Кратко о христианстве

Содержание

Христианство

Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году.

Возникновение христианства

Основная статья: Зарождение христианстваНиколай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов.

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Численность

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд, в том числе:

  • в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн,
  • в Латинской Америке — около 380 млн,
  • в Северной Америке — 180—250 млн:
    • США — 160—225 млн,
    • Канада — 25 млн),
  • в Азии — около 300 млн,
  • в Африке — 300—400 млн,
  • в Австралии — 14 млн.

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:

  • католиков — около 1,15 млрд, в том числе:
    • около 17 млн католиков восточных обрядов;
  • протестантов — около 426 млн, в том числе:
    • 105 млн пятидесятников;
    • около 88 млн англикан;
    • около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений;
    • 70 млн методистов;
    • 70 млн баптистов;
    • 64 млн лютеран;
    • 16 млн адвентистов седьмого дня;
  • приверженцев автокефальных православных церквей от 240 до 300 млн;
  • приверженцев древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока) — около 70-80 млн, в том числе:
    • последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн.

Христианские конфессии и учения

Ветви христианства

Антитринитаризм

  • Еговисты («ильинцы»)
  • Свидетели Иеговы
  • Христадельфиане

Реставрационизм

  • Christian Connexion (англ.)русск.
  • Живой поток (англ.)русск.
  • Истинная церковь Иисуса
  • Ученики Христа (Церкви Христа)
  • Церкви Бога (англ.)русск.

Прочие

  • Духовное христианство
  • Ирвингиане («апостолы последних дней»)
  • Кимбангизм
  • Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Содружество Христа и др.)
  • Новоапостольская церковь
  • Унитарии
  • Церковь Объединения («мунисты»)
  • Церковь Христа («Iglesia ni Cristo»)

Основная статья: Ветви христианства

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

  • Католицизм
  • Православие
  • Протестантизм

Католицизм

  • Католическая церковь
    • Римско-католическая церковь
    • Восточнокатолические церкви
  • Старокатолицизм

Православие

  • Православная церковь
    • Автокефальные православные церкви
  • Старообрядчество
    • Поповство
    • Беспоповство
    • Беглопоповство

Древневосточные церкви

Церкви, не принявшие исповедание веры, утвержденное на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня древневосточными или нехалкидонскими (см. неполный список ниже); некоторые из них исторически вышли из общин монофизитов и несториан. Хотя нехалкидонские церкви иногда называют «древнеправославными», они не имеют евхаристического общения с православными церквями.

  • Армянская апостольская церковь
  • Коптская православная церковь
  • Эфиопская православная церковь
  • Сиро-яковитская православная церковь
  • Маланкарская православная церковь
  • Ассирийская церковь Востока (несториане)

Протестантизм

Основные конфессии (более 10 млн. членов церкви)

  • Адвентисты Седьмого Дня
  • Англиканство
  • Баптизм
  • Кальвинизм и Реформатство
    • Кальвинизм
    • Пресвитерианство
  • Лютеранство
  • Методизм
  • Пятидесятничество

Другие конфессии

  • Адвентисты-реформисты
  • Квакеры
  • Меннонитство

Течения в протестантизме

  • Евангельские христиане
  • Харизматические течения (неопятидесятничество)

Вероучение

Троица, икона Андрея Рублёва

Теология

См. также: Троица

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.

Основные черты христианской религии

Этот раздел должен быть полностью переписан. На странице обсуждения могут быть пояснения.
  1. Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей в едином существе божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица)
  2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном разуме и всемогуществе, но и абсолютной благости и любви (Бог есть любовь)
  3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
  4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)
  5. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.
  6. Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»). Благовещение
  7. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире
  8. Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).

Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:

  1. Существенная метафизичность её содержания
  2. Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все времена Духа Святого.

Христология

Основная статья: Христология

Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощенный Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

Христианская антропология

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).

Учение о таинствах

С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие таинства как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.

Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в тело и кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви (Еф.5:22,5:32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.

История христианской церкви

Основная статья: История христианства

Доникейский период (I — начало IV века)

Основная статья: История раннего христианства

Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.

Апостольский век

I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.

После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa, и с ним заканчивается апостольский век.

«Апостольские мужи»

Основная статья: Апостольские мужи

Время первохристианства I—II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика Игнатия Богоносца, осужденного на смерть во времена гонений императора Траяна, и священномученика Поликарпа Смирнского, который был сожжён на костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г).

«Апологеты»

Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г.

Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.

Христианизация Армении

Основная статья: Армянская апостольская церковь

В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Трдата III Великого.

Именно начало Диоклетианова гонения (302 год) заставляет общину девичьего аскетерия бежать в Армению. Св. девы были замучены армянским царём Тиридатом. Но это способствовало обращению его царства через проповедь св. Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом Армении. Таким образом, Армения стала первым в мире христианским государством.

Эпоха гонений закончилась с воцарением св. равноап. Константина Великого. Начался новый период истории Церкви.

Христианизация Грузии

Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным. В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире.

IV—VIII вв.

При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство — типично императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах.

Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине

Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик — преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенниси.

В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).

В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.

IX—XI вв.

В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.

Разделение церквей (формально 1054 г.)

Основная статья: Раскол христианской церкви (1054)

Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.

Православные монахи

Действительное разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.

Святые

Основная статья: Святой

Более 150 тысяч людей причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.

См. также

Портал «Христианство»

Христианство в Викисловаре

Христианство в Викицитатнике

Христианство в Викитеке

Христианство на Викискладе

Христианство в Викиновостях

  • Категории
    • Общехристианские святые
    • Католические святые
    • Православные святые
  • Статьи
    • Богослужение
    • Евхаристия
    • Ересь
    • Икона
    • История христианства
    • Криптохристианство
    • Инквизиция
  • Иудаизм и христианство

Примечания

  1. BBC, BBC—Religion & Ethics—566, Christianity
  2. Briggs, Charles A. The fundamental Christian faith: the origin, history and interpretation of the Apostles’ and Nicene creeds. C. Scribner’s sons, 1913. Online: http://books.google.com/books?id=VKMPAAAAIAAJ
  3. 1 2 Major Religions of the World Ranked by Number of Adherents
  4. Христианство — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  5. Binns, John. An Introduction to the Christian Orthodox Churches. Cambridge: Cambridge University Press, 2002, p. 30. ISBN 0-521-66738-0.
  6. БСЭ — Статья: Армянская апостольская церковь
  7. CIA — The World Factbook: Armenia
  8. Макс Даймонт. Евреи, Бог и история
  9. Adherents.com: By Location
  10. Adherents.com — Religion by Location
  11. Largest Religious Groups in the USA
  12. Adherents.com: By Location
  13. Adherents.com: By Location
  14. Adherents.com: By Location
  15. Adherents.com: By Location
  16. Catholic News | Vatican: Priest numbers show steady, moderate increase | American Catholic
  17. Annuario Pontificio
  18. 1 2 Status of Global Mission 2011
  19. Statistical report. Annual council of the General Conference Committee, October 9-14, 2009
  20. Eastern Orthodox Church — Information on the Eastern Orthodox Church Denomination
  21. The Armenian Church Today (недоступная ссылка))
  22. Армянская Церковь и Халкидон (недоступная ссылка)
  23. Encyclopedia Coptica
  24. Всемирный совет церквей
  25. National Geographic
  26. Схематическая история христианства
  27. Всемирный совет Церквей
  28. Грузинская Православная Церковь-сайт Московской патриархии
  29. ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (недоступная ссылка)
  30. Рональд Робертсон. Восточные христианские церкви: церковно-исторический справочник
  31. Краткая история Грузинской Православной Церкви
  32. Официальный сайт Грузинской православной церкви
  33. грузинская православная церковь, Энциклопедический словарь
  34. БСЭ
  35. Православие в наши дни,M. N. Bessonov,Издатель-Политиздат, 1990. Стр.80

Литература

Научная литература

  • Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. — СПб., 1907 1918. Т. 1-4; То же (репринт). М., 1994.
  • Гарнак Адольф фон. История догматов // Оп.: История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб., 1911, т. 6
  • Густерин П. На родине христианства // Азия и Африка сегодня. — 2006. — № 5.
  • Донини Амброджо. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. / Под общ. редакцией проф. И. С. Свенцицкой. — М., 1979. — 341 с.
  • Карташев А. В. Вселенские Соборы. — М., 1994.
  • Косидовский З. Библейские сказания. Пер. с польск. Изд. 4-е. — М., 1978. — 455 с. с ил.
  • Косидовский З. Сказания евангелистов: Пер. с польск. / Послесл. и примеч. И. С. Свенцицкой. — 2-е изд. — М., 1978. — 262 с.
  • Поснов М. Э. История христианской церкви (до разделения Церквей — 1054 г.)
  • Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М., 1987; М., 1988; М., 1989
  • Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя. — М., 2003.
  • Свенцицкая И. С. Судьбы апостолов: мифы и реальность. — М.: Вече, 2006.
  • Фрэзер Джеймс Джордж. Фольклор в ветхом завете
  • Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. — М., 1993-95. Т. 1-3. (Т. 3. С. 489—526 обширная библиография).

Христианская литература

  • Афанасьев, прот. Николай. Вступление в Церковь. — М., 1993.
  • Афанасьев, прот. Николай. Церковь Духа Святого. — Рига, 1994.
  • Исагогика. Курс по изучению Священного Писания Ветхого Завета
  • О. Сергий (Лепин). Христианство // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
  • Келлог, С. Г. Буддизм и христианство. Сравнение легендарной истории и учения Будды с евангельской историей и учением нашего господа И. Христа. Пер. с англ. под ред. Орнатского Ф. — Киев : Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1894. — XI, 292 с. ; 23 см — Б. ц.
  • Керн, архим. Киприан. Евхаристия. — Париж, 1947; То же (репринт). М., 1992.
  • Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 3-е изд. — Париж; Москва, 1996.
  • Валентин Асмус. Прот. Лекции по истории церкви
  • Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви Догматическое богословие. — М., 1991.
  • Еп. Григорий (В. М. Лурье). История византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 2006. XX + 553 с. ISBN 5-901410-13-0 Оглавление, Раздел 1, гл. 1, Раздел 1, гл. 2, Раздел 2, гл. 1, Раздел 2, гл. 2, Раздел 4, гл. 1, Раздел 4, гл. 2
  • Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие Нью-Йорк, 1985 (2-е издание — Вильнюс; М., 1992, ISBN 5-900785-14-9; 3-е издание — Клин, 2001, ISBN 5-93313-018-4; 4-е издание — Минск, 2001). Пер. с англ. Ларисы Волохонской.
  • Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 1991-92)
  • Мень А. В. Первые апостолы (не завершена)
  • Мень А. В. История религии (учебник в 2 томах) (Москва, 1997)
  • Мень А. В. Библиологический словарь (в 3 томах) (Москва, 2002)
  • Православная богословская энциклопедия / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900-11. Т. 1-12.
  • Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. — Сергиев Посад, 1914. Т. 1.
  • Флоровский, прот. Г. Пути русского богословия — Вильнюс, 1991.
  • Флоровский, прот. Г. Восточные отцы 4 в. — Париж, 1931; То же (переизд.). М., 1992.
  • Флоровский, прот. Г. Византийские отцы 5-8 вв. — Париж, 1933; То же (переизд.). М., 1992.
  • H. Denzinger A. Schonmetzer, Enchiridion symbolorum, definitionum et declarationum de rebus fidei et morum, 36 ed. Basileae et Frib., 1976.
  • Pelikan J. The Christian Tradition. A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1971—78. Bd.1—3.
  • Андре Миллер. «История христианской Церкви»

Критическая литература

  • Авдеев В. Б. Преодоление Христианства. Москва, «КАПЬ», 1994.
  • Арнольд Готфрид. Беспристрастная история церквей и ересей от начала нового завета до 1688 г. после рождества Христова. — Франкфурт-на-Майне, 1729
  • Байда Д. В., Любимова Е. В. Библейские картинки, или Что такое «божья благодать». Киев, «ДИВ», 2008. — 328 с.
  • Гольбах П. А. Галерея святых или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов
  • Дешнер Карлхайнц. Криминальная история христианства. В 4 томах / Пер. с нем. В. Хмары. — М.: Terra, 1996. — 464 с (в djVu)
  • Каутский Карл. «Происхождение христианства»
  • Лео Таксиль. Священный вертеп
  • Ранович А. Б. Античные критики христианства. — М., Политиздат, 1990.
  • Толстой Л. Н. Исследование догматического богословия / Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 23, произведения 1879—1884, с. 60-303
  • Уайт, Э. Д. A History of the Warfare of Science with Theology in Christendom. 2 vols. (1896) (англ.) (на русском языке: Уайт, Э. Д. Борьба религии с наукой / Пер. Д. Л. Вейса. М.—Л., 1932)
  • John William Draper. The origin of Christianity. Its transformation on attaining imperial power. Its relations to science / History of the Conflict Between Religion and Science. — New York: D. Appleton, 1874. (англ.) («История борьбы между религией и наукой»)
  • Walter Richard Cassels. Supernatural Religion: An Inquiry into the Reality of Divine Revelation. — London, 1902. (в pdf, djVu) (англ.) («Сверхъестественная религия: исследование реальности божественного откровения»)
  • Артур Древс. Происхождение христианства из гностицизма. — М., 1930

Православие религия | Суть православия | История

Название: Православие («правильное служение», «правильное учение»)

Православие оформилось в первом тысячелетии от Р. Х. под предводительством кафедры епископа Константинополя — столицы восточной Римской империи. В настоящее время православие исповедуют 225–300 миллионов человек во всём мире. Кроме России православное вероисповедание получило широкое распространение на Балканах и восточной Европе.

Православные верят в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа. Считается, что все три божественные ипостаси пребывают в неразрывном единстве. Бог является творцом мира, который был им создан изначально безгрешным. Зло и грех при этом понимаются как искажения устроенного Богом мира. Первородный грех непослушания Адама и Евы Богу был искуплён через воплощение, земную жизнь и крестные страдания Бога-Сына Иисуса Христа.

В понимании православных Церковь — это единый богочеловеческий организм во главе с Господом Иисусом Христом, объединяющий общество людей Святым Духом, Православной Верой, Законом Божим, иерархией и Таинствами.

Иерархическая структура православной церкви приемлет определённые демократические процедуры управления, в частности поощряется критика любого духовного лица, если оно отступает от православной веры.

Для обретения спасения есть два пути. Первый — монашеский, заключающийся в уединение и отрешении от мира. Это путь особого служения Богу, Церкви и ближним, связанный с напряжённой борьбой человека со своими грехами. Второй путь спасения — это служение миру, прежде всего семье. Семья в православии играет огромную роль и называется малой церковью или домашней церковью.

Источником внутреннего права православной Церкви — основным документом — является Священное предание, которое содержит Священное Писание, толкование Священного Писания, составленное Святыми Отцами, богословские сочинения Святых Отцов (догматические их труды), догматические определения и деяния Святых Вселенских и Поместных Соборов Православной Церкви, богослужебные тексты, иконопись, духовное преемство, выраженное в трудах писателей-подвижников, их наставлениях о духовной жизни.

К православным таинствам относятся: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение. Таинство евхаристии или причащения, является самым важным, оно способствует приобщению человека к Богу. Таинство крещения — это вход человека в Церковь, избавление от греха и возможность начать новую жизнь. Миропомазание (обычно следует сразу за крещением) заключается в передаче верующему благословения и даров Святого духа, которые укрепляют человека в духовной жизни. Во время Елеосвящения тело человека помазывают освящённые елеем, что позволяет избавиться от телесных недугов, даёт оставление грехов. Соборование — связано с прощением всех грехов, совершённых человеком, прошением об освобождении от болезней. Покаяние — прощение греха при условии искреннего раскаяния. Исповедь — даёт благодатную возможность, силу и поддержку к очищению от греха.

Православная Церковь считает, что история христианства до великого раскола (разделение православия и католицизма) является историей именно православия. Вообще отношения между двумя основными ветвями христианства всегда складывались достаточно сложно, порой доходя до откровенной конфронтации. Причём даже в 21-м веке ещё рано говорить о полном примирении. Православие считает, что спасение может быть обретено только в христианстве: при этом неправославные христианские общины считаются частично (но не полностью) лишёнными божьей благодати. В отличие от католиков православные не признают догмат о непогрешимости папы римского и его главенство над всеми христианами, догмат о непорочном зачатии Девы Марии, учение о чистилище, догмат о телесном вознесении Божией Матери. Важным отличием православия от католичества, оказавшим серьёзное влияния на политическую историю, является тезис о симфонии духовной и светской властей. Римская Церковь выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего Первосвященника обладает суверенной светской властью.

Православная Церковь организационно представляет собой сообщество поместных Церквей, каждая из которых пользуется полной самостоятельностью и независимостью на своей территории. В настоящее время существуют 14 автокефальных Церквей, например, Константинопольская, Русская, Греческая, Болгарская и др.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Православие — это что такое? Определение, суть, история и интересные факты

В 395 году под натиском варваров пала Римская империя. В результате этого некогда мощное государство распалось на несколько самостоятельных образований, одним из которых стала Византия. Несмотря на то что христианская церковь ещё шесть с лишним веков продолжала оставаться единой, развитие её восточной и западной части шло различными путями, что предопределило их дальнейший разрыв.

Разделение двух родственных церквей

В 1054 году христианская церковь, существовавшая к тому времени уже тысячу лет, раскололась на две ветви, одной из которых явилась Западная Римско-Католическая Церковь, а другой — Восточная Православная, с центром в Константинополе. Соответственно с этим и само учение, базирующееся на Священном Писании и Священном Предании, получило два самостоятельных направления – католицизм и православие.

Формальный раскол явился следствием длительного процесса, включавшего в себя как богословские споры, так и попытки римских пап подчинить себе Восточные церкви. Тем не менее православие – это в полной мере итог развития общего христианского вероучения, начавшегося в апостольские времена. Всю священную историю от дарования Иисусом Христом Нового Завета до момента Великого раскола она рассматривает как собственную.

Литературные источники, несущие в себе основы вероучения

Суть православия сводится к исповеданию апостольской веры, основы которой изложены в Священном Писании – книгах Ветхого и Нового Завета, а также в Священном Предании, включающем в себя постановления Вселенских Соборов, творения отцов церкви и жития святых. Сюда же следует отнести и литургические предания, определяющие порядок совершения церковных богослужений, исполнение всевозможных обрядов и таинств, которые включает в себя православие.

Молитвы и песнопения в большинстве своём представляют собой тексты, взятые из святоотеческого наследия. К ним относятся и те, что включены в церковные богослужения, и те, которые предназначены для келейного (домашнего) чтения.

Истинность православного учения

По убеждению апологетов (последователей и проповедников) данного вероучения, православие – это единственно верная форма исповедования Божественного учения, дарованного людям Иисусом Христом и получившего дальнейшее развитие благодаря его ближайшим ученикам – святым апостолам.

В отличие от него, как утверждают православные богословы, остальные христианские конфессии – католицизм и протестантизм со всеми их ответвлениями — не что иное, как ереси. Уместно отметить, что само слово «православие» является калькой с греческого, где оно буквально звучит как «правильное славление». Речь идёт, разумеется, о прославлении Господа Бога.

Как и всё христианство, православие формулирует своё учение в соответствии с постановлениями Вселенских Соборов, которых за всю историю церкви было семь. Проблема лишь в том, что одни из них признаются всеми конфессиями (разновидностями христианских церквей), а другие лишь какой-то одной или двумя. По этой причине и Символы веры – изложения основных положений вероучения — у всех звучат по-разному. Это, в частности, послужило одной из причин, почему православие и католицизм пошли разными историческими путями.

Документ, выражающий основы веры

Православие – это вероучение, основные положения которого были сформулированы двумя Вселенскими Соборами – Никейским, состоявшимся в 325 году, и Константинопольским, в 381-м. Принятый ими документ получил название Никео-Цареградский Символ веры и заключает в себе формулу, сохранившуюся в своём изначальном виде до наших дней. Следует отметить, что именно она главным образом разделяет православие и католицизм, поскольку последователи Западной церкви приняли эту формулу в несколько изменённом виде.

Православный Символ веры состоит из двенадцати членов – разделов, каждый из которых лаконично, но в то же время ёмко и исчерпывающе излагает догмат, принятый церковью по тому или иному вопросу вероучения.

Суть учения о Боге и Святой Троице

Первый член Символа веры посвящён спасению через веру во Единого Бога Отца, сотворившего небо и землю, а также весь видимый и невидимый мир. Второй и вместе с ним восьмой исповедуют равенство всех членов Пресвятой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, указывают на их единосущность и, как следствие, на одинаковое Каждому из Них поклонение. Равенство всех трёх ипостасей является одним из основных догматов, который исповедует Православие. Молитвы ко Пресвятой Троице всегда бывают обращены в равной степени ко всем Её ипостасям.

Учение о Сыне Божьем

Последующие члены Символа веры, со второго по седьмой, посвящаются Иисусу Христу – Сыну Божьему. В соответствии с православной догматикой, Ему присуща двойная природа – Божественная и человеческая, причём обе её части сочетаются в Нём не слитно, но в то же время и не раздельно.

Согласно православному учению, Иисус Христос был не сотворён, а рождён от Бога Отца ещё до начала времён. Надо отметить, что в данном утверждении православие и католицизм расходятся во мнениях и становятся на непримиримые позиции. Свою же земную сущность Он обрёл, воплотившись в результате беспорочного зачатия Девы Марии при посредстве Святого Духа.

Православное понимание Христовой жертвы

Основополагающим элементом православного учения является вера в искупительную жертву Иисуса Христа, принесённую им на кресте во имя спасения всех людей. Несмотря на то что о ней говорит всё христианство, православие понимает этот акт несколько в ином ключе.

Как учат признанные отцы Восточной церкви, Иисус Христос, приняв человеческую природу, повреждённую первородным грехом Адама и Евы, и воплотив в ней всё присущее людям, кроме их греховности, своими мучениями очистил её и избавил от проклятия. Последующим же воскресением из мёртвых Он показал пример того, как очищенная от греха и возрождённая человеческая природа способна противостоять смерти.

Сделавшись, таким образом, первым человеком, обретшим бессмертие, Иисус Христос открыл людям путь, следуя которому, они могут избежать вечной смерти. Его этапами являются вера, покаяние и участие в совершении Божественных таинств, главным из которых является причащение плоти и крови Господней, происходящее с той поры во время литургии. Вкусив хлеб и вино, обращённые в тело и кровь Господа, верующий человек воспринимает часть Его природы (отсюда название обряда – причастие), и наследует после своей земной кончины вечную жизнь на Небе.

Также в этой части декларируется вознесение Иисуса Христа и Его второе пришествие, после которого на земле восторжествует Царство Божие, уготованное всем исповедующим православие. Это должно случиться неожиданно, поскольку о конкретных сроках известно лишь Единому Богу.

Одно из противоречий между Восточной и Западной церквями

Восьмой член Символа веры целиком посвящён животворящему Святому Духу, исходящему лишь от Бога Отца. Этот догмат также стал причиной богословских споров с представителями католичества. По их мнению, источают Святой Дух в равной степени Бог Отец и Бог Сын.

Дискуссии ведутся на протяжении многих столетий, но Восточная церковь и русское православие в особенности занимают в этом вопросе неизменную позицию, продиктованную догматом, принятым на двух Вселенских Соборах, речь о которых шла выше.

О Небесной Церкви

В девятом члене речь идёт о том, что Церковь, установленная Богом, по своей сути единая, святая, соборная и апостольская. Здесь требуется некоторое пояснение. В данном случае говорится не о земной административно-религиозной организации, созданной людьми и ведающей вопросами проведения богослужений и совершением таинств, а о Небесной, выраженной в духовном единстве всех истинных последователей Христова учения. Она создана Богом, а поскольку для Него мир не делится на живых и мёртвых, то её членами являются в равной степени и те, кто здравствует ныне, и те, кто давно завершил свой земной путь.

Небесная Церковь едина, поскольку един Сам Бог. Она свята, так как освящена своим Создателем, и названа апостольской, поскольку первыми её служителями были ученики Иисуса Христа – святые апостолы, преемственность которых передаётся во священстве из поколения в поколение вплоть до наших дней.

Крещение – путь во Церковь Христову

Согласно восьмому члену, приобщиться к Церкви Христовой, а значит и унаследовать жизнь вечную, можно, лишь пройдя обряд Святого Крещения, прообраз которого явил сам Иисус Христос, погрузившись некогда в воды Иордана. Принято считать, что здесь же подразумевается и благодатность остальных пяти установленных таинств. Одиннадцатый и двенадцатый члены, завершающие собой Символ веры, декларируют воскресение всех умерших православных христиан, и их вечную жизнь во Царствии Божьем.

Все вышеперечисленные заповеди православия, принятые в качестве религиозных догм, были окончательно утверждены на Втором Вселенском Соборе 381 года и, во избежание искажения вероучения, сохраняются неизменными вплоть до наших дней.

В наши дни на Земном шаре православие исповедуют более 226 млн человек. При столь широком охвате верующих учение Восточной церкви по количеству своих последователей уступает католичеству, но превосходит протестантизм.

Вселенская (всеобщая, охватывающая весь мир) Православная Церковь, традиционно возглавляемая Константинопольским патриархом, делится на поместные, или, как их иначе называют, автокефальные церкви. Их влияние ограничивается пределами какого-либо одного государства или провинции.

На Русь православие пришло в 988 году благодаря святому равноапостольному князю Владимиру, изгнавшему его лучами мрак язычества. В наши дни, несмотря на формальное отделение религии от государства, провозглашённое почти столетие назад, его последователями является подавляющее число верующих нашей страны, и именно на нём строится основа духовной жизни народа.

День православия, вытеснивший ночь безверия

Религиозная жизнь страны, возрождённая после десятилетий общегосударственного атеизма, с каждым годом набирает силу. Сегодня в распоряжении церкви все достижения современного технического прогресса. Для пропаганды православия используются не только печатные издания, но и различные медийные ресурсы, среди которых важное место занимает интернет. Одним из примеров его использования в целях повышения религиозного образования граждан является создание таких порталов, как «Православие и мир», «Предание.ру» и т. д.

Широкие масштабы принимает в наши дни и работа с детьми, особенно актуальная ввиду того, что мало кто из них имеет возможность приобщиться в семье к основам веры. Объясняется подобная ситуация тем, что родители, выросшие в советский и постсоветский период, сами воспитывались, как правило, атеистами, и не имеют даже основных понятий о вере.

Для воспитания подрастающего поколения в духе православия, кроме традиционных занятий воскресных школ, используется и организация всевозможных мероприятий. В их число входят и набирающие популярность детские праздники, такие как «День православия», «Свет Рождественской звезды» и т. д. Всё это позволяет надеяться на то, что в скором времени вера наших отцов обретёт в России прежнюю мощь и станет основой духовного единства её народа.

Исправьте ошибки в предложениях. • Материалистическая теория установила, что человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении, после грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился, стремлений и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия. • Согласно богословско-теологическому подходу, первые религиозные нормы возникли в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества, однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы, таким образом, религиозные первобытные верования возникли в связи с практически м бессилием людей перед природой , их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения. • Основой ислама является учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскреси вознесся на небо, в будущем произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. • В буддизме наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях, вера в единого бога Аллаха является основой этого вероучения. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный судья. • Согласно учению христианства, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание, поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами. • В отличие от католицизма, который признает решения только первых семи Вселенских Соборов, православие продолжало развивать свою догматику на последующих Соборах, поэтому основу его вероучения составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления 21-го Собора, а также официальные документы Римского папы.

ятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она – часть социальной позиции, но не выражение этой позиции в действии. Социальные нормы – предписанные правила поведения – характеризуют не только статус, но и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным характеристикам социального пространства, только и становится возможным ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется соответствующим образом. <…> Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне (хотя реализуются внутри роли). Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости <…> нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства ВОПРОС ПО ТЕКСТУ: Автор пишет о том, что соблюдение социальных норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Приведите три обоснования этого вывода

>»Избери жизнь»

Религия страдания

14 февраля 2015 | Опубликовал: Nadya

«Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или брата, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной».

(Библия, Ев. от Марка,10:29-30)

У многих христианство ассоциируется с неизбежными страданиями, лишениями, отречением от себя и отказом от различных удовольствий, — словом, с таким образом жизни, который больше подходит для доживающих свой век стариков, чем для полных сил и амбиций молодых людей. Да, Иисус не идёт на компромиссы и не скрывает какие-то неудобные моменты в Своём учении, Он прямо говорит, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деяния Святых Апостолов, 14:22).

Но есть один интересный момент: если проанализировать судьбы христиан и сравнить их с жизнями тех, кто далёк от Христа, то можно заметить, что принадлежность человека к христианству никак не гарантирует наличие в его жизни проблем и скорбей, и наоборот. Сложные жизненные ситуации в равной степени бывают как у одних, так и у других. В Библии написано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Псалтирь, 33:20) и «много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость» (Псалтирь, 31:10).

Так почему же сложилось такое мнение? В ответе на этот вопрос я хочу затронуть два пункта:

  • Трудности в жизни христиан и неверующих;
  • Отношение Бога и христианства к повседневным удовольствиям.

Всем нам знакома эта пословица: «Всё, что ни делается, всё – к лучшему». Но посмотрите, что по этому поводу говорит Библия: «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Послание к Римлянам, 8:28). Получается, что только у «любящих Бога» — т.е., у христиан, — есть уверенность в счастливом исходе любых событий, потому что их жизнь находится под контролем Всеблагого и Любящего Бога. Если им встречаются проблемы, переживания, трудности, то у них есть Заступник и Помощник, помогающий пройти всё это на пути к определенной Небесным Отцом цели. «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля» (Псалтирь, 45:1). В жизни же неверующих людей трудности возникают непредсказуемо, не имеют никакой благой цели и не дают надежды на хороший конец.

Почему же христианство кажется многим чем-то обременительным, лишающим радостей жизни? Возможно, на такие мысли людей наталкивают вот эти слова Иисуса Христа: «И кто не несёт креста своего и идёт за Мной, не может быть Моим учеником» (Ев. от Луки, 14:27). Но кроме этих пугающих слов Иисус также сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Ев. от Матфея, 11:28-30).

Нередко считают, что христианство выступает против удовольствий и призывает к отречению от всего, что может принести радость здесь, на земле. «Мучайтесь и страдайте всю жизнь, и тогда где-то там, после смерти, вы, может быть, получите свою награду!» — такими словами многие неверующие описывают суть христианства. Иисус Христос отвечает на это так: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь Пастырь добрый» (Ев. от Иоанна, 10:10-11).

«Христианство не сулит исполнения всех личных желаний и не учит гедонизму. Оно зовёт к упорядочиванию жизни, к гармонии и полноте: удовольствия должны играть в жизни ту роль, которую предначертал им Создатель. Иначе нас ждёт гибель, как наркомана, который не может остановиться. Беда начинается, когда удовольствия становятся для человека самоцелью, а не отголоском чего-то большего. «Совершенны благие желания, которые Ты даровал мне, — молился Блез Паскаль, — будь же их Концом, как Ты стал их Началом» (Филипп Янси. Из книги «Отголоски иного мира»).

Наталья

Tags: Библия, Бог, Газета, вера, вечность, смысл жизни, счастье, христиане, человек