Иоанновская семья в Санкт-Петербурге

>Иоанновская семья — на юбилее отца Иоанна (+ФОТО)

Лекарство от священнического выгорания

Преосвященный Иннокентий, епископ Мариинский и Юргинский (Кузбасская Митрополия):

Преосвященный Иннокентий, епископ Мариинский и Юргинский

Весь христианский мир любит этого великого праведника и угодника Божия. У нас в Мариинской епархии есть центр имени Иоанна Кронштадтского, который занимается реабилитацией наркозависимых и прочих зависимых людей. Поскольку Иоанновская семья предполагала участие тех, у кого есть храмы, пределы, центры во имя святого, то мы с руководителем нашего центра протоиереем Дионисием Пучниным прибыли на эти торжества. Но мною, скорее, двигало теплое чувство к самому праведному Иоанну, которое я питаю в своем сердце.

Мне посчастливилось быть знакомым с теми людьми, которые почитали его еще до прославления, когда в Советском Союзе упоминание имени этого праведника было запрещено. Это были уже пожилые и церковные люди. От них еще в раннем детстве я узнал о почитании праведного Батюшки, видел в их домах достаточно распространенные его дореволюционные портреты на металле, слушал рассказы об отце Иоанне, которые они передавали из уст в уста.

Для меня очень важно творение святого «Моя жизнь во Христе» — когда читаешь эти страницы, то находишь ответы на очень многие вопросы, которые возникают именно в священническом служении, ведь мы знаем о том, что он был великим совершителем Божественной литургии. Его назидания священству, его горение в этом служении — это пример для всех священнослужителей. Когда священник «выгорает» или иногда какое-то равнодушие появляется, то эти назидания, опыт, который запечатлен на страницах этого дневника, воодушевляет, и сердце человека возгорается вновь ревностью к своему служению.

Отец Иоанн — живой образец священнического служения, служения любви, подражания Христу, следования за Христом.

Иоанновские торжества, Петербург

Возрождение расстрелянного храма

Протоиерей Александр Матвеев, настоятель храма св. пр. Иоанна Кронштадтского в Донецке:

Протоиерей Александр Матвеев

Сама община у нас молодая, ей примерно 25 лет. Храм наш расположен на западной окраине Донецка в бывшем поместье мецената и владельца заводов и шахт помещика Карпова, в здании лицея, которое община получила опустевшим в 1988 году. Первоначально главный престол храма был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, но потом, после полного ремонта здания в 1994 году, храм был переименован в честь св. праведного Иоанна Кронштадтского.

В результате боевых действий, 12-го июля 2014 года, на Петра и Павла, когда первые снаряды упали на поселок, они не причинили особого вреда общине и территории храма, но ближе к августу возле территории храма стали падать снаряды, которые отличались от остальных поражающей мощностью. В понедельник 25-го августа, когда несколько человек из общины находились во дворе, начался обстрел, люди спустились в подвал — гаубичный зажигательный снаряд попал в крышу, и здание загорелось.

В огне погибло внутреннее убранство, остались только стены, но силами прихожан, выбравшихся из убежища, один из пределов удалось спасти. Это помещение порядка 40 квадратных метров и определили для совершения дальнейших служб на 70–80 человек, но дальнейшее полное восстановление пока невозможно из-за непрекращающихся артобстрелов и позиционных боев. В данное время ремонт производится мелкими этапами по мере поступления пожертвований.

После пожара Владыка благословил установить раскройный портняжный стол на место престола, на нем и служим. Службы не прекращались и совершаются регулярно. На Пасху приезжала духовная миссия с Кронштадта, которая подарила нам иконостас и другую утварь. Служба совершалась под открытым небом, как только началась Пасхальная заутреня, стали слышны залпы и выстрелы, но не близко, и в целом праздник прошел хорошо, людей пришло практически половина от количества прихожан мирного времени.

После пожара мы стали сугубо служить молебны Иоанну Кронштадтскому, и практически сразу небольшими частями стала поступать материальная помощь на восстановление храма. Я уверен, что это Праведный помогает по нашим просьбам.

Начало семьи

Протоиерей Валентин Ромушин, Феодосийская и Керченская епархия, село Морское, г. Судак:

Протоиерей Валентин Ромушин

Более 15 лет я являюсь настоятелем храма и одноименной общины во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского села Морского. Курирую организацию Иоанновской семьи в Крыму, а в прошлом отвечал за это на всей Украине.

На примере нынешнего необычного железнодорожного крестного хода мы стараемся регулярно устраивать не только пешие ходы по святым местам, но и пробеги на автомобилях, на мотоциклах и на катерах, в честь всевозможных праздников и памятных дат. Также община старается подражать примеру Семьи и Праведного в разносторонней деятельности по социальному служению.

Особо хочу отметить помощь Праведного в установке самого большого поклонного креста в Крыму. В преддверии освящения креста в конце 2000 года была сложная обстановка по взаимоотношению татар и славянского населения. Татары были против установки Креста на планируемом месте. В итоге, Крест установили на том месте, которое устроило как мусульман, так и православных. Оно оказалось даже лучше, чем предыдущее.

В день освящения креста — 10 января — собралось множество священнослужителей со всего Крыма, возглавлял торжества Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Освящение было ознаменовано появлением большой радуги, как символа примирения, и стаи белых голубей, которых раньше никто не видел в селе.

Отец Николай Беляев мне однажды признался, что когда он находился у нас с визитом и зашел в новый красавец-храм во имя Иоанна Кронштадтского, который был заложен в 2002-м, а освящен в 2005-м году, тогда-то и родилась у него идея организации Иоанновской семьи.

Иоанновские торжества, Кронштадт

Благодарность за мечту

Игуменья Варвара, настоятельница Знаменского женского монастыря (Днепропетровская область, Украина):

Игуменья Варвара

Я впервые в Санкт-Петербурге, и это была моя давняя мечта.

Живем мы очень скромно, очень трудно, я сюда приехала помолиться Иоанну Кронштадтскому, чтобы он нам помог, надеюсь на его помощь. Мы восстаем из руин, сейчас идет стройка. Чтобы как-то существовать, мы вынуждены стоять в Днепропетровске под храмом с протянутой рукой, собираем копейки для возрождения этой обители, основанной в 1884-м году, ранее — одной из богатейших на востоке Украины.

Недалеко находится город Павлоград, и есть сведения, что Иоанн Кронштадтский этот город посещал и освящал там храм в честь Нерукотворного образа.

Я благодарна святому за то, что я здесь участвую в этом необычном миссионерском железнодорожном крестном ходе, для меня это большая милость Божия.

Иоанновские торжества, железнодорожный крестный ход

Быть православным в Пакистане очень трудно

Православный священник Джон Танвеер, Пакистан, Константинопольский Патриархат:

Священник Джон Тамвеер

Пакистан очень красивая страна, но как православному христианину мне там служить весьма тяжело, очень много проблем, вызовов и сложностей. Православие в нашей стране подвержено притеснениям даже со стороны католиков. Мы работаем над укреплением веры в людях. Наши люди очень бедные, и у них нет образования, и я считаю, что если мы хотим преодолеть бедность, то мы должны работать над образованием людей.

Более 7 лет назад мой друг Глория из Вашингтона прислала в подарок книгу святого Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Когда мы с женой прочитали эту книгу, мы поняли, насколько красива и моральна. Моя жена очень образованный человек, она училась в Оксфорде. Она сказала: «Мы переведем эту книгу», — и стала переводить ее на язык урду.

И мы основали общину, которая была названа во имя св. Иоанна Кронштадтского. Это маленький город Хафизабад, и мы там просили одну семью нас приютить (о. Джон с семьей поживает в другом городке — прим.) и разрешить построить там небольшую часовню. И мы построили эту часовню над домом тех благочестивых верующих людей, и освятили её в честь Иоанна Кронштадтского.

Потом была устроена швейная мастерская, чтобы православные женщины, многие из которых пострадали от бывших работодателей, мужчин-мусульман, могли заработать на жизнь. У меня есть идея создать поселение-общину и назвать её именем праведного. Поскольку у нас одноименная община, то мы должны помочь их детям пойти в школу, мы должны помочь людям с медицинским обслуживанием, тем, кто будет проживать в этом поселении.

Самое главное — построить школу, нам нужны средства на образование детей, нам нужен приют. Еще мы работаем над возвращением похищенных исламистами женщин, которые находятся там в рабстве, и хотим дать им образование и кров.

Прочтение книги святого помогло поднять дух веры в нас и в людях, несмотря на то, что в нашей стране не всегда представляется возможным свободно исповедовать Православие.

«Я у вас буду служить»

Игуменья Еликонида, настоятельница Иоанновского женского монастыря, Саратовская епархия:

Игуменья Еликонида

Наш монастырь находится в 200 км от города Саратова, это Хвалынский район Саратовской области.

Само существование нашего монастыря — это совершенно определенное чудо батюшки Иоанна Кронштадтского, потому что никогда в этом месте раньше не было монастыря. Дело в том, что батюшка, как обычно, проплывал, ехал в Суру на пароходике по Волге. Хвалынск и Вольск отправили батюшке телеграмму-приглашение с тем, чтобы он послужил, и батюшка всем отказал. Вдруг в Алексеевку приходит телеграмма батюшкина: «Я у вас буду служить».

Когда получили эту телеграмму, боялись просто поверить. Храм был в лесах, на ремонте. Буквально за одну ночь благочестивые прихожане привели храм в порядок. Как пишется в газетах того времени, до того момента, пока батюшка не сошел с пароходика на пристань, то есть вестовой не прискакал и не сказал, что батюшка прибыл, до того момента все боялись поверить, что это правда. И желали, и ждали, и боялись, потому что поверить в такое чудо было трудно. Вот, милостью Божьей, батюшка там служил. Так что я думаю, что это одно из его чудес, потому что он очень заботился об устройстве женских монастырей.

Нас вместе со мной, игуменьей, шесть человек, то есть пять сестер. Очень трудно на самом деле и держать молитвы, и службы проводить, и держать всё наше хозяйство в порядке. Кто бы к нам ни приезжал, все дивятся: «Матушка, как вы с этим справляетесь?» Только милостью Божьей и батюшкиными молитвами, потому что по-человечески на самом деле это невозможно.

Люди молятся перед иконой батюшки Иоанна, получают исцеления — одна женщина исцелилась от рака. Другие вымолили ребёнка, кто-то удачно вышел замуж.

Торжества в Кронштадте

Год с отцом Иоанном

Протоиерей Петр Перекрестов, Западно-Американская епархия, Русская Православная Церковь за границей, ключарь кафедрального собора Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в городе Сан-Франциско:

Протоиерей Пётр Перекрестов

Святой Иоанн Кронштадтский был прославлен Русской Зарубежной Церковью в 1964 году, то есть 51 год тому назад, в то время, когда в России не было возможности это сделать. В начале процесса прославления было несколько этапов: вышел двухтомник в Белграде И. К. Сурского об отце Иоанне Кронштадтском, а в 60-х годах было написано письмо святителя Николая Охридского (Велимировича) святителю Иоанну Шанхайскому (Максимовичу) о том, когда же Русская Православная Церковь за границей прославит отца Иоанна Кронштадтского, давно пора, он, несомненно, святой. Святитель Иоанн выдвинул это предложение, и на Соборе 1964 года было принято решение о канонизации. В нашем кафедральном соборе придел посвящен Иоанну Кронштадтскому. Поэтому Иоанновская семья ко мне обратилась и к священнослужителям нашего храма, и предложила включиться в Иоанновскую семью, предложила читать ежемесячно акафист.

Когда я стал священником и еще до священства я очень много читал об отце Иоанне Кронштадтском. За последние 20 лет — значительно меньше, потому что очень много хлопот и забот, и для меня этот последний год подготовки к нынешним мероприятиям послужил неким вторым знакомством с отцом Иоанном, но уже в более зрелом возрасте, уже имея за собой относительно долголетний священнический опыт. Это имело для меня личное значение в плане какого-то духовного осознания и возгревания. Мы, священники, тоже выгораем и устаем, порой служим механически, иногда приходим на службу, даже не осознаем, где мы находимся — на небе, в святая святых. Надо себя возгревать, надо напоминать. И вот этот последний год с Иоанном Кронштадтским, в том числе, и чтение акафистов, помог в этом возгревании своего сердца.

Иоанновские торжества. Дорога в Суру

Приоритет — противоабортное консультирование

Алдошина Альбина Николаевна, замдиректора комплексного центра социальных инициатив имени святого праведного Иоанна Кронштадтского Шахтинской епархии, г. Шахты, Ростовская область:

Алдошина Альбина

Центр создан три года назад с целью обеспечения более эффективной работы отдела социального служения и церковной благотворительности епархии в кафедральном городе нашей епархии.

Существует уникальный опыт взаимодействия и соработничества с административными структурами города. Программа называется «Шахты — земля духовного наследия», и в рамках этой программы осуществляется очень много социальных комплексных проектов, в том числе, противоабортное консультирование. Силами административных ресурсов в центральной больнице было выделено полставки для трудоустройства психолога. И указом Департамента здравоохранения все женщины, которые получают направление на прерывание беременности, обязательно должны пройти консультирование. Такое направление было выбрано не случайно первым в ходе нашей работы, поскольку является очень актуальным. Существует статистика, что 13 тысяч неродившихся деток умирают в абортариях ежедневно в России.

Ещё у нас открыт буквально в этом месяце центр для реабилитации нарко- и алкоголезависимых. У нас в течение года идет очень активная помощь беженцам, которые пересекли границу с Россией, и находятся на временном поселении на территории нашей области. Ведутся подготовительные работы по осуществлению открытия приюта для мам, попавших в трудную жизненную ситуацию, у нас будет стационарный приют. Также ведется работа по организации помощи детям-инвалидам. Проект называется «Город ангелов», в котором планируется иппотерапия для детей, страдающих ДЦП, аутизмом, деток-даунов. Тоже будет стационарного профиля.

Мы в Иоанновской семье первые занимаемся противоабортным консультированием. За первый год работы у нас родилось 28 деток. А за второй год пока подведены промежуточные результаты, по этическим соображениям посчитать истинную статистику очень трудно, не все готовы об этом говорить.

Безусловно, каждая спасенная душа — это только помощь и милость Иоанна Кронштадтского, потому что мы, конечно, работаем с молитвой.

У нас уже в трех городах епархии открыты кабинеты противоабортного консультирования, проведено обучение и проводятся супервизии. Там тоже есть уже спасенные детки.

Железнодорожный миссионерский крестный ход

Огромный собор в Гамбурге — дар Батюшки Иоанна

Протоиерей Сергий Бабурин, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Гамбург, Германия:

Протоиерей Сергий Бабурин

Гамбург — это город-побратим или партнер, как любят говорить немцы, Санкт-Петербурга. В этом городе очень многoe напоминает Санкт-Петербург. Здесь много совместных проектов: культурных, образовательных, экономических. И в этом ряду различных узелков, которые есть между городами, не хватало духовной нити.

Община образовалась в 2001 году. Возникло желание назвать в честь святого, глубоко почитаемого в северной столице, и было принято решение — в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Община образовалась из простой инициативы нескольких русских семей, которые приехали в Гамбург и почувствовали, что им очень не хватает того общинного духа, который они успели приобрести, воцерковляясь в России. Поэтому они стали писать письма владыке Феофану о том, чтобы он направил священника. Весь процесс формирования общины вел благочинный северной Германии протоиерей Борис Устименко. Первое время было очень скудно. Службы совершались в арендованном спортзале лютеранского детского садика. Мы были вынуждены платить огромные деньги. Для общины в несколько человек 1,5 тысячи евро в месяц — это был очень тяжелый период в жизни.

Когда я приехал в 2003, то застал еще эту ситуацию. Фактически сразу с активными прихожанами начали процесс поиска храма. И вот Господь, по милости к нам и молитвами отца Иоанна Кронштадтского послал большой собор в центре города, лютеранский собор. Он приглянулся особо нам тем, что по своей архитектуре он не является типично лютеранской церковью. Изначально его планировали для армянской общины, поэтому архитектор планировал в кавказской стилистике, близкой и понятной нам. Архитектурное чудо — в центре города.

Поэтому, когда мы вошли в этот храм, нам только нужно было сделать внутреннее убранство, но это тоже был огромный процесс, потому что мы сбивали штукатурку, сооружали новый пол, иконостас, отопительную систему, электрику — полностью все меняли.

Передача храма было желанием и самой лютеранской общины. Потому что сейчас происходит очень болезненный процесс для западной Церкви, где католические и лютеранские приходы сокращаются. А содержание такого собора стоит огромных денег, и ложится непосильным бременем на финансовую структуру церквей. Порой храмы просто продаются. Когда же пустующий храм переходит православным, наши инославные братья радуются, что храм остался храмом, а не переделан под склад или концертный зал.

Передаче храма способствовал и добрый фон партнерских отношений не только между городами, но и между Санкт-Петербургской митрополией и лютеранской Северо-Эльбской епархией лютеранской Церкви.

Чудесную помощь отца Иоанна мы чувствуем постоянно. Мы стали собственниками самого большого в Германии православного храма. Наверное, мы даже самая большая община в Германии. Теперь рядом с храмом вырос приходской дом, ставший духовно-культурным образовательным центром православной диаспоры. И всё это за считанные годы. Это говорит о том, что тут не просто было совершено чудо, а о том, что приходится жить в атмосфере постоянно совершающейся помощи Господа и заступничества кронштадтского батюшки.

Радость единства всех православных

Протоиерей Александр Беля, настоятель Иоанно-Предтеченского собора города Нью-Йорк, Бруклин:

Протоиерей Александр Беля

Мне было очень радостно приехать на эти торжества, тем более, что я окончил Московскую духовную семинарию в 1981 году. После — Московскую духовную академию, кандидат богословских наук. И я как выходец из западной Украины, из Закарпатья, уже пять лет нахожусь в Русской Зарубежной Православной Церкви под омофором митрополита Иллариона. Очень радостно всем людям, которые находятся в Америке, всем православным русским, молдаванам, белорусам, украинцам, что есть такая возможность общения уже восемь лет, как Русская Зарубежная Церковь присоединилась к Русской Православной Церкви Московской Патриархии. Великая радость, что мы живем сейчас все вместе в единстве каноническом и евхаристическом.

Отношение к святому праведному Иоанну Кронштадтскому в нашем храме особенное. У нас есть его большая икона в центре храма.

Многие люди рассказывали, как они молились в своих нуждах и бедствиях, проблемах и семейных, и других святому праведному Иоанну Кронштадтскому и, невзирая на то, что это Америка, нет разделения между людьми. Святой и здесь помогает, и православным русским в Америке.

Всё случилось благодаря благоговейно воспоминающим

Архимандрит Иларион, наместник и игумен Спасо-Преображенской Важеозерской пустыни Петрозаводской и Карельской епархии:

Игумен Иларион

Эта Иоанновская семья родилась не сейчас, не несколько лет назад. Я сам родом из Петербурга, или из Ленинграда, там родился, там жил, и уже лет, наверное, около сорока приходил на то место еще, где был Иоанновский монастырь, место его погребения, место, естественно, было светское абсолютно, абсолютно было разрушенное. И Господь меня привел к этому месту, к этой Иоанновской семье, почитателей тогда гоняли просто из своего будущего монастыря, они приходили молиться там.

Там я работал на светской работе, приходил, молился там. Тогда встретился там с такими же почитателями из Зарубежной Церкви. И так она родилась из этих благоговейно вспоминающих, приходивших за помощью к нему. А потом все больше, больше подрастало, потом стал иеромонахом, принял постриг монашеский уже около 30 лет назад. Господь привел меня в обитель, в Спасо-Преображенский Важеозерский монастырь — раньше назывался Задне-Никифоровская Важеозерская пустынь, которая именно была и возобновлена молитвой Иоанна Кронштадтского впоследствии.

Он частенько бывал по пути — он выезжал из Петербурга в свою Суру, к нам заезжал непременно. Молился с братией там. Сейчас об этом вспоминают часто. На побывки приезжал. Есть даже такие снимки исторические с нашим иеромонахом Геннадием, который участвовал в освящении в Суре храма.

После того, как в монастыре случился пожар в конце XIX века, монастырь полностью был уничтожен пожаром, деревянные здания. Монастырь никогда не был большим, около 20 насельников примерно. Братия не знала, что делать, потому что все сгорело. Иеромонах Геннадий пошел в Петербург за советом, за помощью. Так случилось, что делать? Иоанн Кронштадтский снова благословил его восстанавливать обитель, потом приезжал сам на освящение храмов.

Еще его благословение — в Петербурге есть подворье, мы на нем уже молимся, уже идут первые литургии — это в Невском районе.

Мы, когда пытались добиться от властей возвращения подворья нашего исторического, которое находится в Петербурге, постоянно молились, читали акафисты, приезжали к месту его погребения. Это одно из чудес, Господь вернул нам это подворье. Пока еще документы оформляются, но не было никаких перспектив абсолютно.

«Живый и действуяй»

Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря:

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Мы тоже немножечко участвовали в моменте открытия монастыря на Карповке, где упокоился святой праведный Иоанн Кронштадтский. Мы передали в названную обитель митру, которая принадлежала, по преданию, святому. Передали факсимиле на фото лично отца Иоанна его племяннице Анне.

А сегодня мы создаем Дом трудолюбия при монастыре — это такая расширенная социальная служба. У нас есть социальная служба, которая включает раздачу благотворительных обедов, Дом милосердия, где проживают 12 старушек, также социальная на дому, семь человек обслуживаем. А здесь будет расширенный проект.

Одной из целей поездки было общение с людьми, которые имеют такие проекты, и применение уже на практике в современных условиях.

Нужна юридическая помощь некоторым переселенцам, которые особенно страдают от того, что у них нет квалифицированной помощи для оформления документов. Также там будет и православный психолог. Планируем одну-две квартиры для наших молодых специалистов, которые создают семьи, а с жильем пока проблемы.

Это то, что нас связывает, так как мы этим проектом занимаемся. Уже здание готово. Что интересно, здание строил частный предприниматель. С дороги, которая ведет на старый Изборский Псков, этим зданием двухэтажным с цокольной частью закрылся вид на храм Рождества Христова, который обитель строила к 2000-летию от Рождества Христова. Я еду мимо и молюсь Иоанну Кронштадтскому: «Батюшка, останови эту стройку и передай это здание нам, потому что оно нам нужно и для социальной службы, и для мероприятий, связанных с воскресной школой».

И что вы думаете? В прошлом году эти люди остановили стройку, им нужно выплачивать кредит, в результате мы получили это недостроенное здание, которое изначально задумывалось как социальный проект, конкретно — Дом трудолюбия в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Планируем там и церковь иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость.

Я вспоминаю свой первый приезд в Кронштадт, на трамвайчике приехал, подошел к этому заветному окошечку с крестиком, но тоже всех предупреждали, что там стоять нельзя, и я ушел в сквер напротив, сижу. Там за столом мужики в домино рубятся, а я сел в сторонку, и молюсь своими словами батюшке.

А перед этим моя первая книга, прочитанная в монастыре из монастырской библиотеки, была «Моя жизнь во Христе». Меня поразили чудеса, о которых батюшка пишет, и свидетельствует о чудесах, совершенных после причащения святых Христовых Таин. Например, он сравнивает божественную литургию с творением мира и говорит: «Это выше, чем творение окружающего мира». Он пишет, что совершитель божественной литургии — это Сам Христос, а мы — служители, наши только слова и действия. И действительно, как легко, радостно, свободно ты себя чувствуешь, когда служишь божественную литургию и знаешь, что совершитель — Христос.

Конечно, мы имели еще один пример — это отец Иоанн (Крестьянкин), старец наш, которого бабушки по простоте назвали: «Где тут отец Иоанн Кронштадтский у вас в обители?» Созвучны фамилии Крестьянкин и Кронштадтский. И я знаю, как батюшка любил каноны читать по примеру Иоанна Кронштадтского. Во время евхаристии мы подходим друг к другу перед чтением «Символа веры» и говорим: «Христос посреди нас!» А батюшка добавлял: «Живый и действуяй», — по примеру Иоанна Кронштадтского. Вот этот дух ревностного служителя божественной литургии, дух милосердия и помощи страждущим, дух сострадания людям ради Христа, он, собственно, является для нас очень важным в настоящее время.

Я удостоился говорить проповедь в Никольском Морском соборе. Главная мысль была такая: святой праведный Иоанн Кронштадтский первый свой юбилей отметил в 25 лет служения в священном сане. И он поделился своим кредо, он говорит: «Я взял за правило такую мысль. Первое — быть искренним в исполнении своих обязанностей священнических. И второе — быть внимательным к своему внутреннему человеку — сердцу».

А когда говорил проповедь при Патриаршем служении на родине его, конечно, акцент был сделан на почитание родителей, и вот эта простая вещь, казалось бы, упоминание имени, отчества в обращении к людям — Петр Иванович — это слабое начальное исполнение этой заповеди пятой о почитании родителей. А ведь эта заповедь с обетованием: «Да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Долголетие не такой дряхлой старости, а долголетие радостное от того, что душа вечная, и Христос Господь — наш помощник.

Батюшка Иоанн и русско-сербская дружба

Дьякон Владимир Луканович, кафедральный собор Преображения Господня города Требине, Захумско-Герцеговинская и Приморская епархия, Сербия:

Дьякон Владимир Луканович

У нас в 2013 году по благословению владыки Григория была создана часовенка святого Иоанна Кронштадтского в одной деревне. Я являюсь председателем общества русско-сербской дружбы, батюшка — небесный покровитель общества. Само общество возникло в 2007 году.

Общество русско-сербской дружбы занимается культурными и духовными связями наших народов. Наше общество занималось такими крупнейшими проектами как Всемирная конференция фонда единства православных народов, которая проходила в нашей стране. Очень близко сотрудничаем с посольством Российской Федерации в Боснии и Герцеговине. Буквально недавно организовали Дни русского фильма. Цель нашего общества — показать сербскому народу такую мощную и широкую русскую культуру и русскую традицию, поскольку она для наших стран недоступна.

Фоторепортаж с Иоанновских торжеств

Петербург:

Кронштадт:

Железнодорожный миссионерский крестный ход:

Село Сура Архангельской области — родина св. пр. Иоанна Кронштадского:

Подготовил Сергей Петров

Иоанновский приход

В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви приход Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга находится под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Клирики обители проводят занятия в воскресной школе при монастыре, регулярные беседы со взрослыми прихожанами и молодежью; большая работа проводится также по воспитанию молодого поколения с участием священников монастыря в районном подростковом клубе «Чайка».

Наряду с этим в монастыре существуют совершенно новые формы приходской работы, получившие одобрение Святейшего Патриарха Кирилла*. Основная особенность этой работы состоит в том, что одни прихожане объединены в группы по профессиональной принадлежности, а другие – по виду помощи друг другу. Эти группы получили название общин.

Общины, отражающие профессиональную деятельность их членов, получили и соотвествующие названия: «Гиппократ» – врачебная, «Закон» – юридическая, «Наставник» – педагогическая и т. д., а названия других – отражают заботу прихожан друг о друге: «Милосердный самарянин», «Патронаж», «Поддержка чадотворящих семей» и др. Прихожане могут одновременно трудиться в нескольких общинах.

Общины имеют одного, двух и более руководителей в зависимости от количества тружеников в общине.

Каждая община в полном составе собирается для подведения итогов своей работы ежегодно, а руководители общин в течение года регулярно обсуждают планы текущих мероприятий, а также вопросы и проблемы, возникающие в жизни прихода.

Наряду с работой внутри общин прихожане организуют и проводят массовые праздники и мероприятия различных уровней с участием нескольких общин или всего прихода.

Все вместе соборно общины участвуют в ежегодной паломнической поездке в один из монастырей Санкт-Петербургской епархии.

Все прихожане трудятся добровольно и безвозмездно в свое свободное время, поэтому работа общин основана исключительно на взаимопомощи членов прихода друг другу.

В настоящее время в приходе трудятся 48 общин численностью от 10 до 200 и более человек в каждой.

Большие общины разделены на подгруппы примерно по 10 человек. Это позволяет эффективно и быстро через руководителей общин доводить до каждого члена общины общеприходскую и внутриобщинную информацию (о паломнических поездках, совместных трудовых начинаниях, встречах, просьбах о помощи, о приходских праздниках и т.д., которые готовятся совместными усилиями).

Для сообщения срочной информации непосредственно и одновременно всем членам приходских общин образована община «Весточка», через которую информация рассылается посредством смс-оповещения.

В этом случае руководители общин только контролируют поступление поступившей информации. Через общину «Весточка» все члены прихода также получают поздравления с Рождеством Христовым, Пасхой и престольными праздниками.

Основополагающим в жизни каждой общины является молитва.

Наряду с участием в жизни Церкви (в богослужении, таинствах и обрядах) в каждой общине есть свое молитвенное правило, включающее выбранный общиной канон или акафист с последующим молитвенным поминовением всех членов своей общины. Если же кто-то из прихожан нуждается в сугубой молитве (тяжелая болезнь, жизненные испытания, тяжёлые семейные проблемы и т. д.), то к молитве за него подключаются все общины, и список поминаемых членов общин на молитве дополняется новыми именами.

Для чтения молитвенного правила внутри общины существует график, в соответствии с которым каждый член общины знает число месяца или день недели, в который он читает правило. Правило может быть прочитано дома или в другом месте в любое время в течение суток. Если невозможно прочитать правило самому, необходимо известить прихожанина, ответственного за молитвенное правило в общине. Он же в этом случае назначает для молитвы другого члена общины.

Если в общине более 30 человек, то ежедневно общинное правило совершают два или более члена общины.

Информацию о необходимости сугубой молитвы и список имен сообщают общине «Молитва» руководители общин; список нуждающихся в сугубой молитве еженедельно передаётся для поминовения в алтарь.

10-летний опыт работы общин на многих примерах показал силу соборной и общинной молитвы всего прихода. Список нуждающихся в соборной молитве по мере необходимости сокращается или дополняется вновь поступающими именами, но никогда не оскудевает. Кроме непосредственной духовной и телесной пользы члены общины интересуются о ком молится приход, необходима ли какая-либо помощь страждущим или нуждающимся, и часто уже непосредственно вступают в общение друг с другом. Таким образом, члены прихода во время постигших их испытаний знакомятся, сближаются, разделяя совместные труды, заботы и радости.

Молитва членов общины друг за друга прививает прихожанам любовь и ответственное отношение к молитве, духовно дисциплинирует, пробуждает сопереживание за поминаемого.

В настоящее время общины ежедневно читают по согласованному графику 14 канонов и 14 акафистов с поминовением только членов общины. В малочисленных общинах читается один канон или акафист. В общинах численностью более 30 человек число читаемых канонов и акафистов может быть больше.

Большое внимание в приходе уделяется молодежи, молодёжным общинам и подростковым клубам. При работе с молодежью главным является участие в трудах прихода, привитие навыков к духовной жизни, любви к храму, воспитание чувства взаимопомощи, ответственности и умения доводить до конца порученное дело. При уходе за больными, престарелыми, беспомощными, нуждающимися во внимании и заботе прихожанами юноши и девушки учатся сострадательности и милосердию. Взрослая молодежь привлекается также к организации досуга и отдыха детей прихода.

Серьёзное внимание уделяется также летнему загородному отдыху многодетных и малоимущих семей, активному спортивному отдыху детей и подростков, которых нет возможности отправить на лето в детские лагеря.

Особую заботу проявляет приход об инвалидах, пожилых, престарелых, беспомощных прихожанах, организуя повседневный уход за ними и летний отдых.

Наряду с работой в общинах прихожане обители принимают активное участие в организации и проведении общеприходских праздников и мероприятий совместно с представителями районной и городской власти через работу оргкомитетов, которые образуются для каждого мероприятия.

Накопленный за многие годы опыт организации работы прихода позволяет сделать некоторые выводы.

1. Прихожанам предоставляется возможность творчески реализовать себя, сочетая служение Богу и ближнему; каждый имеет возможность выбрать служение либо по своим профессиональным навыкам, либо другую близкую по душе форму деятельности или помощи;

2. Каждый член общины может не только участвовать в жизни прихода, но и учиться организации приходской жизни, труда и отдыха прихожан, что особенно полезно для иногородней молодежи, которая по окончании учебы разъезжается по городам и весям нашей родины, получив навыки эффективной помощи пастырям на своих новых приходах;

3. Активная работа в общинах способствует тому, что в процессе частого взаимного общения прихожане и вне храма учатся жертвенности, терпению, сдержанности, взаимопомощи, мирным отношениям друг с другом;

4. Прихожане активно участвуют в обсуждении, принятии решений и в выполнении стоящих перед приходом задач, что способствует проявлению инициативы, самостоятельности, ответственности и объединению тружеников в общем деле;

5. При смене руководителя прихода новому руководству значительно облегчается работа с приходом, т. к. можно сразу опереться в приходской работе на уже сложившуюся работающую общину;

6. Силами прихода возможно проводить широкомасштабные мероприятия (праздники, благотворительные ярмарки, патриотические и краеведческие экспедиции, тематические вечера, юбилейные торжества и т.д.) на районном и городском уровнях, при подготовке и проведении которых воспитывается и укрепляется любовь к нашему Отечеству, желание изучать его историю и служить своей Родине.

7. Постоянное участие в жизни общины способствует появлению инициативы, новых форм работы на приходе, творческому подходу, бережному отношению друг к другу, взаимной заботе, тесному знакомству семьями.

8. При подобном устроении общинной жизни, как одной из разнообразных форм жизнедеятельности прихода, современному человеку, особенно впервые пришедшему в церковь, возможно, легче воцерковиться и полюбить свой храм через совместные труд и молитву. Тем самым в пределах православного прихода может успешно осуществляться апостольское и миссионерское служение и в нашем 21-ом веке.

Протоиерей Николай Беляев, старший священник
Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга.