Храм ефросиньи полоцкой

Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке, Беларусь: история, описание, фото

История возникновения Спасо-Ефросиниевского монастыря в Полоцке.

Спасо-Евфросиниевский храм является очень ценной постройкой для Беларуси, так как он единственный среди полоцких древних монастырей, который сохранился до нашего времени. Он является самым крупным центром православия на всей территории страны.

Монастырь был основан в 1125 году княжной Евфросинией, в честь которой и получил свое современное название. Изначально храм представлял собой небольшую постройку из дерева. Но с течением времени количество молодых монахинь росло, и этой деревянной постройки стало мало. Появилась острая необходимость возвести новый монастырь большего размера. Появившееся в результате здание было построено из камня ровно за 30 недель благодаря зодчему Иоанну.

На протяжении 45 лет Ефросиния жила при монастыре. За этот период храм стал основным местом просвещения земли Полоцкой. В те времена была очень большая библиотека при монастыре и активно работала мастерская по написанию икон, а также небольшая приходская школа.

Особенности монастыря в Полоцке.

Сегодня Спасо-Евфросиниевский храм всем известен как наиболее хорошо сохранившийся среди прочих архитектурных памятников Полоцка. С момента существования монастыря очень часто менялись его владельцы, он то и дело переходил из одних рук в другие, и только в первой половине XIX века его вернули православным. После этого для храма наступил новый период активного развития. Здание полностью отреставрировали, а женское духовное училище при монастыре снова возобновило свою работу. В это же время в стены монастыря вернулся Крест Ефросинии, который в свое время она пожертвовала храму.

Печальные времена пришли на смену активной деятельности храма в послереволюционный период. Уже в 1921 году женский монастырь Ефросинии закрыли и реквизировали Крест. Даже мощи святой были вскрыты, их отправили в Москву на атеистическую выставку.

В 1943 году мощи святой были возращены в стены храма, и монастырь продолжил свою активную работу вплоть до 1960 года. После чего церковь снова закрыли. Двери для своих прихожан храм открыл только в 1989 году.

Крест, который так был дорог и ценен для Спасо-Евфросиниевского храма, так и не нашли до наших дней. Последнее упоминание о нем прослеживалось в годы Отечественной войны. К концу XX века была изготовлена точная копия Креста Евфросинии одним из опытных брестских ювелиров. Это изделие подарили монастырю, и мы можем увидеть его в стенах храма и сегодня.

Посмотреть достопримечательность Полоцка с экскурсией.

Поклониться мощам святой можно любому желающему, сюда съезжаются люди со всех уголков страны и соседних стран. В Евфросиниевский монастырь организовывают туристические и паломнические туры, которые помогают путешественником стать ближе к культурно-историческим местам Беларуси.

Спасо-Евфросиниевский храм – святыня, осмотр и посещение которой входит в программу каждого экскурсионного тура в Полоцк. Вы можете посмотреть достопримечательности Полоцка как во время обзорной экскурсии «Патриарх земли Белорусской», так и присоединившись к одному из сборных автобусных туров по Беларуси. Вы сможете увидеть монастырь Евфросинии включает в себя целый ансамбль зданий различного назначения: сама Преображенская церковь, собор Крестовоздвиженский, трапезная, колокольня, остатки фундамента усыпальницы, жилой дом и несколько подсобных помещений.

Спасо-Евфросиниевский cтавропигиальный женский монастырь в г. Полоцке

Совершая паломничество по святым местам Белой Руси, нельзя не посетить древний Полоцк, который искони был славен своими храмами, обителями, самобытной школой зодчества, ремеслами. Уже в 992 году, всего через четыре года после Крещения Руси, в земле Полоцкой была учреждена епископская кафедра. А спустя несколько десятилетий, во время правления князя Всеслава Брячиславича (1044–1101), на высоком холме Полоцкого детинца был возведен величественный собор Святой Софии – символ духовной мощи и политической независимости города. XII столетие стало для Полоцкой земли периодом расцвета иноческой жизни. Здесь просияла великая угодница Божия преподобная Евфросиния, основавшая девичью обитель «у церкви Спаса».

Святая Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, являлась «отраслью славной» от древнего княжеского рода, восходящего к равноапостольному Владимиру. Из жития преподобной известно, что годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и житий святых и что такое имела прилежание к учению, которому дивился даже ее отец. Достигнув двенадцати лет, возраста уже зрелого в Древней Руси, Предслава не захотела вступать в брак. Многие славные князья искали ее руки, но, желая избежать «печали мира сего», Предслава тайно покинула родительский дом. Поступив в монастырь, она приняла иноческий постриг с именем Евфросиния.

Некоторое время преподобная Евфросиния подвизалась в маленькой келии, устроенной в стене Софийского собора. Свободные от молитвы часы она посвящала переписыванию священных книг. Плату, получаемую за этот нелегкий труд, святая подвижница отдавала нуждающимся. Однажды преподобная Евфросиния сподобилась ангельского видения, через которое Господь призвал ее на особое служение. Вот как, по свидетельству жития, было положено начало Спасской обители: «…и было ей видение: взял ее Ангел и повел туда, где была церковка Святого Спаса, метохия Святой Софии, что зовется в народе Сельцо. И тут показал ей Ангел Господень, говоря: “Евфросиния, здесь тебе подобает быть”». Следуя зову Божию, преподобная с одной из черноризиц вскоре пришла на Сельцо, находившееся неподалеку от Полоцка, где и поселилась при маленькой деревянной церкви Спаса. Произошло это около 1125 года. По прошествии некоторого времени стали приходить на Сельцо девицы, искавшие спасения души и желавшие уневестить себя Христу. Когда число сестер увеличилось, святая игумения решила возвести на месте ветхой деревянной церкви каменный храм. На это благое дело и был призван Господом зодчий Иоанн. По молитвам преподобной храм Всемилостивого Спаса был воздвигнут всего за тридцать недель. Стены его расписали лучшие мастера того времени. Уникальные фрески XII века почти полностью сохранились до наших дней.

В 1161 году в Спасский храм был принесен «на вечное хранение» воздвизальный Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой Евфросинии мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали, Крест содержал в себе бесценные христианские святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери и частицы мощей святых. Около 1155 года, недалеко от Спасской обители преподобная воздвигла Богородицкую церковь и устроила при ней мужской монастырь. Видя множество инокинь и иноков, собранных во имя Господне, святая игумения «радовалась им… как своему спасению» и прилагала неустанное попечение о вверенных ей душах. В мужском монастыре она пожелала иметь чудотворный образ Одигитрии Эфесской, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. С этой целью блаженная Евфросиния отправила в Царьград к императору Мануилу I»слугу» своего Михаила, который и привез в Полоцк древнюю святыню. Позднее, в 1239 году, образ Пресвятой Богородицы Эфесской был дан в благословение на брак великому князю Александру Невскому с полоцкой княжной Александрой и перенесен на Псковщину, в соборный храм города Торопца, где совершалось венчание великокняжеской четы.

Достигнув преклонных лет и провидя близкую свою кончину, преподобная возжелала посетить места, связанные с земной жизнью возлюбленного ею всем сердцем и всей душой Спасителя. В 1173 году блаженная Евфросиния с сестрой Евпраксией и братом Давидом покинули Полоцк. Совершив многотрудное путешествие, полоцкие паломники достигли Святой Земли. Во время своего пребывания в Иерусалиме преподобная трижды приходила на поклонение Гробу Господню, где молила Христа, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь во Святом Граде. Молитва ее была услышана. Пролежав на одре болезни двадцать четыре дня, 23 мая 1173 года святая Евфросиния предала свою душу Господу и «вошла в покой небесный». Погребена она была в монастыре преподобного Феодосия Великого, недалеко от Иерусалима. В 1187 году Иерусалим был захвачен египетским султаном Салах-ад-Дином. Покидая город, христиане не пожелали оставить в руках мусульман свои святыни. Нетленные мощи преподобной княжны также были изнесены из Святой Земли и Промыслом Божиим оказались в Киево-Печерской Лавре.

По кончине преподобной Евфросинии, основанные ею обители в течение нескольких столетий процветали и благоустраивались, впоследствии же на их долю выпали суровые испытания. Полоцкий Богородицкий монастырь не сохранился до наших дней. Для Спасской обители после долгих лет упадка и забвения новый период расцвета начался в XIX веке. В 1833–1835 годах по проекту архитекторов А. Порто и К. Лукина был произведен капитальный ремонт пришедшего к тому времени в запустение Спасо-Преображенского храма. С 1841 года, после издания Святейшим Синодом указа о возрождении древнего монастыря «у церкви Спаса», в стенах обители начала возобновляться иноческая жизнь. Уже в 1842 году Спасский монастырь был причислен к разряду первоклассных. В 1844 году при Полоцкой обители было торжественно открыто Спасо-Евфросиниевское женское училище, достигшее особого расцвета на рубеже XIX–XX веков.

По мере увеличения числа сестер необходимость строительства просторного, вместительного храма становилась все более очевидной. В 1842 году, во время настоятельства игумении Клавдии (Щепановской), в жилом монастырском доме была устроена домовая Свято-Евфросиниевская церковь. В 1847 году домовую церковь перестроили в теплый каменный храм. В 1897 году усердием игумении Евгении (Говорович) над монастырской площадью засияли кресты пятиглавого Кресто-Воздвиженского собора, построенного по проекту архитектора В. Ф. Коршикова в византийском стиле.

В 1910 году Спасо-Евфросиниевская обитель, а с ней и вся земля Полоцкая, была утешена великой милостью от Господа. 22 апреля 1910 года мощи преподобной Евфросинии, находившиеся в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер. В тот же день они покинули Киев. Перевозили святые мощи до Орши на пароходе по Днепру. Из Орши в Витебск, а затем в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках. Так, спустя более семи столетий после своей блаженной кончины Преподобная вернулась в родную обитель, чтобы до конца времен ходатайствовать за всех живущих в ней перед Господом. Мощи великой Полоцкой княжны были положены в новую, изготовленную на пожертвования верующих серебряную раку и помещены в древнем храме Спаса.

Однако обитель, переживавшую период благоденствия, с началом Первой мировой войны постигли тяжелые испытания и бедствия. В 1915 году немецкие войска приблизились к Полоцку, и город оказался в прифронтовом положении. В связи с этим из Спасо-Евфросиниевской обители в Ростовский Авраамиев монастырь, были эвакуированы святые мощи преподобной Евфросинии, сестры обители. Предположительно, только в 1921 году мощи святой и сестры вернулись в Полоцкий монастырь.

В 1921–1922 годах советской властью повсеместно проводилась кампания по изъятию церковных ценностей. В это время из монастыря было реквизировано множество икон, драгоценные ризы, оклады, а в 1922 году серебряная рака. Крест преподобной Евфросинии, находившийся еще в 1925 году в Спасо-Преображенской церкви монастыря, был реквизирован не ранее 1925 года. Мощи преподобной Евфросинии вскрывали трижды: в Ростове Великом (1920), в Полоцке (1922) и в Витебском губернском музее, куда святыня была доставлена в 1922 году. В 1925 (по другим источникам – в 1924) году обитель была закрыта, и все здания, принадлежавшие ей, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестер. Изгнанным из монастыря монахиням пришлось поселиться в Полоцке в домах родственников и прихожан. Некоторые насельницы Спасской обители переехали на отведенный им участок из-под вырубленного леса, называвшийся Пеньки (находился в 20 км от Полоцка).

В начале Великой Отечественной войны Полоцк был оккупирован немецкими войсками. Несмотря на то, что в одном из корпусов Спасо-Евфросиниевского монастыря размещалось немецкое командование, а в Кресто-Воздвиженском соборе содержались военнопленные, оккупационными властями в 1941 году было дано разрешение на открытие монастыря. Сестры стали возвращаться в свою обитель. А 23 октября 1943 года, с разрешения немецких властей, мощи преподобной Евфросинии были перевезены из Витебска в Полоцк. В 1961 году, в период возобновившихся гонений на Православную Церковь, Спасо-Евфросиниевскую обитель закрыли еще раз, насельниц переместили в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенская церковь была передана приходской общине и являлась единственным действующим храмом в Полоцке. Только в 1989 году, 6 июля, последовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Полоцкой обители.

В 1990–1991 годах в монастырь вернулись сестры из Жирович. В храмах и корпусах открывшейся обители начались ремонтно-реставрационные работы. Менее чем за два года монастырь преобразился, был восстановлен Свято-Евфросиниевский храм, завершились реставрационные работы в Кресто-Воздвиженском соборе, реконструирована колокольня. В 1997 году, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в Спасский монастырь был торжественно привезен воссозданный Евфросиниевский Крест, изготовленный брестским мастером Н. П. Кузьмичом по образцу древнего, утерянного в годы Великой Отечественной войны. В 1998 году были обретены вериги преподобной Евфросинии. В 2007 году, в канун праздника в честь преподобной Евфросинии, совершилось еще одно знаменательное событие. Из Бреста в Полоцкий монастырь была доставлена серебряная рака, изготовленная Н. П. Кузьмичом по эскизам, сделанным с фотоснимков 1910 года. В августе 2009 года в Кресто-Воздвиженском соборе над серебряной ракой со святыми мощами была установлена резная сень, увенчанная золотой луковичной главой. Средства на изготовление раки и сени – щедрые пожертвования многих благоговейных почитателей преподобной.

По милости Царицы Небесной, 26 мая 2010 года в Спасо-Евфросиниевскую обитель был привезен список с древнего Эфесского образа Божией Матери, которым в XII веке преподобная Евфросиния украсила основанный ею Богородицкий мужской монастырь. Список создан торопчанами в XVI веке, опасавшимися безвозвратно потерять свою святыню из-за предполагавшегося приезда царя Иоанна Грозного в их город. Икона передана в дар обители митрополитом Минским и Слуцким Филаретом к славному 100-летнему юбилею перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Эфесский образ ныне украшен серебряной басмой и установлен в Кресто-Воздвиженском соборе монастыря под дубовой резной сенью.

Так, пережив все бури и потрясения XX века, ныне вновь красуется Спасская обитель. В настоящее время в монастыре под молитвенным покровом святой Евфросинии подвизается около 100 сестер (2015 г.). Возглавляет обитель игумения Евдокия (Левшук), назначенная настоятельницей в августе 2004 года. В монастырских храмах ежедневно совершаются уставные богослужения. Поклониться преподобной Евфросинии Полоцкой ежегодно стекаются тысячи богомольцев.

В обители проживает 96 насельниц (2017 г.).

КОНТАКТЫ:

Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке

Адрес

Витебская обл., г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89

Телефоны

+375 214 42-70-99

Сайт

http://spas-monastery.by

Галерея

Описание

Легендарный полоцкий монастырь

Есть места, в которых хочется побывать не раз и не два. У них есть своя – какая-то мистическая – энергетика. Понять, что ты чувствуешь в таком месте, сложно, особенно с первого раза. Вот и возвращаешься снова и снова. К таким местам, без сомнения, можно отнести Спасо-Ефросиньевский монастырь в Полоцке. Именно здесь хранятся мощи святой Ефросинии Полоцкой.

Полоцкая святая

История монастыря началась в далеких 1120-х годах. Его основала полоцкая княжна Предслава, больше известная под именем Ефросинья Полоцкая. Предслава была внучкой Всеслава Чародея, ее отец Георгий Всеславович был младшим сыном легендарного князя. Мать Предславы София была дочерью не менее известного Владимира Мономаха. С такой родословной юную княжну ждало блестящее светское будущее. Когда ей исполнилось 12 лет, ее родители стали задумываться о поиске достойного мужа для дочери. Но маленькая княжна приняла свое собственное решение – она решила стать монахиней. Родители были не рады такому решению: отец пытался заставить Предславу отказаться от этой мысли, мать плакала и уговаривала. Но девушка оказалась целеустремленной и решительной, она тайком убежала из дома и приняла постриг в одном из полоцких монастырей. Настоятельницей в этом монастыре была родная тетя Предславы. После пострига княжна получила новое имя – Ефросинья.

Прошло несколько лет, и Ефросинья поселилась в одной из келий Софийского собора в Полоцке. Разрешение на это ей дал сам полоцкий епископ Илья. Она переписывала, а, возможно, и переводила книги. Около 1124 года монахиня получила от епископа участок земли недалеко от Полоцка, там она решила построить монастырь.

Это решение, как гласит легенда, Ефросинья приняла неслучайно. Епископу полоцкому Илье приснился сон, в котором ангел приказывал преподобной Ефросинье основать монастырь при Спасовой церкви. Похожий сон видела и сама монахиня, и не один раз, а целых три. Так началось строительство обители на берегу Полоты.

Монастырь построили на месте деревянной церкви Спаса. Первыми монахинями, которые здесь поселились, стали родные и двоюродные сестры Ефросиньи, потом сюда начали приходить женщины со всей страны. Самое активное строительство велось здесь, начиная с 1133 года и до 1143 года. Тогда полоцкий престол занимал родной брат Ефросиньи.

Кроме женского монастыря преподобная Ефросинья основала еще и мужской, при котором была построена церковь святой Богородицы. Для этой церкви Ефросинья хотела приобрести образ Адигитрии Эфесской и отправила настоятеля монастыря в Константинополь. Он привез несколько настоящих святынь, которые стали частью креста Ефросиньи Полоцкой. Этот крест был сделан полоцким мастером Лазарем Богшей и представлял собой настоящий шедевр старобелорусского эмального искусства. Правда, в годы Великой Отечественной войны он бесследно исчез.

Монастыри Ефросиньи Полоцкой стали настоящими культурными и образовательными центрами Полоцкого княжества. На их территории работали школы, где учили читать, писать, преподавали нотную грамоту и греческий язык. Кроме того здесь были открыты библиотеки и скриптории (там монахи переписывали книги). Работали в монастырях ювелиры и иконописцы, действовала богадельня. Здесь Ефросинья создавала свои дидактические проповеди. По свидетельствам очевидцев, она была мудрой и справедливой женщиной, настоящим миротворцем. Она могла выступить в качестве судьи и никому не отказывала в совете.

В 1167 году именитая монахиня решила осуществить давнюю мечту – совершить паломничество в Иерусалим. Она смогла это сделать и даже получила аудиенцию у патриарха Луки. Но тяжелое путешествие измотала монахиню, она заболела и умерла. Похоронили Ефросинью в монастыре св. Феодосия, рядом с Иерусалимом. В 1187 году святую перезахоронили в Федосьевой пещере Киево-Печерской лавры. В родной Полоцк белорусская святая вернулась только в 1910 году, когда ее мощи были перевезены в Спасо-Ефросиньевский монастырь.

Полоцкая монахиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. Кроме того Ефросинья была первой на Беларуси женщиной-скриптором, первой просветительницей.

Непростая судьба

В истории Спасо-Ефросиньевского монастыря были всякие времена – и хорошие, и плохие. В 1579 году монастырь стал резиденцией короля Стефана Батория, который спустя некоторое время отдал его иезуитам. Иезуиты начали перестраивать здания комплекса. В 1656 году русские войска захватили Полоцк, и царь Алексей Михайлович приказал вернуть монастырь православным. Правда, ненадолго. В 1667 году комплекс снова принадлежал иезуитам. Эта бесконечная смена хозяев прекратилась только в 1832 году, когда монастырь окончательно передали православным верующим. С 1841 года он стал женским, а еще через три года при нем открыли 3-х классное женское училище и приют.

В 1899 году монастырь ждала очередная реконструкция: здесь был построен величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле. В годы первой мировой войны монастырь эвакуировался в Ростов-Ярославский. При переезде обратно были утеряны ценные архивы и библиотека. В 20-е годы XX века началась политика советского атеизма. В 1928 году монастырь закрыли.

В годы Великой Отечественной войны здесь был лагерь для советских военнопленных. В этот период многие здания комплекса были разрушены. После освобождения Беларуси от немецких захватчиков монастырь стал действующим. В 1945 году здесь проживали 50 монахинь. Монахини жили в двухэтажном доме, имели 3 га земли. Весь распорядок жизни был регламентирован игуменьей. Монахини выращивали овощи и фрукты, шили одеяла для горожан, занимались рукодельем.

Монастырь содержал себя сам. Доход ему приносила продажа церковных предметов (крестиков, свечей, образов), а также выполнение церковных обрядов. В средине XX века это была единственная действующая церковь в городе, поэтому средств от верующих было достаточно много. За свои деньги монахини отремонтировали Спасо-Ефросиньевскую церковь. В 1960 году монастырь опять закрыли, и только в 1990 году он смог продолжить свою деятельность.

В 1997 году монастырю передали восстановленный Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Его сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Крест освятили в Свято-Симеоновском соборе. Сейчас он находится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Оригинал до сих пор считается утерянным.

Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь

Крест Евфросинии Полоцкой

Уникальным произведением прикладного искусства этого времени является крест Евфросинии Полоцкой. Крест считается важнейшим символом христианства, который выражает высшие сакральные ценности: восхождение духа, стремление к Богу, вечности, является моделью бытия и человека в нем.

По заказу Евфросинии в 1161 г. Лазарь Богша создал Крест-ковчег для хранения присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий. Мастер сделал напрестольный крест шестиконечным. Его форма символизирует Вселенную, созданную Богом за шесть дней.

Основой креста было кипарисовое дерево, из которого делали особо ценные культовые предметы. Реликвия имеет размеры 51,8 см в высоту, длина верхней перекладины – 14, нижней – 21, толщина – 2,5 см, сверху и снизу дерево закрывали 21 золотая пластина с драгоценными камнями, орнаментами и 20-ю эмалевыми пластинками-ликами святых.

На верхних концах Креста мастер поместил поясные изображения Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи. В центре нижнего перекрестья – изображения четырех евангелистов Иоанна, Луки, Марка и Матфея, а на концах – архангелов Гавриила и Михаила. Внизу расположены небесные покровители Евфросинии и ее родителей – Евфросиния Александрийская, Георгий и София.

На обратной стороне Креста помещены изображения отцов церкви Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, апостолов Петра и Павла, а также святых Стефана, Димитрия и Пантелиймона.

Над каждой иконкой сделаны надписи греческими и славянскими буквами. В середине Креста в пяти подписных квадратных гнездах находились христианские реликвии: кусочки Креста Господнего с каплями Крови Иисуса, кусочек камня от Гроба Богородицы, частички мощей святых Стефана и Пантелиймона и кровь святого Димитрия.

По сторонам Крест обложен 20-ю серебряными с позолотой пластинами, по периметру передней стороны Креста – обвод жемчугом. Наиценнейшими из положенных в гнезда христианских реликвий являются частички Святого Древа – Креста, на котором был распят Христос.

По замыслу заказчицы эта святыня должна вечно «животворить» души полочан и всех верующих людей. По технике исполнения Крест является шедевром мирового значения, одним из немногих датированных памятников прикладного искусства XII в.

Утрата креста

Это чудо мастерства и красоты стало знаком Божественного покровительства над Беларусью, символом высокой духовности Полоцкой земли. История Креста в XX в. наполнена детективным содержанием.

В 1921 г. Крест реквизировала советская власть, какое-то время он находился в минском музее, но уже в 1929 г. его перевезли в Могилев. 21 ноября 1929 г. был составлен акт передачи творения Лазаря Боши из музея Минска в музей Могилева.

В Могилеве святыню поместили в музейную экспозицию, но посетители молились возле Креста. По этой причине он был передан в бывший земельный банк. По официальной версии, именно отсюда он и был выкраден гитлеровскими захватчиками в 1941 г.

Есть и другие версии. Будто бы Крест попал на восток и что его продали после войны на аукционе за океан. Не один раз велись поиски этого Креста, искали в Европе, Америке, в коллекциях Моргана и Рокфеллера, к поиску были подключены дипломатические службы, известные белорусские ученые, специалисты Интерпола. Но Крест пока не найден.

Возрождение креста

Но в наши дни случилось чудо. 8 августа 1997 г. Художник из Бреста Николай Петрович Кузьмич завершил пятилетний труд – создал заново по образу и подобию Крест Евфросинии Полоцкой.

Он возродил утраченную славянами еще в ХIV столетии технику перегородчатой эмали. 24 августа 1997 г. на церемонии в Свято-Симеоновском кафедральном соборе Бреста мастер передал сакральную святыню Белорусской Православной Церкви.

Спасо-Евфросиниевский монастырь (Полоцк)

Поделиться

Если вы планируете посетить Белоруссию, то город Полоцк и его Спасо-Евфросиниевский монастырь непременно должны быть включены в ваш маршрут.

История основания монастыря рассказана в житии его первой настоятельницы Святой Евфросинии, в миру княжны Предиславы. К двенадцати годам Предислава уже выбрала свой жизненный путь: она хотела посвятить себя служению Богу. И, когда девушка узнала, что ее отец, витебский князь Святослав Всеславич, хочет выдать ее замуж, она тайно ушла в монастырь, где игуменьей была ее тетя, и приняла постриг с именем Евфросиния. Некоторое время спустя, по благословению епископа Илии, который управлял Полоцкой кафедрой, она подвизалась в маленькой келье при Софийском соборе, что в городе Полоцке. Здесь преподобная переписывала книги из библиотеки собора.

Однажды во сне монахине явился ангел, и со словами — «Евфросиния! Здесь тебе подобает быть» — указал ей на деревянную Спасскую церковь в местечке с названием Сельцо. В то время там располагалось подворье Полоцких епископов. Этот сон повторился трижды. Епископ Илия, получивший такое же откровение свыше, отдал Сельцо преподобной Евфросинии, чтобы она могла устроить там женский монастырь. И произошло это около 1125 года. Евфросинии было тогда чуть больше двадцати лет. Весть о праведной монахине распространилась далеко за пределы деревни. И всех приходящих к ней она встречала с радостью. Большое внимание игуменья уделяла внешнему благополучию обители. Был возведен каменный Спасский храм и кельи для насельниц. Настоятельница управляла монастырем около 50 лет, и многое сделала для его процветания. Уже будучи в преклонном возрасте, она воплотила свое давнее желание и посетила Святую Землю. Евфросиния была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого близ Иерусалима. Позже ее нетленные мощи перевезли в Киево-Печерскую Лавру.

Некоторое время спустя после кончины преподобной началось ее почитание как святой на родине, в Полоцке. Благодаря её покровительству Спасская обитель выстояла даже в самые трудные времена. Во второй половине 16 века город был завоеван Речью Посполитой и православные храмы передали католикам. Для монастыря начался долгий период упадка. Закончился он в 1832 году, когда Спасский храм был, наконец, возвращен православным. При обители открылось духовное училище для девиц. Была построена теплая церковь в честь преподобной Евфросинии. К началу ХХ века в обители подвизалось около ста сестер. Полоцкий монастырь имел подворья в Витебске, Новочеркасске, Санкт-Петербурге, и даже владел собственным кирпичным заводом. Была возведена каменная монастырская колокольня и новый жилой корпус. Над монастырской площадью вырос пятиглавый Кресто-Воздвиженский собор. А в 1910 году случилась радостное и долгожданное событие — святые мощи преподобной Евфросинии перенесли из Киево-Печерской Лавры в Полоцк.

Новые испытания обрушились на монастырь осенью 1915 года, когда кайзеровские войска приблизились к городу. Спешно эвакуировались православные святыни. Раку с мощами преподобной Евфросинии перевезли в Витебск, а затем в Ростов. В 1925 году решением властей Евфросиниевский монастырь был закрыт. Сестры поселились в Полоцке и продолжили нести монашество в миру. В годы Великой Отечественной войны монахини начали понемногу восстанавливать обитель. А мощи преподобной Евфросиньи удалось вернуть в город. Спасская церковь долгие годы оставалась единственной действующей в городе и окрестностях. Она открыта для верующих до сих пор. Здесь почти в полном объеме сохранились уникальные фрески XII века.

В конце прошлого столетия была проведена масштабная реконструкция всего монастыря. В числе святынь Спасской обители сегодня находятся мощи святой преподобной Евфросинии Полоцкой и ее вериги, а также Крест с частицами Животворящего Древа с каплей Крови Господней, камня Гроба Господня, камня Гроба Божией Матери, мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплей крови великомученика Димитрия Солунского.

Напомним, что Спасо-Евфросиниевский женский монастырь находится в белорусском городе Полоцк. До него можно добраться поездом с пересадкой в Витебске.