Священник Русской православной церкви Алексей Уминский" />

Головина лишили сана

Священник РПЦ Алексей Уминский рассказал об извергнутом из священного сана Владимире Головине

Священник Русской православной церкви Алексей Уминский считает, что решение о лишении священного сана, получившего популярность в сети, основателя коммерческо-религиозного проекта в интернете протоиерея Владимира Головина, слишком жесткое наказание. Об этом он заявил в эфире радио Baltkom в программе «Абонент доступен».

«Я думаю, что если бы Владимир Головин вел только активную деятельность в интернете, то это было бы очень хорошо и прекрасно, но в конечном итоге, скорее всего, это стало коммерческой деятельностью. Он создал вокруг себя круг таких людей, которых уже можно было назвать адептами отца Владимира Головина. Люди были вовлечены в пространство некой очень странной молитвенной формы — молитвы по соглашению, которая была придумана и введена как практика этим священником. Мне очень жаль, что Владимира Головина лишили сана — это совершенно излишняя мера. Мне кажется, что нужно иметь достаточно терпения, в том числе и к ошибкам человека. Даже в такой ситуации, когда он может быть слишком далеко зашел, увлекся своей популярностью — его популярность была огромная. Это было связано с большим количеством паломников, которые приезжали и присылали свои деньги за «особую молитву», которая там шла — это вообще для меня вещь неприемлемая. Но тем не менее, у нас должно быть терпение к ошибкам других. Нам нужно искать другие формы разговора с людьми, которые отступили куда-то. Для священника лишение сана — это лишение жизни. Человек загнан в угол, ему некуда дальше идти», — сказал Уминский.

Отметил, протоиерей Владимир Головин в 2003 году основал духовно-коммерческий проект в рамках которого продавались молитвы и таинства на условиях оферты.

Епархиальный суд Чистопольской епархии признал вину Владимира Головина «в создании сообщества, противопоставившего себя церкви, ведении деятельности, носящей смущение в среду верующих, в искажении учения церкви о молитве, упорном непослушании правящему архиерею, клевете на священноначалие и досаждении словом ряда архипастырей доказанной».

По словам руководителя Информационного центра по вопросам сектантства РПЦ Александр Новопашин, протоиерей Владимир Головин из города Болгар в Татарстане, получивший популярность в Сети как «благодатный батюшка», предлагающий «читать молитву по соглашению», является в буквальном смысле основателем тоталитарной секты.

14 февраля 2019 года извергнут из сана по решению Епархиального суда Чистопольской епархии.

Подобное решение Епархиального суда вызвало протест со стороны сторонников Владимира Головина, которых только в одной из групп соцсетей набралось почти 90 тыс. человек.

В социальных сетях появилась многочисленная группа в поддержку священника, где обсуждается вопрос «гонений на него» и того, чем сторонники могут помочь уже лишённому сана Владимиру Головину.

Полностью интервью с Алексеем Уминским слушайте по

МИР ПРАВОСЛАВИЯ

Епархиальный суд Чистопольской епархии принял решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина и его сына протоиерея Анастасия Головина. Указы и решения суда опубликованы на сайте епархии.

Суд признал доказанной вину Владимира Головина в создании сообщества, противопоставившего себя Церкви, ведении деятельности, вносящей смущение в среду верующих, в искажении учения Церкви о молитве, упорном непослушании правящему архиерею, клевете на священноначалие и досаждении словом ряду архипастырей.

Отмечается, что, несмотря на неоднократные предупреждения и призывы к покаянию, оно не было проявлено.

Протоиерея Владимира Головина, запретили в служении в августе 2018 года из-за его публичной деятельности и движения так называемой «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», отличающейся от традиционной частной благочестивой практики.

Перед этим служение протоиерея изучила специальная комиссия, члены которой пришли к выводу, что его проповеди содержат явно противоречащие православному учению утверждения, а ряд изречений нарушает вероучительные догматы, утвержденные на Вселенских Соборах.

Комиссия также отметила, что священнослужитель ввел неканонический чин некоего «духовного лечения» и практику, названную им «соборная молитва по соглашению». Члены комиссии пришли к выводу, что в ней есть все признаки магической практики. Также они предположили, что ее продвижение является сложной финансовой инициативой, замкнутой на членов семьи протоиерея и его ближайших последователей.

Протоиерея Владимира Головина запретили в служении

Соответствующий указ епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена опубликован на сайте Чистопольской епархии.

«Протоиерею Владимиру (Головину Владимиру Валентиновичу)

Настоящим Вы запрещаетесь в служении без права совершения каких-либо священнодействий, преподания благословения, ношения рясы и наперсного креста сроком на 3 месяца с 3 сентября 2018 года в связи с неисполнением Распоряжения правящего архиерея № 120 от 24 августа 2018 года и продолжением деятельности, вносящей соблазн в жизнь Церкви.

По истечении срока прещения Вам надлежит явиться в Епархиальное управление для решения вопроса о Вашем дальнейшем служении.

В случае упорной нераскаянности и дальнейшего неисполнения требований Распоряжения № 120 от 24 августа 2018 года или нарушения условий запрещения, может быть поставлен вопрос о продлении срока Вашего запрещения в служении или о лишении Вас священного сана.

Напоминаю Вам 39 Правило Святых Апостолов:

«Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

В связи с этим Ваши ссылки на прежде данные Вам благословения, якобы дающие Вам право не исполнять распоряжения своего правящего архиерея, ложны и несостоятельны.

Обращаю Ваше внимание на то, что в период нахождения клирика за штатом или под запрещением, для него обязательны к исполнению все касающиеся его распоряжения и указы правящего архиерея епархии, поскольку он остаётся под его канонической властью».

Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен

Ранее Чистопольская епархия выразила «пастырскую обеспокоенность» по поводу публичной деятельности штатного клирика епархии протоиерея Владимира Головина и движения так называемой «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», отличающейся от традиционной частной благочестивой практики.

«Ее активными участниками настойчиво пропагандируется идея об особой чудодейственной силе молитвы, совершаемой совместно с ее инициатором штатным клириком Чистопольской епархии протоиереем Владимиром Головиным в г. Болгар (Татарстан). Вовлечение десятков или сотен тысяч, а по словам рекламы данного движения, «миллионов людей по всему миру» в это массовое действо привело к тому, что в сети интернет появляются свидетельства противопоставления участников указанной практики всей полноте Русской Православной Церкви», – отмечалось в заявлении епархии.

Служение протоиерея Владимира Головина изучила специальная комиссия при Архиерейском совете Татарстанской митрополии, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной богослужебной комиссии, Центре географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Русской Православной Церкви.

Члены комиссии пришли к выводу, что «размещенные в открытом доступе в интернете проповеди прот. Владимира Головина содержат явно противоречащие православному учению утверждения», а ряд его изречений «являются нарушением вероучительных догматов, которые были утверждены святыми отцами Вселенских Соборов».

«В публичных выступлениях прот. Владимира Головина имеются высказывания, граничащие с кощунством и глумлением над Христом», – говорится в заявлении епархии.

Комиссия установила, что «в стремлении выражаться провокационно и ярко прот. Владимир Головин неоднократно грубо и пренебрежительно высказывался о церковной жизни, монашестве, священноначалии, Патриархе».Помимо этого священнослужитель ввел неканонический чин некоего «духовного лечения» и практику, названную им «соборная молитва по соглашению».

«Обещание гарантированного результата при «соборной молитве» и ее «усиление» за деньги имеют все признаки магической практики, то есть отношения с высшим миром по принципу «я – тебе, ты – мне»…Есть основания полагать, что продвижение «молитвы по соглашению с Болгаром» является сложной финансовой инициативой, замкнутой на членов семьи прот. Владимира Головина и его ближайших последователей,»– пришли к выводу члены комиссии.

В Чистопольской епархии призвали всех считающих себя учениками, последователями или духовными чадами протоиерея Головина, «определиться: что для вас важнее – прот. Владимир Головин или Церковь и Её глава Христос?» Также представители епархии обратились «ко всем клирикам и пастве Чистопольской и Нижнекамской епархии, а также ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с просьбой постараться со вниманием и любовью увещевать своих братьев и сестер, вовлеченных в движение «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», к познанию подлинного святоотеческого понимания Евангелия Христова и святой апостольской веры».

Просмотры: 407

Об этом сообщается на сайте Чистопольской епархии. Причиной запрета называется невыполнение клириком требований, изложенных в нижеприведенном распоряжении от 24 августа 2018 г.:

Распоряжение Протоиерею Владимиру Головину

Информационный отдел Чистопольской епархии — 3 сентября 2018

№ 120 от 24 августа 2018 года

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Протоиерею Владимиру (Головину Владимиру Валентиновичу)

штатному клирику Чистопольской епархии

Настоящим Распоряжением с момента его издания Вам запрещается вести проповедническую деятельность, проводить встречи с паломниками и практики «духовного лечения», выступать на любых интернет-ресурсах, в печатных СМИ, на теле-, видео- и радиоканалах.

Также Вам надлежит в срок до 1 сентября 2018 года закрыть сайты: «Молитва-по-соглашению» — https://молитва-по-соглашению.рф/, Ваш личный сайт — http://vladimir-golovin.ru/index.php, Ваш личный канал в Youtube — https://www.youtube.com/user/golovinBolgar/, Ваш сайт в соцсети «ВКонтакте» — https://vk.com/golovinbolgar, новостной портал «Мой духовный маяк» — http://pravoslavniy-bolgar.ru/, канал информационного портала «Мой духовный маяк» на Youtube, сайты портала «Мой духовный маяк» в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Елицы», Facebook, Instagram, равно как и все иные сайты, рекламирующие «молитву по соглашению с Болгаром».

Кроме того, сайт Свято-Авраамиевского прихода (https://www.bolgar-hram.info) должен быть изменен: из его меню надлежит удалить рубрики, посвященные «молитве по соглашению с Болгаром», «духовное лечение», видеозаписи бесед с Вами. В случае неисполнения данного предписания сайт Свято-Авраамиевского прихода подлежит закрытию.

Не благословляется создавать альтернативные сайты с целью продвижения «молитвы по соглашению с Болгаром», «духовного лечения» и для этого организовывать паломнические поездки в г. Болгар и его окрестности, в том числе в т.н. скит Воскресения Христова в с. Балымеры.

Во избежание создания культа почитания Вашей личности Вам благословляется разобрать усыпальницу, устроенную для Вас в главном здании т.н. скита Воскресения Христова. Место для погребения клирика епархии определяется с благословения епархиального архиерея.

Благословляется Вам как духовнику «Благотворительного фонда мученика Феодора Болгарского» и иных фондов в составе «Союза православных общественных и благотворительных организаций» обратиться к учредителям и сотрудникам данных организаций с увещеванием о прекращении продвижения «молитвы по соглашению с Болгаром».

С целью исправить возникшие искажения православного вероучения и богослужения Вам благословляется отменить внедрение в программы государственных учреждений социальных, образовательных, просветительских и культурных программ, созданных и продвигаемых «Союзом православных общественных и благотворительных организаций» с целью знакомства с «молитвой по соглашению с Болгаром» и её пропаганды, если таковое внедрение достигнуто или находится в стадии договоренности.

С указанной целью Вам благословляется прекратить дальнейшее распространение печатной продукции (книг, брошюр, буклетов, журналов, газет и проч.), в которой рассказывается о «молитве по соглашению с Болгаром» и ее результатах. Для этого необходимо изъять из известных Вам приходских библиотек все публикации (книги, брошюры, буклеты, журналы, газеты и проч.) о «молитве по соглашению с Болгаром» (например, «Чудо, данное на века») и уничтожить весь изданный тираж. Относительно книг, подаренных от Вас светским библиотекам, Вам надлежит обратиться к руководству библиотек с признанием несоответствия содержания книг Священному Преданию Церкви и с просьбой о списании таких книг для уничтожения.

Призываю Вас строго исполнять данное Распоряжение, не пытаясь обойти предписанные требования и ввести руководство епархии в заблуждение.

В случае неисполнения Вами требований данного Распоряжения Вы будете запрещены в священнослужении.

Напоминаю Вам 39 Правило Святых Апостолов: «Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». В связи с этим Ваши ссылки на прежде данные Вам благословения, якобы дающие Вам право не исполнять распоряжения своего правящего архиерея, ложны и несостоятельны.

Также обращаю Ваше внимание на то, что в период нахождения клирика за штатом или под запрещением, для него обязательны к исполнению все касающиеся его распоряжения и указы правящего архиерея епархии, поскольку он остаётся под его канонической властью.

ЕПИСКОП

Чистопольский и Нижнекамский,

***

Управляющий Чистопольской епархией

Указ Протоиерею Владимиру Головину

Информационный отдел Чистопольской епархии — 3 сентября 2018

Указ

№ 34 от 3 сентября 2018 г.

» 03 » сентября 2018 г.

Протоиерею Владимиру (Головину Владимиру Валентиновичу)

Настоящим Вы запрещаетесь в служении без права совершения каких-либо священнодействий, преподания благословения, ношения рясы и наперсного креста сроком на 3 месяца с 3 сентября 2018 года в связи с неисполнением Распоряжения правящего архиерея № 120 от 24 августа 2018 года и продолжением деятельности, вносящей соблазн в жизнь Церкви.

По истечении срока прещения Вам надлежит явиться в Епархиальное управление для решения вопроса о Вашем дальнейшем служении.

В случае упорной нераскаянности и дальнейшего неисполнения требований Распоряжения № 120 от 24 августа 2018 года или нарушения условий запрещения, может быть поставлен вопрос о продлении срока Вашего запрещения в служении или о лишении Вас священного сана.

Напоминаю Вам 39 Правило Святых Апостолов: «Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». В связи с этим Ваши ссылки на прежде данные Вам благословения, якобы дающие Вам право не исполнять распоряжения своего правящего архиерея, ложны и несостоятельны.

Обращаю Ваше внимание на то, что в период нахождения клирика за штатом или под запрещением, для него обязательны к исполнению все касающиеся его распоряжения и указы правящего архиерея епархии, поскольку он остаётся под его канонической властью.

ЕПИСКОП

Чистопольский и Нижнекамский

«Извержение из сана» обжалованию не подлежит

Патриарх Кирилл поставил точку в деле священника Головина

Фото: tatmitropolia.ru

На днях Патриарх Кирилл утвердил «извержение из сана» протоиерея из Болгара Владимира Головина и его сына протоиерея Анастасия. В это же время епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен, на территории которого находится приход в Болгаре, переведен на Урал. Временно Чистопольской епархией будет управлять митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Подробности финала истории, которая тянулась с прошлой осени, — в материале «Реального времени».

«Вернись под учение Церкви»

История проповедника из Болгара протоиерея Владимира Головина получила широкую огласку в начале осени прошлого года, когда он по решению Чистопольской епархии был отправлен «под запрет». Делом Головина занимались на самом высоком уровне — московские богословы. Именно в патриархию последние несколько лет шли жалобы прихожан на Головина.

Что же вменялась священнику? Во-первых, недостаточность богословских знаний. В его проповедях было много, мягко говоря, «вольностей». Во-вторых, так называемая «соборная молитва по соглашению с Болгаром», когда паства отца Владимира начинает молиться в разных местах в одно и то же время. Как полагает комиссия при патриархии, которая занималась делом Головина, это вело к изоляции от других членов церкви. У «соборной молитвы» было большое количество приверженцев, что уже начинало напоминать секту.

Кроме этого, в своем храме отец Владимир ввел неканонический чин некоего «духовного лечения», он возлагал руки на людей, одетых в специальные одежды с разрезами, а его помощники мазали их специальным церковным маслом через эти разрезы.

Протоиерей Владимир Головин в начале осени был отправлен под запрет. Фото vladimir-golovin.ru

Люди, которые обращались с жалобами в патриархию, писали о том, что их близкие встают по ночам, чтобы совершить «соборную молитву», переводят солидные суммы денег. Известный борец с сектами Александр Дворкин даже высказал предположение, что через приход в Болгаре проходят огромные суммы денег, такие, что «пресловутый бог Кузя отдыхает».

Неучтенные денежные потоки шли в Болгар через Головина и членов его семьи, то есть была создана большая сетевая структура с сайтами в интернете, цель которой была одна — привлечение людей в ряды паствы отца Владимира.

В результате протоиерей Владимир Головин в начале осени был отправлен под запрет. Эта церковное наказание, и достаточно суровое, потому что священник, находящийся «под запретом», не может совершать богослужения. Временное отстранение от богослужений необходимо для того, чтобы наказанный понял серьезность ситуации, свои ошибки и покаялся. В церкви запрет называют своего рода «лечебницей» для заблудших.

Головин, к сожалению, голосу братьев по вере не внял. Буквально через несколько дней после запрета он записал длинное, более чем часовое, видеообращение, где оправдывал свои действия и высказывал вздорные, не содержащие правды претензии в адрес митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Например, было высказано утверждение, что владыка Феофан собирается «уничтожить православие в Болгаре» и создать там «заповедник ислама».

Во время онлайн-конференции владыка Феофан пояснил читателям «Реального времени», как будет на это реагировать: «Совершенно не собираюсь отвечать. Все это на совести Головина, мое дело — свидетельствовать о правде Божьей. И когда Головин, протоиерей, священник, опускается так низко, до желтого пиара, просто обидно за него… Что бы я пожелал Головину? Вразумления… Никто не собирается тебя казнить, сам себя человек наказывает. Вернись не под чью-то волю, а под учение Церкви. И все будет нормально. И неплохо было бы покаяться».

Владыка Феофан: «Все это на совести Головина, мое дело — свидетельствовать о правде Божьей». Фото Дмитрия Резнова

Обратной дороги нет

Покаяния не последовало. Сторону отца принял сын Головина, протоиерей Анастасий, который был еще и благочинным. В феврале этого года церковный суд Чистопольской и Нижнекамской епархии решил лишить Головина и его сына церковного сана. Головину-старшему было вменено создание «сообщества, противопоставившего себя Церкви, ведение деятельности, вносящей смущение в ряды верующих, искажение учения Церкви о молитве, упорное непослушание правящему архиерею, клевета на священноначалие и досаждение словом ряду архипастырей».

Что касается протоиерея Анастасия Головина, то его обвинение сводилось к следующему: оставление места служения, незаинтересованность жизнью прихода и принятие «идеологической стороны» его отца, протоиерея Владимира Головина. Обвинения в обоих случаях очень серьезные.

Вот как прокомментировал ситуацию «Реальному времени» игумен Пимен, наместник Кизического монастыря Казани: «Извержение из сана — это лишение сана священника. В нашей церкви это крайняя мера. Она не принимается сразу, сначала человеку дают время, чтобы раскаяться и одуматься. Если этого не происходит, его лишают сана. К лишению сана церковные суды прибегают крайне редко. И подобное решение всегда должен в силу его серьезности утверждать Патриарх. Обжалований в этом случае не бывает — лишают сана навсегда. К сожалению, некоторые лишенные сана «священники» продолжают общаться с паствой в качестве пастырей, но надо помнить, что такое общение лишено благодати».

Обвинение Анастасия Головина сводилось к следующему: оставление места служения, незаинтересованность жизнью прихода и принятие «идеологической стороны» его отца. Фото chistopol-eparhia.ru

Временный управляющий епархией

Неделю назад Патриарх Кирилл утвердил решение церковного суда Чистопольской и Нижнекамской епархии в отношении отца и сына Головиных. А на заседании Священного синода РПЦ 4 апреля епископ Чистопольский Пармен был переведен на Урал управляющим Троицкой ерархией.

С большой долей уверенности можно сказать, что это произошло в результате ситуации с Головиным. Управляющий Чистопольской и Нижнекамской епархией долгое время не принимал решительных действий для выяснения того, что же происходит в Авраамиевском приходе Болгара и не пытался вразумить Головиных. Временным управляющим Чистопольской и Нижнекамской епархией назначен митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Уже на другой день после решения синода перевести епископа Пармена в Троицкую епархию митрополит Феофан поехал в Чистополь. Он встретился в епископом Парменом, ознакомился с делами епархии, приняв документацию. Естественно, владыка Феофан встретился с духовенством и сотрудниками епархиального управления.

Он ознакомился с деятельностью приходов и благочиний, поинтересовался работой в области социальных проектов и молодежных организаций, расспросил о восстановлении и строительстве новых храмов. Владыка Феофан, который известен умением четко выстраивать отношения со светской властью, встретился и с заместителем главы Чистопольского муниципального образования Михаилом Ксенофонтовым. Разговор шел о взаимодействия государства и церкви.

Епископ Чистопольский Пармен был переведен на Урал управляющим Троицкой ерархией. Фото tatmitropolia.ru

В ближайшее время, несмотря на загруженность, а она всегда очень большая во время Великого поста, митрополит Феофан планирует совершить богослужения в Чистопольской епархии. Наверняка у него запланирован и визит в Болгар, в Авраамиевский храм.

Татьяна Мамаева Общество Татарстан

Casus Golovini: Как остановить лжепророка из Болгара?

«Берегитесь лжепророков,

которые приходят к вам в овечьей одежде,

а внутри суть волки хищные…» (Мф. 7:15)

Седовласый старец с печальными глазами и нарочито простонародной речью, предельно «доходчивой» и… не терпящей возражений. Провинциальный батюшка из далекого Болгара, этнически русского городка, что на юге Татарстана. Услышишь первый раз и диву дашься: да это же народный самородок, провинциальный златоуст, проповедник, чье слово будет услышано «от Москвы до самых до окраин»! Но, «встретив по одежке», стоит и повнимательнее вслушаться в то, что же несут «миллионам людей по всему миру» столь популярные в соцсетях и блогосфере интернет-проповеди протоиерея Владимира Головина.

А прислушивались, увы, лишь немногие. Хотя в Центр религиоведческих исследований имени священномученика Иринея Лионского, непосредственно занимающийся проблемами новых религиозных движений, сект и культов, еще с 2014 года стали поступать тревожные сигналы. Мол, батюшка не столь прост, как кажется: благословляет разводы, уводит людей из других церковных общин, получает немалые пожертвования от своих виртуальных «духовных чад», порой отдающих последнее в ущерб семьям. Собственно, ведет себя как самый настоящий тоталитарный «гуру». И это, не считая, мягко говоря, «богословских вольностей», а на самом деле — серьезных расхождений болгарского батюшки с православным богословием, облеченных порой в откровенно кощунственные формы.

Распропагандированный поп Нужно ли Церкви «неправославнутое» политиканство? Общество 19:43 — 27 Июля

Два удара в набат

Первым в набат ударил известный новосибирский клирик, протоиерей Александр Новопашин, в начале 2018 года выступивший на Международных образовательных Рождественских чтениях с докладом «Коммерческо-религиозный проект протоиерея Владимира Головина». Отец Александр проанализировал выступления этого клирика, сделав неутешительный вывод:»То, что говорит в своих проповедях знаменитый «проповедник», на самом деле является элементарной глупостью, смакуемой скабрезностью и страшной грязью в устах уже немолодого человека в рясе».

Более того, новосибирский пастырь детально разобрал коммерческую составляющую так называемой молитвы по соглашению, к которой болгарский проповедник привлекает верующих отнюдь не бескорыстно (адепты отца Владимира молятся вместе в одно и то же время по часовому поясу Болгара, внося за эти совместные молитвы вполне определенную мзду).

В. Головин. Фото: фрагмент передачи на youtube

Вскоре к отцу Александру Новопашину подключился и главный российский специалист по «нетрадиционной духовности», профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин. В серии своих статей «Нетрадиционное богословие прот. Владимира Головина» профессор-сектовед остановился на разборе не только коммерческого характера нового околоцерковного культа и на кощунственных изречениях его создателя. Александр Дворкин детально разобрал и то, что «богословие» клирика из Болгара не имеет отношения к Православию, но исповедует «целый букет ересей, осужденных на большинстве Вселенских соборов нашей Церкви», а многие его теории и стилистика самих его речей базируются на «творениях» сектантов-неопятидесятников. Возможно, из-за банальной богословской малограмотности. Однако для православного священника эта простота воистину «хуже воровства».

Оскорбительная статья Декриминализация ряда статей УК РФ не должна стать карт-бланшем для сатанистов Общество 19:30 — 22 Августа

Казалось бы, после столь авторитетных материалов церковное священноначалие должно было незамедлительно отреагировать. Как минимум, запретив еретичествующего кощунника в служении до церковного суда. Однако пока этого не случилось. На протяжении полугода автор этих строк в разговорах с авторитетными священниками и даже архиереями нашей Церкви задавался элементарным вопросом «почему?», на что получал примерно один и тот же ответ: «Пока не время выносить сор из избы». Сложно сказать, чего ждали. Возможно, реакции Святейшего Патриарха, который в силу чрезвычайной занятости едва ли может оперативно реагировать на чудачества того или иного провинциального клирика. Однако в данном конкретном случае эти «чудачества» с очевидностью дискредитировали всю Русскую Церковь.

Заявление без решения?

И только несколько дней назад появилось «Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии». Заявление, с одной стороны, содержательно очень жесткое, а с другой — откровенно половинчатое относительно сделанных выводов. Коротко перечислим основные тезисы этого официального церковного документа:

Размещенные в открытом доступе в Интернете проповеди прот. Владимира Головина содержат явно противоречащие православному учению утверждения. Например, о том, что у Христа «в одной сущности — две природы». Или о том, что будто бы Христос «мог пасть», но «победил в себе грех». Также прот. Владимир называет ложью наименование Христа Богом, говоря, что «Он — не Бог. Он — Богочеловек», и при этом обвиняет в монофизитстве всех православных, которые молятся Христу как Богу.

Казалось бы, одного этого достаточно, чтобы самыми жесткими, «хирургическими» методами оградить православных христиан от деятельности такого еретичествующего «пастыря». Но дальше — больше!

В публичных выступлениях прот. Владимира Головина имеются высказывания, граничащие с кощунством и глумлением над Христом. В беседе с молодежью он призывал слушателей представить физиологические отправления. Даже само по себе обращение к теме справления естественных потребностей в «духовной» беседе в высшей степени неуместно для православного священника, а если еще учесть, что прот. Владимир настойчиво предлагал своим слушателям, в том числе и присутствовавшим на беседе девушкам, подробно представить, как мужчина совершает физиологические отправления, то это к тому же и безнравственно.

А вот это уже откровенно страшно! Ведь если еретики древности зачастую были весьма благочестивыми в личном отношении людьми, порой готовыми отдать жизнь за свои заблуждения, то здесь мы сталкиваемся с откровенно хамским, кощунственным глумом над Самим Христом: «Ради красного словца не пожалел и Творца». Также в заявлении разбираются и многие другие головинские непотребства, включая неканонический чин «духовного лечения», уже упомянутую коммерческую практику «молитв по соглашению» и даже «оскорбление памяти Героя России, гвардии майора Р. Н. Филипова и героев Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни, подобно подвигу военного летчика Н. Ф. Гастелло».

Словом, сказанного уже предостаточно «на статью». И не на одну. Другое дело, что в Церкви во все времена любому грешнику и даже еретику предоставлялась возможность для покаяния. А потому, несмотря на то, что протоиерей Владимир Головин уже много лет упорствует в своих хулах и заблуждениях, даже в его отношении пока еще не было вынесено окончательное дисциплинарное решение. Но только призыв к его возможным адептам (а по сути, и к нему самому):

Обращаемся прежде всего ко всем клирикам и пастве Чистопольской и Нижнекамской епархии, а также ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с просьбой постараться со вниманием и любовью увещевать своих братьев и сестер, вовлеченных в движение «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», к познанию подлинного святоотеческого понимания Евангелия Христова и святой апостольской веры.

***

Фото: www.globallookpress.com

Профессор Александр Дворкин: «Протоиерей Владимир Головин должен принести публичное покаяние»

За комментарием относительно принятого Заявления, а также с вопросом, каким образом можно оградить православных христиан от подобных лжепророков в пастырских одеждах, Телеканал «Царьград» обратился к уже упомянутому в этом материале профессору Александру Дворкину.

«Царьград»: Насколько важно появление «Заявления Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии»? И почему оно появилось так поздно?

Профессор Александр Дворкин: Заявление очень важно, потому что наконец-то епархия выразила отношение к деятельности этого священника, вышедшего за рамки канонов и нравственных норм, а также, судя по всему, позволил себе чудовищные финансовые нарушения. Подчеркну: главная проблема не в том, что они собирают деньги (как это делают те же православные обители, собирая пожертвования на свой монастырь), а в том, что этот сбор денег «на Церковь» никак Церкви не касался. Все это шло на электронные кошельки, в некие фонды, а то и откровенно на частные счета секретарей и помощников протоиерея Владимира Головина, то есть от имени Церкви он собирал средства на собственные нужды, и как эти деньги расходовались, никому не известно. Подчеркну: речь, судя по всему, идет о сотнях миллионах рублей.

А. Дворкин. Фото: www.globallookpress.com

«Ц.»: Но откуда такие цифры?

Профессор Дворкин: Все на уровне элементарной арифметики. Минимальная сумма пожертвований, которые протоиерей Владимир Головин брал за поминание одного имени на «молитве по соглашению», составляла 700 рублей, а максимальная — 32 тысячи (!!!). Каждый человек подает на поминовение несколько имен. По уверениям самого Головина, к этой молитве присоединились сотни тысяч человек. Возможно, он преувеличивает, но, судя по посещаемости его видеоблога (самые популярные записи набрали свыше миллиона просмотров — ред.), масштаб проблемы действительно очень серьезен.

«Ц.»: Но что же можно и должно сделать, чтобы остановить подобных лжепророков? Почему «казусу Головина» на протяжении многих лет не была дана надлежащая церковная оценка?

Профессор Дворкин: Дело протоиерея Владимира Головина разбиралось достаточно долго, что не удивительно, в Церкви такие вопросы всегда разбираются неторопливо (тут очень важно не ошибиться, и чтобы решение было взвешенным). Отчасти в этом есть и моя вина, поскольку после первых сигналов, первых писем о деятельности Головина я не обратил на это должного внимания. И когда обращений стало очень много, то сначала попросил своего друга протоиерея Александра Новопашина прочитать об этом доклад на Рождественских чтениях, что он и сделал поистине великолепно, обнажив весь масштаб проблемы. И только после этого разбора я занялся этим делом вплотную, осознав, что это не просто чудаковатый батюшка.

С другой стороны, очевидна вина епархиальных архиереев. Понять можно, на первый взгляд, приход успешный: народ едет, епархиальные взносы исправно платятся. И сложилась ситуация, когда, с одной стороны, протоиерею Владимиру Головину делались замечания за «неосторожные высказывания», а с другой — он награждался церковными наградами. И практически никто не обращал внимания, что, по заявлениям самого Головина, он ушел из Московской духовной семинарии с 3-го курса, потому что там «невозможно молиться» (это в Троице-Сергиевой лавре-то «невозможно молиться»?!). А его сын вообще не имеет никакого образования — ни светского, ни духовного, — но при этом является настоятелем храма, личным секретарем владыки, руководителем двух епархиальных отделов, а также благочинным Спасского округа.

Конечно, если бы епархиальное руководство на местах обращало больше внимания на уровень образования клириков (а Святейший Патриарх Кирилл неоднократно поднимал этот вопрос), а также на их публичные высказывания, такой ситуации, как в Болгаре, не сложилось бы. Сегодня, насколько я знаю, протоиерею Владимиру Головину даны достаточно жесткие сроки, чтобы свернуть всю свою деятельность и стать тем, к чему он, по его словам, стремится: скромным и незаметным сельским батюшкой, а не наследным феодалом со своими дворцами, разноцветными рясами, фраками, специально выстроенными помпезными усыпальницами и так далее.

Решиться все должно буквально на днях, и тогда мы посмотрим, что для него дороже: Церковь или его собственная коммерческая структура, параллельная Церкви, и то почитание и поклонение, которыми он окружен. И тогда он либо со всеми своими фондами, угодьями и раболепными почитателями уходит в раскол, либо приносит публичное покаяние, осознав, что не он спасает Церковь, а Церковь спасает его. Думаю, на днях мы узнаем о решении протоиерея Владимира Головина.

Епархиальный суд лишил сана священника из-за его «непристойных проповедей»

Церковный суд признал Головина виновными в действиях, которые несут «смущение в среду верующих», в создании сообщества, которое «противопоставляет себя церкви» и искажает учения о молитве, а также в «упорном непослушании» и клевете на священноначалие. Отмечается, что епархия неоднократно предупреждала священника, призывая его покаяться, но Головин так и не пошел на это.

Что еще известно:

Также в епархии полагают, что священник создал свою структуру со «сложной финансовой инициативой» — «молитвы по соглашению», которая «замкнута» на членах семьи Головина и его ближайших последователях. За это в сентябре 2018 года его отлучили от служения на три месяца.

Что проповедовал Головин:

Сообщается, что Головин ввел в своем храме неканонический чин «духовного лечения» с помощью наложения рук. Священник также выступал с проповедями, которые «граничат с кощунством и глумлением над Христом». В одной из бесед Головин «настойчиво предлагал своим слушателям, в том числе девушкам, подробно представить, как мужчина совершает физиологические отправления», восторженно рассказывал о «воспевании им богослужебного гимна во время близости с супругой», давал женщинам советы о выборе фасона нижнего белья и рекомендовал им «смотреть непристойные фильмы» вместе с мужьями. Епархия также фиксировала случаи сквернословия Головина и их оправдания.