Фото княгини Елизаветы Федоровны

LiveInternetLiveInternet

«Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти».
Алексей Константинович Толстой.
«История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева».
Императрица Елизавета Петровна
18 (29) декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 (5 января 1762), Санкт-Петербург

Генрих Бухгольц Портрет императрицы Елизаветы Петровны в жемчугах. 1768 г.
Российская императрица с 25 ноября (6 декабря) 1741 года из династии Романовых, дочь Петра I и Екатерины I, последняя правительница России, являвшаяся Романовой «по крови».
Елизавета родилась в селе Коломенском. День этот был торжественным: Пётр I въезжал в Москву, желая отметить в старой столице свою победу над Карлом XII. За ним везли шведских пленных. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но при вступлении в столицу его известили о рождении дочери. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь», — сказал он. Пётр нашёл Екатерину и новорождённого младенца здоровыми и на радостях устроил пир.

Луи Каравакк Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве. Русский Музей, Михайловский замок.
Будучи только восьми лет от роду, принцесса Елизавета уже обращала на себя внимание своею красотой. В 1717 году обе дочери, Анна и Елизавета, встречали Петра, возвращающегося из-за границы, одетыми в испанские наряды.

Louis Caravaque Portrait of Anna Petrovna and Elizaveta Petrovna. 1717 г.
Тогда французский посол заметил, что младшая дочь государя казалась в этом наряде необыкновенно прекрасной. В следующем 1718 году введены были ассамблеи, и обе царевны явились туда в платьях разных цветов, вышитых золотом и серебром, в головных уборах, блиставших бриллиантами. Все восхищались искусством Елизаветы в танцах. Кроме лёгкости в движениях, она отличалась находчивостью и изобретательностью, беспрестанно выдумывая новые фигуры. Французский посланник Леви замечал тогда же, что Елизавета могла бы назваться совершенной красавицей, если бы не её курносый нос и рыжеватые волосы.
Елизавета, действительно, имела курносый нос, и нос этот (под страхом наказания) писался художниками только анфас, с лучшей его стороны. А в профиль портретов Елизаветы почти не существует, кроме случайного медальона на кости работы Растрелли и портрета Бухгольца, представленного выше.

Иван Никитин Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве.
Воспитание царевны не могло быть особенно удачным, тем более что мать её была совершенно безграмотна. Но её учили по-французски, и Екатерина постоянно твердила, что есть важные причины на то, чтобы она лучше других предметов обучения знала французский язык.
Причина эта, как известно, заключалась в сильном желании её родителей выдать Елизавету за какую-нибудь из особ французской королевской крови, например, за короля Людовика XV. Однако на все настойчивые предложения породниться с французскими Бурбонами, те отвечали вежливым, но решительным отказом.

Неизвестный художник середины XVIII века Портрет Елизаветы Петровны в молодости.
Во всём остальном обучение Елизаветы было мало обременительным, приличного систематического образования она так никогда и не получила. Время её было заполнено верховой ездой, охотой, греблей и уходом за своей красотой.

Георг Христоф Гроот Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743 г.
После брака родителей носила титул цесаревны. Завещание Екатерины I 1727 г. предусматривало права Елизаветы и её потомства на престол после Петра II и Анны Петровны.
В последний год правления Екатерины I и в начале царствования Петра II при дворе много говорили о возможности брака между тёткой и племянником, которых связывали в это время приятельские отношения.

Валентин Серов Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту. 1900 г.
После кончины Петра II, обручённого с Екатериной Долгоруковой, от оспы в январе 1730 г. Елизавета, несмотря на завещание Екатерины I, фактически не рассматривалась как одна из претенденток на престол, который был передан её кузине Анне Иоанновне. В её правление (1730—1740) цесаревна Елизавета находилась в опале. Недовольные Анной Иоанновной и Бироном возлагали на дочь Петра Великого большие надежды.
Пользуясь падением авторитета и влияния власти в период регентства Анны Леопольдовны, в ночь на 25 ноября (6 декабря) 1741 года 32-летняя Елизавета в сопровождении графа М. И. Воронцова, лейб-медика Лестока и своего учителя музыки Шварца словами «Ребята! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей!» подняла за собой гренадерскую роту Преображенского полка.

Федор Московитин Присяга Преображенского полка императрице Елизавете Петровне.
Не встретив сопротивления, с помощью 308 верных гвардейцев она провозгласила себя новой царицей, распорядившись заточить в крепость малолетнего Ивана VI и арестовать всю Брауншвейгскую фамилию (родственников Анны Иоанновны, в том числе регентшу Ивана VI — Анну Леопольдовну) и её приверженцев.
Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь — дабы показать Европе терпимость новой самодержицы.
Евгений Лансере Воцарение Елизаветы Петровны 25 ноября 1741 года. 1911 г.
Елизавета государственными делами почти не занималась, передоверив их своим фаворитам — братьям Разумовским, Шуваловым, Воронцовым, А. П. Бестужеву-Рюмину. В целом, внутренняя политика Елизаветы Петровны отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Тарас Шевченко Императрица Елизавета Петровна и Суворов (гравюра). 1850-е г.
По целому ряду признаков можно сказать, что курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещённого абсолютизма, осуществлявшейся затем при Екатерине II.
Период царствования Елизаветы — период роскоши и излишеств. При дворе регулярно проводились балы-маскарады, а в первые десять лет — и так называемые «метаморфозы», когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины — в дамские.
Георг Каспар Преннер Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны со свитой. 1750-55 гг. ГРМ.
Зимой 1747 года императрица издала указ, именуемый в истории как «волосяное установление», повелевающий всем придворным дамам подстричься наголо, и выдала всем «чёрные взлохмоченные парики», чтобы носили пока не отрастут свои. Городским дамам разрешалось указом оставить свои волосы, но поверх носить такие же чёрные парики. Причиной появления приказа послужило то, что императрица не смогла удалить пудру со своих волос и решила выкрасить их в чёрный цвет. Однако это не помогло и ей пришлось состричь волосы полностью и носить чёрный парик.
Елизавета Петровна задавала тон и была законодательницей мод. Гардероб императрицы насчитывал до 45 тысяч платьев.
Александр Бенуа Императрица Елизавета Петровна изволит прогуливаться по знатным улицам Санкт-Петербурга. 1903 г.
Евгений Лансере Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе (гуашь). 1905 г.
По свидетельству современников и историков, в частности, министра народного просвещения графа Уварова (автора формулы Православие-Самодержавие-Народность), Елизавета состояла в церковном морганатическом браке с Алексеем Разумовским. Еще до воцарения у Елизаветы начался роман с украинским певчим А. Г. Разумовским, который получил графский титул, ордена, звания и крупные пожалования, однако в государственных делах участия почти не принимал. Позднее фаворитом Елизаветы стал И. И. Шувалов, который покровительствовал просвещению.
Согласно некоторым историческим источникам 1770-х — 1810-х годов, у неё было минимум двое детей: сын от Алексея Разумовского и дочь от графа Шувалова.
Неизвестный художник Портрет Алексея Григорьевича Разумовского.
Louis Tokke Portrait of I.I. Shuvalov.
Впоследствии она взяла под личную опеку осиротевших в 1743 году двух сыновей и дочь камер-юнкера Григория Бутакова: Петра, Алексея и Прасковью. Впрочем, после смерти Елизаветы Петровны появилось немало самозванцев, именовавших себя её детьми от брака с Разумовским. В их числе наиболее известной фигурой стала так называемая княжна Тараканова.
Georg Khristof Grooth Portrait of the Empress Elizaveta Petrovna in a Black Masquerade Domino. 1748 г.
Официальным наследником престола 7 (18 ноября) 1742 г. Елизавета назначила своего племянника (сына сестры Анны) — герцога Голштинского Карла-Петера Ульриха (Петра Фёдоровича). В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого». Столь же серьезное внимание было обращено на продолжение династии, на выбор жены Петра Фёдоровича (будущая Екатерина II) и на их сына (будущий император Павел Петрович), начальному воспитанию которого придавалось важное значение.
Pietro Antonio Rotari Portrait of the Empress Elizabeth Petrovna. 1760 г.
25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась на 53 году жизни, и на престол взошёл Пётр III. Императрица была похоронена в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Со смертью Елизаветы Петровны пресеклась не только линия Петра I, но и вся династия Романовых. Хотя все последующие наследники престола носили фамилию Романовых, они уже не были русскими (Гольштейн-Готторпская линия). Смерть Елизаветы Петровны также прекратила участие русских в Семилетней войне. Новый император вернул Фридриху все завоёванные земли и предложил даже военную помощь. Лишь новый дворцовый переворот и восшествие на престол Екатерины II предотвратили военные действия России против бывших союзников — Австрии и Швеции.
Биография взята из Википедии

Императрица Елизавета Петровна: фото портретов и кратко о правлении Елизаветы I

Царствование Елизаветы I

Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Вели­кого, вступила на престол 26—го ноября 1741 г. При ней произошла война со Швецией, окончившаяся в пользу рус­ских, в 1743 г., миром в Або. Затем Россия, поддерживая Саксонию и Австрию, приняла участие в семилетней войне против Пруссии. При набожной императрице дарованы были некоторые льготы духовенству, и обращено особое внимание на религиозность народа; касательно войска придумано разделение России на 5 частей для сбора рекрут, которых брали из каждой части через пять лет. В 1754 г. учреждены государственные заемные банки для дворянства и купечест­ва; уничтожены внутренние таможни и мелочные сборы; в 1755 г. основан в Москве университет и две гимназии при нем; в Петербурге и Москве учреждены повивальные шко­лы; в 1757 г. последовало распоряжение Елизаветы I о необходимости учредить академию художеств в Петербурге. Сподвижники ее царствования: граф Алексей Григорьевич Разумовский, графы Петр и Иван Ивановичи Шуваловы, Алексей Петрович Бестужев—Рюмин, Лесток, граф Апраксин и другие. Императрица Елизавета I скончалась 25 декабря 1761 г., на 53 году от рождения.

Подборка фото портретов

< Предыдущая

Виктория Гессен-Дармштадтская

У этого термина существуют и другие значения, см. Виктория.

Виктория Гессен-Дармштадтская

Victoria Alberta Elisabeth Mathilde Marie von Hessen-Darmstadt

Род деятельности:

Герцогиня Гессенская и Прирейнская, маркиза Милфорд-Хэвен

Дата рождения:

5 апреля 1863

Место рождения:

Виндзорский замок, Виндзор, Великобритания

Дата смерти:

24 сентября 1950 (87 лет)

Место смерти:

Кенсингтонский дворец, Лондон, Великобритания

Отец:

Людвиг IV Гессенский

Мать:

Алиса Великобританская

Супруг:

Людвиг Александр Баттенберг

Виктория Гессен-Дармштадтская (полное имя нем. Victoria Alberta Elisabeth Mathilde Marie von Hessen-Darmstadt, с 1917 года Виктория Маунтбеттен (англ. Mountbatten); 5 апреля 1863, Виндзор — 24 сентября 1950, Лондон) — Принцесса Гессенская и Прирейнская, Маркиза Милфорд-Хейвен.

Биография

Виктория родилась в Виндзорском дворце в присутствии своей бабушки королевы Виктории. Она была первенцем в семье принцессы Алисы Великобританской и Людвига IV Гессенского. Ее крестили по лютеранскому обряду. Первые три года жизни Виктория провела в Германии. После оккупации Гессена в 1866 году во время австро-прусской войны, она была отправлена вместе с сестрой Эллой в Англию. В 1878 году Виктория заболела дифтерией, как и все остальные члены семьи, кроме сестры Эллы. Вскоре умерла её младшая сестра Мария. Две недели спустя скончалась мать Виктории, герцогиня Алиса. Это было для неё тяжелым ударом. Будучи старшим ребенком в семье, Виктории пришлось взять на себя обязанности матери и присматривать за младшими.

Замужество

На одной из семейных встреч, Виктория познакомилась со своим дальним родственником немецким принцем Людвигом Баттенбергом (1854—1921), сыном Александра Гессен-Дармштадтского от морганатического брака (поэтому он носил не династический титул, а специально созданную для него фамилию). Он принял британское гражданство и служил в королевском флоте. Летом 1883 года они объявили о своей помолвке. После краткой отсрочки из-за смерти принца Леопольда, Виктория вышла замуж за Людвига 30 апреля 1884 в Дармштадте. Её отец не одобрял их союз, по его мнению жених был слишком беден. Однако Виктория была уверена, и взгляды отца не повлияли на её решение. Супруги жили в разных частях Европы в зависимости от места службы Людвига. Дети:

  • Алиса (1885—1969), замужем за Андреем, принцем Греческим; от этого брака родился принц Филипп Греческий, в 1947 году женившийся на будущей королеве Елизавете II и при этом браке взявший фамилию матери (Маунтбеттен)
  • Луиза (1889—1965), замужем за королем Швеции Густавом VI Адольфом (вторая жена, с 1950 королева),
  • Джордж (Георг) (1892—1938), женат на Надежде Михайловне Торби
  • Луис (Людвиг) (1900—1979), женат на Эдвине Эшли

Портрет кисти Филипа Де Ласло.

Виктория очень любила читать и вела учет книг, которые прочла, они говорят о широком диапазоне интересов герцогини. Она лично преподавала своим детям, прививая им новые идеи. Виктория давала уроки совему младшему сыну, Людвигу, пока тот не пошел в школу. В 1906 году она летала в цеппелине, а позже в биплане.

Вплоть до 1914 года Виктория регулярно посещала своих родственников за границей и в Германии и в России, включая двух сестер вошедших в российскую императорскую семью: Эллу, которая вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, и Алису, жену императора Николая II.

В 1917 году, из-за войны с Германией, Виктория и Людвиг вслед за королём отказались от своих немецких титулов и взяли фамилию Маунтбеттен (перевод фамилии Баттенберг на английский язык с перестановкой частей). Несколько дней спустя Георг V пожаловал им титул маркиза и маркизы Милфорд-Хейвен. В 1921 году умер муж Виктории. Вообще судьба опечалила её многими утратами. Виктория умерла от бронхита (она курила начиная с 16 лет) 24 сентября 1950 года в Кенсингтонском дворце.

Ссылки

Художник Ф. Винтерхальтер. Почему принцессы и графини «выстраивались» в очередь к Францу Великолепно

Автор — Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщения

Художник Ф. Винтерхальтер. Почему принцессы и графини «выстраивались» в очередь к Францу Великолепному?

(Автопортрет художника с его братом Германом)

В маленькой немецкой деревушке Менсеншвад в 1805 году родился мальчик, которому было предначертано блестящее будущее. Даже в самых смелых мечтах его родители не могли предположить, что их Франца будут любезно принимать во всех европейских дворах, а дамы света будут записываться к нему в очередь, почтительно пропуская вперед королев и принцесс. И все это – благодаря живописи.

Queen Victoria 1843

Так написать женский портрет, как это делал Франц Великолепный (такое прозвище Франц Ксавьер Винтерхальтер получил в светских салонах Франции), умели в Европе середины XIX века немногие живописцы. Заказчицам импонировало, что он, как никто, умел придать фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – легкое лукавство.

портрет Императрицы Елизаветы Австрийской в белом платье с алмазной звезды в ее волосах.

А как он передавал изысканные дамские туалеты! Под его кистью шелковисто струится атлас, тончайшей паутиной окутывают дамские плечи кружева, искрятся драгоценные камни. Немаловажно, что он принципиально не видел у дам недостатков. На его портретах все они красивы, но при этом не просто узнаваемы, а очень похожи на самих себя. А вот это уже – великое искусство.

Путь к успеху занял у Франца не так уж и много времени. Живописи он обучался в академии Монако. И, видимо, хорошая школа, умноженная на талант, принесла отличные плоды. Его портреты быстро завоевали популярность, появились именитые заказчики. А в 1835 году поступил и первый престижный заказ – написать парадный портрет великого герцога Баден Леопольда I. Результат Леопольду понравился, и Винтерхальтер был принят в придворный штат главным живописцем. С этого момента начался его стремительный взлет.

Теперь основными заказчиками портретов стали королевские семьи Англии, Австрии, Бельгии, России, Франции; да и мало ли в Европе было в то время владетельных домов, так что заказов хватало. Вслед за успехом последовало и «повышение по службе», Наполеон III назначил Винтерхальтера главным портретистом имперской семьи Франции.

Napoleon III

Портрет императрицы Евгении (аля Мария-Антуанетта)

The Empress Eugenie Holding Louis Napoleon

Иметь портреты от Винтерхальтера хотели не только коронованные особы. Вы можете себе представить принцесс и графинь, «стоящими» в очереди и пишущими чуть ли не на ладони порядковые номера? А великий романист Александр Дюма видел это своими глазами: «Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом». Добавить, как говорится, нечего.

портрет Софи Guillemette, великой княгини Баден
Ажиотаж в Европе не мог пройти мимо российских аристократок. Исконно русское – «а чем мы хуже?» – привело к тому, что в очереди появились известнейшие российские фамилии: Мусины-Пушкины, Трубецкие, Римские-Корсаковы, Нарышкины, Шуваловы, Юсуповы, Бобринские. Сегодня только в Эрмитаже хранится 10 портретов наших соотечественниц, написанных Винтерхальтером. Несколько подобных портретов есть в провинциальных музеях, а сколько их в частных коллекциях и зарубежных музеях, подсчитать трудно.

Софья Петровна Нарышкина

Портрет графини Варвары Алексеевны Пушкиной — Мусиной

Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой
Есть в коллекции Эрмитажа и один мужской портрет кисти Винтерхальтера. В 1844 году он изобразил графа Алексея Алексеевича Бобринского. Портрет разительно отличается от обычных полотен автора. На темном фоне изображен стройный худощавый мужчина в строгом сером сюртуке. Ни украшений, ни орденов, все внимание сразу фокусируется на лице: пронзительный взгляд, волевой рот, высокий лоб. Как точно художник подметил суть портретируемого. Это не обычный прожигатель жизни, это – труженик.

Портрет графа Алексея Алексеевича Бобринского
Портрет явно подтверждает слова Петра Вяземского, что «в лице Алексея Алексеевича удачно сочетались блестящая образованность, высокая культура, прирожденное свободомыслие, искренний патриотизм, талант и неисчерпаемый дух исследователя». Имя этого человека незаслуженно забыто, а ведь он создал в стране производство сахара и построил первую железную дорогу, соединившую Петербург и Царское Село. Благодаря ему в России стала развиваться добыча угля, а цена на сахар снизилась с 2 рублей до 13 копеек за фунт. Это ли не пример для подражания современным бизнесменам?
Но зрители редко обращают внимание на этот портрет, их привлекают образы прекрасных дам. А уж на этих-то портретах есть чем полюбоваться. Несомненный интерес представляет портрет императрицы Марии Александровны – супруги Александра II. Это ей поэт Федор Тютчев посвятил в 1864 году прекрасные строки:

(Мария Александровна)

«Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней –
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.
Земное ль в ней очарованье
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать».
Это была удивительная женщина, во многом благодаря ей в России стало развиваться женское образование. Под её патронажем открывались женские гимназии и епархиальные училища. Она стояла у истоков организации российского Красного Креста, вложив в него много труда и собственных средств. Под ее покровительством находились многие благотворительные общества.

Портрет Императрицы Всея Руси, Александры Федоровны
Свой след в общественной и культурной жизни России оставила и императрица Александра Федоровна, супруга Николая I. Сохранилась её библиотека из более чем 9 тысяч книг, которая создавалась при непосредственном участии В.А. Жуковского. Многие книги в ней уникальны, это прижизненные и посмертные издания сочинений Байрона, Гюго, Гете, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В 1862 г. по случаю открытия Московского публичного и Румянцевского музеев библиотека была перевезена в Москву. Портрет Александры Федоровны – один из немногих, реалистично изображающих даму «в возрасте», ей тогда было 58 лет.

Любопытна и судьба Варвары Римской-Корсаковой, которую художник писал дважды. Поговаривают, что он даже был в неё тайно влюблен. Она блистала в европейских столицах, в Париже её называли «Венерой из Тартара». О её красоте и остроумии ходили легенды. Считается, что отдельные её черты Лев Толстой передал одной из героинь романа «Анна Каренина». Обратите внимание – на ней нет украшений, только маленькие серьги в ушах. Она обоснованно считала, что её красоте драгоценности не нужны. Любопытна география нахождения её портретов: Париж и Пенза.

Королева Виктория и королевская семья
Художник много и плодотворно работал. Он не был мастером психологического портрета, да от него заказчики этого и не ждали. Их привлекало в его творчестве другое – искреннее поклонение красоте.

(Ангел на могиле Винтерхальтера во Франкфурте)
Давно уже ушел из жизни Франц Ксавьер Винтерхальтер, но живут созданные им портреты, передавая обаяние и красоту женщин той удивительной эпохи.

Эжени де Montijo

Королева Виктория

Александра, принцесса Уэльская (1864)

Графиня Александра Николаевича Ламсдорф

Клэр де Берн, герцогиня Валломброзийская

Портрет Leonilla, принцесса Сайн Витгенштейн

портрет Принцессы Марии Каролины Августы де Бурбон

Королева Изабелла II Испании

Принц Альберт

Леопольд герцог Брабанта

Елена Луиза Елизавета Меклембургская

портрет королевы Марии Амели 1842

Принцесса Елизавета Esperovna Belosselsky, 1859

Святая Елизавета Романова: 9 главных фактов о благотворительности Великой княгини

Святая преподобномученица Елизавета Федоровна (память 18 июля) была реформатором милосердного служения в России. Какие новые виды социального служения она привнесла?

Елизавета Фёдоровна в облачении сестры милосердия. Фото из музея Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Деятельность преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, Гессен-дармштатдской принцессы, принявшей Православие и основавшей в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, была многообразна. Отличала ее всегда личная вовлеченность.

Жизнь прмц. Елизаветы не делилась на «просто жизнь» и «добрые дела».

Она лично посещала Хитровку — «дно» Москвы, где жили беднота и «преступный элемент» и куда боялись заходить даже мужчины.
Она лично ассистировала при операциях, которые проводились в госпитале Марфо-Мариинской обители.

Уже после расстрела, когда великую княгиню Елизавету, раненую, сбросили в шахту, она, получив переломы, травму головы, перевязывала раны другим пострадавшим и утешала их.

При всей своей активной вовлеченности в дела, великая княгиня Елизавета Федоровна сохраняла молитвенный настрой. Далеко не во всех монастырях того времени занимались Иисусовой молитвой. Святая Елизавета была ее «делательницей» и даже — сохранилось по крайней мере одно письмо — советовала своим родным молиться этой молитвой.

Написала устав принципиально новой обители милосердия. Преподобномученица Елизавета Федоровна с большим уважением относилась к русским православным монашеским традициям.

Но в монастыре она, прежде всего, видела уход от мира, от деятельной жизни ради молитвы.

В большом городе, таком, как вторая столица Российской империи, Москва, по мнению вел. кн. Елизаветы Федоровны, нужна была обитель, которая откликается на самые разные нужды людей, где человеку могут помочь и словом, и делом. И куда мог бы прийти любой нуждающийся, независимо от вероисповедания и национальности.

Поэтому она стала создавать новые институты сестер. В Марфо-Мариинской обители могли жить как сестры, принявшие обет послушания, девства и нестяжания на время их служения в обители, так и сестры, принявшие или готовящиеся к монашескому постригу.

Крестовая сестра Евдокия Сухобокова. 1910-е годы. Фото из музея Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Создавая Марфо-Мариинскую обитель, вл. кн. Елизавета руководствовалась древними монашескими уставами и советами духовных авторитетов, которых едва ли можно было назвать модернистами — Московского митрополита, свщм. Владимира (Богоявленского), епископа Трифона (Туркестанова), старцев подмосковной Зосимовой пустыни.

Хотела возродить институт диаконис. В Древней церкви существовали диакониссы — женщины, помогавшие епископу в миссионерском служении и делах милосердия, а также при совершении Таинства Крещения над взрослыми женщинами.

Так, известны диаконисса Фива, ученица апостола Павла, и св. Олимпиада, собеседница Златоуста. В Средние века институт диаконисс был забыт, но на рубеже XIX–XX вв. в Церкви стали раздаваться голоса в пользу его возрождения.

Одним из громких был голос прмц. Елизаветы, для обители которой диаконисы должны были не столько помогать епископу при совершении Таинств и богослужении, сколько заниматься социальным служением (диаконией).

Усилия вел. кн. Елизаветы Федоровны вызвали поддержку одних иерархов (свщмч. Владимир Богоявленский) и неприятие других (свщмч. Питирим Тобольский).

Прмц. Елизавету упрекали в том, что за основу она взяла немецкие лютеранские общины диаконис пастора Флиднера.

Однако св. Елизавета Федоровна обращалась к практике именно Древней церкви, в некоторых вопросах основательно позабытой.

В первохристианские времена были диаконисы по одеянию (служению), принесшие обеты, и диаконисы, над которыми совершалось рукоположение. «Я прошу только о первом (разряде), — писала Елизавета Федоровна профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому. — По правде сказать, я совсем не стою за вторую степень, времена теперь не те, чтобы давать женщинам право участвовать в клире, смирение достигается с трудом и участие женщин в клире может в него внести неустойчивость».

Группа раненых солдат Первой мировой войны в Марфо-Мариинской обители. В центре Елизавета Федоровна и сестра Варвара. Фото из музея Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Открыла санаторий для раненных солдат. Госпитали для раненных солдат открывали многие, в том числе и прмц. Елизавета. Реже встречаются примеры создания реабилитационных центров. Санаторий, оборудованный по последнему слову тогдашней медицинской техники, был организован вл. кн. Елизаветой Федоровной под Новороссийском во время Русско-японской войны (1904–1905 гг).

Организовала пункт сбора помощи фронту во дворце. В залах Большого кремлевского дворца во время Русско-японской войны по инициативе вл. кн. Елизаветы работали мастерские, где шили обмундирование для солдат. Здесь же принимались пожертвования деньгами и вещами.

Сама Елизавета Федоровна ежедневно смотрела за общей организацией и ходом работ.

Создала лучшую хирургическую больницу в Москве. Первая операция в клинике при Марфо-Мариинской обители была сделана самой великой княгине Елизавете. Впоследствии сюда привозили самых тяжелых больных, от которых отказывались в других больницах.

Прмц. Елизавета не только лично помогала при операциях, но лично выхаживала самых тяжелых больных. Сидела у постели, меняла повязки, кормила, утешала.

Известен случай, когда она выходила женщину с тяжелейшими ожогами всего тела, которую врачи считали обреченной.

Хирургический кабинет больницы при Обители. Фото из музея Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Однако больница в обители не считалась приоритетом. Главной была амбулаторная помощь, пациентов бесплатно принимали квалифицированные московские врачи (в 1913 году в ней было зарегистрировано 10 814 посещений).

Построила здание с дешевыми квартирами для работающих женщин.

Новым для России видом помощи стали дешевые квартиры (общежитие) для работающих женщин, открытое в обители. Это было веяние времени, поскольку все больше молодых женщин начинало работать на фабриках.

Обитель помогала им выбраться из мира рабочих поселков и окраин с их пьянством и развратом.

Ориентировала обитель на миссию среди бедняков. В доме священника при Марфо-Мариинской обители находились общественная библиотека. В ней было собрано 1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы.

Была и воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. Если в клинике обители умирал пациент, монахини московских монастырей и незанятые служением больным сестры читали по нему Псалтирь. Настоятельница обители тоже участвовала в молитве. Ее ставили в очередь в ночное время, потому что днем она была занята.

Забирала детей из притонов Хитровки. Описанный Гиляровским район ночлежек в начале XX века представлял собой затерянный в центре Москвы мир, живущий по звериным законам. «Извести» хитрованцев удалось лишь советской власти, применившей, в отличие от царского правительства, всю мощь и жестокость репрессивной машины.

До революции же с существованием Хитровки власти мирились. Считалось, что приток безработных, бездомных и опустившихся людей не остановить, а в центре города район ночлежек будет под большим контролем полиции, чем на окраине. Хитровку посещали различные благотворители. Так известно, что епископ Арсений (Жадановский) вызволил с Хитровки многих бывших певчих. Пропивших все до нитки людей одевали в новую одежду и давали им шанс вновь устроиться на работу в храмы.

Из хитровских певчих даже был составлен особый хор, певший при богослужениях епископа. Московский старец, праведный Алексий Мечев, ходил на Хитровку проповедовать.

Особенностью служения св. Елизаветы Федоровны было то, что она забирала из ночлежек детей и отправляла их в специальную школу при обители. Так она спасала их от неминуемой участи — для мальчиков воровства, для девочек — панели, а в итоге каторги или ранней смерти. Если семья еще не совсем опустилась, то дети могли остаться с родителями и только посещали занятия в обители, получать там одежду и еду.

Билет на благотворительный спектакль в помощь погорельцам. Фото из музея Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Боялась ли она идти в притоны? Св. Елизавета шла к бедным с готовностью. Так, во время революционных беспорядков в Москве (1905 г.) она вечерами лишь с одним провожатым ходила в госпиталь к солдатам, раненым в боях с японцами. И всегда отказывалась от охраны и помощи полиции.

Россия — это больной ребенок…

В одном из писем после революции прмц. Елизавета Федоровна писала: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день.

Святая Россия не может погибнуть. Но великой России, увы, больше нет. Но Бог в Библии показывает, как он прощал свой раскаявшийся народ и снова даровал ему благословенную силу. Будем надеяться, что молитвы, усиливающиеся с каждым днем, и увеличивающееся раскаяние умилостивят Приснодеву, и она будет молить за нас своего Божественного Сына, и что Господь нас простит».