Икона божией матери влахернская

Одним из наиболее редких образов Богородицы считается чудотворная Влахернская икона Божией Матери. Ее доставили в Константинополь в 439 году, специально для нее по повелению императора Льва Великого была воздвигнута церковь в западной части города по прозванию Влахерны (некогда там был убит скифский вождь Влах). По преданию, именно на том месте Андрею Юродивому явилась Богоматерь.

Икона получила название Влахернской Божией Матери, и хотя после пожара 1434 года, когда церковь была уничтожена огнем, икону перенесли в другой храм, название за ней сохранилось.

Описание иконы

Размеры иконы относительно невелики: 46 × 37,5 × 4 см. По типу иконописи — это Одигитрия, что в переводе с греческого означает Указующая Путь, или Путеводительница. Необычна техника, в которой она выполнена: это воскомастика, позволяющая получать рельефное изображение. Благодаря этому образ словно выступает над доской, производя на верующих потрясающее впечатление и внушая благоговейный страх.

Еще большую ценность придает Влахернской иконе то, что для ее создания использовался воск и смешанные с ним мощи христианских мучеников, то есть это не просто икона, а мощевик.

От других иконописных образов Богородицы Влахернский образ отличается выраженной массивностью фигуры, а также более широкими нимбами. В живописных копиях (списках) иконописцы старались придать образам Богородицы и Младенца такую же рельефность.

Из истории Влахернской иконы

Влахернская икона издавна стала считаться покровительницей как самого Константинополя, так и императоров Византии. Когда в 626 году город был осажден врагами, патриарх Сергий обошел его стены с иконой в руках, и врагам по их собственному утверждению явилась сама Богоматерь, после чего они в страхе отступили.

Еще одно чудо, связанное с Влахернской иконой, произошло в эпоху иконоборчества. Тогда икона вместе с горящей перед ней лампадой была замурована в стену монастыря Пантократора, там ее и обнаружили через сто лет, причем лампада продолжала гореть.

Именно эта икона была доставлена на Русь в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу, в сопровождении грамоты о ее происхождении и почитании. Здесь икону сразу стали почитать как одну из величайших святынь, украсили окладом из чеканного золота с большим количеством драгоценных каменьев и жемчуга и приложили золотые пластинки, где была изложена ее легенда.

Влахернская икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда царь всегда брал ее с собой в военные походы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее, а ее рельефный список, пожалованный отцу Григория Строганова и датируемый 17 или 18 веком, — во Влахернском храме в Кузьминках, который был выстроен специально для нее. Она стала семейной святыней рода Строгановых.

В чем помогает Влахернская икона Божией Матери

Эта икона помогает в защите от разного рода внешних вторжений, идет ли речь о государстве или об обычной семье. Она является хранительницей во время военных действий, она же хранит от козней недоброжелателей и бережет покой семейных людей от вмешательства недобрых людей.

Дни почитания: 2/15 и 7/20 июля, суббота в пятую седмицу Великого поста.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой Влахернской

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Влахернская икона

Влахернская икона Божией Матери

Θεοτόκος των Βλαχερνών


Влахернская икона из Успенского собора Московского Кремля

Дата появления

упоминается с 439 года

Иконографический тип

Одигитрия

Местонахождение

Музеи Московского Кремля

Дата празднования

2 (15) июля, 7 (20) июля и в субботу Акафиста

Медиафайлы на Викискладе

Влахе́рнская ико́на Бо́жией Ма́тери (греч. Θεοτόκος των Βλαχερνών), или Влахернетисса (греч. Βλαχερνίτισσα) — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Привезена в Россию из Константинополя в 1653 году в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Выполнена в редкой технике воскомастики и относится к иконописному типу Одигитрия.

Икона почитается у верующих чудотворной, празднование в её честь совершается: 2 (15) июля (в праздник Ризоположения), 7 (20) июля и в субботу Акафиста (в субботу пятой седмицы Великого поста).

История иконы

Византийский период

Влахернская икона входит в число тех старинных икон, создание которых предание приписывает евангелисту Луке. Икона изначально хранилась на родине евангелиста в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим. Императрица Евдокия привезла её в 439 году из Иерусалима в Константинополь вместе с другими христианскими реликвиями. Переданная в дар Пульхерии, сестре императора Феодосия II, икона была помещена в церкви Богородицы во Влахернах. От имени храма икона получила своё настоящее название.

Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 626 году во время осады города персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошёл с ней стены Константинополя, и, по сообщению Пасхальной хроники, враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу. С этого момента возникла традиция ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где она находилась до понедельника Светлой седмицы.

В период иконоборчества икону прятали в монастыре Пантократора. Там же её укрывали в период захвата Константинополя крестоносцами. Икона была известна русским паломникам, о торжественных процессиях с ней пишет Стефан Новгородец, посетивший Константинополь в XIV веке:

Одному человеку поставят икону на плечи стоймя, а он руки распрострёт, словно его распяли, и глаза у него закатятся, так что смотреть страшно, и по площади бросает его туда и сюда, и вертит его в разные стороны, а он даже не понимает, куда его икона носит. Потом другой подхватит её, и с тем бывает так же, а затем и третий, и четвёртый подхватывают, и они поют с дьяконами пение великое, а народ с плачем взывает: «Господи, помилуй!». Два дьякона держат рипиды, а остальные киот перед иконой. Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный.

— «Хождение Стефана Новгородца»

О судьбе данной иконы вплоть до турецкого завоевания в 1453 году достоверной информации нет. Павел Алеппский пишет о той иконе, которая была прислана в Москву, следующее:

Когда мы там были , явилась в подворье Воскресения одна вдова и подарила настоятелю икону Владычицы, известную под именем Влахернской. Это та самая икона, которую некогда патриарх обносил кругом стен города, при чём она обратила в позорное бегство напавших на него врагов. Женщина рассказала, что нашла её в стене своего дома с горящей перед нею лампадой… Наш владыка патриарх употреблял все старания, предлагая много червонцев, чтобы получить её от упомянутого настоятеля, но напрасно. Впоследствии игумен послал её с одним купцом царю московскому, который принял её наилучшим образом… Царь взамен её послал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который её доставил.

Эта история совпадает с преданием периода иконоборчества, когда Влахернскую икону вместе с горящей лампадой замуровали в стене монастыря Пантократора, где она находилась около ста лет.

Перенесение в Москву

Успенский собор Московского Кремля

В 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила с торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари. В записях XVII века о царских выходах под 7162 годом (константинопольской эры) записано:

Октября в 16 день встречал Государь образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви.

На следующий день в честь иконы, помещённой в Успенский собор Московского кремля, была совершена торжественная служба. Икона, бывшая покровительницей византийских императоров, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства. Она была включена в церемониальный царский обиход и литургическую практику Успенского собора, её поместили на жертвеннике собора. Для неё был изготовлен оклад из чеканного золота, украшенный большим количеством драгоценных камней и жемчуга и золотыми пластинками с текстом, излагавшим легенду об иконе. О драгоценном окладе пишет Павел Алеппский: «Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из неё не видно, всё остальное покрыто золотом».

Алексею Михайловичу была направлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием, её оригинальный греческий текст был обнаружен в Российском государственном архиве древних актов. В ней данная икона впервые названа Влахернской, а название на сам образ было надписано только при его реставрации в 1813 году (см. Реставрации иконы).

При патриархе Никоне возникает обычай ежегодно в пятую субботу Великого поста ставить икону между амвоном и царскими вратами и читать перед ней акафист в память спасения Константинополя в 626 году. Такая традиция сохраняется до второй половины XVIII века. В «Книге записи ежедневных служб, совершавшихся в Успенском соборе и об особых службах и крестных ходах 1666—1743 гг.» Влахернская икона уступает по числу упоминаний об её участии в богослужении только Петровской иконе (предание приписывает её авторство митрополиту Петру):

Шествие на осляти времён Алексея Михайловича
(В. Г. Шварц, 1865 год)

  • икона участвовала в крестном ходе на Покров к Покровскому собору на рву;
  • на Богоявление во главе шествия на иордань несли Влахернскую икону, а во время водосвятия возлагали на аналое вместе с иконой Московских святителей;
  • на праздник Собора трёх святителей икону помещали рядом с мощами Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова;
  • икону выносили на водоосвящении 1 августа в день Происхождения честных древ Животворящего Креста;
  • в день празднования новолетия (1 сентября) икона за богослужением ставилась на аналое вместе с Владимирской иконой;
  • икона участвовала в «шествии на осляти» — крестном ходе в праздник Входа Господня в Иерусалим, устраивавшемся в Москве в XVI—XVII веках.

Влахернская икона стала почитаться как заступница против вражеских нашествий: сразу после её перенесения в Москву Алексей Михайлович взял её с собой на войну, а по возвращении, по свидетельству Павла Алепского, «вёз перед собою». Во время смоленского похода её ставили напротив царя в санях.

К началу XIX века популярность иконы ослабевает, в 1812 году, когда наполеоновские войска вошли в Москву, то Влахернская икона не была вывезена из Успенского собора и после изгнания войск была обнаружена повреждённой. Образ врезали в новую кипарисную доску и украсили серебряной ризой. В XIX — начале XX веков икона находилась в Петропавловском приделе Успенского собора, где её поместили над ракой святителя Феогноста, однако продолжали выносить на крестных ходах. В 1918 году, после Октябрьской революции, её переместили в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке. В 1931 году Влахернская икона вошла в собрание музеев Московского кремля.

Реставрации иконы

  • В 1674 году икона была отреставрирована по указанию Алексея Михайловича иконописцами Оружейной палаты Симоном Ушаковым и Никитой Павловцем. Было сделано укрепление ветхой доски подведением новой, кипарисной.
  • В 1813 году при реставрации на ней были сделаны новые греческие надписи: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище», а также надпись на русском языке: «0AWГІ (1813) года августа А (1) дня обновлен сей образ».
  • В 1983 году реставрацию Влахернской иконы произвёл в Реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря реставратор Д. А. Дунаев. При данной реставрации на иконе было раскрыто оригинальное греческое надписание — Η ΘΕΟΣΚΕΠΑΤΟΣ («Богохранимая» или «Богом Хранимая»). Это редкий эпитет Богородицы, известный лишь по двум примерам (печать Трапезундского монастыря с изображением Оранты (XIII век) и название чтимой кипрской иконы из церкви Феоскепасту (XIV век)).

Характеристика образа

Размеры иконы 46 × 37,5 × 4 см. Хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона относится к иконописному типу Одигитрия и выполнена в технике воскомастики, то есть является рельефным изображением. Павел Алеппский, посетивший Москву в 1655 году, писал о ней: «не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая». Сама воскомастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», то есть икона представляет собой своеобразный мощевик. Источники XIX века сообщают, что среди мощей, использованных для написания иконы, был пепел мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы — погибли в IV веке), Синайских и Раифских.

Иконография Влахернской иконы наиболее подробно исследована Никодимом Кондаковым в сочинении «Иконография Богоматери». Он относит Влахернскую икону к числу трёх икон Одигитрии, которые наиболее точно передают данный иконописный тип (две другие — Цилканская икона Божией Матери IX—XIII веков и стеатитовый образ из Ватопедского монастыря XII—XIV веков). Влахернетисса относится к классическому типу Одигитрии, сложившемуся в константинопольском искусстве в XIII—XIV века. Особенностями иконографии являются: массивность фигуры Богородицы и её почти погрудный обрез, заходящие на поля крупные нимбы, высоко поднятые ноги Богомладенца, которые касаются полей иконы.

Датировка иконы

Левон Нерсесян сообщает, что в средневековых источниках Влахернская икона выступает как «некая мраморная плита с изображением Богоматери в рост, которая находилась в часовне при святом источнике, и вода святая изливалась из дырочек на пол, к праху Богоматери». Само наименование привезённой в Москву иконы «Влахернская» появляется только в середине XVII века в грамоте патриарха Паисия. Этот эпитет в Византии обычно применяли к иконописным изображениям Оранты, мозаика которой, по мнению Н. П. Кондакова, украшала апсиду Влахернского храма. По причинам этих противоречий вопрос о времени создания иконы, присланной Алексею Михайловичу, является спорным.

Иконографические и эпиграфические аналоги иконы датируются XIII—XIV веками. Серьёзная реставрация Влахернской иконы в 1674 году свидетельствует о древнем происхождении образа. С другой стороны, по мнению исследователей:

В легенде об иконе конкретный рассказ о ней начинается лишь после событий 1453 года. Можно предположить, что именно тогда, во второй половине XV века, возникла потребность воссоздать какую-то святыню, связанную с Влахернским храмом. Не исключено также, что на старой основе был реконструирован сильно повреждённый в перипетиях турецкого завоевания древний памятник.

Списки

Строгановский список иконы

Известно три списка иконы, сделанных в различное время:

  1. принадлежавший роду Строгановых, а с середины XVIII века — роду Голицыных. Икона хранилась в имении селе Влахернском (Кузьминках) под Москвой, где была построена церковь, освящённая в честь Влахернской иконы. В настоящее время этот список хранится в Третьяковской галерее. Первое упоминание об иконе относится к 1716 году, но по датировке Г. В. Сидоренко образ относится к VII веку. Древнее происхождение иконы связано с семейным преданием Строгановых и Голицыных о том, что царю Алексею Михайловичу из Константинополя привезли не одну, а две иконы. О возможности изготовления списка иконы в технике, аналогичной первообразу, свидетельствует письменное указание о составе мастики и отливке — «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» из сборника XVII века;
  2. из храма Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре (создан в 1701 году), в настоящее время хранится в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове);
  3. из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных, создана в 1705 году, в настоящее время находится в музее Андрея Рублёва).

Второй и третий списки являются точными копиям кремлёвской иконы, имели аналогичные драгоценные оклады с надписью о спасении заступничеством иконы Царьграда от врагов. В подражание оригиналу эти два списка изготовлены как иконы-мощевики — венцы «исполнены множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих». В описаниях эти иконы называются воскомастичными, но на самом деле это рельефные деревянные изображения, покрытые левкасом и расписанные темперой, то есть они отличаются от византийского первообраза.

Храмы в честь Влахернской иконы

  • В конце X века абхазским царём Багратом II (позже ставшим царём Грузии под именем Баграт III) в честь Влахернской иконы Божьей Матери был построен Бедийский собор, в котором сам царь позже был похоронен.
  • В 1825—1830 годы в грузинском городе Зугдиди была построена Влахернская церковь, в которую поместили чтимый в Грузии список иконы. Средства на строительство выделил император Александр I, которому этот список был прислан в дар мегрельской княгиней Нино.

Примечания

  1. 1 2 3 Дмитриева Н. Чудотворная икона Божией Матери Влахернская. Православие.Ru. Дата обращения 21 июля 2009.
  2. Хождение Стефана Новгородца. Дата обращения 21 июля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  3. 1 2 Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидьяконом Павлом Алеппским / Перевод с арабского Г. Муркоса (по рукописи Московского главного архива Министерства иностранных дел). — М., 1898. — Т. 7, вып. 3. — С. 11.
  4. 1 2 3 Соколова И. М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. — СПб, 1997. — С. 413—426.
  5. Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год) / Сост. П. Строев. — М., 1844. — С. 299.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Соколова И. М. Влахернская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 119—121. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  7. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. С предисловием и указателем проф. А. П. Голубцова. — М., 1908. — С. 247.
  8. Саенкова Е. М. Константинопольская святыня «Богоматерь Влахернская» в богослужении Успенского собора Московского Кремля последней трети XVII в. // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). — М.: Институт всеобщей истории РАН, 2004. — С. 153—154. — ISBN 5-94067-114-4.
  9. Снегирёв И. М. Успенский собор в Москве. — М.: Тип. А. Семёна, 1856. — С. 27.
  10. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. — СПб., 1915. — Т. 2. — С. 187—189.
  11. Константин VII Багрянородный. «О церемониях». 2. 12
  12. Богоматерь Великая Панагия // Эхо Москвы, интервью с Левоном Нерсесяном. Дата обращения 21 июля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  13. Порецкий Н. А. Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына. — М., 1913. — С. 43.
  14. История и святыни храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Дата обращения 22 июля 2009.
  15. Спасо-Влахернский общежительный монастырь. — М., 1894. — С. 27.
  16. О Бедийском Храме/ Сост. О. Ермолаева. — Сухум: Типография Я. А. Шейнберга, 1913 (на внутренней обложке — 1912). — С. 4. (Издание Сухумской Церковно-Археологической комиссии)

Литература

  • Соколова И. М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. — СПб, 1997. — С. 413—426.
  • Саенкова Е. М. Константинопольская святыня «Богоматерь Влахернская» в богослужении Успенского собора Московского Кремля последней трети XVII в. // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). — М.: Институт всеобщей истории РАН, 2004. — С. 153—154. — ISBN 5-94067-114-4.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Влахернская икона Божией Матери
  • Одигитрия // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1911—1916.
  • Дмитриева Н. Чудотворная икона Божией Матери Влахернская. Православие.Ru. Дата обращения 21 июля 2009.
  • Соколова И. М. Влахернская икона Божией Матери. Православная энциклопедия. Дата обращения 21 июля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  • Васильева А. В. Влахернская икона Божией Матери. «Слово». Православный образовательный портал. Дата обращения 21 июля 2009.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

Влахернская церковь

Турция Стамбул

Идёт загрузка карты…

Церковь Влахернской Богородицы была построена в 5 веке. В 473 году из Иерусалима в церковь был перевезен омофор Пресвятой Богородицы. Именно здесь юродивый Андрей увидел Богоматерь, раскинувшую Покров над верующими. С тех пор появился праздник Покрова Богородицы.

История

Строительство храма у подножия шестого константинопольского холма, за пределами Феодосиевых стен, затеяла в 450 году императрица Пульхерия, а окончил после её смерти Маркиан. В 473 году из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. В правление Льва под кров был перенесён и влахернский источник святой воды.

Храмовый комплекс, расширенный при Юстине и Юстиниане, привлекал множество паломников. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который со временем стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием византийского почитания Богоматери.

Храмовой иконе Богородицы (так называемой Влахернской) приписывалось спасение столицы во время нескольких осад. Во время осады города аварами в 626 году вождь нападавших был перепуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Как раз в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего Константина III проносили по стенам чудотворную икону.

По возвращении из похода против персов отвоевавший у них Животворящий Крест император Ираклий был торжественно встречен патриархом в этом храме — единственном, который пощадили нападавшие. Во избежание новых разорений император приказал обнести Влахернское предместье небольшой стеной.

Новые чудеса Влахернская Богоматерь явила, как считается, во время осады «второго Рима» арабами в 718, русами в 864 и болгарами в 926 году. Про нашествие русов рассказывают, что император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали.

Во время осады сарацинами — мусульманами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

В эпоху иконоборчества Влахернская церковь как один из центров иконопочитания оказалась очагом раздора. Именно здесь иконоборцы провели последнее заседание Иконоборческого собора, после чего фигурные мозаики храма были заменены на более абстрактные, изображающие растительный и животный мир. Чудотворная икона пропала до правления Романа III, когда её якобы обнаружили спрятанной под толстым слоем штукатурки.

В первое воскресенье Великого поста после восстановления православия в 843 году в храме прошёл первый праздник Торжества Православия. А при Константине Багрянородном во Влахернский храм были доставлены новые реликвии — предполагаемое письмо Абгара к Иисусу и знаменитый эдесский образ Спаса.

После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподнимался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь.

Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. В 19 веке греческая община на месте руин старой церкви построила новое здание.

Единственное, что осталось от старой церкви – это источник со святой водой и купель.

Современное состояние

Сегодня Церковь Влахернской Богоматери – действующая. Ее можно посетить как во время служб, так и в дневное время. Если окажется, что сама церковь закрыта, можно обратиться к местным грекам, они ее откроют.

Святыни

  • Источник со святой водой и купель

>Престольные праздники

Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне — 15 июля

Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября

Как добраться

Церковь Влахернской Богоматери находится в Стамбуле в районе Айвансарая недалеко от залива Золотой Рог.

Адрес: Kuyu Sok., 34087 Fener, Fatih/Фатих/Стамбул, Турция

Проезд:

Добраться до церкви Влахернской Богоматери можно многими способами, в зависимости от того, где вы находитесь.

Наиболее приятный способ добраться до церкви Влахернской Богоматери – это воспользоваться катером от причала Haliç, который находится недалеко от станции скоростного трамвая Т1 EMINÖNÜ . См. ссылку на расписание катеров по Золотому Рогу в статье о водном транспоте Стамбула (нужно расписание в разделе Haliç). Выйти нужно на причале Айвансарай (Ayvansaray) и немного пройти пешком по ул. Avansaray Kuyusu sokak (см. карту выше)

Если вы хотите добраться до церкви Влархенской Богоматери из Таксима и Бейоглу, и хотите это сделать на катере, то это можно сделать от причалов Karakoy и Kasimpasa (ссылка на расписание в ссылке выше)

Также добраться до церкви Влахернской Богоматери можно от Эминёню (одноименная остановка скоростного трамвая Т1) на многих автобусах, который идут по шоссе вдоль Золотого Рога (№№ 399С, 36СЕ и др.) , выйдя на остановке Айвансарай. Далее немного пройти пешком.

Чтобы добраться до церкви Влахернской Богоматери от Аксарая, Лалели, можно проехать на любом транспорте по бульвару Ататюрка до берега залива Золотой Рог, остановка UNKAPANI (Ункапаны) или пройти туда пешком. А там пересесть на те же автобусы 399С, 36СЕ и др. Любители погулять, могут весь путь проделать пешком через улочки Фатиха, Фенера и Балата. Там есть что посмотреть. Помимо некоторых достопримечательностей, как популярных, так и малоизвестных , вы увидите настоящий нетуристический Стамбул с домами-развалюшками и печками-буржуйками. Вооружитесь только картой или навигатором. В кривых улочках и тупичках старого Стамбула очень легко потеряться.

От Эйюпа до церкви Влахернской Богоматери можно добраться пешком минут за 15.

Из аэропорта Ататюрк добраться до церкви Влахернской Богоматери и вообще в этот район можно так: доехать на метро до любой из станций – Ataköy, Bahçelievler, Zeytınburnu , Merter и там пересесть на метробус. Выйти на остановке Ayvansaray и немного пройти пешком.

>Паломнику

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото

Видео

Ссылки

Церковь Влахернской Богоматери в Стамбуле

Теперь грекам Влахерна безразлична…

Грекам Вселенского Патриархата неинтересен не только Покров, но и сам храм, в котором было явлено это чудо.

Протоиерей Константин Камышанов

В старом Стамбуле есть район Айван-Сарай. В этом Сарае есть нечто похожее на сарай с крестом – это остатки Влахернского императорского храма.

Найти его в этом городе довольно трудно. Но если даже и найдете, то не так-то просто открыть зеленые железные ворота участка, на котором стоит храм. Такие заборы теперь у нас в моде в южных республиках – в аулах и станицах. Обычные стальные ворота с решеткой от мастера из ближайшего гаража.

Это не все. Если день будний, то надо шуметь и кричать так, чтобы встревоженные турки побежали за сторожем-стариком. И если придет этот сторож, и вы ему понравитесь, то в храм могут пустить.

Внутри двора стоит одноэтажное неказистое строение – это и есть домашний храм императоров Византии. Это и есть то место, где явилась Божия Матерь, распростершая над Городом свой Покров.

Храмик тесный. От былого величия нет и следа. В качестве реликта остался небольшой бассейн с водой. В нем при императорах жили рыбки. Не знаю, что за такая новаторская традиция, но вот был такой мини-зоопарк. И он считался почему-то знаком благоволения небес.

Обо всем этом я узнал в далекие девяностые. Тогда только зарождалось движение православного меценатства, и многие предлагали свои проекты богатым на реализацию. Родилось такое предложение и у меня.

Влахернский храм в Стамбуле

После изучения судьбы Влахернского храма вспомнился проект перенесения Иерусалимского храма в Россию – в Подмосковье, на Истру. Сильный и концептуальный поступок. Очевидно, мотив был такой: «Раз никому христианский Иерусалим не нужен, то не будем завоевывать его, а возьмем и как в сказке перенесем на новое место!» И стали строить. Причем храм вышел мало похожим на оригинал. Это было не важно. Главное – идея и размах претензий. И построили.

И мне подумалось: а не перенести ли на глазах у изумленного христианского мира Влахерну в Россию? В Рязань. Дело в том, что накануне я побывал в Покровском Михайловском монастыре под Рязанью, и там мне предложили сделать проект воссоздания главного храма обители, разрушенного при советской власти.

Таким был разрушенный храм

От собора остался один фундамент. Но по нему стало видно, что он двухнефный, как и Влахерна. А еще было замечательно то, что по размеру он примерно похож на константинопольский храм.

И мне подумалось, зачем восстанавливать монастырский храм в первоначальном виде? Тем более что, судя по дореволюционной фотографии, над проектом трудился лихой самоучка, нещадно смешавший классицизм и провинциальную красоту.

Предложил настоятелю, тот согласился. Пошел в архивы. Достал литературу о храмах Константинополя. Написал письмо самому Вселенскому Патриарху с просьбой помочь информацией о храме или посодействовать допуску в патриарший архив.

Вселенский патриарх не ответил. Тогда я им отослал письмо с кратким сообщением:

– Не хотите? Сделаем и без вас.

И приложил эскиз храма. Ответ пришел почти мгновенно:

– Приезжайте.

Встал вопрос: а в каком виде можно воссоздать Влахерну? Ведь было как минимум три периода строительства этого храма. Его строили и перестраивали несколько раз, пока он не сгорел и не был заброшен. Пожар произошел еще до турок. Каким храм был в первоначальном виде, очевидно, уже никто никогда не узнает.

Но есть план, а есть аналоги. Среди них были выбраны аналоги периода последних лет существования храма. Конечно, это вольная реконструкция, но храм в Новом Иерусалиме – тоже не копия. Тогда не было принято делать буквальные реплики. Не так, как сейчас, когда копии в новом материале приветствуются и поощряются.

Почему такой храм? Потому что хотелось, чтобы интерьер храма был как бы рамой чуду явления Божией Матери. Хотелось, чтобы его пространство воспроизводило – хотя бы внешне – ту реальную обстановку, которую видела Своими очами Божия Матерь, и чтобы Она умилилась этой нашей попытке быть таким образом ближе и к чуду, и к Ней.

Подписали проект у владыки. Нашел благодетеля, знающего Стамбул, и мы были готовы вылететь на обмеры. Но позвонил настоятель и дал отбой. Духовник обители не благословил:

– Не по чести Рязани такая жемчужина.

И кто-то добавил:

– Вот встанут сестры, построившие храм, и спросят нас: «Зачем своевольничаете?»

И несмотря на благословение владыки, эскизы были положены под сукно. В результате построили тот храм, который был виден на фотографии.

А во Влахерне была положена риза Божией Матери, в честь которой установлен праздник Ризоположения. А в этом храме был святой источник с этими рыбками. А в нем был чудесный эдесский образ Христа на убрусе.

В византийское время Влахерна сбыла средоточием почитания Богоматери. Анна Комнина описывает, что чудо Божией Матери не прекращалось столетиями. В пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподымался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь.

И что самое главное, Божия Матерь явилась в нем, давая понять, что Она сама нам как родная, Она ходатайствует о нас пред Богом. Этот удивительный прокол пространства и отмена законов физики были совершены Ею по великой любви к людям, чтущим Христа, из чего мы вообще можем судить о любви к нам Неба, стремящейся к нам и сметающей все преграды.

А теперь это простой турецкий дворик. Теперь грекам Влахерна безразлична. И как-то стыдно, что знаменитый храм стоит запущенным в этом Айван-Сарае, среди сараев, за воротами, сооруженными сварщиком из гаража, и что кроме дедушки сторожа и случайных туристов он никому не нужен.

Понятно, что это почти невозможно – восстановить храм в Константинополе. Понятно, что Рязань – не Москва, и не Рим. И на сердце что-то не так.

Но все может быть.

Деталь иконы «Положение ризы Богоматери, с избранными святыми на полях» (середина XVI века)

Влахе́рнская це́рковь Богоро́дицы — знаменитая в истории восточного христианства церковь, некогда стоявшая у императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог. В честь явления в этом храме Богоматери православной церковью установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Возникновение

Строительство храма у подножия шестого константинопольского холма, за пределами Феодосиевых стен, затеяла в 450 году императрица Пульхерия, а окончил после её смерти Маркиан. В 473 году из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. В правление Льва под кров был перенесён и влахернский источник святой воды.

Храмовый комплекс, расширенный при Юстине и Юстиниане, привлекал множество паломников. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который со временем стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием византийского почитания Богоматери.

Чудеса

См. также: Влахернская икона Строгановский список Влахернской иконы Богоматери.
Третьяковская галерея

Храмовой иконе Богородицы (так называемой Влахернской) приписывалось спасение столицы во время нескольких осад. Во время осады города аварами в 626 году вождь нападавших был перепуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Как раз в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего Константина III проносили по стенам чудотворную икону.

По возвращении из похода против персов отвоевавший у них Животворящий Крест император Ираклий был торжественно встречен патриархом в этом храме — единственном, который пощадили нападавшие. Во избежание новых разорений император приказал обнести Влахернское предместье небольшой стеной.

Новые чудеса Влахернская Богоматерь явила, как считается, во время осады «второго Рима» арабами в 718, русами в 864 (860) и болгарами в 926 году. Про нашествие русов рассказывают, что император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали.

Во время осады сарацинами — мусульманами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Иконоборчество

В эпоху иконоборчества Влахернская церковь как один из центров иконопочитания оказалась очагом раздора. Именно здесь иконоборцы провели последнее заседание Иконоборческого собора, после чего фигурные мозаики храма были заменены на более абстрактные, изображающие растительный и животный мир. Чудотворная икона пропала до правления Романа III, когда её якобы обнаружили спрятанной под толстым слоем штукатурки.

В первое воскресенье Великого поста после восстановления православия в 843 году в храме прошёл первый праздник Торжества православия. А при Константине Багрянородном во Влахернский храм были доставлены новые реликвии — предполагаемое письмо Абгара к Иисусу и знаменитый эдесский образ Спаса.

Упадок

Современная церковь на месте византийского храма.

После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподнимался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь.

Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. Только в 1867 году место влахернского источника было отмечено скромной греческой часовней.

При патриархе Никоне в Москву из Стамбула привезли некую икону, которую патриарх Паисий признал за древнюю Влахернскую. Она исполнена в древней технике воскомастики и предположительно содержит в своём составе растёртые мощи мучеников за веру. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

См. также

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Влахернская церковь в Константинополе

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 7 июня 2019 года.

ВЛАХЕРНСКИЙ ИСТОЧНИК: ЗДЕСЬ ПРОИЗОШЛО ЧУДО ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Под Стамбулом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники — то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями древнего Константинополя как чудотворные.
Вот так, очень скромно, выглядит сейчас Влахернская церковь. А раньше на этом месте стоял второй по значимости, после собора Святой Софии, православный храм Царьграда.

Один из самых известных — во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности — Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.
Площадь перед входом на территорию церкви
Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы — 2 июля.
При расширении городских стен в 627 г. район включён в состав города. Здесь находился императорский дворец, который с 1081 г. стал основной резиденцией монарха.
В 1453 г. турки ворвались в Константинополь, пробив стены именно Влахернского квартала.
Малый дворец сохранился до наших дней в состоянии руин.
Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.
В пятом веке в честь явления в этом месте Богоматери над весьма почитаемым еще с языческих времен священным целебным источником, который с тех пор считается наполненным слезами Девы Марии, была построена Влахернская церковь Богородицы — одна из главных святынь Константинополя: здесь хранились покров и пояс Богоматери, тайно вывезенные паломниками из Иерусалима.
Строительство храма у подножия шестого константинопольского холма, за пределами Феодосиевых стен, затеяла в 450 году императрица Пульхерия, а окончил после её смерти Маркиан. В 473 году из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. В правление Льва под кров был перенесён и влахернский источник святой воды.
Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. Только в 1867 году место влахернского источника было отмечено скромной греческой часовней.
Часовня
Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко — минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай.
Вокруг часовни уютный садик:
А служат здесь греки. И ухаживают пусть за очень маленькой, но очень уютной территорией вокруг часовни.
Мраморная купель с целебной водичкой есть и внутри часовни, и в церковном дворике:
И множество греческих паломников приезжают в это святое место. При нас в церковь вошла большая группа паломников.
В дверях храма вас встречает Янис — грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой.
Древней иконы Божьей Матери Влахернской сегодня здесь нет, но на стенах несколько современных картин-икон, копирующих ее.
Иконостас
Есть также несколько серебристых окладов разного размера, копирующих икону. И много греческих паломников, распевающих псалмы.
Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.
Храмовый комплекс, расширенный при Юстине и Юстиниане, привлекал множество паломников. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который со временем стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием византийского почитания Богоматери.
Храмовой иконе Богородицы (так называемой Влахернской) приписывалось спасение столицы во время нескольких осад. Во время осады города аварами в 626 году вождь нападавших был перепуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Как раз в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего Константина III проносили по стенам чудотворную икону.
По возвращении из похода против персов отвоевавший у них Животворящий Крест император Ираклий был торжественно встречен патриархом в этом храме — единственном, который пощадили нападавшие. Во избежание новых разорений император приказал обнести Влахернское предместье небольшой стеной.
Так выглядит оригинальная Влахернская икона, ныне находящаяся в Московском Кремле
Новые чудеса Влахернская Богоматерь явила, как считается, во время осады «второго Рима» арабами в 718, русами в 864 и болгарами в 926 году. Про нашествие русов рассказывают, что император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали.
Во время очередной осады русами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Список, находящийся в Третьяковской галерее
Влахернский образ, находящийся в Стамбуле.
«Одно из чудес, связанных с этой иконой, произошло практически
в наши дни. – В 1964 году, когда произошла война между греками
и турками из-за Кипра,на Влахернском образе появились капли крови».
В эпоху иконоборчества Влахернская церковь как один из центров иконопочитания оказалась очагом раздора. Именно здесь иконоборцы провели последнее заседание Иконоборческого собора, после чего фигурные мозаики храма были заменены на более абстрактные, изображающие растительный и животный мир. Чудотворная икона пропала до правления Романа III, когда её якобы обнаружили спрятанной под толстым слоем штукатурки.
В первое воскресенье Великого поста после восстановления православия в 843 году в храме прошёл первый праздник Торжества Православия. А при Константине Багрянородном во Влахернский храм были доставлены новые реликвии — предполагаемое письмо Абгара к Иисусу и знаменитый эдесский образ Спаса.
Святой источник.
После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподымался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь.
Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. Только в 1867 году место влахернского источника было отмечено скромной греческой часовней.
Говоря о Влахернском храме, нельзя не упомянуть и Влахернский образ Божией Матери. Предание приписывает создание образа Апостолу Луке. Примечательно, что написана икона была не красками, а восковой мастикой, смешанной с частицами святых мощей, что делало ее рельефной. Как и Риза Богородицы, икона попала в Константинополь из Палестины в V веке, и тоже являлась духовной защитой города от врагов.
Пережив иконоборчество и захват латинянами, Влахернская икона все-таки покинула Царьград после рокового 1453 года и была перенесена на Афон, который турки разорять не решились. Пробыв два века на Святой Горе, образ попал в Россию: как сообщают записи ХVII века, 16 октября 1653 года царь Алексей Михайлович принял «образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви». Чтимый образ находился в Успенском соборе Московского Кремля, а сейчас входит в собрание Государственных музеев Кремля.
При патриархе Никоне в Москву из Стамбула привезли некую икону, которую патриарх Паисий признал за древнюю Влахернскую. Она исполнена в древней технике воскомастики и предположительно содержит в своём составе растёртые мощи мучеников за веру. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

http://www.pravmir.ru/
http://www.pravoslavie.ru/