Где ковчег завета

Ковчег завета

Ковчег завета

I. НАЗВАНИЕ

1) евр. слово арон обозначает «ящик» или «ларец». Это же слово в Быт.50 употребляется в значении «саркофаг»;

2) «Ковчег завета» Господня был назван так потому, что в нем находились две каменные скрижали с Десятью Заповедями, свидетельством Божьего завета с народом Израиля;

3) название «ковчег откровения» (Исх. 25:16.22) также указывает на Божий Закон как на свидетельство Божьей воли;

II. УСТРОЙСТВО И МАТЕРИАЛ

Ковчег завета, изготовленный по повелению Бога и находившийся в Святом Святых ⇒ скинии, имел длину 2,5 локтя, ширину – 1,5 локтя и высоту – 1,5 локтя. Один локоть «по прежней мере» (2Пар. 3:3) равнялся 52,5 см. К.З., сделанный из дерева «ситтим» (акация), был «обложен» снаружи и изнутри «чистым золотом» и вверху украшен золотым венцом (Исх. 25:10–16). К.З. стоял на четырех «нижних углах». Внизу, по продольным сторонам ковчега, к стенкам его было прикреплено по два золотых кольца, в которые продевались шесты, также сделанные из дерева «ситтим» и обитые золотом. Длинные шесты (20 локтей) позволяли избежать прикосновения носильщиков к К.З. Так как кольца располагались внизу, во время переноски ковчег возвышался над головами несущих. Согл. Евр. 9:4, наряду с упомянутыми скрижалями завета в К.З. находились также золотой сосуд с манной и жезл Аарона (Исх 16 и след.; Числ. 17:10; но ср. 3Цар. 8:9). К.З. был накрыт ⇒ крышкой.

III. ИСТОРИЯ

Значение К.З. раскрывается в его истории. Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди К.З. как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок (Числ. 10:33). Прежде чем носильщики трогались в путь или останавливались, Моисей взывал к Господу; возможно, эти молитв. обращения стали начальными строчками некоторых псалмов (ср. Числ. 10:35 и Пс. 67:2). Перед К.З. остановились воды Иордана (Нав. 3:11–17; Нав. 4:7,11,18); К.З. носили вокруг Иерихона, перед тем как евреи овладели городом (Нав. 6:4–12). Поэтому вполне естественно, что народы, которым подобное духовное служение Богу было чуждо, воспринимали К.З. как Бога Израиля (1Цар 4 и след.); это заблуждение еще прочнее укоренялось благодаря фигурам херувимов на крышке К.З. После перехода через Иордан К.З. находился, предположит., в Галгале, в месте, где разбил свой стан Иисус Навин (см. Нав 5 и след.; Нав. 9 и др.), а затем был перенесен в Силом, город, находившийся прим. в 30 км сев. Иерусалима, в уделе колена Ефрема. Здесь К.З. оставался вплоть до времен Илии (1Цар. 4:4), но иногда его переносили в другие места: напр., согл. Суд 20 и след., во время войны с коленом Вениамина К.З. находился в Вефиле. Из Силома К.З. был взят на войну с филистимлянами, но Господь не признал внешнего свидетельства завета, поскольку завет уже давно был нарушен в сердце народа. Так К.З. на некоторое время попал в руки филистимлян (1Цар. 4:11), но те, испытав на себе могущество Господа, вскоре вернули К.З. израильтянам, присовокупив к нему жертву повинности (1Цар. 5– 1Цар. 6:14). После того как К.З. на короткое время был установлен на большом камне в Вефсамисе, он 20 лет стоял на холме в Кириаф-Иариме – в доме Аминадава (1Цар 7 и след.), так что находившаяся в Силоме, а затем в Гаваоне (2Пар. 1:3) скиния собрания долгое время была лишена своей главной святыни. Давид распорядился перенести К.З. в Иерусалим, чтобы превратить этот город, завоеванный им и ставший его полит. столицей («город Давида»), также и в религ. центр. Перенесение К.З. в Иерусалим было прервано смертью Озы, прикоснувшегося к святыне. После этого К.З. три месяца находился в доме Аведдара (2Цар 6 и след.). Когда Давиду сообщили, что Господь благословил дом Аведдара ради ковчега Божьего (2Цар 6 и след.), он торжественно перенес ковчег в Иерусалим и поставил его посреди скинии (2Цар. 6:12–19). По-видимому, К.З. и отсюда несколько раз брали на войну (2Цар. 15:25). (См. также парал. повествование в 1Пар. 13–16.) Соломон приказал перенести К.З. из скинии в построенный им храм (3Цар. 8). Там К.З. был установлен в центре Святого Святых «под крыльями херувимов». Вероятно, отсюда ковчег уже не брали в воен. походы. В 2Пар. 35левитам дается указание вновь перенести К.З. в храм. Это объясняется либо тем, что ковчег был вынесен нечестивым Манассией или Амоном, либо тем, что во времена Иосии он был временно перенесен в другое место на период проведения в храме ремонтных работ. О дальнейшем местонахождении К.З. Библия ничего не сообщает. Возможно, он сгорел, когда халдеи сожгли Иерусалим и храм (4Цар. 25:9). Уже в Иер. 3предсказано наступление времени, когда К.З. не будет, ибо люди утратят необходимость в нем. Поэтому представляется вымыслом история, приведенная в 2 Макк 2 и след., согл. которой пр. Иеремия спрятал К.З. в пещере горы Нево до тех пор, пока Царство Божье не будет восстановлено. Во втором храме, построенном после возвращения из плена, К.З. отсутствовал, Святое Святых было пусто (Иосиф Флавий. Иудейская война, V.5,5).

На протяжении 850 лет К.З. был для израильтян зримым свидетельством Божьего присутствия, еще через 600 лет Господь пришел во плоти и жил на земле (в Ин. 1:14 дословно: «И Слово стало плотию и обитало с нами…»), явив Собою исполнение завета. В Христе воплотилось то, символом чего был ковчег в ВЗ: присутствие живого, святого, вершащего суд и милующего Бога. В Откр. 11:19, где взгляду Иоанна предстает храм Божий на небе, упоминается и К.З., как зримое свидетельство того, что Господь исполнит обещанное народу в завете. В новом Иерусалиме Иоанн не увидел храма, «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр. 21:22). Здесь реально присутствует Бог, и в особом знаке Его присутствия уже нет нужды.


КОВЧЕГ ЗАВЕТА

Когда мне прислали этот материал, просто не мог не выложить его в блог – важнейшая тема, имеющая вечную актуальность, вдохновляющая и осеняющая людей надеждой на Любящую нас и пребывающую с нами Личность Творца нашего Иисуса Христа. Тот факт, что зримо явлены плоды Божьего участия в делах человеческих, просто должен был открыт людям, что и произошло.
Как Ковчег Завета был найден
Рон Уайетт никогда не планировал найти Ковчег Завета, но однажды в 1978 году он осматривал достопримечательности около Дамасских ворот в Иерусалиме. Прогуливаясь вдоль древнего места, всем известного как «Голгофа», он разговаривал с представителем израильского Департамента Древности. Неожиданно для них обоих, когда левая рука Рона указала на то место, которое использовали в качестве свалки, он произнёс следующие слова: «А вон там находится грот Иеремии, в котором лежит Ковчег Завета». И хотя эти слова исходили из его собственных уст, и его собственная рука указала на то место, он сказал и сделал это неосознанно для себя. Эти слова вложил в его уста Бог и Он сделал так, чтобы Рон их произнёс. Человек, который был с ним, также отреагировал очень странно. Он сказал: «Замечательно! Мы хотим, чтобы вы начали раскопки, а мы со своей стороны дадим вам разрешение, обеспечим вам проживание, продовольствие и будем содействовать вам в этой работе!» Рон понимал, что это было сверхъестественным событием, но он также знал, что не все сверхъестественные события происходят от Бога (Откр.16:14). Поэтому он не взялся сразу за раскопки Ковчега, но решил вернуться домой и всё основательно изучить. По приезду домой, он начал исследовать факты относительно того, действительно ли Ковчег Завета мог находиться в этом месте. И только после того, как убедился в этом, он приступил к раскопкам.

Иерусалим расположен на двух холмах, традиционно называемых как «гора Мориа» и «гора Сион». Гора Мориа простирается от храмовой горы на юге, поднимаясь всё выше и продолжаясь за городской стеной на севере. Из-за такого географического расположения было трудно защитить северные стены Иерусалима. В древние времена с целью предотвращения лёгкого входа армий захватчиков в город с севера, через эту гору был прорыт сухой ров. Затем северная часть горы Мориа, расположенная вне городских стен, использовалась некоторое время как карьер для добычи камня. Результатом этого стало существование каменного откоса и та область рва, где часть горы Мориа была срыта, стала известна всем как «место черепа» или Голгофа. К западу от «места черепа» находится участок, на который Рон Уайетт указал в 1978 г., когда сказал: «А вон там находится грот Иеремии, в котором лежит Ковчег Завета». Поблизости, в саду Гроба Господня, находится предполагаемая могила Иосифа Аримафейского, в которую был положен Иисус и из которой Он воскрес.

Рон начал свои раскопки вниз вдоль скалистого откоса холма Голгофы в том месте, на которое указала его рука. Первое что он нашёл — три высеченные в скале полкообразные ниши, в которые, по предположению Рона, помещались дощечки с надписями на трёх языках (еврейском, греческом и римском) и которые устанавливались над местом распятия.
В Мф. 27:37, Мк. 15:26 и Лк. 23:38 говорится, что надпись находилась над Иисусом: «И поставили над головою Его надпись», что соответствовало тому, что нашёл Рон. В Ин. 19:19 говорится, что надпись была «поставлена на кресте». Греческое слово «епи», означающее «над», может быть также переведено как «на» или «выше». Переводчики Евангелия от Матфея, Марка и Луки решили перевести слово «епи» как «над», потому что бессмысленно говорить, что надпись была поставлена «на» голове. Но в Евангелии от Иоанна они сделали перевод «епи» как «на», так как можно сказать, что надпись была поставлена «на» кресте. Однако они могли перевести «епи» в этом месте как «выше», например: «надпись была поставлена выше креста (над крестом)». При дальнейших раскопках Рон обнаружил камень алтаря, выступающий из скалистого откоса холма. Рон предположил, что это, возможно, были останки христианского алтаря, так как первые христиане знали исключительность данного места. Впоследствии при раскопках был обнаружен фундамент здания первого столетия, похожего на храм, что снова добавило значимость этому месту. Наконец Рон нашёл убедительное доказательство того, что это было местом распятия (или казни) на кресте — четыре углубления в форме квадрата, вырубленных в каменной породе, прилегающей к холму. Одно из них располагалось выше чем остальные, и было немного позади, ближе к холму. Другие три были чуть ниже и впереди, дальше от холма. В эти углубления устанавливались кресты, и мы знаем из Библии, что с Христом были распяты ещё два разбойника. В этом случае было использовано только три из четырёх углублений для крестов. Рон также обнаружил большой круглый камень диаметром в 4 м и шириной 60 см. Он предположил, что это тот самый камень, который закрывал вход в могилу, где похоронили Христа. Когда он измерил вход в могилу, размеры камня в точности совпали с размерами входа.

Библия говорит, что вход в могилу Иисуса был завален «большим камнем» (Мф. 27:60). Внимание Рона было приковано к углублению для креста, которое было выше чем другие. Если это было местом распятия на кресте Иисуса, то это несомненно было углубление именно для Его креста. При раскопках было обнаружено, что верхняя часть этого углубления был закрыта камнем квадратной формы — шириной приблизительно 20 см, по своим размерам точно совпадавшим с углублением. Этим камнем оно, вероятно, закрывалось от попадания мусора. Когда Рон вытащил его из этого углубления, он неожиданно для себя обнаружил большую трещину, идущую от верхней части углубления для креста. Это напоминало трещину от землетрясения. Библия также говорит о землетрясении: «Земля сотряслась и раскололись скалы» (Мф. 27:51).
В течение почти двух лет исследований он полностью исследовал подземную часть утеса, ища вход в пещеру или туннель, и так и не найдя его решил пройти внутрь каменного холма при помощи молотков и буров. Через некоторое время он наконец пробился через скалу в открытое пространство внутри горы под названием Мориа. Место раскопок находилось на северном выступе горы Мориа. Эта гора состоит из карстовых пород и внутри представляла собой обширную систему природных пещер, полостей и туннелей. Эти природные пещеры не все были связаны друг с другом, и почти год Рон изучал систему пещер, рубя стены в поисках смежных туннелей.
На протяжении нескольких лет Рон много раз возвращался в Иерусалим и приступал к раскопкам. Он провёл сотни часов за работой на этом месте. Наконец он обнаружил пещеру в каменном массиве, в которой находился Ковчег Завета, и вошёл в неё 6 января 1982 года.
Пещера была завалена камнями, остатками сгнивших шкур животных и деревянных досок почти под самый потолок. В углу пещеры на потолке он обнаружил трещину и в ней чёрное вещество. С трудом ползая по камням внутри пещеры, Рон увидел среди них каменный ящик. На нем была плоская каменная крышка, которая была расколота на две части, меньшая из которых была сдвинута в сторону и открывала внутренность каменного ящика. Но крышка находилась так близко к потолку, что он не мог заглянуть вовнутрь. Всё-таки он понял, что было внутри – трещина на потолке была прямо над сдвинутой крышкой и чёрное вещество из трещины капало прямо в ящик, частично разбрызгиваясь по крышке. Когда он осознал, что это был конец трещины, которую он нашёл на высоте нескольких метров выше рядом с отверстием для креста, и что чёрным веществом была кровь, которая через трещину попала на каменный ящик, он понял, что в этом ящике находится Ковчег. Но самое невероятное открытие состояло в том, что Кровь Христа фактически окропила крышку Ковчега Завета.

Что произошло 2000 лет назад?
Рон нашёл место распятия Христа. Он умер на месте, которое многим известно, как Голгофа. Когда Рон прошёл через систему естественных пещер внутри горы Мориа и обнаружил пещеру с Ковчегом Завета, она находилась точно под местом распятия. В момент смерти Христа «камни расселись», то есть камни Голгофы растрескались от землетрясения! Была обнаружена вертикальная трещина непосредственно в том месте, куда был вставлен крест. На потолке пещеры также была обнаружена ответная трещина. Эти две трещины образуют один раскол в скале, который начинается вверху на месте распятия и заканчивается внизу на потолке пещеры.
Когда Христос умер на кресте и римский воин нанёс ему удар копьём в бок, оттуда вытекли кровь и вода. Кровь Христа протекла через трещину в скале в основании креста и дальше вниз по трещине, проделанной землетрясением. И кровь Иисуса Христа Сына Божьего, окропила крышку Ковчега Завета, который был спрятан в пещере, расположенной приблизительно на 6 м ниже места распятия на кресте!
Кровь Христа — это кровь кропления (Евр.12:24), которая окропила Ковчег Завета, исполнив пророчество: «И помазано было Святое Святых» (Дан.9:24). Подобно образной церемонии утверждения Ветхого Завета (Исх.24:3-8; Евр.9:18-20), кровь Христа пролилась на Престол Благодати для того, чтобы утвердить или ратифицировать Новый Завет. Утверждение Ветхого Завета было образом или моделью утверждения Нового Завета, а Новый Завет был утверждён на кресте. Моисей кропил кровью и водой над законом, чтобы утвердить Ветхий Завет, также и Христос должен был кропить Своей кровью и водой над законом, чтобы утвердить Новый Завет. Кропление кровью и водой упоминается в Библии только единожды — при ратификации Ветхого Завета и по смерти Христа.

Кровь Христа на крышке Ковчега Завета
Рон Уайетт взял образец высушенной Крови Христа около трещины в потолке пещеры и оплатил лаборатории в Израиле его анализ. Они, как положено, поместили его в соляной раствор на 72 часа. Рон просил, чтобы кроме обычного они сделали также и хромосомный анализ, но ему объяснили, что он потратит деньги впустую, так как хромосомный анализ на мёртвых лейкоцитах не даст никаких результатов. Но Рон настаивал, и они продолжили анализ и сказали: «Вы потеряете свои деньги». Когда они начали рассматривать образец под электронным микроскопом, они увидели живые клетки, делящиеся на их глазах! Кровь была живой! Они не могли поверить тому, что они наблюдают! Другие люди в лаборатории собрались у микроскопа, чтобы убедиться в этом лично. Со слезами на глазах они спрашивали: «Чья эта кровь?» Рон отвечал: «Это — Кровь вашего Мессии». Они спрашивали: «Кто же этот Мессия?» Он ответил: «Иисус Христос». Они продолжили анализ и открыли, что каждая клетка этой крови содержит только 24 хромосомы, в сравнении с обычным количеством из 46. У Христа не было земного отца, и он получил в наследство 23 хромосомы от Марии и только одну Y-хромосому, отвечающую за пол будущего ребёнка, от Небесного Отца. С одной стороны, никакой другой рождённый на Земле человек не имел когда-либо такого набора хромосом (что доказывает Его Божественную природу), а с другой — через хромосомы Марии Он воспринял плоть и кровь падшего человечества, чтобы во всём уподобиться братьям и быть нашим милостивым первосвященником! (Рим.8:3,4; Евр.2:11-18).
Кровь Христа жива и уникальна, и дана нам во свидетельство Его Божественной и человеческой природы, прежде чем Он возвратится на эту землю. Когда эти анализы будут повторены для всего мира, каждый узнает, что Иисус был Сыном Божьим, в котором совершилась тайна благочестия — «Бог явился во плоти» (1Тим.3:16), в нашей с вами плоти, воистину «имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:23).

Что было дальше
Рон несколько раз пробовал фотографировать и снимать Ковчег Завета на видео, но фотографии и видеоплёнка всякий раз получались размазанными, засвеченными или испорченными. Это было источником большого расстройства и затруднения для Рона — не было возможности получить чёткое изображение этого замечательного открытия.
После обнаружения Ковчега в пещере внутри этой горы, Рон понял, что он не сможет вынести ни одного предмета из той пещеры из-за узости туннелей, через которые он туда попал. Тогда он начал изнурительную работу по поиску первоначального туннеля, через который Ковчег и другие предметы туда занесли. Когда он ползал по камням, которые заполняли пещеру и оставляли только приблизительно 45 см свободного пространства до потолка, он видел, что существует ведущий в пещеру первоначальный проход. Выглядывая через тот проход, он видел туннель, имеющий два направления. Однако он был завален большими камнями в обоих направлениях.
Рон предположил, что Ковчег и другие предметы из святилища принесли в пещеру по распоряжению пророка Иеремии через туннель, ведущий из-под храмовой горы к пещере. Было много слухов о туннелях под храмовой горой, но теория Рона была сосредоточена на идее относительно туннеля, ведущего от подземного карьера, известного как «Карьер Соломона» или «Пещера Седекии». С помощью подповерхностного радара он обнаружил пустоты, подтверждающие Вход в пещеру Седекии существование туннеля под землёй между пещерой Седекии и областью пещеры с Ковчегом Завета.

Где располагается вход в туннель?
Рон исследовал пещеру Седекии с целью найти заваленный туннельный вход. Он нашёл один на северной стороне, по-видимому на прямой линии в направлении к подземной пещере, которая содержала Ковчег. Его особенно ободрила наскальная гравюра, которая была обнаружена на стене пещеры в непосредственной близости от заваленного «туннеля». Высеченная на скале гравюра изображала животного, напоминающего по Библейским описаниям херувима — существа с крыльями, хвостом и телом льва, головой человека с длинной, плавной бородой и со странно-выглядящей шляпой. Гравюра была удалена годами ранее и перевезена в Фонд Исследования Палестины в Лондоне, но в пещере была установлена подробно излагающая данное открытие мемориальная доска. Рон предположил, что херувим был высечен на стене, чтобы отметить вход в туннель к пещере с Ковчегом Завета. Вторая книга Маккавеев (2 Мкв. 2:1-8) говорит о том, что Иеремия по бывшему ему Божественному откровению повелел спрятать Ковчег в пещере. Но «когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место». В начале 90-ых годов Рон удалил камни из туннеля, надеясь определить, тот ли это туннель. Но было обнаружено, что он был почти полностью заполнен землёй и большими камнями и что был слишком мал для объектов, которые располагались в пещере. Он пришёл к выводу, что это — древний водный канал, но никакого другого туннеля в этом направлении он так и не смог найти.
Когда время выданного для Рона разрешения на проведение археологических работ подходило к концу, он вошёл в систему пещер, чтобы последний раз посетить пещеру, которая содержала Ковчег Завета. Он взял с собой видеокамеру и штатив, надеясь наконец получить чёткое изображение Ковчега.
Когда он пробрался в неё через то маленькое отверстие, через которое ранее обнаружил её, он не смог поверить тому, что увидел. Пещера, которая была почти до потолка наполнена камнями, гнилыми древесинами и кожами животных, была полностью очищена от них! И тот туннель, через который все вещи были занесены в пещеру был также очищен! В этот момент Рон увидел в пещере свет, источник которого он полностью не может объяснить. Ковчег Завета был помещён против восточной стены пещеры, непосредственно ниже трещины в потолке, куда на Престол Благодати протекла кровь Христа. Другие храмовые предметы были установлены в их надлежащем месте относительно Ковчега. Остальные вещи были сложены в одной стороне.
Рон не может объяснить, каким образом стена непосредственно позади Ковчега имела вид кристалла и пылала цветной радугой. Рону казалось, что остальная часть этой прозрачной стены была источником света, который освещал пещеру. Рассматривая всё это, он внезапно понял, что был не один в пещере. Рон сказал, что он «физически чувствовал присутствие ангелов». Он увидел, что с ним в пещере было четверо молодых людей. Они не напоминали ангелов, но выглядели как молодые люди, одетые в нормальную «повседневную одежду». Но Рон знал, что это были ангелы. Он стоял там, остолбенев в течение нескольких мгновений, неспособный говорить или даже двинуться. Он хотел спросить их, что они делали там, но он не был способен это сделать. Тогда один из ангелов выступил вперёд и сказал Рону, что они были теми, чьей задачей было охранять Ковчег Завета с того дня, как он был сделан. Они выполняли это с того момента, как Моисей поместил в Ковчег каменные скрижали. Он сказал ему, что ищущие Бога люди увидят все эти вещи в заслуживающем особого внимания моменте времени. Он тогда сказал Рону установить его штатив и видеокамеру в некотором месте и включить её. Рон снял этих четырёх ангелов, как они подошли к Ковчегу, подняли его крышку (Престол Благодати) и поставили его около Ковчега.

Ангел, который говорил с Роном, подозвал его вперёд и велел ему взять каменные скрижали. Рон наклонился и поднял скрижали с десятью заповедями. Затем Рон отошёл на несколько шагов и ангелы установили Престол Благодати назад на Ковчег. Таким образом Рон стоял, держа скрижали и не знал, что делать дальше. Тогда тот ангел протянулся и взял каменные скрижали из рук Рона, подошёл к нише в стене пещеры, которая напоминала полку и поместил их в неё. Эта «полка» находилась близко к первоначальному проходу, который использовался теми, кто скрыл Ковчег там более чем 2500 лет назад. Он тогда подошёл назад Рону и сказал ему две вещи. Первым было то, что если бы Рон остался преданным Богу, то он имел бы часть в вынесении каменных скрижалей, когда они будут демонстрироваться. (К сожалению, Рон Уайетт умер 04.08.99, когда ему было 66 лет).
После этого Рон собрал своё оборудование видеокамеры и оставил пещеру через первоначальный вход, проследовав по длинному туннелю. Когда он достиг его конца, он оказался в пещере Седекии, недалеко от туннеля, который он открыл ранее и в непосредственной близости от гравюры херувима. Но самым удивительным для него было то, что когда он тщательным образом исследовал каждый метр северной части пещеры Седекии, то никогда не видел никаких признаков существования туннеля в этом месте. Кроме сплошной каменной стены в этом месте ранее ничего не было. Он немедленно помчался в свой гостиничный номер, где он воспроизвёл записанную ленту с этими событиями. Он хотел увидеть на видеокассете Ковчег, ангелов и каменные скрижали. К его изумлению всё заснятое им было прекрасно видно. Он был очень возбуждён. Но внезапно его волнение переросло в страх. Он понял, что теперь имел в своих руках неоспоримое доказательство открытия, но всё же ангел сказал ему, что эти вещи не должны быть показаны, пока не будет издан закон о печати зверя. Что он должен был сделать с этой лентой? Это было несомненно наиболее важное видео, когда-либо зарегистрированное человеком. Где и как он мог хранить его? Не имея никакого ясного ответа на этот вопрос, он наконец решил, что лучший способ найти ответ состоял в том, чтобы возвратиться в пещеру и спросить ангела, что он должен делать. Он возвратился в пещеру и эти четыре ангела были там. Ангел, который говорил с ним ранее, выступил вперёд и спросил его, что он хотел. Рон сказал ему, что он не имел безопасного места, чтобы хранить ленту. Тогда ангел протянулся и взял ленту из руки Рона. Он отошёл в место, где каменные скрижали всё ещё стояли в нише в стене пещеры и поместил видеоленту в их вершину. Эта видеозапись всё ещё остается там до сего дня. Несмотря на то, что ангел лишь немного сказал ему, Рон говорит, что он вышел оттуда, зная больше, чем ему сказали в словах. Он был убеждён в том, что в то время, когда видеозапись, которую он сделал в пещере, выйдет на телеэкраны и когда каменные скрижали, на которых Сам Бог написал Свой Закон, будут демонстрироваться, Ковчег Завета всё же останется на своём месте в пещере.
С этого момента он входил в пещеру через этот туннель, никогда больше не проходя туда через трудную систему ходов, через которые он её первоначально нашёл. Однако, вход в туннель не всегда был доступен. В следующий раз, когда он возвратился, он увидел перед собой каменную стену без всякого признака входа. Он продолжал приходить туда каждый раз, когда был в Иерусалиме и входил в туннель, когда он был открыт.
Сегодня нет никакого видимого признака входа в туннель. Каменная стена простирается приблизительно на 9 метров от того входа в проход, который, как Рон считал, ведёт к Ковчегу Завета и который оказался водным каналом. Когда Рон искал первоначальный туннель, он думал, что предметы из пещеры будут однажды удалены и вынесены наружу. Однако потом, когда он узнал волю Бога об этих вещах, он понял, что они никогда не должны были быть удалены с того места, где они теперь находятся. Он понял, что в определённое время весь мир будет иметь возможность увидеть предметы из той пещеры. Однако каменные скрижали с 10 заповедями будут вынесены. Эти каменные скрижали, написанные собственным перстом Бога, будут доказательством вечности требований этого закона применительно ко всем людям на земле вплоть до Второго Пришествия Христа.
Туннель Иеремии, ведущий к Ковчегу Завета
Рон определённо сказал, что «нет никакой необходимости в любых дальнейших раскопках, чтобы добраться до Ковчега». Он сказал, что вход в туннель является открытым, но «он был защищён». Человек мог найти его только тогда, когда Бог пожелает этого, иначе никто никогда не найдёт его, потому что существует много туннелей в той части пещеры Седекии.

(Туннель оказался под древним водным каналом)
Однажды Рон говорил о сокрытии двери дома Лота в истории с ангелами, которые гостили у Лота в Содоме. Библия говорит, что люди города собрались ворваться в дом Лота, но, когда ангелы поразили их слепотою, «так что они измучились, искав входа» (Быт.19:11). Рон полагал, что это не подразумевало, что люди были поражены слепотой в буквальном смысле, но что ангелы просто лишили их возможности видеть дверь. Это может быть подобно опыту, который многие из нас вероятно имели, когда мы повсюду искали какой-либо предмет и затем позже, после того, как наконец бросили поиск, мы находили его в том месте, в котором прежде искали несколько раз. Предмет лежал там всё это время, но только мы его не видели. Дверь дома Лота всё время находилась на своём месте, но люди не могли видеть её! Рон сказал, что «вход в туннель, который ведёт в пещеру с Ковчегом Завета, защищён тем же самым способом, которым была защищена дверь дома Лота в Содоме». Причина, по которой человек не мог найти вход, заключалась в том, что если Бог не хотел этого, тогда Он сверхъестественным образом скрывал его от глаз! Если туннель не был открыт, это было признаком того, что Бог не хотел, чтобы кто-нибудь вступал туда. После того, как Рон нашёл этот вход, который был защищён именно таким способом, произошёл один инцидент.
Рон работал на раскопках Ковчега Завета в сотрудничестве с израильскими властями. Поскольку Рон поддерживал свои отношения с этими людьми, он имел принцип всегда посещать офис Израильского Департамента Древностей, когда он был в Иерусалиме.
Однажды в середине 1990-ых годов Рон Уайетт посетил Иерусалим. Следуя своему принципу, он направился в офис Израильского Департамента Древностей, чтобы позволить им знать, что он находился в городе и «убедиться, нуждались ли они в его помощи». В данном случае ему сказали: «Да, мы действительно нуждаемся в вашей помощи». Его просили прибыть к пещере Седекии тем же вечером после наступления темноты. Когда Рон прибыл на место, там было множество припаркованных снаружи автомашин, принадлежавших официальным лицам. Когда он вошёл, он был сопровождён вниз в пещеру, к месту где был расположен вход в туннельную систему, ведущий в пещеру с Ковчегом Завета. Ему сказали, что шестеро мужчин были посланы в туннель, чтобы переместить Ковчег и содержимое пещеры в различные части системы пещер таким образом, чтобы это больше не было бы расположено в «оккупированной территории». Вскоре после того, как одетые в левитские священнические одежды мужчины вступили в туннель, оттуда были слышны громкие крики. Крики были настолько ужасны, что остальные находившиеся там люди боялись войти в туннель. Они просили Рона войти и осмотреть то, что случилось. Рон согласился. Когда он вошёл в туннель, он видел, что мужчины вошли в туннель на расстояние только приблизительно 21 м, а полная длина туннеля 112.8 м. Все они лежали мёртвыми на полу, их закатившиеся назад глаза были широко открыты. Рон знал, что это было классическим признаком паралича, инсульта или массивного мозгового кровоизлияния. Рон вышел и сказал властям то, что он нашёл. Тогда ему дали специальную спасательную корзину с привязанной к ней верёвкой и один за другим тела мужчин были вытащены из туннеля. Рона просили не упоминать никому об этом инциденте.

Ковчег Завета

Ковчег Завета — Арон аБрит, он же Арон аЭдут. Так назывался святой ларь, ящик (на иврите — арон), в котором хранились две Скрижали Завета (Лухот аБрит), два каменных блока с высеченными на них Десятью заповедями, полученными евреями на Синае при заключении союза (брита) со Всевышним.

Данные на Синае Тора и заповеди являются свидетельством заключенного союза между Б-гом и народом Израиля (подобно тому, как во время сделки — письменный экземпляр договора). Поэтому второе название Ковчега Завета — Арон аЭдут, или «ковчег свидетельства».

Ковчег Завета был одной из главных частей Переносного Храма (Мишкана), а затем и стационарного Храма в Иерусалиме. Сделан был вместе со всем Мишканом по точным указаниям Б-га.

Размеры в локтях (локоть — примерно полметра): 2,5 в длину, 1,5 в ширину и высоту. Материал — дерево шитим, внутри и снаружи обит золотом. По углам — четыре золотых кольца, куда вставлялись два шеста для переноски. Наверху — массивная золотая крышка (капорет) с двумя изображениями крылатых ангелов (херувим) по бокам.

Согласно тексту Хумаша, Всевышний открывался пророку Моше «в облаке над капорет» (Ваикра 16:2) и «говорил с ним поверх капорет между двумя херувим» (Шмот 25:22). Отсюда — еще одно название: Ковчег Откровения.

Во время переходов по пустыне Арон аБрит несли священники (коаним) или левиты (левиим) из рода Кеата.

При вступлении евреев в землю Израиля Ковчег Завета сначала стоял в еврейском стане у горы Эйваль, затем в Бейт-Эле.

В битве у города Мицпе (находился в наделе колена Биньямина) Ковчег Завета был захвачен филистимлянами (плиштим). После бедствий, которые с ними произошли, враги вернули его евреям, доставив Ковчег Завета под Бейт Шемеш. Эта история описана в Первой книге Шмуэля (главы 4 и 5). В этой же книге дается намек, за какие грехи евреи заслужили то, что такая святыня — пусть и ненадолго — была захвачена.

Ковчег Завета был окончательно перевезен в Иерусалим в годы правления царя Давида. Затем помещен в Храме, выстроенном его сыном, царем Шломо (Соломоном).

Агадические источники утверждают, что еще в эпоху пророков, как только стали известны пророчества о близком уничтожении врагами Первого храма, Ковчег Завета был сокрыт в скале под Храмом (где хранится поныне). Для ориентира: с запада Храмовая гора была в свое время укреплена стеной, сохранившийся фрагмент которой сегодня известен под названием «Стена Плача».

Что находилось в золотом ящике Ковчега Завета?

Из Ветхого Завета явствует, что исход народа иудейского из Египта длился 40 лет, и все эти годы, полные тягот и лишений, люди упорно несли с собой тяжелый большой ящик, обитый золотом. Очевидно, что представлял он огромную ценность. Что же было в нем спрятано?

Московский исследователь С. Первушин предлагает следующую гипотезу…
Из Библии мы знаем, что Ковчег Завета (а речь идет именно о нем) представлял собой ящик из дерева акации длиной 2,5 локтя, высотой и шириной по 1,5 локтя, покрытый внутри и снаружи тонким листовым золотом. Казалось бы, любой столяр мог такой ящик сделать без труда. Однако Господь не только дал Моисею подробные указания о размерах Ковчега, но и показал ему образец, в соответствии с которым он должен быть сделан. «Внимателен будь, чтобы изготовить его по образцу, коий ты видел на горе» (2 Кн. Моисеева, 25-40).
Что же было спрятано в золотом ящике? Среди теологов нет единого мнения на сей счет. Одни считают его «переносным пустым троном Божьим», другие — «вместилищем для Святого камня». Большинство же полагает, что в Ковчеге хранились какие-то важные реликвии. Но какие?

Попробуем в этом разобраться, обратившись к иным документам, описывающим те давние события. Так, в недавно расшифрованном эфиопском кодексе «Кебра Негест» («Слава царей»), написанном около 850 г. до н. э., тоже говорится об указании Бога изготовить Ковчег из нетленного дерева и покрыть его золотом. Там же имеется описание содержимого Ковчега:
«Божественность в нем чудесного цвета и работы, подобная яшме, блеску серебряному, топазу, камню благородному, хрусталю и свету, которые восхищают глаза и прельщают, а чувства смешивают. Сделана по слову Божьему и не рукой человека: он сам создал ее для помещения Своей необыкновенности. В ней был также золотой гомер, полный манны, которая упала с неба…»
У древних эфиопов явно не хватало слов и понятий для того, чтобы описать увиденное. Это понятно — ведь в ящике находилось нечто странное, созданное не человеческими руками. В священной книге иудеев «Зохар» тоже описывается Ковчег и его содержимое. Это несколько десятков страниц неясных восторженных выражений, сравнений с драгоценными камнями и разными чудесами, удивительно похожими на отрывок из эфиопского кодекса.
Священный ящикМы знаем, что Ковчег, по расчетам весивший около 300 кг, путешествовал на повозке, в которую были запряжены коровы. Иногда его несли на жердях. Но зачем с такими трудностями нужно было транспортировать ящик на тяжелом пути по пустыне? Древние источники говорят: так велел Бог. Но цель этого повеления непонятна -в долгих, изнурительных скитаниях лишние тяжести были явно ни к чему.


Что более всего необходимо большой группе людей, идущих по пустыне, где ночью -10’С, а днем +50’С, дождей почти не бывает, нет растительности и животных? Конечно, пища. Народ Моисеев, как известно, питался манной небесной. Но никто до сих пор не выяснил, что это за продукт, описываемый в Пятикнижии как нечто подобное хлебу?
Откуда же бралась манна, которой должно было быть достаточно, чтобы прокормить все племя? В «Кебра Негест» в описании содержимого Ковчега упоминается и «золотой гомер, полный манны», а все остальное напоминает попытку рассказать доступными словами о некоей сложнейшей аппаратуре.
Такую точку зрения высказывают и британские ученые Дж. Сессон и Р. Дейл в книге «Машина для изготовления манны». Такую машину, которая делала пищу иудеев, ради безопасности и везли в ящике, названном Ковчегом Завета, считают исследователи.
Принцип действия ее предельно прост: верхняя часть — дистиллятор с волнистой поверхностью, способствующей охлаждению, через которую проходит воздух. Из воздуха путем конденсации добывается вода, поступающая в сосуд с биологической культурой типа водорослей хлореллы. Вот и источник пищи! Остается только переработать его, сделать пригодным для употребления. Этим как раз и занималась машина неизвестного происхождения, каким-то путем попавшая к Моисею. Сессон и Дейл дают подробное описание такого аппарата — современная технология позволяет это сделать.

Реконструкция машины манны
Машина ежедневно вырабатывала гомер (3 литра) манны для каждой семьи. Если брать наши технологические нормы, учитывая малый рабочий объем, производительность ее была очень высока: около 1,5 кубометра манны для 600 семей. Конечно, меню не отличалось разнообразием, но голод людям не грозил при всех обстоятельствах.
Какой же источник энергии имела эта машина, если работала она не только в течение исхода, но, как выясняется, и много позже? В наши дни уже есть мини-реакторы, дающие энергию за счет распада радиоактивных элементов. В них энергия распада непосредственно превращается в электричество — но совсем иначе, чем это происходит на больших АЭС. Возможно, схожим образом был устроен и Ковчег Завета?
В Книге Самуила говорится, что после победы в войне филистимляне захватили Ковчег. Но обращаться машиной они не умели. Все люди, приближавшиеся к таинственному ящику, болели и умирали, Сначала чувствовали тошноту, потом у них выпадали волосы, и, наконец, покрывшись язвами, они умирали в мучениях. Знакомо, не так ли? Очень уж напоминает все это лучевую болезнь.
Филистимляне решили как можно быстрее избавиться от трофея, приносившего несчастья, и отдали его иудеям обратно.
Но случалось так, что и среди законных владельцев Ковчега бывали жертвы. Однажды погибли 70 молодых людей, которые поддались греховному искушению и заглянули в ящик (Первая Книга Самуила, или Книга Царств, 6-19). Очевидно, Моисей знал о подобной опасности. Поэтому шатер с Ковчегом никогда не помещали в центре лагеря, как следовало бы, учитывая его священность, но всегда вне круга палаток, причем обслуживали машину люди в специальных костюмах (Исх. 33-37).

Но откуда взялась эта машина, сделанная по последнему слову техники, в ветхозаветные времена? Исследователи выдвигают две версии: она была украдена у египтян, которым, в свою очередь, досталась в наследство от допотопной цивилизации, либо же Моисей получил ее от инопланетян. Ни опровергнуть, ни доказать ту или иную гипотезу никто толком не может — не хватает исторических фактов. Конечно, если бы удалось найти сам Ковчег, тогда, вполне возможно, удалось бы понять, кто прав, а кто нет.
Судьба реликвииМожно ли отыскать следы Ковчега? Похоже, да. Оказывается, на протяжении многих веков было известно, где он находится.
Итак, после счастливого возвращения Ковчега от филистимлян «прибыли жители Кириат-Джераима, взяли Ковчег Ягве и внесли его в дом Абинадаба на холме. Елиазара, сына его, посвятили, чтобы хранил Ковчег Ягве. Со времени прибытия Ковчега в Кириат-Джераим прошел долгий срок в 20 лет» (Первая Книга Самуила, 7, 1-2). Все это время машина бездействовала, в земле обетованной манна стала не нужна. Затем долгие годы никто Ковчегом не интересовался — нужно было воевать с филистимлянами, угрожавшими стране. Только после изгнания врагов царь Давид вспомнил о нем.
Он строил новую столицу, которая должна была стать и религиозным центром государства, а значит, местом хранения символов древних традиций. И тогда царь с 30000 воинов отправился в Кириат-Джераим. Однако при перевозке Ковчега произошло несчастье: волы испугались, рванули, священный ящик упал бы на землю, если бы шедший рядом воин не поддержал его. Прикосновение к ящику убило его на месте. Выходит, бездействовавший много лет Ковчег по-прежнему был под высоким напряжением, т. е. находился в рабочем состоянии.

Когда царь Соломон построил в Иерусалиме знаменитый храм, он выделил в нем маленькую, лишенную окон камеру, которую называли «святая святых». В ней и хранился Ковчег Завета. С этого момента в течение 300 лет в Библии нет упоминаний о нем. Только в одной из последних ее частей, Второй Книге Маккавеев, есть упоминание об этой реликвии. Но ничего не говорится о ее судьбе.
Интересующие нас сведения можно найти в том же кодексе «Кебра Негест». Прослышав о богатстве, силе и мудрости Соломона, эфиопская царица Македа решила посетить столицу Израиля. Ей был устроен пышный прием, Македа была очарована и ни в чем не противилась царю.
На прощание Соломон «подарил ей все достойные желания чудесные вещи и богатства: радующие глаз прекрасные одежды и желанные в эфиопской стране удивительности, верблюдов и повозок в числе 6000, нагруженных драгоценными предметами; повозки, на которых ездят по земле, и одну повозку, которая летает по воздуху, которую он изготовил в соответствии с переданной ему Богом мудростью» («Кебра-Негест», гл. 30).
Через 9 месяцев после возвращения царица родила мальчика, названного Байна-Легкем. Когда юноше исполнилось 22 года, он отправился в Иерусалим, чтобы повидать отца. Соломона обрадовала встреча, и он щедро наградил сына. Но юноша пожелал иметь еще один подарок — Ковчег Завета. Любящий отец согласился, но поставил условие: хранить этот факт в полном секрете.


Байна-Легкем укрыл Ковчег в своем лагере и тайно доставил его в Эфиопию. Машина была помещена в одном из храмов Аксума, древней столице страны. Байна-Легкем вступил на трон, взяв имя Менелик. Он положил начало царствованию династии Негусов, последним из которых был Хайпе-Селассие, свергнутый в 1974 году.
Все это время — почти 3000 лет — Ковчег, по имеющимся сведениям, находился в Аксуме, Приходится осторожно говорить «по имеющимся сведениям», потому что, согласно официальным источникам и прессе, Ковчег пребывает под опекой священников собора Святейшей Девы Марии и считается величайшей святыней коптского духовенства, но увидеть его никто не имеет права. Во время праздника Максаль, по окончании сезона дождей, из храма выносится лишь копия таинственной реликвии. Так может, у коптских священников и нет настоящего Ковчега?
В этой связи стоит напомнить, что в 1936-1941 гг. Эфиопия была оккупирована итальянцами, и вполне возможно, что настоящий Ковчег уже хранится в Ватикане.
Но есть и другой след Ковчега. Библия упоминает о нем, когда пророка Иеремию ангелы предупреждают о нападении вавилонян: «… по слову Божию пророк приказал нести с собой шатер и Ковчег.

Войдя на гору, где Моисей получил скрижали с десятью заповедями, Иеремия нашел там пещеру. Поместил там шатер, Ковчег и алтарь, а вход забросал камнями. Некоторые… потом вернулись, чтобы обозначить дорогу, но уже не смогли ее найти» (Вторая Книга Маккавеев, 2, 4, 7).
Что спрятал Иеремия — оригинал или копию, изготовленную по приказу Соломона? Пророк жил через 300 лет после смерти царя, а Ковчег был покрыт паутиной времени. Наверное поэтому трудно было разобрать, оригинал это или подделка, тем более человеку, не разбирающемуся в технике.
Итак, где все-таки настоящий Ковчег? В пещере неподалеку от Иерусалима или в Аксуме? А может еще где-то?

Иерусалим на рубеже VII и VI столетий до Христа. Мерзости человеческого идолослужения раздражают Господа. Одного за другим, Господь направляет пророков с поручением образумить царей и вельмож отступников. Великие пророки Ветхого Завета, Исайя, Иезекииль и Иеремия прямо говорят монархам, что Иерусалим будет разрушен до основания, а остаток жителей будет пленен и уведен в Вавилон.
Пророчества Господа не могли быть игнорированы. Не все священники из рода Левия разделяли устремления последних иудейских царей. Левиты оказывали посильное сопротивление, тем более что храмовая стража была многочисленной и хорошо вооруженной силой. Угроза разрушения Первого Храма, построенного Соломоном, была весьма велика. Встал вопрос о сохранении бесценных реликвий Храма. Часть сокровищ уже была отдана на откуп от Шешонга в 620-хгодах до РХ.
В 586 г. Иерусалим пал. Стены великого города были разрушены. От семи ворот Иерусалима не осталось камня на камне. На храмовой горе Иерусалима догорал Храм. Крики, дым выедающий глаза, горы трупов, кровавые лужи – результат вторжения вавилонян под командованием царя Навуходоносора.
Пожары стихли. Грохот разрушений умолк. Остались стоны раненных и стенания пленников, которых связывали в длинные вереницы и гнали к юго-восточным воротам для отправки в Вавилон. Повозки с добычей поднимали дорожную пыль, и вопли погонщиков да распоряжения деловитых писцов дополняли угнетающую обстановку. Каждая вывезенная вещь четко описывалась и учитывалась. Педантизму вавилонских чиновников могут позавидовать только современные.
В архивах вавилонян периода Навуходоносора и времен царя Кира, который отпустил иудеев через 70 лет после падения Иерусалима, не обнаружено записей о том, что Ковчег Завета был в Вавилоне. Ковчег Завета исчез. Возможно, он был уничтожен? Вряд ли, ведь такая реликвия не могла быть оставлена иудеями на произвол.
Есть множество версий у современных археологов и фанатиков-искателей артефактов. Есть версии, что Ковчег был спрятан в Храмовой горе, раскопки которой запрещены. Есть версия, что Ковчег нашли тамплиеры и прятали в своих многочисленных крепостях вместе с другими драгоценностями.
Есть версия, что Ковчег укрыли иудеи в рассеянии в Сирии. Коптские христиане до сих пор утверждают, что величайшая святыня трех религий находится в храме в Аксуме. Некоторые истовые фанатики ищут реликвию в Англии, на Ближнем Востоке, в Гималаях и даже в Японии. А некоторые считают, что Ковчег Завета давно спрятан в Ватикане или пылится в складах ЦРУ.
Куда пропал Ковчег Завета неясно и нет никаких прямых свидетельств, которые бы пролили свет на темную историю исчезновения вместилища Сущего Бога. А вот когда пропал ковчег, можно говорить с уверенностью. В период между 620 – 586 г.г до РХ. Период в третью часть столетия достаточно обширен, чтобы брать его за точку отсчета в поисках.
Но кто знает, может найдется уникум, который распутает клубок тайн и интриг вокруг легендарной святыни?