Храм на новослободской пимена

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках

Православный храм
Церковь преподобного Пимена Великого что в Новых Воротниках в Сущёве
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль Русское барокко
Дата основания XVII век
Строительство 1696—1702 годы
Статус
Объект культурного наследия, объект № 7710524000
объект № 7710524000
Состояние действует
Сайт pimen.cerkov.ru
Медиафайлы на Викискладе

Церковь Пимена Великого (Троицы Живоначальной) что в Новых Воротниках в Сущёве (Церковь Пимена Нового, Пименовская церковь, Троицкая церковь, Святотроицкая церковь) — православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в историческом центре Москвы, в районе Тверской, Центрального административного округа (Нововоротниковский переулок, 3). Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь преподобного Пимена Великого.

История

Первоначально поселение московских воротников (привратников при городских воротах) располагалось у стен Кремля. Их слобода Воротники находилась рядом с Тверской улицей. В честь храма покровителя воротников Пимена Великого были названы соседние переулки — Воротниковский и Старопименовский.

Фотография Николая Найдёнова 1882 года

Постепенно центр Москвы всё больше застраивался, поэтому в середине XVII века (приблизительно в 1658 году) московских воротников переселили на окраинное село Сущёво. Здесь была образована другая Воротниковская слобода. Приблизительно в 1672 году была построена новая церковь святого Пимена, с главным Троицким престолом, в точности повторявшая их старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии местного Нововоротниковского переулка.

В 1691 году деревянная церковь сгорела. В 1696—1702 годах по благословению патриарха Адриана был выстроен новый каменный храм, который в те времена стоял на берегу большого пруда. В 1825 году была построена ограда храма, сохранившаяся до нашего времени.

В 1796—1807 годах был построен придел Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, некий слепой мальчик играл здесь и взял в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попали ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновенно прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая икона, вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Эта каменная иконка долго хранилась в Пименовском храме. В 1870 году был утверждён новый проект фасада и колокольни, появился обновлённый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, сооружённый архитектором Константином Быковским. В 1897 году по проекту архитектора Фёдора Шехтеля были заново отделаны помещения церкви. По мнению исследователя творчества Шехтеля Евгении Кириченко, интерьер церкви можно отнести к шедевру в богатом выдающимися проектами творческом наследии архитектора.

В XX веке

В советский период храм не был закрыт. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927—1932 годах регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Александром Введенским.

В 1944 году почти все обновленцы во главе с «митрополитом» Виталием принесли покаяние и воссоединились с Православной Церковью. Осталась в Москве лишь одна «твердыня» обновленчества — Пименовский храм, где продолжал служить А. И. Введенский, изображая из себя «митрополита» и «первоиерарха» «православных церквей». (Правда, в его ведении оставался ещё один приход в Ульяновске, и это — всё.) Служили в Пименовском храме «отец» Никита (бывший нищий с паперти), сыновья Введенского «протодиакон» Александр и «священник» Андрей, а кроме того ещё несколько обновленцев, в их числе небезызвестный А. Левитин (Краснов).

Через три с половиной месяца после смерти Александра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской патриархии. Патриарх Алексий I совершил в нём Божественную литургию в конце декабря 1946 года. Крыша храма прохудилась, и стены от влаги, проникавшей внутрь и смешавшейся с красками, приобрели красноватый оттенок. Патриарх Алексий I в слове, которое он произнёс за литургией, указывая на стены храма, сказал: «Люди, которые здесь служили, разучились краснеть. Стены покраснели за них».

Примечания

  1. Древо (открытая православная энциклопедия) (недоступная ссылка)
  2. Фёдор Шехтель и эпоха модерна / Г. В. Есаулов, Н. К. Соловьёв. — М.: Архитектура-С, 2009. — С. 40. — 248 с. — ISBN 978-5-9647-0184-2.
  3. Ардов М. В. Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни.
  4. Последний бой обновленцев (недоступная ссылка).

Литература

  • Голубцов С. А., протодиакон. Храм преподобного Пимена Великого в Москве. — М.: Изд-во Православного братства Споручницы грешных, 1997. — 159 с.
  • Денисов М. Е. Церковь преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках в годы гонений (1917—1937 гг.). — М., 2014. — 192 с.

Ссылки

  • Официальный сайт храма преподобного Пимена Великого
  • Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках на russian-church.ru
  • Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках на sobory.ru
  • Древо (открытая православная энциклопедия) (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
  • Преподобный Пимен Великий на pravoslavie.ru
  • История храма

vladimirdar


Всего 31 фото
Одно время, я часто проходил мимо этой церкви Пимена Великого в Новых Воротниках от Новослободской по Нововоротниковскому переулку, уворачиваясь от трамваев (что разворачиваются здесь через Селезневскую улицу назад к Сущевской). И всегда, как впечатление от ее величавого, изысканного и теплого образа, возникало в уме одно и тоже бессознательное звучание двух простых слов — «светлая радость». Ну, не знаю, что еще можно добавить… Мне всегда хотелось узнать об этой церкви, — я даже снимал ее несколько раз, но все было, как то, не до исторических расследований. Однако, написав пост о Сущевской полицейской части, что совсем рядом от этой церкви, меня уже не оставляла мысль сделать это, поскольку я бы позволил себе считать, что кое-что о районе Новослободской, все таки, написал. Так и родился этот самый пост, — на грани моих эмоций и теплых визуальных впечатлений…

Начало истории церкви Пимена Великого вообще, относится к середине ХVII века. Начали ее возводить в 1658 году, в царствование государя Алексея Михайловича (1645-1676) при Патриархе Никоне (1652-1666). Построен храм слободой воро́тников – особого отряда ратных людей, охранявших воротные (т.е. проездные) башни крепостных стен Москвы в XIV-XVII веках. Воро́тники были частью постоянного гарнизона крепости и относились к разряду служилых людей «пушкарского чина», т.к. в широкий круг их обязанностей входило обслуживание и имевшейся при крепостных воротах артиллерии. Основной же обязанностью воротников было несение постоянной караульной службы у крепостных ворот, запиравшихся на ночь, хранение ключей от них и защита их при нападении врагов, а также выполнение некоторых технических функций, т.к. воротные башни средневековой крепости были весьма сложным инженерным сооружением, требующим определенных технических навыков.
02.

03.

Жили воротники закрытыми слободскими поселениями, сначала у башен Кремля, а затем — у ворот Белого города, в Земляном городе. Они имели земельные наделы, могли заниматься огородничеством и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на срочную государеву службу. Вступавший в воротники «приводился к вере» (т.е. к присяге): «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указано, будет, со своею братиею в равенстве».
04.

При государе Алексее Михайловиче «Тишайшем» древняя столица переживала бурный рост и развитие. Возводилось множество новых каменных храмов и палат, перестраивались старые церкви, умножались их святыни.
05.

Но частые пожары снова и снова опустошали город. Страшной бедой обернулась для Москвы и её жителей эпидемия чумы 1654 года и сопутствовавшие ей пожары. Болезнь унесла жизни многих тысяч москвичей, а огонь уничтожил большую часть деревянного города. Необходимость усиления противопожарных мер с изменением структуры заселения разраставшейся столицы стала к этому времени особенно острой.
06.

07.

По царскому указу бóльшая часть слобод, располагавшихся в густо заселенном Земляном городе, выводилась за его пределы, в ближайшие пригороды. Так, в 1658 году слобода воротников, располагавшаяся между Тверскими и Дмитровскими воротами, переселилась чуть севернее, в старинное окраинное село Сущево, где и образовалась Новая Воротниковская слобода. Здесь, в живописном месте, на берегу большого красивого пруда новоселы сразу выстроили себе деревянную церковь с главным престолом во имя Живоначальной Троицы и приделом в честь преподобного Пимена Великого, которого воротники издревле почитали своим Небесным покровителем.
08.

Новая церковь почти в точности повторяла уже имевшуюся у воротников на их прежнем месте старую Троицкую церковь, которая также имела Пименовский придел, и которая (согласно сохранившимся документам) была «перенесена» ими «со старого места», по-видимому от стен Кремля, к Тверским воротам еще в 1493 году (в связи с расширением Кремля и строительством новых кремлевских стен в 1485-1516 гг.).

09.
Церковь Пимена Великого в Старых Воротниках. Храм закрыт в 1923 году, снесен в 1931-1932 гг.
10.
Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках
Таким образом, у стражей московских ворот возникло две святыни – два одноименных храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый» – два свидетельства особого почитания этими служилыми людьми великого египетского аввы Пимена, наставника монашествующих, учителя смирения и послушания.
Здесь стоит немного остановиться на личности самого святого Пимена. Один из величайших представителей древнего монашества, святой Пимен Великий родился около 340 года в Египте. С раннего детства он стремился к монашеству как к духовной науке. Будучи совсем еще молодым юношей с двумя своими братьями он ушел в один из монастырей в египетскую пустыню Скитос, где все трое приняли иноческий постриг в 356 году. Проводя время в строгом посте и молитвенных подвигах, преподобный достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное «безстрастие».
11.
Для многих иноков авва (уважительное обращение с элеменами почитания) Пимен был духовным наставником и руководителем. Для назидания себя и других они записывали его наставления, полные глубокой мудрости и облеченные в простые, доступные всем формы. Авва Пимен говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Изречения аввы Пимена, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству. Прославившись святостью своей жизни и глубокой назидательностью своих поучений, имея около 110 лет от рождения, египетский пустынник скончался около 450 г. Вскоре же он был признан святым угодником Божиим и в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу и получил наименование Великий. Жизнь преподобного Пимена Великого, его служение людям являют нам яркий пример духовной красоты и величия православного подвижничества IV – V веков.
Почему именно авву Пимена выбрали воротники своим святым, до конца не совсем ясно, особенно если «смотреть» с нашей, сегодняшней «колокольни». Есть свидетельство о том, что когда Тахтомыш обманом взял Москву в 1382 году и полностью ее разграбил, город был сожжен, но уцелели именно белокаменные башни и стены города, а было это в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 27 августа (9 сентября по новому стилю), что и дало повод воротникам избрать его своим покровителем. Хотя, я думаю, что здесь не все до конца прояснено, поскольку сам факт полного разграбления Москвы не мог быть памятной датой. Скорее это произошло потому, что верующие люди на Руси всегда любили молиться самым великим и строгим подвижникам древности, «светильникам Божиим» первых веков христианства, считая Пимена «воро́тником от царства Божия».
12.
В течение одного года после сожжения столица была заново отстроена и заселена. Видимо, к этому времени и относится возведение защитниками московских крепостных ворот первого Пименовского храма у стен Кремля. Первоначально поселение московских воротников также располагалось у стен Кремля. Их более поздняя слобода Воротники находилась рядом с Тверской улицей. В честь храма покровителя воротников Пимена Великого были названы соседние переулки — Воротниковский и Старопименовский, где впоследствии и находился второй каменный храм Пимена Великого в Старых Воротниках.

Постепенно центр Москвы всё больше застраивался, поэтому в середине XVII века (приблизительно в 1658 году) часть московских воротников переселили на окраину село Сущёво. Здесь была образована другая Воротниковская слобода. Приблизительно в 1672 году была построена новая церковь святого Пимена, с главным Троицким престолом, в точности повторявшая их старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии местного Нововоротниковского переулка (это там, где проходит по дуге трамвайная линия от Новослободской с разворотом).
13.
Таким образом, два храма, старый и новый, долго жили рядом, на расстоянии менее одной версты друг от друга, как два духовных брата, старший и младший. Оба были любимы прихожанами, оба неоднократно перестраивались, поновлялись и «благоукрашались».
Новая деревянная Пименовская церковь простояла недолго – сгорела при пожаре 1691 года. По благословению Патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 гг., но уже в камне, и освящена в 1702 году с теми же престолами – главным Троицким и приделом во имя преподобного Пимена Великого. Архитектурный облик новой каменной церкви был характерен для конца XVII века, периода «московского барокко». Это был простой одноапсидный храм, «восьмерик на четверике», завершенный восьмигранным глухим барабаном с небольшой главкой, с одним южным приделом и трапезной, к которой с запада примыкала невысокая колокольня.
14.
В XVIII столетии, с переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений, воротники стали профессионально невостребованными и оказались на положении обычных городских жителей. Постепенно стал исчезать и слободской уклад с однородным населением. Наиболее предприимчивые из слобожан уходили в вольные торговые промыслы, пополняя купеческое сословие. Так, постепенно прихожанами «Нового Пимена» становились обычные горожане разных сословий – рабочий люд и мещане, «благородные» и купцы, крепостные крестьяне и вольноотпущенные, служащие разных заведений и военные. По данным «Древней Вивлиофики» в 1722 году в приходе насчитывалось 170 домов.
15.
В 1760-1770 годы была значительно расширена трапезная. Тогда же была возведена новая колокольня, которая была вновь перестроена во второй половине XIX столетия. В период с 1796 по 1806 гг. был устроен, а в 1807 г. освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери.
16.
Ровно через 13 лет после упомянутого Тохтамышева разорения Москвы, в тот же день 26 августа (8 сент. н. ст.), но уже 1395 года, произошла встреча московским духовенством во главе со святителем Киприаном чудотворного образа Богородицы, принесенного из Владимира в столицу.
Москвичи со страхом ожидали нападения полчищ Тамерлана, готовясь постом и молитвой «встретить гнев Божий в душевной и телесной чистоте». Но, произошло чудо — на этот раз город был спасен – грозный завоеватель отошел от Москвы в тот самый день и час, когда произошло торжественное «сретение» чудотворной Владимирской иконы.
17.
Вскоре после сооружения Владимирского придела храмовая территория была обнесена фундаментальной оградой с воротами, выполненными в барочном стиле. Эта ограда почти полностью сохранилась до наших дней.

18.
К северу от храма находился церковный погост. Сейчас на этом месте большой пустырь с давно заброшенным зданием (его часть видна справа на фото)… Что-то мне подсказывает, что оно имело когда-то некое отношение к церковной собственности в качестве доходного дома.
19.
Другая часть пустыря сейчас отведена под городской парк «новой волны») За его деревьями — Краснопролетарская улица — в сторону Садового…
20.
Во второй половине XIX столетия возникла необходимость значительного расширения храма. По проекту архитектора Д.А. Гущина, в 1881-1882 гг. были удлинены на восток оба придела, полностью перестроены алтарные апсиды, в результате чего иконостасы всех трех алтарей вышли на одну линию. Были поновлены росписи и внешняя отделка храма, добавлены новые элементы барочного декора в духе позднего XVII века.
21.
Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы «русского стиля» и «московского барокко». Теперь, по словам современников, когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием». Освящение расширенного и возобновленного храма было совершено в день памяти преподобного Пимена Великого, 27 августа 1883 года.
22.
После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским (1842-1911) и старостой, купцом С.С.Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени – В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М.Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи. Росписи храма, правда, созданы не лично Васнецовым, а учениками Шехтеля, но с одобрения Виктора Михайловича и в его технике.
23.
«Распятый Бог-Сын». Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова).
Это фото и еще три ниже — с сайта прихожан Храма Пимена Великого в Новых Воротниках.
Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О.Шехтель (1859-1926).
24.
Старое фото иконостоса Шехтеля.
Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому группой талантливых мастеров (П.А.Баженовым, росписи; И.А.Орловым, резьба; А.Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой.
Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А.Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви – символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе – символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря.

25.
Современное фото иконостаса Шехтеля.
26.
Алтарь главного храма. Пасха Христова, 2008 г.
Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами – 18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах – 120 ростовых иконописных образов святых.
Освящение обновленного и благоукрашенного храма совершалось поэтапно, по мере выполнения работ. Пименовский придел был освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери.
27.
В Советский период храм не закрывался. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927-1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совершал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.
28.
С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Александром Введенским. В 1944 году почти все обновленцы во главе с «митрополитом» Виталием принесли покаяние и воссоединилсь с Православной Церковью. Осталась в Москве лишь одна «твердыня» обновленчества — Пименовский храм, где продолжал служить А.И. Введенский, изображая из себя «митрополита» и «первоиерарха» «православных церквей». Через три с половиной месяца после смерти Александра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской Патриархии.
Это вид на Храм Пимена Великого с северо-востока или со стороны сегодняшней Краснопролетарской улицы.
29.

Церковь Пимена в Новых Воротниках

Спрятанный в небольшом Нововоротниковском переулке между двумя крупными улицами, этот храм выделяется ярко-красным цветом своих фасадов. Особый интерес представляют его интерьеры, созданные лучшими мастерами своей эпохи – они сохранились в целости и сохранности с начала ХХ века.

Эта местность с середины XVII века называлась «Новыми Воротниками» и её главная церковь – «Новым Пименом», словно напоминая о своем старом месте – рядом с Тверской улицей, на перекрестке Воротниковского и Старопименовского переулков, где до 1931 года стояла церковь «Старого Пимена». Населяли эту слободу воротники – привратники при городских воротах. С ростом города они были переселены за Земляной вал, чтобы освободить территорию для стрельцов. На новом месте в 1672 году они создали церковь во имя Троицы Живоначальной с приделом Пимена Великого – в память о прежнем храме. Вскоре новая церковь переняла название у придела и под ним вошла в историю Москвы. После разрушительного пожара 1691 года началось возведение новой каменной Пименовской церкви, законченное в 1702 году.

Существующее здание представляет собой соединение разновременных частей. Его ядро – главный храм 1702 года, созданный в стилистике нарышкинского барокко, состоящий из четверика и поставленного на него восьмерика, с оконными наличниками, выполненными в виде «разорванных фронтонов» – одной из наиболее распространенных черт нового архитектурного направления. При нем существовала трапезная, которая в 1770‑х годах оказалась расширена, к концу XVIII века в ней появился второй придел – во имя Владимирской иконы Божией Матери.

О создании Владимирского придела повествует одно местное предание. Один слепой мальчик играл однажды неподалеку от церкви и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это момент пыль и песок попали ему в лицо, он потер глаза этой рукой и вдруг прозрел. Он увидел, что предметом в его руке оказалась маленькая вырезанная в камне икона Владимирской Богоматери. В её честь и был создан новый придел.

Расширение храма продолжилось и в XIX веке. В 1825 году возводится его существующая ограда. В 1881‑1883 годах создается новая трехъярусная колокольня, и полностью перестраивается трапезная: по проекту архитектора К.М. Быковского её приделы расширены в длину и ширину, новые стены получили обработку в псевдорусском стиле, с крупными кокошниками, главками с каждой стороны и наличниками, имитирующими разорванные фронтоны начала XVIII века.

Самые значительные перемены интерьеров церкви произошли в 1897‑1907 годах. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля были созданы двухъярусные мраморные иконостасы, богато украшенные колонками и резьбой с христианской символикой – пальмовыми ветками, виноградными лозами, монограммами «Альфа и Омега». В главном храме появилась копия росписи В.М. Васнецова из Владимирского собора Киева.

Часть утвари Пименовской церкви была утрачена в 1922 году во время кампании по «изъятию церковных ценностей», однако сам храм на протяжении всей советской эпохи никогда не закрывался, что и позволило ему сохранить свое убранство и интерьеры нетронутыми. В 1927‑1932 годах регентом церковного хора был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. Сегодня храм святого Пимена Великого в Новых Воротниках – уникальный памятник архитектуры, истории и культуры, имеющий открытый доступ для всех желающих и отлично сохраняющий свои бесценные сокровища.

Прочитать статью об этом доме в «Московском журнале»

МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ

Московский храм Пимена Великого

Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве

  • Престолы: главный — Троицы Живоначальной, приделы — Владимирской иконы Божией Матери, прп. Пимена Великого
  • Адрес: 127006, Россия, Москва, Нововоротниковский пер., 3, стр.1 (м. «Новослободская»)
  • Телефоны: (499) 978-71-38, 972-18-13,
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В стиле барокко. Длина здания храма — 45 метров, ширина — около 27 метров, вмещает до 4 тысяч прихожан. Четырёхугольник с восьмигранным ярусом, одноглавая. Колокольня — трёхъярусная.

История

Первое, самое раннее поселение московских ворот­ников, привратников при городских воротах, располагалось у стен Кремля. Одно вре­мя их слобода находилась рядом с Тверской улицей, где оставила о себе память в названии переулков: Воротниковского и Старопименовского, в честь храма покровителя ворот­ников Пимена Великого.

В середине XVIII века (приблизительно в 1658 году) московские воротники были переведены в окраинное село Сущево из Земляного города, уже силь­но застроенного и многолюдного: их прежняя терри­тория освобождалась под стрелецкие и прочие дворы государевых людей и мастеров насущных профессий. Здесь же, стражники образовали другую Воротниковскую слободу и около 1672 года выстроили новую слободскую церковь во имя своего традиционного покровителя — святого Пимена, с глав­ным Троицким престолом, в точности повторявшую их старый храм. Новое поселение стражников осталось в нехитром названии местного Нововоротниковского переулка, где с тех пор стоит «Новый Пимен».

Эта церковь тоже поначалу была деревянной (что наводит на мысль об относительной бедности мос­ковских воротников) и вскоре сгорела в 1691 году. По благосло­вению патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 годах, но уже каменной и стояла в старину на берегу большого, красивого пруда.

Ныне существующая ограда построена в 1825 году.

В 1870 году был утверждён новый проект фасада и колокольни, появился новый придел во имя Владимир­ской иконы Божией Матери, устроенный по случаю чуда, явленного от этого образа. По преданию, один слепой мальчик как-то играл здесь и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попа­ли ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновен­но прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая иконка, вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Во имя ее тогда устроили придел — учёные полагают, что это произошло в начале XIX века, а при перестрой­ке церкви в конце того же столетия придел был соору­жён заново архитектором К. М. Быковским. Эта камен­ная иконка долго хранилась в Пименовском храме.

Разумеется, что на рубеже XIX-XX веков ни о каких московских воротниках и их слободском посе­лении речи уже не было. Прихожанами «Нового Пимена» были многочисленные простые москвичи, жившие в той местности, которые стали просить вла­сти о расширении храма ввиду его тесноты. Работы велись несколько десятилетий — в начале XX века сам Федор Шехтель оригинально проектировал его внутреннее убранство с элементами и художествен­ными приёмами московского модерна. За образец был взят Владимирский собор в Киеве и его низкий, одноярусный иконостас наподобие византийского, и даже позднейшие росписи В. Васнецова, хотя само­го художника не пригласили к участию в работе над московским Пименовским храмом. Кроме того, в оформлении интерьера использовали древнехристи­анскую символику катакомб — изображение «Альфы и Омеги», виноградных лоз, пальмовых ветвей… Благоукрашенный и перестроенный Пименовский храм освятили 27 декабря 1907 года.

После революции для «Нового Пимена» насту­пили нелёгкие дни, несмотря на то что он не был закрыт. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов 38 фунтов 48 золотников «церковных ценностей».

Тем не менее, 1917-1937 гг. стали для храма эпохой «золотого двадцатилетия», так как в этот период в церкви служило четверо новомучеников, а святитель Патриарх Тихон и митрополит Трифон (Туркестанов) были частыми гостями храма.

В 1927-1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совер­шал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал цитаде­лью обновленцев во главе с лжемитрополитом Алек­сандром Введенским — это был главный московский храм раскольников, в числе других городских церквей захваченный ими в смутное для России время. И толь­ко после кончины главаря раскола, последовавшей в 1946 году, Пименовский храм самым последним из них вернулся в Патриархию. 9 октября 1946 года на праздник Иоанна Богослова обновленцы провели здесь торжественную службу, и всего лишь через полчаса после её окончания храм перешёл в ведение Русской Православной Церкви.

В советские же годы сюда была перенесена хра­мовая икона из знаменитой церкви Василия Кесарийского на Тверской, бесследно уничтоженной безбож­ной властью в середине 1930-х годов.

Святыни

Храмовый образ Св. Троицы (справа от царских врат, послепетровское время), особо чтимые — Казанская икона Божией Матери (кон. XVII в.), Тихвинская икона Божией Матери (1695, царский изограф Ф.Феофанов), в иконостасе левого, сев. придела — Тихвинская икона Божией Матери (XVIII в.) и Спас Великий Архиерей (нач. XVIII в.). Храмовый образ левого придела — Владимирская икона Божией Матери (сер. XVIII в.), «Пименовский» образ Божией Матери (нач. XX в., повторяет по композиции икону «Нечаянная Радость»), свт. Николая Чудотворца (XVIII в.). В иконостасе правого, юж. придела — икона Спасителя (вторая пол. XVII — нач. XVIII в.), «Благовещение» (XVIII в.), особо чтимый образ Пимена Великого (сер. XVIII в.). Напротив (перед решёткой солеи), в выполненном под мрамор киоте — написанная на стекле Казанская икона Божией Матери.

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 8 час., вечерня и утреня — в 17 час.; в пятницу — с акаф. перед иконами Божией Матери Владимирской и Казанской, в воскресенье — с акаф. попеременно Троице Живоначальной и прп. Пимену Великому; по воскресеньям и праздникам — Литургия в 7 и 10 час., накануне в 18 час. (зимой в 17 час.) — всенощное бдение. Действует воскресная школа для детей и взрослых. Имеется приходская библиотека.

Настоятели

  • Михаил Стеблев (1911 — 1922)
  • Николай Бажанов (1923 — 1936)
  • Леонид Багрецов (1936 — ?)
  • Николай Чепурин (1946)
  • Михаил Голунов (1947 — 1949)
  • Валериан Николаев (1949 — 1950)
  • Василий Скворцов (1950 — 1951) служил с 1946
  • Леонид (Лобачев) (1951 — 1953)
  • Николай Бажанов (1953 — 1957)
  • Борис Писарев (1958 — 1975)
    • Алексий Лапин (1973 — 1976) — и/о настоятеля
  • Димитрий Акинфиев (30 сентября 1975 — 15 декабря 1988)
  • Николай Петров (15 декабря 1988 — 17 августа 2009)
  • Аркадий (Афонин) (с 9 октября 2009)

> Литература

  • Денисов М.Е. Церковь преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках в годы гонений (1917-1937). М., 2014.

Использованные материалы

  • Чапнин C.В. Православная Москва. Справочник монастырей и храмов.. М.. Издательский Совет РПЦ, 2006
  • Лебедева Елена. Город храмов и полат. М.. Издательство сретенского монастыря, 2006. С. 383-392.