Храм в коломягах

Никольский морской собор

У этого термина существуют и другие значения, см. Никольский собор.

Православный храм

Никольский морской собор


Вид с запада

Страна

Россия

Город

Санкт-Петербург, Никольская площадь

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Русское барокко

Автор проекта

С. И. Чевакинский

Архитектор

Савва Иванович Чевакинский

Дата основания

Строительство

1753 — 1762 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520339170006 (ЕГРОКН). Объект № 7810086000 (БД Викигида)

Состояние

действующий храм

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Нико́льский морской собо́р (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, полковой храм — Гвардейского экипажа.

Собор один из ярчайших памятников елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Находится в Санкт-Петербурге на Никольской площади. Собор повлиял на топонимику города: дал своё имя площади, переулку, рынку и Старо- и Ново-Никольскому мостам, а также прежнему названию улицы Глинки. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Адмиралтейского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Богдан Сойко.

История

Прилегающая территория была застроена одноэтажными казармами. В них жили служители Военно-морского ведомства. Об этом говорят названия Канонерской улицы и Канонерского переулка («канонир» или «канонер» — значит «пушкарь»). До нашего времени сохранились каменные постройки Никольского рынка, возведенные в 1788—1789 годах. Выбор места строительства собора кроме наличия свободного участка в южной части Полкового двора, определялся и близостью водных путей — Фонтанки, Екатерининского и Крюкова каналов.

Инициатор строительства каменного собора генерал-адмирал Михаил Михайлович Голицын

В 1752 году президент Адмиралтейств-коллегии князь Михаил Голицын подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение о возведении на средства морского ведомства и пожертвования нового собора «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского».

Никольский морской собор строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах. Крестообразное в плане здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.

Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня. В них сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа написали братья Колокольниковы: Федот в верхней, Мина в нижней церкви.

С. К. Зарянко Внутренний вид морского Никольского собора в Петербурге. 1843А. Корзухин. «Перед исповедью» (1877). Изображен интерьер Никольского морского собора в Санкт-ПетербургеВид на Никольский морской собор, фотолитография 1890-х годов Вид на Никольский морской собор, фотография 2013 года

Престол верхней церкви был освящен 20 июля 1762 года в присутствии императрицы Екатерины II, которая повелела именовать новопостроенную церковь собором; в нём отмечались победы российского флота. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме.

В саду перед храмом, в 1908 году был воздвигнут Цусимский обелиск в память о погибшем в Цусимском сражении экипаже броненосца «Император Александр III». Памятник создан по эскизу полковника князя М. С. Путятина.

При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней.

После Октябрьской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941—1999 годах был кафедральным. В помещении, устроенном на хорах собора, жили митрополиты Ленинградские Алексий (Симанский) (с начала 1941 года, включая период блокады Ленинграда) и Григорий (Чуков) (до ноября 1950 года).

10 марта 1966 года в нижней церкви собора было совершено отпевание А. А. Ахматовой.

Современность

В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня, а 19 апреля 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил чин освящения верхнего храма, Богоявленской церкви. В храм были возвращены святыни — иконы письма живописцев Колокольниковых и рака с частицами мощей святых многих веков, начиная с первых христианских мучеников.

В верхнем храме установлены мемориальные доски экипажам атомной подводной лодки «Комсомолец» и других затонувших советских подводных лодок. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков атомной подводной лодки «Курск».

Посвящения престолов

  • Верхний храм — Богоявления Господня;
  • Нижний храм:
    • главный придел — святителя Николая Чудотворца,
    • северный — святителя Димитрия Ростовского и святителя Феодосия Черниговского
    • южный — Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Настоятели собора за всю историю

Духовенство
Даты Настоятель
22 сентября (3 октября) 1732 — 4 (15) октября 1734 священник Иоанн Иоаннов
4 (15) октября 1734 — 25 декабря 1747 (5 января 1748) священник Петр Павлович Козицкий (…—1755)
25 декабря 1747 (5 января 1748) — 1 (12) июля 1752 священник Гавриил Симеонович Вершнецкий
1 (12) июля 1752 — 25 февраля (7 марта) 1770 протоиерей Иоанн Иоаннович Панфилов (1720—1794)
20 (31) марта 1770 — 14 (25) июня 1772 протоиерей Василий Александрович Алексеев
16 (27) июля 1772 — 24 декабря 1799 (4 января 1800) протоиерей Тимофей Васильевич Люсицинский (…—1799/1800)
21 апреля (2 мая) 1800 — 15 (27) августа 1805 протоиерей Митрофан Иоаннович Окин (Краснопевков) (1742—1805)
5 (17) сентября 1805 — 9 (21) июля 1831 протоиерей Иоанн Стефанович Веселовский (1759—1831)
июль — декабрь 1831 протоиерей Тимофей Алексеевич Вещезеров (…—1832)
7 (19) декабря 1831 — март 1846 протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский (…—1848)
17 (29) марта 1846 — 24 декабря 1860 (5 января 1861) протоиерей Иоанн Димитриевич Колоколов (…—1869)
26 декабря 1860 (7 января 1861) — 15 (27) декабря 1873 протоиерей Сила Стефанович Топильский (…—1873)
1874 — 1888 протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов (1819—1888)
1888 ? — 1900 протоиерей Григорий Евграфович Романовский (1828—1900)
17 (29) апреля 1900 — 2 (15) декабря 1914 протоиерей Николай Никанорович Кондратов
1914—1918 протоиерей Александр Иоаннович Преображенский
1919 — 10 февраля 1923 протоиерей Александр Николаевич Беляев (1866—1928)
февраль 1923 — 22 июля 1923 протоиерей Николай Николаевич Русанов
июль 1923 — сентябрь 1923 протоиерей Иоанн Димитриевич Дмитриевский
21 сентября 1923 — 17 января 1924 протоиерей Николай Николаевич Русанов
январь 1924 — 11 марта 1924 протоиерей Иоанн Димитриевич Дмитриевский
29 марта 1924 — 11 июня 1930 протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955)
июнь 1930 — 11 января 1933 протоиерей Василий Михайлович Яблонский (1867 — после 1933)
январь 1933 — март 1935 протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955)
17 марта 1935 — июль 1935 протоиерей Михаил Арсеньевич Смирнов
июль 1935 — 14 ноября 1936 протоиерей Александр Викентьевич Пакляр (1873—1938)
14 ноября 1936 — 5 февраля 1937 протоиерей Лев Александрович Муллер (1887—1952)
5 февраля 1937 — 4 марта 1938 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
4 марта 1938 — 19 мая 1939 архиепископ Николай (Борис Дорофеевич Ярушевич) (1892—1961)
19 мая 1939 — 30 июня 1942 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
30 июня 1942 — 21 ноября 1945 протоиерей Владимир Александрович Румянцев (1877—1947)
21 ноября 1945 — 1 декабря 1948 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
5 декабря 1948 — 23 февраля 1953 протоиерей Евгений Павлович Лукин (1885—1967)
23 февраля 1953 — 9 января 1972 протоиерей Александр Васильевич Медведский (1890—1973)
9 января 1972 — 12 сентября 1975 протоиерей Игорь Симеонович Ранне (1927—1982)
12 сентября 1975 — 25 мая 1977 протоиерей Борис Михайлович Глебов (род. 1936)
25 мая 1977 — 10 июля 1981 протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981)
10 июля 1981 — август 1987 протоиерей Владимир Иустинович Сорокин (род. 1939)
25 августа 1987 — настоящее время протоиерей Богдан Игоревич Сойко (род. 1938)

Примечания

  1. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1967. — 470 с.
  2. Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) » Картинки (недоступная ссылка). Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  3. Никольский морской собор
  4. Сайт Московской патриархии. После реставрации открылся верхний храм Николо-Богоявленского морского собора Санкт-Петербурга (25 апреля 2008). Дата обращения 28 апреля 2008. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  5. Беляков А. П. История флотского духовенства России
  6. 1 2 Примыкал к обновленцам

Литература

  • Топильский С. С., протоиерей. Морской Богоявленский Николаевский собор в С.-Петербурге. СПб., 1871. — 112 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1967. — 470 с.
  • Исакова Е. В., Сойко Б. И., Шкаровский М. В. Николо-Богоявленский кафедральный Морской собор. Исторический очерк. СПб, издательство ООО «Алмаз», 1998, 256 с.
  • Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Никольский Морской Собор и другие морские храмы Санкт-Петербурга. — СПб.: Паритет, 2003. — 256, илл с. — (Храмы Санкт-Петербурга). — ISBN 5-93437-163-0.
  • Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5.

Ссылки

  • Сайт Николо-Богоявленского морского собора
  • «Никольский собор. Архитектор Савва Чевакинский», фильм из цикла «Красуйся, град Петров!»
  • Николо-Богоявленский морской собор // «Глобус митрополии»
  • Морской Николо-Богоявленский собор в энциклопедии «Санкт-Петербург»
  • Журнал «Вода живая», специальный выпуск, посвященный 250-летию Николо-Богоявленского Морского собора в Петербурге, № 5A, май 2012.
  • Никольский Морской Собор на сайте «Бродячая Камера»
  • Панорама «Никольский собор» // проект «Виртуальный Санкт-Петербург»
  • Никольский собор на яндекс-панорамах

См. также

Морской Никольский собор (Кронштадт)

Церковь Николая Чудотворца в Коломягах (Санкт-Петербург)

Церковь Николая Чудотворца в Коломягах

Район, через который проходит Коломяжский проспект, когда-то был одним из самых живописных пригородов Петербурга. Теперь же это городские новостройки. Проспект носит имя бывшего здесь еще в допетровские времена финского поселения Коломяги. Исследователи по-разному объясняют это название. Одни считают, что оно связано с несколько странным видом горы, на которой располагалось селение: «коло» – по-фински углубление, пещерка; «мяки» – горка, холм. Другие возводят название к финскому «келло» – колокол, то есть «колокол на горе» – звонница. Сторожевые колокольни были непременной принадлежностью возводившихся шведами крепостей в приневских землях. И действительно, на дореволюционных планах Петербурга видно недалеко от Коломяг обозначенные пунктирной линией «остатки шведского укрепления XVII века». При Петре I земли вокруг новой столицы раздавались приближенным императора, и селом владел сначала генерал-адмирал А.И. Остерман, а после его опалы – канцлер А.П. Бестужев-Рюмин. Они переселяли сюда из принадлежавших им деревень крепостных, и так постепенно финское село стало русским. Еще долго коломяжские старожилы считали себя выходцами из приволжских и галицких земель.

Ни одно крупное село на Руси не могло существовать без храма. Строили церкви и для коломяжских жителей. Сохранившаяся в Коломягах церковь во имя великомученика Димитрия Солунского на Стеклянной горке, построенная в 1905–1906 годах, – один из редких в Петербурге и его пригородах деревянных храмов дореволюционной постройки.

В Коломягах существует и часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Выстроенная в 1883 году, она была отреставрирована по благословению митрополита Ленинградского Алексия, ныне Патриарха Московского и всея Руси, реставратором Н.В. Бондаревым и его добровольными помощниками – солдатами находившейся неподалеку воинской части. Часовня была освящена 13 сентября 1990 года.

Для огромного района церкви и часовни явно недостаточно. Вот и было решено построить еще один храм – во имя святого Николая Чудотворца.

Ктитор храма Николай Безруков помог с приобретением земли и со строительством. Первая служба совершилась 4 января 2006 года на антиминсе, освященном митрополитом Санкт-Петербуржским и Ладожским Владимиром. Настоятель храма – отец Владислав (Анцибор). Архитектор – Роман Муравьев.

Прообразом для строительства послужили старые новгородские храмы: церковь Николы на Липне и Петра и Павла в Кожевниках. Если смотреть на храм со стороны Коломяжского проспекта, то кажется, что с берегов Невы вы переместились на берега Волхова.

Строительство было начато в 2004 году. Храмовые росписи и иконописные работы велись одновременно с отделочными с августа 2005 года. К январю был закончен иконостас и подкупольные росписи.

Об этих работах нам рассказал Олег Мансуров, главный иконописец храма:

– Для всего храма источником вдохновения послужила византийская живопись. Я бы назвал все, что здесь написано, адаптированным палеологовским стилем. Насколько я знаю, в Петербурге больше нет храмов, расписанных подобным образом. За основу росписи для купола был взят «Спас в силах» с византийских мозаик. Это был первый образ, который появился в храме. Еще были голыми стены, храм стоял кирпичной коробкой, велись ремонтные работы, ставилась луковица, в общем, строительство было еще не окончено…

Для того чтобы можно было писать образ Спасителя, возвели специальные леса внутри храма. Рабочие заштукатурили подкупольное пространство, я писал один, кисточкой на длинной палке. Для отработки деталей пришлось поднять на леса тумбу, а на нее ставить табуретки. Потом долго еще болела шея.

Тогда же во временной мастерской, устроенной за церковью, писали образа в иконостас. Икона Господа Вседержителя в рост написана в палеологовском стиле, для ростовой иконы Богородицы за основу взят сербский образ: в Петербурге есть еще одна, подобная ей, но более простая в исполнении. В парусах иконы съемные, всех четырех евангелистов написал сам, не в мастерской – дома. Их прикрепили уже после освящения иконостаса.

– Чем Вы писали?

– Только натуральными красками – яичной темперой. Гематит, глаутомит, лазурит и другие минеральные красители – настоящие, асист – золотой.

– Кто еще принимал участие в работе?

– Помогали выпускники иконописного класса духовной академии. Класс игумена Александра (Федорова): Николай Веко, Дарья Семенова, Александр Мещерин, Светлана и Владимир Гуки, Анна Калинина.

– Что за иконы на стенах храма?

– Иконы были переданы Санкт-Петербуржским управлением по сохранению культурных ценностей. Образа овальной формы, судя по письму, это, скорее всего, Западная Украина. Откуда они и какой храм украшали, неизвестно. Эти иконы будут позже помещены в отдельные киоты, для них найдут другое место.

– А хоругви? Их вручную вышивали?

– Нет, это машинная вышивка. Монахини Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге такие вышивают. На заказ. Настоятель, отец Владислав, с ними договаривался.

– Олег, расскажите немного о себе.

– Я родился в Екатеринбурге в 1965 году. Окончил Свердловское художественное училище, потом поступил на реставрационное отделение факультета живописи Института им. И.Е. Репина в Петербурге, которое закончил в 1993 году.

– В каких еще храмах есть Ваши работы?

– В церкви Рождества Иоанна Предтечи («Чесменской») – «Распятие», копия с креста Господня из храма на Голгофе в Иерусалиме. В этом же храме я реставрировал иконы «Неопалимая Купина», «Спаситель в терновом венце», «Вход Господень в Иерусалим», «Снятие с Креста», «Пятидесятница». Для храма Богоявления на Гутуевском острове писал иконы в иконостас, для него же – «Распятие» и «Неупиваемую Чашу». В пригородах Петербурга в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Рождествено – «Казанскую», «Серафима Саровского» и другие иконы, для Троицкой церкви в деревне Сено под Бокситогорском – «Троицу» и «Спасителя с предстоящими».

Олег Мансуров – продолжатель стилистической традиции религиозной живописи рубежа ХIХ–ХХ веков. Есть у него и живописные работы: портреты Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Владимира. По приглашению архиепископа Константина, ректора духовной академии в Санкт-Петербурге, писал портреты преподавателей академии, в том числе самого ректора и ныне почившего профессора протоиерея Ливерия Воронова. Портрет новомученика Илариона (Троицкого) был заказан художнику настоятельницей Новодевичьего женского монастыря в Петербурге незадолго до канонизации святого. После канонизации Олег Мансуров написал ростовой образ святого новомученика на крышке раки в церкви Казанской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря.

Мастер – участник многих иконописных выставок. Он пишет и семейно-родовые иконы для частных лиц, и картины на темы Священного Писания. Его работы хранятся во многих частных собраниях России, США, Германии. Женат, имеет сына.

Пока храм белый-белый изнутри, чистый, как первый снег. Снаружи – нежно-бежевый. Совершенно неожиданные краски для этого района серых многоэтажек, гипермаркетов, трамвайных путей и железнодорожной ветки. Каждое воскресение на службу приходят жители Коломяг. Постепенно их становиться все больше.

Церковь Димитрия Солунского в Коломягах

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Димитрия Солунского.

Православный храм

Церковь Димитрия Солунского

Храм Святого Великомученика Димитрия Солунского

Страна

Россия

Исторический район Санкт-Петербурга

Коломяги

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская и Ладожская

Благочиние

Приморский благочинный округ Санкт-Петербургской епархии

Тип здания

деревянная церковь

Автор проекта

А. А. Всеславин

Строительство

1905—1906 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781610415550006 (ЕГРОКН). Объект № 7810766000 (БД Викигида)

Состояние

действует

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Церковь Святого Великомученика Димитрия Солунского — деревянная церковь в историческом районе Коломяги. Адрес: 1-я Никитинская улица, д.№ 1а, на углу 1-й Никитинской и Мигуновской улиц. Построена в 1905—1906 годах по проекту архитектора А. А. Всеславина. Освящена во славу святого великомученика Димитрия Солунского.

После революции храм не был закрыт, и работал даже в дни блокады. Тогда это был один из немногих храмов Ленинграда, где отправлялись службы.

8 ноября 2006 года праздновалось 100-летие этого, одного из самых древних деревянных храмов Санкт-Петербурга. Является памятником культурного наследия России федерального значения.

История церкви святого Дмитрия Солунского начинается в 1899 году; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) благословил жителей деревни Коломяги, входившей в приход Благовещенской Новодеревенской церкви Петербургского уезда, устроить сбор пожертвований на переустройство часовни Александра Невского в церковь.

Архитектор Александр Александрович Всеславин пожертвовал проект одноэтажной деревянной церкви, а также пообещал курировать строительство с первого до последнего этапа. Деньги на строительство храма были собраны по подписке жителями села Коломяги и многочисленными дачниками, проживающими в этой дачной местности.

В 1905—1906 годах на Стеклянной горке построили сохранившуюся до наших дней деревянную церковь.

3 декабря 1906 года состоялся торжественный чин освящения церкви с крестным ходом.

В марте 1907 года храму был назначен самостоятельный причт из священника и псаломщика.

Во время Великой Отечественной войны многие деревянные дома в Коломягах были разобраны на топливо, но храм сохранился — и, более того, не закрывался даже в самые тяжёлые годы ленинградской блокады. Святой Димитрий Солунский считается защитником воинов, поэтому многие местные жители приходили сюда молиться за всех близких, родственников и друзей, участвующих в боевых действиях. Сюда же приходили молиться летчики и бойцы БАО с Комендантского аэродрома — одного из самых больших действующих военных аэродромов осаждённого Ленинграда.

У алтаря храма погребён протоиерей Иоанн Горемыкин (1869−1958), служивший здесь настоятелем с 1940 по 1950 год. Он служил здесь в тяжелое военное время, в голод. Имеются точные данные, что генерал Говоров приезжал благодарить о. Иоанна за сына, который, имея «бронь» как инженер оборонного завода по благословению отца священника ушёл добровольцем на фронт. При возведении боковых апсид в 1991 году захоронение протоиерея Иоанна оказалось под северным предалтарием.

Рядом с храмом похоронен Федор Алексеевич Беляков — воин 30-го артполка 10-й стрелковой дивизии, убитый при защите города 15 ноября 1942 г.

В наши дни

Сегодня церковь Димитрия Солунского в Коломягах продолжает действовать. В настоящее время это редчайший в пределах Санкт-Петербурга деревянный храм дореволюционной постройки. В нём хранятся частицы мощей св. Серафима Саровского, св. великомученика и целителя Пантелеимона, св. патриарха Тихона, свт. Питирима, еп. Тамбовского и св.великомученика Дмитрия Солунского, и многие другие святыни.

В ограде храма Димитрия Солунского находится также церковь во имя святой преподобномученицы Евгении, а неподалеку часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, приписанные к храму Димитрия Солунского.

Церковь является центральным храмом Приморского благочинного округа Санкт-Петербургской епархии, включающего в себя Приморский район Санкт-Петербурга. Настоятель — протоиерей Ипполит Васильевич Ковальский.

  • Купола.

  • Внутреннее помещение.

  1. Сайт «Храмы России»
  2. Церковь Великомученика Димитрия Солунского (недоступная ссылка). Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения 28 июня 2014. Архивировано 26 февраля 2014 года.
  3. Освящение нового храма // Известия по С.-Петербургской епархии. 1907, № 3. С. 30—31
  4. История церкви святого великомученика Димитрия Солунского — на сайте храма.
  5. Статья и фото на сайте храма
  6. Храм св. прмц. Евгении
  7. Часовня св. блгв. кн. Александра Невского см.тж. на яндекс-панорамах
  • Официальный сайт храма
  • Виртуальный тур по храму
  • Фото начала XX в.

Фото начала XX в. на сайте Фотографии прошлого

  • Церковь Димитрия Солунского на яндекс-панорамах
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Храмы Петербурга: Церковь св. Димитрия Солунского

Храмы Петербурга
Церковь святого великомученика Димитрия Солунского
Сегодня я расскажу вам об одном интересном петербургском храме. Это церковь святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах.
На рубеже 19-го – 20-го вв. Коломяги были пригородом Петербурга, дачной деревней. Здесь постоянно проживало около тысячи человек, а летом население возрастало впятеро. Ближайшая церковь, Благовещенская, находилась в Старой Деревне. Ее возвел в 1765 году для своих крестьян, переселенных из глубины России, канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, видный государственный деятель Елизаветинской эпохи.
В праздник Преображения Господня из Благовещенской церкви шел крестный ход в деревню Коломяги. Эта традиция существовала примерно со средины 19-го века.
На сходе в 1883 году коломяжские крестьяне постановили выстроить на горе при въезде в деревню каменную часовню в память Императора-Освободителя. Она возводилась на средства извозопромышленника Шумарина по проекту Ф.К. Пирвица и была освящена 30 августа 1885 года во имя св. благоверного князя Александра Невского.
В 1896 году к часовне добавили небольшую стеклянную пристройку, после чего в ней было дозволено служить Литургии. Места прихожанам все равно не хватало, к тому же в часовне осенью и зимой становилось так холодно, что богослужения проходили только в воскресные и праздничные дни. Спустя три года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского крестьяне начали собирать деньги, чтобы из часовни сделать теплую церковь. Когда в 1906 году средства были собраны, местный помещик граф А. Орлов-Денисов-Никитин выделил, кроме 5 тыс. рублей, землю для нового деревянного храма, проект которого разработал А.А. Всеславин.
Однопрестольный храм с приземистым куполом, посвященный освобождению крестьян и открытию Государственной Думы, строился быстро: заложен в июле 1906 года, а уже 5 декабря был освящен.
На освящение храма, которое состоялось 9 июня (праздник Тихвинской иконы Божией Матери) 1906 года, много икон пожертвовали купцы-огородники, снабжавшие город овощами. Несколько образов было преподнесено от пожарной команды. Имелись частные пожертвования, поэтому возникла традиция прикреплять к иконам таблички с именами дарителей. Эта традиция возобновляется, и теперь и на некоторых современных иконах, подаренных благочестивыми людьми храму, можно такие таблички увидеть.
В настоящее время в храме хранятся частицы мощей св. великомученика Димитрия Солунского, покровителя Коломяг, преп. Серафима Саровского, святого великомученика и целителя Пантелеимона, святителя патриарха Тихона, святителя Питирима Тамбовского. Почитается прихожанами и привлекает внимание паломников икона Матери Божией Холмская – в районе Удельной до 1917 года существовала женская община, которая готовилась стать монастырем. Сестры имели этот образ, который считали своим покровителем. Нынче Холмская икона находится в храме.
С момента постройки храм святого великомученика. Димитрия Солунского не закрывался ни разу, кроме нескольких месяцев, когда здесь устроили клуб. Но в такое «место увеселения» не пришел ни один человек.
Церковь была одной из нескольких, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда. У северной стены храма находится могила протоиерея Иоанна Горемыкина. Он служил здесь в тяжелое военное время. Когда отец Иоанн совсем ослаб от голода, прихожане привозили его на санках на службу с Петроградской стороны. Имеются точные данные, что генерал Говоров приезжал благодарить отца Иоанна за сына, который, имея «бронь» как инженер оборонного завода, по благословению священника ушёл добровольцем на фронт. С другой стороны церкви погребен герой-летчик Фёдор Беляков: он, умирая от ран в госпитале, завещал похоронить его внутри церковной ограды.
Сегодня церковь продолжает действовать. В настоящее время это редчайший в пределах города деревянный храм дореволюционной постройки. C приходом сюда в 1990 году нынешнего настоятеля протоиерея Ипполита Ковальского многое изменилось к лучшему. Храм полностью отреставрирован внутри и снаружи, церковная территория приведена в полный порядок и удивляет своим благолепием. Она стала излюбленным местом прогулок молодых мам с маленькими детьми. Самый наглядный пример – выросло число прихожан. Раньше бывало лишь два-три причастника, сейчас даже по будням причащаются до 30 человек, а в воскресные и праздничные дни бывает в среднем от 50 до 200 причастников. Каждый день бывает 3-5 крестин, а в субботу и воскресный день совершается по 20-30 крестин, поэтому рядом был построен храм-крестильня в честь преподобномученицы Евгении. Святая преподобномученица Евгения – покровительница медицинских работников. Это единственная церковь в Петербурге, которая носит ее имя. В ней также хранится частица мощей святой мученицы Евгении.
Близ храма стоит часовня святого благоверного князя Александра Невского, которая попечением протоиерея Ипполита Ковальского осенью 1990 года после реставрации снова освящена святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II .
Использованы материалы официального сайта храма св. великомуч. Димитрия: http://solunskij.ru/?page=history&i=0
А теперь посмотрим фотографии храма.
Заранее попрошу прощения за то, что некоторые фотографии (икон) перекошены. Мне приходилось искать такую точку съемки, чтобы блики стекла, которым закрыты иконы, не испортили кадра. Поэтому часто приходилось делать фотографию сбоку.

Так сегодня выглядит район Коломяг. Сто лет назад пригород, сегодня это – район города.

Часовня в честь св. Александра Невского. После реставрации освящена в 1990 году Святейшим Патриархом Алексием.

Приближаемся к храму. На переднем плане – крестильный храм во имя св. преподобномученицы Евгении. На заднем плане – храм во имя св. великомученика Димитрия.

У входа в церковь.

Входим с мороза в теплый, светлый храм.

Здесь изумительно чисто и аккуратно. Каждая икона находится в добротном позолоченном киоте.

Главная святыня, которая находится обычно в алтаре: мощи св. великомученика Димитрия. О мученической кончине св. Димитрия и о месте его захоронения см.: http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=7635
Здесь же, в алтаре, обращает на себя внимание старинный образ Христа Воскресшего, написанный на стекле.
За сто лет стекло в некоторых местах треснуло.
Придя в храм, я стал спрашивать старожилов: какие иконы этого храма пользуются почитанием и любовью народной? И меня начали водить от иконы к иконе, рассказывая с любовью о разных образах.
Это икона Божией Матери «Утоли моя печали».
И икона Божией Матери «Скоропослушница».
А на этой иконе изображены все главные святые церковного года. Очень тонкая и изящная работа.
Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей.
Икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В уголке храма совершается панихида – заупокойная служба.
Этот строгий прихожанин на самом деле оказался добрым и открытым человеком – я с ним впоследствии познакомился.
Очень почитаемая икона храма «Спас Нерукотворный».
«Христос и дети». Перед этой иконой молятся Христу о мудром воспитании детей.
Икона св. Георгия Победоносца.
Старинная паломническая «святынька» – копия Тернового венца Христова Она лежит в храме под стеклянным колпаком, и ее всегда можно видеть. (Подлинный Терновый венец, величайшая христианская святыня, хранится, как известно, в сокровищнице Собора Нотр-Дам-де-Пари.)
Чтимая святыня: икона Божией Матери Холмская.
Икона св. великомученика Димитрия Солунского.
Икона св. благоверного князя Александра Невского.
Протоиерей Александр Рябков, который и пригласил меня сделать фотографии храма, мой друг и известный петербургский пастырь, начинает пение молебна.
Прощаюсь с храмом. Навещаю могилку многолетнего настоятеля, сохранившего храм в годы блокады, прот. Иоанна Горемыкина.