Храм святой Екатерины

Екатерининский вельможа у Грибоедова и Толстого

Екатерининский вельможа у Грибоедова и Толстого.
Память каждого из нас хранит что –то важное, интересное или просто для нас дорогое. Иногда любой из нас может стать свидетелем важных и даже исторических событий. Все мы в течение многих лет были участниками крупных изменений жизни России, касавшихся всех сторон жизни, эти события прошли по судьбе каждого, оставили памятные следы. Значительные перемены в жизни нелегко даются сердцу и уму, лично я чувствую себя среди современных проблем человеком середины прошлого века, постоянно сравниваю с тем, что было тогда, в советское время, ведь это время нашей юности и молодости, оно неизбежно воспринимается как позитивное. Великая, сильная страна — такой мы представляли себе страну, в которой живем, гордились победами, успехами, международным авторитетом.
Мне кажется, русская классическая литература дает пример подобного осмысления славного прошлого- века великой Екатерины. Особенно интересно пронаблюдать, как по- разному в разные периоды освещается одно и то же историческое время. О большом историческом переломе- событиях 1917 и последующих лет написана масса произведений, по- разному , иногда полярно, освещающих его: с позиций исторического воздаяния за годы угнетения и бедности у Шолохова, Серафимовича, Н. Островского, Бабеля, с горьким чувством несправедливо отвергнутых родиной русских людей в произведениях М. Осоргина, Б. Тимирязева, И. Савина.
О великом веке правления Екатерины 1 пишут Грибоедов А.С. в пьесе “ Горе от ума” и Л. Толстой в романе “Война и мир”. Любопытно, как дополняют друг друга эти произведения, создавая память героев литературы об этом периоде русской истории. Это память живая, человеческая, подобна нашей памяти о советской истории, она связана с реальной жизнью и судьбой, ее передают великолепно вылепленные художественные образы: Чацкого и Фамусова у Грибоедова, Кирилла Владимировича Безухова у Толстого.
Говоря коротко, екатерининский век у Грибоедова устами главного героя, отражающего точку зрения автора, обличается, он назван веком ”покорности и страха”, у Толстого он назван величественным, его представители вызывают огромное уважение и восхищение. Именно это мне и представляется наиболее интересным для современного читателя: отношение! Фамусов восхищается, Чацкий негодует, в споре, безусловно, одерживает блестящий оратор и полемист Чацкий, а Фамусову автором даны такие аргументы, которые только подтверждают отношение Чацкого: пример на бале, когда старик- вельможа, ради почестей и карьеры, не жалея затылка, притворно падает и другой, и третий раз, больно ударяясь. В романе Толстого к умирающему обломку старого века приезжает проститься лично главнокомандующий Москвы, сидит у постели больного, находящегося едва ли при памяти полчаса /!/, причем этот больной старик вовсе не нужен ему для карьерного роста и наград, это глубокое уважение к блестяще прожитой жизни в славные времена. Мне кажется, в наших спорах о достоинствах и недостатках советской эпохи мы прежде всего проиграем в этом: мы научились безоглядно отбрасывать ушедшее. После революции сносят памятнику Александру 1, а сколько потом памятников Сталину, Дзержинскому и др. было свергнуто? В школе, где я работала, освобождали пионерскую комнату, на большой стол в коридоре вывалили кучу флажков, вымпелов ”Лучшей октябрятской группе “, “ Лучшему пионерскому звену“ и других. Технички использовали их, когда вытирали пыль, но вытирать ими было неудобно, не тот материал. А в школе еще учились те, кто был октябренком и пионером, они под этими флагами ходили на линейку, получали эти вымпелы как коллективную награду за общие пионерские,/кстати, часто очень полезные для общества/ дела. С этой точки зрения произведение Грибоедова, конечно, проигрывает, не отвечая тому самому воспитательному требованию, которое мы привычно предъявляем русской литературе, да и все мы теперь хорошо знаем, как дорого заплатила Россия за сатирическое направление, избранное ею в литературе и породившее не только “бесов”, но и террористов, Смердяковых, Передоньевых. Как горько было осознание этого для Гоголя: нельзя плевать на родную землю, нельзя Богом данный талант использовать для осмеяния и только!
В пьесе “Горе от ума”, восхищаясь московскими тузами, Фамусов говорит о Кузьме Петровича, который только что скончался, и сопровождает похвальные слова о нем философскими рассуждениями:
Ох, род людской! Пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
И в романе Толстого смерть Безухова- это, прежде всего смерть, уход, прощание, завершение, как бы ни был равнодушен Пьер к смерти отца, которого почти не знал,/он заснул в прихожей/, но, увидев руку, которую Кирилл Владимирович никак не может сам поднять, поправить, увидев муку, с которой тот пытался пояснить, что просит перевернуть его/ и только старик- слуга догадался/, Пьер заплакал. Эти общечеловеческие моменты сближают две книги, выводят пьесу Грибоедова за рамки произведения классицизма, связанного строгими требованиями трех единств, оживляют, “ очеловечивают “ героев, сближая тем самым их с нами.
Интересно, что вызывающие безусловное преклонение Максим Петрович и Кузьма Петрович достигли чина камергера, который Кузьма Петрович сумел “ доставить “ и сыну. Пьер Безухов тоже станет камергером благодаря связям и положению отца/ уже умершего/, и сам с иронией будет относится к тому, что стал тем самым камергером, над которыми когда- то смеялся. Поразительная жизнь произведений классической литературы! Не только каждое из них проживает новую жизнь с каждым новым поколением читателей, но и совместное их существование во времени необычайно любопытно. Л. Толстой почти через столетие после Грибоедова пишет о екатерининском век, расширяя тем самым временные рамки романа “ Война и мир” и совершенно по- новому освещая этот период русской истории. Понятно, что это произведения разных жанров, ясно, что Толстой создает реалистический роман. Для меня важно, что набившие оскомину бесценные уроки классиков действительность, и, может быть, не всегда там, где мы привыкли их искать.
В пьесе А.С. Грибоедова “Горе от ума” даются две точки зрения на екатерининский век- мнение Фамусова и мнение Чацкого, причем обличительный запал Чацкого носит настолько всеобъемлющий характер, что в данном случае вряд ли можно считать его речи собственно оценкой того времени, скорее, это общее сатирическое настроение ума, ума тонкого, едкого, озлобленного личной неудачей. «Усердие к царю” он называет личиной, блистательное царствование императрицы, писавшей произведения литературы, переписывающейся с Вольтером,- не вдаваясь в подробности позитивных моментов,- “прямой был век покорности и страха”/ так и слышатся в этом отголоски современных оценок оппонентов советской и особенно сталинской эпохи!/
Восхищенная апология Фамусова уязвима, она словно создана для того, чтобы направить на нее сатирические стрелы. Фамусов, восхваляя вельмож прошлого века, говорит об их надменности, о службе при славном дворе/ что заслугой не является, коли, родился в то время и в знатной аристократической семье/, о том, что они ели не только на серебре, но и на золоте, единственный случай, на примере которого он хочет преподать уроки современным “гордецам”, — урок низкопоклонства. Но, сравнивая “век нынешний и век минувший”, Чацкий “самое пылкое раболепство”, уже не представляет в свое время/ “Свежо предание, а верится с трудом”/, да, в этом слабость его критической позиции: не столько нравы изменились, сколько время другое.
Екатерининский век возникает на страницах романа Толстого “Война и мир” неоднократно. Будучи реалистом, Толстой скорее следует Фамусову, чем Чацкому: Николай Андреевич Болконский, вспоминая свою молодость, когда он, молодой генерал, без единой морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, он, потомок славного рода, ведущий генеалогию от Рюрика, испытывает “жгучее чувство зависти к любимцу”, к Потемкину, и чувство это перед смертью князя волнует его, “столь же сильное, как и тогда”.
В пьесе Грибоедова представитель екатерининского века — старичок, охающий, с “хрипким” голосом, запинающийся, на нетвердых ногах. Герой Л. Толстого граф Безухов — свежий красавец / величественный, обладающий здравым умом/ в конце семнадцатого столетия он отправляет одного из своих многочисленных незаконных детей Пьера за границу, потому что в Европе нет рабства, а в России его отменят еще через 60-70 лет, и ему, Пьеру, не будут слуги надевать чулки, как Обломову, чтобы не ”началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”, он предоставляет самому Пьеру выбор поля деятельности- многие ли родители и в наше время готовы к этому? Как хочется соломки подстелить, как уверены мы, что лучше знаем! Оба толстовских героя – и сделавший блестящую карьеру Безухов, и опальный Болконский/отец/- люди, являющие в старости пример деятельности, здравого ума, широты взглядов. “Сила свежей старости”- пишет Толстой. Карагина, видевшего Безухова за год до смерти, говорит, что “красивее мужчины не видывала”, заметьте, что не старика, сохранившего “следы былой красоты”, а мужчину. Физическая крепость прожившего долгую жизнь Кирилла Владимировича изумляет доктора немца: Безухов перенес шестой удар, доктор никогда не видал, чтоб перенесли три: ” Не было случая, чтоб с третьего удара жив оставался”. И сам облик Безухова с постоянно повторяемым “лев”, “львиный” — впечатляет: “величественная фигура”, “седая грива волос”, “красивое лицо с благородными крупными морщинами”, “тучные плечи, высокая грудь”, “красивый чувственный рот”, “величественный

Как Екатерину II хотели убрать с престола

Запрос графа Панина

В 1766 г., спустя многие десятилетия после попытки царевны Софьи стать самодержицей на российском престоле, глава Коллегии иностранных дел и воспитатель будущего императора Павла I граф Никита Иванович Панин начал поиски документов, подтверждавших законность «соцарствования» Софьи. Для чего реанимировалось это давнее дело?

Поиски оказались связаны с закулисной интригой — стремлением возвести на российский трон Павла, а Екатерине II отвести роль регентши при сыне. Прецедент с «соцарствованием» царевны Софьи, по-видимому, нужен был для осмысления волновавшей Н.И. Панина ситуации с дворцовым переворотом 28 июня 1762 г. и сомнительной легитимностью Екатерины II.

Из свидетельства участницы переворота Е.Р. Дашковой известно, что Панин еще в канун дворцового переворота, приведшего Екатерину на российский престол, «стоял за соблюдение законности и за содействие Сената». Уже тогда он указывал, что Екатерина II «не имеет прав на престол, и по закону следовало бы провозгласить императором ее сына, а государыню объявить регентшей до его совершеннолетия»1. Екатерина II первоначально как будто дала согласие на такую «расстановку сил». Панин разработал проект создания при императрице совета из 6-8 членов. Но после разговора с Паниным Екатерина надорвала лист с уже готовой подписью. Вероятно, гнев императрицы вызвало напоминание Панина про передачу власти сыну как законному наследнику.

Документальный подкоп под Екатерину

На формирование конституционных взглядов Панина повлияло пребывание в Швеции (с 1747 по 1759 г.) в качестве посла. Он и в дальнейшем, в «Рассуждении о непременных государственных законах», составленном в 1773 г. вместе с его секретарем и известным писателем Д.И. Фонвизиным, утверждал принцип законности, «чтоб гражданин мог не страшиться злоупотребления власти; чтоб никто не мог быть игралищем насильств и прихотей, чтоб по одному произволу власти никто из последней степени не мог быть взброшен на первую, ни с первой свергнут на последнюю…»2 До конца жизни Панин не признавал легитимность Екатерины II.

Найденные документы связаны с подготовкой ответа директора Московского архива Коллегии иностранных дел М.Г. Собакина на запрос Панина. И если ответ был опубликован еще в 1912 г.3, то подготовительные материалы остались в тени. Письмо Панина директору архива содержало главный вопрос: «Не можно ли сыскать какова постановления оригинального о ее соправительстве царям Иоанну и Петру Алексеевичам»4. Панин просил найти «в старинных делах, каким образом титуловалась царевна София Алексеевна, когда она была соправительницею». Требуемые документы следовало найти и прислать в подлинниках. Кончалось письмо Панина ссылкой на то, что все эти данные нужны как можно скорее для извещения о них императрицы. Получалось, что запрос сделан по поручению самой императрицы. Сомнительно, чтобы Екатерина II была в курсе проводимых Паниным поисков. Наоборот, таковые были бы для нее неприятной неожиданностью, так как привлекали внимание к историческому прецеденту, на который можно было бы опереться при устранении ее от власти и превращении из абсолютной самодержицы в соправительницу нелюбимого сына Павла.

«Великие государи и сестра их…»

Директор архива на запрос Панина ответил, что «здесь в архивских письмах прилежно искать я стараюся», что в «книге о бунтах, которая происходит сочиненной под имянем покойнаго графа Андрея Артамоновича Матвеева, что царевна по дву летах правления своего приказала имя свое во всяких писать делах, в книгах печатать и на монетах изображать лице свое обще с царями, — такой книги в архиве нет, но я сыскал оную в партикулярном доме; в другой книге, вшедшей в архив из дому Мусина-Пушкина, упоминается, что князь Василей Васильевич Голицын о писании имяни царевнина из Посольскаго приказу посылал память в Розряд, и хотя обе эти книги настоящим уверением служить не могут, будучи точно неизвестны кем и справедливо ли писаны, однако… манета золотая с лицами царей и на обороте царевниным в партикулярном же доме сыскалась…». Вывод, сделанный директором архива Собакиным в письме, сводился к тому, что «соправление царевнино было, сколько из дел видно, сем лет и окончилось оное после Троецкаго походу, в то время оба цари Иоанн и Петр Алексеевичи уже в супружестве были». Письмо датировано 8 мая 1766 г.

Далее в архивном деле помещена подборка копий документов, «приисканных переводчиком» Н.Н. Бантыш-Каменским и открывающаяся подробным перечнем найденных доказательств по запросу. Известный архивист, историк и издатель древних документов Николай Николаевич Бантыш-Каменский дослужился до должности управляющего Московским архивом Коллегии иностранных дел в 1800 г. Дотошный, скрупулезный, ответственный, въедливый и аккуратный, он начал с того, что по «приискам» в архиве оказалось, что «по вступлении 1682 года апреля в 27-й день на всероссийский престол государя царя Петра Алексеевича и по воспоследовавшем вскоре потом учреждении общаго правления и коронации обоих государей царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, государственныя внутренныя иностранныя дела управляемы были одними толко государями; а царевна София Алексеевна в соправителстве с государями никакова не имела участия чрез целыя шесть месяцев».

Но далее он сообщал, что «по прошествии же шести месяцев царевна София Алексеевна начала входить в правление всех государственных дел, не употребляя при том во оных своего титула вместе с государевыми даже до 1685 года; и хотя формалнаго учреждения в архиве не находится, когда именно и каким образом вступила она в правителство Российского государства, однако по производству посольских дел явствует, что с того времени помянутая царевна присутствовала уже в советах обще с великими государи, что обо всем было ей докладывано и что без ея воли и согласия никакое дело не имело своего исполнения…» Среди доказательств Бантыш-Каменский приводил выписки о даче жалованья отправляемым за границу русским послам и гонцам, о пометах дьяка Е. Украинцева, что иностранные грамоты «чтены» всем трем соправителям, о докладных выписках о приезде в Москву иностранных послов. Все приведенные документы заканчивались примерно одинаково: «Великие государи и сестра их великая государыня благородная царевна указали, и бояре приговорили…»

Царствовала ли Софья?

Стараясь вскрыть нюансы участия царевны Софьи в управлении государством, Н.Н. Бантыш-Каменский категорически отрицал присутствие Софьи на официальных аудиенциях, которые давали русские государи чужестранным послам, посланникам и гонцам, однако тут же оговаривал, что некоторым иностранным послам Софья давала «публичные и приватные аудиенции» и принимала от них подарки.

В 1685 г. имя Софьи как соправительницы начало появляться в некоторых внутренних делах, постоянно же ее титул стал употребляться только с июня 1686 г., что подтверждалось жалованными грамотами на поместья и чины, докладами, указами и грамотами, посылаемыми во все города к воеводам; инструкциями и указами, посылаемыми находившимся за границей российским дипломатам. Иностранным правительствам же никогда не направлялись документы, где бы титул царевны стоял в заглавии вместе с титулами Петра и Иоанна.

Подтверждено было и существование монет с двусторонним изображением: на одной стороне царей Петра и Иоанна, а на другой — царевны Софьи.

Заключительная часть доклада Бантыш-Каменского касалась выяснения точной даты конца «соцарствования» Софьи. Он называет 5 сентября 1689 г., потому что «с сего числа уже более нигде и ни в каких государственных делах имя ее упоминаемо не было, из чего видно, что в сем точно месяце царевна отрешена была от соцарствования и управления всех государственных дел».

Таким образом, первые полгода после начала соправления Петра и Ивана их сестра Софья совершенно не вникала в государственные дела. Затем она стала постепенно входить в дела, а с июня 1686 г. по 5 сентября 1689 г. в полной мере осуществляла «соцарствование». При этом ее роль во внешнеполитических делах никогда не выпячивалась, а имя не упоминалось в официальных документах, посылаемых за границу. Во внутренних же делах ни одно решение не принималось без ее ведома и одобрения.

Подробный отчет о поисках доказательств воцарения «благородной царевны» сопровождался выписками из дел и грамот на 14 листах. Текст этот, также весьма внушительный, обстоятельный и интересный, открывался делами внешнеполитического характера. К 1687 г. «соцарствование» Софьи настолько окрепло, что начались попытки закрепления его за границей. Вся эта подборка завершалась копией доношения в Канцелярию Сената от 9 апреля 1716 г., в которой упоминалось о лишении боярства князя В.В. Голицына и его сына Алексея 9 сентября 1689 г. за то, что князь самовольно отдал приказ титуловать царевну «государыней» и содействовал ее абсолютному самодержавию, при котором подлинные цари Петр и Иоанн не привлекались вообще к решению каких-либо дел в государстве.

То, что указы издавались от имени трех соправителей, давно известно, но есть доказательства, что и за границу иногда посылались грамоты также от имени всех троих. Правда, они направлялись в основном в церковные, а не в светские инстанции5. Сохранилось и свидетельство о существовании указа от 5 сентября 1689 г. царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в Посольский приказ об исключении из царских титулов имени сестры их царевны Софии6.

Итоги поисков

Стремление Никиты Ивановича Панина к установлению законности правления русских императоров и императриц позволило прояснить ситуацию с вхождением в соцарствование с братьями царевны Софьи. Скорее всего, с помощью исторических документов Панин хотел убедить Екатерину II передать власть сыну Павлу, а самой принять статус регентши при нем, что позволило бы ей «соцарствовать». Разумеется, из этой затеи ничего не вышло — Екатерина II не хотела делить власть ни с кем, и в особенности с сыном.

Русская Православная Церковь

Храм великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке)

Описание:

Москворецкое благочиние Московской городской епархии

История

В XVI в. в белильной слободе, устроенной царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была поставлена деревянная церковь в честь св. вмц. Екатерины.

С 1625 г. в церкви значится придел св. Феодора Студита, с 1636 г. — придел свт. Николая Чудотворца. В 1657 г. церковь в документах значится каменной. В 1696 г. храм был обновлен. В 1762 г. в Москву приехала на коронацию Екатерина II, после коронации государыня пробыла в Москве целый год. Считается, что храм в честь своей святой пожелала перестроить сама государыня; проект она заказала архитектору К.И. Бланку. Церковь в стиле барокко была построена в 1766-75 гг. за счет казенных средств. Храмовую икону св. вмц. Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с царским вензелем.

Все иконы в иконостасе были написаны Д.Г. Левицким совместно с В.И. Василевским.

В ходе строительства была сохранена старая трапезная. Феодоровский придел разобрали, Никольский придел в трапезной был сохранен и долгое время функционировал как зимний храм. Оба храма — старый и новый — были соединены посередине двухъярусной колокольней, нижний ярус которой служил притвором основного, летнего Екатерининского храма. Таким образом, К.И. Бланк возродил традиционную для русского зодчества композицию из двух храмов — летнего и зимнего — с колокольней между ними.

В 1769 г. была установлена ограда, для нее были использованы решетки, изготовленные в 1731 г. для Соборной площади в Кремле.

В 1820-х гг. Ф.М. Шестаков, ремонтируя здания храмов после пожара 1812 г., поставил на углу одноэтажную каменную постройку (сторожка или свечная лавка). С западной стороны была построена ограда, выполненная в формах старой ограды. В 1870-72 гг. по проекту П.П. Петрова (автором проекта также называют Д.Н. Чичагова) был полностью перестроен зимний храм. В новом здании с главным престолом Спаса Нерукотворного разместились приделы свт. Николая и блгв. кн. Александра Невского. Угловая сторожка, заменившая шестаковское строение, была оформлена разномасштабными арочными нишами.

В 1920-24 гг. в храме на престольный праздник служил Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

В 1931 г. церковь была закрыта. Храмовая икона св. вмц. Екатерины была перенесена в церковь Воскресения в Монетчиках, после сноса церкви Воскресения — в храм свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе. Последний также был закрыт; судьба иконы неизвестна.

После закрытия храма св. вмц. Екатерины его колокольня была разрушена до первого яруса, главы были разобраны. Впоследствии здание церкви заняло Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения. В 1970-х гг. началась реставрация храма. К 1983 г. Екатерининский храм был отреставрирован внешне, была установлена глава с крестом.

В Спасском зимнем храме размещался НИИ стандартизации приборов. Екатерининский храм занял Всесоюзный художественный реставрационный центр имени Грабаря, осуществлявший реставрацию здания. К 1990 г. Центр также занял зимний храм, разместив в нем мастерские.

В 1992 г. храм был возвращен верующим. 7 декабря 1994 г. передан подворью Православной Церкви в Америке.

11 июня 1999 г. освящение храма совершили Святейший Патриарх Алексий II и Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Феодосий.

Престолы

Летний храм освящен в честь св. вмц. Екатерины, главный престол зимнего храма — в честь Спаса Нерукотворного, приделы — в честь свт. Николая Чудотворца и блгв. кн. Александра Невского.

Святыни

Икона св. вмч. Пантелеимона с частицей мощей. Частица мощей свт. Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца.

Богослужение

По воскресным дням и великим праздникам — Литургия в 10.00 (исповедь в 9.00), накануне — всенощное бдение в 17.00, в малые праздники — утреня и Литургия в 9.00.

По средам (кроме Великого поста и канунов великих праздников) — молебен свт. Иоанну Шанхайскому в 17.00, акафист св. вмц. Екатерине в 18.00.

Богослужения совершаются на церковнославянском и английском языках.

***

Настоятель — протоиерей Даниил Андреюк.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 119017, г. Москва, ул. Б. Ордынка, 60/2 Телефон: +7 (495) 959-12-96 Факс: +7 (495) 959-12-94 Web-сайт: http://ocapodvorie.org Родительская организация: Православная Церковь в Америке Настоятель: Даниил Андреюк, протоиерей

Слово на Божественной литургии в храме великомученицы Екатерины на Всполье

7 декабря 2019 года по окончании Литургии на московском подворье Православной Церкви в Америке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словами приветствия к Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону.

Ваше Блаженство! Преосвященные архипастыри и досточтимые пастыри! Ваше Превосходительство, представители дипломатического корпуса, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех с престольным праздником. Искренне радуюсь, что в этот день Господь судил мне совершить Божественную литургию вместе с Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады Блаженнейшим Тихоном. Вы, Ваше Блаженство, и Ваши спутники прибыли в Москву, чтобы вместе с нами почтить память святой великомученицы Екатерины и торжественно отметить 25-летие со дня основания Подворья Православной Церкви в Америке в городе Москве, которое действует при этом святом храме.

Я хорошо помню события, связанные с учреждением Подворья, ту радость, которую мы переживали, создавая его. Тогда, в 90-е годы прошлого столетия, наша страна переживала экономический кризис, но, вместе с тем, это было время церковного возрождения, повсеместного восстановления порушенных святынь. В числе возвращенных Церкви храмов был и этот любимый верующими москвичами храм во имя великомученицы Екатерины на Всполье, в стенах которого некогда служил святой Патриарх-исповедник Тихон. В годы гонений храм был закрыт, осквернен и обезображен.

Сердечно приветствую первого настоятеля подворья протопресвитера Даниила Губяка и очень радуюсь, отец Даниил, что Вы сегодня с нами в этот день, потому что именно Вашими трудами, а также трудами Ваших помощников был отреставрирован храм, были заложены крепкие основы приходской жизни, создан уникальный приход, где наряду с москвичами молятся и получают духовное образование англоязычные православные, живущие в городе Москве. Господь даровал Вам здравие и долгоденствие, и я радуюсь, что Вы продолжаете столь же верно и преданно служить Церкви Христовой, как делали это в течение всей жизни. Пусть Господь сохранит Вас, Ваши душевные и телесные силы еще на многие и многие годы!

В нынешнем благолепии храма можно увидеть образ победы Церкви, подобно тому, как это мы можем узреть в подвиге великой страдалицы за Господа — святой Екатерины, имя которой он носит. В сегодняшнем евангельском чтении, в котором говорится о гонениях, которые надлежит людям претерпеть, глубокий и важный смысл. Если гонения будут попущены для свидетельства (Лк. 21:13), о чем это свидетельство? Оно о силе веры Христовой в людях, о том, что семя, которое было заложено святыми апостолами, процвело и проявилось. И несмотря ни на какие гонения, никакие скорбные обстоятельства жизни, это семя христианской веры процветает в жизни людей. Хотя мы знаем, как много терний, как много каменистой почвы, как много соблазнов, которые это семя пытаются вырвать из человеческих сердец.

Сегодня святое Православие страдает от попыток внешних сил разделить его. Мир в очередной раз восстал на Церковь Божию, и наш долг как служителей Церкви — свидетельствовать о нашем единстве. Таким свидетельством стало совершенное нами Таинство Святой Евхаристии, ибо через совершение этого Таинства и вкушение Тела и Крови Христовой мы становимся единым телом Христовым (1 Кор. 10:16-17).

Я благодарю Ваше Блаженство за Ваш визит, который ясно свидетельствует о том, что, несмотря на трудности в межгосударственных отношениях, наши Церкви-Сестры по-прежнему вместе. И они готовы твердо следовать своему особому призванию: через развитие межцерковных связей благотворно влиять на отношения между нашими странами и народами.

Празднуемая нами годовщина создания Американского Подворья в Москве предваряет юбилей 50-летия дарования автокефалии Православной Церкви в Америке и 50-летия прославления в лике святых преподобного Германа Аляскинского, которые будут отмечаться в следующем году. Юнейшая из автокефальных Православных Церквей-Сестер Православная Церковь в Америке имеет уже полувековую историю автокефального бытия, однако корни Православия на американском континенте гораздо древнее. Они берут начало в трудах и молитвах наших общих святых — святителей Иннокентия Московского и Тихона, Патриарха Всероссийского, Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, священномучеников Александра Хотовицкого и Иоанна Кочурова, преподобного Германа Аляскинского.

Вдохновляясь подвигом этих угодников, Православная Церковь в Америке под водительством Вашего Блаженства осуществляет свою миссию свидетельства о Христе, которое особенно ценно в наше время — время нравственного релятивизма, настойчивой пропаганды потребительской идеологии. Вы несете людям свет истинной веры, а потому и слово Ваше находит отклик и признательность в сердцах простых американцев. И прославление Православной Церковью в Америке новых святых — священномученика Ювеналия Аляскинского, мученика Петра Алеута, святых праведных Алексия Товта и Иакова Нецветова — это свидетельство живой православной традиции на Американском континенте.

Хотел бы поблагодарить за совместную молитву всех, кто принял участие в сегодняшнем торжестве, архипастырей, пастырей, прихожан, благочестивых паломников, в том числе прибывших из исповеднической Украинской Православной Церкви. Дорогие мои братья из Украины, крепите наше духовное единство, стойте твердо на страже святых канонов. Да не смущается сердце ваше (Ин. 14:1), помните, что Господь сильнее тех, кто сегодня пытается разрушить Церковь изнутри.

Сердечно приветствую настоятеля Подворья протоиерея Даниила Андреюка и благодарю за ревностное служение. Желаю Вам, отец Даниил, неоскудевающей помощи Божией в трудах на благо наших Поместных Церквей.

Признателен представителям государственной власти и дипломатического корпуса, почтившим своим присутствием это торжество.

Молюсь о том, чтобы небесным покровительством великомученицы Екатерины Американское Подворье в Москве процветало и наполнялось людьми, чтобы в единстве духа и союзе мира (Еф. 4:3) крепли и развивались духовные связи между нашими Церквами, чтобы под мудрым руководством Вашего Блаженства чада Православной Церкви в Америке возрастали в благодати и в познании Господа нашего Спасителя Иисуса Христа. Ему слава ныне и во веки веков. Аминь.

1 марта 2020 года настоятелем храма великомученицы Екатерины на Всполье, протоиереем Даниилом Андреюком в сослужении протоиерея Христофора Хилла, иеромонаха Серафима (Трегубова), иерея Павла Зуева и диакона Димитрия Асратяна была отслужена Божественная литургия.

Во время сугубой ектении были вознесены прошения о единении Церкви и сохранении Ее от расколов и разделений, а также клир и прихожане храма сугубо молились о ниспослании мира на братскую Украину.

По традиции, сложившейся в нашем храме, Апостольское и Евангельское чтение были прочитаны на церковно-славянском и английском языках.

Детский хор, под руководством матушки Веры Андреюк совместно с мужским хором, под управлением регента Андрея Истомина участвовал в исполнении богослужебных песнопений. Приглашаем в детский хор новых участников!

Во время причащения духовенства были прочитаны Апостол и Евангелие в Синодальном переводе, что способствует лучшему пониманию Евангельского чтения.

По благословению настоятеля храма протоиерея Даниила Андреюка, дети, стоя перед алтарем, читали молитвы ко Святому Причащению.

После заамвонной молитвы настоятелем храма была освящена икона преподобного Гавриила Ургебадзе с частицей мощей, пожертвованная благодетелями.

В своей проповеди настоятель храма поблагодарил прихожан храма за участие в совместной молитве и поздравил их с воскресным днем, а также особо поздравил тех, кто сподобились причаститься Святых Христовых Таин.

Сегодня Православная Церковь празднует Прощённое воскресенье. По другому, это воскресение называется Изгнание Адама из Рая.

Сегодня 5-е последнее подготовительное воскресенье перед Великим и спасительным постом.

За богослужением читалась 6 глава Евангелия от Матфея, в которой Господь говорит следующие слова: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших…. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе».

Отец Даниил подчеркнул, что нельзя наградить человека дважды за одно и то же. Господь напоминает, что если человек хочет получить награду здесь, на земле, то он может рассказать об этом всем окружающим, которые воздадут ему хвалу. Если же человек заинтересован в получении награды на небе, то он должен забыть о своих добрых делах.

Каждый день православные христиане читают молитву «Отче наш», в которой есть следующее условие: если мы хотим чтобы Господь простил нам долги, то мы должны простить согрешающим против нас.

Нет смысла читать эту молитву, если человек не собирается прощать того, кто его обидел.

Перед великим постом Господь напоминает нам об этом.

Для того чтобы забыть все обиды и искренне простить другого, каждый человек должен забыть свои добрые дела и чужие грехи.

Далее отец настоятель сказал несколько слов о посте. Сегодня читалась 14 глава Послания апостола Павла к Римлянам, в которой написано следующее: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.» Апостол Павел напоминает, что если человек увидел, что кто-то ест что-то непостное, то он не должен осуждать, потому что не знаешь причину, по которой человек так поступает.

После Литургии был отслужен водосвятный молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Неувядаемый Цвет», а после — лития — об упокоении всех усопших православных христиан.

Накануне вечером было совершено всенощное бдение.