
  • Бюджет: 1,9 миллиона долларов
  • Сборы: 2 530 791 долларов
  • Единственный фильм в широком российском прокате, у которого зафиксирован рост сборов на втором уик-энде
  • Первый показ по центральному ТВ: 7 января 2007 года, телеканал «Россия»

Оценки

Как отметил епископ Игнатий (Депутатов): «после этого фильма большое количество людей пришли в Церковь и многое осознали. Когда я был священником, на исповеди многие говорили, что обратились к вере под влиянием фильма „Остров“. Знаю даже людей, которые приняли монашество после просмотра этого фильма».

Примечания

  1. 1 2 3 4 Фильм «Остров»: в главной роли Рабочеостровск | Журнал о путешествиях по России | Страна. Ру
  2. 1 2 3 История создания фильма «Остров» — РИА Новости, 24.11.2006
  3. К-фм «Остров» :: Кинорежиссёр Павел Лунгин о Соловках
  4. Безрук Мария. Такое бывает раз в жизни. Газета «Труд», № 1, 10.01.2007
  5. Фильм – ОСТРОВ. kinobusiness.com. Дата обращения 27 октября 2017.
  6. https://www.booksite.ru/civk/1_st-101.html

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме: Остров (фильм, 2006)

Страница фильма на сайте «Наше кино»

  • «Остров» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Остров» — сюжет и два мнения: положительное и отрицательное
  • Кошк М., Деболд Э. Оживляя русскую душу // Журнал «Что такое просветление?» — № 38, октябрь—декабрь 2007.
  • Места съёмок фильма «Остров» (18 фотографий)

Фильмы Павла Лунгина

  • Такси-блюз (1990)
  • Луна-парк (1992)
  • Линия жизни (1996)
  • Свадьба (2000)
  • Олигарх (2002)
  • Дело о «Мёртвых душах» (2005)
  • Бедные родственники (2005)
  • Остров (2006)
  • Ветка сирени (2007)
  • Царь (2009)
  • Дирижёр (2012)
  • Родина (2015)
  • Дама пик (2016)
  • Братство (2019)

1988—2000

  • Покаяние (1988)
  • Холодное лето пятьдесят третьего… (1989)
  • Ашик-Кериб (1990)
  • Астенический синдром (1991)
  • Небеса обетованные (1992)
  • Анкор, ещё анкор! (1993)
  • Макаров (1994)
  • Увлеченья (1995)
  • Особенности национальной охоты (1996)
  • Кавказский пленник (1997)
  • Вор (1998)
  • Про уродов и людей (1999)
  • Хрусталёв, машину! (2000)

2001 — н. в.

  • Дневник его жены (2001)
  • Телец (2002)
  • Кукушка (2003)
  • Возвращение (2004)
  • Свои (2005)
  • 9 рота (2006)
  • Остров (2007)
  • Монгол (2008)
  • Стиляги (2009)
  • Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину (2010)
  • Край (2011)
  • Жила-была одна баба (2012)
  • Фауст (2013)
  • Географ глобус пропил (2014)
  • Трудно быть богом (2015)
  • Милый Ханс, дорогой Пётр (2016)
  • Рай (2017)
  • Аритмия (2018)
  • Война Анны (2019)

«Кукушка» (2003) · «Возвращение» (2004) · «72 метра» (2005) · «9 рота» (2006) · «Остров» (2007) · «12» (2008) · «Дикое поле» (2009) · «Стиляги» (2010) · «Как я провёл этим летом» (2011) · «Елена» (2012) · «Белый тигр» (2013) · «Легенда № 17» (2014) · «Солнечный удар» (2015) · «Про любовь» (2016) · «Рай» (2017) · «Салют-7» (2018)· «Война Анны» (2019)

Фильм Остров

На холодный уединенный остров стремятся люди, потерявшие надежду. Все они ищут встречи с чудаковатым старцем Анатолием, чьи молитвы исцеляют тела и души. Вот только свой грех Анатолий отмолить не может, как ни старается. Фильм-событие 2006 года стал второй совместной работой режиссера Павла Лунгина и Петра Мамонова, завоевав шесть премий «Золотой орёл» и шесть премий «Ника». Предысторией к основным событиям стал случай, произошедший с кочегаром советской баржи, которого немецкие моряки во время войны вынудили убить товарища-шкипера в обмен на жизнь. Волны выбросили Анатолия на берег, и он остался жить среди выходивших его монахов. Трудом, смирением и молитвами жил он с тех пор, заслужив славу целителя. Остальные монахи недолюбливают Анатолия, странности его поведения раздражают многих, а необычные способности вызывают зависть. Помогая очередному просителю, Анатолий, наконец, получает шанс искупить грех убийства, который мучил его долгие годы. Для того чтобы узнать, как дальше будут развиваться события, рекомендуем смотреть онлайн «Остров».

История создания фильма «Остров»

Анатолия оставляют в живых, чтобы через несколько минут взорвать вместе с баржей, но он остается жив. На севере России, на пустынном острове в море, в маленькой православной обители он находит приют. Анатолий работает истопником монастырской котельной, целыми днями возит тачку с углем, спит на куче угля и даже похоронить себя завещает в угольном ящике. Собратьев-монахов смущают его странности — то он зачем-то бросает в печь чужие сапоги, то громко кричит петухом, то кидает обгорелой головней в игумена. Но в каждой такой дикой выходке есть смысл. На остров издалека приезжают люди, веря, что Анатолий способен дать мудрый совет, излечить болезнь, изгнать бесов. Он никому не отказывает в помощи, но страдает, тяготясь сознанием тяжести греха, совершенного тогда, на барже. Вымаливает прощение у убитого товарища. Но как узнать, что прощен, если ответа нет?

Сценарий принадлежит выпускнику ВГИКа, точнее, стал выпускной работой Дмитрия Соболева. Позже агент отправил сценарий Павлу Лунгину. «У меня в жизни был период, когда я читал теологическую литературу, пытаясь что-то понять для себя. В принципе это второй сценарий, связанный с православием. В первом сценарии был священник православный. Поэтому идея вынашивалась долго, пока не созрела эта схема искушения, покаяние и прощение. После этого все и случилось, — рассказал Дмитрий Соболев РИА Новости. — Я читал жития многих подвижников и в основу образов главного героя легли Феофил Печерский и Севастьян Карагандинский». Кроме того, сценарий вышел и как отдельная книга, в сборнике сценариев, который также называется «Остров».

Фильм «Остров» — это свидетельство того, что время остановилось, отмечает режиссер. Сравнивая современные ценности России и всего мира, Лунгин говорит: «В России нет никакой истории, нет даже кружек, из которых мы пили пиво в пивных автоматах. Мы не оставляем никаких материальных следов, только идеи». «Остров» — это как раз попытка поймать мгновение.

Съемки картины проходили в специально выстроенном монастыре в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Вся декорация монастыря была привязана к затопленной деревянной барже. По рассказу режиссера, баржа, скорее всего, осталась от заключенных: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы».

Как отмечает режиссер, исполнитель главной роли Петр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актер получил благословение у своего духовника. Кроме того, в выстроенном в Кеми монастыре со съемочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, он провел молебен в первый день съемок.

«Процесс съемок запомнился мне гораздо больше радостями, чем сложностями, — вспоминает Павел Лунгин. — На съемках была совершенно особая теплая и творческая атмосфера. Мы жили там уединенно, в маленькой гостинице на берегу Белого моря. И даже Белое море само было к нам благосклонно, потому что не замерзало до середины декабря. Хотя по прогнозам лед должен был встать уже в октябре».

После завершения работы над фильмом построенную на время съемок церковь освятили, а один из работников съемочной группы, который был подсобным рабочим, остался в этом ските жить и, видимо, стал первым монахом нового монастыря.

«Перед съемками я объехал много знаменитых монастырей: был на Валааме, Селигере, Соловках, но понял, что ни один из них для нас не подходит. Нам нужен был маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесенные высокими стенами города. К тому же фильм-то не церковный, он не о монастыре, а о чувстве греха и стыда — главном, что отличает человека от животного».

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Три старца. Трое вас, трое нас, помилуй нас.

— Что про старцев? — спросил архиерей, подошел к борту и присел на ящик. — Расскажи и мне, я послушаю. Что ты показывал?
— Да вот островок маячит,— сказал мужичок и показал вперед в правую сторону. — На этом самом островке и старцы живут, спасаются.
— Где же островок? — спросил архиерей.
— Вот по руке-то моей извольте смотреть. Вон облачко, так полевее его вниз, как полоска, виднеется.
Смотрел, смотрел архиерей, рябит вода на солнце, и не видать ему ничего без привычки.
— Не вижу,— говорит. — Так какие же тут старцы на острове живут?
— Божьи люди,— ответил крестьянин. — Давно уж я слыхал про них, да не доводилось видеть, а вот запрошлым летом сам видел.
И стал опять рассказывать рыбак, как ездил он за рыбой, и как прибило его к острову к этому, и сам не знал, где он. Поутру пошел ходить и набрел на земляночку и увидал у земляночки одного старца, а потом вышли и еще два; покормили и обсушили его и помогли лодку починить.
— Какие же они из себя? — спросил архиерей.
— Один махонький, сгорбленный, совсем древний, в ряске старенькой, должно, годов больше ста, седина в бороде уж зеленеть стала, а сам все улыбается и светлый, как ангел небесный. Другой ростом повыше, тоже стар, в кафтане рваном, борода широкая, седая с желтизной, а человек сильный: лодку мою перевернул, как ушат, не успел я и подсобить ему,— тоже радостный. А третий высокий, борода длинная до колен и белая как лунь, а сам сумрачный, брови на глаза висят, и нагой весь, только рогожкой опоясан.
— Что ж они говорили с тобой? — спросил архиерей.
— Все больше молча делали, и друг с дружкой мало говорят. А взглянет один, а другой уж понимает. Стал я высокого спрашивать, давно ли они живут тут. Нахмурился он, что-то заговорил, рассердился точно, да древний маленький сейчас его за руку взял, улыбнулся,— и затих большой. Только сказал древний «помилуй нас» и улыбнулся.
Пока говорил крестьянин, корабль еще ближе подошел к островам.
— Вот теперь вовсе видно стало,— сказал купец. — Вот извольте посмотреть, ваше преосвященство,— сказал он, показывая.
Архиерей стал смотреть. И точно, увидал черную полоску — островок. Посмотрел, посмотрел архиерей и пошел прочь от носу к корме, подошел к кормчему.
— Какой это островок,— говорит,— тут виднеется?
— А так, безыменный. Их много тут.
— Что, правда,— говорят,— тут старцы спасаются?
— Говорят, ваше преосвященство, да не знаю, правда ли. Рыбаки,— говорят,— видали. Да тоже, бывает, и зря болтают.
— Я желаю пристать к острову— повидать старцев,— сказал архиерей. — Как это сделать?
— Кораблем подойти нельзя,— сказал кормчий. — На лодке можно, да надо старшо́го спросить.
Вызвали старшо́го.
— Хотелось бы мне посмотреть этих старцев,— сказал архиерей. — Нельзя ли свезти меня?
Стал старшо́й отговаривать. — Можно-то можно, да много времени проведем, и, осмелюсь доложить вашему преосвященству, не стоит смотреть на них. Слыхал я от людей, что совсем глупые старики эти живут, ничего не понимают и ничего и говорить не могут, как рыбы какие морские.
— Я желаю,— сказал архиерей. — Я заплачу за труды, свезите меня.
Нечего делать, распорядились корабельщики, переладили паруса. Повернул кормчий корабль, поплыли к острову. Вынесли архиерею стул на нос. Сел он и смотрит. И народ весь собрался к носу, все на островок глядят. И у кого глаза повострее, уж видят камни на острове и землянку показывают. А один уж и трех старцев разглядел. Вынес старшой трубу, посмотрел в нее, подал архиерею. «Точно,— говорит,— вот на берегу, поправей камня большого, три человека стоят».
Посмотрел архиерей в трубу, навел куда надо; точно, стоят трое: один высокий, другой пониже, а третий вовсе маленький; стоят на берегу, за руки держатся.
Подошел старшой к архиерею. — Здесь, ваше преосвященство, остановиться кораблю надо. Если уж угодно, так отсюда на лодке вы извольте съездить, а мы тут на якорях постоим.
Сейчас распустили тросо, кинули якорь, спустили парус — дернуло, зашаталось судно. Спустили лодку, соскочили гребцы, и стал спускаться архиерей по лесенке. Спустился архиерей, сел на лавочку в лодке, ударили гребцы в весла, поплыли к острову. Подплыли как камень кинуть; видят — стоят три старца: высокий — нагой, рогожкой опоясан, пониже — в кафтане рваном, и древненький сгорбленный — в ряске старенькой; стоят все трое, за руки держатся.
Причалили гребцы к берегу, зацепились багром. Вышел архиерей.
Поклонились ему старцы, благословил он их, поклонились они ему еще ниже. И начал им говорить архиерей.
— Слышал я,— говорит,— что вы здесь, старцы божии, спасаетесь, за людей Христу-богу молитесь, а я здесь, по милости божьей, недостойный раб Христов, его паству пасти призван; так хотел и вас, рабов божиих, повидать и вам, если могу, поучение подать.
Молчат старцы, улыбаются, друг на дружку поглядывают.
— Скажите мне, как вы спасаетесь и как богу служите,— сказал архиерей.
Воздохнул средний старец и посмотрел на старшего, на древнего; нахмурился высокий старец и посмотрел на старшего, на древнего. И улыбнулся старший, древний старец и сказал: «Не умеем мы, раб божий, служить богу, только себе служим, себя кормим».
— Как же вы богу молитесь? — спросил архиерей.
И древний старец сказал: «Молимся мы так: трое вас, трое нас, помилуй нас».
И как только сказал это древний старец, подняли все три старца глаза к небу и все трое сказали: «Трое вас, трое нас, помилуй нас!»
Усмехнулся архиерей и сказал:
— Это вы про святую троицу слышали, да не так вы молитесь. Полюбил я вас, старцы божий, вижу, что хотите вы угодить богу, да не знаете, как служить ему. Не так надо молиться, а слушайте меня, я научу. Не от себя буду учить вас, а из божьего писания научу тому, как бог повелел всем людям молиться ему.
И начал архиерей толковать старцам, как бог открыл себя людям: растолковал им про бога отца, бога сына и бога духа святого и сказал:
— Бог сын сошел на землю людей спасти и так научил всех молиться. Слушайте и повторяйте за мной.
И стал архиерей говорить: «Отче наш». И повторил один старец: «Отче наш», повторил и другой: «Отче наш», повторил и третий: «Отче наш». — «Иже еси на небесех». Повторили и старцы: «Иже еси на небесех». Да запутался в словах средний старец, не так сказал; не выговорил и высокий, нагой старец: ему усы рот заросли — не мог чисто выговорить; невнятно прошамкал и древний беззубый старец.
Повторил еще раз архиерей, повторили еще раз старцы. И присел на камушек архиерей, и стали около него старцы, и смотрели ему в рот, и твердили за ним, пока он говорил им. И весь день до вечера протрудился с ними архиерей; и десять, и двадцать, и сто раз повторял одно слово, и старцы твердили за ним. И путались они, и поправлял он их, и заставлял повторять сначала.
И не оставил архиерей старцев, пока не научил их всей молитве господней. Прочли они ее за ним и прочли сами. Прежде всех понял средний старец и сам повторил ее всю. И велел ему архиерей еще и еще раз сказать ее, и еще повторить, и другие прочли всю молитву.
Уж смеркаться стало, и месяц из моря всходить стал, когда поднялся архиерей ехать на корабль. Простился архиерей с старцами, поклонились они ему все в ноги. Поднял он их и облобызал каждого, велел им молиться, как он научил их, и сел в лодку и поплыл к кораблю.
И плыл к кораблю архиерей, и все слышал, как старцы в три голоса громко твердили молитву господню. Стали подплывать к кораблю, не слышно уж стало голоса старцев, но только видно было при месяце: стоят на берегу, на том же месте, три старца — один поменьше всех посередине, а высокий с правой, а средний с левой стороны. Подъехал архиерей к кораблю, взошел на палубу, вынули якорь, подняли паруса, надуло их ветром, сдвинуло корабль, и поплыли дальше. Прошел архиерей на корму и сел там и все смотрел на островок. Сначала видны были старцы, потом скрылись из вида, виднелся только островок, потом и островок скрылся, одно море играло на месячном свете.
Улеглись богомольцы спать, и затихло все на палубе. Но не хотелось спать архиерею, сидел он один на корме, глядел на море, туда, где скрылся островок, и думал о добрых старцах. Думал о том, как радовались они тому, что научились молитве, и благодарил бога за то, что привел он его помочь божьим старцам, научить их слову божию.
Сидит так архиерей, думает, глядит в море, в ту сторону, где островок скрылся. И рябит у него в глазах — то тут, то там свет по волнам заиграет. Вдруг видит, блестит и белеется что-то в столбе месячном; птица ли, чайка или парусок на лодке белеется. Пригляделся архиерей. «Лодка,— думает,— на парусе за нами бежит. Да скоро уж очень нас догоняет. То далеко, далеко было, а вот уж и вовсе виднеется близко. И лодка не лодка, на парус не похоже. А бежит что-то за нами и нас догоняет». И не может разобрать архиерей, что такое: лодка не лодка, птица не птица, рыба не рыба. На человека похоже, да велико очень, да нельзя человеку середь моря быть. Поднялся архиерей, подошел к кормчему:
— Погляди,— говорит,— что это?
— Что это, братец? Что это? — спрашивает архиерей, а уж сам видит — бегут по морю старцы, белеют и блестят их седые бороды, и, как к стоячему, к кораблю приближаются.
Оглянулся кормчий, ужаснулся, бросил руль и закричал громким голосом:
— Господи! Старцы за нами по морю, как по суху, бегут! — Услыхал народ, поднялся, бросились все к корме. Все видят: бегут старцы, рука с рукой держатся — крайние руками машут, остановиться велят. Все три по воде, как по суху, бегут и ног не передвигают.
Не успели судна остановить, как поравнялись старцы с кораблем, подошли под самый борт, подняли головы и заговорили в один голос:
— Забыли, раб божий, забыли твое ученье! Пока твердили — помнили, перестали на час твердить, одно слово выскочило — забыли, все рассыпалось. Ничего не помним, научи опять.
Перекрестился архиерей, перегнулся к старцам и сказал:
— Доходна до бога и ваша молитва, старцы божий. Не мне вас учить. Молитесь за нас, грешных!
И поклонился архиерей в ноги старцам. И остановились старцы, повернулись и пошли назад по морю. И до утра видно было сиянье с той стороны, куда ушли старцы.

Слова «Трое вас и трое нас, Господи, помилуй нас!» — это и молитва, и название экранизации известной истории о неграмотных отшельниках, которые, не зная ни одного молитвенного правила, изобрели свое собственное. Новелла входит в фильм режиссера Виталия Люберецкого. Работа была снята в 2011-м году и открыла зрителю новый жанр кинематографа — «православную комедию».

У рассказа очень интересная история, ему приписывают сразу двух создателей.

Авторство притчи

Хотя авторство часто приписывают архимандриту Павлу (Груздеву), истинным создателем поучительного рассказа является известный русский писатель Лев Николаевич Толстой. Правильное название «Три старца». Эта короткая история о трех вынужденных отшельниках была написана в 1885-м и опубликована в литературном альманахе «Нива» в 1886-м году.

Трое вас и трое нас, Господи, помилуй нас!

Сказание «Трое вас…» повествует о встрече архиерея с тремя старцами, которые много лет назад по воле случая превратились в вынужденных отшельников. В беседе с пустынниками выясняется, что те настолько безграмотны, что не знают ни одной молитвы, кроме той, которую сочинили сами.

Архиерей решает спасти заблудшие души и научить их истинной вере. Провозившись ведь день до ночи, он таки разучивает с отшельниками «Отче наш». И с чувством выполненного долга продолжает свое путешествие. Каково же было его удивление, когда через некоторое время он увидел древних старцев, которые догоняли корабль. И все бы ничего, но передвигались старцы «по морю, как по суху». Когда же они вплотную подошли к кораблю, выяснилась причина переполоха. Бедняги забыли все, чему учил их ученый священнослужитель весь день.

— Забыли, раб Божий, забыли твое ученье! Пока твердили — помнили, перестали на час твердить, одно слово выскочило — забыли, все рассыпалось. Ничего не помним, научи опять.

Архиерей, пораженный увиденным, отпускает стариков со словами: «Не мне вас учить».

История создания

Сюжет повествования неоригинален. Похожие рассказы встречаются в устном народном творчестве сразу нескольких народов. Отличаются только место действия и количество «старцев». Так существует легенда об Августине, епископе Иппонийском, который, проплывая мимо одного из островов Средиземного моря, встречается с отшельником преклонного возраста, к тому же совершенно голым.

Древний старец рассказал, что родом из Африки. На вопросы Августина отвечал, что молениям обучен, но не очень искусен в этом, часто путает слова и потому предпочитает молиться по-своему. Потратив весь день на обучение старика молитвенным правилам, епископ продолжил свой путь. Но на второй день был догнан бывшим учеником по причине, что тот забыл учение и вернулся к привычному укладу жизни. Эту историю в XVI веке пересказал князю Курбскому преподобный Максим Грек.

Как видно, обе истории имеют очень схожий сюжет. Но не стоит поспешно обвинять Льва Николаевича в плагиате. Скорее всего, на написание этого сказания его натолкнули многочисленные народные пересказы известной легенды. По свидетельству биографа Толстого Павла Ивановича Бирюкова, писатель услышал подобную историю от волжского рассказчика народных былин и сказок В. П. Щеголенка.

Интересно, что к названию «Три старца» при первой публикации в «Ниве» (1886 г.) был добавлен подзаголовок «Народное сказание».

В 1900 г. собирателем народного фольклора А. А. Макаренком в Енисейской губернии была записана очень похожая легенда о трех стариках, которые жили уединенно и молились так: «Трое вас, трое нас, помилуй нас».

Идея и суть

Простая на вид история «Трое нас, трое вас» скрывает в себе глубокий смысл. Так Господь одним этим примером искренней веры заставляет смирить гордыню тех, кто ставит себя выше других. Причем настолько, что считает себя вправе учить всех вокруг.

Порой даже высшим служителям Церкви не хватает простоты и искренности в вере, в служении. Такое огромное доверие к Создателю может быть разве что у детей. Взрослым же необходим порядок, они привыкли все проверять, выверять. В стремлении стать истинными прихожанами верующие порой забывают о сути христианства и начинают оценивать все с точки зрения «правильно-неправильно», «хорошо-плохо». И тут три неграмотных оборванца в один миг перечеркивают все, что было заучено и считалось истиной в последней инстанции.

Но если внимательно вчитаться в слова короткого молитвенного обращения старцев, то сразу начинаешь понимать, что оно тесно перекликается с другой известной молитвой длиной в одно предложение: «Господи, помилуй меня грешного!» И тогда становится ясен смысл эпиграфа в самом начале повествования:

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Ев. от Матфея

Жанр произведения

Сказание о трех старцах принадлежит к притчам. Это небольшое литературное произведение в отвлеченной форме, содержащее нравственное наставление. Данный рассказ призван не просто развлечь слушателей, он заставляет задуматься, таким образом выводя читателя на диалог. Внутри произведения создается конфликт, расширяя тем самым рамки текста и обнажая суть зашифрованной в нем проблемы: столкновение канонической церкви с простонародным пониманием религии.

В рассказе присутствуют все признаки, характерные для этого жанра:

  • небольшой объем повествования;
  • сказовая форма изложения;
  • обыденность сюжета;
  • аллегоричность;
  • абстрактность;
  • поучение, урок.

Структура текста

Структура сказания «Три старца» условно разбивается на три составляющие: повествование, заключение, в котором скрыто нравоучение, и смысловой узел. И хотя последний элемент не облечен в формально-лексическую форму, он играет важную роль в повествовании, объединяя первые два компонента в единое целое.

Так, в «Трех старцах» идет описание путешествия архиерея, его встреча с отшельниками, обучение их церковной грамоте, отплытие и неожиданное чудо, которое явили дремучие насельники острова.

Кульминацией рассказа является признание архиерея, что простое «трое нас, трое вас» оказалось ближе к Богу, чем канонический «Отче наш».

Оба элемента рассказа объединяются одним смыслом — значение религии и веры в жизни человека. И хорошо, если оба эти понятия равны по значимости и неотъемлемы друг от друга. Ведь в погоне за показной религиозностью можно напрочь забыть о вере.

Стилистические особенности

По своей стилистике рассказ очень напоминает басню, отличаясь лишь масштабностью обобщения. Главные действующие лица предания не конкретизируются: некий архиерей, некие старцы. Также не указывается место, где разворачивается действие сказания — это какой-то безымянный остров на реке. Не указывается и время, когда разворачиваются события.

Смысл рассказа не в том, какие люди в нем описываются, а в том, какие морально-этические аспекты их жизни затронуты. Все сконцентрировано на выборе, который делают герои.

Характерно для этого жанра то, что сам сюжет, хотя и излагается в сказовой форме, но изображает обыденную жизнь. Отсутствует свойственная басне мораль, высказанная в открытой форме. Нравоучение настолько завуалировано, что к нему подходишь самостоятельно. Что еще интересно — у разных читателей может быть отличное от других мнение по поводу заключенного в сказании смысла.

Другие известные христианские притчи

Нравоучительные повести популяризировались с приходом христианства. Одними из первых были написаны поучительные рассказы о царе Соломоне, который славился своей мудростью.

Пожалуй, самой популярной можно считать повесть о двух матерях и одном ребенке. К царю явились две женщины и обе заявили права на одного младенца. Каждая настаивала, что только она — мать ребенка, обвиняя товарку во лжи. Тогда мудрец приказал разрубить малютку пополам, чтобы каждой стороне досталась часть предмета спора. Одна женщина согласилась с решением правителя. Другая же со слезами бросилась в ноги царю с просьбой сохранить жизнь дитяти. Так спор был разрешен в ее пользу. Ведь только настоящая мать могла пожертвовать собственным счастьем ради жизни и здоровья ребенка.

Много иносказательных поучительных сюжетов и в Новом Завете.

Наиболее известные:

  • «О блудном сыне»;
  • » О работниках в винограднике»;
  • «О десяти девах».

Первая учит двум главным для христианина добродетелям — прощению и покаянию. Через иллюстрацию того, как отец прощает своего непутевого сына, рассказ демонстрирует безграничное милосердие Господне к каждому раскаявшемуся грешнику. Повествование настолько популярно в Православии, что в церковном календаре ему отводится неделя — одна из четырех, предшествующих Великому посту.

Видео

В этом видео — отрывок из фильма, посвященный поучительному рассказу «Трое вас и трое нас, Господи, помилуй нас!»

7.890
Идет Вторая мировая война. Моряк Анатолий и его командир Тихон под покровом ночи перевозят на барже уголь. Неожиданно их захватывает немецкий сторожевой корабль. Чтобы спастись, Анатолий совершает предательство – расстреливает своего товарища. Немецкие солдаты обманывают моряка и оставляют умирать на заминированной барже. Чудом его спасают монахи.
Анатолий, чудом спасшийся моряк, живет на острове, он не стал монахом, но всю свою жизнь посвятил Богу и покаянию за совершенный грех. Он живет в котельной и спит на угле. К нему относятся как к чудаковатому отшельнику, способному давать благословения и исцелять. Однако, сам Анатолий не считает себя святым. Несмотря на то, что он обладает даром врачевания и ясновидения, он подшучивает над обрядами братьев из мужского монастыря, его уединение – это искреннее переживание души и самовольное наказание за прегрешение.

Страна: Россия
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Юрий Кузнецов, Виктория Исакова, Нина Усатова, Яна Есипович, Ольга Демидова, Тимофей Трибунцев, Алексей Зеленский
Продолжительность: 112 мин. / 01:52
Возраст: 16+
Год: 2006
Смотреть фильм Остров в HD качестве бесплатно

Остров — Павел Лунгин Режисcёр: Павел Лунгин http://snob.ru/profile/5178/blog Подробно: http://www.liveinternet.ru/users/merlinwebdesigner/post354967867/ Во время Великой Отечественной войны немцы захватывают угольную баржу где-то у берегов Белого моря. Матрос Анатолий под угрозой смерти предает и убивает своего командира, капитана корабля Тихона. Несмотря на это, немцы взрывают баржу и оставляют Анатолия умирать в море. Выжившего Анатолия мы находим через четверть века иноком при монастыре. Постаревший до неузнаваемости Анатолий трудится истопником. Он спит на углях в котельной, молится отдельно от всех и распевает во все горло песни. В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Юрий Кузнецов, Виктория Исакова, Нина Усатова, Яна Есипович, Ольга Демидова, Тимофей Трибунцев, Алексей Зеленский Отец Иов не принимает и не понимает подход Анатолия к вере и жизни. Будучи человеком строгих нравов, он постоянно жалуется на старца кроткому и покладистому отцу Филарету – настоятелю монастыря. Анатолий обладает даром предвидеть будущее и исцелять людей. Они приезжают к нему издалека, выстраиваются в очередь у дверей котельной, на самом берегу острова. Он хоть и ведет себя с ними грубо, но помогает и наставляет на верный путь. Под маской баламута и грубияна старец Анатолий прячет свои глубокие переживания об ошибках прошлого. В одиночестве он кается, взывая к небу, умоляя о прощении.

Остров. Х/ф

  Россия,

2006

Вторая мировая война. Немецкий сторожевой корабль ночью захватывает в море небольшую баржу, на которой перевозят уголь двое русских. Молодого кочегара Анатолия, обезумевшего от страха, фашисты заставляют выдать, а затем и расстрелять своего старшего товарища Тихона, вложив юноше в руку пистолет. Самого Анатолия через несколько минут взрывают вместе с баржей…
1976 год. На севере России, на пустынном острове, в маленькой православной обители нашел приют уцелевший после взрыва Анатолий. Он работает истопником монастырской котельной, целыми днями возит тачку с углем, спит на куче угля и даже хоронить себя завещает в угольном ящике. Собратьев-монахов смущает его необычное поведение: то он зачем-то бросает в печь чужие сапоги, то сжигает одеяло, то громко кричит петухом, то кидает обгорелой головней в игумена. Но в каждой его дикой выходке есть смысл – таким образом старец говорит людям о самом главном.
На остров приезжают странники, веря, что отец Анатолий способен дать мудрый совет, излечить болезнь, изгнать бесов. Он никому не отказывает в помощи, но сам безмерно страдает, тяготясь сознанием тяжести греха, совершенного более 30 лет назад. Всей своей подвижнической жизнью на острове Анатолий вымаливает у Бога прощение за убийство. И тут в его жизни случается чудо…
Главную роль в фильме (отца Анатолия) сыграл Петр Мамонов, лидер знаменитой рок-группы «Звуки My». Много лет назад музыкант снялся в дебютной картине Павла Лунгина «Такси-блюз».

Павел Лунгин (режиссер): «Сейчас такое чувство, что время перемен закончилось, и обществу пора задуматься о вечности, о грехе и совести. В азарте погони за успехом и деньгами эти вещи ушли из нашей жизни… Процесс съемок был необыкновенным и для актеров тоже. Съемочная группа как будто прожила особую жизнь на Белом море».