Коммунизм и религия

Почему коммунисты уничтожали религию?

Всё просто..

Марксизм — ленинизм был и есть сугубо материалистическим взглядом на мир..

По его взглядам священники — это пособники правящего класса..

Т.е. правящие классы эксплуатируют низшие слои населения, а церковь осуществляет с одной стороны идеологическую поддержку этому явлению и успокаивает и отвлекает население от бунтов и протестов при осознании им фактического ограбления населения..

За это церковь получает дотации и материальные блага от правящих классов..

Так, монастыри имели большие земельные наделы, недвижимость, большие денежные вливания и отсутствие налогов..

Священники также лично имели материальные блага относительно другого населения..

Один из лозунгов большевиков: «Религия — опиум для народа!», который цитировал даже Остап Бендер..

В общем — то во всех вышеприведённых высказываниях имеется логика..

Именно поэтому нынешние власти пытаются опять насадить религию как отвлечение населения от действительности и предотвращения бунтов..

Действенность христианства в этом отношении понял ещё Константин Великий и эта религия черни и рабов стала государственной..

Преследования церкви большевиками во время революции, гражданской войны и вплоть до Отечественной Войны кроме того объясняется ещё и активной поддержкой церковью в общем и её представителями врагов советской власти..

Т.е. церковь чувствовала, что при победе большевиков потеряет большие преференции прежде всего в материальном отношении и пыталась не допустить советской власти, активно сотрудничая с её врагами..

За это они жестоко преследовались по законам военного времени..

Первые послабления со стороны советской власти начались когда патриарх Тихон объявил о признании советской власти и призвании к этому других представителей церкви..

Просто представители церкви ( да и других конфессий ) поняли, что большевики победили в гражданской войне и надо приспосабливаться и признать власть и большевики в ответ ослабили гайки..

Но активная антицерковная и антирелигиозная пропаганда осталась как фундамент идеалогии СССР..

В 1943 году в СССР началось официальное признание православной церкви и других конфессий ( даже начали спешно строится церкви, стали открываться семинарии )..

Это было связано с активной поддержкой представителей церкви советского правительства в плане его борьбы с гитлеровской Германией и её союзниками..

Кроме того СССР вроде подписал соглашения с союзниками о признании церкви..

После войны отношение церкви и государства имели некоторые потепления и похолодания..

Тем не менее в СССР признавалась с одной стороны свобода вероисповедания, но с другой стороны осталась активная антирелигиозная пропаганда..

При Горбачове влияние антирелигиозной пропаганды и коммунистической идеалогии уменьшилось, а затем плавно сошла на на нет, превратившись в концу концов в пропаганду и насаждение религии среди населения..

Это тоже понятно, как выше сказано власти осуществляют грабёж населения, а религия осуществляет отвлечение народа от этого процесса и легитимизирует эту власть..

Не зря раньше многих правителей называли «помазанниками божьими», доказывая, что ЭТУ власть

хочет бог, ЭТА власть богоизбранная и кто против её — антихрист и т.д. и т.п..

Вот так и Путин и его правительство уже практически официально утверждено «помазанным на царство» неким Гундяевым..

За что, религии (в особенности православная церковь), поддерживающие нынешнее правительство получают преференции..

Откат от светского государства осуществляется во всех направлениях: начиная от введения должностей капелланов в армии, которая в будущем должна будет усмирять народ и защищать нынешнюю олигархическую «богоизбранную власть» до попыток введения закона божьего в школах и сокращения часов естественнонаучных предметов..

Мысль нынешнего правительства: внизу должно ползать тупое быдло, а наука из быдла может сделать человека..

Религия же отвлекает человека от реальности: он думает не о сегодняшнем скотском положении, а о царствии божьем, о загробной жизни и т.д…

Это как в фильме «Матрица» — человеку кажется, что он живёт в одном мире, а реальность совсем другая и она ужасна..

Бог в Конституции. Коммунисты пошли по стопам Сталина?

Слова председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова о том, что образ Бога «соответствует нравственно-духовным основным ценностям нашей державы» и вполне может быть включён в российскую Конституцию, подобно тому, как уже присутствует в Гимне России, вызвали оживлённое обсуждение. Зачастую издевательское, в духе избитой шутки про трусы и нательный крестик.

Особенно же сегодня беснуются оппозиционно настроенные либералы, для которых в вопросах отношения к Церкви коммунисты всегда были верными союзниками и единомышленниками. И тут сам Геннадий Андреевич вдруг предал «идеалы» так называемого «научного» атеизма, столь дорогого не только марксистам-ленинцам, но и многим циничным либералам-западникам. Но действительно ли «предал» и «вдруг» ли? А вот здесь стоит обратиться к истории.

Богоборчество и богостроительство первых большевиков

XIX столетие стало для Государства Российского пиком его имперского могущества. И в то же время именно оно подготовило почву к революционным потрясениям века XX. Русская интеллигенция, «законодатель умов» того времени, стремительно погружалась в нигилизм, отрицающий сами основы нашего государства-цивилизации, образно выраженные в триаде «Православие, Самодержавие, Народность». Не менее образно уже после революционной трагедии 1917 года эту нигилистическую идеологию выразил в своих стихах русский поэт-эмигрант Георгий Иванов:

Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет…

И факт остаётся фактом: в начале XX века людей, верных империи, монархии и Церкви, осталось очень мало. Даже среди лидеров монархистов-черносотенцев было не так много искренне воцерковленных людей, а среди высшего духовенства лишь единицы оставались убеждёнными монархистами. Увы, не только леворадикалы (большевики и прочие эсдеки и эсеры) и либералы стали основой разрушения русской православной государственности. По меткому замечанию Святейшего Патриарха Кирилла, практически вся русская интеллигенция того времени

«Была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину ото лжи. Многие метались, думая, что тем самым смогут достичь справедливости и для себя самих, и для всего народа. Легко поддаваясь искушениям, соблазнам — тому, что мы сегодня можем назвать пропагандой, — эти люди духовно разоружались, порывали с прошлым, порывали с Церковью, предавались быстро меняющимся идеалам. Которые, в полной мере захватив сознание «великих» тогдашнего российского общества, привели страну к краху, к гибели, к разрушению святынь, к попранию чести и достоинства, к разрушению народной жизни. И до сих пор трагедии века ХХ преследуют нас и в веке XXI».

И в этой связи становится понятным, почему 1920-30-е годы стали самым настоящим погромом Русского Православия. Сначала большевики, часть из которых была склонна к сектантскому «богостроительству», попыткам создания некой квазирелигии из марксистской идеологии и всевозможных ересей прошлого, заигрывали с раскольниками-обновленцами. Чтобы подорвать Русскую Церковь, были созданы всевозможные обновленческие секты, сохранявшие православную обрядность, но идейно обслуживающие коммунистов. Но в итоге в годы «большого террора» 1937-38 годов в тюрьмах, лагерях, а нередко и в расстрельной яме оказались и те, и другие.

Но в это же самое время советским вождям стало ясно: задачи «безбожной пятилетки» 1932-37 годов, лозунгом которой было «забыть имя Бога» в СССР к 1 мая 1937 года, провалились. За это время на территории РСФСР удалось закрыть 95% церквей, арестовать абсолютное большинство архиереев (на своих кафедрах осталось только 4), но результаты переписи населения 1937 года показали, что православными назвали себя 1/3 городского населения и 2/3 — сельского, то есть большинство населения советской страны. Подчеркну: назвали открыто, поскольку перепись не была анонимной.

И словно агонией большевистского богоборчества стали репрессии 1937-38 годов, пополнившие сонм святых Церкви Русской многими тысячами новомучеников, чьи небесные молитвы, нет сомнений, подействовали на ситуацию в стране. Уже в 1939 году маховик террора был приостановлен. Но буквально два года спустя нашу страну и народ постигла трагедия, унёсшая миллионы жизней, но промыслительным образом возродившая практически уничтоженную Русскую Церковь.

«Не бывает атеистов в окопах под огнём»

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» — эти слова советского наркома Молотова, прозвучавшие в первый день Великой Отечественной войны, стали символом очень важной перемены в жизни нашей страны. В этот день прозвучали слова не о «пролетариях всех стран» и «солидарности трудящихся», но молотовское «наше дело правое», а чуть позднее — сталинское «братья и сёстры». Смена риторики? Да. Но только ли это?

А уже в середине войны, в 1943-м, Красная армия получит «царские погоны», имена святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского станут не просто главными примерами, но в их честь будут названы главные советские награды. И как итог — кремлёвская встреча Сталина с митрополитами Русской Церкви, возрождение Московского Патриаршества и возвращение из тюрем и лагерей многих архиереев. Сталинский прагматизм? Пожалуй. Но только ли это?

Владимир Лавров считает, что главной причиной, которая заставила Сталина пойти навстречу Русской Православной Церкви, является то, что предстояло освобождать огромную территорию. Фото: Телеканал «Царьград»

В одном из своих интервью телеканалу «Царьград» доктор исторических наук Владимир Лавров, убеждённый православный монархист, которого сложно заподозрить в симпатиях к сталинскому режиму, ответил на подобный вопрос следующим образом:

«Думаю, главной причиной, которая заставила Сталина пойти навстречу Русской Православной Церкви, является то, что предстояло освобождать огромную территорию. А как быть с верующими на этой территории? Предстояло освобождение Восточной Европы от фашистов. Там как быть? Что, закрывать костёлы? Хотя, опять же, мощь Красной армии, мощь НКВД была такова, что, в принципе, всех могли задавить танками, всех посадить и на Украине, и в Польше, и где угодно. И вот тут есть такое ощущение, что мы чего-то не знаем. И я не исключаю, что что-то могло быть и на чисто мистическом уровне. Это могло быть, учитывая то, что Сталин получил духовное образование».

Но уже за полтора года до этого, 4 апреля 1942 года, в Пасхальную ночь в Москве впервые был отменён комендантский час, и около сотни тысяч православных москвичей смогли посетить богослужения. Да, в условиях светомаскировки, да, в считанных десятках незакрытых храмов, но в ту Пасхальную ночь многие люди впервые за четверть века молились о «властях и воинстве» с надеждой, что молятся уже не о богоборческих властях. Ну или «не совсем богоборческих».

И здесь стоит привести экспертное мнение ещё одного исследователя. Так, доктор исторических наук Михаил Одинцов, один из ведущих российских специалистов по истории церковно-государственных отношений советского времени, в беседе с автором этих строк так оценил реальное отношение Сталина к Русской Православной Церкви:

«Нельзя сказать, что Сталину были очень интересны церковные вопросы. Он относился к ним сугубо прагматично, хотя воинствующим атеистом тоже не был. Но, конечно, всё, что делалось по отношению к Церкви со стороны государства, проходило через руки Сталина, он контролировал общую линию, а её практическим осуществлением занимались те же Молотов, Берия и руководители иных госструктур. При этом все записки Карпова, направленные Сталину о состоянии дел в Русской Православной Церкви, он внимательно изучал и делал на них пометки своими любимыми разноцветными карандашами».

Карпов. Нельзя не остановиться на этом имени. Речь о главе Совета по делам Русской Православной Церкви, генерал-майоре КГБ Георгии Карпове. Бывший семинарист, в 1920-30-х годах он отошёл от Бога и стал одним из самых страшных чекистов, в полной мере ответственным за красный террор того времени. Но в годы Великой Отечественной войны именно ему был поручен контроль над Русской Православной Церковью. Контроль, вскоре ставший дружеской опекой (со Святейшим Патриархом Алексием I у Карпова сложились поистине дружеские отношения). И в итоге, уже в годы возобновления Хрущёвым активной (правда, уже без массовых репрессий) атеистической кампании, Карпов был уволен, в том числе за «ослабление контроля» над «незаконной деятельностью церковников».

Были ли все коммунисты тех лет воинствующими безбожниками? Очевидно, нет. Так, на кадрах телехроники времён конца Великой Отечественной войны можно встретить советских офицеров, молящихся в храмах. Известно немало случаев, когда высшие партийные работники тайно крестили своих детей, а порой даже венчались. Более того, внук Леонида Брежнева Андрей, с которым автор этих строк был хорошо знаком лично, рассказывал мне, что в семье Леонида Ильича на каждую Пасху красились пасхальные яйца и пеклись куличи. Конечно, ни о какой воцерковленности генсека речь не шла, но и о горячей приверженности научному атеизму — тоже.

КПРФ и Конституция Русской мечты

А теперь вернёмся к КПРФ и её бессменному лидеру Геннадию Зюганову. Можно ли сказать, что Геннадий Андреевич является марксистским догматиком, наследником закрытого ещё в годы Великой Отечественной войны «Союза воинствующих безбожников», этаким троцкистом-ленинистом? Разумеется, нет. И подтверждением тому является то, что радикальные коммунисты уже многократно обвиняли Зюганова в предательстве и ревизионизме, в том числе за сотрудничество с русскими национал-патриотическими и даже православно-патриотическими организациями.

Станет ли КПРФ «православной партией» — вопрос, конечно, риторический. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Более того, напомню, что ещё в 1990-х из Устава и Программы КПРФ было исключены положения об атеистической пропаганде. Более того, партийным руководством неоднократно заявлялось, что членами партии могут быть и верующие. А сам Зюганов даже утверждал, что около трети членов компартии — православные христиане, а на страницах партийной прессы даже встречались поздравления с Рождеством и Пасхой. С одной стороны, это выглядело нелепо и даже смешно, а с другой — нельзя априори запретить коммунистам путь к Богу. Можно ли при этом оставаться приверженцем коммунистической идеологии — вопрос другой, но путь — это именно путь, а не телепортация.

И как бы то ни было, поддержка лидером КПРФ «Конституции Русской мечты», тех предложений по изменениям и дополнениям Основного закона Государства Российского, которые внёс Святейший Патриарх Кирилл и поддержали представители других традиционных религий России, не может не вызывать уважения. Подобно тому, как шесть лет назад в нашем обществе был «крымский консенсус», и только самые упёртые русофобствующие либералы были против воссоединения Крыма с Россией, сегодня чётко прорисовывается консенсус «Конституции Русской мечты», чьи контуры впервые в эфире телеканала «Царьград» обозначил его учредитель Константин Малофеев.

А станет ли КПРФ «православной партией» — конечно, вопрос риторический. Главное, чтобы она не была антиправославной, антицерковной. А, к сожалению, среди её руководителей есть и те, кого можно назвать идейными последователями богоборческих «комиссаров в пыльных шлемах». Вот только не эти комиссары победили в Великой Отечественной войне, а в первую очередь русский народ, из которого так и не смогли вытравить его веру. И, к слову, товарищ Сталин это прекрасно понимал, когда 24 мая 1945-го произнёс тост именно за русский народ.

Коммунизм и христианство не совместимы

Благословенные Им наследуют землю,

а проклятые Им истребятся (Пс. 36: 22).

Буду ходить пешком, назло кондуктору.

В начале XXI века в русском обществе снова идет дискуссия о совместимости христианства и коммунизма, как и в начале ХХ века. Чем она кончилась тогда — мы знаем. Выучили мы историю или она сегодня повторит свой урок?

Иисус Христос учит любви. Христианство говорит: все мое — твое. Коммунизм говорит: все твое — мое. Молодое поколение не понимает, что такое коммунизм. Теперь уже никто не читает ни Ленина, ни резолюций съездов партии, где говорится о борьбе с религией, в первую очередь — с Православной Церковью. Роль Православной Церкви в России огромна. Ленин взывал к ее полному уничтожению. Когда он говорил о религии, его лексика становилась подлинно богоборческой и переходила все мыслимые границы: он был одержим богохульством и не мог говорить о вере в Бога без проклятий. Религия для него — «поповщина», «заигрывание с боженькой», «самая гнусная из вещей», «труположество»… «Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная зараза», — так писал Ленин А.М.Горькому еще в 1913 году. Ранее, в 1909 году, он писал: «Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии» («Об отношении рабочей партии к религии»).

Ленин — настоящий и законченный богоборец. Но Ленин — навечно вождь коммунистов, поэтому нельзя отделить коммунизм от богоборчества Ленина.

До победы революции Ленин допускал, однако, членство в партии верующих рабочих, но это был только лишь тактический ход, который для него допустим, пока идет борьба за власть. В 1905 году он писал: «мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих… Для нас же идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело… Отчего мы не заявляем в своей программе, что мы атеисты? отчего мы не запрещаем христианам и верующим в бога поступать в нашу партию?.. Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе…». — И далее: «Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией» («Социализм и религия»).

Однако сразу же после захвата власти в октябре 1917 года большевики издают ряд декретов, направленных против Церкви в духе воинствующего атеизма. В ответ на это Патриарх Тихон предал власть коммунистов анафеме: «Анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви православной». Поместный Собор 1917 г. подтверждает анафему советской власти, постановлением, в котором «с любовью приветствует» это послание, называет его «духовным мечом». По смыслу послания, анафема распространяется на всех, кто ведет и поддерживает любые разрушительные действия против Церкви. По учению Церкви, это означает, что такие лица неминуемо получают возмездие от Бога, если только не принесут покаяние. Вместе с тем, анафема заранее возвещает, что действия врагов Церкви обречены на конечную неудачу. Эта анафема сохраняет свою силу навсегда.

Многие люди состояли в партии, не участвуя активно в гонениях на Церковь. Распространяется ли анафема на них? Одно дело — сознательная поддержка коммунистической политики, направленной против Церкви, другое дело — бессознательное следование ей. Значительная часть коммунистов плохо представляли, что делала компартия. Но, тем не менее, они содействовали ее борьбе против религии и вместе с тем — против справедливости. Анафема, безусловно, распространяется на всех, кто так или иначе способствовал коммунистической диктатуре. Что касается тех лиц, которые, зная об ужасах гонений на Церковь, все равно поддерживали партию, их ответственность гораздо больше. Каков будет окончательный суд Божий, знает только сам Бог.

Приведем еще несколько цитат из документов и писем «вождя мировой революции». В письме Дзержинскому: от 1 мая 1919 г.: «…необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Из Приказа от 25 декабря 1919 года: «Мириться с «Николой» глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы» (т.е. пропустивших субботник при погрузке дров в вагоны в день Николая Чудотворца 19 декабря)».

В ныне широко известном письме В.М. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 г. в связи с протестами населения в Шуе: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

Количество подобных цитат можно умножать и умножать, но этому мешает размер нашей публикации. Надеемся, сказанного достаточно.

С самого начала своего прихода к власти коммунисты развязали неслыханный по жестокости «красный террор». О котором и говорят приведенные цитаты. Несмотря на то, что этот террор осуществлялся на глазах у всех, Ленин с неслыханной наглостью отрицает его и называет клеветой: «Нас всегда обвиняли в терроризме. Это ходячее обвинение, которое не сходит со страниц печати. Это обвинение в том, что мы ввели терроризм в принцип. Мы отвечаем на это: «Вы сами не верите в такую клевету» (ПСС, т.39, стр. 404).

Сегодня коммунисты нигде не говорят о принципах ленинской политики, и все, кто рассуждает о возможности доверия коммунистам, не имеют понятия об этих принципах. Многие современные люди наивно не верят в то, что коммунисты до сих пор одержимы духом атеизма, а напрасно, потому что, как показывают приведенные мысли и указания Ленина, история ХХ в. может повториться в XXI в. Памятник Ленину в Уфе, совсем недавно — минувшей осенью — вновь поставленный усилиями партии, ясно говорит о намерении оживить дела Ленина в вернуть в полном масштабе его политическую практику.

Идеологическая борьба компартии с христианством шла всегда, непримиримость коммунизма и христианства подтверждалась постоянно. Мы не знаем ни одного документа, где она отказывалась бы от этой борьбы. Поэтому мы не можем доверять партии коммунистов, пока она последовательно и доказательно не отказалась от своего антихристианского учения, чего, конечно, никогда не будет. Поэтому верить предвыборным обещаниям коммунистов просто не умно, нужно верить делам. Нужно рассматривать ситуацию в совокупности — историю, программу, платформу, реальные дела. Если коммунисты продолжают исповедовать идеологию Ленина, то они будут делать все то, чему учил их вождь. С его точки зрения религию нужно уничтожить полностью. Отсюда следует, что они ни перед чем не остановятся, если они вернутся на утраченный ими трон: террор будет непременно развязан, если коммунисты вновь получат власть.

Дело не только в том, что они творили все это, а значит, готовы снова заниматься терроризмом, а еще более в том, что они последовательно борются с религией, стремясь убить не только тело, но и душу. Коммунисты с самого начала объявили Церкви смертельную борьбу. Ведут ли они сейчас эту войну? У коммунистов сейчас нет возможностей, которые им предоставляло обладание властью. Но они готовы возобновить борьбу с Церковью. При появлении такой возможности

Сегодня компартия, внешне ведет себя мирно, они вновь молчат о своем атеизме, как скрывали свое богоборчество в 1905 году, даже якобы сочувствует христианству, вплоть до поклонения господином Зюгановым Поясу Пресвятой Богородицы — впрочем, наряду с поклонением Ленину. Религиозные акции г-на Зюганова не говорят ли о том, что коммунисты стали «хорошими»? Нет, не говорят, поскольку невозможно поклоняться двум богам. Как мы видели, Ленин считал, что в борьбе за власть можно принимать верующих в партию и возможно их сближение с партией. Именно такова современная тактика коммунистической партии, которая пытается сблизиться с верующими, и следует признать, она действует довольно успешно. Пролетариев нет, но современная мудрая интеллигенция, не читавшая Ленина и не желающая знать историю, так же охотно принимает предвыборные лозунги компартии, как и пролетарии 100 лет назад. Однако, пока г-н Зюганов не принес публичного покаяния в радикальных ошибках компартии, не отрекся от культа личности Ленина, что означает его «поклонение» Поясу Богородицы? Не похоже ли это на притворное намерение Ирода поклониться Младенцу Христу: «И когда найдёте Его, сообщите мне, чтобы я тоже мог пойти и поклониться Ему» (Мф. 2: 8)? Надо быть честными. Нельзя пить из Чаши Христовой и чаши бесовской! Что общего у Христа с Велиаром?

Голосовать за коммунистов — это грех. Некоторые считают, что увеличивается количество голосующих за коммунистов. Социологи говорят, что это результат протестного голосования против современного нам беззакония. Но ведь коммунисты совершили неизмеримо больше преступлений, чем наша «элита». Почему же народ им верит? Действительно, большую роль в этом играет протестное голосование, которое является следствием отчаяния. Люди голосуют так единственно, чтобы досадить Путину. Если люди не обдумывают свои поступки, значит, люди ведут себя крайне наивно, по-детски: «Буду ходить пешком, назло кондуктору». Это очень характерно для русского народа, это говорит о чистоте народа, но и о его беззащитности. Он легко становится жертвой обманщиков.

Народ должен хорошо узнать принципы, приемы этой партии. Но самое главное, чтобы народ молился.

Церковь никому зла не желает, она никого не преследует, она не борется с коммунистами силовыми методами. Наша война не против плоти и крови, а потов духов злобы поднебесной. Церковь борется против злого духа — призрака коммунизма, бродящего по Европе, против всякого злого духа насилия, жестокости, и гонений.

Протоиерей Александр Салтыков, историк Церкви, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах

Scisne?


Социально-экономические принципы богоугодного жизнеустройства есть принципы безусловно коммунистические.
В наибольшей полноте и силе это обстоятельство было проявлено в первоначальной Церкви, то есть в первые три века существования христианства.
«Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деяния 2:44,5).
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.
Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деяния 4:32,34,35).
Это означает, что первоначальная Церковь, действительно являлась коммунистической общиной в самом полном смысле этого слова, вплоть до принятия принципа общей собственности.
Данное обстоятельство было вполне точно уяснено христианскими историками и богословами.
Сходство идеи социализма с основополагающими постулатами христианства отмечали, например, Х. Джонсон (1874-1966) — настоятель Кентерберийского собора, Д. Джирарди — католический теолог, профессор метафизики и современной философии Салезианского университета, написавший в 1957 г. книгу “Христиане и коммунизм”.
К этой проблеме обращались Епископ Кассиан в книге “Христос и первое христианское поколение” (Париж-Москва, 96), М. Поснов., написавший работу “Христианская община и коммунизм” (СПБ.1909 г.), и касавшийся этой темы в книге “История Христианской Церкви” (Брюссель,64).
«…Нашего внимания требует свидетельство Деяний …об общении имущества, которое установилось в Апостольской Церкви
…Этим добровольным общением имуществ апостольский «коммунизм» существенно отличается от коммунизма современного, который осуществляется средствами государственного принуждения.
В контексте Деяний общение имуществ должно быть понимаемо, как порождение того духа любви. которым отличалось общение между верующими…» (Епископ Кассиан. Христос и первое христианское поколение. Париж-Москва, 96, с. 132,133).
«Обратившиеся или уверовавшие во Христа жили вместе, как одно семейство…
Внутреннее духовное единение… выражалось и во внешнем устроении жизни — в общении благ, в самоотверженной помощи людям бедным, нуждающимся.
Без всякого принуждения они завели общение имуществ при общей кассе…» (Поснов М. Э. История Христианской Церкви. Брюссель,64, с. 64).

В начале 20-х прошлого века в Русской Православной Церкви возникла течение, представители которого ясно понимали необходимость принятия идеи коммунизма Церковью — Епископ Антонин, протоиерей Введенский, священники Калиновский, Красницкий, Белков и другие.
В начале 70-х годов в христианстве возникло движение “Христиане за социализм”, более всего распространившееся в Латинской Америке.
К сожалению, при этом не было достигнуто ясное понимание сути и формы экономической основы социализма, без чего все устремления к нему остаются благими намерениями.
Несомненно, что первая исламская община, созданная пророком Мухаммедом в Мекке, также несла в себе черты коммунистического устроения. Это отвечало одному из главных постулатов Корана о равенстве людей перед Богом, о братстве всех мусульман, в том числе и в сугубо экономическом смысле, о чем Коран говорит вполне определенно:
«Аллах дал вам преимущество одним перед другими в жизненном уделе, но те, которым дано преимущество, не вернут своей доли тем, кем овладела их десница, чтобы они оказались в этом равными.
Неужели они отрицают милость Аллаха?» (Сура 16, 73).
Этот постулат вполне последовательно исполнялся в первой мусульманской общине.
И сам пророк Мухаммед, и один из его ближайших сподвижников Абу Бакр, и другие мусульмане из числа зажиточных постоянно делились из своего достатка с бедными единоверцами, так что к моменту исхода в Ятриб состояние Мухаммеда было истрачено почти полностью, а состояние Абу Бакра сократилось с сорока тысяч дирхемов до четырех.
Позже, как это ранее произошло и в христианстве, в исламе были смягчены постулаты, касающиеся экономических отношений в умме, но здесь важно подчеркнуть, что первоначальные установки на этот счет носили сугубо коммунистический характер не только в христианстве, но и в исламе.
Это обстоятельство ясно осознается некоторыми исламскими священнослужителями.
Например, верховный муфтий Сирийской Арабской Республики шейх Ахмед Кафтаро отмечал:
«…Идеи коммунизма и социализма были сформулированы в Коране задолго до наших дней. Идеи равенства независимо от социального положения, расы, вероисповедания, которые проповедовал пророк Мухаммед, были претворены в эпоху возникновения Арабского халифата, когда люди устранили рабство и стали жить в атмосфере братства, сотрудничества, свободы, а народы объединились в единую нацию от Китая до Атлантики.
Ислам не призывал к классовой борьбе, а звал к любви и сотрудничеству.
Коммунизм Мухаммеда оказался более живучим, нежели коммунизм Маркса и Ленина, который насаждался силой» («ЛГ-досье», №7, 1991).
Приведу еще несколько высказываний, уже наших современников.
«Воронцов — русский ученый, экономист, социолог, по профессии врач.
…Воронцов отвергал неизбежность капитализма для России.
Основываясь на факте, что русский народ не только сохранил вплоть до к. XIX в. многие черты общинного быта, давно утраченные другими народами, но еще и развил их дальше, он верил, что это развитие будет продолжаться и в будущем, что воспитание и дисциплинирование русского народа для общественной формы труда происходит и без руководства капитала, силою общины, и выработанный ею артельный дух приведет к той же организации производства, какая была достигнута на Западе при помощи капитала». (О. Платонов).
«Больше всего меня беспокоит формирование русской национальной идеи. Времени у нас мало, “уже при дверях”, а мы, православные, разобщены и к тому же, как мне кажется, часто бродим в виртуальном мире нереальных мыслей и идеализированных абстрактных умозаключений.
В частности, вот и автор статьи “Беснование антимонархизма”…, В. Невярович, не может “представить Святую Русь в форме социалистического государства”.
А в форме капиталистического – неужто может?
…Но, позвольте спросить: а на каких принципах была основана Христовыми Апостолами первая христианская община?
На полном отрицании частной собственности!
Неограниченная частная собственность и капитализм в принципе несовместимы с Христианством.
…Не надо благодушествовать! Надо срочно восстанавливать, с Божией помощью, русскую национальную государственность и вооруженную мощь в нашей стране. А это невозможно без опоры на сильную экономику.
А такая экономика в Православной России не может быть построена на принципах капитализма!» (Профессор, доктор технических наук А. Курносов).
«Мы, православные, должны признать тот факт, что исторически христианство уже в средние века утратило влияние на организацию социально-экономических отношений Запада, которые развивались по законам сребролюбия, эгоцентризма, по антихристианскому пути развития.
…Основа существования такого экономического уклада — антихристианская мораль.
В капитализме нет и не может быть ни грамма христианства.
Капитализм никогда не был и не будет христианским, он всегда антихристианский. Поэтому очень жаль, что сегодня социальная тема практически ушла из Церкви и стала монополией внецерковных и антицерковных кругов. Возникло противоречие между тем, чему учит Церковь о социально-экономических отношениях и тем, в каких социально-экономических отношениях реально живут сегодня православные.
…В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» в пункте 3 раздела VII записано:
«Церковь признаёт существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдаёт предпочтению ни одной из них».
Но, позвольте! Ведь это противоречит учению Церкви и святоотеческому преданию о социально-экономических отношениях и об отношении к собственности. Общественная форма собственности дарована Православной Церкви как образец Самим Богом. И любая другая форма собственности для Церкви неприемлема!
…Получается, что наши иерархи собственным примером способствуют развитию греховной болезни сребролюбия!
Такие-то лжепастыри и ведут нас к постепенному сползанию в ереси экуменизма и обновленчества, к гибельной либерализации Церкви.
Но такая Церковь станет «Церковью для богатых» и потеряет благодать Божию.
Истинно Православная, Воинствующая Церковь, не боящаяся сказать правду о социальном неравенстве и богатстве, духовно целеустремленная и решительная, в настоящее время должна быть рядом со страдающими, обиженными и угнетенными.
Церковь, «адаптированная» к либеральной антихристианской современности, обречена быть по другую сторону баррикад, со своими «спонсорами» — алчными «приватизаторами», жирующей «новорусской» финансовой элитой». (А, Кирдяшкин, доктор технических наук, лауреат Государственной премии РФ).
Итак, отношения, установленные в первоначальной Церкви между христианами, были безусловно коммунистическими.
С 4-го века первоначальное устроение Церкви было разрушено, вместе с ним ушел в прошлое и христианский коммунизм.
С того времени, кроме аналогичного кратковременного периода в исламе, человечество не знало сколько-нибудь устойчивых и масштабных проявлений такого рода в социально-экономической истории.
За одним исключением: в Советском Союзе в 70-80-х годах возникло явление, которое по сути, масштабам и значению вполне сопоставимо с первоначальным христианским коммунизмом.