Храм Невского Псков

Храм Александра Невского, Псков

    • Туризм в Пскове
    • Отели Пскова
    • B&B/мини-отели в Пскове
    • Турпакеты в Псков
    • Авиабилеты в Псков
    • Рестораны Пскова
    • Развлечения Пскова
    • Форум путешественников о Пскове
    • Фото Пскова
    • Карта Пскова
    • Все отели Пскова
    • Спецпредложения отелей в Пскове
    • Горящие туры в Пскове
    • По типу отеля
        • Псков: мотели
        • Хостелы: Псков
        • Псков: отели бизнес-класса
        • Лучшие семейные отели Пскова
        • Романтические отели Пскова
        • Псков: спа-курорты
    • По классу отеля
        • Псков: 4-звездочные отели
        • Псков: 3-звездочные отели
    • Популярные удобства
        • Отели с бесплатной парковкой в Пскове
        • Oтели с бассейном в Пскове
        • Отели в Пскове, где разрешено проживание домашних животных
    • Популярные категории в Пскове
        • Дешевые Отели в Пскове
        • Спа-Отели в Пскове
        • Отели С Трансфером в Пскове
        • Отели Пскова с мини-кухней в номере
        • Отели Класса Люкс в Пскове
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Храм Александра Невского
        • Отели рядом — Ольгинский мост
        • Отели рядом — Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
        • Отели рядом — Церковь Василия Великого на Горке
        • Отели рядом — Псковский Кузнечный Двор (Дом Ксендза)
        • Отели рядом — Церковь Анастасии Узорешительницы
        • Отели рядом — Церковь Успенья Богородицы с Пароменья
        • Отели рядом — Музей Медовый хуторок
        • Отели рядом — Церковь Богоявления Господня с Запсковья
        • Отели рядом — Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский Монастырь
    • Аэропорты поблизости
        • (LED) Аэропорт Пулково: отели поблизости
    • Псков: все рестораны
    • Рестораны поблизости Храм Александра Невского
    • Популярные блюда
        • Псков: Мороженое лучшего качества
        • Псков: Гамбургеры лучшего качества
    • Псков: все развлечения
    • Храм Александра Невского: развлечения поблизости.
        • Спасо-Преображенский Мирожский монастырь
        • Церковь Покрова и Рождества от Пролома
        • Поганкины палаты
        • Псковский Кремль/ Кром
        • Свято-Троицкий кафедральный собор
        • Ольгинская часовня и смотровая площадка
        • Церковь Георгия Победоносца
        • Памятник Солдату Первой Мировой Войны
        • Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
        • Церковь Успения Пресвятой Богородицы
        • Храм св. Варвары
        • Церковь Сергия с Залужья
        • Танк Т-34
        • Церковь Василия Великого на Горке
        • Экскурсии по Пскову и области. Атмосфера Путешествий
    • Псков: Достопримечательности и культурные объекты
        • Псков: Древние руины
        • Псков: Архитектурные достопримечательности
        • Псков: Мосты
        • Псков: Административные центры
        • Псков: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Псков: Исторические достопримечательности
        • Псков: Исторические места для прогулок
        • Псков: Загадочные места
        • Псков: Памятники и статуи
        • Псков: Прогулки по живописной местности
        • Псков: Арены и стадионы
        • Псков: Культурные объекты и достопримечательности
        • Псков: Обзорные площадки
        • Псков: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Пскове
        • Псков: Музеи
            • Псков: Художественные галереи
            • Псков: Музеи искусств
            • Псков: Исторические музеи
            • Псков: Обсерватории и планетарии
            • Псков: Специализированные музеи
        • Псков: Развлечения и игры
            • Псков: Кинотеатры
            • Псков: Игровые и развлекательные центры
            • Псков: Боулинг
            • Псков: Спортивные комплексы
            • Псков: Эскейп-квесты
            • Псков: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Псков: Туры
            • Псков: Обзорные экскурсии
            • Псков: Автобусные туры
            • Псков: Пешеходные экскурсии
            • Псков: Туры по природным и заповедным зонам
            • Псков: Экскурсии по городу
            • Псков: Культурные туры
            • Псков: Туры по местам культурно-исторического наследия
            • Псков: Литературные, художественные и музыкальные туры
            • Псков: Частные туры
            • Псков: Самостоятельные туры и аренда
            • Псков: Однодневные поездки
            • Псков: Многодневные экскурсии
        • Псков: Покупки
            • Псков: Художественные галереи
            • Псков: Магазины сувениров и деликатесов
        • Псков: Ночная жизнь
            • Псков: Бары и клубы
            • Псков: Танцевальные клубы и дискотеки
        • Псков: Спа и оздоровление
            • Псков: Спа
        • Псков: Концерты и представления
            • Псков: Представления
            • Псков: Театры
        • Псков: Активный отдых на открытом воздухе
            • Псков: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Псков: Туры по природным и заповедным зонам
        • Псков: Мастер-классы и семинары
            • Псков: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
            • Псков: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Псков: Аквапарки и парки развлечений
            • Псков: Аквапарки
        • Псков: Природа и парки
            • Псков: Парки
    • Что обычно ищут в Пскове
        • Подходит для пар
        • Место для медового месяца
        • Подходит для больших групп
        • Подходит для детей
        • Подходит для дождливого дня
        • Недорого
        • Бесплатный вход
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

Церковь Александра Невского (Псков)

Смотреть что такое «Церковь Александра Невского (Псков)» в других словарях:

  • Мост Александра Невского (Псков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мост Александра Невского. Мост Александра Невского … Википедия

  • Между Востоком и Западом. Политика Александра Невского — Св. Александр Невский родился 30 мая 1219 года в уделе своего отца Переяславле Залесском. Отец князь Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого был типичным суздальским князем. Глубоко верующий, благочестивый,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • День памяти святого благоверного князя Александра Невского — Православная церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, 12 сентября (день перенесения мощей в Санкт Петербург), и 6 декабря (день погребения во Владимире). Его память также совершается 1 декабря в день… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Псков — Город Псков Флаг Герб … Википедия

  • Псков — Центр Псковской области, в 689 км к северо западу от Москвы. Расположен на берегу р. Великая (впадает в Псковское озеро), при слиянии её с р. Пскова. Климат умеренно континентальный. Средние температуры января 8°C, июля 17°C. Осадков… … Города России

  • Троицкий собор (Псков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий собор. Православный храм Троицкий собор Свято Троицкий кафедральный собор … Википедия

  • Список храмов, упразднённых советской властью — Снос Храма Христа Спасителя в Москв … Википедия

  • Битва на Неве — Невская битва Шведско новгородские войны Б. Чориков. «Победа Александра Невского над шведами» Дата 15 июля … Википедия

  • Битва при реке Неве — Невская битва Шведско новгородские войны Б. Чориков. «Победа Александра Невского над шведами» Дата 15 июля … Википедия

  • Память об Александре Невском — Основная статья: Александр Невский … Википедия

Кому служил отец Александр? О фильме Владимира Хотиненко «Поп»

Это история православного священника Александра Ионина, члена Псковской православной миссии, осуществлявшей свою деятельность на оккупированной территории под эгидой немцев. Но немногие из священников той миссии служили верой и правдой немцам, а большинство и вовсе не служили.

Они прятали пленных, помогали партизанам, а кое-кто были настоящими советскими разведчиками. Это ведь немцы считали, что Псковская православная миссия была их «проектом», а еще раньше она стала проектом советской разведки, который курировал небезызвестный Павел Судоплатов. Сам митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский), благословивший создание Псковской миссии, оказывал содействие Судоплатову. В фильме эта тема не звучит и, может быть, правильно, потому что отец Александр из романа Сегеня ни сном ни духом не ведает о планах советской разведки относительно Псковской православной миссии. «Это настоящий русский сельский батюшка», – говорит о нем митрополит Сергий собравшемуся у себя духовенству, прежде чем принять отца Александра.

Вот – ключевые слова для характеристики героя, да и, пожалуй, самого фильма. Хотиненко снял фильм именно о русском священнике. И Сергею Маковецкому, кого только в жизни не игравшему, и чаще всего людей не русских – по духу, или – «новых русских» (которые такие же русские, как американцы – англичане), предстояло сыграть русского священника. Меня спросят: русские священники – это что, этническая общность? Да, и этническая. У таких, как протоиерей Александр Ионин, и отец был русским священником, и дед, и прадед.

Пастырем Русской православной церкви может стать кто угодно, если того достоин, но есть русское родовое священство, история которого насчитывает свыше десяти веков.

Оно не было истреблено полностью даже богоборческой коммунистической властью. Хорошо помню молодого священника одного из подмосковных храмов в начале 90-х годов, когда священниками верующие люди становились точно так же, как солдаты лейтенантами в 1941 году. Он не имел никакого духовного образования, был косноязычен, в роли пастыря чувствовал себя довольно скованно. Но он был из потомственной священнической семьи. И однажды я увидел, как в нем «заговорили» гены отцов и дедов. Он пришел домой к «расслабленному», много лет лежавшему без движения, дал ему поцеловать крест и просто сказал: «Вставай!». И потянул крест на себя, словно приподымая им больного. И – о чудо! – тот поднялся. Он жив до сих пор, этот расслабленный. Не могу добавить – «и здоров», точнее, что полностью здоров, однако в храм он ходит самостоятельно и вполне может ухаживать за самим собой.

Потомственный русский священник – это, прежде всего, ощущение силы веры и дарованной тебе всей церковной полнотой благодатью. А если проще сказать – тихая уверенность в правоте своего дела. Тихая, но железобетонная. Вера отца Александра – это не вера юродивого из фильма П. Лунгина «Остров». То есть вера-то у них одна, в Господа Бога нашего Иисуса Христа, но юродивый Лунгина – новообращенный христианский подвижник, причем ведомый осознанием глубины своего греха, а скромный отец Александр, без преувеличения – олицетворение силы и величия двухтысячелетней святой соборной и апостольской Церкви. Пусть эта сила, как сказано в Писании, и в немощи совершается. И безусловное достоинство Сергея Маковецкого, что именно этого человека он и смог сыграть, причем, на мой взгляд, блестяще. Я не знаю, чья именно здесь заслуга – писателя Сегеня, издательского и кинематографического центра «Православная энциклопедия», режиссера Хотиненко, построившего на Мосфильме «домовую» церковь, в которой Маковецкий обучался навыкам пастырского «мастерства», или церковного консультанта – игумена Кирилла, настоятеля московского храма Живоначальной Троицы в Листах. Если по-нашему, по-православному, то заслуга, очевидно, общая, соборная. И меня это обстоятельство, если честно, более радует, чем если бы я наверняка знал, кому конкретно по этому поводу петь многие лета. С выходом фильма «Поп» совершилось благое общерусское дело, и мне отрадно сознавать, что и аз грешный имел к этому делу какое-то отношение, ибо волею судеб был одним из первых читателей романа «Поп» и без всяких оговорок рекомендовал его главному редактору журнала «Наш современник» С.Ю. Куняеву для опубликования. Так что многая лета всем, но всё же, всё же – Александру Сегеню особенно!

Прекрасный роман Сегеня, положенный в основу фильма, не только вернул нам Владимира Хотиненко как режиссера, но и открыл хорошего актера Сергея Маковецкого как актера выдающегося. Приятно видеть, что называется, наяву, как литература возрождает кино.

Правда, считаю необходимым уточнить, что я не колебался в оценке «Попа», когда уже прочел роман. А когда Александр Сегень только рассказал мне его идею, я, не скрою, подумал: что же, он написал роман о священнике-власовце? И даже что-то в этом духе у Сегеня спросил. Но само появление такого вопроса – вовсе не «остаточное явление» советской пропаганды в головах у людей моего поколения. И в романе Сегеня, и в фильме Хотиненко – это, по моему разумению, часть замысла. Вот человек, который приезжает служить в село Закаты под Псковом, опекаемый немцами. А немцы – народ практичный, «за просто так» ничего делать не будут. Кому же больше пользы принесло служение отца Александра и сотен других православных священников, окормлявших свою паству на оккупированной территории – немцам или русским? Утверждаю – такой фильм надо было специально снять, чтобы дать ответ на этот вопрос. С рациональной точки зрения здесь ничего не объяснишь. Хотя, если человек не желает видеть, он ничего и не увидит.

Подтверждение – в рецензии на фильм «от редакции» в «Независимой газете»: «Вместо духовных исканий, что как раз было бы понятно для духовного кино, зрителю преподнесли готовое решение – считать деятельность Псковской православной миссии подвижнической, а священников-миссионеров – почти ангелами. И ни тени сомнения – а надо ли было? Сотрудничество с немцами на своей земле, возрождение православия под крылом фашиста-оккупанта – благое ли дело было?» Как трогательна эта забота газеты о чистоте патриотической идеи! Жаль только, что автор рецензии и понятия не имеет, что такое духовные искания в Православии. Иначе бы он не написал подобной глупости: «Традиция религиозного кино в России нова. В отличие от Запада, который не знал многолетнего отлучения Церкви от людей. Поэтому западная традиция отражения в кино отношений Церкви и паствы многогранна и разнообразна. «Дневник деревенского священника» Робера Брессона, «Леон Морен, священник» Жан-Пьера Мельвиля, религиозно-философские произведения Ингмара Бергмана несли в себе мучительный конфликт между Богом и бесом в человеческой душе, между служением и сомнением. Эти режиссеры спорили с Богом, порой недоумевали, порой негодовали, полагая божественное начало выдумкой церковников, но они думали сами и заставляли думать зрителя. Оттого в этих непростых картинах куда больше духовного смысла, чем во всех ура-православных отечественных упражнениях последних лет».

Где это автор видел на Западе «религиозное кино»? Его там в природе давно уже не существует, разве что в Польше.

Я помню еще то время, когда в роли религиозного (католического) режиссера пытались представить Федерико Феллини. Потом эти попытки оставили, потому что Феллини был таким же католиком, как я буддистом. Перечисленные же журналистом фильмы – никакие не религиозные, а антирелигиозные. Называть их религиозными – это всё равно, что называть антилиберальный фильм либеральным на том основании, что в нем фигурируют либералы.

Чтобы поверить в правду отца Александра – в то, что он и «под немцами» будет делать святое русское дело, нужно было увидеть его правду в действии. И мы ее увидели – например, в эпизоде, когда партизан Луготинцев в исполнении Кирилла Плетнева хочет убить «немецкого пособника» отца Александра, а Маковецкий тихо, но с необыкновенной силой актерской убедительности говорит: «Прежде чем совершить задуманное, разреши, я хотя бы отпущу тебе все грехи».

Луготинцев – воин, но и отец Александр воин – воин Церкви Христовой. Только ее оружие – не огнестрельное. Люди в Закатах вернулись к вере предков благодаря немцам. Но кто сказал, что враг не пригоден для этой цели? Если процесс примирения между атеистической властью и Церковью начался во время этой великой и страшной войны, чего никто не оспаривает, то были ли частью этого процесса священники и верующие, оставшиеся на захваченной врагом территории? Помилуйте, никто не сомневался в патриотической роли Русской православной церкви на землях, которые, скажем, захватил Наполеон. Причем и тогда не все православное духовенство осталось верным Москве – например, «колебнулось» белорусское. Но до 1917 года никто не ставил нашей Церкви в упрек, что она осуществляла служение и на оккупированной территории. Потому что она по апостольским правилам обязана это делать. Да, были священники, которые поминали за литургией Наполеона и Гитлера, но большинство всё же этого не делало, напротив – поминало наших митрополитов Фотия и Сергия.

Отец Александр не призывает народ к прямому сопротивлению немцам, но он учит паству любить тех, кто с помощью Божией изгонял из своих земель врагов – святого равноапостольного князя Александра Невского и даже католическую святую Жанну д’Арк.

Кто-то должен отдавать свою кровь за освобождение Родины, а кто-то должен и под пятой врагов поднимать в людях русский православный дух. Потому что одних партизан для сопротивления мало. Нужен соборный дух сопротивления, когда все, от мала до велика, в силу возможностей каждого противостоят врагу. Мы знаем: там, где осталось Русское Православие, там осталась Россия. И события последних двух лет на Украине, начиная с пастырского визита туда покойного Патриарха Алексия II – яркое тому свидетельство.

Фильм Хотиненко показал нам православную Россию под пятой врага. Возможно, для эффективного сопротивления в тылу немцев довольно было бы и советской идеологии. Но факт остается фактом: на оккупированной территории не она определяла духовную жизнь людей. Да и на советской территории – тоже. И с той, и с другой стороны линии фронта русские люди валом шли в церкви. В 60–80-е годы прошлого века нас попытались заставить об этом забыть. А ведь это и было началом той политики «беспамятства», в которые ныне винят либералов эпохи Ельцина.

Для осуществления своего замысла Хотиненко, слава Богу, не использовал те немудреные средства, к которым прибегал, скажем, в сериале «Гибель Империи». Хотиненко вернулся к нам крупным режиссером не только из-за глубокой и пронзительной темы фильма, но и потому, что «Поп» снят художником. Это чувствуется с первых же кадров (отмечу безупречную работу оператора Ильи Демина). Вот отец Александр, не зная еще о начале войны, добродушно борется с мухой. Мы видим героя фасеточным (или, говоря типографским языком, офсетным) зрением мухи. Он дробится в этих гранях бытия. Муха смотрит на отца Александра, если можно так сказать, «из глубины» мира низшего, ниже которого только одноклеточные, а дальше идут молекулы и атомы.

Герой лишен каких-либо героических «подставок». Во весь рост мы его увидим лишь в конце фильма, когда, словно по иронической метафоре режиссера, физически он стал согбенным старичком-монахом.

А пока отец Александр идет по захваченной фашистами Риге и, как ребенок, ест мороженое. Город окутана дымом – в фильме он нам не «расшифрован», а по роману мы знаем, что это горит местная синагога. На землю пришла беда – и скоро, скоро, она затянет в свой водоворот и героя. На псковской земле мир глядит на него уже не глазами мухи, а глазами умирающей коровы, которую доят пленные советские солдаты. Мир смотрит на героя всё расширяющимися от ужаса глазами.

Но есть и другие глаза.

Взгляд мухи, появившись в фильме как прием, превращается в метафору. Ведь Мухой отец Александр и его матушка Алевтина, великолепно и правдиво сыгранная Ниной Усатовой, звали еврейскую девушку Еву (в исполнении Лизы Арзамасовой), решившую вопреки воле отца перейти в христианство. Мир отца Александра, увиденный сначала глазами мухи, открывается в момент крещения глазам Мухи-Евы как мир сияющей истины Христа. И едва ли я ошибусь, если скажу, что весь фильм Хотиненко – развитие этой метафоры. Потому что даже если я ошибся, то он всё равно о сияющей истине Христа.

Многие верующие люди средних лет, наверное, узнали себя в молодых ребятах из конца 70-х годов, которые, «прикалываясь» под музыку «Бони М», довольно бесцеремонно требуют у старенького отца Александра, чтобы он пустил их в монастырь укрыться от дождя.

Зорко глянув на молодежь, герой говорит свои последние слова в фильме: «Заходите, а там поглядим». От дождя, дескать, вы укроетесь или от чего-то еще.

Или станете на путь в Жизнь вечную, на который отец Александр поставил уже не одну сотню человек. «Верных» – как говорят в церкви.

«Открытый финал» этот – дело рук мастера. Я не знаю, «заставляет ли он зрителя думать», что, по мнению автора рецензии в «НГ», необходимо для «религиозного фильма». Фильм снят о том, что выше всякой мысли. Он о Том, благодаря чему мы живы. Есть и другое киноискусство – о том, как (или почему) мы умираем. Я не утверждаю, что оно не нужно. Но нужен, согласитесь, выбор.

Теперь, с выходом фильма Хотиненко, он появился.

Воинский храм в Пскове

Воинский храм благоверного великого князя Александра Невского Земля Русская стяжала имя Святой Руси. И молитва русских подвижников никогда здесь не угасала. На севере сберегали Русь от захватчиков Новгород Великий и Псков. Речь пойдет о псковской земле. Это земля воинской славы и христианского подвижничества, земля знаменитой северной обители – Псково-Печерской. Сам Псков – город-памятник мирового исторического значения, вобравший в себя героические страницы отечественной истории, знаменующие мощь русского народа и его творческую силу. Воинский храм святого Александра Невского во Пскове в этом году отмечает свое 100-летие со дня основания. Такая дата достойна того, чтобы на храм было обращено самое пристальное внимание.

История создания храма

Воинский храм благоверного великого князя Александра Невского был выстроен для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка. История полка берет свое начало с 1797 года, когда генерал-поручик М.И. Кутузов, будущий победитель Наполеона, сформировал егерский полк из наиболее образованных и боевых офицеров. Полк со славою участвовал в Отечественной войне 1812 года, а название Омского получил в 1863 года после слияния его с Копорским мушкетерским полком, созданном в 1803 году и также покрывший славой свои знамена в войне с французами.

Сводный Омский полк был отборной частью русской армии. Его солдаты и офицеры приглашались на ежегодные парады у Зимнего дворца и несли караульную службу в Санкт-Петербурге. 96-й пехотный Омский полк сражался за освобождение Болгарии от османского ига в 1877–1878 годах, в первую мировую войну участвовал в боевых операциях на Западном фронте до ноября 1917 года, затем был расформирован.

О том, чтобы 96-й пехотный Омский полк был расквартирован в Пскове, ходатайствовала перед штабом Петербургского военного округа местная городская дума. Ходатайство было удовлетворено, и строительство военного городка началось в 1894 году на псковском Завеличье с возведения казарм для солдат и флигелей со служебными помещениями – для офицеров. Сразу встал вопрос о храме. Расположенная недалеко от казарм церковь святого Климента XVI века могла вместить едва сотню человек, тогда как в полку было порядка двух тысяч служилых. К февралю 1898 года под домовую церковь была переоборудована полковая столовая.

Военный министр Алексей Николаевич Куропаткин главным в государственной политике считал поддержку в обществе православной веры. В то время, когда он возглавлял военное ведомство, при Военном совете министерства была учреждена особая Комиссия по вопросам удовлетворения религиозных нужд войск. Решение об этом было принято в начале 1900 года. На докладной записке военного министра Николай II собственноручно начертал: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что я считаю делом в высокой степени важным». С созданием подобного органа дело церковного строительства получило мощный заряд. Комиссия рекомендовала, а Николай II одобрил, чтобы все гарнизоны имели отдельные, желательно каменные, храмы.

Сооружение отдельного храма для Омского полка стало возможным благодаря хлопотам главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа великого князя Владимира Александровича. Сохранились его письма к председателю Комиссии по вопросам удовлетворения религиозных нужд войск, представителю известного дворянского рода, генералу от инфантерии графу И.Д. Татищеву и к военному министру А.Н. Куропаткину. В документах комиссии уцелела докладная записка графа Татищева, поданная Николаю II, о церковном строительстве для войск. Записка вернулась от царя в журнал «Высочайших повелений» при Главном штабе, и в ней вписано карандашом в графе о 96-м пехотном Омском полку: «Строить церковь в 1905 г.» – и наложена резолюция военного министра: «Высочайше повелено привести в исполнение как испрашивается».

В 1905 году казна выделила на постройку храма 44 тысячи рублей, однако псковский хозяйственно-строительный комитет по постройке церкви в Омском полку начал практическую работу лишь спустя год. Храм строился по образцовому проекту полковой церкви, который был составлен в 1901 году гражданским инженером, надворным советником Ф.М. Вержбицким. Созданный им типовой храм продолжал направление в церковном строительстве, начатое в первой половине ХIХ века архитектором К.А. Тоном, автором проекта храма Христа Спасителя в Москве. При строительстве церквей по проекту Ф.М. Вержбицкого исполнителям давалась большая свобода действий. Отклонения с целью улучшения внешнего облика храма ввел, по-видимому, полковник, военный инженер Д.К. Костомаров при участии самих исполнителей – псковских каменных дел мастеров, издавна славившихся своим умением.

Закладка полковой церкви состоялась 11 июня 1907 года, а 1 октября 1908 года газета «Псковский голос» известила о следующем событии: «96-й пехотный Омский полк объявляет, что сего года октября 4-го дня, в субботу, его высокопреосвященством Арсением, епископом Псковским и Порховским, будет совершено освящение вновь выстроенной полковой церкви 96-го пехотного Омского полка во имя святого благоверного князя Александра Невского. Всех желающих присутствовать на торжестве уведомляют, что накануне всенощное бдение начнется в 6 часов вечера, а в день освящения церковная служба – в 8 часов утра».

Воинский храм во имя благоверного великого князя Александра Hевского 96-го Омского полка был выстроен за 14 месяцев и освящен 4 октября 1908 года епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким; впоследствии митрополит; † 1936).

Знаменательно данное храму имя защитника рубежей России и покровителя воинов полководца Святой Руси Александра Невского, славные победы которого вписаны важными вехами в историю Отечества. Псковичи, как известно, имели особые основания для почитания и прославления Александра Невского. Когда немецкие рыцари взяли Изборск и подступили к Пскову, над Новгородом нависла очередная угроза с запада, и новгородцы обратились за помощью к князю Ярославу (Феодору) Всеволодовичу, который направил вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, младшим братом будущего святого князя Александра. Однако новгородцы не слишком верили в силу молодого князя. Они вновь послали к Ярославу архиепископа Спиридона с боярами, умоляя его отпустить на княжество Александра. Ярослав согласился. Зимой 1241 года Александр, уже прославившейся победой над шведами на Неве, после года отсутствия снова въехал в Новгород.

Решающее сражение с немецкими рыцарями, известное как Ледовое побоище, произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. После этой победы Ливонский орден прекратил свое существование, а Католическая Церковь вынуждена была на долгое время отказаться от притязаний на Русские земли. Не только русские города, но сама вера православная и самобытность Святой Руси были спасены.

Заметка газеты «Псковский набат» за 22 апреля 1924 года ярко рисует судьбу храма после революции. Все сразу говорит подзаголовок: «Была церковь – теперь клуб». Тогда разрушили колокольню и главу храма. Окрестные жители долго не могли привыкнуть, что в бывшей церкви находится «революционный красноармейский театр». Подходя к зданию, они по привычке снимали шапки, крестились и шептали: «Спаси, Господи, и помилуй!».

С 1947 года в храме размещался Дом офицеров, затем – склад.

Ныне храм возвращен Церкви. Он был восстановлен в кратчайшие сроки. Проект его восстановления разработали Московские архитекторы (А.И. Хамцов, Н.С. Василенко и др.), а воплотили в жизнь псковские реставраторы, вернув храму прежний облик. С марта 1992 года в нем возобновились ежедневные богослужения, которые до этого более двух лет велись под открытым небом. Знаком возрождения храма стал дар Святейшего Патриарха Алексия II († 5 декабря 2008) – монументальная работа палехских художников «Житие Александра Невского», удостоенная Государственной премии России.

Этому храму повезло. Восстановлен не только он, но и его история. Уже выдержала четыре издания небольшая книжка «Не в силе Бог, а в правде» с подзаголовком «История храма святого благоверного князя Александра Невского», изданная по благословению архиепископа (ныне митрополит) Псковского и Великолукского Евсевия.

Сегодня храм Александра Невского включен в заповедную зону Пскова. Он стал воинским храмом 76-й десантно-штурмовой дивизии, а его настоятель протоиерей Олег Тэор является ответственным в Псковской епархии за окормление воинов на территории области. Храм награжден грамотой Министерства обороны и занесен в книгу «Золотая летопись славных дел к 1100-летию г. Пскова». Все знаменательные события в жизни храма проходят при непосредственном участии митрополита Псковского и Великолукского Евсевия. Русское воинство – краеугольный камень безопасности страны, и архипастырь не оставляет его своим попечением.

Служение пастыря

Деятельность храма настолько обширна, многогранна и плодотворна, что трудно поверить, что настоятель воинского храма протоиерей Олег Тэор живет в том же времени, что и все мы. Кажется, что для него как бы раздвигаются временные рамки. Только с помощью Божией можно нести то служение, которое несет псковский храм. В одной статье невозможно описать всю эту работу, можно лишь только довольно схематично отметить основные вехи его деятельности.

Настоятель Храма Александра Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор с десантниками. Храм святого Александра Невского издает бюллетень. Он называется «Взаимоотношения армии и Церкви на примере псковского воинского храма святого Александра Невского». Лейтмотивом всех его номеров звучат евангельские слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Кипельно белая бумага, строгая обложка, размер А-4. По-воински четкие черно-белые фотографии, такой же четкий шрифт (не в пример некоторым книжным изданиям), живой, содержательный текст. Характерно, что какое-либо событие здесь не просто комментируется или описывается: оно сопровождается толковым историческим экскурсом. Записи расположены в хронологическом порядке. Каждый бюллетень охватывает события одного полугодия. Причем рамки события как бы раздвигаются – за повседневной деятельностью одного храма обретает очертания напряженная и деятельная жизнь многих православных приходов, встроенная в канву непростого бытия современной России. Журнал оформлен строго, со вкусом и любовью. Его хочется держать в руках, листать, потому что здесь сердце отдыхает и узнаешь, что есть еще корневая, глубинная Россия с ее воинством, подвигом, славой и вечной памятью. И эта Россия – под сенью Церкви. И это то самое настоящее, простое и незабвенное, чем мы еще можем жить, что сохраняет традицию и связь поколений. И телевизионная картинка нашего ничтожного сегодня растворяется в этом мощном созидании русского мира. Это летопись служения Богу и Родине на псковской земле храма-воина (если можно так выразиться), его настоятеля – протоиерея Олега Тэора, его служителей и прихожан.

На протоиерея Олега возложена роль духовного пастыря в деле окормления воинов Псковской епархии и большой атомной подводной лодки «Псков» на Северном флоте. При этом основным направлением работы храма является его миссионерская деятельность по возрождению православных традиций в армии, воспитание патриотизма и воинской доблести. И не только это. Приведу полностью текст очень проникновенного объявления: «Дорогие воины! Каждый понедельник с 18-00 до 19-00 часов в клубе артполка будут находиться священники воинского храма св. Александра Невского: настоятель протоиерей Олег Тэор или же, при его отсутствии, отец Василий Андреев, отец Александр Ермолаев, отец Александр Мельников. Если у вас есть какие-то тревоги, мучают обиды и непонимание, вы можете подойти и побеседовать со священником наедине. В храме есть и библиотека, и музей, и православные школы для детей и взрослых. Издательская деятельность – важнейшее направление работы храма. Многое делается для сохранения памяти тех, кто не вернулся. И здесь, в храме, хранят живую память. У Бога все живы.

Протоиерей Олег Тэор много делает для увековечивания памяти воинов псковского гарнизона. Издательский отдел храма с помощью компьютерной графики воссоздал портреты героев Псковской воздушно-десантной дивизии, легендарной 6-й роты, а также десантников со всей России с 1994 года, погибших в Чечне. В память о них изданы сборник стихов и книги. В храме формируется архив – документы, фотографии солдат и офицеров. Их приносят не только родственники и друзья погибших, но осуществляется и целенаправленный поиск. Издан Синодик. Ежедневно поминаются имена убиенных воинов и всех псковских десантников, ныне несущих службу в Чеченской республике. Каждый четверг в храме служится молебен о мире в Сербии и Чечне. С 2007 года сотрудники храма каждый год с середины февраля до середины марта проводят «Дни памяти и скорби», тогда организуются выставка книг и фотографий, личных вещей погибших, проводятся экскурсий для детей, школьников, студентов, курсантов и всех тех, кто чтит память павших.

Ежегодно 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, Русской Церковью совершается поминовение православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных. В этот день отец Олег посещает воинские захоронения, служит литии, встречается с ветеранами и воинами.

На псковской земле молитвенно сохраняется память о трагических событиях отречения царя Николая II от престола и явления иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенское. Ежегодно в этот день от воинского храма Александра Невского идет крестный ход к часовне в честь иконы Божией Матери «Державная». Часовня построена в 1996 году и посвящена памяти воинов, погибших во второй половины ХХ века. В самом храме Александра Невского 1 марта 2001 года, в годовщину гибели 6-й роты псковского гарнизона, установлены памятные доски с именами павших. Там же в память всех погибших за Отечество воинов всех времен горит неугасимая лампада на панихидном столе.

К Пасхе издательский отдел храма обязательно печатает поздравления родственникам погибших воинов, на которых стоят две подписи: командира Псковской десантной дивизии и настоятеля храма святого Александра Невского. Это слова любви и соучастия: «Помните, что Русская Православная Церковь – с вами, с вашими семьями, родными и близкими. Она молится и будет молиться о дорогом для вас человеке, погибшем за Отечество, о вас, надеясь на помощь Божию…».

Храм не только организовывает паломнические поездки, но в таких поездках предусмотрено посещение мест воинской славы и прошедших боев. На территории Псковской области в каждом районе есть немало захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Отец Олег регулярно посещает эти братские могилы. Вместе с певчими храма, паломниками и местными жителями вознося молитвы об упокоении защитников Родины. Ежегодно 7 декабря в храме служат панихиду по погибшим во время землетрясения в Армении. Каждый год в этот день в храм приходит не только представители армянской общины, но и другие псковичи. В 1988 году помогать разбирать завалы в Армению летали и псковские военные десантники.

Старейшее соединение Воздушно-десантных войск – 76-я гвардейская воздушно-десантная Черниговская Краснознаменная дивизия была сформирована в 1939 году в районе Новороссийска. Она прошла с боями Отечественную войну, под Сталинградом получила звание «гвардейской», а за освобождение Чернигова была удостоена почетного звания Черниговская. В 1946 году дивизия преобразована из стрелковой в воздушно-десантную. Ее воины принимали участие в боевых действиях в Афганистане, Абхазии, Приднестровье, Косово, Чечне. С 1 декабря 2006 года 76-я Псковская воздушно-десантная дивизия стала называться, согласно приказу министра обороны, десантной военно-штурмовой. Нередко провожает воинов на боевые задания протоиерей Олег Тэор. Знает батюшка и те трагические дни, когда молодые ребята, многие из которых не успели даже создать семью, возвращаются в цинковых гробах. Он отпевает погибших, успокаивает, как может, родных и молится, молится, молится…

По благословлению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия отец Олег окормляет также и морские части (пограничников и авиацию), дислоцирующиеся в Псковской области. При этом храмом ведется большая благотворительная работа по оказанию материальной помощи военным.

И еще: уже в течение ряда лет протоиерей Олег и его помощники по камешку собирают «Святой холм». Место ему пока определено возле храма, на холме – крест. Здесь лежат камни, которые были подняты водолазами со дна реки Ижоры, с того места, где Александр Невский одержал свою первую победу. Здесь также земля и камни из Алапаевска, из Ганиной ямы, привезенные одним монахом из Екатеринбурга, из Левашевской пустыни под Питером, с Бутовского полигона под Москвой. Здесь же камни от разрушенных храмов. Сюда привозят камни и землю из родных мест и с мест гибели воинов Псковского гарнизона. Складывают под опалубку и камни с тех мест, где было явлено какое-либо чудо. Холм возле храма стал хранителем памяти.

Протоиерей Олег сторонник широких связей между православными епархиями. Экскурсоводы храма регулярно проводят экскурсии для гостей, в том числе и иностранных, по святым местам псковской земли, Псково-Печерскому монастырю, Пушкинскому музею-заповеднику. В течение ряда лет приезжают на псковскую землю и в воинский храм паломнические группы из Сербии. Они посещают родину святой Ольги, псковский кремль и другие святыни. Если в группе есть сербские священники, то совместно с настоятелем храма, они совершают Божественную литургию. В трагический для славянского мира 1999 год самолеты НАТО с 24 марта по 9 июня бомбили территорию суверенной Союзной Республики Югославия. Уже в июле батюшка вместе с псковскими десантниками был в Приштине и воочию видел страдания православных сербов. С того времени молебен о мире в Сербии, составленный протоиереем Олегом Тэором, служится в храме каждую неделю: «О страждущем православном народе сербском, спасении и сохранении святынь его и жизней братии нашей во области Косовской и во всех концах Отечества их…».

По благословлению Псковского архиерея и по совету старца Николая Гурьянова с острова Залит, настоятель воинского храма вместе с прихожанами и воинами псковского гарнизона ежегодно в сентябре совершают крестный ход вокруг Пскова для охранения города.

Лист из Синодика. Десантники 6-й роты. Есть и еще важное направление в миссионерской деятельности храма. Речь идет об Александро-Невских беседах, которые проводятся уже более десяти лет для всех желающих, а это преимущественно псковская интеллигенция. Кроме того, Александро-Невские чтения периодически проходят в библиотеке для детей и юношества. По просьбе офицеров-воспитателей, сотрудники храма стали проводить циклы бесед в рамках чтений о великих полководцах России в подразделениях дивизии.

Протоиерей Олег Тэор регулярно принимает участие в сборах военного духовенства. Это своего рода площадка для обмена опытом и обсуждения путей претворения в жизнь постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года о необходимости восстановления института военного духовенства в Российской армии.

Отец Олег часто бывает в воинских частях, расположенных на территории псковской области. Во многих войсковых соединениях батюшка освящал оружие, военную технику, самолеты и казармы. Периодически он выезжает на полигоны, где проводятся беседы с военнослужащими об основах Православия, раздается духовная литература. Стало традицией перед началом крупномасштабных учений служить молебен о благополучном проведении этих мероприятий. Так, например, отец Олег, иногда совместно с другими священниками, молится на месте приземления об успешном десантировании всех участников военных учений.

Настоятеля воинского храма всегда приглашают на торжественные мероприятия в воинские подразделения, на проводы псковских призывников, ходит батюшка и в общеобразовательные школы, к курсантам Псковского юридического института, к ветеранам Великой Отечественной войны – и всюду несет слово о Христе. И к нему в храм, в свою очередь, приезжают паломники из интернатов, училищ, военных подразделений из разных уголков России.

В канун Светлого Христова Воскресения отец Олег с подарками, пасхальными яйцами и книгами посещает гарнизонный госпиталь и госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны. А в день Преображения Господня объезжает военные госпитали и медсанчасти с освященными яблоками. Приходилось ему посещать раненых в госпиталях и в так называемых «горячих точках».

На Пасху учащиеся воскресной школы при храме ставят пасхальный спектакль для воинов-десантников в зале гарнизонного Дома офицеров военного городка Псковской десантно-штурмовой дивизии. На праздник идут дети, ветераны, военные и просто жители.

Несколько раз в году в воинском храме торжественно празднуются дни, связанные с жизнью и деятельностью защитника Отечества и православной веры благоверного князя Александра Невского: 12 июня – день рождения великого князя, 18 апреля – победа над на Чудском озере, 12 сентября – перенесение святых мощей князя из Владимира в Петербург, 6 декабря – день памяти святого. Два подвига его – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранения Православия как созидающей и нравственной силы русского народа.

Уже стало традицией, что в эти праздники совершение Божественной литургии возглавляет митрополит Евсевий. Архиерейские службы удивительны по своей торжественности и красоте: литургия совершается в едином молитвенном предстоянии архипастыря, духовенства, певчих, воинов гвардейской воздушно-десантной дивизии и других прихожан.

Перед почитаемой храмовой иконой благоверного князя Александра (конец ХIХ в.) горит неугасимая лампада. Огонь для нее привезли с родины великого князя – из Переславля-Залесского.

Северная Русь с древних времён считалась одним из культурных и религиозных центров русских земель. Она тесно связана с именами великих государственных деятелей и военачальников. Среди них особое место занимает святой благоверный князь Александр Невский, которому посвящена войсковая церковь, возведенная в начале прошлого столетия.

История

Появление в псковском районе Завеличье храма во имя святого Александра Невского связано с размещением здесь в конце XIX в. 96 Омского пехотного полка.

Воинский храм святого благоверного князя Александра Невского в Пскове

Полковая история

Славная история 96 полка началась в конце восемнадцатого века. За его создание ратовал знаменитый М. И. Кутузов. Егеря участвовали в Отечественной войне 1812 г., успешно защищая русские земли от французских завоевателей. Отличились солдаты полка в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Войсковое объединение, успешно сражавшиеся на полях Первой мировой войны, было расформировано осенью 1917 г.

Строительство храма

В 1894 г. 96 Омский полк расквартировали в Пскове, где специально для них построили кирпичные казармы, дома для офицеров и служебные помещения. Но небольшая церковь, построенная ещё в XVI в., не могла вместить весь личный состав полка, состоящий из примерно 2 тыс. человек. Скорейшему решению вопроса о строительстве церкви способствовал великий князь Николай Александрович и лично император Николай.

Интересно! Решение о возведении войскового храма было принято в 1907 г. Летом этого же года был освящён закладной камень новой культовой постройки. Строительство длилось чуть более года. В ноябре 1908 г. новый полковой храм освятил архиепископ Псковский и Новгородский Арсений.

Годы забвения и возрождения

Богослужения в храме прекратились вскоре после прихода к власти большевиков. С постройки сняли кресты, разобрали купол и шатёр колокольни, и разместили в нём клуб красноармейцев. А Великой Отечественной войны здесь размещались Дом офицеров и складские помещения.

В 1990 г. власти города приняли решение передать здание Православной Церкви. Но фактическая его передача состоялась только спустя два года. Всё это время священник Олег Тэор и прихожане совершали богослужения под открытым небом на пороге оскверненной церкви.

Богослужение в храме Александра Невского

Первая божественная служба прошла в храме в марте 1992 г. С этого времени начался процесс его восстановления, в котором принял участие первый российский президент Б. Н. Ельцин, подаривший зарождающемуся собору новые колокола.

Архитектура и интерьер

Церковь, посвящённая святому благоверному князю Александру Невскому, возведена по типовому проекту воинского храма, который разработал архитектор Ф. М. Вержбицкий. Автор объединил в нём однонефную базилику и с классическими элементами древнерусских храмов. Основным объёмом храма является просторная трапезная часть, которую перекрывает коробовый свод, подвешенный к большим металлическим уголкам. Снаружи они формируют двускатную крышу.

С запада к основной части примыкает квадратная в плане алтарная часть, увенчанная мощным восьмигранным световым барабаном. Его венчает большой луковичный купол с небольшой золотой главкой. Алтарная часть завершается небольшой трёхгранной апсидой.

В восточной части ризницы на просторном балконе располагаются хоры. Церковь имеет три входа. Над центральной частью главного притвора возвышается шатровая колокольня. Каждая из восьми её граней заканчивается кокошником. Круглые и килевидные кокошники применяются в оформлении оконных и входных порталов, основание купола.

Стены храма из красного кирпича выполнены при помощи рельефной кладки, которая создаёт необычный уникальный экстерьер здания, украшая его карнизами, пилястрами, наличниками. Необычный внешний вид зданию придает сочетание красного цвета фасадов и крыши зелёного цвета. На этом фоне ярко выделяются лазурные купола.

Внутреннее убранство церкви Александра Невского

Интерьер собора выдержан в строгом стиле. Стены, покрытые белой штукатуркой, украшены множеством старинных икон. Отличительной чертой псковского воинского храма являются памятные таблички, на которых увековечены имена погибших воинов десантников.

Святыни

Под сводами псковского храма святого Александра Невского собрано множество старинных и новых святынь. Среди них выделяются следующие реликвии:

  1. Иконостас «Житие Александра Невского», состоящий из семи больших икон и пяти миниатюр, заключённых в резную раму из липы. Это произведение палехских мастеров подарил возрожденному храму патриарх Алексий II.
  2. Ковчег с молочным зубом святого цесаревича Алексея.
  3. Старинный Ветхий Завет, принадлежащий святому царю-мученику Николаю. На страницах книги встречаются надписи, сделанные рукой последнего российского императора.
  4. Чудотворный образ Богоматери Сугдерской, по молитве которой просят о прекращении кровопролития невинных в России.
  5. Плащаница с образом «Успение Богородицы», на стекле киота которой проявилось аналогичное изображение.

Икона святого Александра Невского и ковчег с частицей мощей в псковском храме

Современность

Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского отец Олег и его помощники много лет несут божественное и социальное служение не только в своём приходе. Батюшка духовно окаймляет всех воинов, расквартированных на псковской земле.

Расписание богослужений

Двери храма святого Александра Невского, расположенного в г. Пскове, открыты для прихожан с 6 утра до 8 вечера. Богослужения в нем совершаются ежедневно в 8.30 и 18.00.

Деятельность прихода

Клирики Княже-александровской церкви осуществляют различные виды социальной работы:

  • занятия в детской воскресной школе;
  • беседы в рамках организованного при соборе общества трезвости;
  • материальная и моральная поддержка семьям погибших военнослужащих;
  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодого поколения, в рамках которого проводятся ежегодные Александро-невские чтения, функционирует церковный музей.

Как добраться

Псковский войсковой храм, посвящённый благоверному князю Александру Невскому, находится на ул. Мирная, владение 1. Ближайшими остановками общественного транспорта являются:

  • Храм Александра Невского, через который следуют автобусы 2, 5, 8, 19;
  • Дом офицеров, до которой можно добраться на автобусах 6, 16, 19.

Воинская церковь Александра Невского в городе Пскове хранит память о былых и современных подвигах русских воинов, с оружием в руках, охраняющих родные земли от недругов. Одновременно мощное и скромное здание олицетворяет Святую Русь, готовую в любое время встать на защиту православия и отстаивать его ценности.

История и экстерьер церкви Александра Невского в Пскове