Храмы в архызе

Содержание

>Храмы Карачаево-Черкесии

Аланские храмы Карачаево-Черкесии

Современная Карачаево-Черкесия является наследником средневекового государства аланов, возникшего в начале первого тысячелетия. Аланская держава была развитой в экономическом и культурно-духовном плане, что привлекало византийских миссионеров, главной целью которых было распространение христианства на здешних землях.

Пик расцвета Алании припадает на 11 век. В это время возводятся православные храмы, активно развиваются живопись и архитектура. Хаос и разруха, которые сеяла армия Тамерлана на своем пути, также коснулись и территорий нынешней Карачаево-Черкесской Республики. С середины 14 века Аланское государство прекратило свое существование, оставив после себя пять церквей крестово-купольного архитектурного стиля.

Комплекс православных соборов расположен в поселке Нижний Архыз, чьи земли простилаются в долине реки Большой Зеленчук между Тебердой и Карачаевском. Всего здесь насчитывается три храма: Северный, Средний и Южный. Названия сооружений соотносятся с их географическим положением.

Северный храм (Георгиевский)

Здание находится за пределами городища. Северный храм является самым древним и главным святилищем среди церквей зеленчукского комплекса, о чем свидетельствует его статус кафедрального собора Аланской епархии (10 – 13 вв.).

Длина храма совпадает с его максимальной высотой и равна 21 метру, ширина здания составляет приблизительно 10 метров.

Фресковая живопись на стенах собора, к сожалению, не дошла до наших дней в первозданном виде. Те изображения, которые прихожане видят сейчас, являются реконструкцией утраченного предмета искусства, которое попытался восстановить Д. Струков – археолог и художник.

По словам историков, храм был возведен в честь святого Николая Чудотворца в 916 году.

Одно из помещений Северного собора было оборудовано для проведения обряда крещения. Возле южной стены архитектурного памятника найдены три захоронения.

Средний храм (Троицкий)

В первой четверти 10 века в аланском городище появился храм посвященный Христу Спасителю. По задумке инициаторов, здание должно было напоминать большой крест с равномерным соотношением сторон. Однако решением главного архитектора, к центральной части церкви было добавлено два выступа и вытянуто в длину ее западный рукав.

Обязанности по восстановлению руин храма, пострадавшего от разрушительных монгольских нашествий, полностью взяли на себя монахи из местного мужского Александро-Невского монастыря. В 1897 году ремонтные работы были закончены, собор освятили в честь Троицы.

Стены здания украшены старинными фресками с изображением святых воинов, которые сохранились до сегодняшнего дня.

Южный храм (Ильинский)

Покровителем церкви считается святой пророк Илия. Это единственный собор из зеленчукского комплекса, который продолжает вести богослужения в наше время.

Снаружи храм похож на небольшой дом, его выдает лишь второй этаж украшенный куполом. По всему этому можно судить о том, что церковь задумывалась как частный объект для обслуживания потребностей одной богатой семьи.

Между двух скал на краю обрыва горы Шоана возвышается одноименный православный собор, чье рождение уходит корнями в первую половину 10 века. Длина и высота здания равны почти 13 метрам, а ширина – приблизительно 9 метров.

Географическое положение храма было обусловлено большим количеством поселения в долине реки Кубань. Здесь также располагались здание монастыря и епископская резиденция.

До 18 века Шоанинский храм был местом хранения ценных древних книг.

Церковь получила свое название благодаря своему географическому положению в поселке Сенты (нынче Нижняя Теберда). Также, как и Шоанинский собор, Сентинский храм был основан в первой половине 10 столетия.

На базе святилища был возведен женский монастырь (19 век), который впоследствии был снесен советской властью.

Вместе с Сентинским храмом рядом строился также каменный мавзолей для погребения священников.

dron285

С религией у меня отношения спокойные. Я её не трогаю, а она меня. К храмам я отношусь так же спокойно, верующим меня точно не назвать, но и законченным атеистом я вряд ли являюсь. Я вполне допускаю существовании чего-то свыше, но верю в это слабо. К чему я вообще завёл этот разговор?
А завёл я его потому, что хотел поговорить о роли религиозных объектов в путешествиях и пейзажной съемке. Обычные церкви и храмы мне малоинтересны, уж слишком они похожи один на другой, но зачастую они очень круто дополняют пейзаж своим присутствием, внося в него некую изюминку. Вот за это я их люблю, это точно.
Но пропустить пару храмов в Карачаево-Черкесии я точно не мог. Во-первых, они стоят на приличном возвышении и их окружают невероятные пейзажи. Во-вторых это одни из самых старейших храмов на территории России, а уж тот факт, что христианские храмы расположены на территории республик, где подавляющее большинство являются приверженцами ислама, добавляет этим местам особой пикантности. Сегодня я расскажу вам о Шоанинском храме, который расположен рядом с селом имени Коста Хетагурова (ух, сложные же у них тут названия) и пытается казаться самым старым христианским храмом на территории России. Почему лишь казаться, а не быть? Давайте попробуем разобраться.
2. Но начать лучше с начала. Утром мы проснулись в одной из небольших гостиниц поселка Каменномостский в Адыгее и отправились на Кавказ. Поскольку ехали мы в эти края в первый раз, то поначалу неизвестность нас немного пугала. Ну всё-таки, Кавказ, все дела. Наши многие знакомые, когда мы им говорили что едем на Кавказ круглили глаза и явно мысленно с нами прощались. Это было забавно. Стереотипы правят миром.
В общем проснулись мы, отведали завтрак и отправились в Карачаево-Черкесию. За последний год я несколько раз проезжал мимо этой странной копии Эйфелевой башни в посёлке Тульский, но всё никак не удосуживался её сфотографировать. «Непорядок» — подумал я в этот раз, резко затормозил и сделал то, что должен был сделать. Теперь я могу проезжать это место с чувством собственного удовлетворения.
3. Бараны. Баранов на Кавказе много. Ведь, как известно, бараны это не только ценный мех, но и вкусное мясо. Простите меня те, кто считает что животных кушать плохо.
4. Дороги в Карачаево-Черкесии в большинстве своём отличные. До уровня Краснодарского края, конечно достать им сложно, но в целом всё очень окей.
5. Проезжаем городки с непривычными названиями…
6. Где-то в этих дорогах меня остановили на блок-посту. После стандартных приветствий и проверки документов (на Кавказе это обыденное явление, просто смиритесь с этим, так надо), у меня состоялся любопытный диалог с полицейским:
П: Андрей Сергеевич, а можно будет багажник посмотреть?
Я: Без проблем (открываю багажник)
П: Ого у вас всего тут, в Домбай едете?
Я: А куда ж еще?
П: Хорошо-хорошо. О, какая у вас канистра красивая, можно постучать?
Я (недоумевая) : На здоровье!
П: *стучит по канистре* алюминиевая! красивая! Ну, счастливого пути!
Вот и поболтали) Возможно полицейский пытался на стук найти в канистре наркотики, но их там не было. Кстати, за всё наше путешествие ни один полицейский не просил открыть бокс на крыше, хотя багажник глядели регулярно. А ведь туда легко помещается гранатомёт. Странные люди, ей-богу.
7. Едем мы себе, едем и вдруг из-за очередного поворота видим их. Горы, заснеженные вершины — прекрасный задник для любой фотографии. Пусть они еще и далеко, но мы приближаемся!
8. Едем себе дальше. На дорогах много достаточно дорогих машин.
9. Но, конечно же, встречаются и легендарные белоснежные Приоры)
10. Красных машин тут почти нет. Мы выглядим как белая ворона в потоке. Самый популярный цвет, конечно же, белый. Но черный тоже любят. Яркие машины тут совсем не в моде.
11. Вы еще не забыли про что этот пост и смогли дочитать до 11 пункта? Тогда поздравляю, мы наконец-то добрались до села имени Косты Хетагурова и находимся в поисках дороги к храму. Свернули на проселочную дорогу и спросили у местных. Их реакция нас немного шокировала: тут же подбежала женщина, сказала что покажет дорогу, но нам нужно по пути доставить её наверх, потому что идти вверх сложно. Не дожидаясь моей реакции, женщина запрыгнула на заднее сиденье и сказала: «Туда!». «Ок» — подумал я, люди тут явно не парятся и поехал «туда».
12. По пути женщина рассказала, что дорога к храму отличная, делали её аж две недели и вообще получилось хорошо. Грунтовка и правда вышла очень неплохой и доступна любому транспорту, даже той самой стереотипной заниженной Приоре (кстати, за всю поездку встретил лишь одну, да и ту в Пятигорске). Высадив женщину у одного из домов, мы отправились дальше.
13. А вот и он сверху виднеется, красавец!
14. Оставив машину на импровизированной парковке, мы отправились вверх. В этот чудесный солнечный денёк кроме нас тут была семья из Ставрополья и еще одна пара лет 40.
15. Горы Домбая всё так же просматриваются вдалеке.
16. А вот и сам храм в деталях. Это один из аланских храмов, возведённый в первой половине X века, освящен он в честь Георгия Победоносца. Храм возведён в византийском стиле, архитектор, оставивший его нам, к сожалению, неизвестен.
Ну а если отвлечься от сухих фактов, то выглядит это место очень интересно. Крайне необычно видеть православный храм в таком месте. Чем-то это место напомнило мне Воскресенскую церковь в Форосе, та тоже стоит на возвышенности и гармонично вписывается в окружающий пейзаж.
17. Отличный вид на село имени Косты Хетагурова открывается отсюда. Знаете, именно в этот самый момент я не выдержал и полез гуглить, кем же, черт возьми, был этот самый Коста Хетагуров. Так вот, это осетинский поэт, драматург, публицист, живописец. Википедия всё-таки отличная штука.
18. Ну вы же помните, что я вам говорил что этот храм пытается казаться старейшим православным храмом на территории нашей необъятной? Вот и табличку повесили. Но сколько я не искал информации, так и не нашёл никакого документального подтверждения. В Архызе тоже есть византийские храмы и они ничуть не младше. В общем поторопились ребята с выводами.
19. Но всё равно хорош, чертяка! Ой, наверное, это не лучший эпитет для храма? В общем просто хорош и красив.
20.
21. Напоследок можно бросить монетку у мемориала Георгию Победоносцу. Ну я тоже бросил, я верю во всю эту ерунду. Мож и вернусь когда.
Ну и напоследок самые внимательные спросят: «Ты же говорил про храмы, а показал нам только один храм, обманщик!» И будут правы, потому что второй храм, Сентинский, я приберег для отдельного поста, ведь хоть он и не претендует на роль старейшего, выглядит даже грандиознее чем Шоанинский.

Tags: Кавказ, архитектура, путешествие

Сентинский храм

Церковь

Сентинский храм

карач.-балк. Сынты клиса

Страна

Россия

Местоположение

Карачаево-Черкесия

Конфессия

Православие

Тип здания

Крестово-купольный

Архитектурный стиль

Византийский

Дата основания

X век

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 091610659980006 (ЕГРОКН). Объект № 0910009004 (БД Викигида)

Медиафайлы на Викискладе

Сентинский храм (карач.-балк. Сынты клиса) — христианский храм, возведённый в 965 году на территории современной Карачаево-Черкесии.

Расположен на отроге горного хребта на левом берегу Теберды, в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда (ранее Сенты, карач.-балк. Сынты), в 18 км южнее города Карачаевск.

История храма

Основой для точной датировки храма является строительная надпись, обнаруженная на северной стене восточного рукава. Надпись выполнена чёрной краской на белой лощёной штукатурке первого этапа декорации, крупно выделена дата. Высота букв колеблется от 1,3 до 2, 8 см, а в числах — от 2 до 6,8 см. Её текст читается следующим образом:

+ Ἐνεκενθ(η), ἐνεώσ ὁ να τ(ῆς)

ὑπεραγίας θ(εοτόκ)ου ἐπὴ βασηλ καὶ ωκράτην(ὴ) Ἀπρη(λίου) β´, ἡμέρᾳ ἁγου Α κ δηὰ χειρὸς ; Насельницы монастыря реконструировали храм, исказив его первоначальную форму. Монастырь перепрофилирован в годы советской власти в детский дом-интернат (в конце XX — начале XXI веков заброшен), ныне восстанавливается.

Рядом с Сентинским храмом расположен каменный мавзолей, также датируемый X веком, предположительно предназначенный для захоронения высших священнических чинов — уникальная для Северного Кавказа постройка.

Архитектура

Храм однокупольный, в плане представляет собой крест с примыкающей к нему с востока апсидой. Стены сложены из хорошо отесанного песчаника, на известковом растворе. В кладке подкупольных подпружных арок, в арке между коробовым сводом восточной ветви креста и сводом апсиды, а также в перекрытии оконных проёмов (кроме апсиды) использована плинфа (так же, как и в других крестовокупольных аланских храмах).

Подпружная арка перед апсидой имеет слегка подковообразную форму. Три окна в алтаре перекрыты блоками с выточенными в них арочными выемками-архивольтами — такое же перекрытие световых проёмов мы встречаем в Шоанинском храме.

Стены фасадов завершаются простым карнизом из одной или двух полочек, который был восстановлен при последней реставрации по фотографиям XIX века. В древности храм был побелен, а крыша была покрыта черепицей. Сейчас памятник имеет двускатные кровли. Однако верхние ряды кладки в щипцах идут не горизонтальными рядами, а «дугой».

Простота плана Сентинского храма выражается и в отсутствии каких бы то ни было пилястр: подпружные арки опираются непосредственно на стены. Из строительных особенностей следует обратить внимание на традиционные для Алании ступенчатые подпружные арки (на этот раз сильно развитые). Уникальна для аланского зодчества «лучковая» форма сводов. Торцы рукавов креста завершаются тонкими, ни на что не опирающимися архивольтами, повторяющими «лучковую» форму сводов.

В храм ведут три дверных проёма: с запада, севера и юга. Все они имеют одинаковую форму со световым люнетом полукруглой формы наверху. Свет в интерьер попадал через эти люнеты и четырнадцать узких окон.

В настоящее время след от оконного заполнения хорошо читается только в западном тимпане. Скорее всего, деревянные рамы были вставлены во все оконные проёмы. По всему Сентинскому храму были найдены остатки круглых стёкол, вставлявшихся в эти самые рамы. С трёх сторон (с запада, севера и юга) к храму примыкают притворы, равные по ширине рукавам креста; сюда выходят все три двери.

В настоящем виде притворы являются сооружениями 1897 года, построенными на старом основании. Вероятно, они изначально появились спустя какое-то время после окончания строительства основной части храма — в месте их примыкания к стенам прослеживаются следы обмазки . Предполагались ли они изначально — не ясно. Возможно, что их ремонт с применением глиняного раствора совпадает по времени с последним этапом росписи храма (то есть не ранее конца XI века).

Снаружи в кладке есть несколько украшенных неглубокой резьбой камней. Они явно использованы в строительстве вторично, но их происхождение остается непонятным. Вполне возможно, что изначально к зданию храма они не имели никакого отношения.

Интерьер

В Сентинском храме сохранилось очень много фрагментов росписи. Это самый большой фресковый комплекс на территории Алании.

Выделяют 4 этапа росписи храма.

Копия фрески I-го этапа в простенке между окнами апсиды Сентинского храма.

Первый этап

Изначально стены храма были побелены с расчётом на будущую роспись. Изображения были только между окон апсиды. Это два больших креста на ступенчатых возвышениях («голгофах»). Ветви крестов слегка расширяются к концам и украшены «драгоценными камнями». Использовано было три пигмента: самый дорогой синий (единственный случай во всех росписях храма), сажа и красная охра. Фрагменты крестов видны до сих пор. Возможно, существовали ещё изображения, которые скрылись под последующими слоями штукатурки.

Второй этап

На следующем этапе изображения первого слоя были забелены. В апсиде появились четыре крупных креста и линия орнамента над ними. Изображения этого периода просматриваются только частично (они либо утрачены, либо перекрыты последующими слоями росписи). Лучше всего виден западный крест на северной стороне апсиды. Его основной контур прочерчен графьей (заглублённый контурный рисунок, процарапанный по штукатурке). Крест имеет слегка расширяющиеся концы. Ветви разделены на «сегменты», окрашенные в белый, красный и серый цвета. На пересечении ветвей прочерчен круг, от которого во все стороны отходят по паре параллельных линий. На концах ветвей, по углам, находятся по две окружности. Под крестом просматриваются традиционные надписи с титлами: «IC XC NHKA». Правее креста, в промежутке перед следующим, просматриваются две аналогично декорированные окружности. Надо отметить, что все окружности этого этапа имеют глубокую циркульную графью. Другие три креста, судя по угадывающимся фрагментам, аналогичны по форме.

Роспись алтаря Сентинского храма. I—III этапы. Реконструкция Д. В. Белецкого и А. Ю. Виноградова

Выше крестов по всем стенам храма шла плетёнка — полоса орнамента. Элементы её окрашены в красный, серый, чёрный и белый тона и «декорированы» белыми и красными «точками». С внешней стороны плетёнка «украшена» мелкими «лепестками» красного и серого цвета. Автор этой росписи не был профессионалом, так что изображение выполнено несколько небрежно.

Третий этап

К третьему этапу относятся Богоматерь над окнами апсиды и святитель слева от алтарных окон. Богоматерь написана поверх проходившего над окнами орнамента-плетёнки второго этапа. Она представлена по пояс, в иконографии Знамения-Влахернитиссы. Она была зафиксирована дореволюционными художниками-исследователями И. А. Владимировым и А. Н. Дьячковым-Тарасовым. На уровне груди Богородицы сохранился и прекрасно просматривается представленный в медальоне образ Спасителя Эммануила. Судя по всему, в начале XX века обмазка с более поздней живописью четвёртого этапа осыпалась ещё не полностью, и Младенец не был виден. На рисунках исследователей Младенец не показан, поэтому Сентинский образ Богородицы иногда называют Орантой.

Акварель И. А. Владимирова. 1899 г. ИИМК РАН. Р. I. Д. 201. Л. 7.

Нимба у Спасителя не было — традиционное перекрестие написано белильным контуром. Перед нами символическое изображение «щита веры», когда круг нимба Христа и абрис медальона становятся одним целым.

Образ святителя расположен к северу от алтарных окон и вписан в прямоугольное поле красного цвета. Подпись не сохранилась, но её следы, сделанные белилами, просматриваются, кажется, на фоне справа. Образ смотрелся как своего рода большая икона. Под изображением святителя имеется процарапанное по штукатурке граффито, являющееся подписью к изображению с именем святого Николая. Видимо, перед нами образ свт. Николая Мирликийского, что подтверждает и его иконография.

Св. Николай. Северная стена апсиды.

Галерея

  • Сентинский храм, вид сверху. Май 2018г.

  • Сентинский храм, вид сверху. Май 2018г.

  • Сентинский храм, вид на Кавказский хребет. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Река Теберда. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Панорама. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Панорама. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Алтарь. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Древняя роспись. Май 2018г.

  • Сентинский храм. Своды. Май 2018г.

> См. также

  • Нижне-Архызское городище
  • Зеленчукские храмы
  • Шоанинский храм

> Примечания

  1. Упомянутый в Августе Четырнадцатого А. Солженицына как Тебердинский.
  2. Спасо-Преображенский женский монастырь

Литература

  • Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в X в // Российская археология. — 2005. — № 1. — С. 130—142.
  • Белецкий Д. В., Виноградов А. Ю. Нижний Архыз и Сенты: древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Северо-западного Кавказа.. — М.: Индрик, 2011. — 392 с. — ISBN 978-5-91674-127-8.
  • Дьячков-Тарасов А. Н. Сентинскiй храмъ и его фрески. — Екатеринодаръ: Типо-литографiя Э. Х. Килiус и К°, 1899. — 9 с.
  • Кузнецов В. А. Несколько замечаний о мавзолее близ Сентинского храма X века в Карачаево-Черкесии // Из истории культуры народов Северного Кавказа : сборник научных статей. — Ставрополь, 2017. — Вып. 9. — С. 89—97. — ISBN 978-5-9907586-7-4.

Ссылки

  • Средневековые христианские храмы Алании
  • Сентинский храм: фотогалерея

Отзыв: Шоанинский храм (Россия, Карачаево-Черкесия) — «Храм божий на горе мелькнул…»

Здравствуйте, уважаемые друзья и читатели «Отзовика»!
Продолжаю рассказывать о наших однодневных поездках по Северному Кавказу из Кисловодска.
Я уже поделилась впечатлениями о нашей экскурсии в горы Северной Осетии,
а также рассказала о поездке в Кабардино-Балкарию, где, мы полюбовались Чегемским ущельем со знаменитыми водопадами, прошлись по краю живописного Черекского ущелья, посетили уникальное Голубое озеро.
Сегодня мой рассказ о древнейшем храме на горе Шоан, в очень живописном месте на территории Карачаево-Черкессии.
В Шоанинский храм мы заезжали по дороге в Домбай.
Поскольку экскурсия у нас была индивидуальная, я ещё дома запланировала посещение этого храма, и ещё одного, Сентинского в Нижней Теберде. Но второй храм мы увидели только издалека, а Шоанинский удалось осмотреть подробнее.
Вот она, гора Шоан, прямо перед нами, а Шоанинская церковь едва проглядывается с левой стороны склона горы( я её пометила красной точкой.)

Переехав мост через реку Кубань недалеко от Карачаевска,

свернули с трассы на дорогу, ведущую серпантином к церкви.
С дороги открываются отличные виды на большое Село имени Коста Хетагурова, лежащего под горой.

За поворотом поворот, и вот уже хорошо виден храм на горе во всей красе.

Вот он уже ближе:

И вот мы у церкви. Территория огорожена небольшим заборчиком. Дальше машинам в’езд запрещён.

Отсюда до церкви надо идти пешком вверх по тропинке ещё метров сто.
Внизу видны развалины монастырских зданий.
Надо сказать, что монастырь здесь существовал в 19 веке, и уже в таком плачевном состоянии, а Шоанинскому храму уже почти тысяча лет — и он стоит до сих пор!

Сведений о дате строительства храма очень мало. Из летописных источников известно время строительства Сентинского храма и храмов Нижне-Архызского городища — конец X — начало Xl в. в. Эти церкви, построенные в ранне-византийском стиле, считаются прообразом Шоанинского храма. Шоанинский — почти копия северного Зеленчукского храма, поэтому его строительство относят тоже к этому времени.
Подниматься к храму мне было тяжеловато. Для физически тренированных людей под’ем не составит труда. Ну а мы с парой остановок на фотографирование окрестностей добрались, но немного попыхтели.

Вот вид на тропинку, по которой мы поднимались.
Как видим, Шоанинская церковь выполнена в строгом стиле. Крестово-купольный собор в византийских традициях. Барабан венчает всего один купол, снаружи барабан восьмигранный, а внутри круглый.
Наружного декора совсем мало, если не сказать, что его нет совсем — только бровки по карнизу барабана и некоторых окон. Окна высокие, узкие, как бойницы.
Предполагается, что церковь строила местная артель по подобию того же Зеленчукского храма в Нижнем Архызе.

Вид на церковь с противоположной стороны:
Древнее царство Алания просуществовало с конца IX столетия, когда смогла освободиться от хазар, и до середины XlV, когда её захватили монголо-татары.
В этот период уже с конца IX в. Алания приняла христианство от Византии. Аланская историческая епархия Константинопольского патриархата на Кавказе начинает возводить православные церкви вблизи горных селений.
Внутри в храме нет никакой отделки и росписей.

Только на четырёх колоннах, удерживающих свод храма, и стенах мы видим простые иконы.
Храм посвящён Святому Георгию Победоносцу. Уастырджи — так называют осетины своего главного защитника Святого Георгия.

Да, я не ошиблась -именно осетины, потомки аланов, почитают этот храм.
Село имени Коста Хетагурова, расположенное в долине под горой, основано в 1868 году осетинами, переселенцами из Нарского ущелья.
Вид на село от церкви:
Основал село отец Косты Хетагурова. До 1939 года село называлось Георгиевско-Осетинское.
Коста Хетагуров, знаменитый осетин, является «отцом» осетинской литературы — поэт, драматург, а также талантливый живописец. Отличился революционными взглядами.
В Северной Осетии много памятников этому человеку. Мы встречали бюст Хетагурова и в Пятигорске, там же есть и улица Коста Хетагурова.
Как нам сказал наш гид, сейчас в Карачаево-Черкессии усиленно внедряется ислам по примеру Чечни.
И хотя Шоанинский храм и является памятником федерального значения, денег на его реставрацию власти республики всё никак не найдут.
Зато новые мечети можно встретить повсеместно. Вот, например, новенькая мечеть в небольшом Карачаевске:
Так вот, осетины села имени Коста Хетагурова, которые составляют
большинство населения села, не раз обращались к правительству республики за помощью в реставрации храма, но так её и не дождались.
Тогда они самостоятельно и на свои деньги в 2007 году «отремонтировали» церковь. В прямом смысле сделали ремонт. Постелили деревянные полы прямо на плиты с древними захоронениями, очистили стены и колонны от нескольких слоев штукатурки ( а между прочим учёные, исследовавшие храм в 19 веке, отмечали остатки древних ценных росписей на стенах храма), и покрыли крышу кровельным железом, стесав опорные полукружья, теперь крыша стала плоской.
Почему-то побелили церковь только с одной стороны, той, которая видна с дороги — мы видели её белой издалека.
Вот на этой фотографии внизу хорошо видны побеленные стены слева.
Но спасибо энтузиастам и за это! Ведь в Сентинском храме вообще полная разруха и запущенность.
Зато после ремонта на соседнем от церкви возвышении появилась колоколенка, и железные перила вдоль тропинки к ней.

Каждый желающий может позвонить в колокол. Считается приличным сделать это только один раз и по возможности негромко.
Мы к колокольне не пошли, дорожка вверх показалась довольно крутой.
Шоанинский храм стоит посетить ещё и за шикарные виды.

Осетинская община следит за храмом, здесь есть смотритель, приходящий в церковь каждый день.
А в День Святого Георгия 6 июня сюда приходят не только сельчане, но и паломники из разных мест. Церковь всех не вмещает, и люди стоят службу по очереди.

А потом жарят мясо принесенных с собой баранов(как жертвоприношение) на поляне внизу и пьют домашнее вино. Такие у них традиции.
Мы с сожалением покидаем это чудесное место.
На под’ем, осмотр и спуск у нас ушло минут 30-35. Едем в Домбай!
Конечно, я очень советую при возможности посетить Шоанинский храм!

Шоанинский храм

Достопримечательность

Шоанинский храм

осет. Суаны Уастырджы

Страна

Россия

Местоположение

Карачаево-Черкесия

Конфессия

Православие

Тип здания

Крестово-купольный

Архитектурный стиль

Средневизантийская архитектура

Первое упоминание

X век

Дата основания

X век

Строительство

Вторая половина X — начало XI века

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 091610432660006 (ЕГРОКН). Объект № 0910011003 (БД Викигида)

Высота

12,9 м

Медиафайлы на Викискладе

Шоанинский храм (карач.-балк. Чууана клиса, осет. Суаны Уастырджы) — христианский собор, относящийся к исторической Аланской епархии, возведённый в конце X века, расположенный на территории современной Карачаево-Черкесии. Церковь представляет собой купольный храм типа вписанного креста и повторяет, некоторым образом модифицируя, формы Северного Зеленчукского храма.

Описание

Расположен на юго-восточном отроге горы Шоана (карач.-балк. Чуўана), на левом берегу Кубани, в стратегически важном месте неподалеку от ее слияния с р. Теберда. Храм находится над осетинским селом имени Коста Хетагурова в 7 км к северу от города Карачаевска.

Храм выполнен в византийской архитектурной традиции и в плане представляет трёхапсидное (апсиды чуть сужены относительно нефов), трёхнефное, крестово-купольное здание с четырьмя квадратными столпами, несущими трехступенчатые подпружные арки и главу. Длина здания с запада на восток — 12,9 м., высота равна длине, ширина по западному фасаду — 8,9 м. Храм имеет два закрытых сводчатых притвора с северной и южной сторон. Форма первоначального покрытия храма не вполне понятна. На данный момент восстановлена щипцовая крыша, но существует версия о том, что ранее черепица крепилась на полукруглые «закомары». Храм имеет восьмигранный, восьмиоконный барабан: каждая грань завершается нависающей бровкой-архивольтом на расположенных на углах консолях, общих для соседних арок. Современное многогранное покрытие барабана не опирается на какие-либо научные данные.

Традиционная для византийских построек плинфа используется лишь в арках, основной объем сложен из песчаниковых квадров грубой обработки на извести, с буто-бетонным заполнением внутри стены. Окна также перекрыты не аркой из плинфы, а камнем с выточенным в нем полукруглым завершением. В кладке видны многочисленные отверстия для лесов, а в отверстии в западной части южной стены даже сохранился кусок деревянной балки, которую строители не смогли вынуть и отпилили. Для возведения храма потребовались мощные каменные субструкции. Фасадный декор церкви очень скуп: присутствует карниз из каменных плиток, плинфяные бровки на барабане и каменные бровки над некоторыми окнами. Снаружи Шоанинский храм, как и все аланские купольные храмы, был покрыт тонким слоем штукатурной затирки-обмазки (читается на швах), а внутри оштукатурен и украшен орнаментами

История

Склон, на котором расположен храм, ранее был плотно заселен, о чем свидетельствуют остатки многочисленных древних построек. В поселении, как и внутри самого храма, осталось большое количество погребений. Несмотря на это, изначальная функция храма остается неизвестной. Шоанинский храм представляет собой уменьшенную копию Северного Зеленчукского (без нартекса и западного притвора). Безусловным доказательством копирования является характерное объединение восточных угловых ячеек и боковых вим в единый компартимент с одной слепой аркой на боковой стене. А.Ю. Виноградов и Д.В. Белецкий полагают, что храм построила местная артель, повторяющая престижный образец, но технически лучше обученная и свободно трактовавшая выбранную форму. Идентифицировать артель с конкретной школой на данный момент затруднительно.

Примечательна обнаруженная Д.В. Белецким и А.Ю. Виноградовым надпись на стене Сентинского храма:

«Освящен, обновлен храм Пресвятой Богородицы в царствование Никифора, императора и кесаря, и Давида эксусиократора Алании, и Марии эксусиократиссы, 2 апреля, в день святой Антипасхи, рукою Феодора, освященного митрополита Алании, в 6473 г. от сотворения мира. Написано рукой… апокрисиария Патрикия» Таким образом, стала известна точная дата освящения Сентинского храма (2 апреля 965 г.)

В конце XIX в. Шоанинский храм был превращен в церковь скита Александро-Афонского монастыря. Храм был оштукатурен, была заменена крыша, а приделы перестроены.

В 2007 году жители села имени Коста Хетагурова после ряда обращений в правительство республики произвели самовольный ремонт собора. При этом была грубо сбита поздняя штукатурка в интерьере храма, под которой находилась просматривавшаяся и до этого первоначальная обмазка. В результате часть этой обмазки погибла, а на открывшихся частях в настоящее время имеются остатки древней декоративной росписи, греческие, арабские, грузинские, армянские и русские надписи различных эпох и многочисленные северокавказские родовые знаки-тамги. Восточная часть храма, смотрящая на село, была побелена.

30 апреля 2011 года неизвестные подожгли храм, однако пожар был быстро ликвидирован, и внутреннее убранство и иконы не пострадали.

16 февраля 2016 года в России выпущена в обращение серебряная памятная монета номиналом 3 рубля, посвящённая Шоанинскому храму.

  • Шоанинский храм. Вид с юго-западной стороны.

  • Вид с южной стороны

  • Интерьер. Наос и центральная апсида

  • Вид с северо-восточной стороны. Современная побелка 2000-х гг.

  • Панорамный вид на Шоанинский храм, г. Шоана и поселок им. Коста Хетагурова

Библиография

  • Белецкий Д. В. Росписи и граффити Шоанинского храма // Проблемы хронологии и периодизации памятников и культур Северного Кавказа. XXVI»Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас, 2010.
  • Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. История и искусство христианской Алании (в печати)
  • Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. К вопросу о византийском влиянии на архитектуру Кавказа (IX-X вв.) // Византийский временник. 2013. Т. 72 (97). С. 254- 258.
  • Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Нижний Архыз и Сенты — древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Северо-Западного Кавказа. — М.: Индрик, 2011.
  • Виноградов А.Ю. Очерк истории аланского христианства в X-XII вв. // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ. Юбилейный сборник в честь 60-летия профессора Игоря Сергеевича Чичурова. М., 2006.
  • Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в. М., 2015.
  • Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в Х в. // Российская археология. М., 2005. — № 1. — С. 130—142.
  • Кузнецов В.А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977.
  • Кузнецов В.А. Нижний Архыз в X-XII веках. Ставрополь, 1993.
  • Кузнецов В. А. Очерки истории алан. Владикавказ, 1992.
  • Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Пятигорск, 2007. (переработанное переиздание книги: Владикавказ, 2002).
  • Перфильева Л.А. Купольные храмы Западной Алании в контексте средневизантийской архитектурной традиции // Христианское зодчество.Новые материалы и исследования. М., 2004.
  • Тихонов Н. А. Керамика Шоанинского поселения. Вопросы датировки // Проблемы хронологии и периодизации памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас,2010.

См. также

  • Нижне-Архызское городище
  • Зеленчукские храмы
  • Сентинский храм
  • Северный Зеленчукский храм
  • Средний Зеленчукский храм
  • Южный Зеленчукский храм
  • Аланская епархия (историческая)
  • Хумаринское городище

Примечания

  1. Осетины, проживающие в селе имени Коста Хетагурова, называют храм Суаны Уастырджы. См.: Калоев Б. А. Вторая родина Коста. — Владикавказ: Ир, 1999.
  2. 1 2 3 4 5 А.Ю. Виноградов, Д.В. Белецкий. История и искусство христианской Алании. — в печати.
  3. Д.В. Белецкий, А.Ю. Виноградов. «Нижний Архыз и Сенты — древнейшие храмы России. Проблемы христианского искусства Алании и Кавказа». — Москва: Индрик, 2011. — 392 с. с. — ISBN ISBN 978-5-91674-127-8.
  4. Игумен Алексий (Смирнов), протоиерей Михаил Моздор, священник Евгений Шишкин. (рус.) // СтДС. — 2017. — Май (№ 5). — С. 447.
  5. Белецкий Д.В. Росписи и граффити Шоанинского храма // Проблемы хронологии и периодизации памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас, 2010..
  6. В Карачаево-Черкесии неизвестные подожгли православный храм
  7. Грищенко Н. Древний храм из КЧР отчеканили на трёхрублёвой монете. // Российская газета. — 11.02.2016.
  • Статья д.и.н. В. А. Кузнецова «Шоанинский храм» (недоступная ссылка).

На территории нынешней Карачаево-Черкесской республики находится большое количество памятников древней архитектуры.

Шоанинский храм в Карачаево-Черкесии или, как говорят осетины, Суаны Уастырджы, — один из немногочисленных христианских соборов с тысячелетней историей, сохранившийся до наших дней.

История храма

В начале X века на Кавказе развернулось строительство аланских храмов. Сентинский, Шоанинский и Зеленчукские храмы — творения зодчих той эпохи.

Расположенная на юго-восточном отроге горы Шоана (или Чуўана, что в переводе с карачаево-балкарского означает «святилище»), Шоанинская церковь представляет собой остаток ранее существовавшего на скале укрепленного пункта.

Он был центром Кубанской епископии. Рядом с собором пересекались два торговых пути.

Храм господствовал над караванными путями византийских колоний на побережье Черного моря в богатые торговые города Хазарии. Поэтому неудивительно, что это место в то время было густо заселено.

Обнаружены сведения о том, что этот собор до XVIII века являлся хранилищем древних книг, бесследно пропавших впоследствии. Одному путешественнику во время пребывания на Кавказе, немецкому врачу Якобу Рейнеггсу, удалось получить в свое владение две книги: церковный служебник и богословские прения на греческом языке. Где они сейчас, никому не известно.

Древний собор находится на головокружительной высоте. Его сравнивают с «Ласточкиным гнездом», расположенным в Крыму. Издалека кажется, что храм подпирает небосвод. Христиане верили, что с гор лучше беседовать с Богом.

Судьба церкви и реставрация здания

В конце XIX в. церковь на горе Шоан была превращена в скит мужского Александро-Афонского монастыря, трапезная и кельи которого фрагментарно сохранились до наших дней. Монастырь просуществовал около 20 лет, закрывшись после событий 1917 года.

В конце XIX века были сделаны попытки провести раскопки внутри храма, но они оказались неудачными: был найден только один каменный склеп.

В 2007 г. жители села им. К. Хетагурова без разрешения администрации Карачаево-Черкесского музея-заповедника самовольно отремонтировали церковь. По неосторожности рабочих была сбита поздняя штукатурка здания, открыв часть первоначальной обмазки. Стали видны остатки древней росписи, надписи различных эпох на русском, грузинском, арабском, греческом и армянском языках, а также северокавказские родовые знаки-тамги. Эти артефакты нигде не зафиксированы и вскоре могут быть утрачены. К сожалению, туристы тоже оставили потомкам свои имена на оштукатуренной поверхности собора. Надписями покрыты даже труднодоступные места на простенках барабана.

30 апреля 2011 года неизвестные подожгли церковь, однако пожар был быстро ликвидирован, и внутреннее убранство и иконы не пострадали.

Современное положение

16 февраля 2016 года в рамках серии «Памятники архитектуры России» отчеканена серебряная памятная монета номиналом 3 рубля, посвященная Шоанинскому храму (сейчас он называется Свято-Георгиевским).

Шоанинскую Георгиевскую церковь в КЧР трудно назвать шедевром зодчества. Но это, безусловно, редкий памятник архитектуры, каких в России остались единицы. Собор входит в состав объектов Карачаево-Черкесского музея-заповедника.

Месторасположение церкви

Храм Святого Георгия находится в окрестностях села имени Коста Хетагурова, не доезжая 7 км до города Карачаевск. Рядом по левой стороне протекает река Кубань. Собор хорошо виден с автотрассы Черкесск — Домбай.

К подножью храма можно добраться на машине. Координаты: 43°48’16″N 41°53’22″E.

Архитектура и убранство сооружения

Впервые замеры были сняты И. Бернадацци в 1929 году. Шоанинский собор, как и Сентинский, архитектор отнес ко времени правления Юстициана Великого — X-XI век. Мастер был поражен прочностью кладки и строгостью следования архитектурным традициям.

Шоанинский собор — это классическое здание византийской архитектуры.

Он сравнительно небольшой по размерам:

  • длина здания с запада на восток — 12,9 м;
  • высота — 12,9 м;
  • ширина — 8,9 м.

Здание представляет собой трехапсидное, трехнефное крестово-купольное здание с четырьмя квадратными столбами, несущими поддужную арку. В древности купол был низким полусферическим. Об этом свидетельствуют старинные рисунки франкоязычных путешественников Фредерика Дюбуа де Монперэ и Флориана Жилля.

Восьмигранный барабан с узкими окнами украшен выступающим карнизом и аркатурным фризом с пятами. Арочки на архивольтах некоторых оконных проемов — единственный декоративный элемент здания,

Здание стоит на монолитном скальном основании, благодаря чему хорошо сохранилось.

Снаружи здание покрыто тонким слоем штукатурной затирки-обмазки, а внутри оштукатурен и украшен орнаментами. Осыпавшаяся штукатурка открыла довольно грубую кладку, усеянную пустотами, которые предназначались для строительных лесов.

В 1867 г. храм посетил дворянин Нарышкин, писавший, что уже тогда «ни ликов, ни других изображений не оказалось».

Возможно, в давние времена собор имел висячую галерею с западной стороны. На эту мысль исследователей натолкнула входная дверь, за которой находится обрыв.

Возможности посещения

На сегодняшний день двери храма всегда открыты для посетителей. Ежегодно 6 мая в День памяти великомученика Георгия Победоносца в храме проходит литургия.

За храмом присматривает житель села Михаил. Также можно приобрести иконки и свечки.

Экскурсии в храм проводятся по договоренности, некоторые из них можно найти через интернет.

Видео о храме и праздничной литургии

Обзор Шоанинского храма — смотрите в видео.

А в этом видео можно посмотреть праздничную литургию в храме.

Зеленчукские храмы

Достопримечательность

Зеленчукский монастырь

Страна

  • Россия

Местоположение

Зеленчукский район

Дата основания

X век

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 091620441360006 (ЕГРОКН). Объект № 0910007000 (БД Викигида)

Медиафайлы на Викискладе

Архызский заповедник

Зеленчу́кские хра́мы, или Ни́жне-Архы́зские храмы (карач.-балк. Тёбен Архыз клисала) — три христианских храма, построенные в X веке, расположенные в ущелье реки Большой Зеленчук на территории Нижне-Архызского городища — предположительно, города Маас, столицы древней Алании (Аланского государства) — сейчас посёлок Нижний Архыз.

Северный Зеленчукский храм

Основная статья: Северный Зеленчукский храм

Северный храм служил кафедральным собором Аланской епархии в X—XIII веках нашей эры. Сложен из песчаника. В плане имеет форму креста. Длина храма без притвора составляет 21 метр и равна высоте, ширина — в два раза меньше.

Часть фресок в конце XIX века зарисовал Д. М. Струков (довольно плохо), рисунки хранятся в архиве ИИМК РАН, до нашего времени фрески не сохранились, за исключением орнаментов на откосах алтарных окон. Фрагменты древней штукатурки, уже без красочного слоя, были сохранены при реставрации по всем стенам храма. Возможно, остатки росписи имеются и в барабане, но, вероятно, они покрыты высолами и снизу не просматриваются.

Согласно версии В. А. Кузнецова, скорее всего, этот храм воздвигнут здесь первым в 914—916 гг. и был посвящён св. Николаю Чудотворцу (данные 2002 г.).

В храме находились: единственная на Северном Кавказе древняя крещальня, алтарь, три бывших захоронения у южной стены.

Северный Зеленчукский храм (X век) — Георгиевский кафедральный собор Аланской Епархии. Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс, Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник.

Снимок сделан со стороны главного входа Снимок сделан с правой стороны Снимок сделан с правой стороны

Средний Зеленчукский храм

Средний Зеленчукский храм. Снимок сделан с задней стороны Основная статья: Средний Зеленчукский храм

Храм сложен из песчаниковых плит на известковом растворе. Полная высота храма соответствует его длине, а высота окон барабана равна радиусу купола.

Во второй половине XIX века на территории Нижне-Архызского городища был основан православный мужской Александро-Невский монастырь. В 1897 году монахи восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нём богослужения.

Согласно А. А. Демакову и И. Л. Чумаку, этот храм был заложен в праздник Преображения и посвящён Христу Спасителю (данные 1988 г.). Датируется первой четвертью X века.

Южный Зеленчукский храм

Основная статья: Южный Зеленчукский храм Южный Зеленчукский храм

Размеры храма 6,16 × 7,7 м.

Южный Зеленчукский храм, построенный в IX—X веках и позднее перестроенный уже в русском стиле, является сейчас древнейшим действующим христианским храмом России после храма Святого Иоанна Предтечи в Керчи. Первые сооружения его датируются VI веком, а последние — XIX столетием.

Согласно версии А. А. Демакова и И. Л. Чумака, этот храм был посвящён святому пророку Илии. В 1991 году храм был освящён во имя пророка Илии и в настоящее время является действующим православным храмом.

> См. также

  • Нижне-Архызское городище
  • Зеленчукская надпись
  • Сентинский храм
  • Шоанинский храм
  • Нижне-Архызское городище: Зеленчукские храмы
  • Средний Зеленчукский храм
  • Южный Зеленчукский храм
  • Средневековые христианские храмы Алании
  • митрополит Гедеон Докукин «Древнехристианские археологические памятники Северного Кавказа»
  • Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник,
  • Интервью Умара Эльканова в газета «Экспресс-почта» от 16 октября 2003 года про городище (недоступная ссылка)
  • Фотографии и брошюры «Аланский мир 1 и 2» Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея заповедника
  • Статья Мадины Тезиевой от 24.07 2007 «Виктория Пищулина исследовала аланское храмовое зодчество периода средневековья»
  • Христианские храмы Архыза, фотоальбом

Карачаево-Черкесская Республика

Россия

Карача́ево-Черке́сская Респу́блика — субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, является частью Северо-Кавказского экономического района. Столица — город Черкесск.

Общее описание

Территория Карачаево-Черкесской Республики относится к Пятигорской епархии.

2 сентября 1910 было создано Пятигорское викариатство Владикавказской епархии. Затем существовало как викариатство Ставропольской епархии.

В 1926 или 1927 году учреждена как самостоятельная кафедра, будучи выделена из состава Ставропольской. Епархия пресеклась в конце 1930-х годов.

Вновь учреждена постановлением Священного Синода от 22 марта 2011 года с включением в её состав приходов Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края, а также республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Управляющим епархией назначен епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт (Курьянов).

>Населенные пункты

  • Черкесск

Главные святыни

Архызский лик Спасителя

В 1999 году на берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись — Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом — гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.

Храмы

Основные храмы Карачаево-Черкессии

Церковь Георгия Победоносца (Шоанинский храм)

В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода. На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки — 2-я половина Х — начало XI века. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.

Шоанинский храм расположен на юго-восточном отроге горы Шоана (карач.-балк. Чуўана на левом берегу Кубани, в окрестностях села им. Коста Хетагурова, в 7 км к северу от города Карачаевск.

Адрес: Карачаево-Черкесская республика, Карачаевский район, поселок имени Коста Хетагурова.

Проезд: От города Черкесск по трассе (А 155) приблизительно 50 км до посёлка им. Коста Хетагурова. Дальше поворот с трассы направо на гравийную дорогу (въезд между домами)и двигаться вверх по серпантину на гору Шоана приблизит ельно 1,5 км. На верху будет площадка, там оставляете машину и дальше поднимаетесь пешком,до храма 50-60 метров.

Храм Архангела Михаила (Усть-Джегута)

История храма самым тесным образом связана с историей города — бывшей казачьей станицы Усть-Джегутинской.

С 1825 года во исполнение высочайшего императорского Указа «Об охране южных рубежей России», сюда, на земли верховьев реки Кубани, на постоянное поселение начали переводиться станицы казаков Хоперского полка. В 1861 г. была заложена и станица Усть-Джегутинская. Едва сложив свои курени наши благочестивые предки приступили к сооружению часовни (малого храма). Леса тогда вокруг было много, поэтому на сооружение часовни потребовался лишь год. Строилась она без особой тщательности, так как предполагалось вскоре заложить капитальный каменный храм. Однако закладка храма была осуществлена лишь в 1879 году. Казакам понравился проект архитектора А. Вознесенского, после утверждения которого началось возведение станичной церкви.

Строили храм согласно проекту в стиле уменьшенной (укороченной) базилики (т.н. «корабля»), применяя технику «афренто», когда каждый камень вытачивался строго для определенного места.

Адрес: 369300, Россия, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Шикута, 36

Телефон: 8(87875) 3-24-71

Храм Спаса Нерукотворного (Нижний Архыз)

В канун 2000-летия Рождества Христова в горах напро­тив монастыря, на скальной террасе был обретен Образ Христа, как его стали называть местные жители, – Лик Христа Спасителя (наскальная икона). По предварительным исследо­ваниям специалистов, Образ можно датировать византий­ским периодом жизни города.

Во всей России и за пределами нашего Отечества хорошо известен обретенный в горах Карачаево-Черкесии наскальный Лик Христа Спасителя.

Ежегодно тысячи человек приезжают в Нижний Архыз, чтобы прикоснуться к Святыне, помолиться у нее. Опыт этих лет показал, что в непосредственной близости от Лика необходимо устроить храм-часовню. По благословению Преосвященнейшего ФЕОФАНА, Епископа Ставропольского и Владикавказского начато строительство Храма Христа Спасителя у Лика Христа в пос. Н. Архызе, Карачаево-Черкесской Республики.

21 мая 2010 года благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, архиепископа Ставропольского и Владикавказского состоялось праздничное освящение шатрового купола и креста, которые были установлены на строящийся храм. Вызывает благоговейное удивление такой факт: после установки купола начался легкий дождь, но когда стали поднимать крест, погода сразу переменилась, стало свежо и тихо, воцарилась атмосфера необыкновенного спокойствия и умиротворения. Многие участники праздничного мероприятия с чувством радости и благодарности еще долго оставались на святом месте.

Адрес: 369167, КЧР, поселок НИЖНИЙ АРХЫЗ, а/я 4

Монастыри

Все монастыри

Александро-Невская Зеленчукская мужская пустынь

Александро-Невская Зеленчукская пустынь (Александро-Афонская мужская пустынь) основана на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) — резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) (Нижнеархызское городище) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского моастыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 годах с целью восстановления христианства среди мусульман.

Сегодня территория монастыря принадлежит историко-культурному музею-заповеднику, при этом, промыслом Божьим здесь снова возрождается монашеская жизнь. По благословению Владыки Феофилакта здесь была создана приходская монастырская община, и на Ильинском празднике 2012 года верующим был представлен ее руководитель — архимандрит Антоний (Данилов), раньше несший послушание в Северной Осетии. Вместе с Антонием в Пустыне сегодня всего двое насельников — монах Николай и иеромонах Митрофан. Им разрешили пользоваться братским корпусом, косить траву и заготовить дрова на зиму.

Адрес: Россия, Карачаево-Черкесская республика, Зеленчукский район, село Нижний Архыз

Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь

Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь возрождается при древнем Сентинском храме, построенном в 965 году.

Храм находится на скальном уступе над долиной Тебердинского ущелья.

Фрагменты настенной живописи храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.

Адрес: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, аул Нижняя Теберда

Проезд: Автобусом или автомобилем по трассе «Черкесск-Домбай». У подножия горы Сенты. Расположен на отроге горного хребта на левом берегу Теберды, в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда (ранее Сенты, карач.-балк. Сынты), в 18 км южнее города Карачаевск.

>Фото

Видео

Ссылки

БЛАГОЧИНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ СЕВЕРНОГО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОГО ОКРУГА

Южный Карачаево-Черкесский церковный округ

Пять православных храмов X века в Карачаево-Черкесии

Архыз популярен своими горнолыжными курортами, обсерваторией САО РАН и минеральной водой с одноименным названием. Но многие забывают, что здесь сохранились самые старые христианские храмы на территории России (за исключением греческих храмов Крыма). Представьте себе Кавказ, начало 10 века, крупное поселение, возможно, столица Аланского государства, на реке Большой Зеленчук. Сейчас это место известно как Нижнее Архызское городище.

2.
До нас дошли в сохранности три храма. Северный храм — один из самых крупных храмов всего Северного Кавказа, во время раскопок в нем была обнаружена уникальная крещальня, сделанная из плоских каменных плит.
3.
4.
5.
В Среднем храме в 19 веке находились фрески, которые самым тщательным образом запечатлел на своих рисунках художник Д.М. Струков. Они могут быть восстановлены в точности и будут выглядеть как тысячелетие назад.
6.
7.
8.
Внутри городища находится третий хорошо сохранившийся Южный храм, в котором в наши дни иногда проводятся богослужения.
В 50-х годах прошлого столетия проводились археологические исследования Нижнеархызского городища, но сейчас все фундаменты и руины «малых» одноапсидных церквей (больше десяти фундаментов небольших церквей найдено в округе), усадеб, жилых и производственных построек, остатки христианских кладбищ поросли травой. Уникальный комплекс мог бы стать таким же музеефицированным объектом, как руины многих древнегреческих и древнеримских городов. Возникают его ассоциации с Помпеями и крымским Херсонесом.
Однако удивляет отсутствие должного внимания к развитию и сохранению таких шедевров древности! Нет ни музея древней Аланской культуры, странно организован даже проезд к храмам через шлагбаум, который открывает сторож бомжеватого вида. Просто удивляет отношение к нашему историческому прошлому и памяти предков. С большим трудом у местных торговцев удалось узнать, что официальная православная церковь к храмам отношения не имеет, и они находятся на балансе местного музея. Встретившиеся группы паломников явно были удивлены отсутствием служб в этих прекрасных тысячелетних храмах, памятниках мировой истории и культуры.
9.
По дороге на соседний Домбай высоко в горах стоят еще два храма аланского периода — Сентинский и Шоанинский. В Сентинском храме даже сохранилась часть фресок и уникальная усыпальница.